15.05.2025

Скрытые от человечества знания: Скрытые смыслы, будущее человечества и строительство лучшего города Земли обсудили в день закрытия Просветительского марафона «Знание»

Скрытые смыслы, будущее человечества и строительство лучшего города Земли обсудили в день закрытия Просветительского марафона «Знание»

Силу слова и спорта, молодежных движений, международного сотрудничества и искусства обсуждали в заключительный день Просветительского марафона его участники на площадке «Зарядье» в Москве. Завершающий третий день марафона был полон ярких выступлений, интересных высказываний и неожиданных открытий.

Открыла трек заключительного дня марафона официальный представитель МИД России Мария Захарова. Она рассказала, как увидеть суть в большом количестве информации.

Если мы говорим о правде и истине, то их невозможно увидеть и услышать без обратной связи, без диалога. Любой спикер, самый выдающийся, самый высокопоставленный, самый раскрученный, может не видеть всю ситуацию целиком. И только благодаря вопросам, только благодаря диалогу, возможности слышать различные точки зрения и возможности высказывать различные точки зрения можно достичь целостности восприятия, найти истину, подобраться к ней, сопоставить факты.

Это действительно по-настоящему хороший путь, чтобы определиться с тем, что есть правда, что есть истина, где мы находимся,

— говорила Мария Захарова о важности диалога с аудиторией.

Пообщавшись со слушателями в зале, Мария Захарова предложила, если это интересно Российскому обществу «Знание», приглашать ребят, интересующихся журналистикой, в МИД на обучающие сессии с ней лично. Отвечая на вопрос о творчестве, Мария Захарова рассказала о новой песне на ее слова, которую исполнила Люся Чеботина.

Министр просвещения РФ Сергей Кравцов рассказал об истории детских и молодежных движений в России. В его выступлении поучаствовали по видеосвязи и ребята из уникальных детских центров «Артек», «Океан», «Смена» и «Орленок». Министр рассказал о прошедшем первом очном заседании членов наблюдательного совета Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи, назвав создание движения «поистине новой страницей в истории детских проектов».

 

Хочу сказать, что и практика, и наш собственный опыт, и даже история показывают, что общественные объединения серьезно помогают ребятам, вам, в самореализации. Они способствуют воспитанию и формированию мировоззрения, гражданской позиции, личной позиции. Такие люди уверены в себе, готовы строить будущее России. Конечно, нашей стране они очень нужны,

— отметил министр.

Мэр Москвы Сергей Собянин живо и образно рассказал о главных вехах в истории столицы, которой в этом году исполнится 875 лет. Он объяснил, как десятилетие назад задумывалась программа развития Москвы: 

Стало очевидно, что этот огромный корабль, который строили 875 лет, надо развернуть. Даже психологически это было чрезвычайно сложно. Мы поставили себе задачу, понимая, что самое ценное сейчас — не заводы, а люди, их таланты, их умения, возможности, сделать город конкурентнее среди всех городов мира. И когда мы говорим о том, что сделано в Москве, мы подразумеваем, что делаем Москву лучшим городом в мире.

Так же, как это пытались сделать 90 лет тому назад. Многое получилось.  

На вопросы присутствующих о науке и образовании ответил Помощник Президента РФ Андрей Фурсенко.

Наука все равно всегда была, есть и будет международной. И большинство наших коллег за рубежом это понимают. Там есть администрация, которая не всегда одобряет это сотрудничество, но, по моему опыту, у большинства ученых коллег есть точное понимание того, что сотрудничество будет продолжаться. И более того, оно продолжается и сегодня. Большинство ученых не участвует в политических играх,

— заявил Помощник Президента РФ. 

В перерыве между выступлениями наставников на площадке прошел очередной этап викторины «Самый умный», участвовать в которой могли и зрители в режиме онлайн. Также они увидели видеоэкскурсию главы Объединенной авиастроительной корпорации Юрия Слюсаря, где и как создают новые самолеты, и прогулялись по офису VK вместе с сотрудниками компании и школьниками. Всех порадовало небольшое выступление музыканта Шамана, который исполнил гимн России.

Затем участники погружались в мир фантастики и учились прогнозировать будущее вместе с известным писателем Сергеем Лукьяненко. Он анонсировал будущий конкурс начинающих писателей-фантастов и рассказал о том, что научная фантастика развивает человечество.

Как каждый солдат должен носить в своем ранце жезл фельдмаршала, так и, разумеется, каждый писатель должен быть уверен в том, что он самый великий писатель на свете. Иначе заниматься этим делом скучно. Любому писателю нужно какое-то время для того, чтобы хотя бы чуть-чуть набить руку. Даже если к этому есть задатки, способности, талант, надо понимать, что первые вещи все равно будут ученическими, пойдут куда-то в архивы и издавать их будет просто стыдно,

— напутствовал он начинающих писателей, посоветовав им никого не слушать и больше писать.

Автогонщик Никита Мазепин рассказал, как на его карьере сказалась международная культура отмены и чем он занялся в отсутствие спортивных сборов и тренировок. Он создал благотворительный фонд «Мы выступаем как один». Организация поддерживает спортсменов, отстраненных от соревнований по неспортивным причинам, по четырем направлениям: образование, трудоустройство, психологическая и юридическая помощь.

О создании и использовании, настоящем и будущем беспилотников говорил специальный представитель Президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрий Песков. Он показал, в каких сферах сегодня используются беспилотные летательные аппараты и прогнозировал рост рынка таких устройств в будущем. 

Карьера в отрасли беспилотных летательных аппаратов — лучшая карьера на ближайшие 20 лет в России. Вы можете быстро освоить одну из профессий, связанных с беспилотниками, и прямо влиять на технологическое будущее страны,

— сказал он.

Константин Эрнст поделился своими представлениями о текущем положении дел и взглядами на историю. В частности, он охарактеризовал происходящее в мире как ситуацию, которая была заложена многие годы назад, заложена в истории цивилизации.

По его словам, в конце каждого века баланс сил, существующие практики, государственные границы и формы экономических отношений обычно ветшают.  

Homo sapiens практически не развивается. Мы в силу своего несовершенства не можем договориться в тот момент, когда надо договариваться. Все, что происходит с человечеством, к сожалению, предопределено,

— сказал Константин Эрнст.

А следом музыкант Леван Горозия рассказал зрителям о своем пути к мечте стать популярным исполнителем.

Наряду с дискуссионной трек «Знание. Сила» включал и развлекательную программу. Около концертного зала гостей встречали уличные артисты, а в холле — аниматоры. Здесь же, в холле МКЗ, сегодня читали стихи русских поэтов. Посетители парка «Зарядье» смогли принять участие в контент-прогулке с блогерами по лучшим локациям марафона, услышать открытые чтения русской поэзии в исполнении начинающих артистов, провести вечер под звуки гитары с молодыми музыкантами и участниками студенческих союзов.

Вечером в Большом амфитеатре прошел концерт блогеров-артистов. Газан, ISMA, Тима Акимов, Амура, Егор Шип, ESMI порадовали поклонников своими песнями и живым общением.

Просветительский марафон Российского общества «Знание» проходил уже в четвертый раз. Этой осенью в нем впервые участвовали молодые люди из Донецкой и Луганской Народных Республик, Харьковской, Херсонской и Запорожской областей. 
Помимо Москвы, марафон проходил на площадках в Санкт-Петербурге — трек «Знание. Сделано в России», в Нижнем Новгороде — трек «Знание. Наследие России», в ЛНР — трек «Знание. Мы вместе» и на Камчатке — трек «Знание. Экология». 

Инновацией этого марафона стала организация более 60 фан-зон по всей стране с большими экранами и посадочными местами в библиотеках, домах культуры и других общественных заведениях. Также впервые организована трансляция событий марафона на городских уличных экранах в Москве, Тюмени, Екатеринбурге, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Самаре, Волгограде, Челябинске, Перми, Уфе.

Только в столице таких экранов более 20 на популярных объектах, таких как кинотеатр «Октябрь», гостиница «Космос» и других. 

Параллельные эфиры всех треков доступны на официальном сайте Российского общества «Знание» и в группе ВКонтакте.  

Какие угрозы несет человечеству искусственный интеллект

Роботы пока не требуют равноправия с людьми / CARSTEN KOALL / AFP

Некоторые эксперты уверены, что подлинный ИИ будет последним изобретением человечества, говорит руководитель робототехнического центра «Сколково» Альберт Ефимов. Хотя он не согласен с этим, но подтверждает, что ИИ несет некоторые риски – исчезновение ряда профессий, разобщение людей и даже потерю естественных человеческих навыков. По мнению Ефимова, точка невозврата для человечества будет пройдена, когда какое-либо государство даст всезнающему ИИ право на насилие. Ростки этого уже есть, полагает он и в качестве примера приводит административные штрафы за превышение скорости и парковку.

В 1950 г. британский математик Алан Тьюринг предложил тест для определения мыслящей машины. Человек должен задавать вопросы двум собеседникам, про которых знает лишь то, что один из них – человек, а другой – компьютер. Машина проходила тест, если ведущий определял, кто есть кто, неверно или даже сомневался. Сейчас компьютерам уже удается запутать судей теста Тьюринга, выдавая себя за детей.

Тьюринг задумался о способах выявления роботов задолго до появления первых из них. Теперь роботы везде: летают в космос, собирают автомобили, пылесосят квартиры, ищут в интернете информацию по запросу человека. Но настанет ли день, когда робот сочтет, что он лучше знает, чем ему заниматься?

В 1984 г. на экраны вышел фильм Джеймса Кэмерона «Терминатор», в сюжете которого заложено опасение, что созданный человеком искусственный интеллект (ИИ) – суперкомпьютер Skynet – однажды выйдет из-под контроля человечества и уничтожит его.

Возможно, в реальности дело обстоит не так драматично, тем не менее год назад десятки известных ученых, предпринимателей и инвесторов подписали открытое письмо с призывом уделять более пристальное внимание безопасности и общественной полезности разработок в области ИИ. Среди них – основатель компаний SpaceX и Tesla Илон Маск и астрофизик Стивен Хокинг.

Собеседники «Ведомостей» соглашаются, что ИИ несет угрозы, пропорциональные его пользе.

Skynet у дверей

В 2015 г. на технологии ИИ пришлось примерно 5% мировых венчурных инвестиций, составивших $47,2 млрд, подсчитал партнер KPMG Еркожа Акылбек. В 2013 г. доля таких инвестиций составляла лишь 2%. В технологии ИИ чаще всего вкладываются IT-романтики, верящие, что он сможет заменить человеческий труд, рассказывает Акылбек. Как правило, они старше 30 лет, склонны к риску и раньше уже инвестировали в IT-компании.

Сфера ИИ еще молода и, хотя в ней еще не было ни одного IPO, она успешно привлекает инвестиции как на венчурном рынке, так и от компаний ранга Goldman Sachs или Shell, говорит управляющий партнер венчурного фонда Prostor Capital Алексей Соловьев.

Пока ожидания от ИИ выше реальных доходов, отмечает управляющий партнер фонда GVA Vestor.in Павел Черкашин. Сейчас самые доходные отрасли – финансы и реклама, все популярнее становятся приложения в страховании и здравоохранении, где также необходимы анализ больших данных и поиск неочевидных закономерностей.

Уже сегодня компьютерные системы могли бы гораздо эффективнее управлять корпорациями, привлекая людей только для решения нестандартных задач, для которых еще нет шаблона. Черкашин прогнозирует, что именно в финансовой сфере, где скрытые знания дают максимальную отдачу, раньше других появится аналог Skynet. Такой финансовый гений никогда бы не ошибался, приносил доходность и проводил миллиардные сделки без бюрократии. И только с появлением у него таких же роботизированных конкурентов у человека могли бы начаться проблемы, рассуждает Черкашин. Но опасна не сама технология, а то, для чего ее применяют, уверен он.

Одна из проблем – ответственность за действия ИИ, говорит Акылбек. Кто виноват, если самоуправляемая машина навредит пешеходу, – производитель или владелец? Роботы анализируют финансовую отчетность, но достаточно ли этого для принятия решения и кто будет отвечать за ошибки?

Бояться стоит людей

На самом деле люди боятся технического прогресса, считает замдиректора ABBYY (разрабатывает системы распознавания текста) Татьяна Даниэлян, занимающаяся ИИ. По ее словам, ИИ – это лишь быстрая обработка большого объема информации, на что человек не способен. Страх объясняется боязнью потерять рабочие места, уверена Даниэлян. Но есть отрасли, где применение ИИ неизбежно: так, операции на глазах уже давно делают роботы.

Есть у людей и страх, что в какой-то момент они не смогут отличить человека от робота и тот им навредит, ведь его мотивы не человеческие и абсолютно непонятны, говорит Даниэлян. Это предрассудок, человек всегда сможет отличить настоящего человека от робота, считает она.

Третьим страхом человечества Даниэлян называет «восстание машин». Этот страх связан с недостатком информации, бояться совершенно нечего, успокаивает она. Людей отличает творческое мышление, т. е. свойство принимать необъяснимое и непрогнозируемое решение в разных ситуациях. У робота творческого мышления никогда не будет, ведь он так или иначе обращается к базе знаний за указаниями, а что загрузить в эту базу, решает человек. Поэтому если восстание машин и случится, то потому, что в нем будет заинтересован кто-то из людей, делает вывод Даниэлян.

Новости СМИ2

Хотите скрыть рекламу?  Оформите подписку  и читайте, не отвлекаясь

Тайные знания | Encyclopedia.com

Греческие верования.

Соседи Древнего Египта в Греции писали о своей вере в то, что египетские жрецы и маги обладали тайными знаниями. Вера греков в тайные знания египтян — это одно из направлений греческой философии, которое способствовало современной вере в то, что египтяне усовершенствовали мистику, астрологию и магию. Из-за этой греческой веры многие современные искатели истины обращались к египтянам за вдохновением. Среди них масоны, розенкрейцеры, теософы, антропософы и афроцентристы. Эти группы разделяют веру в то, что египтяне создали первую цивилизацию и что их знания только недавно были заново открыты современной наукой. Многие из этих современных групп также считают, что египетские духовные знания намного превосходят знания, которые можно почерпнуть из поверхностных иероглифических текстов. Хотя в большинстве девятнадцатого и двадцатого веков н. э. Египтологи отвергли такой подход к египетской культуре, научное, рационалистическое и основанное на текстах исследование египетского спиритуализма недавно добавило египтологические знания к смеси данных о египетских тайных знаниях. Египтологи Ян Ассманн и Эрик Хорнунг внесли важный вклад в эти дебаты, обнаружив корни идеи тайных знаний в самом египетском обществе.

Тот.

В Древнем царстве (2675–2170 гг. до н. э.) египтяне считали бога Тота жестоким божеством, которое помогало царю побеждать врагов. Но в Среднем царстве (2008–1630 гг. до н. э.) египтяне идентифицировали Тота как автора «Книги о двух путях» , текста, описывающего загробную жизнь. Все сохранившиеся копии этого текста происходят из города Гермополис в центральном Египте. Там местным божеством был Тот, и поэтому он получил признание за это первое заявление о знании следующей жизни. Тексты о гробах — заклинания, начертанные на гробах Среднего Царства — относятся к «божественным книгам Тота» и к этому богу как к «владыке мудрости». В Новом царстве (1539–1075 гг. до н. э.) Тот продолжал развиваться как бог культуры и изобретательства. Египтяне считали Тота автором многих священных писаний. В Книге Мертвых — заклинаниях, предназначенных для того, чтобы вести умершего в следующую жизнь — умерший отождествлял себя с Тотом и утверждал, что знание оправдывает его вход в загробную жизнь. Тот регулярно был писцом других богов, ответственным за божественные документы, письма и указы. Теперь египтяне описывали Тота как «владыку божественных слов», то есть иероглифической системы письма. Тот стал ответственным за регулирование календаря и измерение времени. На суде над мертвыми Тот записал окончательный приговор для каждого человека. В целом Тота все чаще рассматривали как бога, который контролировал знание и запись знания, и, следовательно, был также правителем философии.

ЕГИПЕТСКИЙ


Магический

История Сетне Хамваса была написана в эпоху Птолемеев (332–30 гг. до н. э.). В нем рассказывается история борьбы между Сетне Хамвасом и магом Нанеферкаптахом за обладание книгой магии, написанной богом Тотом. Нанеферкаптах взял книгу с собой в могилу. Затем Сетне Хамвас украл его из гробницы. Эта история и, возможно, другие, подобные ей, больше не сохранившиеся, возможно, сформировали представление греков о египтянах как о великих магах. История подчеркивает, что человечество имеет доступ к магии, но только боги знают высшие секреты жизни. Когда Сетне пытается узнать с помощью магии больше подробностей о загробной жизни, чем должно быть доступно людям на Земле, его дети умирают. Боги наказывают его за попытку узнать слишком много. Поскольку Сетне изучал книгу, якобы написанную Тотом, это связано с греческими представлениями о том, что египетская магия происходит от бога, который, по их мнению, был эквивалентом Тота в их собственной культуре, Гермесом Трисмегистом. Греческие писатели регулярно неверно истолковывали египетские истории, чтобы создать философию под названием герметизм, которую они считали египетской, но на самом деле это была греческая неверная интерпретация египетской культуры.

Тот и Эхнатон.

Хотя царь Эхнатон (1352–1336 гг. до н. э.) запретил поклонение всем богам, кроме Атона, солнечного диска, его новая столица в Амарне находилась в родной провинции Тота. Возможно, по этой причине статуя, раскопанная сейчас в Амарне, изображает писца, сидящего у ног Тота и записывающего его мудрость. художника, создавшего знаменитый бюст Нефертити, также найденный в Амарне, звали Тутмос, «Тот родился». Это имя было распространено ранее при Восемнадцатой династии, но поразительно, что это имя было терпимо в Амарне. Возможно, это указывает на то, что даже в Амарне была признана связь Тота с мудростью и философией.

Тот после Амарны.

Сразу же после периода Амарны, когда были восстановлены старые боги, Тот занял важное место. Царь Хоремхеб (1319–1292 гг. до н. э.) записал гимн Тоту , в котором бог назывался «тот, кто знает тайны» и возлагал на него ответственность за информирование бога солнца обо всем, что происходило на земле. Король Рамсес IV говорил в надписи о своей способности читать писания Тота и о том, что он узнал об Осирисе из книг Тота, находящихся в храмовой библиотеке. Таким образом, роль Тота как источника знаний и философии продолжала расти.

Тот в поздний период.

В Поздний период (664–332 до н. э.) Тот стал богом, ответственным за магию. Тот помог умершим людям войти в загробный мир, написав для них рекомендательные письма. Согласно верованиям позднего периода, Тот также написал новый путеводитель по стране мертвых под названием Книга Дыханий с помощью богини Исиды. Статус Тота продолжал расти вместе с новым эпитетом «дважды великий», впервые известным со времен правления короля Априя (589 г.–570 г. до н.э.). Ко времени Дария I (521–486 гг. до н. э.) эпитет Тота увеличился до «очень, очень, очень великого». Позднее греки отождествляли Тота со своим богом Гермесом, которому они дали эпитет «Трисмегист» или «трижды великий». По верованиям греков, Гермес Трисмегист был главным источником тайных знаний древнего Египта. Кажется вероятным, что, по крайней мере, традиция Тота как хранителя тайных знаний имеет египетские корни в Поздний период.

Иероглифы.

Египтяне верили, что Тот изобрел иероглифическое письмо. Природа египетского изобразительного письма также сыграла роль в представлениях греков о предполагаемых тайных знаниях и философии, содержащихся в этих писаниях. Иероглифическое письмо было в основном фонетическим, и каждое изображение обозначало звук или группу звуков. И все же последняя картинка в каждом слове не имела звука, а скорее обозначала категорию. Например, изображение ходячих ног в конце фонетического написания глагола «идти» поместило его в категорию «глаголы движения». Таким образом, на одном уровне эти знаки, называемые детерминативами, могли иметь символическое значение. Некоторые знаки, такие как вздымающийся парус для «дыхания» или «воздуха», фламинго для «красного», натянутая тетива для «сильного» и яйцо для «внутри», таким образом, опирались на расширенные символические значения.

ГЕРМЕС


Трисмегист

Греческий историк Геродот впервые отождествил греческого бога Гермеса с египетским богом Тотом. Тот был богом, ответственным за письменность, знания и календарь. К позднему египетскому периоду (664–332 гг. до н. э.) Тота уже называли «очень, очень, очень великим». Поэтому по-гречески он стал известен как Гермес Трисмегист — Трижды Великий Гермес.

Большая группа текстов приписывалась Гермесу Трисмегисту. Эти сочинения стали известны как герметизм. Остается много споров о том, сколько из этих текстов на самом деле являются древними. Многие из них вполне могут быть подделками пятнадцатого века. Другие могут датироваться пятым веком н.э. Они включают описания астрологии, магии и различных мифов о происхождении мира. Герметизм является основным источником различных духовных интерпретаций древнеегипетской философии. Герметизм основан на трудах греческого философа Платона. Герметизм развивает аргументы о начале мира, основанные на аллегории, а не на непосредственном наблюдении за миром. Объяснения основаны на духовном сходстве, а не на физических характеристиках.

Загадки писца.

Начиная с Нового царства, писцы изобретали научные головоломки с иероглифами как форму интеллектуального развлечения. Они использовали целые картинки с новыми фонетическими значениями, которые поражали бы других писцов своим творчеством. Изображение шакалов, буксирующих лодку бога в гробнице Рамсеса IX (1126–1108 гг. до н. э.), заменяет старое и простое фонетическое написание глагола «буксировать». Или глагол «победить», который можно было легко написать и распознать с помощью фонетического письма, вместо этого был написан с королем, поражающим головы внешних врагов. Эти интеллектуальные игры становились все более популярными в период Птолемеев (332–30 гг. до н. э.), когда Египтом правили грекоязычные цари. В храме в городе Эсна в Верхнем (южном) Египте писец написал гимн Хнуму, богу-барану, написав только знаки барана, каждый из которых мог быть прочитан с разным фонетическим значением и, таким образом, мог представлять разные слова. Другой гимн был полностью написан знаками крокодилов, которые имели семь различных фонетических значений. В этом храме было 143 различных способа написания имени бога Хнума. Имя бога Осириса можно было написать 73 разными способами. Затем эти игры привели к греческому убеждению, что иероглифы следует интерпретировать только символически, а не фонетически.

Иероглифические символы.

К пятому веку н.э. египтяне перестали писать иероглифами. Но греческий писатель Гораполлон, живший в Египте, написал книгу под названием « Иероглифы », в которой попытался объяснить символическое значение египетского письма. Даже когда Гораполлон знал правильное фонетическое прочтение иероглифа, он давал ему символическое объяснение. Например, изображение египетского зайца имеет значение «открывать», потому что египетское слово «заяц» и египетское слово «открывать» имеют одни и те же согласные. Но у Гораполлона было другое объяснение. Он утверждал, что египтяне написали глагол «открыть» с помощью зайца, потому что зайцы спят с открытыми глазами. Он также утверждал, что стервятник представляет слово «мать» в иероглифах, потому что не существует стервятников-самцов. Египтологи понимают, что слова «стервятник» и слово «мать» имеют одни и те же согласные. Таким образом, Гораполлон подготовил почву для греческих, а затем и римских авторов, чтобы они применяли полностью символический подход к чтению иероглифов. И этот символический подход поддерживал идею о том, что иероглифы содержат в себе мистические знания и философские тайны, а не являются обычной системой символов для представления языка. Гораполлон устранил границу между иероглифом и символом. Эта граница не была восстановлена ​​до девятнадцатого века н.э. когда Ж.-Ф. Шампольон впервые в современной истории прочитал Розеттский камень и расшифровал иероглифы.

Культы.

В древнегреческих культах инициация была нормой. Посвящение состояло из тайных обрядов, церемоний, испытаний или инструкций, позволявших члену вступить в секту или тайное общество, обычно придерживавшееся определенной философии о египетской жизни и богах. Греки предполагали, что египетские культы также имели инициацию. Мистерии Осириса Абидосского — наиболее часто упоминаемый пример инициации в греческом смысле. Тем не менее, фестивальный маршрут в Абидосе, как и фестивальные маршруты в других египетских городах, указывает на публичную церемонию с процессиями к общественным святыням, пением, танцами и общим весельем как неотъемлемую часть фестиваля. Еще в 200 г. н.э. христианский писатель Минуций Феликс знал, что фестиваль в Абидосе был публичным, а не частным. Египтологи считают, что фестиваль является инсценировкой мифов, связанных с Осирисом, его женой Исидой и их сыном Гором. Огромное количество людей, участвовавших в Фестивале Опет в Карнаке, также показывает, что маловероятно, что эти фестивали были тайными инициациями. Тем не менее, греки разработали свой собственный культ египетской богини Исиды, который включал в себя типично греческий религиозный ритуал, включая инициацию. Было три степени посвящения. Человек, желавший присоединиться к культу, должен был испытать символическую смерть, противостоять богам и пройти через все стихии. Самая важная часть церемонии позволяла посвященному смотреть на солнце в полночь. Это видение позволяло посвященному избежать человеческой судьбы и навсегда победить смерть.

Знаки отличия.

Египтолог Эрик Хорнунг предложил египетскую основу для идей посвящения в греческий культ Исиды. Церемония напоминает египетский миф о путешествии солнца ночью. Солнце, согласно верованиям египтян, вошло в страну мертвых после того, как зашло на этой земле. Таким образом, человек, который был символически мертвым и находился в стране мертвых, увидел бы солнце в полночь и преодолел бы смерть. Тем не менее между верой египтян и греков существовало важное различие. Египтяне верили, что мертвые вечно смотрели на солнце ночью в бесконечном цикле. Греки верили, что посвященный освобождается от судьбы и больше не находится в заточении в ней. мира еще до смерти. Вторым важным различием между греческими и египетскими представлениями был способ приобретения знаний о богах. В греческом культе Исиды познание богини и освобождение от судьбы достигалось через мистическое испытание символической смерти и откровение созерцания солнца в полночь. Однако египтяне подчеркивали важность обучения как средства познания истины. В египетских текстах мудрости много раз повторяется, что обучение у философов приведет к знанию maat («правильный порядок»). Египтяне также подчеркивали важность обучения чтению и изучения слов философов как средства просветления. Нет никаких доказательств того, что египтяне верили в мистическое откровение знания в греческом смысле.

Падение.

Многие тайные греческие культы основывались на предположении, что человечество выпало из прежнего рая. Согласно этим верованиям, люди нуждались в спасении культов и, таким образом, в восстановлении доступа к раю. Возможно, что более поздние египетские идеи, переданные грекам, возникли в 9 в.0009 Книга Небесной Коровы . Этот текст впервые появляется во время правления Тутанхамона (1332–1322 гг. до н. э.) после Амарнского периода (1352–1332 гг. до н. э.), когда египтяне некоторое время поклонялись только солнечному диску, Атону. В этой египетской версии грехопадения человечества изначальное состояние человека позволяло людям иметь доступ к солнечному свету в любое время. Не было ночи, которая отделяла людей на земле от солнечных лучей. Но люди восстали против бога солнца. Сначала бог солнца пытался убить всех людей, направив против человечества свой огненный глаз. В конце концов, небольшая группа была спасена, но они были наказаны меньшим доступом к солнечным лучам, чем раньше. Теперь солнце отступило на спину Небесной Коровы. Таким образом, египтяне также считали, что изначальный рай был утрачен. Раздор и смерть вошли в мир через непокорность людей. Эти идеи продолжились в более поздних текстах, например, в храме города Эсна. Тексты Эсны были написаны в то же время, когда в Египте господствовали греки. Таким образом, эти греческие идеи могли быть вдохновлены египетскими идеями.

Египетская база.

Таким образом, кажется, что существует египетская основа для многих идей, распространяемых древними греками о египетских духовных знаниях. Однако ясно, что греки интерпретировали многое из того, что они видели в Древнем Египте, в соответствии со своими собственными представлениями о духовности, философии и тайных знаниях. Хотя у многих греческих представлений о древнем Египте была египетская основа, отличительная интерпретация греков привела ко многим современным взглядам на Египет как на страну тайн, спиритуализма и тайных знаний.

ГЕРОДОТ:


Первоисточник

Геродот был греческим историком, жившим в пятом веке до н.э. Его исследование причин войны между Персией и Грецией в пятом веке в девяти книгах побудило его написать о Египте и его роли в Персидской империи. Его исследования Египта обширны, он исследует древность египетской цивилизации, географию Египта, Нил и его поведение, а также египетские нравы и обычаи, особенно религию. Геродот проявлял особый интерес ко всему, что казалось ему удивительным в египетской культуре. Например, он выразил свое удивление архитектурными достижениями египтян, описав здания, которые современные люди также считают чудесами, такие как пирамиды. Тем не менее, он утверждает, что король Хуфу финансировал строительство пирамид за счет проституции своей дочери, довольно удивительное утверждение. Он также подчеркивал изобретение Египтом некоторых аспектов культуры, особенно когда он думал, что египтяне изобрели некоторые аспекты греческой культуры. Он предполагал, что все, что изобреталось египтянами и напоминало греческую культуру, началось сначала в Египте, а затем попало в Грецию. Его работы повторялись греческими, а затем римскими писателями на протяжении веков, что привело ко многим ложным представлениям о Египте и его отношении к классическому греческому и римскому миру. Возможно, самой важной из этих идей было его уравнивание египетских и греческих божеств. Геродот был первым, кто приравнял египетского бога письма Тота к греческому богу Гермесу. Это уравнение в конечном итоге привело к греческому творению Гермеса Трисмегиста или Трижды Великого Гермеса, мифической фигуры, которой греки приписывают изобретение астрологии и алхимии, а египтяне приписывают изобретение письменности. Из этих идей выросло ложное впечатление, что иероглифы были символами философских идей, а не представлениями обычного языка, как другие системы письма. Эта идея привела к столетиям непонимания, пока Ж.-Ф. Шампольон расшифровал иероглифы в 1822 году. Греческое видение египтян позволило многим последующим комментаторам изобретать теории о египтянах, не основанные на эмпирической реальности.

источники

Ян Ассманн, Египетская солнечная религия в Новом Царстве (Нью-Йорк: Kegan Paul International, 1995).

Эрик Хорнунг, Тайные знания Египта: его влияние на Запад (Итика, Нью-Йорк: издательство Корнельского университета, 2001).

см. также Литература: египетская письменность и язык

Утерянные знания древних: были ли люди первыми? Часть 1

Обновлено 5 июня, 2017 — 02:08 Сэм Бостром

Большая часть современной науки была известна еще в древние времена. Роботы и компьютеры были реальностью задолго до 1940-х годов. Жители Леванта раннего бронзового века использовали компьютеры в камне, греки во 2 веке до нашей эры изобрели аналоговый компьютер, известный как антикитерский механизм. Древняя индуистская книга дает подробные инструкции по конструированию самолета за много лет до братьев Райт. Откуда такие знания?

Невероятная Антикифера Механизм найден в затонувшем корабле у острова Антикитера в Греции. (Тилемахос Эфтимиадис / CC BY 2.0)

Дни и ночи знаний

1500 лет назад люди считали землю плоской и прямоугольной. Однако еще в 6 веке до нашей эры греческий философ Пифагор предположил, что Земля должна быть сферой, а в 3 веке до нашей эры греческий математик и астроном Эратосфен сделал вывод, что Земля круглая, и вычислил ее окружность.

Как ни странно, народы более отдаленных времен обладали большими научными знаниями, чем европейские народы византийских и средневековых времен. До второй половины XIX века ученые в Европе считали, что Земле всего несколько тысяч лет. Тем не менее древние книги браминов оценивали День Брахмы, продолжительность жизни нашей вселенной, в 4 320 миллионов лет, что не так уж далеко от современных расчетов. Современная наука вышла из средневековой тьмы в эпоху Возрождения. Изучая классические источники, человечество заново открыло старые истины, которые были известны вавилонянам, ионийцам, египтянам, индусам или грекам на протяжении многих веков.

  • Обычные инструменты или древняя передовая технология? Как египтяне пробивали гранит?
  • Десять вещей, которые древние делали лучше нас

Imago Mundi Вавилонская карта, старейшая известная карта мира, 6 век до н.э. Вавилония. ( Общественное достояние )

Средневековые города Франции, Германии и Англии обычно строились случайно (без какого-либо планирования). Улицы были узкими, неровными, и не было возможности управлять сточными водами. Из-за антисанитарии эти города опустошались эпидемиями и чумой.

Но около 2500 г. до н.э. города Мохенджо-Даро и Хараппа в современном Пакистане были так же тщательно спланированы, как Париж или Вашингтон. Предусмотрено эффективное водоснабжение, водоотведение и мусоропроводы. Помимо общественных бассейнов, во многих домах также были ванные комнаты. До конца прошлого века это было роскошью в Европе и Америке.

Панорамный вид на курган ступы и большую купальню в Мохенджо-Даро. (Сакиб Кайюм/ CC BY SA 3.0 )

До конца 16 века у европейцев не было ни ложек, ни вилок на столах – они пользовались только ножами и пальцами. А ведь они были у жителей Центральной Америки за тысячу лет до появления Кортеса. На самом деле древние египтяне использовали ложки еще раньше – в 3000 г. до н.э.

Современная наука только заново открыла и усовершенствовала старые идеи, она продемонстрировала, что мир был намного старше, обширнее и глобализированнее, чем считалось всего несколько поколений назад.

  • Десять удивительных изобретений древних времен
  • Предшествовавшие древние цивилизации: самоуничтожение или природный катаклизм? – Часть I

Утерянные документы человечества

Одной из самых больших проблем, с которыми сталкиваются археологи и историки, является отсутствие доказательств. Если бы не сжигание библиотек в древности, в истории человечества не было бы столько пропущенных страниц.

Знаменитая коллекция Писистрата (6 век до н.э.) в Афинах была разграблена, полностью уничтожены папирусы библиотеки храма Птаха в Мемфисе. Та же участь постигла библиотеку Пергама в Малой Азии, насчитывающую 200 000 томов. Город Карфаген, сожженный римлянами в результате семнадцатидневного пожара в 146 г. до н.э., был, как говорят, библиотекой с полумиллионом томов. Но самым страшным ударом в истории человечества было сожжение Александрийской библиотеки во время египетского похода Юлия Цезаря; во время которого было безвозвратно утеряно 700 000 бесценных свитков. В Брухионе было 400 000 книг, а в Серапеуме — 300 000. Существовал полный каталог авторов в 120 томах с краткой биографией каждого автора.

Свиток V века, иллюстрирующий разрушение Серапеума Феофилом. ( Public Domain )

Александрийская библиотека также была университетом и научно-исследовательским институтом. В университете были факультеты медицины, математики, астрономии, литературы и других предметов. Химическая лаборатория, астрономическая обсерватория, анатомический театр для операций и вскрытий, ботанический и зоологический сад — вот некоторые из объектов учебного заведения, в котором обучалось 14 тысяч учащихся, закладывая фундамент современной науки.

  • Выступающие на Научном конгрессе говорят, что древняя Индия освоила передовые космические полеты тысячи лет назад
  • Легко, как Алеп, Бет, Гимель? Кембриджское исследование изучает социальный контекст древней письменности

«Сожжение Александрийской библиотеки», Герман Голль (1876 г.). ( CC BY NC SA 2.5 )

В Азии судьба библиотек была не лучше. когда император Цинь Ши Хван-ди издал указ, согласно которому в Китае в 213 г. до н.э. было сожжено бесчисленное количество книг. Лео Исурус был еще одним заклятым врагом культуры, поскольку 300 000 книг ушли на поджог Константинополя в 8 веке. Количество рукописей, уничтоженных инквизицией на ауто-де-фе в Средние века, трудно поддается оценке.

Из-за этих трагедий нам приходится полагаться на разрозненные фрагменты, случайные отрывки и скудные отчеты. Наше далекое прошлое — это вакуум, заполненный случайными табличками, пергаментами, статуями, картинами и различными артефактами. История науки выглядела бы совершенно иначе, если бы собрание книг Александрии сохранилось и сегодня.

Герон, александрийский инженер, построил паровую машину, в которой сочетались принцип турбины и реактивного движения. Если бы библиотека не была сожжена, у нас мог бы быть план паровой колесницы в Египте. По крайней мере, мы знаем, что Герон изобрел одометр, регистрирующий расстояние, пройденное транспортным средством. Такие достижения не превзошли, а только скопировали. Источник современной науки скрыт в далеком прошлом.

Изображение Цапли Александрийской ( Public Domain ) и его эолипила, простой безлопастной радиальной паровой турбины. ( Общественное достояние )

[ Читать часть II ]

Верхнее изображение: Афинская школа. Источник: Public Domain

Сэм Бостром

Связанные статьи о древнем происхождении

27 июля, 2022 — 01:57 Сьюзен

В 1988 году Лана Коррин Кантрелл написала «Величайшая никогда не рассказанная история» — книгу, в которой несколько историй древней культуры превратились в мифы в одну историю — историю нашего древнего, внеземного или…

25 июня, 2022 — 18:51 Робби Митчелл

Любой, кто интересуется историей войны или вооружения, должен обязательно взглянуть на древнеегипетское оружие и на то, как египетские армии использовали свое технологическое превосходство. В то время как самый известный…

14 мая, 2022 — 22:56 Джонблэк

Концепция катаклизма очень распространена почти во всех мифологиях и религиях. Это когда бог или боги решают, что человечество им больше не служит, и, таким образом, приказывают человечеству.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *