19.09.2024

Социально психологические процессы: Социально-психологические процессы в воинских коллективах. Способы разрешения конфликтных ситуаций Журнал Министерства обороны Российской Федерации

Содержание

Социально-психологические процессы в обществе и правонарушаемость

Учебная литература по юридической психологии


 

Статный В.М., Юренкова В.А., Бухаров Н.Н. и др.
ОСНОВЫ ПРОФАЙЛИНГА, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ВЫЯВЛЕНИЯ ЛИЦ, ВЫНАШИВАЮЩИХ ПРЕСТУПНЫЕ ЗАМЫСЛЫ, ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ НА ТРАНСПОРТЕ

Учебно-методическое пособие
Санкт-Петербург, 2012

 


Социально-психологические явления, выделяемые в группу динамических, наиболее фундаментальны с точки зрения развития общества, затрагивают процессы изменений в общественном сознании и, связанные с противоречиями между развитием производительных сил и производственных отношений, между социально сформированными потребностями людей и социально же обусловленными возможностями их удовлетворения.

Можно выделить два взаимосвязанных момента этой динамики:

а) эволюция мотивационно-волевой сферы;

б) изменения в социально-психологических связях между обществом и личностью, социальными группами различного вида и уровня.

Оба эти момента взаимосвязаны: потребности людей выражают различные способы соотнесения присущих им тенденций к индивидуальной автономии, выделению и интеграции в социальную общность, самоопределение своего места в ней. С другой стороны, содержание, интенсивность и структура социально-психологических связей индивидов определяются тем, в какой степени их собственные потребности совпадают с мотивами и потребностями социального окружения, становятся для них реальными стимулами поведения. Чем полнее совпадение групповых и индивидуальных целей, потребностей, интересов, тем полнее возможность конкретного человека в самоутверждении и самовыражении своей личности, тем крепче социально-психологические связи данной личности с общностью людей — большой или малой группой.

Наиболее полное совпадение индивидуальных мотивов с групповыми, коллективными, подчинение первых вторым достигается на основе максимально глубокого усвоения индивидом групповых морально-этических и поведенческих норм.

В такой ситуации эти нормы выступают для человека не только как внешний, но и как внутренний императив, как ведущий регулятор его мотивационно-волевой сферы. Объективной основой такой психологии является определенный тип социально групповых связей. Они, связи, весьма интенсивны, непосредственны и в то же время однозначны, монолитны, замыкаются в рамках одной и той же общности, в которую включена вся жизнедеятельность человека: труд, досуг, межличностные отношения, общение. Они многообразны и нуждаются в серьезном исследовании. Однако, опираясь на уже имеющиеся научные данные, можно выделить некоторые из них.

Во-первых, общие изменения в условиях и образе жизни людей, структуре их потребностей.

Во-вторых, умножение источников социальной информации, рост образованности, расширение когнитивных горизонтов массового и индивидуального сознания, более многообразное, разностороннее и свободное межличностное общение.

В-третьих, резкий рост всех видов социальной мобильности, усиливающийся за счет индустриализации и урбанизации, расширения системы общего и профессионально-технического образования. Все это влекло за собой маргинализацию общества.

В-четвертых, интенсивное развитие процесса индивидуализации личности как следствие ослабления роли групповых норм первичной социальной среды.

Каждая из этих тенденций в социальном и социально-психологическом развитии общества имеет свои положительные и отрицательные стороны.

Неслучайно в современных социально-психологических исследованиях в качестве особенностей самосознания, фрустрирующих проявление активности людей в социальных процессах, выделяют деиндивидуализацию, разорванность самосознания во времени, «крепостную зависимость», когда верх берет господствовавшая долгое время психология «винтика»; отнесение ответственности за развитие ситуации не к себе, а к самой ситуации; чувство невозможности изменить обстоятельства своей жизни.

С другой стороны индивидуализация влечет за собой немало тревожных и болезненных социально-психологических явлений, имеющих непосредственное отношение к деятельности органов внутренних дел.

Психологическое «освобождение» от социальных норм, «взлет» индивидуальных потребностей создает реальную угрозу утраты ясных ориентиров поведения человека в обществе, по отношению к себе и окружающим людям. «Раскованность» потребностей может привести и реально приводит к рассогласованию личных потребностей и реальных возможностей их удовлетворения обществом. Последствия такой ситуации создают почву для весьма широкого круга мотивационных тенденций, типов жизненных ориентаций личности, колеблющихся от антиобщественных до преступных или предпреступных.

Следующий важный момент. Все более широкие масштабы приобретает ориентация на «престижное» или «статусное» потребление. В основе потребительства лежат не только объективные социально-экономические факторы (неодинаковая доступность для разных групп населения), но и потребность личности в определении своей социальной идентичности, в утверждении своего места в обществе.

В данном контексте следует рассмотреть социально-психологические последствия урбанизации. Конечно, сама по себе урбанизация не причина социальной патологии. И то и другое — есть результат общественного развития с его противоречиями, диспропорциями экономического и социального развития.

Так, развитие индустрии — главного градообразующего фактора — характеризуется лучшими темпами, нежели сельскохозяйственное производство; предоставлением населению больших социальных возможностей; большим набором и социально-экономическим разнообразием социальных позиций в системе общественного производства и т.п. Вместе с тем, порождая большие возможности, а, следовательно, и надежды, город чаще, чем село, оказывается местом их крушения. Урбанизация сопровождается:

а) повышенной социальной дифференциацией населения;

б) наличием усиленных миграционных потоков, а, следовательно, и маргинальных групп, находящихся в стадии адаптации;

в) интенсификацией всех социальных процессов, а, следовательно, и ломку устоявшихся групповых морально-этических и поведенческих норм;

г) ослаблением, по сравнению с селом, привычных территориальных, соседских связей, способствующих так называемому «анонимному образу жизни»;

д) дистанционированием участников взаимодействий и стереотипизацией их представлений друг о друге, что порождает эффект «нейтрализации» социальных норм и их замену психологическими установками облегчающими совершение антиобщественных и преступных действий.

К этому необходимо добавить, что города, обеспечивая анонимность и «снабжая работой» лиц с антиобщественными установками имеют для них особую привлекательность, в связи с чем в городах всегда высока концентрация бродяг, попрошаек, проституток, мошенников и т.д.

В то же время, с индустриализацией сельскохозяйственного производства и своеобразной «урбанизацией» сельских поселений в последнее время в структуре сельской преступности все чаще стали проявляться элементы городской преступности. В частности, возрастает удельный вес автотранспортных преступлений, нарушений правил техники безопасности, хищения, должностные преступления. Все это происходит на фоне «традиционно» сельских преступлений: кражи комбикормов и иных видов сельскохозяйственной продукции, хищения скота, птицы, браконьерства, краж из мелких магазинов и др.






НАВЕРХ

Центр психологической работы ЦВО изучает социально-психологические процессы в воинских коллективах //Психологическая газета

Скоро

31 марта — 1 апреля
Санкт-Петербург

X Международный научно-практический конгресс психологов-консультантов, психотерапевтов и представителей помогающих профессий «Помощь психологического консультирования, психотерапии в новейшее время»

3 апреля
Санкт-Петербург, online

Межрегиональная научно-практическая конференция по профориентации

7 апреля
Online

Онлайн-форум для специалистов в области когнитивно-поведенческой терапии PRE-CBT FORUM 2023

10 — 21 апреля
Москва

Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов-2023». Секция «Психология»

17 — 18 апреля
Дубна

X Международная научно-практическая конференция «Психология третьего тысячелетия»

20 апреля
Ташкент

Научно-практическая конференция с международным участием «XXI век: современный взгляд на психическое здоровье — III»

10 — 12 мая
Санкт-Петербург

XXVII Международная научная конференция молодых ученых «Психология XXI века. Наука как свобода и творчество»

11 — 12 мая
Москва, online

VIII Международная научно-практическая конференция памяти М.Ю. Кондратьева «Социальная психология: вопросы теории и практики»

11 — 12 мая
Челябинск, online

VIII Всероссийская научная конференция с международным участием «Психология в меняющемся мире: проблемы, гипотезы, перспективы»

1 — 2 июня
Online

III Международный психологический форум «Ребенок в цифровом мире»

22 — 23 июня
Москва

VI Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Сухаревские чтения. Аутоагрессивное поведение детей и подростков: эффективная профилактическая среда»

22 — 24 июня
Санкт-Петербург

IX Научно-практическая конференция с международным участием «Психотерапия и психосоциальная работа в психиатрии»

12 — 13 октября
Киров

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Детская психиатрия в фарватере современных медико-социальных проблем»

12 — 14 октября
Москва

Всероссийская научная конференция «Человек, субъект, личность: перспективы психологических исследований», посвященная 90-летию со дня рождения А.В. Брушлинского

18 — 20 октября
Санкт-Петербург

Международная научная конференция «Ананьевские чтения – 2023. Человек в современном мире: потенциалы и перспективы психологии развития»

16 — 17 ноября
Москва, online

Международная научно-практическая конференция «Этнопсихология: теория и практика»

Весь календарь
  • #психологическая наука

В Центральном военном округе появилась новая структура — центр психологической работы, специализирующийся на психологическом сопровождении, организации психологической подготовки и психологической помощи и реабилитации. В каждую группу вошли 3 человека. Каждая оснащена технически — современными комплексами аппаратно-программного и мультимедийного оборудования, психофизиологическим анализатором «Психофизиолог-Н», тренажерами «Гравислайдер-19», приборами биологической обратной связи «Мираж-1».

Специалисты первой группы анализируют социально-психологические процессы в воинских коллективах, а также ведут профилактическую и коррекционную работу по формированию психологического климата в подразделениях.

Вторая группа занимается вопросами психологического сопровождения боевой подготовки, формированием у солдат, сержантов и офицеров психофизиологической готовности к выполнению поставленных задач.

К ведению группы организации психологической подготовки и психологической помощи и реабилитации относятся вопросы работы с военнослужащими, отнесенными к группам риска, психопрофилактические занятия с теми, кто испытывает трудности в адаптации к военной службе. Особое внимание — лицам, находящимся в кризисном состоянии в связи с семейными, личными и служебными проблемами.

Также специалисты центра будут привлекаться для оказания помощи военнослужащим в реабилитации после выполнения боевых задач и чрезвычайных ситуаций.

Возглавляет центр дипломированный психолог капитан Наталья Майорова.

Источник

Опубликовано 26 августа 2013

Материалы по теме

История психологии как история научных проблем: проблемологический подход

28.03.2023

«Революционные» шаги в тупик. К 160-летию публикации статьи «Рефлексы головного мозга». Сообщение второе

27.03.2023

Субъективное пространство и субъективное отношение в самоорганизации человека

27.03.2023

Жизнестойкость как компонент психологической безопасности личности

25.03.2023

Депрессии позднего возраста: клинико-психологические аспекты исследований

24.03.2023

Интервью с А.Н.Поддьяковым о будущем психологии

21.03.2023

Путь в психологию: о становлении экспериментальной психосемантики

21. 03.2023

Опубликована программа «Поляковских чтений»

20.03.2023

Ильин Евгений Павлович: чему нам стоит у него поучиться

20.03.2023

Т.Д. Карягина: «Понимание не может быть навязчивым»

18.03.2023

«Революционные» шаги в тупик. К 160-летию публикации статьи «Рефлексы головного мозга»

13.03.2023

Вопрошание о Психике

12.03.2023

29 марта 2023 , среда

В этот день

Наталья Николаевна Королева празднует день рождения! Поздравить!

Виктория Евгеньевна Василенко празднует день рождения! Поздравить!

Наталья Евгеньевна Паевская празднует день рождения! Поздравить!

174 года назад родился(ась) Владимир Александрович Вагнер.

Скоро

31 марта — 1 апреля
Санкт-Петербург

X Международный научно-практический конгресс психологов-консультантов, психотерапевтов и представителей помогающих профессий «Помощь психологического консультирования, психотерапии в новейшее время»

3 апреля
Санкт-Петербург, online

Межрегиональная научно-практическая конференция по профориентации

7 апреля
Online

Онлайн-форум для специалистов в области когнитивно-поведенческой терапии PRE-CBT FORUM 2023

10 — 21 апреля
Москва

Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов-2023». Секция «Психология»

17 — 18 апреля
Дубна

X Международная научно-практическая конференция «Психология третьего тысячелетия»

20 апреля
Ташкент

Научно-практическая конференция с международным участием «XXI век: современный взгляд на психическое здоровье — III»

10 — 12 мая
Санкт-Петербург

XXVII Международная научная конференция молодых ученых «Психология XXI века. Наука как свобода и творчество»

11 — 12 мая
Москва, online

VIII Международная научно-практическая конференция памяти М.Ю. Кондратьева «Социальная психология: вопросы теории и практики»

11 — 12 мая
Челябинск, online

VIII Всероссийская научная конференция с международным участием «Психология в меняющемся мире: проблемы, гипотезы, перспективы»

1 — 2 июня
Online

III Международный психологический форум «Ребенок в цифровом мире»

22 — 23 июня
Москва

VI Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Сухаревские чтения. Аутоагрессивное поведение детей и подростков: эффективная профилактическая среда»

22 — 24 июня
Санкт-Петербург

IX Научно-практическая конференция с международным участием «Психотерапия и психосоциальная работа в психиатрии»

12 — 13 октября
Киров

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Детская психиатрия в фарватере современных медико-социальных проблем»

12 — 14 октября
Москва

Всероссийская научная конференция «Человек, субъект, личность: перспективы психологических исследований», посвященная 90-летию со дня рождения А.В. Брушлинского

18 — 20 октября
Санкт-Петербург

Международная научная конференция «Ананьевские чтения – 2023. Человек в современном мире: потенциалы и перспективы психологии развития»

16 — 17 ноября
Москва, online

Международная научно-практическая конференция «Этнопсихология: теория и практика»

Весь календарь

29 марта 2023 , среда

В этот день

Наталья Николаевна Королева празднует день рождения! Поздравить!

Виктория Евгеньевна Василенко празднует день рождения! Поздравить!

Наталья Евгеньевна Паевская празднует день рождения! Поздравить!

174 года назад родился(ась) Владимир Александрович Вагнер.

Скоро

31 марта — 1 апреля
Санкт-Петербург

X Международный научно-практический конгресс психологов-консультантов, психотерапевтов и представителей помогающих профессий «Помощь психологического консультирования, психотерапии в новейшее время»

3 апреля
Санкт-Петербург, online

Межрегиональная научно-практическая конференция по профориентации

7 апреля
Online

Онлайн-форум для специалистов в области когнитивно-поведенческой терапии PRE-CBT FORUM 2023

10 — 21 апреля
Москва

Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов-2023». Секция «Психология»

17 — 18 апреля
Дубна

X Международная научно-практическая конференция «Психология третьего тысячелетия»

20 апреля
Ташкент

Научно-практическая конференция с международным участием «XXI век: современный взгляд на психическое здоровье — III»

10 — 12 мая
Санкт-Петербург

XXVII Международная научная конференция молодых ученых «Психология XXI века. Наука как свобода и творчество»

11 — 12 мая
Москва, online

VIII Международная научно-практическая конференция памяти М.Ю. Кондратьева «Социальная психология: вопросы теории и практики»

11 — 12 мая
Челябинск, online

VIII Всероссийская научная конференция с международным участием «Психология в меняющемся мире: проблемы, гипотезы, перспективы»

1 — 2 июня
Online

III Международный психологический форум «Ребенок в цифровом мире»

22 — 23 июня
Москва

VI Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Сухаревские чтения. Аутоагрессивное поведение детей и подростков: эффективная профилактическая среда»

22 — 24 июня
Санкт-Петербург

IX Научно-практическая конференция с международным участием «Психотерапия и психосоциальная работа в психиатрии»

12 — 13 октября
Киров

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Детская психиатрия в фарватере современных медико-социальных проблем»

12 — 14 октября
Москва

Всероссийская научная конференция «Человек, субъект, личность: перспективы психологических исследований», посвященная 90-летию со дня рождения А. В. Брушлинского

18 — 20 октября
Санкт-Петербург

Международная научная конференция «Ананьевские чтения – 2023. Человек в современном мире: потенциалы и перспективы психологии развития»

16 — 17 ноября
Москва, online

Международная научно-практическая конференция «Этнопсихология: теория и практика»

Весь календарь

Социально-психологические процессы и их влияние на закон

Изучение социально-психологических процессов предполагает изучение того, как люди воспринимают, взаимодействуют и реагируют на социальные контексты. В частности, социальная психология опирается на понимание того, как на убеждения и поведение людей влияют другие люди. В последние годы эта структура была применена к изучению права, и растет объем исследований того, как социальные контексты пересекаются с правовыми институтами, юридическими взаимодействиями и принятием решений. Действительно, Взгляд на социальную психологию в правовом контексте не только говорит нам о том, как социальные контексты могут влиять на право, правовые институты и правовых акторов, но также и о том, как право может учиться у общества, его норм и восприятия его членов. Таким образом, интерактивные отношения между правом и социальной психологией можно рассматривать как «улицу с двусторонним движением».

Хотя исследования на стыке социальной психологии и права в последние годы стали набирать обороты, эмпирические и теоретические работы в этой области все еще недостаточно изучены. Эта тема исследования не только надеется предоставить платформу для общих исследований в этой области, но также предоставит пространство для работы по вопросам в различных областях права, начиная от взаимодействия с правоохранительными органами и заканчивая изучением процесса принятия решений в судах и изучением того, как закон должен работать и работает в разных сообществах, во многих странах и юрисдикциях. Действительно, эта тема исследования надеется предоставить обширный и всесторонний отчет о широко распространенных способах взаимодействия права и социальной психологии по всему миру.

Мы приветствуем эмпирические, обзорные и теоретические материалы по различным дисциплинам, включая, помимо прочего, психологию, социологию, криминологию, антропологию и право, из любой страны или юрисдикции. Эмпирическая работа может использовать как качественные, так и количественные методы. Материалы (включая оригинальные исследования, систематические обзоры, краткие отчеты об исследованиях и отчеты о случаях) могут касаться любой темы, которая способствует пониманию отношений между социальной психологией и правом в широком смысле. Примеры тем могут включать:

·     Влияние различных социальных контекстов на принятие юридических решений;

·     Роль дискриминации и предвзятости в уголовном и гражданском праве;

·     Как различные социально-психологические процессы влияют на взгляды на наказание и различные правовые практики;

·     Проблемы с идентификацией очевидцев, связанные с расой, полом или другими социальными характеристиками;

·     Роль социальной психологии в разработке и оценке правовых норм.

Ключевые слова : социальная психология, поведение человека, право, правовые институты, уголовное судопроизводство, принятие решений

Важное примечание : Все вклады в эту тему исследования должны быть в рамках раздела и журнала, в который они представлены, как это определено в их заявлениях о миссии. Frontiers оставляет за собой право направить рукопись, выходящую за рамки рассмотрения, в более подходящий раздел или журнал на любом этапе рецензирования.

Социальная психология: определение, теории, принципы и примеры

Социальная психология — это научное исследование того, как мысли, чувства, убеждения, намерения и цели людей формируются в социальном контексте в результате реальных или воображаемых взаимодействий с другими людьми.

Таким образом, он рассматривает человеческое поведение с точки зрения влияния других людей и условий, при которых возникает социальное поведение и чувства.

Барон, Бирн и Сулс (1989) определяют социальную психологию как «научную область, которая стремится понять природу и причины индивидуального поведения в социальных ситуациях» (стр. 6).

Темы, изучаемые в социальной психологии, включают самооценку, социальное познание, теорию атрибуции, социальное влияние, групповые процессы, предрассудки и дискриминацию, межличностные процессы, агрессию, отношения и стереотипы.

В этой статье

История социальной психологии

Ранние влияния

Аристотель считал, что люди от природы общительны, что является необходимостью, которая позволяет нам жить вместе (индивидуально-центрированный подход), в то время как Платон считал, что государство контролирует личности и поощрение социальной ответственности через социальный контекст (социально-ориентированный подход).

Гегель (1770–1831) ввел понятие о неизбежных связях общества с развитием общественного сознания. Это привело к идее группового разума, что важно при изучении социальной психологии.

Лазарус и Штейнталь писали об англо-европейских влияниях в 1860 году. Возникла «Volkerpsychologie», которая сосредоточилась на идее коллективного разума.

В нем подчеркивалось, что личность развивается под влиянием культуры и сообщества, особенно через язык, который является как социальным продуктом сообщества, так и средством поощрения особого социального мышления у человека. Поэтому Вундт (1900–1920) поощрял методологическое изучение языка и его влияния на общественное бытие.

Ранние тексты

Тексты по социальной психологии впервые появились в начале 20 века. Первая заметная книга на английском языке была опубликована Макдугаллом в 1908 году («Введение в социальную психологию»), в нее вошли главы об эмоциях и чувствах, морали, характере и религии, совершенно отличные от тех, что используются в этой области сегодня.

Он считал, что социальное поведение является врожденным/инстинктивным и, следовательно, индивидуальным, отсюда и его выбор тем. Однако это убеждение не является принципом, поддерживаемым современной социальной психологией.

Работа Олпорта (1924) в большей степени поддерживает современное мышление, поскольку он признал, что социальное поведение является результатом взаимодействия между людьми.

Он также использовал методологический подход, обсуждая фактические исследования и подчеркивая, что эта область была одной из «наук… которая изучает поведение человека в той мере, в какой его поведение стимулирует других людей или само является реакцией на это поведение». (1942: стр. 12).

Его книга также касалась тем, актуальных и сегодня, таких как эмоции, конформизм и влияние аудитории на других.

Опубликован Мерчисон (1935) Первый справочник по социальной психологии был опубликован Мерчисоном в 1935 году. Мерфи и Мерфи (1931/37) выпустили книгу, в которой обобщаются результаты 1000 исследований в области социальной психологии. В тексте Клайнберга (1940) рассматривается взаимодействие между социальным контекстом и развитием личности. К 1950-м годам на эту тему был доступен ряд текстов.

Развитие журнала

• 1950-е годы – Журнал ненормальной и социальной психологии

• 1963 — Журнал личности, Британский журнал социальной и клинической психологии

• 1965 — Журнал личности и социальной психологии, Журнал экспериментальной социальной психологии

• 1971 — Журнал прикладной социальной психологии, Европейский журнал социальной психологии

• 1975 – Ежеквартальный журнал социальной психологии, Бюллетень личности и социальной психологии

• 1982 – Социальное познание

• 1984 – Журнал социальных и личных отношений

Ранние эксперименты

Существуют некоторые разногласия по поводу первого настоящего эксперимента, но следующие, безусловно, являются одними из самых важных.

Триплетт (Triplett, 1898) применил экспериментальный метод для изучения поведения велосипедистов и школьников, чтобы выяснить, как присутствие других людей влияет на их общую производительность, т. е. как они влияют на людей и как они ведут себя в социальном контексте.

К 1935 году развилось изучение социальных норм, изучающее, как люди ведут себя в соответствии с правилами общества. Это было проведено Шерифом (1935).

Левин и др. затем к 1939 году он начал экспериментальные исследования лидерства и групповых процессов, изучая эффективную рабочую этику при различных стилях руководства.

Более поздние разработки

Большая часть ключевых исследований в области социальной психологии была проведена после Второй мировой войны, когда люди заинтересовались поведением людей, когда они собираются вместе, и социальными ситуациями. Основные исследования проводились в нескольких областях.

В некоторых исследованиях основное внимание уделялось тому, как формируются отношения, которые изменяются в зависимости от социального контекста, и измерялись, чтобы установить, произошло ли изменение.

Среди наиболее известных работ по социальной психологии — работа Милгрэма о послушании, проведенная им в его исследовании «электрического шока», в котором рассматривалась роль авторитетной фигуры в формировании поведения. Точно так же симуляция тюрьмы Зимбардо особенно продемонстрировала соответствие заданным ролям в социальном мире.

Затем начали появляться более широкие темы, такие как социальное восприятие, агрессия, отношения, принятие решений, просоциальное поведение и атрибуция, многие из которых являются центральными для сегодняшних тем и будут обсуждаться на этом веб-сайте.

Таким образом, годы роста социальной психологии пришлись на десятилетия после 1940-х годов.

Основные показатели социальной психологии

Оллпорт (1920) – Социальная помощь

Олпорт ввел понятие о том, что присутствие других (социальная группа) может способствовать определенному поведению.

Было обнаружено, что аудитория улучшит работу актера в хорошо изученных/легких задачах, но приведет к снижению производительности в новых выученных/сложных задачах из-за социального торможения.

Бандура (1963) Теория социального обучения

Бандура ввел понятие о том, что поведение в социальном мире может быть смоделировано. Три группы детей смотрели видео, в котором взрослый проявлял агрессию по отношению к «кукле бобо», и взрослый либо просто видел, что делает это, либо был вознагражден другим взрослым за свое поведение, либо был наказан за это.

Дети, которые видели, как взрослый вознаграждается, с большей вероятностью будут копировать такое поведение.

Фестингер (1950) – Когнитивный диссонанс

Фестингер, Шактер и Блэк выдвинули идею о том, что когда мы придерживаемся отличных убеждений, установок или познаний, мы испытываем диссонанс – это несоответствие, вызывающее дискомфорт.

У нас есть мотивация уменьшить это, либо изменив одну из наших мыслей, убеждений или отношений, либо выборочно обращая внимание на информацию, которая поддерживает одно из наших убеждений и игнорирует другое (гипотеза выборочного воздействия).

Диссонанс возникает, когда есть трудный выбор или решения, или когда люди участвуют в поведении, которое противоречит их отношению. Таким образом, диссонанс вызывается оправданием усилий (при стремлении достичь скромной цели), индуцированным согласием (когда люди вынуждены подчиняться вопреки их отношению) и свободным выбором (при взвешивании решений).

Tajfel (1971) – Теория социальной идентичности

При разделении на искусственные (минимальные) группы предубеждение возникает просто из осознания того, что существует «чужая группа» (другая группа).

Когда мальчиков попросили начислить баллы другим (которые могли быть конвертированы в награды), которые были либо частью их собственной группы, либо чужой группы, они продемонстрировали сильное предпочтение своей группы. То есть они давали больше баллов за поставленное задание тем мальчикам, которых считали в той же группе, что и они сами.

Это можно объяснить теорией социальной идентичности Тайфела и Тернера, которая утверждает, что людям необходимо поддерживать позитивное чувство личной и социальной идентичности: это частично достигается за счет подчеркивания желанности собственной группы, сосредоточения внимания на различиях между другими « «меньшие» группы.

Вайнер (1986) – Теория атрибуции

Вайнер интересовался атрибуциями, сделанными для опыта успеха и неудачи, и выдвинул идею о том, что мы ищем объяснения поведения в социальном мире.

Он считал, что они были сделаны на основе трех областей: локус, который мог быть внутренним или внешним; стабильность, то есть является ли причина стабильной или меняется с течением времени: и управляемость.

Милграм (1963) – Шоковый эксперимент

Участникам сказали, что они принимают участие в исследовании по обучению, но всегда действовали как учителя, когда они затем отвечали за выполнение парных заданий по обучению.

Когда ученик (марионетка) дал неправильный ответ, ученый сказал ему, что он должен ударить током. На самом деле этого не произошло, хотя участник не знал об этом, так как испытал пробный (настоящий!) шок в начале эксперимента.

Им было предложено увеличить напряжение, подаваемое после каждого неправильного ответа, до максимального напряжения, и было обнаружено, что все участники наносили удары током до 300 В, причем 65 процентов достигали максимального уровня в 450 В.

Кажется, что послушание чаще всего происходит в незнакомой обстановке и в присутствии авторитетной фигуры, особенно когда на людей оказывается скрытое давление, чтобы они подчинялись. Также возможно, что это происходит потому, что участник чувствовал, что кто-то, кроме него самого, несет ответственность за свои действия.

Хейни, Бэнкс, Зимбардо (1973 г.) – эксперимент в Стэнфордской тюрьме

Добровольцы приняли участие в симуляции, в которой им случайным образом досталась роль заключенного или охранника, и их доставили в переоборудованный университетский подвал, напоминающий тюремную обстановку. Была некоторая элементарная потеря прав для заключенных, которые были неожиданно арестованы и получили форму и идентификационный номер (поэтому они были деиндивидуализированы).

Исследование показало, что соответствие социальным ролям происходило как часть социального взаимодействия, так как обе группы проявляли больше негативных эмоций, становились очевидными враждебность и дегуманизация.

Заключенные стали пассивными, в то время как охранники взяли на себя активную, жестокую и доминирующую роль. Хотя нормативное и информационное социальное влияние сыграло здесь свою роль, деиндивидуализация/потеря чувства идентичности, скорее всего, привела к конформизму.

И в этом исследовании, и в исследовании Милгрэма было введено понятие социального влияния и способы его наблюдения/тестирования.

Оценка

Сильные стороны

Социальная психология дает четкие прогнозы. Это означает, что объяснения могут быть научно проверены и подтверждены доказательствами.

подчеркивает объективное измерение

Многие эксперименты подтверждают теории

Ограничения

Недооценки индивидуальные различия

игнорируют биологию (например, тестостерон)

обеспечивают только «В поверхностные снимки социальных процессов» (Hayes, 1995)

.

Ссылки

Allport, FH (1920). Влияние группы на ассоциации и мышление. Журнал экспериментальной психологии , 3 (3), 159.

Allport, FH (1924). Реакция на социальную стимуляцию в группе. Социальная психология , 260-291.

Allport, FH (1942). Методы изучения явлений коллективного действия. Журнал социальной психологии , 15 (1), 165-185.

Бандура, А., Росс, Д., и Росс, С.А. (1963). Заместительное подкрепление и имитационное обучение. The Journal of Abnormal and Social Psychology , 67(6), 601.

Барон, Р. А., Бирн, Д., и Сулс, Дж. (1989). Отношение: оценка социального мира. Барон и др., Социальная психология . 3-е изд. Массачусетс: Аллин и Бэкон, 79-101.

Фестингер Л., Шахтер С. и Бэк К. (1950). Социальные процессы в неформальных группах .

Хейни, К., Бэнкс, В.К., и Зимбардо, П.Г. (1973). Изучение заключенных и охранников в смоделированной тюрьме. Обзоры военно-морских исследований , 9 (1–17).

Клайнберг, О. (1940). Проблема личности .

Кревер, Б., и Яхода, Г. (1860 г.). О масштабах Лазаруса и Штейнталя «Völkerpsychologie», как это отражено в. Zeitschrift für Völkerpsychologie und Sprachwissenschaft, 1890, 4–12.

Левин, К., Липпитт, Р., и Уайт, Р.К. (1939). Паттерны агрессивного поведения в экспериментально созданном «социальном климате». Журнал социальной психологии , 10 (2), 269-299.

Макдугалл, В. (1908 г.). Введение в социальную психологию . Лондон: Метуэн.

Милграм, С. (1963). поведенческое исследование послушания. Журнал ненормальной и социальной психологии , 67(4), 371.

Мерчисон, К. (1935). Справочник по социальной психологии .

Мерфи, Г. и Мерфи, Л.Б. (1931). Экспериментальная социальная психология .

Шериф, М. (1935). Изучение некоторых социальных факторов восприятия. Архив психологии (Колумбийский университет).

Тайфел, Х., Биллиг, М. Г., Банди, Р.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *