13.11.2024

Психологическое воздействие на людей: Схемы эффективного влияния — психология

Содержание

Психологические манипуляции людьми

Если ты один, то полностью принадлежишь самому себе. Если рядом с тобой находится хотя бы один человек, то ты принадлежишь себе только наполовину или даже меньше…

Леонардо да Винчи

Манипуляция – это «токсичный» способ психологической эксплуатации других людей, когда манипулятор с помощью скрытых, косвенных, вводящих в заблуждение, оскорбительных или агрессивных тактик добивается нужных для него изменений в действиях, поведении, восприятии, эмоциях и убеждениях контролируемых им людей.

У всех видов манипуляций есть две основных цели:

  1. Получить влияние и вызвать определенные действия или бездействие жертв, чтобы удовлетворить свои корыстные цели, обрести власть и контроль над людьми. 
  2. Избежать личной ответственности за свои действия или бездействие.

Манипуляторы встречаются в нашей жизни везде, где встречаются люди: дома, на детской площадке, в школе, институте, на работе, в церквях, в магазинах и на просторах СМИ и Интернета. Но особенно много манипуляторов встречается в общественной и политической жизни, в виде пропаганды и рекламы – как коммерческой, так и социальной, политической.

Сама суть политики – это манипуляция сознанием людей, чтобы добиться в обществе определенных, выгодных правящей или доминирующей группе, либо автократу или диктатору, убеждений, эмоций и поведенческих реакций, которые политические манипуляторы используют для достижения своих корыстных личных целей. Политические манипуляции, пропаганда, «промывка мозгов» часто маскируется наукообразным эвфемизмом «социальная инженерия». Когда вы слышите это красивый термин – знайте, что речь идет просто о манипуляциях обществом. Ниже приведена иллюстрация к общеизвестной политической манипуляции:

В коммерческой рекламе задачи менее масштабные, но не менее коварные: если подчиняясь политическим манипуляциям вы можете потерять не только душу, но и жизнь, то в коммерческой рекламе цели манипуляторов попроще – ваш кошелек (хотя цель политических манипуляций в конечном итоге точно такая же, только в случае с политикой, в обмен на ваши деньги вы не получаете конкретного товара или услуг — в политике чаще всего продают обещания и несбыточные надежды). В любом случае, в результате манипуляции вы интроектируете (по Ф. Перлзу — принимаете без осмысления и переработки) чужие мысли, эмоции и императивы, которые начинают автономное существование внутри вашей личности, оказывая на нее воздействие, даже если это противоречит вашим истинным желаниям и устремлениям. В результате таких неосознаваемых внутренних конфликтов, происходит постепенное разрушение целостности личности, вы теряете силы, тратите психическую энергию не на развитие и созидание, а на контроль и удержание поглощенных чужих интроектов. Возможно вы замечали, что люди, которые много смотрят телевизор, чувствуют себя гораздо менее гармонично, чем те, кто не поглощает чужие мысли и специально подобранную информацию без критики? 

Попадая под психологический контроль, большинство неподготовленных людей реагируют вполне ожидаемым и выгодным для манипулятора образом: испытывают чувство вины, своей малозначительности, начинают сомневаться в себе, утрачивают автономность и личные границы, испытывают негативные эмоции по отношению к себе или другим, проявляют внешнюю агрессию или реагируют другим неприемлемым способом.

Важно! Переживание негативных эмоций после общения с человеком, группой людей, контакта со средствами массовой информации является важнейшим маркером (красным флагом) того, что вы подверглись скрытой или явной манипуляции – то есть, попытке управлять вами помимо вашей собственной воли и ваших убеждений.

Однако понимание сути манипуляций, их механизмов и истинных целей контролирующих вас людей, даст вам силы, чтобы остаться собой и жить своей собственной жизнью в своих собственных интересах, а не ради мира во всем мире, победы коммунизма в 1980-м году, почетной грамоты, спасения на небесах или нового смартфона (автомобиля, сумочки и т.п.).

Кто обычно вами манипулирует?

Дома, в семье, среди близких и друзей, на работе или учебе вами чаще всего пытаются управлять непрофессиональные манипуляторы: люди с заострением определенных личностных черт, пережившие психологические травмы, что, в конечном итоге, привело к формированию патологической системы их психологической защиты – через контроль окружающих людей, достижения власти и доминирования, как средства защиты от их глубинных страхов и хронического беспокойства, заниженной самооценки и разрушенной самоидентичности. Чаще всего, это люди с повышением показателей по 4-й шкале MMPI (СМИЛ) которая характеризует выраженность психопатических отклонениях в рамках многих расстройств личности: пограничного, нарциссического, соцопатического, психопатического, асоциального. Такие люди могут использовать как сознательные, так и бессознательные тактики манипулирования, которые сформировались у них как средство адаптации и выживания в неблагоприятных условиях, в которых им пришлось жить. Например, среди манипуляторов часто встречаются дети из неполных семей, сироты, воспитанники детских домов, осужденные, члены преступных сообществ, религиозных сект, сотрудники правоохранительных органов, наркоманы и алкоголики, бизнесмены. Нередко эти люди отличаются пассивно-агрессивным стилем манипуляций, когда гнев, злоба и неприязнь выражаются скрытым, косвенным и условно-приемлемым способом: 

В общественной жизни психологические манипуляции имеют больший масштаб, и их организацией занимаются профессионалы – «инженеры человеческих душ»: психологи, психиатры, журналисты и публицисты, блогеры, инфлюэнсеры и тролли, режиссеры, специалисты по рекламе, PR (связям с общественностью), служители всевозможных культов, политики, спецслужбы. Манипуляция является психологическим оружием (psychological warfare) для ведения психологических войн в реальном и виртуальном мире. Экстремистской формой психологического оружия является терроризм: его целью является изменение поведения целых государств и общества в своих целях.  На психологическом уровне это также является манипуляцией. 

Типология манипулирующих людей

Американский психолог и психотерапевт Эверетт Лео Шостром выделяет восемь основных типов манипулирующих людей: 

1. Диктатор: человек, преувеличивающий для себя и других свои силы и возможности, доминирующий и приказывающий для управления своими жертвами, не терпящий возражений, неподчинения. Существуют устойчивые подвиды Диктатора: Руководитель, Босс, Проповедник, Помощник Бога.

2. Тряпка: самая распространенная пара к Диктатору — обычно его жертва и полный антипод. Нередко встречается в семейных манипулирующих друг другом тандемах. Тряпка преувеличивает свою чувствительность и пассивность, проявляя характерные приемы: забывание, пассивность, молчание, демонстрация низкой самооценки. Подвиды Тряпки: 

Мнительный, Глупый, Хамелеон, Конформист, Смущающийся, Отступающий.

3. Калькулятор: человек преувеличивающий необходимость все и всех постоянно держать под контролем. Он с недоверием относится к всем и вся, стремясь всегда и все перепроверять. Он лучше других знает, что люди могут обманывать, потому что и он сам, в первую очередь,  обманывает, увиливает и лжет. Типичные подвиды этого манипулятора: Деловой, Аферист, Игрок, Рекламщик, Шантажист.

4. Прилипала: противоположный Калькулятору тип манипулирующего человека, который преувеличивает свою зависимость, слабость, неумение. Это личность, желающая вынудить других заботится о ней. Выигрышем является перекладывание забот на чужие плечи. Подвиды манипулятора-Прилипалы: Паразит, Нытик, Вечный Ребенок, Ипохондрик, Иждивенец, Беспомощный, Страдалец, Несчастный.

5. Хулиган — это манипулятор, который использует для управления другими людьми преувеличенную агрессивность, жестокость, недоброжелательность. Управляет он с помощью угроз разного рода. Подтипы манипулятора-Хулигана:

Оскорбитель, Ненавистник, Гангстер, Угрожающий, Сварливая Баба («Пила»).

6. Славный парень — человек, преувеличивающий свою заботливость, любовь, внимательность. Если Хулиган контролирует других с помощью Зла, то Славный парень использует для этого Добро. Справиться с ним обычно труднее, потому что манипулятивные намерения Славного парня не лежат на поверхности, и уличить его в манипуляции гораздо сложнее. Интересно, что в любом конфликте Хулигана со Славным парнем Хулиган проигрывает. Подвиды манипулятора:  Угодливый, Добродетельный Моралист, Представитель общественности или представитель организации.

7. Судья — человек, фиксированный на критике. Он никому  и ничему не доверяет, всегда ищет плохое, предъявляет обвинения, негодует, плохо умеет прощать. Подвиды манипулятора:

Всезнающий, Обвинитель, Обличитель, Проверяющий, Собиратель улик. Позорящий, Оценщик, Мститель, Заставляющий признать вину.

8. Защитник — полная противоположность Судье. Человек, подкупающий других своей поддержкой, заботой о нуждах других и снисходительностью к ошибкам. Он обретает контроль, не давая людям возможности развивать свою самостоятельность, делая так, что люди будут постоянно в нем нуждаться. Подвиды манипулятора: Спаситель, Папик, Наседка с цыплятами, Утешитель, Покровитель, Мученик, Помощник, Самоотверженный.

Основные виды манипулятивных схем воздействия

Э. Шостром выделяет четыре основных типа манипулятивных систем:

 

1. Активный манипулятор пытается управлять другими с помощью активных методов, никогда не проявляя слабостей. Это человек, всегда доминирующий во взаимодействии, используя недостаток сил, знаний или умений других. Он использует в корыстных целях свое социальное или служебное положение, ранг, побеждая противника:
это родитель, силовик, чиновник, старший сержант, учитель, босс, начальник.
Используемая техника: «обязательства и ожидания», принцип табели о рангах. Основная философия активного манипулятора: главенствовать и властвовать во что бы то ни стало. Чаще всего это люди, имеющие повышенные показатели по 4-й шкале и 6-й шкале MMPI. 2. Пассивный манипулятор изображает из себя беспомощного, неумелого и недостаточно умного человека. добиваясь желаемого контроля не победами, а поражениями. В паре с активным манипулятором пассивный побеждает, позволяя активному манипулятору думать и работать за него. Вялость и пассивность — основное оружие такого манипулятора. Пассивные роли манипуляторов: ученик, новичок, кисейная барышня, больной, несчастный, пострадавший и т.п. Философия пассивного манипулятора — никогда не вызывать раздражения. Чаще всего это люди, имеющие повышенные показатели по 3-й шкале MMPI.

3. Соревнующийся манипулятор

ведет постоянную игру или битву с другими, воспринимая  людей как соперников или врагов — реальных или потенциальных. Он может использовать как активные, так и пассивные техники. Философия соревнующегося манипулятора — выигрывать любой ценой. 

4. Безразличный манипулятор играет в безразличие и незаинтересованность, декларируя свой ведущий лозунг «Мне наплевать». Он может использовать пассивные или активные тактики, играя то Сварливую бабу, то Мученицу за любовь. Наиболее характерная манипулятивная игра «Угроза разводом» для удержания партнера. Но угроза — это всегда попытка контролировать человека, а не желание выполнить собственно угрозу, от которой проиграет сам манипулятор. Философия индифферентного манипулятора — отвергать заботу

 

Основные тактические приемы непрофессиональных (бытовых) манипуляторов

Все манипуляторы (бытовые и профессиональные) поддерживают свою власть над людьми посредством как непрерывных, так и периодических целевых манипуляций, злоупотреблений и принудительного психологического контроля. Удерживая контроль, чтобы делать то, что они хотят, манипуляторы стремятся:

  • Избежать обострения конфликта и выведения их на чистую воду.
  • Заставить вас обороняться и защищаться, вместо нападения на манипулятора.
  • Заставить вас сомневаться в себе, своих возможностях, качествах и способностях.
  • Скрыть свои корыстные или агрессивные намерения.
  • Избежать личной ответственности.
  • Избежать необходимости что-то менять.

В результате манипуляций, вы становитесь жертвой, и можете потерять доверие к себе, своим чувствам и восприятию, что позволит манипулятору управлять вами.

Техники манипуляции могут включать открытую агрессию, такую ​​как устрашение, угрозы, оскорбления, унижения, критика, нарциссическое насилие, тонкие формы эмоционального насилия, физическое насилие, наказания.

К завуалированным техникам относятся: осуждение, обвинение, жалобы, сравнения, придирки, менторство, уговоры и дискуссии, ложь, умалчивание, симуляция, вызывание жалости к себе, симуляция невежества, игра в беспомощность, плач, нытье, отрицание, стравливание, сплетни, слухи, высмеивание, юмор, остроты, сарказм, навешивание ярлыков, умаление, шантаж, саботаж, взятки и подкупы, лесть, подарки и услуги, обольщение и секс, интеллектуализирование и «забалтывание», провокационные предположения и вопросы, провокации, эмоциональный шантаж, уклончивость, забывание, опоздания, невнимательность, ложная забота, сочувствие, извинения.

Ниже приведены часто встречающиеся в быту примеры манипуляций. На третьей иллюстрации можно видеть пример попытки взаимной манипуляции. 

Многие из этих форм поведения не являются по сути вредными и при определенных обстоятельствах даже уместны. То, что определяет, является ли человек манипулятивным или нет, определяется не самим поведением, а контекстом, в котором поведение используется, и намерением, стоящим за действием или словами. Намерение становится манипулятивным, когда им движет необъявленное, скрытое желание, которое призвано ввести в заблуждение другого человека и повлиять на его восприятие, убеждения, эмоции и, в конечном итоге, заставить выполнить какие-либо действия или отказаться от их выполнения.

Профессиональные психологические манипуляции в рекламе и политике

Психологическими манипуляциями в СМИ, общественной и политической жизни занимаются настоящие профессионалы своего дела. Проблема плохой манипуляции в рекламе или политике чаще всего заключается в том, что и сами «инженеры человеческих душ» находятся под манипулятивным давлением заказчиков и политиков, что приводит к контрпродуктивному взаимодействию первых лиц с исполнителями.

В профессиональной рекламе и политической пропаганде используется комбинация рационального и эмоционального убеждения (спектр убеждения). Манипулятивное воздействие на аудиторию (общество) обычно начинается с наименее рациональных мер убеждения (по сути — принуждения), которые способны оказать влияние на менее искушенное образованием, когнитивными способностями и знаниями психологии большинство в обществе, с постепенным переходом к рациональному убеждению, направленного на более стойких и интеллектуальную элиту общества.

Спектр мер убеждения, используемый в рекламе и пропаганде

Принуждение

 

Манипуляции

 

Рациональное убеждение

 

Фактическая информация

Угрозы

 

Лживая реклама

 

Логические аргументы

 

Качества

Эмоциональное насилие

 

Ложные аргументы

   

Цена

  

Эмоциональное убеждение

   

Демонстрация

Угрозы и эмоциональное насилие редко используется в рекламе, но достаточно часто встречается в политической пропаганде тоталитарных государств. В рекламе и пропаганде неагрессивных государств чаще всего используются манипуляции и рациональное убеждение.

Конечная цель всех видов рекламы заключается в том, чтобы убедить потребителя приобрести продукт или услугу. В политике же чаще всего продается призрачное будущее в обмен на настоящее. Манипулятивная реклама добивается своих целей путем использование фактов и аргументов, вводящих в заблуждение и манипулирования эмоциями потребителей или избирателей:

  • преувеличение качества продукта или решаемой политиком проблемы
  • лживые аргументы
  • эмоциональные обращения.
  1. Первый тип манипулятивной рекламы и пропаганды — это лживая реклама, которая использует факты, но ложные факты. Он использует запутанные, вводящие в заблуждение заявления при продвижении товара или политики. Приводящиеся факты обычно либо второстепенны, либо откровенно не соответствуют действительности. Факты, которые имеют существенное значение, обычно скрываются и не упоминаются. Например, в рекламе упоминается, что в продукте не содержатся экологически вредные вещества, которые у всех на слуху. На самом деле в этих продуктах данные вещества никогда и не содержались, но у них есть другие экологические недостатки, о которых предпочитают умолчать.
  2. Второй тип манипулятивной рекламы или пропаганды основан на ложной аргументации, допускающей ошибки в рассуждении. Например, реклама «традиционно сделанных» продуктов на основе «старинных рецептов», что практически невозможно в современных условиях пищевой индустрии.
  3. Третий тип – это обращение в рекламе или пропаганде к эмоциям, а не логике. Такая реклама или пропаганда нацелена не только на сознательный, но и подсознательный уровень. В рекламу объявления могут быть включены призывы к потребности достигать, доминировать, чувствовать себя в безопасности, удовлетворять любопытство, потребность в сексе, апелляция к стадному инстинкту, потребности в принадлежности, руководстве, известности, внимании, автономии, потребности в еде, питье, сне и так далее. Они также могут использовать страх для извлечения выгоды из паники, если это необходимо. Такие приемы часто используются в рекламе лекарств и политической рекламе, эксплуатирующий страх перед будущим, чужаками и неизвестностью.Рекламодатели и пропагандисты спекулируют на эмоциях потребителя, увязывая продукт или политика с будущим счастьем, здоровьем, безопасностью, успехом, дружбой, семьей, домом и т.п.

Противоположной манипулятивной рекламе является добросовестная реклама, сообщающая фактическую информацию о товаре, услуге или политике, использующая достоверную аргументацию, дающая людям сделать самостоятельный информированный  выбор как в покупке товаров и услуг, так и в политическом будущем своей страны.   

Способы противодействия манипуляциям

Если вы оказались жертвой манипуляции, не унывайте: существуют способы защитить себя в подобного рода дисгармоничных и деструктивных отношениях.

Ключевым компонентом самозащиты является понимание одной из основных предпосылок: Психологическая манипуляция срабатывает только в одном случае: если вы это позволите.

Скорее всего, манипулятор изучил вас и знает ваши основные слабости достоинства. Он знает, что вы хотите: быть хорошим, заботливым, любящим, ответственным, героем, патриотом, профессионалом, лучшим, богатым, властным и т.п. Политические манипуляторы знают, что вы хотите жить в безопасном мире, быть уверенным в завтрашнем дней, иметь крышу над головой, работу, спокойно растить детей и радоваться жизни. Зная ваши желания, сильные и слабые стороны, манипуляторы будет использовать вас в своих интересах.

Единственный выход из стандартной траектории развития манипулятивных отношений – это перестать заботиться о том, что пытается донести и внушить вам контролирующий вас человек.

Вот некоторые стандартные тактики, которые можно использовать для выхода из-под контроля манипулятора или смягчения такого контроля:
  • Прежде чем как-то реагировать на воздействие, которое кажется вам манипулятивным, попробуйте проанализировать, что хочет до вас донести человек и что на самом деле он может хотеть от вас? Если вы не понимаете, что происходит – возьмите паузу и посоветуйтесь с доверенными лицами, либо просто постарайтесь разобраться во всем в спокойной обстановке без спешки и эмоционального давления.
  • Перестаньте защищаться. Если вы начинаете замечать, что чувствуете себя оправдывающимся, просто прерывайте разговор и уходите.
  • Разрешите себе перестать быть правильным и хорошим. Просто будьте собой, даже если вы не оправдываете ожидания других людей. Пусть они останется «неудовлетворенными» в своих ожиданиях — это не ваше дело и не ваша жизнь.
  • Попробуйте сделать вид или действительно отказаться от желаний и потребностей, благодаря которым манипулятор подсадил вас на крючок. Без проглоченной вами наживки никто не сможет контролировать вас. Помните, что большинство обещаний лиц с расстройствами личности и политиков никогда не выполняются.
  • Помните, что как только вы обличите манипуляцию и выйдете из-под контроля манипулятора, он предпримет новые попытки и значительно усилит давление на вас. Будьте к этому готовы: новый уровень воздействия на вас может быть неприятным и даже опасным.
  • Стойте на своем твердо. Не поддавайтесь давлению. Чаще всего, манипулятор хочет избежать войны, а не развязать ее.
  • Прекратите стараться изменить человека, который постоянно манипулирует вами. Просто позвольте ему быть манипулятором, если это его выбор. В конце концов, вы не можете контролировать другого человека больше, чем другой человек может контролировать вас. Просто примите это как данность и оставьте попытки его переделать. Это не означает, что вы будете ему подчиняться или продолжать с ним общение. Более подробно техники описаны в статье о психологическом контроле.

Если Вам может быть трудно самостоятельно справляться с имеющимися проблемами, всегда можно обратиться за профессиональной психологической помощью. 

Андрей Демкин

Защита от психологического воздействия |

В социуме существует огромное количество видов и методов манипуляций. Кратко мы уже говорили о них.

   Сейчас давайте разберем ситуацию, когда ваш оппонент пытается отнять у вас то, что вам принадлежит, либо то, что вы рассчитываете получить, то, что вы уже практически считаете своим.   Это может быть что-либо материальное или духовное.  Этим может быть такая ценность, как ваше личное время.

   Строго говоря, то, о чём пойдёт речь, не есть манипулирование в общепринятом значении, поскольку под манипулированием принято понимать скрытый психологический прием, имеющий целью заставить человека выполнять нужные действия вопреки его интересам, и главным фактором манипулирования является то, чтобы человек сам хотел этого. 

   То, о чем пойдет речь, является, скорее, психологическим воздействием, то есть воздействием, осуществляемым с целью изменения структуры сознания, эмоционального состояния, стимулирования определенного поведения и выполнения объектом запланированных оппонентом действий.     

   Для начала, давайте посмотрим  великолепную экранизацию рассказа Антона Павловича Чехова  «Размазня».

 Герой Вячеслава Тихонова морально просто-таки «раздавил» учительницу своих детей и вынудил  ее признать, что должен ей денег меньше, чем на самом деле. Можно сказать, — классика  психологического воздействия на человека.       К счастью для учительницы, это был лишь урок.

   Можно выделить три этапа психологического воздействия:

  • осуществление манипулятором психологического воздействия;
  • приятие или неприятие объектом манипулирования воздействия манипулятора;
  • ответная  реакция, как следствие перестройки психики и эмоционального состояния объекта манипулирования;

   Чтобы все  вышесказанное не выглядела слишком теоретизированным,  приведу примеры способов психологического воздействия:

   Допустим, Вы запланировали провести выходные с семьей на даче, и уже предвкушаете это. Неожиданно появляется не очень близкий знакомый, и просит Вас помочь ему в эти выходные в строительстве  гаража. Вы объясните ему, что не можете, потому, что уже пообещали семье. Тогда этот не близкий знакомый начинает убеждать вас, оперируя такими  понятиями, как долг дружбы, взаимопомощь, порядочность и т.д. Он будет давить  на жалость, говорить  о том,  что если вы откажите ему, то о вас у окружающих сложится негативное мнение и так далее и так далее.  В общем, все будет настолько серьезным, насколько искусен в вопросах манипулирования ваш оппонент. Прочтите определения психотипов, и вы сами поймете, на кого и как это будет работать. 

   Результат  этой атаки будет зависеть от того, какой у вас психотип,  от вашего умения противостоять психологическим воздействиям, от вашей воли и решительности.

   Есть люди, которые никому и ни в чём не могут отказать. Они очень страдают от этого, но ничего не могут поделать с собой. И напротив, есть люди, пытаться  воздействовать на которых, — пустая трата времени.  Но большинство из нас находится между этими полюсами.

   Ещё пример психологическое воздействие на личность :

   Два друга, лет десять тому назад, организовали фирму по продаже недвижимости. Они много работали, им сопутствовала удача, фирма стала процветающим предприятием.    

   Некоторое время назад возникла реальная перспектива очень выгодной сделки, о которой  знал только один из друзей, и он решил стать единоличным хозяином фирмы. Чтобы осуществить свой замысел этот “друг”, назовём его  “агрессором”, стал устраивать постоянные «разборы», которые неизменно заканчивались ссорами и взаимными оскорблениями. При каждом удобном случае он обвинял своего бывшего друга в некомпетентности, непродуктивности, в отсутствии видения перспективы и прочих грехах, и,  разумеется,  получал адекватный ответ. Однако у него было то преимущество, что он понимал происходящее. У него был четко структурированный план, и он методично его выполнял.  

   Наконец, обстановка накалилась до предела. Дело дошло до драки, и совместное существование стало невозможным. Оппонент «агрессора» со словами “Да пошёл ты…”  хлопнул дверью. Через неделю, несколько успокоившись, они поделили активы и расстались. Фирма осталось за “агрессором”.

Примеров такого меркантильного психологического воздействия можно привести великое множество. Вы и сами знаете огромное количество их и, возможно, стали жертвою. 

   Метод психологического воздействия прост: подвергая моральному воздействию, агрессор уводит жертву в эмотивную плоскость восприятия и подталкивает на нужную ему модель поведения.

   Когда человек находится под воздействием эмоций, его логика прекращает работать. Как говаривал, если мне не изменила память, Фридрих Ницше: «Эмоции всегда правы не потому, что они верно судят, а потому, что они не судят вообще».  Поэтому, когда человек находится в эмотивной плоскости восприятия окружающего, решение о его действиях принимает не логика, а эмоции.

 

Нужно сказать, что тема психологического влияния очень обширна. Существует большое количество его видов и направлений. Поэтому, просто договоримся, что мы рассматриваем маленький конкретный сегмент этой темы.

   Я не стану делать обзор найденных мною в литературе и интернете методов защиты от психологического влияния. В проекции этих методов на наш конкретный сегмент мы запутаемся окончательно.

   Я расскажу вам о простом, но  эффективным, методе защиты от психологического воздействия.  Это — переход в мета-позицию. Если говорить просто, это получение возможности смотреть на ситуацию, в которой вы находитесь, со стороны. Как только вы сделаете это, вы уйдёте из области эмоций, и начнёте мыслить логически и рационально.

Пауль Вацлавик, австрийский психотерапевт и психолог, трактовал понятие мета-позицию, как понимание понимания. 

 

  Например, если кого-либо спросить, знает ли он психологию, человек скромно ответит: «Разумеется!». Психологию у нас знают все. Поднявшись в мета-позицию человек осознаёт, что его знания в области психологии ограничены. Что множество теорий и отраслей этой науки ему неизвестны, и что о подавляющем массиве информации он имеет лишь поверхностное представление. Это и есть понимание о своем знании.  Это — мета-позиция.

 Пауль Вацлавик рассматривал также следующий уровень: мета-мета-позиция, но мы с вами пожалеем свои головы и не станем ломать их без насущной необходимости.

   Вернёмся к нашей теме. По большому счёту, чтобы понять, не манипулируют ли вами, нужно задать себе три вопроса:

  1. Что я буду с этого иметь?
  2. Что он с этого получит?
  3. Оно мне нужно?

   Думаю, вам сразу все станет ясно. Самое главное — осознание самого акта манипуляции. Ведь пока мы не осознаём,  что на нас пытаются оказать психологическое давление, мы не начинаем обороняться. Когда вы осознали это,  скажите себе: “Конечно же, я поступлю, как считаю нужным, и как мне хочется”.  Но посмотрим, как он станет меня разводить.  

Сто процентов людей, которые  обучались этой методе, в случаях, когда на них пытались произвести психологическое воздействие, перестали погружаться в неуправляемые эмоции  (это как раз то, чего добивается агрессор), но воспринимали происходящие, как биолог, смотрящий в микроскоп, воспринимает движения микроорганизмов – с интересом, но без эмоций.

Дальше — просто наблюдайте, как он будет это делать. Это очень интересно и поучительно. Очень полезно походу задавать вопросы, вскрывающие истинную причину воздействия, или делать что-либо, сбивающее агрессора  с толку.

   Например, одному человеку зависимого типа, который совершенно не умел отказывать, я посоветовал просто смотреть агрессору на кадык, и молчать. Потом он мне рассказывал, что люди, просящие его о чем-то, через некоторое время просто “выходили из себя” и отставали от него. Он лишился многих “друзей”, но жить ему стало легче.

    Еще лучше работают вопросы, вскрывающие истинные намерения агрессора.

Пример, когда Вы запланировали провести выходные с семьей на даче, но вдруг появляется не очень близкий знакомый, и просит помочь ему в строительстве  гаража:

Агрессор: Ты можешь помочь мне в эту субботу достроить гараж. Работы очень много, и мне одному не справиться. Буду твоим большим должником.

Жертва: Нет, я уже обещал жене помочь ей в саду, а с сыном мы договорились сходить на рыбалку.

А: Брось старик, Еще успеешь сходить на рыбалку, все лето впереди. А мне очень нужно. Помоги.

Ж: Поверь, я бы с удовольствием помог тебе, но я не хочу обидеть жену и сына.

А:  А как же дружба? Разве друзьям не нужно помогать?

Ж: Разумеется, нужно. Кстати что ты понимаешь под словом дружба?

А: Под дружбой я понимаю постоянную готовность прийти на помощь.

Ж: Ты полагаешь, что помогаешь мне, пытаясь рассорить меня с женой и сыном?            И, потом, почему ты считаешь, что мы с тобой такие большие друзья, что я готов обидеть  самых близких людей для твоего гаража. Кстати, этот гараж тоже мой друг?

И так далее, и всё в этом ключе. Я полагаю, агрессора надолго не хватит.  

Так же хорошо работают следующие методы:

  •  не реагируйте на слова агрессора, будто не слышали или не заметили.
  • сделайте вид, что вы не понимаете, о чем речь, “включите дурака”;
  • переведите разговор в другое русло и на другую тему;
  • согласитесь с агрессором, но обязательно оговорите, что окончательное решение примете позднее;

Еще мне очень нравится приём, который я прочитал в книге Дж. Смита «Тренинг уверенности в себе».  Называется он: «Метод заиграй пластинки». Прокатим его на том же примере с гаражом:

Агрессор: Ты можешь помочь мне в эту субботу достроить гараж. Работы очень много, и мне одному не справиться. Буду твоим большим должником.

Жертва: Я бы с удовольствием помог тебе, но я уже обещал жене помочь ей в саду, а с сыном мы договорились сходить на рыбалку.

А: Брось старик, Еще успеешь сходить на рыбалку, все лето впереди. А мне очень нужно. Помоги.

Ж:  Хорошо, согласен, но только в другой раз. А в эти выходные я  уже обещал жене помочь ей в саду, а с сыном мы договорились сходить на рыбалку.

А:  А как же дружба? Разве друзьям не нужно помогать?

Ж: Разумеется, нужно. И я рад буду тебе помочь, но только в другой раз, потому что  в эти выходные я  уже обещал жене помочь ей в саду, а с сыном мы договорились сходить на рыбалку.

А: Я очень прошу тебя помочь. Ведь тебе тоже когда-то что-то понадобится, и тогда я помогу тебе.

Ж: Да, я понимаю, взаимовыручка вещ великая. И я с удовольствием помогу тебе, но только в следующий раз. Потому что в эти выходные я  уже обещал жене помочь ей в саду, а с сыном мы договорились сходить на рыбалку.

И так далее. Мало кто выдержит это достаточно долго.

И в заключение пара советов: 

Научитесь говорить «нет», потому, что каждый из нас имеет на это право. Как говаривала моя бабушка “На всех не угодишь”.  Умейте дать понять манипулятору, что он ничего не добьётся.

Соблюдайте  дистанцию от людей склонных к психологическому воздействию, будьте с ними непредсказуемыми. Трудно одержать победу, если правила игры постоянно меняются.

 

Цели психологического воздействия на человека — Студопедия.Нет

Психическое воздействие на человека имеет свою цель – желание заставить человека сознательно или бессознательно подчиняться определенным установкам, нормам, законам или требованиям. Директор в коллективе подчиненных, используя психологические приемы влияния на собеседника, имеет свою цель – сплотить людей или дать им пищу к размышлениям и действиям на благо компании, в которой они трудятся.

Психологическое воздействие родителей на своих детей предполагает цель вырастить из них хороших, воспитанных и законопослушных граждан.
Психологическое воздействие рекламы преследует цель заставить купить тот или иной рекламируемый товар, проголосовать за нужного кандидата или посмотреть фильм, на который затрачено много средств, и их необходимо вернуть в кратчайшие сроки. Не всегда приемы влияния на людей подразумевают следование благой идее. Это можно увидеть на примере террористов-смертников. Ведь эти люди подвергались внушению, обработке и гипнозу с тем, чтобы уничтожать себе подобных. Вместе с массой людей, которых они убивают, они умирают сами. А это противоречит человеческой природе. Следовательно, с помощью психологического воздействия можно кардинально изменить мировосприятие человека, сделать его марионеткой в чужих руках и заставить действовать вопреки здравому смыслу. Как уже было сказано, любое психологическое воздействие в полной мере оказывает свое влияние на неуверенных в себе людей. Грамотные, образованные и уверенные в своей правоте индивидуумы плохо поддаются внушению, заражению и убеждению.

 

 

Заключение

Любое воздействие или влияние предполагает изменение сознания человека, препятствие для свободы выбора. Многие авторы полагают, что все мы полностью зависим друг от друга и никакого абсолютно свободного выбора, даже мысленного, вообще не существует. В процессе общения применяется большое количество различных способов, методов, приемов социального влияния, психологического воздействия и манипулирования.

Эффективность любого воздействия при прочих равных условиях в значительной мере зависит от степени податливости индивида оказываемому на него воздействию. Это внушаемость индивида (при внушении), конформность (при групповом давлении) и т. п. По-видимому, податливость психологическому воздействию в каждом конкретном случае определяется не одним каким-либо свойством личности, а совокупностью взаимосвязанных и взаимообусловленных свойств.

Задача дифференциально-психологических исследований, их вклад в решение проблемы психологического воздействия и состоит в выяснении психологической природы податливости индивида психологическому воздействию, в выделении таких свойств индивида, от которых зависит успешность психологического воздействия.

 

 

 

Список использованной литературы

1.Андреева Г.М. Социальная психология. — М.: Аспект-Пресс, 2002. — с. 384

2.Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология. — СПб.: Питер, 2003. — с. 475

3.Богомолова Н.Н. Социальная психология массовой коммуникации. — М.: Аспект-Пресс, 2008. — с. 191

4.Душков В.А., Гришина Т.А. Психология массовой коммуникации. — М.: АТиСО, 2004. — с. 99

5.Зимбардо Ф., Лайппе М. Социальное влияние. — М.: Проспект, 2001. — с. 448

6.Лебон Г. Психология народов и масс. — СПБ.: Питер, 2001. — с. 496

7.Майерс Д. Социальная психология. — СПб.: Питер, 2003. — с. 794

 

Психологическое воздействие | Австралийский фонд воздержания

Перейти к основному содержанию

Телефон доверия