Темная сторона эмпатии | PSYCHOLOGIES
Человек среди людейПознать себя
Слова «чувствовать чужую боль, как свою» звучат высшей похвалой тому, кто способен на подобное переживание. В нем и состоит самая суть эмпатии. Однако давайте попробуем разобраться, что следует за этим переживанием чужой боли, как своей собственной. Такую попытку предпринял американский психолог Пол Блум. И результаты оказались весьма неожиданными.
Попробуйте для начала вспомнить какой-нибудь фильм или книгу, в которых злодеи жестоко мучают главного героя или героиню. Но пострадавшая сторона все же спасается — и затем жестоко мстит своим мучителям. А теперь признайтесь, что сцены этого возмездия вы воспринимаете с искренним торжеством, почти детской радостью.
Ничего странного или удивительного тут нет. Скажем, еще в 1759 году английский экономист и философ Адам Смит отмечал в книге «Теория нравственных чувств», что мы всегда радуемся, наблюдая, как кто-либо ставший жертвой дурного обращения получает возможность поквитаться с обидчиками, и готовы всячески ему в этом помочь.
Проблема, однако, состоит в том, что эмпатия играет с нами злую шутку. И искренне переживая за жертву тех или иных жестоких обстоятельств, мы, сами того не замечая, тоже становимся жестокими и проявляем агрессию даже в отношении тех, кто ни в чем, вообще-то, не виноват.
Отличной иллюстрацией этой мысли служит недавнее исследование психологов Аннек Буффон и Майкла Поулина1. Внешняя сторона их эксперимента была очень проста.
Девушка-ассистентка должна была подлить в тарелку с едой участников некоторое количество огненно-острого соуса. Тем предстояло все это съесть — в рамках изучения способности переносить неприятные и болезненные вкусовые ощущения.
А вот количество соуса определялось обширной группой «арбитров», которые и были истинной целью исследования (и, разумеется, не знали, что в действительности соус вовсе не был острым).
Перед началом эксперимента все прочитали эссе ассистентки, где она объясняла, почему решила участвовать в этой работе
Половине «арбитров» раздали вполне нейтральный текст про то, что девушка не прочь подработать ассистенткой, поскольку ей сейчас очень нужны деньги. Другой же половине раздали текст, живописавший страдания несчастной девушки, которая уже несколько месяцев сидит без гроша и чувствует себя раздавленной и ничтожной как никогда прежде, а потому хватается за любую соломинку.
Результат не заставил себя ждать. Те, кто читал нейтральный текст, высказались за умеренное количество острого соуса. Те же, кому досталось жалобное эссе, единодушно проголосовали за максимальное его количество.
При этом важно понимать, что участники, которым предстояло в итоге съесть «непереносимо острое» блюдо, ничего плохого ассистентке не делали и никак не были повинны в ее финансовых трудностях. То есть ни о какой мести речь идти не могла. Следовательно, «кровожадными» «арбитров» сделала эмпатия — сопереживание бедам несчастной ассистентки.
На этом Буффон и Поулин, кстати, не остановились. Они еще и взяли у всех участников анализы на выявление специфических генов, ответственных за повышенную чувствительность к окситоцину и вазопрессину. Именно эти гормоны, как полагают нейробиологи, связаны с выражением сочувствия, желания помочь и другими проявлениями эмпатии.
Догадка подтвердилась: носители таких генов намного активнее высказывались за максимальное количество острого соуса
Стоит признать, что политики и пропагандисты, похоже, подозревали об этой взаимосвязи еще задолго до того, как ее установили психологи. Так, накануне вторжения США в Ирак в 2003 году американские СМИ изобиловали подробнейшими рассказами о зверствах, чинимых Саддамом Хуссейном и его приближенными.
Впрочем, за примерами можно и не ходить так далеко, вспомнив, например, события на Украине. Цель подобных чудовищных историй вполне очевидна: играя на самых искренних и добрых чувствах граждан, политики обеспечивают поддержку своих действий — в реальности далеко не всегда благих или хотя бы необходимых.
Пол Блум напоминает и о судах Линча в США, которые часто инспирировались рассказами о жестоких изнасилованиях белых женщин чернокожими. И о еврейских погромах в Европе, которым так же часто предшествовали россказни о христианских младенцах, принесенных в жертву на каббалистических иудейских церемониях.
Вывод Пола Блума прост. Принято считать, что к самым скверным поступкам и решениям людей подталкивают гнев и страх. Когнитивный психолог констатирует, что этот список следует пополнить еще и эмпатией. И призывает сделать все, чтобы сопереживание страданиям одних людей не подталкивало нас к тому, чтобы обречь на страдания других.
1 A. Buffone, M. Poulin «Empathy, Target Distress, and Neurohormone Genes Interact to Predict Aggression for Others–Even Without Provocation». Personality and Social Psychology Bulletin, 6 октября 2014 года.
Текст:Юрий ЗубцовИсточник фотографий:Getty Images
Новое на сайте
«Мой трехлетка и то лучше нарисует!»: почему мы обесцениваем современное искусство
«Момент истины»: что значит утро после первого секса — интервью социолога
«Муж подруги пытался насильно заняться со мной сексом»
«В 5 лет я увидела, как мою подругу изнасиловал маньяк, а в 18 лет сама стала жертвой насилия»
«Если мужчина изменял жене, почему будет верен вам?»: в чем опасность роли любовницы — личный опыт
«Нежность недооценена»: зачем нужна забота в отношениях — личное мнение
Ожидания мешают нам создать счастливые отношения: как это происходит — объясняет нейробиолог
«Муж уверен: он умнее всех, всегда прав. И не разрешает мне завести ребенка»
Тёмная сторона эмпатии, о которой никто не говорит
О тёмной стороне эмпатии редко говорят. Тем не менее, она существует и может отравлять жизнь эмпата.
Эмпатия – это умение поставить себя на место другого человека и понять его мысли и чувства. Эмпат – это человек, который обладает способностью резонировать на разных уровнях с другими людьми; благодаря этому он может с точностью почувствовать их эмоциональное благополучие.
Пока неизвестно, каким образом данная способность развилась у эмпатов, однако многие считают, что она является врождённой и передаётся через гены.
Как правило, эмпатов воспринимают как людей, которые не безразличны к чувствам других; они являются отзывчивыми, заботливыми, чуткими и милосердными душами. Поэтому вы наверняка удивитесь, узнав, что у эмпатии есть тёмная сторона.
Многие люди ждут от эмпатов поддержки и наставлений. Это также означает, что эмпаты видят в мире гораздо больше вещей, чем мы. Это может вызывать проблемы в различных сферах их жизни.
Тёмная сторона эмпатии
Они не могут управлять собственными эмоциями
Вы можете подумать, что эмпат хорошо разбирается в эмоциях и поэтому легко способен справляться со своими собственными. Однако правда заключается в том, что эмпаты постоянно борются за то, чтобы держать своим эмоции под контролем. Они настолько остро ощущают чужие эмоции, в особенности печаль, что иногда могут под их влиянием впасть в депрессию.
Им трудно отличить собственные эмоции от эмоций других людей, а также найти эмпатов, с которыми они могли бы поделиться своими мыслями.
Столкновение с негативной энергией приводит к переутомлению
Эмпатам приходится иметь дело с огромным количеством информации из-за их чувствительности. Ввиду этого, они могут чувствовать себя подавленными и чрезвычайно уставшими при попытках осмыслить происходящее.
Они особенно восприимчивы к отрицательной энергии, и это сильно расстраивает их. Когда всё, что они могут ощущать – это негатив, они быстро утомляются.
Ими пользуются
Поскольку эмпаты являются доверчивыми душами, которые всегда верят в доброту, ими нередко пользуются менее совестливые люди. Эмпаты по своей природе щедры и добры. Этим они могут привлечь тех, кто только берёт, не отдавая ничего взамен.
Когда эмпат узнаёт о том, что его обманули, он может впасть в глубокую депрессию.
Они пренебрегают собой
Поскольку эмпаты предпочитают давать другим, а не получать, они нередко пренебрегают собственным благополучием, включая состояние разума и тела. Эмпаты сильно устают от стресса и переживаний, поэтому они легко забывают заботиться о себе.
Им трудно влюбиться
Поскольку эмпаты чересчур восприимчивы к жестокости в мире, им бывает крайне сложно довериться кому-то полностью. Они не раскрывают своё сердце, потому что боятся, что им причинят боль.
Они не могут себе позволить всерьёз влюбиться, поскольку думают, что не смогут справиться с огромной страстью.
Им часто кажется, что они несут тяжкое бремя
Эмпаты – бескорыстные люди, на которых каждый день обрушивается большое количество сенсорной информации. Они чувствуют, что должны помогать людям, однако это огромное бремя, поскольку они не могут помочь всем, кого встречают на своём пути. Тем не менее, как бы тяжело им ни было, они всё равно будут стараться решить чужие проблемы, дабы не позволить человеку упасть вниз.
Заключение
Эмпаты должны осознать, что им не под силу решить все проблемы в мире.
Чтобы тёмная сторона эмпатия не завладела их жизнью, им нужно перестать отдавать свою энергию каждому, кого они встречают на своём пути
Как сопереживание может способствовать насилию: выстрелы
Кристина Чанг для NPR
Кристина Чанг для NPR
Эмпатия кажется хорошим качеством человека. Чисто и просто.
Это позволяет нам рассмотреть точку зрения других — поставить себя на их место и представить их опыт. С этой чуткой точки зрения могут прийти только хорошие вещи, верно?
Не обязательно, по словам автора Фрица Брайтгаупта. «Иногда мы совершаем злодеяния не из-за отсутствия эмпатии, а как прямое следствие успешной, даже чрезмерно успешной эмпатии», — пишет он в своей будущей книге 9.0011 Темные стороны эмпатии .
Послушайте: Конец сочувствия В 6-м эпизоде 5-го сезона Invisibilia дважды рассказывается одна и та же история, чтобы ответить на вопросы: Кто заслуживает нашего сочувствия? И есть ли неправильный способ сопереживать?
Брайтхаупт, который руководит Лабораторией экспериментальных гуманитарных наук в Университете Индианы, утверждает, что эмпатия — морально двусмысленная способность, которая может ввести нас в заблуждение, если мы не понимаем ее многих сторон.
«Эмпатия — это загадка», — говорит Брайтгаупт. Хотя это может обогатить нашу жизнь, Брейтаупт говорит, что наша способность идентифицировать себя с чувствами других может также способствовать поляризации, разжигать насилие и мотивировать дисфункциональное поведение в отношениях, например, воспитание детей на вертолете.
Брейтаупт, который рассматривает культурную и научную историю эмпатии в своей книге, объясняет, что эмпатия — относительно новое понятие. Этот термин появился только в 1909 году, когда он был переведен с немецкого понятия «ощущение себя в произведении искусства», говорит он. За последние 40 лет он приобрел известность, когда биологи-эволюционисты начали исследовать его роль в формировании человеческого мозга. С тех пор это стало основной психологической концепцией и частью того, что, по мнению биологов, делает нас людьми.
Поскольку эмпатия заложена в самом нашем существе, Брейтаупт утверждает, что мы должны осознавать, что хорошего и плохого она может сделать. Джонатан Ламберт из NPR поговорил с ним о биологических и моральных аспектах эмпатии.
Следующее интервью было отредактировано для увеличения длины и ясности.
Как наука определяет эмпатию и какой свет это проливает на более философские концепции?
Какое-то время нейробиологи думали, что где-то в мозгу есть центр эмпатии. Они думали, что мы можем понять это место, а затем понять эмпатию.
Но затем они пришли к гораздо более глубокому пониманию: эмпатия находится не в одном месте в нашем мозгу; это везде. Исследования с визуализацией показали, что мы используем каждую часть мозга как для собственных действий, собственных чувств, так и для наблюдения за другими людьми. Таким образом, в основном весь мозг занимается эмпатией.
Это многое меняет. Это показывает нам, что эмпатия влияет на все наше мышление. Он с нами каждое мгновение.
Я думаю, это означает, что эмпатия настолько важна для нас, что мы не можем ею пренебрегать. Да, мы биологически готовы к этому, но мы также должны культивировать это, а культивирование — это то, что может [быть] задачей обучения на протяжении всей жизни. Это никогда не заканчивается.
Итак, наука предполагает, что эмпатия как бы встроена в наше существо. Я думаю, что большинство людей могут предположить, что это хорошо. Почему не обязательно?
Я не собираюсь убеждать вас сказать, что эмпатия — это плохо или что мы должны быть против эмпатии. Думаю, для нас это принципиально. Это абсолютно то, что мы должны понимать, чтобы знать, как мы работаем.
Я также думаю, что в большинстве случаев эмпатия приносит больше пользы, чем зла. Я хочу выразить это соразмерно — у эмпатии есть и темные стороны.
Люди считают, что эмпатия — это хорошо, потому что она полезна для получателя эмпатии — на самом деле я отношусь к этому скептически.
Эмпатия может быть немного более эгоистичной, чем многие думают. Сопереживающие чувствуют себя менее одинокими, они делятся опытом, чему-то учатся. Итак, мы должны спросить, для кого [эмпатия] хороша? На самом деле в большинстве случаев это эмпатизатор.
Чем хороша эмпатия для сопереживающего?
Но ведь есть и обратная сторона? В своей книге вы говорите о том, что называете «вампирической эмпатией». Что ты имеешь в виду?
Вампирическая эмпатия — это форма эмпатии, при которой люди хотят манипулировать людьми, которым они сочувствуют, чтобы они могли через них познавать мир таким образом, чтобы он им действительно нравился.
Крайним случаем является воспитание на вертолете. Родители-вертолетчики постоянно пытаются направить своих детей в том направлении, которое они считают правильным. Конечно, они хотят лучшего для своих детей. Очень понятно; У меня есть дети, и я тоже хочу для них самого лучшего.
Но я думаю, что здесь просачивается что-то еще. Это своего рода жизнь вместе с детьми, представление о том, какой должна быть жизнь, отмеченная успехами, где исчезают препятствия и можно наслаждаться жизнью. Но это также означает, что родители сопереживают эту жизнь, поэтому они начинают брать верх… они в основном хотят использовать ребенка почти как пешку.
В каком-то смысле экстремистские родители-вертолёты крадут у своих детей самость, чтобы они могли в основном проецировать себя на этих детей.
Вы пишете, что эмпатия на самом деле может сделать нас более поляризованными, вместо того, чтобы сблизить нас. Как это может случиться?
Люди воображают, что эмпатия может помочь разрядить напряженность в конфликтных ситуациях, но очень часто именно эмпатия приводит к крайностям, еще больше поляризует людей.
Так может случиться, будь то семейная вражда или что-то, что перерастет в гражданскую войну. Люди очень быстро принимают чью-то сторону. И когда вы принимаете одну сторону, вы принимаете точку зрения этой стороны. Вы можете видеть болезненные части этой точки зрения и сопереживать им, и это сочувствие может подпитывать восприятие другой стороны как все более и более темной или более сомнительной.
Одним из примеров этого является Северная Ирландия, которая имеет долгую историю конфликтов. В начале 2000-х школьная администрация попыталась разрешить конфликт между католической и протестантской молодежью, внеся эмпатию в учебную программу.
Они подчеркивали, что студенты узнают обе стороны, и зверства, совершенные той или иной стороной, всегда помещались в контекст. Студенты изучали эту учебную программу, но последующие исследования показали, что это новое поколение было более поляризованным, чем предыдущее.
Итак, эта группа усвоила, что всегда есть две стороны, и, в конце концов, они знают свою сторону. Поэтому они реорганизовали эту информацию, чтобы сочувствовать людям на их стороне и отстраняться от другой стороны.
Так что Северной Ирландии пришлось отказаться от этого проекта.
Другой случай касается террористов. Я думаю, что многим террористам может не хватать сочувствия. Скорее, они видят бедственное положение группы, с которой себя отождествляют — они видят, как они страдают, и видят в этом что-то ужасное, и это становится более экстремальным и активирует их, чтобы они стали активными террористами.
Есть ли у эмпатии другие недостатки?
[Сочувствующие] могут перенапрячься. Если вы врач, который каждый день видит много страданий и боли, их очень быстро может стать слишком много. Около трети врачей страдают от «выгорания эмпатии», которое настолько серьезно, что влияет на их работу как врачей и на их личную жизнь. Они становятся жертвой сопереживания.
В конце концов, разве эмпатия не приносит больше пользы, чем вреда?
В каком-то смысле да. Эмпатия слабо коррелирует с альтруистическим поведением. Так что связь есть. Я действительно думаю, что эмпатия может помочь людям помогать друг другу, и это делает нас людьми.
Мой основной аргумент здесь заключается в том, что во многих случаях альтруистической помощи или гуманитарной помощи люди на самом деле не так сильно сочувствуют нуждающемуся человеку. Они больше идентифицируют себя с помощником, героем, человеком, который вмешивается, даже если это воображаемый помощник.
Это может быть хорошо, когда ведет к хорошим действиям, но может иметь и недостатки. Например, если вы хотите, чтобы жертвы сказали «спасибо». Возможно, вам даже захочется оставить людей, которым вы помогаете, в положении неполноценной жертвы, потому что это может поддерживать ваше ощущение себя героем.
Если вы хотите признания, а если оно не приходит, оно может превратиться в обиду. Это, к сожалению, общий импульс. В политическом масштабе, я думаю, это произошло в Германии. В 2015 году Германия, что весьма похвально, открыла свои границы для беженцев. Сначала была волна огромного энтузиазма, а потом вдруг огромный спад энтузиазма и куча обиды.
Каковы ваши главные выводы о эмпатии?
Я думаю, мы можем научиться использовать эмпатию в некоторой степени контролируемым образом. Мы можем научиться, когда блокировать его, когда не позволять манипулировать эмпатией, а когда полностью включить ее.
Да, мы рождаемся с эмпатией, но она требует постоянной практики, [чтобы знать], когда ее использовать, а когда нет. Так что темные стороны так важно знать, потому что они учат нас тому, что в некоторых случаях вы не должны сопереживать.
Но когда это хорошо, мы должны принять эмпатию, потому что это может привести к более богатой, более полной жизни.
Джонатан Ламберт — стажер в научном отделе NPR. Вы можете следить за ним в Твиттере: @evolambert.
Светлая и темная стороны эмпатии
Источник: Джульетта, холст, масло, авторское право Кэндис Чарльтон, 2015 г., используется с разрешения.
Нас регулярно спрашивают, о чем мы думаем и как справляемся с «темной стороной эмпатии». Важный вопрос, потому что эмпатия заключается не только в том, чтобы быть хорошим. Его не следует путать с добротой или сочувствием.
Эмпатия нейтральна. Его можно использовать во благо или во вред или манипулировать. Глубоко понимая кого-то, вы можете использовать это понимание для достижения разных результатов — не все из них в интересах другого человека, которому вы сочувствуете.
По этой причине доза эмпатии так же хороша, как и мотивы или намерения эмпата.
Эмпатия, а также самоэмпатия становятся полезными для вас и тех, с кем вы работаете, когда они применяются как средство для достижения цели. Внимательная эмпатия, основанная на внимательной эмпатии к себе, помогает вам понимать мысли, чувства и действия других, чтобы вы могли эффективно и результативно взаимодействовать с ними. Следовательно, результат эмпатического и самоэмпатического взаимодействия будет лучше, если им будет управлять умело сформулированное намерение.
Всегда нужно проверять мотивы, лежащие в основе намерений. Чего вы надеетесь достичь, сопереживая этому человеку? Отвечает ли это их интересам? Как это служит вашим интересам?
Прогонять свои намерения и мотивы выше совести — хорошая практика.
Намерения действуют как дорожная карта, направляя вашу волю и действия с определенной целью. Самоэмпатия, как практика, закладывает основу для конкретных результатов в вашей жизни. Следовательно, вы замечаете свою внутреннюю жизнь мыслей и чувств, а также любые оценки и суждения, возникающие из-за того, что вы хотите изменить себя в ответ на действия других людей.
Мы говорили об этом раньше: суждения и оценки автоматически возникают в вашей ментальной жизни как функция вашей системы убеждений. Они формируются вашим контекстом и жизненным опытом и обычно формируются в начале вашей жизни, когда ваши мыслительные способности еще незрелы. Возможно, они сформировались как защита от сложных жизненных событий. В более позднем возрасте суждения и оценки, возникающие как автоматический ответ, направляются этими ранее сформированными ментальными образами.
Практика воздержания от суждений, акт наблюдения, узнавания и обозначения своих суждений и оценок, а также позволяющая пройти через этот опыт, позволяет вам лучше осознавать суждения и то, как они могут быть связаны с аспектами ваших убеждений. система.
Как только вы заметите свои мысли и чувства, осознаете и сможете воздерживаться от своих суждений, вы, вероятно, получите представление о том, как вы ведете себя в мире и как вы представляете себя. В некотором смысле вы смотрите на себя так, как если бы вы были другим человеком. С этой точки зрения вы получаете более «сторонний взгляд» на себя. Вы можете понять, что вам и другим было бы лучше, если бы вы отличались от мира. В этот момент это понимание, полученное о себе, приводит к личному намерению.
Практика установления личных намерений
На этом этапе вы можете снова заметить интенсивные телесные ощущения, которые вы испытывали во время упражнения на активные ощущения. Вы возвращаете свое осознание к значимому имени, данному ему. Вы также размышляете об оценках, которые были замечены, признаны и названы. Размышляя над каждым из этих измерений, вы определяете, что вам нужно или что от вас требуется. Инсайт, полученный в связи с потребностью, преобразуется в намерение для себя.
Решив создать намерение для себя, вы определите внутренние ресурсы, необходимые для создания благоприятного пространства для поддержки или заботы о других в вашей жизни. Это напрямую говорит о внутренних ресурсах, которые вам нужны, чтобы представить другого человека.
Внимательность к себе
Внимательность к себе следует естественным образом в ответ на установленное вами намерение. Благодаря самоэмпатии вы заметили и определили реакцию, вызывающую напряжение и стресс. Вы осознали свое внутреннее состояние, соответствующее напряжению и стрессу. В процессе вы вырезали внутреннее пространство для своего разума в своем теле.
Забота о себе требует, чтобы вы выполнили поставленное вами намерение.
Есть много способов заняться собой. Вы можете заметить, что в ответ на грусть вам нужна утешительная рука на вашем сердце. В ответ на утомление минутный отдых с закрытыми глазами. Если вы чувствуете, что вас критикуют, слово ободрения в свой адрес может успокоить внутреннее смятение.