Рациональное познание в отличие от чувственного
12
Тема: «Познание»
Часть А. Выберите один вариант ответа.
Восприятие — это
1) форма рационального познания,
2) присущее только человеку психическое свойство,
3) способ объяснения мира,
4) форма чувственного познания.
В каких формах проявляется рациональное познание?
1) ощущение, восприятие, представление,
2) понятие, представление, умозаключение,
3) понятие, суждение, умозаключение,
4) представление, суждение, ощущение.
Рациональное познание в отличие от чувственного
1) присуще только образованным людям,
2) формирует понятие о предмете,
3) является критерием истины,
4) приводит к полезным результатам.
1) обновляет знания об окружающем мире,
2) формирует наглядный образ предмета,
3) осуществляется в форме ощущений, восприятия и представления,
4) использует логические умозаключения.
Рациональное познание в отличие от чувственного
1) отражает форму предмета,
2) создает зрительный образ предмета,
3) сравнивает существенные признаки предметов,
4) определяет пространственное расположение предметов.
Отражение предметов и их свойств, непосредственно воздействующих на органы чувств в виде целостного образа, называется
1) понятием,
2) ощущением,
3) восприятием,
4) представлением.
Мысль, отражающая предметы или явления в их общих и существенных признаках, называется
1) понятием,
2) Представлением,
3) восприятием,
4) выводом.
Чувственное познание, в отличие от рационального
1) создает наглядный образ предмета,
2) использует логические выводы,
3) обогащает наши знания о мире,
4) дает субъективное знание о предмете.
И чувственное, и рациональное познание
1) направлены на получение истины,
2) опираются на представления о предмете,
3) начинаются с субъективных ощущений,
4) отражают существенные свойства предметов.
Что из названного является этапом чувственного познания
1) восприятие,
2) суждение,
3) наблюдение,
4) гипотеза.
Эмпирические научные знания добываются в процессе
1) математического анализа,
2) построения теорий,
3) наблюдений,
4) систематизации знаний.
В научном познании истина достигается с помощью
1) выдвижения гипотез,
2) прозрения и откровения,
3) астрологического исчисления,
4) создания художественного образа.
Что характеризует понятие как форму рационального познания?
1) отражение общих и существенных признаков познаваемых предметов и явлений,
2) утверждение или отрицание чего-либо о познаваемых предметах и явлениях,
3) отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, непосредственно воздействующих на органы чувств,
4) процесс получения новых суждений на основе уже имеющихся согласно законам логического мышления.
Высказывание, соединяющее вместе несколько суждений: «Боги бессмертны. Зевс – верховное божество. Следовательно, Зевс – бессмертен», является примером
1) представления,
2) восприятия,
3) понятия,
4) умозаключения.
Решающую роль в познании отводили мышлению
1) эмпирики,
2) рационалисты,
3) агностики,
4) идеалисты.
Агностики отрицают
1) рациональное познание,
2) возможность обрести истину,
3) чувственное познание,
4) материальный мир.
И чувственное, и рациональное познание
1) формирует наглядный образ предмета,
2) направлено на получение знания о предмете,
3) использует теоретическое обобщение,
4) начинается с ощущения.
И чувственное, и рациональное познание
1) формирует знания и представления о предмете,
2) Использует логические умозаключения,
3) начинается с ощущения,
4) дает наглядный образ предмета.
И чувственное, и рациональное познание нацелено на
1) теоретическое осмысление действительности,
2) приобретение истинных знаний об окружающем мире,
3) опровержение существующих научных теорий,
4) восприятие окружающего мира.Что из перечисленного характеризует эмпирический уровень научного познания?
1) наблюдение отдельных фактов и явлений,
2) объяснение изучаемых фактов и явлений,
3) фиксация обобщений в форме законов,
4) выдвижение и обоснование гипотез.
Какой метод получения знаний используется на теоретическом уровне научного познания
1) описание научных фактов,
2) проведение наблюдений,
3) описание экспериментальных данных,
4) выдвижение гипотезы.
Какой из перечисленных примеров относится к научным знаниям?
1) мифы о героях,
3) наблюдение: при удалении размеры предмета уменьшаются,
4) теория относительности.
Что из перечисленного относится к научным знаниям
1) библейская легенда о сотворении мира,
2) китайские мифы о сотворении людей из глины,
3) вывод об уровне образования Древней Руси, полученные на основании исследования берестяных грамот,
4) сообщение Геродота о племенах людей с собачьими головами, обитавших в степях Северного Причерноморья.
Какое из перечисленных утверждений является научным?
1) время течет повсюду одинаково и ни от чего не зависит,
2) судьба человека зависит от расположения звезд в момент его рождения,
3) электрический ток течет по проводам так же, как и вода по трубам,
4) существует наследственная предрасположенность к отдельным заболеваниям.
№ п/п | Проблема | ||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Чувственное, рациональное, иррациональное познание | ||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||
2 | Мышление: понятие, стадии развития, мыслительные операции. Роль мышления | ||||||||||||||||||||||||||||||
А) Мышление – вид умственной деятельности, заключающийся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей между ними.!!!!! Мышление выступает связующим звеном между чувственным и рациональным познанием Мышление имеет опосредованный характер Опосредованность мышления — это свойство мысли, сущность которого заключается в возможности выхода за пределы непосредственного опыта. Каждый из нас имеет жизненный опыт, на основе которого мы можем выстраивать причинно-следственные связи (например, терраса мокрая, потому что ночью был дождь). Б) Стадии развития: По мере развития психики человека в процессе его социализации, мышление последовательно проходит три стадии. Первая стадия — мышление ребенка – предметно-действенное мышление (в возрасте от 1 до 3-х лет), то есть, мышление в виде практических действий. Маленькие дети познают окружающий мир и делают первые выводы о его устройстве, пробуя предметы руками, разбирая их и ломая. Вторая стадия – наглядно-образное – мышление в виде наглядных образов и представлений (зрительных, слуховых, тактильных). Оно наиболее развито в возрасте от 4 до 7 лет, но сохраняется и у взрослых людей. Это мышление опирается на практическую реальность, но уже может создавать и хранить образы, не имеющие прямого аналога в ощущениях (сказочные персонажи). В образном мышлении, которое наиболее развито у художников, дизайнеров, рекламистов, портных, парикмахеров и архитекторов, материалом для решения задачи являются не понятия, а образы – чаще зрительные (у музыкантов – слуховые). Они либо извлекаются из памяти, либо воссоздаются воображением. Преобладающую роль в этом виде мышления играет правое полушарие человека. Отличие от предыдущего этапа является широкое использование словесных конструкций в формировании и преобразовании образов, а также использование отвлеченных понятий. Третья стадия — абстрактно-логическое (отвлеченное или понятийное) мышление работает в форме отвлеченных понятий, символов и цифр. В этом случае человек оперирует понятиями, не имея дела с опытом, полученным при помощи органов чувств. Например, термины этики «справедливость» и «совесть», математические термины «степень» и «производная», экономические термины «баланс» или «прибыль», являются абстрактными понятиями и не могут восприниматься человеком непосредственно его органами чувств. В) Мыслительные операции (приемы) Процесс мышления включает в себя несколько операций: сравнение, анализ, синтез, абстракция, обобщение, конкретизация. Анализ – мысленное расчленение объекта на составляющие его элементы с последующим их сравнением. Синтез – объединение отдельных компонентов в целое. Обычно соседствует с анализом. Продолжая предыдущий пример, представим себе, как психолог, после анализа нескольких тестов, строит обобщенный психологический портрет человека. Абстрагирование – выделение одной стороны предмета или явления, которые в реальности как отдельная не существует. В результате абстракции формируются понятия. В качестве примера можно взять понятие «надежность», как низкую вероятность поломки какой-нибудь разновидности бытовых приборов. Обобщение – выделение общих существенных свойств в сравниваемых объектах. Например, произведя анализ продаж отдельных сортов хлеба, хозяин пекарни приходит к выводу, что наилучшим спросом пользуются сдобные булочки, независимо от их размеров и начинок. Конкретизация – операция, обратная обобщению, выделение у предмета или явления характерных именно для него черт, не связанных с чертами, общими для класса предмета или явления. Например, хозяин мини-пекарни, выяснив повышенный спрос на сдобные булочки, решает выпекать их новый вид – с кунжутом и клубничной начинкой. Г) Роль мышления позволяет познать окружающий мир развивает способность к творчеству формирует целеполагание накопление опыта развитие способностей человека преобразование окружающего мира (изобретения) | |||||||||||||||||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||||||||||||||||
№ п/п | Задания | ||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Запишите слово, пропущенное в таблице
| ||||||||||||||||||||||||||||||
2 | Ниже приведен ряд терминов. Все они за исключением двух, относятся к чувственному познанию. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда и запишите цифры, под которыми они указаны ощущение цвета, вкуса, запаха 2) абстрактность 3) наглядность обобщенность 5) предметность 6) воспроизведение внешних сторон и свойств объектов | ||||||||||||||||||||||||||||||
3 | Ниже приведен ряд терминов. Все они за исключением двух, представляют мыслительные операции (приемы) мышления. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда и запишите цифры, под которыми они указаны описание 2) синтез 3) наблюдение 4) абстрагирование 5) анализ 6) обобщение | ||||||||||||||||||||||||||||||
4 | Ниже приведен ряд терминов. Все они за исключением двух, представляют операции (приемы) мышления. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда и запишите цифры, под которыми они указаны анализ 2) синтез 3) наблюдение 4) абстрагирование 5) эксперимент 6) обобщение | ||||||||||||||||||||||||||||||
5 | Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано ощущение 2) чувственное познание 3) представление 4) восприятие образ объекта | ||||||||||||||||||||||||||||||
6 | Ниже приведён перечень характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к формам познания. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) умозаключение 2) ощущение 3) представление 4) суждение 5) планирование 6) описание | ||||||||||||||||||||||||||||||
7 | Выберите верные суждения о познании и запишите цифры под которыми они указаны. 1) целенаправленное систематическое восприятие явлений окружающего мира называется наблюдением | ||||||||||||||||||||||||||||||
8 | Выберите верные суждения о познании и запишите цифры, под которыми они указаны для чувственного этапа познания свойственно воспроизведение внешних сторон и свойств объектов рациональное познание позволяет выявить существенные признаки и связи объектов, закономерности их изменения чувственное познание предполагает непосредственный контакт органов чувств с познаваемым объектом к формам чувственного познания относят понятия и суждения формами рационального познания являются ощущения, восприятия, представления | ||||||||||||||||||||||||||||||
9 | Найдите в приведенном списке характеристики чувственного познания и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) отражение предметов и их свойств в виде целостного образа, 2) формирование понятий и суждений о предметах и их свойствах, 3) сохранение в памяти обобщенного образа предмета, 4) утверждение или отрицание чего-либо о предмете, 5) отражение в сознании человека отдельных свойств предмета. | ||||||||||||||||||||||||||||||
10 | Выберите верные суждения о чувственном познании и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) чувственное познание присуще всем живым существам. 2) одной из форм чувственного познания является восприятие. 3) чувственное познание дает полное и исчерпывающее знание о предмете. 4) чувственное познание в сравнении с рациональным глубже и точнее отражает предмет изучения. 5) исходным элементом чувственного познания является ощущение. | ||||||||||||||||||||||||||||||
11 | Выберите верные суждения о чувственном познании и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) с помощью чувственного познания мы можем судить о внешних свойствах отдельных предметов и явлений. 2) ощущение — одна из форм чувственного познания. 3) одной из форм чувственного познания является формирование целостного образа предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. 4) на этапе чувственного познания ключевая задача состоит в обобщении и анализе информации. 5) мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения является результатом чувственного познания. | ||||||||||||||||||||||||||||||
12 | Выберите верные суждения о рациональном познании и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) рациональное познание присуще только человеку. 2) одной из форм рационального познания является представление. 3) рациональное познание дает полное и исчерпывающее знание о предмете. 4) рациональное познание в отличие от чувственного способно привести к относительной истине. 5) исходным элементом рационального познания является понятие. | ||||||||||||||||||||||||||||||
13 | Выберите верные суждения о познании и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) формами рационального познания являются ощущение, восприятие, представление. 2) к формам чувственного познания относят понятия и суждения. 3) рациональное познание позволяет выявить существенные признаки, связи, закономерности, законы. 4) для чувственного этапа (ступени) познания свойственно воспроизведение внешних черт и свойств объектов. 5) чувственное познание предполагает непосредственное воздействие познаваемых объектов на органы чувств. | ||||||||||||||||||||||||||||||
14 | Выберите верные суждения о познании и запишите цифры, под которыми они указаны. для чувственного этапа познания свойственно воспроизведение внешних сторон и свойств объектов. благодаря ощущениям происходит выделение общего, существенного в информации о предмете. чувственное познание и рациональное познание взаимосвязаны. рациональное познание позволяет выявить существенные признаки, связи, закономерности, законы. формами рационального познания являются ощущения, восприятия, представления. | ||||||||||||||||||||||||||||||
15 | Выберите верные суждения о познании и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) целенаправленное систематическое восприятие явлений окружающего мира называется наблюдением. 2) благодаря ощущениям происходит выделение общего, существенного в информации о предмете. 3) чувственное познание и рациональное познание тесно взаимосвязаны. 4) чувственное познание фиксирует существенные общие признаки группы, класса объектов. 5) формулирование предположений для объяснения имеющихся фактов характеризует метод выдвижения гипотез. | ||||||||||||||||||||||||||||||
16 | Выберите верные суждения о познании и его формах. Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) с помощью чувственного познания мы можем судить только о внешних свойствах отдельных предметов. 2) к формам чувственного познания относят ощущение, наблюдение, описание. 3) на этапе рационального познания субъект отвлекается от частных, несущественных свойств отдельных предметов, соотносит их существенные свойства и далее оперирует общими признаками групп однотипных объектов. 4) формами рационального познания являются понятие, суждение, умозаключение. 5) познавательная деятельность всегда направлена на получение практически полезного результата. | ||||||||||||||||||||||||||||||
17 | Выберите верные суждения об истине и ее критериях и запишите цифры, под которыми они указаны истинное знание, в отличие от ложного, соответствует предмету познания единственным критерием истинного знания является принятие его сообществом ученых относительная истина – это ограниченно верное знание только абсолютной истине свойственна объективность истинное знание формируется в единстве чувственного и рационального познания | ||||||||||||||||||||||||||||||
18 | Выберите верные суждения о мышлении запишите цифры, под которыми они указаны. 1) особенностью мышления является его опосредованный характер. 2) объективной материальной формой мышления является язык. 3) дедукция – это логическое умозаключение от частного к общему. 4) синтез как приём мышления есть разложение предмета на составляющие его части и стороны. 5) мышление невозможно без анализа, синтеза и сравнения. | ||||||||||||||||||||||||||||||
19 | Установите соответствие между формами и этапами познания
| ||||||||||||||||||||||||||||||
20 | Установите соответствие между этапами познания и иллюстрирующими их конкретными операциями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
| ||||||||||||||||||||||||||||||
21 | Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. «В философии под отражением объективной действительности в сознании человека понимается процесс _________(А). Учёные выделяют две его ступени. Одна из ступеней – _________(Б) – характеризуется получением информации о предметах и явлениях окружающего мира с помощью органов чувств и проявляется в форме ощущений, восприятия и _________(В). Она является исходным пунктом освоения мира, в результате которого создаётся _________(Г). Другая ступень познавательного процесса – _________(Д) – обеспечивает постижение сущности предметов и явлений. Эту ступень отличает понятийный, абстрактно-теоретический (связанный только с мыслительной деятельностью) характер. К основным мыслительным операциям относятся анализ, синтез, сравнение, уподобление. В результате этих операций формируются понятия, _________(Е), умозаключения». Список терминов: 1) образ 2) рациональное познание 3) эмоциональное 4) представление 5) познание 6) суждение 7) теоретическое 8) чувственное познание 9) смысл
| ||||||||||||||||||||||||||||||
22 | Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. «Исходным элементом чувственного познания является ________(А), возникающее в результате непосредственного ________(Б) реальности на органы чувств. Но оно показывает нам лишь одну сторону предмета (его цвет, вкус, запах и т.д.). Целостный образ предмета, возникающий благодаря соединению информации, полученной от различных органов чувств, соответствует стадии ________(В). Подобный целостный образ не может возникнуть в ходе пассивного отражения предмета, и его формирование является результатом активной, опосредованной ________(Г). После прекращения воздействия предмета на органы чувств его образ сохраняется в ________(Д), что соответствует высшей форме чувственного познания, называемой ________(Е)».
4) память 5) воздействие 6) ощущение 7) представление 8) суждение 9) восприятие | ||||||||||||||||||||||||||||||
23 | Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. «Если представление – это______________(А) предмета, то понятие – это_______________(Б) о предмете. С помощью понятий человек проникает в суть познаваемого предмета, что недоступно______________(В), восприятиям и представлениям. Понятия существуют в голове человека не изолировано, а в связи друг с другом, т.е. в виде ______________(Г), которые можно вывести на основе________________(Д) – метода, доставляющего первичный материал для научного исследования, так и опосредованным путем – с помощью________________(Е)»
2) мысль 5) сравнение 8) образ 3) ощущение 6) наблюдение 9) суждение |
Ассоциация сенсорной обработки с познанием высшего порядка и функционированием при шизофрении: картирование мира | Психиатрия и поведенческое здоровье | JAMA Psychiatry
Ассоциация сенсорной обработки с познанием высшего порядка и функционированием при шизофрении: картирование мира | Психиатрия и поведенческое здоровье | ДЖАМА Психиатрия | Сеть ДЖАМА [Перейти к навигации]Эта проблема
Просмотр показателей
- Скачать PDF
- Полный текст
Поделиться
Твиттер Фейсбук Электронная почта LinkedIn
- Процитировать это
- Разрешения
Редакция
Январь 2017 г.
Софья Виноградова, MD 1 ; Шрикантан Нагараджан, доктор философии 2
Информация об авторах Информация о статье
1 Кафедра психиатрии Миннесотского университета, Миннеаполис
2 Кафедра радиологии, Калифорнийский университет, Сан-Франциско
Джама Психиатрия. 2017;74(1):17-18. doi:10.1001/jamapsychiatry.2016.2992
Полный текст
Наш мозг составляет карту мира… часто эта карта искажена, но это карта с постоянным немедленным сенсорным вводом.
Э. О. Уилсон 1 (стр. 87)
Психиатрические исследования имеют тенденцию подчеркивать искажения в когниции более высокого порядка, такие как исполнительное функционирование или социально-эмоциональная обработка, но роль аномальных сенсорных репрезентаций часто упускается из виду. В этом выпуске JAMA Psychiatry , Thomas et al. 2 сообщают, что меры ранней обработки слуховой информации (EAP) оказывают полностью опосредованное влияние на функциональный результат при шизофрении, задействуя общее познание, с отдельными путями, которые включают или обходят негативные симптомы. При этом Томас и др.
Полный текст
Добавить или изменить учреждение
- Академическая медицина
- Кислотно-основное, электролиты, жидкости
- Аллергия и клиническая иммунология
- Анестезиология
- Антикоагулянты
- Искусство и изображения в психиатрии
- Кровотечение и переливание
- Кардиология
- Уход за тяжелобольным пациентом
- Проблемы клинической электрокардиографии
- Клиническая задача
- Поддержка принятия клинических решений
- Клинические последствия базовой нейронауки
- Клиническая фармация и фармакология
- Дополнительная и альтернативная медицина
- Заявления о консенсусе
- Коронавирус (COVID-19)
- Медицина интенсивной терапии
- Культурная компетенция
- Стоматология
- Дерматология
- Диабет и эндокринология
- Интерпретация диагностических тестов
- Разработка лекарств
- Электронные медицинские карты
- Неотложная медицинская помощь
- Конец жизни
- Гигиена окружающей среды
- Справедливость, разнообразие и инклюзивность
- Этика
- Пластическая хирургия лица
- Гастроэнтерология и гепатология
- Генетика и геномика
- Геномика и точное здоровье
- Гериатрия
- Глобальное здравоохранение
- Руководство по статистике и методам
- Рекомендации
- Заболевания волос
- Модели медицинского обслуживания
- Экономика здравоохранения, страхование, оплата
- Качество медицинской помощи
- Реформа здравоохранения
- Медицинская безопасность
- Медицинские работники
- Различия в состоянии здоровья
- Несправедливость в отношении здоровья
- Информатика здравоохранения
- Политика здравоохранения
- Гематология
- История медицины
- Гуманитарные науки
- Гипертония
- Изображения в неврологии
- Наука внедрения
- Инфекционные болезни
- Инновации в оказании медицинской помощи
- Инфографика JAMA
- Право и медицина
- Ведущее изменение
- Меньше значит больше
- ЛГБТК-медицина
- Образ жизни
- Медицинский код
- Медицинские приборы и оборудование
- Медицинское образование
- Медицинское образование и обучение
- Медицинские журналы и публикации
- Меланома
- Мобильное здравоохранение и телемедицина
- Нарративная медицина
- Нефрология
- Неврология
- Неврология и психиатрия
- Примечательные примечания
- Сестринское дело
- Питание
- Питание, Ожирение, Упражнения
- Ожирение
- Акушерство и гинекология
- Гигиена труда
- Онкология
- Офтальмологические изображения
- Офтальмология
- Ортопедия
- Отоларингология
- Лекарство от боли
- Патология и лабораторная медицина
- Уход за пациентами
- Информация для пациентов
- Педиатрия
- Повышение производительности
- Показатели эффективности
- Периоперационный уход и консультации
- Фармакоэкономика
- Фармакоэпидемиология
- Фармакогенетика
- Фармация и клиническая фармакология
- Физическая медицина и реабилитация
- Физиотерапия
- Руководство врача
- Поэзия
- Здоровье населения
- Профилактическая медицина
- Профессиональное благополучие
- Профессионализм
- Психиатрия и поведенческое здоровье
- Общественное здравоохранение
- Легочная медицина
- Радиология
- Регулирующие органы
- Исследования, методы, статистика
- Реанимация
- Ревматология
- Управление рисками
- Научные открытия и будущее медицины
- Совместное принятие решений и общение
- Препарат для сна
- Спортивная медицина
- Трансплантация стволовых клеток
- Наркомания и наркология
- Хирургия
- Хирургические инновации
- Хирургические жемчужины
- Обучаемый момент
- Технологии и финансы
- Искусство JAMA
- Искусство и медицина
- Рациональное клиническое обследование
- Табак и электронные сигареты
- Токсикология
- Травмы и травмы
- Приверженность лечению
- УЗИ
- Урология
- Руководство пользователя по медицинской литературе
- Вакцинация
- Венозная тромбоэмболия
- Здоровье ветеранов
- Насилие
- Женское здоровье
- Рабочий процесс и процесс
- Уход за ранами, инфекция, заживление
Сохранить настройки
Политика конфиденциальности | Условия использования
Что такое познание? | Corona Radiata
В 1981 году я был активным постдокторантом, учился записывать клетки места в лаборатории Джима Рэнка и начинал понимать теорию Джона О’Кифа и Линн Надел «Когнитивная карта» гиппокампа. Однажды днём, когда крыса бродила по лабиринту и я наблюдал на осциллографе следы потенциалов действия, Джим Рэнк посмотрел на моё плечо и сказал…
«Это потрясающе! Клетки места — это ворота к пониманию того, как мозг производит познание». 1
Это было одновременно вдохновляюще и непрозрачно. С одной стороны, я понимал, что наш проект новый и интересный. С другой стороны, я не был уверен, что на самом деле означает слово «познание» или почему клетки места гиппокампа являются путем к пониманию познания. Почему именно гиппокамп, а не, например, зрительная кора?
Поиск общепринятых определений «познания» мало чем помог. Большинство из них не являются определениями; скорее список свойств или функций. Например, википедия говорит…
«Познание — это группа психических процессов, которая включает в себя внимание рабочей памяти, создание и понимание языка, обучение, рассуждение, решение проблем и принятие решений». 2
В высшей степени неудовлетворительно. В течение десятилетий проблема гноилась. Около месяца назад я решил пересмотреть вопрос. Далее следует предлагаемое новое определение «познания». Я начинаю с разделения познания на два компонента: чистое познание и воплощенное познание. Я нахожу этот подход полезным в нескольких отношениях. Во-первых, это определение, а не список атрибутов. Во-вторых, он разделяет работу мозга на категории, которые кажутся полезными. За определениями следует черновой вариант когнитивной теории.
Чистое познание
Определение: Когнитивные процессы — это умственные операции, мозговые процессы, которые могут выполняться без обратной связи с миром 3
требуют немедленного сенсорного входа или моторного выхода.
Процессы, которые квалифицируются как «чистые когнитивные» , включают воображение, эпизодическую память, сценарии воображаемого поведения «что, если», планирование, творческие художественные процессы, дневные сновидения, сны, язык, математику и галлюцинации.
Процессы, которые не являются чисто когнитивными, включают восприятие, двигательные действия и (особенно) сенсорно-моторный поток.
Поскольку чистые когнитивные процессы не могут использовать обратную связь реального мира в качестве опоры для репрезентации, они полностью зависят от внутренних репрезентаций . Вместо того, чтобы полагаться на сенсомоторную помощь, представление мира в чистой когнитивной задаче должно полностью генерироваться мозгом. Затраты на создание полной внутренней репрезентации дают большую выгоду: внутренняя репрезентация является моделью мира (или отношений между собой и миром). Наличие виртуального мира позволяет разыгрывать воображаемые сценарии действий без недостатков реального мира, временных ограничений или сбоев.
Давайте сравним два сценария решения навигационных задач. Представьте себе животное, сидящее в каком-то месте и пытающееся добраться до нужного места.
- Некогнитивная навигация . Животное может видеть особенности цели и начинает движение к цели. Небольшая модификация этого сценария состоит в том, что животное следует маршрутом, отмеченным серией увиденных знакомых ориентиров, которые в конечном итоге ведут к цели.
- Когнитивная навигация . Животное не может видеть цель, но имеет мозговое представление о расположении окружающей среды. Это представление похоже на вид сверху в виде карты и не представляет собой немедленный сенсорный ввод или что-либо, что животное когда-либо видело. Используя это представление, животное садится в свое текущее местоположение, представляет себе местоположение цели и вычисляет оптимальный маршрут к цели. Наконец, животное преобразует представление карты в свое текущее представление о мире и инициирует путь к цели.
Можно утверждать, что приведенный выше второй пример не является чистым познанием, что животное или человек могут использовать комбинацию внутреннего представления и непосредственной сенсорной информации для планирования оптимального маршрута. Чтобы сделать познавательный процесс чистым, представьте, что вы планируете маршрут с закрытыми глазами, с картографическим представлением или без него. Ясно выполнимо. Дело в том, что чистые познавательные операции существуют и требуют внутренних представлений.
Чистое познание против воплощенного познания
Концепция воплощенного познания была изложена Энди Кларком, Альвой Ноэ и другими 4 . При воплощенном познании сенсорные и физические ограничения мира помогают животному (или человеку) оптимизировать поведение. Эти реальные вспомогательные средства называются «возможностями». 5 Аффордансы — это вспомогательные средства, создаваемые окружающей средой. Они эффективны, потому что среда организована и предсказуема. Ноэ, например, утверждает, что «сознание» находится не в наших головах, а во взаимодействии нашего мозга, нас самих и мира. Обратите внимание на контраст с «чистым познанием», где внешний механизм поддержки не является существенным; вместо средств действия мозг должен заменить полное представление. Я считаю, что воплощенное познание и чистое познание являются взаимодополняющими операциями. Второе представление состоит в том, что во время действия мозгу не требуется полное внутреннее представление об окружающей среде: ограничения «я» и «окружающая среда» являются частью этого представления. Обложка альбома JJ Gibson из его 19-летнего возраста.79 книга захватывает часть сути. Во время полета мозгу птицы не нужно обрабатывать все сенсорные данные и выводить оптимальные инструкции по полету. Скорее тело и мозг птиц взаимодействуют по упрощенным схемам, таким как зрительный поток, для поддержания плавного полета. Действительно, многие приспособления к полету осуществляются в аккомодации птичьих крыльев в соответствии с изменяющимися воздушными потоками и вообще не обрабатываются мозгом.
Воплощенное познание примерно соответствует «потоку», почти бездумному, плавному процессу взаимодействия себя с миром. Что касается животных, я думаю о гибсоновском рисунке плавного полета птицы. На человеческом уровне я думаю о спортсмене высокого уровня, таком как горнолыжник, действующем с полным контролем. Или высококвалифицированный хирург, плавно оперирующий сердце. В человеческих примерах задействовано сознание, но только на высшем уровне. Многие важные поведенческие элементы хорошо отработаны, эффективны, быстры и «автоматически». В то время как воплощенное познание включает в себя как восприятие, так и действие, наиболее яркими примерами являются активные движения тела.
Набросок теории
Чистое познание, напротив, характеризуется застоем. Тело практически ничего не делает. Вместо сенсорных и моторных ограничений познания должны создаваться внутренние рамки или представления. Чистое познание есть мысль, лишенная непосредственного ощущения или действия.
Чистое Познание полезно, потому что оно НЕ связано с действием. Представьте себя в точке выбора, на развилке дороги, где есть четыре возможных маршрута. У вас есть цель, но вы еще не были на этом этапе пути и не знаете, какой путь выбрать. Вы можете сделать произвольный выбор одного из маршрутов. С положительной стороны, есть один шанс из четырех, что это сработает. С другой стороны, при высокой вероятности неудачи вы вернетесь к точке выбора и продолжите делать произвольные выборы, пока не найдете рабочий маршрут. Довольно неэффективно.
Чистое познание дает вам возможность остановиться и подумать об этом. Если у вас есть умственная способность представить, что вы увидите, когда будете идти по одному из путей, не идя по нему на самом деле, вы можете в уме увидеть, ведет это к цели или нет. Если это не удается, вы можете продолжить этот процесс, пока не будет найден оптимальный путь. Этот второй механизм быстрее первого, энергоэффективен и не подвергает вас потенциальной опасности. Это называется альтернативный метод проб и ошибок 9.0447 8 . Опосредованное (воображаемое) восприятие и действие являются областью чистых когнитивных систем; он зависит от полных внутренних репрезентаций; хотя и характеризуется бездействием, в конечном итоге оно приводит к эффективному действию.
Происхождение Чистого Познания
Если Чистое Познание имеет такие преимущества, то все ли животные им обладают? Каковы затраты? Воплощенное познание очевидно практически у всех животных, включая существ с маленьким мозгом. Комнатная муха, которая быстро прыгает и летает, чтобы избежать пощечины, демонстрирует воплощенное познание. Напротив, трудно найти примеры Чистого Познания у существ с маленьким мозгом. Возможно, для этого требуется большой мозг. Хотя это явно распространено среди людей, другие млекопитающие, по-видимому, реже используют чистое познание. Трудно найти яркие примеры, кроме птиц и млекопитающих. Я предлагаю следующий очень упрощенный эволюционный сценарий.
Чистое познание развилось из воплощенного познания. Изначально существуют воплощенные процессы специального назначения, такие как мушка, избегающая шлепка, неподвижная и негибкая. Эти ответы, подобные возможностям крыла птицы в полете, не требуют центрального представления и могут быть продуктом отдельных дискретных процессоров. Позже начинают развиваться центральные представления, которые позволяют принимать единичные решения наряду с обобщенными, усвоенными и гибкими ответами. Эти ранние центральные представления все еще зависят от непосредственных сенсорных входов и поведенческих реакций. Еще позже центральные репрезентации достигают такой способности, когда они могут работать с сенсорным вводом или без него, а также с немедленными поведенческими реакциями или без них. Наши предки-приматы обладали скромными чистыми когнитивными способностями, которые в основном использовались для совместной охоты. По мере того как мозг развивался и рос, чистые когнитивные способности увеличивались 6 . Кроме того, хотя изначально чистое познание могло быть ограничено определенными областями, возможно, пространственными, расширенная когнитивная способность освободила чистое познание от предметной специфичности. В то время как чисто жестовое общение может не зависеть от чистого познания, символический язык зависит. Если высказывание «собака» представляет собой невидимую собаку, создание и понимание высказывания требует чистого познания. Звук — это символ невидимого животного. Кроме того, если звук представляет группу животных, а не конкретную собаку («собака», а не «Руфус»), репрезентируется абстракция.
Когнитивные рамки. Каждая когнитивная операция, встроенная или чистая, происходит в рамках или в контексте. Примером каркаса является поле зрения. Объект можно увидеть в верхней левой части поля зрения, если он реальный или воображаемый — как в «представьте себе яблоко в верхнем левом углу вашего поля зрения» . Кант предположил, что существуют две врожденные системы: пространство и время; априорных интуиций. Как и в случае с познанием, когнитивные рамки могут быть встроены в реальное или абстрактное. Абстрактные рамки (кратко описанные в сноске 8) придают дополнительную силу познанию и имеют решающее значение для некоторых функций, перечисленных ниже. 9
Давайте вернемся к списку чистых когнитивных функций и кратко обсудим основные функции и конкретные примеры.
Основные функции:
- Сценарии «что, если» являются основой решения проблем и творчества. Последовательное изучение воображаемого поведения для оптимального решения проблемы. Я считаю, что этот процесс является ядром всех творческих актов и величайшей пользой, которую дает чистое познание.
- Творчество создается с помощью сценариев «что, если», описанных выше. Специфика творчества вытекает из специфических ассоциаций, порождающих каждое воображаемое поведение. (Природа ассоциаций — это отдельная тема. «Следующая ассоциация» в серии будет определяться, по крайней мере частично, опытом и способностями человека.)
- Символические представления может быть натянуто, но критично. Понятие: символическое представление размещается в рамках, которые не соответствуют рамкам реального мира. Например, график разложен в виртуальном пространстве. У нас есть познавательная способность пространства для поведенческих и навигационных целей. Хотя граф не соответствует поведенческому пространству, способность графически строить возникает из структур мозга, которые используют пространство реального мира для построения эффективного пространственного поведения. (возможно, поэтому графики выше 3d неэффективны).
- Язык представляет собой особый тип символического представления. Базовая структура языка — линейная, временная структура, предложение. Предложение, вероятно, происходит из «естественных» временных линий поведенческих последовательностей, но может использоваться для радикально расширенных целей. Символическое представление требует виртуальной структуры. Когда есть базовая структура предложения, в структуру можно поместить любые объекты, не ограниченные реальными вещами.
- Представления математические (алгебраические, графические) абстрактны и символичны. Алгебраические представления родственны предложениям, выложенным в линейном времени. Графические представления описаны выше.
Специальные функции (построены из основных функций):
- Воображение. Если я «воображаю пляж», никакие текущие сенсорные данные и двигательная активность не поддерживают мой ментальный образ.
- эпизодическая память Ментальный образ воспоминаний о событии (например, о первом дне в школе) не требует сенсорного входа или моторного выхода.
- Планирование творческих художественных проектов см. «эпилог» ниже.
- Личная Хронология Понятие о том, что у вашей жизни есть начало (рождение), вехи (эпизодические воспоминания) и конец (мрачный жнец).
- Исторические хронологии Космологические, геологические, земные, цивилизационные, библейские, национальные и т. д.
- Дневной сон
- Галлюцинации
Является ли гиппокамп когнитивной картой?
Этот пост начался с цитаты Джима Рэнка, моего научного руководителя. Джим утверждал, что изучение клеток места является воротами к пониманию познания. Предложение было сильным в то время и сильнее сегодня. Хотя во время нормальной навигации активация клеток гиппокампа отражает текущую среду обитания животного, аффордансы текущей среды не являются критическими. Теперь мы знаем, что возбуждение клеток места происходит в темноте, во время сна, в моменты отдыха и, по-видимому, демонстрирует замещающую обработку методом проб и ошибок, свидетельствующую о чистом познании. Хотя процесс еще не завершен, я считаю, что Джим был прав. Активация клеток гиппокампа — это ключ к пониманию механизмов познания.
Эпилог
Я закончу древним описанием чистого познания, переведенным Стивеном Митчеллом в Вторая книга Дао :
Мастер по дереву Цин вырезал столь замысловато изящную подставку для звонка что все, кто видел это, были поражены. Они думали, что это, должно быть, сделал бог
Маркиз Лу спросил: «Как ваше искусство достигло такой неземной красоты?»
— Милорд, — сказал Цин, — я простой плотник — я ничего не смыслю в искусстве. Но вот что я могу вам сказать. Всякий раз, когда я начинаю вырезать подставку для звонка, я концентрируюсь. После трех дней медитации у меня больше не возникает ни похвалы, ни порицания. По прошествии пяти дней у меня больше нет мыслей об успехе или неудаче. Через семь дней я не отождествляюсь с телом. Все мои силы сосредоточены на задаче; нет отвлекающих факторов. В этот момент я вхожу в горный лес. Я осматриваю деревья, пока не появляется именно то, что нужно. Если я вижу внутри него подставку для колокольчика, значит, настоящая работа сделана, и все, что мне нужно сделать, это приступить к делу. Таким образом, я гармонизирую внутреннее и внешнее. Вот почему люди думают, что моя работа должна быть сверхчеловеческой» 10
1 Цитата Джима — это парафраз, но достаточно близкий. Дата также является оценкой.
2 Проверка определений от более уважаемых людей и источников бесполезна. Например, Уильям Джеймс, Эдвард Толмен или определения когнитивной психологии.
3 В дальнейшем слово «познание» или слова «чистое познание» будут принимать это определение.
4 Энди Кларк Что дальше? Прогнозирующий мозг, ситуативные агенты и будущее когнитивной науки 9
5 могло быть движущей силой увеличения мозга, следствием (перемычкой) или их комбинацией.
7 «Когнитивная карта» О’Кифа и Наделя получена из Канта, но является специализированным подмножеством кантовской пространственной априори . Кантовское пространство включает зрительные поля, эгоцентрическое пространство и личное пространство; О’Киф и Надель — нет; их ограничено «аллоцентрическим пространством».
8 «Викарный метод проб и ошибок» (VTE) — это термин, который Мюнцингер и Толмен в 1930-х годах использовали для описания конфликтного поведения крысы перед реакцией на выбор. Совсем недавно Редиш и его коллеги исследовали поведение ВТЭ параллельно с записью нейронов гиппокампа и сообщили, что нейроны гиппокампа возбуждаются, как если бы они двигались по воображаемым путям. Мюнцингер КФ (1938). (Заместительные пробы и ошибки в точке выбора. I. Общий обзор их отношения к эффективности обучения. Journal of Genetic Psychology 53: 75–86. Redish, A. David (2013-06-19). Разум внутри Мозг: как мы принимаем решения и почему эти решения становятся неверными (Kindle Locations 8350-8351).