24.11.2024

Виноват ли бог во зле мира: Почему Бог не уничтожит зло? – Православный журнал «Фома»

Почему Бог не уничтожит зло? – Православный журнал «Фома»

Приблизительное время чтения: 7 мин.

100%

+

Код для вставки

Код скопирован

Мы можем чувствовать правоту своей веры, но не всегда можем ее объяснить или доказать человеку неверующему, в особенности тому, у кого наше мировоззрение почему-то вызывает раздражение. Разумные вопросы атеиста могут поставить в тупик даже самого искренне верующего христианина. О том, как и что отвечать на распространенные аргументы атеистов рассказывает наш постоянный автор Сергей Худиев в проекте “Диалог с атеистами: православные аргументы”.

Но если бы существовал всемогущий и благой Бог, Он бы легко устранил все мировое зло…

Обычно логический аргумент против реальности Бога формулируется так:

  1. Существует зло
  2. Если Бог не хочет его устранить, он не благ
  3. Если Бог не может его устранить, Он не всемогущ.
  4. Поскольку теизм постулирует, что Бог как благ, так и всемогущ, Бога (с качествами. которые приписывает Ему теизм) не существует.

Чтобы рассмотреть это возражение, нам понадобится уточнить смысл понятий — что такое зло, благо и всемогущество.

Здесь мы рассмотрим понятие всемогущества.

Священное Писание говорит о всемогуществе и благости Бога. Это составляет резкий контраст с взглядами языческих соседей древних израильтян. Для язычников их боги не были ни всемогущими, ни благими. В вавилонском эпосе «Энума Элиш» сотворению мира предшествует ожесточенная война между двумя коалициями богов, одну из которых возглавляет бог Мардук, другую — чудовищное божество хаоса Тиамат. В результате напряженных боевых действий с применением различного оружия, Мардук и его союзники одолевают, после чего Мардук изготовляет небо и землю из трупа Тиамат, а людей — из глины с примесью крови одного из ее поверженных генералов, Кингу.

Более того, в языческих мифах люди сотворены с прагматичной целью — работать на богов и приносить им жертвы, в которых боги вполне физически нуждаются. Боги язычников не являются «благими» в монотеистическом смысле. У них могут быть фавориты, но нельзя сказать, что они любят людей вообще.

В мире конфликтующих богов, которые и не считаются человеколюбивыми, не возникает вопроса о том, почему он во зле лежит. Боги непредсказуемы и капризны, и конфликтуют между собой — такова уж природа вещей, а вы чего хотели?

В библейском повествовании Бог ни с кем не борется, не ведет переговоров, у Него нет конкурентов или противников. Он просто творит мир, в котором является единственным и безоговорочным Владыкой.

Как Бог говорит Аврааму, «Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен» (Быт.17:1)

Как говорит Спаситель, «Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без [воли] Отца вашего» (Матф.10:29)

Ряд мыслителей пытались отрицать всемогущество Бога — но это грубо противоречило бы библейскому откровению, как с точки зрения того, что Бог сообщает нам о себе, так и с точки зрения нашего доверия к Богу — мы должны полагаться на способность Бога достигать Его целей. Он в состоянии исполнить Свои обетования. Никто не может ему помешать.

Но сама доктрина всемогущества ведет к противоречиям — например, может ли всемогущий Бог сотворить камень, который сам не сможет поднять?

Правильный ответ на этот вопрос — нет, не может. Потому что выражение «камень, который не может поднять всемогущий», содержит противоречие в определениях и поэтому бессмысленно. Мы с таким же успехом могли бы спросить, «может ли Бог создать круглый квадрат, холодный жар или темный свет». Нет, не может — но не в силу ограниченности Его возможностей, а потому, что перечисленное — это бессмысленные наборы слов. Они не означают что-то, что Бог мог бы или не мог бы создать. Они не означают вообще ничего. Бог не может созидать чего-либо, противоречащего логике — не потому, что Бог подчиняется законам логики, а потому что им подчиняется наш язык. Внутренне противоречивое пожелание — например, создать камень, который не может поднять Всемогущий — не может быть исполнено потому, что на самом деле оно не описывает какого-то реально возможного положения дел. Если я скажу вам «поверните налево и одновременно направо» вы не сможете выполнить моего пожелания не потому, что вы не можете ходить, а потому, что такое пожелание, с точки зрения языка, лишено смысла.

Поэтому доктрина всемогущества и не означает, что Бог может творить какие-то внутренне противоречивые вещи.

Но если Бог всемогущ, и желает Своим созданиям блага, почему же Он допускает грех и зло?

Потому что было бы логически невозможно — как с круглым квадратом — создать свободных существ, которые в принципе не могли бы совершить неправильный выбор.

Подлинная любовь, добродетель, творчество — все то, что делает нас людьми, все то, что делает для нас возможным жизнь вечную и блаженную, предполагает свободную волю.

Нашу способность самими быть авторами своих решений.

Если у вас есть подлинная свобода, это означает, что вы сами решаете, как поступать. И это означает, что вы вполне можете поступать чрезвычайно глупо.

Если вы придете в ресторан и вам скажут «у нас есть широчайший выбор блюд! Но, если вы попробуете заказать что-то, кроме манной каши, мы вам откажем, потому что это нездоровые блюда, а мы о вас заботимся», вы, вероятно, сочтете это неудачной шуткой — если в реальности доступна только манная каша, бессмысленно говорить о «широчайшем выборе».

Если вам скажут «вы вольны идти куда вам будет угодно, но как только вы выберете путь, который мы не одобряем, мы схватим вас шиворот и вернем на правильный путь» — вы решите, что над вами издеваются.

Поэтому если Бог наделяет нас подлинным, реальным выбором, это означает, что во-первых, этот выбор делаем мы сами, во-вторых, у него есть реальные последствия. Плохие последствия, если этот выбор — неправильный.

Но разве Бог не может предотвратить эти последствия?

В некоторой степени, но не полностью.

Благодать Божия, Его промысл, несомненно, сильно смягчают последствия наших грехов — иначе человечество давно бы истребило себя.

Но всегда и полностью устранять последствия наших неправильных решений — значило бы уничтожить наш выбор как таковой. Если пьяница случайно разбивает бутылку водки по дороге домой — это, несомненно, милость и благодать Божия, хотя он едва ли будет этим доволен. Но если бутылка будет чудесным образом разбиваться всякий раз, когда он будет пытаться вынести ее из магазина, это будет означать, что у него просто нет свободы принимать решения относительно своей жизни. Он не сможет убивать себя спиртным — но он не сможет и проявить добродетель, свободно отказавшись от спиртного.

То есть Бог может творить не все?

Все. Но некоторые действия Бога привели бы к разрушению Творения — а Он этого не хочет именно потому, что он Свое творение любит. Бог мог бы — по своему всемогуществу — лишить нас свободной воли. Но это были бы уже не мы, и такое действие было бы противно Его благости и верности, и Он никогда так не поступит.

Художник, например, обладает всемогуществом в пространстве картины — но, чтобы у него вышла осмысленная картина, а не просто нагромождение пятен, он должен исходить из внутренней логики своего творения. Он не может пририсовать придворной даме собачий нос, или Афродите — волчьи клыки. По крайне мере, если он любит свое творение — и свою аудиторию.

Писатель также обладает всемогуществом в пространстве романа — весь роман до последней буквы существует только благодаря ему. Но если он создает именно роман (а не бессмысленное нагромождение букв) то он должен следовать внутренней логике своего творения. Иногда писатели в шутку жалуются, что их персонажи, в ходе написания романа, обретают самостоятельную жизнь и проявляют своеволие. Конечно, это шутка, но если вы создали персонажа — и его окружение — вы не можете заставить его делать что-то противное его характеру.

Мы могли бы сказать, что, скажем, Джон Толкин мог бы не заставлять хоббитов с великим утомлением и опасностями тащить кольцо всевластья к Ородруину. Он мог бы ввести в свой роман эскадрилью королевских ВВС, которые бы порубили назгулов из пулеметов (как показывает опыт, черная магия бессильна против крупного калибра), и с большим удобством отвезли бы хоббитов, чтобы они бросили кольцо в жерло вулкана с бреющего полета.

Но это совершенно разрушило бы великий роман, превратив его в жалкую пародию, и это разрушило бы характеры персонажей. Аналогично, далеко не всегда божественное вмешательство — даже логически возможное — было бы возможно с точки зрения внутренней целостности творения.

Божие всемогущество, таким образом, не означает, что Бог творит все, что угодно — Он творит то, что сообразно внутренней логике творения и свободе ангелов и людей.

Фото www.flickr.com/Daniela Munoz-Santos

Папа: зло исходит не от Бога, а от грехов человека

Поиск

От[Дата]К[Дата]

Поиск Все словаТочная фразаПо крайней мере одно

Упорядочить согласно Свежие публикацииБолее ранний

Искать в AllPodcast

Поиск

ruрусский

Выберите ваш язык

  • English
  • Italiano

    (Italian)

  • Français

    (French)

  • Deutsch

    (German)

  • Español

    (Spanish)

  • Português

    (Portuguese)

  • العربية

    (Arabic)

  • Հայերէն

    (Armenian)

  • Беларуская

    (Belarusian)

  • Български

    (Bulgarian)

  • Hrvatski

    (Croatian)

  • Čeština

    (Czech)

  • עברית

    (Hebrew)

  • Magyar

    (Hungarian)

  • Latviešu

    (Latvian)

  • Lietuvių

    (Lithuanian)

  • Македонски

    (Macedonian)

  • Polski

    (Polish)

  • Română

    (Romanian)

  • Shqip

    (Albanian)

  • Slovenčina

    (Slovak)

  • Slovenščina

    (Slovenian)

  • Svenska

    (Swedish)

  • Русский

    (Russian)

  • Українська

    (Ukrainian)

  • हिंदी

    (Hindi)

  • മലയാളം

    (Malayalam)

  • தமிழ்

    (Tamil)

  • 日本語

    (Japanese)

  • 한국어

    (Korean)

  • 简体中文

    (Simplified Chinese)

  • 繁體中文

    (Traditional Chinese)

  • Tiếng việt

    (Vietnamese)

  • Esperanto
  • English Africa
  • Français Afrique
  • Português África
  • Kiswahili

    (Swahili)

  • አማርኛ

    (Amharic)

  • ትግርኛ

    (Tigrinya)

ПАПА РИМСКИЙ

Предваряя чтение молитвы Angelus 20 марта, Папа Франциск призвал внять настоятельному призыву Господа к обращению, отвернувшись от греха и приняв с открытым сердцем логику Евангелия, потому что там, где царят любовь и братство, зло не имеет больше силы.

София Халходжаева

Размышляя над отрывком из Евангелия (Лк 13, 1-9), в котором Иисус комментирует некоторые события того времени, Папа отметил, что, в то время как воспоминания о восемнадцати погибших при обрушении Силоамской башни были еще свежи в памяти людей, Иисусу сообщают о нескольких галилеянах, которых убил Пилат (ср. Лк 13, 1). Возникает вопрос, который будто бы сопровождает эти трагические вести: кто виноват в этих ужасных событиях? Может быть, те люди были виноваты больше других и Бог наказал их? Эти вопросы возникают и сегодня. Когда на нас обрушиваются плохие новости и мы чувствуем себя бессильными перед проявлениями зла, отметил Святейший Отец, мы часто спрашиваем себя: может быть, это наказание от Бога? Может, Он допустил войну или пандемию, чтобы наказать нас за наши грехи? Почему Господь не вмешивается?

Angelus 20 марта 2022 г.

Мы должны быть осторожны, предостерег Папа: когда зло угнетает нас, мы рискуем утратить ясность ума и, чтобы найти ответ на то, что не можем объяснить, в итоге обвиняем Бога. Во многих случаях привычка богохульствовать идет именно отсюда. Мы часто приписываем наши беды и несчастья мира Тому, Кто, напротив, всегда предоставляет нам свободу и поэтому никогда не вмешивается, навязывая, а только предлагая; Тому, Кто никогда не применяет насилия и, более того, страдает за нас и вместе с нами! Иисус решительно отвергает идею винить во всех наших бедах Бога: те люди, которых убил Пилат, и те, кто погиб под башней, были виновны не больше других и не являются жертвами некоего безжалостного и мстительного Бога, подчеркнул далее Святейший Отец:

«Зло никогда не может исходить от Бога, ибо Он «не по беззакониям нашим сотворил нам и не по грехам нашим воздал нам» (Пс 102, 10), а по Своей милости. Именно так поступает Бог. Он не может относиться к нам иначе. Он всегда относится к нам с милосердием».

Angelus 20 марта 2022 г.

Вместо того, чтобы обвинять Бога, говорит Иисус, нам нужно посмотреть внутрь себя: это грех приносит смерть; это наш эгоизм разрывает отношения; это наш выбор в пользу несправедливости и жестокости порождает зло. В этот момент Господь предлагает реальное решение: «Если не покаетесь, – говорит Он, – все так же погибнете» (Лк 13, 5). «Это настоятельный призыв, особенно в нынешнее время Великого поста, – подчеркнул Папа. – Давайте примем его с открытым сердцем. Давайте обратимся от зла, откажемся от греха, который соблазняет нас, откроемся логике Евангелия: ведь там, где царят любовь и братство, зло больше не имеет силы!».

Angelus 20 марта 2022 г.

Иисус однако знает, что обращение дается нам нелегко, и Он хочет помочь в этом, продолжил Святейший Отец: «Господь знает, что мы часто повторяем одни и те же ошибки и грехи; что мы унываем и, возможно, нам кажется, что наше стремление к добру бесполезно в мире, где царит зло». Поэтому Он ободряет нас притчей, рассказывающей о Божьем терпении по отношению к нам. Символом этого терпения является смоковница, которая не принесла плодов в назначенное время, но ее не срубили: ей дали еще время, еще один шанс. «Мне нравится думать, что прекрасным именем для Бога было бы «Бог, Который дает еще один шанс»: Он всегда дает нам еще один шанс, всегда, всегда, – отметил Папа.

– Это Его милость. Именно так Господь поступает с нами: Он не отрезает нас от Своей любви, Он не падает духом, Он не устает возвращать нам доверие с нежностью. Братья и сестры, Бог верит в нас! Бог доверяет нам и сопровождает нас терпением: терпение Бога к нам! Он не унывает, но всегда возлагает на нас надежду. Бог – Отец, и Он смотрит на каждого из нас как отец: как лучший из отцов, Он видит не результаты, которых мы еще не достигли, а плоды, которые мы еще можем принести; Он не обращает внимания на наши недостатки, а поощряет наши возможности; Он не останавливается на нашем прошлом, а уверенно делает ставку на наше будущее, потому что Бог близок к нам», Он всегда рядом с нами, милосерден и нежен. «Поэтому давайте попросим Деву Марию дать нам надежду и мужество и зажечь в нас желание обратиться к Богу», – завершил размышление Святейший Отец.

Что такое Angelus

Angelus — это молитва, возносимая три раза в день в память об извечной тайне Боговоплощения: в 6 часов утра, в полдень и вечером около 18 часов, когда начинают звонить церковные колокола. Название «Angelus» происходит от первого стиха «Angelus Domini nuntiavit Mariae». Молитва состоит из трёх небольших текстов, посвящённых воплощению Иисуса Христа. Они чередуются с тремя «Радуйся, Мария». В полдень по воскресеньям и торжествам Папа Римский читает «Angelus» на площади Святого Петра, предваряя молитву краткой речью, вдохновлённой литургическими чтениями дня, и заканчивая её приветствием паломников.

От Пасхи до Пятидесятницы вместо «Angelus» читается «Regina Coeli» («Царица Небесная») — молитвенное воспоминание воскресения Иисуса Христа. В конце молитвы трижды произносится «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу».

Последние Angelus / Regina Coeli

Читать все >

Другие запланированные мероприятия:

Помолимся вместе с Папой Римским

Angelus

Angelus Dómini nuntiávit Mariæ.
Et concépit de Spíritu Sancto.
Ave Maria…

Ecce ancílla Dómini.
Fiat mihi secúndum verbum tuum.
Ave Maria…

Et Verbum caro factum est.
Et habitávit in nobis.
Ave Maria…

Ora pro nobis, sancta Dei génetrix.
Ut digni efficiámur promissiónibus Christi.

Orémus.
Grátiam tuam, quǽsumus, Dómine,
méntibus nostris infunde;
ut qui, Ángelo nuntiánte, Christi Fílii tui incarnatiónem cognóvimus, per passiónem eius et crucem, ad resurrectiónis glóriam perducámur. Per eúndem Christum Dóminum nostrum.

Amen.

Gloria Patri… (ter)
Requiem aeternam…

Benedictio Apostolica seu Papalis

Dominus vobiscum.Et cum spiritu tuo.
Sit nomen Benedicat vos omnipotens Deus,
Pa ter, et Fi lius, et Spiritus Sanctus.

Amen.

Angelus («Ангел Господень»)

Ангел Господень возвестил Марии,

И Она зачала от Духа Святого.

Радуйся, Мария…

Се, Раба Господня;

Да будет Мне по слову Твоему.

Радуйся, Мария…

И Слово стало Плотью,

И обитало с нами.

Радуйся, Мария…

Молись о нас, Пресвятая Богородица.

Да удостоимся исполнения Христовых обещаний.

Помолимся.

Просим Тебя, Господи: наполни наши души Твоей благодатью, дабы мы, познав через ангельское приветствие воплощение Христа, Сына Твоего, Его страданием и крестом достигли славы воскресения. Через Христа, Господа нашего.

Аминь.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу… (3 раза)

Вечный покой даруй усопшим, Господи…

Апостольское, или Папское, благословение

Господь с вами. И со духом твоим.

Да будет имя Господне благословенно.

Отныне и вовек.

Помощь наша в имени Господа,

сотворившего небо и землю.

Да благословит вас Всемогущий Бог — Отец, и Сын, и Дух Святой.

Аминь.

Неправильно ли винить Бога? Винить Бога грех?

ГлавнаяМатериалы IndexБогНаш ответ Богу во всем виноват Бог

Вопрос

Ответ

Обвинение Бога — обычная реакция, когда жизнь идет не по нашему пути. Поскольку предполагается, что Бог контролирует все, Он мог бы остановить то, что произошло. Он мог бы изменить ситуацию в мою пользу; Он мог бы предотвратить бедствие. Поскольку Он этого не сделал, Он виноват.

В каком-то смысле эти утверждения верны. Исаия 45:7, кажется, подтверждает идею о том, что Бог виноват во всем, что происходит: «Я образую свет и творю тьму, приношу процветание и творю бедствия; Я, Господь, делаю все это». И Исаия 46:9–11: «Вспомни прежнее, давно минувшее; Я Бог, и нет другого; Я Бог, и нет подобного мне. . . . Я говорю: «Моя цель останется в силе, и я сделаю все, что захочу». . . Что Я сказал, то и исполню; что задумал, то и сделаю». Если Бог готов взять на себя ответственность за все, то неправильно ли винить Его, когда на нас обрушивается беда или душевная боль?

Слово порицать означает «придираться». Обвинение выходит за рамки признания суверенитета Бога. Обвинение Бога подразумевает, что Он ошибся, что в Нем можно найти ошибку. Когда мы обвиняем Бога, мы делаем себя Его судьей и присяжными. Но простые люди не имеют права судить Всевышнего. Мы Его творение; Он не наш: «Горе тем, кто враждует со своим Создателем, тем, кто не что иное, как черепки среди черепков на земле. Говорит ли глина горшечнику: «Что ты делаешь?» Говорит ли твоя работа: «У горшечника нет рук»? Горе тому, кто говорит отцу: «что ты родил?» или матери: «что ты родила?» (Исаия 45:9).–10).

Чтобы не обвинять Бога, мы должны сначала понять, почему душевная боль и боль являются частью нашей жизни. Грех лежит в основе каждого жестокого и злого поступка. Бог не создавал человеческое тело или душу для жизни в грешном мире. Мы были созданы совершенными, чтобы жить в совершенном мире (Бытие 1-2). Но грех Адама принес опустошение и бедствие в Божий совершенный мир. Ураганы, торнадо, землетрясения, засухи — в конечном счете, все стихийные бедствия происходят из-за греха (Бытие 3:17–19).). Наш собственный греховный выбор создает волновой эффект, который отражается эхом на протяжении всей нашей жизни. И чужой грех влияет и на нас. Земные беды — это напоминание о том, что грех имеет ужасные последствия, поэтому, прежде чем обвинять Бога в кризисе, мы должны проанализировать свою собственную жизнь и быть честными в отношении выбора, который мог привести к нему.

Во-вторых, нам нужно исследовать наши собственные отношения с Богом. Удивительно, что многие люди, которые никогда не думают о Боге, занимаясь своими делами, становятся очень религиозными, когда случается бедствие. Они живут для себя 99 процентов времени, как будто Бога нет. Но затем случается трагедия, и внезапно это вина Бога. Это не только иррационально, но и оскорбительно для Творца, Который уже дал нам все необходимое для отношений с Ним.

Конечно, правильные отношения с Господом не освобождают нас от ужасных душевных страданий. Что мы делаем, когда на нас обрушивается беда? Часто христиане испытывают искушение обвинить Бога, когда приходят страдания. Мы склонны следовать совету жены Иова своему страдающему мужу: «Прокляни Бога и умри!» (Иов 2:9).

Вместо того, чтобы обвинять Бога, христиане могут обращаться к Нему за утешением (Притчи 18:10; Псалом 34:18). У христиан есть обетование, на которое неверующий мир не может претендовать. В Римлянам 8:28 говорится, что «все содействует ко благу любящим Бога и призванным по Его изволению». Некоторые цитируют этот стих и останавливаются на слове хорошо , но это неправильное использование Писания. Бог поставил два уточнения после этого обетования, которые определяют его пределы: обетование предназначено «любящим Бога» и «призванным по Его изволению».

Вместо того, чтобы обвинять Бога, те, кто любит Его, могут столкнуться с трагедией, будучи уверенными, что ничто не может повредить им, чего Бог не допустил по уважительной и любящей причине. Он допускает трудности, даже страдания и смерть, ради Своих высших целей. Когда мы желаем Божьей воли для нашей жизни, ставя ее выше собственной воли, Он ничего не теряет. Ни одно страдание, душевная боль, утрата или боль не пропадают даром в жизни народа Божьего. Он превращает наше горе и потерю в платформу для будущего служения. Он использует трудности, чтобы укрепить нас, давая нам больше возможностей для накопления сокровищ на небесах, чем мы могли бы иметь без боли (Матфея 6:20). Вместо того чтобы обвинять Бога, мы «за все благодарим» (Ефесянам 5:20; 1 Фессалоникийцам 5:18).

Мы признаем, что Бог может вмешаться в любую ситуацию; когда Он не вмешивается и происходит трагедия, мы не должны обвинять Его в проступках. Во всем, что претерпел Иов, «он не согрешил, обвиняя Бога в неправде» (Иов 1:22). Вместо того чтобы обвинить Бога, допустившего такую ​​огромную потерю, Иов сказал: «Хотя Он и убьет меня, но я буду надеяться на Него» (Иов 13:15). Бог почтил ответ Иова и сильно благословил его после того, как он прошел испытание. Бог также хочет благословить нас большим пониманием, более глубокой преданностью и вечной наградой, которую невозможно отнять. Когда у нас возникает искушение обвинить Бога, мы можем выбрать ответ Иова и поверить, что Он знает, что делает (см. Псалом 131).

Вернуться к:

Вопросы о Боге

Правильно ли обвинять Бога? Винить Бога грех?

Подпишитесь на

Вопрос недели

Получите наш Вопрос недели, доставленный прямо на ваш почтовый ящик!

Подписывайтесь на нас:

Бог виноват? Новый взгляд на проблему зла

Из космоса Земля выглядит мирной, предлагая «отблеск божественности», как однажды сказал американский астронавт Эдгар Митчелл. Тем не менее, исторические тексты, вечерние новости и наш собственный жизненный опыт раскрывают место многих несчастий и страданий. Продолжающийся конфликт в Дарфуре, тысячи погибших в результате землетрясения в Китае, убийство человека, стоящего в очереди в супермаркете. Как мы можем начать понимать такую ​​бессмысленность? Мы часто кричим, почему Бог сделал это со мной? Как это могут быть действия доброго Бога? Для критиков религии сам масштаб страданий и трагедий опровергает существование Бога. В ответ Хьюз пытается сформулировать аргумент, почему мир, несмотря на эти трагедии, по-прежнему является «любящим выражением доброго Бога» (7).

В пост-просветительском мире, который стал свидетелем битвы на Сомме, в которой за один день погибло 19 000 солдат, ужасающего геноцида десятков миллионов жизней, совершенного Гитлером, Сталиным, Пол Потом и другими, и быстрого распространения СПИДа, простые уверения Фомы Аквинского в том, что Бог «попускает злу быть — отсюда рождает добро» (20) уже не убедительны. Современный теист должен решать проблему зла по-новому, и Хьюз предлагает рациональный план для понимания того, почему существует зло, основанный на рассмотрении Бога как морального агента. Чтобы Бога можно было порицать, должны быть соблюдены все пять следующих условий. 1) Мир плохой мир, учитывая все обстоятельства, 2) Бог создал мир, 3) Бог знал, как устроен мир, 4) Бог мог бы создать мир лучше, чем этот, и 5) Бог знал, что он мог бы создал лучший мир, чем этот.

Хотя дискуссия вокруг этих условий поднимает важные вопросы, читатели, ищущие утешения или глубокого ответа, будут разочарованы. Например, рассмотрим условие №. 4: Бог мог бы создать лучший мир, чем этот. Хьюз цитирует Лейбница, говорящего, что «бесконечная доброта Бога делает неизбежным то, что Бог всегда будет совершать наилучшие из возможных действий» (41), а именно создавать наилучший из возможных мир. Трудность с аргументами о возможности заключается в том, что они основаны на нашем ограниченном человеческом понимании. Утверждение, что весь мир сошёл бы с ума, если бы не существовало фиксированных законов природы, какими мы их знаем, многим покажется надуманным и неубедительным. Такие критики, опираясь на воззрение Юма о том, что «любой мир является возможным миром для Бога», рассматривают Землю как «несовершенную и несовершенную… всего лишь первое грубое сочинение какого-то младенческого божества, которое впоследствии покинуло ее, устыдившись своего исполнения» (52). . Аргумент о том, что Бог не мог создать лучший мир, чем этот, может быть богословски точным и приемлемым для верующих, но, скорее всего, он просто тревожит (и бесполезен) любого, кто пострадал от какого-то бессмысленного действия.

Эта книга, кажется, изо всех сил пытается найти ответы на глубоко сложные и провокационные богословские вопросы, фокусируясь на том, как убедить таких критиков, как Юм, в поисках ясных и значимых ответов, которые уводят верующих от традиционных теодицей или оправданий действий Бога. Первая задача, как говорит Хьюз, действительно сложна, и я считаю, что она требует более глубокого изучения, среди прочего, вопросов Божьего всеведения. Последняя задача обращения к теодицеям и поиска подходящих ответов для верующих довольно успешно решается во второй части.

Удивительно, но язык, используемый в еврейской Библии и Новом Завете для оправдания действий Бога, почти такой же, как и сегодня. Многие люди до сих пор придерживаются фаталистического взгляда на мир. Некоторые рассматривают страдания (например, наводнения, СПИД) как божественное наказание за наши грехи, как индивидуальные, так и коллективные. Другие считают, что «то, что вас не убивает, только делает вас сильнее», как если бы Бог был педагогом, преподающим нам урок через страдания. Третьи говорят о том, что они «падшие люди в падшем мире», в то время как многие искренне верят, что Бог посылает испытания, чтобы проверить нашу веру. Как указывает Хьюз, все эти аргументы пронизаны нелогичностью и плохой теологией; более того, они на самом деле не приносят никакого утешения тому, кто страдает. Мы скорее должны укреплять нашу веру и доверие к благости Бога.

Виноват ли Бог? заставляет серьезно задуматься о проблеме зла, проблеме, которую мы часто предпочитаем игнорировать, а не решать. Рациональный, законнический подход Хьюза к решению Проблемы представляет аргументы в пользу оправдания Бога, которые убедительны для тех, кто уже верит в благость Бога, но я боюсь, что скептики, такие как Хьюм, останутся в значительной степени неубежденными.

Самые важные уроки можно извлечь ближе к концу книги, в разделе «Предупреждения и эксцессы». Хьюз, как и Иов, пытается продемонстрировать на различных библейских примерах, что нам не нужно показывать, почему Бог все делает.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *