Шоу Трумана / The Truman Show (1998)
Полнометражный фильм (номинация на «Золотой глобус»).
Другие названия: «Шоу Трумена» / «Шоу Трумэна» (варианты перевода названия).
США.
Продолжительность 103 минуты.
Режиссёр Питер Уир (номинации на «Оскар» и «Золотой глобус», награда Европейской киноакадемии).
Автор сценария Эндрю Никкол (номинации на «Оскар» и «Золотой глобус»).
Композитор Буркхард фон Даллвитц, автор дополнительной музыки Филип Гласс (премия «Золотой глобус»).
Оператор Питер Бизиу.
Жанр: комедия, драма
Краткое содержание
Труман Бербанк (Джим Керри, премия «Золотой глобус»), живущий в городке Сихэвэн, расположенном на живописном морском берегу, трудится страховым агентом и вполне счастлив в браке с Мэрил (Лора Линни). Он не догадывается, что на самом деле буквально с рождения является главным героем грандиозного телевизионного реалити-шоу, исполнительному продюсеру которого, Кристофу (Эд Харрис, номинация на «Оскар», премия «Золотой глобус»), удалось добиться популярности программы в мировом масштабе. Хотя нет: в последнее время Труман начал подозревать неладное…
Также в ролях: Наташа МакЭлхон (Лорен / Сильвия), Ноа Эммерих (Марлон / Луи Колтрейн), Пол Джаматти (Саймон), Холланд Тейлор (Анжела Бербанк / Аланис Монтклейр), Брайен Делейт (Кирк Бербанк / Уолтер Мур), Питер Краузе (шеф Трумана), Филипп Бейкер Холл (руководитель телесети), Филип Гласс (музыкант), О-Лан Джонс (официантка в баре).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 03.08.2022
Авторская оценка 8/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
За ним следят…Судя и по «Гаттаке» /1997/, и по некоторым другим постановкам Эндрю Никкола, этот выходец из Новой Зеландии не обделён режиссёрским дарованием. И всё-таки замыслу, который начинающий кинематографист вынашивал очень давно1, определённо пошло на пользу, что продюсер Скотт Рудин (между прочим, приобретший права за $1 млн.) и представители кинокомпании Paramount Pictures договорились с автором о привлечении признанного мастера. Питер Уир, уроженец соседней Австралии, приглашённый после отказа не менее именитых коллег, нашёл понимание, предложив отойти от атмосферы мрачного триллера, поскольку заглавной ролью заинтересовался Джим Керри, на тот момент уверенно удерживавший звание комика №1 в Голливуде. Съёмки несколько затянулись из-за того, что Эндрю пришлось шестнадцать раз переписывать (как минимум, дорабатывать) сценарий, а у «суперзвезды» оставались неисполненные контрактные обязательства. Тем не менее оно того стоило – и крайне необычный (по ряду параметров вплотную приближающийся к артхаусу, пусть и с бюджетом в $60 млн.) фильм стяжал шумный коммерческий успех, собрав в международном прокате $264,1 млн. А с течением времени значение кинопроизведения лишь возрастало…
Счастливый человек?Ярчайшим свидетельством того, какое влияние картина оказала на действительность по эту сторону кинополотна, стал даже не бум так называемых реалити-шоу, охвативший планету совсем скоро, с наступлением следующего столетия. Всё-таки элементы подобного зрелища, «заигрывающего» с подлинной жизнью, пробивались на том же американском ТВ аж с 1940-х годов. Естественно, неоднократно возникали схожие мотивы в литературе и в киноискусстве (как правило, с уклоном в научную фантастику). На мой взгляд, куда более красноречивы случаи, поведанные психиатрами, столкнувшимися с пациентами, подверженными «синдрому Трумана» – на полном серьёзе считающими себя главными героями снимаемой скрытыми камерами круглосуточной телепередачи и тоже настойчиво пытавшимися вырваться на свободу. Заслуга Уира и Никкола заключается не столько в раскрытии стремительно укрепляющейся функции mass media (постепенно набирал обороты и Интернет), когда миллиарды людей привязываются, точно к наркотику, к насквозь фальшивым «спектаклям». Ключевой момент здесь – что Бербенка эксплуатируют втёмную.
Начали одолевать сомненияЛев Толстой, помнится, не постеснялся признаться в увлечении в отрочестве идеями солипсизма (называемого «скептицизмом»), доведшими будущего великого писателя до состояния, близкого к сумасшествию, но постепенно – преодолёнными. Однако к концу XX века концепция мира, существующего лишь в сознании, будет облечена в научно-фантастическую форму Вачовски, обосновавшими гипотезу, что всё вокруг суть гигантская «матрица». «Шоу Трумана» – это своего рода репетиция, эксперимент in vitro с отдельно взятой личностью. Сможет ли индивид существовать не в объективно складывающихся обстоятельствах, а в ситуациях, придуманных импозантным Кристофом и разыгранных нанятыми артистами в специально возведённых в натуральную величину, дистанционно управляемых декорациях? В том-то и дело, что авторы убеждены в наличии чётких пределов контроля. Первым толчком, посеявшим семена сомнения в душу Бербенка, как раз стала техническая накладка – падение с «небес» (с потолка павильона исполинских пропорций) осветительного прибора. И чем дальше, тем больше странного происходит. Пытливый человеческий ум, как ни изощряется гениальный манипулятор, подмечает мелкие нестыковки, странные закономерности, неестественность поведения, приходя к неизбежному выводу о тотальном доминировании лжи. Керри получил редкостный шанс художественно переосмыслить привычную манеру комикования, местами обретающую драматические обертоны. Неудивительно, что актёр постарается развить нащупанную линию.
Какой чудесный день!Сложно не заметить, что паспортные данные рядового страхового агента – «говорящие». Имя, мало того вызывает ассоциации с Президентом США, встретившим победу над нацистами и японскими милитаристами, а вскоре взявшим курс на другую, «холодную» войну, звучит красиво – как «true man», ‘подлинный человек’. Но в сочетании с фамилией, отсылающей к калифорнийскому городу с репутацией «медиастолицы мира», волей-неволей возникает иронический смысл. Кристоф, повелевая людьми, техникой, природными стихиями, искренне считает себя всемогущим, аки Бог, но на поверку уподобляется Антихристу (так сказать, Christ Off’у) или даже змию-искусителю, стремясь по собственному произволу лишить человеческое существо свободы воли. Казалось бы, Труман, реализовавший дерзкий план, обнаруживший незаурядные личные качества, преодолевший глубинные страхи (включая искусственно привитую гидрофобию), одерживает верх, напоследок подразнив незримого оппонента фирменным приветствием. Однако финал не так прост, как кажется на первый взгляд. То, что для Бербенка, официально усыновлённого в младенчестве корпорацией, обернулось хеппи-эндом, вовсе не является счастливым концом у тех, кто прилип к экранам телевизионных приёмников по всему свету: в их жизнях не поменялось ровным счётом ничего!
.
__________
1 – Сценарная заявка объёмом в одну страницу с рабочим названием «Шоу Малкольма» была написана ещё в мае 1991-го.
Прим.: рецензия публикуется впервые
рецензия на фильм «Главный герой» с Райаном Рейнольдсом в главной роли – Peoplenews.uz
Обзоры 15:55 | 19.8.21
Фильм хорош собой от сценарной составляющей до харизматичных актеров.
В последнее время мне очень везет на фильмы и сериалы. Настолько не привык пачками видеть качественный контент, что уже начал сомневаться и искать подвох в происходящем. Не сказать, что я шел в кинотеатр с большими ожиданиями или надеждами, возможно это и сыграло ключевую роль в получении удовольствия от просмотра картины Шона Леви. Также хочется отметить и факт того, что я не вникал в синопсис до просмотра фильма и зайдя в зал не имел представление, что сейчас будет крутиться на экране. И как же здорово, что именно так все произошло.
Быстро пройдемся по сюжету «Главного героя», а после я расскажу вам о плюсах и минусах картины.
У сотрудника крупного банка все идет по накатанной, пока однажды он не выясняет, что окружающий его мир — это часть огромной видеоигры, а сам он в ней — всего лишь второстепенный персонаж. Хватит ли у него духу переписать свой код, обратить на себя внимание прекрасной девушки и, наконец, спасти мир? Одним словом, получится ли из него главный герой?
Фильм хорош практически во всех своих аспектах. Начиная от сценарной составляющей и динамикой повествования, кончая харизматичными актерами и подходящим музыкальным сопровождением. Да, есть ощущение, что под конец просмотра картины тебе уже тяжеловато дается принятие происходящего. Сократи, создатели, ленту на минут 20 то возможно у них получилось бы поймать ту самую золотую середину. Но имеем, что имеем и реальность эта неплоха. Плюс ко всему, хочется сказать пару слов про сам концепт виртуальной реальности и главных героев, что в ней оказываются.
Со времен выхода уже культового фильма под названием «Шоу Трумана», на моей памяти, никому не удавалось успешно делать кино в таком же ключе. То, как главный герой приходит к пониманию и осознанию того, что реальность, в которой он живет, на самом деле иллюзия — не нова, но и обыграна она в крайне малых количествах фильмов. Создатели картины «Главный герой», в свою очередь, справились со своей задачей больше, чем просто хорошо.
Издание THR на днях сообщило, что картина Шона Леви заработала за первый уик-энд в Северной Америке 28,4 млн долларов. Это почти в два раза лучше, чем аналитики прогнозировали на самом старте проката. Таким образом, блокбастер даже побил «Отряд самоубийц», который на прошлой неделе заработал 26,5 млн. Да, фильм Джеймс Ганна вышел также и на стриминге, но у «Главного героя» 100 млн бюджет, плюс ко всему, нельзя забывать про средства, выделенные на рекламу.
Также есть информация, что «Главный герой» получит продолжение. Уже! Об этом заявил в своем твиттере исполнитель главной роли Райан Рейнольдс. Никаких подробностей сюжета естественно нет, но Disney, очевидно, довольны результатами бокс-офиса и восторженными отзывами критиков и зрителей. А вот вернется ли к проекту Шон Леви, режиссер данной картины – пока неизвестно. В любом случае, это хорошая новость, которая не может не радовать. Хороших фильмов, как мы помним с каждым годом, становится все меньше, а картины на подобии «Главного героя» еще вселяют в нас надежду на светлое будущее.
Автор: Баграт Арутюнян
Шоу Трумэна | Обзоры фильмов
Рецензия на фильм Джеймса БерардинеллиТрумэн Бербанк (Джим Керри) — звезда самого популярного шоу в истории телевидения. Для 10 909 дней, он был в эфире, с использованием 5000 камер, чтобы показать каждый момент каждого дня жизнь одного человека. Публике это нравится — есть наркоманы Трумэна, которые ложатся спать с включенным телевизором. и у кого в ванной установлены гарнитуры, чтобы ничего не пропустить, когда они принимают ванну. Каждый человек в «Шоу Трумана» — актер, за одним важным исключением: главный герой сам персонаж. Ибо, пока все вокруг Трумэна играют свою роль, он весело невежественен. о правде. Он думает, что это все реально, и его неосведомленность о ситуации дает программе его основной призыв — в Трумэне нет ничего поддельного. Однако однажды, когда бывший актерский состав пробирается обратно на съемочную площадку с предупреждением для звезды, Трумэн начинает подозревать что внешность может быть обманчива.
Для тех, кто сетует на постоянное отсутствие оригинальности в Голливуде (как это часто делаю я), The «Шоу Трумана » — долгожданный сюрприз. На протяжении многих лет было много сатиры о власть телевидения, но никто не пошел по этому пути. Режиссер Питер Вейр, чьи прошлые заслуги включают Witness, Dead Poets Society и Fearless объединили эту поучительную историю о силе СМИ с удивительно трогательной (хотя и несколько неровной) драмой о поисках смысла жизни одним человеком. Единственное, что мне интересно, сможет ли что-то такое причудливое найти достаточно большую аудиторию, чтобы оправдать бюджет.
Paramount Pictures явно использует Шоу Трумана в качестве примера лета. контрпрограммирование. Фильм начинается спустя две недели после Годзиллы и объявляет о своих намерениях первой строчкой: «Надоели пиротехника и спецэффекты…» Но мы? Что еще более важно, является ли притяжение Джима Керри достаточно сильным, чтобы заполнить кинотеатры показом этого фильм, особенно когда его роль здесь находится в световых годах от забавного персонажа, которого он обычно играет? И насколько плохо будет маркетинг Шоу Трумана как комедия навредила фильму, когда зрители понимают, что это не так? Эти вопросы, лежащие в основе надежды картины на успеха, будет дан ответ довольно быстро, как только он будет выпущен.
Для недоброжелателей Керри, которых легко вывести из себя выходками комикса с резиновым лицом, The «Шоу Трумана » открывает глаза. Мало того, что Керри остается под жестким контролем и царил, но было бы справедливо назвать его выступление одновременно сдержанным и эффектным. Демонстрируя обаяние и харизму Тома Хэнкса или даже молодого Джимми Стюарта, Керри развивает симпатичных персонажей, которые необходимы фильму такого рода для успеха. Он умело при поддержке актерского состава, в который входят Лора Линни в роли телевизионной жены Трумэна и Наташа МакЭлхон в роли его одна настоящая любовь, Ноа Эммерих в роли его лучшего друга и Эд Харрис в роли «Бога», создатель и режиссер.
Большинство современных фильмов идут слишком долго, но Шоу Трумана на самом деле слишком короткий. А значительное количество полезного материала остается неисследованным. (Например, один вопрос, никогда не отвечал, занимается ли Трумэн сексом со своей женой-актрисой.) знать кое-что о личном давлении, с которым столкнулись актеры в «Шоу Трумана» и многом другом о невероятно сложной логистике контроля и съемки всей жизни одного человека. Сюжетно, фильм немного грубоват по краям, как будто было снято намного больше, чем показано. вверх на экране, но, хотя поток может быть немного не в порядке, нетрудно следить за тем, что происходит.
Стилистически Шоу Трумана использует интересный подход, перемежая документальный например, интервью и длинные отрывки из программы (их можно определить по эллиптической матовая рамка вокруг кадра) с кадрами «реальной жизни» режиссера и людей за кадром. Плотина не первый кинорежиссер, применивший эту технику (это главный элемент «мокьюментари»), но он использует ее для хороший эффект, и он хорошо работает в контексте этого фильма. Что касается откровенной сатиры и комедии, очевидное использование продакт-плейсмента вызывает самые большие насмешки и несколько «страх перед плакаты о путешествиях (предназначенные для того, чтобы Трумэн не выезжал за пределы созданного им родного города Сихейвен) веселые.
Как интригующее, хорошо написанное развлечение и мягкий социальный комментарий, The Шоу Трумана
Режиссер: Питер Вейр
В ролях:
Джим Керри, Лора Линни, Эд Харрис, Ноа Эммерих, Наташа МакЭлхон, Холланд Тейлор, Тед Рэймонд
Сценарий: Эндрю Никкол
Оператор: Питер Бизиу
Музыка: Буркхарт Далвиц
Дистрибьютор в США: Paramount Pictures
Продолжительность: 1:43
Дата выпуска в США: 05.06.1998
Рейтинг MPAA: «PG» (ненормативная лексика)
Жанр: ФЭНТЕЗИ
Субтитры: нет
Театральное соотношение сторон: 1,85:1
1998 Movie – The Hollywood Reporter
5 июня 1998 года Paramount представила в кинотеатрах концептуальную драму Джима Керри «Шоу Трумэна». Фильм получил три номинации на 71-й церемонии вручения премии «Оскар», в том числе за Эда Харриса в категории актеров второго плана, Питера Вейра за режиссера и Эндрю Никкола за сценарий. Оригинальный обзор The Hollywood Reporter приведен ниже:
Сатира оруэлловского масштаба, « Шоу Трумана » Питера Вейра — это искусно задуманный (Эндрю Никколом) и мастерски исполненный предостерегающий рассказ, который пощекотал бы покойного гуру СМИ Маршалла Маклюэна.
Во многом логическое продолжение MTV «Реальный мир » — не говоря уже о новаторской саге 70-х годов «Громкая семейка» — рассматриваемое шоу касается некоего Трумэна Бербанка (Джим Керри в прорывной роли, которую он так долго ждал), невольная звезда 30-летней круглосуточной трансляции всего его существования.
Подобно экранным наивным людям Джорджу Бейли, Ченсу Гарднеру и Форресту Гампу до него, Трумэн — ребенок с широко открытыми глазами в лесу, чье защищенное существование вот-вот получит грубое пробуждение.
Весьма удовлетворительная картина должна стать одним из самых популярных и прибыльных релизов Paramount в этом году. Но то, что Вейр избегает играть на эмоциях публики, хотя и достойно восхищения, в конечном итоге лишает Трумэна достижения результатов размером с Гампа .
Детище гонящегося за рейтингами самозваного Свенгали, известного под именем Кристоф (Эд Харрис), шоу в рамках Шоу Трумана удерживает зрителей во всем мире прикованными к своим декорациям более 10 000 недель, когда-либо с тех пор, как нежеланный ребенок был вырван из чрева матери и помещен перед скрытой телекамерой.
Спустя три десятилетия и около 5000 миниатюрных камер первый ребенок, законно усыновленный корпорацией, бессознательно вырос в тщательно контролируемой, полностью сфабрикованной среде.
Каждый аспект любимого Трумэном, идеального острова Сихейвен, как на открытке, был тщательно поставлен — от захватывающих дух закатов до его отношений с невероятно веселой женой (Лора Линни), любящей матерью (Холланд Тейлор) и самым лучшим приятель (Ноа Эммерих), все актеры, которым удается использовать презентацию продукта в своих выступлениях.
Но серия технических сбоев, в том числе неправильный радиосигнал в его машине и незапланированное появление его отца, который давно думал, что утонет, заставили Трумэна постепенно узнать правду о своей жизни.
Вейр — талантливый режиссер, в чьих лучших работах часто участвуют отчужденные, будь то журналисты ( Год опасной жизни ), мать и ребенок амишей ( Свидетель ), школьные учителя ( Общество мертвых поэтов ) или авиакатастрофа выжившие ( Бесстрашный ). Шоу Трумэна с искусным сценарием Никкола, напоминающим язвительное остроумие Пэдди Чаефски, идеально вписывается в это произведение.
Фильм также поддерживается тщательно продуманной, прекрасно сыгранной игрой Керри, которая, наконец, раскрывает его долгожданный потенциал как многомерного комедийного актера с будущим Робина Уильямса/Тома Хэнкса.
Харрис также эффективен в роли спокойного контролирующего создателя Трумэна, человека, который может отдать команду «Покажи солнце!» с непринужденным апломбом.