Свойства речи
Содержательность. Количество выраженных в речи мыслей, чувств и стремлений, их значительность и соответствие действительности
Понятность. Синтаксически правильное построение предложений, а также применение в соответствующих местах пауз и выделения слов с помощью логического ударения.
Выразительность. Эмоциональная насыщенность, богатство языковых средств, их разнообразие. По своей выразительности речь может быть яркой, энергичной и, наоборот, вялой, бедной.
Действенность. Свойство речи, заключающееся в ее влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение
1. Дикция – четкое и ясное произнесение звуков речи. Хорошая дикция обеспечивается строгим соблюдением артикуляционных характеристик звуков. Дикция является одним из обязательных элементов техники речи педагога, поскольку речь его является образцом.
2. Выразительность. Выразительная речь наполнена эмоциональным и интеллектуальным содержанием, это обусловлено спецификой устной речи, в которой особое значение приобретают интонация, жесты, мимика. Для устной речи очень важным является правильное использование интонационных средств выразительности: логического ударения (выделение из фразы главных по смыслу слов или словосочетаний путем повышения или понижения голоса, изменения темпа), пауз, мелодичности речи (движения голоса в речи по высоте и силе), темпа (количество слов, произнесенных за определенную единицу времени). Интонация делает речь живой, эмоционально насыщенной, мысль выражается более полно, закончено.
3. Грамотность речи. Правильная, нормативная речь преподавателя должна быть образцом, как надо говорить, образцом, который бы вызвал у студентов желание самим шлифовать свою речь, совершенствовать ее.
Если же речь преподавателя имеет «грамотные недостатки», то он должен знать, какими справочными языковедческими источниками необходимо пользоваться, чтобы заполнить пробелы в недостаточной грамотности вербальной коммуникации.4. Экспрессивность речи. Если преподаватель говорит монотонно, невнятно, то вряд ли его будет приятно и интересно слушать. С другой стороны, чрезмерно экспрессивная речь тоже может вызвать негативную реакцию, особенно у человека, привыкшего к более спокойной речи коммуникативного партнера – преподавателя.
5. Важную роль в педагогическом общении играет уровень интеллекта. Если преподаватель говорит со студентом непонятным с точки зрения терминологии языком, злоупотребляет специальными выражениями, непонятными понятиями, то вряд ли достигнет понимания, что является стимулом к обучению, результат которого
6. Важным фактором, обеспечивающим ясность, является логичность изложения информации. Преподавателю надо следить, чтобы рассуждения были логичны, последовательны, доказательные. Кроме того, известно, что логичность изложения зависит не только от психоэмоционального состояния преподавателя, но и от уровня его интеллекта.
4. Свойства речи. Понятие и функции речи
Понятие и функции речи
контрольная работа
Различают содержательность, понятность, выразительность и воздейственность речи, как основные ее свойства.
Содержательность речи определяется количеством выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительностью и соответствием действительности. Речь может быть более или менее содержательной в связи с обилием и характером тех мыслей, чувств и желаний, которые в ней высказываются. Речь может быть названа содержательной, если в ней обстоятельно излагается тот или другой вопрос, если выраженные в ней мысли и чувства серьезны и глубоки. Наоборот, поверхностные, пустые, ограниченные мысли и чувства делают речь малосодержательной.
Речь всегда имеет определенное содержание, поскольку в ней раскрывается существо того, что мы хотим передать другим людям или (как это бывает в случаях внутренней речи) уточнить для самих себя.
Содержательность речи зависит от правильного подбора и применения слов для выражения мыслей, чувств и волевых стремлений. Большой и разнообразный запас слов у данного человека, позволяющий ему адекватно выразить самые различные свои мысли и оттенки мыслей, является необходимым условием содержательности его речи. Но одного запаса слов для этого недостаточно; необходимо правильно подбирать и применять эти слова в речи.
Речь человека будет содержательной в той или иной степени в зависимости от того, насколько он владеет специальной терминологией в данной конкретной области. В своей речи мы часто описываем или объясняем определенные явления. Например, преподаватель физической культуры часто прибегает к описанию физических упражнений; тренер по тому или другому виду спорта часто вынужден объяснять отдельные сложные моменты этих упражнений. Их речь при этом будет более полной и будет правильнее выражать их мысли, если они владеют своим предметом, имеют большой запас специальных терминов, в которых выражается детальное знание методики данного вида спорта, а также умеют правильно выразить свои мысли в предложениях.
Понятность речи обусловлена в основном совокупностью знаний слушателя в той области, к которой по своему содержанию относится речь собеседника. Она требует от слушателя также знания терминологии и специальных оборотов речи в данной области. Например, человек с большим трудом будет понимать речь на математические темы, если у него нет знания математических терминов и специальных выражений и оборотов речи, применяемых в этой области.
Трудность понимания речи во многих случаях связана с тем, что слова не всегда и не у всех людей имеют одно и то же значение. Часто они многозначны, в силу чего правильно уловить то их значение, которое имеется в виду в данном случае, можно только из контекста речи, т.е. из ее общего содержания и из смысла целых предложений, а не отдельных слов. Например, слово «корень» для обыкновенного человека выражает понятие части дерева, для математика же — особое числовое значение.
Речь становится более понятной, когда она строится по возможности из кратких предложений, когда в ней не злоупотребляют слишком специальными терминами, когда ее грамматический строй выделяет существо излагаемой мысли, что достигается синтаксически правильным построением предложений, а также применением в соответствующих местах пауз или выделения слов с помощью логического ударения.
Например, предложение «студенты института физической культуры одержали победу в лыжных соревнованиях» может выражать разное содержание и пониматься по-разному, в зависимости от того, на каком слове будет поставлено логическое ударение: в одном случае речь будет идти о том, что именно студенты, а не кто другой, одержали победу, в другом — что они одержали победу в лыжных, а не гимнастических соревнованиях, и т. д.
Выразительность речи связана с ее эмоциональной насыщенностью. По своей выразительности речь может быть яркой, энергичной или, наоборот, вялой, бледной.
Выразительность речи обеспечивается, прежде всего, ее фонетическими средствами: ясностью и отчетливостью произношения, правильным акцентированием и соответствующей интонацией, с помощью которых могут быть выражены различные эмоциональные оттенки речи.
Одно и то же предложение — «команда «Спартак» выиграла первенство по футболу» — при полном сохранении его объективного содержания, т. е. того факта, который в нем передается, может выражать совершенно различные эмоциональные отношения говорящего к этому факту: в одном случае это может быть удовольствие и даже восторг, в другом — сожаление и даже уныние. Все это находит свое выражение, прежде всего в интонации говорящего.
Часто выразительность речи обеспечивается ее грамматическими средствами, например применением слов в ласкательной и уменьшительной форме, использованием в обращении местоимений «ты» или «вы», употреблением слов переносного и образного значения, метафор, сравнений, эпитетов и т. д.
Воздейственная сторона речи состоит в ее влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение. Очень часто речь имеет своей задачей не столько передать другому лицу те или иные мысли и сведения, сколько вызвать его на определенные поступки, повлиять на его взгляды и убеждения, создать у него определенное отношение к тем или другим фактам и событиям.
Наибольшее значение воздейственная сторона речи имеет в учебно-воспитательной работе, в агитационной и пропагандистской работе, а также в командовании. Воздейственность агитационной речи, прежде всего, состоит в ее идейном содержании. Если содержание речи отражает интересы и потребности данной группы людей, если оно помогает им правильно осознать сущность событий и их классовое значение — такая речь способна укрепить убеждения человека, сделать их более стойкими, целенаправленными, подвинуть человека на сознательные решения и поступки.
Большое значение при этом имеет также выражающаяся в речи искренность и убежденность самого говорящего, заставляющая слушающих поверить его словам.
Часто воздейственность речи определяется ее простотой, ясностью, внутренней логикой.
Воздейственное значение речи бывает самым различным. С помощью речи мы можем поучать и наставлять людей, давать им советы, предупреждать о последствиях их поведения, предостерегать от одних поступков и приглашать следовать другим примерам; давать инструкции; в речи могут быть выражены просьба, приказание, запрещение. Все это осуществляется с помощью определенных лексических, грамматических и фонетических языковых средств.
Поучение и наставление придают речи свои особенности: она приобретает характер разъяснения, раскрытия положительных и отрицательных сторон данного поступка, указания на его последствия. Поучения и наставления всегда строятся на конкретных, живых примерах, причем правильные, с точки зрения говорящего, поступки одобряются, а ложные порицаются. В поучениях и наставлениях стремятся, прежде всего, вызвать у наставляемого понимание поступка, а также соответствующее эмоциональное отношение к нему. Интонация поучений имеет спокойный тон авторитетного и не вызывающего сомнений рассуждения. В словах наставления в связи с этим звучит полное убеждение в правильности и необходимости данного поступка.
Советы даются в тех случаях, когда человек испытывает колебания и нерешительность или не знает, как ему поступить. Содержание речи в этих случаях состоит в конкретном изложении самого действия, в подчеркивании его важности ожидаемых положительных результатов. Интонация совета есть интонация уверенности в возможности, доступности, целесообразности или необходимости именно этого, а не противоположного поступка.
Инструкции имеют воздейственное значение, когда они выражены в кратких определенных положениях, не допускающих различных толкований, когда вместе с тем они обоснованы и не вызывают сомнений в целесообразности указываемых в них мероприятий.
Воздейственное значение инструкции заключается главным образом в точном указании содержания, последовательности и способов действия применительно к отдельным видам практической деятельности, например при уходе, за снарядами и спортивными сооружениями, при выполнении определенного трудного или опасного упражнения в целях борьбы с травматизмом, при установлении режима тренировки и т. д.
Просьба по своему назначению имеет целью добиться от собеседника удовлетворения определенных интересов самого просящего. Как по содержанию, так и по своим фонетическим средствам эта речь бывает крайне разнообразна. В ней отражается как существо просьбы, так и (особенно) желание, чтобы собеседник удовлетворил эту просьбу. Для просьбы характерно наличие дополнительных к ее содержанию слов, в которых выражается побуждение к действию, например: «очень прошу вас», «пожалуйста», «будьте добры» и т. д. Эта речь богата различными интонациями, в которых отражаются также и взаимоотношения говорящих: от очень просительного тона интонация просьбы может доходить почти до прямого требования.
Приказание имеет целью прямое и непосредственное воздействие на волю другого человека. По самому своему характеру оно состоит в требовании выполнить данное действие. Воздейственная сила приказания обусловлена, прежде всего, наличием соответствующих отношений между людьми — отношений начальника и подчиненного. По своей словесной форме приказание всегда кратко, оно выражает самую суть требования, без каких-либо объяснений и обоснований, например: «Уберите снаряды!» Часто при этом повелительное наклонение заменяется неопределенным, что придает приказанию особую силу, например: «Убрать снаряды!» Интонация приказания выражает энергию и волю приказывающего; сам тон, в котором оно дается, не допускает возражений, что резко отличает приказание от просьбы, которая дается, например, в такой форме и с соответствующей интонацией: «Пожалуйста, уберите снаряды».
Команда по своему характеру близка к приказанию. Она применяется на учебных и тренировочных занятиях, например: «Смирно!», «Марш!», «На старт!», «Отставить!» и т. д. Речь команды всегда очень лаконична и выражает только самое существенное и необходимое в действии. Ее воздейственное значение обусловлено ясностью содержания и четкостью произнесения. Интонация команды выражает энергию, уверенность, бодрость; вместе с тем команда всегда дается в спокойном тоне, без излишней аффектации.
Для правильного выполнения команды важно, чтобы учащиеся заранее были ознакомлены с различными по содержанию командами, которые применяются в учебном процессе, а также со способами и характером их выполнения. Каждая команда, по сути дела, должна быть точным сигналом к выполнению столь же точного действия.
Речевое производство и акустические свойства. Введение в обработку речи
Обзор
Когда у человека возникает побуждение или намерение говорить, его или его мозг формирует предложение с предполагаемым значением и отображает последовательность слов в физиологических движениях, необходимых для воспроизведения речи. соответствующую последовательность звуков речи. Нейронная часть речи здесь больше не обсуждается.
Физическая активность начинается с сокращения легких, выталкивания воздуха из легких через горло, ротовую и носовую полости. Воздушный поток сам по себе не слышен как звук — звук — это колебания давления воздуха. Следовательно, чтобы получить звук, нам нужно препятствовать воздушному потоку, чтобы получить колебания или турбулентность. Колебания в основном производятся, когда голосовые связки натянуты соответствующим образом. Это производит звонких звуков и, возможно, является наиболее характерным свойством речевых сигналов. Колебания также могут быть вызваны другими частями органов воспроизведения речи, например, когда язык колеблется относительно зубов при перекатывании / r / или позволяет язычку колебаться в воздушном потоке, известном как увулярная трель (а именно что-то вроде гортанный /р/). Такие трели, как языком, так и язычком, не следует, однако, путать со звонкими звуками, которые всегда производятся колебаниями голосовых складок. Звуки без колебаний голосовых связок называются 9.0007 невокализованные звуки.
Наиболее типичные глухие звуки вызваны турбулентностью, вызванной статическими сужениями воздушного потока в любой части воздушных пространств над голосовыми связками (а именно, в гортани, глотке и ротовой или носовой полостях). Например, прижимая язык к зубам, мы получаем согласный звук /с/, а останавливая и выпуская поток воздуха, закрывая и открывая губы, мы получаем согласный звук /п/. Еще одним особым классом фонем являются носовые согласные, в которых поток воздуха через рот полностью или частично останавливается, так что большая часть воздуха проходит через нос.
Голосовые связки
голосовые связки, , также известные как голосовые связки, расположены в горле и колеблются для производства звонких звуков. Отверстие между голосовыми связками (пустое пространство между голосовыми связками) известно как голосовая щель . Соответственно, воздушное пространство между голосовыми связками и легкими известно как область подскладочного пространства .
Когда давление под голосовой щелью, известное как подгортанное давление , увеличивается, оно раздвигает голосовые связки. Когда они открыты, воздух проходит через голосовые связки. Возвратное движение, вновь закрывающее голосовые связки, в основном вызывается эффектом Вентури, вызывающим падение давления воздуха между голосовыми связками при протекании через них воздуха. Когда голосовые связки закрываются, они в конечном итоге сталкиваются друг с другом. Эта внезапная остановка воздушного потока является крупнейшим акустическим событием в голосовых связках и известна как 9.0007 голосовое возбуждение .
С точки зрения воздушного потока эффект заключается в том, что во время закрытой фазы (когда голосовые связки закрыты) воздушный поток отсутствует. В начале открытой фазы (когда голосовые связки открыты) воздух начинает проходить через голосовую щель и, очевидно, с закрытием голосовых складок поток воздуха также уменьшается. Однако из-за импульса самого воздуха движение воздуха происходит немного позже голосовых связок. Другими словами, существует фазовая разница между движением голосовых связок и волной голосового потока воздуха.
Частота колебаний голосовых связок зависит от трех основных компонентов; величину продольного напряжения голосовых складок, перепад давления над и под голосовыми связками, а также длину и массу голосовых складок. Давление и напряжение могут быть намеренно изменены, чтобы вызвать изменение частоты. Длина и масса голосовых связок, в свою очередь, коррелируют с общими размерами тела говорящего, что объясняет тот факт, что у детей и женщин в среднем более высокий слух, чем у говорящих мужчин.
Обратите внимание, что частота голосовых связок относится к реальному физическому явлению, тогда как высота тона относится к восприятию частоты. Есть много случаев, когда они могут различаться, например, резонансы в голосовом тракте могут подчеркивать гармоники основной частоты, так что гармоники громче основной частоты, и так, что мы воспринимаем одну из гармоник как основную. Тогда воспринимаемая высота тона является частотой гармоники, а не основной частоты.
Речевой тракт
Речевой тракт, включая гортань, глотку и ротовую полость, оказывает большое влияние на тембр звука. А именно, форма речевого тракта определяет резонансы и антирезонансы акустического пространства, усиливающие и ослабляющие разные частоты звука. Форма определяется множеством компонентов, в частности положением челюсти, губ и языка. Резонансы легко модифицируются говорящим и воспринимаются слушателем, поэтому их можно использовать в общении для передачи информации. В частности, акустические особенности, которые отличают гласных друг от друга — это частоты резонансов в голосовом тракте, соответствующие конкретным местам артикуляции прежде всего с точки зрения положения языка. Поскольку воздух может течь относительно беспрепятственно, гласные звуки имеют большую энергию и громкость по сравнению с согласными .
В согласных звуков имеется частичная или полная закупорка какого-либо отдела речевого тракта. Например, фрикационных согласных характеризуются узким зазором между языком и передней/верхней частью рта, что приводит к шипящему турбулентному потоку воздуха. Во взрывчатых веществах поток воздуха в голосовом тракте временно полностью перекрыт. Например, двугубные взрывные звуки характеризуются временным смыканием губ, что приводит к накоплению давления воздуха в голосовом тракте из-за устойчивого давления в легких. При открывании губ скопившийся воздух высвобождается вместе с коротким пачечным звуком (взрывом), имеющим импульсно-шумовые характеристики. Подобно гласным, место препятствия во рту (т. е. место артикуляции) будет влиять на акустические характеристики согласного звука, изменяя акустические характеристики речевого тракта. Кроме того, манера артикуляции используется для характеристики различных согласных звуков, так как существует несколько способов произношения речи при неизменном положении основного препятствия (например, короткие постукивания и взмахи , повторяющиеся трели , или уже упомянутые узкие сужения для фрикативных ).
С точки зрения формы голосового тракта, особый класс согласных составляют носовые , которые произносятся с открытым небным занавесом (мягкая структура в задней части верхней части ротовой полости), что позволяет воздуху проходить к полость носа . Когда небная занавеска открыта, голосовой тракт можно рассматривать как общую трубку от гортани до задней части рта, после чего тракт делится на две параллельные ветви, состоящие из ротовой и носовой полостей. Соединение полости носа с речевым трактом оказывает выраженное влияние на резонансы и антирезонансность тракта. Обычно это воспринимается слушателями как назализация звуков речи.
Органы речеобразования, вид сбоку.
Автор BruceBlaus. При использовании этого изображения во внешних источниках его можно цитировать как: Персонал Blausen.com (2014). "Медицинская галерея Blausen Medical 2014". ВикиЖурнал медицины 1 (2). DOI: 10.15347/wjm/2014.010. ISSN 2002-4436. — Собственная работа, CC BY 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=29294598
Голосовые связки, вид сверху.
Движение голосовых связок при взгляде спереди (или сзади).
Органы во рту.
Четыре изображения выше взяты из Википедии.
фонетика | Определение, типы, примеры и факты
голосовые органы человека и точки артикуляции
Смотреть все медиа
- Ключевые люди:
- Отто Йесперсен сэр Исаак Питман
- Похожие темы:
- фонология орфография
Просмотреть весь связанный контент →
Резюме
Прочтите краткий обзор этой темы
фонетика , изучение звуков речи, их физиологического производства и акустических свойств. Он имеет дело с конфигурациями голосового тракта, используемого для производства звуков речи (артикуляционная фонетика), акустическими свойствами звуков речи (акустическая фонетика) и способом сочетания звуков для образования слогов, слов и предложений (лингвистическая фонетика). .
Артикуляционная фонетика
Традиционный метод описания звуков речи основан на движениях голосовых органов, которые их производят. Основными структурами, играющими важную роль в воспроизведении речи, являются легкие и дыхательная система вместе с голосовыми органами, показанными на рисунке 1. Воздушный поток из легких проходит между голосовыми связками, которые представляют собой две небольшие мышечные складки, расположенные в гортани. в верхней части трахеи. Пространство между голосовыми связками известно как голосовая щель. Если голосовые связки разведены, как обычно при выдохе, воздух из легких будет иметь относительно свободный проход в глотку (см. рис. 1) и рот. Но если голосовые связки устроены так, что между ними есть узкий проход, воздушный поток заставит их присосаться друг к другу. Как только они соберутся вместе, потока воздуха не будет, а давление под ними будет нарастать до тех пор, пока их снова не разнесет ветром. Затем поток воздуха между ними заставит их снова присосаться друг к другу, и вибрационный цикл продолжится. Звуки, издаваемые при вибрации голосовых связок, называются звонкими, в отличие от тех, при которых голосовые связки раздвинуты и называются глухими.
Воздушные пути над голосовыми связками известны под общим названием голосовой тракт. Для фонетических целей их можно разделить на ротовой тракт внутри рта и глотки и носовой тракт внутри носа. Для многих звуков речи характерны движения нижних артикуляторов — т. е. языка или нижней губы — по направлению к верхним артикуляторам внутри ротового тракта. Верхняя поверхность включает в себя несколько важных структур с точки зрения производства речи, таких как верхняя губа и верхние зубы; Рисунок 1 иллюстрирует большинство часто используемых терминов. Альвеолярный гребень представляет собой небольшой выступ сразу за верхними передними зубами, который легко прощупывается языком. Основная часть нёба образована твердым небом спереди и мягким небом или парусной занавеской сзади. Мягкое небо представляет собой мышечный лоскут, который можно приподнять, чтобы перекрыть носовые пути и предотвратить выход воздуха через нос. Когда оно поднимается так, что мягкое небо прижимается к задней стенке глотки, говорят о закрытии ротовой полости. На нижнем конце мягкого неба находится небольшой висячий придаток, известный как язычок.
Как видно из рисунка 1, для разных частей языка также существуют определенные названия. Наконечник и лезвие являются наиболее подвижными частями. За лезвием находится так называемая передняя часть языка; на самом деле это передняя часть тела языка, которая находится под твердым небом, когда язык находится в состоянии покоя. Остальную часть тела языка можно разделить на центральную часть, которая находится частично под твердым небом и частично под мягким небом; спинка, которая находится под мягким небом; и корень, который находится напротив задней стенки глотки.
Основное деление звуков речи — на гласные и согласные. Фонетикам трудно дать точное определение артикуляционного различия между этими двумя классами звуков. Большинство специалистов согласятся с тем, что гласный — это звук, который произносится без каких-либо существенных сужений голосового тракта, так что воздух может проходить относительно свободно. Тоже слоговый. Это описание неудовлетворительно тем, что до сих пор не сформулировано адекватное определение понятия слогового.
Согласные
При образовании согласных воздушному потоку через голосовой тракт каким-то образом препятствуют. Согласные можно классифицировать по месту и характеру этой помехи. Некоторые из возможных мест артикуляции обозначены стрелками, идущими от одного из нижних артикуляторов к одному из верхних артикуляторов на рисунке 1. Основные термины, необходимые для описания английской артикуляции, и структуры речевого тракта, которые к ним относятся: двугубные, две губы; зубной, кончик языка или лезвие и верхние передние зубы; альвеолярный отросток, кончик или лезвие языка и зубной гребень; ретрофлекс, кончик языка и задняя часть зубного гребня; небно-альвеолярный, язычная пластинка и задняя часть зубного гребня; небная, передняя часть языка и твердое небо; и небная, спинка языка и мягкое небо. Дополнительные места артикуляции, показанные на рис. 1, необходимы при описании других языков. Обратите внимание, что термины для различных мест артикуляции обозначают как часть нижних артикуляторов (