25.11.2024

Википедия близость: БЛИЗОСТЬ | это… Что такое БЛИЗОСТЬ?

Содержание

Горький Максим — биография писателя, личная жизнь, фото, портреты, книги

Автор пьесы «На дне», романа «Мать» и автобиографических повестей «Детство», «В людях» и «Мои университеты», Максим Горький много лет жил в бедности, снимал углы в ночлежках, работал продавцом, посудомойщиком и помощником сапожника. После революции его признали «главным пролетарским писателем». В честь Горького назвали Тверскую улицу в Москве, Литературный институт, а в 1934 году его назначили главой Союза писателей СССР.

«Я был наполнен стихами бабушки»: детские годы

Алексей Пешков. 1889 год. Фотография: Литературный музей А.П. Гайдара, Арзамас, Нижегородская область

Дом семьи Кашириных. Нижний Новгород. Фотография: Нижегородский государственный историко-архитектурный музей-заповедник, Нижний Новгород

Алексей Пешков. Нижний Новгород, 1889 год. Фотография: Д. Лейбовский / Музей А.М. Горького и Ф.И. Шаляпина, Казань

Максим Горький родился 28 марта 1868 года в Нижнем Новгороде. Его настоящее имя — Алексей Пешков. Отец будущего писателя, Максим Пешков, был столяром, а мать, Варвара Каширина, происходила из небогатой мещанской семьи. Когда Горькому исполнилось три года, он заболел холерой и заразил отца. Мальчик выздоровел, но Максим Пешков вскоре умер. Мать вышла замуж второй раз, и Горький остался на попечении ее отца Василия Каширина, владельца красильной мастерской. Воспитывали будущего писателя бабушка и дедушка. Василий Каширин научил Горького грамоте по церковным книгам, а Акулина Каширина читала ему сказки и стихи. Позднее писатель вспоминал: «Я был наполнен стихами бабушки, как улей медом; кажется, я и думал в формах ее стихов».

К 1870-м годам дед Максима Горького разорился. Семья переехала в самый бедный район Нижнего Новгорода — Кунавинскую слободу. Чтобы помочь родственникам, будущий писатель с детства пытался заработать и занимался ветошничеством — искал на улицах города вещи и продавал их.

В 1878 году Горький поступил в Слободско-Кунавинское начальное училище. Учился он отлично, от учителей получал награды за хорошие оценки — книги, похвальные листы.

«В школе мне снова стало трудно, ученики высмеивали меня, называя ветошником, нищебродом, а однажды, после ссоры, заявили учителю, что от меня пахнет помойной ямой и нельзя сидеть рядом со мной. Но вот наконец я сдал экзамен в третий класс, получил в награду Евангелие, басни Крылова в переплете и еще книжку без переплета с непонятным титулом — «Фата-Моргана», дали мне также похвальный лист. Я отнес книги в лавочку, продал их за пятьдесят пять копеек, отдал деньги бабушке, а похвальный лист испортил какими-то надписями и тогда же вручил деду. Он бережно спрятал бумагу, не развернув ее и не заметив моего озорства»

Из училища Горького исключили. В документах написали: «Курса по бедности не окончил». После этого он был учеником сапожника и чертежника, посудомойщиком на пароходе, помощником иконописца и продавцом в купеческой лавке. С детства Горький много читал, среди его любимых авторов были Стендаль, Оноре де Бальзак и Гюстав Флобер. Интересовался будущий писатель и философией — изучал труды Артура Шопенгауэра и Фридриха Ницше. Свои впечатления от прочитанных книг Горький вносил в личный дневник.

«Я почувствовал себя не на своем месте среди интеллигенции»

Максим Горький. Конец 1890-х годов. Фотография: Андрей Карелин / Нижегородский государственный историко-архитектурный музей-заповедник, Нижний Новгород

Максим Горький. 1898 год. Фотография: Репродукция ТАСС

Максим Горький. Начало ХХ века. Фотография: Нижегородский государственный историко-архитектурный музей-заповедник, Нижний Новгород

В 1884 году, в 16 лет, Максим Горький отправился в Казань — поступать в местный университет. Но у будущего писателя не было аттестата об образовании, и его не допустили к экзаменам. В повести «Мои университеты» он позднее писал: «Под шум ливня и вздохи ветра я скоро догадался, что университет — фантазия…». Денег на съем жилья у Горького не было. Первое время он жил у знакомых, а затем стал подрабатывать в казанском порту и снимать углы в ночлежках вместе с босяками. В свободное время он сочинял свои первые литературные произведения: заметки, рассказы и стихи.

Спустя несколько месяцев Горький нашел работу в булочной Василия Семенова, где часто собирались народовольцы. Там он познакомился с трудами русских революционеров, а вскоре вступил в один из подпольных кружков марксистов. Горький был агитатором, он проводил просветительские беседы с неграмотными и рабочими. Несмотря на всю активность во время собраний, Горького не воспринимали всерьез.

«Горькому не суждено было ни установить прочные связи с [Николаем — Прим. ред.] Федосеевым, ни познакомиться в то время с Лениным. Друзей в этой среде у Горького не было. . В среде студентов-народников он был не равным им человеком, а лишь «сыном народа», как они называли его между собой: он был для них как бы наглядным доказательством исповедуемой ими «веры в народ». Годы чрезмерной физической работы и напряженность переживаний подорвали его душевные силы. Весь противостоящий ему мир в его буднично-тяжкой обстановке противоречил всем его давним ожиданиям. Неприятие этого чуждого мира испытывалось им со всей глубиной»

1887 год был тяжелым для Максима Горького. Умерла бабушка, у него стали возникать конфликты на работе, ссоры с членами кружка. Горький стрелялся. Ему повезло: он выжил, хотя и попал под церковный суд и был отлучен от церкви. После этого Горький переехал в Нижний Новгород, где стал работать помощником присяжного поверенного. Там же он познакомился с писателем Владимиром Короленко, которому показал свою поэму «Песнь старого дуба». Короленко прочитал произведение и нашел в нем много смысловых и орфографических ошибок. Позднее Горький писал об этом: «Я решил не писать больше ни стихов, ни прозы и действительно все время жизни в Нижнем — почти два года — ничего не писал».

В 1890 году Горький отправился в пешее путешествие и побывал на юге России, посетил города Кавказа и Крыма. В автобиографии он писал: «Я почувствовал себя не на своем месте среди интеллигенции и ушел путешествовать». На юге Горький много общался с местными жителями, занимался традиционными для них промыслами: ловил рыбу, добывал соль. В пути он писал рассказы и заметки, стихи, в которых подражал Джорджу Байрону.

«Не писать же мне в литературе — Пешков»

Максим Горький (в центре) среди сотрудников «Нижегородского листка». Нижний Новгород, 1899 год. Фотография: Климовский историко-краеведческий музей, Подольск, Московская область

Максим Горький (справа) в группе сотрудников редакции «Самарской газеты». 1895 год. Фотография: Климовский историко-краеведческий музей, Подольск, Московская область

Максим Горький (справа) с сотрудниками газеты «Нижегородского листка» в редакции. 1899 год. Фотография: Максим Дмитриев / Государственный ордена Почета музей А.М. Горького, Нижний Новгород

В 1892 году Горький остановился в Тифлисе, где познакомился с революционером Александром Калюжным. Писатель прочитал ему свои произведения, и Калюжин посоветовал Горькому опубликоваться и сам отнес его рассказ «Макар Чудра» в редакцию тифлисской газеты «Кавказ». Произведение опубликовали в сентябре 1892 года под псевдонимом Максим Горький. По словам Калюжина, писатель объяснил это так: «Не писать же мне в литературе — Пешков».

Вскоре Горький вернулся в Нижний Новгород на прежнее место работы. В свободное время он продолжал писать рассказы. Их Горький читал друзьям и знакомым. Один из друзей отправил рассказ «Емельян Пиляй» в редакцию московской газеты «Русские ведомости». Вскоре произведение напечатали.

По совету Короленко при работе над следующими произведениями Горький стал тщательнее прорабатывать образы героев, старался выдерживать единый стиль повествования. Эти изменения заметны в рассказе «Челкаш», о котором Короленко написал: «Совсем неплохо! Вы можете создавать характеры, люди говорят и действуют у вас от себя, от своей сущности, вы умеете не вмешиваться в течение их мысли, игру чувств, это не каждому дается!. . Я же говорил вам, что вы реалист!.. Но в то же время — романтик!». Рассказ Горький отправил в известный петербургский еженедельный журнал «Русское богатство», где вскоре его опубликовали.

По рекомендации Короленко Горький в 1895 году стал журналистом «Самарской газеты» и переехал из Нижнего Новгорода в Самару. Там он писал о происшествиях в городе, театральных событиях и светской жизни, публиковал фельетоны под псевдонимом Иегудиил Хламида. Через несколько месяцев писателю доверили вести литературную рубрику, в которой Горький еженедельно печатал свои произведения. Вскоре он вернулся в Нижний Новгород, где стал редактором «Нижегородского листка».

Горький стал известным журналистом. Крупная провинциальная газета «Одесские новости» предложила ему быть специальным корреспондентом издания на Всероссийской промышленной и художественной выставке, которая прошла в Нижнем Новгороде в 1896 году.

«Великий писатель Максим Горький»

Максим Горький (справа) и писатель Антон Чехов. Ялта, Республика Крым, 1900 год. Фотография: Леонид Средин / Государственный ордена Почета музей А.М. Горького, Нижний Новгород

Максим Горький (в центре) в группе участников спектакля «Мещане» Московского Художественного театра. Начало XX века. Фотография: Государственный исторический музей, Москва

Слева направо: режиссер Константин Станиславский, Максим Горький и актриса Мария Лилина. 1900 год. Фотография: Леонид Средин / Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля, Москва

В середине 1890-х Горький в основном выполнял журналистские заказы. Однако он не оставил литературного творчества: писал рассказы, стихи, работал над своей повестью «Фома Гордеев» о жизни русского купечества. В 1898 году вышел первый сборник Горького «Очерки и рассказы». После его публикации писатель начал общаться с Антоном Чеховым. Чехов давал Горькому советы и критиковал: «Несдержанность чувствуется в описаниях природы, которыми вы прерываете диалоги, когда читаешь их, эти описания, то хочется, чтобы они были компактнее, короче, этак в 2-3 строки». Писателю нравились сказки Горького, в том числе «Песня о соколе».

В 1899 году в газете «Жизнь» опубликовали «Фому Гордеева». Повесть прославила Горького: рецензии на нее появились в ведущих журналах России, в Петербурге организовали конференцию по творчеству писателя, а Илья Репин написал портрет Горького. В Нижнем Новгороде Максим Горький занялся общественной деятельностью: устраивал благотворительные вечера, новогодние елки для детей бедняков. Писатель постоянно находился под надзором полиции, поскольку не переставал общаться с революционерами.

«Не писал Вам потому, что был занят разными делами до чертиков и все время злился, как старая ведьма. Настроение — мрачное. Спина болит, грудь тоже, голова помогает им в этом… С горя и от скверного настроения начал пить водку и даже писать стихи. Думаю, что должность писателя не такая уж сладкая должность»

В 1899 году Горького выслали из Нижнего Новгорода за пропаганду революционных идей в небольшой город Арзамас. Перед ссылкой ему разрешили съездить в Крым поправить здоровье: у писателя был туберкулез.

В Художественном театре в Москве в то же время начали готовить постановку первой пьесы Горького — «Мещане». Премьера состоялась через три года во время гастролей в Петербурге в марте 1902 года, но прошла без успеха. Вскоре после выхода спектакля закончилась ссылка Горького, и он вернулся в Нижний Новгород, где дописал пьесу «На дне». На сцене Художественного театра в Москве премьера одноименного спектакля состоялась в декабре 1902 года. Постановку готовили Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко. Они тщательно подбирали актеров, проводили долгие репетиции. Помогал постановщикам и сам писатель. Он хотел, чтобы исполнители главных ролей вжились в образы босяков.

«Горького надо уметь произносить так, чтобы фраза звучала и жила. Его поучительные и проповеднические монологи надо уметь произносить просто, с естественным внутренним подъемом, без ложной театральности, без высокопарности. Иначе превратишь серьезную пьесу в простую мелодраму. Надо было усвоить особый стиль босяка и не смешивать его с обычным бытовым театральным тоном или с актерской вульгарной декламацией. Нужно проникнуть в душевные тайники самого Горького, как в свое время мы это сделали с Чеховым, чтобы найти потайной ключ к душе автора. Тогда эффектные слова босяцких афоризмов и витиеватых фраз проповеди наполнятся духовной сущностью самого поэта, и артист заволнуется вместе с ним»

Премьера «На дне» прошла с успехом, билеты на спектакль было трудно достать. Однако в правительственных изданиях пьесу критиковали, а вскоре запретили играть в провинциальных театрах без специального разрешения.

Максим Горький (слева) и певец Федор Шаляпин. 1901 год. Фотография: Российский национальный музей музыки, Москва

Участники «сред» у Николая Телешева. Слева направо: во втором ряду — Константин Пятницкий, Скиталец и Максим Горький; в первом ряду — Леонид Андреев, Федор Шаляпин, Иван Бунин, Николай Телешев и Евгений Чириков. Москва, 1900-е годы. Фотография: Карл Фишер / Государственный исторический музей, Москва

Максим Горький (стоит в шляпе) и революционер Владимир Ленин (сидит в шляпе). Остров Капри, Италия, 1908 год. Фотография: Выборгский объединенный музей-заповедник, Выборг

В том же 1902 году Горький возглавил издательство «Знание». Он публиковал писателей-реалистов: Ивана Бунина, Леонида Андреева и Александра Куприна. Для публикации он старался выбирать произведения, которые были понятны даже читателям из рабочих и крестьян. Горький писал: «Самый лучший, ценный и в то же время самый внимательный и строгий читатель наших дней — это грамотный рабочий, грамотный мужик-демократ. Этот читатель ищет в книге прежде всего ответов на свои социальные и моральные недоумения, его основное стремление — к свободе». Тех же принципов он придерживался в своих произведениях следующих лет — пьесах «Варвары», «Дачники» и «Дети солнца», в которых критиковал буржуазию.

22 января 1905 года началась Первая русская революция. Горький поддержал восставших рабочих и написал прокламацию «Всем русским гражданам и общественному мнению европейских государств», в которой призывал к «немедленной, упорной и дружной борьбе с самодержавием». Вскоре писателя задержали и заточили в Петропавловской крепости. На арест Горького отреагировали зарубежные деятели искусств. Французское «Общество друзей русского народа» опубликовало призыв к освобождению писателя: «Великий писатель Максим Горький должен будет предстать, за закрытыми дверьми, перед беспрецедентным судом по обвинению в заговоре против государства Нужно, чтобы все люди, достойные называться людьми, защитили, в лице Горького, свои священные права». Под давлением общества уже в феврале 1905 года писателя отпустили. Чтобы избежать нового задержания, Горький уехал из страны. Около полугода он прожил в США, где написал сборник очерков «В Америке».

Из-за обострения туберкулеза в конце 1906 года Горький уехал в Италию и поселился на острове Капри недалеко от Неаполя. К писателю из России приезжали его друзья Федор Шаляпин, Иван Бунин и Леонид Андреев.

В эмиграции Горький много писал. Он создал роман «Мать», на который его вдохновили революционные события на Сормовском заводе. В полном виде произведение издали в Германии, в России сокращенную версию изъяли из печати. Следующее произведение Горького — пьесу «Враги» — цензура опубликовать не разрешила. Пьесы «Последние» и «Васса Железнова», роман «Жизнь Матвея Кожемякина» и другие работы писателя этих лет выходили в изданиях Германии, Франции и США, почти сразу их переводили на иностранные языки. В этот период Горький сотрудничал с Владимиром Лениным и другими коммунистами, был членом Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП). В официальной газете РСДРП писатель публиковал обличающие статьи и памфлеты.

«На Русь надвигаются тучи»

Максим Горький за рабочим столом. 1900-е годы. Фотография: Ялуторовский музейный комплекс, Ялуторовск, Тюменская область

Чествование Максима Горького (сидит, третий справа) в связи с его 50-летием в издательстве «Всемирная литература». 1919 год. Иллюстрация из книги Валерия Шубинского «Зодчий. Жизнь Николая Гумилева». Москва: Издательство «Corpus», 2014

Максим Горький. Остров Капри, Италия, 1912 год. Фотография: Музей Московского Художественного академического театра, Москва

В 1913 году в честь трехсотлетия дома Романовых Николай II объявил частичную амнистию политическим преступникам, в число которых входил и Максим Горький. Писателю разрешили вернуться в Россию. Друзья и родственники отговаривали его. Ленин писал: «Я страшно боюсь, что это повредит здоровью и подорвет вашу работоспособность». Горький отложил возвращение на несколько месяцев. К декабрю 1913 года он закончил автобиографическую повесть «Детство» и отправился в Россию. Писатель поселился в Петербурге, где вновь попал под надзор полиции. Несмотря на это, он продолжил общаться с революционерами, писать статьи о судьбе России и критиковать власть.

«Никто не станет отрицать, что на Русь снова надвигаются тучи, обещая великие бури и грозы, снова наступают тяжелые дни, требуя дружного единения умов и воль, крайнего напряжения всех здоровых сил нашей страны Несомненно также, что русское общество, пережив слишком много потрясающих сердце драм, утомлено, разочаровано, апатично»

В Петербурге Горький закончил автобиографическую повесть «В людях» — продолжение ставшего популярным «Детства». В 1915 году писатель начал издавать журнал «Летопись», в котором свои научные и политические статьи публиковали Юлий Мартов, Александра Коллонтай, Анатолий Луначарский и другие. Среди литераторов, которые здесь печатались, были Владимир Маяковский, Сергей Есенин, Александр Блок. Вскоре Горький стал редактором большевистских изданий «Правда» и «Звезда».

В годы Первой мировой войны писатель работал над циклом рассказов «По Руси», в основу которого легли его впечатления от первых путешествий по югу России, Кавказу и Поволжью. В газетах и журналах Горький публиковал антивоенные статьи. Тогда же писатель основал издательство «Парус». В нем свои произведения печатали Иван Бунин, Владимир Короленко и другие.

Февральскую революцию 1917 года Горький воспринял настороженно. Писатель критиковал Временное правительство за неорганизованность, политическую разнородность: «Не нужно забывать, что мы живем в дебрях многомиллионной массы обывателя, политически безграмотного, социально невоспитанного. Люди, которые не знают, чего они хотят, — это люди опасные политически и социально». В мае 1917 года Горький начал издавать газету «Новая жизнь», где в разделе «Несвоевременные мысли» публиковал свои статьи с размышлениями о политике. После Октябрьской революции писатель критиковал действия большевиков и Владимира Ленина.

«Ленин, Троцкий и сопутствующие им уже отравились гнилым ядом власти, о чем свидетельствует их позорное отношение к свободе слова, личности Слепые фанатики и бессовестные авантюристы сломя голову мчатся якобы по пути к «социальной революции» — на самом деле это путь к анархии, к гибели пролетариата и революции. За Лениным идет довольно значительная — пока — часть рабочих, но я верю, что разум рабочего класса, его сознание своих исторических задач скоро откроет пролетариату глаза на всю несбыточность обещаний Ленина, на всю глубину его безумия»

В июле 1918 года за критику власти газету Горького закрыли, а статьи из цикла «Несвоевременные мысли» в СССР не издавали до перестройки. Тогда писатель прямо у себя на квартире в Петрограде создал «Дом искусств» — организацию, которая стала прообразом будущего Союза писателей. Здесь действовала творческая студия Николая Гумилева, проводили встречи участники литературного объединения «Серапионовы братья», читал лекции Александр Блок.

В 1919 году Горького назначили главой оценочной комиссии наркомата торговли и промышленности. Ему поручили контролировать работу антикваров, которые составляли каталоги конфискованных частных коллекций. Писатель и сам увлекся собирательством — начал покупать старинные китайские вазы, японские статуэтки.

По инициативе Горького в том же 1919 году организовали издательство «Всемирная литература», в котором начали печатать произведения русской и мировой классической литературы с комментариями литературоведов.

«Периоды счастья и непонимания»: личная жизнь

Максим Горький и жена Екатериной Волжина с детьми — Максимом и Екатериной. Нижний Новгород, 1902 год. Фотография: Литературный музей А.П. Гайдара, Арзамас, Нижегородская область

Максим Горький и актриса Мария Андреева позируют художнику Илье Репину в усадьбе «Пенаты». Санкт-Петербург, 1905 год. Фотография: Карл Булла / Мультимедиа Арт Музей, Москва

Максим Горький с сыном Максимом. Париж, Франция, 1912 год. Фотография: С. Шумов / Государственный ордена Почета музей А.М. Горького, Нижний Новгород

Когда Горький работал журналистом в «Самарской газете», он познакомился с Екатериной Волжиной — она подрабатывала в этом же издании корреспондентом. В августе 1896 года они сыграли свадьбу. Волжина была единственной законной женой писателя. С ней в браке Горький прожил семь лет, у них родилось двое детей — сын Максим и дочь Екатерина. Волжиной Горький писал: «Я люблю тебя не только как мужчина, муж, люблю как друг, может быть, больше — как друг».

В 1902 году, во время репетиции пьесы Горького «На дне», писатель познакомился с актрисой Марией Андреевой, женой чиновника Андрея Желябужского. Вместе они прожили больше 15 лет и поддерживали отношения до смерти Горького. Андреева писала: «Были периоды, и очень длительные, огромного счастья, близости, полного слияния — но сменялись они столь же бурными периодами непонимания, горечи и обид».

В 1920 году Горький встретился с бывшей фрейлиной баронессой Марией Закревской-Будберг. Она стала последней музой писателя, ей он посвятил роман «Жизнь Клима Самгина». Будберг переводила произведения Горького на английский язык, редактировала его рукописи. Они расстались за несколько лет до смерти писателя, в 1933 году. После этого Будберг уехала в Лондон, где жила с Гербертом Уэллсом. В Советском союзе о ее отношениях с Горьким писать запретили: она была шпионкой и сотрудницей НКВД.

Эмигрант и глава Союза писателей СССР

Максим Горький на Первом всесоюзном съезде советских писателей. Москва, 1934 год. Фотография: Мультимедиа Арт Музей, Москва

Максим Горький среди пионеров. 1930-е годы. Фотография: Мультимедиа Арт Музей, Москва

Встреча Максима Горького на вокзале. Можайск, Московская область, 1928 год. Фотография: Мультимедиа Арт Музей, Москва

В 1921 году Максим Горький уехал в Германию. Официальной причиной в советской прессе назвали ухудшившееся здоровье писателя, но на самом деле он покинул страну из-за разногласий с правящей партией. Однако все расходы Горького за границей оплачивала РКП (б). Отношения писателя с Владимиром Лениным наладились, они вновь начали переписываться. Горький сообщал Ленину о своем лечении: «Лечусь. Два часа в день лежу на воздухе, во всякую погоду, — здесь нашего брата не балуют: дождь — лежи! снег — тоже лежи! и смиренно лежим».

В Берлине Горький основал журнал «Беседа», в котором печатал русских писателей-эмигрантов. Издание выходило редко, а вскоре закрылось. Литературовед Анри Труайя писал: «Слишком уж много расхождений во взглядах существовало между теми, кто покинул Россию, чтобы бежать от диктатуры пролетариата, и теми, кто предпочел остаться в стране». Писателя критиковали в эмигрантской прессе за его связи с Советским правительством. В ответ в газете Manchester Guardian он опубликовал статью, где сообщал, что поддерживает большевиков и жалеет о написанных в 1917–1918 годах критических статьях. Многие друзья писателя, в том числе Иван Бунин, перестали с ним общаться. Горький писал: «С изумлением, почти с ужасом слежу, как отвратительно разлагаются люди, еще вчера «культурные»».

В 1924 году Горький уехал в Италию и поселился в городе Сорренто. К этому году он закончил автобиографическую повесть «Мои университеты» о своей жизни в Казани, роман «Дело Артамоновых», а затем приступил к созданию эпопеи «Жизнь Клима Самгина». Журналисту Константину Федину об этом произведении Горький писал: «Это будет вещь громоздкая и, кажется, не роман, а хроника 1880-х — 1918 годов». Над книгой он работал до конца жизни.

В 1928 году Горький отметил шестидесятилетний юбилей. По приглашению Иосифа Сталина в мае того же года он приехал в СССР и совершил путешествие по стране, во время которого встречался с поклонниками, посещал литературные встречи. В 1929 году писатель вновь побывал на родине. На этот раз он посетил лагерь «Соловки», пообщался с его заключенными, выступил с речью на Международном съезде атеистов. В следующие несколько лет Горький еще несколько раз приезжал в СССР, но окончательно вернулся туда только в 1933 году. Многие писатели не принимали его решения.

«Мы говорили между собой: он [Максим Горький — Прим. ред] вот-вот взорвется. Но все сотрудники «Новой жизни» исчезли в тюремных застенках, а он не говорил ни слова. Литература умерла, а он не говорил ни слова. Я как-то случайно увидел его на улице. Один на заднем сиденье огромного «Линкольна», он показался мне отделенным от улицы, отделенным от московской жизни и превратившимся в алгебраический символ самого себя. Существо аскетическое, изможденное, жившее только желанием существовать и думать. Может быть, думал я, это началось у него старческое иссушение и одеревенение?»

В Москве Горькому устроили торжественный прием. Для жизни ему и семье выделили бывший особняк миллионера Сергея Рябушинского в центре Москвы, дачу в деревне Горки в Подмосковье, дом в Крыму. Именем писателя еще при его жизни назвали улицу в Москве и родной город — Нижний Новгород.

По инициативе Горького в начале 1930-х создали журналы «Литературная учеба» и «Наши достижения», издали книжные серии «Жизнь замечательных людей», «Библиотека поэта», открыли Литературный институт. В августе 1934 года в Москве состоялся Первый съезд советских писателей, на котором был принят устав нового органа — Союза писателей СССР. Горький стал его первым руководителем. В это время он почти не покидал свою дачу в Горках. Туда же приезжали иностранные писатели и поэты: Ромен Роллан, Герберт Уэллс и другие.

В мае 1936 года Горький вернулся из Крыма и простудился. Он тяжело заболел и уехал на дачу в Горки. Туда к писателю приезжал Иосиф Сталин. Умер Максим Горький 18 июня 1936 года. После вскрытия его мозг извлекли и отдали в НИИ мозга СССР для изучения, а тело писателя кремировали. Урну с прахом Максима Горького замуровали в Кремлевской стене.

Интересные факты

Максим Горький (справа) и писатель Лев Толстой. Ясная Поляна, Тульская область, 1900 год. Фотография: Софья Толстая / Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля, Москва

Слева направо: писатели Максим Горький, Дмитрий Мамин-Сибиряк, Николай Телешов и Иван Бунин. 1900 год. Фотография: Леонид Средин / Государственный ордена Почета музей А.М. Горького, Нижний Новгород

Максим Горький. Москва, 1930–1936 годы. Фотография: Иван Шагин / Мультимедиа Арт Музей, Москва

1. Максима Горького пять раз номинировали на Нобелевскую премию по литературе, но так и не вручили ее. Последний раз его представили к награде в 1933 году. Тогда в списке номинантов были сразу три русских писателя: Горький, Мережковский и Бунин. Награду за «строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы» вручили Бунину. У него, как и у Горького, это была пятая номинация.

2. Горький общался со Львом Толстым. Впервые писатели встретились в январе 1900 года в Москве в доме Толстого и вскоре начали переписываться. Толстой внимательно следил за творчеством Горького. Он писал: «За ним [Горьким] всегда останется крупная заслуга. Он показал нам живую душу в босяке. Жаль только, что он много выдумывает… Я говорю о выдумке психологической».

3. Горький посетил «Соловки» и строительство Беломорско-Балтийского канала, на котором трудились заключенные. Писатель назвал советские лагеря «небывалым, фантастично удачным опытом перевоспитания общественно опасных людей», а в 1930-х редактировал сборник «Беломорско-Балтийский канал имени Сталина: История строительства, 1931–1934 гг».

Историк Антон Абрамов: «В Википедии написано о «Солдатском поле» как о памятном месте боёв 62-й армии, но это не так»

Городищенский район граничит с областным центром, что делает его удобным с географической точки зрения для туристов.

Антон Абрамов

В состав Волгоградской области на сегодняшний день входят 6 городов областного значения и 33 района. А общая площадь региона составляет порядка 114-ти тысяч квадратных метров. Каждый муниципалитет индивидуален и везде есть свои интересные места, «изюминки», которые делают его особенным.

К примеру, в Городищенском районе, можно посетить сразу несколько интересных точек на карте. Помимо мемориальных комплексов, здесь есть и святыни, и просто прекрасные места для отдыха.

Историк Антон Абрамов, который проживает в Городищенском районе, рассказал о самых интересных достопримечательностях района.

Прежде всего исследователь обратил внимание, что территориально район расположен между Волгой и Доном, что даёт прекрасные возможности для использования побережья обоих рек. Так, на Донском побережье есть хутор

Песковатка, название которого говорит само за себя. Там есть прекрасный песчаный берег, где можно и порыбачить, и искупаться, любуясь меловыми горами.

Для патриотов будет интересно посещение Россошинского военно-мемориального комплекса. Это мемориальное кладбище, как отмечает Абрамов, построено 23 августа 1997 года. Мемориал был создан на месте двух посёлков, стёртых с лица Земли во время Сталинградской битвы — это хутор Большая Россошка и село Малая Россошка. Здесь покоятся останки и советских и немецких солдат, найденных в ходе поисковых работ. Правда – по разные стороны дороги. Тем не менее, этот мемориал называют памятником примирения.

Возможно ли примирение с агрессорами, уничтожившими 27 миллионов человек, решать каждому лично, — говорит Антон Абрамов. —  Но как бы то ни было, Россошки стали местом погребения огромного количества солдат, погибших в волго-донских степях. Возможно, в будущем Россошки смогут обогнать по количеству захороненных красноармейцев самую главную братскую могилу — Мамаев Курган. В 2022 году подсчитано, что в Россошках покоятся почти 20 тысяч душ, защищавших Сталинград, а на главной высоте России — 35 тысяч. А если учитывать, что более 50-ти тысяч немцев лежат по другую сторону дороги, то памятник примирения имеет шанс стать одним из главных мемориальных комплексов России.

Отметим, Антон Абрамов написал книгу «Сталинградское Междуречье. Бородино-1942», где изложил сведения, свидетельствующие о том, что Городищенский район имеет огромнейшее значение в победном исходе Сталинградской битвы.

Многие думают, что военные годы уничтожили все основные объекты на территории района, но всё же есть уцелевшие. На холме, у самого берега реки Карповка стоит церковь Первоверховных апостолов Петра и Павла. Историк отмечает, что по одной из версий, каменный храм появился в конце 18 века. А по другой – в первой половине 19-го. Из имеющихся архивных документов можно сделать вывод, что церковь была построена на средства графа Б. Б. Орлова-Денисова. В советские годы храм использовался не по назначению и находился в удручающем состоянии. Но сейчас он заметно преобразился.

«Святое» место есть и в Коренной балке Городищенского поселения. Родник, названный в честь великомученицы Параскевы Пятницы – один из самых почитаемых не только в епархии, но и среди местных жителей.

В настоящее время это святое место имеет большое культурно-историческое и духовное значение, пользуется широкой популярностью среди жителей всего региона, — рассуждает Абрамов. – Православные не сомневаются, что эта вода поможет от многих бед и пополняют запасы во время празднования Крещения. Да и в жаркий день можно утолить жажду и продолжить путь.

Между прочим, к этому роднику ведёт «маршрут здоровья», разработанный Лигой здоровья нации. Проект направлен на развитие на муниципальном уровне инфраструктуры и условий для выбора и ведения здорового образа жизни различными группами населения по месту жительства. 

Нельзя обойти вниманием и Храм «Всех Скорбящих Радость». Эта церковь была построена в Городище в конце 19-го века. Это единственный в Волгоградской области храм, выдержанный в византийском стиле. История храма напрямую связана с имением святой великомученицы Параскевы, наречённой в народе Пятницей. Сегодня храм открыт для всех желающих.

фото «OBLVESTI»

Другим местом, про которое не получится умолчать, рассказывая о достопримечательностях Городищенского района, является мемориальный комплекс «Солдатское поле».

— В Википедии будет написано о «Солдатском поле», как о памятном месте боёв 62-й армии, что является недостоверной информацией, — отмечает историк. — Этому есть причина — мемориальный комплекс должен был стоять в совсем другом месте, в чистом поле, условном «треугольнике» между посёлками Кузьмичи, Орловка и Ерзовка. В то же время Кузьмичи — Орловка — Ерзовка — место столкновения немецких войск, создавших северный заслон и «северной группы войск» Красной Армии, в которую входили 1 гвардейская, 24-ая и 66-ая армии. После Сталинградской битвы на небольшом участке остались скопления уничтоженной военной техники и огромное количество неразорвавшихся боеприпасов. Долгое время земли, бывшие полями сражений, невозможно было использовать для сельскохозяйственных нужд. А к осени 1975 года сапёры полностью закончили работы по разминированию, обезвредив более 6,5 тысяч снарядов, мин и других боеприпасов.

В сентябре 1975 года в Волгограде состоялся комсомольский слёт, участники которого 18 сентября начали вспашку Солдатского поля. 20 сентября неподалёку от трассы Волгоград — Москва был торжественно открыт мемориал «Cолдатское поле». В центре мемориала расположена воронка в форме пятиконечной звезды, со дна которой поднимается «взрыв» из осколков авиабомб, снарядов и мин, собранных с поля. Вокруг мемориала установлены лемехи плугов, которыми были вспахано Солдатское поле. В комплекс также входит братская могила, в которой были захоронены останки солдат, обнаруженные при разминировании, и бронзовая скульптура девочке Миле.

На сегодняшний день Солдатское поле — главный символ Городищенского района.

А в непосредственной близости от побережья Волги – в Ерзовке — расположена церковь Михаила Архангела.

фото предоставлено пресс-службой Лиги здоровья нации

Её история начинается с первой половины 19-го века. Сперва здание было деревянным, а когда оно обветшало, начались работы по возведению каменного здания храма, закончившиеся в 1896 году. Во время Великой Отечественной войны прямым ударом снаряда была разрушена колокольня храма. В послевоенное время в храме хранили соляную кислоту. Абрамов рассказывает, что южная стена здания была снесена для удобства транспортировки грузов. В алтарной же части храма было устроено отхожее место. В 1970-е годы храм заминировали и хотели стереть с лица земли, но народ не дал этого сделать. И только в 1996 году святыня была полностью восстановлена.

Актуально

Близость | Викитубия | Фэндом

Близость

Профиль

Близость

Стиль

Музыкальная этикетка

Дата регистрации

11 апреля 2009 г.

Твиттер

@ProximityM

Facebook

Близость

Другие медиа

Instagram

Видео

1.4K+

Расписание

Ежедневно

Статус

Активен

Имя пользователя

Близость

Национальность

Американец

Daft Punk Tribute — с 1993 по 2021 год — Спасибо.

DJ Snake ft. Justin Bieber — Let Me Love You Lyric Video

JJ — неподвижный

Холод близости

Профиль

Близость

Стиль

Музыкальная этикетка

Дата регистрации

23 июня 2011 г.

Видео

288+

Расписание

Незапланировано

Статус

Неактивен

Имя пользователя

Близость

OddKidOut — ЛУННАЯ ПРОГУЛКА -ВИЗУАЛИЗЕР-

Hermitude — Hyper Paradise (Flume Remix)

Молодая Монтана? — Сакре Кул

ПандораЭлектро

Профиль

Близость

Стиль

Видеоблоги и музыка

Дата регистрации

2 марта 2011 г.

Видео

8

Расписание

Незапланировано

Статус

Неактивен

Имя пользователя

Близость

Avicii — Levels (Skrillex Remix) — Студийная версия

Мои друзья (Танец + Насилие)

Блейк Коппельсон , более известный в Интернете как Proximity , ранее Pandoric или Pandora Music , является независимым каналом и лейблом по продвижению электронной музыки из США, основанным в 2009 году. и наиболее известен на YouTube. Каждую неделю он выпускает несколько треков.

History

Proximity был создан в 2009 году Блейком Коппелсоном, чтобы он мог выпускать свои собственные треки. После первого видео он начал загружать музыку разных исполнителей, таких как JJ, CiRC, 3LAU и т. д. Большинство старых видео были удалены.

В январе 2013 года Pandoric загрузил Sander van Doorn & Julian Jordan — Kangaroo (Vitez & Kiso Vocal Edit). Канал изменил свою тему видео, включив в нее звуковой спектр / визуализатор, логотип Pandoric и обои от других поклонников лейбла. [1]

25 мая 2013 г. Pandoric Music был изменен на Proximity. , который на 16 сентября 2018 года набрал более 647 миллионов просмотров. В настоящее время это самое просматриваемое видео на канале. [3]

На сегодняшний день Proximity загружает и продвигает музыку, которую представляют музыкальные продюсеры, и является одним из крупнейших каналов продвижения электронной музыки на YouTube.

Ссылки

  1. ↑ https://web.archive.org/web/20121212165806/http://www.youtube.com:80/user/pandoramuslc
  2. ↑ https://www.facebook.com/Proximity/posts/490572817683132
  3. ↑ https://www.youtube.com/user/PandoraMuslc/videos?sort=p

словосочетание относительной близости | значение и примеры использования

Эти слова часто используются вместе. Нажмите на ссылки ниже, чтобы изучить значения. Или посмотрите другие словосочетания с близостью.

Эти примеры взяты из корпусов и из источников в Интернете. Любые мнения в примерах не отражают мнение редакторов Кембриджского словаря, издательства Кембриджского университета или его лицензиаров.

Состояние потока определяется с точки зрения его относительной близости к теоретическому максимальному пределу обмена.

Из Кембриджского корпуса английского языка