Помнить все: 10 упражнений для тренировки памяти
#Иностранные_языки
10/11/2022
Память – одна из ключевых функций интеллекта, которая связана, выражаясь простыми словами, с укреплением старых нейронных связей и образованием новых. Можно сказать, что вся жизнь человека – это наша память о тех событиях, которые в ней произошли. Обычно ученые различают кратковременную (или оперативную) и долговременную память.
Кратковременная память отвечает за восприятие и удержание информации после первого взгляда или прочтения. Например, мы можем быстро записать номер телефона, который нам только что продиктовали. Но воспроизвести тот же номер телефона через какое-то время уже не сможем.
Долговременная память – это способность к более стабильному, прочному сохранению информации. Именно долговременная память хранит наш жизненный опыт.
Запоминание информации
Кратковременная память хранит информацию менее 5 минут
Чтобы прокачать свою память и «держать ее в форме», не нужно ставить сверхсложных задач. Достаточно постоянно учиться новым, а самое главное, не совсем привычным для нас действиям. Мы подобрали для вас 10 нескучных упражнений для тренировки памяти, которые обязательно найдут место в вашей повседневной жизни.
1. Станьте на время левшой
Если вы правша, то попробуйте делать привычные и несложные ежедневные действия с помощью левой руки. Например, можете попробовать один прием пищи есть только левой рукой или с утра почистить зубы левой рукой, постарайтесь написать какую-нибудь заметку и т. д. Если же левша, то, наоборот, старайтесь хоть изредка что-то делать правой рукой.
Такие действия сильно повлияют на развитие мелкой моторики, творческих способностей, нестандартного мышления, а это благоприятно будет сказываться на работе головного мозга.
2. Играйте
Давно доказано, что шахматы – это игра, развивающая интеллект и память. Однако, помимо шахмат, к таким играм можно отнести еще и шашки, скраббл (игра, где необходимо составить как можно больше слов из имеющихся букв), мемори (карточки, которые нужно запомнить и потом найти парные), японскую игру го (где необходимо окружить камни противника без возможности дальнейшего хода) и многие другие.
А еще не стоит забывать про разнообразные кроссворды, сканворды, судоку и другие виды головоломок.
Игра го
Го – одна из самых сложных в мире игр (сравнима с шахматами)
3. Освойте новые маршруты
Для этого не обязательно уходить в поход с палатками или улетать в другую страну. Ежедневная дорога домой, на работу или в магазин может стать тренировкой активности мозга.
Избегайте излюбленных маршрутов, попробуйте выбрать новые пути. Это активизирует концентрацию, внимание.
4. Повторенье – мать учения
Эту истину мы слышали с детства. Но с возрастом, к сожалению, иногда забываем ее. А зря!
Как часто мы пытаемся вспомнить: а выключил ли я утюг? Чтобы избежать таких моментов, повторяйте вслух все свои действия, которые вы совершаете перед тем, как выйти из дома. Таким образом к визуальной памяти подключается еще и слуховая.
Еще можно попробовать повторить последовательность событий, которые вы можете зафиксировать, например, по дороге на работу. Это может выглядеть следующим образом: спускались на маленьком лифте – в подъезде прошли 7 ступенек – впереди шел школьник с синим рюкзаком и т. д. Придя на работу, попробуйте воспроизвести весь свой путь и перечислить все вещи, которые вы зафиксировали по пути, в том порядке, в котором вы их увидели.
5. Откройте новые вкусы
Сложно себе представить, но даже привычки, которые мы выработали в еде, могут плохо сказываться на новых нейронных связях.
Когда дети пробуют новую еду, их мозг растет и развивается. Взрослые же становятся консерваторами и вырабатывают пищевые привычки. И если вы привыкли готовить и есть приблизительно один и тот же список блюд, то стоит попробовать сходить на кулинарный урок или в этнический ресторан, чтобы почувствовать новые грани вкуса и аромата. Такой опыт стимулирует разные части мозга, отвечающие за восприятие.
Экзотическое блюдо
Пробуйте новые блюда – это помогает развить вкусовое восприятие
6.
Закройте глазаКогда наш мозг лишается зрения – одного из главных каналов получения информации, все остальные чувства существенно обостряются.
Попробуйте, например, выполнить какую-либо из повседневных задач с закрытыми глазами: вымойте посуду, сложите белье и т.д. Это захватывающее небольшое приключение позволит вам ощутить ежедневные действия по-новому.
7. Решайте примеры
Математика – это самая настоящая тренировка для ума. Поэтому, когда повседневные ситуации требуют подсчета, старайтесь считать в уме.
Фрагмент картины «Устный счет. В народной школе»
Решайте математические примеры в уме – это тренировка для мозга
Ряд ученых из университета в Стэнфорде, США, изучив процесс решения математических задач, пришли к такому выводу: взрослые люди в основном используют долговременную память, «доставая» оттуда ответы. Если такие ответы не находятся, то в большинстве своем люди начинают использовать калькулятор. Получается, что мозг взрослого человека перестает работать в направлении решения задач и примеров, что значительно снижает его работоспособность.
8. Составьте карту
Отправились ли вы в путешествие в другую страну или просто посетили парк у себя в городе – попробуйте запомнить, а потом и нарисовать на бумаге свой маршрут. Отметьте те места, которые вы посещали, их детали и особенности, как на туристических картах. Такое занятие прекрасно подойдет для развития памяти.
Карта местности
Нарисуйте карту вашего маршрута, вспомните место, которое вы посетили
9. Установите приложения
Попробуйте установить в свой мобильный телефон специальные приложения-тренажеры для развития памяти.
Например, есть замечательные англоязычные приложения Elevate или Lumosity. На русском языке есть приложение «Викиум». Они все построены по одному и тому же принципу: ежедневно вам предлагается несколько заданий, способствующих развитию внимания, скорости реакции, улучшению памяти и т.
10. Выучите иностранный язык
Изучение любого иностранного языка – лучшая тренировка для мозга и памяти. Это помогает всесторонне развивать способность к получению и обработке новой информации. Кроме того, знакомясь с новыми людьми, вы сможете познакомиться и с новыми способами мышления и запоминания. Это существенно расширит ваш кругозор и заставит мозг усиленно работать.
Лингвистический центр «5Levels» – это безграничные возможности по изучению иностранных языков для людей всех возрастов. Наши программы подойдут всем: от начинающих до продвинутых. Центр осуществляет методическую поддержку учеников, выбирая самые современные и полезные пособия, которые помогут в доступной форме и быстро натренировать способность к запоминанию новой информации.
И помните, начинать никогда не поздно. Занимаясь полезной умственной деятельностью, вы всегда сможете оставаться в тонусе – и жить без стикеров-напоминалок (VK49865).
Необычные способы улучшить кратковременную память
Память – основа нашего сознания.
С точки зрения временной характеристики выделяют два вида памяти – кратковременную и долговременную. Оба вида тесно связаны: чем дольше информация удерживается в голове, тем выше вероятность ее хранения в долговременной памяти.
Кратковременная память – способность временно удерживать небольшое количество информации в активном состоянии.
Значит, она ограничена и по объему, и по продолжительности. Любая новая информация, которая попадает в кратковременную память, быстро вытеснит старую, если мы ее не обрабатываем или как-то применяем.
Кратковременная память работает постоянно: когда человек читает, смотрит, слушает, отвечает на вопросы.
Важно улучшить кратковременную память, чтобы не забывать информацию. Как и все когнитивные способности, память можно тренировать и улучшать.
Рассмотрим способы, которые могут улучшить кратковременную память
10 предметов
На столе расставлены десять предметов. Необходимо запомнить их форму, цвета и положение в течение минуты. После предметы закрываются плотным материалом. Задача: вспомнить характеристики объектов и подробно описать.
Абзац
Откройте любую книгу на случайной странице, и прочитайте любой абзац. После этого перескажите его как можно ближе к тексту.
Мнемотехника
Мнемотехника – это совокупность техник для запоминания, главным принципом которой является замена абстрактных понятий образами и ассоциациями. Главное в образовании ассоциаций – это яркость образа, необычность.
При изучении новых слов важно, чтобы установилась связь между словесным обозначением и зрительным образом. Такой способ можно использовать при изучении иностранных языков. Изучение нового языка развивает способности структурировать, анализировать и запоминать информацию.
Несколько распространенных примеров: аббревиатуры, акростихи, метод локусов.
Метод локусов
Суть заключается в визуализации: создании пространства с помощью воображения, в котором можно хранить огромное количество информации.
Четко представьте место – здание, комнату. Далее расположите объекты внутри этой области и продумайте ассоциации, связанные с ними. Чем необычнее, тем лучше. Определите последовательность, с которой будете перемещаться между выделенными объектами. Мысленно вернитесь в локацию и пройдите маршрут, вспоминая расположенные в ней объекты.
Группировка
Для того, чтобы вместить больше информации в кратковременную память, необходимо разбить ее в более легко усваиваемые группы. Один из самых известных приемов – это разбивка телефонного номера на части с помощью дефиса. Группы цифр легче запомнить, чем ряд чисел.
Также можно использовать следующие приемы для развития памяти:
- заучивание стихов;
- чтение вслух;
- смена рабочей руки;
- повторение материала;
- игра в слова;
- поиск отличий на картинках.
Иногда люди ошибочно считают, что у них проблемы с кратковременной памятью, но оказывается, что проблема лишь в плохой концентрации. Если не можете вспомнить, например, имя человека, значит вы не обращали на него достаточного внимания. Сконцентрируйтесь на информации некоторое время, и вы запомните ее.
Заключение
Кратковременная память играет важную роль в нашей жизни. Современный мир характеризуется большим объемом информации, и человек активно с ней взаимодействует. Мозг прилагает массу усилий, чтобы отсеивать среди лишней информации важную. Кратковременная память решает, что лучше запомнить, а что забыть. Для ее улучшения необходимо использовать разные способы. Возможности памяти не ограничены, главное – тренировать и поддерживать ее на необходимом уровне.
▷ КРАТКОВРЕМЕННАЯ память | Тренировочные упражнения
Как и в предыдущих постах, продолжаем описывать основные когнитивные функции. Теперь пришло время изучить кратковременную память. Как мы увидим в следующих абзацах, кратковременная память абсолютно необходима в нашей повседневной жизни. Без него было бы невозможно выполнять многие действия, которые мы обычно делаем. Многие действия, которые мы выполняем ежедневно, требуют, чтобы мы сохраняли определенную информацию и чтобы она была «доступной», чтобы гарантировать ее обработку.
Кроме того, наша жизнь была бы совсем другой, если бы на нашу кратковременную память влиял тот простой факт, что мы не смогли бы вспомнить многое из того, что с нами произошло. Это связано с тем, что существует очень сильная связь между кратковременной памятью и способностью генерировать более продолжительные воспоминания. Но чтобы лучше понять, каковы последствия воздействия на нашу кратковременную память и как ее можно улучшить, нам сначала нужно понять, что такое кратковременная память. В результате в оставшейся части этого поста мы объясним, что именно представляет собой этот важный тип памяти, который есть у всех нас.
Что такое кратковременная память?
В общем, когда мы говорим о кратковременной памяти, мы имеем в виду полную когнитивную систему, необходимую для обработки стимулов, собранных нашими органами чувств в течение коротких промежутков времени. Кратковременная память позволяет нам хранить информацию в течение коротких периодов времени, которые могут длиться от семи до сорока секунд. Например, наша кратковременная память позволяет нам вспомнить тему разговора, в котором мы участвуем. Этот тип памяти требует, конечно, других когнитивных процессов, таких как внимание, которое позволяет нам выбирать часть стимулов, которые мы собираем с помощью наших органов чувств.
С другой стороны, также считается, что объем информации, которую можно сохранить в памяти этого типа, ограничен. Обычно считается, что можно хранить до семи элементов, но точное количество будет зависеть от каждого человека. В некоторых случаях есть люди, которые могут сохранять до девяти элементов, а другие способны хранить только пять. В целом считается, что большинство людей могут хранить до семи элементов с разбросом плюс/минус два.
Кратковременная потеря памяти
В предыдущем разделе мы объяснили, что нарушение кратковременной памяти или полная потеря кратковременной памяти могут иметь разрушительные последствия для способности человека удерживать и хранить информацию. Обычно кратковременная память также может отбрасывать полученную информацию, которая считается неактуальной. Или, наоборот, если есть сильная эмоциональная ассоциация или если стимул постоянен, возможно, что эта информация (или воспоминание) станет частью наших общих воспоминаний или частью более продолжительной памяти.
На самом деле, поскольку эти два вида памяти (кратковременная и долговременная память) напрямую связаны с процессом обучения, оба очень важны для всех нас. Известен случай знаменитого пациента, который, потеряв способность хранить информацию, не смог узнать ничего нового. Это одно из прямых последствий невозможности хранить информацию, полученную из внешнего мира. Помимо людей с неврологическими повреждениями, у которых может быть нарушена кратковременная память, те, кто страдает болезнью Альцгеймера или дислексией, также могут иметь аналогичные нарушения.
Как улучшить кратковременную память
Есть несколько способов улучшить кратковременную память. Однако это восстановление будет зависеть от двух факторов. Первый – это предыдущее состояние кратковременной памяти, а второй – уровень ее ухудшения при начале тренировки по ее улучшению. Если в момент потери его состояние было низким, нельзя ожидать, что лечение восстановит память на этот момент. То же самое происходит, если лечение начато, когда уже есть важная потеря.
В обоих случаях важно тренироваться с различными системами, отвечающими за хранение различных типов информации, с которыми мы сталкиваемся каждый день. С одной стороны у нас есть центральный исполнительный . Эта система отвечает за регуляцию кратковременной памяти. У нас также есть фонологическая петля . Эта система хранит словесную информацию. Например, он отвечает за тот «внутренний голос», который мы используем, чтобы что-то повторять, когда хотим это запомнить. У нас тоже есть зрительно-пространственный блокнот , отвечающий за визуальную и пространственную информацию. И, наконец, эпизодический буфер . Это система, отвечающая за хранение множества данных и позволяющая нам иметь глобальную память, объединяющую информацию, поступающую из других систем.
Упражнения для улучшения нашей памяти
Когнитивная стимуляция использует упражнения, специально разработанные для улучшения памяти. Хотя обычно рекомендуется участвовать в двух-трех сеансах в неделю, идеальная частота сеансов будет зависеть от потребностей каждого пациента. Среди более чем 140 когнитивных упражнений, доступных в настоящее время, Rehametrics предлагает тридцать упражнений, предназначенных для стимуляции различных типов памяти. Многие из этих упражнений были разработаны для тренировки систем, отвечающих за правильное функционирование нашей кратковременной памяти: центральной исполнительной, фонологической петли, зрительно-пространственного блокнота и эпизодического буфера. В следующих параграфах мы опишем некоторые из этих упражнений:
Кратковременная память : будет показана последовательность элементов, которые могут быть изображениями или написанными или услышанными словами. После этого те же элементы появятся снова, но один из этих элементов будет отсутствовать. Пациенты должны написать слово, которое соответствует пропущенному элементу.
Рабочая память : пациенты должны идентифицировать элементы (это могут быть изображения, написанные или услышанные слова), которые были показаны в начале задания.
Пространственная память : на экране появляется матрица с разными позициями. В них может отображаться цвет, изображение или слово. Пациенты должны помнить элементы и их расположение, чтобы впоследствии они могли восстановить матрицу.
Укрепите свою кратковременную память с помощью этого простого упражнения
Ричард Рестак, доктор медицинских наук, Школа медицины и медицинских наук Университета Джорджа Вашингтона
Под редакцией Кейт Финдли и вычиткой Анджелой Шумейкер, Wondrium Daily
Вы когда-нибудь задумывались, почему телефонные номера имеют такую структуру? Доктор Рестак описывает способность нашего мозга запоминать числа и то, как мы можем усилить наш мозг и память.
Память диапазона цифр обычно содержит от пяти до семи чисел в последовательности в течение короткого времени в кратковременной памяти, прежде чем она будет забыта. Фото romeovip_md/ShutterstockКратковременная память
Память делится на две категории: кратковременная и долговременная. Долгосрочные воспоминания — это далекие воспоминания, такие как встреча с супругом или укоренившиеся навыки, такие как езда на велосипеде. Кратковременная память, напротив, охватывает события ближайшего прошлого и поддерживается за счет активного повторения — например, вы можете повторять научные факты непосредственно перед тестом.
Некоторые из этих краткосрочных воспоминаний в конечном итоге преобразуются в долговременные, и вы сохраняете эту информацию в своем мозгу, и вам больше не нужно прилагать усилия для ее извлечения. Каждый день нашей жизни мы можем укреплять свою память активными усилиями по изучению новой информации, читая или посещая курсы.
Упражнение на определение диапазона цифр
Доктор Рестак рекомендует упражнение на определение диапазона цифр для укрепления кратковременной слуховой и зрительной памяти. Начните со слухового воспроизведения. Прочитайте серию из пяти, шести, семи и восьмизначных строк на диктофон.
Вероятно, вы захотите сгруппировать их так, чтобы все строки из пяти цифр были вместе, строки из шести цифр были вместе и так далее. Затем отложите их на некоторое время и очистите свой разум.
Через несколько часов прослушайте списки, сделайте паузу, а затем запишите столько строк, сколько сможете вспомнить. Затем воспроизведите запись, чтобы проверить точность.
Затем вы можете выполнить это упражнение визуально, написав свои списки на листе бумаги. Напишите списки, переверните их лицевой стороной вниз, быстро просмотрите их один за другим, а затем попытайтесь вспомнить последовательность, которую вы видели. Вы можете проверить в конце, снова перевернув их лицом вверх.
Выполнение как зрительных, так и слуховых интервалов имеет свои преимущества. Прежде всего, это быстрый тест на то, являетесь ли вы визуалом или аудиалом. Он фокусирует внимание и концентрирует внимание.
Сколько цифр?
Числовой диапазон можно увеличить практикой — вы начинаете с пяти и постепенно увеличиваетесь. Нормальный диапазон пальцев взрослого человека составляет от пяти до семи. Для детей способность запоминать одну цифру в годовалом возрасте является нормальной, так двухлетний ребенок может запомнить две цифры, трехлетний — три и так далее.
Тогда вам может быть интересно, почему средний размах цифр у взрослых такой же, как у семилетнего ребенка. Как оказалось, существует предел тому, сколько цифр ваш мозг может удерживать естественным образом.
В своей статье 1955 года «Волшебное число семь, плюс-минус два» Джордж Миллер, профессор психологии из Гарварда, обсуждает принцип, называемый разбиением на части. Он обнаружил, что числа легче запомнить, если разбить их на части, взяв длинные строки и разбив их на части.
Вот что мы делаем с телефонными номерами. Мы запоминаем первые три числа, затем у нас есть пробел, а затем мы запоминаем последние четыре числа.
Мозг спонтанно не кодирует более семи элементов в кратковременную память. Если вы хотите улучшить свой цифровой диапазон, вы должны практиковаться.
Улучшите свою память
На первый взгляд диапазон цифр может показаться тривиальным упражнением. Тем не менее, диапазон цифр является предиктором навыков математики и чтения, а также улучшенных показателей внимания, концентрации, последовательности, а также слуховой и зрительной кратковременной памяти.
«Не обманывайтесь кажущейся простотой этого упражнения, — сказал доктор Рестак. «Это мощный способ улучшить работу мозга во многих областях».
Кратковременная память должна активно репетироваться, чтобы ее можно было переместить в долговременную память. Ваше внимание должно быть сосредоточено на материале. Если ваше внимание нарушено, например, когда кто-то задает вам вопрос во время учебы, вы теряете информацию.
Однако одних репетиций недостаточно. Требуется глубина обработки. Механическое повторение не так эффективно, как работа с информацией.