05.10.2024

Волевая регуляция поведения человека: 42. Волевая регуляция поведения

Содержание

ВОЛЕВАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ

Функцией волевой регуляции является повышение эффективности соответствующей деятельности, а волевое действие предстает как сознательное, целенаправленное действие человека по преодолению внешних и внутренних препятствий с помощью волевых усилий.
На личностном уровне воля проявляется в таких свойствах, как сила воли, энергичность, настойчивость, вьщержка и др. Их можно рассматривать как первичные, или базовые, волевые качества личности. Такие качества определяют поведение, которое характеризуется всеми или большинством описанных выше свойств.
Волевого человека отличают решительность, смелость, самообладание, уверенность в себе. Такие качества развиваются обычно в онтогенезе несколько позже, чем названная выше группа свойств. В жизни они проявляются в единстве с характером, поэтому их можно рассматривать не только как волевые, но и как характерологические. Назовем эти качества вторичными.
Наконец, есть еще третья группа качеств, которые, отражая волю человека, связаны вместе с тем с его морально-ценностными ориентациями.

Это — ответственность, дисциплинированность, принципиальность, обязательность. К этой же группе, обозначаемой как третичные качества, можно отнести те в которых одновременно выступают воля человека и его отношение к труду: деловитость, инициативность. Такие качества личности обычно формируются только к подростковому возрасту.
‘См.: Калин В.К. На путях построения теории воли // Психологический журнал. — Т. 10. — 1989. — № 2.

По мнению В.А.Иванникова, главной психологической функцией воли является усиление мотивации и совершенствование на этой основе сознательной регуляции действий. Реальным механизмом порождения дополнительного побуждения к действию является сознательное изменение смысла действия выполняющим его человеком. Смысл действия обычно связан с борьбой мотивов и меняется при определенных, преднамеренных умственных усилиях.
Волевое действие, необходимость в нем возникает тогда, когда на пути осуществления мотивированной деятельности появилось препятствие. Волевой акт связан с его преодолением.

Предварительно, однако, необходимо осознать, осмыслить суть возникшей проблемы.
Включение воли в состав деятельности начинается с постановки человеком перед собой вопроса: «Что случилось?» Уже сам по себе характер данного вопроса свидетельствует о том, что воля тесным образом связана с осознанием действия, хода деятельности и ситуации. Первичный акт включения воли в действие фактически заключается в произвольном вовлечении сознания в процесс осуществления деятельности.
Волевая регуляция необходима для того, чтобы в течение длительного времени удерживать в поле сознания объект, над которым размышляет человек, поддерживать сконцентрированное на нем внимание. Воля участвует в регуляции практически всех основных психических функций: ощущений, восприятия, воображения, памяти, мышления и речи. Развитие указанных познавательных процессов от низших к высшим означает приобретение человеком волевого контроля над ними.
Волевое действие всегда связано с сознанием цели деятельности, ее значимости, с подчинением этой цели выполняемых действий. Иногда возникает необходимость придать какой-либо цели особый смысл, и в этом случае участие воли в регуляции деятельности сводится к тому, чтобы отыскать соответствующий смысл, повышенную ценность данной деятельности. В ином случае необходимо бывает найти дополнительные стимулы для выполнения, доведения до конца уже начатой деятельности, и тогда волевая смыслообразующая функция связывается с процессом выполнения деятельности. В третьем случае целью может явиться научение чему-либо и волевой характер приобретают действия, связанные с учением.
Энергия и источник волевых действий всегда так или иначе связаны с актуальными потребностями человека. Опираясь на

них, человек придает сознательный смысл своим произвольным поступкам. В этом плане волевые действия не менее детерминированы, чем любые другие, только они связаны с сознанием, напряженной работой мышления и преодолением трудностей.
Волевая регуляция может включиться в деятельность на любом из этапов ее осуществления: инициации деятельности, выбора средств и способов ее выполнения, следования намеченному плану или отклонения от него, контроля исполнения. Особенность включения волевой регуляции в начальный момент осуществления деятельности состоит в том, что человек, сознательно отказываясь от одних влечений, мотивов и целей, предпочитает другие и реализует их вопреки сиюминутным, непосредственным побуждениям. Воля в выборе действия проявляется в том, что, сознательно отказавшись от привычного способа решения задачи, индивид избирает иной, иногда более трудный, и старается не отступать от него. Наконец, волевая регуляция контроля исполнения действия состоит в том, что человек сознательно заставляет себя тщательно проверять правильность выполненных действий тогда, когда сил и желания делать это уже почти не осталось. Особые трудности в плане волевой регуляции представляет для человека такая деятельность, где проблемы волевого контроля возникают на всем пути осуществления деятельности, с самого начала и до конца.

Типичным случаем включения воли в управление деятельностью является ситуация, связанная с борьбой трудносовместимых мотивов, каждый из которых требует в один и тот же момент времени выполнения различных действий. Тогда сознание и мышление человека, включаясь в волевую регуляцию его поведения, ищут дополнительные стимулы для того, чтобы сделать одно из влечений более сильным, придать ему в сложившейся обстановке больший смысл. Психологически это означает активный поиск связей цели и осуществляемой деятельности с высшими духовными ценностями человека, сознательное придание им гораздо большего значения, чем они имели вначале.
При волевой регуляции поведения, порожденной актуальными потребностями, между этими потребностями и сознанием человека складываются особые отношения. С.Л.Рубинштейн охарактеризовал их так: «Воля в собственном смысле возникает тогда, когда человек оказывается способным к рефлексии своих влечений, может так или иначе отнестись к ним. Для этого индивид должен уметь подняться над своими влечениями и, от-

влекаясь от них, осознать самого себя… как субъекта… который… возвышаясь над ними, в состоянии произвести выбор между ними»1.

Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

Главная страница =>библиотека=>оглавление

2.4. Волевая регуляция поведения и деятельности . Психология. Учебник

Воля – важнейший механизм в жизни человека – психический процесс сознательного регулирования человеком своего поведения и деятельности, выраженный в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Уровень развития воли проявляется в двух показателях: 1) способность совершать действия, не связанные с актуальной потребностью организма (или даже вопреки ей), 2) широта способности преодолевать препятствия.

В философии проблеме свободы воли человека отводилась главенствующая роль в работах мыслителей на протяжении тысячелетий. Еще в эпоху Возрождения главной ценностью личности было принято считать свободу воли. В дальнейшем абсолютизация свободы воли привела к возникновению мировоззрения экзистенциализма (М Хайдеггер, К.

 Ясперс, Ж. П. Сартр, А. Камю и др.). Одна из первых естественно-научных трактовок воли принадлежит И. П. Павлову, который рассматривал ее как «инстинкт свободы», как проявление активности живого организма, когда встречаются препятствия, ограничивающие эту активность. Воля в трактовке И. П. Павлова рефлекторна по своей природе, т. е. она проявляется в виде ответной реакции на воздействующий стимул. Эта идея получила дальнейшее распространение среди представителей бихевиоризма и поддержку в реактологии К. Н. Корнилова и рефлексологии В. М. Бехтерева.

Воля человека характеризуется определенными качествами. В жизни и в литературе принято выделять силу воли – обобщенную способность преодолевать значительные затруднения, возникающие на пути к достижению поставленной цели. Чем значимее преодоленное препятствие, тем сильнее воля. К волевым качествам также относят такие социально важные качества, как:

Целеустремленность – ставить цели и достигать их, направлять сознательную активность на достижение определенного результата деятельности.

Дисциплинированность – соблюдение временных и иных требований социума.

Настойчивость – проявлять длительное стремление человека в достижении поставленной цели даже в самых сложных условиях.

Инициативность – способность предпринимать попытки к реализации возникших у человека идей, преодоление собственной инертности.

Самостоятельность – способность осознанно принимать решения, действовать на основе своих взглядов и убеждений.

Решительность – заключается в отсутствии излишних колебаний и сомнений при борьбе мотивов, в своевременном и быстром принятии решений, быстром и энергичном переходе от выбора действий и средств к самому выполнению действия.

Самоконтроль – в противном случае выполняемые действия и цель, к которой стремится человек, расходятся.

Выдержка и самообладание – умение сдерживать свои эмоции и чувства, когда это требуется, недопущение импульсивных и необдуманных действий.

Среди положительных в социальном восприятии качеств личности можно также отметить смелость, отвагу, мужество, стойкость.

К отрицательным волевым проявлениям следует отнести:

Упрямство – стремление настоять на своем, даже несмотря на заблуждения.

Негативизм – проявляется в немотивированной, необоснованной склонности действовать наперекор другим людям слабость воли, выражающаяся в неумении подчинить свои действия доводам разума.

Импульсивность – характеризуется торопливостью в принятии решений, необдуманностью поступков. Принятие решения является чрезвычайно сложным и мучительным процессом, поэтому индивид стремится скорее от него освободиться.

Главная функция воли – в сознательной регуляции активности в затрудненных условиях жизнедеятельности. Две другие – активизирующая и тормозящая. Например, человек способен заставить себя что-то сделать или, наоборот, остановиться, если это противоречит его моральным принципам. В целом волевые качества личности функционируют не изолированно друг от друга, а взаимосвязанно с другими характеристиками личности. Так, сила воли связана с мотивацией, глубиной интереса, с общим эмоциональным состоянием человека.

Важнейшей особенностью волевых действий, направленных на преодоление препятствий, является осознание значения поставленной цели и необходимости достичь ее. В современной отечественной психологии поведение человека понимается как изначально активное, а сам человек рассматривается как наделенный способностью к сознательному регулированию формы поведения. Это регулирование выражено в умении видеть и преодолевать внутренние и внешние препятствия.

Воля связана со всей структурой психики человека, мыслительной деятельностью и чувствами. Проявление мышления выражается в сознательном выборе цели и подборе средств для ее достижения. Связь воли и чувств выражается в желании добиться или достичь чего-либо, точно так же как избежать чего-либо неприятного. Однако часто мы сталкиваемся с ситуацией, когда чувства, наоборот, выступают препятствием к достижению поставленной цели. Не секрет, что чувство любви может привести человека к расстраиванию деятельности (например, влюбленный студент не может заставить себя готовиться к занятию).

Ролевое действие начинается с осознания цели действия и связанного с ней мотива. На начальной стадии формирования волевого акта личность испытывает только влечения и желания. Прежде чем желание превратится в непосредственный мотив, а затем в цель, оно оценивается человеком, т. е. «фильтруется» через систему взглядов, получает определенную эмоциональную окраску. Чем значительнее цель, тем более мощное стремление может быть вызвано ею.

Формирование мотивов волевых действий связано с мировоззрением человека, системой разделяемых идеалов и ценностей, смысложизненными ориентациями, его представлениями о добре и зле, вере и многими другими нравственными категориями.

Возможна ситуация, когда у человека иногда возникает сразу несколько несогласованных и даже противоречивых желаний. Борьба мотивов включает в себя оценку человеком тех оснований, которые говорят «за» и «против» необходимости действовать в определенном направлении. Воля проявляется как в принятии решения (выборе цели и способа действия), так и в исполнении принятого решения. Для реализации решения необходимо сознательное волевое усилие. Это особое состояние внутреннего напряжения, или активности, которое вызывает мобилизацию внутренних ресурсов человека, необходимую для выполнения задуманного действия.

Проявление воли связано с ситуацией и индивидуально-психологическими особенностями личности. Не следует недооценивать роль воспитания в формировании волевых качеств личности, силы воли и уровня реализации человеком волевых усилий. Систематическое выполнение человеком непривлекательных в данную секунду, но осмысленных и полезных действий развивает волю. Занятия спортом, добросовестное выполнение школьных заданий в младшем и последующих школьных возрастах – путь формирования воли. Аристотель видел в подобных упражнениях путь к формированию воли. В современной психологии разрабатываются различные тренинги, направленные на формирование воли в первую очередь у импульсивных подростков.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Волевые аспекты мотивации достижения и выученной беспомощности: к комплексной теории контроля действий.

SHOWING 1-10 OF 84 REFERENCES

SORT BYRelevanceMost Influenced PapersRecency

Responses to Uncontrollable Outcomes: An Integration of Reactance Theory and the Learned Helplessness Model1

  • C. Wortman, J. Brehm
  • Psychology

  • 1975

Мотивация достижения и ее конструкции: когнитивная модель

  • Х. Хекхаузен
  • Психология

  • 1977

В первом разделе этой статьи вводится набор конструктов, разрабатывается когнитивная модель мотивации и выводятся конкретные предложения для случая мотивации достижения. Модель описывает…

Мотивационные детерминанты рискованного поведения.

В этой статье рассматривается проблема выбора, возникающая в экспериментах, которые позволяют индивидууму выбирать задачу среди альтернатив, различающихся по сложности (уровню стремления) в концептуальной структуре, предложенной исследованием, в котором использовалась тематическая апперцепция для оценки индивидуальных различий в сила мотивации достижения.

Самоэффективность: к объединяющей теории изменения поведения.

Представлена ​​интегративная теоретическая основа для объяснения и прогнозирования психологических изменений, достигаемых различными способами лечения, и представлены результаты микроанализа энактивного, заместительного и эмоционального способов лечения, которые подтверждают предполагаемую связь между воспринимаемой самоэффективностью и поведенческими изменениями. .

Исторические перспективы изучения управления действием

  • Дж. Куль, Дж. Бекманн
  • Психология

  • 1985

Резюмируя социогенетическую теорию произвольной регуляции, Леонтьев (1932) описывает стратегию, которую китайский почтальон использовал, чтобы не отвлекаться при доставке срочная телеграмма. «Он…

От намерений к действиям: теория запланированного поведения

  • И. Айзен
  • Психология

  • 1985

Среди психологов существует общее согласие в том, что социальное поведение является наиболее целенаправленным например, Хайдер, 19 лет58; Lewin, 1951), а социальное поведение человека лучше всего можно описать как следование более или менее четко сформулированным планам.

Последствия приверженности и отказа от стимулов.

  • Э. Клингер
  • Психология

  • 1975

Предлагает интегративную теоретическую основу для изучения психологических аспектов побудительных отношений. В то время, когда стимул проявляется в поведении, организм особенно…

Процессы задержки удовлетворения

  • В. Мишель
  • Психология, биология

  • 1974

Когнитивные влияния на развитие выученной беспомощности.

Многомерный дисперсионный анализ выявил существенную разницу между беспомощными и беспомощными учащимися по когнитивным/мотивационным и аффективным показателям выученной беспомощности, а также по самоутверждениям относительно успеваемости.

Физическая агрессия как функция объективного самосознания и отношения к наказанию

  • К. Карвер
  • Психология

  • 1975

Неврология воли | Разложение воли

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicРазложение волиМетафизикаФилософия действияФилософия разумаКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicРазложение волиМетафизикаФилософия действияФилософия разумаКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Твиттер
    • Подробнее

CITE

Roskies, Adina L. ,

‘The Neuroscience of Valition’

,

в Энди Кларке, Джулиан Киверштейн и Tillmann Vierkant (Eds)

,

Дело. Mind Series

(

2013;

онлайн-издание,

Oxford Academic

, 26 сентября 2013 г.

), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780199746996.003.0002,

, по состоянию на 16 ноября 2022 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicРазложение волиМетафизикаФилософия действияФилософия разумаКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicРазложение волиМетафизикаФилософия действияФилософия разумаКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте

Advanced Search

Abstract

Народная психология оперирует общепринятыми представлениями о волеизъявлении, деятельности, добровольном поведении и свободе человека. Философия уже давно занимается прояснением и освещением природы этих понятий, но до недавнего времени у нее были только аналитические инструменты, применимые к предприятию. Теперь, однако, достигнут достаточный прогресс в понимании нейронных основ человеческой деятельности, чтобы начать задаваться вопросом, как эти обыденные понятия согласуются с нашим биологическим пониманием. В этой главе рассматриваются результаты ряда направлений нейробиологических исследований, которые дают некоторое представление о нейронных цепях, опосредующих поведение, которое мы связываем с волей и волей, и рассматривается степень, в которой наши научные знания предполагают изменения в этих интуитивных взглядах. Хотя на сегодняшний день никаким результатам не удается коренным образом разрушить наши убеждения, основанные на здравом смысле, картина, вытекающая из нейронауки, поднимает новые вопросы и может в конечном итоге оказать давление на некоторые интуитивные представления о том, что необходимо для свободы воли.

Ключевые слова: воля, свободная воля, добровольное поведение, свобода человека, неврология, здравый смысл

Субъект

Философия действия Метафизика Философия разума

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Щелкните Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Вход с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Вход через личный кабинет

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *