27.04.2024

Цитаты из романа мастер и маргарита: Цитаты из книги «Мастер и Маргарита» — Михаил Афанасьевич Булгаков — Citaty.info

Содержание

Афоризмы из романа «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова

Что-то недоброе таится в мужчинах, избегающих вина, игр, общества прелестных женщин, застольной беседы. Такие люди или тяжело больны, или втайне ненавидят окружающих. Правда, возможны исключения.

Слова Воланда

Иногда лучший способ погубить человека — это предоставить ему самому выбрать судьбу.

Оскорбление является обычной наградой за хорошую работу.

Азазелло

Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами всё дадут!

Злых людей нет на свете, есть только люди несчастливые.

Злость, злоба

Кирпич ни с того ни с сего никому и никогда на голову не свалится.

Воланд

Аннушка уже разлила масло Часть1, глава 1. Слова Воланда в разговоре с Берлиозом Подробнее… Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны.

Деньги

Человек смертен, и это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус! Слова Воланда, перед тем как Берлиоз погиб попав под трамвай Подробнее…

Смерть

Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит.

Воланд

Любовь

Помилуйте… разве я позволил бы себе налить даме водки? Это чистый спирт!

Кот Бегемот

Факт — самая упрямая в мире вещь Вы судите по костюму? Никогда не делайте этого. Вы можете ошибиться, и притом, весьма крупно.

Коровьев

Рукописи не горят Человек без сюрприза внутри, в своем ящике, неинтересен.

Мастер

Удачные моменты надо уметь ловить и пользоваться ими.

Меня охватила грусть перед дальней дорогой. Не правда ли, мессир, она вполне естественна, даже тогда, когда человек знает, что в конце этой дороги его ждет счастье?

Путь, дорога

Каждый украшает себя как может.

Кот Бегемот

Мы говорим с тобой на разных языках, как всегда, но вещи, о которых мы говорим, от этого не меняются…

Вопросы крови – самые сложные вопросы в мире! Зачем же гнаться по следам того, что уже окончено?

Воланд

Следуйте старому мудрому правилу, – лечить подобное подобным А за квартиру Пушкин платить будет? Что бы делало твое добро, если бы не существовало зла?

Воланд

Свежесть бывает только одна — первая, она же и последняя. А если осетрина второй свежести, то это означает, что она тухлая!

Цитаты из Мастера и Маргариты по персонажам

Роман М.А. Булгакова наполнен глубоким, философским смыслом, откровением, которое автор пытался донести через главных героев своего романа до читателя.

Цитаты из романа «Мастер и Маргарита» по персонажам удивят своим точным попаданием в цель. Наполненные иронией, тонким юмором, жизненной мудростью они с легкостью запомнятся каждому, кто хоть раз познакомится с этим произведением поближе.



Азазелло

Оскорбление является обычной наградой за хорошую работу…

А что это за шаги такие на лестнице? – спросил Коровьев, поигрывая ложечкой в чашечке с черным кофе.

А это нас арестовывать идут, — ответил Азазелло и выпил стопочку коньяку.

-А, ну-ну, ответил на это Коровьев.

Тогда огонь! Огонь, с которого все началось и которым мы все заканчиваем!

Убить упрямую тварь! (про Бегемота, не хотевшего принять поражение в шахматном поединке с Сатаной)

Хамить не надо по телефону! Лгать не надо по телефону. Понятно?! (Варенухе)

Трудный народ эти женщины! Зачем, например, меня послали по этому делу? Пусть бы ездил Бегемот, он обаятельный…

Ведь вы мыслите, как же вы можете быть мертвы…

Кот Бегемот

Домработницы все знают – это ошибка думать, что они слепые.

История рассудит нас.

Маэстро! Урежьте марш!

Не шалю, никого не трогаю, починяю примус, и еще считаю долгом предупредить, что кот древнее и неприкосновенное животное.

Помилуйте…разве я позволил бы себе налить даме водки? Это чистый спирт!

Я еще кофе не пил, как же это я уйду?

Я буду молчаливой галлюцинацией.

Приятно слышать, что вы так вежливо обращаетесь с котом. Котам обычно почему-то говорят «ты», хотя ни один кот никогда, ни с кем не пил брудершафта.

Ваше присутствие на похоронах отменяется.



Маргарита

Я тебе сказку расскажу. Была на свете одна тетя. И у нее не было детей, и счастья вообще тоже не было. И вот она сперва долго плакала, а потом стала злая (обращаясь к маленькому мальчику).

Нет, погодите… Я знаю, на что иду. Но иду на все из-за него, потому что ни на что в мире больше надежды у меня нет. Но я хочу вам сказать, что, если вы меня погубите, вам будет стыдно! Да, стыдно!

Если ты, сволочь, еще раз впутаешься в разговор…

А вот интересно, если вас придут арестовывать?

Воланд

Я люблю сидеть низко – с низкого не так опасно падать.

Чтобы делало твое добро, если бы не существовало зла?

Рукописи не горят.

Ну что ж, тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит.

Каждому воздастся по его вере.

Зачем же гнаться по следам того, что уже окончено?

Вино какой страны Вы предпочитаете в это время дня?

Вздор! Лет через триста это пройдет.



Мастер

Все смешалось в доме Облонских, как справедливо выразился знаменитый писатель Лев Толстой.

Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож!

Она несла желтые цветы! Нехороший цвет.

Я чувствую, как кто-то отпускает меня на свободу.

Меня сломали, мне скучно, и я хочу в подвал.

Автор

Никогда не разговаривайте с неизвестными.

Кто сказал, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!

Берлиоз

В нашей стране атеизм никого не удивляет.

Коровьев

Нет документа, нет и человека.

Вовсе не удостоверением определяется писатель, а тем, что он пишет!



Понтий Пилат

Что такое истина?

Тесно мне! Тесно мне!

О боги, боги мои, яду мне, яду!

И при луне мне нет покоя!

Другие материалы по роману «Мастер и Маргарита»:

Краткое содержание

Образ и характеристика Мастера

Образ и характеристика Маргариты

Верность и измена в романе

Образ и характеристика Воланда

Образ и характеристика Азазелло

Образ и характеристика Берлиоза

Образ и характеристика Понтия Пилата

Цитаты из романа

История создания романа

30 БЕСПОДОБНЫХ ЦИТАТ ИЗ КНИГИ «МАСТЕР И МАРГАРИТА»

Роман «Мастер и Маргарита» Михаил Афанасьевич Булгаков начал писать в конце 20-х годов прошлого века и так и не успел окончить. Его супруга, Елена Сергеевна, редактировала и собирала записи уже после его смерти, и потратила на это двадцать лет. Впервые роман был напечатан в 1966-1967 г. с серьезными правками вследствие цензуры, а в полном объеме — в 1969 году в Германии и 1973 году в СССР. Полемика вокруг этого произведения поднялась в литературных кругах еще до того, как он был напечатал и не смолкает до сих пор. Мы собрали самые известные цитаты из бессмертного романа.



Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!
Мы говорим с тобой на разных языках, как всегда, но вещи, о которых мы говорим, от этого не меняются.
Недоброе таится в мужчинах, избегающих вина, игр, общества прелестных женщин, застольной беседы. Такие люди или тяжко больны, или втайне ненавидят окружающих.

Трудный народ эти женщины!
Человек без сюрприза внутри, в своём ящике, неинтересен.
Все будет правильно, на этом построен мир.
Да, человек смертен, но это было бы ещё полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус!
Приятно слышать, что вы так вежливо обращаетесь с котом. Котам обычно почему-то говорят «ты», хотя ни один кот никогда ни с кем не пил брудершафта.
Несчастный человек жесток и черств. А все лишь из-за того, что добрые люди изуродовали его.

Вы судите по костюму? Никогда не делайте этого. Вы можете ошибиться, и притом, весьма крупно. Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами всё дадут.
Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит.
Помилуйте… Разве я позволил бы себе налить даме водки? Это чистый спирт!
Вторая свежесть — вот что вздор! Свежесть бывает только одна — первая, она же и последняя. А если осетрина второй свежести, то это означает, что она тухлая!
Правду говорить легко и приятно.
Зачем же гнаться по следам того, что уже окончено?
— Достоевский умер. — Протестую, Достоевский бессмертен!
А факт — самая упрямая в мире вещь.
Все теории стоят одна другой. Есть среди них и такая, согласно которой каждому будет дано по его вере. Да сбудется же это!
Вино какой страны вы предпочитаете в это время дня? Моя драма в том, что я живу с тем, кого я не люблю, но портить ему жизнь считаю делом недостойным.
— Трусость — один из самых страшных человеческих пороков. — Нет, я осмелюсь вам возразить. Трусость — самый страшный человеческий порок.
Никогда и ничего не бойтесь. Это неразумно.

Что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени?
Поймите, что язык может скрыть истину, а глаза — никогда!
Люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или из золота. Ну, легкомысленны… ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… Квартирный вопрос только испортил их.
Что бы ни говорили пессимисты, земля все же совершенно прекрасна, а под луною и просто неповторима.

(из интернета)

«Рукописи не горят». Вечные цитаты из «Мастера и Маргариты».

«Мастер и Маргарита» — бессмертный роман гения Михаила Афанасьевича Булгакова, сделавший его имя знаменитым на весь мир. Невероятное произведение до сих пор будоражит умы миллионов читателей, оставаясь актуальным и по сей день.  

А ведь Булгаков даже не дописал его, к сожалению, автор умер раньше. Роман завершила его жена, собирая в течение 20 лет черновики мужа. Произведение, как и его экранизации, преданные фанаты уже давно разобрали на цитаты.

Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит.

Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами всё дадут!

Это водка? — слабо спросила Маргарита.
Кот подпрыгнул на стуле от обиды.
Помилуйте, королева, — прохрипел он, — разве я позволил бы себе налить даме водки? Это чистый спирт!

Да, человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чём фокус! И вообще не может сказать, что он будет делать в сегодняшний вечер.

За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!

Моя драма в том, что я живу с тем, кого я не люблю, но портить ему жизнь считаю делом недостойным.

Приятно слышать, что вы так вежливо обращаетесь с котом. Котам обычно почему-то говорят «ты», хотя ни один кот никогда ни с кем не пил брудершафта.

Мы говорим с тобой на разных языках, как всегда, — отозвался Воланд, — но вещи, о которых мы говорим, от этого не меняются.

Поймите, что язык может скрыть истину, а глаза — никогда! Вам задают внезапный вопрос, вы даже не вздрагиваете, в одну секунду вы овладеваете собой и знаете, что нужно сказать, чтобы укрыть истину, и весьма убедительно говорите, и ни одна складка на вашем лице не шевельнется, но, увы, встревоженная вопросом истина со дна души на мгновение прыгает в глаза, и всё кончено. Она замечена, а вы пойманы!

Иногда лучший способ погубить человека — это предоставить ему самому выбрать судьбу.

Вы не Достоевский, — сказала гражданка, сбиваемая с толку Коровьевым.
Ну, почем знать, почем знать,

— ответил тот.
Достоевский умер, — сказала гражданка, но как-то не очень уверенно.
Протестую, — горячо воскликнул Бегемот. — Достоевский бессмертен!

Что-то, воля ваша, недоброе таится в мужчинах, избегающих вина, игр, общества прелестных женщин, застольной беседы. Такие люди или тяжко больны, или втайне ненавидят окружающих. 

Что бы ни говорили пессимисты, земля всё же совершенно прекрасна, а под луною и просто неповторима.

Тот, кто еще недавно полагал, что он чем-то управляет, оказывается вдруг лежащим неподвижно в деревянном ящике, и окружающие, понимая, что толку от лежащего нет более никакого, сжигают его в печи.

Я позволю себе смелость посоветовать вам, Маргарита Николаевна, ничего и никогда не бояться. Это неразумно.

Вторая свежесть — вот что вздор! Свежесть бывает только одна — первая, она же и последняя. А если осетрина второй свежести, то это означает, что она тухлая!

Маргарита Николаевна не нуждалась в деньгах. Маргарита Николаевна могла купить всё, что ей понравится. Среди знакомых ее мужа попадались интересные люди. Маргарита Николаевна никогда не прикасалась к примусу. Маргарита  Николаевна не знала ужасов житья в совместной квартире. Словом… Она была счастлива? Ни одной минуты!

Аннушка уже купила подсолнечное масло, и не только купила, но даже разлила. Так что заседание не состоится.

— Умеешь ты жить красиво!
— Никакого умения у меня нет, а обыкновенное желание жить по-человечески…

— «Добрые люди»? Ты всех, что ли, так называешь?
— Всех, злых людей нет на свете.

Несчастный человек жесток и черств. А всё лишь из-за того, что добрые люди изуродовали его.

Штаны коту не полагаются, мессир. Уж не прикажете ли Вы мне надеть и сапоги? Кот в сапогах бывает только в сказках, мессир. Но видели ли Вы когда-нибудь кого-нибудь на балу без галстука? Я не намерен оказаться в комическом положении и рисковать тем, что меня вытолкают в шею!

Приятно разрушение, но безнаказанность, соединенная с ним, вызывает в человеке исступленный восторг.

Ничего не может быть гаже, чем когда приехавший первым гость мыкается, не зная, что ему предпринять, а его законная мегера шепотом пилит его за то, что они приехали раньше всех. Такие балы надо выбрасывать на помойку, королева.

«Мастер и Маргарита» поистине уникальное произведение, которое можно перечитать хоть сто раз и найти сто новых смыслов. А потому делись своими любимыми цитатами из книги или сценами из экранизаций в комментариях.

Тебе понравился пост? Поставь нам «Нравится» в Фейсбуке и обязательно поделись статьей с друзьями!

25 лучших цитат из романа «Мастер и Маргарита»

Непревзойденные цитаты культового романа полного приключений, загадок, иронии и бесконечной мудрости

Саморазвитие

Автор Клубер На чтение 3 мин. Просмотров 4k. Опубликовано

27.08.2014

Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» — ярчайший шедевр и самый загадочный из романов за всю историю отечественной литературы XX века. Книга, которую можно читать и перечитывать десятки, сотни раз, но так до конца и не понять. Культовый роман полон приключений, загадок, иронии и бесконечной мудрости.

Итак, Аннушка уже разлила масло, поэтому вот 25 непревзойденных цитат из романа «Мастер и Маргарита»:

  1. Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!
  2. Мы говорим с тобой на разных языках, как всегда, но вещи, о которых мы говорим, от этого не меняются.
  3. Несчастный человек жесток и черств. А все лишь из-за того, что добрые люди изуродовали его.
  4. Трудный народ эти женщины!
  5. Человек без сюрприза внутри, в своём ящике, неинтересен.
  6. Все будет правильно, на этом построен мир.
  7. — Маргарита Николаевна не нуждалась в деньгах. Маргарита Николаевна могла купить всё, что ей понравится. Среди знакомых её мужа попадались интересные люди. Маргарита Николаевна никогда не прикасалась к примусу. Маргарита Николаевна не знала ужасов житья в совместной квартире.
    — Словом.. Она была счастлива?
    — Ни одной минуты!
  8. Поймите, что язык может скрыть истину, а глаза — никогда!
  9. Приятно слышать, что вы так вежливо обращаетесь с котом. Котам обычно почему-то говорят “ты”, хотя ни один кот никогда ни с кем не пил брудершафта.
  10. Да, человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус!
  11. Вы судите по костюму? Никогда не делайте этого. Вы можете ошибиться, и притом, весьма крупно.
  12. Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит.
  13. Злых людей нет на свете, есть только люди несчастливые.
  14. Кирпич ни с того ни с сего никому и никогда на голову не свалится.
  15. Люди, как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну, легкомысленны… ну, что ж… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…
  16. Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами всё дадут!
  17. Интереснее всего в этом вранье то, что оно — вранье от первого до последнего слова.
  18. Все теории стоят одна другой. Есть среди них и такая, согласно которой каждому будет дано по его вере. Да сбудется же это!
  19. Моя драма в том, что я живу с тем, кого я не люблю, но портить ему жизнь считаю делом недостойным.
  20. — Трусость – один из самый страшных человеческих пороков.
    — Нет, я осмелюсь вам возразить. Трусость – самый страшный человеческий порок.
  21. Никогда и ничего не бойтесь. Это неразумно.
  22. Самый страшный гнев – гнев бессилия.
  23. Я тебе сказку расскажу. Была на свете одна тетя. И у неё не было детей и счастья вообще тоже не было. И вот она сперва долго плакала, а потом стала злая.
  24. Что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени?
  25. Что бы ни говорили пессимисты, земля все же совершенно прекрасна, а под луною и просто неповторима.

Новое видео:

45 знаменитых цитат из романа «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова

Роман «Мастер и Маргарита» заслуженно входит в списки наиболее читаемых книг мира, оставаясь при этом объектом бесконечного спора литературоведов и философов.

Подробнее об истории создания романа и его героях можно прочитать на Википедии ru.wikipedia.org

 

Фразы из романа пропитанного мистикой и удивительной философией жизни, любви и смерти на будничном фоне московского быта 1929 года.

 

Мастер и Маргарита. Фразы из романа


Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит.
Воланд

Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут!
Воланд

– Это водка? – слабо спросила Маргарита.
Кот подпрыгнул на стуле от обиды.
– Помилуйте, королева, – прохрипел он, – разве я позволил бы себе налить даме водки? Это чистый спирт!

Да, человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус! И вообще не может сказать, что он будет делать в сегодняшний вечер.
Воланд

Рукописи не горят.
Воланд

Человек без сюрприза внутри, в своём ящике, неинтересен.
Мастер

Кирпич ни с того ни с сего никому и никогда на голову не свалится.
Воланд

Не шалю, никого не трогаю, починяю примус, и еще считаю долгом предупредить, что кот древнее и неприкосновенное животное.
Кот Бегемот

За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!
От автора

Невидима и свободна! Невидима и свободна!
Маргарита

Ну хорошо, ведьма так ведьма. Очень славно и роскошно!
Мастер

Всё будет правильно, на этом построен мир.
Воланд

Факт — самая упрямая в мире вещь.
Воланд

Зачем же гнаться по следам того, что уже давно окончено?
Воланд

Что-то, воля ваша, недоброе таится в мужчинах, избегающих вина, игр, общества прелестных женщин, застольной беседы. Такие люди или тяжко больны, или втайне ненавидят окружающих.
Воланд

Что бы ни говорили пессимисты, земля все же совершенно прекрасна, а под луною и просто неповторима.
Маргарита

Трудный народ эти женщины!
Азазелло

Убить упрямую тварь.
Азазелло

Злых людей нет на свете, есть только люди несчастливые.
Иешуа Га-Ноцри

Я люблю сидеть низко — с низкого не так опасно падать.
Воланд

Я не могу удрать отсюда не потому, что высоко, а потому, что удирать мне некуда.
Мастер

— Вы не Достоевский, — сказала гражданка, сбиваемая с толку Коровьевым.
— Ну, почем знать, почем знать, — ответил тот.
— Достоевский умер, — сказала гражданка, но как-то не очень уверенно.
— Протестую, — горячо воскликнул Бегемот. — Достоевский бессмертен!
Коровьев (Фагот)Кот Бегемот

…я позволю себе смелость посоветовать вам, Маргарита Николаевна, ничего и никогда не бояться. Это неразумно.
Коровьев (Фагот)

— И на кой черт тебе нужен галстук, если на тебе нет штанов?
— Штаны коту не полагаются.
Воланд Кот Бегемот

Нет документа, нет и человека.
Коровьев (Фагот)

Правду говорить легко и приятно.

Меня охватила грусть перед дальней дорогой. Не правда ли, мессир, она вполне естественна, даже тогда, когда человек знает, что в конце этой дороги его ждет счастье?
Маргарита

Колдовству, как известно, стоит только начаться, а там уже его ничем не остановишь.

Мы говорим с тобой на разных языках, как всегда, но вещи, о которых мы говорим, от этого не меняются.

Все теории стоят одна другой. Есть среди них и такая, согласно которой каждому будет дано по его вере. Да сбудется же это!

Вино какой страны вы предпочитаете в это время дня?

Вторая свежесть — вот что вздор! Свежесть бывает только одна — первая, она же и последняя. А если осетрина второй свежести, то это означает, что она тухлая!
Воланд

Она поглядела на меня удивленно, а я вдруг, и совершенно неожиданно понял, что я всю жизнь любил именно эту женщину!
Мастер

…что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени?
Воланд

Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих!
Так поражает молния, так поражает финский нож!
Мастер

– А я действительно похож на галлюцинацию. Обратите внимание на мой профиль в лунном свете, – кот полез в лунный столб и хотел еще что-то говорить, но его попросили замолчать, и он, ответив: – Хорошо, хорошо, готов молчать. Я буду молчаливой галлюцинацией, – замолчал.
Кот Бегемот

Приятно слышать, что вы так вежливо обращаетесь с котом. Котам обычно почему-то говорят «ты», хотя ни один кот никогда ни с кем не пил брудершафта.
Кот Бегемот

Моя драма в том, что я живу с тем, кого я не люблю, но портить ему жизнь считаю делом недостойным.
Маргарита

Не надо ни о чем думать, не надо ничего бояться и выражения тоже подбирать не надо!
Главы из шестой редакции романа.

Меня сломали, мне скучно, и я хочу в подвал.
Мастер

Несчастный человек жесток и черств. А все лишь из-за того, что добрые люди изуродовали его.

Вы судите по костюму? Никогда не делайте этого. Вы можете ошибиться, и притом, весьма крупно.

— Трусость — один из самых страшных человеческих пороков.
— Нет, я осмелюсь вам возразить. Трусость — самый страшный человеческий порок.

Самый страшный гнев — гнев бессилия.

Поймите, что язык может скрыть истину, а глаза — никогда!

 

 


Купить книгу «Мастер и Маргарита»

 

Недорогое бумажное издание

Иллюстрированное бумажное издание

Книга в электронном формате

 

 

о любви и самые интересные (Воланда, кота Бегемота и др)

“Мастера и Маргариту” знают абсолютно все, кто хоть раз брал в руки книжку, а те, кто не читали – наверняка, слышали об экранизации данного произведения. Михаил Булгаков работал над этим романом долгие годы, и не зря многие булгаковеды считают именно его гениальнейшим произведением автора. Неоднозначно отзываются об этой книге и читатели, в роман либо влюбляешься с первых строк, либо наоборот, третьего просто не дано – равнодушным произведение не оставляет никого.

Роман написан весьма резко, а потому к публикации в советское время даже допускать такую книгу не хотели. Увидело мир произведение лишь много лет спустя, но, увы, ненадолго – вновь наступит череда запретов. В итоге начнёт свою жизнь заново роман лишь во время Перестройки.

Не влюбиться в произведение – можно, однако остаться без каких-либо эмоций к цитатам, даже если вы не читали роман, совершенно точно – никогда не получится!

Цитаты кота Бегемота

— Со мной едва истерика не сделалась, — добавил кот, облизывая ложку с икрой.

— Я напудрил усы, вот и всё! Другой разговор был бы, если б я побрился! Бритый кот — это действительно уж безобразие, тысячу раз согласен признать это.
… И кот от обиды так раздулся, что казалось, ещё секунда, и он лопнет.

Кадр из фильма Мастер и Маргарита

Штаны коту не полагаются, мессир. Уж не прикажете ли Вы мне надеть и сапоги? Кот в сапогах бывает только в сказках, мессир. Но видели ли Вы когда-нибудь кого-нибудь на балу без галстука? Я не намерен оказаться в комическом положении и рисковать тем, что меня вытолкают в шею!

– А я действительно похож на галлюцинацию. Обратите внимание на мой профиль в лунном свете, – кот полез в лунный столб и хотел ещё что-то говорить, но его попросили замолчать, и он, ответив: – Хорошо, хорошо, готов молчать. Я буду молчаливой галлюцинацией, – замолчал.

Не шалю, никого не трогаю, починяю примус, и ещё считаю долгом предупредить, что кот древнее и неприкосновенное животное.

Цитаты Маргариты

Судьбу мужчины определяют его женщины, всегда есть выбор: или ты выбираешь женщину ? путеводную звезду, или женщину-западню.

У меня кружится голова от всех этих непонятностей…

Нет ничего мучительнее, но и ничего блаженнее, чем после оцепенения возвратиться к жизни.

Кадр из фильма Мастер и Маргарита

Меня охватила грусть перед дальней дорогой. Не правда ли, мессир, она вполне естественна, даже тогда, когда человек знает, что в конце этой дороги его ждёт счастье?

Что бы ни говорили пессимисты, земля всё же совершенно прекрасна, а под луною и просто неповторима.

… даже будучи совершенно свободной и невидимой, всё же и в наслаждении нужно быть хоть немного благоразумной.

Цитаты Воланда

Как же может управлять человек, если он не только лишен возможности составить какой-нибудь план хотя бы на смехотворно короткий срок, ну, лет, скажем, в тысячу, но не может ручаться даже за свой собственный завтрашний день?

Интереснее всего в этом вранье то, что оно — вранье от первого до последнего слова.

Аннушка уже купила подсолнечное масло, и не только купила, но даже разлила. Так что заседание не состоится.

Кадр из фильма Мастер и Маргарита

Мы говорим с тобой на разных языках, как всегда, – отозвался Воланд, – но вещи, о которых мы говорим, от этого не меняются.

Вторая свежесть — вот что вздор! Свежесть бывает только одна — первая, она же и последняя. А если осетрина второй свежести, то это означает, что она тухлая!

Цитаты Коровьева

Свистнуто, не спорю, — снисходительно заметил Коровьев, — действительно свистнуто, но, если говорить беспристрастно, свистнуто очень средне!

Кабы не покер, то жизнь ваша в Москве была бы совершенно несносна.

Нет документа, нет и человека.

Кадр из фильма Мастер и Маргарита

…вовсе не удостоверением определяется писатель, а тем, что он пишет! Почем вы знаете, какие замыслы роятся у меня в голове?

…я позволю себе смелость посоветовать вам, Маргарита Николаевна, ничего и никогда не бояться. Это неразумно.

Цитаты из романа о любви

Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих!

Поймите, что язык может скрыть истину, а глаза — никогда!

Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит.

Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!

В произведении Булгакова переплетается всё: трагедия, философия, сатира, реализм и фантастика, необыкновенный многогранный роман увлекает читателя в мистическую атмосферу новых миров, удерживая в напряжении до последних глав, так и оставаясь воспринятым каждым по-своему. Над загадками сюжета бьются всё новые и новые поколения, а произведение продолжает занимать почетные первые места на книжных полках.

Мастер и Маргарита Цитаты и анализ

«Боги, боги! Что было нужно этой женщине? В этой женщине, в глазах которой всегда мерцала загадочная искорка? Эта ведьма с легким проблеском одного глаза, которая в тот весенний день украсила себя мимозой? знаю «.

Глава 19

Лейтмотив «О боги, боги!» характеристика Пилата и Учителя появляется здесь на языке рассказчика, когда он говорит о несчастьях Маргариты. Использование первого лица единственного числа в последнем предложении здесь делает рассказчика реальным человеком с ограничениями, а не всеведущим, каким он иногда кажется.Тем не менее, упоминание о Маргарите как о ведьме имеет большое значение, поскольку позже она им станет.

«На самом деле, я бы заложил свою душу дьяволу, чтобы узнать, жив он или мертв».

Глава 19

Маргарита говорит это себе, наблюдая, как проходит похоронная процессия Берлиоза. Сразу же рядом с ней на скамейке появляется Азазелло и начинает разговор. Это усиливает тему персонажей, вызывающих собственные судьбы: мысль Маргариты действует как спусковой крючок для вмешательства дьявола в ее жизнь.Это также пророчество, поскольку она соглашается отдать свою душу дьяволу.

«Даже ночью, при лунном свете, мне нет покоя … Почему они меня беспокоили? О, боги, боги …»

Глава 24

Воланд читает вслух этот отрывок из рукописи романа Учителя. Мастер думал, что уничтожил его, сжег, но Бегемот производит копию. Эта цитата важна не только из-за лейтмотива «О боги, боги …», в ней также упоминается лунный свет — еще одна связь между двумя мирами.Сам сатана, читающий эти слова, имеет большое значение, поскольку мир Понтия Пилата существует не только в рукописи Учителя, но и в истории и памяти Воланда.

«Что бы делало ваше добро, если бы не было зла, и как бы выглядела земля, если бы тени исчезли с нее? В конце концов, тени отбрасываются объектами и людьми. Есть тень моего меча. Но есть также тени деревьев и живых существ. Хотели бы вы обнажить землю всех деревьев и всех живых существ, чтобы удовлетворить свою фантазию о радостях в открытом свете? Вы дурак.«

Глава 29

Воланд говорит это Матту Леви, когда ученик Иешуа Га-Ноцри, кажется, просит мира для Учителя. Он имеет в виду, что хотя он, сатана, явно злой, во всем и во всем есть немного тени. Аналогия тени как зла и света как добра является продолжением выдающегося образа солнца во время слушания Иешуа в главе 2.

«О, трижды романтик Мастер, не хочешь ли ты прогуляться с любимым днем ​​под цветущими вишнями, а по вечерам слушать музыку Шуберта? Тебе не приятно будет писать пером? При свечах? Разве ты не хочешь сидеть, как Фауст, над репликой, в надежде создать нового гомункула? Вот твой путь! Твой дом и старый слуга уже ждут тебя.«

Глава 32

Когда Мастер видит, что Пилат наконец может подняться по пути лунного света с Бангой, он спрашивает Воланда, куда им с Маргаритой идти дальше, и эта цитата является ответом Воланда. Он описывает мир, не «свет», а мир, как просил Мэтту Леви. Знаменательно, что Воланд предлагает послушать музыку Франца Шуберта (1797-1828), известного австрийского композитора-романтика. Он положил на музыку несколько стихотворений Гете, в том числе одно из произведений «Фауст». Шуберт страдал депрессией, а меланхолия и самоубийство — темы, которые он часто использовал в своей музыке.

«Но страшнее всего не палач, а неестественный свет во сне, исходящий из облака, которое кипит и падает на землю, как всегда в моменты мировой катастрофы».

Эпилог

Поведение погоды объясняется в эпилоге, когда Ивану снится казнь Йеши Га-Ноцри. Это описание облака, которое накрыло город во время казни, но облако также охватило землю, когда Маргарита и Мастер ушли вместе с Воландом и его дружками.На протяжении всего романа бури бушуют в моменты кульминации отдельных персонажей, и Булгаков дает это объяснение в Эпилоге.

«Снова и снова, следственная комиссия должна оправдывать должное правосудие. Она сделала все возможное, чтобы не только поймать преступников, но и объяснить все, что они сделали. И действительно, все объяснили, и объяснения должны быть признаны и разумно, и неопровержимо «.

Эпилог

Это отчет рассказчика о выводах следственной комиссии по событиям романа.Он полон иронии, поскольку и рассказчик, и читатель знают, что выводы обмана и недопонимания неверны. Этот абзац перекликается с ироническим тоном, с которым рассказчик описывает действия следователей на протяжении всего романа, а также действия тайной полиции. Это комментарий к Советской России, в которой жил Булгаков, где странные события скрывались, и было незаконным подвергать сомнению выводы следственных комиссий.

.

25 лучших цитат из романа «Мастер и Маргарита». Стр. 1

Непревзойденные цитаты культовый роман, полный приключений, загадок, иронии и бесконечной мудрости

42612070

Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» — шедевр из самых ярких и загадочных романов в истории русской литературы ХХ века. Книгу можно читать и перечитывать десятки, сотни раз, но никогда полностью не понять. Культовый роман, полный приключений, загадок, иронии и бесконечной мудрости.

Значит, Анна пролила масло, так что это не имеет себе равных 25 цитат из романа «Мастер и Маргарита»:

Кто тебе сказал, что нет света настоящей, верной, вечной любви? !
Мы, как всегда, говорим с вами на разных языках, но то, о чем мы говорим, не меняется.
Бедняк жесток и черств. И все только потому, что хорошие люди его обезображивали.
Трудные люди женщины!
Мужчина без сюрприза внутри, в твоем ящике, неинтересно.
Все хорошо в этом мире построено.
— Маргарите Николаевне деньги не понадобились. Маргарита Николаевна могла купить все, что угодно. Среди друзей мужа попадались интересные люди. Маргарита Николаевна никогда не касалась Примуса. Маргарита Николаевна не знала ужасов совместной жизни в квартире.
— Одним словом … Она была счастлива?
— Ни минуты!
Поймите, что язык может скрыть правду, а глаза — никогда!
Приятно слышать, что вы так вежливо обращаетесь с кошкой.Кошки обычно почему-то говорят «ты», хотя ни у одной кошки не было брудершафта, чтобы никто не пил.
Да, человек смертен, но это было бы так плохо. Плохая новость в том, что он иногда внезапно умирает, вот и вся уловка!
Вы судите по иску? Никогда не делай этого. Можно ошибиться, и к тому же очень большая.
Любящий должен разделить судьбу любимого человека.
Злые люди делают в мире, есть только люди несчастные.
Кирпич ни с того ни с сего никому и никогда на голову не свалится.
Люди есть люди. Они любят деньги, но так было всегда … Человечество любит деньги из того, что они делали, или, если они сделаны из кожи, из бумаги, бронзы или золота. Ну несерьезно … Ну-ну … обычные люди … в общем, напоминают предыдущие … квартирный вопрос только их испортил …
Никогда, не спрашивайте! Ничего не делать, а особенно тем, кто сильнее тебя. Предложите себя и отдайте себе все!
Самое интересное в этом то, что это — ложь от начала до конца.
Все теории согласуются друг с другом. Среди них есть такие, по которым каждому будет дано по вере. Да, свершилось!
Моя драма в том, что я живу с человеком, который мне не нравится, но портить ему жизнь недостойно.
— Трусость — один из самых страшных человеческих пороков.
— Нет, смею спорить. Трусость — самый страшный человеческий порок.
Никогда, не бойся. Это неразумно.
Самый страшный гнев — бессилие гнева.
Расскажу историю.Была на свете одна тётя. И детей у нее не было, и счастья вообще не было. И она сначала заплакала, но потом рассердилась.
Что сделало бы вас добром, если бы не было зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени?
Что бы ни говорили пессимисты, земля все же довольно красивая, но лунная и просто неповторимая.

.

Темы Мастер и Маргарита

Воробей и ласточка, вероятно, являются замаскированным сатаной. В главе 2 «Понтий Пилат» ласточка врывается в колоннаду и, стремительно опускаясь, исчезает за колонной. Пока он летит, Пилат решает, что нет необходимости приговаривать Иешуа к смертной казни. Прямо перед тем, как он продиктовал это своему секретарю, «Крылья ласточки пролетели над головой Игемона; птица устремилась к чаше фонтана и убежала на свободу». Как будто ласточка пытается убедить Пилата не позволить Иешуа умереть за грехи мира, как задумал Бог; это замаскированный дьявол.Читатель должен сделать такой вывод, поскольку Воланд говорит, что он там присутствовал, но он не упоминается как персонаж в его рассказе.

В главе 3, «Седьмое доказательство», воробей появляется, «выскакивая из липы над ними», а Иван настаивает Воланду, что дьявола нет. В этом случае воробей — это знак присутствия дьявола, поскольку Воланд, по сути, стоит прямо там, а Иван отрицает свое существование.

Тема воробья возвращается в главе 18, представляя действия дьявола или присутствие самого дьявола.Кузьмин находит прыгающего на своем столе воробья, но тот не ведет себя нормально. «Бедная птица хромала на левую ногу, явно клоунада и волоча ее, двигаясь синкопом — короче говоря, она танцевала фокстрот под музыку фонографа, как пьяница в баре, так же нагло и дерзко глядя на профессора. провокационно, как мог «.

В главе 10 поведение природы имитирует настроения и взаимодействия персонажей и даже, кажется, действует как сам персонаж. Когда он выходит из театра через сад, «порыв ветра подул песок Варенухе в глаза, как бы предупредить его или преградить ему путь.«Когда Бегемот бьет Варенуху», небо отозвалось эхом грома, «и когда Азазелло также бьет его кулаком, — снова в небе раздался ответный грохот, и на деревянную крышу туалета обрушился ливень». Когда они утаскивали его, «шторм бушевал в полную силу, вода хлынула с грохотом в канализационные отверстия, волны вздымались и пузырились повсюду, дождь хлестал с крыш мимо водосточных труб, пенящиеся реки текли из-под ворот».

Поведение природы по-прежнему отражает настроение Ивана в главе 11.В то время как он беспокоится о том, что не может точно передать события, приведшие к смерти Берлиоза, в отчете: «За окном вода хлынула сплошным слоем. Снова и снова в небе вспыхивали огненные нити, небо трескалось, и палата пациента была залита беспокойным пугающим светом ». Гроза надвигается, и когда он начинает плакать, «грозное облако с бурлящими краями поднялось издалека и покрыло лес». Но после укола он успокаивается:

Лес за рекой вскоре вернулся в прежний вид.Он поднялся до последнего дерева под небом, которое очистилось и вновь приобрело свой глубокий лазурный оттенок. И река успокоилась. Печаль Ивана начала рассеиваться сразу после укола, и теперь поэт лежал спокойно, глядя на радугу, проносящуюся по небу.

В главе 50 погода отражает эмоции персонажей, как и в прошлом; теперь буря, которая собиралась, когда Мэтту Леви просил мира для Маргариты и Мастера, начинает разрушаться. Когда они садятся на лошадей, грозовое облако олицетворяет себя, как это было во время казни Иешуа Га-Ноцри: «Облако бросилось навстречу всадникам, но еще не пролило дождя.«Когда они летят над городом,« Первые капли начали падать ».

Поведение погоды объясняется в эпилоге, когда Ивану снится казнь Йеши Га-Ноцри: «Но страшнее всего не палач, а неестественный свет во сне, исходящий из кипящего облака. и кувыркается на земле, как всегда в моменты мировой катастрофы ».

Роман Мастера отвергается редакцией, критики пишут язвительные рецензии на его «пилатизм».»Поскольку он не может опубликовать роман, в который он вложил всю свою жизнь и всю свою энергию, Мастер впадает в депрессию и попадает в психиатрическую лечебницу. Эта ситуация подрывает цензуру, которая была так широко распространена в отношении авторов в Советском Союзе. в то время как сам Булгаков писал. Это мучило его и ограничивало его творческое вдохновение и карьеру. Таким образом, Мастер является отражением самого Булгакова.

Цензура христианской морали создает дыру в советском обществе, и внешность Воланда заполняет эту дыру.Он и его приспешники пользуются цензурой религии, привлекая к ней внимание.

В главе 13, после того, как Иван описывает Воланда и его взаимодействие с ним Мастеру, Мастер ругает его за то, что он не узнал дьявола. Он восклицает: «Ну, тогда … даже за то лицо, которое вы описали, другие глаза, брови! … Простите меня, но, может быть, вы никогда даже не слышали оперу Фауст ?» Этот намек указывает на сходство между Мастер и Маргарита и Фауст , трагической пьесой, опубликованной в двух частях в 1806 и 1832 годах и считающейся одним из самых важных произведений немецкой литературы.

Опера, на которую ссылается Мастер, может быть одним из двух произведений. Первая возможность была написана Шарлем Гуно. Он основан на пьесе Мишеля Карре « Фауст и Маргарита », основанной на первой части пьесы Гете. Вторая возможность — это опера « Проклятие Фауста », написанная Гектором Берлиозом и впервые исполненная в 1846 году.

В главе 17 следователи спрашивают Василия Степановича, как звали исполнителя из прошлой ночи, и он отвечает, что, возможно, это был Воланд, но это «мог быть Валанд».«Валанд — это немецкая форма Воланда и версия, которая появляется в Faust .

Имя Маргариты напоминает героиню Гретхен, девушку, разрушенную Фаустом. Гретхен — немецкое уменьшительное от Маргарет.

Символ пуделя пронизывает шар Сатаны в главе 23; Маргарита должна носить тяжелое колье с изображением пуделя, а ногой она ставит «подушку с вышитым на ней золотым пуделем». Этот символ является намеком на « Фауст » Гете, в котором дьявол Мефистофель предстает перед Фаустом в виде пуделя.

На протяжении всей книги персонажи используют язык, вызывающий дьявола. Как следствие, с ними неизбежно постигает какое-то ужасное несчастье. Они небрежны в своей речи, но часто она сопровождается преднамеренным игнорированием предупреждения от дьявола или одного из его приспешников. Вскоре выясняется, что Воланд наказывает людей за жадность или нечестность.

В главе 17 проясняется значение использования термина «дьявол» как нецензурного выражения на языке персонажей.Прохор Петрович кричит на Бегемота: «Черт возьми меня!» И в ответ он исчезает, оставляя только свой костюм, действующий независимо от его владельца. Анна Ричардовна говорит Василию Степановичу: «Я всегда, всегда пыталась остановить его, когда он ругался! Черт возьми, черт возьми! Он сделал это сейчас!»

Этот припев, который десять раз встречается в романе как своего рода лейтмотив, представляет собой интерпретацию цитаты из оперы Джузеппе Верди « Аида ». Эту оперу Булгаков знал и любил, и он цитирует ее и в других своих произведениях.Эта фраза является подходящим лейтмотивом, поскольку вопрос о существовании Бога занимает важное место в романе. Он также служит связующим звеном между Учителем и Пилатом, оба из которых часто повторяют его как отражение своего невроза.

Сам рассказчик использует эту фразу в главе 19, говоря о несчастьях Маргариты: «Боги, боги! Что было нужно этой женщине? Эта женщина, в глазах которой всегда мелькала загадочная искорка? Эта ведьма с малейшим забросом в одном лице. Глаз, кто в тот весенний день украсила себя мимозой? Не знаю.«

В Эпилоге рассказчик сообщает, что Иван часто ходит к дому Николая Ивановича, который сидит на скамейке и смотрит на луну, жалея, что не улетел с Наташей. Иван наблюдает за ним и говорит себе: «Боги, боги … Еще одна жертва луны … Да, еще одна жертва, как я …»

Критики, презирающие роман Мастера, обвинили его в «пилатизме», но Сам Мастер и Маргарита пропитан своего рода «пилатизмом». Через смутные связи почти со всеми важными персонажами Пилат пронизывает весь роман.Его мир существует в снах персонажей, в рассказах дьявола, а также в романе Мастера.

Луна — символ, связанный с Пилатом, особенно из-за его неспособности обрести покой в ​​лунном свете (чума, на которую он часто жалуется). Его появление на протяжении всего романа служит намеком на Пилата и наполняет другие миры истории пилатизмом. Например, прямо перед смертью Берлиоза «в последний раз вспыхнула луна, уже расколотая на части».

Сам Булгаков мог иметь родство с Пилатом, так как он получал милость от Сталина, в то время как другие гибли в лагерях смерти.Написание Мастер и Маргарита , вероятно, было для него способом справиться с чувством вины, которое он, возможно, чувствовал.

Поскольку большинство персонажей романа так или иначе связаны с Пилатом, преобладание зла в человеческой природе очевидно. Пилат страдает за свои грехи две тысячи лет, прежде чем, наконец, достиг искупления. Учитель особенно привязан к Пилату в том смысле, что он написал роман полностью о человеке, а также о его характерных особенностях как персонажа, таких как неспособность обрести покой в ​​лунном свете.

Однако Учитель также похож на Иешуа Га-Ноцри в том, что он является жертвой советского общества. Другие персонажи аналогичны Иешуа: Варенуха вскидывает руки, «как будто его распинают», а Фрида «упала на пол, раскинув руки, делая крест».

Воланд и его приспешники используют злые наклонности людей и наказывают их за грехи. Однако большинство персонажей в конце концов в некотором смысле прощаются. Хотя он дьявол, Воланд не изображается как полностью злой человек, и его можно убедить в милосердии и даже согласии.

На протяжении всего романа рассказчик колеблется между тем, чтобы быть всеведущим, и просто неосведомленным наблюдателем. Иногда он знает мысли персонажей слово в слово, в то время как в других случаях он сообщает о вещах, как будто ему неясно их достоверность. Этот прием, вероятно, был предназначен для того, чтобы избежать тем, которые подвергались бы цензуре Советского правительства; например, когда Мастер шепчет только Ивану, что произошло, когда постучали в окно, рассказчик говорит, что только поэт знает, что было сказано.Можно сделать вывод, что Мастер был арестован, но, избегая четкого описания событий, рассказчик симулирует удаление.

На протяжении всего романа определенная музыка часто описывается как сопровождающая важные события. В главе 4, когда Иван бежит к Грибоедову, «из всех окон, всех дверей, всех подъездов, крыш и чердаков, подвалов и дворов доносились хриплые звуки полонеза из оперы « Евгений Онегин ». Этот факт важен, потому что Музыка беспокоит Ивана: «все время своего нелегкого пути его почему-то невыразимо мучил вездесущий оркестр, аккомпанирующий тяжелому бассу, воспевавший его любовь к Татьяне.»Это как если бы он сам был частью истории (что, конечно, так и есть), и ему предоставляется музыкальная партитура, чтобы сопровождать его тоску.

В главе 20, когда Маргарита ожидает телефонного звонка Азазелло, «громовой виртуозный вальс вырвался из открытого окна где-то на другой стороне переулка». Когда она вылетает в окно, «вальс над садом звучит громче», и когда она кричит: «Прощай навсегда! Я ухожу!» она заглушает это своим голосом.

Аллилуйя Винсента Йоманса появляется на протяжении всей истории: он разыгрывается у Грибоедова в главе 5, в доме Кузьмина в главе 18 и на балу сатаны в главе 23.

.

Учебное пособие «Мастер и Маргарита» | Литературный справочник

Краткая биография Михаила Булгакова

Михаил Булгаков был одним из семи детей известного православного богослова Афанасия Ивановича Булгакова и учителя Варвары Михайловны Булгаковой. Заглянув за рамки религиозной среды, в которой он вырос, Булгаков рано проявил интерес к театру и преуспел в своем образовании, особенно его привлекала литература таких писателей, как Гоголь, Пушкин и Достоевский.Булгаков также учился на врача в Киевском университете и вскоре после женитьбы на своей первой жене Татьяне Лаппе служил в Красном Кресте во время Первой мировой войны. Затем он участвовал в Гражданской войне в России, во время которой заболел тифом; болезнь чуть не убила его и заставила отказаться от карьеры врача. В 1919 году Булгаков начал писать для театра, а также оттачивал свое мастерство, сочиняя «фельетоны» — короткие и остроумные сатирические произведения — для газет. Большинство его пьес в 1920-е годы были запрещены к постановке, что сталинские цензоры сочли слишком спорными и провокационными.Однако Сталин обеспечил Булгакова работой в небольшом московском театре и даже лично наслаждался булгаковской «Белой гвардией». Примерно в 1924 году Булгаков снова женился; К концу десятилетия он почти уехал из России, подавленный плохой критикой его работы и непрекращающейся борьбой с советской цензурой. Он женился на своей третьей жене, Елене Шиловской, в 1932 году; она была источником вдохновения для большинства персонажей «Маргариты» в «Мастере и Маргарите». В конце 1930-х Булгаков работал либреттистом и консультантом в Большом театре, но столкнулся с теми же разочарованиями, которые преследовали его прежде.В эти годы он работал над своим «закатом» романа «Мастер и Маргарита», колеблясь между уверенностью в его ценности и безнадежностью. Он умер весной 1940 года от проблем с почками, почти за тридцать лет до того, как этот роман впервые был опубликован (благодаря усилиям Елены).

Исторический контекст Мастер и Маргарита

«Мастер и Маргарита» было для Булгакова рискованной книгой, что в конечном итоге объясняет, почему она не была издана при его жизни.Роман последовательно — и комично — критикует власть и показывает безрассудство государства, оказывающего слишком много мешающего влияния на свой народ. Хотя в тексте никогда открыто не признается, что действие происходит в сталинской России, ключи к разгадке, безусловно, есть. Россия претерпела почти непостижимые изменения во время жизни Булгакова, перейдя от монархической империи в момент его рождения к советской эпохе в момент его смерти. Продолжая коммунистический проект Владимира Ленина, Иосиф Сталин быстро усилил коллективизацию и национализацию российского сельского хозяйства и промышленности, пытаясь дать ответ на успех капитализма в Соединенных Штатах и ​​других странах.В конечном счете, этот подход сверху вниз имел серьезные последствия, поскольку государство достигло предела, а руководство Сталина стало все более и более карательным, что привело к гибели миллионов россиян и к эрозии личной свободы (определенная цель в романе Булгакова). Поскольку цензоры быстро запрещали любую работу, критикующую государство и его руководство, казалось, что в то время вряд ли можно будет опубликовать «Мастера и Маргариту». Когда она, в конце концов, была опубликована после согласованных и решительных усилий третьей жены Булгакова, Елены, книга стала ярким примером того, насколько могущественной и жизненно важной может быть литература.

Другие книги, относящиеся к Мастер и Маргарита

Мастер и Маргарита — это удивительно обширный роман, сочетающий в себе элементы политической сатиры, темной комедии, магического реализма, христианского богословия и философии в единое целое. Его влияния многочисленны, и его собственное последующее влияние распространяется по всему миру. С точки зрения русского влияния, вероятными кандидатами являются фантастический юмор Николая Гоголя и непоколебимая моральная сложность Федора Достоевского. Разделы романа о Понтии Пилате, в которых Пилат борется с виной за одобрение казни Иешуа (Иисуса), демонстрируют глубокое и эрудированное понимание богословия и христианских текстов в целом.Гете «Фауст», в котором жаждущий знаний ученый продает свою душу дьяволу, особенно важен для романа Булгакова и служит своеобразным обрамлением, обеспечивая эпиграф книги. Критики также заметили, насколько книга соответствует принципам меннипейской сатиры, греческой формы, которая с большим удовольствием высмеивала вид и претензии повседневного общества — во многом как Воланд и его банда.

Ключевые факты о Мастер и Маргарита

  • Полное название: Мастер и Маргарита
  • Когда написано: 1928-1940 гг.
  • Где написано: Москва
  • Когда опубликовано: 1967 г.
  • Литературный период: модернизм
  • Жанр: Фэнтези / Фарс / Романс / Сатира
  • Место действия: Россия 20-го века и Ершалаим (Иерусалим) c.30 г. н.э.
  • Кульминация: Бал Сатаны
  • Антагонист: Воланд
  • Точка зрения: всеведущий от третьего лица

Дополнительный кредит для Мастер и Маргарита

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *