26.11.2024

Структурные компоненты сознания: Основные компоненты сознания

Содержание

Психика и сознание

Содержание статьи

1. Особенности и структурные компоненты сознания

2. Свойства сознания

3. Виды сознания человека

Понятия психика и сознание очень близкие, но совершенно разные и могут запутать кого угодно. Психологи эти понятия успешно развели и, несмотря на их взаимосвязь, граница между ними хорошо видна.

В широком смысле слова, психика – это все психические процессы, осознаваемые человеком. В более узком смысле, психика направлена на восприятие и оценку внешнего мира. Сознание – процесс управления человека самим собой, позволяет оценивать внутренний мир, осознавать то, что происходит в душе. Сознание как высшая форма психического отражения действительности обладает такими свойствами:

  • Наличие знаний об окружающем мире;
  • Различение субъекта и объекта;
  • Установка целей человека;
  • Наличие отношения к разным объектам действительности.

В узком смысле сознание рассматривается как высшая форма психики, а сама психика – как уровень бессознательного.

Бессознательные процессы самим человеком не осознаются. В область бессознательного относят разнообразные явления, например, сновидения, ответные реакции, неосознанные особенности поведения и др.

Возникновение человеческого сознания психология объясняет общественным способом бытия людей и трудовой деятельностью.

Информация, поступающая к мозгу, в процессе отображения действительности, сознательно обрабатывается согласно цели, задач, опыта личности. В зависимости от уровня знаний личности, научного мировоззрения, идейных и моральных убеждений, уровень развития сознания у людей разный.

Сознание имеет характерные для него особенности и структурные компоненты.

Особенности и структурные компоненты сознания

Сознание как высшая форма психического отражения действительности имеет свои особенности и структурные компоненты:

  • Знание о природе, обществе и в целом об окружающей действительности. Знания и опыт личности, уровень их усвоения непосредственно связаны с уровнем сознания.
    Потребность в знаниях развивалась в ходе всего общественно-исторического развития людей и являлась мотивом познавательной деятельности;
  • Различение субъекта «Я» и объекта «Я», выделение себя как субъекта познания в предметном мире. В отношении противопоставления себя как личности другому объективному миру, является самопознание. Оно стало основой для самосознания или осознания своих собственных физических и морально-психологических качеств;
  • Такая сторона сознания как целеустремленность, планирование своей деятельности и поведения, предположение результатов, проявляется в самоконтроле и корректировке собственных действий, если в этом будет необходимость;
  • Отношение индивида к самому себе, окружающим людям, к объективной действительности проявляется в оценивании и самокритике, где важную роль играет эмоционально-волевая сфера личности.

Личность становится субъектом воспитания благодаря сознанию, самопознанию и самосознанию, только в этом случае она сама ставит перед собой воспитательные цели и достигает нужных ей результатов.

Самосознание человека проявляется:

  • В самонаблюдении;
  • В критическом отношении к самому себе;
  • В оценке своих как положительных, так и отрицательных качеств;
  • В самообладании;
  • В ответственности за совершаемые поступки.

Сознание и деятельность личности всегда предстают в единстве, которое проявляется в целенаправленной деятельности человека, в разнообразных познавательных, эмоциональных, волевых реакциях, отношении к другим людям и самому себе.

Важным преимуществом сознания является то, что оно опирается на речь, благодаря которой (внешней и внутренней) сознание способно на организацию сложной деятельности. Человек и окружающая его среда взаимодействуют как целостный организм, что обеспечивается корой больших полушарий головного мозга.

Свойства сознания

В сознании человека выделяется несколько основных психологических свойств:

  • Сознание отличается активностью. В процессе практической, преобразующей деятельности человек отражает внешний мир, поэтому сознание характеризуется еще и как духовная деятельность, направленная на активное, творческое преобразование действительности. Активность сознания будет свойственна и общественному сознанию, например, прогрессивным идеям, которые овладевая массами, становятся «материальной силой»;
  • Интенциональность сознания субъекта. Другими словами – это направленность на какой-либо предмет, не обязательно на предмет материального мира или какой-либо конкретный предмет. Это может быть осознание какого-то факта, мысли в момент коммуникации с другим субъектом;
  • Для сознания характерна постоянная рефлексия или процесс непрерывного самонаблюдения у субъекта;
  • Мотивационно-ценностный характер сознания. Это значит, что реальный субъект всегда стремится к какой-либо цели, даже в том случае, если цель – это отсутствие цели;
  • Целостность сознания. Общее целостное сознание включает бессознательное, подсознание, сознание, сверхсознание. Все эти компоненты неразрывно связаны между собой и одновременно проявляются в разной степени, что зависит от конкретной психической активности;
  • Обобщенность и отвлеченность сознания проявляется, когда оно оперирует не реальными предметами и явлениями окружающего мира;
  • Избирательность сознания или его направленность только на определенный объект, а не на весь мир в целом;
  • Динамичность сознания или его изменяемость и способность к непрерывному развитию;
  • Искаженность сознания, которая проявляется в том, что сознание всегда отражает реальную действительность в искаженном виде;
  • Уникальность и индивидуальность сознания, заключается в том, что сознание каждого отдельного человека отличается от сознания других людей.

Сознание возникает только у реальных живых мыслящих субъектов и относится к сфере идеального, потому что образы, ощущения, смыслы нельзя рассматривать как материальные объекты.

Виды сознания человека

Сознание человека продолжает развиваться вместе с развитием цивилизации и ускоряется быстрыми темпами научно-технического и культурного прогрессов. Выделяют следующие его виды:

  • Житейское сознание. Оно формируется первым среди других его видов и возникает при взаимодействии с вещами, закрепляется в языке в виде первых понятий;
  • Проектное сознание. Задача этого вида сознания заключается в охвате круга проблем, которые связаны с проектированием и реализацией конкретных целей деятельности;
  • Научное сознание, как правило, опирается на научные понятия, концепции, модели. Оно исследует взаимосвязи объектов, а не отдельные их свойства;
  • Эстетическое сознание связано с процессом эмоционального восприятия окружающего мира;
  • Этическое сознание определяет нравственные установки личности.

В отличие от других видов сознания степень развития этического или нравственного сознания самим человеком оценивается с большим трудом.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 17.11.2021

Роль структурных компонентов правосознания в формировании правовых и ценностных установок несовершеннолетних

Библиографическое описание:

Лещенко, О. В. Роль структурных компонентов правосознания в формировании правовых и ценностных установок несовершеннолетних / О. В. Лещенко. — Текст : непосредственный // Право: история, теория, практика : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2016. — С. 8-11. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/182/10849/ (дата обращения: 30.10.2022).



В статье рассмотрены основные структурные компоненты правового сознания и их влияние на формирование правовых, ценностных установок несовершеннолетних. Особое внимание обращено на правовые установки и ценностные ориентиры несовершеннолетних, которые отражают правовую сторону социальной действительности и обуславливают их законопослушное поведение в обществе.

Ключевые слова: правовое сознание, компоненты правосознания, государство, общество, закон, нормы права, правовые установки, правовая действительность, ценностные установки

На протяжении всей человеческой истории правовое сознание общества укрепляло правопорядок любого государства и выступало основным движущим фактором законопослушного поведения граждан, уважительного отношения к нормам права, законам, устоям и правопорядку.

Правовое сознание несовершеннолетних является частью правосознания общества в целом. Особенно важным представляется процесс формирования правовых и ценностных установок в несовершеннолетнем возрасте, так как на данном жизненном этапе эта социально-демографическая группа более всего подвержена правовоспитательному воздействию целенаправленного характера и качественные изменения правосознания смогут повысить уровень их нравственно-правовой системы ценностей.

Правосознание, являясь специфической формой общественного сознания, выражается осознанием несовершеннолетними норм права и включает в себя совокупность идей, представлений, чувств, взглядов, которые формируют оценку, отношение к действующему (желаемому праву) и проявляются в правовых поступках.

В подростковом возрасте закладываются самосознание, самооценка, основа и фундамент личности, что влияет на личностное самоопределение несовершеннолетних в обществе. Формирование правосознания несовершеннолетних происходит в процессе правовой социализации и активного общения со сверстниками и взрослыми, в результате чего закладываются правовые и ценностные установки различной направленности (положительные или отрицательные).

Структурные компоненты правосознания несовершеннолетних целесообразно исследовать, используя конструктивный подход [4, с. 13] к оценке количественно-качественных характеристик его сфер: сферы направленности, сферы правового опыта, сферы мотивации.

По мнению Е. И. Курлаевой, Е. А. Певцовой, В. М. Сапогова к основным структурным компонентам (блокам) сферы направленности правового сознания относятся: 1) логико-нормативный; 2) эмоционально-образный; 3) принципиально-волевой [1, с. 23; 4, с. 13, 27; 8, с. 45–46]. Данные компоненты правосознания обеспечивают способность или неспособность индивидуумов к самоопределению в правовом пространстве и выступают основой сфер правового опыта и мотивации.

Логико-нормативный компонент представляет собой правовые знания и социально-правовые представления о законах, нормах права, морали, нравственности, правомерном (противоправном) поведении. Данный компонент правосознания является ведущим и выполняет познавательную (когнитивную) функцию в формировании правосознания несовершеннолетних.

Эмоционально-образный компонент выражается в отношении несовершеннолетних к явлениям правовой действительности, включает в себя социально-правовые установки и ценностные ориентации личности. Данный компонент правосознания выполняет оценочную функцию.

Поведение и правовые поступки несовершеннолетних составляют принципиально-волевой компонент правосознания. Данный компонент выполняет поведенческую функцию в формировании правосознания и характеризует готовность соотносить действия индивидуумов в соответствии с принятыми в обществе нормами права, действовать в согласии или вопреки праву [9, с. 11].

Аналогичной позиции придерживается О. Б. Панова, которая предлагает рассматривать правосознание как интегративное образование трех аспектов: когнитивного, оценочного и установочно-поведенческого [3, с. 24], которые характеризуют сферу направленности правосознания.

Когнитивный компонент (логико-нормативный блок) является ядром правового сознания несовершеннолетних, поскольку без знания и представления о праве не может формироваться ни отношение к нему, ни готовность ему следовать. Когнитивный компонент, являясь результатом процесса познания несовершеннолетним окружающей правовой действительности, включает в себя определенную сумму юридических знаний и умений.

При формировании у несовершеннолетних способности к самоопределению в правовом пространстве они должны обладать уровнями усвоения знаний, такими как понимание, воспроизведение, запоминание, применение, анализ, синтез и оценка.

Широта круга правовой информации обусловлена многообразием человеческой практики. Знания необходимы человеку, в первую очередь для того, чтобы «освоить науку выживания» [6, с. 21]. В основе социально-приспособительной деятельности людей лежит минимальная сумма знаний об объектах и объективных условиях такой деятельности. Это относится и к правовой сфере. К числу основных категорий, которые обязательно должны присутствовать в правосознании несовершеннолетнего, относятся: должное, необходимое, справедливое, а так же категория юридических прав и обязанностей.

В реальной жизни знания в правой или политической сферах несовершеннолетнего появляются не через прочтение или изучение законов, а путем образцового поведения лиц, окружающих субъект, художественные произведения, нормы морали, общение с родственниками, знакомыми и др.

В зависимости от источников информации правовое знание несовершеннолетних может быть объективно истинным или объективно ложным. Ложное знание возникает как результат искажения, и, кроме того, вследствие намеренной пропаганды со стороны заинтересованных групп. Неблагоприятная среда (неблагополучная семья, отсутствие родительского контроля, асоциальные привычки), в которой находится несовершеннолетний, в значительной степени способствуют искаженному восприятию действительности.

Оценочный компонент (эмоционально-образный блок) выражает степень одобрения или, наоборот, неприятия норм права несовершеннолетними. Познавая правовую действительность, несовершеннолетние не остаются равнодушными к полученным знаниям. Они соотносят их с прошлым опытом, потребностями, интересами, целями деятельности. Возникает новое, на этот раз уже эмоционально-психическое образование — психическое отношение к объектам познания и практической деятельности.

Оценочный компонент правосознания включает определение субъективной значимости права как «хорошего или плохого, полезного или вредного, приемлемого или неприемлемого» [7, с. 59], такое отношение выражается в оценке. Оценка состоит в признании значимости чего-либо. Как правило, это всегда сравнение, в результате которого несовершеннолетний выбирает то, что соответствует потребностям и интересам, ценностям его сознания.

Для несовершеннолетних в качестве объектов оценочных отношений к праву могут выступать: институты права, его принципы и нормы; законопослушное поведение; правовые установки; соблюдение законов и др.

Формирование оценочного компонента правосознания несовершеннолетних осуществляется в ходе ценностно-ориентационной деятельности, направленной на рациональное осмысление социальных ценностей, на осознание личностной причастности к миру, поднимающей несовершеннолетних на уровень субъекта формируемых отношений [10, с. 46].

Личные оценки определяют соответствие положений правовых норм убеждениям. Важную роль при этом играют складывающиеся в правосознании личности несовершеннолетнего представления, к которым можно отнести — понимание правомерного и противоправного, собственное моделирование своего будущего поведения.

Сами по себе ценностные отношения как интеллектуально-эмоциональные образования еще не обладают способностью практической реализации. Такую роль выполняет волевой компонент, формирующий готовность действовать в особом направлении. Включение этого компонента приводит к новым, интеллектуально — эмоционально-волевым образованиям -социальным установкам.

Установочно-поведенческий компонент (принципиально-волевой блок) правосознания несовершеннолетних включает их готовность соотносить свои действия в соответствии с принятыми в обществе нормами права [9, с. 11], действовать в согласии или вопреки праву. Данный компонент правового сознания формирует поведение личности в обществе и воздействует на правовую установку, ценностные ориентации, а также убеждения, цели и мотивы несовершеннолетних.

Совокупным итогом деятельности несовершеннолетних являются правовой опыт и мотивация.

Сфера правового опыта представляет собой опыт, которые несовершеннолетние приобрели на основе имеющихся у них знаний, представлений о нормах права, специфического отношения к явлениям правовой действительности и в процессе совершения определенных правовых поступков. Данная сфера характеризует социально-правовую активность личности в обществе и может быть как положительной, так и отрицательной с точки зрения полученного опыта.

Сфера мотивации является совокупностью движущих сил правового поведения несовершеннолетних, это побуждение к действиям как правомерным, так и противоправным, которые вызывают активность личности в достижении определенной цели. Сфера мотивации поддерживает социально-правовую активность личности и влияет на направленность правового сознания индивидуумов. Мотив побуждает несовершеннолетних к деятельности (правомерной или неправомерной), удовлетворяя при этом их определенные потребности. Мотивация правового поведения зависит от внутренних психических качеств личности и внешних социальных, культурных факторов, влияющих на поведение человека [5, с. 114, 116]. Именно мотивация побуждает человека к исполнению обязанностей и совершенствованию социально полезных творческих действий, превосходящих обычные требования, развивает трудовую и общественно-политическую активность, она построена на основе привлекательных и заранее обещанных благоприятных последствий [2, с. 13].

Исследование структурных компонентов правосознания несовершеннолетних позволяет определить готовность индивидуумов к формированию правовых и ценностных установок. Специфическое свойство установок заключается в том, что это скрытая, потенциальная величина, которая проявляется через реальные, общественно значимые действия личности (правовые поступки).

Структурные компоненты правового сознания формируют правовые и ценностные установки несовершеннолетних как положительной, так и отрицательной направленности, характеризуют их готовность соблюдать законы или пренебрегать нормы права, опосредуют правомерное (противоправное) поведение в обществе.

Литература:

  1. Курлаева, Е. И. Юридическое образование и формирование профессионального сознания юристов: автореф. дис. … канд. юрид. наук / Е. И. Курлаева. — М., 2005. — 30 с.
  2. Малько, А. В. Теория государства и права в вопросах и ответах: учеб.-методолог. пособие / А. В. Малько. 4-е изд. , перераб. и доп. — М.: Эксмо, 2007. — 288 с.
  3. Панова, О. Б. Формирование правосознания несовершеннолетних осужденных в воспитательной колонии: дис…. канд. пед. наук / О. Б. Панова. — Архангельск, 2004. — 185 с.
  4. Певцова, Е. А. Проблемы формирования правового сознания учащейся молодежи (теоретико-правовые аспекты): автореф. дис. … д-ра. юрид. наук / Е. А. Певцова. — М., 2006. — 46 с.
  5. Провалинский, Д. И. Мотивация как элемент механизма реализации правовых стимулов / Д. И. Провалинский // Теория и практика общественного развития, № 17, 2014. — С. 114–118.
  6. Разумный, В. А. Содержание образования: единство знаний, эмоций и веры / В. А. Разумный // Педагогика. — 1998. — № 5. — С. 17–22.
  7. Ратинов А. Р., Ефремова Г. Х. Правовая культура и поведение // Юридическая психология: Хрестоматия / Сост. и общ. ред. Т. Н. Курбатова. — СПб.: Питер, 2001. — С. 50–65.
  8. Сапогов, В. М. Правосознание и правовая социализация несовершеннолетних осужденных из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Монография / В. М. Сапогов. — Псков: АНО «ЛОГОС», 2010.
  9. Щербакова, Н. В. Проблемы правовой установки личности / Н. В. Щербакова. — Ярославль: ЯрГУ, 1993. — 176 с.
  10. Щуркова, Н. Е. Программа воспитания школьника / Н. Е. Щуркова. — М.: Центр «Педагогический поиск», 2010. — 80 с.

Основные термины (генерируются автоматически): правовое сознание, компонент правосознания, правовая действительность, правовой опыт, установка, норма, сфера мотивации, формирование правосознания, законопослушное поведение, когнитивный компонент.

Ключевые слова

государство, общество, правовое сознание, закон, компоненты правосознания, нормы права, правовые установки, правовая действительность, ценностные установки

Похожие статьи

Системный анализ структуры

правового сознания студента. ..

правовое сознание, правовая действительность, правовой опыт, компонент правосознания, установка, сфера мотивации, формирование правосознания, норма, законопослушное поведение, когнитивный компонент.

Анализ определений и сущности

правосознания

Ключевые слова: правовое сознание, компоненты правосознания, государство, общество, закон, нормы права, правовые установки, правовая действительность, ценностные установки.

Педагогические приёмы

формирования правового сознания

Формирование этико-правовых установок. Воспитание правовых чувств. Формирование опыта законопослушного поведения

Для каждого компонента правовой культуры определенны значимые правовые качества. [4, C. 55]. Таблица 1. Компонент.

Низкий уровень

правосознания как элемент социума

Ключевые слова: правосознание, правовая культура, общество, правовое государство. Вопросы правосознания и правовой культуры на протяжении всего развития общества имели и имеют значение для всех сфер деятельности государства.

Теоретические принципы изучения уровня

правового сознания

Ключевые слова: правовое сознание, компоненты правосознания, государство, общество, закон, нормы права, правовые установки, правовая действительность, ценностные установки.

Проблема

формирования правосознания в России | Статья…

Правосознание — это совокупность идей, чувств, в которых выражается право и деятельность людей, связанные с ним. Правосознание — это одна из сфер общественного сознания, оно имеет свой предмет, правовые явления о правовой действительности.

Некоторые размышления о состоянии

правосознания

правовая культура, правовой нигилизм, правовое сознание, культура, российская правовая культура, правовое поведение

Ключевые слова: правовой нигилизм, правосознание, право. В современной России проявления правового нигилизма имеют свои особенности.

Дуальные начала

правового сознания | Статья в журнале…

правовая реальность, правовая система, правовая действительность, правовой идеал, правовое поведение, явление, общество, общественная жизнь, общая теория, категория. Связь мифологического и правового сознания | Статья в журнале…

Правосознание | Статья в журнале «Молодой ученый»

На формирование правовой культуры и законопослушного типа поведения оказывают влияние следующие факторы.

Роль структурных компонентов правосознания в формировании… Логико-нормативный компонент представляет собой правовые знания и. ..

Структура сознания | Природа

Структура сознания

Скачать PDF

Скачать PDF

  • Опубликовано:
  • Дьёрдь Бужаки 1  

Природа том 446 , страница 267 (2007)Процитировать эту статью

  • 5302 Доступы

  • 43 Цитаты

  • 2 Альтметрика

  • Сведения о показателях

Субъективное осознание может зависеть от нейронных сетей в мозгу, поддерживающих сложные схемы проводки и динамические паттерны активности.

Возможно, трюизм «структура определяет функцию» нигде не является более подходящим, чем для мозга. Архитектура различных областей мозга определяет виды вычислений, которые могут быть выполнены, и может диктовать, может ли конкретная область поддерживать субъективное осознание. Кроме того, степень архитектурной сложности может определять восприимчивость к неврологическим и психическим заболеваниям — сложные архитектурные схемы более подвержены разрушению, чем более простые. Понимание того, как такие структурно-функциональные отношения управляют работой мозга, требует подхода на системном уровне, который исследует, как локальные вычисления связаны с глобальными паттернами нейронной активности.

В мозге млекопитающих присутствуют по крайней мере три основные архитектурные схемы. В простейшем используется строго местная проводка. В этом типе цепи, типичной для мозжечка, несколько типов нейронов образуют отдельные «модули», которые могут повторяться по мере необходимости. Поскольку взаимодействие между модулями ограничивается соседями, по своей природе оно является массивно параллельным. У разных видов размер локально организованных структур мозга, включая базальные ганглии, таламус и мозжечок, примерно зависит от количества содержащихся в них модулей.

Совершенно другой тип сети использует случайные соединения с более или менее равной вероятностью соединения локальных, промежуточных или удаленных нейронов. Уникальным примером такой случайной коннекционистской схемы является рекуррентная возбуждающая цепь области СА3 гиппокампа.

Авторы и права: J. KAPUSTA/IMAGES.COM

Третья архитектурная схема, примером которой является неокортекс, сочетает в себе локальную модульность с более случайными связями на больших расстояниях. Эта сложная схема проводки имеет много общего с сетями «малого мира» или «безмасштабными». Преимущество такого расположения состоит в том, что количество промежуточных шагов между любыми двумя нейронами — длина синаптического пути — может оставаться относительно постоянным при увеличении размера сети, потому что даже небольшая доля дальнодействующих соединений может резко сократить среднюю длину пути. . Хотя промежуточные и дальние взаимосвязи требуют ресурсов и пространства, они имеют решающее значение для глобального распределения результатов локальных вычислений по всей коре головного мозга.

Я предлагаю, чтобы различные сетевые архитектуры приводили к уникальным функциональным последствиям. В корковых сетях динамический баланс между возбуждением и торможением приводит к ряду сетевых колебаний, включающих популяции нейронов разного размера. Эта самоорганизованная, или так называемая «спонтанная» активность является наиболее поразительной и, возможно, наименее оцененной чертой коры головного мозга. Без торможения возбуждающая активность, вызванная каким-либо одним стимулом, распространялась бы по всей нейронной сети, и в результате возникала бы беспорядочная мешанина перекрывающихся сигналов. Тормозные интернейроны и ритмы, которые они генерируют, могут структурировать во времени и пространстве активность сборок возбуждающих клеток, чтобы гарантировать, что информация поступает в нужное место и в нужное время.

Взаимодействие и интерференция множественных мозговых ритмов часто приводит к появлению «шума» на электроэнцефалограмме. Этот шум является наиболее сложным типом, известным физике, и отражает метастабильное состояние между предсказуемым поведением осцилляторов и непредсказуемостью хаоса. Таким образом, паттерны возбуждения нейронов контролируются не только внешней сенсорной средой, но и внутренне генерируемым и постоянно меняющимся состоянием корковых сетей. Поскольку локальные вычисления могут ощущаться большими частями коры через дальние связи, а также модифицируются этим фоновым «шумом», термин «локально-глобальные вычисления» лучше всего отражает природу корковых операций. Особым случаем является гиппокамп, чья высокорекурсивная матрица связей, как полагают, функционирует как большой «автоассоциатор», позволяющий реконструировать целые эпизоды из запомненных фрагментов.

Я предполагаю, что локально-глобальные связи коры головного мозга и постоянная самоорганизующаяся сложная динамика, которую она поддерживает, являются необходимыми составляющими субъективных переживаний. Вклады окружающей среды можно рассматривать как возмущения продолжающейся спонтанной активности. Если им удастся в течение достаточно длительного времени возмущать текущую активность в достаточно большой популяции нейронов, их эффект будет заметен; то есть мы осознаем их. Напротив, локально организованная кора мозжечка, используемая в основном для сенсомоторной интеграции, не вызывает самостоятельной или спонтанной активности, и ее реакция на вход остается локальной и непостоянной. Важно отметить, что мы не генерируем субъективные записи таких локальных вычислений.

Сложные нейронные сети являются полезным продуктом эволюции мозга, но имеют свою цену. Для обеспечения дальней проводки в сложных сетях требуются большие ресурсы и объемы, а риски неисправности увеличиваются по мере усложнения. Локальная организация мозжечкового типа, вероятно, будет надежной, поскольку ошибки в локальных вычислениях не распространяются, что может объяснить, почему функциональные заболевания мозжечка относительно редки. Напротив, небольшие ошибки могут распространяться на большие части сложных сетей и, возможно, даже усугубляться регенеративными свойствами коры головного мозга. Ошибки синхронизации представляют собой особенно сложную проблему в сложных сетях из-за ограничения того, сколько информации может быть передано через ограниченное количество каналов дальнего действия. Неудивительно, что заболевания коры головного мозга разнообразны — включая эпилепсию, болезнь Альцгеймера и шизофрению.

Одной из самых больших проблем, остающихся перед системной нейробиологией, является понимание нормальной и дисфункциональной работы коры головного мозга путем сопоставления локальных и глобальных паттернов активности в масштабах времени, соответствующих поведению. Для этого потребуются методы мониторинга, которые могут исследовать достаточно большое нейронное пространство с разрешением отдельных нейронов, и вычислительные решения, которые могут объяснить сложные взаимодействия.

Дальнейшее чтение

Тонони Г. , Спорнс О. и Эдельман Г. М. Proc. Натл акад. науч. США 91 , 5033–5037 (1994).

Бужаки, Г. Ритмы мозга (Oxford Univ. Press, 2006).

Информация об авторе

Авторы и организации

  1. Дьёрдь Бужаки работает в Центре молекулярной и поведенческой неврологии Университета Рутгерса, 197 Юниверсити-авеню, Ньюарк, Нью-Джерси 07102, США.,

    Дьёрдь Бужаки

Авторы

  1. Дьёрдь Бужаки

    Просмотр публикаций автора

    Вы также можете искать этого автора в PubMed Google Scholar

Права и разрешения

Перепечатка и разрешения

Об этой статье

Эта статья цитируется

  • Эволюционное обоснование сознания

    • Бьорн Гринде

    Биологическая теория (2013)

  • Кросс-приближенная энтропия потенциалов локального поля коры количественно определяет эффекты анестезии — пилотное исследование на крысах

    • Матиас Кройцер
    • Харальд Хенчке
    • Герхард Шнайдер

    BMC Neuroscience (2010)

  • БДГ-сон и сновидения: к теории протосознания

    • Дж. Аллан Хобсон

    Nature Reviews Neuroscience (2009)

  • О роли синхронии для взаимодействий нейронов и астроцитов и перцептивной сознательной обработки

    • Альфредо Перейра
    • Фабио Аугусто Фурлан

    Журнал биологической физики (2009)

Нейробиологические основы сознания | Неврология | JAMA Неврология

Абстрактный

Сознание — это активный процесс, состоящий из множества компонентов. Восходящая ретикулярная активирующая система имеет множество анатомических и нейрохимических компонентов в ростральной покрышке ствола мозга, таламусе и коре и отвечает за бдительность, предпосылку для максимального осознания. Осознание также имеет несколько граней. Ощущения, после первоначального восприятия в коре, далее отбираются и обрабатываются в связанных областях. Восприятие включает в себя абстракцию выбранной сенсорной информации, позволяющую получить ограниченное представление о том, что происходит во внешнем мире и внутри тела. Внимание направляет и отбирает определенную информацию, исключая другую. Информация кратковременно хранится в рабочей памяти, чтобы обеспечить немедленные действия и решения. Некоторые формы памяти сопровождаются сознательным осознанием, которое предполагается необходимым для обеспечения чувства непрерывности в повседневной жизни. Мотивация связана с расстановкой приоритетов и выбором поведения. Мозг также обладает способностью к самосознанию, т. е. к осознанию наличия у человека определенных когнитивных и психических процессов. Познание или мышление, традиционно на «высшем уровне» когнитивного функционирования (например, дедуктивное рассуждение), предполагает синтез вышеперечисленных компонентов.

Уильям Джеймс 1 определил сознание как осознание себя (или собственного когнитивного опыта) и окружающей среды. Это, казалось бы, простое определение противоречит сложным функциям мозга, включающим многочисленные отдельные, хотя и взаимосвязанные, качества и компоненты. Эти компоненты и их анатомические основы показаны на рисунке 1. Мы обсудим два основных компонента, бдительность и осознанность, по отдельности, хотя они тесно взаимосвязаны. Внутри каждого есть, опять же, несколько элементов, которые будут рассмотрены индивидуально.

Бдительность

Компонент бдительности или бодрствования зависит от восходящей ретикулярной активирующей системы в верхней части покрышки ствола мозга, срединных и интраламинарных ядрах таламуса (рис. 1). 2 Эта система простирается до коры головного мозга. Первоначально считалось, что восходящая ретикулярная активирующая система представляет собой недифференцированную совокупность нейронов с обширными внутренними связями и проекциями как рострально, так и каудально. Дальнейшие исследования морфологических особенностей, связей и нейрохимии его отдельных групп клеток показали, что они обладают различными свойствами, а также являются компонентами системы возбуждения. Ретикулярное ядро ​​таламуса отвечает за «запуск» специфической ретикулярной информации, которая передается в кору головного мозга и обеспечивает обратную связь с центрами ствола мозга, которые играют роль в возбуждении и настороженности. Таламические ворота, вероятно, имеют отношение к вниманию и концентрации, в которых отбор является важным компонентом.

Основными нейротрансмиттерными системами, имеющими отношение к возбуждению, являются холинергическая, моноаминергическая и γ-аминомасляная кислота-эргическая. Глутаминовая и аспарагиновая кислоты, внутренние кортикальные нейротрансмиттеры, играют ключевую роль в возбуждающей синаптической активности в коре, в кортиокофугальных проекциях и, по крайней мере, в некоторых таламокортикальных афферентных связях. Различные нейропептиды (тиреотропин-рилизинг-гормон, вазопрессин-кортикотропин-рилизинг-гормон, соматостатин, субстанция Р и нейропептид Y) играют роль в модуляции корковой активности и влиянии на когнитивные процессы. 3

Последствия анатомических повреждений дают дополнительную информацию. Большинство инсультов, вызывающих кому, с вовлечением ствола головного мозга связаны с окклюзией базилярной артерии с наиболее каудальным поражением в средней части покрышки моста на уровне оттока тройничного нерва. Перерезка ствола мозга на уровне среднего мозга приводит к стойкой коме у животных; большинство вызывающих кому поражений среднего мозга у людей связаны с повреждением таламического или мостового отдела покрышки или с более распространенным повреждением коры головного мозга. 4 Среди пациентов с таламическими поражениями только у пациентов с двусторонними дорсальными парамедианными поражениями наблюдалась кома или нарушение реакции возбуждения. Когда возникает кома, она почти никогда не бывает постоянной, если человек выживает в течение нескольких недель или более. Имеются удивительно неубедительные доказательства того, что диффузная дисфункция коры головного мозга у людей вызывает кому. Острая односторонняя (особенно левосторонняя или доминантная) церебральная дисфункция приводит, в лучшем случае, к временной, неполной невосприимчивости.

Осведомленность

Крайним примером бдительности без осознания является пациент в постоянном вегетативном состоянии. Пациента можно разбудить ото сна с открытием глаз и электроэнцефалографическим возбуждением, но при этом отсутствует восприятие, понимание, осмысленное взаимодействие или поведенческая реакция. 5 Осознанность требует активности коры головного мозга, тесно связанной с активностью подкорковых структур. Электрофизиологический феномен, гамма или «ритм 40 Гц», создается таламокортикальными цепями во время задач на внимание и сенсорную обработку, которые требуют связывания обработанной сенсорной информации с памятью, вниманием и двигательными реакциями. 6 Этот ритм синхронен в различных регионах, связывая таламокортикальные сети, а также гиппокамп и неокортекс. Было высказано предположение, что такие когерентные ритмы обеспечивают временную привязку, которая способствует одновременной или параллельной активности мозга в сети, а не чисто иерархическим образом. Таким образом, например, можно оценить все модальности объекта, хранящегося в памяти.

Осознание восприятия и создание мыслительных процессов находятся на высших уровнях сознательного поведения. Говоря о сознании, мы вынуждены искусственно выделять и выделять определенные компоненты (рис. 1), тесно связанные друг с другом и с восходящей ретикулярной активирующей системой.

Ощущение и восприятие кажутся параллельными, но взаимозависимыми действиями. Ощущение необходимо для сознательной оценки. Ощущение включает в себя осознание со стороны человека того, что что-то происходит в результате воздействия раздражителя на сенсорный рецептор. Ощущения имеют дискретные (модульные) первичные принимающие области коры головного мозга и ассоциативные области для обработки (рис. 1). Первичные сенсорные модальности включают зрительные, слуховые, соматосенсорные, обонятельные, вкусовые, вестибулярные (чувство движения) и висцеральные ощущения. Ощущения имеют временные (время относительно настоящего) и пространственные (отражающие затронутую часть тела) характеристики и модально специфичны (например, зрительное ощущение отличается от соматосенсорной стимуляции, даже если оба относятся к одному и тому же внеличностному объекту). Существуют как прямые, так и обратные взаимосвязи между различными областями, участвующими в сенсорной обработке; т. е. система не является иерархической системой с односторонним движением от первичной сенсорной коры к другим областям без значительного взаимодействия, связанного с обработкой. Происходит как последовательная (иерархическая), так и параллельная обработка информации. Ощущения связаны с памятью и аффектом, что позволяет распознавать и оценивать их значение.

Восприятие включает дальнейшую обработку сенсорной информации, позволяющую получить символическое представление о том, что происходит во внешнем мире. Обычно восприятие преобладает над ощущением, когда присутствуют оба, так что мы меньше осознаем, что происходит с нами, чем наша интерпретация того, что происходит во внешнем мире. Объектное зрение включает в себя способность сегментировать изображение на фон и передний план и объединять впечатления в формы и объекты. Сознательное зрение включает в себя распознавание объектов, сложный процесс, в котором участвуют первичная зрительная кора, области зрительных ассоциаций и взаимные связи с хранилищами памяти. Вполне вероятно, что смысл и значение придаются параллельно и последовательно обрабатываемой сенсорной информации посредством обратной связи и прямых связей, включающих несколько иерархических уровней. Поражения, которые разрушают или изолируют первичную зрительную кору, но не затрагивают экстрагеникулостриарные пути и экстрастриарные области коры, по-прежнему допускают поведенческие реакции на невидимые зрительные стимулы, что приводит к явлению, известному как 9.0071 слепое зрение . Такие люди могут делать точные проекции в зрительное поле, для которых нет ощущения видения, но отрицают сознательное осознание существования объекта во внеличностном пространстве. Таким образом, информация обрабатывается в значительной степени, несмотря на то, что она не воспринимается сознательно.

Внимание образует компонент восприятия, поскольку оно обеспечивает выбор и направленную концентрацию на обработку определенной информации с исключением других конкурирующих стимулов или данных. Префронтальные области играют важную исполнительную роль в выборе информации для сознательного восприятия с последующей обработкой и связью с другими функциональными модальностями, включая память, мотивационные области и двигательные области.

Внимание

Moscovitch 7 определил внимание как

процесс управления, который позволяет индивидууму выбирать из ряда альтернатив задачу, которую он будет выполнять, или стимул, который он будет обрабатывать, и когнитивную стратегию, которую он примет для выполнения. вне этих операций.

В качестве предварительного условия человек должен бодрствовать и быть начеку. К основным чертам внимания относятся направленность и избирательность психических процессов. Существует тесная физиологическая связь между бдительностью, вниманием и восприятием.

Структуры головного мозга, привлекающие внимание, включают переднюю поясную извилину, дорсолатеральную префронтальную кору, нижнюю теменную дольку, центромедианное и парафасцикулярное таламические ядра, таламическое ретикулярное ядро, ретикулярную формацию покрышки среднего мозга и верхние холмики. Одностороннее поражение мезэнцефальной покрышки может привести к игнорированию контралатерального полупространства, возможно, из-за сниженной активации более ростральных структур. Дофаминергическая и норадренергическая системы играют важную роль в реакциях внимания. Двигательная невнимательность возникает в результате поражения дорсолатеральной лобной области. Акинетический мутизм, состояние, при котором животное кажется бодрствующим, но не реагирует на раздражители, может быть вызвано поражением центромедианных и парафасцикулярных ядер таламуса.

Память

Hebb, 8 , который во многом вдохновил нейрофизиологические исследования и кибернетическое моделирование мозговой активности, связанной с обработкой информации, предложил следующее для ассоциативного обучения: когда аксон клетки A находится достаточно близко, чтобы возбудить клетку B и неоднократно и настойчиво участвует в его возбуждении, в одной или обеих клетках происходит некоторый процесс роста или метаболические изменения, так что эффективность А как одной из клеток, запускающих В, увеличивается. Таким образом, усиление синаптических связей или функциональных механизмов, вероятно, лежит в основе различных форм обучения и памяти.

Функция памяти состоит из отдельных подсистем, некоторые из которых связаны с сознанием. Хотя рабочую память описывали по-разному, общим определением является кратковременное удержание ограниченного числа элементов, удерживаемых в сознании, для немедленного использования. Было обнаружено, что поражения префронтальной коры у обезьян нарушают зрительно-пространственную рабочую память. 9 Отдаленные или ретроградные воспоминания обслуживаются другими нервными системами, чем те, которые участвуют в формировании новых (антероградных) воспоминаний. Это различие первоначально было сделано Сковиллом и Милнером 9.0016 10 , который изучал пациента, у которого были двусторонне резецированы медиальные височные структуры. Это привело к потере антероградной памяти, но относительному сохранению отдаленных воспоминаний (заложенных до резекции). Был идентифицирован ряд структур, составляющих цепь антероградной памяти: гиппокамп, парагиппокампальная извилина, субикулум, энторинальная и периринальная кора, сосцевидные тела, дорсомедиальное таламическое ядро, поясная кора, свод и волокнистые пути. соединяющие эти структуры (рис. 1).

Даже субъекты с глубокой амнезией, такие как пациент Сковилла и Милнера, могут запоминать, запоминать и извлекать определенный материал без воспоминаний о пережитом (имплицитная памятка). Примеры включают приобретение новых сенсомоторных навыков или восстановление информации о конкретных предметах, если предоставлены соответствующие сигналы. Имплицитные воспоминания, по-видимому, не опосредованы структурами гиппокампа, а обрабатываются и развиваются в другом месте. Амнестического человека, не способного хранить сознательные, явные воспоминания, нельзя считать находящимся в бессознательном состоянии, поскольку сохраняется бдительность, и человек все еще взаимодействует с окружающей средой. Однако отсутствует важный компонент мыслительной деятельности, позволяющий сознательно связывать прошлое и настоящее.

Moscovitch 11 предположил, что явные, но не неявные воспоминания сопровождаются сознанием. Явный характер припоминания связан со связыванием и интеграцией нейронных событий гиппокампом и связанными с ним структурами. Сознание связывается с информационными элементами явного следа памяти и восстанавливается вместе с памятью. Сознательное воспоминание происходит постоянно и дает нам ощущение знакомости и преемственности. Напротив, пациент без текущей эксплицитной памяти был описан как «изолированный в одном моменте бытия, со рвом лакуны вокруг него… Это человек без прошлого (или будущего), застрявший в постоянно меняющемся мире». бессмысленный момент». 12

Мотивационная система

Мотивационные побуждения помогают определять поведение после того, как человек или животное обратили внимание на стимул и оценили его значимость в отношении конкурирующих внутренних или внешних факторов. Мотивационная система тесно связана с грубым сознанием, восприятием, целенаправленной деятельностью и эмоциями. Эмоциональное познание, включая мотивацию, зависит от сети структур, лимбических и нелимбических, а также нейромедиаторных систем, и не может быть изолировано от одного независимого объекта.

Важными структурами в формировании внутренних чувств и мотивации являются миндалевидное тело, гипоталамус и связанные с ними лимбические структуры. Гиппокамп и миндалевидное тело на каждой стороне мозга получают параллельно-конвергентные проекции от различных сенсорных систем. Гиппокамп объединяет информацию в память и получает доступ к хранилищам недавних воспоминаний в неокортексе. 13 Миндалевидное тело благодаря своим связям с различными структурами коры придает сенсорной информации аффективный и эмпирический оттенок, а также выражение эмоций через свои связи с гипоталамусом. 14 Другие лимбические структуры также играют роль в эмоциональном опыте и поведении. Поражения задней островковой доли вызывают асимболию боли, при которой болевые раздражители не воспринимаются эмоционально и не действуют на них. 15 Это может быть связано с нарушением мультисинаптических связей между лимбической системой и неокортексом.

Гипоталамус играет важную роль во внешнем выражении эмоций — вегетативных явлениях и поведении. Эта небольшая диэнцефальная структура получает афференты от различных отделов головного мозга, в том числе других компонентов лимбической системы (как миндалевидно-промежуточного, так и гиппокампально-сводово-маммилярного отделов), коры больших полушарий и ретикулярной формации. Гипоталамус также чувствителен к внутренней среде организма и в значительной степени отвечает за поддержание гомеостаза посредством эндокринных, вегетативных и поведенческих входов и выходов. Разнообразные функции гипоталамуса связаны с конечными путями различных активностей, важных для организма.

Познание и фокусировка сознания

Познание, как и сознание, трудно дать удовлетворительное определение. Мысль зависит от всех компонентов сознания, обсуждавшихся ранее, а также включает в себя осознание собственной когнитивной деятельности, хотя мы осознаем лишь некоторые операции и результаты когнитивной обработки. 16

Было предложено несколько моделей для объяснения фокусировки когнитивного сознания. Одним из самых простых является «картезианский театр», который постулирует единый локус осознания через внутренний механизм просмотра. 17 Однако нет никаких анатомических или физиологических доказательств наличия такого единственного места сознания.

Более правдоподобная модель включает в себя сеть многочисленных взаимосвязанных модульных процессоров в обширных областях коры головного мозга (с взаимными связями с подкорковыми структурами), которые обеспечивают параллельную обработку информации. Kinsbourne 18 предполагает, что наиболее распространенной закодированной нейронной активностью является та, которая достигает сознания в это время, доминирующий паттерн нейронного действия или гипотеза доминирующего фокуса. Некоторые явления, например боль, могут иметь мощное подавляющее влияние. Доминирующий фокус — это тот, который управляет другими областями в синхронном возбуждении нейронов или ритмах. Если это достигает критической величины, оно воспринимается как сознание.

Система с ограниченной емкостью может допускать конечную информацию, которую мы можем воспринимать и хранить в рабочей памяти в любой момент времени. 19 Baars 20 предполагает, что мозг работает аналогично компьютерным моделям глобального рабочего пространства, допуская конкуренцию ряда параллельных процессов. Выбранные действия достигают осознания. Он предположил, что ретикулярно-активирующая система ствола мозга и ретикулярное ядро ​​таламуса являются примерами биологических систем, работающих по этому принципу; они вместе, а также другие системы, например, теменная и височная области коры, могут быть необходимы и достаточны для этой модели.

Дополнительно или в качестве альтернативы система фокусировки, обеспечивающая устойчивое познание, может получать указания от исполнительной (лобной доли) области, а не от потоков обработки, просто конкурирующих друг с другом. 21 Исполнительная функция лобных долей влияет на многие аспекты сознательного опыта. Knight и Grabowecky 22 описывают пациентов с префронтальным повреждением, у которых наблюдались поведенческие нарушения, включая потерю тормозного контроля и обнаружения новизны, что приводило к отвлекаемости, шумной внутренней среде, нарушению внимания, плохому временному кодированию и отсутствию устойчивых когнитивных функций. Таким образом, в повседневной жизни у этих людей нарушена сознательная оценка и соответствующая корректировка поведения. Москвич 11 предполагает, что эффективное функционирование памяти, интегрированное в целенаправленную когнитивную деятельность, включает самоорганизацию, стратегическое вмешательство и мониторинг. Считается, что лобные доли организуют входные данные, разрабатывают стратегии поиска, проверяют выходные данные и помещают их в соответствующий исторический контекст. Затем префронтальные области используют эту информацию для дальнейшего мнемонического поиска, а также для направления и планирования дальнейших действий.

Аспекты когнитивной осведомленности, вероятно, не распределены диффузно и однородно по всему мозгу. Поражения лобной, нижней теменной и верхней височной областей нарушают интеграцию когнитивных и аффективных компонентов сознания. 23 Распознавание и осознание частей себя или окружающего мира могут быть серьезно нарушены, по крайней мере остро, из-за недоминантных теменных поражений, которые часто сопровождаются гемианопсией, дезориентацией, расстройством настроения и нарушением абстрактного мышления. Поражения первичных сенсорных областей сами по себе обычно не вызывают такой потери осознания тела, пространства или самого дефицита. Вероятно, для этого необходимо поражение полимодальных областей процессинга.

На более высоком уровне самосознание, включающее самооценку, представление об отличии себя от остального общества и, более интроспективно, о собственных мыслях (скрытность), являются аспектами сознания. 16 Функции самосознания мозга развиваются онтологически и, вероятно, являются супрамодальными, т. е. функционально выше унимодальных и мультимодальных блоков обработки. 16 ,21

Языковая функция представляет собой высокоразвитую познавательную деятельность, имеющую большое значение для человека. Левая височно-теменная область играет важную роль в преобразовании обработанной информации в символы в языковой форме, что позволяет вести внутренний разговор и формулировать понятия. Однако люди с тяжелой афазией по-прежнему бдительны и осведомлены и могут взаимодействовать с другими осмысленными и сложными способами; Таким образом, языковая функция не является существенной для человеческого познания.

Будущие направления: теоретические и практические приложения

Сочетание нейрофизиологических, философских и психологических концепций может привести к более глубокому пониманию сознания. В любом случае может потребоваться научная революция со сменой парадигм (принятых моделей), прежде чем загадка сознания сможет быть полностью разгадана.

С клинической неврологической точки зрения следует рассматривать первую бдительность или способность к пробуждению как предпосылку для большинства других аспектов сознания. Настороженность зависит от активирующей роли восходящей ретикулярной формации функций ростральных структур, выполняющих задачи, связанные с осознанием и без него. Далее следует рассматривать осознанность как многокомпонентную функцию, зависящую от инфраструктуры внимания, позволяющей сосредоточить мыслительную деятельность. Осознание внешнего мира (для всего, кроме обоняния) требует теменной коры для сенсорной обработки и интерпретации после первоначального восприятия в первичных сенсорных областях. Чтобы сенсорная обработка имела смысл, она должна направляться в лимбическую систему через височные доли, особенно миндалевидное тело. Связи с хранилищами памяти позволяют оценить актуальность или важность современного опыта. Мотивация, самосознание и связь с двигательной системой связаны с широкой интеграцией различных корковых и подкорковых областей. Лобные доли выполняют важную исполнительную роль в направлении и поддержании внимания, а также в планировании поведения.

Сознание сложно и представляет собой нечто большее, чем сумма его частей, но когда оно нарушено, лучше определить, какие компоненты затронуты. Термин нарушение сознания слишком расплывчатый, чтобы быть клинически полезным. В каждом отдельном случае нам необходимо знать, какие аспекты сознания нарушены (например, бдительность, внимание или различные компоненты сознания) и в какой степени они затронуты.

Принято к публикации 7 апреля 1998 г.

Переиздания: Г. Брайан Янг, доктор медицинских наук, Лондонский центр медицинских наук, 375 South St, Лондон, Онтарио N6A 4G5, Канада.

использованная литература

1.

Джеймс W Принципы психологии . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, издательство Macmillan Publishing Co Inc., 1890 г.;

2.

Моруцци GMagoun HW Ретикулярная формация ствола мозга и активация ЭЭГ.  Электроэнцефалогр Клин Нейрофизиол. 1949;1455- 473Google ScholarCrossref

3.

Беннетт GWBallard ТМ Уотсон CDFone KCF Влияние нейропептидов на когнитивную функцию. Эксперт Геронтол. 1997;32451- 469Google ScholarCrossref

4.

Бремер F Cerveau isolé et physiol du sommei. CR Soc Biol. 1935;1181235- 1242Google Scholar

5.

Многопрофильная целевая группа по PVS, Медицинские аспекты стойкого вегетативного состояния. N Engl J Med. 1994;330 ((часть 1)) 1499- 1508Google ScholarCrossref

6.

Джеффрис Дж. Г. Р. Трауб РДВиттингтон MA Нейронные сети для индуцированных ритмов «40 Гц».  Trends Neurosci. 1996;19202- 208Google ScholarCrossref

7.

Москвич M Обработка информации и полушария головного мозга. Газзанига MSed.  Справочник по поведенческой нейробиологии: нейропсихология Том 2 Нью-Йорк, NY Plenum Publishing Corp1979;379–446Google Scholar

8.

Hebb DO  Организация поведения . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк John Wiley & Sons Inc., 1964;

9.

Голдман-Ракич PS Клеточная и схематическая основа рабочей памяти в префронтальной коре нечеловеческих приматов.  Прог Мозг Res. 1990;85325- 336Google Scholar

10.

Сковилл У.Б.Милнер B Потеря недавней памяти после двустороннего поражения гиппокампа. J Нейрол Нейрохирург Психиатрия. 1957;2011-21Google ScholarCrossref

11.

Москович M Модели сознания и памяти. Газзанига MSed  Когнитивные нейронауки. Cambridge, Mass MIT Press, 1995; 1341– 1356Google Scholar

12.

Мешки O  Мужчина, который принял жену за шляпу . Нью-Йорк, NY Summit Books1985;29

13.

Zola-Morgan SSquire LR Нарушения памяти у обезьян после поражения гиппокампа.  Behav Neurosci. 1986;100155Google ScholarCrossref

14.

LeDpux JE Эмоции и миндалевидное тело. Эглтон JPed. Нейробиологические аспекты эмоций, памяти и психической дисфункции миндалевидного тела. New York, NY Wiley-Liss1992;339- 351Google Scholar

15.

Berthier Старкштейн Слейгуарда R Асимволия боли: синдром сенсорно-лимбического отключения. Энн Нейрол. 1982;2441Google ScholarCrossref

16.

Шина AH  Личность: эволюционное наследие и особенности человека . Хиллсдейл, Нью-Джерси Лоуренс Эрлбаум Ассошиэйтс1988;13- 15

17.

Малькольм N Проблемы разума: от Декарта до Витгенштейна . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк Harper & Row1971;

18.

Кинсборн M Интегрированная модель коркового поля сознания.  Ciba Found Symp.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *