Внимание, виды и свойства внимания — Студопедия
Поделись
Внимание – направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении от всего остального.
Внимание непрерывно связано с сознанием в целом. С вниманием связаны направленность и избирательность познавательных процессов. Вниманием определяются:
— точность восприятия;
— прочность и избирательность памяти;
— направленность и продуктивность мышления.
Основные функции внимания:
— отбор значимых воздействий и игнорирование других;
— сохранение в сознании определенного содержания деятельности до момента ее завершения;
— регуляция и контроль протекания деятельности.
Основные виды внимания:
1. В зависимости от волевых усилий личности:
- непроизвольное внимание возникает без намерения человека увидеть или услышать что-либо, без заранее поставленной цели, без усилия воли;
- произвольное внимание – активное, целенаправленное средоточие сознания, поддержание уровня которого связано с определенными волевыми усилиями, направленными для борьбы с более сильными воздействиями;
- послепрозвольное внимание – наступает после произвольного, но качественно отличается от него.
2. По характеру направленности:
- внешненаправленное внимание направлено на окружающие предметы;
- внутреннее внимание – направлено на собственные мысли и переживания.
3. По происхождению:
- природное внимание – врожденная способность человека избирательно реагировать на те или иные внутренние или внешние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны;
- социально обусловленное внимание складывается в процесс жизни, результате обучения, воспитания, связано с избирательным сознательным реагированием на объекты, с волевой регуляцией поведения;
4. По механизму регуляции:
- непосредственное внимание не управляется ни чем, кроме того объекта, на которое оно направлено;
- опосредованное внимание регулируется с помощью специальных средств.
5. По направленности на объект:
- сенсорное;
- интеллектуальное.
Основные свойства внимания:
Сосредоточенность внимания – удержание внимания на одном объекте или одной деятельности при отвлечении от всего остального.
Устойчивость внимания – длительность сосредоточения на объекте или явлении, определяется индивидуальными физиологическими особенностями организма, психическим состоянием, мотивацией, внешними обстоятельствами осуществления деятельности.
Объем внимания – определяется количеством объектов, на которые может быть одновременно направлено внимание в процессе восприятия.
Распределение внимания – возможность выполнения индивидом одновременно двух и более видов деятельности.
Переключаемость внимания – способность быстро выключаться из одних видов деятельности и включаться в новые, соответствующие изменившимся условиям.
Память как психический познавательный Памятью называют процессы запоминания, сохранения и воспроизведения человеком его опыта.
Процессы памяти:
Запоминание – процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее. Запоминание всегда избирательно: в памяти сохраняется далеко не все, что воздействует на наши органы чувств.
Сохранение информации не является пассивным процессом, описываемым лишь только количественными показателями, зависит от установок личности, условий и организации заучивания, влияния последующей информации, мыслительной переработки материала и ряда других факторов. Выделяют следующие виды организации информации в памяти: пространственную, ассоциативную, иерархическую.
Воспроизведение – процесс извлечения из памяти сохраненного материала. Воспроизведение может протекать на уровне узнавания, воспроизведения (в узком смысле), припоминания.
Забывание – процесс, необходимый для эффективной работы памяти. Факторы, влияющие на забывание: возраст, характер информации и степень ее использования, интерференция, подавление.
Характеризуя качества памяти, выделяют скорость запоминания и скорость забывания.
Виды и формы памяти:
Генетическая память включает в основном инстинкты и почти не зависит от условий жизнедеятельности человека.
Прижизненная память является хранилищем информации, полученной с момента рождения и до смерти. Прижизненную память классифицируют:
по целевой установке и затрачиваемым усилиям на запоминание:
- непроизвольная память – автоматическое запоминание воспроизведение информации, происходящее без усилий со стороны человека и установки на запоминание;
- произвольная память – запоминание, имеющее специальную установку «запомнить» и требующее определенных волевых усилий.
по степени осмысленности:
- механическая память основана на повторении материала без его осмысливания;
- смысловая память предполагает осмысливание запоминаемого материала, которое основано на понимании внутренних логических связей между его частями.
в зависимости от установки:
- кратковременная память хранит информацию в среднем около 20 секунд, сохраняет лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы;
- оперативная память рассчитана на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней;
- долговременная память способна хранить информацию в течение практически неограниченного срока.
по материалу, сохраняемому памятью:
- когнитивная память – процесс сохранения знаний. Знания, получаемые в процессе обучения, выступают вначале как что-то внешнее по отношению к личности, зам постепенно превращаются в опыт и убеждения человека;
- эмоциональная память – сохранение в сознании переживаний и чувств;
- личностная память обеспечивает единство самосознания личности на всех этапах ее жизненного пути.
по модальности:
- словесно-логическая память тесно связана со словом, мыслью, логикой;
- образная память подразделяется на зрительную, слуховую, двигательную, осязательную, обонятельную, слуховую.
Виды, свойства внимания. Внимание и его физиологические основы. Функции и виды внимания
► Внимание — это направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо реальном или идеальном объекте, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида.
Оно имеет свою органическую основу, которая представляет собой структуры мозга, обеспечивающие функционирование внимания и отвечающие за внешние проявления его различных характеристик. Среди нескольких миллиардов нервных клеток, из которых состоит головной мозг человека, есть такие, которые особенно тесно связаны с работой внимания. Их называют нейронами — детекторами новизны. Такие нервные клетки отличаются от других тем, что включаются в активную работу лишь тогда, когда человек в своих ощущениях и восприятии сталкивается с некоторыми новыми для него предметами и явлениями, которые приковывают к себе его внимание. Раздражители, ставшие привычными, обычно не вызывают реакции клеток — детекторов новизны. Такие клетки, по-видимому, отвечают за непроизвольное внимание человека.
Общее состояние внимания, в частности такая его характеристика, как устойчивость, связано, по-видимому, с работой ретикулярной формации. Она представляет собой тончайшую сеть нервных волокон, которая располагается в глубине центральной нервной системы между головным и спинным мозгом, охватывая нижние отделы первого и верхние отделы второго. Через ретикулярную формацию проходят нервные пути, ведущие от периферических органов чувств к головному мозгу и обратно. Ретикулярная формация также регулирует тонус коры головного мозга и чувствительность рецепторов, изменяя динамические характеристики внимания: его концентрацию, устойчивость и т. п.
Внимание в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.
Рассмотрим основные виды внимания. Таковыми является природное и социально обусловленное внимание, непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание, чувственное и интеллектуальное внимание.
По активности человека в организации внимания различают три вида: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.
► Непроизвольное внимание — это сосредоточение сознания на объекте как раздражителе.
► Произвольное внимание — это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, направляемое требованиями деятельности. При этом сосредоточение происходит не только на том, что эмоционально приятно, а в большей мере на том, что должно делать. Примерно через 20 мин человек утомляется, прибегая к данному виду внимания.
Непроизвольное внимание не связано с участием воли, а произвольное обязательно включает волевую регуляцию. Наконец, произвольное внимание в отличие от непроизвольного обычно связано с борьбой мотивов или побуждений, наличием сильных, противоположно направленных и конкурирующих друг с другом интересов, каждый из которых сам по себе способен привлечь и удерживать внимание.
Человек же в этом случае осуществляет сознательный выбор цели и усилием воли подавляет один из интересов, направляя все свое внимание на удовлетворение другого. Но возможен и такой вариант, когда произвольное внимание сохраняется, а усилий воли для его сохранения уже не требуется. Это бывает, если человек увлечен работой. Такое внимание называется послепроизвольным.
По своим психологическим признакам оно близко непроизвольному, хотя между ними есть и существенное отличие. Послепроизвольное внимание проистекает из интереса, стимулируется не особенностями предмета, а направленностью личности. При нем сама деятельность переживается как потребность, а ее результат личностно значим. Послепроизвольное внимание может длиться часами.
Рассмотренные три вида внимания в практической деятельности человека тесно переплетаются и опираются один на другой.
Природное внимание дано человеку как врожденная способность избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны. Основной механизм, обеспечивающий работу такого внимания, называется ориентировочным рефлексом. Он, как мы уже отмечали, связан с активностью ретикулярной формации и нейронов, детекторов новизны.
Социально обусловленное внимание складывается в течение жизни как результат обучения и воспитания; оно связано с волевой регуляцией поведения, с избирательным сознательным реагированием на объекты.
Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека.
Опосредованное внимание регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов, указательных знаков, предметов.
Чувственное внимание по преимуществу связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств.
Интеллектуальное внимание связано с сосредоточенностью и направленностью мысли. При чувственном внимании в центре находится какое-либо чувственное впечатление, а при интеллектуальном — мысль.
внимание | Определение, теории, аспекты и факты
вегетативная нервная система
См. все СМИ
- Связанные темы:
- принцип расхождения автоматическое внимание центральное внимание бдительность двухпроцессная теория внимания
Просмотреть весь связанный контент →
Резюме
Прочтите краткий обзор этой темы
внимание , в психологии концентрация внимания на каком-либо явлении с исключением других раздражителей.
Внимание — это осознание того, что происходит здесь и сейчас, фокусным и перцептивным образом. Для ранних психологов, таких как Эдвард Брэдфорд Титченер, внимание определяло содержание сознания и влияло на качество сознательного опыта. В последующие годы меньше внимания уделялось субъективному элементу сознания и больше — моделям поведения, по которым можно было распознать внимание других. Хотя человеческий опыт определяется тем, как люди направляют свое внимание, очевидно, что они не имеют полного контроля над этим направлением. Например, бывают случаи, когда человеку трудно сконцентрировать внимание на задаче, разговоре или ряде событий. В других случаях внимание человека «захвачено» неожиданным событием, а не направлено на него добровольно.
Внимание связано с непосредственным опытом человека; это состояние текущего осознания. Конечно, в мире постоянно происходит множество событий, каждое из которых воздействует на чувства человека. Есть также события, происходящие в теле, которые воздействуют на внимание, точно так же, как существуют репрезентации прошлых событий, хранящиеся в памяти, но доступные для осознания при соответствующих обстоятельствах.
Хотя можно было бы ожидать, что текущее осознание представляет собой совокупность всех этих событий в любой данный момент, очевидно, что это не так. В этом обширном поле потенциальных переживаний индивидуум сосредотачивается или обращает внимание на какое-то ограниченное подмножество целого. Это подмножество составляет субъективное поле сознания. Можно определить причину этого ограничения. Контроль и координация множества входных сигналов и накопленного опыта, а также организация соответствующих паттернов реагирования являются областью деятельности мозга. Мозг обладает впечатляющими вычислительными возможностями, но его возможности ограничены. Человек не может сознательно переживать все события и информацию, доступные в любой момент времени. Точно так же невозможно инициировать одновременно неограниченное количество различных действий. Возникает вопрос о том, как выбрать подходящее подмножество входов, промежуточных процессов и результатов, чтобы привлечь внимание и задействовать доступные ресурсы.
Таким образом, внимание можно понимать как состояние избирательного осознания, которое определяет степень и качество взаимодействия человека с окружающей средой. Он не обязательно находится под добровольным контролем. Некоторые аспекты истории внимания и методы, с помощью которых психологи и другие специалисты пришли к его характеристике и пониманию, представлены в последующем обсуждении.
Ранние взгляды на внимание
Корни XIX века
Психологи начали изучать внимание во второй половине XIX века.век. До этого времени философы обычно рассматривали внимание в контексте апперцепции (механизма, с помощью которого новые идеи ассоциировались с существующими идеями). Таким образом, Готфрид Вильгельм Лейбниц предположил, что потеря осознания постоянного звука водопада иллюстрирует, как события могут перестать восприниматься (то есть представляться в сознании) без особого внимания. Он предположил, что внимание определяет, что будет воспринято, а что нет. Срок апперцепция еще использовалась в 19 веке Вильгельмом Вундтом, одним из основателей современной психологии. Однако Вундт был одним из первых, кто указал на различие между фокальными и более общими чертами человеческого сознания. Он писал о широком поле осознания (которое он назвал Blickfeld ), внутри которого находится более ограниченный фокус внимания ( Blickpunkt ). Он предположил, что диапазон Blickpunkt составляет около шести предметов или групп. Он также предположил, что внимание является функцией лобных долей головного мозга.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подписаться сейчас
Одним из самых влиятельных психологов на рубеже веков был Уильям Джеймс. В своей основной работе « Принципы психологии » (1890 г.) он говорит:
Каждый знает, что такое внимание. Это овладение умом в ясной и яркой форме одним из нескольких одновременно возможных объектов или цепочек мыслей. Фокализация, концентрация сознания составляют его сущность. Это подразумевает отказ от одних вещей, чтобы эффективно справляться с другими.
Джеймс считал, что внимание заставляет людей воспринимать, понимать, различать и запоминать более эффективно и ускоряет их реакцию.
В 1906 г. другой выдающийся психолог У.Б. Пиллсбери предложил три метода измерения внимания. Первый основывался на тестах, которые измеряли внимание посредством выполнения задачи, требующей высокой степени внимания; второй измерял снижение внимания за счет снижения производительности; а третий измерял силу внимания по уровню стимула, необходимого для отвлечения человека.
По мере развития 20-го века психология и изучение поведения подвергались новым влияниям, которые имели далеко идущие последствия для представлений о внимании. Одна из таких областей влияния возникла в работах русского физиолога Ивана Петровича Павлова, который сообщил о том, что теперь обычно называют ориентировочной реакцией. У собак и других животных к ним относятся такие признаки внимания, как настороженные уши, поворот головы в сторону раздражителя, повышенное мышечное напряжение, физиологические изменения, обнаруживаемые приборами. Дальнейшее влияние оказала работа по рефлексологии одного из конкурентов Павлова, россиянина Владимира М. Бехтерева. Многие психологи пришли к выводу, что условный рефлекс (непроизвольная реакция, обусловленная вознаграждением) является основным строительным блоком всего человеческого обучения.
внимание | Определение, теории, аспекты и факты
вегетативная нервная система
См. все СМИ
- Связанные темы:
- принцип расхождения автоматическое внимание центральное внимание бдительность двухпроцессная теория внимания
Просмотреть весь связанный контент →
Резюме
Прочтите краткий обзор этой темы
внимание , в психологии концентрация внимания на каком-либо явлении с исключением других раздражителей.
Внимание — это осознание того, что происходит здесь и сейчас, фокусным и перцептивным образом. Для ранних психологов, таких как Эдвард Брэдфорд Титченер, внимание определяло содержание сознания и влияло на качество сознательного опыта. В последующие годы меньше внимания уделялось субъективному элементу сознания и больше — моделям поведения, по которым можно было распознать внимание других. Хотя человеческий опыт определяется тем, как люди направляют свое внимание, очевидно, что они не имеют полного контроля над этим направлением. Например, бывают случаи, когда человеку трудно сконцентрировать внимание на задаче, разговоре или ряде событий. В других случаях внимание человека «захвачено» неожиданным событием, а не направлено на него добровольно.
Внимание связано с непосредственным опытом человека; это состояние текущего осознания. Конечно, в мире постоянно происходит множество событий, каждое из которых воздействует на чувства человека. Есть также события, происходящие в теле, которые воздействуют на внимание, точно так же, как существуют репрезентации прошлых событий, хранящиеся в памяти, но доступные для осознания при соответствующих обстоятельствах.
Хотя можно было бы ожидать, что текущее осознание представляет собой совокупность всех этих событий в любой данный момент, очевидно, что это не так. В этом обширном поле потенциальных переживаний индивидуум сосредотачивается или обращает внимание на какое-то ограниченное подмножество целого. Это подмножество составляет субъективное поле сознания. Можно определить причину этого ограничения. Контроль и координация множества входных сигналов и накопленного опыта, а также организация соответствующих паттернов реагирования являются областью деятельности мозга. Мозг обладает впечатляющими вычислительными возможностями, но его возможности ограничены. Человек не может сознательно переживать все события и информацию, доступные в любой момент времени. Точно так же невозможно инициировать одновременно неограниченное количество различных действий. Возникает вопрос о том, как выбрать подходящее подмножество входов, промежуточных процессов и результатов, чтобы привлечь внимание и задействовать доступные ресурсы.
Таким образом, внимание можно понимать как состояние избирательного осознания, которое определяет степень и качество взаимодействия человека с окружающей средой. Он не обязательно находится под добровольным контролем. Некоторые аспекты истории внимания и методы, с помощью которых психологи и другие специалисты пришли к его характеристике и пониманию, представлены в последующем обсуждении.
Ранние взгляды на внимание
Корни XIX века
Психологи начали изучать внимание во второй половине XIX века.век. До этого времени философы обычно рассматривали внимание в контексте апперцепции (механизма, с помощью которого новые идеи ассоциировались с существующими идеями). Таким образом, Готфрид Вильгельм Лейбниц предположил, что потеря осознания постоянного звука водопада иллюстрирует, как события могут перестать восприниматься (то есть представляться в сознании) без особого внимания. Он предположил, что внимание определяет, что будет воспринято, а что нет. Срок апперцепция еще использовалась в 19 веке Вильгельмом Вундтом, одним из основателей современной психологии. Однако Вундт был одним из первых, кто указал на различие между фокальными и более общими чертами человеческого сознания. Он писал о широком поле осознания (которое он назвал Blickfeld ), внутри которого находится более ограниченный фокус внимания ( Blickpunkt ). Он предположил, что диапазон Blickpunkt составляет около шести предметов или групп. Он также предположил, что внимание является функцией лобных долей головного мозга.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подписаться сейчас
Одним из самых влиятельных психологов на рубеже веков был Уильям Джеймс. В своей основной работе « Принципы психологии » (1890 г.) он говорит:
Каждый знает, что такое внимание. Это овладение умом в ясной и яркой форме одним из нескольких одновременно возможных объектов или цепочек мыслей. Фокализация, концентрация сознания составляют его сущность. Это подразумевает отказ от одних вещей, чтобы эффективно справляться с другими.
Джеймс считал, что внимание заставляет людей воспринимать, понимать, различать и запоминать более эффективно и ускоряет их реакцию.
В 1906 г. другой выдающийся психолог У.Б. Пиллсбери предложил три метода измерения внимания. Первый основывался на тестах, которые измеряли внимание посредством выполнения задачи, требующей высокой степени внимания; второй измерял снижение внимания за счет снижения производительности; а третий измерял силу внимания по уровню стимула, необходимого для отвлечения человека.
По мере развития 20-го века психология и изучение поведения подвергались новым влияниям, которые имели далеко идущие последствия для представлений о внимании. Одна из таких областей влияния возникла в работах русского физиолога Ивана Петровича Павлова, который сообщил о том, что теперь обычно называют ориентировочной реакцией. У собак и других животных к ним относятся такие признаки внимания, как настороженные уши, поворот головы в сторону раздражителя, повышенное мышечное напряжение, физиологические изменения, обнаруживаемые приборами. Дальнейшее влияние оказала работа по рефлексологии одного из конкурентов Павлова, россиянина Владимира М.