Теория игр Эрика Берна
Кирилл Карпенко
Теория игр описана Эриком Берном в книге «Игры, в которые играют люди».
Главный принцип общения
Согласно теории игр, можно сформулировать следующий принцип: любое общение предпочтительнее отсутствия такового. Эксперименты на крысах подтвердили это; наличие контакта благотворно отражалось не только на физическом, умственном и эмоциональном состоянии крыс, но и на их биохимических показателях, вплоть до степени сопротивляемости организма лейкемии. Эксперименты привели к поразительному выводу: на здоровье животных одинаково благотворно сказываются как мягкое поглаживание, так и болезненный электрический удар.
Применительно к людям это означает, например, что, женщина должна получать знаки внимания от своего мужа. И принципиального значения не имеет, в какой форме супруг будет это делать: дарить цветы или устраивать регулярные побои. Ведь бьёт, значит – любит; самое страшное – это полное игнорирование.
Это главное положение теории игр. Вместе с тем оно вызывает наибольшие возражения. Ведь ни один нормальный человек не выберет шипы вместо роз. Это верно. Но дело в том, что далеко не все умеют жить и общаться красиво. Поэтому часто людям приходится выбирать не между розами и шипами, а между шипами и одиночеством. Для многих шипы являются меньшим из двух зол. Лишь очень немногие предпочитают изоляцию дурному обществу.
Зачем нужны игры?
Игры удовлетворяют естественную потребность в структурировании времени. Это означает, что можно не беспокоиться о том, что говорить и что делать после обмена приветствиями.
Теория игр Эрика Берна
Почему игры называются играми?
В межличностных играх обычно нет ничего забавного, они могут быть драматичны и даже иметь фатальный исход. Наиболее существенной чертой игр является их управляемость, наличие правил. Именно поэтому рассматриваемая форма взаимоотношений называется «игрой». Нарушение правил игры почти всегда вызывает протест и недовольство других участников: выход из игры чреват социальным осуждением.
Эрик Берн. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений.Структурный анализ
Для понимания феномена игр необходимо проводить структурный и транзакционный анализ ситуаций взаимодействия. Структурный анализ состоит в выявлении состояния Я, в котором находится человек. Набор этих состояний можно распределить так: 1) состояния Я, сходные с образами родителей; 2) состояния Я, автономно направленные на объективную оценку реальности, и 3) состояния Я, представляющие наиболее архаичные образцы чувств и поведения, зафиксированные в раннем детстве. В обычной речи их именуют Родитель (Р), Взрослый (В) и Ребёнок (Ре), причём эти простые термины используются даже в самых строгих и формальных обсуждениях.
Транзакционный анализ
Сами по себе состояния Я ни хороши, ни плохи, вопрос в том, насколько состояние Я человека в данный момент адекватно состоянию Я партнёра по общению. Этот вопрос решается с помощью транзакционного анализа, основными понятиями которого являются:
а) «поглаживание» — любой акт признания присутствия другого человека, основная единица социального действия;
б) транзакция — обмен «поглаживаниями», основная единица социального взаимодействия;
в) транзакционный стимул — «поглаживание», с которого начинается взаимодействие;
г) транзакционная реакция — ответное «поглаживание»;
д) дополняющая транзакция — соответствие реакции стимулу. Например, человек из состояния Взрослого обращается к состоянию Взрослого партнёра: «Ты не знаешь, где мои запонки?». «На письменном столе», — реакция также направлена от Взрослого Взрослому;
Дополняющая транзакцияе) пересекающаяся транзакция — реакция не соответствует стимулу. Например, на взрослый вопрос о местонахождении запонок следует реакция: «У тебя я всегда во всём виновата» («поглаживание» от Ребёнка Родителю). Или «Почему ты сам не следишь за своими вещами? Ты же уже не ребёнок» («поглаживание» от Родителя Ребёнку).
Математически возможны 72 разновидности пересекающихся транзакций. Но, к счастью, в повседневной жизни и в клинической практике обычно происходят только четыре из них. Это две описанные выше транзакции: первый тип (ВВ-РеР) – реакция переноса; второй тип (ВВ-РРе) – реакция контрпереноса; плюс третий тип (РеР-ВВ) – «раздражительная реакция», когда человек, ожидающий сочувствия, получает вместо неё сухие факты; и четвёртый тип (РРе-ВВ) – «дерзость», когда человек, ожидающий услышать жалобу, получает ответ, который кажется ему наглым и самоуверенным и который заключается в обращении к фактам.
Пересекающаяся транзакцияж) первое правило коммуникации: коммуникация будет осуществляться беспрепятственно, пока транзакции остаются дополняющими; следствие этого правила: пока транзакции остаются дополняющими, коммуникация в принципе может продолжаться неограниченно долго;
з) обратное правило: в случае пересечённой транзакции коммуникация прерывается.
и) скрытые транзакции — в них участвуют одновременно более двух состояний Я. Скрытые транзакции являются основой для юмора, флирта, манипуляций и игр.
Пример манипуляции:
Продавец. Эта лучше, но не уверен, сможете ли вы её себе позволить.
Домохозяйка. Вот её-то я как раз и возьму.
Торговец, как Взрослый, утверждает два объективных факта: «Эта вещь лучше» и «Вы не можете позволить её себе». На видимом, или социальном, уровне оба утверждения адресованы Взрослому домохозяйки, чей ответ от имени Взрослого должен был бы звучать так: «Вы правы в обоих отношениях». Однако скрытый, или психологический, вектор опытного и хорошо подготовленного продавца нацелен на Ребёнка домохозяйки. Правильность этого предположения подтверждается ответом Ребёнка, который, в сущности, говорит: «Независимо от финансовых соображений, я покажу этому высокомерному наглецу, что я не хуже остальных его клиентов». На обоих уровнях транзакции дополняющие, поскольку продавец принимает этот ответ как реакцию Взрослого, решившего совершить покупку.
Пример флирта:
Парень. Приходи в гости: чаю попьём.
Девушка. С удовольствием.
На социальном уровне речь идёт о чаепитии, на психологическом — об интимных отношениях.
Скрытая транзакцияФормы общения
Необходимо видеть место игр в структуре человеческих взаимоотношений и отличать их от других форм общения.
Процедура – это серия простых дополняющих Взрослых транзакций, направленных на изменение действительности. Обычно имеет место на работе.
Ритуал — повторяющаяся серия простых дополняющих транзакций, заданных внешними социальными условиями. Может быть как религиозным, так и светским, например, прослушивание гимна страны.
Времяпрепровождение — серия простых, полуритуальных дополнительных транзакций, сгруппированных вокруг одной темы, целью которой является структурирование определённого интервала времени. Начинается и кончается этот интервал обычно процедурами и ритуалами. Времяпрепровождением обычно занимаются на вечеринках или в период ожидания перед началом официальных встреч и собраний. Времяпрепровождение может принимать форму «болтовни», а может превратиться в более серьёзное, аргументированное обсуждение.
Игра — серия последовательных дополняющих скрытых транзакций, приводящих к чётко определённому предсказуемому исходу. Игры отличаются от процедур, ритуалов и времяпрепровождения двумя важнейшими признаками: 1) скрытыми мотивами и 2) наличием «выигрыша», конечного вознаграждения, ради которого ведётся игра.
Операция — простая транзакция или набор транзакций, предпринятых с определённой, заранее сформулированной целью. Если кто-то откровенно просит утешения и получает его, это операция. Но если кто-то просит утешения, а получив его, тут же обращает его против дающего, это игра.
Близость — спонтанное, свободное от игр чистосердечное поведение человека, который со всею искренностью живёт в настоящем, сознавая происходящее, свободно, воспринимая мир глазами неиспорченного Ребёнка.
Кирилл Карпенко. Игры, в которые играют в школеЗачем знать правила игр?
Практическая значимость анализа игр огромна, поскольку всякая игра имеет свой алгоритм и правила. Если игра деструктивна, её можно разрушить через нарушение правил игры, с помощью пересекающихся транзакций.
Выгоды игр
В ходе игры Водящий получает целый комплекс выгод, которые описываются по схеме:
1. Внутренняя психологическая выгода – заключается в укреплении внутренней психологической стабильности.
2. Внешняя психологическая выгода – избегание тревожных ситуаций или ситуаций близости.
3. Внутренняя социальная выгода – описывается типичной фразой, которая используется в игре с близкими.
4. Внешняя социальная выгода – описывается типичной фразой, используемой при игре не с близкими людьми или при времяпрепровождении, производном от данной игры.
5. Биологическая выгода – получение поглаживаний определённого типа участниками игры.
6. Экзистенциальная выгода – утверждение жизненной позиции, исходя из которой игроки участвуют в данной игре.
Литература
- Эрик Берн. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений.
- Кирилл Карпенко. Игры, в которые играют в школе.
Интерактивные транзакции
Дополняющая транзакция
Пересекающаяся транзакция
Скрытая транзакция
Коммуникация в соцсетях по методу Эрика Берна
Перед разработкой стратегии ответьте на вопрос:в какой форме и о чем бренд будет общаться с ЦА. Чтобы было проще, в статье мы разобрали методику психолога Э. Берна.
КОММУНИКАЦИЯ И ЕЕ ВАЖНОСТЬ
Социальные сети — простой способ быстро и точно донести нужную информацию до ЦА. Эффективно процесс происходит при личной коммуникации. В мире love-брендов для завязывания диалога достаточно пожелать доброго утра. А что делать компаниям, которые тоже хотят разговаривать с аудиторией, но желание это невзаимное? Одно из решений – определить, какого рода отношения будут между вашим брендом и аудиторией, и следовать выбранному типу.
Эрик Берн разработал теорию межличностных отношений, которая идеально вписывается в коммуникационные маркетинговые стратегии.
БЕРН И ЕГО ТЕОРИЯ
Эрик Леннард Берн — американский психотерапевт и психолог, создавший трансакционный анализ. Согласно теории Берна, у человека есть три состояния Я: родитель, взрослый и ребенок.
В зависимости от ситуации активизируется одно из состояний. Оно определяет форму коммуникационного посыла — трансакции. Любая коммуникация предполагает наличие ответа, ответа на ответ и так до бесконечности. Из комбинаций трансакций складываются сценарии, по которым люди начинают действовать — шаблоны/модели поведения.
Эрик Леннард Берн
Бренду важно правильно себя позиционировать, т. е. выбрать, как он будет общаться с аудиторией, и тем самым сформировать модель поведения потребителей. В каком тоне вы хотите общаться с ЦА: быть наравне или демонстрировать опыт и мудрость, веселить или давать советы? Детально анализируйте аудиторию, чтобы создать точную и неконфликтную коммуникацию.
Допустим, вы хотите расширить ЦА, омолодив ее. Тогда говорите с потенциальными покупателями на одном языке, используйте состояние «Ребенок» и обращайтесь к эмоциональной стороне аудитории.
«Во многих отношениях Ребенок — одна из наиболее ценных составляющих личности, так как вносит в жизнь человека то, что настоящий ребенок вносит в семейную жизнь: радость, творчество и очарование», — Э. Берн
БРЕНДЫ И ИХ ПРИМЕРЫ
Мы подобрали несколько примеров, которые, по нашему мнению, можно отнести к разного рода трансакциям.
Трансакция используется для обращения к иррациональной стороне аудитории, для установления или поддержания связи на эмоциональном уровне.
Трансакция представляет бренд ребенком, который хочет донести до аудитории важные вещи сквозь призму детского мировоззрения.
В контексте детского мировосприятия бренд удивляет и цепляет аудиторию, которая привыкла опираться на факты и систематизировать информацию.
Трансакция представляет бренд наставником, который знает интересы аудитории. ЦА доверяет этой коммуникации.
Трансакция представляет бренд как опытного родителя, который готов этим опытом делиться, т. к. понимает свою ЦА и все ее сложности.
Трансакция представляет бренд как сентиментального человека, ведущего коммуникации через чувства и взывающего к ним более сдержанную ЦА.
Трансакция представляет бренд в качестве независимого советчика, способного анализировать поведение ЦА и цеплять ее выявленными тригерами.
Трансакция представляет бренд как рационального человека, готового дать рекомендацию. Бренд обращается к чувствам аудитории, описывая знакомый сценарий.
В этой трансакции бренд взывает к рациональной стороне аудитории, общается с ней на равных.
Транзакционный анализ Берна позволяет брендам выстраивать эффективную коммуникацию. Определяя заранее ее формат, маркетологи предугадывают поведение аудитории. Из постоянных единообразных (один тон, одна идея) коммуникаций собирается имидж бренда. Аудитория привыкает к выбранному формату, знает, чего ожидать от бренда. Растет лояльность, вовлеченность и количество диалогов.
ЧИТАЙ ТАКЖЕ
Гайд по продвижению мобильных приложений
В темной-темной комнате: 5 видеоисторий брендов к Хэллоуину
LinkedIn: возможности сети и кейсы транснациональных брендов
Теория и терапия транзактного анализа: Эрик Берн
Трансактный анализ (ТА) — это психоаналитическая теория и метод терапии, разработанный Эриком Берном в 1950-х годах. Транзакции относятся к коммуникационным обменам между людьми.
Во время разговора с кем-либо человек, начинающий общение, дает «транзакционный стимул», а затем человек, получающий этот стимул (или сообщение связи), дает «транзакционный ответ».
Анализ транзакций — это метод, используемый для анализа этого процесса транзакций в общении с другими. Это требует от нас осознания того, что мы чувствуем, думаем и ведем себя во время взаимодействия с другими людьми.
ТА признал, что человеческая личность состоит из трех «состояний эго»; каждое из которых представляет собой целую систему мыслей, чувств и поведения, посредством которых мы взаимодействуем друг с другом. Эго-состояния Родителя, Взрослого и Ребенка и взаимодействие между ними составляют основу теории транзактного анализа.
Транзакционные аналитики обучены распознавать, из каких эго-состояний люди совершают трансакции, и следовать транзакционным последовательностям, чтобы они могли вмешиваться и улучшать качество и эффективность коммуникации.
Содержание
Как был разработан трансактный анализ?
Эрик Берн основал TA в конце 1950-х. Эрик Берн родился в Канаде в 1910 году и умер в 1970 году; его область знаний уходит корнями в психоанализ.
Его идеи для ТА развились из психоаналитической теории Зигмунда Фрейда о том, что детские переживания сильно влияют на нашу взрослую жизнь и являются основой для развития нашей личности и психологических или эмоциональных проблем, от которых мы страдаем.
Точно так же Берн полагал, что наш детский опыт, особенно то, как нас воспитывают, влияет на развитие трех наших эго-состояний (Родитель, Взрослый и Ребенок).
Затем это может бессознательно заставить нас воспроизводить те же отношения и поведение, которые наши родители имели по отношению к нам, кому-то другому во время разговора или реагировать на общение и взаимодействие с прошлыми детскими тревогами и эмоциями.
Эрик Берн предположил, что дисфункциональное поведение является результатом самоограничивающих решений, принятых в детстве в интересах выживания. Кульминацией таких решений является то, что Берн назвал «жизненным сценарием» — предсознательным жизненным планом, который управляет тем, как проживается жизнь.
Изменение жизненного сценария является целью психотерапии трансактного анализа. Замена насильственных организационных или социальных сценариев совместным ненасильственным поведением является целью других приложений транзактного анализа.
С тех пор как Берн создал ТА, другие психотерапевты и психологи дополнили ее, развивая теорию и ее терапевтические приложения, такие как Томас Харрис и Клод Штайнер.
Эго-состояния
ТА считает, что у нас есть три разных состояния или способа бытия во время взаимодействия, а именно; детское эго-состояние, родительское эго-состояние и состояние взрослого (Берн, 1957).
То, в каком состоянии мы находимся во время взаимодействия, зависит от нескольких факторов, таких как то, как мы были приучены действовать или реагировать с детства, какие-либо прошлые травмы, которые теперь заставляют нас действовать определенным образом во время определенных взаимодействий или ситуаций. , и как другой человек, с которым мы взаимодействуем, обращается с нами / в каком эго-состоянии он находится, когда разговаривает с нами.
Взаимодействие с кем-то из состояния ребенка или родительского режима часто является стандартной или бессознательной реакцией, которая используется, и требуется сознательное осознание, чтобы иметь возможность вернуться во взрослый режим и вместо этого взаимодействовать из этого места.
Дочернее состояние
Есть два подразделения дочернего состояния; Адаптированный ребенок и свободное детское эго-состояние. Это когда мы взаимодействуем и реагируем на кого-то, основываясь на нашей прошлой обусловленности внутренних эмоций, переживаемых в детстве, поэтому, когда мы возвращаемся к нашим мыслям и чувствам, когда мы были детьми.
Детское эго-состояние строится на любых подкреплениях, которые нам давали в детстве, как положительных, так и отрицательных, чтобы вести себя или не вести себя определенным образом, что до сих пор обуславливает и влияет на наши взаимодействия сегодня.
Адаптированное детское состояние приспосабливается и действует в соответствии с желаниями других, чтобы доставить им удовольствие и показаться хорошим и любимым. Тем не менее, у него также есть мятежная сторона, когда он сталкивается с предполагаемым конфликтом и вызывает реакцию сопротивления, враждебности и эмоциональной реактивности.
Эго-состояние свободного ребенка может быть творческим, спонтанным, игривым и поиском удовольствий.
Родительское государство
Есть два подразделения родительского государства; Критическое/контролирующее родительское состояние и заботливое родительское состояние. Это модели поведения и мышления, которым нас научили наши прошлые взаимодействия с родителями и другими авторитетными лицами (учителями, бабушками и дедушками и т. д.).
Берн считал, что наш опыт в течение первых пяти лет жизни способствовал формированию родительского эго-состояния. В этом состоянии содержится множество суждений о том, каким является кто-то или что-то, то есть это то состояние, в котором мы обнаруживаем, что у нас есть много «должен» и «не должен» в отношении чего-то.
Люди находятся в этом состоянии, когда они реагируют на ситуацию и действуют исходя из своей обусловленности, копируя то, как их родители (или другая авторитетная фигура) относились к ним и другим, вместо того, чтобы заново анализировать каждую ситуацию здесь и сейчас.
Это когда мы используем авторитетный голос по отношению к кому-то. Критически настроенный родитель выражает неодобрение резким и, возможно, агрессивным образом. Напротив, заботливый родитель пытается взять ситуацию под свой контроль более спасительным способом, пытаясь успокоить других, что может быть очень неуместным при разговоре с другими взрослыми, а не с детьми.
Взрослое состояние
В отличие от двух других, взрослое состояние не имеет подразделений. Взрослое состояние взаимодействует с людьми и их окружением здесь и сейчас, а не из-за прошлой обусловленности или того, как другие люди сказали им быть.
В этом состоянии человек более открыт, более рационален и менее скор на резкие суждения о ситуации или человеке.
Когда общение происходит во взрослом состоянии, мы с большей вероятностью будем проявлять уважение, идти на компромиссы, полностью слушать других и вести более здоровое социальное взаимодействие.
Как состояния эго взаимодействуют и влияют на общение?
Три состояния ребенка, родителя и взрослого влияют на то, как мы получаем, воспринимаем и реагируем на информацию или сообщения от кого-либо.
Берн заметил, что людям нужны поглаживания, единицы межличностного узнавания, чтобы выжить и процветать. Понимание того, как люди дают и получают положительные и отрицательные поглаживания, а также изменение нездоровых моделей поглаживаний, являются важными аспектами работы в транзакционном анализе.
Трансакционный анализ считает, что общение/транзакции между взрослыми ведут к наиболее эффективному и здоровому общению, а значит, к отношениям с другими.
Различные типы транзакций, приведенные ниже, объясняют, как взаимодействуют друг с другом взаимодействия из различных эго-состояний.
Дополнительные транзакцииВажно отметить, что хотя фраза «дополнительные транзакции» звучит положительно, это не обязательно означает, что этот тип общения всегда является здоровым общением.
Дополнительная транзакция имеет место, когда линии между эго-состоянием отправителя и получателя параллельны (что видно на изображении справа).
Это означает, что в каком бы эго-состоянии ни находился отправитель, его сообщение достигает или воздействует на желаемое эго-состояние получателя, поэтому получатель реагирует таким образом, что дополняет эго-состояние отправителя, а не бросает ему вызов.
Когда эта взаимодополняющая транзакция происходит из состояния «взрослый-взрослому», считается, что это лучший тип общения, поскольку он уважителен и уменьшает количество конфликтов.
Когда дополнительная транзакция происходит из эго-состояния ребенка и принимается и на нее отвечает эго-состояние заботливого родителя, это также помогает уменьшить конфликты и создать определенную степень гармонии во взаимодействии; однако вы можете понять, почему это не обязательно будет лучшей формой взаимодействия на рабочем месте между двумя взрослыми.
Или, например, в браке, если один из партнеров беспокоится о каком-то событии, другой может взять на себя более заботливое родительское состояние, чтобы успокоить и поддержать его, и это здорово; однако, если это основной способ общения между ними, то со временем это вызовет напряжение и будет довольно утомительным.
Перекрестные транзакцииПерекрестные транзакции — это когда эго-состояния двух взаимодействующих людей не совпадают, когда эго-состояние отправителя не достигает желаемого или предполагаемого эго-состояния респондента; таким образом, они реагируют на отправителя противоречивым образом (что видно по перекрещенным стрелкам на изображении справа).
В перекрестной транзакции требуется, чтобы один или оба человека во взаимодействии изменили эго-состояния, чтобы общение могло продолжаться.
Примером этого может быть случай, когда покупатель пришел к вам с жалобой на свою недавнюю покупку, используя очень уничижительные выражения, делая вывод, что эта ошибка была совершена намеренно, и говоря вам, что он собирается пожаловаться на вас.
Они говорят с вами из своего критического родительского состояния, намереваясь затем ответить из эго-состояния вашего ребенка, например, очень извиняясь, умоляя их не сообщать о вас и отвечая всем, что укрепляет их авторитет в ситуации.
Однако, если бы вместо этого вы ответили из своего взрослого или родительского состояния, это вызвало бы перекрестную транзакцию, и кому-то затем пришлось бы изменить свое эго-состояние, чтобы приспособиться к этому, чтобы общение могло продолжаться.
ТА считает, что если вы отвечаете из своего взрослого состояния, более вероятно, что отправитель также сможет вернуться в свое взрослое состояние, чтобы приспособиться к несоответствию в некомплиментарных состояниях эго, что приводит к транзакциям от взрослого к взрослому, что более здорово. и более уважительно.
Скрытые транзакцииСкрытые транзакции — это когда отправитель внешне передает получателю сообщение, которое звучит так, как будто оно приходит из его взрослого состояния во взрослое состояние получателя.
Однако на самом деле существует скрытое скрытое сообщение, переданное из дочернего или родительского состояния отправителя с намерением быть полученным дочерним или родительским состоянием отправителя. Таким образом, два сообщения отправляются одновременно. Это может быть сделано сознательно или бессознательно отправителем.
Этот тип взаимодействия выделен на изображении пунктирной линией. Примером этого может быть, если чей-то учитель или друг сказал: «Вы можете изучать предметы, которые приведут вас к тому, чтобы стать врачом; однако это очень сложно и требует большого интеллекта».
Использование языка предполагает уважительное общение между взрослыми с тонким предупреждением; тем не менее, они могли сказать это с намерением спровоцировать мятежное детское эго получателя, чтобы они могли подумать: «Я покажу вам, что я также очень умный и могу стать врачом», и, таким образом, усерднее учиться.
Три различных коммуникативных процесса определяются не только вербальным языком и словами. Он также включает в себя тон голоса, язык тела и выражение лица.
Как трансактный анализ используется в терапии?
Общая цель или мотив ТА-терапии – укрепить взрослое состояние клиента. Это делается с помощью умелых вопросов и инструментов, позволяющих понять, что заставляет клиента переходить в режим родительского или детского эго, и, таким образом, выработать полезные стратегии, которые можно использовать в эти моменты, чтобы вместо этого оставаться во взрослом состоянии (Берн, 19).58).
TA считает, что наш детский опыт, особенно от рождения до пяти лет, сильно влияет на наше поведение и наши реакции в социальных взаимодействиях, поэтому большое значение придается нашему воспитанию и тому, как нас воспитывали.
Этот процесс также называется анализом сценариев, который анализирует и исследует наши сценарии, сформированные в детстве. Сценарии — это бессознательно созданные убеждения и представления о себе, других и мире, которые мы разработали, чтобы осмыслить нашу внутреннюю и внешнюю среду на основе раннего опыта и взаимодействий.
Во время анализа сценария будут исследованы любые положительные или отрицательные подкрепления, которые нам давали в детстве, чтобы вести себя или не вести себя определенным образом, наряду с жизненными сообщениями, которые мы давали, например, «только удачливые люди становятся богатыми» или «вы должны страдать, чтобы добиться успеха».
Кроме того, будут проанализированы более тонкие сообщения, которые мы получали, когда росли (называемые судебными запретами), например, всегда говорят молчать, когда ваши родители разговаривают с друзьями, что может запечатлеть убеждение «никто не хочет меня слышать» или «то, что я хочу сказать, на самом деле не имеет значения», они будут изучены в терапии вместе с тем, как они в настоящее время влияют на наши взаимодействия сейчас.
Родительская, взрослая и дочерняя диаграмма, или «структурная диаграмма», как назвал ее Берн, является полезным инструментом, который практикующие ТА используют в качестве полезного наглядного изображения, помогая клиентам понять три состояния, которые они имеют внутри себя.
Это влияет на их поведенческие и социальные взаимодействия и помогает им увидеть, как три состояния взаимодействуют друг с другом в определенных ситуациях и с конкретными людьми, с которыми они общаются.
ТА можно использовать в краткосрочной терапии, в краткосрочной, ориентированной на решение, или в более глубокой долгосрочной перспективе, чтобы лучше понять наш бессознательный мир, улучшить наши отношения с другими и уменьшить количество конфликтов. .
ТА универсален и может использоваться в индивидуальной психотерапии, психотерапии пар и семейном консультировании. Другим практикам также может быть полезно подать заявку на работу с клиентами, такими как медсестры и учителя, и даже в таких отраслях, как обучение бизнесу или продажам.
Текущие исследования транзакционного анализа
Текущие исследования ТА кажутся многообещающими в плане их способности улучшать отношения и уменьшать конфликты, повышать индивидуальную удовлетворенность жизнью, включая самооценку, а также показывают ее эффективность в помощи людям на работе во время их взаимодействия с клиентами .
Ниже приведены некоторые из этих исследований и их результаты; больше исследований по ТА можно найти в Интернете.
Nayeri, Lotfi, & Noorani (2014) провели сеансы группового трансактного анализа для 15 пар. Пары посетили восемь занятий, каждое по 90 минут.
Пары изначально имели очень низкие оценки уровня близости. При повторном тестировании после 8 сеансов ТА они показали значительное повышение уровня близости между каждыми 15 парами. Это увеличение оставалось стабильным при повторном тестировании через три месяца.
Это говорит о том, что ТА является хорошим образовательным и терапевтическим инструментом, помогающим улучшить близость и связь в романтических отношениях.
Аналогично, Alkasir et al. (2017) провели 8 сеансов ТА с 20 замужними женщинами и обнаружили, что после восьми сеансов значительно снизились сообщения о семейных разладах, конфликтах и поведении, ориентированном на контроль, включая экономический контроль, запугивание и эмоциональный контроль.
Восемь сеансов привели к увеличению супружеской близости и удовлетворенности, и участники сообщили, что смогли применить навыки и знания, полученные на сеансах ТА, также и в других сферах своей жизни.
В исследовании Saberinia & Niknejadi (2019) 15 матерям детей с оппозиционно-дефицитным расстройством были назначены восемь еженедельных 90-минутных сеансов ТА, которые значительно улучшили их отношения с детьми, сводя к минимуму конфликты и прекращая любые «игры». между ними, поскольку взаимодействия происходили бы чаще из состояний взрослый-взрослый.
Исследования также показывают, что ТА может помочь матерям воспитывать своих детей в более здоровом авторитарном родительском стиле, а не в авторитарном и вседозволенном (относительно трех стилей воспитания по Баумринду).
Это означает, что они лучше контролируют свои эмоции и реакции и могут общаться со своими детьми с позиции взрослых, а не участвовать в конфликтах и ругать их, что может привести к улучшению самочувствия детей (Егбали, Мусави и Хакима, 2017).
Было показано, что проведение восьми еженедельных 90-минутных сеансов ТА повышает уровень самооценки заключенных при тестировании 35 заключенных с помощью теста на самооценку перед началом сеансов и повторно после восьми сеансов (Torkaman et al., 2020).
Наконец, исследование показало, что знание теории ТА, эго-состояний и типов транзакций может помочь психиатрическим медсестрам более эффективно общаться и взаимодействовать со своими пациентами, что приводит к тому, что пациенты чувствуют себя более расслабленными и лучше реагируют на лечение. (Эртем и Экер, 2016).
Критическая оценка
Преимущества- Первое преимущество ТА заключается в том, что Берн создал его с намерением сделать его простым и понятным. Это позволяет неспециалисту понять теорию и ознакомиться с ее механизмами и тем, как социальные взаимодействия в их жизни принимают ту форму, которую они принимают.
- ТА помогает людям получить более глубокое представление о своем поведении, реакциях, мыслях и эмоциях, о которых они, возможно, не знали раньше, обеспечивая им более глубокое самосознание.
- Еще одним преимуществом ТА является то, что она помогает улучшить коммуникативные навыки и отношения с другими людьми, уменьшая при этом конфликты, и эти преимущества подтверждаются текущими исследованиями.
- И последнее преимущество заключается в том, что ТА может применяться ко многим социальным средам/взаимодействиям и ко многим типам отношений. Например, работа, отношения или взаимодействие между коллегами и менеджерами, взаимодействие учителей и учеников в школах, романтические отношения/брак, семьи, отношения между родителями и детьми, трудные клиенты на работе во всех отраслях и т. д. Это очень универсальная теория.
- Недостатком ТА является то, что он требует от кого-то хорошей степени самосознания и способности смотреть и замечать собственное поведение, эмоции и модели мышления; некоторые клиенты или люди могут не иметь такой возможности.
- ТА требует от клиента желания и мотивации взять на себя ответственность за свои проблемы и поведение, поэтому ТА может подходить не всем.
- ТА был первоначально создан Берном, чтобы быть простым и легким для понимания, таким образом, более доступным для среднего человека, однако, с более поздними психотерапевтами и психологами, дополнившими эту теорию, она усложнилась, потеряв некоторые из изначально задуманных упрощений. природа.
Алкасир Э., Джафарян Дехкорди Ф., Мохаммадхани П., Сулеймани Сефат Э. и Атадохт А. (2017). Эффективность группового тренинга по транзакционному анализу в снижении контролирующего поведения супругов в супружеских конфликтах. Иранский реабилитационный журнал, 15 (1), 57-64
Берн, Э. (1957). Эго-состояния в психотерапии. Американский журнал психотерапии, 11 (2), 293-309.
Берн, Э. (1958). Трансакционный анализ: новый и эффективный метод групповой терапии. Американский журнал психотерапии, 12 (4), 735-743.
Эгбали, М., Мусави, С.В., и Хакима, Ф. (2017). Эффективность транзакционного анализа стилей воспитания матерей. Journal of Family Psychology, 3 (2), 17-26
Ertem, M, Y., & Eker, F. (2016). Терапевтический подход в психиатрическом сестринском деле: транзакционный анализ. Анналы клинических и лабораторных исследований, 4 (1:56)
Найери, А., Лотфи, М., и Нурани, М. (2014). Эффективность группового тренинга транзакционного анализа на близость в парах. Procedia – Социальные и поведенческие науки. 152 , 1167-1170
Сабериния, С., и Никнеджади, Ф. (2019). Эффективность трансактного анализа отношений между родителями и детьми у матерей детей с оппозиционно-вызывающим расстройством. Журнал нейропсихофизиологии им. Авиценны. 6 (2), 83-90
Торкаман, М., Фарохзадян, Дж., Мири, С., Пураболи, Б. (2020). Влияние транзакционного анализа на самооценку женщин-заключенных: клиническое исследование. BMC Psychology, 8 (3)
Описание транзактного анализа и игр доктора медицины Эрика Берна
Ниже приводится вводное описание транзактного анализа. Он предназначен для понимания непрофессионалом и написан примерно с тем же уровнем сложности, который Берн использовал для Games People Play 9.0228 .
Психоанализ до Эрика Берна
Хотя до Эрика Берна существовало множество теорий, пытавшихся объяснить человеческое поведение, наиболее часто цитируемой и известной является работа Зигмунда Фрейда. Фрейд появился в начале 20 века со своими теориями о личности. Фрейд считал, что личность состоит из трех компонентов, и все они должны работать вместе, чтобы производить наше сложное поведение. Этими тремя компонентами или аспектами были
Еще один ученый, чей вклад повлиял на доктора Берна в его разработке трансактного анализа, — это доктор Уайлдер Пенфилд, нейрохирург из Университета Макгилла в Монреале.
Пенфилд проводил эти и подобные эксперименты на протяжении многих лет. Некоторые из ключевых выводов, к которым он пришел и которые впоследствии повлияли на Берна при разработке транзактного анализа, включают:
Человеческий мозг во многом действует как видеокамера, живо записывающая события. Хотя это событие не обязательно может быть сознательно восстановлено владельцем, оно всегда существует в мозгу.
И событие , и чувства, испытанные во время этого события , хранятся в мозгу. Событие и чувства связаны друг с другом, и ни одно из них не может быть воспроизведено без другого.
Когда человек воспроизводит свои переживания, он или она может воспроизводить их в такой яркой форме, что человек снова испытывает те же эмоции, которые он или она испытывал во время реального переживания. Или, как сказал ученик Берна Томас А. Харрис «Я не только помню, что я чувствовал, я чувствую то же самое сейчас» 2
Люди могут существовать в двух состояниях одновременно. Люди, воспроизводящие определенные события, могут испытывать эмоции, связанные с этими событиями, но в то же время они также могут объективно говорить о событиях.
Эти вклады Пенфилда и Фрейда, а также многие другие, были использованы Берном при разработке его теорий транзактного анализа и игр.
Определения транзакций
Прежде чем Берн впервые опубликовал свои теории транзактного анализа, он потратил годы на формулирование основы этого подхода. Ключом к этой методологии была трансакция — фундаментальная единица социального взаимодействия. Берн также определил поглаживание – фундаментальную единицу социального действия (поглаживания более подробно обсуждаются далее в этой статье).
Многие критические замечания в адрес «науки» (или ее отсутствия), стоящей за психотерапией, заключались в том, что не было основной единицы для изучения, измерения и классификации. Например, атомная теория Джона Дальтона произвела революцию в изучении химии; без атома как фундаментальной единицы развитие химии как науки шло бы медленно или вообще не шло бы. Выявив и определив транзакцию, Берн предоставил психотерапевтическим наукам «атом», необходимый для проведения строгого анализа.
Хотя Берн определил транзакции задолго до публикации Games People Play , его описание транзакций в Games наиболее понятно:
«Единица социального взаимодействия называется транзакцией. Если два или более человека встречаются друг с другом… рано или поздно один из них заговорит или даст какой-то другой знак, что признает присутствие других. Это называется транзакционным стимулом . Затем другой человек скажет или сделает что-то, что каким-то образом связано со стимулом, и это называется
транзакционный ответ. “ 3
Этим определением д-р Берн определил базовую единицу анализа. На самом простом уровне транзактный анализ представляет собой метод изучения взаимодействия между людьми. Путем определения и стандартизации одного устройства было легко облегчить разработку и продвижение этой теории. Психотерапевты смогли прочитать о теориях Берна и проверить их на своей практике. Доктор Томас Харрис заявил в Я в порядке – Вы в порядке что в трансактном анализе «мы нашли новый язык психологии».
Следует отметить, что этот подход сильно отличался от подхода Фрейда. В то время как Фрейд и большинство других психотерапевтов использовали довольно упрощенный подход, расспрашивая пациента о себе, Берн использовал альтернативный подход к терапии. Берн считал, что терапевт может узнать, в чем проблема, просто наблюдая за тем, что было сообщено (словами, языком тела, выражением лица) во время транзакции. Поэтому вместо того, чтобы напрямую задавать пациенту вопросы, Берн часто наблюдал за пациентом в группе, отмечая все транзакции, которые происходили между пациентом и другими людьми.
Три эго-состояния Берна
Помимо анализа взаимодействий между людьми, транзактный анализ также включает идентификацию эго-состояний , стоящих за каждой транзакцией. Берн определил состояние эго как «постоянный паттерн чувств и переживаний, непосредственно связанный с соответствующим устойчивым паттерном поведения». 4
Как практикующий психиатр в Кармеле, Калифорния, в начале 1950-х годах в Берне лечили сотни пациентов.
На одной из консультационных сессий Берн лечил 35-летнего юриста. Во время заседания адвокат (мужчина) сказал: «На самом деле я не юрист; Я всего лишь маленький мальчик». Но за пределами офиса доктора Берна этот пациент был успешным, энергичным адвокатом. Позже, на их заседаниях, адвокат часто спрашивал доктора Берна, с кем он разговаривал: «с адвокатом или с маленьким мальчиком». Берн был заинтригован этим, так как он видел, как один человек демонстрирует два «состояния бытия». Берн начал называть эти два состояния «Взрослый» и «Ребенок». Позже Берн определил третье состояние, которое, по-видимому, отражало то, что пациент наблюдал у своих родителей, когда был маленьким. Берн называл это «родителем». Когда Берн затем обратился к другим своим пациентам, он начал замечать, что эти три состояния эго присутствовали во всех из них. Когда Берн убедился в этой теории, он представил их в статье 1957 года — за год до того, как он опубликовал свою основополагающую статью, посвященную транзакционному анализу.
Берн окончательно определил три эго-состояния как: Родитель, Взрослый и Ребенок . Следует внимательно отметить, что описания этих эго-состояний НЕ обязательно соответствуют их общепринятым определениям, используемым в английском языке.
Прежде чем описывать каждое из трех состояний эго, важно отметить, что они фундаментально отличаются от Эго, Ид и Суперэго Фрейда. Берн описывает это лучше всего, когда он пишет в Transactional Analysis in Psychotherapy:
«Будет продемонстрировано, что Родитель, Взрослый и Ребенок — это не концепции, подобные Суперэго, Эго и Ид, или юнгианские конструкции, , а феноменологические реальности. . » 5 Другими словами, эго-состояния Фрейда — это ненаблюдаемые, теоретические состояния; но три эго-состояния Берна могут быть подтверждены наблюдаемым поведением.
Ниже приведены подробные описания трех эго-состояний:
Родитель — Родитель представляет собой массивную коллекцию записей в мозгу внешних событий, пережитых или воспринятых приблизительно в первые пять лет жизни. Поскольку большинство внешних событий, переживаемых ребенком, являются действиями родителя, эго-состояние было названо Родителем. Обратите внимание, что события, воспринимаемые ребенком от лиц, НЕ являющихся родителями (но часто играющих родительские роли), также записываются в Родитель. Когда транзактные аналитики говорят об эго-состоянии Родителя (в отличие от биологического или приемного родителя), оно пишется с большой буквы. То же самое касается двух других состояний (взрослый и ребенок).
Примеры записей в родительском элементе:
«Никогда не разговаривай с незнакомцами»
«Всегда жуйте с закрытым ртом»
«Посмотрите в обе стороны, прежде чем перейти улицу»
Стоит отметить, что при записи этих событий у маленького ребенка нет возможности фильтровать данные; события записываются без вопросов и без анализа. Можно считать, что эти события навязаны ребенку.
Есть и другие данные, переживаемые ребенком, которые не записаны в Родителе. Это записано во Взрослом, который будет вскоре описан.
Ребенок – В отличие от Родителя, Ребенок представляет записи в мозгу внутренних событий, связанных с внешними событиями, которые воспринимает ребенок. Другими словами, в Ребенке хранятся эмоций или чувств , которые сопровождали внешние события. Как и в Родителе, записи в Ребенке происходят от рождения до возраста примерно 5 лет.
Примеры записей в Ребёнке включают:
Взрослый — Взрослый — это последнее эго-состояние. Ближе к году ребенок начинает проявлять крупную двигательную активность. Ребенок узнает, что он или она может контролировать чашку, из которой можно пить, что он или она может схватить игрушку. В социальных условиях ребенок может играть в прятки.
Это начало Взрослого в маленьком ребенке. Данные взрослых вырастают из способности ребенка видеть то, что отличается от того, что он или она наблюдал (Родитель) или чувствовал (Ребенок). Другими словами, Взрослый позволяет молодому человеку оценивать и подтверждать данные Ребенка и Родителя. Берн описывает Взрослого как человека, «в основном занятого преобразованием стимулов в фрагменты информации, а также обработкой и хранением этой информации на основе предыдущего опыта» 9.0285 6 Другими словами, Харрис описывает Взрослого как «компьютер, обрабатывающий данные, который принимает решения после обработки информации из трех источников: Родителя, Ребенка и данных, которые взрослый собрал и собирает» 7
Одной из ключевых функций Adult является проверка данных в родительском элементе. Пример:
«Вау. Это действительно правда, что ручки кастрюль всегда должны быть повернуты в печку, — сказала Салли, увидев, как ее брат обжегся, когда схватился за ручку кастрюли, торчащую из плиты.
В этом примере Взрослый Салли пришел к выводу, что данные в ее Родителе верны. Ее Родителя учили «всегда поворачивать ручки кастрюль к плите, иначе можно обжечься». И, проанализировав опыт своего брата, ее Взрослый пришел к выводу, что это действительно правильно.
Пытаясь объяснить транзактный анализ более широкой аудитории, д-р Томас Харрис разработал следующее резюме. Хотя это очень хороший инструмент для изучения новичками, имейте в виду, что это чрезвычайно упрощенный подход, который может привести к «отуплению» транзакционного анализа. Резюме таково:
Родитель – обученная концепция
Ребенок – прочувствованная концепция
Взрослый – усвоенная концепция
Более полное понимание эго-состояний Берна можно получить, проконсультировавшись с Играми, в которые люди играют или Трансактный анализ в психотерапии , оба написаны доктором Бёрном. Берн. Информацию об обеих этих книгах можно найти на странице «Библиография».
Анализ транзакций
Когда общаются два человека, один человек инициирует транзакцию с транзакционный стимул (см. выше раздел «Определение транзакций» для определения транзакционного стимула). Человек, на которого направлен стимул, ответит транзакционной реакцией . Простой транзактный анализ включает в себя определение того, какое эго-состояние направило стимул и какое эго-состояние другого человека вызвало реакцию.
По словам доктора Берна, простейших транзакций происходят между эго-состояниями Взрослых. Например, хирург обследует пациента, и на основании данных перед ним/ней его/ее Взрослый решает, что следующим необходимым инструментом будет скальпель. Взрослый хирурга протягивает руку, давая медсестре транзакционный стимул. Взрослый медсестры смотрит на руку и, основываясь на предыдущем опыте, делает вывод, что нужен скальпель. Затем медсестра вкладывает скальпель в руку хирурга.
Но не все транзакции выполняются таким образом. Некоторые трансакции включают состояния эго, отличные от состояния Взрослого.
Структурная схема
Это приводит нас к транзакциям Родитель-Ребенок, которые почти так же просты, как транзакции Взрослый-Взрослый. Цитируя доктора Берна из игры «Игры, в которые играют люди »: «Ребенок в лихорадке просит стакан воды, и заботливая мать приносит его». 8 При этом Дитя маленького ребенка направляет запрос Родителю своей матери. Родитель матери признает эти раздражители, а затем дает воду ребенку. В этом примере запрос маленького ребенка является стимулом, а родитель, дающий воду, является ответом. Это почти так же просто, как транзакция между взрослыми и взрослыми.
Одним из инструментов, используемых практикующим специалистом по транзакционному анализу, является структурная схема , показанная слева. Структурная диаграмма представляет полную личность любого человека. Он включает в себя эго-состояния Родителя, Взрослого и Ребенка, все отдельные и отличные друг от друга. Диаграмма была разработана Эриком Берном до Games People Play , когда он разрабатывал свои теории транзактного анализа.
Взаимодействие ребенка с родителем
Трансактные аналитики затем построят диаграмму, показывающую эго-состояния, связанные с конкретной транзакцией. Транзакция справа показывает транзакцию Родитель-Ребенок, при этом эго-состояние Ребенка обеспечивает транзакционный стимул , а Взрослый отвечает транзакционным ответом .
Эта транзакция соответствует приведенному выше примеру Родитель-Ребенок, в котором лихорадочный ребенок просит у своей матери стакан воды.
Пока что две описанные транзакции можно считать дополнительные транзакции . В дополнительной транзакции ответ должен вернуться из эго-состояния получения в эго-состояние отправки. Например, человек может инициировать транзакцию, направленную на одно эго-состояние респондента. Эго-состояние респондента обнаруживает стимулы, а затем это конкретное эго-состояние (имеется в виду эго-состояние, на которое были направлены стимулы) вызывает реакцию. По словам доктора Берна, эти транзакции здоровы и представляют собой нормальные человеческие взаимодействия. Как говорит Берн в Игры, в которые играют люди «связь будет продолжаться до тех пор, пока транзакции будут комплементарными». 9
Перекрестная транзакция
Однако не все транзакции между людьми здоровы или нормальны. В этих случаях транзакция классифицируется как перекрестная транзакция . В перекрестной транзакции эго-состояние, отличное от эго-состояния, которое получило стимулы, является тем, которое отвечает. На диаграмме справа показана типичная перекрестная транзакция. Например:
Взрослый агента: «Вы знаете, где мои запонки?» (обратите внимание, что эти стимулы направлены на Взрослых Респондентов).
Ребенок респондента: «Ты всегда и во всем винишь меня!» 10
Это одна из классических перекрестных транзакций, которые происходят в браке. Вместо того, чтобы Взрослый Респондента ответил: «Я думаю, они на столе», отвечает Ребенок Респондента.
Важно отметить, что при анализе транзакций нужно смотреть дальше то, что говорится. Согласно д-ру Берну, нужно смотреть на то, как произносятся слова (акценты на определенных словах, изменения тона, громкости и т. д.), как на невербальные знаки, сопровождающие эти слова (язык тела, выражение лица). , и т. д.). Транзакционные аналитики будут обращать внимание на все эти сигналы при анализе транзакции и определении того, какие эго-состояния задействованы.
Важность этих невербальных сигналов можно понять, рассмотрев работу доктора Альберта Мехрабяна. Берн скончался в 1970, до того, как основополагающая работа Меграбяна была опубликована. Но работа Меграбяна количественно доказала важность невербальных сигналов в общении. По словам доктора Мехрабяна, когда человек говорит, слушатель фокусируется на следующих трех типах общения:
Фактических слов – 7%
Способ произнесения слов (тон, акценты на определенных словах и т. д.) – 38%
Выражение лица – 55%
В приведенной выше статистике процентное значение указывает на степень важности, которую слушатель придает этому типу связи. Можно видеть, что выражения лица играют гораздо более важную роль в общении (и, следовательно, в транзакционном анализе), чем фактические слова, которыми обмениваются.
Берн продолжил обсуждение других типов транзакций, но они не будут обсуждаться здесь. Как только будет достигнуто разумное понимание эго-состояний и транзактного анализа, игры, описанные в разделе 9,0273 Игры, в которые играют люди , можно понять на совершенно новом уровне.
Берн продолжал совершенствовать свои теории помимо игр, в которые играют люди. Классическим продолжением Games является What Do You Say After You Say Hello. Кроме того, после смерти Берна в 1970 г. другие исследователи продолжали развивать транзактный анализ. Некоторые из этих работ можно увидеть в Библиографии.
Штрихи
Как указывалось ранее, Берн определил штрих как «фундаментальную единицу социального действия». 11 Поглаживание — это единица узнавания, когда один человек узнает другого человека вербально или невербально. Берн ввел идею поглаживаний в транзактный анализ, основываясь на работе Рене Шпица, исследователя, проделавшего новаторскую работу в области детского развития. Шпиц заметил, что младенцы, которых не брали на руки — другими словами, не подвергались никаким поглаживаниям, — были более склонны к эмоциональным и физическим трудностям. Этим младенцам не хватало объятий, прикосновений и обращения, которые доставались большинству других младенцев.
Берн использовал наблюдения Шпица за этими младенцами и разработал теории о потребностях взрослых при инсультах. Берн постулировал, что взрослые нуждаются в физическом контакте так же, как и младенцы, но научились заменять физическую стимуляцию другими типами узнавания. Таким образом, в то время как младенец нуждается в объятиях, взрослый жаждет улыбки, подмигивания, жеста руки или другой формы признания. Берн определил термин распознавание-голод как потребность взрослых получать удары.
Берн также рассудил, что любой поглаживание, будь оно положительным или отрицательным, лучше, чем полное отсутствие поглаживаний. Или, как резюмировано в TA Today , «любой поглаживание лучше, чем его полное отсутствие». 12 Например, если вы идете перед своим домом и видите соседа, вы, скорее всего, улыбнетесь и скажете «Привет». Ваш сосед, скорее всего, ответит вам «привет». Это пример положительного удара. Ваш сосед тоже может нахмуриться и ничего не сказать. Это пример отрицательного удара. Но в любом случае лучше, чем вообще никакого удара, если ваш сосед вас полностью проигнорировал.
Доктор Клод Штайнер, ученик доктора Берна, опубликовавший множество книг по трансактному анализу, провел новаторскую работу в области инсультов. Он разработал то, что он назвал Stroke Economy .
Ссылки
1 Берн, Эрик. Трансактный анализ в психотерапии . Grove Press, Inc., Нью-Йорк, 1961. Стр. 4.
2 Харрис, Томас А. Я в порядке – ты в порядке. HarperCollins Publishers Inc., Нью-Йорк, 1967. Стр. 12.
3 Берн, Эрик. Игры, в которые играют люди. Grove Press, Inc., Нью-Йорк, 1964. Стр. 29
4 Берн, Эрик. Трансактный анализ в психотерапии . Стр. 13.
5 Берн, Эрик. Трансактный анализ в психотерапии . Стр. 4.
6 Берн, Эрик. Трансактный анализ в психотерапии . Стр. 15.
7 Харрис, Томас А. Я в порядке – Ты в порядке. Стр. 32.
8 Берн, Эрик. Игры, в которые играют люди.