Восприятие — что это такое, свойства и виды восприятия в психологии
Обновлено 22 июня 2022 Просмотров: 82 202 Автор: Дмитрий ПетровЗдравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Сегодня хочу поговорить про очень интересную штуку — восприятие человеком окружающего мира и других людей.
Взглянем на этот процесс с точки зрения психологии, чтобы понять его суть. Узнаем, какими свойствами оно обладает, на какие виды подразделяется, какие ошибки иногда возникают и как человек воспринимает другого человека. Надеюсь, что будет интересно.
Восприятие — что это?
Термин «восприятие» можно рассматривать в двух контекстах. В одном из них:
Восприятие – это процесс, посредством которого формируются образы окружающего мира, отражение реальности в психике.
В данном случае понятие представляет собой глагол, то есть действие.
В другом контексте восприятие – это существительное, предмет, результат, сам образ.
Чаще всего наука (что это?) использует первый вариант значений. На него мы и будем опираться в этой статье.
Восприятие является синонимом слова перцепция, которое, в свою очередь, в переводе с латинского perceptio означает субъективное, чувственное познание окружающей среды. Также равнозначно используются такие слова, как: оценка, приятие, созерцание и другие.
Что такое восприятие простыми словами? В процессе жизни человек не перестает заниматься познанием мира. Например, в магазине вас заинтересовала какая-то вещь: вы возьмете ее в руки, чтобы понять, какой она текстуры, веса, плотности, цвета, запаха, вкуса и так далее, то есть задействуете необходимые органы чувств (еда – вкус, книга – зрение).
Все эти характеристики вызывают разные ощущения, которые в совокупности рождают образ предмета. Процесс познания, таким образом, и есть восприятие.
Важно отметить, что восприятие в психологии – это не только сумма ощущений. Сюда также входят наши индивидуальные знания и представления о мире. Данный феномен тесно связан с другими психическими процессами: памятью, мышлением, речью, мотивационной сферой и вниманием.
4 уровня восприятия
Данный процесс содержит в себе 4 уровня:
- Обнаружение – здесь мы понимаем, что есть определенный стимул извне (ухо воспринимает некий сигнал).
- Различение – собственно восприятие раздражителя (человек понимает, что это звук).
- Идентификация – поиск образа среди существующих в психическом опыте (на что он похож из знакомых?).
- Опознание – отнесение образа к конкретной категории (это детский смех за окном).
Свойства восприятия
Принято выделять 7 свойств восприятия:
- Избирательность – преимущественное выделение одного предмета на фоне остальных по причине невозможности объять их большое множество одновременно. В книжном магазине вы будете перебирать книги одну за другой, чтобы определиться, какую из них стоит купить для дальнейшего прочтения.
Когда у вас в руках находится конкретная, в этот момент все внимание сосредоточенно на ней: читатель осматривает ее внешне, читает название, содержание, бегло пролистывает. Остальные как будто не существуют, уходят в фон. Но как только интерес к этому изданию пропадает, внимание перемещается к следующему. В фон уходит то, что было в руках.
- Предметность восприятия – представляет собой отнесение предмета к определенной категории предметов среды. Например, зеленое, круглое, твердое и сладкое – это яблоко, фрукт, а зеленое, длинное и рычит – это крокодил, животное.
Часто процесс узнавания происходит не сразу: человек вынужден потратить некоторое время и дополнительные усилия, чтобы определить род изучаемого объекта (подойти ближе, вслушаться или внюхаться).
Также узнавание делят на специфическое и неспецифическое: первое – это то, что нам хорошо знакомо (на улице я узнаю автомобиль моего мужа). Второй вид помогает определить только род предмета, его поверхностные характеристики (на улице я вижу много движущихся предметов и определяю их как машины, но не знаю чьи они, год их выпуска, историю и т.
д.).
В связи с этим предметность влияет на поведение человека: если предложить ему на ужин знакомую яичницу, то последняя будет быстро съедена. В случае когда перед нами незнакомый продукт, большинство, скорее всего, проявит осторожность – будет более внимательно интересоваться предложенным блюдом.
- Апперцепция выражается в зависимости формирования образа от психического опыта, личностных особенностей индивида. Проще говоря, один и тот же предмет люди воспринимают по-разному, опираясь на свои убеждения, установки, ценности и потребности.
В приведенном ниже небольшом видео показано это свойство человеческого восприятия на простых картинках, которые каждый видит по-разному:
- Целостность – свойство, демонстрирующее тот факт, что образ всегда воспринимается целым на основе совокупности ощущений, от него полученным.
То есть его не может создать только лишь цвет или звук. Важным фактором здесь является движение. Например, лягушка не воспринимает муху как муху, если та остается неподвижной, поэтому не будет на нее охотиться.
- Структурность заключается в том, что восприятие – не есть сумма отдельных ощущений. Образ рождается только благодаря их взаимодействию. Каждый элемент становится значимым при соотнесении с целым. Например, большое, железное и плывет по воде – это пароход, большое и железное на рельсах – поезд: замена одного элемента меняет образ.
Также когда человек слушает музыку, то не воспринимает каждую ноту в отдельности: он слышит всю мелодию. Проигрывание нот в разном порядке и тональности приводит к изменению всей мелодии.
- Константность – относительное постоянство окружающих предметов. Почему относительное? Днем вы ясно видите, что ваш дом имеет голубой цвет, но с наступлением ночи он становится серым. При этом вы точно знаете, что дом ваш, так как не придаете значения факту изменения зрительного восприятия.
Если бы этого свойства не существовало, то с наступлением ночи повсюду слышались бы крики ужаса и отчаяния: люди не узнавали бы свои жилища, другие ориентиры были бы тоже потеряны.
- Осмысленность – это осознанность предметов и явлений окружающего мира. К примеру, если мы видим ложку, то сразу понимаем, для чего она и как ею пользоваться. Это подтверждает тот факт, что восприятие не является врожденным: мы обучаемся ему в течение жизни.
Виды восприятия
Мир огромен и разнообразен: каждый предмет или явление воспринимается посредством разных приемников или анализаторов, один из которых всегда ведущий.
При чтении печатной информации мы в большей степени опираемся на зрение, в еде – на вкусовые ощущения, обнимая человека, воспринимаем его через тело, тактильный контакт.
Существует несколько классификаций видов восприятия:
По модальности:
- зрительное – создание зрительного образа:
- слуховое – восприимчивость звуков;
- осязательное восприятие – считывание информации о среде через тактильные ощущения;
- обонятельное – различение запахов;
- вкусовое – построение образа с помощью вкусовых ощущений.
В зависимости от ведущего анализатора:
- Простой вид – это зрение, слух и осязание. Такой вид восприятия есть у всех здоровых людей. В зависимости от того, какой анализатор человек использует чаще всего, его относят к группе людей с соответствующим типом восприятия:
- кинестетический (ощущения, движение) – человек (его называют кинестетик) считывает информацию, опираясь больше всего на движение предметов, ощущения, которые эти предметы вызывают. В его речи постоянно звучат слова «взять», «ухватить», «пробовать», «ощутить», «почувствовать»;
- аудиальный (звук) – большая часть восприятия мира происходит с помощью слуха. Такие люди часто говорят «я слышу», «послушайте», «слушать», «звучит» и другие;
- визуальный (зрение) – ведущим приемником являются глаза: «я вижу», «смотрю», «представляю».
Это знание поможет решить вечную проблему взаимодействия – неспособность понять друг друга. Последнее происходит именно из-за разных способностей «видения» мира.
- Сложный – представляет собой сочетание двух и более типов восприятия в разной комбинации: например, зрительно-слуховой или зрительно-двигательно-слуховой. Так происходит, если индивид использует конкретную пару или тройку анализаторов одинаково часто.
- Специальный вид – это специфическое восприятие, процесс которого зависит от воспринимаемого объекта: слушаете ли вы музыку, что-то едите или стараетесь высчитать время и пространство, а может анализируете чье-либо отношение к вам – каждая ситуация «требует» своего подхода. Вы не можете попробовать музыку на вкус, понюхать текст и рассказать о чем он, сделать вывод о мягкости предмета, не дотронувшись до него.
По способу актуализации:
Восприятие в психологии также может быть произвольным и непроизвольным. Первое обязательно имеет цель, намерение и осознанность действий. Например, ребенок читает книгу и понимает, зачем он это делает. Он направляет в эту деятельность все свое внимание, сосредотачивает зрение на буквах, держит учебник в руках.
Непроизвольное восприятие вызвано средой, а не целями индивида. Яркий пример: реакция ноги на молоточек невропатолога, которым он ударяет под коленную чашечку, чтобы проверить физиологические реакции.
Ошибки в восприятии (иллюзии)
В мире нет ничего совершенного, и восприятие не исключение. По разным причинам этот процесс может «сбоить» и давать индивиду ошибочные образы, не соответствующие реальности.
Такие нарушения бывают двух видов:
- иллюзии – это извращенное восприятие существующих предметов и явлений. Иллюзии, в свою очередь, бывают:
- аффектогенные – их причиной являются чувства и эмоции. Например, тревожная личность может рассмотреть в тени от дерева надвигающегося маньяка или монстра, слышать угрозу в чужой речи, стыдливому человеку везде будут мерещиться критика и пристыживание;
- парейдолические – возникновение фантастических образов при взаимодействии с реальностью (кровь в стакане вместо воды, жуки вместо пятен грязи).
Этот вид иллюзий является предшественником галлюцинаций.
- Галлюцинации представляют собой образы, которых не существует в реальности либо их нет в момент кажущиеся восприятия. Данное нарушение самостоятельно присутствует только у психически нездоровых людей – психотиков (например, шизофреники).
Единственное условие, при котором нормальный человек может временно видеть галлюцанации – это насильственное изменение состояния психики (гипноз, наркотики).
Восприятие человека человеком
Интересная картина получается, когда речь идет о восприятии человека человеком. Интересная, потому что в действительности мы не видим друг друга при первой встрече такими, какие мы есть в реальности, и на это есть множество причин.
Замечали ли вы, что при знакомстве с личностью, имеющей приятную для вас внешность, вы автоматически считаете его добрым и хорошим? А если он имеет внешние сходства с любимой подругой-мамой-братом, то симпатия к нему возрастает в разы?
Восприятие других обусловлено еще многими факторами, на которые мы осознанно или нет обращаем внимание: осанка, жесты, культура речи, манеры, поведение, его профессия, статус и другие.
Итак, можно выделить 4 способа интерпретации характеристик других людей:
- эмоциональный – красивый, значит хороший, душевный;
- аналитический – нахмуренные брови, острые скулы «характеризуют» злого человека;
- перцептивно-ассоциативный – похож на вредного соседа, значит, такой же неприятный;
- социально-ассоциативный – приписывание человеку социальных качеств исходя из внешнего вида. Порванная, грязная одежда «говорит» нам о неблагополучности личности и вызывает желание держаться подальше. А вот опрятный костюм и дорогое авто возвышают незнакомца в наших глазах.
Краткое резюме
Таким образом, восприятие человека человеком поддается социальным стереотипам, меркам и эталонам. Также большое влияние на ваше впечатление могут оказать чужие мнения, высказанные людьми, имеющими для вас авторитет.
Автор статьи: Коваленко Лилия Сергеевна (психолог)
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo. ru
Виды восприятия в психологии и их краткие характеристики
Всю необходимую информацию об окружающем мире мы получаем с помощью восприятия, или перцепции, как этот процесс называют психологи. Есть и более примитивный, элементарный познавательный процесс – ощущение, но оно не дает целостного представления о реальности, и само по себя нами не всегда даже осознается. Мы не отдаем себе отчета о том, как возникает раздражение в чувствительных клетках органов чувств (рецепторах), как нервный импульс со скоростью более 100 м/с несется по нейронным цепям к строго определенному участку головного мозга. Возникшее там ощущение мгновенно обрабатывается, осмысливается, связывается с хранящейся в памяти информацией, и возникает образ.
Он-то и есть продукт восприятия – отражения объектов мира при непосредственном контакте с ними. Многообразие окружающего мира находит отражение в различных видах восприятия, которые связаны с разными сенсорными системами или органами чувств. Пять основных видов восприятия соответствуют зрению, слуху, обонянию, осязанию и вкусовой чувствительности.
СОДЕРЖАНИЕ
- 1 Зрительное восприятие
- 1.1 Цветовое зрение
- 1.2 Осмысленность зрения
- 1.3 Виды зрительного восприятия
- 2 Слуховое восприятие
- 3 Обоняние и вкус
- 4 Осязание
- 5 Восприятие времени
Зрительное восприятие
Зрительное восприятие – одно из важнейших. По данным исследований, зрение поставляет нам более 80 % информации, а 20 % приходится на остальные органы чувств.
В основе зрительного восприятия способность человека ощущать световые потоки, причем свет разной длины волны, отражаясь от предметов, вызывает различные цветовые ощущения.
Чувствительность к свету у человека ниже, чем у кошки, а дальность зрительного восприятия меньше, чем у орла, но человеческое восприятие обладает множеством уникальных и полезных особенностей.
Цветовое зрение
Цвет – это не что иное, как свет различной длины волны, но он имеет огромное значение в нашей жизни. Цветовосприятие настолько важно для человека, что окружающий нас колорит может влиять на:
- наше настроение;
- работоспособность;
- и даже на физическое состояние.
В обстановке, бедной красками, у человека возникает «цветовое голодание», а у маленьких детей даже задержка умственного развития (о специфике влияния цветов читайте здесь).
Высшие животные тоже способны различать цвета, но их способности в этом не сравнимы с человеческими. Даже обычный, нетренированный человек спокойно может различить 150 оттенков. А художники-колористы способны увидеть более 10 тыс. цветов.
Осмысленность зрения
Люди не просто воспринимают световые сигнала, наш мозг постоянно обрабатывает визуальную информацию. Зрительное восприятие осознанно. Думаем, каждый сталкивался с ситуацией, когда, увидев незнакомый предмет, мы мучительно стараемся понять, что это такое, роемся в памяти, пытаясь найти там что-то похожее или вызвать ассоциацию со знакомым предметом.
В отличие от человека, животные реагируют только на значимые для них предметы, а незнакомые оценивают по степени их опасности или съедобности.
Виды зрительного восприятия
Зрительное восприятие разнообразно, и в рамках этого перцептивного процесса выделяют несколько видов.
- Восприятие формы, которое связано со способностью человека различать основную фигуру и фон. Они могут меняться местами, в зависимости от значимости и направленности внимания. Например, книга, лежащая на столе, заваленном бумагами, ручками, блокнотами и другими предметами, может нами восприниматься как центральный объект, а остальное будет фоном. Но если нам нужна, допустим, ручка, то объектом станет она. Хоть это касается только пространства, наполненного примерно однородными предметами.
- Восприятие пространства – это тоже особый вид зрительного восприятия. Он включает в себя способность видеть глубину, объем, удаленность предметов и их форму. Интересно, что на сетчатке глаза возникает двухмерное изображение предмета, а в зрительном отделе головного мозга формируется его трехмерный образ. Считается, что эта способность связана с бинокулярным зрением, и изображение с 3D-эффектом возникает за счет наложения двух «картинок» от каждого глаза как в стереоскопе.
Однако все гораздо сложнее. Ведь если человек утрачивает способность видеть одним глазом, то картинка все равно остается трехмерной и объемной, так же и как восприятие глубины пространства. Наш мозг компенсирует недостающую информацию той, что хранится в памяти, достраивает изображение до необходимой «трехмерности».
Но зрительное восприятие еще не до конца изучено, в нем много непонятного и даже таинственного. Например, как мы видим движущиеся предметы?
- Большинство исследователей считают, что информация о перемещении объектов поступает в головной мозг от нервных окончаний мышц глаза, когда он движется за объектом.
- Другие ученые считают, что восприятие движения связано с перемещением изображения по сетчатке глаза.
Слуховое восприятие
В основе этого вида восприятия способность человека получать информацию в виде звуковых волн. Хоть у большинства животных слух более чуткий, чем у человека, но и мы можем воспринимать звуки в довольно широком диапазоне – от 20 до 20 000 Гц.
К тому же у человека звуковое восприятие специализировано. Наряду с обычным слухом, выделяют музыкальный и фонематический слух.
- Музыкальный слух – это способность различать звуки по высоте, что дает возможность наслаждаться гармонией музыки. К музыкальному слуху относят и ритмический, интонационный, ладовый, полифонический и другие.
- Человек способен слышать и понимать не только музыку, но и речь. Чувствительность к речевым звукам – фонемам называют фонематическим или речевым слухом. От него зависит, насколько успешно мы будем овладевать иностранными языками.
Интересно, что музыкальный слух намного древней фонематического, звуки музыки человек начал воспринимать и понимать раньше, чем овладел членораздельной речью.
Обоняние и вкус
Вкусовое и обонятельное восприятия значительно ближе к ощущениям, то есть к элементарным сенсорным процессам, чем зрение и слух, которые эволюционно у человека претерпели большие изменения. Кроме этого, обоняние и вкус настолько тесно взаимосвязаны, что мы часто их путаем, точнее, наделяем вкус характеристиками запахов. Например, когда говорим о вкусовом разнообразии. Никакого разнообразия нет, человек способен ощущать всего пять вкусов:
- сладкий,
- соленый,
- кислый,
- горький,
- пряный.
Под вкусовым разнообразием мы чаще всего имеем ввиду запахи. Вот их, действительно, огромное количество, ведь каждый предмет пахнет по-своему.
Обоняние всегда предметно, то есть мы воспринимаем запахи через их связь с предметами: лимон пахнет лимоном, малина – малиной, а нагретый солнцем асфальт именно им и пахнет. А совершенно незнакомый запах, который ни с чем у нас не ассоциируется, описать невозможно. Попробуйте человеку, который никогда не бывал на море, объяснить, как оно пахнет?
Осязание
Тактильные ощущения – самый древний вид сенсорной чувствительности, возникший у живых организмов значительно раньше не только зрения и слуха, но и обоняния. Осязание тоже чаще относят к ощущениям, чем к полноценному восприятию, в нем слишком много от физиологического и рефлекторного. Однако роль осязания в жизни становится понятна в сложной ситуации, когда человек утрачивает зрение. Вот тогда тактильные ощущения становятся осознанными и могут ему частично компенсировать невозможность видеть, так как дают информацию о форме предметов.
Наибольшей чувствительностью у человека обладают кончики пальцев и ладони. Они огромным количеством нервных волокон связаны с различными участками головного мозга. Поэтому можно сказать, что уровень умственного развития человека во многом зависит от его пальцев. Недаром же детские психологи такое большое внимание уделяют мелкой моторике рук детей.
Восприятие времени
Этот вид восприятия стоит особняком не только потому, что мало изучен, но и потому, что сложно определить, с какой сенсорной системой он связан. Скорее всего, восприятие времени зависит от разных рецепторов – чувствительных нервных клеток, в том числе расположенных во внутренних органах.
Наше тело может существовать только в настоящем, а вот разум способен «путешествовать» в прошлое и прогнозировать будущее. Ощущение времени – это полностью продукт работы головного мозга, поэтому оно так субъективно и завит от множества факторов:
- настроения,
- заинтересованности,
- чувства тревоги,
- состояния ожидания.
Наиболее распространенная точка зрения объясняет, что наше представление о промежутках времени связано с биоритмами, то есть с ритмическими процессами в нашем организме. Это и сокращение сердца, и дыхание, и процессы обмена веществ в клетках, и время прохождения сигнала по нейронным цепям и т. д.
Эти явления важны, но недостаточны для понимания сущности восприятия времени, так как оно связано не только с внутренними процессами, но и с событиями внешнего мира. Чем больше интересного и значимого случается в нашей жизни, тем короче кажется временной промежуток.
- Неделя, заполненная интересной работой или активным, увлекательным отдыхом, пролетает мгновенно.
- А пустое время, когда скучно и ничего интересного не происходит, тянется как резина.
Думаем, все помнят, как долго тянулся скучный урок в школе.
- Еще продолжительнее кажется промежуток, связанный с ожиданием и тревогой.
Восприятие как психический процесс возникает в момент непосредственного контакта с реальностью. Оно сиюминутно и неустойчиво. Но благодаря ему, нам доступно все многообразие окружающего мира, данного в ощущениях. Информация, поставляемая восприятием, сохраняется в нашей памяти в виде ярких образов и служит необходимым материалом для мышления.
видов восприятия. — STUDYMAT
В этой статье мы обсудим Что такое восприятие? Обсудите типы и ошибки восприятия.
Что такое Восприятие ?
Восприятие — это процесс отбора, организации и интерпретации сенсорной информации.
Типы восприятия.
Мы обсудим три типа восприятия – 1. Восприятие глубины и расстояния, 2. Восприятие движения, и 9.0003 3. Восприятие размера .
1. Восприятие глубины и расстояния .
Восприятие глубины относится к зрительной способности воспринимать мир в трех измерениях и, соответственно, позволяет нам судить о расстоянии до объекта. Где процесс, с помощью которого мы определяем расстояние до объекта, называется , известным как Восприятие расстояния . Наш мозг использует как монокулярные сигналы , так и бинокулярные сигналы , чтобы оценивать глубину и расстояние.
1.1 Монокулярные метки :
Монокулярные сигналы — это информация или сигналы, которые наш мозг получает только от одного глаза. Эти сигналы слабее, чем бинокулярные сигналы. Ниже приведены некоторые из распространенных монокулярных сигналов:
1.1.1 Относительный размер
Сигнал относительного размера дает нам информацию о расстоянии объекта на основе его относительного размера с подобным объектом. Этот сигнал работает как с двухмерными, так и с трехмерными изображениями. Основная посылка состоит в том, что если два объекта примерно одинакового размера, то более близкий объект воспринимается как больший.
1.1.2 Градиент текстуры
Сигнал градиента текстуры основан на нашем восприятии изменения градиента или степени текстуры. Текстура предметов, находящихся ближе к нашим глазам, шероховатая или отчетливая, но по мере удаления от нее текстура объекта становится менее отчетливой или гладкой, что означает восприятие большего расстояния. Например, если мы смотрим на нашу стену комнаты с 30 футов, она кажется более гладкой, но если мы смотрим на ту же стену с одного фута, мы можем заметить детали на стене. Это изменение текстуры коррелирует с расстоянием.
1.1.3 Воздушная перспектива или дымка
Объекты воспринимаются на расстоянии, если в окружающей среде присутствует дымка. Дымка является результатом атмосферных частиц пыли, водяных паров или тумана. Иногда восприятие расстояния на основе дымки может вводить в заблуждение. Одна и та же гора может восприниматься как близкая или далекая в зависимости от наличия дымки.
1.1.4 Линейная перспектива
Сигнал линейной перспективы основан на схождении прямых линий в точке на горизонте. Подходящим примером этого сигнала может быть восприятие сходимости железнодорожных путей на расстоянии. Этот сигнал сообщает, что закрытие линий; тем больше будет расстояние.
1.1.5 Interposition/Occlusion
Когда два объекта перекрываются, они будут восприниматься как находящиеся дальше, чем перекрывающийся объект.
1.1.6 Аккомодация
Несмотря на то, что сигнал аккомодации появляется для обоих глаз, он по-прежнему считается монокулярным сигналом. Он известен как жилье, потому что Размер наших линз подстраивается под расстояние. Наши линзы становятся толще, когда объект находится ближе к глазам, и тоньше, когда объект находится на расстоянии.
1.2 Бинокулярные сигналы:
Бинокулярные сигналы — это информация, которую наш мозг получает от обоих глаз. Эти сигналы более мощные, чем монокулярные сигналы. Процесс получения бинокулярных сигналов для оценки глубины известен как стереопсис. Ниже приведены два типа бинокулярных сигналов:
1.2.1 Несоответствие сетчатки
У человека два глаза, расстояние между которыми составляет в среднем 6,3 см. Поэтому ретинальные изображения одного и того же объекта незначительно отличаются друг от друга. Чем ближе объект к глазам; тем больше будет разница в его ретинальном изображении. Наш мозг анализирует степень большой разницы между этими двумя отдельными изображениями на сетчатке и создает единое изображение объекта для оценки информации о высоте, глубине и ширине.
1.2.2 Конвергенция
Угол конвергенции — это когда наши глаза образуют угол при фокусировке на объекте. Этот угол для близких и удаленных объектов различен. Наши глаза делают меньший угол конвергенции, когда объект находится на расстоянии. Но наши глазные яблоки вращаются внутрь и образуют большой угол конвергенции, когда объект находится ближе к нашим глазам. Это изменение конвергенции дает наблюдателю намек на глубину и расстояние.
2. Восприятие движения .
Восприятие движения — это наша способность судить о скорости и направлении движущегося объекта. Психологи пытались ответить на вопросы о восприятии движения, используя следующие четыре фактора:0005
2.1 Движение сетчатки:
Когда объект движется, его изображение на сетчатке также перемещается. Это движение изображения на сетчатке обнаруживается специальными зрительными нейронами, чувствительными к изменению движения и направления. Так мы воспринимаем движение.
2.2 Motion After-Effect (MAE):
Если мы фиксируем наш взгляд на движущемся объекте в течение некоторого времени (от нескольких секунд до минут), а затем переводим наш взгляд на неподвижный объект. Тогда неподвижный объект будет восприниматься как движущийся в направлении, противоположном первоначально движущемуся объекту. Это явление называется МАЭ и возникает из-за адаптации к движению.
2.3 Вынужденное движение:
Когда меньшее неподвижное тело ограничено большим движущимся телом, то меньшее тело воспринимается движущимся в направлении, противоположном большему телу. Мы воспринимаем Луну как движущуюся из-за этого явления, когда она ограничена медленно движущимися облаками.
2.4 Видимое движение/стробоскопическое движение:
Впервые дано гештальт-теоретиком Вертгеймером. Когда неподвижные стимулы предъявляются последовательно, в этом явлении они воспринимаются как движение. Это явление используется для объяснения восприятия движения в видеороликах.
3. Восприятие размера .
Наша способность правильно оценивать размер стимулов даже при изменении расстояния была объяснена с помощью трех гипотез: Гипотеза неизменности размера и расстояния, Гипотеза знакомого размера, и Гипотеза прямого восприятия.
3.

Основное основание этой гипотезы состоит в том, что воспринимаемый размер стимула пропорционален воспринимаемому расстоянию (Килпатрик и Иттельсон). Далее в нем говорится, что если доступна информация о расстоянии, то размер стимула интерпретируется на основе изображения на сетчатке. Но если информация о расстоянии недоступна, то о размере стимула судят только по углу зрения. Математическое выражение этой зависимости следующее:
S’/D’=f(знак тета)
Где,
S’= воспринимаемый размер
D’= воспринимаемое расстояние
Theta= угол зрения
Здесь, прежде чем продолжить, важно объяснить термин «зрительный угол» в первую очередь. Наши глаза сделали угол после того, как посмотрели на объект.
3.2 Теория знакомых размеров/метка:
Сигналы знакомого размера используются для оценки не только размера, но также глубины и расстояния до стимулов. Мы знаем, что угол зрения для стимула уменьшается с уменьшением расстояния. Наш мозг использует углы зрения вместе с нашей предыдущей информацией о размере целевого стимула и определяет его фактический размер, глубину и расстояние. Согласно этой теории, знакомый размер влияет на наше восприятие размера, которое, в свою очередь, влияет на наше восприятие расстояния (Иттельсон). Однако позже два психолога (Гогель и Да Силва) предположили, что теория привычного размера верна во всех условиях. Когда условия просмотра импровизированы, мы используем эгоцентрическое эталонное расстояние, чтобы определить размер знакомого объекта.
3.3 Теория прямого восприятия:
Гибсон предложил Теорию прямого восприятия. Его идеи о восприятии размера, резюмированные Эпштейном следующим образом:
« (i) перцептивное представление размера не коррелирует с размером объекта на сетчатке,
(ii) воспринимаемый размер и воспринимаемое расстояние являются независимыми функциями информация при стимуляции и
(iii) воспринимаемый размер и воспринимаемое расстояние не связаны между собой причинно-следственной связью, равно как и восприятие размера не опосредовано операциями, объединяющими информацию о размере сетчатки и воспринимаемом расстоянии. Корреляция между воспринимаемым размером и воспринимаемым расстоянием объясняется корреляцией между конкретными переменными стимуляции, которая управляет этими предписаниями в конкретных ситуациях».
Подпишитесь на нас:
Если вам понравилась эта статья, вы можете подписаться на нас на Facebook.
Кроме того, вы можете присоединиться к нашей официальной группе Facebook для проведения QnA-сессий и дискуссий с мировым сообществом IGNOU.
Теги: BAPCH, BPCC 101, BPCC 101 Назначение, BPCC 101 Решенное задание, Ignou, ignou решенное задание, Введение в психологию
Восприятие: определение, примеры и типы
Восприятие: определение, примеры и типы Келси Шульц, доктор философии. Кандидат Даже когда мы сидим и ничего не делаем, наш мозг усердно работает над созданием нашей реальности. Продолжайте читать, чтобы узнать больше о восприятии и о том, как оно делает весь наш опыт уникальным.
Прежде чем читать дальше, если вы терапевт, коуч или предприниматель в области велнеса, обязательно скачайте нашу бесплатную электронную книгу Wellness Business Growth, чтобы получить советы экспертов и бесплатные ресурсы, которые помогут вам развивать свой бизнес в геометрической прогрессии. Вы терапевт, тренер или предприниматель в области велнеса? Получите нашу бесплатную электронную книгу, чтобы узнать, какЭкспоненциально развивать свой оздоровительный бизнес! ✓ Сэкономьте сотни часов времени ✓ Зарабатывайте больше $ быстрее Что такое восприятие? (Определение) Наш мозг постоянно подвергается бомбардировке сенсорными данными. Например, когда вы сидите за компьютером и читаете эту статью, ваш мозг получает тактильную информацию от рецепторов вашей кожи, активируемых ощущением одежды и давлением на ваше тело от сидения в кресле, слуховой информацией, передающей любую музыку или окружающий шум, который в данный момент щекочет волосковые клетки в ушах, визуальная информация от света, падающего на сетчатку, создаваемая вашим компьютером или телефоном, проприоцептивная информация об относительном положении частей вашего тела по отношению друг к другу и многое другое. Примеры восприятияСуществует множество различных видов сенсорных данных, которые наш мозг организует в процессе восприятия. Ниже приведены лишь несколько примеров.
Восприятие себя Самовосприятие может относиться как минимум к двум различным процессам. Первый — это процесс восприятия внутреннего состояния тела, также известный как интероцепция. Восприятие себя может иметь важные последствия для поведения, эмоций и благополучия человека. Например, если кто-то положительно воспринимает себя, он может быть более уверенным в себе, оптимистичным и уверенным в себе. Самовосприятие также может меняться со временем, и на него могут влиять новый опыт и отзывы других. Например, у кого-то может быть положительное восприятие себя в одном аспекте своей жизни, таком как работа или спортивные способности, в то время как у него может быть негативное представление о себе в других областях, таких как социальные навыки или внешний вид. Восприятие другихВосприятие других, также известное как социальное восприятие, представляет собой многогранный процесс. Элементы социального восприятия варьируются от восприятия другого как автономного живого объекта до вывода об интенциональности поведения других (Rutherford & Kuhlmeier, 2013). Наше восприятие других во многом зависит от того, как мы воспринимаем самих себя. То есть мы можем использовать себя в качестве точки отсчета, исходя из которой можно делать выводы (Markus et al. Восприятие реальности Восприятие реальности относится к тому, как вы понимаете и интерпретируете весь свой опыт, а также к вере в то, что этот опыт является продуктом сущности, которая существует вне вас и может быть испытана другими людьми. На наше восприятие реальности могут влиять несколько факторов, таких как предварительные ожидания, эмоциональное состояние и группа различных химических веществ, обычно называемых психоделиками. Хотя на вопрос о том, существует ли одна истинная реальность, ответа нет, обычно мы разделяем общую реальность, с которой в основном можем согласиться (иногда). Мы говорим, что кто-то существует в измененной реальности, когда его восприятие реальности существенно отклоняется от нормы. Например, мы можем сказать, что человек, испытывающий зрительные галлюцинации после приема псилоцибина, находится в измененной реальности или в измененном состоянии сознания. Восприятие времени Восприятие времени особенно увлекательно, учитывая, что нет органа чувств, через который наш мозг получает информацию о времени. Наше ощущение времени зависит от множества когнитивных и физических факторов. Например, мы воспринимаем время как движущееся быстрее, когда нам весело или когда мы боимся, и кажется, что время замедляется, когда нам скучно, депрессия или отвращение (Droit-Volet, 2013). Точно так же мы ощущаем, что время течет медленнее, когда нам больно (Rey et al., 2017). Восприятие против ощущенияВосприятие и ощущение — родственные понятия, но не синонимы. Ощущение относится к процессу обнаружения раздражителей из окружающей среды и реагирования на них. Он включает в себя стимуляцию наших сенсорных рецепторов, таких как наши глаза, уши, нос, язык и кожа, которые затем посылают сигналы в мозг. Ощущение — это необработанный, неинтерпретированный опыт мира. Восприятие, с другой стороны, представляет собой объединение всех этих ощущений в одно связное переживание. Вы можете думать об ощущении и восприятии как о головоломке. Ощущение похоже на все кусочки головоломки, а восприятие похоже на законченную головоломку. Сначала все, что у вас есть, — это куча разбросанных кусочков с неразборчивыми кусочками какого-то изображения на них, затем ваши процессы восприятия объединяют все эти кусочки в окончательный образ милой собачки в темных очках. Восприятие против Перспективы Перспектива и восприятие — разные понятия и требуют разных мозговых процессов, но они неразрывно связаны друг с другом. Перспектива — это точка зрения или отношение. Именно так мы интерпретируем совокупность всех наших восприятий. Например, восприятие — это акт взгляда на цветок, а перспектива — это то, что этот цветок значит для нас и как мы к нему относимся. Для одного человека цветок может представлять собой один из лучших моментов его жизни и казаться красивым; с другой стороны, это может представлять собой один из худших моментов их жизни и восприниматься как ужасное. «Kaninchen und Ente» («Кролик и утка»), самая ранняя известная версия иллюзии утка-кролик, из выпуска Fliegende Blätter 9 от 23 октября 1892 г. Является ли восприятие субъективным?Количество различных типов клеток в наших глазах и то, как информация проходит через наш мозг, обрабатывается и зависит от нашей точки зрения, делает восприятие субъективным явлением. Другими словами (возвращаясь к примеру с цветком), мы с вами можем смотреть на один и тот же цветок под одним и тем же углом, но то, как устроены мои глаза и как обрабатывается визуальная информация в моем мозгу, может сделать цветок менее заметным. красный, чем кажется вам. Управление восприятием Управление восприятием — это процесс воздействия на то, как люди воспринимают проблему, событие, человека или продукт. Он включает в себя контроль, формирование и манипулирование информацией, которую люди получают, и тем, как они ее интерпретируют. Управление восприятием часто используется организациями, правительствами и политическими кампаниями для влияния на общественное мнение и формирования общественного мнения. Методы управления восприятием могут включать в себя манипулирование средствами массовой информации, пропаганду и стратегическую коммуникацию. Цель управления восприятием состоит в том, чтобы представить положительный образ или сообщение о конкретной проблеме, событии, человеке или продукте, а также контролировать повествование и организовать обсуждение в благоприятном ключе. Статьи, относящиеся к восприятиюХотите узнать больше? Ознакомьтесь со следующими статьями:
Книги, связанные с восприятием Если вы хотите узнать больше, вот несколько книг, которые могут вас заинтересовать.
Последние мысли о восприятииВосприятие — интересное познавательное явление. Оно многогранно и может различаться у разных людей, даже когда они якобы воспринимают один и тот же объект. На наше восприятие могут влиять несколько факторов, и нам следует опасаться, когда ими могут манипулировать в соответствии с целями других. Чтобы узнать больше о восприятии, посмотрите это видео: Видео: Ваша реальность может не быть моей: сенсорное восприятие и эмпатия Не забудьте получить нашу бесплатную электронную книгу, чтобы узнать, какЭкспоненциально развивать свой оздоровительный бизнес! Ссылки
|