21.09.2024

Рецензии горькая луна: Все отзывы о фильме «Горькая луна» (Франция, Великобритания, США, 1992) – Афиша-Кино

Содержание

Все отзывы о фильме «Горькая луна» (Франция, Великобритания, США, 1992) – Афиша-Кино

Все отзывы о фильме

Bitter Moon, Франция, Великобритания, США, 1992

О фильме В ролях Отзывы (13)Похожие

Рецензия «Афиши» на фильм

Михаил Брашинский

503 отзыва, 511 оценка, рейтинг 1018

9

Зажав в угол кубрика закомплексованного британца (Грант), плывущего с женой (Скотт Томас) спасать душу в Индию, парализованный писатель Оскар (Койот) рассказывает историю своей любви: как встретил ее (Сенье) в парижском автобусе, как гуляли ночи напролет по Монмартру, как, спасаясь от скуки, играли в пастушка и свинку и как в конце концов она привязала его к себе инвалидным креслом.

На фильм буквально ополчились критики во всем мире, объявив его продуктом старческой импотенции пошляка режиссера. Как обычно, Поланского обвинили в грехах его персонажей, и, как обычно, он сам дал для этого повод. В отличие от посредственного писателя Оскара, в чьем арсенале одни клише и вульгарности, Поланский рассказывает все же другую историю — не любви, а историй любви; фильм об их языке. Ставя нас на место лицемера британца, которого неотразимо манит замочная скважина, Поланский решает подлинно хичкоковскую задачу: спровоцировать нас на аморальность, чтобы тут же ткнуть ею в лицо. То, что подглядывать он нас заставляет за собственной молодой женой (Сенье), разумеется, прибавляет акту рискованности. Но грань, отделяющая хорошего режиссера от плохого писателя, размыта: Поланский комментирует пошлость, одновременно возводя ее в норму стиля и — уже в совсем невероятном гамбите — открывая в ней бездну искренности. Это его коронный номер: взять человеческие отношения и опошлить — так, чтобы не ему, а нам стыдно было.

1 января 2001

Лучшие отзывы о фильме «Горькая луна»

    • M_Thompson

      1370 отзывов, 1411 оценка, рейтинг 588

      7

      Во время трансокеанского маршрута по пути в Индию чета молодых людей Найджел (Хью Грант) и Фиона (Кристин Скотт Томас) встречает довольно необычную парочку – мужчину на инвалидном кресле по имени Оскар (Питер Койотт) вместе с его сексапильной женой Мими (Эммануэль Сенье). Точней, с последней случайно знакомится Найджел, но Оскар этот момент знакомства наблюдает лично и довольно неожиданно на него реагирует, спрашивая у более молодого человека, не испытывает ли тот сексуального влечения к Мими. Понятное дело, Найджел рассказывает об этом своей жене, но сам оказывается действительно заинтригован новым знакомством, проводя вечера в обществе Оскара, который начинает изливать тому душу, рассказывая потрясающую по разврату и пошлости историю знакомства с Мими. Фиона же, понятное дело, во всем подозревает похоть собственного мужа, видя во всем для того повод увидеться с притягательной красоткой. Все это накладывается на довольно больную для супругов тему желания иметь детей и выплескивается в весьма неожиданную, чего уж там, развязку.

      Как-то в конце 70-х Роман Полански в одном из интервью заявил, что обычная любовь кинематографу не интересна, обычная любовная история – это скучная любовная история и что вызывает волнение и пристальное внимание – это разного рода сексуальные извращения. И вот, в начале 90-х он снимает фильм на основе романтической истории, в которой есть, пожалуй, все, за исключением нормальных семейных отношений. Точней они там есть, но раскритикованы в такой пух и прах, что действительно, как-то неловко. На замену утихающей страсти, Полански предлагает раскрытие подавленных сексуальных перверсий, которые тоже, впрочем, до хорошего не доведут, если верить финальной части, ибо отношения, построенные исключительно на страсти, тоже обречены, когда утихнет страсть, какими извращениями ее не подпитывай. В принципе, в этом отношении режиссер вновь тематически оказался близок Сколимовски и Линчу, не в первый и не в последний раз в фильмографии, которая к этому времени, казалось, катилась на спад, но в результате приобрела какие-то пока странные, но оптимистические очертания.

      В принципе, «Горькая луна» является прямо-таки точкой тяготения всего творчества Полански периода 80-90-х, если говорить о фильме в разрезе роли для всей фильмографии целиком. То есть тут есть и почти порнографическая составляющая из «Что?», есть вызывающая моральная смелость из «Тупика», есть садомазохистские отношения (даже в гораздо более явном виде) из «Ножа в воде» и болезненное влечение из «Китайского квартала». Конечно, не представлена в этом фильме мистическая часть творчества, но если разобраться, вся мистика в творчестве Полански сводится к тем или иным совершенно не мистическим моментам. Зато есть гротескный юмор, так хорошо известный по «Пиратам» и «Бесстрашным истребителям вампиров» и есть никуда не девающийся пессимизм, к концу фильма и вовсе играющий решающую роль во всем этом фарсе. Итого – пошлый, вульгарный фильм про извращенцев, но знаменующий возвращение большого режиссера.

      10 апреля 2012

    • Иван Васильевич

      410 отзывов, 538 оценок, рейтинг 197

      7

      Неудачный писатель встречается с симпатичной раскрепощённой танцовщицей, влюбляется и у них начинается бурный роман. К чему он приведёт — сложно предугадать.
      Фильм сделан как сказки Шахиризады — этот писатель рассказывает свою историю случайному знакомому, прерываясь в самых интересных местах.
      Очень интересный фильм. Чувства и страсти кипят просто через край. Только вот любовь ли это?. . Сомневаюсь…

      9 декабря 2010

    • Птичка

      79 отзывов, 275 оценок, рейтинг 179

      9

      Как ни странно, но добрую половину фильма я страдала от скуки и держалась только на репутации Поланского и легенде, окутывавшей мелодраму и начало 90-х. Но потом, где-то в середине, меня осенило, и я поняла всю его гениальность.

      Те, кто знаком с творчеством Захер-Мазоха (основоположником мазохизма) и его «Венерой в мехах» — поймут меня. Помню, как я была шокировала той книгой; как много она объяснила мне и помогла выбраться из постлюбовной паутины… И, почувствовав в фильме знакомые интонации, я простила ему всё и с наслаждением и упоением начала смотреть на всё по-новому.

      Сначала мне было дико жалко ту девушку. Потом я офигевала от её настойчивой мести. А «хэппи-энд» в конце вообще расставил всё по местам.

      В общем, фильм, действительно, не обязательный к просмотру. Но своё очарование от него всё же можно получить.

      2 января 2012

    • Сергей Павлов

      206 отзывов, 208 оценок, рейтинг 112

      5

      Красивый, подробный роман о садомазохистской страсти между двумя людьми, заметно испорченный резким, скомканным финалом.

      20 августа 2014

    • Кристина

      80 отзывов, 289 оценок, рейтинг 101

      9

      Когда зритель начинает смотреть этот фильм, первое, что он видит — это плотские наслаждения, невозможное извращение и кажется. что жанр фильма совсем не драма, а тот, что запрещен для просмотра детям. Скажу честно, я не из той категории людей, которые наслаждаются постельными сценами, лесбийскими поцелуями и актами садомазо. Легко понять, почему на этот фильм ополчились критики. И в то же время трудно, потому что их статус обязывает понять, что это лишь провокация. Через некоторое время ты втягиваешься и понимаешь, что фильм собственно о другом. И уже мелькающая в кадре, простите, задница жены самого Поланского, воспринимается лишь как инструмент, чтоб показать весь драматизм большой страсти.
      Мне давно известна истина, чем больше радуешься, тем больше потом будешь плакать. Преимущество маятника. И вот писатель Оскар и его жена Мими, сходящие с ума друг от друга, в конце фильма точно также сходят с ума, но уже со знаком минус. Как неистово они доводили друг друга до экстаза, так неистово они доводят друг друга до отчаяния. Неизбежен конец, когда уже прикованный к инвалидному креслу 50-летний Оскар, стреляет в спящую Мими, а потом и в себя. За всем этим наблюдает супружеская чета англичан, у которых никогда и не было ничего подобного. И, видимо, не будет. Но мы не можем назвать это «золотой серединой». Это еще один пример того, как не надо. И вот уже выбор за нами…

      15 января 2009

    • Анастасия Зарецкая

      53 отзыва, 67 оценок, рейтинг 21

      9″От страсти до садизма один шаг»

      … сказал Паскаль Брюкнер, чей роман перенес на экран Роман Полански, достаточно сильно его поэтизировав. Но это и не удивительно. Описать грязь красиво словами намного сложней, чем красиво ее визуализировать. Большинство, отчего-то считают, что это фильм о всепоглощающей любви и страсти, «о том, что бывает лишь раз в жизни и то не у всех», но мне кажется, это в корне неверно, история повествует об отсутствии любви и о том как герои подменяют это понятие, в страхе перед пустотой и скукой.

      Сюжет представляет собой рассказ в рассказе. Непримечательная британская супружеская пара (Найджел и Фиона) направляется теплоходом в Индию, с целью внести новизны в свои целомудренные отношения. На борту они случайным образом знакомятся с чудаковатым инвалидом по имени Оскар и его невозможно красивой молодой женой Мими. Оскар находит в Найджеле благодарного слушателя и рассказывает ему грустную шокирующую и невероятную историю своей любви. Сначала невинного Найджела смущают некоторые подробности чужой личной жизни, что-то вызывает отвращение, но так как Оскар не выкладывает сразу всю подноготную, а делит ее на несколько аппетитных порций, Найджел интригуется все больше и после каждой «главы» Оскар и Мими предстают для него в кардинально новом свете.

      Сама история оказывается незамысловатой: встреча, влюбленность, кратковременное счастье, угасание чувств и наконец, разрушение отношений. Здесь то и наступает самое интересное: герои начинают причинять друг другу боль, не физическую, так психологическую, следуя общеизвестному мнению о восполнении сексуальной неудовлетворенности с помощью вымещения своей злости на окружающих, сходя с ума, испытывая удушающее чувство пустоты и исчезновения любви, воздвигая на ее место телесное и физиологичное. Примечательно что и проблема в отношениях первой пары, Фионы и Найджела, по сути, такая же как и у Оскара с Мими — подмена понятий и пресыщение, просто они по разному пытаются замаскировать эту проблему. Похоть и садизм в первой паре такие же как и во второй, разве что запрятаны до поры до времени.

      Фильм получился очень личным как для зрителя (т. к. освещается проблема многих отношений), так и для режиссера, жена которого исполнила роль Мими. Просто невозможно поверить, что все происходящее на экране не было основано на личном опыте Полански, который от того и взялся за экранизацию романа.

      Концовка не дает точных ответов на возникшие вопросы, но хочется надеяться, что индийская девочка-посланник, пожелавшая героям счастливого нового года в финале, стала, своего рода, благословением для них. И что настоящая любовь — это не «два одиночества, совокупившиеся с целью породить недоразумение».

      23 марта 2015

    • Vega

      17 отзывов, 55 оценок, рейтинг 16

      7

      Здесь много писали о вульгарности и пошлости, почему? Автор создает два диаметрельно противоположных персонажа: расскованного писателя и консервативного англичанина. Людей часто пугают «неприкрытые» чувства. Со всеми их недостатками, пороками, пародоксами… Мы начинаем мыслить строго в рамках приличий, и любое отклонение от них запускает программу невосприятия.
      Выбирайте сами, кому симпатизировать.

      14 августа 2009

    • Люляки Баб

      16 отзывов, 16 оценок, рейтинг 12

      9


      Так получилось, что за последнее время мне множество раз пришлось вспомнить «Горькую луну» Полански. Пришло, видно, время прошептать в ямку все, что я к ней, к «Луне», имею.
      Тут как-то мне предложили составить десятку главных для меня фильмов… «Надо подумать, — говорю я, — а если не думая, то вот вам сразу «Горькая луна».

      Для меня «Луна» — веха, разделившая мое восприятие всяких проделок Марса и Венеры на «до» и «после».

      У главной героини в фильме две жизни, с душой и без души — после того, как душа умерла от горя. Когда душа выключается из жизненного процесса, и остается только тело, то боли больше нет, а есть невыразимая легкость бытия, и крутость, и ваще – все под контролем. Я очень позавидовала этому периоду у героини, потому что мне самой тогда, когда я смотрела в первый раз, было очень больно. Я принялась репетировать жизнь без души, вслед за героиней. Только выбрала для этого почему-то не страшную Синюю Бороду, а безвредного Емелю-дурака… и принялась танцевать перед ним так, будто меня никто не видит, и петь так, будто меня никто не слышит, и говорить, будто мне все-все равно, и все по фигу, и на все наплевать, и ни до чего нет дела…
      А, кстати, и нетрудно даже это, если перед тобой пустое место… С Емелями, знаете ли, работает… влюбила в себя совершенно ненужного мне мужика. А того, о ком болела душа, так и не влюбила.

      Но вообще-то «ГЛ» не только про душу, а и про тело тоже. Да еше как про тело. Высоконравственным зрителям смотреть категорически не рекомендуется.

      ( А приходилось ли вам встречать больных рахитом основного инстинкта? Мне, увы, выпал и такой невероятный опыт. Тяжелые формы рахита могут привести к полной ампутации оного инстинкта и его замене на круглосуточное программирование в Линуксе либо футбольное фанатство, тоже круглосуточное. )

      Так вот, один такой программист взял у меня кассету с «ГЛ» и вскоре вернул, отводя глаза и что-то мямля про здравствуйте-я-ваша-тетя, которая внезапно нагрянула откуда-то как раз в момент просмотра, и досмотреть не было никакой возможности.
      И я даже подозреваю, на чем этот дяденька сломался. Есть там такая сцена – ого-го! И хрюкотали зелюки, как мюмзики в мове!
      Не смог бедолага-ампутант через это перешагнуть. Так что я вас предупредила.

      И еще одна моя подружка то ли не досмотрела до конца, то ли досмотрела и возмущалась… да, кажется, второе. Ну, там у подружки умища палата, причем умища такого, неженского, а вычислительно-математически-кибернетического. Выпускница ВМК МГУ, в общем, — не фунт изюму. На страдания героини она пожала плечами и сказала: ну и дура! Нашла из-за чего убиваться!

      Так что все вам я вроде сказала… кроме того, что, там, где любовь, там всегда проливается кровь. Но, показав трагедию, в конце фильма Полански намекает на свет в конце туннеля. И правильно делает – так мне кажется.

      16 сентября 2011

    • ella_ellochka

      10 отзывов, 13 оценок, рейтинг 9

      9

      «Горькая луна» — мой любимый фильм! Удивительно показан путь развития и краха отношений! Люди позволяют себе всё больше и больше, пока не начинают причинять боль друг другу, но не быть вместе уже не могут… Показан весь трагизм любви, жизни, удивительный фильм! Всем рекомендую!

      31 января 2008

    • Татьяна Тусяйкина

      9 отзывов, 26 оценок, рейтинг 5

      7

      Фильм о том, какой страстной, хрупкой, жестокой, поглощающей, сумасшедшей, несчастной и разрушительной может быть ЛЮБОВЬ.
      Жестокость любящих людей друг к другу. Как в один миг переступаешь грань между любовью и ненавистью. Как мужчина в один миг обожествляет женщину, а через мгновение выходит из самолёта, бросая её на борту.
      «Причинять боль человеку, который для тебя ничего не значит, совсем не весело. «
      Он рассказал историю. Историю их отношений.И когда не знал какой будет концовка, поднес спичку к урне и сжег её до тла.

      8 марта 2009

    • Нина Берг

      1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 2

      7

      Итак, «Горькая луна». Режиссёр – скандальненький Роман Полански, зритель – совершенно неискушённая в современном кино я. Вот и поговорили. О чём? Дальше – поток сознания.

      Ожидала какую-то необычную картинку. Ну там не знаю, что приходит в голову при словах «современное кино» — чёрно/белые вставки, дрожащая камера, искажённые крупные планы, дальше фантазия отказывает. А на экране – всего лишь закос под сериал: довольно статичные кадры моря и теплохода («Париж – Рим – Париж – Стоп, я выхожу»), никакой особой динамики в съёмках закрытых помещений. Это несколько неожиданно. Создаёт ощущение жвачки, цикличности, обыденности и, в общем, регулярности событий. Видать, так и задумано. А может, просто кино старое.

      Немножко про эротику. Её там полно, и вполне невинной – так, настроение создать. Почему-то в рецензиях часто пишут про какие-то мегаэротические сцены – ну, наверное, это смотря кто смотрит. По понятным причинам меня ничего, кроме последнего танца героинь, нисколечко не «торкнуло». Стало быть, настроение фильма до конца поймать мне тоже не удалось. Ну, собственно, да, есть такой естественный ограничитель, вроде дальтонизма, что поделать.

      Как читать сюжет. Во, тут интересно. Я вижу несколько вариантов разной степени привлекательности, выбрать пока не могу.

      Предположим, герой, молодой кавалер, старый графоман, свихнулся на теме «Моих книг никто не читает» и понял, что вместо манипуляций выдуманными героями вполне можно поставить пьесу с живыми куклами. И вовлечь зрителей в своё художественное произведение, повлиять на их жизнь самым непосредственным образом. Это же предел мечтаний любого автора.

      Но в себе он не уверен. Если не воспринимают его тексты – с чего вдруг будут воспринимать постановки? Страшно. Надо зацепить и удержать. Это легко сделать методами бульварной прессы: романтическая история встречи двух любящих сердец, непристойные подробности личной жизни, погибшее невинное дитя (аборт в западной культуре тоже годится), месть коварному соблазнителю, жестокие скелеты в шкафу внешне пристойных отношений – короче, грязное бельё во всех вариантах.

      И обязательно должна быть надежда на приятный для читателя исход. Если в бульварной прессе таковым является отстранённость и самодовольство: «Хорошо, что у меня всё хорошо и всё не так, можно всласть поосуждать вот этих, которые живут неправедно и заслуженно страдают», то в реальности вполне годится конфетка: «Дослушай, и получишь приз».

      А поскольку в обычных жизненных ситуациях зритель всегда может встать и уйти, а читатель – захлопнуть книгу – его надо поймать там, где он не отвертится. Замкнутое пространство теплохода с его повышенным уровнем скуки – неплохой вариант.
      Сначала послушать автора от нечего делать, а потом подсесть на иглу низменных инстинктов и попасть на приманку приза – работает всегда. Стокгольмский синдром в действии: вы же тоже автоматически и не без интереса читаете «Правила пользования лифтом», правда?

      Ну что ж, берём актрису напрокат и объясняем ей её роль: любыми средствами заманивать слушателя-читателя в зону, где до него может дотянуться автор. Если этот читатель не поведётся на стандартные женские уловки (жалость, обещание интима) – взять другого. Поскольку ты, дорогуша, дура, то мозг включать не надо, помалкивай лучше. Поскольку ты, дорогуша, мальчиками не интересуешься, то и секс можешь себе позволить только с девочкой – тоже вариант, мальчик сам за ней придёт. Нет, за роль любящей жены я тебе не заплачу и вообще в твоём обществе не нуждаюсь.

      И дорогуша играет две роли. Одну – основную – в реальности перед зрителями. Работодателю отчитывается, читателя заманивает на совесть. Ещё, небось, и докладывает о перемещении объекта (шеф, он на палубе, поехали – да, давай, обратно он сам меня затолкает).

      Вторую – в воображении заказчика. И обратите внимание на некоторую, скажем так, безэмоциональность мимики. Такое ощущение, что «автор не прописал чувства героини до конца» — действительно перед нами привидение, кукла, символически изображающая свои эмоции телом, но не лицом. Это не человек, это placeholder человека. И передаёт он только те чувства и мысли, которые способен воспринять автор произведения.

      А восприятие у этого автора, прямо скажем, не слишком тонкое. Если Париж – то шаблонный парк у Нотр Дам и очень невнятный вид из окна. Если женщина – то тело. Если мужчина – то костюм (Миллер, Хемингуэй, приятель из бара – все спрятаны за одеждой или атрибутами). Даже читателя он себе выбирает совершенно «деревянного с лица» — не видно эмоций.

      Мимика позволена только автору, но не героям или читателям. В этом – удивительное презрение и к тем, и к другим: вам не позволено выражать тонкие эмоции, это моё право. Кстати, характерно, что сексуальный разлад с героиней (фантомом) так и показан: ей в кои-то веки разрешено выразить эмоцию на лице, а его лицо закрыто маской – и всё, срыв, игра окончена. Этого автор допустить не может, чужие эмоции в его мире не могут существовать или (привет двум азиаточкам) хотя бы не должны читаться на лице.

      Итак, автор дорвался до читателя и рассказывает. Любой ценой откладывая окончание процесса: «Подожди, ты не знаешь всей правды», «Это не конец», «Дорасскажу завтра». Ему страшно, страшно, очень страшно – что единственный читатель, который начал читать его произведение, встанет и уйдёт, исчезнет. И он останется один со своей жаждой самовыражения.

      Актриса же честно исполняет свою роль: делает, что нужно, и не делает, что не нужно (шеф у столика жертвы, я ретируюсь, не мешаю, на обратном пути слегка подогрею объект эротичным намёком). Да, не получилось увлечь соплями и сочувствием – муж чурбан, жену больше интересуют дети. ОК, не вопрос, включаем режим женщины-загадки. Хорошо пошло, отлично. Маленькое приключение с женой – допустимо контрактом, да и клиент вроде подстроился под ситуацию и опять отловил мужа в своё распоряжение.

      Но клиент уже вышел в пике. Ему уже ясно, что обман может быть раскрыт, а драма превратится в фарс. И это его вгоняет в состояние полной невменяемости. Ребёнок – его произведение – должен быть защищён любой ценой. Зрители должны поверить. Это главное. Убийство актрисы и собственное самоубийство кажется вполне логичным ходом – всё для победы художественного слова. Точка поставлена. Публикация состоялась.

      Почему же, даже поставив такую шикарную точку, он остаётся графоманом? Да потому, что его произведение оказалось линейным. При внешней цикличности действий (дважды подсунутый билет, дважды она выходит, а он остаётся, дважды тянущиеся руки, дважды Нотр Дам, дважды причинение реальной боли и т.д.) чувства – не цикличны. Как будто герои идут по checklist’у и ставят в нём галочки. Без попыток вырваться, но тщательно отрабатывая и полностью высасывая схему развития отношений.

      Отлично, высосали. Вечные страдания им в награду. Но как же теперь читателя отпустить? См. выше – никак, нельзя, немыслимо. Отпустить можно только героиню пьесы. И себя. Ч.т.д.

      Всё это не догма. Есть ещё как минимум одно основное – более приятное – прочтение. Коротко его обозначить можно буквально одной фразой: эти четверо – один человек.

      Не один и тот же, а – один. Каждый. В зеркало глянем и взвесим, кого из героев в нас больше-меньше-поровну.

      Вы добры и внимательны к людям, но страдаете от комплекса собственного превосходства и всеми силами пытаетесь его подавить? Вы рационально решаете вопросы, в которых не помешала бы капелька сумасшествия? Вы отвечаете за всё, даже за то, в чём нет вашей вины? Вот она, ваша англичанка, жена, что странно, англичанина. Раз.

      Вы самовыражаетесь через партнёра, живёте его жизнью, не чувствуете за собой права быть личностью? Вы отключаете мозг в каком-либо условно-танце и отдыха ради передаёте управление собой неведомой силе, про которую не хотите ничего знать? Вы соглашаетесь на всё, лишь бы соблюсти видимость нормального хода дел? Вы считаете, что обязаны любить, даже если любовь уже превратилась в ненависть? Вот и ваша француженка. Два.

      Вы самоуверенны и любите себя? Вы решаете сиюминутные проблемы, не задумываясь о последствиях? Вы действуете вместо того, чтобы говорить? Вы не признаёте чужих эмоций? Вы ищете эмоции для себя только с тем, чтобы заполнить пустоту? Вы боитесь одиночества? Привет, американец. Три.

      Вы – ничтожество, и знаете об этом? Вы хотите запретных удовольствий, но боитесь публично нарушать правила? Вы не уверены в праве на эмоции и больше всего на свете хотите успокоиться? Здравствуйте, полуджентльмен-англичанин. Четыре.

      Весь коктейль – идеален для самокопания. Морально выдержанный индус и прочие дети – всегда на заднем плане, когда хочется уничтожить себя и проснуться заново чистым человеком, опять уничтожить и проснуться, и опять, и опять… Желательно убить тех, кто разрушает, и оставить только созидающих или нейтральных – но боже ж мой, они воскресают опять, и опять начинается садомазохизм внутри одного человека, и не оторваться, и так до выстрелов под шампанское, и опять обещаем себе новую жизнь. Но пространство теплохода замкнуто, от себя никуда не деться, и нет никакого Стамбула, солнце только на минуточку, а потом опять на палубе дождь и ветер, и уже из новой каюты выезжает инвалид с притягательной подругой, а кают сотни, и Новый год в этом море не наступит никогда…

      1 ноября 2009

    • София Копейкина

      2 отзыва, 2 оценки, рейтинг 1

      7

      Думаю фильм понравится всем. так как, тут эротические сцены настоящие. И актрисы красивые.

      27 сентября 2016

    • marina

      5 отзывов, 54 оценки, рейтинг -1

      3

      Скучный, нудный и графоманский фильм с некоторыми проблесками, но совершенно не обязательный к просмотру. Тем, кого интересует хоть какая-то эротика, — ее здесь нет, все абсолютно невинно. Потому что все извращения — только у героев и режиссера в мозгах))

      19 июля 2011

Хищник и жертва: «Горькая луна»

«Мы питались любовью и засохшими булочками» (Оскар).

Абсолютное счастье недостижимо. Сексуальность чрезвычайно важна в отношениях между мужчиной и женщиной. Гендерное насилие в современном обществе неискоренимо и является неизбежным следствием борьбы за власть. Эти не являющиеся истиной в последней инстанции утверждения включил в свой шестнадцатый полнометражный фильм Роман Полански.

Маститый режиссёр не подвергает их сомнению, но показывает, к чему могут привести невротические отношения и чрезмерное акцентирование на сексе. Действительно, в «Горькой луне», которая поставлена по одноимённому роману французского писателя Паскаля Брюкнера, представлены психологические портреты находящихся на грани нервного срыва мужчины и женщины. Поведение Оскара и Мими очень похоже на то, что описывали в своих трудах Эрих Фромм, Зигмунд Фрейд и Карл Юнг.

Найджел и Фиона давно в браке, и страсть уже давно исчезла из их отношений. Совершая морской круиз по Средиземному морю, они знакомятся с Оскаром и Мими – другой парой, в прошлом которой скрыто много неизвестного. Сами того не подозревая, Найджел и Фиона оказываются втянуты в опасную игру.

Как известно, за любым медовым месяцем наступает рутина семейной жизни. Впрочем, иногда первый период очень быстро завершается. Он оказывается лишь иллюзией вечной идиллии, скрывая за собой отношения зависимые, болезненные. Тогда любовь превращается в ненависть, забота – в равнодушие, а дружба – в открытую неприязнь. Тем не менее расстаться не получается – люди не в состоянии разорвать порочный круг, так как взаимоотношения приносят им больное удовольствие.

Исследованию парафилий, в частности садомазохизма, посвящён фильм Полански. Роман-первоисточник стал самым цитируемым и скандальным в карьере Брюкнера. А вот его экранизация вышла далеко не такой однозначной.

Тематически «Горькая луна» напоминает криминальный триллер «Тупик» – важную ленту в фильмографии польско-французского режиссёра, которая тоже не смогла завоевать ни всенародную любовь, ни уважение критиков. В картине, основанной на пьесах Сэмюэла Беккета – основоположника театра абсурда, одного из ярких представителей модернистов европейской литературы двадцатого века, – сарказм ловко смешивался с искренностью, а завуалированный постмодернистский комментарий легко можно было спутать с творческим бессилием.

Нечто похожее происходит в «Горькой луне». Роман Полански показывает события с мужской точки зрения. Бесталанный писатель, чья главная страсть – женщины и странные отношения с ними, в которых необоримое плотское желание соединяется с извращённой любовью – оборачивается его же погибелью, проходит путь медленной деградации. Из героя-любовника он сначала превращается в узурпатора и насильника, затем – в изгоя, калеку и сумасшедшего, а после становится настоящим преступником.

С Найджелом, которому Оскар рассказывает свою мрачную повесть, невольно идентифицирует себя зритель: персонаж Хью Гранта симпатичен, любезен, обаятелен и в меру скромен. И хотя он является полной противоположностью героя Питера Койота (первый – ведомый, второй – лидер), а его отношения с очаровательной Фионой (

Кристин Скотт Томас) больше походят на крепкий союз, основанный на дружбе и скреплённый холодным расчётом, нежели на любовь всей жизни, путь его мало отличается от судьбы нового знакомого.

И Оскар, и Найджел превращаются из романтичного влюблённого в ослеплённого желаниями мужчину, для которого ничего, кроме объекта похоти, не существует. Отличается только их реакция на происходящее: один действует, а второй рефлексирует. Но и тут нет постоянства – по ходу развития событий с протагонистами происходят различные метаморфозы.

Умозаключение, которое осторожно выводит на полях своей истории Полански, далеко не новое – любые отношения, в основе которых есть любовь, рано или поздно обречены на провал. И, если итог всё равно известен, что постыдного в дикой, необузданной страсти, в нескольких месяцах, днях, минутах или секундах подлинного счастья? Стоит ли обвинять людей в их ошибках, судить за потаённые желания? В «Горькой луне» Роман Полански задаёт все эти вопросы.

Интересно, однако, какие художественные средства использует для их раскрытия опытный режиссёр. Китч, провокация и неприкрытая ирония – ключевые составляющие картины. Сюжет, будто бы собранный из самых распространённых клише, звучащие на фоне истории популярные в 90-е мелодии и ходульные персонажи складываются в фантасмагоричную повесть, внешне нескладную и кажущуюся искусственной.

Жена Поланского Эммануэль Сенье играет Мими – вульгарную особу, которая обожает латекс и чулки, не носит нижнее бельё, красит губы яркой красной помадой, но при этом ведёт себя как неискушённая в делах любовных школьница. Кажется, в ней скрыто больше, чем кажется на первый взгляд. Однако дальше полунамёков это не идёт – автор никак не поясняет мотивов такого поведения и последующей резкой трансформации героини.

Образ Мими напоминает о Саманте Геймер – тринадцатилетней девочке, которая была изнасилована режиссёром в 1977 году. В свою очередь зрелый любовник персонажа Сенье Оскар, конечно, воспринимается как альтер эго самого Поланского. Впрочем, и Найджела нельзя воспринимать в отрыве от Оскара. Это равнозначные детали единого пазла, две части одного человека: ранимого, сильного, вспыльчивого, застенчивого, грубого, вежливого, любящего и равнодушного.

Ровно та же ситуация и с их спутницами – суммарно Мими и Фиона представляют собой девушку, которую «трудно найти, легко потерять и невозможно забыть». Недаром в одной из сцен ленты они сливаются в диком экстазе.

Чёткое деление на чёрное и белое, которым занимается в фильме Полански, не только жанровая особенность эротической мелодрамы (некоторые эпизоды фильма были весьма откровенными для того времени), но и способ, при помощи которого автор рисует двуполярный мир, центр которого попеременно смещается то в одну, то в другую сторону.

Вообще, тема проблемных отношений опытного мужчины и молодой, наивной женщины проходят рефреном сквозь всё творчество автора «Ребёнка Розмари» и «Пианиста». Борющиеся за лидерство и внимание друг друга Анджей и Кристина из дебютного фильма Поланского «Нож в воде», проходящие сложный путь самопознания Тэсс и Алек из экранизации романа Томаса Харди, обаятельный недотёпа Майкл и малоэмоциональная Пенелопа из «Резни» помещены в закрытую повествовательную структуру, в которой особую важность приобретают диалоги.

Используется такой приём и в «Горькой луне». Но слова здесь намеренно складываются в нечто несвязное, глупое и пошлое. Показателен разговор двух мужчин во время их первой встречи.

Говоря о Мими, Оскар интересуется:
– Ты бы хотел её трахнуть? Признайся. Это нестрашно.
– Не понимаю, к чему вы клоните, – Найджел пытается сохранить статус-кво.
– Кончай юлить. У тебя ведь так и свербит выведать о ней побольше. Не так ли?
Найджел жеманно тупит взор, и Оскар начинает свой длинный рассказ.

Диалог, который органично смотрелся бы в фильмах категории «C», вдруг всплывает в работе режиссёра с мировым именем. Как такое может быть?! Дело в том, что Полански в содружестве со сценаристами Жерарем Брашем («Лодка на траве», «Призрак оперы») и Джоном Браунджоном («Тэсс», «Девятые врата») сознательно наполнил фильм прямолинейными диалогами.

Их цель – показать душевную простоту героев, ограниченность Мими и Оскара. Полностью отдавая себя во власть пороков, они лишаются способности облекать свои мысли в красивые слова, не могут искренне выразить свои чувства.

Вывод, к которому подходит Роман Полански в финале картины одновременно и прост, и изящен. Только отринув страсть, отказавшись от пламенных желаний, переведя жизнь в состояние спокойного течения, устойчивого равновесия, можно надеяться на долговременный покой.

Но можно ли будет назвать такой исход счастьем? Не лучше ли кратковременная искра, стремительная вспышка, чем тихая спокойная жизнь по инерции? Ответы на эти вопросы, кажется, очевидны, но в «Горькой луне» они вовсе не кажутся безапелляционными.

Bitter Moon обзор фильма и краткое содержание фильма (1994)

Рецензии

Роджер Эберт

Текущая трансляция:

Powered by Просто посмотри

Возвраты из Европы и побережья, и критики сочли «Горькую луну» Романа Полански смущением: она слишком мелодраматична, слишком надуманна, слишком натянута, слишком переиграна. Полански сошел с ума. Его портрет обреченного брака может быть высоким порно, но это низкое искусство.

Некоторых критиков, я подозреваю, смущает дерзость, которую демонстрирует Полански, назначая свою жену, Эммануэль Сенье, на главную роль — ненасытной соблазнительницы с наклонностями черной вдовы, которая развлекается со слепыми мужчинами в фары ее сексуальности, и нажмите на газ. Но «Горькая луна» — ничто, если она не дерзкая, Полански далеко не заботится о вопросах вкуса, а его жена, по крайней мере, никогда не кажется ошибочной в роли, которая заставила бы многих других актрис замереть на месте.

Реклама

Его история разворачивается на борту океанского лайнера, где озлобленный муж, парализованный и в инвалидном кресле, расстегивает петлицу совершенно незнакомому человеку и начинает рассказывать ему историю своего брака. Незнакомец хотел бы сбежать, но не может. С одной стороны, он становится очарован этой историей. Во-вторых, он загипнотизирован женой мужчины, которая усовершенствовала этот трюк, смело глядя мужчине в глаза, пока, отводя взгляд, он не признал сексуальное превосходство. Час за часом, день за днем ​​грязная история разворачивается, и в воспоминаниях мы видим роман, который превращается в опасную одержимость.

Оскар, человека в инвалидной коляске играет Питер Койот, сардонический, ненавидящий себя пьяница, который откровенно протягивает наживку своей жены как приманку, чтобы заставить незнакомца слушать. Найджел, незнакомец, хорошо воспитанный, застенчивый англичанин (которого играет Хью Грант, почти в той же роли, которую он играет в «Сиренах» и «Четырех свадьбах и похоронах»).

Сеньер — Мими, жена Оскара, смелая эксгибиционистка.

А Кристин Скотт Томас — Фиона, жена Найджела — холодная, отстраненная, несколько суховатая женщина, которая, казалось бы, не может составить конкуренцию пикантным оргазмам Мими.

Когда Оскар описывает, как он встретил Мими, мы видим их брак в длинных воспоминаниях. Сначала это романтика, чистая и простая. Затем начинает подкрадываться скука — и, что еще хуже, появляются противоядия от скуки. Мими любит садомазохистские развлечения и игры. Оскар очарован. Двое из них уходят в свой брак и закрывают за собой дверь; в своего рода игре сексуальных цыплят они идут все дальше и дальше, разыгрывая извращенные фантазии, пока, наконец, не… . . ну, мы узнаем, как Оскар оказался в инвалидной коляске.

Реклама

Эти истории должны подействовать на Найджела как предупреждение, но, как и следовало ожидать, он очарован. Он начинает лгать и оправдываться перед Фионой, чтобы проводить больше времени с Оскаром. . . и, как намекают, Мими. Сначала кажется, что Оскар — кукловод, но потом оказывается, что он и Мими могут начать новую игру с Найджелом в качестве приза. Мы не можем быть уверены, и это одно из удовольствий фильма: каким-то образом мы знаем, что, хотя может случиться что-то еще, Найджел, вероятно, не останется с Мими.

Слово «яркий» было придумано для описания подобных фильмов.

Как и все истории о крайностях секса, действие происходит в моменты, когда мы едва удерживаемся от смеха. (На это есть причина: садомазохизм сочетает в себе лишенные юмора сценарии с абсурдной хореографией.) Легче всего на свете уйти из фильма вроде «Горькой луны», устало качая головой и жалуясь на дурной вкус Полански, гротескные ситуации и воспаленное воображение. Цель, конечно же, состоит в том, чтобы доказать, что мы не попались на эту удочку: что мы слишком зрелые, серьезные и уравновешенные, чтобы поддаться его юношеским фантазиям. Ну и конечно «Горькая луна» это убогое излишество. Но Полански режиссирует его без компромиссов и извинений, и забавно, как критики могут снисходительно относиться к нему, но пока они его смотрят, можно услышать, как падает булавка.

Роджер Эберт

Роджер Эберт был кинокритиком Chicago Sun-Times с 1967 года до своей смерти в 2013 году. В 1975 году он получил Пулитцеровскую премию за выдающуюся критику.

Сейчас играет

Фильмы

Горькая луна (1994)

Рейтинг R За сильное изображение извращенных сексуальных отношений

139 минут

Литой

Кристин Скотт Томас как Фиона

Хью Грант как Найджел

Питер Койот как Оскар

Эммануэль Сенье как Мими

Автор сценария и режиссер
  • Роман Полански

Последние сообщения в блоге

Сандэнс 2023: Маленькая молитва, Эйлин, Плохое поведение

около 6 часов назад

Сандэнс 2023: Прошлые жизни, отрывки, ты задел мои чувства

около 7 часов назад

Sundance 2023: Slow, Girl, Мами Вата

около 9 часов назад

Sundance 2023: Heroic, Scrapper, Волшебство

около 9 часов назад

Реклама

Комментарии

Включите JavaScript для просмотра комментариев на платформе Disqus. comments на основе Disqus

Реклама

Реклама

Обзоры «Горькой луны» — Metacritic0113 Особенности Fine Line | Дата выхода: 18 марта 1994 г. | р

В ролях: Эммануэль Сенье, Хью Грант, Кристин Скотт Томас, Лео Экманн, Лука Веллани, Патрик Альбенке, Питер Койот, Смила Михайлович, Софи Патель, Виктор Банерджи

Резюме: Услышав истории о ней, пассажир круизного лайнера влюбляется в жену эксцентричного паралича нижних конечностей.

Директор: Роман Полански

Жанры: драма, триллер, мелодрама

Рейтинг: R

Время выполнения: 139 мин.

Посмотреть все детали и кредиты

Смотреть сейчас

Купить на
Поток включен
Поток включен
Поток включен

Расширить

Metascore

Положительный:

16

Смешанный:

11

Отрицательный:

1

Обзоры критиков

Эрик Хендерсон

Как бы легко ни было провести грубую связь между непристойными махинациями фильма и собственной историей Полански, факт в том, что «Горькая луна» не кажется ни объяснением, ни извинением, ни защитой извращенных сексуальных игр, в которые играют взрослые. Думайте об этом как о «Кто боится Вирджинии Вульф» Полански. Читать полный обзор