14.11.2024

Виктор франкл о способе мотивации который работает для всех и всегда: Виктор Франкл о способе мотивации, который работает для всех и всегда

Виктор Франкл о способе мотивации, который работает для всех и всегда

Известный австрийский психолог Виктор Франкл обратил внимание на одну очень интересную закономерность. Она легла в основу его модели психотерапии и даже звучит как девиз основанного Франклом направления психологии — логотерапии. Мудрые руководители используют эту закономерность как отличный способ мотивации подчиненных. Это работает не только в бизнесе и психотерапии — каждый может использовать этот метод, чтобы стать успешнее и счастливее. Расскажем, в чем он заключается.

Логотерапевты (от греческого «Logos» — слово и «terapia» — забота, уход, лечение), вслед за Франклом, считают, что совершенно недопустимо объяснять то, что происходит внутри человека глубинными инстинктами, как это делал Фрейд, или реакцией на внешние обстоятельства. И то, и то не работает, не описывает полностью всех процессов, которые происходят в психике человека.

Именно сам человек (а не его инстинкты или реакции на внешнюю среду) определяет то, как он живет, что он чувствует, каков его жизненный путь и какие решения на этом жизненном пути он принимает. Возможности человеческой личности не ограничены. И в этом смысле абсолютно все равно, какие у человека детские комплексы и что ему говорит его подсознание. У человека есть иной ресурс, который позволяет ему сделать так, как он хочет. Иными словами, какая разница, что у меня там в минусе, когда у меня такой потенциал в плюсе! И эти минусы мне совершенно не мешают этот потенциал реализовывать.

Логотерапия — это как раз и есть терапия смысла, это тот способ, который помогает человеку найти смысл в любых обстоятельствах его жизни, в том числе и в таких крайних как страдания. И здесь очень важно понять следующее: чтобы найти этот смысл, Франкл предлагает исследовать не глубины личности, а ее высоты. Это очень серьезная разница в акценте. До Франкла психологи в основном пытались помочь людям, исследуя глубины их подсознания, а Франкл настаивает на полном раскрытии потенциала человека, на исследовании его высот. Таким образом, акцент он делает, говоря образно, на шпиль здания (высота), а не на его подвал (глубины).

Цель логотерапии — раскрыть предельные возможности человека, приняв за максиму афоризм Гёте: «Если мы принимаем людей такими, какие они есть, мы делаем их хуже. Если же мы трактуем их, как если бы они были таковы, какими они должны быть, мы помогаем им стать такими, какими они способны стать».

Проще говоря, если мы все время изучаем, анализируем комплексы, недостатки, низменные страсти человека, то он начинает чересчур акцентироваться на них, рассматривать все через их призму, непроизвольно развивать их в себе. Но если мы говорим человеку, что он чуть-чуть выше, чем он есть на самом деле, это позволяет ему все время тянуться за более высокой планкой, развиваться. Франкл, основываясь на своем многолетнем опыте психотерапевта, утверждал, что такая мотивация работает всегда потрясающе!

Этот метод логотерапии могут взять на вооружение руководители, общаясь со своими подчиненными. Если руководитель все время говорит своему подчиненному о его недостатках, он как будто программирует его на них. Но если руководитель находит в подчиненном что-то хорошее, и немного преувеличивает, то это воспринимается как поддержка, у подчиненного появляется желание действительно стать лучше, тянуться за более высокой планкой. Оптимальный уровень такой планки — 10-20% более чем есть на самом деле. Тогда это не травмирует и не вызывает подозрения, что это некая ложь или лесть.

И в завершение несколько слов вот о чем. В логотерапии большое значение придается тому, что зрелый возраст — это не крах, как часто рассматривается в обывательском мировоззрении: если человек вышел на пенсию, то жизнь кончена, ничего нового, интересного уже не будет. Это все полная ерунда, считал Виктор Франкл, поскольку все зависит от самого человека, от того, чем он наполнит свою жизнь, и от ощущения смысла этой самой жизни.

И чтобы вы на самом деле убедились в этом, предлагаем вам почитать обзоры книг Нормана Дойджа «Пластичность мозга» и Дэниэля Амена «Великолепный мозг в любом возрасте».

«Если тело лежит, значит, так и надо»: психолог об управлении мотивацией

В интернете можно найти самые разные советы для повышения мотивации. Например, посмотреть фильм или составить список дел. Однако подобные методы работают ограниченное количество раз и не дают понимания, почему мы откладываем выполнение важных дел. О мотивации, понимании наших потребностей и силе воле рассказала Ольга Сорина — клинический психолог, основатель и руководитель волонтерской психологической службы «Вдох», экс-управляющий Death Cafe в Петербурге.

Существует два вида мотивации. Внутренняя исходит от нас самих. Нам хочется что-то делать, потому что нам нравится процесс. Если я получаю удовольствие от того, что лежу в ванне, то мне не нужны за это деньги или похвалы. Внешняя же мотивация исходит извне и связана с некоторым поощрением либо предотвращением наказания. Например, мы платим налоги, чтобы не получить штраф.

Согласно исследованиям, внешняя мотивация улучшает количество сделанного, а внутренняя — качество. В работе хорошо совмещать оба вида. Например, занятия на беговой дорожке могут подкрепляться как внутренней (хочется быть здоровым), так и внешней мотивацией (хочется комплиментов).

При этом нельзя полагаться только на одну мотивацию. Допустим, у вас есть нелюбимая работа, за которую хорошо платят. Проблема в том, что в такой ситуации внутренняя мотивация будет продолжать падать. Нам будет все сложнее понять, чего же мы хотим сами на самом деле. В особо запущенных случаях мы вообще теряем понимание мотивации и чувство импульса.

Исследователи Роберт Йеркс и Джон Додсон постановили, что наилучшие результаты достигаются при мотивации средней интенсивности. Для этого они провели ряд опытов. Сначала на мышах: запускали грызунов в лабиринт и ставили задачу нахождения выхода. Нашли — давали поощрение. Не нашли — мотивировали ударом тока: маленьким, средним или сильным.

Выяснилось, что для максимально успешного результата удар током должен быть не очень сильным. Слишком маленький недостаточно мотивировал, а слишком большой приводил к полному шоку, из-за которого мышки терялись.

Довольно сложно представить, как перенести эксперимент на человека, однако у исследователей получилось. Испытуемых просили решать различные задачи: что-то посчитать, забросить мяч в кольцо, найти выход из лабиринта на бумаге. Постепенно авторы наращивали сумму поощрения — сначала по чуть-чуть, а потом все больше и больше.

Оказалось, что при самой высокой мотивации люди хорошо выполняли только простые задачи, а при минимальной им удачно давались сложные задачи. Это означает, что при сильной мотивации мы вряд ли хорошо справимся со сложными целями, вроде сдачи трудного экзамена. Шансы повышаются, если подходить к таким задачам, как к рядовым.

Это прямо противоречит былым представлениям. В начале 20 века бихевиористы (представители направления в психологии, изучающего поведения человека) считали, что, чем больше поощрять, тем лучше человек работает. На самом же деле, на сложные креативные задачи хорошее денежное поощрение действует негативно. Нужно платить столько, чтобы человек мог не думать о деньгах.

Какие можно применять методы в этой, казалось бы, безвыходной ситуации? Можно абстрагироваться. То есть начать думать в духе «здесь не решается мое будущее — я просто решаю рядовую задачу». Звучит сложно, но все равно важно помнить: если вы начинаете откладывать какую-то вещь на последний момент, значит, у вас чрезмерно сильная мотивация.

Когда мы задаемся вопросом, как управлять мотивацией, то говорим о том, как сделать так, чтобы я чувствовал желание делать то, что я запланировал. Например, добить задачи по работе, провести время с семьей, сходить к зубному. Хочется, чтобы все это мы хотели сделать. Но желание сходить к зубному возникает тогда, когда появляется потребность туда сходить. Она формируется по факту. Припрет — мы пойдем. У нас есть потребности, и мы на них реагируем. Захотели поесть — пошли. Цепочку можно составить так: возникает потребность — мы ее осознаем, появляется мотивация — ищем способ ее удовлетворить. Можно сказать, что именно на потребностях — ощущениях психологической, социальной или физиологической нехватки чего-то строится мотивация.

Ученый Абрахам Маслоу сформулировал разные уровни потребности. В самом низу — базовые физиологические, за ними — потребность в безопасности и защищенности, потом — в принадлежности к социальной группе. На самой верхушке — уважение и признание. При этом Маслоу сказал, что потребности должны удовлетворяться поступенчато: пока не удовлетворили базовые, к высшим не переходим. За это на ученого обрушились с критикой. Ведь истории известны случаи, когда человек без удовлетворения низших потребностей переходил к высшим. Те же голодные художники, например.

Пирамида Маслоу отображает многообразие потребностей у нашего организма, психики и интеллекта. Мы одновременно хотим поесть, побыть с любимыми, пройти игру, дочитать книжку, сходить на выставку, еще покушать. И основная сложность в том, что не все из них мы осознаем. На сознательный уровень переходит лишь малая часть потребностей, и действуем мы не всегда исходя из них. Или не делаем что-то, а потом сами не понимаем почему. Все из-за неосознанных потребностей.

На мой взгляд, чтобы научиться управлять своей мотивацией, нам в первую очередь нужно осознать свои скрытые потребности.

Тогда у нас появится возможность выбирать между ними и встраивать в собственные планы.

В психологии существуют различные теории личности и мотивации. Например, австрийский ученый Виктор Франкл, который прошел через нацистский концентрационный лагерь, относил себя к экзистенциальному направлению психологии. Согласно этой концепции, наша основная потребность — это смысл. Люди ищут его в существовании, жизни и действиях и страдают, если не видят его.

На мой взгляд, самая разработанная и рабочая теория, которую легко применять для самоисследования и улучшения мотивации, — это теория самодетерминации, или автономности. Согласно ее авторам, ученым Эдварду Дэси и Ричарду Райану, есть три главных мотивации: в автономии (я сам контролирую свои решения), компетентности (я понимаю и делаю что-то) и взаимосвязи с другими людьми (делаю что-то для других и с другими). Если среда помогает ребенку развивать и удовлетворять их, то человек получает шанс максимально реализовывать свой потенциал и быть счастливым.

Если в детстве человека сильно контролировали и не оставляли свободного выбора, то его потребность в автономии будет неудовлетворенной. В этой ситуации надо развивать возможность выбора на всех уровнях — выбирать себе кофе, цвет одежды, планы на ужин и так далее. Чувство автономии на работе также поможет сотрудникам чувствовать большую вовлеченность.

Как я уже говорила, мотивация основана на потребностях. Наша основная проблема состоит в том, что мы пытаемся заставить себя делать то, что кажется правильным нам самим или кому-то в нашем окружении. Не учитывая при этом собственные потребности или не придавая им ценности. Например, при составлении планов мы часто не уделяем себе времени на отдых, а потом лежим по полдня и не понимаем, что происходит. Станем больше внимания уделять собственным реакциям — жить станет проще. Если тело лежит, так и надо.

Можно наконец успокоиться и перестать пытаться контролировать все свое время и действия. Сознание — мощная и мудрая штука, которая хорошо распоряжается нашим жизненным временем. У него свои потребности, и оно расставляет приоритеты даже тогда, когда мы не осознаем их сами.

Есть такое упражнение, которое специалисты применяют для поиска направления деятельности. Его, кстати, можно и самому попробовать. Нужно вспомнить и перечислить все то, что мы делаем, когда не занимаемся тем, что нужно. Смотрим ролики на YouTube, читаем, смотрим за полетом птиц. Довольно часто эта активность и будет ответом на сложный вопрос: «А чем я действительно хочу заниматься?».

Повторим еще раз. Самый эффективный способ себе помочь — осознавать свои потребности и оперативно реагировать на них, пусть они и не вписываются в нашу жизнь. Так нам не нужно будет постоянно использовать такой ресурс, как силу воли.

В 1960-е годы ученые исследовали силу воли с помощью эксперимента с зефирками. В пустую комнату без отвлекающих факторов приводили детей от трех с половиной до пяти с половиной лет по одному. Экспериментатор ставил перед ними тарелку с зефиркой и говорил: «Я сейчас выйду на 15 минут, но ты зефирку не ешь. Есть у тебя получится дождаться, я дам тебе две зефирки». Одни дети ели сразу, другие — спустя какое-то время. Но часть испытуемых все-таки терпели и получали две зефирки.

Через 20 лет авторы исследования вернулись к повзрослевшим детям и посмотрели на различные показатели качества их жизни. Согласно результатам, те, кто смогли отложить удовольствие, были более успешны. То есть можно было резюмировать, что сила воли, которую использовал ребенок, повлияла на будущий успех.

Эксперимент с маршмеллоу. Источник: discovermagazine.com

В 2018 году результаты исследования были опровергнуты. Оказалось, что все 90 испытуемых были детьми преподавателей гарвардского университета. Довольно специфическая выборка для проведения научного эксперимента. Так что эксперимент повторили и на этот раз взяли 900 детей разного пола, возраста и социального положения. Спустя время было доказано, что связь между успешностью и тем, что ребенок откладывал получение удовольствия, отсутствует. Большее влияние оказывало материальное положение семьи. Дети из бедных семей чаще брали зефирку сразу, так как для них она представляла более редкое удовольствие.

Следовательно, на одной силе воли не выйдешь. Она, как и прочие психические процессы, — истощаемый ресурс. Решаясь на некий сложный процесс, нам следует выбирать, на какое дело лучше потратить свою силу воли. Либо диета, либо сложные переговоры по работе. Либо зубной, либо спорт.

Резюмируя все вышесказанное, прокрастинация выступает естественной реакцией психики на множество потребностей. Мы планируем цели и задачи, но не можем хотеть их все одинаково. Иногда в списки закрадывается то, что будет слишком сложно (в итоге получим чрезмерно сильную мотивацию, которая все испортит), либо мы не учтем некие собственные потребности. Кроме того, прокрастинация позволяет нам выполнять дела более эффективно за короткое время. Мы можем что угодно долго откладывать, а потом делать за рекордно низкое время.

С прокрастинацией стоит работать, если она доставляет слишком сильный дискомфорт. Скорее всего, дело будет в сложности различения потребностей. Так что не стремитесь убрать прокрастинацию из своей жизни — слушайте ее.

Встреча с Ольгой Сориной прошла в рамках лектория Университета ИТМО в Новой Голландии.

К началу

Виктор Франкл | Счастье и смысл | Стремление к счастью

Стремление найти смысл жизни является основной мотивационной силой человека   ~Виктор Франкл ~

История Франкла

9 Невролог Виктор Эмиль Франкл (19) , психиатр и переживший Холокост, посвятил свою жизнь изучению, пониманию и продвижению «смысла».

Его знаменитая книга Человек в поисках смысла рассказывает историю о том, как он пережил Холокост, найдя личный смысл в этом опыте, который дал ему волю пережить его. Позже он основал новую школу экзистенциальной терапии, названную логотерапией, основанную на предпосылке, что основным мотиватором жизни человека является «воля к смыслу», даже в самых трудных обстоятельствах.

Франкл указал на исследования, указывающие на сильную связь между «бессмысленностью» и преступным поведением, зависимостями и депрессией. Без смысла люди заполняют пустоту гедонистическими удовольствиями, властью, материализмом, ненавистью, скукой или невротическими навязчивыми идеями и принуждениями. Некоторые могут также стремиться к сверхсмыслу, высшему смыслу жизни, духовному виду смысла, который зависит исключительно от высшей силы, находящейся вне личного или внешнего контроля.

» Человеку на самом деле нужно не состояние покоя, а стремление и борьба за какую-то достойную его цель. Ему нужна не разрядка напряжения любой ценой, а зов потенциального смысла, ожидающего своего исполнения. »

Виктор Франкл был австрийским неврологом и психологом, основавшим то, что он назвал областью «Логотерапии», получившей название «Третья венская школа психологии» (вслед за Фрейдом и Альдером). Логотерапия развивалась благодаря личному опыту Франкла в нацистском концентрационном лагере Терезиенштадт. Годы, проведенные там, глубоко повлияли на его понимание действительности и смысла человеческой жизни. В его самой популярной книге «Человек в поисках смысла» рассказывается о его опыте в лагере, а также о развитии логотерапии. Во время своего пребывания там он обнаружил, что окружающие его люди, которые не потеряли чувство цели и смысла жизни, смогли выжить намного дольше, чем те, кто сбился с пути. Уильям Джеймс назвал бы это событие, изменившее жизнь, «кризисом смысла».

Логотерапия

В книге «Воля к смыслу» Франкл отмечает, что «цель логотерапии — раскрыть волю к смыслу жизни». Он обнаружил, что чаще всего люди размышляли о смысле жизни, когда для Франкла совершенно ясно, что «сама жизнь задает вопросы человеку». Как это ни парадоксально, отказываясь от желания иметь «свободу от», мы получаем «свободу для» принятия «решения» своей уникальной и единственной жизненной задачи (Франкл, 1988, с. 16).

Логотерапия развивалась в контексте крайнего страдания, депрессии и печали, поэтому неудивительно, что Франкл фокусируется на выходе из этих вещей. Его опыт показал ему, что жизнь может быть значимой и полноценной даже несмотря на самые суровые обстоятельства. С другой стороны, он также предостерегает от погони за гедонистическими удовольствиями из-за их тенденции отвлекать людей от поиска смысла жизни.

Значение

Только тогда, когда эмоции работают с точки зрения ценностей, человек может чувствовать чистую радость (Frankl 1986, p. 40).

В погоне за смыслом Франкл рекомендует три разных вида опыта : через поступки, переживание ценностей через какое-то средство (красота через искусство, любовь через отношения и т. д.) или страдание. В то время как третье не обязательно связано с отсутствием первых двух, в рамках мысли Франкла страдание стало возможностью найти смысл и испытать ценности в жизни в отсутствие двух других возможностей (Frankl 19).92, с. 118).

Хотя для Франкла радость никогда не могла быть самоцелью, она была важным побочным продуктом поиска смысла жизни. Он указывает на исследования, в которых заметна разница в продолжительности жизни между «дрессированными, поставленными задачами животными», т. е. животными, имеющими цель, и «незадачливыми, безработными животными». И все же недостаточно просто иметь что-то делать, важно то, «как человек выполняет работу» (Франкл, 1986, с. 125)

Ответственность

Человеческая свобода — это не свобода от, а свобода для (Frankl 1988, стр. 16).

Как упоминалось выше, Франкл рассматривает нашу способность реагировать на жизнь и нести ответственность перед ней как главный фактор в обретении смысла и, следовательно, реализации в жизни. Фактически, он считал ответственность «сущностью существования» (Frankl 1992, 114). Он считал, что люди не просто продукт наследственности и окружающей среды и что они способны принимать решения и брать на себя ответственность за свою жизнь. Именно этот «третий элемент» решения и есть то, что, по мнению Франкла, сделало образование таким важным; он чувствовал, что образование должно быть образованием, направленным на способность принимать решения, брать на себя ответственность, а затем становиться свободным быть тем человеком, которым вы решили быть (Франкл 19). 86, с. ХХV).

Индивидуальность

Франкл осторожно заявляет, что у него нет универсального ответа на вопрос о смысле жизни. Его уважение к человеческой индивидуальности и уникальной личности, цели и страстям каждого человека не позволяет ему поступать иначе. И поэтому он побуждает людей отвечать жизни и находить свой неповторимый смысл жизни. На вопрос, как это можно сделать, он цитирует Гёте: «Как научиться познавать самих себя? Не отражением, а действием. Постарайся исполнить свой долг, и ты скоро узнаешь, кто ты. Но каков твой долг? Требования каждого дня». Цитируя это, он указывает на важность, придаваемую индивидууму, выполняющему работу, и способу выполнения работы, а не самой работе или задаче (Frankl 19).86, с. 56).

Техники

Логотерапия Франкла использует несколько техник для улучшения качества жизни. Во-первых, это концепция парадоксального намерения, когда терапевт побуждает пациента сделать намерение или пожелать, хотя бы на секунду, именно того, чего он боится. Это особенно полезно при обсессивно-компульсивных и фобических состояниях, а также в случаях лежащей в основе предвосхищающей тревоги.

Случай вспотевшего доктора

У молодого врача была сильная гидрофобия. Однажды, встретив своего начальника на улице, когда он протягивал ему руку для приветствия, он заметил, что вспотел сильнее обычного. В следующий раз, оказавшись в похожей ситуации, он ожидал, что снова вспотеет, и эта упреждающая тревога спровоцировала обильное потоотделение. Это был порочный круг… Мы посоветовали нашему пациенту, в случае, если его предвосхищающая тревога повторится, принять решение сознательно показать людям, с которыми он столкнулся в то время, насколько сильно он действительно может потеть. Неделю спустя он вернулся, чтобы сообщить, что всякий раз, когда он встречал кого-то, кто вызывал у него тревогу, он говорил себе: «Я только немного потел раньше, а теперь вылью по крайней мере десять литров!» К чему привело это парадоксальное решение? После четырехлетнего страдания от фобии он смог быстро, всего за один сеанс, избавиться от нее навсегда. (Франкл, 19 лет67)

Дерефлексия

Другая техника — это дерефлексия, посредством которой терапевт отвлекает пациентов от их проблем к чему-то другому значимому в мире. Возможно, наиболее широко известное его использование связано с сексуальной дисфункцией, поскольку чем больше человек думает о потенции во время полового акта, тем меньше вероятность того, что он сможет ее достичь.

Ниже приводится стенограмма совета Франкла Анне, 19-летней студентке художественного факультета, у которой проявляются тяжелые симптомы начальной стадии шизофрении. Она считает себя запутавшейся и просит о помощи.

Пациент: Что происходит со мной?

Франкл: Не зацикливайтесь на себе. Не вникайте в источник своих проблем. Оставьте это нам, врачам. Мы будем направлять и пилотировать вас через кризис. Ну разве вас не манит цель – скажем, художественное задание?

Пациент : Но это внутреннее смятение….

Франкл: Не наблюдай за своей внутренней суматохой, но обрати свой взор к тому, что тебя ждет. Важно не то, что таится в глубине, а то, что ждет в будущем, ждет, чтобы вы реализовали его…

Пациент: Но в чем причина моей болезни?

Франкл: Не зацикливайтесь на таких вопросах. Каким бы ни был патологический процесс, лежащий в основе вашего душевного недуга, мы вас вылечим. Поэтому не беспокойтесь о странных чувствах, преследующих вас. Игнорируйте их, пока мы не заставим вас избавиться от них. Не смотрите их. Не боритесь с ними. Представьте себе, есть с десяток великих вещей, произведений, которые ждут, чтобы их создала Анна, и нет никого, кто мог бы добиться и осуществить это, кроме Анны. Никто не мог заменить ее в этом задании. Они будут твоими творениями, и если ты их не сотворишь, то они останутся несозданными навеки…

Пациент: Доктор, я верю в то, что вы говорите. Это сообщение, которое делает меня счастливым.

Распознавание смысла

Наконец, логотерапевт пытается расширить способность пациента различать смысл, по крайней мере, тремя способами: творчески, эмпирически и установочно.

а) Значение через творческие ценности

Франкл пишет, что «Роль логотерапевта состоит в расширении и расширении поля зрения пациента так, чтобы весь спектр значений и ценностей стал для него осознанным и видимым». Основным источником смысла является ценность всего, что мы создаем, достигаем и выполняем.

б) Значение через эмпирические ценности

Франкл пишет: «Давайте спросим альпиниста, который видел альпийский закат и настолько тронут великолепием природы, что чувствует, как по его позвоночнику пробегает холодок, – давайте спросим его, после такого опыта его жизнь снова может показаться совершенно бессмысленной» (Frankl, 1965).

c) Значение через установочные ценности

Франкл утверждал, что у нас всегда есть свобода найти смысл через осмысленные отношения даже в кажущихся бессмысленными ситуациях. Например, пожилому депрессивному больному, который не смог пережить потерю жены, помог следующий разговор с Франкл:0007

Франкл спросил: «Что было бы, если бы ты умер первым, а твоей жене пришлось бы тебя пережить».

«О, — ответила больная, — для нее это было бы ужасно; как бы она страдала!

Франкл продолжал: «Вы видите, что она избавлена ​​от таких страданий; и это вы избавили ее от этих страданий; но теперь вы должны заплатить за это, пережив ее и оплакивая ее». Мужчина не сказал ни слова, но пожал Франклу руку и спокойно вышел из кабинета (Франкл, 19 лет).92).

Заключение

Удивительная стойкость Франкла в условиях крайнего страдания и печали говорит о том, как его теории могли помочь ему и окружающим. Поскольку тревожный уровень самоубийств и депрессии среди молодых подростков и взрослых в Соединенных Штатах сохраняется, его призыв ответить на зов жизни с помощью логотерапии может стать многообещающим ресурсом.

Виктор Франкл: величайшие цитаты

Виктор Франкл, родился 26 марта 1905 в Вене, был неврологом, психиатром и философом австрийского происхождения.

Франкл основал школу мысли под названием логотерапия, предполагая, что поиск смысла является высшей целью в жизни человека. Благодаря смыслу у нас есть направление, цель и движущая сила, с помощью которой мы преодолеваем трудности, невзгоды и трудности повседневной жизни.

Франкл, пожалуй, наиболее известен тем, что пережил Холокост. В 1942 году Франкла и его семью отправили в лагерь Терезиенштадт. Здесь умер его отец, а в 1944 Франкл и его оставшаяся семья были перевезены в Освенцим, где была убита его мать, а вскоре умерла и его жена.

В 1945 году, после освобождения лагерей союзными войсками, Франкл вернулся в свой родной город Вену, где написал книгу «Человек в поисках смысла», в которой подробно описал жизнь в лагерях, жестокость и нищету условий, и впадение в отчаяние и безнадежность его товарищей по заключению.

«У человека можно отнять все, кроме одного: последней из человеческих свобод — выбирать свое отношение при любом стечении обстоятельств, выбирать свой путь».

«Когда мы больше не в состоянии изменить ситуацию, перед нами стоит задача изменить себя».

«Силы, находящиеся вне вашего контроля, могут забрать все, что у вас есть, кроме одной вещи: вашей свободы выбирать, как вы будете реагировать на ситуацию».

«В конце концов, человек не должен спрашивать, в чем смысл его жизни, а должен признать, что спрашивают именно его. Одним словом, каждый человек подвергается сомнению жизнью; и он может ответить на жизнь только тем, что ответит за свою жизнь; на жизнь он может ответить только ответственностью».

«Несомненно, поиск смысла человеком может вызвать внутреннее напряжение, а не внутреннее равновесие. Однако именно такое напряжение является необходимой предпосылкой психического здоровья. Осмелюсь сказать, что в мире нет ничего, что могло бы так эффективно помочь человеку выжить даже в худших условиях, как знание того, что в жизни есть смысл. В словах Ницше много мудрости: «Тот, у кого есть зачем жить, может вынести почти любое как»

«Ненормальная реакция на ненормальную ситуацию — это нормальное поведение».

«Мы, жившие в концлагерях, помним мужчин, которые ходили по баракам, утешая других, отдавая последний кусок хлеба. Возможно, их было немного, но они служат достаточным доказательством того, что у человека можно отнять все, кроме одного: последней из человеческих свобод — выбирать свое отношение в любом данном стечении обстоятельств, выбирать свой собственный путь. ”

«Когда человек не может найти глубокий смысл, он с удовольствием отвлекается».

«Человек не просто существует, он всегда решает, каким будет его существование, кем он станет в следующее мгновение. Точно так же каждый человек имеет право измениться в любой момент».

«Человеческую доброту можно найти во всех группах, даже в тех, которые в целом было бы легко осудить».

«Психическое здоровье основано на определенной степени напряжения, на напряжении между тем, чего человек уже достиг, и тем, что ему еще предстоит сделать, или на разрыве между тем, кто он есть, и тем, кем он должен стать. Такое напряжение присуще человеческому существу и поэтому необходимо для душевного благополучия. Таким образом, мы не должны колебаться, бросая человеку вызов потенциальному смыслу, который он может реализовать. Только так мы пробуждаем его волю к смыслу из его латентного состояния. Я считаю опасным заблуждением психической гигиены предполагать, что человеку в первую очередь нужно равновесие или, как это называется в биологии, «гомеостаз», т. е. состояние отсутствия напряжения. На самом деле человеку нужно не состояние покоя, а стремление и борьба за достойную цель, за свободно выбранную задачу. Ему нужна не разрядка напряжения любой ценой, а зов потенциального смысла, ожидающего своего исполнения».

«Никто не должен судить, если он не спросит себя абсолютно честно, не поступил ли бы он в похожей ситуации так же».

«Но нечего было стыдиться слез, ибо слезы свидетельствовали о величайшем мужестве человека, мужестве страдать».

«На самом деле важно было не то, чего мы ожидали от жизни, а то, что жизнь ждала от нас. Нам нужно было перестать спрашивать о смысле жизни и вместо этого думать о себе как о тех, кого жизнь задает вопросы — ежедневно и ежечасно. Наш ответ должен состоять не в разговорах и размышлениях, а в правильном действии и правильном поведении. Жизнь в конечном счете означает принятие на себя ответственности за поиск правильного ответа на свои проблемы и выполнение задач, которые она постоянно ставит перед каждым человеком».

«Попытка развить чувство юмора и смотреть на вещи с юмористической точки зрения — это своего рода уловка, которой научились, осваивая искусство жизни».


«В некотором роде страдание перестает быть страданием в тот момент, когда оно обретает смысл, например, смысл жертвы».

«Жизнь никогда не становится невыносимой из-за обстоятельств, а только из-за отсутствия смысла и цели».

«Не стремись к успеху. Чем больше вы стремитесь к нему и делаете его мишенью, тем больше вы будете упускать его. За успехом, как и за счастьем, нельзя гнаться; это должно произойти, и это происходит только как непреднамеренный побочный эффект личной преданности делу, более важному, чем он сам, или как побочный продукт подчинения человека другому человеку, чем он сам. Счастье должно случиться, и то же самое относится и к успеху: вы должны позволить этому случиться, не заботясь о нем. Я хочу, чтобы вы послушались того, что приказывает вам делать ваша совесть, и продолжали выполнять это в меру своих знаний. Тогда вы доживете до того, чтобы увидеть, что в конечном счете успех будет следовать за вами именно потому, что вы забыли об этом думать» 9.0007

«Между стимулом и реакцией есть пространство. В этом пространстве наша сила выбирать наш ответ. В нашем ответе лежит наш рост и наша свобода».

«Пессимист похож на человека, который со страхом и грустью наблюдает, что его настенный календарь, из которого он ежедневно отрывает лист, с каждым днем ​​становится все тоньше. С другой стороны, человек, активно набрасывающийся на жизненные проблемы, подобен человеку, который удаляет каждый последующий листок из своего календаря и аккуратно и бережно подшивает его вместе с предыдущими, предварительно сделав несколько дневниковых заметок на обороте. Он может с гордостью и радостью размышлять обо всем богатстве, изложенном в этих заметках, обо всей жизни, которую он уже прожил в полной мере».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *