6. Теории восприятия
1. Структурализм Вундт, Титченер
2. Гештальт-теория Германии в 30-х годах хх века, Курт Коффка, Келер, Браун
3, Теория бессознательных умозаключений Гельмгольц продолжил Сеченов
1, Структурализм возник в начале ХХ века под влиянием работ В. Вундта. Э. Титченер. Основная идея: воспринимаемые сложные вещи, сложные перцептивные образы – лишь СТРУКТУРЫ, ОБРАЗОВАННЫЕ ПРОСТЫМИ ОЩУЩЕНИЯМИ. То есть, все разнообразие воспринимаемых предметов – всего лишь комбинация «чистых» ощущений. Проблема восприятия будет решена, если станет понятно, как мы получаем эти «чистые» ощущения. Структуралисты при изучении восприятия использовали метод АНАЛИТИЧЕСКОЙ ИНТРОСПЕКЦИИ – разложения целостного образа восприятия на отдельные ощущения. У элементарных ощущений структуралисты выделяли следующие свойства: Качество (модальность) Интенсивность Отчетливость Длительность.
Структуралисты
утверждают, что мир восприятия состоит
из элементов двух видов: Ощущений,
возникающих при раздражении отдельного
рецептора; Образов памяти, которые
являются следами прежних ощущений. Согласно
структуралистам, ощущения просто
суммируются.
2, Гештальт-теория возникла в Германии в 30-х годах ХХ века, Коффка, Келер, Браун. Гкештальтисты резко критиковали структуралистов за их принцип расчленения восприятия до отдельных элементарных ощущений. Предложили принципGestalt`а – целостности.
Гештальт – особая структура восприятия, которая упорядочивает отдельные элементы восприятия. Один из аргументов гештальтистов: мелодия, исполненная в разных тональностях, воспринимается как одна и та же. Но она вызывает РАЗНЫЕ элементарные ощущения. Значит, кроме элементарных ощущений, есть и некая объединяющая их структура. Это и есть гештальт.
Гештальтисты
пришли к выводу, что не только целостное
восприятие складывается из отдельных
частей – ощущений, но и целостный образ
влияет на восприятие частей. Именно
гештальт-психология открыла такие
свойства восприятия, как константность,
структурность и зависимость фигуры от
фона.
Сформулировала законы восприятия (на примере зрительного восприятия):
Закон качественного сходства. Чем больше сходство между предметами, тем больше вероятность объединения их в один гештальт.
Закон сходства по интенсивности. Чем больше сходство по интенсивности между элементами, тем больше вероятность связывания их в один гештальт. Наиболее заметен этот эффект относительно голубых фигур на сером фоне.
Объединение по близости во времени. Чем меньше временной интервал между сходными процессами, тем легче они объединяются в один гештальт.
3, Теория бессознательных умозаключений. Гельмгольц выдвинул гипотезу
бессознательных умозаключений, согласно
которой зрительное восприятие связывает
два фактора: размер образа на сетчатке
и степень напряжения зрительных мышц.
То есть, из ощущения напряженности мышц
человек, по Гельмгольцу, делает
бессознательное умозаключение о степени
удаленности предмета.
Теории восприятия
Теории восприятия всегда отражали общие позиции их авторов, а также уровень развития, достигнутый психологической наукой.
Первая, основанная на научных наблюдениях, теория была выдвинута ассоциативной психологией. Наибольшего влияния ассоциативная теория восприятия достигла во второй половине XIX века. Ее виднейшими представителями были немецкие ученые И. Мюллер (1826), Э. Мах (1865), Г. Гельмгольц (1867), Э. Геринг (1879), В. Вундт (1887), Г. Э. Мюллер (1896) и американский психолог Э. Б. Титченер (1898). Несмотря на значительные различия в объяснении частных проблем, эти психологи придерживались общих взглядов на природу восприятия. По их мнению, воспринимаемый нами образ является на самом деле сложным объединением первичных элементов сознания — ощущений. При этом само ощущение понималось как осознанное состояние органа чувств, подвергнувшегося воздействию изолированного внешнего раздражителях).
Одной из центральных проблем для ассоциативной психологии была проблема восприятия пространства. Трудность заключалась в определении первичных ощущений, из которых строится восприятие пространства, и способов этого объединения. Согласно нативистам, к которым относились И. Мюллер и Э. Геринг, такие определяющие пространственные восприятия характеристики, как, например, «верх» и «низ» являются врожденными и связаны с раздражением определенных участков рецепторных поверхностей органов чувств. По мнению другой группы ученых — эмпиристов, в число которых входили Г. Гельмгольц и В. Вундт, значение «верх» и «низ» ассоциируется с ощущениями по мере накопления прошлого опыта.
Основная ошибка ассоциативной теории восприятия заключалась в том, что она привлекала для объяснения одних субъективных данных другие, пытаясь тем самым вывести сознание из самого себя. Эта ошибка особенно ярко выступила в работах структуралистской школы, возглавлявшейся учеником В. Вундта Э. Б. Титченером. Структуралисты считали, что раз восприятие является комплексом ощущений, то задача психолога состоит в том, чтобы путем самонаблюдения найти в своем субъективном опыте элементарные ощущения, а затем изолировать и описать их. Этот метод был назван методом аналитической интроспекции. Естественно, что при такой постановке вопроса все подлинные проблемы восприятия, связанные с ориентирующей функцией образа и его формированием в деятельности субъекта, оставались вне поля психологического исследования.
Неспособность ассоцианистской психологии объяснить сколь-нибудь значительные проблемы восприятия привели к тому, что в начале нашего века ассоцианистская трактовка восприятия утратила свое влияние. С резкой критикой ассоцианизма выступила группа немецких психологов, в число которых входили М. Вертхаймер (1912, 1922), В. Кёллер (1917, 1929), К. Коффка (1935) и другие. Они исходили из положения, что все процессы в природе изначально целостны. Поэтому процесс восприятия определяется не единичными элементарными ощущениями, а всем «полем» действующих на организм раздражителей, структурой воспринимаемой ситуации в целом. Именно в силу этого данное направление стало называться гештальтпсихологиейх).
Методу аналитической интроспекции гештальтпсихологи противопоставили феноменологический метод, сущность которого состоит в непосредственном описании наблюдателем содержания своего восприятия.
Гештальтпсихологи собрали большое количество экспериментальных данных, позволивших установить основные закономерности возникновения структур при восприятии. Элементы поля объединяются в структуру в зависимости от таких отношений, как близость, сходство, замкнутость, симметричность и т. д. Были открыты закономерности разделения зрительного поля на фигуру и фон, при этом оказалось, что в качестве фигуры выступают те части зрительного поля, где имеются лучшие условия для структурообразования (см.
Гештальтпсихологи считали перцептивные процессы врожденными и объясняли их особенностями организации мозга на уровне коры. Отношение между внешними объектами, мозговыми процессами и феноменальным полем гештальтпсихология характеризовала как изоморфизм, или структурное подобие. Целостность восприятия гештальтпсихология объясняла структурообразующими процессами в мозге, имеющими электрохимическую природу. Представление о том, что психические процессы отражают состояния мозга, а не внешний мир, было новым вариантом физиологического идеализма.
Поставив ряд таких важных проблем, как восприятие отношений, природа целостности восприятия, физиологические модели перцептивных процессов, гештальтпсихология, однако, не смогла их решить. Это объясняется тем, что ей были свойственны все основные недостатки ассоциативной психологии. Их радикальное преодоление возможно только с совершенно иных методологических позиций — позиций диалектического материализма.
Новые пути теоретического анализа восприятия были намечены в работах ряда прогрессивных зарубежных психологов, согласно которым восприятие является результатом активной деятельности субъекта, обеспечивающей получение информации о внешнем мире.
Общебиологическое значение восприятия в регуляции поведения живых организмов подчеркивается в концепции американского психолога Дж. Гибсона (1950, 1966). Восприятие трактуется им как процесс добывания информации о среде, в результате чего неопределенность положения организма в ней уменьшается. Вслед за гештальтпсихологами Дж. Гибсон выступает против ассоцианистской теории восприятия. По его мнению, представление о том, что в первую очередь отражаются изолированные точечные раздражители, неверно уже потому, что одиночный раздражитель не может нести организму никакой информации об объектах внешнего мира и поэтому интереса для него не представляет. Информацию о внешнем мире содержат только организованные системы раздражителей. Например, несколько точек, расположенных в порядке уменьшения их размеров и расстояния между ними, образуют так называемый градиент величины и плоскости, несущий организму информацию о протяженности рассматриваемой поверхности в глубину. Поэтому мы воспринимаем рис.
Восприятие, по Дж. Гибсону, — активный процесс. Необходимость активности заключается в том, что, вопреки мнению гештальтпсихологов, нет изначального изоморфизма между объектами внешнего мира и их восприятием. Информационное богатство среды не дано организму непосредственно. Его необходимо добыть. Решающую роль при этом играют активные движения всего организма и органов чувств, которые Дж. Гибсон, повторяя мысль И. М. Сеченова, сравнивает с «щупальцами, активно исследующими среду».
Основное ударение в теории восприятия Дж. Гибсона сделано на то, что должно быть выделено в потоке стимуляции для того, чтобы наилучшим образом ориентироваться в окружающей среде. При этом, однако, слабо разработан вопрос, каким образом восприятие осуществляется. Слабость этого центрального для понимании теории восприятия момента и объясняет тот факт, что в теории Дж. Гибсона почти отсутствует анализ развития восприятия и не вскрыты причины, обуславливающие этот процесс.
Близкие положения сформулированы в теории восприятия канадского психофизиолога Д. О. Хэбба (1949), которая основана на многочисленных клинических, физиологических и генетических фактах. Согласно этой теории восприятие объекта как единого целого не дано изначально. На ранних этапах развития восприятие не так целостно и организованно, как предполагали сторонники гештальтпсихологии. По мнению Д. О. Хэбба, восприятие в своих основных чертах представляет собой прижизненно формируемый навык, которому надо обучаться. Формирование восприятия объекта начинается с избирательного внимания к частям фигуры. В основе восприятия сначала частей, а затем всей фигуры лежат функциональные объединения нейронов коры — клеточные ансамбли. Порядок активации отдельных клеточных ансамблей определяется векторами движений глаз и общей моторной активностью субъекта. Способность воспринять предмет сразу, без движений глаз, на что указывали гештальтисты, представляет собой результат длительной зрительной тренировки, проходящей все время, пока человек смотрит на объекты.
Таким образом, в работах Д. О. Хэбба восприятие объекта трактуется как процесс синтеза отдельных его деталей. Отсюда, однако, не следует, что теория Д. О. Хэбба является возвратом к ассоцианизму, т. к. если ассоционисты говорили, что восприятие начинается с осознания отдельных раздражителей, то у Д. О. Хэбба речь идет об активном выделении частей объекта. В то же время эту теорию нельзя считать общей теорией восприятия. В ней остаются нераскрытыми такие важнейшие проблемы, как восприятие пространства, специфика человеческого восприятия и т. д. Следует отметить, что конкретные нейрофизиологические модели процесса восприятия носят в теории Д. О. Хэбба явно гипотетический характер.
Среди зарубежных концепций развитие восприятия наиболее полно представлено в теории швейцарского психолога Ж. Пиаже (1961). Он также отмечает ошибочность подхода к восприятию со стороны ассоцианистов и гештальтпсихологов. По мнению Ж. Пиаже, помимо постулирования атомизма или изначальной сформированности восприятия есть и другая возможность — рассмотрение развития восприятия как постепенной организации деятельности по установлению отношений между отдельными деталями сенсорного поля.
Экспериментальные данные, полученные Ж. Пиаже и его сотрудниками, показывают, что у ребенка первых месяцев жизни еще нет подлинного восприятия предметов и пространства, он даже не дифференцирует объекты и себя, не различая, например, изменения вида предметов, вызванные собственными движениями, от изменений, возникших в результате движения предметов. Постоянный характер объекта выступает как следствие организованности пространственного поля, иначе говоря, внутренней схемы непосредственного окружения, с помощью которой ребенок получает возможность предвосхищать последствия собственных движений в среде. Пространственное поле, в свою очередь, формируется в связи с координацией движений ребенка. Таким образом, основу восприятия составляют интериоризованные сенсо-моторные схемы локомоций и манипуляций с предметами.
Большое место в теории восприятия Ж. Пиаже отводится анализу различий между восприятием и интеллектом. Когда два объекта сравниваются друг с другом при помощи интеллекта, как это происходит, например, в случае измерения длины предмета посредством линейки, то ни сравниваемое, ни сравнивающее не деформируется самим процессом сравнения. Иначе дело обстоит при чисто перцептивных оценках, которые дают относительно грубые и приблизительные сведения о предмете. Причина перцептивных ошибок заключается в так называемом законе относительных центраций: обращение внимания на какую-либо деталь объекта приводит к ее переоценке. Восприятие представляет собой вероятностный процесс, всегда выделяющий одни стороны объекта в ущерб другим. Следовательно, для адекватного отражения объекта должны учитываться все его стороны. Подобная децентрация возможна только путем привлечения моторной активности субъекта. В результате восприятие становится целостным и стабильным. Эти развитые формы восприятия являются, по словам Ж. Пиаже, «продуктом действий в собственном смысле этого слова, состоящих в реальных или потенциальных перемещениях взгляда или функционирующих органов».
Определение восприятия как действия, делают концепцию Ж. Пиаже наиболее близкой к представлениям, сложившимся в советской психологии. Принципиальное различие между этими теоретическими системами заключается в понимании движущих сил перцептивного развития. Если для Ж. Пиаже развитие — спонтанный адаптивный процесс, то в советской психологии оно трактуется как активное усвоение общественно-исторического опыта, осуществляющееся в русле практической деятельности субъекта.
Что такое восприятие и его основные подходы по мнению разных психологов?
Главная »Основы психологии»Что такое восприятие и его основные подходы по мнению разных психологов?
Опубликовано Authralbalaji niwlikarLeave A Comment
Содержание
- 1 Значение восприятия
- 2 Определение восприятия
- 3 Stages
- 4 Приближение.0012
- 4.1 1. Теоретические подходы к восприятию
- 4.2 2. Классический подход к восприятию
- 4.3 3. Гештальт-подход к восприятию

Percement Word, вызванное Latin — Word 888888 годы.
Основное значение восприятия Организация, идентификация и интерпретация сенсорной информации для представления и понимания окружающей среды.
Восприятие – это процесс выбора, организации и интерпретации сенсорной информации на основе предыдущего опыта,
других0067 переживания, потребность или ожидание.
Восприятие — это психологический процесс, ответственный за нашу интерпретацию мира.
Определение восприятия.- Зрительное восприятие
- Слуховое восприятие ( две наиболее изученные формы)
- Обонятельное восприятие,
- Тактильное (тактильное) восприятие
- Вкусовое (вкусовое) восприятие.
Стадия I: Отбор- Возможности нашего мозга ограничены, поэтому он не может реагировать на все раздражители. Мы бессознательно/сознательно выбираем одни стимулы и игнорируем другие.
Стадия II: Организация — Здесь стимулы мысленно упорядочиваются в осмысленном порядке. Это бессознательный процесс, зависящий от Гештальт-принципы организации . Это поможет вам понять, как люди естественным образом организуют стимулы, чтобы создать осмысленный паттерн, и интерпретировать его соответствующим образом.
Стадия III: Интерпретация – Здесь мы придаем значение организованным стимулам. Интерпретация стимулов основана на собственном опыте, потребностях, убеждениях, ожиданиях и других факторах. Таким образом, эта стадия носит субъективный характер, и одни и те же стимулы могут интерпретироваться людьми по-разному.
Подходы к восприятию- Теоретические подходы к восприятию
- Классический подход к восприятию
- Гештальт-подход к восприятию

Существует два теоретических подхода к объяснению процесса восприятия.
- Обработка сверху вниз – Pioneer – Ричард Грегори; Процесс восприятия прямой ; Восприятие — это процесс, управляемый данными, т. е. стимулы несут достаточную информацию для осмысленной интерпретации, и нам не нужно полагаться на наш опыт.
- Обработка снизу вверх – Pioneer – J. J. Gibson ; Процесс восприятия косвенный; Восприятие обусловлено опытом процессом т. е. стимулы не содержат достаточной информации для осмысленной интерпретации и, следовательно, нам нужно полагаться на наш опыт.
Джеймс Гибсон (1966) предоставил нам полезный « классический подход» для изучения восприятия. через эти
- Дистальный (дальний) объект – объект внешнего мира (например, дерево).
- Носитель информации – отраженный свет, звуковые волны, химические молекулы или тактильная информация, поступающая из окружающей среды.
- Проксимальная (ближняя) стимуляция — т. е. клетки вашей сетчатки поглощают световые волны.
- Объект восприятия – созданный в вас, отражающий свойства внешнего мира. то есть восприятие. На сетчатке создается изображение дерева, отражающее падающее перед вами дерево.
- Перцептивная модальность – система для определенного чувства, такого как осязание или обоняние.
Модальность восприятия | Дистальный (дальний) Объект | Информационное средство | Проксимальная (ближняя) стимуляция | Перцептивный Объект |
Видение – Видение | Лицо ребенка | Свет, отраженный от лица | Фотоны, поглощаемые палочками и колбочками сетчатки | Лицо ребенка |
Слуховой – Звуковой | Мобильное кольцо | Звуковые волны | Звуковые волны, принимаемые базилярной мембраной | Мобильное кольцо |
Обоняние – Запах | Запах рыбы | Молекулы, выделяемые рыбой | Молекула попала в полость носа | Запах рыбы |
Тактильный – Сенсорный | Клавиатура | Механическое давление и вибрация сняты | Стимуляция полученной кожи | Клавиатура |
Вкусовые — Вкусовые | Мороженое | Молекулы мороженого | Молекулярный контакт со вкусовыми сосочками языка | Мороженое |

Критика классического подхода
- Исследователи не согласны с мыслью, что восприятия — это то же самое, что и проксимальные стимулы.
- Например- Постоянство размера.- Вытяните руку от тела и посмотрите на тыльную сторону ладони. Теперь, держа тыльную сторону ладони повернутой к себе, медленно поднесите ее на несколько дюймов к себе, а затем от себя. Изменяется ли размер вашей руки при движении? Вероятно, нет, хотя размер руки на ретинальном изображении, безусловно, меняется, наш мозг знает, что размер руки на самом деле не меняется.
- Почему? восприятие включает в себя классификацию и узнавание-
- Распознавание образов (распознавание определенного объекта, события и т. д., как принадлежащего к классу «кустарников») объектов, событий и т. д.
Гештальт-психология — занимается тем, как люди воспринимают целые объекты, концепции или единицы. T немецкие психологи Макс Вертхаймер, Вольфганг Келер и Курт Коффка предложил новые принципы восприятия, названные гештальт-принципом . Основная посылка : «целое больше, чем сумма его частей».
Как мы интерпретируем массивы стимулов как состоящие из объектов и фона?
- Ответ 1 –
- Восприятие формы – когнитивный процесс выделения всего отображения –
- В объекты (рисунок)
- И фон (земля).
- Называется Эффект фигуры-фона.
- Ответ 2 –
- Иллюзорные контуры/ субъективные контуры-
- Грегори (1972) считал, что это относительно сложное отображение подвергается упрощающей интерпретации, которую воспринимающий делает, даже не подозревая об этом.
Гештальт-принципы организации восприятия
Существует пять основных принципов. Они следующие:
1. Принцип близости или близости —- Мы склонны воспринимать это как набор строк, а не как набор столбцов.
- Это связано с тем, что элементы в строках расположены ближе, чем элементы в столбцах.
- Здесь мы группируем вещи, которые ближе друг к другу.
- W E. PERCEIVE THE AS FREH AS AS AS AS AS FREH AS AS AS AS AS AS FRESE AS AS AS AS FRESE AS AS AS AS FRESE AS AS AS AS FRESE AS AS AS AS FRESE AS AS AS AS FRESE AS AS AS FRESE AS AS FRESD S . , группируя те элементы, которые похожи.

- Мы группируем объекты, контуры которых образуют непрерывную прямую или изогнутую линию.
- Таким образом, мы обычно воспринимаем его как две пересекающиеся изогнутые линии, а не как другие логически возможные элементы. 4. Принцип замыкания заполнить пробел, чтобы увидеть закрытую, законченную, цельную фигуру.
- Трудно проиллюстрировать на статическом рисунке.
- Идея состоит в том, что элементы, которые движутся вместе, будут сгруппированы вместе, как показано на рисунке .
6.
T Закон Прегнанца- Коффка, 1935
- Гештальт-принципы подпадают под более общий закон,
- Этот закон гласит, что из всех возможных способов интерпретации отображения мы будем склонны выбирать организацию, которая дает наиболее простую и наиболее стабильную форму или форму.
Закон Прегнанца – www.careershodh.com
Факторы, влияющие на восприятие
1. Мотивация или потребность- Стэнфорд (1936) обнаружил, что голодные участники воспринимали неоднозначные стимулы больше как стимулы, связанные с едой, чем не голодные участники. Чангизи и Холл (2001) показали, что ваша потребность в жажде также может влиять на восприятие.
2. Ожидание- Брунер и Минтурн (1955) проиллюстрировали роль ожидания в нашем восприятии. Неоднозначная цифра «13» в контексте чисел и в контексте алфавитов
3.Эмоции- Когда вы болеете за определенную команду IPL, а судья делает вызов против вашей любимой команды, вы, скорее всего, воспримете его как пристрастного. Когда ваша задача на восприятие связана с эмоциями, это облегчает ее выполнение (Dodd, Vogt, Turkileri, & Notebaert, 2016)
4. Характеристики стимула — Заметили рога как опасность — почему? В результате эволюции мы относимся к некоторым раздражителям по-разному.
5.Опыты- Если вы ошибочно воспринимаете веревку как змею в темноте, значит, ваш предыдущий опыт направляет ваш процесс восприятия. и наоборот
6.Культура- Этнографические исследования показывают, что существуют культурные различия в социальном понимании, интерпретации и реакции на поведение и эмоции.
Нажмите здесь, чтобы проверить свое понимание темы – Восприятие Тест MCQ – Восприятие
СсылкиМорган, К.Т., Кинг, Р.А., Вайс, Дж.Р. и Шоплер, Дж. (2004). Введение в психологию. Нью-Дели: Тата Макгроу-Хилл.
КатегорииОсновы психологии, фиба психологияТегиПодходы к восприятию, Восходящий подход к восприятию восприятия, Классический подход к восприятию, Определение восприятия, Факторы, влияющие на восприятие, Эффект фигуры-фона. , Гештальт-подход к восприятию, принцип близости или близости, Смысл восприятия, Восприятие, Стадии восприятия, Закон Прегнанца, Принцип замкнутости, Принцип общей судьбы, Принцип продолжения, Принцип подобия, Теоретические подходы к восприятию, Нисходящая обработка восприятия
Психологические ресурсы: теории восприятия
Теории восприятия
·
Восходящая теория восприятия
-Теория прямого восприятия (экологический взгляд)
Сверху вниз и Восходящие теории восприятия
Психологи
часто различают подходы «сверху вниз» и «снизу вверх».
обработка информации. В нисходящих подходах знания или ожидания
используется для управления обработкой. Однако подходы «снизу вверх» больше похожи на
Структуралистский подход, объединяющий данные до тех пор, пока не будет получена более широкая картина. в. Одним из самых ярых сторонников восходящего подхода был Дж.Дж. Гибсон
(1904-1980), который сформулировал теорию прямого восприятия. Это заявило, что
реальный мир предоставил достаточно контекстной информации для нашего визуального
системы непосредственно воспринимать то, что там было, без опосредованного влияния
высшие познавательные процессы. Гибсон разработал понятие аффордансов,
относится к тем аспектам объектов или окружающей среды, которые позволяют человеку
выполнить действие. Акцент Гибсона на совпадении индивидуального и
Окружающая среда заставила его назвать свой подход экологическим. Большинство психологов
теперь будет утверждать, что в процесс вовлечены как восходящие, так и нисходящие процессы.
восприятие.
Восходящие теории
Четыре основных восходящие теории восприятия формы и паттерна — это прямое восприятие, теории шаблонов, теории признаков и теории распознавания по компонентам.
Вверх дном
теории описывают подходы, в которых восприятие начинается со стимулов,
внешний вид, который вы воспринимаете своим глазом. Вы смотрите на городской пейзаж, и
восприятие происходит, когда свет
информация транспортируется в ваш мозг. Следовательно, они управляются данными (т.
стимул-управляемые) теории.
Теория прямого восприятия Гибсона
Гештальт психологи назвали эту проблему функцией Хоффдинга (Köhler, 1940). Он был назван в честь датского психолога 19-го века Харальда Хоффдинга. Он задается вопросом, является ли восприятие настолько простым процессом, что все, что требуется, это связывать увиденное с тем, что вспоминается (ассоциационизм). Влиятельный и спорным теоретиком, ставившим под сомнение ассоциативизм, является Джеймс Дж. Гибсон. (1904–1980).
Согласно с
Теория прямого восприятия Гибсона, информация в наших сенсорных рецепторах,
включая сенсорный контекст, это все, что нам нужно, чтобы воспринимать что-либо. Как
Окружающая среда снабжает нас всей информацией, необходимой для восприятия, это
представление иногда также называют экологическим восприятием. Другими словами, мы не
нужны высшие когнитивные процессы или что-либо еще, чтобы стать посредником между нашими сенсорными
переживания и наши представления. Существующие убеждения или выводы более высокого уровня
мыслительные процессы не являются необходимыми для восприятия.
Например. «КОТ.» Тем не менее, буква H в слове «THE» идентична букве A в слове «CAT».
Гибсон считал
что в реальном мире обычно существует достаточно контекстной информации, чтобы
делать перцептивные суждения. Он утверждал, что нам не нужно обращаться к более высокому уровню
интеллектуальные процессы, объясняющие восприятие. Гибсон (1979) считал, что мы используем
эта контекстная информация напрямую. По сути, мы биологически настроены на
ответить на него. По словам Гибсона, мы используем текстурные градиенты как ориентиры глубины.
и расстояние. Эти сигналы помогают нам непосредственно воспринимать относительную близость или
расстояние предметов и частей предметов.
Следовательно, как Как уже отмечалось выше, модель Гибсона иногда называют экологической моделью. (Терви, 2003). Эта ссылка является результатом заботы Гибсона о восприятии как это происходит в повседневном мире (экологической среде), а не в лабораторных ситуациях, где доступно меньше контекстной информации. Непосредственное восприятие также может играть роль в межличностных ситуациях, когда мы пытаемся разобраться в эмоциях других и намерения (Gallagher, 2008). В конце концов, мы можем распознавать эмоции на лицах как такой; мы не видим выражений лица, которые затем пытаемся собрать воедино, чтобы получить восприятие эмоции (Витгенштейн, 1980).
неврология
также указывает на то, что непосредственное восприятие может быть связано с восприятием человека.
Зеркальные нейроны активны как тогда, когда человек действует, так и когда он наблюдает.
то же самое действие, выполненное кем-то другим. Кроме того, исследования показывают, что
есть отдельные нервные пути (какие пути) в латеральной затылочной
область обработки формы, цвета и фактуры в объектах.
Шаблонные теории
Шаблон
Теории предполагают, что мы храним в наших умах множество наборов шаблонов.
Шаблоны — это высокодетализированные модели паттернов, которые мы потенциально могли бы использовать.
распознавать. Мы распознаем шаблон, сравнивая его с нашим набором шаблонов. Затем мы выбираем точный шаблон, который
идеально соответствует тому, что мы наблюдаем (Selfridge & Neisser, 19 лет).60). Мы видим
примеры сопоставления шаблонов в нашей повседневной жизни. Отпечатки пальцев совпадают
этим способом. Машины быстро обрабатывают отпечатанные цифры на чеках, сравнивая
их в шаблоны. Все чаще продукты всех видов отождествляются с
универсальные коды продуктов (UPC или «штрих-коды»). Их можно сканировать и
определяется компьютерами во время покупки. Шахматисты, у которых
знание многих игр использует стратегию сопоставления в соответствии с теорией шаблонов, чтобы
вспомнить предыдущие игры (Gobet & Jackson, 2002). Теории сопоставления шаблонов
принадлежат к группе теорий, основанных на фрагментах, которые предполагают, что опыт
достигается за счет накопления фрагментов знаний в долговременной памяти, которые впоследствии могут быть
доступ для быстрого распознавания. Исследования с шахматистами показали, что
височная доля действительно активируется, когда игроки получают доступ к сохраненным чанкам в
их долговременная память (Campitelli, Gobet, Head, Buckley, & Parker, 2007).
Соответствие шаблону теории не могут объяснить некоторые аспекты восприятия букв. Мы определяем две разные буквы (А и Н) только из одной физической формы. Хоффдинг (1891) отметил другие проблемы. Мы можем распознать А как А, несмотря на различия в размер, ориентация и форма письма.
Прототип Теория
Рош
(1973) и Рош (1975) предположили, что вместо ряда предопределенных
шаблоны в нашем сознании, мы вместо этого классифицируем восприятия, ссылаясь
прототипы. Прототипы похожи на шаблоны тем, что они символизируют контуры.
или представления о том, как должен выглядеть объект, однако в отличие от шаблонов, которые
требуют точного совпадения, прототипы полагаются на наилучшие предположения, когда различные функции
находятся на месте.
Теории сопоставления признаков
Еще один альтернативное объяснение восприятия паттернов и форм можно найти в теории сопоставления признаков. Согласно этим теориям, мы пытаемся сопоставить особенности образца к функциям, хранящимся в памяти, а не к целому шаблон к шаблону или прототипу (Stankiewicz, 2003).
Модель Пандемониума
Один такой модель сопоставления признаков получила название Пандемониум («пандемониум» относится к очень шумное, хаотичное место и ад). В нем метафорические «демоны» со специфическими обязанности получать и анализировать особенности раздражителя
(Селфридж,
1959).
В Оливере В модели пандемониума Селфриджа существует четыре вида демонов: демоны-образы, демоны черт, демоны познания и демоны принятия решений. Рисунок 3.12 показывает это. модель. «Демоны изображения» получают изображение на сетчатке глаза и передают его «характеристикам». демоны». Каждый демон функций вызывается, когда есть совпадения между стимул
и данный особенность. Эти спички кричат демонам на следующем уровне иерархия, «когнитивные (мыслящие) демоны». Когнитивные демоны в свою очередь выкрикивать возможные паттерны, хранящиеся в памяти, которые соответствуют одному или нескольким функции, замеченные демонами функций. «Демон решений» слушает столпотворение когнитивных демонов. Он принимает решение о том, что было увидено, на основе какой когнитивный демон кричит чаще всего (т. совпадающие черты).
Обнаружение признаков
также был расширен для определения «местного приоритета» (Martin, 1979) и
эффекты «глобального приоритета» (Navon, 1977). Возникает эффект локального приоритета
когда на изображении обнаруживаются локальные (меньшие или уникальные) особенности, тогда как
глобальный приоритет имеет место, когда функции образуют более крупное изображение или более широкий
контур идентифицируется. Чтобы лучше продемонстрировать этот эффект, взгляните на
изображение ниже. Вы заметите, что Т-образные формы слева расположены далеко друг от друга.
кроме того, что они выделяются больше как отдельные буквы, тогда как изображение на
справа больше выделяется как большая буква «Т», хотя она состоит из множества
меньшие буквы «L» вместе взятые. Это связано с тем, что буква «Т» слева вызывает локальный
эффект приоритета, когда меньшее количество деталей приводит к тому, что отдельные части выделяются
больше, а буква «L» справа запускает эффект глобального приоритета, когда больше
детали собираются вместе, чтобы сформировать более крупный, общий образ.
Структурное описание Теории
•
Объекты представленные в виде конфигураций частей (элементы плюс отношения между элементами)
•
Ретинальное изображение используется для извлечения деталей
•
Объектно-ориентированный
•
Пример: Теория структурного описания Бидермана
Теория структурного описания (Бидерман)
•
Объекты представлены в виде аранжировок частей
•
Детали основные геометрические фигуры или «Геоны»
•
Объектно-ориентированный
•
Доказательства: испорченные чертежи
Один из
концепции, о которых мы узнали и которые связаны со многими моими переживаниями,
понятие геонов. Геоны являются частью теории о том, как мы распознаем
объекты. Теория распознавания по компонентам, разработанная Бидерманом в 1987 г.
включает в себя теорию структурного описания и утверждает, что существует 36 трех
объемные формы, из которых состоят все предметы. Эти фигуры называются
геометрические значки или геоны (или примитивы). Эти геоны и идея, что все
предметы, из них составленные, очень похожи на основной процесс обучения
как нарисовать. Я начал рисовать, когда был совсем маленьким. Как и большинство детей, я
начал рисовать, как только стал достаточно большим, чтобы держать карандаш. Но хобби
остался со мной и развивался на протяжении многих лет. Я был самоучкой почти всю свою жизнь.
всю жизнь и посещал настоящий урок рисования только тогда, когда поступил в старшую школу. Это
поначалу было трудно как бы разучиться тому, как я привык рисовать и
заново изучить некоторые основы скетчинга. Некоторые аспекты не помогли улучшить мой
искусство вообще, поэтому я не использовал их так часто.
Но один важный навык, который я изучил
что я взял с собой на всю оставшуюся жизнь, делал твой первоначальный
рисование с помощью того, что по сути является геонами. Визуально все,
включая человеческие фигуры, состоит из основных 2-х и 3-х мерных форм, таких как
квадраты, круги, треугольники и цилиндры. Как только вы сможете представить себе, как это
работает, это значительно упрощает рисование. Возьмем человеческую фигуру: голова — круг,
плечи и все суставы — круги, руки и ноги — прямоугольники
или цилиндры, туловище – перевернутый треугольник, тазовая кость –
прямоугольный треугольник, ступни и руки — овалы с выступающими тонкими прямоугольниками
от них. Хотя теория о том, как мы распознаем объекты, очевидно,
отличие от навыков, используемых для рисования, сходство облегчило мне задачу.
чтобы понять теорию распознавания по компонентам, потому что в некотором смысле я
практикуя рудиментарную версию этого в течение многих лет.
Структурный Описание Теории
Сторонники
теории структурного описания предполагают, что объекты представлены частями
и их пространственные отношения, которые вместе образуют структурное описание
объекта. В этих описаниях отбрасываются цвет и текстура объекта.
Например, внешний вид свойств поверхности меняется при изменении режима просмотра.
условиях (например, изменение освещения может изменить восприятие цвета
наблюдатель). Основная идея заключается в том, что одно и то же структурное описание может быть
восстановленные или иным образом полученные из разных изображений сетчатки одного и того же объекта.
Эта устойчивость остается привлекательным аспектом теорий структурного описания.
несмотря на потерю поверхностной информации. Теории структурного описания
также называют теориями, основанными на частях или ребрах, учитывая их
зависимость от частей и ребер.
Первый жизнеспособный
Теория структурного описания восприятия человеческого объекта была предложена Дэвидом
Марр и Кит Нишихара. Согласно их теории, части объекта (например,
кошачья лапка) представлены трехмерными примитивами, называемыми обобщенными конусами, которые
заданные произвольные трехмерные формы с набором параметров. Например,
цилиндр можно получить, взяв круглое поперечное сечение и заметав его
по прямой линии. Окружность очерчивает цилиндр с линией, образующей
главной оси этого цилиндра. Для сравнения, прямоугольное сечение
очищает поверхность кирпича. Подобным образом можно создавать и более сложные трехмерные формы.
производится путем сканирования различных двумерных поперечных сечений по разным осям.
проблема, с которой столкнулись Марр и Нисихара, заключалась в том, как можно построить трехмерные обобщенные конусы.
восстановлены из двумерных изображений. Они предположили, что ограничивающий контур объекта —
очертания предмета на картинке — можно использовать для нахождения осей его главных
части. Затем эти оси можно было бы использовать для построения обобщенных конусов и их
пространственная конфигурация. Затем распознавание может продолжаться путем сопоставления
структурное описание, восстановленное из изображения, в те, которые хранятся в визуальном
Память. Таким образом, Марр и Нишихара пытаются решить проблему инвариантности путем
восстановление видоинвариантных 3D-моделей из изображений.
Вслед за Марром и основополагающей работе Нисихары 1978 года, Ирвинг Бичерман предложил еще одну влиятельную теория структурного описания в середине 1980-х — распознавание по компонентам (RBC). Бидерман утверждает, что объекты мысленно представляются набором из 36 компоненты и их пространственное соотношение. Он назвал эти геоны, ибо «геометрические ионы». Геоны являются подмножеством обобщенных конусов предложенные Марром и Нисихарой, три из которых показаны в верхней части рисунка. 1(б). Комбинация этих геонов в структурные описания может быть использована для создания знакомых предметов, таких как кружка. ведро или портфель, как показано на внизу рисунка 1(б).
RISC-теория
основывается на теории структурного описания Марра и Нисихары в двух новаторских
способы. Во-первых, в отличие от обобщенных конусов, геоны лишь качественно отличались от
друг друга. Например, ось gcon может быть только прямой или изогнутой, тогда как
обобщенные конусы в принципе могут иметь любую степень кривизны. Bicdcrman’s
Второе новшество заключалось в том, чтобы предложить более прямые средства для извлечения геонов из
картинки. Согласно теории РБК, геоны восстанавливаются из неслучайных
характеристики. Это свойства краев изображения (например, линий), которые
связаны со свойствами ребер в мире. Чтобы понять неслучайно
свойств, подумайте о том, чтобы увидеть коробку с разных точек зрения. Из большинства
виды, наблюдатели видят три стороны коробки, которая заканчивается
Y-образное соединение на углу. Это двумерное соединение является примером
неслучайного свойства, и оно связано с трехмерным
угол.
·
Теория восприятия сверху вниз
Обработка сверху вниз является важным
Перцептивная теория в когнитивной психологии. Теория устанавливает парадигму
что сенсорная обработка информации в человеческом познании, такая как восприятие,
распознавание, память и понимание организуются и формируются нашими
предыдущий опыт, ожидания, а также значимый контекст (Solso, 1998).
Сверху вниз обработка предполагает, что мы формируем наше восприятие, начиная с более крупного объекта, концепцию или идею, прежде чем работать над получением более подробной информации. В Другими словами, обработка сверху вниз происходит, когда мы работаем от общего к специфический; от большой картины до мельчайших деталей. При обработке сверху вниз ваш абстрактные впечатления могут влиять на сенсорные данные, которые вы собираете.
Сверху вниз обработка также известна как концептуально-управляемая обработка, поскольку на восприятие влияют ожидания, существующие убеждения и познания. В некоторых случаях вы осознаете эти влияния, но в других случаях это процесс происходит бессознательно.
В конструктивном восприятии ,
воспринимающий строит (конструирует) когнитивное понимание (восприятие)
стимул. Он или она использует сенсорную информацию в качестве основы для структуры
но также используя другие источники информации для построения восприятия. Этот
точка зрения также известна как разумное восприятие, потому что она утверждает, что
мышление высшего порядка играет важную роль в восприятии.
роль обучения в восприятии (Fahle, 2003). У некоторых исследователей
отметил, что не только мир влияет на наше восприятие, но и
мир, который мы переживаем, на самом деле формируется нашим восприятием (Goldstone, 2003).
Эти идеи восходят к философии Иммануила Канта. Другими словами,
восприятие взаимно с миром, который мы переживаем. Восприятие влияет как на
и находится под влиянием мира, как мы его ощущаем.
·
Вычислительный теория восприятия
Марр использовал
термин «теория вычислений**», чтобы описать этот аспект его подхода к
зрительное восприятие. Этот термин категорически не означает теорию, которая просто
«что-то связанное с компьютерами». Вместо этого он выражает конкретное
и очень мощную идею о том, что первая стадия понимания восприятия состоит в том, чтобы
определить информацию, которая нужна воспринимающему от мира, и регулярные
свойства мира, которые могут быть включены в процессы получения
эта информация.