27.11.2024

Речь понятие: Речь: понятие, термины

Речь : понятие,виды,свойства — PSYchology


Речь – один из видов коммуникативной деятельности, осуществляемой в форме языкового общения. Каждый человек пользуется родным языком для выражения своих мыслей и понимания мыслей, высказанных другими. Ребенок не только усваивает слова и грамматические формы языка, но и относит их к тому содержанию, которое составляет значение слова, закрепленное за ним в родном языке всем процессом истории развития народа. Однако на каждом этапе развития ребенок по-разному понимает содержание слова. Слово вместе с присущим ему значением он осваивает очень рано. Понятие же, обозначенное данным словом, будучи обобщенным образом действительности, растет, ширится и углубляется по мере развития ребенка.

Таким образом, речь – это язык в действии, своеобразная форма познания человеком предметов и явлений действительности и средство общения людей друг с другом.

Развитие речи есть процесс овладения родным языком, умения пользоваться им как средством познания окружающего мира, усвоения опыта, накопленного человечеством, как средством познания самого себя и саморегуляции, как средством общения и взаимодействия людей.

Изучением развития речи в онтогенезе занимается психология.

Физиологическую основу речи составляет деятельность второй сигнальной системы. Учение о второй сигнальной системе представляет собой учение о слове как сигнале. Изучая закономерности рефлекторной деятельности животных и человека, И.П. Павлов выделил слово как особый сигнал. Особенностью слова является его обобщающий характер, что существенно изменяет как действие самого раздражителя, так и ответные реакции человека. Изучение значения слова в образовании нервных связей составляет задачу физиологов, которые показали обобщающую роль слова, быстроту и прочность связей, образующихся на раздражитель, возможность их широкого и легкого переноса.

Речь, как и любой другой психический процесс, невозможна без активного участия первой сигнальной системы. Являясь, как и в мышлении, ведущей и определяющей, вторая сигнальная система работает в тесном взаимодействии с первой. Нарушение этого взаимодействия ведет к распаду как мышления, так и речи – она превращается в бессодержательный поток слов.

Функции речи.

 В психической жизни человека речь выполняет ряд функций. Прежде всего она является средством общения(коммуникативная функция), т. е. передачи информации, и выступает как внешнее речевое поведение, направленное на контакты с другими людьми. В коммуникативной функции речи выделяются три стороны: 

1) информационная, которая проявляется в передаче общественного опыта и знаний; 

2) выразительная, помогающая передать чувства и отношения говорящего к предмету сообщения; 

3) волеизъявительная, направленная на то, чтобы подчинить слушателя замыслу говорящего. Будучи средством общения, речь служит и средством воздействия одних людей на других (поручение, приказ, убеждение).

Речь также выполняет функцию обобщения и абстрагирования. Эта функция связана с тем, что слово обозначает не только отдельный, конкретный предмет, но и целую группу сходных предметов и всегда является носителем их существенных признаков. Обобщая в слове воспринимаемое явление, мы одновременно абстрагируемся от ряда конкретных признаков. Так, произнося слово «собака», мы абстрагируемся от всех особенностей внешнего вида овчарки, пуделя, бульдога, добермана и закрепляем в слове то общее, что характерно для них.

Поскольку речь является и средством обозначения, то она выполняет сигнификативную (знаковую) функцию. Если бы слово не имело обозначающей функции, оно не могло быть понято другими людьми, т. е. речь потеряла бы свою коммуникативную функцию, перестала бы быть речью. Взаимопонимание в процессе общения основано на единстве обозначения предметов и явлений воспринимающим и говорящим. Сигнификативная функция отличает речь человека от коммуникации животных.

Виды речи.

 Слово как раздражитель существует в трех формах: слышимое, видимое и произносимое. В зависимости от этого различают две формы речи – внешнюю (громкую) и внутреннюю (скрытую) речь (думание).

Внешняя речь включает несколько психологически своеобразных видов речи: устную, или разговорную (монологическую и диалогическую), и письменную, которой человек овладевает, осваивая грамоту – чтение и письмо.

Самым древним видом речи является устная диалогическая речь. Диалог – это непосредственное общение двух или нескольких людей, которое протекает в форме разговора или обмена репликами по поводу происходящих событий. Диалогическая речь – наиболее простая форма речи, во-первых, потому, что это поддерживаемая речь: собеседник может задать уточняющие вопросы, подает реплики, помогает закончить мысль. Во-вторых, диалог ведется при эмоционально-экспрессивном контакте говорящих в условиях их взаимного восприятия, когда они могут воздействовать друг на друга еще и жестами, мимикой, тембром и интонацией голоса.

Монологическая речь – длительное изложение системы мыслей, знаний одним лицом. Это всегда связная, контекстная речь, удовлетворяющая требованиям последовательности, доказательности изложения и грамматически правильного построения предложений. Формами монологической речи являются доклад, лекция, выступление, рассказ. Монологическая речь обязательно предполагает контакт с аудиторией, поэтому требует тщательной подготовки.

Письменная речь является разновидностью монологической речи, но она еще более развернута, чем устная монологическая речь. Это обусловлено тем, что письменная речь не предполагает обратной связи с собеседником и не имеет никаких дополнительных средств воздействия на него, кроме самих слов, их порядка и организующих предложение знаков препинания. Овладение письменной речью вырабатывает совершенно новые психофизиологические механизмы речи. Письменная речь воспринимается глазом, а производится рукой, в то время как устная речь функционирует благодаря слухо-кинестезическим нервным связям. Единый стиль речевой деятельности человека достигается на основе сложных систем межанализаторных связей в коре больших полушарий мозга, координируемых деятельностью второй сигнальной системы.

Письменная речь открывает перед человеком необозримые горизонты приобщения к мировой культуре и является необходимым элементом воспитания человека.

Внутренняя речь не является средством общения. Это особый вид речевой деятельности, формирующийся на основе внешней. Во внутренней речи формируется и существует мысль, она выступает как фаза планирования деятельности.

Для внутренней речи характерны некоторые особенности:

• она существует как кинестезический, слуховой или зрительный образ слова;

• ей присущи фрагментарность, отрывочность, ситуативность;

• внутренняя речь свернута: в ней опускается большинство членов предложения, остаются лишь слова, определяющие сущность мысли. Образно говоря, она носит «телеграфный стиль»;

• в ней изменяется и структура слова: в словах русского языка выпадают гласные звуки как несущие меньшую смысловую нагрузку;

• она беззвучна.

У детей дошкольного возраста отмечается своеобразный вид речи – эгоцентрическая речь. Это речь ребенка, адресованная самому себе, которая является переходом внешней разговорной речи во внутреннюю. Такой переход совершается у ребенка в условиях проблемной деятельности, когда возникает потребность осмыслить выполняемое действие и направить его на достижение практической цели.

Процесс развития речи у ребенка включает несколько этапов:

— период подготовления словесной речи (от рождения до конца первого года жизни ребенка),

— период первоначального овладения языком и формирования расчлененной звуковой речи (обычно заканчивается к концу третьего года жизни),

— период речевой практики и обобщения языковых фактов (до шести-семи лет),

— период овладения письменной речью и освоения научного подхода к языку (школьный период).


Понятие о речи

Язык – это система знаков и символов. Речь – это процесс пользования языком. Таким образом, речь является реализацией языка, который обнаруживает себя только через речь. Человеческая речь возникает в ответ на необходимость вступить в общение с кем-либо или сообщить что-либо.

Речь– сложившаяся исторически в ходе материальной преобразую-щей деятельности людей форма общения, опосредованная языком.

Речевая деятельность человека теснейшим образом связана со всеми сторонами человеческого сознания. Речь – фактор психического развития человека, формирования его как личности. Все психические процессы с помощью речи становятся произвольными, управляемыми. Речь – явление психическое, она индивидуальна и носит отпечаток субъективного отражения и выражения данным индивидом объективной реальности и отношения к ней.

Рис.

34. Функции речи30

Соответственно множеству своих функций (рис. 34) речь является полиморфной деятельностью, т.е. в своих различных функциональных назначениях представлена в разных формах и видах (рис. 35, 36).

Рис. 35. Формы речи

Внешняя речь– система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации, процесс материализации мысли. Она бывает устной и письменной.

Рис. 36. Виды речи

Устная речь– общение вербальное (словесное) посредством языковых средств, воспринимаемых на слух.

Монологическая речь – это речь одного человека, в течение относительно длительного времени излагающего свои мысли, или последовательное связное изложение одним лицом системы знаний. Для монологической речи характерны последовательность и доказательность, которые обеспечиваются связностью мысли, грамматически правильным оформлением и выразительностью голосовых средств.

При подготовке такая речь неоднократно проговаривается, отбираются нужные слова и предложения, и часто письменно фиксируется план речи. Монологическая речь имеет большую композиционную сложность, требует завершенности мысли, более строгого соблюдения грамматических правил, строгой логики и последовательности при изложении того, что хочет сказать произносящий монолог.

Диалогическая речь – это речь, при которой активны в равной степени все ее участники. Диалогическая речь – психологически наиболее простая и естественная форма речи. Она возникает при непосредственном общении двух или нескольких собеседников. Для нее характерны реплики, которыми обмениваются говорящие, повторения фраз и отдельных слов за собеседником, вопросы, дополнения, пояснения.

Письменная речь – это речь посредством письменных знаков (письмо, конспект, научный трактат). Она обращена к широкому кругу читателей, лишена ситуативности и предполагает углубленные навыки звукобуквенного анализа, умение логически и грамматически правильно передавать свои мысли, анализировать написанное и совершенствовать форму выражения.

Внутренняя речь– это речь, не выполняющая функции общения, а лишь обслуживающая процесс мышления конкретного человека. С помощью внутренней речи осуществляется процесс превращения мысли в речь и подготовка речевого высказывания. Внутренняя речь – это разговор человека с самим собой, который выражает мышление, мотивы поведения, планирование деятельности и управление ею.

Выделяют такие свойства речи, как содержательность, понятность, выразительность, действенность (рис. 37).

Рис. 37. Свойства речи

Определение речи и значение | Dictionary.com

  • Основные определения
  • Синонимы
  • Викторина
  • Связанный контент
  • Подробнее о речи
  • Примеры
  • Британский
  • 17 Уровень сложности этого слова.

    [речь]

    / spitʃ /

    Сохрани это слово!

    См. синонимы для: речь / речи на Thesaurus.com

    Показывает уровень оценки в зависимости от сложности слова.


    сущ.

    способность или способность говорить; устное общение; способность выражать свои мысли и эмоции звуками речи и жестами: Потеря речи заставила ее почувствовать себя изолированной от человечества.

    акт речи: Он лучше выражает себя в речи, чем в письменной форме.

    то, что говорится; высказывание, замечание или заявление: мы ждали какой-нибудь речи, которая указывала бы на ее истинные чувства.

    форма общения на разговорном языке, осуществляемая оратором перед аудиторией с определенной целью: пламенная речь.

    любое единичное высказывание актера в ходе пьесы, кинофильма и т. п.

    форма высказывания, характерная для определенного народа или региона; язык или диалект.

    манера говорить, как человека: Ваша неряшливая речь сдерживает вашу карьеру.

    Область исследования, посвященная теории и практике устной коммуникации.

    Архаичный. слух.

    ДРУГИЕ СЛОВА ДЛЯ речи

    1 язык, разговор, беседа, общение.

    3 наблюдение, утверждение, утверждение, комментарий, упоминание, разговор.

    4 разговор, дискурс.

    6 язык, наречие.

    См. синонимы речи на Thesaurus.com

    ВИКТОРИНА

    МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ ОТВЕЧАТЬ НА ЭТИ ОБЩИЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ДИСКУССИИ?

    Есть грамматические дебаты, которые никогда не умирают; и те, которые выделены в вопросах этой викторины, наверняка снова всех разозлят. Знаете ли вы, как отвечать на вопросы, которые вызывают самые ожесточенные споры по грамматике?

    Вопрос 1 из 7

    Какое предложение верно?

    Происхождение речи

    Впервые записано до 900; Среднеанглийское speche, древнеанглийское spǣc, вариант sprǣc, производное от sprecan «говорить»; родственен немецкому Sprache ; см. происхождение в разговоре;

    изучение синонимов речи

    1. Речь, язык относятся к средствам общения, используемым людьми. Речь есть выражение идей и мыслей посредством членораздельных голосовых звуков или способность таким образом выражать идеи и мысли. Язык — это набор условных знаков, не обязательно артикулированных или даже речевых (языком может называться любой набор знаков, сигналов или символов, передающих значение, включая письменные слова): разговорный язык. Таким образом, язык — это набор условностей, а речь — это действие по их использованию: Он не мог понять речь туземцев, потому что она была на иностранном языке. 4. Речь, обращение, речь, разглагольствование – термины для сообщения аудитории. Речь — это общее слово, не подразумевающее ни вида, ни длины, ни запланированной, ни незапланированной. Обращение – это довольно формальная, спланированная речь, соответствующая определенному предмету или случаю. Речь — это отшлифованное риторическое обращение, произносимое обычно по знаменательному случаю, в котором используется красноречие и изученные методы выступления. Разглагольствование — это агрессивная неформальная речь, часто обращенная к случайно собравшейся аудитории и предназначенная для того, чтобы вызвать сильное чувство (иногда привести к действиям толпы).

    ДРУГИЕ СЛОВА ИЗ речи

    собственная речь, существительное

    Слова рядом с речью

    спекулянт, зеркало, зеркало металл, скорость, Spee, речь, речевой акт, речевой центр, речевая клиника, речевое сообщество, коррекция речи

    Словарь .com без сокращений Основано на словаре Random House Unabridged Dictionary, © Random House, Inc. 2023

    БОЛЬШЕ О РЕЧИ

    Что такое

    речь ?

    Речь — это способность выражать мысли и эмоции с помощью звуков голоса и жестов. Акт выполнения этого также известен как речь .

    Речь — это то, на что способны только люди, и эта способность в значительной степени способствовала развитию цивилизации человечества. Речь позволяет людям передавать гораздо более сложную информацию, чем животные.

    Почти все животные издают звуки или шумы с намерением общаться друг с другом, например, брачные крики и визги опасности. Однако на самом деле животные не разговаривают друг с другом. То есть они не строят предложения и не делятся сложной информацией. Вместо этого они издают простые звуки, которые вызывают естественные инстинкты другого животного.

    В то время как речь включает в себя шумы, происходит гораздо больше, чем просто хрюканье и рычание. Во-первых, голосовой аппарат человека, такой как наши легкие, горло, голосовые связки и язык, позволяет воспроизводить широкий спектр сложных звуков. Во-вторых, человеческий мозг невероятно сложен, что позволяет людям обрабатывать вокальные звуки и понимать их комбинации как слова и устное общение. Человеческий мозг необходим для речи . В то время как шимпанзе и другие человекообразные обезьяны имеют голосовые органы, подобные человеческим, их мозг гораздо менее развит, и они не могут учиться 9.0099 речь .

    Почему

    речь важна?

    Первые записи слова речь относятся к 900 году. В конечном итоге оно происходит от древнеанглийского слова sprecan , означающего «говорить». Ученые спорят о точной дате, когда человечество впервые научилось говорить, по оценкам от 50 000 до 2 миллионов лет назад.

    С понятием речи связана идея языка. Язык — это набор символов, звуков, жестов и всего остального, что группа людей использует для общения друг с другом, например английский, суахили и американский язык жестов. Речь на самом деле использует эти вещи для устного общения с кем-то еще.

    Знаете ли вы… ?

    А как же «говорящие» птицы? Попугаи, в частности, известны своей способностью произносить человеческие слова и предложения. Птицы не способны речи . На самом деле они изучают обычные звуки, которые издают люди, и имитируют их. Они на самом деле не понимают, что на самом деле означает то, что они повторяют.

    Какие реальные примеры

    речь ?

    Речь необходима для человеческого общения.

    Голландский достаточно похож на немецкий, чтобы я мог читать текст на вывесках и экранах, но не настолько, чтобы понимать речь.

    — Кларк Смит Кокс III (@clarkcox) 8 сентября 2009 г.

    Я могу так взволновать белок, что готов поклясться, что они понимают человеческую речь!

    — Нил Оливер (@thecoastguy) 20 июля 2020 г.

    Какие другие слова связаны с

    речь ?

    Проверьте себя!

    Правда или ложь?

    Люди — единственные животные, способные говорить .

    Слова, относящиеся к речи

    беседа, диалог, дискуссия, выражение, язык, тон, голос, обращение, призыв, комментарий, дебаты, лекция, бумага, риторика, проповедь, акцент, артикуляция, общение, диалект, дикция

    Как использовать речь в предложении

    • Дети взаимодействуют с Alexas, которая может записывать их голосовые данные и влиять на их речь и социальное развитие.

      Почему детям нужна особая защита от влияния ИИ|Карен Хао|17 сентября 2020 г.|MIT Technology Review

    • В среду генеральный прокурор выступил с неоднозначной речью.

      Потрясающее лицемерие Билла Барра|Эндрю Прокоп|17 сентября 2020 г.|Vox

    • Например, моя компания, Teknicks, работает с онлайн-провайдером речевой терапии и трудотерапии K-12.

      Как внедрять цифровые инновации, необходимые во время пандемии|Ник Часинов|16 сентября 2020 г.|Search Engine Watch

    • Вместо этого это дало бы технологическим компаниям мощный стимул ограничить свободу слова бразильцев во время политических волнений.

      Законопроект Бразилии о «фейковых новостях» не решит проблему дезинформации|Эми Нордрам|10 сентября 2020 г.|MIT Technology Review

    • церемония, организованная Американской комиссией по памятникам битв.

      Трамп назвал погибших в войне США «неудачниками» и «лохами»? Объяснение спора.|Алекс Уорд|4 сентября 2020 г. |Голос

    • Это тревожные цифры, ибо свободная речь не является чем-то случайным для процветающего общества.

      Как полиция ПК угрожает свободе слова|Ник Гиллеспи|9 января 2015 г.|DAILY BEAST

    • Нет такой вещи, как ненавистнические или оскорбительные высказывания, которые каким-то образом «оправдывают» или «узаконивают» применение насилия.

      Тролли и мученичество: Je Ne Suis Pas Charlie|Артур Чу|9 января 2015|DAILY BEAST

    • Нам нужно возродить и развить идею о том, что правильный ответ на плохую речь — это больше и лучше речи.

      Как полиция ПК угрожает свободе слова|Ник Гиллеспи|9 января 2015 г.|DAILY BEAST

    • Ухаживайте за своим садом, цитируя великого мудреца свободы слова Вольтера, и призывайте людей следовать вашему примеру.

      Как полиция ПК угрожает свободе слова|Ник Гиллеспи|9 января 2015|DAILY BEAST

    • Простая и ужасная правда заключается в том, что свобода слова никогда не была особенно популярна в Америке.

      Как полиция ПК угрожает свободе слова|Ник Гиллеспи|9 января, 2015|DAILY BEAST

    • Алессандро с благодарностью взглянул на Рамону, переводя эту речь в унисон индийскому образу мыслей и чувств.

      Рамона|Хелен Хант Джексон

    • Вот почему умный исполнитель не может воспроизвести эффект речи Демосфена или Даниэля Вебстера.

      Культура экспрессивного голоса|Джесси Элдридж Саутвик

    • Он больше ничего не говорил словами, но его маленькие голубые глаза обладали красноречием, которое не оставляло ничего, кроме простой речи.

      Лето Св. Мартина|Рафаэль Сабатини

    • Поразмыслив несколько мгновений над речью мистера Блэкберда, он поднял голову.

      Сказка о дедушке Кроте|Артур Скотт Бейли

    • Альбиния, я воздерживался от речи, пока это было возможно; но это уж слишком!

      Punch, or the London Charivari, Volume 107, 3 ноября 1894 г.|Разное0019

      / (spiːtʃ) /


      сущ.

      1. действие или способность говорить, особенно присущее человеку разговаривать с кем-либо
      2. (в качестве модификатора) логопедия

      то, о чем говорят; высказывание

      речь или обращение, произнесенное перед аудиторией

      характерная манера речи человека

      национальный или региональный язык или диалект

      лингвистика другое слово для условно-досрочного освобождения (по умолч. 5)

      происхождение слова для речи

      Древнеанглийский спец;

      Collins English Dictionary — Complete & Unabridged 2012 Digital Edition © William Collins Sons & Co. Ltd., 1979, 1986 © HarperCollins Publishers 1998, 2000, 2003, 2005, 2006, 2007, 2009, 2012

      Информативные речи об объектах, процессах и концепциях

      Цели обучения

      Определить характеристики информативных речей об объектах, процессах или концепциях.

      Речи о предметах

      Объект — это то, что имеет физическое существование — его можно воспринять органами чувств. Примеры объектов могут включать такие учреждения, как колледж, который вы посещаете, такие места, как Гранд-Каньон, вещества, такие как кофе, и неодушевленные предметы, такие как музыкальный инструмент.

      Конрад недавно купил произведение искусства Пуэрто-Рико во время своей поездки на остров. Он очень взволнован этой прекрасной картиной и хочет поделиться с друзьями тем, как он ее приобрел. Когда его друзья заходят в гости, он рассказывает им все о картине. Он участвует в неформальной информативной речи об объекте.

      Однако, в отличие от неформального описания объекта, формальная речь об объекте должна иметь четкую цель и структуру. Зрителям нужно знать почему они узнают об этом объекте, и им нужно узнавать об этом в ясной и структурированной форме. (Мы углубимся в вопрос структуры в следующем разделе.)

      Смотреть: Стив Джобс

      Одна из самых известных речей об объекте — речь, в которой Стив Джобс представил iPhone.

      Вы можете просмотреть стенограмму «Стив Джобс представляет iPhone в 2007 году» здесь (откроется в новом окне).

      Речи о процессах

      Процесс — это действие, включающее предсказуемый ряд изменений, фаз или шагов. Когда вы произносите речь о процессе, вы информируете свою аудиторию о том, как что-то работает или как что-то делается или делается. Речь о том, как подать заявку на получение стипендии, как испечь хлеб или как работает переработка отходов, может быть примером речи о процессе, как и любая речь, в которой вы физически демонстрируете, как что-то делать, например, как заменить спущенную шину или как играть на гитаре.

      Смотреть: Шантелл Мартин

      В этом видео художница Шантелл Мартин рассказывает о своем процессе рисования.

      Вы можете просмотреть стенограмму «Shantell Martin: Follow the Pen» здесь (откроется в новом окне).

      Что смотреть:

      Поскольку художественная работа Мартина настолько ориентирована на процесс, ее описание искусства тесно связано с тем, как она творит. «Положи ручку и просто возьми ее. Ручка знает, куда идет». В середине видео Мартин также рассказывает о своем процессе становления художником и о том, как ее окружение повлияло на визуальные работы, которые она создала.

      Речи о концепциях

      Концепция – это идея, убеждение, принцип или теория. Биоэтика, права человека, свобода слова, свобода вероисповедания и карма являются примерами концепций. Общим для всех понятий является то, что они являются абстрактными или общими идеями. В результате речи о концепциях часто бывает труднее подготовить и произнести, чем речи о более конкретных вещах, таких как люди или события.

      Смотреть: Брайан Грин, «Вся эта общая теория относительности»

      В этом клипе из Late Show со Стивеном Колбертом профессор физики и научный сотрудник Брайан Грин объясняет, как работает гравитация. (Объяснение начинается в 3:35.)

      Вы можете просмотреть стенограмму «Брайан Грин объясняет всю эту вещь общей теории относительности» здесь (откроется в новом окне).

      На что обратить внимание:

      Речь Грина показывает, насколько эффективной может быть визуальная демонстрация для объяснения сложных понятий. Сказать, что гравитация искажает ткань пространства-времени, — это одно, но демонстрация этого на куске реальной ткани делает концепцию ясной и запоминающейся.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *