Основные свойства внимания
Внимание означает связь сознания с определенным объектом, его сосредоточенность на нем. Особенности этой сосредоточенности определяют основные свойства внимания. К ним относятся: устойчивость, концентрация, распределение, переключение и объем внимания.
Устойчивость — это временная характеристика внимания, длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту. Устойчивость может определяться периферическими и центральными факторами. Экспериментальные исследования показали, что внимание подвержено периодическим непроизвольным колебаниям. Периоды таких колебаний, в частности по Н. Ланге, равны обычно 2—3 с, доходя максимум до 12 с. Если прислушиваться к тиканью часов и пытаться сосредоточиться на нем, то человек будет то слышать, то не слышать их. Иной характер носят колебания при наблюдении более сложных фигур — в них попеременно то одна, то другая часть будет выступать как фигура. Такой эффект, например, дает изображение усеченной пирамиды: если присмотреться к ней в течение некоторого времени, то она будет поочередно казаться то выпуклой, то вогнутой.
Однако исследователи внимания считают, что традиционная трактовка устойчивости внимания требует некоторых разъяснений, ибо в действительности такие малые периоды колебания внимания ни в коем случае не являются всеобщей закономерностью. В одних случаях внимание характеризуется частыми периодическими колебаниями, в других — значительно большей устойчивостью.
В настоящее время доказано, что наиболее существенным условием устойчивости внимания является возможность раскрыть в предмете, на котором оно сосредоточено, новые стороны и связи. Когда поставленная задача требует от нас сосредоточенности на каком-либо предмете, мы раскрываем в нем новые аспекты в их взаимосвязях и взаимопереходах, внимание может очень длительное время оставаться устойчивым. В тех случаях, когда содержание предмета внимания не дает возможности для дальнейшего его изучения, мы легко отвлекаемся, наше внимание колеблется. Другими словами, чтобы внимание к какому-либо предмету поддерживалось, его сознание должно быть динамическим процессом.
Если бы внимание при всех условиях было неустойчивым, более или менее эффективная умственная работа была невозможна. Оказывается, что само включение умственной деятельности, раскрывающей в предмете новые стороны и связи, изменяет закономерности этого процесса и создает условия для устойчивости внимания. Кроме того, устойчивость внимания зависит от целого ряда условий. К их числу относятся особенности материала, степень его трудности, знакомства с ним, понятности, отношения к нему со стороны субъекта, а также от индивидуальных особенностей личности.
Большой интерес представляют методы изучения устойчивости внимания, ставшие уже классическими. Исследование устойчивости внимания преследует цель установить, насколько прочно и устойчиво оно сохраняется в течение длительного времени, отмечаются ли при этом колебания его устойчивости и когда возникают явления утомления, при которых внимание субъекта начинает отвлекаться побочными раздражителями.
Для измерения устойчивости внимания обычно используются таблицы Бурдона, состоящие из беспорядочного чередования отдельных букв, причем каждая буква повторяется в каждой строке одно и то же число раз. Испытуемому предлагается в течение длительного времени (3—5—10 мин) вычеркивать заданные буквы (в простых случаях одну или две буквы, в сложных — заданную букву лишь в том случае, если она стоит перед другой, например гласной). Экспериментатор отмечает число букв, вычеркнутых в течение каждой минуты и число обнаруженных пропусков. Аналогичное значение имеют таблицы Крепелина, состоящие из столбиков цифр, которые испытуемый должен складывать в течение длительного времени. Продуктивность работы и число допускаемых ошибок могут служить показателем колебаний внимания.
Концентрация внимания — это степень или интенсивность сосредоточенности, т.е. основной показатель его выраженности, другими словами — тот фокус, в котором собрана психическая или сознательная деятельность. А.Л. Ухтомский полагал, что концентрация внимания связана с особенностями функционирования доминантного очага возбуждения в коре. В частности, концентрация является следствием возбуждения в доминантном очаге при одновременном торможении остальных зон коры головного мозга.
Под распределением внимания понимают субъективно переживаемую способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно. Именно эта способность позволяет совершать сразу несколько действий, сохраняя их в поле внимания. Хрестоматийным примером служат феноменальные способности Юлия Цезаря, который, согласно преданию, мог одновременно делать семь не связанных между собой дел. Известно также, что Наполеон мог одновременно диктовать своим секретарям семь ответственных дипломатических документов. Однако, как показывает жизненная практика, человек способен выполнить только один вид сознательной психической деятельности, а субъективное ощущение одновременности выполнения нескольких обязано быстрому последовательному переключению с одной на другую.
Исследование распределения внимания имеет большое практическое значение. Для этой цели используются так называемые таблицы Шульте. На этих таблицах изображены два ряда беспорядочно разбросанных цифр, красных и черных. Испытуемый должен в определенной последовательности называть серию цифр, чередуя каждый раз красную и черную цифру. Иногда эксперимент усложняют — на красную цифру надо показывать в прямом порядке, а на черную — в обратном. Как показали исследования, у отдельных испытуемых здесь отчетливо выступают значительные индивидуальные различия. Исследователи (в частности, А. Р. Лурия) считают, что эти различия могут надежно отражать некоторые вариации силы и подвижности нервных процессов и с успехом использоваться в диагностических целях.
Многие авторы считают, что распределение внимания, по существу, является обратной стороной его переключаемости. Переключаемость или переключение внимания определяются скрытно, переходя от одного вида деятельности к другому. Переключение означает сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой. В целом переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в сложной изменяющейся ситуации. Легкость переключения внимания у разных людей различна и зависит от целого ряда условий (это прежде всего соотношение между предшествующей и последующей деятельностью и отношение субъекта к каждой из них). Чем интереснее деятельность, тем легче на нее переключиться, и наоборот. Переключаемость внимания принадлежит к числу хорошо тренируемых качеств.
Следующее свойство внимания — это его объем.
Исследование объема внимания обычно производится путем анализа числа одновременно предъявляемых элементов (чисел, букв и т.п.), которые могут быть с ясностью восприняты субъектом. Для этих целей используется прибор, позволяющий предъявить определенное число раздражителей так быстро, чтобы испытуемый не мог перевести глаза с одного объекта на другой. Это позволяет измерить число объектов, доступных для одновременного опознания, с помощью прибора, называемого тахнстоскопом.
Понятие объем внимания очень близко к понятию объем восприятия и широко применяемые в литературе понятия поля ясного внимания и поле неясного внимания очень близки к понятиям центра и периферии зрительного восприятия, в отношении которого они были подробно изучены. Однако количество находящихся в поле нашего внимания связанных между собой элементов, объединенных в осмысленное целое, может быть много больше.
Свойства внимания
- Информация о материале
- Общая психология
- Просмотров: 25246
- Предыдущая статья Тренировка объема внимания
- Следующая статья Общая характеристика внимания
Настроить шрифт
- Размер
- Стиль
- Режим чтения
Когда говорят о развитии, воспитании внимания, то имеют в виду совершенствование свойств внимания.
Различают следующие свойства внимания: объем, сосредоточенность (концентрация), распределяемость, устойчивость, колебание, переключаемость.
Объем внимания измеряется тем количеством объектов, которые воспринимаются одновременно.
Обычно объем внимания зависит от специфически практической деятельности человека, от его жизненного опыта, от поставленной цели, от особенностей воспринимаемых объектов. Объединенные по смыслу объекты воспринимаются в большем количестве, чем не объединенные. У взрослого человека объем внимания равен 4—6 объектам.
Концентрация внимания есть степень сосредоточения сознания на объекте (объектах).
Чем меньше круг объектов внимания, чем меньше участок воспринимаемой формы, тем концентрированнее внимание.
Концентрация внимания обеспечивает углубленное изучение познаваемых объектов и явлений, вносит ясность в представления человека о том или ином предмете, его назначении, конструкции, форме.
Концентрация, направленность внимания могут успешно развиваться под влиянием специально организованной работы по развитию данных качеств.
Распределение внимания выражается в умении одновременно выполнять несколько действий или вести наблюдение за несколькими процессами, объектами.
В некоторых профессиях распределение внимания приобретает особенно важное значение. Такими являются профессии шофера, летчика, педагога. Учитель объясняет урок и одновременно следит за классом, нередко он еще и пишет что-нибудь на классной доске.
С точки зрения физиологии, распределение внимания объясняется тем, что при наличии в коре головного мозга оптимальной возбудимости в отдельных ее участках имеется лишь частичное торможение, в результате чего данные участки в состоянии управлять одновременно выполняемыми действиями.
Таким образом, чем лучше человек овладел действиями, тем легче ему одновременно выполнять их.
Устойчивость внимания не означает сосредоточенности сознания в течение всего времени на конкретном предмете или его отдельной части, стороне. Под устойчивостью понимается общая направленность внимания в процессе деятельности. На устойчивость внимания значительное влияние оказывает интерес.
Необходимым условием устойчивости внимания является разнообразие впечатлений или выполняемых действий. восприятие однообразных по форме, цвету, размерам предметов, однообразные действия снижают устойчивость внимания. Физиологически это объясняется тем, что под влиянием длительного действия одного и того же раздражителя возбуждение по закону отрицательной индукции вызывает в том же участке коры торможение, что и ведет к снижению устойчивости внимания.
Влияет на устойчивость внимания и активная деятельность с объектом внимания. «Внимание к объекту, — пишет Станиславский, — вызывает естественную потребность что-то сделать с ним. Действие же еще более сосредоточивает внимание на объекте. Таким образом, внимание, сливаясь с действием и взаимно переплетаясь, создает крепкую связь с объектом».
Свойством, противоположным устойчивости, является отвлекаемость. Физиологическое объяснение отвлекаемости — это или внешнее торможение, вызванное посторонними раздражителями, или продолжительное действие одного и того же раздражителя.
Отвлекаемость внимания выражается в колебаниях внимания, которые представляют собой периодическое ослабление внимания к конкретному объекту или деятельности.
Колебания внимания наблюдаются даже при очень сосредоточенной и напряженной работе, что объясняется непрерывной сменой возбуждения и торможения в коре головного мозга.
Как свидетельствуют исследования психологов, даже частые колебания внимания в короткие промежутки времени (1—5 сек) не сказываются заметным образом на его устойчивости при условии интересной и напряженной работы. Однако через 15—20 мин колебания внимания могут привести к непроизвольному отвлечению от объекта, что лишний раз доказывает необходимость разнообразить в той или иной форме деятельность человека.
К свойствам внимания относится и переключение внимания.
Переключение внимания состоит в перестройке внимания, в переносе его с одного объекта на другой.
Различают переключение внимания преднамеренное (произвольное) и непреднамеренное (непроизвольное). Преднамеренное переключение внимания происходит при изменении характера деятельности, при постановке новых задач в условиях применения новых способов действий. Преднамеренное переключение внимания сопровождается участием волевых усилий человека.
Непреднамеренное переключение внимания обычно протекает легко, без особого напряжения и волевых усилий.
Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин. 100 экзаменационных ответов по психологии.
— Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2002. — 256с. С. 51-52.
- Предыдущая статья Тренировка объема внимания
- Следующая статья Общая характеристика внимания
Определить внимание.

CBSE, JEE, NEET, NDA
Банк вопросов, пробные тесты, экзаменационные работы
Решения NCERT, образцы документов, заметки, видео
Установить сейчас
Определение внимания. Объясните его свойства
Автор: Сонакши Сунеджа 2 года назад
CBSE > Класс 11 > Психология
- 2 ответа
Дайте определение термину психология
Автор: Джеймс Хонгсай 3 месяца, 1 неделя назад
CBSE > Класс 11 > Психология
- 0 ответов
Мне нужны вопросы для изучения каждой главы психологии
Автор: Бхавья Ратор 2 месяца, 2 недели назад
CBSE > Класс 11 > Психология
- 0 ответов
Манси проводит исследование по возрастной группе она обнаружила, что зависимость является наиболее распространенной проблемой в этом возрасте объясните почему
Автор: Кхуши Шарма 8 месяцев, 3 недели назад
CBSE > Класс 11 > Психология
- 0 ответов
Можно ли улучшить нашу личность после изучения психологии
Автор: Сания Фатьма 2 месяца, 1 неделя назад
CBSE > Класс 11 > Психология
- 0 ответов
Практические примеры различных стилей обучения
Автор: Джия Сингх 2 месяца, 1 неделя назад
CBSE > Класс 11 > Психология
- 0 ответов
Основной цвет как сатанд в теории молодого Гельмгольца
Автор: Наина Шарма 6 дней, 3 часа назад
CBSE > Класс 11 > Психология
- 0 ответов
Дайте краткий обзор эволюции психологии
Автор: Гунгун Сингх 4 месяца, 3 недели назад
CBSE > Класс 11 > Психология
- 1 ответ
Вопросы по отрывку главы 2
Автор: Кунджал Ядав 3 месяца, 4 недели назад
CBSE > Класс 11 > Психология
- 1 ответ
Люди говорят, что такое любовь? . ……… Когда кто-то остается в твоей памяти, не разговаривая, это любовь
Автор Изуми Учиха 8 месяцев, 4 недели назад
CBSE > Класс 11 > Психология
- 1 ответ
Напишите любые 10 отличий в росте и развитии
Автор: Абхай Маурья 8 месяцев, 3 недели назад
CBSE > Класс 11 > Психология
- 0 ответов
myCBSEguide
Доверяют 1 крор+ студентов
Установить сейчас
- Создавайте документы за считанные минуты
- Печать с вашим именем и логотипом
- Скачать в формате PDF
- 5 лакхов+ вопросов
- Включенные решения
- На основе учебного плана CBSE
- Подходит для школ и репетиторов
Создание документов
Тестовый генератор
Создание статей по цене 10 ₹/- за бумагу
Попробовать сейчас
Решения NCERT для 11 класса Психология Глава 5 Сенсорные процессы, процессы внимания и восприятия
by Bhagya
NCERT TEXTBOOK РЕШЕННЫЕ ВОПРОСЫ Вопрос 1. Объясните функциональные ограничения органов чувств.
Ответ: Органы чувств функционируют с некоторыми ограничениями. Например, наши глаза не могут видеть вещи, которые очень тусклые или очень яркие. Точно так же наши уши не могут слышать очень слабые или очень громкие звуки. То же верно и для других органов. Как человеческие существа, мы функционируем в пределах ограниченного диапазона стимуляции. Чтобы быть замеченным сенсорным рецептором, стимул должен иметь оптимальную интенсивность или величину.
Вопрос 2. Что понимается под свето-темновой адаптацией? Как они происходят?
Ответ: Яркая адаптация относится к процессу приспособления к яркому свету после воздействия тусклого света. Этот процесс занимает почти минуту или две.
Темновая адаптация относится к процессу приспособления к слабо освещенной среде после воздействия яркого света. Это может занять полчаса или даже больше в зависимости от предыдущего уровня воздействия света на глаз. Глаз, адаптированный к темноте, примерно в 100 000 раз более чувствителен к свету, чем глаз, адаптированный к свету.
Вопрос 3. Что такое цветовое зрение и каковы размеры цвета?
Ответ:
- Способность человека различать различные оттенки цвета называется цветовым зрением.
- Человек с нормальным цветовым зрением может различать более семи миллионов различных цветовых оттенков.
- Существуют три основных измерения цвета: оттенок, насыщенность и яркость.
- Цветовой тон является свойством хроматических цветов. Это относится к названию цвета, например, красный, синий и зеленый. Оттенок зависит от длины волны, и каждому цвету соответствует определенная длина волны. Например, синий имеет длину волны около 465 нм. и зеленый около 500 нм. ахроматические цвета, такие как черный, белый или серый, не характеризуются оттенками.
.
- Насыщенность — это психологический атрибут, относящийся к относительной степени оттенка поверхности или объекта.
- Свет с одной длиной волны (монохроматический) кажется сильно насыщенным.
- Когда мы смешиваем разные длины волн, насыщенность уменьшается. Серый цвет совершенно ненасыщенный.
- Яркость — воспринимаемая интенсивность света. Он варьируется как в хроматических, так и в ахроматических цветах.
- Белый и черный представляют верх и низ измерения яркости.
- Белый имеет самую высокую степень яркости, а черный — самую низкую.
Вопрос 4. Как происходит слуховое ощущение?
Ответ: Звуковые серверы как стимул для слуховых ощущений. Громкость, высота и тембр — свойства звука. Кортикальный орган, расположенный на базилярной мембране, является главным органом слуха.
Слуховое ощущение начинается, когда звук попадает в наше ухо и стимулирует главные органы слуха.
ушные раковины собирают звуковые вибрации и подают их в барабанную полость через слуховой проход к нам.
Из полости литавр колебания передаются трем слуховым косточкам, которые увеличивают их силу и передают их во внутреннее ухо. Во внутреннем ухе улитка принимает звуковые волны.
Благодаря вибрациям эндолимфа приводится в движение, что также вызывает вибрацию коркового органа. Наконец, импульсы направляются к слуховому нерву, который выходит из основания улитки и достигает слуховой коры, где импульс интерпретируется.
Вопрос 5. Дайте определение вниманию. Объясните его свойства.
Ответ: Процесс, посредством которого одни стимулы выбираются из группы других, обычно называется вниманием.
Свойства внимания — выбор, бдительность, концентрация и поиск.
- Отбор— На наши органы чувств одновременно действует большое количество раздражителей, но мы не замечаем их всех одновременно. Замечены лишь некоторые из них, т.
е. когда вы входите в свой класс, вы сталкиваетесь с несколькими вещами, такими как двери, стены, окна и т. д., но вы выборочно сосредотачиваетесь только на одном или двух из них одновременно.
- Бдительность — Бдительность относится к готовности человека справляться с раздражителями, которые появляются перед ним/ней. например во время участия в забеге в вашей школе вы, должно быть, видели участников на стартовой линии в настороженном состоянии, ожидающих сигнала свистка, чтобы бежать.
- Концентрация — Концентрация относится к сосредоточению сознания на определенных конкретных объектах, исключая на данный момент другие, в классе ученик концентрируется на лекции учителя и игнорирует всевозможные шумы, доносящиеся из разных уголков школы.
- Поиск — При поиске наблюдатель ищет некоторое заданное подмножество объектов среди набора объектов, например когда мы идем в школу, чтобы забрать из школы наших младших сестру и брата, мы просто ищем их среди бесчисленных мальчиков и девочек.
Вопрос 6. Назовите детерминанты избирательного внимания. Чем избирательное внимание отличается от устойчивого внимания?
Ответ: Избирательное внимание относится к сосредоточению сознания на определенном стимуле. Он связан в основном с выбором ограниченного числа стимулов или объектов из большего числа стимулов. Факторы, влияющие на избирательное внимание:
Внешние факторы:
Они связаны с особенностями раздражителей. Другие факторы оставались постоянными.
- Важными определяющими факторами являются размер, интенсивность и движение раздражителей.
- Крупные, яркие и движущиеся объекты легко привлекают наше внимание.
- Аудиальные повествования воспринимаются легче, чем визуальные.
- Наше внимание привлекают новые и слегка сложные стимулы.
- Человеческие фигуры посещают чаще, чем живые объекты.
Внутренние факторы могут быть двух типов:
(1) Когнитивные факторы (2) Мотивационные факторы
- Когнитивные факторы включают такие факторы, как интересы, отношения и подготовительная установка.
- Стимулы, которые кажутся интересными, легко воспринимаются.
- Благосклонно настроенные нами раздражители также привлекают наше внимание.
- Подготовительная установка на состояние ума действовать определенным образом и реагировать на одни раздражители, а не на другие в данный момент.
- Мотивационные факторы
- Они связаны с нашими биологическими и социальными потребностями, т.е. голодный человек доберется до еды первым. В дни экзаменов учащиеся больше внимания уделяют указаниям учителя.
- Избирательное внимание связано главным образом с выбором ограниченного числа стимулов из большого числа стимулов, тогда как устойчивое внимание относится к сосредоточению внимания на определенных объектах, исключая другие для движения.
- Это способность удерживать внимание на объекте или событии в течение более длительного времени.
Вопрос 7. Каково основное положение гештальт-психологов в отношении восприятия поля зрения?
Ответ: Гештальт-психологи (Вертгеймер, Коффка и Келер) выделяют несколько принципов, описывающих способ, которым базовые сенсорные данные организуются в целые паттерны.
- По мнению гештальт-психологов, люди воспринимают различные стимулы как отдельные элементы, но как организованное «целое», имеющее определенную форму.
- Они считают, что форма предмета заключена в его целом, отличном от суммы их частей.
- Например, горшок с букетом цветов — это единое целое. Если цветы убрать, вазон все равно останется целым. Изменилась конфигурация цветочного горшка
. Цветочный горшок с цветком — это одна конфигурация, без цветов — другая конфигурация. - Гештальт-психологи также указывают, что мозговые процессы человека всегда ориентированы на восприятие хорошей фигуры. Вот почему человек воспринимает все в организованной форме.
Некоторые из этих принципов обсуждаются ниже:
- Фигура с землей — Мы склонны делить окружающий мир на две части: фигура, имеющая определенную форму и место в пространстве; и земля, не имеющая формы, кажется, продолжается за фигурой и не имеет определенного местоположения.
Отношения фигуры и фона помогают прояснить различие между ощущением и восприятием.
- Контуры — Контуры формируются всякий раз, когда возникает заметная разница в яркости или цвете фона. Контуры придают форму объектам в нашем визуальном мире, потому что они отделяют один объект от другого или отделяют объект от общего фона. Контуры определяют форму, но сами по себе они бесформенны.
- Группировка — Принципы группировки описывают основные способы, которыми мы группируем элементы вместе в восприятии. Это простые принципы, посредством которых мы воспринимаем окружающий мир. Принципы группировки включают сходство, близость, замкнутость и непрерывность.
- Принцип подобия гласит, что объекты одинаковой формы, размера или цвета склонны группироваться вместе. В слуховом смысле звуки одинакового тона и интенсивности группируются вместе.
- Закон близости гласит, что объекты, расположенные близко друг к другу в пространстве или времени, склонны восприниматься как принадлежащие друг другу или образующие организованную группу
- Принцип продолжения описывает тенденцию воспринимать линию, которая начинается одним способом, как продолжающуюся таким же образом.
- Закон закрытия относится к процессам восприятия, которые организуют воспринимаемый мир, заполняя пробелы в стимуляции.
- В случае принципа непрерывности, если прерывания слишком выражены или слишком длинны, непрерывность исчезает и единое целое не воспринимается.
- Камуфляж: Когда контуры визуально нарушены, объекты трудно отличить от фона. Это камуфляж. Это работает, потому что он разбивает контуры, например. форма солдат в лесу.
Вопрос 8. Как происходит восприятие пространства?
Ответ: Пространство воспринимается в трех измерениях. Это происходит из-за нашей способности преобразовывать двухмерное зрение сетчатки в трехмерное восприятие. Пространственные атрибуты объектов, такие как размер, форма и расстояние между объектами, также способствуют восприятию пространства.
Вопрос 9. Каковы монокулярные признаки восприятия глубины? Объясните роль бинокулярных сигналов в восприятии глубины.
Ответ: Монокулярные сигналы — это психологические сигналы.
- Эти подсказки часто используются художниками для придания глубины двухмерным картинам.
- Поэтому они также известны как изобразительные подсказки.
- Они помогают нам оценивать расстояние и глубину в двухмерных поверхностях.
- Ниже приведены некоторые важные монокулярные признаки, которые используются при оценке расстояния и глубины на двухмерных поверхностях:
- Относительный размер: Размер ретинальных изображений позволяет судить о расстоянии на основе поста и настоящего опыта с подобными объектами. По мере удаления объектов изображение на сетчатке становится все меньше и меньше. Человек склонен воспринимать объект дальше, когда он кажется маленьким, и ближе, когда он кажется больше.
- Интерпозиция или перекрытие: Эти сигналы появляются, когда часть объекта закрыта другим объектом.
Перекрывающийся объект считается более далеким, тогда как объект, который его закрывает, кажется более близким.
- Линейная перспектива: Это отражает явление, при котором удаленные объекты кажутся ближе друг к другу, чем более близкий объект. Например, параллельные линии, такие как железнодорожные пути, сближаются по мере увеличения расстояния.
- Воздушная перспектива: Воздух содержит частицы пыли и влаги, из-за которых удаленные объекты выглядят туманными или размытыми. Этот эффект называется воздушной перспективой.
- Свет и тень: На свету некоторые части объекта подсвечиваются, а некоторые становятся темнее. Блики и тени дают нам информацию о расстоянии до объекта.
- Относительная высота: Крупные объекты воспринимаются как находящиеся ближе к зрителю, а меньшие — как находящиеся дальше.
- Градиент текстуры: Представляет явление, при котором поле зрения с большей плотностью элементов видно дальше.
- Параллакс движения: Это кинетическая монокулярная метка и, следовательно, не считается изобразительной меткой. Это происходит, когда объекты, находящиеся на разных расстояниях, движутся с разной относительной скоростью. Далекие объекты кажутся движущимися медленнее, чем близкие. Скорость движения объекта дает представление о его расстоянии. Например, когда мы едем в автобусе, более близкие объекты движутся «против» направления автобуса, тогда как более дальние объекты движутся «по» направлению автобуса.
Бинокулярные сигналы — это информация о глубине, основанная на скоординированных усилиях обоих глаз. Три из них:
- Ретинальное или бинокулярное несоответствие:
- Несоответствие сетчатки возникает из-за того, что два глаза отделены друг от друга по горизонтали на некотором расстоянии.
- Из-за такого расстояния изображение, формируемое на сетчатке каждого глаза одного и того же объекта, немного отличается.
- Эта разница между двумя изображениями называется диспаратностью сетчатки.
- Мозг интерпретирует большое несоответствие сетчатки как указание на близкий объект, а небольшое несоответствие сетчатки — как удаленный объект.
- Конвергенция:
- Когда мы видим близкий объект, наши глаза концентрируются внутрь, чтобы вывести изображение на центральную ямку каждого глаза.
- Группа мышц посылает в мозг сообщение о степени поворота глаз внутрь, и эти сообщения интерпретируются как сигналы к восприятию глубины.
- Степень сходимости уменьшается по мере удаления объекта от наблюдателя.
- Аккомодация: Аккомодация — это процесс, при котором мы фокусируем изображение на сетчатке с помощью цилиарных мышц.
- Эти мышцы изменяют толщину хрусталика глаза. Если объект удаляется (более чем на 2 м), мышца расслабляется.
- Когда он приближается, мышцы напрягаются, а толщина хрусталика увеличивается.
- Сигнал о степени сокращения мышцы отправляется в мозг, который дает сигнал о расстоянии.
Вопрос 10. Почему возникают иллюзии?
Ответ:
- Иллюзии возникают в результате несоответствия между физическими стимулами и их восприятием человеком.
- Несоответствие вызвано неправильной интерпретацией информации, полученной органами чувств.
- Иллюзии называются примитивными организациями, поскольку они порождены внешней стимулирующей ситуацией, которая вызывает у всех людей одинаковые переживания.
- Некоторые иллюзии универсальны по своей природе, поскольку они встречаются у всех людей.
- Их также называют постоянными иллюзиями, потому что они не меняются с опытом и практикой.
- Иллюзии, которые варьируются от человека к человеку, называются личными иллюзиями.
Вопрос 11. Как социокультурные факторы влияют на наше восприятие?
Ответ:
- Некоторые психологи изучали процессы восприятия в различных социокультурных условиях.
Например, они использовали фигуры Мюллера-Лайера и вертикально-горизонтальные иллюзии с несколькими группами людей, живущими в Европе, Африке и многих других местах, путем сравнения образцов из отдаленных мест. Африканские деревни и западные декорации.
- Было обнаружено, что африканские испытуемые проявляли большую восприимчивость к горизонтальным вертикальным иллюзиям, тогда как западные испытуемые проявляли большую подозрительность к иллюзии Мюллера-Лайера.
- Аналогичные результаты были получены и в других исследованиях. Живя в густых лесах, африканские испытуемые регулярно испытывали вертикаль (например, длинные деревья) и вырабатывали тенденцию переоценивать ее.
- Жители Запада, которые жили в среде, характеризуемой прямыми ангелами, развили тенденцию недооценивать длину линии, характеризующей ограждение (например, наконечник стрелы).
- Это исследование предполагает, что привычки восприятия усваиваются по-разному в разных культурных условиях.