29.11.2024

Школьный буллинг это: как выявить и что делать

Содержание

как выявить и что делать

Дмитрий Сергеев

пережил буллинг сам и помогал пережить другим

Профиль автора

Когда-то я и сам был жертвой буллинга. Правда, тогда такого слова не знали, но травля в школах все же случалась.

Впервые я столкнулся с буллингом еще в 80-х годах. Причем в моем случае активное участие принимали учителя. В итоге после восьмого класса мне пришлось уйти из школы. Затем я окончил техникум, институт и вернулся в эту же школу учителем. Главное, что я понял: защитить своего или чужого ребенка от буллинга можно и нужно.

Тема детского насилия сложная и решается только в комплексе: с помощью учителей, психологов, родителей, самих детей, а иногда — правоохранительных органов. Расскажу, как буллинг трактуется с точки зрения закона и что с этим делать.

О чем вы узнаете

  • Что такое буллинг
  • Кто может стать жертвой, а кто — инициатором
  • Как участвуют в буллинге взрослые
  • Как выглядит буллинг
  • Почему с буллингом сложно бороться
  • Что делать, если ребенок столкнулся с буллингом
  • Стоит ли бояться, что учителя изменят отношение к ребенку
  • Стоит ли переводить ребенка в другую школу

Как растить детей и не разоряться

Лучшие материалы о том, как справляться с родительством и получать максимум от государства, — каждый вторник в вашей почте. Бесплатно

Что такое буллинг

Буллинг происходит от английского bullying — запугивание. Это бытовой термин — он не закреплен ни в законах, ни в школьных документах, но им пользуются и родители, и педагоги, и психологи.

Так называют форму взаимодействия, когда одни дети создают нетерпимую обстановку для других детей. Например, когда хулиган в классе, пользуясь физическим превосходством, «быкует» и регулярно донимает более слабых сверстников.

/school-problems/

Как я защищаю права своих детей в школе

Ситуацию можно расценивать как буллинг, только когда она происходит на системной основе и достаточно длительное время. Так, если два ребенка подрались, а потом помирились, это не считается буллингом. Но если избиения или психологическое давление повторяются — тогда да.

Кто может стать жертвой, а кто — инициатором

И жертвой, и инициатором может стать любой ребенок. Рациональных и логически понятных причин может вообще не быть — формальным поводом для преследования, например, могут стать кудрявые волосы, слишком большой или маленький рост, национальность. А также абстрактные признаки — фамилия, профессия родителей или даже случайно данное обидное прозвище.

Многим кажется, что проблема исчезает с окончанием детского сада или школы, но далеко не всегда это так. Преследования могут не исчезнуть полностью — только меняются их названия и специфические черты. В армии это называют дедовщиной, в среде коллег — моббингом, в семье — абьюзом. Причем совершенно необязательно жертва буллинга станет жертвой абьюза, когда вырастет, — бывает наоборот.

Сообщество 04.08.22

Как уйти от мужа-тирана?

Роли могут меняться даже в процессе взросления. Например, в младшей школе ребенок был жертвой, но потом сменился коллектив, и ребенок начинает самоутверждаться по уже знакомой схеме — только в роли инициатора насилия.

Буллинг, в отличие от обычного конфликта, — всегда коллективное явление, и в нем нет корыстных мотивов. Объясню на примере.

Если старшеклассник отбирает карманные деньги у более слабых учеников после уроков, то это не буллинг. Ведь мотив здесь — обогащение, и свидетели в этом деле ни к чему. С точки зрения закона речь идет о грабеже — открытом хищении имущества.

ст. 161 УК РФ

В то же время у буллинга нет цели обогащения за счет жертвы, хотя иногда доходит и до этого. Основной же мотив — самоутверждение, и без зрителей это не работает — нет смысла доказывать свое превосходство, когда никто не видит. Поэтому в буллинг вовлечены будут все: не обязательно нападать всем классом, но кто-то из зрителей будет подбадривать задиру, другие молча наблюдать.

«Потащили через весь класс, чтобы мы видели»

Ксения Петрова

была свидетельницей буллинга

Профиль автора

Помню, что буллинг начался примерно класса с третьего среди мальчишек, когда появилось четкое разделение на отличников и троечников. Класс у нас был сильный, 22 мальчика, из них всего трое учились не очень, им и доставалось. Удивительно, что ботаники были самыми большими задирами: начинали ссоры, как правило, насмехаясь над неудачами во время уроков. Периодически дрались после школы и на переменах.

Один эпизод прямо врезался в память. Нас с другими девочками было всего шестеро, мы не вмешивались и держались подальше, но это было уже слишком. С одного мальчика стянули до обуви штаны вместе с трусами, подхватили за руки и ноги и потащили через весь класс, чтобы мы видели. Кто-то улыбался, но большинству было совсем не смешно.

Взрослых не было, мальчик тот не жаловался никому. Жаловаться 20 лет назад в принципе было не принято, это был стыд и позор, который кончался еще большим буллингом и переводом в другой класс или даже школу. Такое я тоже наблюдала.

С каждым классом буллинг сходил на нет, и после девятого класса я не помню, чтобы кого-то травили. Все были настолько заняты, что делились на друзей и равнодушных, агрессивных не осталось.

Мальчик тот вырос и стал тяжелоатлетом, у него красивая девушка, может, уже и жена. Трудно поверить, что когда-то он был самым затравленным в классе. Ботаники тоже стали успешными людьми, кто в Бауманку поступил, кто на нефтегазовые отрасли. Интересно, помнят ли они о том, что творили и стыдно ли им…

Как участвуют в буллинге взрослые

Родители, родственники и даже школьные учителя — зачастую объекты подражания для инициаторов буллинга.

Например, у детей нет понятия субординации и структуры подчинения. И если учитель несколько раз отчитал при всех неопрятного ученика, другие дети могут воспринять это как руководство к действию. При этом внутренних ограничителей у детей нет, и «воспитательный» процесс часто перетекает в издевательство.

Другой пример: ребенок в семье наблюдает, как родители оскорбляют друг друга, и переносит эту модель поведения в свой класс. Тут тоже нет ограничителей — если можно делать это дома, значит, можно и в школе. А дальше такое поведение распространяется как вирус: одноклассники копируют его.

Родственники могут и непосредственно участвовать в детских конфликтах. Так, в июле 2022 года в Красноярском крае 36-летний мужчина избил подростков, которые обидели его сына. В результате один из пострадавших попал в больницу. Мужчине теперь грозит уголовное дело.

Сообщество 12.08.21

Обвиняют в побоях. Как избежать ответственности?

Бывают ситуации, когда участники буллинга — педагоги. Причем иногда умышленно. Например, если у родителей ребенка сложные отношения с учителем, тот может не замечать нападки на этого ученика или напрямую их провоцировать: достаточно периодически отчитывать ребенка перед всем классом. Если делать это систематически, класс рано или поздно начнет копировать учителя.

Иногда к буллингу приводит так называемый принцип коллективной ответственности — когда за проступки одного наказывают весь коллектив. Понятно, что в таком случае все озлобляются на нарушителя. Педагоги при этом могут считать, что дети сами между собой разберутся. Так оно и бывает, только формы «разбирательств» могут быть довольно жестокими.

Что приводит к появлению и продолжению буллинга

Ольга Викторова

психолог клиник DocDeti и DocMed

Буллинг не обязательно возникнет в любом коллективе, но он может появиться там, где есть подходящие условия. Чаще всего они заключаются в политике и действиях взрослых: равнодушие к происходящему между детьми, поддержание токсичных отношений — любимчики, изгои и тому подобное. А также отсутствие включенности в происходящее и игнорирование конфликтов.

Жертвой буллинга может стать любой ребенок, для этого не нужно обладать чем-то выдающимся. Авторами буллинга чаще становятся дети неуслышанные, находящиеся где-то под таким же давлением, возможно, желающие проявить власть и привлечь внимание.

Если ваш ребенок оказался зачинщиком травли, главное — не оставлять без внимания подобные действия. Чуткие отношения, разрешение ребенку проявлять чувства, наличие разумной свободы выбора и возможности управлять своей жизнью — обычные постулаты адекватного родительского подхода будут полезны и здесь.

Если говорить о работе психолога, то она будет эффективна в целом с тем коллективом, где происходит буллинг. Но может быть эффективна и с отдельными участниками. При этом так же важна включенность педагогов и родителей в эту работу. Благодаря этому участники буллинга могут выйти из своих ролей и продолжить успешно находиться в том же коллективе.

Как выглядит буллинг

Технически буллинг в детском саду или начальной школе почти всегда, за редкими исключениями, начинается с формального нарушения.

Оно может быть реальным — например, когда ученик опаздывает на урок. А может быть вымышленным — ребенок выделяется одеждой, походкой, цветом волос. На этой почве зарождается буллинг.

/no-bully/

Буллинг — проблема для миллионов российских школьников. Вот как с ним борется Тинькофф

В такой ситуации инициаторы буллинга искренне считают, что с помощью вымышленного предлога наводят порядок и устанавливают дисциплину. А жертва при этом воспринимает, что ее наказывают за что-то реальное.

Именно поэтому жертвы редко обращаются за помощью к взрослым. Логика тут такая: вчера за проступок отругал учитель, сегодня — одноклассники. Зачем идти к родителям и рассказывать про конфликты, ведь они почти наверняка тоже отчитают за это.

Скрывать издевательства одноклассников — это один из способов самозащиты ребенка. Он неэффективен, но ребенок обычно этого не знает. И когда издевательства станут систематическими, ребенок по привычке выберет именно этот способ защиты.

Почему с буллингом сложно бороться

Инициаторы и участники буллинга — такие же несовершеннолетние, как и жертва. По закону к административной ответственности нельзя привлечь человека до 16 лет.

ст. 2.3 кодекса об административных нарушениях

К уголовной ответственности также можно привлекать только с 16 лет, за исключением некоторых статей — например, за убийство, похищение человека, умышленное причинение здоровью тяжкого вреда или средней тяжести. За эти преступления уголовная ответственность — с 14 лет.

Также за нарушение устава и внутреннего распорядка образовательного учреждения к ученику могут применяться меры дисциплинарного взыскания — замечание, выговор и отчисление.

ч. 4, 5 ст. 43 ФЗ об образовании

Для многих хулиганов такие меры — пустые слова. На кого-то подействуют, на кого-то нет. Кроме того, к дошкольникам, ученикам начальных классов и детям с ограничениями по здоровью — например, с задержкой психического развития — даже дисциплинарные наказания применять нельзя.

Поэтому толчки, плевки, легкие побои и прочие нарушения, за которые взрослого можно привлечь к ответственности, детям почти ничем не грозят. Тут даже заявление в полицию не поможет: если возраст виновного не позволяет наказать его — разбирательство прекратят.

Сообщество 27.05.21

Столкнулся с человеком, и теперь он обвиняет меня в побоях. Что за это грозит?

С возмещением причиненного ущерба — например, за разбитый телефон, порванный учебник, одежду, а также с компенсацией за моральный ущерб тоже все непросто. Вред, причиненный несовершеннолетним, не достигшим 14 лет, возмещают родители, усыновители или опекуны. Но если малолетний причинил вред во время, когда он находился под надзором образовательной организации, то за это отвечает школа.

ст. 1073 ГК РФ

Например, если учитель знал, что ребенок подвергался травле, но ничего не сделал, чтобы это прекратить, скрыл это от родителей или администрации — отвечать школе. Правда, доказать вину учителя будет сложно: в случае буллинга школьная администрация часто не признает проблему и старается спустить ситуацию на тормозах. Родителям объясняют, что ничего страшного — дети просто ссорятся и мирятся. А если они и дерутся, то за воротами школы.

Нести ответственность за ваших детей школа не хочет, поэтому учителя будут делать все, чтобы доказать свою невиновность. О том, как лучше поступить в таком случае, — расскажу ниже.

/distant-success/

Удобный стул и никакого буллинга: 11 причин, почему дистанционное обучение лучше для всех

А еще есть куча элементов буллинга, за которые в принципе не может быть ответственности. К ним, например, относятся:

  • насмешки. Нельзя наказать за то, что над ребенком подшучивают или в ироничной форме его поддевают;
  • бойкот, или ограничение общения. Когда группа детей перестала общаться с кем-то из сверстников, их нельзя за это наказать, ведь общение — дело добровольное;
  • жалобы учителю на другого ученика и «стукачество» — как по надуманным предлогам, так и реальным. Иногда учителя даже поощряют это.

В общем, не ждите, что ситуация легко разрешится.

Что делать, если ребенок столкнулся с буллингом

Чтобы с буллингом бороться — нужно о нем узнать. Это непросто. Дети неохотно рассказывают о том, что стали жертвой, могут специально скрывать это от родителей. Или наоборот — рассказывать о буллинге как о вполне обыденном факте, не показывать, что это их расстраивает или задевает. Свидетели тоже могут воспринимать ситуацию как нормальную: в итоге взрослые просто не знают, что с детьми что-то не в порядке.

Важно интересоваться делами в школе и обращать внимание на детали: если ребенок доверяет родителям — рано или поздно расскажет обо всем.

Не пытайтесь решить вопрос насилием. Наказывать чужого ребенка — плохая идея. А за физическое воздействие могут привлечь к уголовной ответственности.

Наказание будет зависеть от тяжести причиненного вреда здоровью, а возраст потерпевшего станет отягчающим обстоятельством. Например, за причинение тяжкого вреда здоровью ребенку до 14 лет можно лишиться свободы на срок до 10 лет.

ст. 111—116 УК РФ

Даже если просто причинить чужому ребенку физическую боль, могут привлечь по статье 6.1.1 КоАП РФ. Возможные санкции:

  • штраф от 5000 до 30 000 Р;
  • административный арест от 10 до 15 суток;
  • обязательные работы от 60 до 120 часов.

Замечания чужим детям тоже работают не всегда. Вы для постороннего ребенка — человек без прав и полномочий, и слушаться вас он не обязан. А если и послушается — не факт, что ситуация изменится. Ведь буллинг обычно растянут во времени и пространстве: он может происходить в классе, около школы и даже во дворе дома, если одноклассники живут по соседству. После разговора с обидчиком агрессия может на время утихнуть, а через какое-то время возобновиться.

А вот поговорить с родителями обидчика и с учителями надо.

Если узнали о буллинге — не молчите. Даже если травля не касается напрямую вашего ребенка, а он только свидетель — обязательно сообщите родителям жертвы и школьным учителям. Молчать вам не выгодно — ведь сегодня ваш ребенок просто свидетель, а завтра сам может стать жертвой.

/bud-ostorozhen/

Как мы с детьми участвовали в тренинге по безопасности

Также стоит поговорить с родителями агрессоров. Можно сделать это при личном общении или в родительском чате. Но не ждите адекватной реакции в стиле «я разберусь и накажу его». Родители обычно отвечают, что их ребенок не такой и не мог так поступать — это ваш все придумывает. Но высока вероятность, что родители обидчика с него спросят и зададут неприятные вопросы, — иногда этого достаточно, чтобы агрессия прекратилась.

Со школой устные переговоры, как правило, неэффективны. Признавать факты буллинга школе невыгодно — ведь родители могут попытаться взыскать ущерб. Поэтому педагоги будут уходить от ответа, либо заверят, что разберутся и примут меры, но ничего не будет сделано.

Поэтому я рекомендую составить письменное заявление на имя директора, например такое:

Заявление можно отдать в школьную канцелярию, попросить зарегистрировать и сказать вам входящий номер. Но если боитесь, что вам откажут, — можно воспользоваться сервисом заказных писем Почты России. Потребуется регистрация на сайте госуслуг.

Такое письмо считается равнозначным подписанному собственноручно и отправленному электронной почтой, и факт отправки можно подтвердить даже в суде.

При отправке письма выберите адрес школы и укажите свой домашний адрес. Если у вас нет принтера — бумажная версия не обязательна. Нажмите на кнопку «Создать письмо» — почта сама его распечатает и доставит А так выглядит шаблон для заполнения письма

Дальше администрация обязана действовать в соответствии с законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Правила работы с такими обращениями одинаковые для всей страны, и для школы исключений нет. На рассмотрение и принятие мер у администрации обычно не более 30 дней.

Гарантий, что не дадут простую отписку, нет. Зато любую отписку и отказ можно обжаловать. Но на практике до жалоб в прокуратуру или департамент образования обычно не доходит — все решается на уровне учебного заведения, особенно если администрация видит, что родители настроены серьезно.

/guide/zhaloba/

Как правильно подать жалобу в любое ведомство

Соберите как можно больше информации и доказательств. Травля всегда коллективная, и у каждого участника — своя роль и место. Часто школьные учителя наказывают участников буллинга по принципу коллективной ответственности — всех одинаково. Эта схема работает плохо, ведь часть детей будут чувствовать себя несправедливо наказанными, и травля начнется по новой.

Чтобы этого избежать, школьная администрация должна четко разделять роли каждого участника, и наказание должно зависеть от этого. Например, наблюдателей буллинга вызвать на профилактическую беседу, а инициатору поставить вопрос об отчислении.

Если есть видео или аудиозаписи — предоставьте их администрации школы. Если ребенок пострадал физически — снимите побои в травмпункте. Если причинен материальный ущерб — не бойтесь выдвигать требования о его возмещении. Предъявить их можно как к школе, так и к родителям виновных.

Сообщество 19.10.22

Может ли ребенок записать учителя на видео?

Изменят ли учителя отношение к ребенку после жалоб

Родители часто переживают, что учителя станут хуже относиться к ребенку, но этого бояться не стоит. Я неоднократно помогал родителям защищать интересы детей в учебных заведениях. Иногда вопрос решался на уровне администрации, иногда — на уровне прокуратуры. Но во всех случаях администрация начинала относиться к такому ребенку как к хрустальной вазе — аккуратно и с соблюдением всех прав.

Логика тут такая — если родители не побоялись один раз дойти до прокуратуры, то и во второй раз не испугаются. И в третий, и в четвертый. А такое количество проверок не каждый директор выдержит. Да и может получиться, что будут искать одни нарушения и в процессе найдут другие.

/prava/school/

Права родителей в школе

Поэтому никто вашего ребенка не тронет. Плохо относиться к таким детям — себе дороже.

Стоит ли переводиться в другую школу

Есть вероятность, что это поможет — в другом коллективе может быть и более здоровая атмосфера. Но это в любом случае лотерея: там может быть как лучше, так и хуже.

Поэтому перевод ребенка в другую школу я рекомендую, когда противодействие со стороны учебного заведения и коллектива учеников превышает возможности родителей: когда времени, терпения и сил не хватает.

/perevod/

Как перевести ребенка в другую школу

Есть еще один вариант — перевести ребенка на семейное обучение. Но это вопрос индивидуальный, его нужно рассматривать отдельно.

Также важно помнить, что любой коллектив — это конфликтная среда. Не обязательно в виде буллинга, но какие-то коллизии и недопонимания всегда будут. Полностью оградить от них ребенка не получится при всем желании — а вот обеспечить ему защиту и моральную поддержку можно всегда.

«Смутно помню какие-то драки за школой»

Мария Коленкова

сменила класс из-за буллинга

Профиль автора

Я пережила буллинг в школе. Первый класс я помню отлично, потом мы переехали, я сменила школу и все, провал в памяти. Со второго по шестой класс — ничего: ни имена учителей, ни одноклассников, как училась, что происходило. Смутно помню какие-то драки за школой или как лечу по школьному коридору. Но это будто бы сны, не уверена, что это правда было.

О буллинге знаю от мамы: она говорила, что одноклассники отнимали у меня рюкзак, забирали тетради с домашней работой, чтобы списать, и не возвращали. Я получала двойки, на это мама и обратила внимание. Ее беспокоили проблемы с успеваемостью, ведь она видела, что дома я исправно выполняла все заданное. Сама я случаев с рюкзаком тоже не могу вспомнить.

В седьмом классе мама перевела меня в параллельный класс, и вот там все было чудесно. Не было никаких сложностей с социализацией — я будто всегда там и училась, одноклассники сразу стали друзьями. Причина во многом в классном руководителе, которая чутко следила за атмосферой в коллективе и устраивала внеурочные мероприятия. К примеру, все — от отличников до отъявленных хулиганов, приходили к ней на день рождения и весело проводили время вместе. Поэтому мне не пришлось даже вписываться в коллектив.

С бывшими одноклассниками я не пересекалась. К счастью, они потеряли ко мне интерес сразу после перевода.

«Было ощущение, что я осталась одна и мне никто не поможет»

Аноним

до сих пор переживает последствия буллинга

С травлей я столкнулась в школе, мне было 12—13 лет. Травила меня компания одноклассниц, которым очень не нравилось, что я отлично учусь, на хорошем счету у учителей и нравлюсь мальчикам.

Началось все с мелких издевок, обзывательств, выкриков в спину. Затем они стали поджидать меня на выходе из школы, подговаривать своих друзей из параллельных классов ждать меня на повороте у дома, говорить мне гадости. Самый жесткий момент, который помню до сих пор — они шли за мной от школы до подъезда дома, затем зажали у подъезда четверо на одного, угрожали. Спасло, что кто-то из соседей вышел из подъезда и поинтересовался, почему тут такая толпа стоит. Я воспользовалась моментом и пулей влетела по лестнице на свой этаж и зашла в квартиру.

Меня трясло, я плакала. Мама была в этот момент дома, и я ей все рассказала. На что она ответила, что вмешаться не может, так как я уже взрослая, и помощь родителей сделает только хуже. В общем, было ощущение, что я осталась одна и мне никто не поможет.

Травля продолжалась несколько месяцев. Наша классная руководительница заметила неладное, начала по очереди со всеми беседовать, пытаться разобраться. Не знаю, были ли разговоры с родителями травивших меня девочек, но в какой-то момент вместо ругательств в мою сторону наступил молчаливый бойкот, а затем все сошло на нет.

Повлияла ли на меня эта ситуация? Однозначно да. С того момента я более настороженно отношусь к людям, тяжело завожу новых друзей. Были еще эффекты в виде неуверенности в себе, страха осуждения, но это я прорабатывала с психотерапевтом во взрослом возрасте.

Кратко о буллинге

  1. Сам ребенок с буллингом не справится. Но чтобы помочь ребенку, о травле нужно узнать: развивайте доверительное общение с детьми, уделяйте им время и узнавайте, как у них дела.
  2. Не стоит учить ребенка давать сдачи. Так конфликт может обернуться против него: от серьезных травм до уголовного дела, если ребенку уже есть 14 лет. Родителям тоже грозит уголовное наказание, если они попробуют решить конфликт с чужим ребенком силой.
  3. Школа постарается замять любой инцидент с буллингом. Тем не менее поговорить с учителями и написать заявление на имя директора стоит. Это покажет ваш серьезный настрой, и школа станет более щепетильно относиться к буллингу в ее стенах.
  4. За права своих детей бороться не только можно, но и нужно. Если письменные обращения в школу не помогают, а учителя бездействуют — жалуйтесь на это в прокуратуру и департамент образования.

Материалы, которые помогут родителям сохранить бюджет и рассудок, — в нашем телеграм-канале @t_dety.

О том, как написать статью о своем родительском опыте, рассказываем в нашем мануале: прочитайте его и станьте нашим автором.

Буллинг в школе и на работе: что это и как бороться

Буллинг — намеренная, постоянная травля, при которой явно прослеживается неравенство сил обидчика и агрессора; террор любого вида: психологический, физический, открытый и незаметный. (Фото: Unsplash)

О буллинге и о том, как ему противостоять, если вы или ваш близкий стали жертвой травли

  1. Что это такое
  2. Каким бывает
  3. Причины
  4. Последствия
  5. Как бороться?
  6. Как помочь жертве?

Что такое буллинг

Буллинг — это проявление постоянной агрессии, направленной на одного и того же человека. По сути — издевательство, травля. Это довольно широкое понятие, которое включает в себя разные виды насилия: физическое, эмоциональное, экономическое, а также кибербуллинг. От конфликта или ссоры отличается тем, что может длиться месяцами.

В процессе буллинга всегда присутствуют три стороны:

  • Агрессор — он же буллер, зачинщик травли. Сюда же можно отнести последователей — тех, кто подхватывает идеи «лидера».

  • Жертва. Типичных черт у жертв буллеров нет, ею может стать любой.

  • Наблюдатель — те, кто не вмешивается, а лишь смотрит на издевательства со стороны.

Согласно результатам метаанализа, 35% школьников со всего мира так или иначе вовлечены в буллинг, 15% — в киберагрессию.

Виды буллинга

Школьный буллинг

Анна Кузнецова, будучи уполномоченной при Президенте РФ по правам ребенка, в сентябре 2021 года сообщила о том, что 55% детей в российских учебных заведениях подвергались травле. 39% из них предпочли умолчать о случившемся. «То есть основная беда травли — это ее латентность, когда взрослым не хватает времени, может быть, профессионализма или желания увидеть, что ребенок страдает. Это может обернуться большой бедой», — сказала детский омбудсмен.

Жертвой буллинга может стать кто угодно. Многое зависит от микроклимата в коллективе и наличия «лидера». Для буллеров важно, чтобы жертву было удобно маркировать, поэтому чаще агрессии подвергаются по следующим причинам:

  • необычная внешность (шрамы, лишний вес, неровные зубы и так далее),
  • скромность, замкнутость, немногословность,
  • неопрятный внешний вид,
  • незаинтересованность в том, что популярно среди других детей (блогеры, игры, музыканты и так далее),
  • новое лицо в классе, когда роли распределены, а отношения между одноклассниками устоялись.

35% школьников со всего мира так или иначе вовлечены в буллинг, 15% — в киберагрессию. (Фото: Freepik)

Явление буллинга не новое и уже даже является темой ряда художественных произведений и фильмов. Например, роман Стивена Кинга «Кэрри» повествует о том, как скромная и тихая школьница, устав терпеть издевательства, жестоко мстит своим обидчикам.

Проблема травли актуальна и для учителей. Однако этот вопрос является малоизученным из-за того, что травля обычно происходит в контексте peer-abuse, то есть равных взаимоотношений — ученик-ученик, учитель-учитель — где именно за счет буллинга агрессор «возвышается» по отношению к жертве. Однако статистика говорит о том, что 75,8% преподавателей российских школ подвергались травле со стороны школьников. Причем малообеспеченные педагоги подвергаются издевательствам в 2 раза чаще своих более обеспеченных коллег.

Кибербуллинг

Кибербуллинг — это буллинг в цифровом пространстве, который включает в себя такие виды психологической травли, как кибермоббинг и кибертравлю. В первом случае оружием являются сообщения и комментарии, во втором — преследование, распространение слухов, запугивание.

По статистике, 58% россиян подвергались травле в сети. Несмотря на то, что все действия происходят в интернете, способов зацепить человека — масса. К тому же данный вид травли дает агрессору преимущества: доступ к неограниченной аудитории и возможность остаться анонимным.

Буллинг на работе

Травля на работе называется моббингом (от англ. to mob — нападать толпой). От буллинга отличается тем, что агрессия происходит от лица всего рабочего коллектива с надеждой на последующее увольнение жертвы, которой может стать:

  • тихий и спокойный по характеру сотрудник,
  • новичок,
  • компетентный сотрудник, трудоголик,
  • коллега, получивший повышение,
  • тот, кто не участвует в жизни коллектива вне рамок рабочего времени.

Для достижения цели агрессоры используют лживые слухи, клевету, утаивание важной информации с целью подставить, унижения на встречах, принуждение работать допоздна, игнорирование успехов и постоянную критику за промашки.

Причины буллинга

Хотя жертвам тяжело, самим буллерам в жизни тоже приходится несладко. В школе, как правило, агрессоры — это дети, имеющие проблемы в учебе, воспитываемые матерями-одиночками, имеющие конфликты в семье. Яркий пример продемонстрирован в сериале «Сверхъестественное» (сезон 4, эпизод 13): мальчик Дирк, издевавшийся над слабыми одноклассниками, сам переживал тяжелые времена — его мама умирала от рака, в то время как отец практически все время тратил на работу. Таким образом буллер пытался хоть в какой-то сфере своей жизни стать значимым, сильным и влиятельным.

Кадр из сериала «Сверхъестественное», 4 сезон, 13 серия.

Использование насилия в качестве достижения цели нередко является результатом соответствующего воспитания.

Если буллер — взрослый человек, он, вероятно, закомплексован или самовлюблен, не уверен в себе или своих профессиональных навыках.

Мотивы для агрессии могут быть следующими:

  • зависть, неприязнь,
  • желание унизить, запугать непонравившегося человека,
  • демонстрация окружающим своей силы и влияния,
  • месть (когда жертвы переходят в разряд буллеров: наказать за боль и причиненные страдания).

Последствия буллинга

В результате буллинга негативному воздействию подвержены все:

  • жертва, в итоге склонна к депрессии, социальной тревожности и подвержена развитию психических расстройств;
  • агрессор, приобретающий криминальные наклонности, также оказывается в группе риска по суицидальному поведению;
  • наблюдатели, испытывающие психологический дискомфорт из-за неспособности помочь, которая в свою очередь рождается из страха оказаться на месте жертвы.

Для зачинщика травли ситуация усугубляется тем, что полученный в школе опыт часто становится доказательством того, что через грубую силу можно получить желаемое положение в обществе. Насилие становится способом коммуникации, а его проявления часто сопряжены с другими маркерами проблемного поведения: прогулы занятий или работы, употребление алкоголя, иные правонарушения.

В школах из-за агрессивного поведения буллеры могут быть исключены из образовательного учреждения, поставлены на учет в полицию или даже понести ответственность на законодательном уровне.

На работе проблемного сотрудника проще и выгоднее уволить, что подтверждают исследования: буллинг, провоцируя общее напряжение, отчуждение и жестокость, отражается на качестве и результате работы, доходах, корпоративной культуре, текучести кадров и имидже.

Как бороться с буллингом

Антибуллинговые программы

Буллинг признан проблемой во всем мире, что способствует созданию антибуллинговых программ, эффективность которых проверяется в школах. В Норвегии это Olweus Bullying Prevention Program (OBPP), созданная психологом-исследователем Даном Ольвеусом. После введения программы количество случаев травли снизилось в 2 раза. В Испании — проект SAVE, который на 57% сократил количество агрессоров. В Ирландии программа the Donegal помогла на 20% снизить количество буллеров.

В России антибуллинговые программы представлены проектами Каждый важен и Травли Нет. Также VK, Unilever и Initiative в рамках кампании #неткибербуллингу запустили горячую линию для тех, кто столкнулся с травлей в сети. Психологи проектов всегда готовы выслушать, поддержать и помочь в трудной ситуации как детям, так и взрослым.

Что говорит закон?

Юрист семейного центра «Коптево» Владимир Девяткин прокомментировал: «…если мы будем рассматривать каждую ситуацию буллинга в правовом поле, то обнаружим, что это будут самые разные статьи Уголовного кодекса. Клевета, возбуждение ненависти или вражды, вандализм, повреждение имущества и многое другое. В отличие от простого насилия, травля — это всегда агрессивные, продолжительные и системные действия. Наказание за буллинг зависит от ситуации и обстоятельств происходящего, оно может быть дисциплинарным (в виде замечания и предупреждения), административным за незначительные проступки (штраф родителям или отчисление из школы) и вплоть до реального уголовного срока».

Что делать жертве буллинга?

  • Поговорить с обидчиками и выяснить, в чем причина такого отношения. Возможно, дело в неком конфликте, решение которого поможет прекратить агрессию.
  • Не молчать. Молчание — это немое одобрение происходящего. Если буллинг происходит в школе, следует обратиться к преподавателям, школьному психологу, директору. На работе стоит рассказать о ситуации руководству или HR.
  • Найти поддержку у тех, кому доверяете. Если человек, узнавший о буллинге, не предпринимает ничего, чтобы это остановить, следует обратиться к кому-нибудь еще.
    Также есть специальные службы, готовые поддержать и помочь советом в такой ситуации.
  • Обратиться к психологу. В последнее время все больше людей заботятся о своем ментальном здоровье, обращаясь к специалистам. И это правильно: психолог выслушает, предложит варианты решения проблемы, поможет выстроить линию поведения.
  • Вести дневник. Записи того, где и когда была проявлена агрессия, скриншоты сообщений с угрозами или оскорблениями, а также то, какие чувства они вызвали, могут пригодиться. Проще говоря — собирайте доказательную базу.
  • Зафиксировать травмы. В случае, если жертва была подвержена физическому насилию, стоит обратиться в медпункт для официальной фиксации ушибов и побоев.
  • Обратиться в инстанции
    . Имея доказательства, можно подать заявление в полицию. Это не трусость, а адекватное отношение к своему здоровью.

Как помочь жертве буллинга

  • Поблагодарить за доверие. Простое «спасибо» даст понять, что вы подходите к проблеме с пониманием и серьезностью. Это очень важно для человека, который думает, что остался 1 на 1 со своей бедой.
  • Не обвинять. В случае с буллингом, проблема — в агрессоре, а не в жертве.
  • Убедить обратиться за помощью. Порой люди делятся проблемами не с целью найти найти решение, а чтобы не нести груз в одиночестве. В таком случае стоит убедить собеседника в серьезности ситуации, предложить вместе обратиться к людям, способным повлиять на нее.

Что такое издевательства | StopBullying.gov

Запугивание – это нежелательное агрессивное поведение среди детей школьного возраста, которое связано с реальным или предполагаемым дисбалансом власти. Поведение повторяется или может повторяться с течением времени. И у детей, над которыми издеваются, и у детей, которые запугивают других, могут быть серьезные, длительные проблемы.

Чтобы считаться запугиванием, поведение должно быть агрессивным и включать:

  • Дисбаланс власти: Дети, которые запугивают, используют свою власть — например, физическую силу, доступ к смущающей информации или популярность — для контроля или вредить другим. Дисбаланс сил может меняться со временем и в различных ситуациях, даже если в них участвуют одни и те же люди.
  • Повторение: Агрессивное поведение происходит более одного раза или может повториться более одного раза.

Запугивание включает в себя такие действия, как угрозы, распространение слухов, физическое или словесное нападение на кого-либо и намеренное исключение кого-либо из группы.

  • Виды травли
  • Где и когда происходят издевательства
  • Частота издевательств

Типы травли

Существует три типа травли:

  • Словесная травля говорит или пишет неприличные вещи. Вербальная травля включает в себя:
    • Поддразнивание
    • Обзывание
    • Неуместные комментарии сексуального характера
    • Насмешка
    • Угроза причинить вред
  • Социальное издевательство , иногда называемое издевательством над родственниками, предполагает нанесение ущерба чьей-либо репутации или отношениям. К социальному буллингу относятся:
    • Умышленное оставление кого-либо
    • Говорит другим детям не дружить с кем-то
    • Распространение слухов о ком-то
    • Опозорить кого-то на публике
  • Физическое издевательство включает причинение вреда телу или имуществу человека. К физической травле относятся:
    • Удары/пинки/щипки
    • Плевок
    • Отключение/толкание
    • Брать или ломать чьи-то вещи
    • Подлые или грубые жесты руками

Где и когда происходят издевательства

Издевательства могут происходить во время или после школьных занятий. В то время как большинство сообщений об издевательствах происходит в школьном здании, значительный процент также происходит в таких местах, как детская площадка или автобус. Это также может произойти по дороге в школу или из школы, по соседству с молодежью или в Интернете.

Частота издевательств

Существует два источника собираемых на федеральном уровне данных о травле среди молодежи:

  • Дополнение о школьных преступлениях за 2019 год к Национальному исследованию виктимизации от преступлений (Национальный центр статистики образования и Бюро юстиции) указывает, что в масштабах страны около 22% учащихся в возрасте 12–18 лет подвергались издевательствам.
  •  Система наблюдения за рискованным поведением молодежи за 2019 год (Центры по контролю и профилактике заболеваний) указывает, что по всей стране 19,5% учащихся 9–12 классов сообщают о том, что в течение 12 месяцев, предшествовавших опросу, подвергались издевательствам на школьной территории.

См. также «Частота киберзапугивания».

Запугивание и домогательства в школах

Хотя запугивание иногда рассматривается как «часть взросления» или «дети остаются детьми», представьте себе ребенка, над которым издеваются каждый день, будь то физически, социально или посредством киберзапугивания. Подумайте о Ребекке Седвик, 12-летней девочке, которая покончила жизнь самоубийством во Флориде после года издевательств со стороны двух девочек. Для Ребекки издевательства были настолько серьезными и мучительными, что она покончила с собой.

Учащимся нужна школа, в которой царит позитивный климат, в котором они чувствуют себя в безопасности.

Или рассмотрим 8-летнего мальчика, который пишет Санта-Клаусу о своей сестре-близнеце, которую запугивают из-за ее веса: «Дорогой Санта… Я хотел (с дистанционным управлением) машину и вертолет, но я этого больше не хочу. . Дети в школе все еще придираются к моей сестре, и это несправедливо… Я молилась, чтобы они остановились, и ей нужна твоя помощь».

Запугивание является распространенной формой насилия среди молодежи, особенно в школьной среде. Как показано в приведенных выше примерах, он определяется агрессивным поведение  (т. е. преднамеренное и злонамеренное поведение), которое повторяется во времени  и в контексте  дисбаланса сил . Хотя и то, и другое вредно для молодежи, между буллингом и агрессией существует важное различие: если время от времени происходит конфликт или драка между двумя детьми одинаковой силы, размера и социального статуса, это агрессия, а не буллинг.

Издевательства в школах часто происходят в неструктурированных школьных условиях, например, на игровой площадке во время перемены.

Большинство детей школьного возраста подвергаются издевательствам в той или иной форме из-за неравного баланса власти и влияния, который так распространен в молодежных отношениях и группах сверстников. Исследования показывают, что издевательства и домогательства в школах увеличиваются в позднем детстве и достигают пика в раннем подростковом возрасте, особенно в средней школе, и обычно происходят в неструктурированных условиях, таких как столовая, коридоры и игровая площадка во время перемен.

Учащимся нужна школа, в которой царит позитивная атмосфера, в которой они чувствуют себя в безопасности. Это снижает их собственный стресс и потенциальную агрессию, позволяя им сосредоточиться на обучении, необходимом для достижения успеха в жизни.

К счастью, есть действия, которые учащиеся и школьный персонал могут предпринять, чтобы предотвратить издевательства и домогательства в школах и создать более благоприятный школьный климат. На культуру школьного насилия нельзя повлиять, работая только с хулиганами и жертвами. Для этого требуются последовательные и совместные действия всех — учащихся, школьного персонала, администраторов и родителей.

Щелкните здесь, чтобы узнать больше о силе положительного школьного климата.

Детали программы
Виды издевательств

Чтобы лучше понять, как можно приложить позитивные усилия, важно понимать различные типы издевательств:

  • Физический:  Связан с доминированием и является наиболее распространенной формой агрессии и издевательств среди мальчиков (по сравнению с отношениями). Поведение может включать удары, пинки и угрозы насилием.
  • Реляционный: Включает манипулирование социальным положением или репутацией и является наиболее распространенной формой агрессии и издевательств среди девочек (по сравнению с физическими). Поведение может включать распространение слухов и социальную изоляцию. Нажмите здесь, чтобы узнать больше об агрессии в отношениях.
  • Кибер:  Включает использование электроники для причинения вреда другим. Этот тип издевательств может быть особенно вредным, потому что преступников труднее идентифицировать, они могут быстрее и импульсивнее распространяться среди более широкой аудитории, а физические доказательства издевательств не могут быть легко удалены из киберпространства. Жертвы киберзапугивания часто также являются жертвами традиционного офлайн-запугивания. Нажмите здесь, чтобы узнать больше о киберзапугивании.

Независимо от типа травли, есть несколько ключевых ролей, которые обычно участвуют в поведении.

  • хулиган  имеет преимущество в силе по сравнению с жертвой, независимо от того, физически ли агрессор сильнее, популярнее и/или более влиятельным в обществе.
  • прохожих или другие сверстники, ставшие свидетелями издевательства, играют особенно важную и, возможно, недооцененную роль в издевательствах.

Определенные подгруппы подростков могут подвергаться более высокому риску издевательств. Кликните сюда, чтобы узнать больше.

Факты и статистика о травле и домогательствах в школах
  • От 21 до 49 % подростков сообщают, что подвергались издевательствам в прошлом году
  • 70,6% молодых людей являются свидетелями издевательств.
  • В исследовании 2010 года 20% девочек и 25% мальчиков заявили, что подвергались издевательствам, издевательствам над другими или тому и другому в течение последнего месяца.
  • В том же исследовании 90% учащихся третьего-пятого классов сказали, что им жаль учеников, над которыми издеваются, но сочувствие часто не переходит в действие.
  • Исследование, проведенное в 2009 году, показало, что по крайней мере 20,8% молодых людей в США подвергались физическим издевательствам, 53,6% подвергались словесным издевательствам, 51,4% подвергались социальным издевательствам и 13,6% подвергались киберзапугиванию по крайней мере один раз в течение двух месяцев.
  • Жертвы кибербуллинга часто не сообщают о своей виктимизации и в восемь раз чаще носят оружие в школу.
  • Исследование, проведенное в 2011 году, показало, что запугивание в возрасте 14 лет предопределяло насильственные приговоры в возрасте от 15 до 20 лет, самосообщение о насилии в возрасте от 15 до 18 лет, низкий статус работы в возрасте 18 лет и употребление наркотиков в возрасте от 27 до 32 лет.
Связанные программы CVP
  • Ежедневное предотвращение агрессии в школах (ПОХВАЛЕНИЕ)
  • Друг другу
Рекомендуемые ресурсы
Соответствующие публикации
  • Лефф С. С., Ваасдорп Т.Е., Паскевич, Б.С. Более широкое влияние друга на друга (F2F): влияние на отношения между учителем и учеником, просоциальное поведение, а также агрессивное поведение в отношениях и физически. Модификация поведения.  2016;40(4):589-610.
  • Лефф С.С., Паскевич Б.С., Ваасдорп Т.Е., Ваандерс С., Беванс К.Б., Джавад А.Ф. От друга к другу: рандомизированное исследование городских афроамериканских агрессивных в отношениях девушек. Психология насилия. 2015;5(4):433-443.
  • Лефф, С.С., Ваасдорп, Т.Э., и Мехари, К.Р. Обновленный обзор существующих программ реляционной агрессии. В С. М. Койн и Дж. М. Остров (ред.), The Development of Relational Aggression  2018, стр. 283–317: Oxford University Press.
  • Лефф С.С., Ваасдорп Т.Е., Паскевич Б.С., Гуллан Р.Л., Джавад А.Ф., МакЭвой Д.П., Файнберг Б.Е., Пауэр Т.Дж. Ежедневная школьная программа «Предотвращение реляционной агрессии: предварительная оценка приемлемости и воздействия». School Psychology Review , 2010, том 39, № 4, стр. 569-587.
  • Лефф С.С., Костиган Т., Пауэр Т.Дж. Использование совместных исследований для разработки профилактической программы на игровой площадке. Журнал школьной психологии . 42 (2004), 3–21.
  • Лефф С.С., Гуллан Р.Л., Паскевич Б.С., Абдул-Кабир С., Джавад А.Ф., Гроссман М. и соавт. Первоначальная оценка адаптированной к культурным условиям программы решения социальных проблем и предотвращения реляционной агрессии для городских афроамериканских агрессивно настроенных девушек. Журнал профилактики и вмешательства в обществе. 2009;37(4):260-274.
  • Waasdorp, TE., & Bradshaw, CP. Изучение вариаций реакции свидетелей-подростков на издевательства. School Psychology Review , 2018 Том 47, № 1, стр. 18-33.
  • Waasdorp, TE., Pas, ET., Zablotsky, B., & Bradshaw, CP. Десятилетние тенденции издевательств и связанных с ними отношений среди учащихся 4–12 классов. Педиатрия , 2017 Том 139, №6, стр.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *