09.05.2024

Самурайский кодекс: кто такие самураи на самом деле

Читать книгу «Бусидо. Кодекс самурая» онлайн полностью📖 — Ямамота Цунэтомо — MyBook.

© Р.В. Котенко, перевод на русский язык, 1998

© А.А. Мищенко, перевод на русский язык, 1996, 1998

© А.А. Петрова, перевод на русский язык, 2006

© ООО «Издательство АСТ», 2019

* * *

Юдзан Дайдодзи


Будосёсинсю

Предисловие переводчика

Исторические документы, объясняющие основные понятия, связанные с бусидо (понятие «бусидо», как и «самурай», вошло в западные языки как заимствованное слово, обозначающее «национальный, особенно военный, дух Японии; традиционные представления о рыцарстве старого самурайского сословия». Буквально оно означает «путь воина» и впервые появляется в конце XVI в. в сочинениях Тори Мототада (1539–1600). Некоторые европейские авторы, вслед за Чемберленом, полагали, что это понятие было введено лишь в период Мэйдзи с целью укрепления национального духа, а прежде было неизвестно. Своим распространением на Западе слово в немалой степени обязано книге доктора Нитобэ «Бусидо» (опубликованной в 1899 г. ). В ней речь шла о японском рыцарстве, первоначально представлявшем собой различные описания должного поведения воина во время войн и мира, а позднее – «домашние законы» и правила, составленные выдающимися представителями самурайских домов, а иногда и менее значительными личностями. Среди последних содержалось и данное наставление молодому самураю, претендующее на утверждение должных норм поведения, как они понимались в конце XVI – начале XVII в. Его автор был знатоком военного искусства и известным писателем той эпохи, а поскольку за свои девяносто два года он пережил правление шести

сёгунов – от Иэмицу[1] до Ёсимунэ[2] (ему было двенадцать, когда умер первый, а когда скончался он сам, последний был сёгуном уже 15 лет), – он хорошо знал атмосферу начала периода Токугава, прошло всего два десятилетия после смерти Иэясу[3]. Дожил он и до роскошной эпохи Гэнроку при блестящем и эксцентричном Цунаёси[4]. Вассал дома Токугава, он был знаком с учением мудреца Мицукуни[5], князя Мито, и учился у Ямага Соко[6], еще одного известного знатока бусидо.
Он был свидетелем и героического подвига сорока семи преданных рёнинов Ако (лидер которых Оиси Ёсио[7] также был учеником Соко), и падения не одного самурайского дома из-за внутренних смут и козней вассалов. Он был современником великого ученого Араи Хакусэки[8], знаменитая автобиография которого рисует картину самурайской семьи, весьма близкую идеалам Дайдодзи. Не многие были более искушенными в рассуждениях на данную тему, а его предостережение насчет того, чего должен избегать самурай, явно отходит от той суровости и простоты «древности», в которой он жил в последние годы и которые столь самозабвенно пытался исправить сёгун Ёсимунэ со своим принципом «Назад к Иэясу». Его сочинение дает очень ясное и живое описание бусидо, каким он знал его, может быть, не самое объемное, но гораздо более детализированное, чем «Сто правил» Такэда Сингэна[9] или письма Иэясу. К тому же оно отражает точку зрения вассала, а не господина. Поэтому я пользовался словом «самурай», а не «буси», не столь знакомым западному читателю, хотя и более глубоким по смыслу, обозначающим и воина, и
даймё
, господина (в отличие от термина «самурай»). Слово «самурай» – древнее и чисто японское, в X в. оно поначалу обозначало «военного вассала», а в конце XII в. при военном правительстве Камакура[10] оно стало официальным обозначением военного ведомства (самурай-докоро[11]).

Дайдодзи Юдзан Сигэсукэ родился в знатной самурайской семье, ведущей род от клана Тайра через Тайра Корэхира (Х в.). Его предком в пятом поколении был Сигэтоки, старший брат Исэ Синкуро Нагаудзи, ставшего впоследствии знаменитым Ходзё Соуном[12], князем Одавары[13] и одним из самых блестящих администраторов своего времени. Сигэтоки взял имя Дайдодзи по названию деревни, в которой жил. Его внук Масасигэ покончил с собой, когда в 1590 г. Хидэёси взял Одавару, а его сын Наосигэ стал вассалом Токугава Хидэтада

[14] и храбро сражался при осаде Осаки, помогая собрать войска сёгуна после того, как их потрепали отчаянные атаки гарнизона. Сигэхиса, отец Юдзана, был вассалом Токугава Тадатэру, шестого сына Иэясу и младшего брата Хидэтада, попавшего под подозрение, потерявшего свои владения и отправленного в отставку. По всей видимости, Юдзан последовал за отцом. В это время он учился, стал убежденным конфуцианцем и знатоком военного дела, а потому занял пост военного советника при князе Айдзу Мацудайра. Затем он отправился в Ивабуци в Мусаси[15], но потом вернулся в дом Мацудайра Этидзэн-но-ками, главы Камон, прямого родственного дома сёгуна. Всей своей жизнью он воплощал свое учение, ибо его часто приводили в пример как образец верности, выдержки и спокойствия. Известен он был и своими стихами. Его перу принадлежат «Ивабуци Ява», или «Вечерние беседы в Ивабуци», – расположенные в хронологическом порядке анекдоты о Токугава Иэясу, а также «Оцибосу», – история Иэясу, его сподвижников и последователей построенного ими города и замка Эдо
[16]
. Он также написал «Тайсёдэн» («Записи о великих полководцах») и «Госинрон» («Сведения о пяти вассалах»).

Глава I

Вступление

Самурай должен прежде всего постоянно помнить – помнить днем и ночью, с того утра, когда он берет в руки палочки, чтобы вкусить новогоднюю трапезу, до последней ночи старого года, когда он платит свои долги, – что он должен умереть. Вот его главное дело. Если он всегда помнит об этом, он сможет прожить жизнь в соответствии с верностью и сыновней почтительностью, избегнуть мириада зол и несчастий, уберечь себя от болезней и бед и насладиться долгой жизнью. Он будет исключительной личностью, наделенной прекрасными качествами. Ибо жизнь мимолетна, подобно капле вечерней росы и утреннему инею, и тем более такова жизнь воина. И если он будет думать, что можно утешать себя мыслью о вечной службе своему господину или о бесконечной преданности родственникам, случится то, что заставит его пренебречь своим долгом перед господином и позабыть о верности семье. Но если он живет лишь сегодняшним днем и не думает о дне завтрашнем, так что, стоя перед господином и ожидая его приказаний, он думает об этом как о своем последнем мгновении, а глядя в лица родственников, он чувствует, что никогда не увидит их вновь, тогда его чувства долга и преклонения будут искренними, а его сердце будет исполнено верности и сыновней почтительности.

Но если он не помнит о смерти, он будет беззаботен и неосторожен, он будет говорить слова, которые оскорбляют других, тем самым давая повод для споров. Если на это не обратят внимания, их можно будет разрешить, но если сделают упрек, спор может окончиться ссорой. Если он прогуливается в увеселительных местах среди толпы без должной осторожности, то может столкнуться с каким-нибудь большим глупцом и будет втянут в ссору еще прежде, чем поймет это. Тогда он может быть убит, имя его господина – запятнано, а его родители и родственники – осыпаны упреками.

Все эти несчастья идут оттого, что он не помнит всё время о смерти. Тот же, кто делает это, будет, как и полагается самураю, говоря самому или отвечая другим, тщательно взвешивать каждое слово и не вдаваться в бесполезные споры. Самурай не позволит никому заманить себя в ловушку, где он внезапно может оказаться в безвыходном положении, и потому избегнет зол и бедствий. И верхи, и низы, если они забывают о смерти, склонны к нездоровым излишествам в еде, вине и женщинах, поэтому они умирают преждевременно от болезней печени и селезенки, и, даже пока они живы, болезнь делает их существование бесполезным.

Но те, у которых всегда перед глазами лик смерти, сильны и здоровы в молодости, а поскольку они берегут здоровье, умеренны в еде и вине и избегают женщин, будучи воздержанными и скромными во всем, болезни не иссушают их, а жизнь их долга и прекрасна.

Тот, кто живет в этом мире, может потакать всем своим желаниям; тогда его алчность возрастает так, что он желает того, что принадлежит другим, и не довольствуется тем, что имеет, становясь похожим на простого торговца. Но если он всегда смотрит в лицо смерти, он не будет привязан к вещам и не проявит неуемности и жадности, станет, как я говорил прежде, прекрасным человеком. Что касается размышления о смерти, то Ёсида Кэнко в «Цурэдзурэ-гуса» говорит

[17], что монах Синкай имел обыкновение сидеть днями напролет, размышляя о своем конце; несомненно, это очень удобный способ для отшельника, но не для воина. Ведь тогда он должен был бы пренебречь своим военным долгом и отказаться от пути верности и сыновней почтительности. Самурай же, наоборот, должен постоянно быть занят и общественным, и личным. Но когда бы у него ни появлялось немного времени для себя, чтобы побыть в безмолвии, он не должен забывать возвращаться к вопросу о смерти и размышлять о ней. Разве не сказано, что Кусуноки Масасигэ[18] увещевал своего сына Масацуру всегда помнить о смерти? Все это предназначено для обучения юного самурая.

Самурайский Кодекс — CodyCross ответы

Решение этого кроссворда состоит из 6 букв длиной и начинается с буквы Б


Ниже вы найдете правильный ответ на Самурайский кодекс, если вам нужна дополнительная помощь в завершении кроссворда, продолжайте навигацию и воспользуйтесь нашей функцией поиска.

ответ на кроссворд и сканворд

Понедельник, 21 Июня 2021 Г.

CodyCross Удивительная Япония Rруппа 570



БУСИДО

предыдущий следующий


ты знаешь ответ ?

ответ:

CODYCROSS Удивительная Япония Группа 570 ГОЛОВОЛОМКА 1

  1. Ход игрока в казино местоположение военачальника
  2. Русский поджаренный аналог американского тоста
  3. Его масло, полезное для волос, называют воском
  4. Древнеиранский сборник священных текстов
  5. Скромняга интроверт
  6. Триединство бога
  7. Их бросает на ветер расточительный человек
  8. Имя американской актрисы сарандон

связанные кроссворды

  1. Бусидо
    1. Свод правил поведения для самурая
  2. Бусидо
    1. Кодекс чести самурая
    2. Кодекс самурая
  3. Бушидо
    1. Борьба у самураев
    2. Кодекс чести самураев на языке дзюдоиста
  4. Бусидо
    1. Кодекс самурайской чести букв

Ямага Соко | Японский военный стратег

Дата рождения:
21 сентября 1622 г. Айдзу-вакамацу Япония
Умер:
23 октября 1685 г. (63 года) Токио Япония
Предметы изучения:
бусидо ведение войны

Просмотреть весь связанный контент →

Ямага Соко , оригинальное имя Yamaga Takasuke , также называемый Jingozaemon , (род. 21 сентября 1622, Айдзу, провинция Ивасиро, Япония — умер 23 октября 1685, Эдо), военный стратег и философ-конфуцианец, изложивший первое систематическое изложение миссии и обязанности класса самураев (воинов) и которые внесли большой вклад в японскую военную науку. Мысль Ямаги стала центральным ядром того, что позже стало известно как Бусидо (Кодекс воинов), который был руководящим духом японских вооруженных сил на протяжении всего периода Токугава (1603–1867) и вплоть до конца Второй мировой войны.

A rōnin , или самурай без хозяина, Ямага рано подал большие надежды и отправился в столицу Эдо (ныне Токио), где вскоре стал любимым учеником неоконфуцианского ученого Хаяси Разана. Однако вскоре Ямага вышел за рамки своего учителя, изучая буддизм, синто и военное дело, а также конфуцианство. За короткое время он стал одним из самых популярных учителей своего времени, привлекая тысячи учеников. В результате своей славы в 1652 году он был назначен военным инструктором к владыке великого хан (поместье) Ако.

Ямага внес важные новшества в изучение стратегии и тактики, оружия и военной разведки. Его работа военным учителем стала одним из самых важных его наследий; Студенты Ямаги 19-го века, хотя и были яростными националистами и антииностранцами, были одними из первых, кто выступил за то, чтобы больше узнать о западных нациях, чтобы Япония могла лучше противостоять им.

Тем временем Ямага начал свои попытки разработать подходящую этику для класса самураев и обратился к китайской школе конфуцианства «Древнее обучение», которая выступала за возвращение к первоначальным учениям Конфуция 7-6 веков до н.э. Ямага считал, что эти учения больше подходят классу самураев, чем разбавленная неоконфуцианская философия Токугава в Японии. Соответственно, Ямага приравнивал самурая к конфуцианскому «высшему человеку» и учил, что его основная функция состоит не только в том, чтобы сохранять себя пригодным для возможной военной службы, но и в том, чтобы оправдать жалованье, назначенное ему господином, став образцом добродетели для низших чинов. классы. Не игнорируя основную конфуцианскую добродетель, доброжелательность, Ямага подчеркивал вторую добродетель, праведность, которую он интерпретировал как обязанность или долг.

Критика неоконфуцианства Ямагой впервые появилась в 1665 году в его книге Yamaga gorui («Высказывания Ямаги»), краткое изложение которой также было опубликовано в трех томах под названием Seiyōyōroku («Сводка священных учений»). ). Его взгляды рассматривались как потенциальный вызов власти Токугавы, и он был изгнан из столицы под стражу лорда Ако и сослан в один из отдаленных уголков Японии.

Ямага стал учителем и главным вдохновителем будущего лидера «47 ронин. » Следуя кодексу Ямаги, эта группа самураев в 1702 году бросила вызов закону сёгуната и рисковала собственной жизнью, чтобы отомстить за смерть своего господина. Этот инцидент до сих пор является одним из самых известных в истории Японии и принес еще большую (хотя и посмертную) известность Ямаге и его идеям. Еще одна его идея заключалась в том, что японская цивилизация превосходила даже китайскую. В своей книге Chūchō jijitsu («Правдивые факты о Срединном царстве») Ямага утверждал, что с момента своего основания Япония оставалась верной своей божественной имперской линии, в то время как династии Китая приходили и уходили. Более того, утверждал он, конфуцианская философия была испорчена метафизическими спекуляциями, но Япония осталась верна конфуцианской концепции долга. В 19Эти мысли вдохновили воинствующих японских националистов в 1868 году, свергнувших сёгунат Токугава и восстановивших прямое имперское правление в Японии.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Код самурая — TOKI

САМУРАЙ

В Японии буси (широко известный как самурай) относится к воинам, существовавшим с периода Хэйан до периода Эдо. Популярная культура долгое время изображала самураев воинами, сражающимися в ярости боя на мечах и изощренных маневров, но за этим стоит давняя философия, повлиявшая на них — философия 9.0031 бусидо (武士道), который представлял собой этический кодекс, которому нужно было следовать.

Говорят, что катана воплощает дух самурая © TOKI

ИСТОРИЯ

Первоначально самураи были слугами высокопоставленных дворян, подобно лордам и вассалам в средневековой Европе. Это изменилось в более поздние периоды, когда самураи сформировали собственное военное правительство, и им могли стать только те, кто имел семейное происхождение, статус или знать. Хотя они достигли высокого положения в правящем классе, для них по-прежнему было обычным делом общаться с благородными семьями более высокого ранга или работать в них.

Во время боя они использовали различное оружие, наиболее примечательным из которых была их катана, длинный меч с однолезвийным лезвием с небольшим изгибом, который они прикрепляли к бедру. Потребность в самураях возросла, когда Япония вступила в эпоху войн (1500-1600-е годы), а когда страны объединились в период Эдо (начало 1600-х годов), самураи были среди высшего ранга, что привело к кардинальным изменениям в японской политике. Говорят, что у самураев был высокий уровень грамотности, сразу после дворян и священников. Хотя их ежедневная боевая практика была необходимостью, было также важно сбалансировать боевые стрессы с изучением других предметов. Многим самураям нравилось сёдо (каллиграфия), которое давало им возможность выражать и размышлять о своем внутреннем «я». Это, в дополнение к их боевым способностям и различным формам искусства, могло способствовать их высокому социальному статусу в более поздней истории.

Каллиграфия сёдо — это вид искусства, которым в Японии занимаются люди всех возрастов. ©ТОКИ

ФИЛОСОФИЯ

Философия бусидо, или «путь самурая», изначально основывалась на наборе принципов, которым необходимо следовать, и, подобно традиционным формам японского искусства, ее влияние коренится в учениях буддизма и дзэн. Такие качества, как справедливость, мужество, сострадание, уважение, честность, честь, верность и самообладание, считались достойными восхищения. Считается, что эти принципы установили правила поведения для японцев в целом.

В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

С изменением времени потребность в самураях уменьшилась в конце 1860-х годов, и несколько лет спустя класс самураев был упразднен. Хотя сегодня в Японии нет самураев, философия древних времен теперь обнаруживается и применяется в боевых искусствах, преданности своему делу и церемониальности, присущих традиционным искусствам. Мышление бусидо продолжается и находит отражение в культурных объектах, искусстве и фестивалях, посвященных известным деятелям. Такими примерами являются различные интерпретации исторических драм, которые на протяжении многих лет сохраняют популярность у японской публики, а фестиваль Сингэн-Ко в префектуре Яманаси (посвященный известному историческому деятелю Такэда Сингэну) считается самым большим собранием самураев в Японии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *