17.02.2025

Википедия бихевиорист: HTTP 429 — too many requests, слишком много запросов

Бихевиоризм | Психологическая энциклопедия 1vc0

Бихевиоризм (от англ. behaviour — поведение) — одно из основных направлений американской прагматической психологии, рассматривающее психику лишь как совокупность поведенческих проявлений, реакций на внешние воздействия — стимулы. Бихевиоризм возник в 1913 г. благодаря декларациям Д. Уотсона (1878 — 1958 гг.), изложенным в его статье «Психология с точки зрения бихевиориста». Использовав учение Павлова и исследование поведения животных, осуществленное Э. Торндайком, бихевиористы полагали, что законы научения, приобретения опыта у человека и животных одни и те же. Исключив сознание из сферы своих интересов, бихевиористы интересовались только закономерностями выработки поведенческих навыков.

В 20-х гг. бихевиоризм распался на ряд направлений, а в 30-х гг. возник необихевиоризм (Толмен, Халл). Он подправил первоначальный бихевиоризм, признав промежуточное звено между стимулом и реакцией — введя понятие «промежуточные переменные», к которым были отнесены мотивы, цели и другие «внутренние» компоненты поведения.

Методики исследования формирования навыков, разработанные в бихевиоризме, широко используются в поведенческой психологии.

  • выявить и описать типы реакций. Дж. Уотсон выделяет, прежде всего, врождённые и приобретённые типы. Концепция условных рефлексов принимается в качестве естественнонаучной базы психологической теории.
  • исследовать процесс их образования. Схема образования условного рефлекса: безусловный стимул вызывает безусловную реакцию. Если безусловному стимулу предшествует действие нейтрального условного стимула, то через некоторое количество сочетаний нейтрального и безусловного стимулов действие безусловного стимула оказывается ненужным, безусловную реакцию начинает вызывать условный стимул.
  • изучить законы их комбинаций, т. е. образования сложного поведения. Сложные реакции образуются путём комплексов простых реакций. В итоге ставилась задача прийти к тому, чтобы по ситуации (стимулу) предсказать поведение (реакцию) человека и, наоборот, по реакции заключать о вызвавшем её стимуле, т.
    е. по S предсказывать R, а по R заключать об S.

Поведение анализировалось с точки зрения мышечных и гормональных реакций как непосредственно наблюдаемых. Реакция – это изменение в организме, которое может быть зафиксировано объективными методами. Реакции следовало изучать в их связи с изменением стимулов. Стимулы могли возникать как в самом организме, так и во внешней среде. Конечная цель – в объяснении механизмов зависимости поведения человека от внешних факторов, а также в целенаправленном его формировании.

Большинство экспериментов бихевиористы проводили на животных, а затем устанавливали закономерности реакций в ответ на воздействие окружающей среды и переносили это на человека.

Манипулируя внешними стимулами, можно создавать у человека разные поведенческие механизмы. Бихевиористы выдвигают формулу, которой, согласно их теории, подчинено всё поведение человека:

S → R

Бихевиористы верно определили зависимость поведения от воздействия среды, но не учитывали обусловленности ответной реакции не только стимулами, но и внутренними явлениями. Можно было подойти к изучению психики человека, изучая психику животных, но необходимо было учитывать и принципиальные различия между ними. Обнаружена чрезвычайная ограниченность схемы S-R. Как правило, S и R находятся в чрезвычайно сложных отношениях, часто связь между ними выявить почти невозможно.

На Уотсона оказала большое влияние концепция рефлекса, достигшая своего расцвета в работах Сеченова, Павлова, Шеррингтона, Бехтерева. Формирование человеческого поведения от непроизвольных движений и крика новорожденного до сложных речевых реакций взрослого Уотсон объяснял Павловскими условными рефлексами.

Знание бихевиористической методологии важно для изучения проблем агрессии. В США большинство ученых, изучающих проблемы агрессии – бихевиористы. Агрессивность – приобретенная форма поведения, определяющаяся тем, что человек стремится добиться максимального преимущества.

Бихевиористы в целом придерживаются принципа: объект научного наблюдения – действие, а не действующий человек. Поэтому они не придают серьёзного значения открытиям З. Фрейда, что поведение человека могут определять сила бессознательного. Поведение нельзя рассматривать в отрыве от действующей личности.

Появление бихевиоризма привело психологию к развитию дальнейших взглядов на организацию психики. Бихевиористы обогатили науку объективными методами и фактами. В 30-е годы XX столетия стало ясно, что невозможно сбросить со счетов роль социальной среды и отношений человека с ней. Идеи бихевиоризма потерпели крах, так как оказалось, что психические явления и поведение не определяются только физиологическими процессами.

Необихевиоризм. Исследователи, развивавшие идеи Уотсона, предлагали ввести в рассуждения ещё одну инстанцию, обозначаемую понятием «промежуточной переменной». Это ответ организма, который не является в строгом смысле реакцией, так как его нельзя конкретно зафиксировать, но он определяет собственно реакцию. Эта промежуточная переменная – опыт человека.

S – O → R

Необихевиористы стали обсуждать проблемы цели, образа. Последователи бихевиоризма:

  • Э. Толмен (предложил промежуточную переменную), экспериментально показал, что крысы, просто бегавшие по лабиринту, быстрее учатся проходить по нему, чем те, у которых не было опыта. Этот опыт он назвал «когнитивными картами».
  • Б. Скиннер. Предположил, что поведение может не определяться стимулом, предшествующим реакции, а вероятными последствиями поведения. Это не означает свободу поведения, но в рамках его подхода и обсуждается программа саморегулирования человека. Не субъект выбирает поведение, но вероятные последствия определяют поведение субъекта.

что это такое, необихевиоризм и социобихевиоризм

В начале 20 века самым изучаемым и обсуждаемым направлением психологии считался бихевиоризм. Слово имеет английские корни и означает «поведение». Психологов, решивших посвятить жизнь развитию данного течения, нашлось немало. Вместе с ними появились социальный и необихевиоризм, которые как переплетались, так и противоречили друг другу.

Что такое бихевиоризм?

Бихевиоризм — это направление в психологии, которое исследует поведение и активность личности. Одним из первооткрывателей данного течения был американец Джон Уотсон. Он жестко критиковал психоанализ и психологию за их субъективизм. Ученый считал, что в основу всех психологических методов следовало положить лишь то, что было зафиксировано объективными средствами.

Предмет изучения.

Бихевиористы изучают поведение, включающее поступки, слова, действия, которые могут быть, как врожденными, так и приобретенными в процессе жизни. Уотсон предложил представить поведение в виде формулы S – R. Следуя ей, поведение представляет собой любую реакцию (R) на внешний стимул (S).

Психолог классифицировал реакции по 2-ум признакам:

  • приобретенные в процессе жизнидеятельности и наследственные;
  • внутренние и наружные.

Полагаясь на это деление, можно выделить следующие типы реакций:

  • Внешние приобретенные. Сюда относят любые навыки, связанные с движением: занятия спортом.
  • Внутренние приобретенные. Это мышление, выраженное речью.
  • Наружные наследственные. К этой категории относятся мигание, хватание, реакции, возникающие в момент влюбленности, ненависти, тревоги. Эмоции и инстинкты, описанные в плоскости стимулов и реакций.
  • Внутренние наследственные. Здесь собраны физиологические реакции: кровоток, секреция, пр.

Пройти тест на тип личности

Методы изучения в бихевиоризме.

Поведение личности изучалось с помощью естественнонаучных методик:

  • Наблюдение без использования технических устройств. Суть метода состоит в проведении визуальной оценки реакций, возникающих в ответ на стимулы.
  • Активное наблюдение с использованием приборов. В методике применяются технические устройства, фиксирующие любые изменения, которые происходят в организме под действием стимулов или явлений окружающей среды. К этим показателям относится частота дыхания, пульс, пр. Кроме того, изучается время, затрачиваемое на решение задач, скорость происходящих реакций.
  • Проведение тестов. В этот момент анализируются не психические качества, а именно человеческое поведение, психологи принимают во внимание, какой способ реагирования выбирает человек.
  • Дословная запись. В основе методики лежит интроспекция. Это такой способ самонаблюдения, при котором испытатель и подопытный – один и тот же человек. Анализировались не эмоции или чувства, а озвученные вслух мысли.
  • Методы условных рефлексов. Построены на физиологии. Выработка реакции происходит через отрицательное либо положительное подкрепление стимула.

Промежуточная переменная.

Популярность данного психологического течения объяснялась простотой его принципов, а формулу Уотсона долгое время считали универсальной. Но в ходе исследований было выявлено, что это не так.

Коллеги Уотсона выяснили, что за одним и тем же стимулом может последовать множество реакций. Это заставило психологов добавить в формулу S – R еще одну «промежуточную переменную». Это стало нестандартным решением для бихевиористов, так как им пришлось отступить от своего главного убеждения – научно только то, что объективно подтверждено. Новая формула выглядела так: S – О – R.

Психологи посчитали, что введение ненаучной инстанции обосновано, так как стимул не может работать сам по себе, он действует вместе с промежуточной переменной.

Необихевиоризм.

На поддержку идей Уотсона встал Б. Ф. Скиннер. Психолог соглашался, что наука должна полагаться только на то, что объективно. Ученый не видел смысла проводить тесты, которые не имеют объективного подтверждения. Он был склонен к исследованию механизмов поведения, а главной целью бихевиоризма в психологии Скиннера было «программирование» человеческого поведения для получения определенного результата.

Для программирования Скиннер избрал метод пряника, он был уверен, что положительный стимул более эффективен. Дальнейшие исследования подтвердили это.  Психолог не брал во внимание цели воспитания, психоаналитическую социологию. Он ставил бихевиоризм во главу угла, считая, что если он не дает ответа на поставленный вопрос, то такого ответа в природе нет.

Пройти тест: ребенок, взрослый, родитель

Скиннер выдвинул две интересные теории:

  • О вреде распространения творческого начала. Если предположить, что творческий потенциал больше у модельера, который создает эскизы, чем у швеи, которая на их основе создает одежду, то это нормально. Но если бы у всех людей был одинаково развитый творческий потенциал, то кто бы создавал одежду? То есть получается, что равенство в развитии творческого начала приносит больше минусов, чем плюсов.
  • О контроле рабом своего рабовладельца. То, что рабовладелец способен контролировать раба – очевидно. Если раб выполняет поручения, его поощряют, за неисполнение – наказывают. Но и у раба есть минимальный уровень контроля, так как он сам выбирает, подчиняться ему или нет, следовательно, влияет на меру наказания или поощрения.

Скиннер утверждал, что личность человека формируется под воздействием общества.

Социобихевиоризм.

Американские ученые, исследующие природу агрессии, полагаются на бихевиоризм, психология индивида им не так интересна, как процесс совершения определенного действия. То есть, человек использует силу с определенной целью, например, для достижения уважения, получения власти.

Не все теории бихевиористов верны.

  • Во-первых, изучение совершения действия нельзя рассматривать независимо от характеристик личности.
  • Во-вторых, даже при одинаково сложившихся условиях и при одинаковых «стимулах» есть много вариантов «реакций».

Социобихевиоризм зародился в 60-х. От прочих течений он отличался тем, что его приверженцы утверждали, что приобретение опыта возможно не только благодаря собственным ошибкам, но и благодаря наблюдению за чужими и их анализу. Методика положена в основу кооперативного и агрессивного поведения, которое формируется в том числе и в зависимости от интересов общества, в котором человек находится.

Бихевиоризм применим не только для изучения поведения, но и для его коррекции. Так, многие психотерапевты используют бихевиоральные способы борьбы с психологическими проблемами, например, отрицательное и положительное подкрепление, технику внешнего воздействия, десенсибилизацию и другие.

Пройти тест на самооценку

Бихевиоризм и конструктивизм — различия и сравнение

Бихевиоризм — это философия, основанная на утверждении, что все, что делают организмы, включая действия, мышление и чувства, может и должно рассматриваться как поведение. В образовании бихевиористские подходы делают упор на изменение поведения путем поощрения правильной работы.

конструктивистские психологии теоретизируют и исследуют, как люди создают системы для осмысленного понимания своего мира и опыта. В образовании конструктивистские подходы подчеркивают активное вовлечение учащихся в концептуальное содержание с помощью таких стратегий, как разговор (а не только слушание), письмо (не только чтение), взаимодействие, решение проблем и другие «активные» подходы.

Сравнительная таблица

Сравнительная таблица бихевиоризма и конструктивизма
Бихевиоризм Конструктивизм
Введение (из Википедии) где любое физическое действие является поведением) — это философия психологии, основанная на положении о том, что все, что делают организмы, включая действие, мышление и чувства, может и

Бихевиоризм против конструктивизма в психологии

Бихевиоризм в психологии, основанный на предположении, что все, что делают организмы, включая действия, мышление и чувства, можно и нужно рассматривать как поведение. Бихевиористская школа психологии утверждает, что любое поведение можно описать с научной точки зрения, не прибегая ни к внутренним физиологическим явлениям, ни к гипотетическим конструктам, таким как разум. Бихевиоризм включает положение о том, что все теории должны иметь наблюдательные корреляты, но что нет никаких философских различий между процессами, наблюдаемыми публично (такими как действия), и процессами, наблюдаемыми частным образом (такими как мышление и чувство).

Конструктивизм в психологии теоретизирует и исследует, как люди создают системы для осмысленного понимания своего мира и опыта. В психотерапии, например, этот фрейм может выражаться в том, что терапевт задает вопросы, противоречащие мировоззрению клиента, в попытке расширить его или ее привычки смыслообразования. Здесь предполагается, что клиенты сталкиваются с проблемами не потому, что жизнь по своей природе проблематична или у них психическое заболевание, а из-за языка, который клиент использовал для описания своих «проблем».

В образовании конструктивистские подходы подчеркивают активное вовлечение учащихся в концептуальное содержание с помощью таких стратегий, как разговор (а не только слушание), письмо (не только чтение), взаимодействие, решение проблем и другие «активные» подходы.

Ссылки

  • Википедия: Бихевиоризм (получено 25 июня 2008 г.)
  • Википедия: Конструктивизм (психологическая школа) (получено 25 июня 2008 г.)
  • Википедия: конструктивистские методы обучения (получено 1 июля 2008 г.)
  • Обучение чтению-записи — Verso.co.nz
  • Подписаться
  • Поделиться
  • Укажите
  • Авторов

Поделитесь этим сравнением:

Если вы дочитали до этого места, подписывайтесь на нас:

«Бихевиоризм против конструктивизма». Diffen.com. Diffen LLC, н.д. Веб. 30 апреля 2023 г. < >

Теория поведенческого мышления | Теория | Лаборатория динамических сетей

Рассуждения, лежащие в основе ролей в DNT


Теория поведенческого мышления

Модели принятия решений и теории поведенческих намерений, которые широко исследованы, к счастью , могут служить дополнительными объяснительными механизмами того, как люди думают об участии в различных ролях в социальных сетях в теории динамических сетей . Например, должен ли я поддержать новую идею моего друга (роль S)? Должен ли я начинать важные части нового проекта самостоятельно (роль G)? Теории, изложенные ниже, могут помочь объяснить, как люди участвуют в процессе формирования решений и намерений для любой роли в социальной сети в теории динамических сетей, исходя из более явного (а не неявного) психологического подхода. Он также исследует, почему люди могут в первую очередь участвовать в роли или комбинации мультиплексных ролей.

 

Традиционные теории поведенческих намерений

Современные теории поведенческих намерений значительно продвинули наше научное понимание поведения. Эти теории опираются на теорию обоснованного действия (Фишбейн и Айзен, 1975) и теорию запланированного поведения (Айзен, 1991), которые напрямую связаны с происхождением и концептуальной историей нашей Лаборатории. В целом, эти концепции предполагают, что намерения являются лучшими предикторами человеческого поведения, а отношение людей, чувство социального давления (т. е. субъективная норма) и воспринимаемый контроль предсказывают намерения. Эти теории получили огромную поддержку во многих областях поведения (Ajzen, 2001; Eagly & Chaiken, 19).93; Sheppard, Hartwick, & Warshaw, 1988) и являются одними из наиболее широко, если не наиболее широко применяемыми теориями в психологии, основанными на показателях Web of Science. Хотя эти теории имели решающее значение для понимания поведения, они не учитывали, как «причины» людей теоретически могут влиять на мотивационные процессы. Таким образом, Вестаби (2005) создал теорию поведенческого мышления, чтобы рассмотреть теоретическую и эмпирическую важность использования собственных причин, объяснений и оправданий людей в современных теориях поведения.

 

Что такое теория поведенческого мышления?

Теория поведенческого мышления — это широкая теория поведения, которую можно использовать для объяснения мотивов, лежащих в основе человеческого поведения. Согласно этой теории, намерения предсказывают поведение, глобальные мотивы (например, отношения, субъективные нормы и воспринимаемый контроль) и причины предсказывают намерения, а убеждения и ценности предсказывают причины. Причины также становятся сильнее, когда поведение выполняется, часто из-за диссонанса после принятия решения и процессов рационализации.

 

Другие отличительные черты и предположения в теории поведенческого мышления

  1. Не все убеждения и ценности становятся причинами вашего поведения.
  2. Некоторые причины также могут отражать многочисленные цели, которые люди преследуют в своих поведенческих стремлениях.
  3. Люди часто ищут в памяти варианты поведения, которые имеют наиболее оправданный и оправданный набор причин. Когда эти варианты определены, решения и намерения могут быть реализованы с большей уверенностью.
  4. Причины могут независимо влиять на глобальные мотивы и намерения в некоторых условиях. Таким образом, причины, зависящие от контекста, считаются важными ближайшими детерминантами поведения человека в различных контекстах.
  5. Теория предполагает, что причины влияют на глобальные мотивы и намерения, потому что они помогают людям оправдывать и защищать свои действия, что, например, способствует и защищает их самооценку. Причины также могут «помочь людям осмыслить свой мир, предоставляя им причинно-следственные объяснения их поведения, поведения других и причинно-следственных связей в их окружении». (стр.100).
  6. Причины могут быть пропущены автоматической обработкой (например, реакция на стимул или неявные/подсознательные факторы).
  7. Люди часто рационализируют свое поведение задним числом, что может укреплять и поддерживать приверженность поведению.
  8. Причин недостаточно для объяснения намерений и поведения. Глобальные мотивы людей, такие как установки, нормы и предполагаемый контроль, также могут иметь независимые последствия, не объясняемые причинами. Таким образом, когда человек открыто описывает конкретные причины своего поведения, вероятно, существуют и другие мотивирующие факторы, которые находятся за пределами его осознания9.0047
  9. Теория НЕ предполагает, что причины рациональны и беспристрастны. Тем не менее, они все еще могут быть мотивационными, даже если они неточны. Например, человек может решить сыграть в азартные игры из-за своей причины «Я обязательно много выиграю сегодня вечером», хотя объективные данные говорят о том, что это вовсе не уверенность.
  10. Вмешательства, успешно направленные на глобальные мотивы и конкретные причины людей, могут привести к значительным изменениям в намерениях и поведении.

Ссылка на оригинальную теоретическую статью:

Вестаби, JD (2005). Теория поведенческого мышления: выявление новых связей, лежащих в основе намерений и поведения. Организационное поведение и процессы принятия решений человеком , 98, 97-120.

 

Объем

Несмотря на силу такого теоретизирования, описанного выше, для предсказания и объяснения психологических состояний, лежащих в основе определенного поведения, им трудно описать, объяснить и визуализировать более широкое поведение в богатых сложных человеческих системах. Таким образом, приведенные выше концепции суждения и решения включены в состав компонентов теории динамических сетей, которая пытается объяснить сложные системы в различных контекстах на нескольких уровнях, оставаясь при этом связанными с лежащими в их основе психологическими моделями, имеющими сильную научную поддержку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *