Виды сюжетно — ролевых игр: цель и воспитание для дошкольников
Классификация сюжетно-ролевых игр
Татьяна Попова
Классификация сюжетно-ролевых игр
Классификация сюжетно-ролевых игр.
В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем,что она удовлетворяет его основные потребности: в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности, игра в наибольшей степени способствует психическому развитию ребенка.
Игры различаются по содержанию, характерным особенностям, по тому, какое место они занимают в жизни детей, в их воспитании и обучении.
Игры детей отличаются большим разнообразием. Они различны по содержанию и организации, правилам, характеру проявления детей, по воздействию на ребенка, по видам используемых предметов, происхождению и т. д. Все это затрудняет классификацию игр, однако для правильного руководства играми группировка их необходима. Каждый вид игры выполняет свою функцию в развитии ребенка. Наблюдаемое сегодня в теории и практике стирание граней между самодеятельными и обучающими играми недопустимо. В дошкольном возрасте выделяются три класса игр:
— игры, возникающие по инициативе ребенка – самодеятельные игры;
— игры, возникающие по инициативе взрослого, внедряющего их с образовательной и воспитательной целью;
— игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса – народные игры, которые могут возникать как по инициативе взрослого, так и более старших детей.
Каждый из перечисленных классов игр, в свою очередь, представлен видами и подвидами.
Сюжетно-ролевые игры входят в состав первого класса: игры, возникающие по инициативе ребенка – самодеятельные игры. Но и они ранжируются на определенные разновидности.
Творческие сюжетно-ролевые игры. Понятие «творческая игра»
охватывает
сюжетно-ролевые игры, игры драматизации, строительно-конструктивные игры. Содержание творческих игр придумывают сами дети. Свобода, самостоятельность, самоорганизация и творчество детей в этой группе проявляется с особой полнотой. Разнообразные жизненные впечатления не копируются, они перерабатываются детьми, одни из них заменяются другими и т. д.
— сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры ребенка дошкольного возраста.Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество. Первые сюжетные игры протекают как игры безролевые или игры со скрытой ролью. Действия детей приобретают сюжетный характер и объединяются в цепочку, имеющую жизненный смысл. Действия с предметами, игрушкой осуществляются каждым из играющих самостоятельно. Совместные игры возможны при участии взрослого.
Сюжетно-ролевые игры создают сами дети при некотором руководстве воспитателя. Основой их является детская самодеятельность. Иногда такие игры называют творческими сюжетно-ролевыми, подчеркивая, что дети не просто копируют те или иные действия, а творчески их осмысливают и воспроизводят в создаваемых образах, игровых действиях.
Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры – эта та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. В зависимости от этого сюжетно-ролевыеигры подразделяются на:
• Игры на бытовые сюжеты: в «дом»
,
«семью»
,
«праздник»
,
«дни рождения»(большое место уделяется кукле)
.
• Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей (школа, магазин, библиотека, почта,транспорт: поезд, самолет, корабль).
• Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.)
.
• Игры на темы литературных произведений, кино-,теле- и радиопередач: в «моряков»
и
«летчиков»
, в Зайца и Волка, Чебурашку и крокодила Гену
(по содержанию мультфильмов, кинофильмов)
и т. д.
Одним из видов сюжетно-ролевой игры является режиссерская игра. Особенностью режиссерской игры является то, что партнеры (игрушки, их заместители)
– неодушевленные предметы и не имеют своих желаний, интересов, претензий. Действует ребенок при этом в 2-х планах – и за себя и за куклу, направляет все действия.В режиссерской игре ребенок выступает в качестве режиссера: сам создает
сюжет игры, ее сценарий, взяв тему, развивает ее в зависимости от того, как понимает отображаемое событие. Эта игра не требует партнерства, один ребенок может взять на себя от 1 до 4 ролей. В режиссерской игре речь – главный компонент. Педагогические условия развития режиссерских игр предполагают создания детям индивидуального пространства, обеспечение места и времени для игр и опосредованное руководство деятельностью ребенка.
Длительность сюжетной игры в старшем дошкольном возрасте может продолжаться от нескольких часов до нескольких дней.
В структуре сюжетно-ролевойигры выделяют компоненты:
• роли, которые исполняют дети в процессе игры;
• игровые действия, с помощью которых дети реализуют роли;
• игровое использование предметов, реальные заменяются игровыми.
• отношения между детьми, выражаются в репликах, замечаниях, регулируется ход игры.
Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он берет.Для ребенка роль — это его игровая позиция: он отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже. По тому значению, какое принадлежит роли в процессе игры, многие из игр получили название ролевых или сюжетно-ролевых. Роль всегда соотнесена с человеком или животным; его воображаемыми поступками, действиями, отношениями. Ребенок, входя в их образ, играет определенную роль. Но дошкольник не просто разыгрывает эту роль, он живет в образе и верит в его правдивость. Изображая, например, капитана на корабле, он отражает не всю его деятельность, а лишь те черты,которые необходимы по ходу игры: капитан дает команды, смотрит в бинокль, заботится о пассажирах и матросах.Роли бывают:
• эмоционально-привлекательные (мама, доктор)
;
• значимые для игры (директор магазина и др.)
.
В процессе игры самими детьми (а в некоторых играх — взрослыми)
устанавливаются правила, определяющие и регулирующие поведение и взаимоотношения играющих. Они придают играм организованность, устойчивость, закрепляют их содержание и определяют дальнейшее развитие, усложнение отношений и взаимоотношений.
Также не менее важным компонентом в игре являются игрушки. Они могут быть готовыми, самодельными или предметами-заместителями.
Главными структурными компонентами сюжетно-ролевой игры являются сюжет, который представляет собой отражение ребенком окружающей его мира; содержание — это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их деятельности, и развитие и усложнение.
Режиссерские и сюжетно-ролевые игры длительные повремени игры.Поэтому при организации жизни детей в группах нужно учитывать: проведение режимных моментов, прогулок и непосредственно-образовательной деятельности (НОД)
по физической культуре не меняется; НОД и 2-ая половина дня отводятся для игровой и тематически связанной с ней продуктивной, познавательно-исследовательской, коммуникативной деятельности, чтение соответствующей художественной литературы; образовательные задачи на всех этапах должны решаться в совместной деятельности воспитателя с детьми и в самостоятельной деятельности дошкольников.
Пять основных разновидностей сюжетно-ролевых игр
Вы спросите, а какие игры бывают? Много видов игрищ существует, но в основном их пять. Они бывают и смешанными. Каждая игра имеет свое содержание и выполняет воспитательную роль в развитии малышей.
- Постановочные. В этой разновидности ребенок сам себе режиссер. Он придумывает себе сценарий и говорит от своего имени или от имени игрушки.
- Общественные. Такие забавы являются полноценными, если у карапузов будут игрушки для таких игр. Например, чтобы играть в “больницу”, “транспорт” будут необходимы соответствующие реквизиты.
- Патриотические. В таких играх детки выступают в роли храбрых солдатов или известных космонавтов.
- Отображение мультфильмов или сказок. Ребята представляют сказочного персонажа.
- Бытовые. Детвора очень любит играть на домашние или семейные темы. Своей игрой детки показывают отношения в своей семье.
Виды сюжетно-ролевых игр:
1. Игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздники», «дни рождения». И этих играх большое место занимают игры с куклами, через действия с которыми дети передают то, что знают о своих сверстниках, взрослых, их отношениях.
2. Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей. Для этих игр темы берутся из окружающей жизни (школа, магазин, библиотека, почта, парикмахерская, больница, транспорт (автобус, поезд, самолет, корабль), милиция, пожарные, цирк, театр, зверинец, завод, фабрика, шахта, строительство, колхоз, армия).
3. Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.).
4. Игры на темы литературных произведений, кино, теле- и радиопередач: в «моряков» и «летчиков», в Зайца и Волка, крокодила Гену и Чебурашку (по содержанию мультфильмов), в четырех «танкистов» и собаку (по содержанию кинофильма) и др. В этих играх ребята отражают целые эпизоды из литературных произведений, подражая действиям героев, усваивая их поведение.
5. «Режиссерские» игры, в которых ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол. Действует он при этом в двух планах — и за куклу и за себя, направляя все действия. Участники игры заранее продумывают сценарий, в основу которого могут быть положены эпизоды из знакомых сказок, рассказов, или собственной жизни. Дети «учат» кукол кукольного и пальчикового театров, театра игрушек «действовать» в соответствии со взятой на себя ролью, наделяют их литературными или воображаемыми признаками [12, с.66].
Рассмотрим основные моменты методики применения сюжетно-ролевой игры.
1. Выбор игры.
Выбор игры, которую педагог включает в коллективную деятельность детей, определяется конкретной воспитательной задачей. Каждая игра выполняет специфичные функции, поэтому педагог должен отчетливо представлять ее реальные возможности.
Элементы творческой игры и игровая форма деятельности могут быть кратковременными или длительными. Это различие весьма существенно для воспитателя. Дело в том, что кратковременно функционирующая игра выполняет лишь роль стимула в преодолении ребенком определенных трудностей. Воспитательные функции кратковременной игры в некоторой мере ограничены; нередко после эмоционального подъема наступает спад общего настроения. Это происходит в тех случаях, когда у детей не возникло потребности выполнять серьезную деятельность. Игра при этом выполняет лишь роль эмоционального стимула.
Неизмеримо большими возможностями располагает длительно функционирующая игра. Элементы игры, игровая форма при их длительном применении выполняют функции упражнений в организации коллективной деятельности детей. Например, игра «Мойдодыр» постоянно требует от ребят чистоты и опрятности; игра «Самоделкин» позволяет постоянно следить за сохранностью кукольной мебели и группового имущества.
Таким образом, по воздействию на детей игры можно условно подразделить на кратковременные (стимулирующие) и длительные, выполняющие функции упражнений при воспитании у дошкольников положительных черт поведения.
2.Педагогическая разработка плана игры.
Начальный этап педагогического конструирования длительной игры — наметки ее сюжета, определение игровых ролей и наполнение их конкретным содержанием. Самая большая трудность разработки длительной игры заключается в том, чтобы увлечь детей игрой в предлагаемом варианте. Младшие дети слабо представляют, как можно играть в космонавтов не на космодроме, а в группе, в моряков — не на речке, а в комнате. Именно поэтому при разработке длительной игры воспитателю необходимо стремиться к максимальному насыщению ее игровым содержанием, способным увлечь ребенка. Это с одной стороны. С другой стороны, важно определить предполагаемые роли и средства игровой организации, которые бы способствовали выполнению намеченных воспитательных задач.
3.Ознакомление детей с планом игры и совместная его доработка.
План игры, который разрабатывает воспитатель, может предлагаться детям старшей и подготовительной группы. Воспитатель должен стремиться так вести беседу, чтобы как можно больше привлекать детей к обсуждению плана игры, к разработке содержания ролевых действий.
4.Создание воображаемой ситуации.
Дошкольники всегда начинают сюжетно-ролевые игры с наделения окружающих предметов переносными значениями: стулья — поезд, кустарники — граница, бревно — корабль и т. п. Создание воображаемой ситуации — важнейшая основа начала творческой сюжетно-ролевой игры. Чем младше дети, тем у них меньше потребность приблизить игровые предметы к реальным. Дети более старшего возраста нуждаются в оснащении игры предметами, более близкими по их значению к реальным, жизненным.
Длительная игра переплетается с неигровой деятельностью. Поэтому педагогу очень важно помочь ребенку войти в игровую ситуацию, чтобы игра захватила его воображение, принесла ему радость творчества. Вот почему создание воображаемой ситуации — важный и ответственный этап подготовки к длительной игре. Такая работа вносит в жизнь детского коллектива атмосферу общей заинтересованности, увлеченности. 5. Распределение ролей.
При распределении ролей в длительной сюжетно-ролевой игре воспитатель руководствуется теми же общепедагогическими положениями, что и в развернутой творческой игре: он стремится удовлетворять игровые потребности детей, т. е. каждому дает желаемую роль, предлагает очередность разыгрывания ролей разной степени активности, ищет возможности для утверждения положения ребенка в коллективе через игровую роль.
Педагог должен учитывать очередность разыгрывания наиболее привлекательных для детей ролей. Именно это условие является тем дополнительным мотивом, который привлекает младших дошкольников к ролевой игре, так как дает возможность проявить через роль личные качества. Кроме того, перспектива получения желаемой роли — это стимул, вызывающий у детей стремление наилучшим образом разыграть любую роль, в том числе и «рядовую».
6. Начало игры
Для того чтобы смогла развернуться длительная игра, связанная с выполнением повседневных обязанностей дошкольников, очень важно позаботиться о создании интересной игровой ситуации. Поэтому, чтобы вызвать у детей положительное восприятие длительной игры, воспитателю необходимо позаботиться о таком начале игрового действия, в котором бы сразу возникла воображаемая ситуация. Для этого можно использовать некоторые методические приемы, например подготовить группу детей к разыгрыванию игрового эпизода.
Другим методическим приемом может быть такой: в начале игры главные роли распределяют между активными детьми с хорошо развитым творческим воображением. Это позволяет задать тон, показать ребятам образец интересного ролевого поведения.
7. Сохранение игровой ситуации.
В развернутой сюжетно-ролевой игре игровой сюжет естественно и непринужденно развивают сами играющие дети. В длительной игре, организованной педагогом, возможности свободного творчества ограничены рамками тех повседневных обязанностей, которые постоянно выполняет дошкольник, — различные виды физического труда, спорт, занятия в кружках.
Существуют некоторые условия сохранения у детей стойкого интереса к игре.
1) Взрослый организатор игры обязан задавать тон в обращении с играющими детьми, употребляя условную игровую терминологию (в военизированных играх — четкость и лаконизм команд, требовать ответное: «Есть, товарищ командир!», рапорт о выполненном поручении). Если педагог в длительной игре будет обращаться к детям обычно, называя их по фамилии, и видеть в них дошкольников, а не моряков или космонавтов, то это обязательно разрушит воображаемую ситуацию, а с ней и игру.
2)Для того, чтобы сохранить воображаемую ситуацию и дать пищу для новых игровых переживаний, педагог по возможности должен стараться обыгрывать любое дело детского коллектива.
3)Все меры педагогического воздействия на детей — требования, поощрения, наказания — педагог должен осуществлять в игровом ключе, не разрушая воображаемой ситуации.
4)В ходе длительной сюжетно-ролевой игры целесообразно включать развернутые творческие игры или игры на местности с идентичными сюжетами. Это позволяет внести в длительную игру атмосферу свободного игрового творчества и укрепить воображаемую ситуацию игры.
5)В процессе длительной сюжетно-ролевой игры воспитатель может организовать коллективное соревнование между небольшими группами играющего коллектива.
Соревнование не только выполняет роль дополнительного стимула, но во многом способствует более эмоциональному протеканию самой игры. Условия соревнования и формы подведения итогов разрабатываются в игровом ключе, в условиях воображаемой ситуации.Соблюдение перечисленных условий позволит педагогу сохранить эмоционально привлекательную для детей игровую ситуацию на продолжительное время.
8. Завершение игры.
Игра всегда рассчитана педагогом на определенный промежуток времени, в течение которого дети упражняются в выполнении воспитываемых форм поведения. Если игра проходит интересно, захватывая детей волнующими переживаниями, завершение игры, как правило, вызывает у них большое огорчение. Поэтому, разрабатывая план игры, педагог заранее намечает предполагаемую концовку.
Во всех случаях необходимо позаботиться о таком окончании игры, которое вызвало бы у детей острое эмоциональное состояние и желание сохранить в жизни коллектива все лучшее, что принесла с собой игра.
Можно сделать обобщающий вывод, что, планируя работу по руководству сюжетно-ролевыми играми детей, педагогу необходимо предусматривать обогащение содержания игры, расширение игрового опыта детей. Большое внимание педагог должен уделять развитию творческих способностей детей, формированию положительных взаимоотношений. Воспитателю следует помнить, что планированию подлежит деятельность педагога по развитию игры и ее управлению, а не деятельность детей в игре.
Выводы по главе 1.
Решающее значение коммуникативной деятельности или общения для психического развития человека признается всеми. Тем не менее, представления о сущности трудностей в овладении ею, а тем более о практических методах и приемах работы по преодолению недостатков коммуникативного развития детей до сих пор остаются весьма размытыми, нечеткими, неконкретными.
В дошкольном возрасте происходит одно из важнейших «приобретений» ребенка в его коммуникативном развитии – расширяется круг общения.
В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; дети осваивают формы позитивного общения с людьми; развивается половая идентификация, формируется позиция школьника.
Постоянное расширение знаний детей об окружающей жизни, обогащение их впечатлений — одно из важнейших условий развития полноценной игры в той или иной группе детей.
По воздействию на детей игры можно условно подразделить на кратковременные (стимулирующие) и длительные, выполняющие функции упражнений при воспитании у дошкольников положительных черт поведения.
Для повышения воспитательной эффективности сюжетно-ролевых игр необходима относительная длительность их проведения на идентичные сюжеты. В таком случае игры выполняют функции упражнений в решении конкретных воспитательных задач, оказывая на детей комплексное воспитательное воздействие.
4 типа ролевых игр
Ролевые игры — важный инструмент, который должен быть в ящике для обучения, но стоит знать, куда вы хотите их применить. Вот четыре типа ролевых игр, которые вы можете использовать в классе.
Одним из основных элементов обучения английскому языку как иностранному (EFL) является ролевая игра. Ролевые игры используются, чтобы позволить учащимся практиковать разговорную речь в разговорной ситуации, укреплять уверенность и беглость речи, оценивать прогресс и претворять полученные знания в жизнь.
Они часто настраиваются для проверки определенных грамматических правил — простого прошедшего времени, будущего с глаголом «going to», инфинитивов и т. д. — и для проверки навыков социального взаимодействия, таких как ведение переговоров, перебивание, просьба о помощи и светская беседа. Ролевые игры могут быть как простыми, так и сложными по желанию учителя. Устные инструкции, секретные сообщения, жесты и карточки-подсказки — все это обычные способы постановки сцены.
В классе есть четыре основных типа ролевых игр, но имейте в виду, что они часто накладываются друг на друга, и в определенных ситуациях могут сочетаться два или более из этих элементов.
1. Конфликтная ролевая игра ставит участников на путь столкновения и просит их справиться с этим как можно лучше. Ситуации могут включать попытку изменить бронирование авиабилетов в час пик или попросить шумного соседа выключить стереосистему. Они проверяют языковые навыки в условиях стресса и лучше всего подходят для студентов, у которых есть определенная зрелость и уверенность в своих силах.
2. Совместная ролевая игра использует противоположный подход и требует от участников совместной работы на общее благо. Планирование вечеринки сайонара для учителя, составление списка блюд для барбекю, мозговой штурм по привлечению туристов к местным достопримечательностям — все это совместные ролевые игры. Совместные ролевые игры, часто связанные с «безопасными» ситуациями, хороши для мягкого вовлечения застенчивых учеников в разговор и для построения отношений в студенческой группе.
3. Ролевые игры с пробелами в информации основаны на заполнении пробелов в знаниях участников. Ответы на вопросы сотрудников таможни, уточнение расписания, изготовление читательского билета или допрос подозреваемого в убийстве — все это ситуации типа информационного пробела. Если эти ролевые игры основаны на реальных личностях учащихся, их легко организовать, но вымышленные ситуации могут потребовать более тщательной подготовки. Это отличный способ отработать шаблоны вопросов и ответов и подготовить учащихся к реальным встречам.
4. Ролевые игры, основанные на задачах , требуют от участников выполнения определенных действий, таких как регистрация в гостинице, указание направления таксисту, заказ еды или получение номера телефона потенциального любовного интереса. Они полезны для того, чтобы помочь учащимся практиковать реалистичные навыки английского языка для выживания, и являются отличным способом укрепить у учащихся уверенность в своих способностях действовать в реальных ситуациях.
Ролевые игры — важный инструмент, который должен быть в ящике для обучения, но стоит знать, куда вы хотите, чтобы они пошли. Вот несколько вопросов, которые следует задать себе при разработке ролевой игры.
- Какие языковые структуры или грамматические элементы я хочу, чтобы мои ученики использовали, и будет ли эта ролевая игра включать их естественным образом?
- Знаю ли я про себя, что хочу увидеть происходящее в ролевой игре?
- Обладают ли учащиеся языковыми и социальными навыками, чтобы справиться с ситуацией?
- Могу ли я четко дать инструкции по настройке и убедиться, что все участники понимают свои роли?
- Соответствует ли ситуация возрасту, уровню и статусу учащихся в этой группе?
- Что я хочу, чтобы учащиеся вынесли из упражнения, и как я могу закрепить это посредством обратной связи?
Наконец, всегда полезно, если ученикам весело. Ролевые игры не обязательно должны быть очень серьезными, но как учителя мы извлекаем из них больше пользы, если подходим к ним серьезно и связываем их с более широкими целями урока.
Веселись!
Как вы относитесь к ролевым играм? У вас есть любимый тип или ситуация?
Расскажите нам об этом в разделе комментариев.
Работа
Работа
Работа с горем в классе
Работа с скорбящим учеником в классе всегда является проблемой для учителя. Вот несколько советов, как справиться с горем в классе.
Аарон Белл 4 минуты чтения
Типы ролевых упражнений
Ролевая игра может рассматриваться как неструктурированная драма (Dallman-Jones et al. , 1994). В этих упражнениях учащийся смотрит на тему с точки зрения персонажа, который затронет тему и будет затронут ею. Инструктор предоставляет обстановку и персонажей, но ученики должны определить линии и направления своих персонажей. Как правило, ученикам нужно будет провести некоторое исследование, чтобы принять обоснованное решение с точки зрения своих персонажей. Эта исследовательская возможность легко может стать элементом расследования.
Персонаж может быть шахтером, пытающимся понять, как застолбить месторождение и заработать на этом состояние, или инженером, который хочет построить космический зонд. В качестве альтернативы персонаж может быть организмом, который является частью пищевой сети, и задача ученика состоит в том, чтобы выяснить свои отношения с другими членами пищевой сети (роль отыгрывается одноклассниками).
Упражнения в ролевых играх обучают навыкам, которые часто считаются изучаемыми за пределами класса (а иногда и нет), и тому, как использовать эти навыки в дополнение к научным знаниям. Эти упражнения требуют, чтобы учащиеся использовали воображение, базовые знания, соответствующие персонажу, которого разыгрывают, и коммуникативные навыки.
Индивидуальные ролевые упражнения:
Учащиеся исследуют и пишут или представляют изучаемую проблему в формате, соответствующем назначенному им характеру: письмо редактору или отчет совету директоров корпорации. . Задача этих упражнений состоит в том, чтобы ученик «вошел в образ», принял роль, которую ему отвели, и работал в ней, особенно если его характер сильно отличается от него.
- Индивидуальные ролевые упражнения. Типичные сценарии индивидуальных ролевых игр.
Например, студенты могут прочитать общую лекцию об истощении и восполнении запасов подземных вод, а затем провести исследование и написать короткую статью с точки зрения современного калифорнийского фермера о подземных водах и связанных с ними проблемах.
Интерактивные ролевые упражнения:
Это групповые проекты, которые варьируются от простых упражнений мозгового штурма или демонстраций по сценарию до дебатов с участием персонажей или упражнений по решению проблем, связанных с темами окружающей среды или науками о Земле. Эти уроки могут включать индивидуальные задания для подготовки учащихся к их ролям и к проекту в целом. Ученикам легче войти в роль и оставаться в ней с помощью своих одноклассников, но поддерживать дружеские и продуктивные дебаты может быть непросто.