25.11.2024

Сравнение психики животных и человека кратко: Сравнение психики животных и человека

Сущность различий психики животных и человека.

Нет сомнения, что существует огромная разница между психикой человека и психикой самого высшего животного.

Так, ни в какое сравнение не идет «язык» животных и язык человека. В то время как животное может лишь подать сигнал своим собратьям по поводу явлений, ограниченных данной, непосредственной ситуацией, человек может с помощью языка информировать других людей о прошлом, настоящем и будущем, передавать им социальный опыт.

В истории человечества благодаря языку произошла пере стройка отражательных возможностей: отражение мира в мозгу человека наиболее адекватно. Каждый отдельный чело век благодаря языку пользуется опытом, выработанным в многовековой практике общества, он может получить знания о таких явлениях, с которыми он лично никогда не встречался. Кроме того, язык дает возможность человеку отдавать себе отчет в содержании большинства чувственных впечатлений.

Разница в «языке» животных и языке человека определяет различие и в мышлении. Это объясняется тем, что каждая отдельная психическая функция развивается во взаимодействии с другими функциями.

Многими экспериментами исследователей было показано, что высшим животным свойственно лишь практическое («ручное», по Павлову) мышление. Только в процессе ориентировочного манипулирования обезьяна способна разрешить ту или иную ситуативную задачу и даже создать «орудие». Абстрактные способы мышления еще не наблюдал у обезьян ни один исследователь, когда-либо изучавший психику животных. Животное может действовать только в пределах наглядно воспринимаемой ситуации, оно не может выйти за ее пределы, абстрагироваться от нее и усвоить отвлеченный принцип. Животное— раб непосредственно воспринимаемой ситуации.

Поведение человека характеризуется способностью абстрагироваться (отвлекаться) от данной конкретной ситуации и предвосхищать последствия, которые могут возникнуть в связи с этой ситуацией. Так, моряки начинают экстренно чинить небольшую пробоину в судне, а летчик ищет ближайший аэродром, если у него осталось мало горючего. Люди отнюдь не рабы данной ситуации, они способны предвидеть будущее.

Таким образом, конкретное, практическое мышление животных подчиняет их непосредственному впечатлению от данной ситуации, способность человека к абстрактному мышлению устраняет его непосредственную зависимость от данной ситуации. Человек способен отражать не только непосредственные воздействия среды, по и те, которые его ожидают. Человек, способен поступать соответственно познанной необходимости — сознательно. Это первое существенное отличие психики человека от психики животного.

Второе отличие человека от животного заключается в его способности создавать и сохранять орудия. Животное создает орудие в конкретной наглядно-действенной ситуации. Вне конкретной ситуации животное никогда не выделяет орудие как орудие, не сохраняет его впрок. Как только орудие сыграло свою роль в данной ситуации, оно тут же перестает существовать для обезьяны как орудие. Так, если обезьяна только что пользовалась палкой как орудием для подтягивания плода, то через некоторое время животное может изгрызть ее или спокойно смотреть, как это сделает другая обезьяна. Таким образом, животные не живут в мире постоянных вещей. Предмет приобретает определенное значение лишь в конкретной ситуации, в процессе деятельности (Понятие «деятельность» применимо по отношению к животному лишь условно, в смысле «жизнедеятельность»). Кроме того, орудийная деятельность животных никогда не совершается коллективно — в лучшем случае обезьяны могут наблюдать деятельность своего собрата, но никогда они не будут действовать совместно, помогая друг другу.

В отличие от животного человек создает орудие по заранее продуманному плану, использует его по назначению и сохраняет его. Человек живет в мире относительно постоянных вещей. Человек пользуется орудием сообща с другими людьми, он заимствует опыт использования орудия у одних и передает его

другим людям.

Третья отличительная черта психической деятельности человека— передача общественного опыта. И животное, и чело век имеют в своем арсенале известный опыт поколений в виде инстинктивных действий на определенного вида раздражитель. И тот и другой приобретают личный опыт во всевозможных ситуациях, которые предлагает им жизнь. Но только человек присваивает общественный опыт. Общественный опыт занимает доминирующее место в поведении отдельного человека. Психику человека в наибольшей мере развивает передаваемый ему общественный опыт. С момента рождения ребенок овладевает способами употребления орудий, способами общения. Психические функции человека качественно меняются благодаря овладению отдельным субъектом орудиями культурного развития человечества. У человека развиваются высшие, собственно человеческие, функции (произвольная память, произвольное внимание, абстрактное мышление).

В развитии чувств, как и в развитии абстрактного мышления, заключен способ наиболее адекватного отражения действительности. Поэтому четвертым, весьма существенным различием между животными и человеком является различие в чувствах. Конечно, и человек и высшее животное не остаются безразличными к происходящему вокруг. Предметы и явления действительности могут вызвать у животных и у человека определенные виды отношения к тому, что воздействует, — положительные или отрицательные эмоции. Однако только в человеке может быть заключена развитая способность сопереживать горе и радость другого человека, только человек может наслаждаться картинами природы или испытывать интеллектуальные чувства при осознании какого-либо жизненного

факта.

Важнейшие отличия психики человека от психики животных заключаются в условиях их развития. Если на протяжении развития животного мира развитие психики шло по законам биологической эволюции, то развитие собственно человеческой психики, человеческого сознания подчиняется законам общественно-исторического развития. Без усвоения опыта человечества, без общения с себе подобными не будет развитых, собственно человеческих чувств, не разовьется способность к произвольному вниманию и памяти, способность к абстрактному мышлению, не сформируется человеческая личность. Об этом свидетельствуют случаи воспитания человеческих детей среди животных.

Так, все дети-маугли проявляли примитивные животные реакции, и у них нельзя было обнаружить те особенности, которые отличают человека от животного. В то время как маленькая обезьянка, волею случая, оставшаяся одна, без стада, все равно будет проявлять себя как обезьянка, человек, только тогда станет человеком, если его развитие проходит среди людей,

Человеческая психика подготавливалась всем ходом эволюции материи. Анализ развития психики позволяет нам говорить о биологических предпосылках возникновения сознания, безусловно, предок человека обладал способностью к предметно-действенному мышлению, мог образовывать множество ассоциаций. Предчеловек, обладая конечностью типа руки, мог создавать элементарные орудия и использовать их в конкретной ситуации. Все это мы находим и у современных человекообразных обезьян.

Однако нельзя вывести сознание непосредственно из эволюции животных: человек — продукт общественных отношений. Биологической предпосылкой общественных отношений было стадо. Предки человека жили стадами, что позволяло всем особям наилучшим образом защищаться от врагов, оказывать взаимопомощь друг другу.

Фактором, влияющим на превращение обезьяны в человека, стада — в общество, была трудовая деятельность, т. е. такая деятельность, которая совершается людьми при совместном изготовлении и употреблении орудий.

В труде развивалось и сознание человека — наивысшая в эволюционном ряду форма отражения, для которой характерно выделение объективных устойчивых свойств предметной деятельности и осуществляемое на этой основе преобразование окружающей реальности.

ПСИХОЛОГИЯ ЖИВОТНЫХ | Энциклопедия Кругосвет

Содержание статьи
  • ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
  • ОСНОВНЫЕ ОБЛАСТИ ИССЛЕДОВАНИЙ

ПСИХОЛОГИЯ ЖИВОТНЫХ (сравнительная психология, зоопсихология), отрасль психологии, изучающая психику животных. Исследования в этой области, проводимые как в лабораторных, так и в естественных условиях, направлены на изучение психологических факторов, влияющих на жизнедеятельность животных, а также разнообразных аспектов сходства и различия в их поведении. Зоопсихологи ставят перед собой следующие основные вопросы: каково влияние наследственности и среды на психику и поведение; какова роль инстинктов в поведении животных; в какой мере поведение определяется научением; как изменяется поведение в процессе индивидуального развития животного; в чем состоит адаптивная функция психики животного в его естественной среде.

В историко-научной перспективе психология рассматривалась как область знания, существующая отдельно от этологии – науки о поведении животных в естественной среде обитания. Первыми этологами были европейские ученые, использовавшие главным образом метод наблюдения за животными в природных условиях. Зоопсихология получила развитие в университетских лабораториях США, где проводились экспериментальные исследования.

Этологами обычно становятся зоологи, интересующиеся развитием и адаптивным значением поведения, а также его наследственными и эволюционными предпосылками. Зоопсихологи же, как правило, получают психологическое образование, и в поведении животных их интересуют психологические процессы, а именно научение, мотивация, память и восприятие; кроме того, они пытаются определить нейропсихологические механизмы той или иной формы поведения.

Тем не менее этология оказала большое влияние на зоопсихологию и способствовала расширению сферы ее исследований. Зоопсихологи теперь активно изучают такие проблемы, как роль наследственности в поведении и адаптивное значение инстинктивных и приобретенных форм поведения. В настоящее время зоопсихология и этология сближаются и дополняют друг друга в попытке понять поведение животных во всей его сложности.

ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Человек начал размышлять о поведении животных в глубокой древности. Гераклит предполагал, что люди и боги обладают разумом и душой, тогда как звери (животные) неразумны и не имеют души. В противоположность ему Аристотель в ходе рассуждений об эволюции животных и их классификации сформулировал некоторые первые принципы психологии животных.

Первой книгой в области зоопсихологии была Сравнительная психология (Psychologie comparée, 1864) П.Флуранса. Однако главный импульс для развития современной сравнительной психологии дал знаменитый труд Чарлза Дарвина Происхождение видов (Origin of Species, 1859), содержащий обсуждение адаптивной роли инстинктов и поведения у разных животных. Его идеи побудили многих ученых – философов, натуралистов и биологов – разрабатывать те направления исследований, на основе которых впоследствии сформировались зоопсихология и этология как науки. Более поздняя работа Дарвина Выражение эмоций у человека и животных (Expression of the Emotions in Man and Animals, 1872) тоже сыграла огромную роль в развитии сравнительного подхода к изучению поведения животных.

В конце 19 в. был опубликован ряд книг по психологии животных. Одна из наиболее известных, Разум животных (Animal Intelligence, 1882), была написана биологом Дж.Романесом. Теория тропизмов Ж.Лёба, предложенная в 1890, объясняла поведение как движение к стимулу или от него вследствие физико-химических причин (см. также ЛЁБ, ЖАК). После опубликования книги У.Джемса Принципы психологии (Principles of Psychology, 1890) и диссертации Э.Торндайка Ум животных: экспериментальное изучение ассоциативных процессов (Animal Intelligence: An Experimental Study of the Associate Processes of Animals, 1898) психология животных стала систематической научной дисциплиной.

В первой половине 20 в. психология животных находилась под сильнейшим влиянием теоретиков, утверждавших, что решающую роль в формировании поведения играют окружающая среда и научение, и часто не принимавших в расчет биологические факторы, от которых зависят восприятие и само научение. Многие зоопсихологи стали последователями К.Халла, Э.Толмена, Э.Газри, Б.Скиннера. Лишь отдельные исследователи (Р.Йеркс, К.Лешли, Н.Майер и Т.Шнейрла) оставались в рамках более широкого, физиологически ориентированного подхода.

ОСНОВНЫЕ ОБЛАСТИ ИССЛЕДОВАНИЙ

Эволюционная адаптация.

Большое влияние на исследователей поведения животных оказали дарвиновские представления о том, что в ходе эволюции животные отбирались по принципу наилучшей адаптации к условиям окружающей среды. Лишь при рассмотрении поведения животных с позиций эволюционной теории удается выявить основополагающие принципы, применимые к большим группам животных. Например, в одном исследовании сравнивалось поведение плотоядных млекопитающих, таких, как львы и медведи, и копытных, таких, как антилопы. Плотоядные животные – хищники, и обычно сами не являются добычей для других. Наоборот, на копытных постоянно охотятся, но сами они не убивают других животных, разве что в каких-то исключительных обстоятельствах. Типы поведения этих двух групп совершенно различны. Копытные – стадные животные; хищники же не собираются в стада, хотя некоторые, в частности львы и волки, объединяются в небольшие группы. Спаривание копытных происходит быстрее, они мало и чутко спят и очень быстро пьют, когда предоставляется такая возможность. Плотоядным животным, напротив, требуется много времени для спаривания, они крепко спят и не торопятся, когда пьют. Роды у копытных протекают быстро, они не подготавливают для этого специального места, тогда как плотоядные готовят нору или логово, а роды у них занимают длительное время. Эти различия в поведении явно соответствуют тому, что необходимо для выживания каждой группы, и, очевидно, возникли под давлением естественного отбора.

Генетика и поведение.

Поведение животных зависит прежде всего от их анатомии и нейрофизиологии. Однако направленность их внимания и способность к научению определяется также наследственной предрасположенностью, а соответственно генетическими особенностями вида. Например, приматы особенно восприимчивы к крикам особей своего вида и, вероятно, генетически предрасположены к распознаванию значений этих разнообразных звуков. Лягушки обладают специфическим свойством зрительной системы, позволяющим замечать летающих насекомых, которых можно схватить и съесть. При этом на обездвиженных насекомых они не реагируют, и даже если разложить их вокруг лягушки в большом количестве, она умрет с голоду, но не притронется к ним. У многих животных с самого рождения обнаруживается хорошее восприятие глубины. Едва вылупившиеся птенцы в гнездах на скалах избегают приближаться к краю обрыва, тогда как утята не проявляют подобной осторожности.

Влияние среды.

Изучение приматов в естественных условиях показало, что угроза со стороны хищников и доступность пищи могут привести к значительным изменениям в социальной организации даже среди близкородственных видов. В одном из исследований сравнивалась социальная организация двух видов павианов – анубисов и гамадрилов; и те и другие обитают в Эфиопии, но в разных экологических нишах. Анубисам пища более доступна, поскольку они живут в лесах или вблизи них, и там имеются источники воды. Гамадрилы, напротив, обитают в засушливых областях, где добывать пищу трудно. И на тех, и на других охотятся крупные кошачьи – львы и леопарды. При этом анубисы живут большими группами, состоящими из детенышей и нескольких взрослых самцов и самок. У гамадрилов же основной единицей сообщества является гарем, с одним взрослым самцом и несколькими самками с детенышами.

Сообщество гамадрилов уникально приспособлено к местообитанию, где пища добывается с трудом и ее хватает только для выживания маленькой группы. Один взрослый самец обеспечивает и воспроизводство и защиту, а отсутствие других самцов уменьшает совокупную потребность в пище. На ночь несколько гаремов собираются вместе и, чтобы обезопасить себя от хищников, устраиваются на ночлег под защитой немногочисленных в этой местности отвесных скал.

Механизм, обеспечивающий эту социальную структуру, отчасти детерминирован генетически. Самец-гамадрил собирает самок и держит их при себе независимо от того, находятся ли они в периоде течки (эструса) – состояния повышенного сексуального возбуждения и способности к размножению – или вне этого периода. Иными словами, самцов-гамадрилов самки привлекают просто в силу их половой принадлежности. Самец-анубис, напротив, не расположен держать при себе самок, и они привлекают его лишь в период течки.

Социальное поведение.

Все животные должны время от времени взаимодействовать друг с другом, по крайней мере в той степени, которая необходима для спаривания и размножения. Сверх этих минимальных контактов социальные отношения животных варьируют от преимущественно одиночного образа жизни до полной зависимости от группы. Формирование сообществ у животных дает отдельным особям или группе в целом определенные адаптивные преимущества, связанные с такими факторами, как совместная защита от хищников, совместное добывание пищи, увеличение способности выдерживать межвидовую конкуренцию, повышение эффективности размножения.

Генетическая основа социальности может сохраняться и в тех случаях, когда перестает быть необходимой или даже просто полезной для выживания животного. Например, Дж.Скотт, проводя детальное сравнительное исследование волков и различных пород домашних собак, обнаружил, что, хотя домашние собаки были генетически изолированы от своих диких предков (волков) на протяжении 12 000 лет, у обоих видов поведение осталось во многом сходным. Социальное поведение сильнее выражено у волков, но в основных чертах оно не отличается от соответствующего поведения собак. И те и другие являются стайными животными. И волки и собаки сообщают о своем местонахождении и состоянии с помощью лая и воя. И те и другие охраняют свою территорию и имеют обыкновение закапывать пищу.

Как и у многих других животных, у собак и волков существуют критические периоды в развитии социального поведения, когда они способны к формированию основных взаимоотношений, присущих взрослым особям данного вида. Если у щенка собаки (или волка) в течение первых 14-ти недель жизни не были установлены доброжелательные, доверительные отношения с человеком, животное останется «диким», будет избегать и бояться человека.

Коммуникация.

В широком смысле коммуникация – это любое действие, произведенное одним организмом с целью изменить поведение другого организма и достичь, адаптивного (полезного) для одной или обеих особей результата. Коммуникация у животных может осуществляться разными способами, от специализированных действий, генетически заданных и уникальных для данного вида, до гибких языковых систем человека, зависящих от научения. Пример генетической, специфичной для вида коммуникации –половой аттрактант (сексуально привлекающий продукт), выделяемый женскими особями бабочек двух видов рода Bryotopha. Это вещество служит сигналом для самца, что самка его вида готова к размножению. Значительно более сложные коммуникативные системы используют птицы и млекопитающие. Здесь коммуникация не дискретна, а варьирует по интенсивности. Это означает, что она определяется уровнем мотивации того, кто посылает сигнал, а не простым «да – нет», как в случае готовности или неготовности к размножению. Особенно сложное коммуникативное поведение обнаружено у приматов, которые способны комбинировать значения многих сигналов, таких, как поза, различные звуки и мимика, для передачи разнообразной информации (см. также КОММУНИКАЦИЯ ЖИВОТНЫХ).

Наиболее мощное средство коммуникации – язык, который присущ только человеку. Все животные обмениваются информацией, но не всякий обмен информацией происходит на основе языка. Язык – это открытая коммуникативная система, позволяющая вводить и использовать в новых комбинациях новые единицы (слова), а тем самым и постоянно расширять смысловую сторону сообщений, на которые соответственно реагируют те, кто их получает.

В исследованиях Б.Гарднер, А.Гарднера, Д.Примака, Д.Рамбо и Э.Сэвидж было показано, что, используя «неголосовую» языковую систему и длительные тренировки, у шимпанзе можно развить сложные, лингвистически значимые коммуникативные навыки. Эти навыки включают способность выучивать значения новых «слов», отвечать на слова, правильно их применять, давать названия вещам на основе их наиболее заметных признаков и даже «разговаривать».

Поведение и научение у приматов.

В настоящее время интенсивно изучается поведение человекообразных приматов как в естественных, так и в лабораторных условиях. Поскольку эти обезьяны находятся в ближайшем эволюционном родстве с человеком (тоже приматом), изучение их предоставляет уникальную возможность найти ответы на ряд вопросов, важных для нашего собственного вида: Какие поведенческие признаки являются общими для всех приматов? Давлением каких факторов эволюции можно объяснить сходство и различия в поведении существующих видов приматов? Как влияют средовые факторы, действующие в раннем периоде индивидуального развития, на приобретение нормальных социальных и познавательных навыков? Какими способами коммуникации пользуются приматы, и какими видами информации они способны обмениваться?

Исследования приматов в естественных условиях сосредоточены на изучении их социальных структур, питания, родительского поведения, хищничества (и защиты от него), использования природной среды, родственных связей и различных аспектов социального взаимодействия. В лабораторных условиях исследуют восприятие и научение, коммуникацию, физиологию и эндокринологию,с трудом поддающиеся изучению в естественных условиях.

Семейства приматов классифицируют по принципу возрастающего сходства с человеком. Типичный с этой точки зрения ряд – полуобезьяны, обезьяны, человекообразные обезьяны, человек – характеризуется увеличением объема мозга, а также количества извилин коры и ее относительных размеров. С этими параметрами коррелируют возрастающие в ходе эволюции любопытство к новым объектам и способность реагировать на них разнообразными способами. Развивается также способность справляться со сложными заданиями, требующими усвоения понятий или правил и переноса информации с одной ситуации на другую.
См. также ПОВЕДЕНИЕ ЖИВОТНЫХ; КОММУНИКАЦИЯ ЖИВОТНЫХ.

Почему люди так долго взрослеют по сравнению с другими животными? Обратите внимание на свои нейроны!

30 октября 2018 г., 21:45

Эми Вульф
Новое исследование Вандербильта показывает, что продолжительность жизни людей и других теплокровных животных — и когда они достигают половой зрелости — может иметь больше общего с их мозгом, чем с их телом. Точнее говоря, дольше живут не животные с более крупными телами или более медленным метаболизмом; это животные с большим количеством нейронов в коре головного мозга, независимо от размера тела.

«Независимо от того, смотрите ли вы на птиц, приматов или людей, количество нейронов, которые вы найдете в коре головного мозга вида, предсказывает около 75 процентов всех различий в продолжительности жизни между видами», — сказала Сюзанна Эркулано-Хаузель, исследование автор и доцент кафедры психологии и биологических наук.

Размер тела и метаболизм в сравнении, которые являются обычными стандартами для сравнения животных, предсказывали только 20-30 процентов продолжительности жизни в зависимости от вида и оставили много несоответствий, например, птицы, которые живут в 10 раз дольше, чем млекопитающие тот же размер.

Самое главное, люди считались «особой» эволюционной странностью с долгим детством и постменопаузальным периодом. Но это исследование, опубликованное в Journal of Comparative Neurology , показывает, что это не так. Людям требуется ровно столько времени, чтобы созреть, сколько ожидается от их кортикальных нейронов, и после этого они живут столько же, сколько и ожидалось.

Исследование

В ходе исследования компания Herculano-Houzel изучила более 700 видов теплокровных животных из базы данных AnAge, которая собирает исчерпывающие данные о долголетии. Затем она сравнила эти записи со своими обширными данными о количестве нейронов в мозге разных видов животных.

Herculano-Houzel закодировала данные по сотням видов цветом и обнаружила, что попугаи и певчие птицы, включая врановых, живут систематически дольше, чем приматы с аналогичной массой тела, которые, в свою очередь, живут дольше, чем млекопитающие, не являющиеся приматами, с аналогичной массой тела.

«Точно так же, при одинаковой скорости основного обмена попугаи и певчие птицы живут дольше и достигают половой зрелости дольше, чем многие виды млекопитающих, особенно не приматы», — сказал Эркулано-Хаузель.

Она уже видела этот узор раньше. Ее предыдущие исследования, определяющие, из чего состоит мозг, показали, что у попугаев и певчих птиц больше нейронов коры, чем у приматов аналогичного размера, у которых больше нейронов коры, чем у любого другого млекопитающего сопоставимого размера тела.

Ее новый анализ подтвердил ее подозрения: продолжительность жизни у теплокровных видов увеличивается равномерно вместе с абсолютным числом нейронов в коре головного мозга.

«Чем больше кортикальных нейронов у вида, тем дольше он живет — неважно, птица это, примат или другое млекопитающее; насколько он велик; и как быстро он сжигает энергию», — говорит Эркулано-Хаузель.

Люди уникальны? Спросите у бабушки

Антропологи и исследователи, интересующиеся эволюцией и человеческим поведением, исходили из предположения, что одна из особенностей человеческого вида заключается в том, что у людей необычайно долгий период детства и юности, позволяющий учиться и общаться. Если более крупные животные живут дольше, то и гориллы должны жить дольше людей, но это не так: люди их переживают. Одна из популярных гипотез состоит в том, что забота бабушек могла привести к задержке половой зрелости людей и увеличению продолжительности жизни в постменопаузе сверх ожидаемого.

Но новые данные Herculano-Houzel показывают, что люди не являются исключением из других видов млекопитающих. Учитывая количество нейронов в нашей коре, людям требуется столько времени, сколько им нужно, чтобы достичь половой зрелости и жить ровно столько, сколько ожидается для их количества нейронов. Размер тела, как оказалось, не имеет значения в вопросе долголетия.

«Теперь мы можем сказать, что люди проводят столько же времени в детстве и живут ровно столько же после достижения зрелости, сколько можно ожидать, исходя из количества нейронов в коре головного мозга», — сказал Эркулано-Хаузель.

Что длиннее по сравнению с другими видами, включая горилл, просто потому, что у людей больше всего нейронов в коре головного мозга.

«Понятно, что чем больше нейронов в коре головного мозга, тем больше времени требуется виду, чтобы достичь того момента, когда он станет не только физиологически зрелым, но и психически способным к независимости», — говорит Эркулано-Хаузель. «Задержка также дает видам с большим количеством корковых нейронов больше времени для обучения на собственном опыте, поскольку они взаимодействуют с окружающей средой».

И если большее количество корковых нейронов будет сопровождаться увеличением продолжительности жизни, у этих видов также будет больше совпадений между поколениями, и поэтому у них будет больше возможностей передать то, чему они научились. «Это означает, что бабушка по-прежнему играет важную роль в жизни тех, у кого много корковых нейронов; она просто, вероятно, не является причиной долголетия нашего вида», — утверждает Эркулано-Хаузель.

Функция коры

Какая связь между большим количеством нейронов в коре и продолжительностью жизни? Эркулано-Хоузель говорит, что это новый большой вопрос, который необходимо решить исследователям.

«Данные свидетельствуют о том, что теплокровные виды накапливают повреждения с той же скоростью, что и стареющие. Но что сокращает жизнь, так это повреждения коры головного мозга, а не остального тела; чем больше у вас корковых нейронов, тем дольше у вас их будет достаточно, чтобы ваше тело функционировало», — говорит она.

В отличие от остального тела, которое получает новые клетки взамен старых, считается, что корковые нейроны должны существовать всю жизнь.

В то время как кора головного мозга обычно связана с познанием, Эркулано-Хоузель считает, что гораздо более основная функция коры является ключом к долголетию.

«Кора — это часть вашего мозга, которая способна сделать наше поведение сложным и гибким, да, но это выходит далеко за рамки познания и выполнения математических и логических рассуждений в уме», — сказал Эркулано-Хаузель. «Кора головного мозга также придает вашему телу адаптивность, поскольку она приспосабливается и учится реагировать на стрессы и прогнозировать их. Это включает в себя поддержание бесперебойной работы физиологических функций и обеспечение того, чтобы частота сердечных сокращений, частота дыхания и обмен веществ соответствовали тому, что вы делаете, тому, как вы себя чувствуете, и тому, что, как вы ожидаете, произойдет дальше. И это, по-видимому, ключевой фактор, влияющий на продолжительность жизни», — добавляет она.

Мозговой суп

Компания Herculano-Houzel впервые применила метод быстрого и точного измерения количества нейронов в головном мозге. Она создает «мозговой суп», беря мозговую ткань и разрушая клетки, затем применяя флуоресцентные метки к ядрам, плавающим в «мозговом супе», и подсчитывая их.

В сотрудничестве с заслуженным профессором психологии Джоном Каасом она изучала, сколько нейронов состоит из мозга разных приматов, в том числе человекообразных обезьян. Вместе с коллегами из Бразилии она произвела первый точный подсчет количества нейронов в человеческом мозгу — в среднем 86 миллиардов, что делает его просто увеличенным мозгом примата.

Берегите свой мозг!

Старение начинается, когда люди и другие биологические виды достигают подросткового возраста, и восстановить нейроны невозможно. Фактически, исследования показывают, что люди могут терять нейроны в префронтальной коре. Итак, Эркулано-Хаузель говорит, что забота о своем разуме и поддержание здоровья и активности корковых нейронов — лучший способ жить долго и хорошо.

Подробнее об исследовании Herculano-Houzel:

  • Общее количество нейронов — не увеличенная префронтальная область — признак человеческого мозга
  • Понимание птичьего мозга
  • Извините, Grumpy Cat, исследование показало, что собаки умнее кошек
  • Прослушайте вопросы и ответы с Herculano-Houzel и канцлером Зеппосом
  • Брэйниак: Сюзанна Эркулано-Хаузель меняет нейробиологию по одному виду за раз

Исследования на животных в психологии

Джон Капитанио, доктор философии

Студенты иногда спрашивают, какова ценность исследований на животных в психологии. Изучение нечеловеческих животных на самом деле сыграло огромную роль в психологии и продолжает играть ее сегодня. Если вы посещали вводный курс по психологии, то, вероятно, читали об основополагающих психологических исследованиях, проведенных с животными: крысами Скиннера, собаками Павлова, обезьянами Харлоу. К сожалению, многие вводные учебники не дают полной картины исследований на животных. Исследования часто описываются без указания, что они были исследованиями на животных. Когда представляются исследования на людях, редко обсуждаются основные исследования на животных, которые позволили провести эти исследования. Наконец, информация об этической и нормативной среде, в которой проводятся исследования на животных, освещена поверхностно или вообще опущена. Это важные вопросы, которые заслуживают лучшего понимания и более широкого обсуждения.

Почему в психологии изучаются нечеловеческие животные

Часть обоснования того, почему в психологии изучаются нечеловеческие животные, связана с фактом эволюции. Люди имеют общее происхождение с видами, наиболее часто изучаемыми в психологии: мышами, крысами, обезьянами. Безусловно, у каждого вида есть свои особенности, которые позволяют ему вписаться в свою уникальную экологическую нишу; но общее происхождение приводит к структурным (например, мозгу) и функциональным (например, памяти) процессам, которые удивительно похожи у людей и нелюдей. Кроме того, мы можем лучше понять фундаментальные процессы благодаря точному контролю, обеспечиваемому исследованиями на животных (например, среда обитания, экспериментальные условия и т. д.). Мы также можем задавать и отвечать на определенные вопросы, которые было бы трудно или невозможно задать людям. Например, мы знаем, каковы связи между миндалевидным телом и другими областями мозга, но как активность миндалевидного тела влияет на работу мозга? С помощью новой методики теперь можно временно деактивировать миндалевидное тело у обезьяны и посмотреть, как меняют свою активность другие области мозга (в том числе не связанные напрямую с миндалевидным телом) (Grayson et al. , 2016). Подобное исследование не только помогает нам лучше понять, как работает мозг, но также имеет огромный потенциал для разработки методов лечения людей с аномальными моделями мозговой активности, например, страдающих эпилепсией или болезнью Паркинсона. Через десять лет студенты вполне могут прочитать в своих учебниках о «новом лечении», помогающем людям с болезнью Паркинсона. Будет ли описано это исследование на обезьянах, позволившее сделать такое открытие? Вероятно, нет, во многом так же, как нечеловеческие исследования, позволившие провести серьезное исследование на людях, редко описываются в современных учебниках.

Взвешивание вреда и пользы

Исследователи, изучающие животных, признают, что их исследования могут быть сопряжены с определенным вредом, который может варьироваться от относительно незначительного (например, взятие образца крови) до более серьезного (например, нейрохирургия). Исследовательское сообщество пытается смягчить часть вреда, гарантируя, например, оптимизацию психологического благополучия животных; на самом деле, существует большое количество психологических исследований, посвященных благополучию животных и выявлению передовых методов содержания и ухода за животными в неволе. Тем не менее, некоторый вред останется, и с этической точки зрения необходимо сопоставить этот вред с потенциальной пользой (для людей и для самих животных), которую можно получить в результате исследования. Не менее важно учитывать потенциальный вред для людей, если не проводить исследования. Например, без каких-либо исследований на животных вполне могут быть найдены эффективные методы лечения заболеваний человека, таких как болезнь Альцгеймера, но, безусловно, на их поиск уйдут десятилетия, а тем временем будут страдать еще миллионы и миллионы людей.

Правила проведения исследований на животных

Наконец, важно отметить, что исследования на животных в Соединенных Штатах очень жестко регулируются рядом федеральных и государственных законов, политик и постановлений, восходящих к знаменательному Закону о защите животных 1966 года. Надзор а инспекция объектов осуществляется Министерством сельского хозяйства США, а на местном уровне — Институциональными комитетами по уходу и использованию животных (IACUC). Даже такие простые процедуры, как взятие образца крови или проверка животного на когнитивное задание, должны быть одобрены местным IACUC до начала работы. Часть этого процесса утверждения требует, чтобы ученый определил, могут ли быть менее инвазивные способы сделать то же самое. Кроме того, ученый должен обосновать количество животных, которых он использует, гарантируя, что они используют минимально возможное количество.

Исследования на животных продолжают играть жизненно важную роль в психологии, позволяя открывать основные психологические и физиологические процессы, важные для здоровой жизни. Вы можете узнать больше о некоторых из этих исследований, а также о связанных с ними этических и нормативных вопросах, обратившись к онлайн-ресурсам, таким как Talking of Research.

Ссылки

Грейсон Д.С., Блисс-Моро Э., Мачадо С.Дж., Беннет Дж., Шен К., Грант К.А., Фэйр Д.А., Амарал, Д.Г. Коннектом макаки-резус предсказывает нарушение функциональных сетей в результате фармакогенетической инактивации миндалевидного тела. Нейрон . 20 июля 2016 г .; 91 (2): 453–66.

Об авторе

Джон Капитанио, доктор философии, психолог-исследователь кафедры психологии Калифорнийского университета в Дэвисе и главный научный сотрудник Калифорнийского национального центра исследований приматов. Он получил докторскую степень в области сравнительной психологии в Калифорнийском университете в Дэвисе в 1982 году и был научным сотрудником в области психобиологии развития на кафедре психиатрии в Центре медицинских наук Университета Колорадо. Он бывший заместитель директора по исследованиям в Центре приматов, бывший президент Американского общества приматологов, лауреат премии Патриции Р. Барчас в области социофизиологии от Американского психосоматического общества, член нескольких профессиональных обществ, а в 2012 г. , он получил награду «Выдающийся приматолог» от Американского общества приматологов. В настоящее время он является председателем Комитета АПА по исследованиям и этике животных. Исследовательские интересы Капитанио сосредоточены на разработке естественных моделей психологических процессов нечеловеческих приматов, чтобы лучше понять биологию, лежащую в основе таких явлений, как одиночество, заторможенный темперамент и плохое социальное функционирование.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *