Похожая пословица Вопросы делают человека умнее….
Большой вырос, а ума не вынес.Большой ум лучше малых дум.Была пора, так не было ума, а пришла пора — и ум пришел.В трех соснах заблудился.В умной беседе быть — ума прикупить, а в глупой и свой растерять.Видит око далеко, а ум еще дальше.Время и случай разум дают.Всем своего ума не вложишь.Всяк Аксен про себя умен.Всяк своим разумом кормится.Всяк своим умом живет.Всяк умен: кто сперва, кто опосля.Где ум, там и толк.Где умному горе, там глупому веселье.Глуп да ленив одно дважды делает.Глуп совсем, кто не знается ни с кем.Глупо говорить — людей смешить.Глупого бранят, а он говорит: «К обедне звонят».Глупому не страшно и с ума сойти.Глупому сыну и родной отец ума не пришьет.Глупые люди друг друга губят да потопляют, а умные друг дружку любят да подсобляют.Глупый ищет места, а разумного и в углу видно.Глупый осудит, а умный рассудит.Глупый ртом глядит, брюхом слушает.Голова — всему начало.Голова научит, руки сделают.Голова с лукошко, а мозгу ни крошки. Голова у ног ума не просит.Гордись не ростом, а умом.Дай ему волю, он две возьмет.Дары и умных ослепляют.Даст тебе дурак меду — плюнь, даст мудрец яду — пей.Держи на уме — коли есть на чем.Добрый разум наживешь не сразу.Догадка лучше ума.Дурака учить, что на воде писать.Дураки только в сказках удачливы.Дурная голова ногам покою не дает.Жить да быть — ума копить.За ум возьмешься — до дела доберешься.Заставь дурака Богу молиться, он и лоб разобьет.И сила уму уступает.Из дурака и плач смехом прет.Имей ум — все остальное приложится.Кто не имеет ума, тот горюет.Людей слушай, а свой ум имей.На всякий час ума не напасешься.На свою глупость жалобы не подашь.На человеческую глупость есть Божья премудрость.Нашел дурак игрушки — лбом орехи щелкать.Не всяк умен, кто с головою.Немногого нет: ума недостает.Нечего руками рассуждать, коли ума нет.От ума сходят с ума, а без ума не сойдешь с ума.От умного научишься, от глупого разучишься.Разок надоумить можно, а навек ума не дашь.С осину вырос, а ума не вынес.
С умным браниться — ума набраться, с дураком мириться — свой растерять.С умом можно и найти, и потерять.С умом нажито, а без ума прожито.Свой ум — царь в голове.Свой ум не убыток.Смех без причины — признак дурачины.У глупого умный, как бельмо на глазу.У соседа ума не займешь.Ум — великое дело.Ум за разум зашел.Ум золота дороже.Ум придет, да пора уйдет.Ум разуму подспорье.Ум хорошо, а два лучше.Ума Бог не дал — руками разводить.Ума много, а толку нет.Ума палата, да разума маловато.Умей быть умней.Умная голова сто голов кормит, а глупая и своей не прокормит.Умнеют не от хохота, а от жизненного опыта.Умной спеси не бывает.Умному — намек, глупому — дубина.Умную голову почитают смолоду.Умную речь приятно и слушать.Умные речи и дурень поймет.Умные речи и в потемках слышно.Умный бы ты был человек, кабы не дурак.Умный делу научит, а глупый только наскучит.Умный любит учиться, а дурак учит.Умный молчит, когда дурак ворчит.Умный научит, дурак наскучит.Умный не говорит, что знает, а глупый не все знает, что говорит.
Умный не осудит, а глупый не рассудит.Умный не скажет, дурак не поймет — и так сойдет.Умный не тот, кто много говорит, а тот, кто много знает.Умный отказ лучше глупого посула.Умный плачет, а глупый скачет.Умный себя винит, глупый — товарища.Умный смиряется, глупый надувается.Умный смыслит, а дурак свистнет.Умный сын — отцу замена, глупый — не помощь.Умный товарищ — половина дороги
Советы руководителю от руководителя / Хабр
Привет, Хабр! Я управляю командами разработки уже 10 лет.
Недавно меня попросили поделиться на внутренней конференции «секретами управления» с другими руководителями. Поводом стала низкая текучка в моём подразделении и здоровый дух внутри команды — так было на всех моих работах. Я отказался, сославшись на то, что не делаю для этого ничего особенного. Сработала внутренняя установка «не будь выскочкой».
Потом я вспомнил, что живу в мире пустозвонов, не стесняющихся нести «знания» в массы: бизнес-консультанты без бизнеса, карьерные консультанты без карьеры, коучи по чему угодно после двухмесячных курсов от таких же коучей. Неопытные умы, наслушавшись их, думают, что так мир и устроен, а потом огорчаются, что ничего не вышло. А опытные крутят у виска и отмалчиваются.
Поэтому выключаю тумблер «не будь выскочкой» и делюсь «секретами».
Тут не будет стандартных «делегируй», «налаживай процесс», «стой в правильной позе на стендапе» — об этом написано уже достаточно. Будет о другом.
Для некоторых статья может выглядеть по-капитански «будь умным, а дураком не будь», потому что никаких супер-рецептов в ней нет: простые вещи, но про них многие почему-то забывают. А кто-то, может быть, увидит в ней вредные советы.
Но я уверен, что после прочтения кому-то захочется направить пару советов своему руководителю или взять на заметку для себя.
Будь человеком
Это первый и самый важный пункт. Никогда не забывай, что все мы люди: Васи, Кати, Русланы. Звучит, по-моему, банально, но для многих руководителей люди на работе превращаются только в человеко-часы.
А что, удобно ведь. У человека-часов не может быть проблем: у них не бывает плохого настроения, не может заболеть голова.
Даже если ты их всех называешь по именам, ребята всё равно чувствуют, кто они для тебя: люди или человеко-часы. И человеко-час никогда не подойдёт к тебе со своей проблемой, потому что ты начнёшь торговаться: давай ты сегодня пойдёшь домой, а завтра отработаешь. Человеко-часу проще дотерпеть до конца дня.
Для меня быть человеком – это обсуждать с человеком его личную проблему и не вмешивать сюда рабочие вопросы. Это когда между спасением горящего проекта и человеком ты выбираешь человека и решаешь его проблему, а не проблему проекта. Это когда ты не начальник, а друг.
Работа рано или поздно закончится, а отношения с людьми будут продолжаться. Я на своей практике не видел, чтобы этим злоупотребляли и тем более воспринимали как слабость. И никогда из-за этого не страдали проекты.
Учись управлять
Когда ты был исполнителем, ты постоянно читал техническую литературу, статьи и смотрел видеоуроки.
Управлять людьми – это не что-то естественное, получаемое из молока матери. Конечно, без книг тоже получится командовать, но будешь это делать непрофессионально, тяп-ляп. Это как писать свою сортировку вместо использования встроенной в язык функции просто из-за незнания, что она существует.
Тебе, как руководителю, нужно будет отстаивать интересы твоей команды, и ты с этим справишься куда лучше, если будешь владеть теорией переговоров и понимать психотип человека, с которым говоришь.
Поэтому, став руководителем, обязательно читай книги: не только «Как управлять», но и литературу по психологии, устройству мышления, найму людей, переговорам, маркетингу, управлению проектами, экономике.
Разбирайся в том, чем управляешь
Кто-то написал, что авторитета без страха не бывает. Мол, если тебя не боятся, то и считаться с твоим мнением не будут.
В моём мире авторитет можно завоевать только экспертизой: ты обязан разбираться в тех вещах, которыми управляешь. Это касается руководителя любого уровня. У топ-менеджера могут и должны быть профильные помощники, но, управляя ракетной отраслью, ты должен в ней хоть что-то понимать. Без этого авторитета не будет.
Если ты руководишь командой разработки, ты обязан знать принципы разработки и базовые вещи: паттерны, коллекции, алгоритмическую сложность и т.д. В идеале — ты должен быть программистом, хотя бы в прошлом. Ты можешь не знать всех тонкостей языка, особенно если у тебя большая команда и используется много языков, но ты должен уметь этот код читать и знать о существовании основных фреймворков.
Без понимания того, чем управляешь, ты не сможешь оценивать ни сроки, ни риски, ни стоимость.
Говори с людьми на одном языке. Никаких «меня не интересует, как вы это будете делать» — так команда перестанет тебя уважать и будет за спиной величать «эффективным менеджером».
Если чего-то не понимаешь, то либо изучай это, либо не пытайся этим управлять. Не надо стараться быть самым умным, но и самым тупым быть тоже не нужно.
Признавай свои и чужие ошибки
Я в жизни и на работе совершал много ошибок. И всегда честно их признавал. Прямо на встрече говорил: «Блин, ребята, я лоханулся. Вы три недели делали не то, потому что я ошибся. Теперь давайте делать по-другому». Ты всё равно никого не обманешь, пытаясь юлить, как уж на сковородке. И тем более не нужно пытаться свалить свой косяк на кого-то – это сразу минус 200 в твой авторитет.
Публичное признание своих косяков имеет магический эффект. У команды возникает чёткое понимание, что ошибаться нестрашно и это абсолютно нормально. Они понимают, что из-за ошибок они не выглядят глупее, никто их сильно не ругает. Они становятся более смелыми в работе, берут на себя ответственность, чаще рискуют — всё это на длинной дистанции даёт сильные конкурентные преимущества как самим людям, так и компании.
Если люди всегда работают под страхом совершить ошибку, то они будут очень консервативны,
перестанут применять инновационные подходы и свежие знания. Это чётко заметно в гос. секторе, где развит карательный механизм: там человек может 5 лет хорошо работать, а потом лишиться премии за одну ошибку. Бред же.
Дай человеку самому исправить свою ошибку
Я часто стою в копии писем, где мои ребята ведут переписку с кем-то. Иногда я вижу, что человек из моей команды предлагает неверное решение.
В этом случае я не лезу в общую переписку, показывая какой я умный ценой выставления моего сотрудника не в лучшем свете. Вместо этого я пишу или звоню человеку и говорю, что он ошибся в письме. Мы обсуждаем правильное решение, и он от своего имени пишет его.
Не нужно публично ставить людей в неудобное положение – дай им возможность самим реабилитироваться.
Защищай своих людей
Ты должен быть щитом, который принимает на себя весь удар. Всегда защищай те решения, которые предлагает твоя команда. Даже если они не всегда правильные, всё равно выступи как демпфер, а потом внутри команды разберись и скорректируй их.
Ни у кого в компании не должно быть права воздействовать на твою команду мимо тебя. Даже у твоего начальника. Если кто-то хочет покритиковать твоих сотрудников – пусть это делает в твой адрес, а ты уже сам разберёшься.
Если нужно, защищай команду и от самой компании. Ввели какое-то новое бюрократическое правило – подумай, как можно не отвлекать на него команду.
Будь честен и рассказывай о планах
Всегда говори, как есть. Если проект перестал получать финансирование и скоро загнётся — расскажи об этом честно. Если есть планы что-то поменять — тоже рассказывай про них заранее, а не ставь перед фактом.
Если в компании есть планы по сокращению персонала — не молчи об этом. Лучше потом скажи, что планы не сбылись, чем по факту вручать уведомление. Если в компании планируют повысить всем зарплату — тоже рассказывай.
Команда должна быть всегда в курсе происходящего в фирме и лучше, если они это будут узнавать от тебя.
Давай только те обещания, которые можешь исполнить. Не в силах поднять им зарплату — так и скажи. Не надо вот этих вот: «сейчас тяжёлая экономическая обстановка, а вот завтра точно всё наладится». Ты не знаешь, наладится или нет, а индекс доверия к тебе упадёт.
Веди себя естественно
Если в жизни ты весельчак, который любит подкалывать друзей и родственников, оставайся таким и на работе.
Если ты хочешь назвать что-то говном, то называй это говном, а не фекалиями. Если кто-то написал херовый код, то так ему и скажи: «Ты написал херовый код».
Внутри команды у всех должна быть справедливая зарплата
Я говорю не про высокую зарплату, а именно про справедливую среди сотрудников компании. Иногда ты не в силах сделать её всем самой высокой на рынке. Всегда найдётся компания, которая платит больше и человек, который получает больше.
Чтобы понять, справедливая она или нет, я для себя использую вот какой приём: если в один день все зарплаты в компании станут публичными, будет ли мне перед кем-то из команды стыдно? Если да — плохо, надо исправлять.
Повышай людей
Всегда следи за рынком и добивайся для своей команды повышений. Если ты понимаешь, что после ухода Васи тебе нужно будет искать на его место человека на бОльшую зарплату — делай всё, чтобы Васе её повысили.
Если видишь, что человек хочет расти карьерно — помоги ему в этом. Если не можешь сделать это в рамках своей команды — найди ему место в другой. Не можешь в рамках компании — отпусти человека и дай ему хорошую рекомендацию. Прямо возьми и сам позвони его будущему руководителю и расскажи о том, какой крутой спец к ним уходит.
Только не соверши случайно ошибку, когда хорошего разработчика делаешь плохим менеджером или когда ты «назначаешь начальником» того, кто этого не особо и хотел, а отказаться не может.
Если ты будешь постоянно растить свою команду, то и сам будешь расти.
Бери ответственность и вину на себя
Я бывал на встречах, где руководители приводили своих подчиненных, чтобы те рассказали заказчику, почему накосячили. Для меня это выглядело ну оооочень странно.
Ты, как руководитель, отвечаешь за всё, что происходит. Тебе за это бабки платят. Когда кто-то накосячил, ты всю вину берёшь на себя, а потом сам уже решаешь, нужно тебе с сотрудником разбираться или нет.
Часто из-за этого неопытные руководители опускаются до микроменеджмента. Типа, если вина всегда моя, то и решения все принимаю только я — это ошибка-ловушка. Так ты рискуешь превратиться в центр принятия абсолютно всех решений, утонешь в работе и сделаешь свою команду несамостоятельной. И при этом всё равно будешь совершать ошибки.
Команда должна принимать решения без тебя, а ты, как истинный руководитель, должен за них отвечать.
Но это ни в коем случае не означает, что у людей не должно быть никакой ответственности. Как раз её должно быть у них много, только выносить это наружу не нужно — ты человека этой ответственностью наделил, ты с него и спрашивай.
Доверяй
С тобой работают высокооплачиваемые специалисты, которых специально взяли за их знания и умения — доверяй им. Не нужно перепроверять за ними работу и не нужно им разжёвывать, что делать.
Не надо устраивать бестолковые совещания, на которых не решается ничего. Каждодневные статусные встречи по 1,5 часа — это от низкого уровня доверия. 15-минутные стендапы в скраме в том числе — я могу написать про их неэффективность и слепое следование любым методологиям отдельную статью.
Команда должна уметь работать без тебя
Не делай из себя человека, без которого работа встанет — это путь в никуда и ложное чувство нужности. Ты не сможешь отдыхать в отпуске, не сможешь спокойно поболеть. Процессы должны быть построены так, чтобы команда могла работать без тебя. Идеальный вариант — это когда тебя ни разу не побеспокоили за две недели отпуска.
Это ни в коем случае не делает тебя бесполезным человеком. Ровно наоборот — это говорит о том, что ты сумел выстроить процессы так, что в них нет точек отказа.
В команде не должно быть незаменимых людей
Всегда учитывай Bus-фактор. Понятно, что кто-то лучше справляется с определёнными задачами и есть соблазн давать эти задачи именно ему, но это опасный путь.
У нас на работе реально случился Bus-фактор, когда главного сис. админа сбила машина. Были и инструкции, и доступы, и много чего было. Не было только человека, который бы смог этим всем воспользоваться. Была иллюзия, что всё задокументировано и это поможет быстро подхватить дело. На практике умным ребятам потребовалось полгода, чтобы въехать.
Поэтому старайся делать ротацию задач. Да, Вася сделает её медленнее и хуже, чем Петя, но зато у Васи появится экспертиза и ему будет интересно ковыряться в чём-то новом — двойная польза.
Точно так же найди человека, который бы мог выполнять и твою функцию тоже: поручи ему часть твоих задачи, обучай. Твоя замена всегда должна быть готова.
Меня это не раз спасало.
Не бойся быть в чём-то глупее. Иногда специально
Ты не можешь всего знать. Для этого и набирают команды, чтобы использовать знания каждого. Не бойся задавать глупые вопросы и открыто признавать, что в чём-то ты не силён. Иногда я это делаю умышленно. Особенно, когда появляются новые люди в команде. Так я подаю сигнал, что не знать, просить помощи и учиться — это нормально. И ещё так мы психологически меняемся местами, когда не я им объясняю, а они мне — это действительно классно работает.
Давай чуть больше, чем даёт компания
Если можешь дать от себя какие-то удобные плюшки сверх того, что даёт компания — обязательно делай это.
В компании можно два дня работать дома? Разреши своим ребятам 3 дня.
Стандарт компании — Windows. Выбей для своих Linux или Mac.
Всем индексация зарплаты на 5%. Убеди руководство, что твои заслуживают на 7%.
Вышел человек спасать компанию в выходной день — дай ему +1 день отдыха к полагающейся по закону компенсации.
Тогда твоё подразделение всегда будет немного элитарным и в него захотят попасть. Будут хотеть работать не просто в компании, а именно у тебя в подразделении.
Соблюдай границы
Не претендуй на личное время людей. Не агитируй активно за всякие тим-билдинги. Люди и так захотят пообщаться вне работы и сделают это без твоих «давайте-давайте».
Закончился рабочий день — не доставай людей и забудь про работу сам. Они и так отдали работе бОльшую часть светового дня, не пытайся отобрать у них оставшееся время. Конечно же, они тебе ответят и даже выйдут на работу, если попросишь. Только очень быстро прочухают, если это был искусственный дедлайн, а не реальная производственная необходимость.
Отпуск — неприкосновенное время. Если у кого-то появляется необходимость каждый день названивать человеку в отпуске и тем более просить его поработать — ты сделал что-то неправильно, нужно исправлять. Этот человек — узкое место. Только без перегибов: понятно, что позвонить на 2 минуты что-то спросить — это нормально.
Следи за своим внешним видом
Готовьте помидоры. Кидаться сейчас в меня будете 🙂
Сколько бы не говорили, что «лишь бы человек был хороший», всё равно люди обращают внимание и делают выводы по твоему внешнему виду.
Запах нестиранных вещей, кольцо в носу, розовые волосы, ошейник с шипами, футболка «АУЕ» — это крест на твоей карьере. На это ещё могут закрыть глаза, если берут тебя тестировщиком или разработчиком, но никакого карьерного роста у тебя не будет. Можно сколько угодно разглагольствовать о справедливости, индивидуальности, предвзятости и прочем, но всё равно твой внешний вид влияет на многое происходящее вокруг — так устроена психология людей.
Подтянутый, приятно пахнущий харизматичный руководитель, понимающий, когда надеть шорты, а когда костюм, добьётся бОльшего, чем воняющий потом и носками чувак с сальной розовой головой, пусть он даже и умнее.
Второго первого впечатления не будет.
Получай обратную связь
Периодически спрашивай у команды, что им нравится или не нравится, что они хотели бы поменять. Можно это делать 1 на 1, можно коллективно, можно анонимно. Получив обратную связь, честно расскажи о том, что беспокоит людей.
Если у тебя в подчинении другие руководители, у тебя обязательно должен быть механизм анонимной обратной связи от любого сотрудника. И вообще всегда имей такой механизм: людям что-то может не нравится, но и открыто они это сказать не готовы.
Имей административные рычаги
Иногда в коллектив попадают тяжёлые люди. Ты не смог это определить на собеседовании или тебе досталась уже готовая команда. Они разлагают весь коллектив, а невозможность что-то с ними сделать ещё больше демотивируют всех.
Для таких случаев у тебя должен быть административный рычаг, чтобы воздействовать на этих людей: это может быть премия, возможность перевести человека из твоего подразделения или даже правильно составленный трудовой договор и должностные обязанности. Должно быть что-то более действенное, чем «ай-яй-яй, какой ты нехороший».
Хорошо, если тебе никогда не придётся этим воспользоваться, но рычаг должен быть. Как подушка безопасности в машине.
Поддерживай связь после увольнения
И ты поменяешь компанию, и ребята тоже будут уходить. Это не повод прекращать общение, иногда даже наоборот. Всегда расставайся нормально и старайся поддерживать связь после увольнения. Не исключено, что в будущем кто-то из них станет твоим руководителем.
Периодически интересуйся их делами и спрашивай, не хотят ли они вернуться. Кто-то может разочароваться в новом работодателе и постесняться попроситься назад. А тут ты сам предлагаешь.
С работы ты можешь унести только две вещи: опыт и связи. Цени эти вещи.
Требуй результата
Будь добрым, но не слабым. Будь лояльным, но не сажай себе на шею. Умей требовать от людей результат. Если есть какие-то оговоренные правила — они должны соблюдаться всеми и тобой в том числе.
Не позволяй вырабатывать мнения, что твои поручения можно игнорировать. Умей публично хвалить людей и умей их приватно ругать. Научись вести переговоры, чтобы отстаивать свои позиции и добиваться своего.
В общем, исполняй свою функцию, а не будь просто формальностью.
Имей финансовую подушку на полгода жизни
Это общий совет вообще для любого специалиста. Человек, который не боится быть уволенным, сможет предлагать смелые рискованные решения.
Финансовая подушка позволит тебе отстаивать свою позицию у руководителей выше и прибавит смелости говорить «дайте я это сделаю, если не выйдет — уволите». Это очень сильный приём, заслуживающий уважения, но будь готов, что тебя действительно уволят.
Человек, который боится потерять работу, работает менее эффективно — он не рискует, отмалчивается. Отказывается от повышения, потому что переживает, что не справится и потеряет работу.
Да, даже без финансовой подушки ты сможешь найти завтра новую работу. А в голове в это время червячок «а вдруг не сможешь, чего делать будешь?» — он тебе мешает.
И всё?
Нет. Это только вершина айсберга. Недостаточно только теории — нужна, как и везде, практика и свои ошибки, свои победы.
Но придерживаясь этих несложных правил, у тебя будет фора в сто вёрст перед теми, кто о них не догадывается.
Удачного тебе управления.
Как быть умнее в жизни: 7 способов становиться умнее каждую неделю
Чтобы добиться успеха в бизнесе, вам нужен сообразительный ум, чтобы быстрее реагировать на проблемы, и вы должны уметь понимать все, что встречается на вашем пути. Короче говоря, ваша способность добиться успеха часто определяется тем, насколько вы умны.
С практикой каждый может расширить свои знания, отточить свой интеллект и освоить новые навыки. Есть несколько способов улучшить свои когнитивные способности и расширить свои умственные способности. Мы должны стремиться проводить время каждый день, изучая что-то новое. Чем больше мы узнаем и чем глубже мы понимаем, тем лучше мы можем улучшить работу нашего мозга и увеличить нашу способность учиться и, таким образом, жить разумной жизнью.
Приведенный ниже список включает в себя лучшие способы задействовать свой ум и развивать свой интеллект, чтобы такой умный человек, как вы, мог справиться с постоянно растущими проблемами, с которыми вы сталкиваетесь. Следуя этим семи полезным советам, вы сможете становиться немного умнее каждую неделю.
1. Каждый день читайте. Разум подобен мускулу: чем больше вы его используете, тем сильнее он становится. Чтение является важным элементом развития вашего ума, поскольку это один из основных способов получения знаний и обучения.
Благодаря чтению вы можете открыть для себя что-то новое и получить знания по любой теме. Чтение также помогает развивать вашу творческую сторону, задействуя ваше воображение. Слова, как произнесенные, так и написанные, являются строительными блоками нашего социального существования, и с помощью слов вы можете отправиться в любую точку мира.
Если вы хотите быстро расширить свои знания, есть простой способ ускорить чтение, чтобы вы могли взимать плату за книги, письменные материалы и даже онлайн-статьи (например, эту!). Большинство людей читают со средней скоростью 250 слов в минуту. При таком темпе вам потребуется около шести минут, чтобы прочитать эту статью. Но со скорочтением вы можете сократить это время вдвое. Просто помните, что цель состоит в том, чтобы помочь вам быстро получить больше информации, а не просто пролистывать слова, не полностью понимая их значение.
Связанный: Учитесь быстро читать и запоминать дополнительную информацию
2.
Чтобы стать умнее, нужно больше, чем просто поглощать информацию — истинная мудрость приходит от глубокого понимания предмета. Самые успешные люди постоянно опережают всех остальных, потому что они способны быстро осваивать новые навыки, адаптироваться к изменениям и работать как совместно, так и независимо.
Они используют глубокие и осмысленные знания своего мира и гибкое мышление, чтобы понимать проблемы и быстро находить решения. Их глубокая база знаний дает им основу, необходимую для работы.
Постоянно работайте над созданием глубокой и значимой базы знаний по нескольким ключевым темам и проблемам. Будьте честны с собой в отношении областей, в которых вы слабы, и стремитесь укрепить свое понимание важных тем, пока у вас не будет прочного фундамента, на который вы сможете опираться. Знания накапливаются, поэтому начните с основ. Вы должны иметь четкое представление о том, как что-то работает, прежде чем вы сможете это исправить. Хорошо иметь обширные знания, но также важно совершать «глубокие погружения», чтобы по-настоящему понять сложные и сложные вопросы.
Задавать вопросы — самый важный фактор, позволяющий стать умнее. Инновации всегда начинаются с вопросов и любопытства. Есть ценность в том, чтобы задавать вопросы, потому что так мы раздвигаем границы нашего мира и нашего разума. Вот почему так важно развивать любознательный и непредубежденный ум, постоянно ставя все под сомнение.
Это не просто вопросы; вы должны задавать проницательные вопросы, которые проверяют правильность предположений, анализируют логику и исследуют неизвестное. Практикуйтесь задавать вопросы, которые затрагивают суть дела, и развивайте готовность настаивать на ответах.
Как и все остальное, развитие этого навыка требует времени и тяжелой работы. Когда вы работаете, читаете или занимаетесь чем-то, ведите журнал вопросов, которые приходят вам на ум обо всем, чем вы занимаетесь. Не бойтесь просить разъяснений, если что-то непонятно.
Связанный: 3 вопроса, которые предприниматели всегда должны задать себе
4. Разнообразьте свой день.Один из лучших способов повысить свой интеллект — это проработка различных областей мозга. Вы не станете умнее, делая одно и то же каждый день. Хотя распорядок — это хорошо (чтобы ваше тело знало, когда вставать и когда пора ложиться спать), вы не хотите проводить часы бодрствования, застряв в колее.
Внося в свою повседневную жизнь немного новинок, вы сохраняете свежесть и интерес. Это может означать посещение нового места для обеда или прогулку в полдень, во время которой вы обращаете внимание на достопримечательности и звуки вокруг вас. Вы также можете смешивать вещи в рабочее время, просто находя новые способы выполнения повседневных задач и выходя из зоны комфорта.
Если вы какое-то время работали над чем-то одним, было бы полезно попробовать переключиться на что-то другое. Ищите способы сделать что-то немного по-другому. Это прогонит скуку и поможет вашему уму оставаться острым и сосредоточенным. Смешивая вещи, вы будете использовать части своего мозга каждый день немного по-разному. Это помогает вам повысить свой интеллект, заставляя вас напрягать свои умственные способности по-разному — думайте об этом как о общей тренировке для вашего здоровья мозга.
Мы наиболее отчетливо запоминаем новую информацию сразу после того, как узнали ее. Если вы не будете использовать эту информацию снова вскоре после того, как вы ее узнали, она быстро исчезнет из вашего разума. Через несколько дней мы сможем вспомнить лишь немногое из того, что узнали изначально. Чтобы улучшить нашу способность запоминать, нам нужно хранить эту информацию в нашей долговременной памяти, и лучший способ сделать это — часто повторять то, что мы узнали, пока это не зафиксируется в наших банках памяти.
Делайте заметки, когда читаете или исследуете что-либо, или выделите несколько минут, когда закончите, и запишите основные моменты. Тогда уделяйте хотя бы несколько минут каждый день просмотру этого материала. Это требует немного усилий, но как только это войдет в привычку, вы будете поражены тем, насколько хорошо быстрый просмотр информации поможет подтвердить, что вы ее понимаете, и поможет вам увидеть, на каких областях вам нужно сосредоточиться.
Вы также можете попробовать переписать информацию или реорганизовать свои заметки — это активно закрепит то, что вы узнали. Переписывание заметок помогает нам прояснить наше понимание темы и сокращает время, необходимое нам, чтобы «переучить» ее, когда нам нужно будет использовать эти знания в будущем.
См. также: Если вы не отслеживаете свой прогресс, постановка целей — пустая трата усилий
6. Следите за своими идеями. Работая над созданием базы знаний, вы обнаружите, что ваш разум расширяется и развивается новыми способами. Если вы наполняете свой мозг отличной информацией, ваш разум сделает свое дело и начнет интерпретировать эту информацию полезным образом. Вы можете обнаружить, что внезапно превратились в машину идей. Вы начнете испытывать «моменты ага» — эти маленькие прорывы, когда вы внезапно соединяете одну идею с другой, чтобы сформировать еще большую и лучшую идею.
Примите к сведению эти идеи. Запишите их, держите под рукой и убедитесь, что вы продолжаете обращаться к ним. Помните, что даже ваши самые большие и лучшие идеи совершенно бесполезны, если вы на самом деле ничего с ними не сделаете. Если у вас есть гениальный ход, но вы теряете ход мыслей и никогда не возвращаетесь к этой идее или совершенствуете ее, тогда вы только что упустили прекрасную возможность!
Не все ваши новые идеи окажутся успешными. Некоторые могут быть мимолетными или просто не сработают. Но время от времени у вас может быть момент озарения, который может изменить вашу жизнь.
7. Позвольте себе измениться. Осознаем мы это или нет, иногда мы сдерживаем себя. Бывают времена, когда даже самый умный человек позволяет себе привязываться к устаревшим или ошибочным идеям и способам мышления. Чтобы стать по-настоящему умным, вы должны позволить себе совершать ошибки, рисковать и использовать возможности, а также учиться на всем этом опыте.
Вы должны позволить себе меняться, быть открытыми для нового и в конечном итоге стать другой, лучшей версией себя. Открывая себя новым источникам знаний и подталкивая свой разум к изучению новых вещей, вы, в конечном счете, можете подвергнуть сомнению некоторые из своих старых, основополагающих мыслей. Вы можете обнаружить, что некоторые из ваших восприятий были ошибочными или что ваши точки зрения не были основаны на фактах.
Оспаривайте идеи, обсуждайте их с другими, выслушивайте мнения других и развивайте свои аналитические способности. Но будьте готовы изменить свое мнение. И, прежде всего, дайте себе возможность расти и продолжать свой путь поиска мудрости. Когда вы станете умнее, успех придет.
7 навыков, чтобы стать суперумным
Люди не рождаются умными. Они становятся умными. А чтобы стать умным, вам нужен четко определенный набор навыков. Вот несколько советов и ресурсов для приобретения этих навыков.
Память
Если вы не можете вспомнить, что вы пытаетесь выучить, вы на самом деле не учитесь. Секрет запоминания заключается в следующем: память приходит естественным образом, как только вы понимаете, что пытаетесь выучить, и эффективно организуете это в своем уме. Ценным источником для того, чтобы привести «картотеки» вашего разума в рабочее состояние, является книга Брайана Уолша «Раскройте свой талант: инструменты и методы для достижения личного, профессионального и академического успеха» .
Если вы хотите удивить своих друзей запоминанием лиц, имен и чисел, обратитесь к дедушке тренировки памяти Гарри Лорейну. Его Как развить сверхмощную память — это классика. Проблема с курсами памяти типа Гарри Лорейна (недавно популяризированными Кевином Трюдо) заключается в том, что они сосредоточены на умственных уловках и уловках для запоминания тривиальных вещей, которые на самом деле не способствуют глубокому пониманию важных предметов. В древние времена, без помощи телесуфлеров или презентаций PowerPoint, говорящим нужно было запоминать много материала дословно, и для этого они использовали различные приемы запоминания. Но в наши дни это стало менее важным. Все-таки стоит знать об этих хитростях на память. Вдумчивую книгу академического психолога о памяти и забывании см. в книге Кеннета Хигби «9».0097 Ваша память: как она работает и как ее улучшить .
Чтение
Хорошие ученые должны быть хорошими читателями. Но кто является хорошим читателем? Часто, когда мы думаем о «хороших читателях», мы думаем о скорости — хорошие читатели, как нам говорят, могут пролетать сквозь материал. Но это не обязательно так. Вудро Вильсон, президент Принстонского университета и известный историк до того, как стать президентом США, страдал дислексией, поэтому ему потребовалась целая вечность, чтобы прочитать материал. Есть старая рутина «Субботним вечером в прямом эфире» (сезон 3, серия 5, 12, 19 ноября).77), который пародирует курсы скорочтения. Еще в 1970-х курс скорочтения Эвелин Вуд был в моде (его преподают до сих пор, и книги по скорочтению со словом «Эвелин Вуд» в названии по-прежнему широко доступны). Вот пародия на SNL:
Курс медленного чтения Эвелин Вудски
Диктор … Дэн Эйкройд
Мужчина … Гаррет Моррис
Женщина … Джейн Кертин
Хирург … Билл Мюррей
… Рэй ЧарльзДиктор З/О: [Следующие слова быстро появляются на синем экране, когда их читает быстро говорящий диктор:] Так вас учили читать, в среднем сотни или тысячи слов в минуту. [Слова исчезают, и постепенно появляются следующие слова по мере того, как их читает тот же диктор, очень медленно:] Это… способ… вы могли бы… читать… с… ЭВЕЛИН ВУДСКИ… медленно… читать… курс.
[Раствориться в курильщика трубки за столом.]
Мужчина: Конечно, я был настроен скептически. Я думаю, что все. Но, поверьте мне, теперь я могу читать в десять, а то и в двенадцать раз медленнее, чем раньше.
[Смена плана: женщина в кресле читает книгу, медленно водя указательным пальцем по тексту.
Внезапно она разражается смехом.]
Женщина: [серьезно, в камеру] Раньше я очень быстро читала и никогда не смеялась, когда читала Марка Твена. Но теперь, когда я не тороплюсь, я нахожу его очень забавным. Знаете ли вы, что чтение всех слов в рассказе может помочь вам понять юмор?
[Переход к хирургу в полном хирургическом костюме, включая маску и резиновые перчатки.]
Хирург: Я нейрохирург, и я просто просматривал эти технические медицинские журналы, понимаете? И я обнаружил, что делаю много ошибок в операционной. А теперь, с курсом медленного чтения Эвелин Вудски, я улавливаю больше важных процедурных вещей, понимаете? И я считаю, что я лучший хирург для этого.
[Раствориться обратно в синий экран.]
Диктор З/О: Да, Эвелин Вудски может помочь вам снова полюбить чтение. [внезапно громко, быстро] Зачем читать так?! [Текст быстро появляется на экране: «Почему ты должен так читать?» – затем исчезает; постепенно появляются следующие слова по мере того, как их читает тот же диктор, очень медленно:] Когда… ты… умеешь… читать… вот так?
[Переход к Рэю Чарльзу, сидящему в кресле и читающему книгу шрифтом Брайля.
]
Рэй Чарльз: А вот… Эвелин… Вудски… медленное… чтение…. конечно… для шрифта Брайля. У меня были… волдыри… на… пальцах. [смех и аплодисменты] Теперь… я просто… сижу… и наслаждаюсь.
[Растворите изображение полки с книгами с наложенным текстом: КУРС МЕДЛЕННОГО ЧТЕНИЯ ЭВЕЛИН ВУДСКИ 555-2972]
Диктор З/О: Эвелин Вудски, курс медленного чтения! Звоните 555-2972! Позвоните прямо сейчас по этому бесплатному номеру, чтобы записаться на свой первый… бесплатный… урок.
ИСТОЧНИК: SNL Transcripts
Психологи обнаружили, что многие люди, посещающие курсы скорочтения, на короткое время увеличивают скорость чтения, но затем снова возвращаются к тому медлительному темпу, с которого начали. Частью увеличения скорости чтения является просто выход из зоны комфорта и принуждение себя к более быстрому прохождению материала. Возможно, самая большая часть скорочтения — это знать, что НЕЛЬЗЯ читать. Пропускание материала, который повторяется или не имеет решающего значения для вашей цели чтения, поможет вам быстро освоить материал (многие книги можно было бы сократить до одной главы). Как говорит статистик из Стэнфорда Перси Диаконис, много скорочтения — это «просматривание». Просмотр может быть невероятно полезным инструментом, с помощью которого вы просматриваете материал, который у вас нет времени читать в деталях, но улавливаете суть.
У некоторых людей просто дар быстро читать, они способны схватывать целые предложения или даже абзацы за один раз, мгновенно извлекая их смысл. Говард Берг попадает в эту категорию. Он считается самым быстрым читателем в мире. Он утверждает, что может читать десятки тысяч слов в минуту, и предлагает широко разрекламированный курс чтения. Еще один популярный курс в этом ключе — программа SpeedLearning. Их, безусловно, стоит попробовать и посмотреть, помогут ли они вам. Настоящие скоростные читатели, которые приближаются к тысяче слов в минуту, читают без субвокализации (т. е. без проговаривания слов в уме). Если вы можете читать без субвокалирования, вы на пути к большей скорости чтения.
Но главное в чтении всегда понимание. Если вы пролетаете мимо тысяч слов в минуту и не понимаете этих слов, вы никуда не денетесь. По этой причине наша любимая работа здесь, в Super Scholar, посвященная чтению, — это та, в которой упор делается не на скорость, а на понимание: « Как читать книгу » Мортимера Адлера и Чарльза Ван Дорена. При наличии терпения и усилий, тщательного изучения и применения советов этого классического справочника вы станете отличным читателем, независимо от вашей скорости чтения в словах в минуту (= слов в минуту).
Между прочим, если вы будете читать всего по 30 страниц в день, вы прочтете все 54 тома Великих книг западного мира под редакцией Мортимера Адлера и Джона Мейнарда Хатчинса менее чем за три года. Медленное и уверенное чтение позволит вам прочитать огромное количество материала. Просто вычеркнув один час из телевизора в день и посвятив его вместо этого постоянному чтению, вы можете превратиться в ученого.
Письмо
Письмо является неотъемлемой частью обучения. Некоторые великие ученые были ужасными писателями — сила их идей привела их к вершине, хотя стиль их письма был ужасен. Но это исключения. Ясность и точность выражения могут помочь только вам как ученому. Каждому писателю необходимо прочитать «9» Странка и Уайта.0097 Элементы стиля . К этому «Суперученый» добавил бы две очень практичные книги по письму: Уильяма Зинссера «Как правильно писать » и Уильяма Стотта «Пиши по делу ». Наконец, каждый писатель, профессиональный он или нет, получит огромную пользу от экземпляра Чикагского руководства по стилю . Последний представляет собой несравненный справочник по всем аспектам перехода от мысли к слову и к печатной странице.
Писать — это не просто заполнять страницы текстом. Это также касается убеждения. Ученые занимаются не только выдумыванием великих идей. Их тоже приходится продавать. Действительно, вы продаете себя и свои идеи, когда поступаете в колледж, в аспирантуру, на свою первую преподавательскую должность и особенно когда пытаетесь получить постоянную работу. По этой причине критическое мышление и риторические навыки незаменимы в ремесле ученого. Отличная книга по риторике — «9» Эдварда Корбетта.0097 Классическая риторика для современного студента . Помимо изучения основ риторики, он содержит очень полезные советы для начинающих писателей. Особенно полезным является предложение Корбетта: если вы действительно хотите улучшить свое письмо, возьмите какого-нибудь великого писателя и скопируйте один или несколько его абзацев, которые вас особенно поразили, и повторяйте это снова и снова ОТ РУКИ. Не просто печатайте их, а пишите курсивом. Таким образом, стиль писателя проникает в самое ваше существо.
Еще одна полезная книга по формулированию убедительных аргументов в письме — «Рассуждение и риторика в религии» Нэнси Мерфи. Не позволяйте названию обмануть вас. Хотя многие примеры в книге взяты из философии и религии, изложенные в ней уроки аргументации универсальны по своему охвату. Здесь также будет полезна хорошая книга по критическому мышлению, которую преподают на первом или втором курсе курса философии в колледже. Критическое мышление Гэри Джейсона : формирование эффективного мировоззрения неплохой, но дорогой.
Говорение
Одним из самых больших страхов людей является публичное выступление. Тем не менее, как ученому, вам будет предложено обсудить ваши идеи. Таким образом, публичные выступления являются частью научной жизни. Вот несколько книг, которые мы в Super Scholar сочли ценными в этом отношении. «» Дейла Карнеги «Как развивать уверенность в себе и оказывать влияние на людей с помощью публичных выступлений » — это классика. Если вы хотите попрактиковаться в публичных выступлениях, Toastmasters International управляет тысячами клубов, чтобы дать участникам опыт в искусстве аудирования и говорения.
Существует множество книг и курсов по ораторскому искусству и организации презентаций. Полезной книгой общего назначения является книга Ричарда Зеоли «7 принципов публичных выступлений: проверенные методы PR-профессионала» . Хотя он нацелен больше на бизнес-настройку, в целом он все же полезен. Перейдем к делу: Как сказать, что вы имеете в виду, и получить то, что вы хотите Эндрю Д. Гилман и Карен Э. Берг содержит полезные советы об относительных достоинствах использования PowerPoint и без него (проецируемые изображения могут отвлекать аудиторию от сути дела). оратор).
Многие ученые в итоге становятся штатными учителями. Что касается искусства преподавания, мы рекомендуем Кена Бэйна «Что делают лучшие преподаватели колледжей» и Говарда Хендрикса «Обучение, чтобы изменить жизнь: семь проверенных способов сделать ваше обучение живым» . Наиболее эффективное известное нам средство борьбы с речевой фобией — это техника эмоциональной свободы (сокращенно ТЭС). Чтобы узнать о ТЭО применительно к фобиям и блокировкам, см. соответствующие главы в книге Рона Болла . Свобода у вас под рукой: быстрое физическое и эмоциональное облегчение с революционной системой простукивания 9.0098 .
Счет
Ученым нужны средства для работы с числами. Некоторые ученые, такие как математики, физики и инженеры, как правило, получают высокие баллы по математической части стандартизированных тестов и имеют меньше проблем с числами. Другие ученые, часто занимающиеся гуманитарными науками, предпочитают как можно меньше иметь дело с числами. Но числа — это часть жизни, поэтому нам лучше научиться жить с ними. Цифрами часто злоупотребляют. Иосиф Сталин однажды заметил, что бумаге все равно, что на ней написано. Точно так же числам все равно, что вы с ними делаете. Следовательно, ими легко злоупотреблять. Джон Паулос Неумение: математическая неграмотность и ее последствия , Даррелл Хафф Как лгать со статистикой и Питер Олофссон Вероятности: числа, которые правят нашей жизнью очень полезны для предотвращения использования чисел для обмана нас [ссылки].
Также полезно отточить свои арифметические навыки. Часто, сталкиваясь с предполагаемым результатом вычислений, полезно провести то, что инженеры называют «проверкой работоспособности» — верны ли цифры? Если, например, вы вычисляете вероятность 5,7, вы знаете, что где-то ошиблись, потому что вероятности всегда представляют собой числа от нуля до единицы. Существует множество полезных ресурсов для развития базовых арифметических навыков. Один из наших любимых Скоростная система основной математики Трахтенберга Якова Трахтенберга. Трахтенберг, украинский инженер, разработал методы высокоскоростных арифметических вычислений, находясь в нацистском концентрационном лагере (он сделал это, чтобы сохранить рассудок). С тех пор было опубликовано множество спин-оффов. Одним из полезных для младших школьников является Brainetics.
Эмпатия
Эмпатия — это общение с людьми. Речь идет о понимании и отслеживании эмоций других людей. Аристотель подчеркивал стремление людей знать. Но люди не просто знают. Они также о чувствах. Мы не только когнитивные животные, но и социальные животные, и чувства управляют большинством наших социальных взаимодействий. Вот почему многих ученых считают кретинами или выродками — они видят, что они сводят все к знанию, к чистому интеллектуализму, забывая о чувственном элементе в людях. Классическое исследование эмпатии принадлежит выдающемуся британскому экономисту Адаму Смиту. До своего великого труда по экономике Богатство народов , он написал Теория нравственных чувств . Обе книги подлежат тщательному изучению и по сей день.
Представления Смита о эмпатии и моральных чувствах были обновлены. Сегодня их, как правило, отождествляют с «навыками общения» или «эмоциональным интеллектом». Книга Дэниела Гоулмана «Эмоциональный интеллект : почему это может иметь большее значение, чем IQ » стала в этом отношении современной классикой. Некоторые ученые думают, что они могут полностью полагаться на умственную силу, интеллектуально бегая кругами вокруг своих сверстников. Но наука сама по себе является общественным предприятием. Например, математики из Принстонского университета устраивают послеобеденный чай, на котором в неформальной обстановке встречаются преподаватели и аспиранты. Некоторые из лучших работ по математике в Принстоне (а в Принстоне вот уже несколько десятилетий работает сильнейший математический факультет в мире) выполняются на этих светских мероприятиях.
Эмоциональная жизнь людей обычно не следует строгим логическим принципам. Люди — это не просто рациональные оптимизаторы полезности. Вместо этого они полны поворотов и причуд. Две хорошие книги для понимания этих причуд взяты из литературы по поведенческой экономике: «Предсказуемая иррациональность : скрытые силы, формирующие наши решения» Дэна Ариэли и «Подталкивание » Ричарда Талера и Касса Санстейна: улучшение решений о здоровье, богатстве и счастье . Человеческие взаимодействия также имеют темную сторону, например, когда культура рационального дискурса рушится, так что вместо того, чтобы разрешать наши разногласия вежливо и разумно, мы участвуем в силовых играх. Об этом много писал Мишель Фуко. Возможно, лучшая популярная книга о силовых играх, заражающих человеческие отношения, — это «9» Роберта Грина.0097 48 законов силы . Полезным здесь также является классическая книга Роберта Рингера «Победа через запугивание», впоследствии переименованная в « Быть или не быть запуганным?» Это вопрос . Эта книга, несмотря на кажущееся обратное, не о том, как запугать других, а скорее о том, как помешать другим запугать вас, тем самым удерживая людей от незаконного применения силы против вас. «Принцип скачкообразной лягушки» Рингера олицетворяет его подход.
Ученые, гордящиеся тем, что они гики или ботаники, не делают себе никаких одолжений. Быть лучшим ученым, которым вы можете быть, означает уметь работать с другими. Это означает, что нужно меньше платить за то, чтобы быть уродом, и больше за то, чтобы ладить. Эмпатия — это ключ.
Тайм-менеджмент
Слово «ученый» происходит от греческого слова «досуг». Быть ученым означает иметь свободное время для интеллектуальных занятий, а не для других форм труда. Из этого следует, что для ученого время является вашим самым ценным активом. Таким образом, то, как вы используете свое время, имеет решающее значение для вашей продуктивности как ученого. В Америке мы склонны тратить чрезмерное количество времени. Телевизор включен в большинстве домов 6 часов в день. Мы ищем непродуктивные способы заполнить день.
Лучшая книга для безжалостного избавления от пожирателей времени — это вышедшая из печати книга Эдвина Фельдмана « Как использовать время для достижения цели », впервые опубликованная в 1968 году. За ней последовало множество книг. , многие идут под рубрикой «тайм-менеджмент». Популярная недавняя книга здесь — «Управление временем из наизнанку: надежная система для контроля над вашим расписанием — и вашей жизнью » Джулии Моргенштерн. Тайм-менеджмент связан с продуктивностью. Самая популярная книга о продуктивности за последние два десятилетия — «9» Стивена Кови.0097 7 навыков высокоэффективных людей . Хотя книга адресована бизнесменам и женщинам, она предлагает много полезных советов о том, как ученым следует использовать свое время.
В Super Scholar мы сводим тайм-менеджмент к двум принципам: (1) Сначала делайте трудные вещи. (2) Сделайте привычкой заполнять маленькие пустые моменты чем-то продуктивным.