27.11.2024

Виды мотивов критерии их классификации и примеры исследований: Классификация мотивов

Видеокурс лекций по общей психологии В.В. Петухова (МГУ им. М.В. Ломоносова) | ФДО МГППУ

Уважаемые студенты, абитуриенты!

 

Настоятельно рекомендуем использовать в своей профессиональной подготовке видеокурс лекций В.В. Петухова (МГУ им. М.В. Ломоносова)

 

Раздел 1. Введение в психологию

Лекция 1

Тема 1.

Общая характеристика психологии как науки

Вступление. 1. Из истории «донаучной» психологии (1:14). Психология и философия. Сознание как первый предмет психологии (1:15)

http://www.youtube.com/watch?v=AaD68dTWJ8g

 

 

Лекция 2

Тема 1.

 

1 (окончание). Сознание как первый предмет психологии.
2. Сравнительная характеристика научной и житейской психологии. Специфика научно-психологического знания.
3. Формы сотрудничества житейской и научной психологии. Отрасли психологии

http://www.youtube.com/watch?v=B-bCUthPi8s

 

 

Лекция 3

Тема 2

Становление предмета психологии

1. Проблемы анализа сознания в философии. Декарт.
2. Классическая психология сознания: факты и понятия. Структура сознания и его свойства

http://www.youtube.com/watch?v=wfuocXYT74Q

 

 

Лекция 4

Тема 2

 

2. Классическая психология сознания: факты и понятия. Структура сознания и его свойства. Развитие представлений о сознании. Гештальт-психология. Возможности и ограничения метода интроспекции.
3. Проблема объективности в психологии. Предмет и задачи психологии поведения. Общее представление о научении и его видах. Понятия промежуточной переменной и когнитивных карт.

http://www.youtube.com/watch?v=U5sAD_EYtNE

 

 

Лекция 5

Тема 2

 

3. Предмет и задачи психологии поведения. Общее представление о научении и его видах. Понятия промежуточной переменной и когнитивных карт

http://www.youtube.com/watch?v=KY7aZ2m2Rwc

 

 

Лекция 6

Тема 2

 

Тема 2. Становление предмета психологии
3. Предмет и задачи психологии поведения. Общее представление о научении и его видах. Понятие промежуточной переменной и когнитивных карт.(0:59)
4. Проблема бессознательного в психоанализе (1:18)

http://www.youtube.com/watch?v=jnG8AdMpYTU

 

 

Лекция 7

Тема 2

 

4. Проблема бессознательного в психоанализе. О Достоевском.
5. Категория деятельности в психологии. Единство сознания и деятельности.

http://www.youtube.com/watch?v=D09k-nuO16Q

 

 

 

Тема 3

Общее представление о личности и ее развитии

1. Понятие субъекта, личности, индивидуальности, индивида

 

 

 

Лекция 8

Тема 3

 

1. Понятие субъекта, личности, индивидуальности, индивида.
2. Общее представление о развитии личности. Личность в онтогенезе

http://www.youtube.com/watch?v=G5s8ghjFLlg

 

 

Лекция 9-10

Тема 4

Тема 4 Возникновение и развитие психики

Тема 4 Возникновение и развитие психики
Из истории отечественной психологии (0:10)
1. Критерии психического. Гипотеза о возникновении и развитии чувствительности (А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец). (0:33)
Психика как ориентировочно-исследовательская деятельность (П.Я.Гальперин) (0:22)
2. Стадии развития психики и поведения животных (0:50)

http://www.youtube.com/watch?v=oVudGZRAcGE

 

 

Лекция 11

Тема 4

 

2. Стадии развития психики и поведения животных.
3. Сравнение психики животных и человека. Основные особенности трудовой деятельности и их физиологические предпосылки. Возникновение действий и необходимость сознания

http://www.youtube.com/watch?v=ylIpkd5HJc4

 

 

Лекция 12

Тема 5

Социокультурная регуляция деятельности

1. Краткие сведения из социологии. Социальные позиции, нормы, ожидания. Социальные роли и их присвоение.
2. Социализация индивида как присвоение культурного опыта, понятие высшей психической функции (Л.С. Выготский)

http://www. youtube.com/watch?v=kSkJ1HVEvDs

 

 

Лекция 13

Тема 6

Строение индивидуальной деятельности человека

1. Понятия потребности и мотива. Функции мотива. Строение потребностно–мотивационной сферы. Специфика потребностей человека.
2. Понятие действия. Действие и деятельность: проблемы возникновения новых мотивов

http://www.youtube.com/watch?v=nuRY2n8HMZ0

 

 

Лекция 14

Тема 6

 

3. Действия и операции. Виды операций. Уровни построения движений

http://www.youtube.com/watch?v=qaU52cYR1mI

 

 

Лекция 15

Тема 7

Человек как субъект познания

1. Познание и психологическая специфика его изучения. Познание и сознание. Познание и мотивация.
2. Основные определения познавательных процессов

http://www.youtube.com/watch?v=4qAU2u8k85o

 

 

Раздел 2. Человек как субъект деятельности или психология личности

Лекция 16

Тема 7

 

2. Основные определения познавательных процессов.
3. Понятие образа мира

http://www.youtube.com/watch?v=-wu3q0l1aJw

 

 

Лекция 17

Тема 8

Основные подходы к изучению личности

 

http://www.youtube.com/watch?v=1jxbkVlAbko

 

 

Лекция 18

Тема 9

Психология способностей

2. Способности и их измерение. Общий интеллект и отдельные способности. Интеллект и креативность (2:03).
3. Общее представление о развитии способностей (0:24)

http://www.youtube.com/watch?v=8qEO9j3iPio

 

 

Лекция 19

Тема 10

Темперамент и характер

1. Темперамент как формально-динамическая сторона деятельности. Характер и его формирование
— Вариант вопроса:
1. Темперамент, его физиологические основы и психологическая характеристика. Характер и его формирование (1:09)
— Типологии темпераментов по Ивану Петровичу Павлову (с 0:08)
— Связь способностей и темперамента (0:42)
— Индивидуальный стиль профессиональной деятельности (0:55).
2. Характер, его строение и формирование (1:12)

http://www.youtube.com/watch?v=TT19XEi80y0

 

 

Лекция 20

Тема 11

Типология индивидуальности

1. Наличие психотелесных соответствий: строение тела и характер (1:61).
2. Основные виды психопатий и акцентуаций (0:58).
3. Общие принципы построения психологических типов (0:20).

http://www.youtube.com/watch?v=bRd50fw5h4k

 

 

Лекция 21

Тема 12

Социальная среда как условие развития личности или психология общения

1. Определение общения и его условия. Общение как деятельность. Потребность в общении и ее развитие (1:27).
2. Общение и речь. Виды и функции речи. Невербальное общение (0:51).
3. Возможности описания и анализа процесса общения (0:14).

http://www.youtube.com/watch?v=kuCgT-UomYI

 

 

Лекция 22

Тема 12-13

 

3. Возможности описания и анализа процесса общения (0:23).
Часть 2. Внутренняя регуляция деятельности
Тема 13. Психология эмоций
Вступление: соотношение эмоций и воли. Спиноза и Николай Яковлевич Грот (0:40).
1. Определение эмоций и основные аспекты их изучения. Функции эмоций (0:10).
2. Эмоции как психические явления (0:28).
3. Эмоции как психотелесные состояния (0:22).5
4. Эмоция как процесс. Условия возникновения эмоций и их протекания во времени (0:22).

http://www.youtube.com/watch?v=5zMzQ22PS_A

 

 

Лекция 23

Тема 13

Психология эмоций

1. Функции эмоций
2. Виды эмоций и примеры их исследования
— Классификация эмоций по Леонтьеву
— Фрустрация. Эксперименты Дембо.
— Классификация эмоций по Рубинштейну
3. Эмоции и личность

http://www.youtube.com/watch?v=osJsHgDSx7I

 

 

Лекция 24

Тема 14

Психология воли

1. Определение воли: критерии волевого поведения (1:24).
2. Познавательная сфера личности и принятие решений (1:12).
— Методика Келли.
— Познавательный персональный конструкт.
— Основные характеристики познавательной сферы.
— Когнитивная сложность и когнитивный стиль.
— Тесты на каузальную атрибуцию.
— Когнитивный диссонанс (Фестингер).
— Пять уровней развития личности по Ф.Перлзу (2:23) (6)

http://www.youtube.com/watch?v=hbj4p6i0zdo

 

 

Лекция 25

Тема14-15

Тема 15. Психология мотивации

3. Волевая регуляция. Общее представление о развитии воли. Воля и личность (1:36).
Тема 15. Психология мотивации
1. Определение потребности и мотива. Мотив и мотивация, виды мотивов и критерии их классификации (0:46).

http://www.youtube.com/watch?v=b731ZNkwKjc

 

 

Лекция 26

Тема 15

Психология мотивации

2. Проблема выделения базовой мотивации и механизмов ее преобразования (1:06).
— Объяснительные модели базовой мотивации.
3. Общее представление о ситуативной мотивации в школе Курта Левина. Уровень притязаний и мотивация достижения. Влияние мотивов на продуктивность деятельности (1:27).
— Уровень притязаний
— Модель принятия риска (Аткинсон)
— Связь мотивации и продуктивности деятельности. Закон Йеркса — Додсона.

http://www.youtube.com/watch?v=2Jfqgbw7bUY

 

 

Лекция 27

Лекция 16

Мотивация и личность

1. Защитные механизмы личности в классическом психоанализе: подавление, отрицание, рационализация, инверсия, проекция, изоляция и регрессия (1:03).
Часть 3. Потребностно-мотивационная сфера. Строение личности.
Тема 17. Строение личности.
— Проблема структуры и генеза
— Проблема единиц анализа
— Проблема образа человека в психологии личности: бихевиоризм, психоанализ, гуманистическая психология + гештальт терапия.
1. Представление о личности в классической психологии сознания и поведения (1:10)

http://www. youtube.com/watch?v=uXm9OVetKuQ

 

 

Лекция 28

Тема17 — 18

Тема 17. Строение личности. Тема 18. Развитие личности

2. Представление о личности в психоанализе (0:54).
3. Представление о личности в гуманистической психологии (0:53).
Тема 18. Развитие личности.
1. Общие представления о движущих силах развития личности (1:00).

http://www.youtube.com/watch?v=dw90K6UE8KE

 

 

Лекция 29

Тема 19

Самосознание: определение, критерии, уровни развития (2:27).

— Определение самосознания (0:44)
— Критерии самосознания (0:20)
— Критерии личностного самосознания (0:16)
— Уровни развития самосознания (1:00)

http://www.youtube.com/watch?v=BWdwz3ycxKs

 

 

Лекция 30

Тема 19-20

Тема 19. Самосознание и его развитие (0:37).
Тема 20. Личностный рост (1:55).

— Гуманистические психологи. Роджерс
— Маслоу. Полноразвивающийся человек
— Негативный вариант развития (Противоположный полюс).

http://www.youtube.com/watch?v=G3BGxe7uqYM

 

 

Лекция 31

Тема 21-22

Тема 21. Заключение: Личность и познание.Тема 22. Основные категории психологии познания (0:57).

1. Личностные возможности познания (по А.Маслоу) (0:54)
2. Личностные условия и ограничения возможности познания (0:41).
Раздел 3. Человек как субъект познания, или психология познавательных процессов.
Часть 1. Введение в психологию познания.
Тема 22. Основные категории психологии познания (0:57).

http://www.youtube.com/watch?v=cGuquJykRho

 

 

Раздел 3. Психология познания

Лекция 32

Тема 22

Общая характеристика когнитивной психологии

(Основные категории психологии познания).
1. Понятие когнитивной схемы (1:22)
— Интериоризация
2. Основные направления когнитивной психологии (1:17)
— Миллер,
— Ньюэл и Саймон
— Информационный и психологический подходы к интеллекту
— Джером Брунер

http://www. youtube.com/watch?v=rOKI37iBxg0

 

 

Лекция 33

Тема 23-24

Виды познавательных процессов и критерии их классификации.

Экспериментальная психология познания
Тема 23. Виды познавательных процессов и критерии их классификации.
1. Основные критерии классификации познавательных (психических) процессов.
— Предметный
— Функциональный
— Генетический
— Предметная классификация внимания: перцептивное и интеллектуальное внимание
— Пример функционального критерия (память)
— Пример классификации внимания
— Генетический критерий
— Познавательные процессы: сенсорно-перцептивные и мыслительные
2. Виды (классификации) чувствительности
— Предметная (структурная) классификация чувствительности Вундта
— Функциональная классификация чувствительности.
— Функции чувствительности по Н.А.Бернштейну
— Генетические классификации. Опыт Хэда
— Классификация Шеррингтона
— Синестезия
3. Виды мышления (0:47)
— Классификация по предпочитаемым средствам: наглядно-образные либо вербально-логические.
— Пример типологии сознания (Леви-Брюль)
— Типы мышления по Эйгену Блейлеру:

http://www.youtube.com/watch?v=tvT4gwm6O4Q

 

 

Лекция 34

Тема 23-24

Виды познавательных процессов и критерии их классификации.

3. Виды мышления (0:42)
— Генетические классификации уровней развития мышления.
— Функциональные классификации мышления
Тема 24. Познание и действие.
Введение (0:02)
1. Роль двигательной активности в развитии чувствительности. Практические (исполнительные) и познавательные действия (0:52).
2. Движение и действие. Понятие задачи. Координация практических действий (0:51).

http://www.youtube.com/watch?v=vYjGNJPohwA

 

 

Лекция 35

Тема 24

Познание и действие

3. Практические действия и развитие интеллекта. Сенсомоторный интеллект (0:54)
Тема 25. Познание и образ.
1. Виды образных явлений, изучаемые психологией. Функции образа (0:58)
2. Образ как переход от действия к мысли (0:38)

http://www.youtube.com/watch?v=wyFgl033G6M

 

 

Лекция 36

Тема 25

Познание и образ

3. Наглядно-интуитивное мышление как дооперациональная стадия развития интеллекта (1:17).
Тема 26. Познание и речь.
1. Язык и речь. Виды и функции речи. Проблема эгоцентрической речи (0:45).
2. Стадии развития значений слов. Методики образования искусственных понятий (0:23)

http://www.youtube.com/watch?v=M5y4v6JToo8

 

 

Лекция 37

Тема 26.

Познание и речь

Тема 26. Познание и речь.
2. Стадии развития значений слов. Методики образования искусственных понятий (0:43)
3. Проблема соотношения житейских и научных понятий. Значение и смысл слова: особенности внутренней речи (Выготский). Конкретные и формальные операции (Жан Пиаже) (1:34).
— Итоговая схема по концепции Пиаже (0:11)

http://www.youtube. com/watch?v=nHnPwxXg5PI

 

 

Лекция 38

Тема 27-28

Основные теоретические подходы к изучению познания

1. Объектная ориентация: описание специфики восприятия (отражение стимула) и моделирование механизмов мышления (1:52)
Теории восприятия:
— Структурализм (Вундт, Титченер)
— Гештальт-теория восприятия
— Ранние информационные теории, породившие в 1956 г. (конференция по искусственному интеллекту) когнитивную психологию.
— Ранний Гибсон
2. Субъектная ориентация: выделение специфики мышления и моделирование процесса восприятия (0:08).

http://www.youtube.com/watch?v=owhi-Rej_uI

 

 

Лекция 39

Темы 27-28

 

2. Субъектная ориентация: выделение специфики мышления и моделирование процесса восприятия (1:09).
3. Ориентация на взаимодействие (контакт): экологическая концепция восприятия (Джеймс Гибсон). Гештальт-концепция творческого мышления (Карл Дункер) (1:13).

http://www.youtube.com/watch?v=nTWVZlfjfGk

 

 

Лекция 40

Темы 27-28

 

3. Ориентация на взаимодействие (контакт): экологическая концепция восприятия (Джеймс Гибсон). Гештальт-концепция творческого мышления (Карл Дункер) (0:59).
Часть 2. Экспериментальные исследования познания: ощущение, восприятие, мышление.
Тема 29. Основные понятия и закономерности сенсорной психофизики
Вступление (0:09).
1. Классическая психофизика: понятие психофизического закона, пороги чувствительности, косвенное и прямое шкалирование ощущений (0:46).
2. Современная психофизика: основные положения теории обнаружения сигнала и общее представление о психофизическом операторе (0:27).

http://www.youtube.com/watch?v=L0TMiLX29uY

 

 

Лекция 41

Темы 30-31-32

Тема 30 Основные понятия и закономерности сенсорной психофизики Тема 30. Восприятие сенсорных качеств (0:52).
Тема 31-32. Восприятие пространства, движения, времени.

3. Фурье-анализ зрительного восприятия и понятие психофизического оператора (0:34).
Тема 30. Восприятие сенсорных качеств (0:52).
Тема 31-32. Восприятие пространства, движения, времени.
Вступление (0:15)
1. Восприятие пространства или признаки удаленности в классической психологии восприятия (0:38)

http://www.youtube.com/watch?v=mwWydukeKxM

 

 

Лекция 42

Теиа 30

Восприятие сенсорных качеств (на материале цветового зрения).

1. Восприятие пространства или признаки удаленности в классической психологии восприятия (0:52)
— Константность величины, эксперимент Холуэя и Боринга.
2. Восприятие движения, теории стабильности мира. Основные иллюзии движения (0:16).

http://www.youtube.com/watch?v=tcFXQHqsUBY

 

 

Лекция 43

Тема 30, 33

Тема 33. Восприятие как процесс: порождение перцептивного образа, восприятие речи.

Тема 30. Восприятие сенсорных качеств (на материале цветового зрения).
2. Восприятие движения, теории стабильности мира. Иллюзии кажущегося движения

Тема 33. Восприятие как процесс: порождение перцептивного образа, восприятие речи.
1. Предметное восприятие. Исследование восприятия в искаженных условиях (54:00)
— Инвариантные отношения в восприятии.

http://www.youtube.com/watch?v=MAfgX1DaIXM

 

 

Лекция 44

Тема 33-34

Тема 33 Восприятие как процесс: порождение перцептивного образа, восприятие речи (1:19). Тема 34. Мышление как процесс и его экспериментальное исследование.

2. Восприятие речи. Фонематический слух. Трансформационная модель порождения и понимания речевых высказываний (Наум Хомский) (1:19).

Тема 34. Мышление как процесс и его экспериментальное исследование.
Вступление: Мышление как предмет эмпирического исследования (0:09).
1. Факторы, влияющие на успешность решения задач (1:00).
2. Методы выявления и интерпретации экспериментальных данных при исследовании мышления. Проблема стадий мыслительного процесса (0:03).

http://www.youtube.com/watch?v=kDIu0XLo7wU

 

 

Лекция 45

Тема 34

Мышление как процесс и его экспериментальное исследование.

2. Психологический анализ внутренней структуры процесса решения задач (2:29).
— Основные направления эмпирической психологии мышления (0:18).
— Краткая типология мыслительных задач (1:07).
— Процесс решения как пространство задачи (0:30).
— Проблема стадий процесса решения задач (0:11).
— Мышление как деятельность или процесс (0:22).

http://www.youtube.com/watch?v=0D-yhIwIefY

 

 

Лекция 46

Тема 35

Культура и познание

Вступление. Что имеется в виду под культурой (0:17)
1. Гипотеза лингвистической относительности: экспериментальные факты и их обсуждение (Эдуард Сепир и Бенджамин Уорф) (0:31)
2. Межкультурные исследования познания (на примере вербального мышления) (0:49)

Часть 3. Универсальные психологические процессы: память, внимание, воображение.
Тема 36. Общее представление об универсальных познавательных процессах и основные подходы к их изучению (0:08)
1. Основные метафоры сознания. Процессы памяти, свойства внимания, виды воображения (0:39)

http://www.youtube.com/watch?v=mhoiIDAOtuU

 

 

Лекция 47

Темы 36-37

Тема 36. Общее представление об универсальных познавательных процессах и основные подходы к их изучению. Тема 37. Психология памяти: основные подходы, факты, закономерности.

Тема 36. Общее представление об универсальных познавательных процессах и основные подходы к их изучению.
1. Свойства внимания, виды воображения (0:43)
2. Основные подходы к изучению универсальных психических процессов (0:45)

Тема 37. Психология памяти: основные подходы, факты, закономерности.
1. Выявление первичных мнемических способностей и описание их проявлений. Изучение памяти в классической психологии сознания и поведения (0:59).

http://www.youtube.com/watch?v=5UAeAb8-5Zo

 

 

Лекция 48

Тема 37

Психология памяти: основные подходы, факты, закономерности.

1. Выявление первичных мнемических способностей и описание их проявлений. Изучение памяти в классической психологии сознания и поведения (0:16).
2. Становление опосредствованного запоминания или конструирование искусственных (внешних) средств для повышения эффективности запоминания (2:13).

http://www.youtube.com/watch?v=34naSTh0uXs

 

 

Лекция 49

Темы 37-38

Тема 37. Психология памяти: основные подходы, факты, закономерности. Тема 38. Исследование памяти в когнитивной психологии.

Тема 37. Психология памяти: основные подходы, факты, закономерности.
2. Становление опосредствованного запоминания или конструирование искусственных (внешних) средств для повышения эффективности запоминания (0:38).
— Зависимость запоминаемого материала от его места в структуре выполняемого действия.

Тема 38. Исследование памяти в когнитивной психологии.
Вступление
1. Структуры памяти как стадии переработки информации (2:01).

http://www.youtube.com/watch?v=1AwbhXsH72Y

 

 

Декция 50

Темы 38-39

Тема 38. Исследование памяти в когнитивной психологии. Тема 39. Психология внимания: феноменология, закономерности функционирования, пути развития.

Тема 38. Исследование памяти в когнитивной психологии.
1. Структуры памяти как стадии переработки информации (0:50).
2. Теория уровней переработки информации. Общее представление о метапамяти (0:51).

Тема 39. Психология внимания: феноменология, закономерности функционирования, пути развития.
Вступление (0:12)
1. Возможные определения внимания и его основные эффекты (0:26).

http://www.youtube.com/watch?v=Wivke0X-DX8

 

 

Лекция 51

Тема 39

Психология внимания: феноменология, закономерности функционирования, пути развития.

1. Основные эффекты внимания (0:27)
2. Классические представления о внимании (0:51)

http://www.youtube.com/watch?v=FhdIhMJNS7M

 

 

Лекция 52

Тема 39

 

2. Классические представления о внимании (2:05)
— Функциональные представления о внимании. У. Джеймс. Н.Ланге.
— Моторные теории внимания. Т. Рибо.
— Внимание и активность личности. Н.Ф.Добрынин
— Формирование внимания. Л.С.Выготский.
— Концепция планомерного формирования умственных действий. П.Я.Гальперин.
3. Внимание и психотехника: измененные состояния сознания (0:23).

http://www.youtube.com/watch?v=1lxkboSKhpk

 

 

Декция 53

Темы 39-40

Тема 39. Психология внимания: феноменология, закономерности функционирования, пути развития.
Тема 40. Исследования внимания в когнитивной психологии.

Тема 39. Психология внимания: феноменология, закономерности функционирования, пути развития.
3. Внимание и психотехника: измененные состояния сознания (1:17).
Послесловие. Проблема существования внимания (0:10)

Тема 40. Исследования внимания в когнитивной психологии.
Введение (0:04)
1. Внимание как селекция. Модели ранней селекции (0:58)

http://www.youtube.com/watch?v=7mylEQNT87I

 

 

Лекция 54

Тема 40-41-42

Тема 40. Исследования внимания в когнитивной психологии. Тема 41-42. Психология воображения. Познание, творчество, личность.

Тема 40. Исследования внимания в когнитивной психологии.
1. Внимание как селекция. Модели поздней селекции (0:33)
2. Внимание как умственное усилие (0:45)
3. Общее представление о метавнимании (0:44)

Тема 41-42. Психология воображения. Познание, творчество, личность.
Вступление (0:05)
1. Воображение и его связь с другими психическими процессами. Творческое воображение и основные характеристики его продуктов (0:26)

http://www. youtube.com/watch?v=wJyyZFw0304

 

 

Лекция 55

Темы 41-42

Тема 41-42. Психология воображения. Познание, творчество, личность.

Тема 41. Психология воображения: возможности и ограничения методов стимуляции творчества

Тема 41-42. Психология воображения. Познание, творчество, личность.
1. Воображение и его связь с другими психическими процессами. Творческое воображение и основные характеристики его продуктов (1:19)
— Связь воображения и мышления
2. Методы стимуляции творчества, их возможности и ограничения (1:32)
— Механизмы сновидной работы
— Заключение: познание, творчество, личность.

http://www.youtube.com/watch?v=Qgb6hh5yImM

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 

 

Виды маркетинговых исследований: различные классификации

В статье рассказывается:  

  1. Задачи маркетинговых исследований
  2. Поисковые, описательные и экспериментальные исследования
  3. Первичные и вторичные маркетинговые исследования
  4. Кабинетные и полевые маркетинговые исследования
  5. Качественные, количественные и комбинированные исследования
  6. Виды маркетинговых исследований по предмету изучения
  7. Алгоритм выбора вида маркетингового исследования
  8. Пройди тест и узнай, какая сфера тебе подходит:
    айти, дизайн или маркетинг.

    Бесплатно от Geekbrains

Все существующие на сегодняшний день виды маркетинговых исследований по большому счету призваны решать одну и ту же задачу – помогать бизнесу зарабатывать деньги. Другой вопрос, что делается это с разных позиций и соответствующими методами.

Есть первичные и вторичные исследования, кабинетные и полевые, качественные и количественные, поисковые, описательные и экспериментальные. Каждый из инструментов работает наиболее эффективно в определенной ситуации, и ошибиться с выбором тут нельзя. Ниже мы расскажем про каждое маркетинговое исследование и дадим алгоритм выбора подходящего.

Задачи маркетинговых исследований

Маркетинговые исследования – мероприятия, которые применяют для сбора, обработки и оценки информации о рыночных особенностях, конкурирующих организациях, стоимости продукции и потенциале компании. Они проводятся, чтобы исключить факторы неопределенности при выработке решений в сфере маркетинга. В результате проведения разных видов маркетинговых исследований формируются стратегические направления деятельности компании.

Задачи маркетинговых исследований

В реальной работе предприятий существующие виды маркетинговых исследований могут быть использованы для сбора и аналитики данных, которые необходимы для выработки решений по продвижению на рынке, выбору ниши бизнеса, для расчета планируемых объемов реализации продукции и т. д.

Современные виды маркетинговых исследований рынка должны обеспечивать эффективное решение ряда задач бизнеса:

  • Составление прогнозов по фактическим и потенциальным параметрам емкости рынка. Предприятие может получить адекватную оценку своих перспектив в конкретном рыночном сегменте, чтобы предотвратить неоправданные риски, которые могут привести к существенным убыткам.
  • Прогнозирование показателей занимаемой доли на рынке. Получив конкретные, проверенные сценарии, можно более успешно планировать развитие бизнеса.
  • Исследование поведенческих моделей потенциальных потребителей. Аналитика результатов опросов – это инструмент для оценки уровня лояльности покупателей к предприятию и продукции.
    Можно получить портрет потребителя и изучить его мотивы.

Такая информация полезна для формирования конкурентоспособной стоимости, доработки продукта, поиска лучших каналов продвижения, разработки маркетинговой компании, повышения эффективности продаж и т. д. Другими словами, используя комплекс разного вида маркетинговых исследований можно корректировать все элементы торговой и производственной политики компании.

  • Исследование и оценка конкурирующих фирм с анализом их предложений. Зная тонкости успеха продукта соперников и их маркетинговую стратегию, можно точнее разрабатывать собственную политику в сфере рекламы, ценообразования, тактики развития. В конечном итоге, все это может стать фундаментом для победы над конкурентами.
  • Зондирование каналов реализации продукции
    . Их профессиональная оценка позволит отобрать лучшие направления и выработать концепцию, которая будет предусматривать все этапы оптимального движения товара к покупателю.

В реальности система видов маркетинговых исследований применима для решения более широкого спектра задач. Объектами ее анализа могут самые разные аспекты деятельности компании. При этом в большинстве случаев именно в зависимости от этих, актуальных на данный момент, особенностей работы фирмы чаще всего выстраиваются классификации видов маркетинговых исследований. В этой статье мы расскажем о самых популярных классификациях.

Поисковые, описательные и экспериментальные исследования

Перечислим основные виды маркетинговых исследований в зависимости от их целей:

  • Поисковые.

Задача поискового (или по-другому эксплораторного, зондирующего, разведочного) исследования заключается в сборе подготовительных данных. Этот материал нужен для точного выявления проблем и формулирования возможных идей и предположений, в результате чего ожидается улучшение результатов маркетинговой деятельности.

Существует несколько способов осуществления поисковых исследований: деятельность фокус-группы, анализ предыдущего опыта, изучение второстепенной информации, оценка определенных ситуаций и случаев.

  • Описательные.

Исследование, которое направлено на описание маркетинговых ситуаций, проблем, рынков и потребителей. Например, анализ позиции клиента к товару или услуге определенной компании, демографической обстановки, называется описательным или дескриптивным. Такое исследование основывается на вопросах «Кто», «Что», «Где», «Когда» и «Как».

Например, проводится изучение того, кто покупает товары компании. Для получения таких сведений анализируется второстепенная информация, либо проводятся опросы, различные эксперименты. Задачей дескриптивного исследования является описание проблемы и разных точек зрения на неё. Цель – фиксация подробностей проблемы, ситуаций маркетинга, рынка и т. п.

Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023

Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда

Подборка 50+ ресурсов об IT-сфере

Только лучшие телеграм-каналы, каналы Youtube, подкасты, форумы и многое другое для того, чтобы узнавать новое про IT

ТОП 50+ сервисов и приложений от Geekbrains

Безопасные и надежные программы для работы в наши дни

pdf 3,7mb

doc 1,7mb

Уже скачали 20667

  • Экспериментальные.

Во время казуального (оно же экспериментальное) исследования происходит проверка предположений относительно причинно-следственных зависимостей. Главной задачей является толкование проявляющихся в них связей. Почему отношение клиента к компании изменилось, от чего зависят рыночные показатели и многое другое – это то, что стараются выяснить маркетологи.

Вопросы, которые они задают, начинаются с «Почему». Например: «Почему стоимость акций резко возросла после проведения рекламной кампании?» В экспериментальном исследовании используются эксперименты, анализ факторов, которые влияют на результат, логико-смысловое моделирование.

Первичные и вторичные маркетинговые исследования

  • Первичные.

В данных исследованиях происходит сбор данных, которые помогут улучшить качество товаров, услуг или промышленных процессов. По-другому первичное исследование называют полевым – оно проводится без каких-либо исходных данных, которые могли быть получены из различных ресурсов.

Для сбора информации используют как качественные методы, так и количественные. Первичное исследование считают самым ценным и наиболее распространенным. При таком анализе фильтруются нерелевантные проблемы и даются ответы на поставленные вопросы.

При первичных исследованиях чаще всего используют тестирование и эксперименты, проводят наблюдение и анкетирование потребителей, задействуют фокус-группы.

Первичные маркетинговые исследования
  • Вторичные.

Эта категория исследований основывается на уже имеющейся информации, которая была собрана из различных ресурсов. Анализируются данные, полученные из органов управления или других официальных ресурсов, журналов, газет, статей в интернете и многие другие материалы.

Нужные сведения могут быть как в бесплатном доступе, так и требовать финансовых затрат. Вторичные виды маркетинговых исследований обходятся гораздо дешевле, чем первичные, требуют меньше времени. Полученные данные вторичных исследований анализируются и упорядочиваются.

Существует два вида источников для сбора информации:

  • Внутренние источники. Сюда можно отнести сведения, которые компания собрала самостоятельно, например, отчеты об объемах продаж, прибыли, убытках и другое. Они будут полезны для дальнейшей работы, например, при разработке проекта или составлении плана на продажи.
  • Внешние источники. В этом случае используется информация, которая была собрана другими компаниями. Необязательно она будет относиться к маркетингу, это может быть и совершенно другая сфера. Например, правительственные ресурсы, университеты и колледжи, интернет.

Кабинетные и полевые маркетинговые исследования

Маркетинговые исследования по видам деятельности и технике проведения могут быть кабинетными и полевыми:

  • Кабинетные.

Данные для таких исследований берут из официальных печатных источников. С их помощью определяют тенденции развития конкретных площадок. Кабинетные исследования относительно дешевые и не требует много времени для получения результата. Большое количество необходимых данных уже опубликованы где-либо или могут быть взяты из отчетов органов управления или компьютерной базы данных и т. д.

Не стоит думать, что вы сразу получите все ответы на вопросы, но на основе собранной информации сможете сделать выводы о рациональности выхода на какой-либо рынок и, например, выстроить вектор направления работы. При помощи кабинетного исследования реально получить такие данные, как доходы и расходы потребителей, тенденции развития сегмента, демографические сведения, статистику предложения и многое другое.

Но следует помнить, что некоторая анализируемая информация может быть уже не актуальна.

  • Полевые.

Проведение маркетинговых исследований этого вида осуществляется на месте, «в поле». Главным их достоинством является то, что можно лично коммуницировать с потребителями, приобретать образцы продукции, которая имеют высокий спрос, проводить тестирование, опросы и другое.

Только до 8.05

Скачай подборку тестов, чтобы определить свои самые конкурентные скиллы

Список документов:

Тест на определение компетенций

Чек-лист «Как избежать обмана при трудоустройстве»

Инструкция по выходу из выгорания

Чтобы получить файл, укажите e-mail:

Подтвердите, что вы не робот,
указав номер телефона:

Уже скачали 7503

Такие виды маркетинговых исследований будут стоить дороже, но полученная информация даст представление о реальном рыночном спросе и требованиях потребителей к продукции. Эти данные можно использовать при составлении стратегии компании и плана поведения на рынке, в том числе при разработке ценовой политики, организации сбыта.

Качественные, количественные и комбинированные исследования

Полевые виды маркетинговых исследований потребителей можно разделить на следующие группы: качественные, количественные и комбинированные:

  • Качественные виды маркетинговых исследований.

При таком исследовании вопросы начинаются со слов «Почему», «Как» и «Зачем». Такие разработки необходимы для точного понимания позиций, пожеланий и мнения групп людей из целевой аудитории. Если углубиться в этот процесс, то вы сможете узнать, что движет потребителями, изучить их поведение, которое может быть не понятно даже для самого клиента.

Например, вы задаете потребителям вопрос: «Чем вы руководствуетесь при покупке товара?». Наиболее популярный ответ будет «Ценой и качеством». Но какой смысл вкладывается в эти слова? Что человек имеет в виду под словом «качество»? Всегда ли эти критерии важны для покупателя?

С помощью качественного исследования вы проанализируете продукцию с позиции клиента, сформируете предположения и гипотезы, которые после будут изучаться в количественном исследовании. Чаще всего в работе применяют глубинное интервью, задействуют фокус-группу и нейромаркетинг.

  • Количественные виды исследований в маркетинге.

Помогают изучить такие вопросы, как «Кто» и «Сколько». Тут подразумевается числовое и количественное выражение рыночной ситуации, действий и реакций покупателей. Основным достоинством данного типа исследования является то, что вы можете узнать позицию большого количества человек, а значит получить наиболее точные результаты и показатели. Эта информация будет объективной, её можно проанализировать статистическими методами и распространить выводы на аналогичные ситуации, позиции, схожие группы ЦА и т. д.

Количественные виды исследований в маркетинге

Используемые количественные виды маркетинговых исследований помогают произвести оценку объема рынков в реальном и денежном эквиваленте, составить план продвижения нового товара, определить, какой сегмент рынка лучше использовать, проанализировать здоровье бренда, составить образ потребителя и не только.

Для проведения количественного исследования используются анкеты. То, как сформулировали вопросы, их число и последовательность, в которой они задаются, влияет на конечный результат. Это могут быть онлайн-опросы, личное взаимодействие с потребителем, телефонное экспресс-анкетирование и много другое.

  • Комбинированные виды маркетинговых исследований.

Данные исследования представляют собой комплекс количественных и качественных методов, которые применяют, когда уже изучены, например, предпочтения потребителей при полной выборке. Рассмотрим несколько подобных мероприятий:

  • Холл-тесты – это исследование, которое направлено на изучение конкретных параметров, характеристик товара или услуги. При этом необходим личный контакт участника теста с образцом.
  • Хоум-тесты – респонденты проводят изучение товара в домашних условиях. Данное исследование применяется, если есть необходимость длительного использования.
  • Тайный покупатель – это метод, который используется для оценки работы персонала с покупателями или для анализа деятельности конкурентов.

Виды маркетинговых исследований по предмету изучения

Существует большое количество различных групп маркетинговых исследований. А развитие цифровых технологий способствует появлению новых. Ниже расскажем о наиболее известных из них на данный момент:

  • Исследование рыночных условий.

Направлено на изучение тенденций, механизмов и возможностей рынка, которые в дальнейшем повлияют на принятие решений. Здесь же происходит оценка позиций конкурентов и возможные проблемы. В итоге фирма может занять хорошую нишу и правильно распределять свои ресурсы в данной обстановке.

  • Исследование макрорынка.

Происходит изучение внешних условий, которые оказывают влияние на результаты деятельности и показатели компании.

  • Исследование личности покупателя.

Необходимо для грамотного сегментирования целевой аудитории по полу, возрасту, социальному статусу, уровню дохода, увлечениям, образованию, покупательским предпочтениям и другим критериям. С помощью данного анализа можно выявить проблемы потребителей и помочь им их решить, предложив конкретный товар или услугу.

  • Исследование конкурирующих компаний.

Выявив сильные и слабые стороны конкурентов, вы сможете оценить свои возможности в соотнесении с другими участниками рынка, разработать схемы взаимодействия с ними и противодействия их поведению. Изучаются и сравниваются цены конкурентов, их товар, проводимые рекламные кампании, маркетинговые ходы. Проанализировав полученную информацию, вы сможете доработать свой продукт и услугу, сделав его уникальным, и занять устойчивую позицию на рынке.

  • Исследование использования продукции.

Это изыскание необходимо для доработки продукта и улучшения его качеств. Наблюдают за поведением потребителей: какая у них реакция на товар; анализируют возможные проблемы, с которыми можно столкнуться при эксплуатации продукции.

  • Исследование процессов формирования стоимости.

В ходе него сравнивают цены на похожие товары, проводят опрос, сколько покупатель готов за это изделие заплатить. Задача исследования заключается в том, чтобы определить ту цену, при которой фирма будет получать наибольшую прибыль в данной остановке.

  • Исследование узнаваемости торговый марки.

Вы определите, знает ли ваш бренд потребитель, какое мнение о фирме сложилось. По результатам анализа можно установить, есть ли необходимость изменения позиционирования предприятия на рынке.

  • Исследование удовлетворенности/лояльности клиентов.

Выявляет, насколько покупатель удовлетворен продуктом или услугой. Оно отражает степень соответствия ожиданий потребителя реальному положению дел и проявляет все недостатки товара. В результате у фирмы будут данные, с помощью которых она сможет повысить уровень лояльности покупателей. Ещё эти исследования помогут доработать рекламные кампании.

Алгоритм выбора вида маркетингового исследования

На начальном этапе необходимо уточнить задачи исследований и выяснить, на какие маркетинговые вопросы нужно получить ответы. Например, фирма решила расширить ассортиментный перечень за счет новой ассортиментной позиции – глазированных сырков. Перед маркетинговым исследованием будет стоять задача сделать анализ рынка этой продукции.

Если предприятие осуществляет реализацию только в одном городе, то необходимо сделать корректировки по географии отчетов.

Дале происходит процесс постановки целей мероприятия. Это определяет размеры исследования и его стоимость. Например, может стоять цель доработать имеющиеся исследования или провести новые.

Алгоритм выбора вида маркетингового исследования

На третьем этапе необходимо определить способ проведения анализа. Выбирают его, исходя из целей и задач. Например, может быть выбран такой способ, как опрос фокус-группы, или аналитика данных из доступных источников.

В завершении статьи отметим, что различные виды маркетинговых исследований очень важны для бизнеса. Они позволяют реально оценить положение на рынке и выбрать оптимальное направление развития как сегмента, предприятия, так и бизнес-направления, товара. С помощью системы видов маркетинговых исследований специалисты вырабатывают стратегии, совершенствуют характеристики продукта, повышают эффективность вложений в рекламу.

Все это позволяет оптимизировать расходы фирмы, найти выгодные векторы продвижения продукции, использовать лучшие схемы взаимодействия с конкурентами и потребителями. Результат трансформаций, основанных на данных маркетинговых исследований, положительно отражается на показателях прибыли предприятия.

Продвижение блога — Генератор продаж

Рейтинг: 5

( голосов 1 )

Поделиться статьей

Типы мотивов: биологические, социальные и личные мотивы

РЕКЛАМА:

Психологи делят мотивы на три типа — биологические мотивы, социальные мотивы и личные мотивы!

Целью здесь может быть удовлетворение желания или потребности. Всякий раз, когда возникает потребность, организм стремится удовлетворить эту потребность или потребность. Если в организме нет потребности, не будет и поведения. Например, Лошадь и вода. Лошадь не пьет воду, если у нее нет жажды или если она не мотивирована. В отличие от внешних раздражителей, мотивы ограничены.

Поведение для удовлетворения таких потребностей является механическим и одинаковым для всех организмов. Голод – это мотив, побуждающий организм к приему пищи. У нас появляется чувство голода, когда пища, которую мы принимали ранее, истощается.

Потребность в еде заставляет нас искать пищу и получать ее. Здесь мотив голода не только инициировал действие, но и продолжался до тех пор, пока не была достигнута цель (получение пищи). Мотивы — могущественные силы.

Они не позволяют нам прекратить действие или поведение, пока потребность не будет удовлетворена. Поэтому их называют «динамо» поведения.

Типы мотивов :

 

Биологическая мотивация и гомеостаз : 900 31

Биологические мотивы называются физиологическими мотивами. Эти мотивы необходимы для выживания организма. Такие мотивы запускаются при дисбалансе в организме. Тело всегда стремится поддерживать состояние равновесия, называемое «гомеостазом», во многих своих внутренних физиологических процессах.

Этот баланс очень важен для нормальной жизни. Гомеостаз помогает поддерживать внутренние физиологические процессы на оптимальном уровне. Уровень питания, уровень жидкости, уровень температуры и т. д. поддерживаются на определенном оптимальном уровне или уровне гомеостаза. Когда на этих уровнях есть некоторая вариация, у человека возникает мотивация восстановить состояние равновесия.

I) Физиологические мотивы :
а. Мотив голода:

Мы едим, чтобы жить. Пища, которую мы принимаем, переваривается, а питательные вещества усваиваются. Биохимические процессы получают энергию из пищи для поддержания жизни. Когда эти вещества истощаются, возникает некоторый дисбаланс.

Мы развиваем мотив голода для поддержания гомеостаза. На это указывает сокращение мышц живота, вызывающее некоторую боль или дискомфорт, называемый голодными муками. Психологи продемонстрировали это явление экспериментально.

б. Мотив жажды:

В повседневной жизни мы регулярно принимаем жидкости в виде воды и других напитков. Эти жидкости необходимы тканям нашего организма для нормального функционирования. Когда уровень воды в организме снижается, у нас появляется мотив пить воду.

Обычно на жажду указывает сухость во рту. Эксперименты психологов показали, что недостаточно просто намочить пересохший рот. Нам нужно пить достаточное количество воды, чтобы утолить жажду.

в. Потребность в кислороде:

Наше тело постоянно нуждается в кислороде. Мы получаем его через непрерывное дыхание. Кислород необходим для очистки крови. Мы не можем выжить без регулярного снабжения кислородом. Недостаток подачи кислорода может привести к серьезным последствиям, таким как повреждение головного мозга или смерть.

д. Основание для регулирования температуры тела:

Необходимо поддерживать нормальную температуру тела (98,6°F или 37,0°C). Повышение или понижение температуры тела вызывает множество проблем. Существуют некоторые автоматические механизмы регулирования температуры тела, такие как потоотделение, когда температура поднимается выше нормы, или дрожь, когда она падает ниже нормы.

Эти изменения мотивируют нас на необходимые шаги. Например, открывать окна, включать вентиляторы, пить прохладительные напитки, снимать одежду и т. д. при повышении температуры выше нормы; и закрывая двери и окна, носить свитера, пить горячие напитки, когда температура падает. Таким образом мы пытаемся регулировать температуру тела.

эл. Потребность во сне:

Сон является важным процессом для нормального функционирования тела и разума. Когда наше тело и разум устают, им нужен отдых для восстановления сил. Замечено, что при усталости происходит избыточное накопление токсина под названием «молочная кислота».

После сна исчезает и человек становится активным. Лишение сна также приводит к психологическим проблемам, таким как спутанность сознания, неспособность сосредоточиться, опущение век, мышечный тремор и т. д.

ф. Необходимость избегать боли:

Ни один организм не может продолжать терпеть боль. Всякий раз, когда мы испытываем боль, мы пытаемся ее избежать. Мы мотивированы избегать болезненных раздражителей. Например, когда мы находимся под палящим солнцем, мы идем в тень. Когда что-то щиплет, мы избегаем этого.

г. Привод для ликвидации отходов:

Наше тело не может выносить ничего лишнего или ничего отходов. Избыток воды выводится в виде мочи или пота. Так и переваренные частицы пищи после всасывания питательных веществ выводятся в виде каловых масс. Мы испытываем дискомфорт до тех пор, пока эти отходы не будут устранены.

ч. Половой мотив:

Это биологический мотив, возникающий в организме в результате секреции половых гормонов — андрогенов и эстрогенов. Потребность в сексе не является существенной для выживания индивидуума, но она необходима для выживания вида. Однако удовлетворение сексуальной потребности не похоже на утоление голода или жажды.

Общество и закон применяют определенные кодексы поведения. Человек должен придерживаться этих правил. Обычно эта потребность удовлетворяется через брак.

и. Материнский драйв:

Это инстинкт или врожденная склонность. Каждая нормальная женщина мечтает стать матерью. Психологи из связанных исследований узнали, что это самый мощный импульс. Поэтому во многих случаях женщины, которые не могут иметь собственных детей, сублимируют этот мотив и удовлетворяют его социально приемлемыми способами, такими как работа в детских домах, присмотр за детьми или усыновление чужих детей.

II) Социальные мотивы:

Физиологические мотивы, рассмотренные выше, относятся как к животным, так и к людям, но социальные мотивы характерны только для людей. Они называются социальными мотивами, потому что они усваиваются в социальных группах в результате взаимодействия с семьей и обществом. Вот почему их сила отличается от одного человека к другому. Многие социальные мотивы признаются психологами. Некоторые из общих социальных мотивов:

а. Мотив достижения:

Мотив достижения относится к желанию достичь какой-либо цели. Этот мотив развит у человека, который видел, как некоторые люди в обществе добиваются больших успехов, достигают высокого положения и стандартов.

Он/она развивает желание работать лучше, повышать производительность. Дэвид С. МакКлелланд, который провел лонгитюдное исследование характеристик отличников и слабых, обнаружил, что успешные люди выбирают и лучше справляются со сложными задачами, предпочитают личную ответственность, ищут и используют отзывы о стандарте производительности, имеют инновационные идеи для повышения производительности.

С другой стороны, слабоуспевающие не принимают вызовов, ставят средние стандарты и легко переносят неудачи. Родители должны стараться прививать детям лидерские качества для достижения лучших результатов в их будущей жизни.

Они должны позволять детям самостоятельно принимать решения и направлять их к более высоким достижениям с детства, чтобы у детей развивалась высокая мотивация достижения.

б. Агрессивный мотив:

Это мотив агрессивно реагировать на разочарования. Фрустрация может возникнуть, когда человеку мешают достичь цели или когда его оскорбляют другие. Даже в пугающей и опасной ситуации «сделай или умри» человек может прибегнуть к агрессивному поведению. Человек выражает такое поведение, чтобы силой преодолеть сопротивление, которое может быть физической или словесной агрессией.

в. Мотив власти:

Люди с мотивом власти будут заинтересованы в том, чтобы оказывать влияние на других. Они пытаются влиять на людей своей репутацией. Они ожидают, что люди склонят головы и повинуются их указаниям.

Обычно люди с высоким властным мотивом выбирают работу, где они могут проявить свои силы. Они хотят людей в качестве последователей. Они ожидают высокого авторитета и признания со стороны окружающих. Например, человек может стремиться работать офицером полиции, политиком, заместителем комиссара и т. д.

д. Стяжательский мотив:

Этот мотив направляет человека на приобретение материальной собственности. Это могут быть деньги или другое имущество. Этот мотив возникает, когда мы сталкиваемся с разными людьми, заработавшими много денег и ведущими хорошую жизнь. Это человеческая тенденция приобретать все те вещи, которые кажутся ему привлекательными.

эл. Мотив любопытства:

Этот мотив иначе называется стимулом и исследовательским мотивом. Любопытство – это склонность исследовать и узнавать новое. Мы видим, как люди предаются путешествиям, чтобы посмотреть на новые места, новые вещи и новые разработки, происходящие за пределами их среды.

Люди хотят расширять свои знания и опыт, исследуя новые вещи. Мотив любопытства будет очень сильным в детстве. Вот почему они не принимают никаких игрушек или других предметов, пока не осмотрят их с разных сторон, даже ценой порчи или поломки предметов.

ф. Общность:

Это также известно как потребность в принадлежности. Стайность — это склонность ассоциировать себя с другими членами группы или того же вида. Человек будет заинтересован в установлении, поддержании и восстановлении дружеских отношений и будет заинтересован в участии в групповой деятельности.

Человек будет соответствовать социальным нормам, нравам и другим этическим кодексам групп, в которых он заинтересован. В большей степени развита общительность, потому что многие потребности, такие как основные потребности, потребности в безопасности и защищенности, удовлетворены.

В дополнение к вышеперечисленным существуют и другие социальные мотивы, такие как потребность в самоуважении, социальном одобрении, самоактуализации, автономии, господствующем мотиве, борьбе, защите, унижении и др.

III) Личные мотивы :

Помимо указанных выше физиологических и социальных мотивов, существуют и другие мотивы, которые связаны с обоими указанными мотивами. Это в высшей степени персонализированные и очень индивидуализированные мотивы. Наиболее важные среди них:

а. Сила привычек:

Мы видим, что у разных людей сформировались разные привычки, такие как жевание табака, курение, употребление алкоголя и т. д. Могут быть и хорошие привычки, такие как регулярные физические упражнения, чтение газет, молитвы, медитации и т. д. После того, как эти привычки сформируются , они действуют как водители и заставляют человека совершить действие. Особенность привычек в том, что они автоматически побуждают человека предаваться этому действию.

б. Цели жизни:

У каждого нормального человека есть цели в жизни. Они могут быть связаны с образованием, профессией, доходом, спортом, приобретением собственности, государственной службой, социальной службой и т. д. Как только цель будет поставлена, он будет мотивирован для достижения этой цели. Цели, которые ставят люди, зависят от различных факторов, таких как знания, информация, руководство, поддержка, личность, доступные средства, стремления, семейное и социальное происхождение и т. д.

c. Уровни стремлений:

Стремление – это стремление достичь или получить что-то или цель. Но такое достижение зависит от уровня мотивации человека. Каждый человек будет иметь цель в своей жизни и стремиться к достижению этой цели. Но усилия для достижения этой цели варьируются от одного человека к другому. Степень удовлетворения, которую он получает, зависит от уровня его стремления.

Например, если студент ожидает 80% оценок на экзамене, получает только 75%, он может быть недоволен. С другой стороны, студент, ожидающий неудачи, может чувствовать себя очень счастливым, если он получает всего 35% проходных баллов, потому что студент с высоким уровнем притязаний много работает, а студент с низким уровнем может этого не делать.

Следовательно, рекомендуется всегда более высокий уровень стремления. Тем не менее, это должно быть наравне с его способностями. Потому что, если человек стремится к более высокому уровню достижений, не обладая необходимыми способностями, ему придется столкнуться с фрустрацией и разочарованием.

д. Отношение и интересы:

Наши отношения и интересы определяют нашу мотивацию. Они специфичны для человека. Например, человек в семье может иметь положительное отношение к планированию семьи, а все остальные — отрицательное.

Так же и интересы у разных людей различаются. Например, интерес к спорту, телевидению и т. д. Всякий раз, когда у нас есть позитивное отношение, у нас будет мотивация к достижению. В негативном отношении мы будем мотивированы избегать. Если человек интересуется музыкой, он будет мотивирован на ее изучение. Таким образом, наши личные мотивы определяют наше поведение.

Бессознательная мотивация:

Зигмунд Фрейд, известный психолог, подробно объяснил бессознательную мотивацию. По его словам, есть определенные мотивы, о которых мы не знаем, потому что они действуют из нашего бессознательного.

Эти мотивы или желания, подавляемые нашим сознанием, остаются в нашем бессознательном и будут влиять на наше поведение.

Наше иррациональное поведение, оговорка, описка, амнезия, раздвоение личности, сомнамбулизм и т. д. — вот некоторые примеры такого поведения, на которое у нас, по-видимому, нет ответов.

Эти мотивы могут быть очерчены только психоанализом. Во многих случаях психосоматические расстройства, такие как паралич, головные боли, язва желудка и т. д., также могут быть вызваны бессознательной мотивацией.

Главная ›› Мотивы

Внешние, идентифицированные, внутренние и интроецированные – Винсент Триола

МЕНЕДЖМЕНТ, ПСИХОЛОГИЯ


Винсент Триола

Четыре различных типа мотивации помогают людям преодолевать трудные времена, добиваются высоких результатов и помогают сосредоточиться на выполнении обязательств. Эти формы мотивации возникают извне или внутренне, определяются действие или бездействие, и может быть классифицировано как внешнее (внешний источник, действие), идентифицированное (внешний источник, бездействие), внутреннее (внутренний источник, действие) и интроецированное (внутренний источник, бездействие). ). Понимание этих различных форм мотивации важно как для человека, так и для организаций, стремящихся к более высокой производительности или достижению цели.

Внешний Внутри

Внешний (внешний источник, действие)
Пример бонусы, подарки, награды и т.д.

Внутренний (внутренний источник, действие)
Пример — гордость за завершение задачи.

Идентифицировано (внешний источник, бездействие)
Пример Чувство или желание выполнить задачу, например, ремонт автомобиля или завершение проекта на работе.

Интроекция (внутренний источник, бездействие)
Пример поиск положительного подкрепления, такого как желание успокоить родителей, или избегание отрицательного подкрепления, такого как недовольство родителей.

Внешняя мотивация

Внешняя мотивация — это внешнее влияние, которое побуждает людей действовать или вести себя определенным образом, например выполнять задачу или работу, но также может быть личной целью, например, похудеть. К внешним воздействиям относятся вознаграждения, продвижение по службе, призы и т. д. Если учитель может наградить ученика призом за победу в дебатах, то человек может вознаградить себя новым альбомом за соблюдение диеты.

Проблема с внешней мотивацией связана со склонностью к ожиданиям. Последовательно применяемые вознаграждения, как правило, ожидаются как часть усилий, а не как вознаграждение за усилия. Создание стандартов для вознаграждений становится жизненно важным для поддержания их мотивационного эффекта, что означает создание справедливых, но сложных критериев.

Внешней мотивации также не хватает смысла. Эффект мотивации вознаграждения может быть непоследовательным и часто не работает. Если бы компенсация работала последовательно, предложение бонусов за выполнение определенных работ всегда привлекало бы людей к этой работе и заставляло бы их работать в соответствии с ожиданиями. Тем не менее, человеческие ресурсы по-прежнему изо всех сил пытаются заполнить должности наиболее продуктивными и творческими людьми.

Самоприменение формирует еще одну проблему с внешней мотивацией, когда людям может быть трудно создать для себя вознаграждение за достижение цели. Людей часто просят ставить перед собой цели, например, терять по фунту в неделю, чтобы улучшить здоровье, и вознаграждать себя, когда эта цель достигнута. Эта привязка внешней мотивации проблематична по целому ряду причин, но, что наиболее важно, потому что человек может отвергнуть или изменить стандарты достижений. Если вы потеряли три четверти фунта вместо фунта, вы все равно решите вознаградить себя, тем самым сделав стандарты произвольными. В зависимости от человека, внешнюю мотивацию может быть трудно применить.

Внутренняя мотивация

Внутренняя мотивация относится к внутренней мотивации, которая является субъективной, но считается, что она возникает в результате действий, соответствующих ценностям или получению удовольствия от выполнения задачи. К этому типу мотивации, хотя и субъективному, можно получить доступ различными способами, такими как предоставление вознаграждений, отражающих ценность, таких как «сотрудник месяца», или раздача кофейной кружки с надписью «лучшие продавцы». Ключом к пониманию интернализованной мотивации является отношение к ценностям или желаниям человека. Люди, как правило, больше ценят начальника, который говорит что-то вроде «Хорошая работа», а затем получает премию в конце года. Однако внутренняя мотивация носит субъективный характер, и ее может быть трудно сбалансировать и использовать в зависимости от рабочей силы и того, что нравится персоналу или отдельным лицам.

Один человек может испытывать чувство гордости, желание работать усерднее, чтобы получить чашку кофе и похлопать по плечу от начальника, но другой человек может считать эти награды бессмысленными или не стоящими усилий. Хотя исследования показали, что внутреннее вознаграждение мотивирует лучше, чем внешнее, универсального метода или применения не существует. Знание того, что внутренне мотивирует людей, может быть очень индивидуальным и зависеть от других факторов, таких как групповая динамика.

Интроецированная мотивация

Интроецированная мотивация — это интернализованная мотивация, такая же, как и внутренняя мотивация, но это форма мотивации, возникающая из-за чувства принуждения к действию, чтобы получить признание от важных лиц, таких как родители или начальники. Эта форма мотивации более распространена, чем люди могут подумать, и принимает две формы: интроецированный подход и интроецированный избегание . Интроецированный подход и мотивы избегания не контролируются, и человек должен принять стандарты, которых он должен придерживаться. Хотя это звучит плохо, это не всегда ужасно, если есть польза от мотивации, например, чувство необходимости добиться успеха в проекте на рабочем месте, который ведет к успеху.

Интроецированный подход

Интроецированный подход относится к той мотивации, которая укрепляет самооценку при выполнении задач. Стандарты производительности усваиваются, и, хотя они требуются внешней силой, такой как работа, человек мотивирован на выполнение задач, требующих положительного подкрепления.

Интроецированное избегание

Интроецированное избегание относится к мотивации, которая пытается защитить свою самооценку или избежать негативного чувства неудачи и проявляется разными способами, например, когда начальники комментируют плохую работу человека. Эти заявления часто предназначены для того, чтобы вызвать у людей чувство вины, чтобы мотивировать их работать лучше. Эта мотивация усваивается со многими негативными аспектами, такими как гнев или смущение людей постоянным негативным взаимодействием или неспособностью удовлетворить себя или человека, заставляющего их чувствовать себя негативно. Люди, которые терпят манипулятивное поведение, пассивно-агрессивные установки или травлю, могут формировать интроецированные мотивы.

Многие исследователи считают интроецированную мотивацию избегания нежелательной, потому что человек сосредотачивается на избегании таких чувств, как стыд за плохую работу или неудачу родителя. Согласно исследованию Ассора и Ванстенкисте, проведенному в 2009 году, считается, что негативный фокус еще больше снижает индивидуальную автономию, поскольку он избегает неудач, а не пытается найти более эффективные способы выполнения задач.

Идентифицированная мотивация

Идентифицированная мотивация относится к форме мотивации, которая возникает как понимание или ощущение необходимости выполнить или выполнить какую-либо задачу, но еще не действуя в соответствии с этой потребностью. Это мощная форма внутренней мотивации, которая подготавливает человека к действию. Часто люди считают, что поведенческих факторов влияния, таких как вознаграждение или наказание, достаточно, чтобы мотивировать действия, но чаще всего мотивация — это процесс построения. Например, если бы риск рака легких мог мотивировать человека бросить курить, многие люди легко бросили бы курить. Для реализации потребности и желания бросить курить часто требуется время; однако это представляет собой проблему человека, который умирает от рака легких, прежде чем у него появится достаточно мотивации, чтобы бросить курить. Эта форма мотивации эффективна, потому что актуализация часто приводит к устойчивым достижениям или повышению производительности, но ждать, пока кто-то станет мотивированным, в большинстве случаев нецелесообразно.

Сложность мотивации

Эти формы мотивации предлагают разные точки зрения, но, что более важно, они предоставляют разные способы доступа к мотивации для личного совершенствования или приложений на рабочем месте. Однако понимание этих форм мотивации, казалось бы, указывает на то, что применение методов будет варьироваться в зависимости от обстоятельств, но люди также различаются. То, что мотивирует одного человека, может не мотивировать другого. Например, описание внутренней мотивации может сделать этот тип мотивации наиболее выгодным для рабочего места, поскольку он использует внутреннюю мотивацию человека и имеет преимущество в стоимости по сравнению с внешней мотивацией, такой как бонусы. Это предположение оказывается ложным во многих ситуациях, потому что существует множество факторов, влияющих на мотивацию, помимо стимулов, таких как усилия, необходимые для выполнения задачи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *