Женщина-мать или успешный политик: можно ли найти компромисс?
- Налина Эггерт
- Би-би-си
Подпишитесь на нашу рассылку ”Контекст”: она поможет вам разобраться в событиях.
Автор фото, Reuters
Подпись к фото,Фрауке Петри — пример ультраправого политика, в карьере которой дети имеют центральное значение
Новый лидер партии Новой Зеландии гневно отреагировала на постоянные расспросы о том, когда она собирается заводить детей.
Задавать подобные вопросы в 2017 году «неприемлемо», — отрезала Джасинда Ардерн.
Допустимо ли столь пристальное внимание к семейной жизни женщины-политика? И могут ли матери использовать свой семейный статус (или положение) в политической карьере?
«Бездетная атеистка»
Некоторые женщины-политики не раз слышали критику в свой адрес из-за того, что у них не было детей. Новозеландцам достаточно посмотреть на соседнюю Австралию, где чего только не было сказано об экс-премьере Джулии Гиллард, у которой нет детей.
Как писала в передовице австралийская газета Sydney Morning Herald: «Ее публичный образ не соответствует ожиданиям некоторых избирателей: одинокая, бездетная женщина, посвятившая жизнь карьере».
Это был, пожалуй, один из самых безобидных комментариев в адрес первой женщины-премьер-министра Австралии.
Как-то, пока она еще была на премьерском посту, сенатор одной из партий назвал ее «умышленно бесплодной», в то время как соперник из ее собственной партии описал Гиллард как «бездетную атеистку и бывшую коммунистку».
- Политик впервые покормила грудью ребенка в парламенте Австралии
- Бывшие французские министры-женщины — против сексизма и домогательств
Гиллард неоднократно давала отпор нападениям в свой адрес, самым ярким из которых стал ответ лидеру оппозиции Тони Абботу.
«Если он действительно хочет увидеть, как выглядит сексизм в современной Австралии, пусть посмотрит на отражение в зеркале», — заявила премьер-министр.
Женщины в первую очередь матери?
В том, что касается ожиданий избирателей, газета, возможно, была в чем-то права.
Политолог Лондонского университета Биркбек Джессика Смит изучает вопросы родительства, гендерных конфликтов и политического лидерства. По ее словам, несмотря на то, что гендерные роли в обществе претерпевают изменения, ведущей по-прежнему остается представление о том, что женщины — это, в первую очередь, матери.
«Мы по-прежнему видим главную роль женщины в заботе о потомстве, — сказала эксперт в интервью Би-би-си. — Считается, что если у женщины нет детей, она принесла материнство в жертву ради карьеры».
Тема семьи, по словам эксперта, становится актуальной в контексте политики в силу того, что мы все больше «интересуемся личностями самих политиков».
Однако в то время как мужчины могут уклоняться от дискуссий на темы семьи, у женщин такое право отсутствует, — утверждает Смит.
Автор фото, Getty Images
Подпись к фото,У самой влиятельной женщины Германии нет детей, и местная пресса это никак не комментирует
И совершенно по-другому дела обстоят в Германии.
Некоторые нежно называют Ангелу Меркель «мутти» (мама), но у канцлера Германии нет своих, биологических детей.
В обществе нет понимания, почему у Меркель детей нет, да и в прессе этот вопрос никак не поднимается.
В том числе это связано с тем, что в Германии действуют строгие законы, защищающие частную жизнь граждан.
- Как Ангела Меркель возвращает себе контроль
Это, правда, не помешало политическому оппоненту Меркель Герхарду Шредеру обернуть вопрос материнства против канцлера во время предвыборной гонки 2005 года.
Супруга Шредера — Дорис упомянула вскользь, что в биографии Меркель «отсутствует опыт, который есть у большинства женщин», недвусмысленно указав на отсутствие у Меркель детей.
«Реальное вложение в будущее Британии»
Вспомним прошлогоднюю предвыборную гонку, развернувшуюся в Британии между Терезой Мэй и Андреа Ледсом. Обе женщины вступили в ожесточенную борьбу за право лидерства Консервативной партии Великобритании, и, соответственно, следующего поста премьер-министра страны.
Мать троих детей Ледсом в интервью местной газете заявила, что быть матерью для нее означает «реальное вложение в будущее Британии». Заявление было расценено как язвительный намек в адрес Терезы Мэй, у которой нет детей.
Комментарий вызвал шквал негодований и, несмотря на принесенные извинения, Ледсом была вынуждена снять свою кандидатуру.
- Кандидат в лидеры британских тори Ледсом извинилась перед Терезой Мэй за слова о материнстве
Этот случай стал наглядным примером того, как бездетный статус женщины-политика может быть использован против нее.
«Хоккейная мама»
«Часто стереотипы представляют женщину как более домашнюю и заботливую, чем мужчина. И материнство лишний раз подчеркивает такое утверждение», — отмечает Смит.
По словам политолога, это как раз тот образ, который столь успешно эксплуатируют политики с правого фланга политичесского спектра, поскольку он вписывается в традиционное представление о семейных ценностях.
В качестве примера использования материнства для реализации политических амбиций Смит указывает на «хоккейную маму» (так называют на Аляске матерей детей дошкольного возраста, которые возят их на занятия хоккеем) — губернатора штата Аляска Сару Пейлин, которая в 2008 году баллотировалась на пост вице-президента США.
Автор фото, Getty Images
Подпись к фото,Для таких политиков, как Сара Пейлин, наличие детей — это ключ к продвижению политической карьеры
Несмотря на проигрыш, мать пятерых детей Палин (которая в шутку называла себя «мама гризли») наделала много шума, прославившись еще и тем, что стала первой женщиной-кандидатом в вице-президенты США от Республиканской партии.
Фрауке Петри — еще один пример ультраправого политика, в карьере которой дети имеют центральное значение.
Лидер консервативной партии «Альтернатива для Германии» (AfD) находилась на последнем сроке беременности пятым ребенком во время конференции. На прошлой неделе Петри опубликовала фотографию новорожденного малыша в своем «Твиттере» с подписью: «А почему вы боретесь за Германию?»
Автор фото, @FraukePetry
Подпись к фото,«А почему вы боретесь за Германию?» — опубликовала в своем «Твиттере» Фрауке Петри
Наконец, кандидат на пост президента США Хиллари Клинтон пыталась использовать свой статус бабушки (проявляющей заботу и сопереживание о будущем поколении) во время предвыборной кампании.
Двойные стандарты
Пропустить Подкаст и продолжить чтение.
Подкаст
Что это было?
Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.
эпизоды
Конец истории Подкаст
Для других материнство может стать настоящей преградой на пути реализации политических амбиций.
В 2009 году государственный министр Японии Юко Обути, занимающаяся вопросами повышения рождаемости в стране, выразила беспокойство на тему того, как она сможет совмещать работу и материнство.
Экс-заместитель министра имущественных отношений России Зумруд Рустамова рассказала, что когда она появилась на заседании совета директоров за неделю до рождения сына «участники сделали вид, что ничего не произошло, хотя втайне поглядывали на мой огромный живот».
Профессора университета Биркбек Рози Кэмпбелл и Сара Чайлдс в 2012 году провели сравнительное исследование, целью которого было выяснить, какой процент женщин-политиков в британском парламенте имели детей. Как показало исследование, среди женщин-парламентариев число бездетных более чем вдвое превышает средние показатели по стране.
Также обнаружилось, что возраст старшего ребенка у женщины, когда она впервые избирается в парламент, составляет 16 лет, в то время как у мужчин — 12.
- Образованные женщины замораживают яйцеклетки «из-за нехватки мужчин»
И конечно, есть полно способов облегчить материнство для женщин, желающих продолжить активную карьеру в политике — ясли при госучерждениях, возможность работать неполный день или разрешение на кормление грудью в общественных местах (парламенте).
Но во многом семейная жизнь женщин-политиков зависит от того, как видят их роль избиратели.
Семейный фонд американского филантропа Барбары Ли The Barbara Lee Family Foundation в США отмечает: «Избиратели осознают наличие двойных стандартов, но активно и осознанно участвуют в этом».
«Их с одной стороны волнует, что работа отодвигается на второй план с рождением детей и домашними заботами. Но с другой они же и вопрошают, а кто собственно заботится о детях, особенно в младшем возрасте, если женщина работает».
«По мнению избирателей, женщина-кандидат, у которой нет детей, не сможет до конца вникнуть в суть проблем, которыми обеспокоены семьи».
Женщина — мать нации
Мероприятие открыл начальник управления главы РБ по общественно-политическому развитию Алексей Дербеко, зачитав поздравительный адрес Радия Хабирова.
— Сегодня Общество башкирских женщин активно участвует в благотворительных и гуманитарных акциях поддержки соотечественников из Донбасса, Херсонской и Запорожской областей. Оказывает неоценимую моральную поддержку нашим военнослужащим и добровольцам, шьет теплую одежду, собирает посылки, ухаживает за ранеными бойцами.
Благодарю вас, уважаемые женщины, за неравнодушие и щедрость, ответственную гражданскую позицию, участие в жизни Республики и страны, — говорится в нем.
Общество башкирских женщин существует с 1990 года. За это время его члены реализовали множество мероприятий и проектов. В 2018 году прошел социально-благотворительный автопробег «Бәндәбикә» во время которого была оказана медицинская и социальная помощь населению районов республики, а также реализована культурно-просветительская деятельность. При ОБЖ открыта «Школа народных целителей», которая организовала республиканский этнокультурный фольклорный фестиваль народных целителей «Ер ҡото» — «Сила земли».
Во время пандемии члены ОБЖ активно включились в волонтерскую деятельность, работали в штабе по оказанию помощи нуждающимся. В этом году они создали Комитет жен и матерей военнослужащих СВО, который помогает в социально-психологической реабилитации участников боевых действий, участвует в благотворительных мероприятиях и в военно-патриотическом воспитании подрастающего поколения. Совместно с Советов мужчин матери погибших организовали сбор материалов для издания «Книги памяти», посвященной солдатам и офицерам России.
Самый крупный проект общества — всероссийский конкурс «Женщина — мать нации», инициатором которого стала депутат Государственного Собрания — Курултая РБ Гульнур Кульсарина. За время проведения конкурса более 200 человек были удостоены высшей награды ОБЖ — медали имени Рабиги Кушаевой.
— Издревле нас приучали почитать женщин, прислушиваться к советам матерей, восхищаться их несломленным духом. И сегодня наши женщины стараются внести вклад в мирное существование государства. Тем самым еще раз подтверждая, что женщина — мать нации, мать человечества, определяющая его будущее, поддерживающая твердость духа.
Мы всегда будем чувствовать ответственность за судьбу своего Отечества. Если наши мужчины встали на защиту Родины, мы, женщины, должны объединиться, чтобы быть им опорой, — отметила Гульнур Галинуровна.
По итогам съезда был принят проект резолюции, план работы на ближайшие пять лет, а также выбран Совет из 65 человек. Новым председателем Общества башкирских женщин стала Гульнур Кульсарина. Активные члены ОБЖ награждены почетными грамотами, благодарственными письмами и медалями Государственного Собрания — Курултая РБ, минкультуры, БРО ВПП «Единая Россия», местного отделения ДОСААФ России.
В мероприятии приняли участие 200 делегатов и почетных гостей из республики и соседних регионов.
Фото предоставлено Обществом башкирских женщин.
Катя Шопен, «мать-женщина» | OUPblog
Кейт Шопен вышла замуж в 20 лет и за девять лет родила шестерых детей. «Пробуждение » , которое она опубликовала в 1899 году, возможно, написано для того, чтобы опровергнуть предположение о том, что потомство художницы может занять первое место в любом обсуждении ее работ. Главная героиня ее новеллы Эдна Понтелье шокировала читателей Шопена тем, что объявила свое «я» отделенным от своей материнской роли:
«Я бы отказалась от несущественного; Я бы отдал свои деньги, я бы отдал свою жизнь за своих детей; но я бы не дал себя. (стр. 53)
Так что прости меня, Катя. Но именно ее жизненный опыт как матери-писательницы, которая так глубоко выразила конфликты оккупации этой двойственности, побудил меня, редактора журнала, посвященного разнообразному опыту материнства, перечитать этот классический текст. Невероятная правда заключается в том, что наше современное общество по-прежнему удивляется тому, что женщины смеют выражать незаинтересованность в рождении детей, не говоря уже о крайнем табу вокруг сожалений о материнстве. Писатели и художники, которые предпочитают открыто обсуждать или использовать свой родительский опыт в своей работе и оказываются маргинализованными. Тем не менее, для многих, как пишет Шанти Секаран, «отношения между материнством и писательством кажутся одновременно важными и невозможными… Чего мы больше всего желаем как писатели, кроме как сказать что-то правдивое и запоминающееся о том, что значит быть человеком? Рождение детей связало меня с пульсом творчества».
Шопен не была тем, кого мы бы назвали активисткой в свое время. «Она не была социальным реформатором. Ее целью было не изменить мир, а точно описать его, показать людям правду о жизни женщин и мужчин в той Америке девятнадцатого века, которую она знала», — поясняет международное общество Кейт Шопен. Тем не менее, «Пробуждение » позже было воспринято современным женским движением в 60-х и 70-х годах как зарождающийся феминистский текст, вдохновивший нас на то, чтобы считать священными нашу идентичность и умы, освобожденные от ограничений жены/матери. «У меня появилась привычка выражать себя. Мне все равно, и ты можешь считать меня неженственной, если хочешь, — говорит Эдна любовнику.
Этот любовник (не только ее), Роберт, в конечном итоге подводит Эдну так же сильно, как и другие мужчины, которые доминируют в ее жизни, не просто оставляя ее, но, кажется, больше не видя ее, когда она не просто отражение его изготовление. Именно «романтика» пробуждает ее духовное пробуждение, но на меня не меньшее впечатление произвели строки, в которых Эдна выражает двусмысленность своих связей с детьми, буйство это дело – как верно Шопен пишет об упоении, когда вы берете ребенка в объятия, скучаете по нему, когда его нет рядом, но не настолько, чтобы с готовностью пригласить его вернуться, чтобы прервать вас… На мой взгляд, это не книга что выступает против страсти любви или материнства, но против долга этих ролей, а не их независимого выбора. Но это может быть потому, что я хочу примирить выбор, который я сделал, с тем, как я идентифицировал себя с Эдной, с желанием, чтобы мы могли удерживать все эти творческие, чувственные побуждения в одном выживающем я.
Шопен начала свою профессиональную карьеру в качестве публикуемого писателя, хотя и долго развивала свою практику в журналах после смерти мужа (и сумела выплатить его многочисленные долги, которые он оставил). Она опубликовала более 100 рассказов. В 38 лет она переделала себя и сделала себе имя. Это некоторое утешение для тех, кто еще не появился в списке успешных писателей «до 35», верно?
Памела Найтс во введении к выпуску Oxford World’s Classics описывает практические навыки Шопена в маркетинге, «скромно юмористическую личность, которую Шопен часто принимал на публике: любительница, которая спонтанно сочиняла свои рассказы в перерывах между борьбой с выкройкой платья». и пробует «новый полироль для мебели на старой ножке стола»… Она могла выражать свои разделенные обязанности матери и писателя, но также скрывать серьезные профессиональные и артистические амбиции за маской женского самоуничижения».
Что ж, звучит знакомо. Это почти слишком на носу для «мамочки-блогера», термин, который я полностью отвергаю для литературного журнала, которым является MUTHA , но также ценю сам по себе стратегический подход в том, как Шопен использовал ее двойной статус, «не угрожающий» упаковка, чтобы спустить охранников.
На самом деле, пока я читал эту книгу, а потом то и дело таскал ее с собой все лето, собирая заметки, я все время терял ее (не мою обычную потерю, а бумажную копию). Я обнаружил, что пишу друзьям: «Я потерял свою копию Пробуждение и нашел его через три дня под кучей грязного белья» и «Мой экземпляр Пробуждение промок насквозь, потому что моя дочь сунула свою открытую чашку-непроливайку в мою сумочку». Я привезла его с собой в поход в юрту, а там в нем песок. Мне повезло, что ребенок его не съел. Я буквально закончил свои заметки по представлению книги в летнем книжном клубе Брайант-парка, сидя на затемненных трибунах перед ее еженедельным выступлением в дневном лагере, потому что (конечно) даже когда вы платите за присмотр за детьми во время школьных каникул, вы должны приходите пораньше, чтобы послушать, как они поют. Что я хочу услышать, как она поет, но я также хочу написать о Пробуждение . Для протокола она крикнула из зала: «МАМА, МАМА, положите трубку!»
Мне казалось, что я пытаюсь сыграть роль публичного интеллектуала, а «женщина-мать» все время комично появлялась, за исключением того, что я тоже выбрала эту роль, мне досталась в ней столько привилегий, что это отдельное эссе. Я хочу выплыть и уплыть обратно.
Не будем упускать из виду проблемы этого текста. Шопен также была южным писателем «своего времени», хотя она бросала ему вызов, отражая разнообразие эпохи Реставрации в своих декорациях. Ее более ранние рассказы были популярны как произведения «местного колорита»; многие из которых, на мой взгляд, являются остро расистскими (я отсылаю вас к более подробному обсуждению во введении Найта). Я был поражен тем, как Пробуждение иллюстрирует критику «белых феминисток» в терминологии современного интерсекционального движения. Когда Эдна удаляется из дома своего мужа, чтобы заняться тем, что, надо сказать, является «своей собственной комнатой» (Вирджиния Вульф), она может отказываться от выполнения домашних обязанностей, таких как «прием гостей», но она удобно берет с собой , и устанавливает в задней комнате черных слуг, чтобы поддерживать ее собственный уровень комфорта. Внутренняя «борьба» за независимость белой женщины из высшего сословия опирается на подчинение черных женщин. В ее летних сценах на Гранд-Айле дети Эдны бегают на «свободном выгуле», как мы бы сказали в моих бруклинских родительских кругах, под присмотром многонациональной няни (никогда не называвшей имени, «квадроун» по Шопену). Черный ребенок работает на швейной машине, работая у ног мадам, руководящей курортом. Когда Эдна жертвует собой в океане, она тонет на территории бывшей плантации.
Пока мы распаковываем вещи, как друзья увещевают Эдну подумать о своих детях , воспоминание, которое преследует ее, когда она плывет «где еще не плавала ни одна женщина», давайте также не будем упускать из виду голоса в книге, замолкшие, дети представлены без привилегии детства.
Избранное изображение предоставлено: «Работающая деловая женщина» от helpg CC0 Public Domain через Pixabay .
Каждая Женщина Мать — Безгранична
Материнство — высокое призвание для всех женщин; будь то одинокие, женатые, плодородные или бесплодные.
В августовском выпуске 2013 года TIME «Жизнь без детей: иметь все, не имея детей» писательница Лорен Сэндлер представляет женщину по имени Лаура Скотт. В 14 лет Скотт решил никогда не иметь детей. Она описывает свою мать как «усталую до костей», которая много работает, воспитывая Скотта и ее брата. Это был образ жизни, которому Скотт не хотел подражать.
«Моим главным мотивом не заводить детей было то, что я любил свою жизнь такой, какая она есть, — объясняет Скотт.
Сейчас, в 50 лет, Скотт женат, сделал карьеру писателя и режиссера — в настоящее время работает над документальным фильмом под названием «9».0003 Бездетный по выбору — и говорит, что она «выполнена».
Затем произведение проносится мимо парада нынешних и прошлых знаменитостей, которые тоже утверждают, что наслаждаются жизнью без детей.
«Мои песни для меня как дети — я ожидаю, что они поддержат меня, когда я состарюсь», — шутит Долли Партон.
«У меня было такое замечательное воспитание, что у меня были очень высокие стандарты того, как должны вести себя мать и отец», — ВРЕМЯ цитирует покойную Кэтрин Хепберн. «Я не мог быть таким и продолжать карьеру в кино».
Независимо от того, вырваны ли эти цитаты из контекста или задуманы как шутка, они проливают свет на популярный принцип материнства — и личности — сегодня: личный выбор.
Если женщина хочет быть матерью, то она должна во что бы то ни стало стремиться к этому. Любой ценой. Во всех количествах. Когда она этого хочет. Как она этого хочет. И с кем она этого хочет. Если, с другой стороны, материнство — это не то, чего она желает, то она должна иметь право избежать его… или положить этому конец.
Тем не менее, как отмечается в статье, жизнь такой женщины, как Скотт, тяжела в мире, который склонен «приравнивать женственность к материнству». Свобода выбора отсутствия матери не означает, что другие не будут ожидать этого от вас.
И не должны.
Определение материнства
Как замужняя женщина без детей (пока), я чувствую напряжение, которое описывает Скотт. Не потому, что я хочу того, что она назвала бы обремененной жизнью, а потому, что я хочу этого. Да, трудно быть «бездетной» женщиной в мире, где женственность отражается в материнстве. Но в основном это сложно, потому что все наши определения неверны.
Сегодня понятие «материнство» стало таким же неверным, как и слова «брак», «секс» или «Бог». Сегодня понятие «материнство» стало таким же неверным, как и слова «брак», «секс» или «Бог».
Многие женщины непреднамеренно рассматривают материнство как путь к самореализации, а детей — как инструмент, который принесет им славу. Если это и есть настоящее материнство, я не могу винить Скотта за то, что он избегает этого.
А как насчет всех женщин, которые жаждут такой самореализации, но не могут ее достичь?
Вот в чем дело: материнство никогда не было вопросом выбора. Он никогда не предназначался как призвание для одних и не для других. Да, миссис Скотт, женственность — это материнство. Так было всегда. Но не так, как мы это определяли.
Материнство в церкви
Сегодня в церкви растет число бездетных женщин. Многие из этих женщин улыбаются и небрежно отвечают: «Надеюсь, да», когда вы спрашиваете их, планируют ли они выйти замуж (если они одиноки) или скоро создать семью (если они замужем). Это женщины, которые хотели бы иметь кольцо на пальце и мужчину на руке. Это женщины, которые могут быть в гуще лечения бесплодия или страдать от молчаливого горя выкидыша. Это женщины, которые давно потеряли надежду когда-либо родить ребенка, не говоря уже о том, чтобы окончить колледж.
На этих женщин оказывается огромное давление: им приходится цепляться за материнство как за средство самореализации или бежать в противоположном направлении и принять «свободную жизнь». Но для этих женщин есть столь же огромная возможность выбрать другой путь — тот, который говорит «да» настоящему материнству, даже если традиционное материнство не на горизонте. Этим женщинам была предоставлена славная свобода вкладывать средства в жизнь детей так, как другие не могут.
Они могут добровольно проводить дополнительные часы в церковной детской, предоставляя столь необходимую передышку многим утомленным биологическим матерям. Они могут пожертвовать тихим вечером с тарелкой мороженого и красной коробкой, чтобы пасти 15-летних в молодежной группе. Они могут отправиться в путешествие через полмира, чтобы любить детей без матерей. Некоторых из них даже могут призвать совершить путешествие через полмира, чтобы сделать этих самых детей своими собственными через усыновление.
То, что многие считают «хорошей жизнью», — это жизнь без ограничений — выбирать материнство или нет; выбрать карьеру или семью; выбрать обременение или освобождение от обременения.
Иисус сказал в Евангелии от Матфея 16:25: «Ибо кто хочет сохранить свою жизнь, тот потеряет ее, а кто потеряет свою жизнь ради Меня, тот обретет ее». По словам Иисуса, хорошая жизнь — это жизнь в обременении. Это должно быть и для нас тоже.
Точно так же хорошая жизнь — это родительская жизнь. Как верующие мы сначала воспитаны Богом Отцом, а затем призваны воспитывать других, будь то биологически («Плодитесь и размножайтесь», Бытие 9:7), приемным («Защити слабых и сирот», Псалом 81:3) или духовным («Идите, научите все народы», Матфея 28:19). Tweet This
И когда апостол Павел наставлял пожилых женщин учить молодых (Титу 2:4), он не давал ни одной женщине — незамужней, замужней, плодовитой, бесплодной — прерогативу отвергать материнство. Скорее, он установил это как высокое призвание 90 003 всех 90 004 женщин: принять то место, куда они были помещены; найти детей — биологических, усыновленных и духовных, — которые оказались на их пути; и воспитывать их в жизни ученичества.
Высшее призвание
Материнство — это не только высокое призвание, но и удовольствие. Иметь возможность взращивать удивление и поклонение в сердцах и умах младших, которых Бог поместил на нашем пути, следует воспринимать не как рутину, а как привилегию.
К сожалению, видение, предложенное в «жизни без детей», которую многие прославляют, в лучшем случае поверхностно, а в худшем — полностью корыстно. Наличие детей не означает, что у нас будет достаточно налогоплательщиков, чтобы поддержать нас, когда мы сами хотим обналичить наши чеки социального обеспечения.