Отзыв zzzloba о фильме «Весна, лето, осень, зима… и снова весна» — Мувилиб
Вопрос на миллион от Ким Ки Дука:
— Учитель, у меня камень на спине. Сними его!
— Не ты ли привязал камень к лягушке, рыбе и змее?
A: Я, учитель…
B: Мне было интересно, что произойдет
С: Ну привязал и привязал, что ты напустился-то
D: Неа, не я. Он побежал в ту сторону
E: Папаша, камень сними!
К сожалению, из всего разнообразия вариантов Ким Ки Дук предлагает нам только первый. И это уже несколько ограничивает взгляд на мир, поворачивая события исключительно нужной для автора стороной. Те варианты, которые выбирают герои, выглядят далеко не обязательными, зачастую притянутыми за уши. Многие в детстве играют с животными в небезобидные игры, но это не значит, что они потом вырастают грешниками и убийцами. Однако, можно сделать вид, что перед нами притча, а значит все дозволено.
Фильм вызывает очень противоречивые ощущения. С одной стороны, в нем очень много созерцательного: течение ручья, шелест листьев, облака, деревья, камни, храм среди воды. Природа живет своей жизнью, несмотря на все страсти человеческие. Все то, что сделано человеческой рукой — лодка, дом, ворота — подчиняется его воле. Но стихия остается неподвластна и упрямо движется по своему бесконечному циклу. Притчеобразность, чувство единения с природой, духовное очищение, классический киноязык — все это выделяет фильм из общей массы.
Но с другой стороны, очень непросто отделаться от ощущения, что вся эта поэтичность и задумчивость совсем не бескорыстна. Фильм Ким Ки Дука явно рассчитан на западного зрителя, привыкшего видеть в простых буддийских истинах невероятные глубины бытия. И казалось бы, на первый взгляд абсолютно незрительское кино добилось огромного успеха именно у зрителей. Что весьма удивительно, ведь ничего принципиально нового в нем нет, а конфликт между страстями и смирением не является таким уж откровением.
Первое, что мы наблюдаем — святой детский мир, в котором нет дефиниций и страха непонимания, в котором нет разделения на хорошое и плохое, а человек играется с миром. Но злой учитель за эти игры шлепает по попе, потому что в таком прекрасном уединенном месте даже детские игры являются непростительным надругательством над природой и нарушением некоего мирового цикла. В этот момент ребенок осознает одну из главных мудростей фильма: ко всему, к чему мы прикасаемся в течение жизни, мы привязываем камни; но если оно гибнет, то эти камни нам придется нести самим до самого конца. Неслабо так пацану по голове заехали.
Дальше — больше. Пацан взрослеет и вдруг в их уютном храме посреди воды появляется девушка. Она больна, мудрый учитель предлагает ей покой и время в качестве универсального лекарства. Но пацан, забывший все наставления как только впервые увидел девушку, предлагает лекарство более действенное. Вовсе не любовь, как может показаться, а банальный секс, животное стремление обладать. И с этих грубых страстей начинается долгое падение греховодника, которое в конечном итоге сомнительными тропами приводит к убийству. Через обряд очищения (который приходится пройти не только главному виновнику, но и его орудию убийства, и даже попавшемуся под руку коту, хвост которого используют в качестве кисти), через таскание камней и расплату тюрьмой, он возвращается к гармонии с природой, становится ее частью, и усмирив желания, подчиняется ее неспешному цикличному течению.
Не обсуждая идею цикличности (у каждого свой взгляд на мир и этот тоже имеет право на существование), все же хочется отметить, что логика фильма далека от идеала. Получается, что путь к мудрости и гармонии с миром заключается не в уединении и занятиях своим телом, а как раз в переживании, в опыте, в тех же страстях, за которые потом приходится расплачиваться. Отказавшись от мира, отрешившись от людей, учитель и ученик проживают абсолютно пустую бессмысленную жизнь, ничем не отличающуюся от жизни камня на берегу. И хотя единение с природой и избавление от желаний дают ощущение бессмертия, но не дают ощущения жизни. А значит и вся идея с храмом на воде выглядит довольно неубедительно. По-моему, далеко не самый лучший образец подачи восточной философии.
Рецензия на фильм Ким Ки Дука «Весна, лето, осень, зима… и снова весна» (2003)
Рецензия на фильм Ким Ки Дука «Весна, лето, осень, зима… и снова весна» (2003)
Если Ким Ки Дуку и удалось снять свой шедевр, то это, несомненно, «Весна, лето, осень, зима… и снова весна». Относительно простая история для творчества этого автора, в то же время куда глубже и естественней, чем все, что он делал до и после. Есть соблазн заподозрить Кима в заимствовании уже готового сюжета, потому что «Весна…» — готовая буддийская притча для записи в какую-нибудь священную книгу, но сценаристом указан сам Ким Ки Дук. Есть также и сомнения, что успешно совершив переход от брутального кино к философским притчам, он пошел по накатанной дорожке, и соединил размышления о духе и невозможности любви, с каждым разом усложняя сюжет, и все дальше отходя от совершенства. А пока в своем девятом фильме Ким Ки Дук, как тот монах, затащил священный камень на вершину горы и предоставил нам право его созерцать.
Все циклично, говорит Ким известную истину, и в образах и картинках пытается ее донести. Маленький мальчик живет со старым мудрым монахом в плавучем храме и постигает азы восточной ментальности и науки сострадания на собственной шкуре. С возрастом ему становится все сложнее отличить добро от зла, и то, что предвидит его учитель, еще не способен осознать ученик. Мальчика ждет и первая любовь, и самый страшный грех, после которого ему в течение многих жизней не очистить карму. Но свет, считает Ким, можно лишь познать в контрасте с тьмой, и святым может стать лишь большой грешник, знающий цену этой святости. Однажды, когда мальчик пройдет свой путь и сам станет умудренным жизнью монахом, у него также появится ученик, и он поймет, что ученик и учитель суть едины, и не только он что-то даст ребенку, но и ребенок многому сможет научить его. Все останется неизменным, как и времена года.
Красной линией фильма, и одной из линий фронта западной и восточной культуры и религиозной философии как раз является слоган «Весны…» — «Любовь — это лекарство, от которого надо уметь отказаться». Падение героя начинается со вспыхнувших чувств к больной девушке, приехавшей в храм на лечение. Пока учитель отмаливает ее здоровье, юноша в самом цветущем возрасте начинает испытывать к ней сексуальное влечение, перерастающее во влюбленность и дальше в пылкую любовь, против чего и предостерегает старый монах своего ученика. То, что сначала является лекарством, в скором времени может превратится в яд.
Буддийское мировоззрение против любви, вообще-то, ничего плохого не имеет, но к романтическому культу, процветающему на Западе относится с большим скептицизмом. Любовь — это привязанность, аффект, затягивающий человека в колесо сансары, из которого должна стоять цель, напортив, выбраться. Любовь — это желание обладать, желание обладать — это эгоизм, способный запустить разрушительные для личности процессы, что и происходит с героем. Каждый буддист, а тем более монах, должны осознать, что нет ничего важнее покоя и равновесия, а жизнь должна быть как гладь воды в безветренный день. Но человек привязан к жизни кармой, и такие аффекты как любовь, лишь увеличивают ее, этот банк дурных деяний. Когда карма исчерпана — человек достигает сансары, рая, небытия. Чем у человека меньше кармы, тем больше вероятности благоприятного перерождения. Но заблуждения мешают на этом пути, а привязанности превращаются в страдания.
Эти прописные истины преподнесены Ким Ки Дуком в абсолютно правильном ключе. Вечно обвиняемый в заискивании перед фестивальной публикой, он снимает идеальный восточный фильм, доступный для понимания даже западным человеком, не знакомым с особенностями буддийской доктрины. Его притчевость выдает простоту форм, но их красота в виде озерных пейзажей в различные времена года и смысл намекает, что эта простота обманчива. И Ким, обобщая опыт человеческой жизни в схему мучительного роста по лекалам, практикуемым уже несколько тысяч лет, оказывается куда ближе к истине существования, чем его коллеги.
Весна, лето, осень, зима… и весна обзор фильма (2003)
Рецензии | Великие фильмы
Роджер Эберт
Старый монах и мальчик в «Весна, лето, осень, зима… и весна». Просто смотрю Редкий такой простой фильм тронул меня так глубоко. Мне кажется, что я могу рассмотреть его в одном абзаце или обсуждать часами. Южнокорейский фильм «Весна, лето, осень, зима… и весна» (2003) буддийский, но и универсальный. Это происходит внутри и вокруг небольшого дома, плывущего на маленьком плоту по маленькому озеру, и внутри этого компаса он содержит жизнь, веру, рост, любовь, ревность, ненависть, жестокость, тайну, искупление… и природу. Также собака, петух, кошка, птица, змея, черепаха, рыба и лягушка.
Реклама
Однокомнатный дом выполняет функцию скита, или монашеской кельи. В начале фильма его занимают монах (О Ён Су) и мальчик (Со Джэ Гён), которые учатся быть монахами. Монах встает, будит мальчика, кланяется и молится фигуре Будды, а затем стучит по полой чаше, от которой в лес издается приятный резонанс. Мы понимаем, что распорядок дня редко меняется.
Прежде чем я опишу действие дальше, позвольте мне лучше установить сцену. Озеро со всех сторон окружено отвесными стенами из леса или камня, кое-где изрезанными оврагами. К нему можно пройти через две большие окрашенные деревянные двери, которые распахиваются, чтобы представить каждый сезон фильма, и обрамляют парящий дом. Эти двери никого не удерживают, потому что достаточно обойти их, чтобы найти остальную часть береговой линии открытой и свободной. Но их всегда уважают.
В доме то же самое. Хозяин и мальчик спят на поддонах по обеим сторонам комнаты. У подножия каждой спальной зоны есть дверь. В противном случае область открыта для комнаты и всегда видна. Но когда монах будит мальчика, он осторожно открывает дверь и входит, а не просто окликает его или обходит дверь. Несколько человек будут занимать эти спальные места во время фильма, и они всегда будут относиться к двери так, как если бы она выполняла практическую функцию… за исключением некоторых случаев.
Чему мы учимся у этих дверей, которые ничего не закрывают ни наружу, ни внутрь? Думаю, это не символы, а уроки. Они учат жителей тому, что важно следовать обычаям и традициям, идти той же дорогой, что и другие, уважать то, что им оставили.
Возможно, встроенные культурные идеи делают эту идею убедительной для нас. У нас есть идеализированное и романтизированное представление о древней мудрости Востока. Мы принимаем представление о монахе, который десятилетиями живет в уединении — например, медитирует в горной пещере. Если бы современный житель Запада, американец или немец жил в одиночестве на плоту в озере с маленьким ребенком, который, как он ожидал, останется там после его смерти, как бы это показалось нам? Казалось бы, нездорово. Подозреваю, Ким Ки Дуку, его директору, это показалось бы не менее странным.
Реклама
Но подобные мысли никогда не приходят нам в голову при просмотре подобного фильма. Мы легко впадаем в его предпосылку. Нас трогает и утешает его история о безвременье, о трансцендентности вечного. Жить на плоту по озеру холодной зимой было бы не очень приятно. В этом фильме это проход на колесе времен года. Фильм своей красотой и безмятежностью становится соблазнительным и завораживающим. Мы принимаем озеро как центр существования.
До его берега добирается старая, но красиво раскрашенная гребная лодка. Мальчик часто выходит на берег собирать травы, которым его учит хозяин. Однажды мальчик гребет к берегу и играет в маленьких прудах. Вдохновленный озорством, он обвязывает рыбу веревкой, а к другому концу привязывает небольшой камень, чтобы рыбе было трудно плавать. Он заливается смехом. Затем он проделывает такую же жестокую шутку с лягушкой и змеей. Он не знает, что хозяин следует за ним и наблюдает за ним.
И мы не знаем, как мастер добрался до берега без весельной лодки, хотя не раз, кажется, ему это удавалось. Лодка, кажется, пришвартовалась рядом с древним деревом в озере без привязи или якоря, а однажды кажется, что она плывет к хозяину по его приказу, но ранее не было никаких намеков на то, что лодка вернулась за хозяином. И в фильме вообще нет смысла в необъяснимой материализации мастера; некоторые зрители могут этого не заметить. Это тот уровень мистицизма, когда вы задаетесь вопросом, действительно ли вы видели что-то краем глаза.
На следующее утро, когда мальчик просыпается, он находит камень, привязанный к его спине. Хозяин приказывает ему вернуться на берег и освободить рыбу, лягушку и змею. «Если один из них умер, ты всегда будешь носить этот камень в своем сердце».
Конец весны. Не буду спойлерить дальнейшее развитие фильма, отмечу лишь, что когда девушка приходит в скит лечиться, она и мальчик (теперь уже молодой человек) влюбляются друг в друга. Монах думает, что секс может быть частью ее лечения, но предостерегает от гнева: «Похоть пробуждает желание обладать. И это пробуждает намерение убить».
Реклама
На плоту всегда есть животное, которое составляет компанию монаху (собаку можно заметить лишь мельком в начале). Монах кормит их, гладит кошку, потому что это требование кошек, чтобы их гладили, а в остальном просто делит пространство, как он делает со своим учеником. Озеро, плот, дом, животные, лес существуют для них и будут там после них, и монах принимает их использование.
Фильм Ким Ки Дука, или на корейский манер Ки Дука Кима, 19 г.р.60. Мы ненадолго видим его в конце, играющего другого монаха, пришедшего на остров. Впервые я узнал о его работе на фестивале «Сандэнс» в 2000 году, где он показывал «Остров», вероятно, самый жестокий фильм, который я когда-либо видел. Нет, в нем нет ни взрывов, ни стрельбы, но то, что он делает с рыболовными крючками, просто не передать словами.
Странно, что оба фильма снял один и тот же режиссер. Замечу, что у корейских режиссеров есть склонность к крайнему насилию и откровенной сексуальности, хотя обычно это изображается как поведение, в общих чертах, а не в крупном плане. Нагота и сексуальность в «Весне…» — это контекст, а не сюжет.
В парящей изоляции должно быть что-то, что завораживает этого режиссера. «Остров» был о рыбаках, каждый из которых занимал маленькую плавучую рыбацкую хижину на большом озере, и их единственная связь с берегом — молчаливая женщина, которая плывет к ним и снабжает их едой, питьем, припасами и проститутками. В его «Луке» (2005) есть стартовая ситуация, что-то вроде «Весна…». Старик живет на своей лодке с девочкой, которую воспитывает с младенчества. Он ожидает (как монах, по-видимому, ожидает от своего ученика), что договоренность будет продолжаться бесконечно. В обоих фильмах посетитель того же возраста, что и протеже, поднимается на борт и вводит возможность плотских отношений.
Ким Ки Дук избегает одного приема: в своих фильмах, которые я видел (в том числе «Три айрона», 2004 г., а не в фильме о гольфе), он не проявляет своего послания. Диалога мало или совсем нет, нет объяснений, нет речей с сообщениями. Он нисходит на жизни, которые уже давно приняли свою форму. Если возникает конфликт, его персонажи каким-то образом навлекут его на себя или внутри себя. Это заставляет нас быть более внимательными. Насколько неполноценным был бы такой фильм, как «Весна…», если бы в нем был представлен конкурирующий монах, заезжие туристы или застройщики. Главный герой в этом фильме — жизнь, а антагонисты — время и перемены. И это не так просто, потому что, чтобы остаться в живых, вы должны договориться с обоими этими противниками.
Реклама
Роджер Эберт
Роджер Эберт был кинокритиком Chicago Sun-Times с 1967 года до своей смерти в 2013 году. В 1975 году он получил Пулитцеровскую премию за выдающуюся критику.
Сейчас играет
Фильмы
Весна, лето, осень, зима… и весна (2003)
Рейтинг R
103 минуты
Последние сообщения в блоге
Двадцать легенд кино, которые мы потеряли в 2022 году
около 17 часов назад
Роджер Эберт и сопереживание: Эбертфест, 19-23 апреля 2023 г.
около 20 часов назад
Нелюбимая, Часть 109: Пещера
1 день назад
Барбара Уолтерс (1929-2022)
2 дня назад
Реклама
Комментарии
Включите JavaScript для просмотра комментариев на базе Disqus. comments на базе Disqus
Реклама
Реклама
Весна, Лето, Осень, Зима… и Весна
Рецензия на фильм Джеймса Берардинелли
Весна Лето Осень Зима… и Весна — великолепный фильм. Используя идеально скомпонованные кадры для усиления эмоционально резонансной истории, фильм успешно доказывает, что «художественные» фильмы не обязательно должны быть скучными. Хотя мало кто из зрителей, вероятно, идентифицирует себя с персонажами (буддийскими монахами, живущими в виртуальной изоляции), темы фильма о изменчивости жизни и стремлении к миру и искуплению имеют универсальное значение. Можно быть нью-йоркским биржевым маклером или учителем в Солт-Лейк-Сити и при этом понимать смысл фильма Ким Ки Дука.
Весна Лето Осень Зима… и Весна использует смену времен года как метафору жизни. Это не оригинальная идея, но она искусно реализована. В начале фильма в Южной Корее весна, и двое обитателей плавучего монастыря (расположенного посреди озера) занимаются своими повседневными делами. Это учитель (О Ён Су) и его очень молодой ученик (Ким Чен Хо). Мальчику еще нет 10 лет, но он изучает пути буддизма. И во время этого сегмента он усваивает особенно важный урок. Перенесемся на десять лет вперед, к лету. Больная девушка (Ха Ё Чжин) пришла в монастырь лечиться. Находясь там, она и ученица (теперь подросток, которого играет Со Джэ Гён) влюбляются друг в друга. Выманенный из спокойствия своего аскетического образа жизни обещанием плотских удовольствий, он бросает своего хозяина и сопровождает девушку обратно в «реальный мир». Предупреждение его хозяина о том, что похоть ведет к одержимости, а одержимость к убийству, пророчески. Десять лет спустя, осенью, ученик (Ким Ён Мин) возвращается в монастырь, на этот раз скрываясь от закона. Через своего хозяина он узнает путь к искуплению — как раз в тот момент, когда полиция прибывает, чтобы арестовать его. Наконец, десятилетие спустя, зимой, ученик (Ким Ки Дук) возвращается в последний раз, довольный теперь тем, что принял роль мастера (старый монах умер), сделал монастырь своим домом и взял ученика его собственный.
Это редкая кинокартина, которую стоило бы посмотреть только ради кинематографа. Ким Ки Дук и оператор-постановщик Пэк Дон Хён приложили большие усилия, чтобы прославить красоту своего местоположения (национальный парк в Южной Корее), поскольку признание важности естественного порядка занимает центральное место в буддийской философии. Фильм не является философским или религиозным трактатом, и, как Страсти Христовы , не требует, чтобы его зрители были верующими, Весна Лето Осень Зима… и Весна работает для тех, кто не является приверженцем догматов буддизма. (Хотя я не сомневаюсь, что буддисты, и в особенности корейские буддисты, получат от фильма максимум удовольствия.)
Представление о том, что существование носит круговой характер, весьма очевидно. Фильм начинается там же, где и заканчивается — со стареющим мужчиной, передающим мудрость молодому подопечному. Мы подозреваем, что это продолжалось веками и будет продолжаться веками. Земля вокруг монастыря нетронута временем. Единственный намек на то, что это современная история, исходит от одежды и поведения полицейских, прибывающих осенью третьего сегмента. Темп Весна Лето Осень Зима… и Весна преднамеренно, но в эмоциональном гобелене фильма слишком много богатства, чтобы его можно было считать скучным или затянутым. С визуальной, тематической и эмоциональной точек зрения это достойное кино.
Фильм поднимает вопросы о том, как мы проживаем свою жизнь и как действия, как рябь на воде времени, могут иметь неожиданные последствия спустя годы. Изображая жизнь одного неназванного человека в десятилетних снимках на протяжении его развития от детства до зрелости, Ким дает нам понимание и необычную перспективу. Идеализм вытесняется стремлением к физическому удовлетворению.