Женские дуэли — история поединков, которые были кровожаднее, чем мужские
Женские дуэли были беспощаднее мужских, погибали в них чаще (и зачастую оба бойца). Однако и викинги, и средневековые простолюдины, и дворяне Нового Времени не видели в них ничего предосудительного. Нравы тогда были пожестче и женщина вместо развода вполне легально могла зарубить мужа на суде. Отвратительные мужики рассказывают о том, как женщины решали вопросы имущества и чести в боях, от описания которых становится жутковато.
Вероятнее всего, культура женских дуэлей (и дуэлей вообще) берет свою основу в средневековой традиции судебных поединков. В те времена правосудие решало особо запутанные дела, назначая так называемый «Божий суд», во время которого истец и ответчик с оружием в руках доказывали собственную правоту самым жестоким образом. Считалось, что высшие силы защитят правого, и он обязательно победит даже более сильного соперника.
Подобный обычай бытовал и у скандинавов, у которых для подобных развлечений выделялись небольшие безлюдные острова. Даже название такого поединка, «Хольмганг», дословно переводится как «прогулка по острову». Иногда случалось так, что судебный поединок назначали, дабы разрешить спор мужчины с женщиной, и тогда подобный бой устраивался по особой схеме.
Несмотря на то, что традиции дуэлей восходят к чисто мужскому Хольмгангу, женщинам тоже приходилось отстаивать свою честь в судебных поединках
Чтобы все было по-честному, женщине давалась поблажка: ее противник по пояс опускался в узкую яму, из которой не мог самостоятельно выпрыгнуть, а иногда ему просто привязывали левую руку за спиной.
Средневековые жители немецких княжеств переняли этот обычай, причем особенно расцвел он в городах. Правда, использовали его не только во время общественно значимых процессов, но и для более личного дела — решения семейных споров. Если супруги не смогли в суде доказать свою правоту, они отправлялись на ристалище. Практика, судя по всему, была настолько популярной, что дотошные немецкие бюргеры выпустили несколько фехтбухов — книг, где именитые мастера давали советы по налаживанию семейных отношений таким вот радикальным способом.
Судебные поединки и женские дуэли
Книги были снабжены шикарными гравюрами, по которым мы можем судить о вооружении и доспехах в таких поединках. Прекрасный пример — книга мастера Ганса Тальхоффера, который в 15 веке выпустил отличный учебник по единоборствам. Судя по его гравюрам, каждый из противников был одет в облегающий матерчатый или кожаный комбинезон, закрывающий, помимо прочего, и голову. Мужчина был вооружен деревянной дубиной, навершие которой по форме напоминало ромб. Женщина держала в руке чулок, в который был помещен увесистый камень. Кроме того, мужчине приходилось сражаться по пояс в яме.
Современная реконструкция дает понять, что все было по-средневековому жестко и бескомпромиссно
Описания гравюр — это настоящие остросюжетные истории:
Только представьте эти ситуации: «Она освобождается от захвата, прижимает животом его жезл к земле и захватывает шею мужа руками и чулком, пытаясь задушить его». «Она вытаскивает его из ямы, валит на спину и пытается удушить». «Он притянул ее к себе и бросил в яму вверх ногами». Ну и не менее безумное: «Пока она держит его за капюшон и готовится нанести удар, он просунул жезл между ее ног».
Как видно из этих источников, в Средние века в Европе семейные споры были действительно опасным занятием. Самое интересное, что во время судебного поединка супругам приходилось драться безжалостно и с полной самоотдачей. Ведь проигравшего казнили — мужчину вешали или отрубали голову, а женщину сжигали живьем. Лишь позже, когда нравы стали помягче, обязательная казнь проигравшего была отменена.
Наши предки не слишком уступали в плане женских дуэлей европейцам. Например, как указывалось в статье 119 Псковской судебной грамоты от 1397 года, в судебных поединках вполне могли биться и женщины. Однако если их противником был мужчина, разрешалось выставить вместо себя наемника, а вот если женщина — тогда даме предоставляли самой защищать себя. Бились женщины на Руси дрекольем, рогатинами, ослопами (дубина, окованная железом), а то и просто врукопашную.
Но все это раннее средневековье, да и сословье противников было не слишком благородным. Но как же период Высокого Средневековья, когда этикет диктовал благородным дамам следовать образу Damsel in distress, пассивно ждущих своего избавителя?
Достоверно известно только о нескольких поединках этого времени. В одном из них, к примеру, переодетая мужчиной женщина билась с рыцарем и одержала победу. Речь об истории Длинной Мег из Вестминстера, которая в середине 16 века, во времена правления английского короля Генриха VIII, победила сэра Джеймса Кастильского в поединке на мечах. Опозоренный, но верный кодексу рыцарства, он прислуживал ей во время обеда как честному победителю.
Хосе Ривера, «Женская дуэль», 1636
Во время другого поединка, состоявшегося в 1552 году в Неаполе, две знатные дамы — Изабелла де Карази и Диамбра де Петинелла — дрались в присутствии маркиза де Васта. Дуэль состоялась из-за молодого человека по имени Фабио де Зересола. Схватка валькирий так поразила неаполитанцев, что даже в следующем столетии они обожали вспоминать эту историю. Именно со слов старожилов художник Хосе Ривера в 1636 году создал полотно «Женская дуэль», которое можно увидеть в галерее Прадо.
Кроме того, некоторые средневековые хроники украшались странными картинками, на которых дамы в платьях на конях сражаются в поединке друг с другом или рыцарями. Правда, иногда в их руках не копья, а прялки, по форме напоминающие копья, но с комком пряжи вместо острия. Так как до нас не дошло ни одного достоверного сообщения о таких конных поединках, следует думать, что это все же плод фантазии или сатира монахов-хроникеров.
Впрочем, бывали и откровенно издевательские карикатуры
Но время шло, наступила эпоха Ренессанса, и дамы, готовые драться на дуэлях, проявили себя во всей красе. Несмотря на все запреты властей, дуэли были невероятно популярны среди дворян, и женщины благородного происхождения принимали в них активнейшее участие. При этом их жестокость поражала современников, ведь по статистике восемь из десяти женских поединков заканчивались смертью, тогда как у мужчин погибали всего лишь четверо из десяти.
Милые дамы выбирали самые неожиданные места для сведения счетов. Например, две благородные итальянские сеньоры 27 мая 1571 года приехали в монастырь святой Бенедикты и попросили келью для уединенной молитвы. Когда напуганные шумом монахини ворвались в комнату, одна сеньора уже была заколота кинжалом, а вторая умирала от ран.
Поводом для поединка могло стать что угодно, даже красота соперницы. Вульсон де ла Коломбьер, живший в 17 веке, упоминает о дуэли, состоявшейся на бульваре Сен-Антуан в Париже. Две красавицы Бопрэ и Арли так невзлюбили друг друга, что бились на шпагах, прямо на улице, стараясь попасть противнице по лицу и груди. В итоге обе выжили, но уже не были красавицами из-за ужасающих шрамов.
Особенно популярны оказались драки за благосклонность влиятельных и красивых мужчин. Так, например, в 18 веке две знатные французские дамы — маркиза де Несль и графиня де Полиньяк — сражались на дуэли за место фаворитки герцога Луи де Ришелье. Это был дальний родственник знаменитого героя романов Дюма, да и знаем мы о поединке из его дневника, где он смаковал подробности. Что тут говорить, если король Людовик XV, чьим фаворитом он был, называл его «мое милое ничтожество». Впрочем, дамы отделались легким испугом и небольшими ранами, а победительница сохранила свое место фаворитки.
К сожалению, так хорошо все заканчивалось далеко не всегда. В Мехико некая Марта Дюран и Ханна Луна схлестнулись из-за прекрасного дона Рафаэля Рикельма. Причем сам юноша был приглашен на судьбоносную дуэль как почетный гость. Однако вид диких женщин, залитых кровью, а также рана от шпаги на груди убитой Марты так напугали красавца, что он сбежал и, как утверждает автор источника, «больше его никогда не видели».
Часто дамы не брезговали различными подлыми уловками во время поединков. Иногда они смазывали клинки шпаг ядом, или сильнодействующим раздражающим средством. Бывало, подговаривали секундантов (тоже, кстати, девушек) напасть на соперниц.
Иногда бой проходил с обнаженным торсом
Считалось, что, во-первых, женская одежда стесняет движения, а, во-вторых, корсет может слишком хорошо защитить от ударов клинка, да и спрятать под ним броню было гораздо легче. Ну и, в-третьих, кусочки одежды могли попасть в рану, что привело бы к заражению. Разумеется, такой поединок проводился в чисто женском обществе, даже слуги-мужчины должны были отойти на приличное расстояние и ждать отвернувшись, пока их не позовут.
Иногда случалось и так, что дама вынуждена была сражаться с мужчиной. Понятное дело, что никто бы не принял вызов от женщины, опасаясь быть опозоренным (вне зависимости от исхода), и тогда в ход шли уловки и переодевание.
Во Франции жила мадемуазель Ла Мопен (1673-1707), известная тем, что убила на дуэлях несколько мужчин и любила, переодевшись в мужскую одежду, танцевать на королевских балах, а когда ее оттуда пытались вытурить, угрожающе обнажала шпагу. И, хотя король Людовик XIV запрещал дуэли, на ее выходки падкий до женских прелестей монарх смотрел сквозь пальцы.
Также в 17 веке во Франции некий офицер, воспользовавшись гостеприимством, самовольно занял комнату графини Сен-Бельмон и вел себя вызывающе. Через некоторое время он получил вызов от некоего «шевалье де Сен-Бельмон». И какого же было изумление бравого капитана, когда сеньор не только обезоружил его в поединке, но и обратился к нему со словами: «Вы думаете, мосье, что дрались с шевалье. Вы ошибаетесь, я — мадам де Сен-Бельмон. И убедительно прошу вас в будущем быть более чутким к женским просьбам».
В Россию мода на дворянские дуэли пришла из Европы, и особенно ярко они проявили себя во времена Екатерины II, которая и сама в молодости дралась на дуэли с троюродной сестрой, так что на шалости своих подданных смотрела сквозь пальцы. В эту эпоху прославилась и княгиня Екатерина Воронцова-Дашкова, которая в 1770 году, во время пребывания в Лондоне, поссорилась с местной аристократкой, немедленно отправившись драться с ней на шпагах в саду. Получив незначительные раны, дамы разошлись с миром.
Позже, в 19 веке, дворянки организовывали свои закрытые дуэльные клубы, для прикрытия называвшиеся «литературными салонами». Так в салоне некой госпожи Востроуховой, по некоторым данным, в 1823 году прошло семнадцать женских поединков. Конечно, столичная мода докатывалась и до провинций, и вот, в июне 1829 года, помещицы Ольга Заварова и Екатерина Полесова сражаются на саблях своих мужей, при этом так рьяно, что погибают обе. Их дело подхватили взрослеющие дочери, и через пять лет уже Александра Заварова зарубила Анну Полесову на такой же дуэли, о чем она с удовлетворением записала в своем дневнике, откуда мы и знаем подробности.
К началу 20 века дуэльная лихорадка сошла на нет, превратившись в фарс. К примеру, из-за внимания известного композитора Листа французская писательница Жорж Санд дралась на ногтях с возлюбленной композитора, Марией д’Агу, а их избранник сидел в это время в соседней комнате и ожидал финала схватки своих фурий.
К счастью, в наше время девушки не так часто используют оружие для доказательства своей правоты, хотя интернет пестрит видео жесточайших женских драк, но тут хотя бы используют лишь кулаки и ноги, так что летальный исход редок. Поединки с участием женщин показывают нам, что воинское искусство не чуждо прекрасным дамам, а оружие в руках сильно уравнивает шансы.
История женских дуэлей » BigPicture.ru
Дуэль считается прерогативой мужчин, но это мнение ошибочно. Женщины тоже были не прочь сразиться друг с другом, более того — дуэли между ними были не столь редкими и по большей части намного более кровавыми и изощренными.
Самой легендарной женской дуэлью почему-то считается поединок между маркизой де Несль и графиней де Полиньяк осенью 1624 года. Не поделив благосклонность герцога Ришелье, который чуть позже стал кардиналом, дамы, вооружившись шпагами и пригласив секунданток, отправились в Булонский лес, где и сразились.
Дуэль закончилась победой графини, которая ранила свою соперницу в ухо. Этот поединок не был каким-то особенным, но, благодаря Ришелье, в записках которого упоминается данный случай, и воспоминаниям самих дуэлянток, он оставил след в истории.
Дуэль женщин. Хусепе де Рибера
Отсчет же хроники женских дуэлей можно было бы вести с древних времен, когда царил матриархат и женщины занимали более активную жизненную позицию. Но так как документальных источников о том периоде, можно сказать, нет, то продвинемся по времени дальше.
Первые достоверные сведения о женских дуэлях относятся к XVI веку. И они, кстати, развеивают миф о том, что первопроходцами в этом деле были француженки.
Так, в хронике миланского женского монастыря Св. Бенедикты упоминается, что 27 мая 1571 года в монастырь прибыли две знатные сеньориты. Они попросили у настоятельницы разрешения на комнату для ее молебна. Разрешение было дано. Но, запершись в комнате, сеньориты вместо того, чтобы начать молиться, выхватили кинжалы и бросились друг на друга. Когда перепуганные шумом монашки ворвались в помещение, то перед ними открылась ужасающая картина: на полу лежали две окровавленные дамы, одна из которых была мертва, а вторая умирала.
Дуэль на поляне. Шарль Кро
Пик моды на дамские дуэли пришелся на середину XVII века. Во Франции, Италии, Англии и Германии женщины скрещивали шпаги или вскидывали пистолеты практически по любому поводу. Одинаковые платья, любовники, косой взгляд — лишь часть того, что было причиной для поединка.
Женщины словно сошли с ума. А жестокость, проявляемая ими на дуэлях, шокирует. Из десяти дуэлей между женщинами восемь имели смертельный исход (для сравнения: мужские дуэли завершались убийством в четырех случаях из десяти).
Женские дуэли, по сути, не имели правил. По ходу дуэли к сражающимся соперницам нередко присоединялись и их секундантки; дуэлянтки смазывали кончики шпаг раздражающими составами, чтобы каждое ранение причиняло жуткую боль; дерясь на пистолетах, соперницы стреляли до тех пор, пока одна из них не оказывалась убитой или тяжело раненной…
Русские женщины тоже знали толк в дуэлях. Более того, в России активно культивировался этот вид выяснения отношений. А началось все, что самое интересное, в неблизкой Германии. В июне 1744 года немецкая принцесса Софья Фредерика Августа Анхальт-Цербстская получает вызов на дуэль от своей троюродной сестры, принцессы Анны Людвиги Анхальт. Неизвестно, что не поделили эти две пятнадцатилетние девочки, но, запершись в спальне Софьи, они принялись на шпагах доказывать свою правоту.
К счастью, принцессам не хватило духу довести дело до смертоубийства, а то бы не видать России Екатерины II, коей по прошествии времени стала Софья Фредерика.
Портрет Екатерины II. Виргилиус Эриксен
И вот именно с восшествия на престол этой великой царицы и начался российский бум женских дуэлей. Русские придворные дамы дрались с упоением — только за 1765 год произошло 20 дуэлей, на восьми из которых секунданткой была сама царица.
К слову сказать, несмотря на пропаганду вооруженных поединков между женщинами, Екатерина была жесткой противницей смертельных исходов. Ее лозунгом были слова: «До первой крови!» — а посему во время ее правления было всего три случая гибели дуэлянток.
В 1770 году с княгиней Екатериной Дашковой случилась не очень приятная история. Произошло это в Лондоне, в доме графини Пушкиной, жены российского посла. В гости к графине приехала герцогиня Фоксон, считавшаяся одной из образованнейших женщин Англии. Причиной ее приезда было желание побеседовать с Дашковой, а по возможности и подискутировать с ней. После получасовой беседы между дамами завязался горячий спор. Соперницы оказались достойными друг друга, поэтому обстановка быстро накалилась.
Дуэль журналисток. Иллюстрированный роман «Двадцатый век» Альбера Робиды
Разговор пошел на повышенных тонах, и у англичанки в пылу спора вырвалось оскорбительное замечание в адрес оппонентки. Наступила зловещая тишина.
Княгиня медленно поднялась и жестом пригласили встать герцогиню. Когда та последовала просьбе, Дашкова вплотную подошла к оскорбительнице и дала ей пощечину. Герцогиня недолго думая дала сдачи. Графиня Пушкина опомнилась, лишь когда соперницы потребовали шпаги. После безуспешных попыток примирить женщин она все-таки вручила им оружие и провела в сад. Поединок длился недолго и завершился ранением Дашковой в плечо.
После эпохи Екатерины II женская дуэль в России претерпела сильные изменения. Российские женщины полюбили дуэли. Приютом же женских вооруженных поединков стали дамские салоны. Особенно в этом преуспели петербургские светские дамы. Так, в салоне госпожи Востроуховой (к сожалению, подробных сведений об этой женщине нет) только в 1823 году состоялось 17 (!) дуэлей.
Французская почтовая открытка La rencontre
В записках французской маркизы де Мортене, которая частенько наведывалась в это заведение, говорится: «Русские дамы любят выяснять отношения между собой с помощью оружия. Их дуэли не несут в себе никакого изящества, что можно наблюдать у француженок, а лишь слепую ярость, направленную на уничтожение соперницы».
Маркиза, как и многие ее соотечественники, в своих записках сгустила краски. В отличие от француженок, русские дамы редко доводили поединок до смертоубийства, а относительно изящества можно поспорить. Дело в том, что в те годы во Франции вошли в моду дуэли, на которых женщины дрались в полуобнаженном виде, а впоследствии и полностью обнаженные. Добавляло ли это изящества — вопрос спорный, но, по словам все той же маркизы де Мортене, поединки приобрели пикантность.
Дуэль любовниц
В Австрии, где у девушек горячая кровь, соперницы — любовницы армейского капитана, 19-летняя фройлен Манна и 21-летняя фройлен Рейтер, решили стреляться. В результате у капитана осталась только одна подруга.
В целом информация о том, что происходило в первой половине XIX века в области женской дуэли в России, очень скудна и часто фальсифицирована, но кое-что можно найти.
«Дамы, к барьеру!» — сказала дородная женщина, посмотрев на соперниц, которые с неподдельным интересом рассматривали пистолеты, которые им только что дали. Через пять минут одна из них лежала без признаков жизни.
Так завершилась жизнь молодой актрисы Мариинского театра Анастасии Малевской. Нелепая смерть от руки не менее юной особы, которая была в Петербурге проездом, имя которой даже никто не запомнил. Причиной же дуэли был молодой человек, к которому была неравнодушна Малевская и рядом с которым имела несчастье оказаться незнакомка. Минутная вспышка ревности, словесная стычка — и в тот же вечер девушки целятся друг в друга из пистолетов.
Дуэли из-за мужчин между женщинами были особо жестокими, просто ранения не удовлетворяли ни одну из соперниц. Только смерть могла расчистить дорогу к сердцу избранника. Если же смерть не устраивала ни одну из сторон, то тогда прибегали к изощренным приемам.
Портрет Жорж Санд. Франсуа Теодор Рошар
Дружба известной французской писательницы Жорж Санд с великим композитором Листом привела ее к жестокому поединку. Мария д’Агу, возлюбленная композитора, приревновала к нему Санд и вызвала ее на дуэль, выбрав в качестве оружия острые ногти. Соперницы встретились в доме Листа, который заперся в своем кабинете и покинул его, лишь когда женщины угомонились.
Победу в этой схватке не одержал никто, но Жорж Санд решила уйти с пути темпераментной графини.
Смотрите также: Исторические персонажи и легендарные личности — как они выглядели на самом деле
А вы знали, что у нас есть Telegram и Instagram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!
10 Исторические женщины-дуэлянты и их дуэли
Бои один на один как дело чести или для сведения счетов происходили на протяжении всей истории. Эти бои, известные как дуэли, получили свое название от итальянского duello, , которое, в свою очередь, происходит от duellum; архаичный латинский термин для обозначения войны. Люди дрались на дуэлях с древнейших времен. Викинги решали свои споры с holmgang, , а в период средневековья исход обвинений и конфликтов решался между двумя чемпионами в испытании поединком. Победитель дуэли, живой или мертвый, считался моральным победителем.
Будь то бой на мечах и рапирах, средневековый поединок, пистолеты на рассвете или перестрелка на Диком Западе, правила дуэли были одинаковыми: оба противника сражались одним и тем же оружием. Время шло, секунданты сопровождали бойцов, а судья решал исход. Хотя иногда смерть была желаемым результатом, «удовлетворение» обычно было главной целью. Большинство людей думают, что дуэлянтами были исключительно мужчины. Однако на протяжении всей истории разные дамы разрешали свои споры из-за мужчин, оскорбления себя или своих семей и даже споры из-за цветочных композиций с помощью дуэлей.
Изображение Кита Кавено, также известного как Мать Росс, и Кристиана Дэвиса. Иллюстрация 1706 года. Из Шотландского военно-исторического общества. Викисклад. Всеобщее достояние.Кристиан Дэвис прожил замечательную жизнь. Родившись дочерью дублинского пивовара в 1667 году, в молодости она унаследовала трактир своей тети. Вскоре после этого Кристиан вышла замуж за одного из ее слуг, Ричарда Уэлча. Пара была счастлива вместе и родила двоих детей. Однако в 1691 году Уэлч внезапно исчез. После лихорадочных поисков Кристиан обнаружил, что его загнали в британскую армию и отправили воевать за границу. Итак, обеспечив заботу о двух своих детях и уладив дела, Кристиан переоделась мужчиной и присоединилась к армии, чтобы найти его.
Кристиан, ныне известный как Кристофер или Кит Уэлш, принимал участие в нескольких сражениях в Войне за испанское наследство. Ей удалось сохранить свою маскировку под мужчину, несмотря на то, что она была схвачена французами и несколько раз была ранена. Она научилась ходить и говорить, как другие солдаты, а для завершения своей маскировки даже начала ухаживать за дочерью бюргера, используя, как она выразилась в своей автобиографии, «все нелепые искусства, над которыми я часто смеялся, когда они были использовать как ловушки против себя. »
Ухаживания Кристиана были настолько успешными, что объект ее внимания влюбился в нее — и сам Кристиан полюбил девушку, на платонический лад. Однако на дочь бюргера положил глаз сержант из полка Кристиана. Когда ухаживать за ней не удалось, этот сержант применил более грубые методы. Он попытался похитить девушку силой и помешал изнасиловать ее только тогда, когда крики девушки призвали на помощь ее соседей. Выздоровев, дочь бюргера отправилась прямо к Христиану и умоляла «его» отомстить за нанесенное ей оскорбление. Кристиан, взбешенный попыткой изнасилования, отправился на поиски сержанта и бросил ему вызов.
Некоторое время парочка обменивалась оскорблениями, а Кристиан сказал потенциальному насильнику, что он « недостоин королевской одежды, которую он носит, и должен быть причиной ссоры каждого человека в полку» , в то время как сержант насмехался над Кристианом как « гордый, расточительный чудак». Однако вскоре Кристиану надоело говорить. « Я пришел не для словесной баталии, мистер Сарджент, — сказала она ему, — , а для возмещения ущерба чести. Если у вас есть столько мужества перед мужчиной, сколько у вас есть при нападении на беззащитных женщин, немедленно идите со мной к этой ветряной мельнице.
Кристиан намеревался убить сержанта и почти сделал это. Она нанесла тяжелое ранение в верхнюю часть бедра сержанту, отделавшись легкими травмами рук. К тому времени, когда прибыло ополчение, чтобы прекратить драку, сержант истекал кровью. Его отправили в госпиталь, где ему потребовалось много времени, чтобы оправиться от ран. Однако Кристиан провел в тюрьме четыре дня. Однако бюргер заступился за нее. Кристиана выпустили с помилованием, но уволили из полка. Однако ее маскировка осталась нетронутой. Итак, она просто присоединилась к другому полку и возобновила поиски своего пропавшего мужа.
Пока Кристиан Кавана сражался на ее дуэли, чтобы защитить честь женщины, Наша следующая дуэлянтка сражалась за ее, потому что она оскорбила .
Женщины, сражающиеся с мечами и пистолетами: знаменитые женские дуэли
Обновлено 23 мая, 2022 — 19:03 Sahir
Использование частных дуэлей как способа решения вопросов чести распространилось по Европе из Италии в конце 15-го века, хотя институциональная практика была намного старше. Эти встречи регулировались строгим кодексом и сложной процедурой. Они возникали из реальных или воображаемых обид и оскорблений, и иногда их могли спровоцировать самые незначительные разногласия.
Эта практика стала настолько распространенной во Франции, что в 1566 году участие в дуэли или испытании поединком стало караться смертью. Тем не менее, он вернулся в революционный период и продолжался вплоть до 20-го века, хотя к тому времени дуэли в основном проводились ради формы. В Англии эта практика была запрещена в 1819 году.
Какой бы распространенной ни была эта практика среди мужчин-аристократов, женщины обычно использовали другие средства для разрешения своих ссор и разногласий.
Обычно женщины не дрались друг с другом до смерти или до боли, а обычно до первой крови. Но были и исключения из этого правила.
Самая ранняя женская дуэль в истории
Одна из самых ранних известных дуэлей между женщинами произошла между двумя неаполитанскими дворянками — Диамброй де Петтинелла и Изабеллой де Карацци — в 1552 году. рука прекрасной девицы, она заключалась в том, чтобы завоевать расположение человека по имени Фабио де Зересола.
Кто из двух дам вышел победителем из этой встречи и действительно ли она покорила сердце Фабио, остается неизвестным. Дуэль была достаточно захватывающей, чтобы ее вспомнили более 80 лет спустя на картине Хосе де Риберы под названием Combate de Mujeres (1636).
Дуэль в нижней юбке
Одна из самых известных женских дуэлей произошла в 1792 году в Лондоне между леди Альмерией Брэддок и миссис Эльфинстон. Или это было?
Причиной этой дуэли было предположение миссис Эльфинстон, что леди Альмерия была намного старше, чем она утверждала. «Ты была очень красивой женщиной… У тебя даже сейчас очень хорошее осеннее лицо. Сорок лет назад мне сказали, что один молодой человек вряд ли мог смотреть на вас безнаказанно. Это так разозлило леди Альмерию (которая утверждала, что ей 30 лет), что она вызвала миссис Эльфинстон.
Они встретились в Гайд-парке и сначала обменялись пистолетными выстрелами, в результате которых осталась лишь дырка в шляпе леди Альмерии. Затем они возобновили бой на шпагах, и на этот раз миссис Эльфинстон получила легкое ранение в руку с мечом. Честь леди Альмерии была удовлетворена, и они расстались. Позже миссис Эльфинстон написала леди Альмерии письмо с извинениями.
- Древняя египетская форма боевых искусств Тахтиб: воины, сражающиеся на палках!
- Гладиатрикс: женщины-бойцы предлагали непристойные развлечения в Древнем Риме
Это довольно интересная история, но не более того. Источником была статья в журнале Carlton House Magazine , а леди Альмерия Брэддок, похоже, была вымышленным персонажем. Реального человека с таким именем не существовало, и леди Альмерия, вероятно, была основана на актрисе Джордж Энн Беллами, которая играла роль Альмерии в одной из своих пьес и была знакома с генералом Эдвардом Брэддоком. Дуэль в нижних юбках, вероятно, была не более чем плодом воображения изобретательного писателя.
«Дуэлянты в нижних юбках», изображенные на гравюре журнала Carlton House в 1792 году. ( Библиотека Льюиса Уолпола, Йельский университет )
женщинами, чья правдивость не подлежит сомнению.
В 1886 году между двумя женщинами-врачами разных национальностей вспыхнула странная ссора. Вспыльчивая французская феминистка и врач мадам Мари-Роуз Асти де Вальсер вступила в ожесточенный спор с коллегой-феминисткой и американским врачом по имени мисс Шелби по поводу относительного превосходства французских и американских женщин-медиков. В ходе дебатов мисс Шелби назвала мадам Асти де Вальсэр идиоткой. Не выдержав оскорбления, мадам Асти де Вальсэр бросила перчатку мисс Шелби.Мадам была лучшим фехтовальщиком, будучи страстным защитником женского спорта и даже сама руководила школой фехтования. Исход дуэли был предрешен, хотя она великодушно дала мисс Шелби 15 дней на практику. Раненная мадам в плечо, мисс Шелби была вынуждена признать, что французские врачи лучше, чем их американские коллеги.
Мадам Мари-Роуз Асти де Вальсер на дуэли с мисс Шелби. ( Ядовитые ручки )
Самая странная женская дуэль: женщины с обнаженной грудью дерутся из-за цветов
Пожалуй, самой странной из всех зарегистрированных в истории дуэлей по юбкам была дуэль между двумя австрийскими дворянками в 1892 году по совершенно легкомысленной причине.
Разногласия между принцессой Паулиной Меттерних и графиней Анастасией Кьельмансегг касались цветочных композиций для Венской музыкально-театральной выставки, почетным президентом которой была принцесса, а графиня — президентом Дамского комитета. Это стало достаточно серьезным, чтобы они решили, что только дуэль может решить это.В сопровождении секундантов и обученной женщины-врача баронессы Любинской противники отправились в Вадуц на швейцарской границе для участия в схватке. Здесь, по совету баронессы, которая предупредила их о последствиях того, что одежда застрянет в ране от меча и вызовет заражение, две дамы разделись до пояса. Единственными присутствующими мужчинами были слуги, и их попросили уйти подальше и встать спиной к действию.
Дуэль принцессы Полины Меттерних и графини Анастасии Кьельмансегг. ( Миниатюры и история
Однако, когда обе дамы пролили друг другу кровь — Принцесса с порезом на носу Графини и Графиня пронзила Принцессу руку — секунданты упали в обморок при виде этого зрелища. Крики дам заставили слуг броситься к ним на помощь, но баронесса Любинская отбросила их зонтиком, крича: : «Отвратите глаза, похотливые негодяи».
- Сражайся за свою честь! Закон Хольмганга и викингов
- Подлинная история «Последней дуэли» — история испытания боем
Жестокая драка
Дуэли также путешествовали по Америке, и одна из последних дуэлей в классическом стиле состоялась между двумя светскими дамами в Мексике в 1900 году. Марта Дюран присутствовала на балу со своим любовником Рафаэлем Рикельме. У Рафаэля был блуждающий взгляд, и он остановился на Хуане Луне. Хуана начала впитывать его восхищение.
Две дамы поссорились и решили урегулировать спор на дуэли. Это был жестокий бой, который не закончился первой кровью; это продолжалось до тех пор, пока Марта не была серьезно ранена, и Хуане, как следствие, удалось повредить руку с мечом. Марте ничего не оставалось, как согласиться отказаться от Рафаэля.
Но на этом дело не закончилось. Марте пришлось обратиться за помощью к хирургу. Дело дошло до ушей полиции, Хуана и секунданты были арестованы и заключены в тюрьму. Все закончилось тем, что обе дамы добровольно отказались от Рафаэля.
Хотя это и не так распространено, как мужские дуэли, многие женщины прибегают к этой практике для разрешения личных ссор и разногласий.
Верхнее изображение: картина Хосе «Combate de Mujeres» de Ribera показывает женскую дуэль. Источник: Общественное достояние
Сахир Пандей
СсылкиИзучение Лондона. Момент в истории Лондона – «Дуэль по нижним юбкам»… Доступно по адресу: https://exploring-london.com/2020/10/19/a-moment-in-londons-history-the-petticoat-duel/. По состоянию на 20 мая 2022 г.
Major, J. 2014. «Дуэлянты в нижних юбках» 1792 . Доступно по адресу: https://georgianera.wordpress.com/2014/08/05/the-petticoat-duellists-of-179.2/. По состоянию на 20 мая 2022 г.