26.11.2024

Психологический портрет подростка пример: Как сформировать психологический портрет подростка — Сноб

Как сформировать психологический портрет подростка — Сноб

Иллюстрация: Veronchikchik

В своих лекциях я регулярно упоминаю, что подростку, выходящему в жизнь из гнезда родной семьи, важно представлять собственный психологический портрет. Этим портретом его должна снабдить в основном семья. Устроить свою дальнейшую жизнь без его наличия молодому человеку достаточно затруднительно.

Когда родители спрашивают, что такое психологический портрет, я обычно привожу пару достаточно ярких примеров, а вот времени на обсуждение того, как он складывается, обычно не остается.

Поскольку вопрос этот задается достаточно часто, я решила рассказать об этом здесь.

Согласно теории российского психолога Выготского, в своем индивидуальном развитии ребенок сначала говорит другому: Дай! Уйди! Сядь! — и уже значительно позже осознает и произносит: я ухожу, я сижу, я даю тебе. В нашей теме это означает, что у ребенка нет и не может быть никакого внутреннего, заранее сформированного понимания, кто он такой и что он может. Ему предстоит сформировать это представление с помощью семьи (и других людей) в процессе своего индивидуального развития, осознать, что оно у него есть, и постичь все его характеристики для дальнейшего эффективного использования.

Основа этого представления закладывается в детстве и на исходе его должна быть самому человеку явлена в виде более-менее внятного и целостного психологического портрета. Складывается он при осознании ребенком (подростком) получаемой от мира обратной связи.

Для того чтобы все получилось, необходимы несколько условий:

1. Обратная связь должна поступать все время взросления ребенка, с самого раннего возраста: вот таким я тебя видела два года назад и таким вижу сейчас.

Примеры:

«Два года назад ты совсем не умел плавать, а сейчас легко переплываешь большой пруд». «Два года назад ты охотно помогал мне на огороде и на летней кухне собирать и резать салат на всю семью, а сейчас мне приходится тебя упрашивать даже просто нарвать укропа».

2. Обратная связь должна быть как положительной, так и отрицательной. Приблизительно в равной мере. Идея только хвалить ребенка или только ругать убийственна для формирования адекватного психологического портрета.

Примеры:

«Вот это у тебя, на мой взгляд, получается хорошо. Вот это — так себе. А вот это пока не получается совсем». «Ты — прекрасный рассказчик, мне очень часто интересно тебя слушать. Но меня и бабушку часто обижает то, что ты совсем не способен выслушать нас, когда мы что-то рассказываем тебе. То же самое обижает твою младшую сестру и, мне кажется, иногда — твоего друга Мишу, вот тогда, когда он обижается и молча от тебя уходит. Ему, быть может, нужно, чтобы ты не только говорил сам, но и выслушал его».

3. Обратная связь должна захватывать все сферы жизни и личности ребенка (подростка). Не только учебу, но также навыки, умения, личностные характеристики, физические возможности, характеристики нервной системы.

Пример:

«Я сейчас думаю, что ты — сангвино-флегматик, — вполне можно сказать одиннадцатилетнему предподростку. — Вот что это значит и вот как проявляется в повседневной жизни. Похоже на тебя? Как тебе кажется?

4. Обратная связь всегда должна быть подчеркнуто личной. И сразу учить ребенка эту «личностность» четко фиксировать и осознавать.

Примеры:

Это мне так про тебя кажется. Это бабушка видит у тебя вот этот список достоинств (недостатков). Это твой тренер фиксирует у тебя наличие вот таких возможностей. Это твои друзья из лагеря на десять дней считают тебя прикольным и смешным. А твои друзья из школы говорят, что иногда ты можешь быть хмурым и молчаливым, но неизменно — надежным, если кому-то из них понадобится твоя помощь.

5. Чем больше сфер, из которых поступает и обрабатывается обратная связь, тем объемней итоговый портрет. Семья, родственники, друзья, одноклассники, учителя, репетиторы, спортивный тренер, спутники в походах, приятели из онлайн-среды, случайно встретившийся психолог — все идет в тему.

Трудности, которые могут встретиться на пути создания психологического портрета:

  1. Склонность современных родителей и частично педагогических организаций давать ребенку только положительную обратную связь. Его годами за все хвалят, говорят, какой он замечательный, прекрасный, выдающийся, и в результате он никак не может понять, какой же он «на самом деле» среди других людей. И сталкивается с очень серьезными трудностями, так как мир в целом совершенно не согласен с его «всесторонней прекрасностью», а ничего другого у него нет.
  2. Наличие только отрицательной обратной связи в форме ярлыков: «Ну и болван же ты». «Руки у тебя растут не из того места». «Да как ты одеваешься? С таким чучелом никто и рядом не встанет». Такого подростка миру потом предстоит долго разубеждать — процесс хотя и позитивный по сути, но длительный и застилающий горизонты личностного развития.
  3. Отсутствие адекватной обратной связи вообще. Ребенку годами ничего внятного о нем не сообщают. В результате он к подростковости ничего о себе не знает. При прямом вопросе может назвать несколько отрывочных, не складывающихся в единую картину навыков и характеристик: победил на олимпиаде по экономике, хорошо играю вот в эту игру, добрый (как эта доброта проявляется, сказать не может).
  4. Вместо адекватного психологического портрета в семье даются формулы внушения: «только высшее образование», «они тебе не друзья, это не твой уровень», «люди, которые так проводят время, становятся дебилами», «все, кто это делает (не делает), в результате деградируют, посмотри на дядю Васю», «без знания языков нельзя занять достойное место в обществе» и так далее. В результате ребенок также ничего не знает о самом себе и на выходе из детства оказывается в мире измерительных реек с насечками, которым он непонятно почему должен соответствовать.

Для чего же нам непременно нужен этот психологический портрет? Что он дает подростку? Давайте попробуем подытожить:

  • главное — спокойная уверенность. «Я знаю свои возможности и их текущие границы. Я знаю, какой я. Я знаю, что я — это я, и ни с кем себя не спутаю»;
  • адекватная начальная профориентация;
  • умение адекватно «себя подать» в любом обществе;
  • возможность конструктивно проанализировать и принять свои текущие неудачи;
  • возможность, ввязываясь в то или иное, достаточно точно прогнозировать свою успешность или неуспешность, предвидеть трудности и заранее к ним готовиться;
  • способность на практике по полной использовать свои достоинства и сильные стороны;
  • способность «увидеть себя со стороны» чужими глазами;
  • навык пристального внимания к «другим», понимание важности их мнения и оценок для меня лично;
  • навык получения и практического использования обратной связи от самых разных людей.

Достаточно впечатляющий список, не правда ли? Мне кажется, что каждый подросток достоин своего уникального психологического портрета, а каждая семья может постараться и ему его дать.

В заключение приведу примеры таких портретов:

Игорь, 16 лет

«Я — Игорь. Я могу быть высокомерным. Это многих во мне раздражает. У меня высокий интеллект, тот, который нужен для решения задач. Я победил, наверное, на 20 разных олимпиадах — по математике и физике. Я хорошо разбираюсь в задачах и плохо — в людях. Когда про людей — я просто тупой. Я пытаюсь учиться, но у меня пока не очень получается. Говорят: надо читать художественные книги. Я читаю, но мне в основном не очень интересно, герои кажутся какими-то ненатуральными. Наверное, это все-таки не они, а я сам такой. Я не замечаю чувств других людей и могу обидеть. Это мой недостаток, я уже научился говорить об этом, и теперь мои друзья и семья дают мне обратную связь, а я учусь вести себя правильно. Чему мне нельзя научиться ”от чувств”, можно — ”от ума”. Я пытаюсь компенсировать свои недостатки. Учителя говорят, что в десятом классе я более адекватен, чем был предыдущие два года. Еще мне надо научиться не ругаться с мамой. Она эмоциональна, а я — нет. В этом проблема. С папой и с лучшим другом мы никогда не ругаемся, но они математики, а значит, приблизительно такие, как я сам. Я встречался с девушкой-одноклассницей, она сама меня выбрала, а потом бросила, сказала, что лучше будет встречаться с учебником тригонометрии, потому что от него хотя бы меньше ожиданий. Я ей, кажется, сочувствую. Меня волнует, сумею ли я когда-нибудь влюбиться. У меня обычная внешность. Я одеваюсь в классическом стиле, так мне проще, потому что любой костюм — это алгоритм и послание. А что мне сказать через костюм? Я пока не знаю. Я не очень люблю путешествовать — это меня отвлекает и развинчивает, а осмотр достопримечательностей кажется скучным и бессмысленным делом. Мне достаточно моего города — он алгоритмичен, в нем много измерений и он полностью меня устраивает. В целом моя жизнь хороша и определенна, но я понимаю, что есть много сфер человеческой жизни, где я еще никогда не бывал. Смогу ли в них побывать? Не знаю. Но это, конечно, вызывает мое любопытство. Я — Игорь».

Ксюша, 15 лет

«Я — Ксюша. Я — глупенькая. Так всегда говорила моя бабуля, и так оно и есть, теперь уж это все подтверждает, и я сама знаю. Я плохо учусь, и всегда плохо училась. Только по физкультуре, рисованию, пению и технологиям у меня все хорошо. И еще по окружающему миру и теперь по биологии у меня четверки — мне всегда нравится про другие страны, про зверей и особенно про котиков — у меня их два, я их с улицы котятами принесла с разницей в два года, и мама разрешила оставить. Я рассказываю учительнице-биологичке про своих котиков, а она мне про своих собак и попугая, и фотки показываем. Она всем учителям, я знаю, говорит, что я на самом деле вовсе не дура, а хорошая и добрая девочка. Спасибо ей.

Я глупенькая по учебе, а в остальном — совсем нет. У меня двадцать приятелей и приятельниц и пять лучших подруг. Они говорят, что я легкая и со мной весело и интересно. Я люблю вечеринки, гулять по городу, по паркам и танцевать. Я шесть лет занималась танцами и потом еще точно пойду, уже в студию для взрослых. Я умею хорошо готовить салаты и печь красивые торты, а еще делаю красивый декупаж салфетками и всем дарю. У меня с прошлого года есть мальчик Федя, он учится в училище на строителя и говорит, что, когда совсем вырастем, мы поженимся, но это я еще посмотрю на его поведение (так тоже всегда моя бабуля говорила). Я хочу его уговорить пойти со мной заниматься танцами как пара, он пока упирается. Но если любит меня, пойдет, куда он денется. Я покупаю себе вещи в секонд-хенде, перешиваю и украшаю их по-разному. Все говорят, что у меня есть свой стиль. Кому-то он нравится, а кто-то говорит, что он ”я у мамы дурочка”. Но мне самой нравится, и лучшим подругам, и Феде, а это главное.

Еще мне очень нравится мой город, я бы даже хотела когда-нибудь научиться его рисовать. Но я бы хотела и другие города посмотреть. Я пока была только в Москве, Пскове и Новгороде. Они тоже красивые. Потом обязательно съезжу еще куда-нибудь. Мы с подружками и с Федей часто придумываем, куда потом поедем и что там будем делать.

Я уже решила, что буду работать там, где помогают людям — вот прямо конкретным людям. Где и в чем именно, я еще не придумала, но мне кажется, что есть много разных возможностей, и я, наверное, некоторые из них попробую.

Я почти совсем не могу читать книжки, разве что комиксы иногда, но очень люблю сериалы “про жизнь”. Жизнь вообще — очень интересное явление, и мне нравится думать, сколько всего увлекательного еще ждет меня впереди. Я — Ксюша».

Психологический портрет современного подростка — пример курсовой работы

Цели и задачи

целью данной работы является изучение социально-психологических особенностей современного подростка.

Введение и актуальность


Появляется негативная реакция в ответ на предъявляемые требования со стороны взрослых, что приводит к сопротивлению и активному отстаиванию своих прав. Несмотря на такую реакцию по отношению ко взрослым, подросток испытывает потребность в поддержке. Очень важно в такой момент, чтобы рядом был взрослый, который выступил бы в качестве друга, облегчил бы подростку поиск его места в системе социальных взаимодействий, а также помог оценить свои возможности и способности.
При этом необходимо помнить, что подростки очень ранимы: хотя они и испытывают потребность поделиться своими переживаниями, им трудно начать близкое общение.
Одно из решающих значений в этот период имеют требования, которые предъявляются к подростку в семье. В ситуациях, когда взрослый продолжает относиться к подростку, как к маленькому ребенку, подросток выражает протесты в различных формах, проявляет неподчинение.
Характерными для подросткового возраста являются имитации чьего-либо поведения, как правило, значимого взрослого, который достиг определённого успеха. Однако, возможно проявление отрицательной имитации, когда в качестве отрицательного персонажа чаще всего выбирается кто-нибудь из родителей, причинивших много горя и обид подростку.
Негативно сказываются чрезмерная опека и контроль: подросток оказывается лишённым возможности быть самостоятельным. Однако недостаток внимания, заботы, и руководства взрослых также болезненно будут восприниматься подростком – он будет чувствовать себя лишним.
— Общение со сверстниками.
Общение со сверстниками, характеризующееся взаимной заинтересованностью, совместным изучением окружающего мира и друг друга, оказывает настолько мощное воздействие, что дети забывают об уроках и домашних обязанностях, связь с родителями ослабевает. Свои планы и тайны ребенок доверяет уже не родителям, а другу.
В отношениях со сверстниками подросток стремится реализоваться и определить свои возможности в общении. Успехи в среде сверстников ценятся больше всего. Правила заимствуются из отношений взрослых. Высоко ценятся верность, честность и караются предательство, измена, нарушение данного слова, жадность.

Заключение и вывод


Подростковый этап – наиболее сложный этап развития в жизни каждого человека. Именно в этом возрасте формируются мировоззрение.
Основная задача педагога – помочь подросткам справиться с трудными ситуациями, определиться в своих жизненных планах и способствовать становлению в социуме
Для оказания такой помощи педагогу необходимо знать физиологические и психологические особенности подростка, закономерности их развития. Именно поэтому целью нашей курсовой работы является изучение социально-психологических особенностей современного подростка. Для реализации этой цели мы решили ряд задач:
— дали общую характеристику подросткового возраста;
— рассмотрели социально-психологические особенности подростка и закономерности их развития;
— проанализировали проблемы подросткового возраста;
— определили роль педагога в жизни подростка;
— составили опросник (анкету) для диагностики социально-психологических особенностей современного подростка;
— дали рекомендации педагогам по работе с подростками в преодолении трудностей взросления.
В ходе исследования мы убедились в том, что изучение социально-психологических особенностей подростков помогает лучше понять их проблемы, показывает различия в особенностях разных подростковых сообществ, а также те изменения, которые связаны с социальной стороной вопроса.
В заключении стоит отметить, что изучение социально-психологических особенностей подростков жизненно важно и необходимо, так как позволяет помочь справиться с жизненными проблемами и повысить эффективность работы, направленную на их социализацию.

Как наши подростковые годы формируют нашу личность

Загрузка

Персонология | Психология

Как наши подростковые годы формируют нашу личность

(Изображение предоставлено Дэвидом Монтосой)

Автор: Кристиан Джарретт, 11 июня 2018 г. стать.

M

Мои четырехлетние близнецы во многом похожи – оба общительны, любвеобильны и дерзки – но открываются некоторые контрасты. Например, наш сын лучше понимает время, бесконечно интересуется будущим. Тем временем наша дочь больше настроена делать что-то для себя.

Как психолог, сосредоточенный на личности (и как их отец), я завораживаюсь, наблюдая за появлением и развитием их персонажей.

Конечно, это ранние дни, и хотя корни нашей личности можно проследить вплоть до младенчества, я знаю, что нас ждет много перемен, особенно когда наши близнецы станут подростками.

Это потому, что наши подростковые годы — это время быстрых перемен. Вот почему когнитивный нейробиолог и эксперт по мозгу подростков Сара-Джейн Блейкмор недавно описала уникальную проблему, которую подростковый возраст представляет как «идеальный шторм» из-за одновременного и внезапного увеличения «гормональных изменений, нейронных изменений, социальных изменений и давления жизни». К этому списку она легко могла добавить изменения личности.

Вам также могут понравиться:
Как секс определяет вашу личность?
Когда впервые проявилась ваша личность?
Когда личность меняется от плохой к хорошей

От младенчества до позднего детства наша личность и темперамент обычно становятся более стабильными по мере того, как мы принимаем все более последовательный образ мыслей, действий и чувств. Стабильность личности снова возрастает от позднего подросткового возраста до зрелого возраста.

В одном исследовании у мальчиков наблюдались временные провалы в сознательности в раннем подростковом возрасте. (Источник: Дэвид Монтоса) Он исследует темы об идентичности, поле, детских эмоциях и изменчивости личности подростков.

Но в прошедшие подростковые годы эта тенденция приостановилась. Калейдоскоп личности сотрясается, и там, где кусочки приземляются, имеет огромное значение — долгосрочные исследования показывают, что черты, которые появляются в подростковом возрасте, предсказывают широкий спектр результатов в жизни, включая успехи в учебе и риск безработицы.

Исследования по этой теме только начинаются, но потенциальные последствия интересны и важны, потому что, узнав больше о силах, формирующих личность подростков, мы потенциально можем вмешаться и помочь направить их на более здоровый и успешный путь.

Изменение личности происходит не только в подростковом возрасте. Если вы уменьшите масштаб и посмотрите на всю жизнь, вы увидите среднее увеличение желаемых личностных качеств — меньше беспокойства, больше самоконтроля, меньше ограниченности взглядов, больше дружелюбия. Психологи называют это «принципом зрелости», и если вы застенчивый и беспокойный человек в возрасте 20 с лишним лет, приятно осознавать, что, предполагая, что ваша личность следует типичному курсу, чем старше вы становитесь, тем мягче вы становитесь.

От младенчества до позднего детства наша личность становится более стабильной, но она меняется в подростковом возрасте. когда вступает в силу «гипотеза разрушения».

Рассмотрим исследование тысяч голландских подростков (самому младшему из них было 12 лет в начале), которые проходили личностные тесты каждый год в течение шести или семи лет, начиная с 2005 года. Мальчики демонстрировали временные провалы в добросовестности – организованности и самодисциплине – в раннем подростковом возрасте, а у девочек отмечалось временное усиление невротизма (или большей эмоциональной неустойчивости). Кажется, это подтверждает некоторые из наших стереотипов о грязных подростковых спальнях и перепадах настроения. К счастью, эта регрессия личности недолговечна: голландские данные показывают, что прежние положительные черты подростков восстанавливаются в более позднем подростковом возрасте.

И родители, и их дети-подростки согласны с тем, что изменения происходят, но, как ни странно, воспринимаемые изменения могут зависеть от того, кто измеряет, согласно исследованию 2017 года, в котором приняли участие более 2700 немецких подростков. Они оценивали свою личность дважды, в возрасте 11 и 14 лет, и их родители также оценивали их личность в это время. Выявились некоторые показательные различия: например, в то время как подростки оценивали себя как снижение покладистости, их родители видели это снижение гораздо более резким. Кроме того, подростки считали себя все более экстравертами, а их родители считали их все более интровертами.

«Родители в целом видят, что их дети становятся менее хорошими», — такова бескомпромиссная интерпретация исследователей. Что касается более положительного момента, то родители считали снижение сознательности своих детей менее резким, чем их дети.

Несколько исследований показывают, что в подростковом возрасте положительные качества временно уменьшаются (Фото: Дэвид Монтоса) растущее стремление к автономии и уединению. Исследователи отмечают, что родители и подростки также могут использовать разные точки отсчета: родители сравнивают черты своих подростков с типичным взрослым, в то время как подростки сравнивают свои собственные черты с чертами, проявляемыми их сверстниками.

Это согласуется с несколькими дальнейшими исследованиями, которые также выявили закономерность временного снижения полезных качеств (особенно вежливости и самодисциплины) в раннем подростковом возрасте. Таким образом, общая картина подросткового возраста как временного «разрушения» личности кажется точной (и, кроме того, в немецком исследовании подростки и их родители согласились, что приятность снизилась, они просто не согласились, насколько).

Конечно, это долгосрочные исследования, в которых рассматриваются средние изменения личности подростков. Этот тип данных на уровне группы маскирует количество индивидуальных различий от одного подростка к другому. На самом деле мы только начинаем понимать сложное сочетание генетических и экологических факторов, влияющих на индивидуальные паттерны изменения личности.

Подростковый мозг — хорошее место для начала. За последние пару десятилетий Сара-Джейн Блейкмор и другие продемонстрировали, как развитие подростков характеризуется важными изменениями в мозге, включая «обрезку» избыточного серого вещества, что связано с обучением.

Корни нашей личности можно проследить до младенчества. Исследователи сканировали мозг десятков подростков дважды в течение двух с половиной лет, а также попросили их родителей оценить личность детей в обоих случаях.

Важный вывод заключался в том, что люди с более высокими показателями добросовестности демонстрировали большую скорость истончения коры в нескольких областях мозга (признак более эффективного сокращения серого вещества и большей зрелости). Точно так же люди с более высокими показателями эмоциональной стабильности демонстрировали более выраженное истончение коры.

Это направление исследований только начинается, но исследователи заявили, что их результаты предполагают, что «большие индивидуальные различия в чертах личности могут быть частично связаны с созреванием коры головного мозга в подростковом возрасте». Другими словами, то, как наше серое вещество меняется в подростковом возрасте, может влиять на то, как мы себя чувствуем и ведем себя.

Конечно, другие внешние факторы, такие как стресс или несчастье, также неразрывно связаны с любыми изменениями личности в подростковом возрасте. Понятно, что многие виды стресса связаны с подростковым возрастом. Однако исследования показывают, что тип стресса может влиять на конкретные изменения личности. В исследовании 2017 года с участием добровольцев из США исследователи измеряли личность в возрасте 8-12 лет, а затем еще раз через три, семь и 10 лет. Добровольцы также зафиксировали любой опыт стресса или невзгод в подростковом возрасте.

Основной вывод заключался в том, что растущие невзгоды, не зависящие от участников, такие как развод их родителей или дорожно-транспортное происшествие, были связаны с усилением невротизма с течением времени как в подростковом возрасте, так и во взрослой жизни.

Наши подростковые годы могут быть стрессовыми, и тип стресса, который у нас есть, может повлиять на определенные изменения личности (Фото: Дэвид Монтоза)

Между тем, невзгоды, которые были , напрямую связаны с собственными действиями или решениями участников, такими как плохое поведение что привело к исключению из школы – имело еще более серьезные последствия для личности. Это включало повышенный невротизм, а также снижение сознательности и покладистости с течением времени. Исследователи предположили, что невзгоды в результате собственных действий подростка могут рассматриваться как более стрессовые и, следовательно, вредят развитию их личности. Это означает, что предоставление подросткам адекватной эмоциональной поддержки, особенно тем, кто испытывает стресс, может помочь справиться с циклом негативных изменений личности.

Но не все так плохо. Другие результаты указывают на более положительное влияние на изменения личности подростков. Например, есть данные годичного исследования, проведенного в Швейцарии в 2013 году, о том, что у подростков положительное чувство «идентичности» – в частности, ощущение способности вести себя аутентично; чувство контроля над своей жизнью; и знание того, что от них ожидается, связано с положительным развитием личности с течением времени, включая большую эмоциональную стабильность и добросовестность. Другое исследование выявило связь между уверенностью в себе в школе и позитивным развитием личности.

Такие результаты обнадеживают, потому что они дают некоторые подсказки о том, как мы можем создать более благоприятную среду для подростков, чтобы способствовать развитию их личности. Этот подход заслуживает дальнейшего развития, учитывая, что подростковые черты личности предсказывают опыт в более поздней жизни. Например, одно британское исследование, в котором приняли участие более 4000 подростков, показало, что те, у кого показатели добросовестности были ниже, в два раза чаще оказывались безработными в более позднем возрасте по сравнению с теми, у кого показатели добросовестности были выше.

Мы так много внимания уделяем обучению подростков фактам и подготовке их к сдаче экзаменов, но, возможно, нам следует уделять не меньше внимания воспитанию их личности. Имея в виду моих близнецов, я знаю, что это область исследований, за которой я буду внимательно следить.

Доктор Кристиан Джарретт – редактор блога Research Digest Британского психологического общества. Его следующая книга «Персонология» будет опубликована в 2019 году.

Все изображения предоставлены Дэвидом Мотосой. Его работы показывают подвижность личности подростков. В «Автопортрете» испанский художник исследует темы идентичности, пола и детских эмоций.

Присоединяйтесь к более чем 800 000 поклонников Future, поставив лайк нам на Facebook или подпишитесь на нас на Twitter . .

Если вам понравилась эта история, подпишитесь на еженедельную рассылку новостей bbc.com под названием «Если вы прочитаете только 6 вещей на этой неделе». Подборка историй из BBC Future, Culture, Capital и Travel, доставляемая на ваш почтовый ящик каждую пятницу.

Портрет самоконтроля как молодого процесса — Ассоциация психологических наук — APS

Нэнси Айзенберг

Среди самых известных экспериментов по самоконтролю всех времен — «зефирный тест», проведенный несколько десятилетий назад Бывший президент APS Уолтер Мишель предложил маленьким детям одну зефирку сразу или, если они были способны отложить удовольствие, две позже. При повторном посещении детей, которые лучше себя контролировали в тот день, дети, которые лучше контролировали себя в тот день, также продемонстрировали больший успех по ряду показателей, от результатов SAT до массы тела.

За время, прошедшее после теста Мишеля, психологическая наука многое узнала о самоконтроле, в частности о том, как он развивается с самого раннего возраста. Большая часть этого понимания была продемонстрирована во время президентского симпозиума, организованного одним из преемников Мишеля, президентом APS Нэнси Айзенберг из Университета штата Аризона, для ежегодного съезда APS 2015 года. Группа обрисовала в общих чертах появление сетей самоконтроля с первых месяцев младенчества до мук подросткового возраста.

«Я считаю, что исследование, которое группа обсудит сегодня вечером, иллюстрирует как критическую важность регуляторных процессов для человеческого функционирования, так и важность рассмотрения процессов развития при изучении регуляции», — сказал Айзенберг.

Ключевая роль хороших родителей

Психолог развития Клэнси Блэр из Нью-Йоркского университета объяснила роль позитивного воспитания в развитии самоконтроля. В лонгитюдном исследовании под названием «Проект семейной жизни» Блэр и его сотрудники отследили ранние признаки эмоциональной регуляции, начиная с 7 месяцев, через несколько контрольных точек. Работа призывает исследователей наблюдать за взаимодействием родителей и детей дома и собирать образцы гормона стресса кортизола, среди прочего.

На данный момент они обнаружили, что уровень кортизола у детей из более хаотичных семей постоянно повышается. Блэр сравнивает результат с термостатом: как будто отопление все время остается включенным из-за страха перед суровой зимней бурей. Между тем, уровень кортизола у детей из более стабильных семей, по-видимому, адаптируется к различным ситуациям. Продолжая метафору: как будто эти термостаты могут регулировать себя в зависимости от температуры наружного воздуха (Blair et al., 2008).

«Опыт раннего ухода формирует эту систему саморегуляции», — сказал Блэр. «Они влияют на развитие этой нейронной сети, которая важна для регуляции поведения».

Плохие новости. Вот в чем плюс: Блэр и его коллеги показали, что уровни кортизола у детей могут меняться в нужном направлении по мере улучшения стиля воспитания. «Я думаю, что есть несколько выводов о том, чтобы думать о саморегуляции таким образом и способствовать развитию ребенка — особенно для бедных семей, — сказал Блэр, — и [о] идее о том, что материнская чувствительность и родительское поведение изменчивы» (Blair et al. др., 2011).

Стипендиат APS Рут Фельдман из Университета Бар-Илан в Израиле также изучает развитие самоконтроля через призму отношений матери и ребенка. Работа Фельдман показала, что одним из ключевых показателей здоровой регуляции является то, что она называет «синхронией» — координация поведения между родителем и ребенком. По словам Фельдмана (2007), достижение поведенческой синхронности также синхронизирует биологию семьи.

«Мы обнаружили, что в моменты интерактивной синхронизации матери и младенца также происходит сочетание сердечного ритма матери и младенца, скоординированное высвобождение окситоцина и синхронизация между мозгом в альфа-ритмах во всем социальном мозге», — сказала она.

В ходе одного исследования, проведенного совместно с Широм Ацилом из Северо-восточного университета, Фельдман снял на видео 23 матери, взаимодействующих со своими младенцами, а затем показал запись женщинам, когда они находились внутри сканера мозга. Одни из матерей были «синхронными» (их поведение становилось созвучным с ребенком), другие «навязчивыми» (они либо чрезмерно стимулировали младенца, либо игнорировали его сигналы).

Синхронные матери показали большую активацию в области мозга, известной как прилежащее ядро, которая связана с системой вознаграждения, в то время как навязчивые матери показали более высокую активацию в миндалевидном теле, центре страха, сообщили ученые в Нейропсихофармакология (Ациль, Хендлер и Фельдман, 2011). Поощряя синхронность, мозг может предупреждать родителей о том, что эта гармония помогает усилить эмоциональную регуляцию у ребенка.

«Таким образом, родительский мозг человека, который является вершиной процесса эволюции, не только создает более саморегулируемого и социализированного взрослого человека, — сказал Фельдман, — он также делает мозг взрослого более чувствительным к самой важной функции эволюционной адаптации, успешное воспитание младенцев, чтобы они стали совместными членами человеческой семьи».

С подростками (в основном) все в порядке

Товарищ APS BJ Кейси из Медицинского колледжа Вейл Корнелл продвинул обсуждение нормативно-правовой базы в подростковом возрасте.

Кейси сказал, что распространенное мнение о том, что подростки не умеют владеть собой, немного преувеличено.

«Слишком часто этот период описывают так, будто мозг подростка не имеет ни тормозов, ни руля, а только акселератор, — сказала она, — но мозг более пластичен, чем когда-либо, и способен замечательная приспособляемость в свете множества социальных, физических, сексуальных и интеллектуальных проблем, которые приносит эта фаза развития».

