12.05.2024

Ритуальный стиль общения: psi: Ритуальный стиль общения

Содержание

psi: Ритуальный стиль общения

Этот стиль ведет свое происхождение от социальных, межгрупповых ситуаций общения, где главной задачей партнеров является поддержание связи с социумом, подкрепление представления о себе как о члене общества. При этом важно, что партнер в таком общении является как бы необходимым атрибутом выполнения ритуала. В реальной жизни существует огромное количество ритуалов, подчас очень разных ситуаций, в которых каждый участвует только как некоторая маска с заранее заданными свойствами и которые требуют от участников только одного — знания правил игры.


В подобном стиле осуществляются многие контакты, разговоры, которые со стороны, да иногда и изнутри, кажутся бессмысленными, бессодержательными, так как они на первый взгляд совершенно неинформативны, нецеленаправлены, не имеют и не могут иметь никакого результата. Ну, действительно, какой, казалось бы, смысл в общении, предположим, на некоем дне рождения. Все присутствующие знают друг друга лет двадцать, собираются вместе раза три-четыре в год, сидят по нескольку часов и говорят все об одном и том же. И мало того, что темы разговоров в сущности не меняются, так, кроме этого, каждый наверняка может предсказать точку зрения любого по любому вопросу. Казалось бы, абсолютно бессмысленная трата времени, которая должна вызывать только раздражение. Это иногда и случается, но редко — гораздо чаще мы получаем от такого рода заседаний удовольствие. Мало того, чем больше «отягчающих» обстоятельств — чем больше стаж знакомства, чем меньше новых людей (интересно, что в таких компаниях с трудом приживаются даже собственные дети), чем меньше неожиданных точек зрения — тем больше удовольствия. Зачем же это нам нужно?

Описанное общение — типичный случай ритуального общения, где главным делом является подкрепление своей связи со своей группой, подкрепление своих установок, ценностей, мнений и т.д., повышение самооценки и самоуважения. Отмеченные черты этого общения — ненаправленность, неинформативность, бессодержательность, невовлеченность или малая вовлеченность партнеров в общение — во многом характерные признаки ритуального общения.

Партнер — всего лишь необходимый атрибут, в принципе не единственный и легко заменимый, то его конкретные индивидуальные особенности несущественны. Это верно и тогда, когда мы знаем человека «как облупленного», и когда мы его в первый раз видим. Важно только одно — его компетентность относительно конкретного ритуала.



Существуют сложные ритуалы, в которых в обязательном порядке включены определенные приемы воздействия.


Целью ритуального общения является не изменение другого, не воздействие на него, а подтверждение себя — своих мнений, своих представлений. Поэтому естественно, что участники такого общения стараются избежать всякого столкновения мнений. Если человек хорошо ориентируется в ситуации, если он компетентен в ритуалах, то эффективность общения будет для него высокой — он укрепит свою самооценку и представление о мире. Если же произойдет какой-то сбой, например, возникнет непредусмотренный ритуалом спор, то общение перестает быть ритуальным, и эффективность будет оцениваться по-другому. Эффективность же собственно ритуального общения в данном случае будет низкой. Это сразу чувствуется, так как у присутствующих портится настроение: вместо того, чтобы «хорошо посидеть, поговорить в теплой компании», вдруг выясняется, что наши давнишние друзья думают совсем не так, как мы, и даже не так, как предполагалось.



С точки зрения атрибуции причин поведения, один из интереснейших фактов — это малая информативная ценность для атрибуции строгого ролевого поведения и, наоборот, большая ценность выходящего из роли поведения. Но в ритуальном общении партнеры обычно строго выполняют свои роли и потому воспринимают друг друга, мягко говоря, схематично.
Гораздо большее значение для ритуального поведения играют восприятие ситуаций общения и та самая коммуникативная компетентность, о которой мы уже говорили. Действительно, для ритуального общения чрезвычайно важно правильно опознать ситуацию общения, с одной стороны, и представлять себе, как в ней себя вести, — с другой. Например, кто-то уходит из гостей. Он уже одет, уже стоит в дверях, но все не уходит, что-то говорит, говорит — десять минут, полчаса, час. Человек не опознает ситуации, в которой должен быть ритуал прощания, а продолжает существовать в ситуации «застольная беседа». Для хозяев же это именно ритуал прощания, который происходит явно неправильно, гость не выполняет ролевые ожидания, и его начинают воспринимать как надоедливого, назойливого и т.п. человека.


Роль коммуникативной компетентности в ритуальном общении хорошо видна по многим известным примерам.


Если кто-нибудь, разговаривая с вами, положит вдруг ноги на стол, то, это, скорее всего, будет расценено как неуважение, хотя хорошо известно, что, например, в США — это обычный стиль поведения в определенных кругах. На вопрос «Как поживаете?» в англоязычных странах принято отвечать «прекрасно». И если в соответствии с нашими нормами сказать «так себе» — это выбьется из ритуала и вызовет тревогу у собеседника. В некоторых культурах в гостях принято отрыгивать, показывая, что обед понравился. Однако в нашей культуре громкая отрыжка после еды вряд ли произведет должное впечатление; скорее всего, гостя больше никогда не пригласят в дом. Таких примеров можно привести огромное количество. Важно понять, что ритуалы детерминируются культурными нормами, знание которых необходимо для их успешного выполнения.


Приемы коммуникации также будут целиком зависеть от конкретного ритуала. Тут важно отметить, что в ритуальном общении никогда или почти никогда реально не стоит задача изменения точки зрения или мнения, установки партнера. Более того, в этих случаях вообще не предполагается какое-либо изменение, оно с начала и до конца заданное, неизменяемое соотношение сил и мнений, с которым все знакомы, и которого необходимо придерживаться. Даже если есть разница мнений — это такая же часть ритуального общения, как и единство мнений.


Приемы коммуникации также будут целиком зависеть от конкретного ритуала. Тут важно отметить, что в ритуальном общении никогда или почти никогда реально не стоит задача изменения точки зрения или мнения, установки партнера. Более того, в этих случаях вообще не предполагается какое-либо изменение, оно с начала и до конца заданное, неизменяемое соотношение сил и мнений, с которым все знакомы, и которого необходимо придерживаться. Даже если есть разница мнений — это такая же часть ритуального общения, как и единство мнений.


Следует подчеркнуть, что личностно человек невовлечен в ритуальное общение, оно проходит как бы стороной, «по касательной» к важнейшим проблемам и интересам человека. Хотя во многих случаях мы с удовольствием принимаем участие в таком общении, в еще большем количестве случаев мы участвуем в нем просто автоматически, выполняя требования ситуации, практически не осознавая, не отдавая себе отчета в том, что мы делаем.

ритуальное, манипулятивныое и гуманистическое. — Студопедия


Общение с людьми – это наука и искусство. Здесь важны и природные способности, и образование. Именно поэтому тот, кто хочет достичь успеха во взаимодействии с другими людьми, должен учиться этому, включая этику и психологию делового общения, а также используя социально-психологические тренинги по общению.
Залог успеха любых начинаний делового человека, какую бы задачу он ни решал, — создание климата делового сотрудничества, доверия и уважения.

 

Стиль общения существенно обуславливает поведение человека при его взаимодействии с другими людьми. Конкретный выбор стиля общения определяется многими факторами:

· личностными особенностями человека,

· его мировоззрением и положением в обществе,

· характеристиками этого общества и многим другим.


Если исходить из того, что стиль общения – это просто большая готовность человека к той или иной ситуации, то можно говорить о трех основных стилях. Их условно можно назвать ритуальным, манипулятивным и гуманистическим. Ритуальный стиль порождается межгрупповыми ситуациями, манипулятивный – деловыми, а гуманистический – межличностными.


Ритуальное общение. Здесь главной задачей партнеров является поддержание связи с социумом, подкрепление представления о себе как о члене общества. При этом важно, что партнер в таком общении является как бы необходимым атрибутом выполнения ритуала. В реальной жизни существует огромное количество ритуалов, подчас очень разных ситуаций, в которых каждый участвует как некоторая «маска» с заранее заданными свойствами. Эти ритуалы требуют от участников только одного – знания правил игры.

Например, день рождения. Все присутствующие знают друг друга лет двадцать, собираются вместе 3 – 4 раза в год, сидят по несколько часов и говорят об одном и том же. И мало того, что темы разговоров в сущности не меняются, так кроме этого каждый наверняка может предсказать точку зрения любого по любому вопросу.

Описанная ситуация – типичный случай ритуального общения, при котором главным является подкрепление связи со своей группой, подкрепление своих установок, ценностей, мнений, повышение самооценки и самоуважения. В ритуальном общении партнер – лишь необходимый атрибут, а его индивидуальные особенности несущественны. Это верно и тогда, когда мы хорошо знаем человека, и тогда, когда видим в первый раз. Важно только одно – его компетентность относительно конкретного дела.


В ритуальном общении для нас существенно следование роли – социальной, профессиональной или межличностной. Во многих случаях мы с удовольствием принимаем участие в ритуальном общении, в еще большем количестве ситуаций мы участвуем в нем автоматически, выполняя требования ситуации, практически не осознавая, что мы делаем. Но ритуальное общение редко преобладает в жизни. Оно бывает лишь прологом к другому общению – манипулятивному.

Манипулятивное общение. Это общение, при котором к партнеру относятся как к средству достижения внешних по отношению к нему целей. В манипулятивном общении мы «подсовывали» партнеру стереотип, который мы считаем наиболее выгодным в данный момент. И даже если у обоих партнеров имеются свои цели по изменению точки зрения собеседника, победит тот, кто окажется более искусным манипулятором, то есть тот, кто лучше знает партнера, лучше понимает цели, лучше владеет техникой общения.

Не следует делать вывод, что манипуляция – это негативное явление. По сути любое обучение, убеждение, управление всегда включает в себя манипулятивное общение. Именно поэтому эффективность этих процессов во многом зависит от степени владения законами и техникой манипулятивного общения.

Такое общение чрезвычайно распространено и существует в основном там, где существует совместная деятельность. Важно помнить об одном существенном моменте – отношении человека к манипулятивному общению и обратном воздействии манипулятивного стиля.

Гуманистическое общение. Это в наибольшей степени личностное общение, позволяющее удовлетворить такую человеческую потребность, как потребность в понимании, сочувствии, сопереживании. Ни ритуальное, ни манипулятивное общение не позволяют вполне удовлетворить эту жизненно важную потребность. Цели гуманистического общения не закреплены, не запланированы изначально. Его важной особенностью является то, что ожидаемым результатом общения является не поддержание социальных связей, не изменение точки зрения партнера, а совместное изменение представлений партнеров, определяемое глубиной общения.

Ситуация гуманистического общения всем известно – это интимное, исповедальное, психотерапевтическое общение. Оно связано с настроенностью и целями партнеров. Гуманистическое общение обуславливается не столько снаружи (целью, условиями), сколько изнутри (индивидуальностью, настроением). Это не означает, что гуманистическое общение не предполагает социальной детерминации. Очевидно, что человек, как бы он ни общался, все равно остается социальным. Однако в данном общении прослеживается зависимость от индивидуальности. В гуманистическом общении партнер воспринимается целостно, без разделения на нужные и ненужные функции, на важные и неважные в данный момент качества.

Основным механизмом воздействия является внушение, соучастие – самый эффективный из всех возможных механизмов. Важно помнить, что это обоюдное внушение, так как оба партнера доверяют друг другу, и поэтому результатом является не изменение точки зрения одного из них, а взаимное совместное изменение представлений обоих партнеров.

Заключение

Этика представляет собой систему знания об определенной области человеческой жизни, и в этом смысле мало чем отличается от других науки учебных дисциплин. Ее необычность обнаруживается только в одном: она уместна и полезна в системе образования в той мере, в какой само образование – представляет собой не просто обучение, расширение умственного кругозора, но еще и совершенствование, духовный рост личности.

Искусство общения, знание психологических особенностей и применение психологических методов крайне необходимы специалистам, работа которых предполагает постоянные контакты типа «человек – человек» — политикам, бизнесменам, менеджерам и многим другим. Таким образом, умение строить отношения с людьми, находить подход к ним, расположить их к себе нужно каждому. Это умение лежит в основе жизненного и профессионального успеха.

ритуальное, монологическое, диалогическое — Студопедия.Нет

В социальной психологии существует еще одна классификация видов общения, которая позволяет учесть сразу несколько существенных параметров и увидеть под определенным углом зрения всю

72

картину межличностных отношений. Рассмотрим теперь такие виды общения, как ритуальное, монологическое и диалогическое.

Ритуальное общение — это чаще всего пролог к построению отношений, однако оно может выполнять в жизни современного человека и самостоятельные важные функции: укрепление психологической связи с группой, повышение самооценки, демонстрация и упрочение своих установок и ценностей. То есть в ритуальном общении человек подтверждает свое существование в качестве члена общества, той или иной важной для него группы.

По своей сути оно ролевое. Чаще всего человек подтверждает в нем свои социальные роли: гражданина, профессионала, вежливого человека, отца, любящей дочери и т. д. Важная особенность ритуальных отношений состоит в их безличности. Не только самого себя человек рассматривает как носителя роли, но партнера воспринимает формально, как необходимый элемент ритуала. Его личностные качества не важны до тех пор, пока они не мешают выполнению ритуала. По сути дела, главная характеристика партнера — компетентность в следовании законам ритуала.

Наличие и достойное выполнение членами общества различных ритуалов, разнообразных по сложности и назначению, — показатель стабильности, социальной грамотности общества. Это ритуалы приветствия и извинения, ритуалы, связанные с религиозными и государственными праздниками, ритуалы «разговоров о погоде» на больших застольях и многие другие. В межличностных отношениях ритуалам уделяется немного места, хотя они есть. Их количество нарастает в ситуациях эмоциональной напряженности, психологического бегства партнеров друг от друга: нарочитое приглашение к столу, подчеркнутая вежливость, банальные комплименты…

Значение ритуалов часто становится очевидным, когда они не выполняются. Человек, с которым перестали раскланиваться коллеги

73

по работе, обязательно заметит это. Ритуал — это такая «ресурсосберегающая» технология социального подтверждения. Одной ею не обойдешься, но лишиться ее очень неприятно.

По своей сути ритуальное общение является «объект-объектным» в силу того, что ценность личности, индивидуальности в нем нивелирована, у него нет конкретного автора, нет направленности на конкретного человека. Участники равны в своей безличности и в своем праве удовлетворить те важные социальные потребности, ради которых они вступили в ритуал.

Монологическое общение — это распространенная форма общения, предполагающая позиционное неравноправие партнеров. Один — автор воздействия, лицо, обладающее активностью, осознанными целями и правом их реализовать. Реализация его целей связана с другим человеком, партнером по общению, который автором рассматривается как лицо пассивное, если и имеющее цели, то менее важные, чем его собственные. Этот партнер воспринимается как объект целенаправленного воздействия, и мы в данном случае имеем дело с «субъект-объектным» общением.

Можно выделить две разновидности монологического общения: императив и манипуляция. Их общую природу мы уже зафиксировали, теперь рассмотрим их различия.

Императивное общение — это авторитарная, директивная форма воздействия на партнера по общению с целью достижения контроля над его поведением и внутренними установками, принуждения к определенным действиям или решениям. Чаще всего императивные формы общения используются для установления контроля над внешним поведением человека. Особенность императива в том, что конечная цель общения — принуждение партнера — не завуалирована: «Будешь делать как я скажу». В качестве

74

средств оказания влияния используются приказы, указания, предписания и требования, наказания, поощрения.

Можно назвать целую группу социальных деятельностей и ситуаций, в которых использование императивного вида общения вполне оправдано и с позиции целей, и с этической позиции. К ним, несомненно, относятся военные уставные отношения, отношения «начальник — подчиненный», особенно в сложных экстремальных условиях. Можно и точно определить те сферы межличностных отношений, где применение императива неуместно и неэтично. Прежде всего речь идет об интимно-личностных, супружеских и детско-родительских отношениях. Их тонкая, деликатная ткань легко рвется под воздействием таких грубых форм взаимовлияния.

Крайне ограничены возможности применения императивного общения в практике воспитания. Известно, что с помощью команд, приказаний и безусловных запретов можно добиться внешнего послушания и выполнения каких-либо требований со стороны наставника. Однако нормы и ценности, правила и общественные предписания, передаваемые ребенку или подростку в такой форме, не становятся частью его внутренних личностных убеждений, остаются внешним, наносным и поэтому легко исчезающим содержанием его сознания. Принято считать, что есть три нормы поведения, которые могут быть привиты малышу при помощи жесткого императива:

√ не делай того, что является угрозой для твоей жизни;

√ не делай того, что является угрозой для жизни другого человека;

√ не наноси вред имуществу, ценностям своей семьи.

Все остальные многообразные нормы поведения и социальные ценности должны быть привиты иным путем, в процессе сотрудничества, позволяющего ребенку личностно перерабатывать и внутренне усваивать информацию и требования взрослого. Это обеспечит

75

устойчивость убеждений и, что не менее важно, позволит сформировать такие черты личности, как критичность, самостоятельность в поступках и оценке своего и чужого поведения. Авторитарный стиль общения формированию таких важных личностных особенностей активно препятствует.

Манипуляция — вторая разновидность монологического общения, наиболее распространенный вид человеческого общения. Она предполагает воздействие на партнера по общению с целью достижения своих скрытых намерений. Оксфордский словарь определяет манипуляцию как акт влияния на людей, управления ими с ловкостью, с особенно пренебрежительным подтекстом, как скрытое управление и обработку. Манипулятивное общение предполагает объектное восприятие партнера, который используется манипулятором для достижения своих целей. Так же как при императивном, при манипулятивном общении ставится цель добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. Коренное отличие состоит в том, что партнер не информируется об истинных целях общения, они либо просто скрываются от него, либо подменяются другими.

Итак, манипуляция — это скрытое управление личностью, такое психологическое воздействие на человека, которое призвано обеспечить негласное получение манипулятором односторонних преимуществ, но так, чтобы у партнера сохранялась иллюзия самостоятельности принятых решений. Сила манипуляции — в ее скрытом характере; скрыт как сам факт воздействия, так и его цель. Манипулятор использует психологически уязвимые места человека — черты характера, привычки, желания, а также его достоинства, то есть все, что может срабатывать автоматически, без сознательного анализа. Такое воздействие часто подкрепляется специальными приемами воздействия, повышающими общую «податливость» партнера.

76

Особое, скрыто-объектное отношение манипулятора к партнеру приводит к ряду последствий. В нравственном аспекте формируется отношение к людям как к орудию достижения личных целей; в мотивационном — оформляется в желание, привычку распоряжаться партнером, стремление получать одностороннее преимущество; в когнитивном — возникает эгоцентризм, фрагментарное, одностороннее видение партнера и самого себя. Последнее подчеркнем: в манипулятивном общении партнер воспринимается не как целостная уникальная личность, а как носитель определенных, нужных манипулятору свойств и качеств. Так, неважно, насколько добр этот человек, важно, что его доброту можно использовать, и т. д. Однако человек, выбравший в качестве основного именно этот тип отношения к другим, в результате сам часто становится жертвой собственных манипуляций. Самого себя он тоже начинает воспринимать фрагментарно, переходит на стереотипные формы поведения, руководствуется ложными мотивами и целями, теряя нить собственной жизни. Как отмечает Э. Шостром, манипулятора характеризуют лживость и примитивность чувств, апатия к жизни, контроль за собой и своей жизнью, цинизм и недоверие к себе и другим (136).

В приведенных выше суждениях прослеживается оценочное отношение автора к манипуляции. Да, оно скорее негативное. Вместе с тем есть манипуляции и манипуляции. Флирт — разновидность именно такого типа общения, ораторские приемы регулирования интереса аудитории к информации, технологии эффективного обучения — тоже. Э. Шостром вообще говорит о наличии ситуаций, в которых манипулирование оказывается благом, так как поднимает общение от доминирования и насилия к манипуляции — в известном смысле, более гуманному типу отношения.

Есть целые области социальных отношений, где манипуляция вполне «законна» (хотя по-прежнему личностно несимпатична). Сферами «разрешенной» манипуляции, несомненно, являются бизнес и деловые отношения вообще, политика, идеология. Символом такого типа отношений давно стала концепция общения Д. Карнеги

77

и его многочисленных последователей. Широко распространен манипулятивный стиль воздействия на партнеров по общению и в области пропаганды.

Вместе с тем известно, что успешное овладение и широкое использование средств манипулятивного воздействия на других людей в деловой сфере, как правило, заканчивается широким переносом таких навыков в остальные области своих взаимоотношений. Сильнее всего страдают от манипуляции отношения, построенные на любви, дружбе и взаимной привязанности. Разрушение таких связей и подмена их другими при использовании манипулятивных средств общения неизбежны. Манипулятивное отношение к другому приводит к разрушению близких, доверительных связей между людьми, будь то возлюбленные, родители и их дети, педагоги и их воспитанники. Профессию педагога можно отнести к наиболее подверженным манипулятивной деформации. В любом обучении всегда присутствует элемент манипуляции (сделать урок интересней, замотивировать детей, привлечь их внимание и т. д.). Это часто приводит к формированию у профессиональных педагогов устойчивой личностной установки объяснить, научить, внушить («заставить любить предмет»). Уместная в области предметного обучения, эта установка может пагубно сказаться на межличностных отношениях учителя с другими людьми.

Манипулятор живет в каждом человеке — на разной глубине, под разными личинами. Э. Шостром выделил 8 типов манипуляторов, которые легко объединяются в 4 пары: диктатор — тряпка; вычислитель — прилипала; хулиган — славный парень; судья — защитник.

Диктатор. Преувеличивает свою силу. Доминирует, приказывает, цитирует авторитеты и делает все, чтобы жестко управлять своей жертвой.

Тряпка — жертва диктатора. Развивает большое мастерство во взаимоотношениях с диктатором: не слышит, молчит, ловит на лету и с полуслова. В нужный момент легко меняется с диктатором

78

местами. Так, муж — большой начальник на работе — дома после выхода на пенсию часто оказывается «под каблуком» у жены-тихони.

Вычислитель. Преувеличивает возможности своего контроля над окружающими. Обманывает, увиливает с тем чтобы перехитрить и вывести на чистую воду. Стремится всех и вся контролировать.

Прилипала. Полярная противоположность вычислителя. Преувеличивает свою зависимость. Личность, стремящаяся быть ведомой, дурачимой, предметом забот. Позволяет делать другим работу за себя.

Хулиган. Преувеличивает свою агрессивность, жестокость, недоброжелательность, угрожает. Тем самым получает выгоды для себя.

Славный парень. Преувеличивает свою заботу, любовь, привязывает к себе своей нарочитой добротой. В споре с хулиганом чаще всего выигрывает. Доброта — серьезная добродетель в нашей культуре, ее трудно обесценить, даже если чувствуешь, что ею манипулируют.

Судья. Преувеличивает свою критичность. Никому не верит, преисполнен негодования, обвинения, с трудом прощает. Этакий мститель.

Защитник. Противоположность судье. Чрезмерно снисходителен к ошибкам других. Портит людей, сочувствуя сверх меры, не давая им стать самостоятельными и самокритичными в своих оценках.

Человек, будучи манипулятором определенного типа, чувствителен к партнерам, принадлежащим к противоположному типу. Так, жена-тряпка выбирает мужа-диктатора и образует с ним достаточно устойчивый союз, где один управляет другим с помощью удобных ему способов. Но беда, если один из супругов решил выпрыгнуть из манипулятивного жернова, перемалывающего его жизнь, чувства, отношения.

Таковы типы манипулятивного поведения.

79

Почему императив и манипуляция объединены под общей рубрикой «монологическое общение»? Обратимся в поисках ответа к отечественной традиции изучения общения.

Человек, рассматривая другого как объект своего воздействия, по сути дела общается сам с собой, со своими целями и задачами, не видя истинного собеседника, игнорируя его. Пользуясь выражением А. А. Ухтомского, человек видит вокруг не людей, а своих двойников. Он проецирует на них свои взгляды, предубеждения, установки, то есть видит самое себя. Искажение восприятия партнера происходит потому, что таковы цели человека, или, по выражению Ухтомского, его доминанты: «Человек видит реальность такою, каковы его доминанты, то есть главенствующие направления его деятельности» (112). «Доминанта на себя» рождает двойников, монологический (по Бахтину) тип общения с другим. Человек ведет монолог с самим собой, глядя в окружающих людей как в отражения своих недостатков, желаний, потребностей, чувств.

Отношению к другому человеку как к средству может быть противопоставлено отношение к нему как ценности. Изменение отношения, «доминанты», позволяет выйти на совершенно новый, невозможный для манипулятора, уровень общения, который в отечественной психологии получил название «диалог» (М. М. Бахтин), а в западной традиции — гуманистический тип общения (К. Роджерс). В диалогическом отношении происходит открытие человеком иной реальности, отличной от самого себя и своих проекций. Прежде всего — открытие реальности другого человека, его мыслей, чувств, представлений о мире и как следствие — открытие иных горизонтов окружающего мира. Мира, каким он выглядит в восприятии собеседника. Открывается возможность избавиться от двойника, которого Ухтомский определял как «бесконечное и навязчивое повторение в окружающем мире меня самого, моей собственной проекции, моего собственного надоевшего и абстрактного «я» (112, с. 383).

«Быть — значит общаться диалогически… Один голос ничего не кончает и ничего не разрешает. Два голоса — минимум жизни,

80

минимум бытия», — писал М. М. Бахтин (16, с. 338—339). Очень важно правильно интерпретировать это утверждение. Быть — не значит физически существовать. Социальное существование вполне возможно (и в ряде случаев с меркантильных позиций даже выгоднее) поддерживать с помощью монологического общения — императива, манипуляции. Диалог — это естественное бытие человека как индивидуальности, творца своей жизни и отношений. «Диалог — не средство, а самоцель… Здесь человек не только проявляет себя вовне, а впервые становится тем, что он есть… и не только для других, но и для себя» (16, с. 338).

Диалог — это равноправное субъект-субъектное общение, имеющее целью взаимное познание, самопознание и саморазвитие партнеров по общению. По определению А. У. Хараша, диалог — это состояние контакта «я» с конкретным другим (112). И этот другой непредсказуем и принципиально до конца непознаваем, благодаря чему общение с ним превращается в непрерывный творческий процесс взаимораскрытия, понимания, принятия иного взгляда на мир: «Пока человек жив, он живет тем, что еще не завершен и еще не сказал своего последнего слова» (16, с. 78).

Диалог строится на принципиально других, чем монологическое общение, началах. Прежде всего — цель диалога. С одной стороны, она направлена на самого человека: самопознание, саморазвитие, удовлетворение потребности в понимании. С другой стороны, цель диалога — другой человек, так как только отношение к другому как к ценности позволяет достичь целей, касающихся самого себя. Еще один важный момент — средства реализации диалогического мышления. На сегодняшнем формальном языке мы сказали бы — диалогические технологии. А. У. Хараш определяет их в общем виде, но очень емко: «слушание — слышание; смотрение — видение». Более детально этот вопрос представлен в зарубежной гуманистической психологии, в частности у К. Роджерса.

В качестве основополагающих принципов гуманистического

81

общения — понятия, по многим характеристикам близкого к понятию «диалог», — К. Роджерс выделяет следующие:

1. Конгруэнтность партнеров по общению, то есть соответствие опыта, его осознания и средств общения, одного партнера опыту, его осознанию и средствам общения другого. Конгруэнтность актуального состояния позволяет человеку вести себя адекватно своим истинным переживаниям, так как они осознаются им как имеющие право на существование. Принимая ценность для другого своего личного опыта, человек не считает нужным лицемерить, лукавить с самим собой и партнером и реализует себя в общении в истинном человеческом качестве. Такая позиция открывает человека самому себе и делает его свободным в восприятии партнера, его чувств и переживаний. Таким образом, первое «технологическое» условие диалога — настрой на актуальное психологическое состояние самого себя и партнера, разговор «здесь и сейчас».

2. Безоценочное восприятие личности партнера, априорное доверие к его намерениям. Как отмечают Ю. С. Крижанская и В. П. Третьяков, «в гуманистическом общении партнер (в идеале) воспринимается цельно, целостно, без разделения на нужные и ненужные функции, на важные и неважные в данный момент качества…» (48, с. 194—195). По сути дела, в данном случае речь идет о принятии другого в качестве некоторой безусловной ценности. М. М. Бахтин определял принятие как «любовное устранение себя из поля жизни» другого (17, с. 16). Принятие другого нерасторжимо связано с доверием, готовность самому раскрыться навстречу другому, стать для него некоторым «объектом переживания», «моментом личного опыта».

3. Восприятие партнера как равного, имеющего право на собственное мнение и собственное решение. На первый взгляд это положение делает невозможным применение диалогического метода в воспитании: ведь учитель и ученик, воспитатель и воспитанник (а если последний еще и нарушитель закона?) не могут быть равны, они занимают различные социальные позиции, облечены разной ответственностью.

82

Но не стоит понимать равенство партнеров примитивно, как их фактическое равенство. Человек самой возвышенной души и человек нравственно падший равны друг другу в своей истинной человеческой сути, в одном раскрытой, развившейся, в другом еще дремлющей, но живой. Неравенство в актуальном состоянии и идеальное равенство. Если учитель пытается сквозь наносное проникнуть в душу своего воспитанника, он стоит с ним на равной позиции. Т. А. Флоренская приводит в пример Сократа: «Реально он не равноправен со своими собеседниками и находится, по собственному определению, в роли «повивальной бабки», помогающей рождению истины в своих оппонентах. При всей простоте и мудрости Сократа для всех очевидно превосходство его мудрости. Но, помогая рождению истины в человеке, Сократ верит, что каждый его собеседник… способен прийти к ней; в этой возможности он равноправен со всеми, даже с глупцами» (115, с. 34).

4. Проблемный, дискуссионный характер общения, разговор на уровне точек зрения и позиций, а не на уровне аксиом и вечных истин. Диалог разрушается там, где партнер переходит на язык догм, где нет места спору, уточнению точки зрения, возможности не согласиться. Ссылки на непререкаемые авторитеты, народную мудрость и вековые наблюдения подтачивают диалог изнутри, ведь за всеми ними собеседник часто прячет свою неготовность предъявить и отстоять (пусть даже и бездоказательно с точки зрения собеседника) личный взгляд на проблему. Кстати о народной мудрости. Ее достаточно трудно привлечь в качестве авторитетной защиты своей пошатнувшейся позиции в споре. Она диалогична по своей сути, по любому вопросу вы найдете прямо противоположные утверждения, что справедливо: взглядов на мир много, все они имеют право закрепиться в виде некоторых обобщений. И придуманы они не для того, чтобы безапелляционно цементировать чью-то точку зрения, а для того, чтобы служить психологическим подтверждением: хорошо, что не я один так думаю, и раньше кто-то именно так смотрел на эту ситуацию…

83

5. Персонифицированный характер общения, разговор от имени собственного «я»: «Я считаю», «Я думаю» и т. д. Сравните: «Всем известно», «Давно установлено», «Не вызывает сомнений». Вызывает, да еще как! И именно потому, что неизвестно, кем установлено и кому известно. Появление в речи подобных безличных, обобщенных оборотов понятно. Они выполняют все ту же защитную функцию. Когда говоришь от имени «прогрессивного человечества», кажешься весомее и в собственных глазах и в восприятии партнера, но диалог это разрушает.

Гуманистическое общение, как понимал его К. Роджерс, позволяет достичь большой глубины взаимопонимания, самораскрытия партнеров. Несомненно, реализация такого типа общения требует и соответствующей жизненной ситуации, и внутренней готовности партнеров. Невозможно представить себе общение такого типа в деловой, социально заданной ситуации. Вместе с тем способность к такому общению — величайшее благо для человека, так как оно обладает психотерапевтическими свойствами, возвращет человеку психическое здоровье, уравновешенность и целостность. Диалог — важный инструмент профессиональной психологической работы, его технологии во многих случаях составляют основу консультативного психологического процесса. И здесь мы снова обращаемся к отечественным традициям понимания диалога. К. Роджерс в основном подчеркивал ту сторону гуманистического диалога, которая может быть охарактеризована как центрация психолога на клиенте, включение в его переживания и страдания. В терминологии Ухтомского это звучало как доминанта на собеседнике. Но это лишь одна сторона диалога как психотерапевтической или педагогической технологии. Она обеспечивает понимание, но не саму готовность помочь, вывести клиента или воспитанника на уровень, когда ему уже не будет требоваться помощь. Другой стороной гуманистического общения является вненаходимость как определенная жизненная позиция участника диалога. Вненаходимость в трактовке М. М. Бахтина — это позиция бескорыстия, отсутствия прагматической заинтересованности

84

в собеседнике, а также лично-эмоционального привязывания к человеку (115). В профессиональной деятельности психолога, психотерапевта такая позиция позволяет ему сохранить внутреннюю целостность, психическое здоровье, глубоко сопереживая при этом проблеме своего клиента.

Практические советы

Монологический и диалогический вопросы. Проблемы монологического и диалогического общения приобретают особое практическое значение и звучание в приложении к педагогической, воспитательной деятельности. Некоторые из них мы уже затрагивали. Поговорим теперь о вопросе как средстве развития диалогического педагогического общения.

«И на ответы нет вопросов» — так Стругацкие охарактеризовали одно из самых страшных, непереносимых состояний человеческого общества. Тяжко, когда дети задают очень много вопросов, особенно таких, на которые при желании они и сами могли бы найти ответ. Еще хуже, когда вопросов у них не возникает вовсе. Чаще всего взрослые объясняют отсутствие вопросов интеллектуальной вялостью, низкой познавательной мотивацией детей. Конечно, это удобно — вроде как «не по нашей вине». Но вот вопросы, которые автор адресует самой себе и читателям: а нет ли здесь и наших просчетов? Все ли мы делаем для того, чтобы вопросы у наших детей возникали? Конечно же, нет. Вот и подумаем, что мы еще можем сделать.

Риторические вопросы. Не так давно вышла новая книга Григория Остера — «Папамамалогия». Папамамалогия — это наука о взрослых, которые, как сообщает нам автор, живут везде и встречаются буквально на каждом шагу. В книге приводятся те критерии, по которым можно отличить ребенка от взрослого. Скажем, если спрашивающего интересует, откуда на небе звезды, почему нос один, а уха два, куда уходит ветер и т. д., — перед вами

85

несомненно ребенок. А существо, задающее вопросы типа: «Что ты вытворяешь? Ты что-нибудь соображаешь или нет? Как вам не стыдно?» — однозначно взрослый.

У ребенка формируется отношение к подобного рода вопросам как к бессмысленно-унизительному воспитательному трюку взрослых. Такое отношение уж точно не способствует развитию познавательной мотивации ребенка, приучает не задумываться над вопросами, к нему обращенными, — зачем, если они по большей части бессмысленны?

Совершенно особая тема — вопросы риторические. Заканчиваясь вопросительным знаком, они задаются вовсе не ради ответа. Они — фигура речи, изысканный способ донести до собеседника свои чувства, отношение к чему-либо, оценку поступка партнера и прочее. Понимание смысла риторических вопросов приходит к детям не сразу. Их надо учить и понимать, и использовать такие вопросы. Работа, направленная на их понимание, способствует развитию логики и социального интеллекта (умения видеть подтекст, читать «между строк»). Она повышает социальную наблюдательность, учит соотносить слова собеседника с его поведением. Через риторические вопросы мы часто выражаем свои чувства другому. Не самый прямой, конечно, способ, но нужно уметь «читать» и его. Важно не переоценить способность детей и подростков правильно, не впрямую, интерпретировать смысл такого вопроса.

А сила его воздействия на аудиторию может быть велика. Замечательный пример приводят в своей книге «Грамматика общения» Ю. Крижанская и В. Третьяков. В прошлом столетии известный адвокат Ф. Н. Плевако защищал в суде присяжных нищую старуху-дворянку, обвинявшуюся в краже французской булки. Выступавший перед ним прокурор построил свое обвинение на факте кражи со стороны представителя дворянства, который подрывает самые основы Российского государства. Речь продолжалась больше часа и была хороша.

86

Речь же адвоката была столь кратка, что возможно привести ее полностью. Сказал он буквально следующее: «Уважаемые господа присяжные. Не мне напоминать вам о том, сколько испытаний выпало на долю нашего государства и в скольких из них Россия вышла победительницей. Устоев Российской империи не смогли подорвать ни татаро-монгольское нашествие, ни нашествие шведов, турок, французов. Как вы думаете, вынесет ли Российская империя одну французскую булку?» Старушку отпустили (45).

Вопросы уточняющие, развивающие и закрывающие. Уточняющий вопрос — одно из важнейших профессиональных орудий деятельности психолога и педагога. В своей классической форме он начинается сакраментальным «Если я вас правильно понял…». С парафразом его роднит цель — лучше понять собеседника, создать ему комфортные условия для изложения своей проблемы. Отличает, причем в худшую сторону, опасность того, что в ответ человек ограничится лаконичными «да» или «нет». Это не всегда плохо, но, как правило, недостаточно. Вопрос развивающий («И что ты ответил?»; «А он?»; «А что в то время делал…?») демонстрирует заинтересованность слушателя в теме, но дает в руки задающему его доминирующую позицию в общении. Через развивающий вопрос легко управлять развитием беседы. Столь же легко вызвать раздражение собеседника по поводу того, что его подталкивают к определенному развитию разговора.

Закрывающие вопросы — грамотные манипулятивные формулировки с вопросительной интонацией, которые, условно говоря, закрывают собеседнику рот: «А тебе-то что? Давай не надо, а? Тебе все понравилось? Было интересно?» Они довольно разнообразны — грубые и создающие только видимость интереса, но суть их едина — полное отсутствие интереса к мнению и чувствам собеседника.

Что делать с вопросами?

Э. Шостром в своей замечательной книге «Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор» предлагает несколько советов учителям,

87

желающим уйти от монологической формы общения с детьми. Один из советов рекомендует очень уважительно и бережно относиться ко всем вопросам и содержательным высказываниям ученика, так как именно в них проявляется интерес ребенка и только через этот интерес можно привлечь его к активному сотрудничеству на уроке. Как же реагировать на вопросы учеников?

Сначала надо терпеливо до конца выслушать вопрос. Очень часто людей подводит иллюзорное ощущение того, что он и так ясен после первых же ключевых слов и можно смело останавливать собеседника и немедленно начинать отвечать. Если есть сомнение в правильности понимания вопроса, желательно переспросить («Извини, я, видимо, не совсем понял…»). После того как вопрос выслушан до конца и правильно понят, надо ответить на него, не откладывая на другой раз («Это будет на следующем уроке»).

Ответ может быть шире вопроса, это позволит посмотреть на проблему с еще одной стороны. Ответ не должен быть поспешным, это обижает и задевает того, для кого он является важным.

Надо учитывать, что ученики не всегда задают вопрос затем, чтобы получить на него точный ответ. Ребенок может задать вопрос, на который вчера он уже получил ответ от отца, и теперь хочет похвастаться своими знаниями. Вопрос может быть задан и в надежде на какой-то длительный разговор. Например, ученик, находящийся в конфликте с матерью из-за ее непомерных требований, может спросить учителя: «Вы считаете, что ребенок всегда должен слушать мать?» Если учитель ответит «Да», он рискует навсегда лишить себя доверия ученика, если ответит «Нет» — оправдает его действия. Поэтому лучше всего спросить самому: «Ты хочешь, наверное, узнать, как и когда нужно повиноваться взрослым?» Это позволит создать доверительную обстановку, даст ребенку шанс на откровенный разговор с учителем, от которого он с самого начала ждал помощи.

Из чего рождаются вопросы?

88

Из интересной, но не полной информации. Из проблемно изложенной темы, когда есть возможность сформулировать свое отношение, но нужно получить дополнительные сведения. Из практической заинтересованности: как это сделать? Наконец, из речей взрослых, излагающих не многовековую народную мудрость, а свою личную точку зрения, с которой можно поспорить, которую интересно познавать. Порождение вопросов — отдельная педагогическая и воспитательная задача. Искусство. И, несомненно, большая человеческая смелость: ведь на все эти вопросы придется отвечать, причем так, чтобы, удовлетворяя любопытство, производить новые темы для вопросов.

Мы познакомились с понятием общения, его функциями и видами. Общение — целостный процесс, в который участники включаются всем содержанием своего внутреннего мира: чувствами, мыслями, действиями. В научных целях, для удобства изучения и изложения материала, принято выделять различные структурные компоненты общения. Мы воспользуемся трехкомпонентной структурой общения Г. М. Андреевой. Она выделяет следующие аспекты: коммуникативный (передачу информации), перцептивный аспект (восприятие и понимание партнерами друг друга) и интерактивный (взаимодействие в процессе общения) (9). На характеристике каждого структурного компонента общения мы подробно остановимся ниже. Но прежде подведем некоторые итоги:

• Межличностное общение представляет собой универсальную реальность бытия человека, порождаемую и поддерживаемую разнообразными формами человеческих отношений. В этой реальности формируются и развиваются как различные виды социальных отношений, так и психологические особенности отдельного человека.

• В жизни отдельного человека и человеческого сообщества общение выполняет сущностно важные функции: формирование и проявление истинно человеческих свойств и возможностей, коммуникативная

89

поддержка совместной деятельности, сохранение психического и физического благополучия человека.

• Общение разнообразно по своим видам. По степени опосредованности через социальные нормы и ценности — выделяют ролевое и межличностное общение.

• Общение также разделяют на ритуальное (объект-объектное), монологическое (субъект-объектное) и диалогическое (субъект-субъектное).

Стили делового общения ритуальное, манипулятивныое и гуманистическое.

Стили делового общения: ритуальное, манипулятивныое и гуманистическое.


Общение с людьми – это наука и искусство. Здесь важны и природные способности, и образование. Именно поэтому тот, кто хочет достичь успеха во взаимодействии с другими людьми, должен учиться этому, включая этику и психологию делового общения, а также используя социально-психологические тренинги по общению.
Залог успеха любых начинаний делового человека, какую бы задачу он ни решал, — создание климата делового сотрудничества, доверия и уважения.

Стиль общения существенно обуславливает поведение человека при его взаимодействии с другими людьми. Конкретный выбор стиля общения определяется многими факторами:

  • личностными особенностями человека,
  • его мировоззрением и положением в обществе,
  • характеристиками этого общества и многим другим.


Если исходить из того, что стиль общения – это просто большая готовность человека к той или иной ситуации, то можно говорить о трех основных стилях. Их условно можно назвать ритуальным, манипулятивным и гуманистическим. Ритуальный стиль порождается межгрупповыми ситуациями, манипулятивный – деловыми, а гуманистический – межличностными.

Ритуальное общение. Здесь главной задачей партнеров является поддержание связи с социумом, подкрепление представления о себе как о члене общества. При этом важно, что партнер в таком общении является как бы необходимым атрибутом выполнения ритуала. В реальной жизни существует огромное количество ритуалов, подчас очень разных ситуаций, в которых каждый участвует как некоторая «маска» с заранее заданными свойствами. Эти ритуалы требуют от участников только одного – знания правил игры.

Например, день рождения. Все присутствующие знают друг друга лет двадцать, собираются вместе 3 – 4 раза в год, сидят по несколько часов и говорят об одном и том же. И мало того, что темы разговоров в сущности не меняются, так кроме этого каждый наверняка может предсказать точку зрения любого по любому вопросу.

Описанная ситуация – типичный случай ритуального общения, при котором главным является подкрепление связи со своей группой, подкрепление своих установок, ценностей, мнений, повышение самооценки и самоуважения. В ритуальном общении партнер – лишь необходимый атрибут, а его индивидуальные особенности несущественны. Это верно и тогда, когда мы хорошо знаем человека, и тогда, когда видим в первый раз. Важно только одно – его компетентность относительно конкретного дела.

В ритуальном общении для нас существенно следование роли – социальной, профессиональной или межличностной. Во многих случаях мы с удовольствием принимаем участие в ритуальном общении, в еще большем количестве ситуаций мы участвуем в нем автоматически, выполняя требования ситуации, практически не осознавая, что мы делаем. Но ритуальное общение редко преобладает в жизни. Оно бывает лишь прологом к другому общению – манипулятивному.

Манипулятивное общение. Это общение, при котором к партнеру относятся как к средству достижения внешних по отношению к нему целей. В манипулятивном общении мы «подсовывали» партнеру стереотип, который мы считаем наиболее выгодным в данный момент. И даже если у обоих партнеров имеются свои цели по изменению точки зрения собеседника, победит тот, кто окажется более искусным манипулятором, то есть тот, кто лучше знает партнера, лучше понимает цели, лучше владеет техникой общения.

Не следует делать вывод, что манипуляция – это негативное явление. По сути любое обучение, убеждение, управление всегда включает в себя манипулятивное общение. Именно поэтому эффективность этих процессов во многом зависит от степени владения законами и техникой манипулятивного общения.

Такое общение чрезвычайно распространено и существует в основном там, где существует совместная деятельность. Важно помнить об одном существенном моменте – отношении человека к манипулятивному общению и обратном воздействии манипулятивного стиля.

Гуманистическое общение. Это в наибольшей степени личностное общение, позволяющее удовлетворить такую человеческую потребность, как потребность в понимании, сочувствии, сопереживании. Ни ритуальное, ни манипулятивное общение не позволяют вполне удовлетворить эту жизненно важную потребность. Цели гуманистического общения не закреплены, не запланированы изначально. Его важной особенностью является то, что ожидаемым результатом общения является не поддержание социальных связей, не изменение точки зрения партнера, а совместное изменение представлений партнеров, определяемое глубиной общения.

Ситуация гуманистического общения всем известно – это интимное, исповедальное, психотерапевтическое общение. Оно связано с настроенностью и целями партнеров. Гуманистическое общение обуславливается не столько снаружи (целью, условиями), сколько изнутри (индивидуальностью, настроением). Это не означает, что гуманистическое общение не предполагает социальной детерминации. Очевидно, что человек, как бы он ни общался, все равно остается социальным. Однако в данном общении прослеживается зависимость от индивидуальности. В гуманистическом общении партнер воспринимается целостно, без разделения на нужные и ненужные функции, на важные и неважные в данный момент качества.

Основным механизмом воздействия является внушение, соучастие – самый эффективный из всех возможных механизмов. Важно помнить, что это обоюдное внушение, так как оба партнера доверяют друг другу, и поэтому результатом является не изменение точки зрения одного из них, а взаимное совместное изменение представлений обоих партнеров.

Заключение

Этика представляет собой систему знания об определенной области человеческой жизни, и в этом смысле мало чем отличается от других науки учебных дисциплин. Ее необычность обнаруживается только в одном: она уместна и полезна в системе образования в той мере, в какой само образование – представляет собой не просто обучение, расширение умственного кругозора, но еще и совершенствование, духовный рост личности.

Искусство общения, знание психологических особенностей и применение психологических методов крайне необходимы специалистам, работа которых предполагает постоянные контакты типа «человек – человек» — политикам, бизнесменам, менеджерам и многим другим. Таким образом, умение строить отношения с людьми, находить подход к ним, расположить их к себе нужно каждому. Это умение лежит в основе жизненного и профессионального успеха.

что это, примеры и основные модели, характеристика эмоционально-творческого жанра

Деловое общение

Общение в деловом стиле сейчас важно для представителей любых специальностей, так как успех в карьере во многом зависит именно от эффективной коммуникации. От обычного межличностного общения деловой стиль иногда значительно отличается и более того, на разных предприятиях и в разных сферах можно столкнуться со своими особенностями общения, которые приняты в данном кругу. Тем не менее, общие правила делового этикета едины для всех.

Специфика делового общения

На работе вся коммуникация сводится к решению тех или иных задач – именно это отличает деловой разговор от любого другого. Контакты по работе в высокой степени стандартизированы, поэтому в такой коммуникации остается мало возможностей для творчества. Тем не менее, даже в жестких рамках можно и нужно проявлять свою индивидуальность – это поможет быстрее найти контакт с новыми людьми, расположить к себе оппонентов и эффективно достичь поставленных целей. При этом важно учитывать специфические особенности, присущие корпоративному речевому этикету.

Деловая коммуникация бывает вертикальной и горизонтальной. Первый вариант подразумевает общение начальника и подчиненного – обычно это официально-деловой вариант, требующий соблюдения субординации. Горизонтальные связи подразумевают контакты с коллегами: к подобным разговорам можно подойти более творчески, обычно они требуют соблюдения меньшего числа правил.

Деловая коммуникация может проходить в рамках компании или подразумевать общение с потенциальными клиентами, партнерами или инвесторами. Такое общение будет иметь свою специфику. В частности, выстраивая внешние контакты, следует проявлять большую осторожность и подстраиваться под собеседника. Когда человек сможет понимать мотивы партнеров в процессе коммуникации, то может действовать смелее, например, умело использовать манипуляцию или вносить в разговор элементы межличностного общения.

В деловом разговоре важно учитывать специфику профессиональной деятельности. Если человек работает в банке или в юридической фирме, принятые стандарты взаимодействия с коллегами и начальниками будут максимально жесткими и официальными. Если же он работает в сфере искусства или в индустрии развлечений, то важна гибкость стиля – он должен быть деловым, но не слишком официальным. Может требоваться грамотное употребление сленга и профессионального жаргона.

Если в организациях со строгими правилами требуется лишь четкое соблюдение инструкций, то при более свободных правилах делового общения особенно важно уметь найти подход к каждому человеку.

Стили делового общения

Невозможно четко описать процесс общения и классифицировать все коммуникативные ситуации, дав им четкую характеристику. При деловой коммуникации, даже если она строго регламентирована, каждый участник диалога привносит что-то свое. Тонкости такого общения зависят от личности говорящего, его темперамента, опыта, целей и задач. Ситуации на работе также бывают комплексными, и в рамках одних переговоров параллельно решается целый ряд вопросов. Тем не менее, можно условно разделить деловое общение на три стиля:

  • Манипулятивный. Стиль подразумевает, что говорящий задает тему диалога и принимает решения по ходу дискуссии в одностороннем порядке. По сути, говорящий использует своего партнера для достижения тех или иных целей в процессе диалога, задает рамки беседы и наводит на ответы. Такая коммуникация характерна, прежде всего, для процесса корпоративного обучения. Кроме того, манипулятивный стиль может использоваться для осуществления контроля. Наконец, в процессе переговоров именно этот стиль позволяет настойчиво переубедить оппонента.
  • Ритуальный стиль в коммуникации служит для поддержания определенного имиджа. Этот стиль обычно наиболее регламентирован. Свои ритуалы могут быть в рамках одной компании, отрасти, а также единые для всех деловых людей. К этому стилю можно отнести будничное общение начальников с подчиненными, обсуждение организационных вопросов, поддержание деловых контактов с партнерами.
  • Гуманистический стиль подразумевает взаимную заинтересованность участников коммуникативной ситуации в общем деле. Это подразумевает взаимовыручку, помощь и поддержку, которую люди оказывают друг другу. Личностные качества партнеров не оцениваются с позиций хорошо или плохо, а просто принимаются во внимание. Данный стиль актуален для решения текущих рабочих вопросов в среде равноправных коллег с разной специализацией.

Направленность в деловом общении

Каждому стилю делового общения может соответствовать своя направленность. Под направленностью общения стоит понимать отношение одного человека к другому, которое имеет в своей основе требования конкретной ситуации, систему убеждений и опыт говорящего, а выражается она в выборе коммуникативных средств. Разные направленности могут быть уместными или неуместными в различных коммуникативных ситуациях.

Если человек хочет выстроить конструктивный диалог, то очень важно уметь общаться с разной направленностью – это зависит от целей и от поведения собеседника:

  • Диалогическая направленность – это направленность на взаимное уважение, сотрудничество и равноправный диалог. Она характерна для гуманистического стиля делового общения: открытость, свобода самовыражения и попытка взаимопонимания могут стать почвой для успешного сотрудничества и развития на равных.
  • Авторитарная направленность выражается в явном доминировании одного из партнеров в общении. Такой вариант может быть уместен для манипулятивного стиля.

Иногда авторитарная направленность также используется в ритуальном стиле: диалоги начальника и подчиненного с высокой степенью стереотипизации.

  • Манипулятивная направленность – это стремление получить собственную выгоду из коммуникативной ситуации. Наиболее характерна для манипулятивного стиля. Тем не менее, ситуации в рамках этого стиля могут быть очень разными: обучение подразумевает манипуляцию напрямую, а жесткие переговоры – скрытую манипуляцию. Для этих двух ситуаций требуются разные навыки в общении.
  • Альтероцентристская направленность – это ориентация на собеседника в процессе коммуникации, стремление его понять и удовлетворить его потребности. Такая направленность хорошо работает в процессе коммуникации с инвесторами, партнерами и клиентами. При этом наблюдать ее можно в гуманистическом, а иногда и в ритуальном стиле.
  • Конформная направленность – это ориентация на подчинение в процессе коммуникации, отказ от противодействия, реактивное общение. Уместной она будет в отдельных ситуациях в рамках ритуального стиля, а также такой подход характерен для коммуникации в манипулятивном стиле, когда один из партнеров доминирует в общении, а второй подстраивается. Например, такое происходит при обучении.
  • Индифферентная направленность чаще всего характерна для ритуального общения. Суть проблем, затронутых в общении, в этом случае игнорируется, диалог полностью стереотипизирован. Подобная направленность может быть уместна и в рамках манипулятивного стиля. Например, в процессе переговоров индифферентное общение является одной из основных моделей поведения.

Для гуманистического стиля такая направленность недопустима.

Основы грамотной деловой коммуникации

Сейчас существует множество тренингов по деловому общению, в которых представлены примеры диалогов и их детальный разбор. Тем не менее, лучше всего учиться на практике в процессе реальной коммуникации в разных жанрах делового общения. К жанрам можно отнести переговоры, интервью, совещание, деловую беседу, телефонный разговор. К эмоционально-творческому жанру относятся коммуникативные ситуации на стыке делового и межличностного общения.

Чтобы грамотно выбирать стили и направленность делового общения, необходимо обращать внимание на ряд важных нюансов:

  • В современной деловой культуре не принято злоупотреблять манипулятивным стилем в коммуникации: часто он бывает неуместен. В настоящее время даже при обучении нового персонала и стажеров зачастую используется гуманистический стиль – обучаемого стоит выслушивать, вести равноправный диалог, исходить из его личных качеств и давать свободу самовыражения, если это возможно. В процессе переговоров манипулятивный стиль может быть уместным, но отнюдь не всегда. Успехом можно считать, если удается решить проблему, используя гуманистический стиль так, чтобы все стороны остались довольны результатом.
  • Нельзя пренебрегать ритуальной коммуникацией. Любой человек разговаривает в подобном стиле чаще, чем он думает. Даже дежурные беседы с коллегами относятся именно к ритуальному стилю. Он позволяет поддерживать хорошие отношения и дружественную атмосферу в коллективе, даже если случаются какие-либо конфликты.

Кроме того, именно в рамках ритуального стиля зачастую заводятся и поддерживаются деловые контакты.

  • Гуманистический стиль является наиболее продуктивным для решения тех или иных задач в рамках одного коллектива. Тем не менее, при коммуникации в данном стиле очень важен равный вклад всех участников диалога, их активность и заинтересованность. Если кто-то начинает общаться в манипулятивной, конформной или индифферентной направленности, удержать коммуникативную ситуацию в рамках гуманистического стиля становится труднее.
  • Отнюдь не все рабочие ситуации полностью стандартизированы. Зачастую для налаживания продуктивного диалога очень важно открыться собеседнику, так как именно элементы личного общения в рамках делового зачастую помогают установить контакт, расположить к себе человека и добиться поставленных целей.

Подробнее о том, какие существуют стили делового общения, вы унаете из следующего видео.

Урок 13. общение — Обществознание — 6 класс

Обществознание, 6 класс

Урок 13. Общение

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке

  1. Общение – это процесс обмена информацией и взаимодействия между людьми.
  2. Зачем людям общение?
  3. Главное средство общения.
  4. Общение без помощи речи.

Тезаурус

Общение – это процесс обмена информацией и взаимодействия между людьми, основанный на восприятии и понимании друг друга.

Цель общения – это то, ради чего у человека возникает какой-либо вид активности.

Речь – это исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка, позволяющая человеку познавать окружающий мир.

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. Обществознание. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая и др. – М.: Просвещение, 2017.
  2. Клюева И.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. – Ярославль, 1997.
  3. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива: Система личных взаимоотношений. – Минск, 1994.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Общение – это процесс обмена информацией и взаимодействия между людьми, основанный на восприятии и понимании друг друга.

Вы, наверное, замечали, что некоторые люди коммуникабельны, общительны, умеют создать благоприятную атмосферу и поддержать хорошее настроение.

Другие, наоборот, неразговорчивы, угрюмы. Они вносят напряжённость и могут испортить настроение себе и другим.

Без общения человек не станет личностью. Уже с первых дней жизни младенец с помощью крика, мимики, жестикуляции выражает свои желание. Общение в таком возрасте сводится к удовлетворению самых простых потребностей ребёнка.

По мере взросления общение усложняется. В подростковом возрасте общение становится ведущим видом деятельности. У людей должна сформироваться культура общения, развиться способность регуляции речевых оборотов в зависимости от ситуации общения. Ребёнку необходимо общаться с взрослыми и сверстниками. Если он растёт без общения с людьми до пяти-шести лет, то ему трудно уже развиваться как полноценному человеку.

Общение присутствует в любом виде деятельности. Ведь общаться можно не только с человеком, но и с природой, и с любимым питомцем, и с книгой, и даже со своими игрушками. Не бывает бесцельного общения. Иногда оно нужно для того, чтобы поддержать разговор или разрядить обстановку. И только на первый взгляд кажется будто подобное общение «ни о чём». Самая главная цель общения – это общение ради самого общения. Оно нужно каждому из нас, чтобы разделить душевное состояние, посоветоваться, поделиться своей радостью или огорчениями.

Помимо цели в структуре общения учёные выделяют и его содержание. Это та информация, которой обмениваются люди в процессе общения. Она может быть самой разной. Мы рассказываем о том, как у нас дела, делимся впечатлениями от прочитанной книги, обсуждаем погоду, перенимаем опыт ухода за питомцем.

В ходе общения человек многое узнаёт о самом себе и оценивает себя глазами других людей. Поэтому в результате общение люди меняются, их личность развивается.

Речь является главным средством общения людей. Речевое общение бывает устным (например, разговор по телефону) и письменным (например, сообщение в социальных сетях). Вербальное общение осуществляется с помощью слов, к нему относится человеческая речь. Считают, что современный человек за день произносит примерно 30 тысяч слов. В письменном или устном тексте реализуется система языка. Язык – это система знаков и способов их соединения, которая служит для выражения мыслей или чувств и является важнейшим средством человеческого общения. К основным невербальным или неречевым средствам общения относятся жесты, мимика, пантомимика – походка, позы, осанка, общая моторика всего тела.

Есть и другие способы общения: от простых прикосновений до значков – символов общения в Интернете. Общение без помощи речи называют неречевым общением.

Слова не нужны, чтобы выразить внутреннее душевное состояние, чувства и эмоции. Как такое возможно?

Особое значение в общении имеет взгляд. Неслучайно говорят, что «глаза – это зеркало души». Они выражают интерес и внимание, радость и тревогу. Чем чаще люди смотрят друг на друга, тем лучше они начинают друг друга понимать.

В общении важна и мимика, т.е. движение мышц лица. Любые эмоции могут отражаться на лице человека. Особенно ярко это проявляется в детстве. Если у вас есть младший брат или сестра, обратите внимание на их мимику. Вы обязательно увидите, например, радость или раздражение, удивление или страх.

А по походке можно угадать не только настроение, но и профессию человека. Например, моряка, военного, балерину.

Люди далеко не всегда говорят то, что думают. Скрытые чувства находят выход через жесты. Например, скрещённые на груди руки сообщают о стремлении человека сохранить автономию. Вскинутая голова и задранный подбородок – признак агрессивности и враждебности. Низкую самооценку выдаёт опущенная голова.

Самые разнообразные чувства можно передать голосом, интонацией. Одни и те же слова, сказанные с разной интонацией, обладают различным смыслом. Например, слово «молодец» может выражать и похвалу, и разочарование в поступке другого человека.

Выделяют несколько видов общения. Деловое общение – это процесс взаимодействия между людьми, при котором осуществляется обмен информацией, касающейся каких — либо деловых задач. При досуговом общении организуются культпоход в театр, кино, галерею или выставку для приобретения школьниками социальных знаний. Межкультурное общение это связь и общение между представителями разных культур народов мира. Изучая иностранный язык или страны и народы мира, вы получаете знания по межкультурному общению. В типичных жизненных ситуациях установить контакт помогает ритуальная форма общения, которое проходит строго в соответствии с общепринятыми нормами и правилами этикета. Некоторые люди в силу профессии либо социального статуса не могут позволить себе общаться в другом стиле, к примеру, демократическом. Ритуальное общение – индивидуальный стиль общения, свойственный очень многим людям.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Что относится к неречевому общению? Выберите несколько вариантов ответа.

Приглашение в гости.

Рукопожатие с приятелем.

Беседа с учителем.

Скучающий вид.

Письмо бабушке.

Прощальный взмах рукой.

Ответ:

Рукопожатие с приятелем.

Скучающий вид.

Прощальный взмах рукой.

Пояснение: Вспомним, что означает понятие «неречевое общение» (или «невербальное общение»). Это взаимодействие между людьми без использования слов. Из приведённого списка примерами такого общения являются рукопожатие с приятелем, скучающий вид и

прощальный взмах рукой. В остальных ситуациях речь присутствует в письменной или устной форме.

Задание 2. Установите соответствие.

Деловое общение

Получение инструкций от начальника

Досуговое общение

Принятие военной присяги новобранцами

Ритуальное общение

Обучение европейца есть палочками в японском ресторане

Межкультурное общение

Обсуждение в кругу друзей прочитанной книги

Ответ:

Деловое общение

Получение инструкций от начальника

Досуговое общение

Обсуждение в кругу друзей прочитанной книги.

Ритуальное общение

Принятие военной присяги новобранцами.

Межкультурное общение

Обучение европейца есть палочками в японском ресторане.

Пояснение: Чтобы установить верное соответствие, необходимо обратиться к теории. Деловое общение представляет собой взаимодействие в профессиональной сфере. Ярким примером этого вида общения является получение инструкций от начальника.

Досуговое общение связано с приятным времяпрепровождением, отдыхом. К нему относится обсуждение в кругу друзей прочитанной книги.

Ритуальное общение это общение людей, которое проходит строго в соответствии с общепринятыми нормами и правилами этикета. Например, принятие военной присяги новобранцами.

Обучение европейца есть палочками в японском ресторане. Данный пример иллюстрирует межкультурное общение, потому что европеец и японец – это представители различных культур народов мира.

Стили общения — Энциклопедия безопасности

Каждая ситуация диктует свой стиль, поведение и действия, в каждой ситуации человек, разных «берет» себя. И если самообслуживание неадекватно, то связь затруднительна.

Существует четыре основных стиля взаимодействия: ритуальный, императивный, , манипулятивный и гуманистический.

Ритуальный стиль

Этому стилю обычно придается культура, в которой живет человек.Ритуал, например, будет стиля приветствий и вопросов, заданных при встрече, и ответов. Например, в американской культуре принят вопрос «Как дела?» Ответьте: «Хорошо», как будто на самом деле ни того, ни другого не было. В нашей культуре, как правило, отвечают «по существу», не задумываясь взвешивают отрицательные характеристики собственного существования. Человек, привыкший к другому ритуалу, будет озадачен, получил аналогичный ответ.

Императивный стиль

Это авторитарная, предписывающая форма взаимодействия.Цель императивного стиля — достижение контроля над поведением другого, над его ориентацией или принуждением к определенным действиям и решениям. Как средство воздействия на приказы, постановления и требования. Области, где достаточно эффективно используется императив общение — отношения «начальник — подчиненный», уполномоченные военные отношения, работают в экстремальных условиях.

Манипулятивный стиль

Если цель общения не завуалирована, то использование манипулятивного воздействия на стиль собеседника является скрытным.Цель остается прежней: добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. При манипулятивном общении собеседник рассматривается не как целостная личность, а как носитель определенных желаемых качеств манипулятора. Поэтому человек , выбранный в качестве основного манипулятивного стиля общения, со временем начинает фрагментарно воспринимать и самого себя, переходя на стереотипное поведение. Использование навыков манипулирования в одной области (например, в бизнесе) обычно приводит к передаче этих навыков во все другие сферы жизни человека.

Гуманистический стиль

К этому стилю относятся все виды диалогического общения: это равно общению , цель которого — взаимное познание, самопознание. Гуманистический стиль общения лишен императива и позволяет достичь глубокого понимания.

Ритуалов для общения | Etsy

Ритуалы для общения | Etsy

Чтобы предоставить вам лучший опыт, мы используем файлы cookie и аналогичные технологии для повышения производительности, аналитики, персонализации, рекламы и для улучшения работы нашего сайта.Хотите узнать больше? Прочтите нашу Политику использования файлов cookie. Вы можете изменить свои предпочтения в любое время в настройках конфиденциальности.

Etsy использует файлы cookie и аналогичные технологии, чтобы вам было удобнее работать, включая:

  • Основные функции сайта
  • обеспечение безопасных, безопасных транзакций
  • безопасный вход в аккаунт
  • с запоминанием учетной записи, браузера и региональных настроек
  • запоминание настроек конфиденциальности и безопасности
  • анализ посещаемости и использования сайта
  • персонализированный поиск, контент и рекомендации
  • помогает продавцам понять свою аудиторию
  • , показ релевантной целевой рекламы на Etsy и за ее пределами

Подробную информацию можно найти в Политике Etsy в отношении файлов cookie и аналогичных технологий и в нашей Политике конфиденциальности.

Необходимые файлы cookie и технологии

Некоторые из используемых нами технологий необходимы для критически важных функций, таких как безопасность и целостность сайта, аутентификация учетной записи, настройки безопасности и конфиденциальности, данные об использовании и обслуживании внутреннего сайта, а также для правильной работы сайта для просмотра и транзакций.

Настройка сайта

Файлы cookie и аналогичные технологии используются для улучшения вашего опыта, например:

  • запомнить ваш логин, общие и региональные настройки
  • персонализировать контент, поиск, рекомендации и предложения

Без этих технологий такие вещи, как персональные рекомендации, настройки вашей учетной записи или локализация, могут работать некорректно.Узнайте больше в нашей Политике в отношении файлов cookie и аналогичных технологий.

Персонализированная реклама

Эти технологии используются для таких вещей, как:

  • персонализированные объявления
  • , чтобы ограничить количество показов рекламы
  • , чтобы понять использование через Google Analytics
  • , чтобы понять, как вы попали на Etsy
  • , чтобы продавцы понимали свою аудиторию и могли предоставить релевантную рекламу.

Мы делаем это с партнерами по социальным сетям, маркетингу и аналитике (у которых может быть собственная собранная информация).Сказать «нет» не остановит вас от просмотра рекламы Etsy, но может сделать ее менее актуальной или более повторяющейся. Узнайте больше в нашей Политике в отношении файлов cookie и аналогичных технологий.

Воспользуйтесь всеми возможностями нашего сайта, включив JavaScript. Учить больше

Волшебные, значимые предметы вы больше нигде не найдете.

( 217 результатов, с рекламой Учить больше Продавцы, которые хотят расширить свой бизнес и привлечь больше заинтересованных покупателей, могут использовать рекламную платформу Etsy для продвижения своих товаров. Вы увидите результаты рекламы, основанные на таких факторах, как релевантность и сумма, которую продавцы платят за клик. Учить больше. )

Стили межкультурного общения: высокий и низкий контекст

Понятия высокого и низкого контекста относятся к тому, как люди общаются в разных культурах.Различия могут быть получены из степени, в которой значение передается через реальные слова, используемые или подразумеваемые контекстом.

Высокий контекст подразумевает, что во время связи неявно передается много невысказанной информации. Люди в высококонтекстной культуре, такой как Саудовская Аравия, как правило, придают большее значение долгосрочным отношениям и лояльности и имеют меньше правил и структур.

Низкий контекст подразумевает, что большой объем информации обменивается явным образом через само сообщение и редко является чем-то неявным или скрытым.Люди в культурах с низким уровнем контекста, таких как Великобритания, как правило, имеют краткосрочные отношения, строго следуют правилам и стандартам и, как правило, очень ориентированы на выполнение задач.

Понимание того, относятся ли ваши международные коллеги к высокому или низкому контексту, поможет вам адаптировать свой стиль общения и построить с ними более крепкие отношения. Эти концепции рассматриваются в рамках программ межкультурного обучения, таких как «Общение между культурами» и управление международными командами. Тренинг по культурной осведомленности, ориентированный на одну или несколько конкретных культур, таких как «Ведение бизнеса в Индии» или «Жизнь и работа в Китае», также будет посвящен этим концепциям.

При ведении бизнеса в высококонтекстной культуре, такой как Мексика, Япония или Ближний Восток, вы можете столкнуться со следующим:

  • Непонимание при обмене информацией
  • Впечатление от недостатка информации
  • Большой объем информации предоставляется невербально, например жесты, паузы, мимика
  • Акцент на долгосрочные отношения и лояльность
  • «Неписаные» правила, которые принимаются как должное, но незнакомцы могут легко их пропустить
  • Более короткие контракты, поскольку требуется меньше информации

С другой стороны, при ведении бизнеса в среде с низким уровнем контекста, например в Германии, Швейцарии или США, вы можете обнаружить следующее:

  • Все значения явно указаны в самом сообщении
  • Во избежание недоразумений предоставляется обширная справочная информация и объяснения устно.
  • Люди склонны к краткосрочным отношениям
  • Люди строго соблюдают правила и стандарты
  • Контракты обычно более длинные и подробные

Культуры с высоким и низким контекстом обычно соответствуют полихронным и монохромным культурам соответственно.В таблице ниже показаны некоторые общие предпочтения людей из культур с высоким и низким контекстом.

Высокий контекст Низкий контекст
Косвенные и неявные сообщения Прямые, простые и понятные сообщения
Поликрония Монохромный
Активное невербальное общение Низкое использование невербальной коммуникации
Низкое доверие к письменному общению Высокая степень использования письменного общения
Используйте интуицию и чувства для принятия решений Принятие решений полагается на факты и доказательства
Долгосрочные отношения Краткосрочные отношения
Отношения важнее расписаний Расписания важнее отношений
Сильное различие между группой внутри и вне группы Гибкий и открытый

Участвуя в программе межкультурного обучения, такой как Doing Business with India и Doing Business in the UK , вы получите полное представление о предпочтениях высокого или низкого контекста в стране или странах, где вы работаете, и влияние этих предпочтений на ведение бизнеса с ними.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *