Рисуночный тест «Детский сад» с примерами интерпретации.
? LiveJournal- Main
- Ratings
- Interesting
- iOS & Android
- Login
- CREATE BLOG
Педагогический анализ детского рисунка
Министерство образования и науки РФ
ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический
университет им. Козьмы Минина»
Работа по дисциплине «Методика преподавания изобразительной деятельности (специальная)»:
Анализ детского рисунка
Выполнила: студентка группы Л-14,
факультета психологии и педагогики
Жнечкова Катерина Александровна
Нижний Новгород
2016
Предыстория:
Рисунок девочки возраста 8 лет. Было предложено нарисовать то, что хочется.
Содержание рисунка:
Тема рисунка «Летний день» (со слов ребенка). На изображении мы видим облака, солнце – элементы неба, цветок, две травяные кочки и обозначение земли – элементы земли. Фон остался белым.
Проявленное творчество:
Созданных ей оригинальных компонентов рисунка нет, все детали стереотипны, идут извне (кто-то показал, как рисовать такого рода изображения), замысел самостоятельный, но в целом работа не оригинальна.
Средства выразительности:
В первую очередь — это цвет и штрих. Цвета травы, пиона, солнца переданы верно, но вот облака закрашены голубым, хотя они-то белые, а небо голубое, но это сделано для упрощения изображения. Объемности изображения нет, кроме изображения самого цветка – здесь объем старались передать «кудрявыми» штрихами. Облака меньше остальных объектов наполнены штрихом, что делает их легче. Все цвета выбраны яркие, в штриховке проглядываются «дыры», что придает рисунку легкость в целом.
Грамотность, техничность. Форма изображенных элементов передана точно: солнце круглое, листья удлиненные, цветок – пушистый (это пион, по словам ребенка). Строение предметов верное, принятое в обществе. Пропорции предметов не соблюдены: солнце в реальной жизни меньше облаков, цветок очень крупный. Композиция: рисунок расположен на всей поверхности листа, есть искажения в соблюдении пропорций предметов, присутствует фризовость.
Педагогические выводы:
Небо и земля соответствуют своему расположению – небо-верх, земля-низ, растения от земли не оторваны, не перевернуты, что говорит нам, что усвоенные представления данного ребенка о природе верны. Присутствует детская фризовость, но сам рисунок, на мой взгляд, соответствует данному возрасту. Выбранная цветовая гамма говорит о том, что ребенок в данный момент имеет положительное эмоциональное настроение, душевный покой и позитивный эмоциональный настрой. Преобладающий зеленый цвет говорит нам об уравновешенности и упрямстве ребенка. То, что она контролирует себя во время штриховки, стараясь не выходить за линии, говорит о новообразовании ученика – самоконтроле. Тянущийся к солнцу гиперболизированный цветок, может говорить о желании скорейшего наступления лета и желании быстрее вырасти.
О чем свидетельствуют детские рисунки — Психология — Для души — Статьи
Почему педагоги и психологи все настойчивей выражают озабоченность, указывая на обедненность фантазии современных детей, на примитивность рисунков, на их монотонность?
Признаться, я даже не подозревала, как худо дело, пока моя выросшая дочь не обнаружила при уборке комнаты папку, которую ей семнадцать лет назад торжественно вручили на утреннике, устроенном в честь окончания детского сада. В этой папке были собраны ее детсадовские «художества», бережно сохраненные воспитательницами и отданные нам на память. Тогда каждый ребенок получил такой подарок, ценность которого он смог осознать лишь много лет спустя.
«Как я, оказывается, хорошо рисовала! Не то, что твои дети, — изумилась Кристина, подразумевая под «моими детьми» тех, с которыми я провожу психокоррекционные занятия. — Смотри, вот здесь мне было три года. А здесь четыре. Разве твои так нарисуют? А ведь я не отличалась особыми способностями. У нас в группе были ребята, которые рисовали гораздо лучше».
Я посмотрела и не поверила. Три года? Не может быть. Когда ко мне на консультацию приводят трехлеток, я им обычно даже не предлагаю порисовать, понимая, что скорее всего это будут просто «каляки-маляки». А если кому-нибудь особо развитому и предлагаю, то почти никогда не задаю тему, говорю: «Нарисуй что хочешь». Но на рисунках стояли даты, поэтому сомнения были неуместны. Я принесла работы «моих детей» и положила рядом с Кристиниными. Что тут скажешь? Это надо видеть.
Из рисунков, сделанных дошкольниками, мы не нашли практически ни одного, сопоставимого даже с простенькой ее картинкой. Она так изображала людей или животных года в два. «Палка, палка, огуречик, вот и вышел человечек…» Школьники рисовали, конечно, уже не так примитивно (и то не все!), но ведь им было на несколько лет больше.
А в детском возрасте даже полгода — это, по выражению одного грибоедовского героя, «дистанция огромного размера».
Как раз неделю назад я брала интервью у известного детского психиатра проф. Г.В. Козловской. Мы с ней беседовали о задержках психического развития, рост которых наблюдается врачами в последние годы. Вот и наглядное подтверждение ее слов… Еще раз подчеркну, что в Кристинкином садике с ребятами занимались самые обыкновенные воспитательницы, а вовсе не художники.
Детей никто там не обучал ни композиции, ни подбору цветовой гаммы, ни применению различных техник, как делают сейчас во многих студиях, а лишь следили за тем, чтобы было аккуратно и по заданию.
Но, пожалуй, больше всего меня поразило разнообразие тем и обилие подробностей. Очень часто воспитатели — то ли чтобы не ломать себе голову, то ли развивая таким образом творческие способности — поручали детям самим придумать, что они будут рисовать на сей раз. Мы на консультации тоже «заказываем» пару рисунков на определенную тему и один — на свободную.
Но довольно редко (опять-таки, обычно уже в весьма солидном школьном возрасте, лет в 10-12), получаем какие-то более или менее интересные сюжетные картинки.
Окружающий мир если и нарисован, то очень бедно и схематично: травка, деревце или грибок. Рисунки по большей части контурные, а если и раскрашены, то наспех, тяп-ляп.
Скорее, тут не сам мир, а символ окружающего мира.
Разве можно сравнить это убожество с тем, сколько выдумки, наблюдательности и реальных познаний о жизни отражалось в рисунках дошколят предыдущего поколения?
А какое многотемье было! Чувствовалось, что ребенку все интересно, все привлекает его внимание. Тут и космонавты, и пограничники, и герои любимых сказок, и дед Мороз со Снегурочкой, и зимний лес, и прогулка под дождем, и катание на санках, и неваляшка с Чебурашкой.
Вот две девочки коротают вечер дома. Почему вечер? Да потому что под потолком горит люстра. А на то, что дело происходит зимой, указывает масса снежинок на окнах.
Одна девочка сидит на стуле, держа в руках книжку, другая стоит у стола. На столе цветастая скатерть. На полу — разноцветный половичок. Учтено все до мельчайших деталей, до пуговок на платье и помпончиков на домашних тапочках. Все ясно без объяснений; бережно, с любовью раскрашено.
А вот другая картинка: красавица с голубыми волосами (наверно, Мальвина) стоит на дорожке, ведущей к дому. Перед домом — фонтан, брызги которого летят на траву. Дом с крылечком, окна со ставнями, рядом дерево, по небу летит птичка, в траве ползет ежик, чуть поодаль, возле других деревьев цветут колокольчики и ландыши, алеет земляника. Нарисовано, конечно, наивно, по-детски, но ведь и автору всего пять лет.
По старым временам, рисунок обычный, ничего особенного, а по нынешним — настоящий шедевр.
ПОЧЕМУ ЭТО ЗАДЕРЖКА РАЗВИТИЯ?
«Ваше сравнение неправомерно! — возмутится какой-нибудь дотошный читатель. — Одно дело — рисунки больных детей, и другое — здоровых».
Конечно, на это нужно сделать поправку. К психологам действительно приводят детей с некоторыми отклонениями от нормы. Но те дети, с которыми работаем мы, не являются пациентами психиатрических клиник. Они посещают детский сад, учатся в обычных (а то и элитарных!) школах, у них не нарушен интеллект. Таких детей сейчас множество — трудноуправляемых, возбудимых, со страхами. Короче, нервных.
Но ведь и раньше дети бывали нервными. Мой старший сын, например, детстве был очень плаксив, часто закатывал истерики. А рисовал лучше Кристины. Так что дело, думаю, не в невротизации — творческие люди, наоборот, сплошь и рядом невротики — а чем-то другом: в отсутствии интереса к миру, в убогости представлений о нем.
О чем-то (например, о динозаврах или о компьютерах) современные дети знают даже чересчур много, но это как бы знания узкого специалиста.
Однако по-настоящему хорошим узкий специалист бывает тогда, когда сначала он получит достаточно широкое фундаментальное образование и лишь потом выбирает специализацию. Если же перешагнуть через первую ступень и сразу «специализироваться», то так и останешься невеждой, толком ни в чем, даже в своей узкой специальности разбираться не будешь.
Вот и личность человека правильно, гармонично формируется лишь тогда, когда сперва заложен прочный фундамент, который без интенсивного освоения окружающего мира, увы, не закладывается.
Память, внимание, воля, мышление развиваются у ребенка постепенно, и занятие рисованием очень помогает развитию этих функций.
Ребенок рисует не с натуры, а по памяти.
Такое рисование, по словам психологов, требует очень ясного представления, упорного припоминания и сложного сопоставления определенных движений. Чем подробней будут рисунки ребенка, тем большую тренировку получит память.
А параллельно будут развиваться усидчивость, вдумчивость, способность к анализу, внутренняя дисциплина — качества, совершенно необходимые для успешной учебы и дальнейшей творческой самореализации.
Но к сожалению, многих родителей сейчас не настораживает монотонность детского творчества. Они считают, что ребенок просто ничего другого рисовать не умеет, и начинают волноваться только, если он упорно рисует драки или что-то шизофренически-странное: бесконечные туннели, лабиринты, таинственные иероглифы, железные дороги, ведущие в никуда…
КСТАТИ О ДРАКАХ
Нельзя сказать, что военная тематика не присутствовала в рисунках предыдущих поколений. Скорее, наоборот, она была еще более популярной.
По крайней мере, у меня сейчас родители частенько спрашивают, нормально ли, что их сынишка обожает рисовать былинных богатырей или солдат времен Великой Отечественной войны. А уж если девочка вдруг начнет проявлять подобные интересы, ее могут и к психиатру повести, не то, что к психологу.
Моя же дочка рисовала и солдат с автоматом, и пограничника с собакой, и моряков, и летчиков-космонавтов, и это ни у кого не вызывало тревоги. В садике детям с малолетства старались привить уважение к армии, а она вдобавок росла со старшими братьями, которым, естественно, подражала. (Конечно, если бы Кристина рисовала ТОЛЬКО военных, мы бы насторожились, но поскольку большинство рисунков у нее было нормальных «девичьих», то мы и не волновались.)
Но вот что интересно: даже в самой «милитаристской» ее картине не чувствовалось агрессивности.
Солдат держал оружие, но смотрел на людей с дружелюбной улыбкой, всем своим видом показывая, что он хороший друг, надежный защитник.
В мальчишечьих рисунках было, наверное, побольше динамики, но это все равно была энергия добра, а не энергия злобы.
Сейчас же рисунки многих малышей прямо-таки пышут агрессией: сплошные острые углы, шипы, когти, оскаленные зубы, драки, взрывы, смерть.
СТРАШИЛКА УЖЕ НЕ ПРЕВРАЩАЕТСЯ В СМЕШИЛКУ
Когда в середине 90-х доктор психологических наук Вера Васильевна Абраменкова заговорила о пагубном влиянии экрана на детское сознание, иллюстрируя свои рассуждения множеством рисунков юных американцев и их российских сверстников, многие (в том числе мы) ужасались, но спешили утешить себя: дескать, НАМ до НИХ еще далеко. .. Увы! Все происходит куда стремительней, чем можно было предположить.
Явно прослеживается и другая тенденция: образы детских рисунков становятся все более демоническими.
Нет, слава Богу, пока еще дети редко рисуют чертей. (Как вы помните, они рисуют, в основном, то, что им нравится. А бесы пока не сделались их любимыми героями, хотя, наверное, могут сделаться под влиянием «гаррипоттеровских» тенденций в детской литературе и искусстве. Стали же любимцами многих «проблемных» ребят отрицательные сказочные персонажи, которые пятнадцать лет назад однозначно вызывали у дошкольников — даже у самых «наипроблемнейших»! — негодование, а вовсе не восторг и желание подражать, как сейчас.)
Однако влияние темной мистики прослеживается в рисунках все отчетливей.
Причем не только на сюжетно-тематическом, но и на стилистическом уровне. Мало того, что воображением иных детей прочно завладевают привидения, вампиры, ведьмы, колдуны, зомби, «белые» и «черные» маги, так еще и нарисованы они бывают как-то совсем не по-детски.
В них много странного, завораживающего и одновременно пугающего символизма. Линии, цвета, общее впечатление от рисунка – все какое-то необычное и в то же время стереотипное, лишенное индивидуальности. Словно кто-то водит рукой ребенка.
Дети, увлекающиеся подобными картинками, практически всегда обожают западные мультфильмы и компьютерные игры, откуда и черпают вдохновляющие их образы. А в этой кино- и компьютерной продукции, как показывают новейшие исследования психологов, в свою очередь нередко воспроизводится стилистика и символика оккультных или даже откровенно сатаниниских сект.
Естественно, подобные увлечения не проходят даром для хрупкой психики ребенка: такие дети практически всегда страдают расстройством поведения, которое вполне может перерасти и в более серьезные психические проблемы, если родители вовремя не переключат своих чад на здоровые и безопасные занятия.
ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА
И еще очень интересную особенность подметила я, сравнивая рисунки детей «старого» и «нового» поколений. Раньше людей гораздо чаще изображали за какими-то занятиями. Причем и здесь даже совсем маленькие дети проявляли недюжинную изобретательность.
Люди на рисунках пяти-шестилетней Кристины пасут лошадей, собирают цветы, пляшут с бубном, играют на гармошке, идут первого сентября в школу, рисуют, стоя за мольбертом, натюрморты, гуляют под дождем, катаются на санках.
На одной картинке трое ребятишек возделывают школьный сад, причем у каждого свое занятие: один мальчик копает лопатой землю, другой принес саженец березки, а девочка держит в руках лейку. То есть, каждый при деле, и каждое из этих дел достойно внимания и уважения.
На множестве рисунков из моей профессиональной коллекции люди, в основном, «стоят столбом», ничем не занимаясь.
Если попросить ребят постарше (11-14 лет) изобразить родных или одноклассников в процессе какой-нибудь деятельности, далеко не все справятся с заданием.
Немалая часть откажется, сославшись на неумение.
Перед дошкольниками я такой задачи и вовсе не ставлю, чтобы окончательно не расхолодить. Какое там изображение деятельности, если даже «палка-палка-огуречик» — и то зачастую на пределе возможностей! Ну, а те из школьников, кто соглашается нарисовать семью или одноклассников «не в виде портрета, а в виде жанровой картины, изобразив кто что делает» (так формулируется задание), в основном, выбирают одинаковые сюжеты: брат сидит за компьютером, папа лежит на диване или смотрит телевизор, мама стоит у плиты.
Конечно, из этого можно сделать вывод о характерных занятиях членов семьи, однако, согласитесь, любой из них в течение дня делает на глазах у автора картины еще множество других вещей. Так что напрашивается следующий вывод, тоже неутешительный: о стандартизации мышления «новых» детей и, соответственно, об их низком творческом потенциале. Им неинтересно напрягаться, искать нестандартные решения.
Куда проще скользить по поверхности, а стремление к оригинальности насыщать за счет кривлянья, подражания нелепой моде и прочим, в сущности, тоже стандартным занятиям, на которые масс-культура нацеливает подростков и молодежь.
Но, может быть, неважно, как дети рисуют людей? В конце концов, какая разница, аккуратно прорисован человек или тяп-ляп, занят он чем-нибудь или нет?!.. Мы же не в художники их готовим.
На самом деле разница есть, причем весьма существенная.
И дело тут не только в развитии памяти, фантазии и прочего, о чем говорилось выше, а в формировании отношения к миру и людям, в социализации ребенка.
В последние годы наблюдается не только рост задержек психического развития, но и учащение случаев раннего детского аутизма (РДА), серьезного психического заболевания, одним из главных симптомов которого является нарушение контактности ребенка, его погруженность в себя, отгороженность от окружающих.
А есть так называемая «вторичная аутизация», развивающаяся у изначально здоровых детей под влиянием неблагоприятных факторов. Например, пережитых психических травм. Причем маленькому ребенку такую травму может нанести как некое реальное событие (автомобильная авария, пожар, госпитализация, разлука с мамой) — так и запредельные для его хрупкой психики впечатления, которые он получает, смотря агрессивные, страшные западные мультфильмы и боевики. Развитию аутизации также способствует чрезмерное увлечение компьютерными играми. Короче говоря, детей с аутистическими чертами сейчас достаточно много.
Поэтому обеднение образа человека в детских рисунках, отсутствие интереса к людям и их занятиям — весьма тревожные звоночки, на которые родители обязательно должны реагировать.
Ведь нормальному ребенку все интересно.
Он, наоборот, внимательно наблюдает за окружающими людьми, как маленькая обезьянка, подражает их поведению, манерам, привычками, подмечая любые мелочи.
Чем старше становится человечек, тем больше тянется к людям, и это, естественно, отражается в его играх и рисунках.
А дети-аутисты и шизофреники часто наотрез отказываются рисовать людей и даже могут пугаться кукол. Да-да! К нам на психокоррекционные занятия попадали шести-восьмилетние дети, которые панически боялись взять в руки тряпичную куклу при том, что плюшевый мишка или заяц никакого страха у них не вызывали.
Небрежные, примитивные изображения людей характерны и для детей с диагнозом «гиперактивность».
Сейчас таких тоже великое множество. Им трудно сосредоточиться, они не могут и не любят доводить дело до конца и, уж тем более, проявлять тщательность в деталях.
В общении гиперактивные дети весьма поверхностны. Отношения с окружающими у них часто не клеятся не только из-за их импульсивности и гневных «выбросов», но и из-за того, что они людьми по-настоящему не интересуются, хотя выглядят общительными.
Творчество всегда в той или иной степени отражает внутренний мир человека.
Особенно детское, в нем вообще все как на ладони.
Тест «Рисунок человека» (К.Маховер, Ф.Гудинаф) « Психологические тесты
Шкалы: представление о себе, коммуникабельность, тревожность, агрессивность, межличностные отношения, образ тела, полоролевая идентичность, патология развития, интеллект
Назначение теста
Рисунок человека наделяют различными значениями. Некоторые считают изображение человеческой фигуры проекцией образа тела, другие отражением я-концепции. Его принимают за проекцию отношений ребенка к значимой личности из его окружения, проекцию образа его идеального «я», выражение привычных действий. Он может быть выражением того, как человек воспринимает внешние обстоятельства, как он относится вообще к жизни и обществу или сочетанием перечисленного.
Описание теста
Тест «Рисунок человека» разработан К.Маховер в 1946 году на основе теста Ф.Гудинаф с целью определения индивидуальных особенностей личности.
Инструкция к тесту
Процедура теста состоит из того, что ребенку дают простой карандаш средней мягкости и стандартный чистый лист бумаги формата а4 (210 х 297 мм.) И просят создать рисунок: «Нарисуй, пожалуйста, человека, какого хочешь«.
Если ребенок отказывается, надо постараться его убедить. На всевозможные вопросы, которые, как правило, носят уточняющий характер («а какого человека?»), следует отвечать уклончиво, например: «любого», «рисуй какого хочешь». На любые выражения сомнений можно сказать: «ты начни, а дальше легче будет…»
В ответ на вашу просьбу ребенок не обязательно создаст полноценный рисунок человека. Он может нарисовать человека частично, нечто вроде бюста или в виде карикатуры, мультипликационного героя, абстрактного изображения. В принципе любой рисунок может предоставить важную информацию о ребенке, тем не менее если рисунок не удовлетворяет требованиям, ребенка просят взять другой лист бумаги и нарисовать человека еще раз, теперь в полный рост, целиком: с головой, туловищем, руками и ногами.
Инструкция повторяется до тех пор, пока не будет получен удовлетворительный рисунок фигуры человека. Все вопросы и реплики ребенка в процессе рисования, особенности его поведения, а также такие манипуляции, как стирание элементов рисунка и дополнения, вы должны фиксировать. То же самое касается времени рисования.
Наблюдения за ребенком, сделанные в процессе работы над рисунком, дадут немаловажную информацию о его особенностях.
- Как он отнесся к заданию?
- Выражал ли он сопротивление или резкий отказ?
- Задавал ли дополнительные вопросы и как много?
- Выражал ли острую потребность в дальнейших указаниях?
- Если да, то каким образом: заявлял об этом прямо или это выражалось в его движениях и поведении?
- Может быть ребенок смело приступил к выполнению задания и ничем не выражал сомнений в своих способностях?
- Или его сомнения и неуверенность отражались во всем, что он делал и говорил?
Подобные наблюдения дают немало пищи для размышлений: может быть, ребенок чувствует себя незащищенным, он тревожен, беспокоен, не уверен в себе, сомнителен, подозрителен, высокомерен, проявляет негативизм, чрезвычайно критичен, враждебно настроен, напряжен, спокоен, доверчив, любопытен, смущен, насторожен, импульсивен и т. д. и т.п.
После того как рисунок завершен, спросите ребенка, все ли он нарисовал, а затем переходите к беседе, которая строится на основании рисунка и его особенностей. В процессе беседы вы можете прояснить все неясные моменты рисунка, а через отношения, чувства и переживания, которые ребенок выражает во время беседы, вы может получить уникальную информацию относительно его эмоционального, психологического состояния. Беседа может включать вопросы:
- Кто этот человек?
- Где он живет?
- Есть ли у него друзья?
- Чем он занимается?
- Добрый он или злой?
- На кого он смотрит?
- Кто смотрит на него?
Другие вопросы, которые след
Важность психологии
Важность психологии Важность психологии Один вопрос касается важности психологии. Почемуважна психология?
Психология важна как минимум по трем причинам. 1. Самопознание Обучение можно рассматривать как одну из целей жизни, а самопознание
можно рассматривать как важный элемент обучения
.

просто через саморефлексию. Возможно, мы не сможем полностью понять
причины нашего собственного поведения. Мы можем на
лучше понять, кто мы и причины нашего поведения
, узнав о выводах психологии из
научных журналов. В психологических журналах существует множество рандомизированных
экспериментов. Поскольку эти рандомизированные эксперименты позволяют нам
сделать причинно-следственные выводы, мы можем понять истинные
причин нашего поведения.Более того, личностный тест
может позволить узнать о своей личности. Эти
знаний о личности могут помочь в достижении
личных целей, соответствующих индивидуальности человека. 2. Изучение других Помимо познания самого себя, область психологии
позволяет нам узнавать о других. Например, мы можем получить
сведений о чертах личности, которые отличаются от
наших собственных черт личности.

Важно понимать других людей, чтобы улучшить
социальных отношений.Возможно, мы захотим установить взаимопонимание и
общаться более эффективно. Кроме того, нам может потребоваться знать
, как быть эффективным менеджером или лидером. 3. Практические идеи Идеи и открытия в области психологии могут помочь придумывать
практических идей и возможных решений важных проблем. Мы можем
получить представление о возможных приложениях психологии и
решениях некоторых важных проблем. (1) Примечания 1. На этом сайте есть раздел практических идей .
Моя книга « В поисках смысла » (третье издание) содержит идеи
о поиске смысла в жизни, невзгодах и работе.
Как партнер Amazon я зарабатываю на соответствующих покупках.
Способностей в психологической структуре личности, способностей и активности
Способности в психологической структуре личности
Способности и активность
Способности и задатка выделяются как один из параметров целостного мысленного образа личности. Они дают психологическое описание человека с определенной стороны, которая является жизненно важной, отличающей людей. Слова & quot; способный & quot; или & quot; невозможно & quot; широко используется в быту, особенно в педагогической практике.
Концепция & quot; способность & quot; противоречиво, содержит в себе сложные человеческие, психологические, в том числе этические, нравственные вопросы. Он пересекается со многими другими психологическими категориями и явлениями, потому что любое научное знание концептуально, а определения и термины, составляющие его, не изолированы, не управляются, а связаны в единую конструкцию, концепцию.Рассмотрим психологическую интерпретацию способностей, которая часто отличается от их повседневного понимания.
В психологии существует два основных теоретических подхода к пониманию способностей, их происхождения и места в системе деятельности, психики и личности:
• Первый подход условно можно назвать активным, за ним следуют работы многих отечественных исследователей, начиная с Б. М. Теплова;
• Второй подход не менее продуман, широко распространен в сочетании с первым.Здесь он упоминается как & quot; знающий & quot ;.
• Начнем с позиции Б.М. Теплова, работа которого по психологии музыкальных способностей, выполненная в 1940-х годах, не утратила своего научного и практического значения и в наши дни.
Способности — это индивидуальные психологические особенности, которые имеют отношение к успеху деятельности, не сводятся к знаниям, навыкам и способностям человека, объясняющие скорость и легкость их освоения.
В этой интерпретации четыре основных точки , четко обозначенных Б.М. Тепловым:
1. Способностей он относит к индивидуальным особенностям, отличительным чертам личности, хотя в психологии существует другое их понимание: способности как принадлежащие всему человечеству. Они говорят, например, что сущность психического развития человека состоит в усвоении за счет собственной деятельности ранее созданных, социально развитых способностей.
2. Согласно этой концепции отношение способностей к производительности нелинейное, неоднозначное. Способности, конечно, связаны с определенным видом деятельности & quot; связаны & quot; качеству результата, но они обеспечивают его полностью и автоматически. Например, можно успешно выполнять что-то, не обладая соответствующими способностями, т.е. за счет рвения, воли. И наоборот, неудачное выполнение деятельности не обязательно означает, что у человека нет соответствующих способностей.Здесь способность обозначается как потенция, одно из условий эффективности деятельности; возможность компенсации , возмещения способностей . Такая позиция по сути гуманистическая, а потому многообещающая.
3. Умение не сводится к простой сумме имеющихся знаний, навыков и умений. Семантическая дихотомия & quot; уметь — не уметь & quot; в принципе выводит нечто иное, чем противопоставление «быть или не быть» на это способно.Между навыком и способностью есть определенные и неоспоримые связи. Человек может, например, сказать, что он умеет читать эту книгу, потому что он знает и умеет это делать. Вы можете, но не можете, готов к чему-то, но вы можете (в принципе), но вы не можете, не хотите, не можете.
4. Способности обеспечивают скорость и легкость для достижения заданной производительности эффективности. На самом деле это их положительная психологическая особенность.
Из всего сказанного следует принципиально важная авторская позиция: понятие способности динамическое, т.е. существует только в изменении, развитии, только в соответствующей целенаправленной деятельности.
Пример
Чтобы проиллюстрировать этот момент, давайте проведем некоторую аналогию с
Психология детей и подростков (MSc)
Магистерская специализация «Психология детей и подростков» предлагает интенсивные исследования психопатологии развития.
Шафран Эннис
Бывший студент факультета психологии детей и подростков
Программа предлагает уникальную интеграцию теоретического и практического обучения; Первому способствуют преподаватели мирового уровня, а второму — непосредственная работа с детьми и подростками.
Я завершил специализацию по программе магистратуры для детей и подростков в августе 2017 года и могу полностью порекомендовать ее потенциальным кандидатам, рассматривающим возможность обучения в аспирантуре.Участие в этой программе обогатило мое понимание области психологии развития и обострило мои навыки межличностного общения и вмешательства для психологической работы с молодежью. Благодаря огромному практическому опыту, накопленному мною за последний учебный год, я остро осознал важность создания совместных рабочих отношений и индивидуального подхода к развитию детей и подростков. Программа еще больше расширила мой профессиональный интерес к детям и образованию, и это был незабываемый опыт.
Кристина Гарсия ван Нуд
Выпускница
«Я из Испании, но закончил обучение в Лейденском университете после разговора с другом, который поехал туда учиться. Мне потребовалось совсем немного времени, чтобы подать заявку, так как мне всегда нравилась идея учиться за границей.
Не только ради приключений, но и потому, что я хотел соединиться с «голландцем», который жил внутри меня, поскольку моя мать голландка. Оказалось, что Лейден — идеальный город для моей мечты ».
«Этот опыт очень обогатил мою личную жизнь и мою профессиональную жизнь.Магистерская специализация по детской и подростковой психологии дала мне очень полезные инструменты, чтобы начать работать с детьми на испанском и английском языках. Наличие международного диплома с хорошим уровнем английского действительно помогло мне в моем профессиональном путешествии по Испании. Кроме того, я до сих пор дорожу дружбой, которая зародилась с моими одноклассниками. ‘
Что включает в себя эта магистерская программа?
Миссия программы «Психология детей и подростков» — способствовать оптимальному развитию детей и подростков.Мы делаем это, давая студентам возможность затем дать возможность молодым людям успешно преодолевать препятствия, присущие развитию. Это требует учета семейных и школьных условий молодого человека, а также других условий, в которых он живет (например, культуры и свободного времени). Выполняя эту миссию, мы ориентируемся на следующее:
- Развитие у студентов знаний и навыков, а также профессионального и научного отношения на основе сильной теоретической подготовки и реальной практики.
- Содействие пониманию учащимися взаимоотношений между молодыми людьми, системами вокруг них и профессиональным помощником.
- Помощь студентам в получении информации о новых разработках в этой области.
- Отвечая на потребности каждого студента, предлагая разнообразные решения академических и практических задач через индивидуальное наставничество.
- Обеспечение права учащихся, желающих поступить на программы «Психическое здоровье» или «Школьный психолог».
Программа предлагает интенсивные курсы по пониманию, оценке и лечению широкого спектра психологических и образовательных трудностей, с которыми могут столкнуться молодые люди.
Студенты могут ориентировать свою учебную программу на работу с молодыми людьми в клинических и / или образовательных учреждениях.
Причины выбрать психологию детей и подростков в Лейденском университете
- Вы получите личное руководство в рамках основной специализации и у вас будет наставник, который поможет вам с выбором и прогрессом.
- Вы получите хорошие знания, но также получите практические навыки на интенсивных курсах, которые мы предлагаем.
- Если вы успешно завершите эту магистерскую специализацию, вы сможете исследовать, лечить и устанавливать связь с детьми с психологическими и образовательными проблемами. Кроме того, вы также являетесь специалистом в области нормального развития детей и подростков; что делает вас частью динамичной группы, которая держит наше будущее в своих руках.
Подробнее о Почему Лейденский университет?
Психология детей и подростков: правильная программа для вас?
Детская и подростковая психология может быть подходящей программой для вас, если вы хотите учиться:
- о теоретических моделях социально-эмоционального и когнитивного развития и взаимодействии факторов риска и защитных факторов при атипичном развитии;
- о способах дифференциации атипичного развития от типичного и использовании систем классификации детских расстройств;
- как провести оценку интеллекта у ребенка или подростка;
- как обучить ребенка поведению;
- как проводить когнитивную терапию для подростков и / или терапию, ориентированную на решение, с небольшими группами детей;
- для выбора и применения наиболее подходящей стратегии вмешательства для каждой проблемной области
% PDF-1. 3
%
1582 0 объект
>
endobj
xref
1582 126
0000000016 00000 н.
0000006159 00000 н.
0000006331 00000 п.
0000006464 00000 н.
0000008112 00000 н.
0000008163 00000 н.
0000008214 00000 н.
0000008265 00000 н.
0000008315 00000 н.
0000008366 00000 н.
0000008417 00000 н.
0000008468 00000 н.
0000008518 00000 н.
0000008569 00000 н.
0000008620 00000 н.
0000008671 00000 н.
0000008722 00000 н.
0000008773 00000 п.
0000008812 00000 н.
0000008863 00000 н.
0000008914 00000 н.
0000008963 00000 н.
0000009012 00000 н.
0000009063 00000 н.
0000009113 00000 п.
0000009228 00000 п.
0000010975 00000 п.
0000012805 00000 п.
0000014577 00000 п.
0000016378 00000 п.
0000016830 00000 п.
0000018589 00000 п.
0000019041 00000 п.
0000020656 00000 п.
0000020775 00000 п.
0000021271 00000 п.
0000021681 00000 п.
0000022174 00000 п.
0000023532 00000 п.
0000025425 00000 п.
0000415260 00000 н.
0000415299 00000 н.
0000418175 00000 н.
0000418229 00000 н.
0000418283 00000 н.
0000418684 00000 н.
0000419058 00000 н.
0000419436 00000 н.
0000419738 00000 н.
0000420195 00000 н.
0000420573 00000 н.
0000421026 00000 н.
0000421141 00000 н.
0000421466 00000 н.
0000421931 00000 н.
0000422315 00000 н.
0000422553 00000 н.
0000422941 00000 п.
0000423329 00000 н.
0000423719 00000 п.
0000424102 00000 п.
0000424339 00000 н.
0000424733 00000 н.
0000425127 00000 н.
0000426454 00000 п.
0000426717 00000 н.
0000442196 00000 н.
0000462445 00000 н.
0000484070 00000 н.
0000493056 00000 н.
0000520725 00000 н.
0000531801 00000 п.
0000531855 00000 н.
0000531904 00000 п.
0000532200 00000 н.
0000536434 00000 н.
0000552653 00000 п.
0000555522 00000 н.
0000555576 00000 н.
0000555625 00000 н.
0000555872 00000 н.
0000557205 00000 н.
0000557790 00000 н.
0000558162 00000 п.
0000580524 00000 н.
0000580578 00000 н.
0000580627 00000 н.
0000580885 00000 н.
0000624017 00000 н.
0000631004 00000 н.
0000631058 00000 н.
0000631107 00000 н.
0000631404 00000 н.
0000637598 00000 н.