Модель нервных цепей мозга подростка, предложенная Кейси, предполагает, что момент, когда нарушается самоконтроль, приходится на момент, когда эмоциональные системы мозга берут верх над менее зрелыми регуляторными областями (префронтальной корой), а не в относительно нейтральные или безобидные ситуации (Casey, 2015). Она объясняет этот сбой плохой связью между регуляторными и эмоциональными областями мозга из-за незрелых связей между ними.

«Я предполагаю, что в этот период развития эмоциональных центров имело бы смысл вызвать систему (префронтальную кору), которая помогла бы регулировать эмоции и перенастроить эту схему, так что вам больше не нужно, чтобы ваш родитель был вашим саморегулирование, и в конечном итоге вы можете сделать это самостоятельно», — сказала она. «Это цель этой фазы развития — стать относительно независимым от родителя».

В нескольких исследованиях Кейси и другие показали, что рискованное и импульсивное поведение у подростков отчасти является результатом их повышенной чувствительности к наградам, угрозам и социальному влиянию. Эта повышенная чувствительность была впервые продемонстрирована Адрианой Гальван (Калифорнийский университет, Лос-Анджелес), которая продемонстрировала, что у подростков более активен центр вознаграждения мозга (прилежащий), чем у детей или взрослых, тогда как центр управления (префронтальная кора) продолжает развиваться. Проще говоря, менее зрелые регуляторные области мозга не успевают за быстрыми изменениями в эмоциональных центрах на данном этапе жизни (Galván et al., 2006).

«Подростковый возраст обычно описывают как катание на американских горках, полное острых ощущений, но на самом деле подростки испытывают острые ощущения и настоящие страхи», — сказала Кейси. «И для них важно иметь этот опыт и возможности самостоятельно регулировать свои эмоции и перенастраивать мозг, готовясь к вызовам взрослой жизни».

Кейси также заявил, что в этот период у некоторых людей может быть больше проблем с самоконтролем, чем у других. Вместе с Мишелем и другими она проследила за первоначальными участниками зефирного теста примерно 40 лет спустя. Кейси обнаружил, что те люди, которые не могли остановить себя, чтобы насладиться двумя зефирками позже, когда они были детьми, также с трудом останавливались в ответ на заманчивые сигналы во взрослом возрасте. Используя томографию мозга, она обнаружила, что та же самая область, которая проявляет повышенную активность в ответ на вознаграждение в подростковом возрасте, отличает взрослых, которые в детстве не могли дождаться, чтобы получить две зефирки (Casey et al., 2011).

В совокупности эти данные свидетельствуют о том, что подростки, которым было трудно откладывать удовольствие в детстве, могут быть особенно уязвимы к нарушениям самоконтроля.

Пять вещей, которые могут сделать подростки

Не всякая надежда потеряна. Анджела Дакворт из Университета Пенсильвании обрисовала в общих чертах «модель процесса» из пяти частей (позаимствованная у исследователя эмоций и научного сотрудника APS Джеймса Гросса из Стэнфордского университета), которая, по ее мнению, предлагает подросткам и молодым людям схему контроля своих импульсов. Чем раньше будут применены некоторые из этих стратегий, тем лучше результат с точки зрения самоконтроля.

«Именно вмешиваясь в процесс генерации импульсов раньше, а не позже, мы можем быть действительно умными в том, как осуществлять самоконтроль в нашей жизни», — сказала она.

Первый шаг в модели называется выбором ситуации. Это относится к тому, чтобы поставить себя в положение, необходимое для достижения успеха — например, установить правило сидеть в первом ряду на лекции или запираться в комнате без телефона, когда пришло время учиться. Второй шаг, если вы не можете выбрать ситуацию, — изменить ее. Например, если вам нужно принести ноутбук в класс, закройте его, пока учитель говорит, чтобы вы не могли просматривать eBay или публиковать сообщения в Facebook.

В ходе однонедельного полевого исследования со старшеклассниками Дакворт и его сотрудники обнаружили, что те, кто использовал стратегии модификации ситуации, достигли большего количества заявленных целей, чем те ученики, которые использовали более простой метод самоконтроля (простая сила воли) или не использовали стратегию. вообще. И в дополнение к воздержанию от внешних искушений, по словам Дакворт, студенты-модификаторы сообщили, что на самом деле чувствовали меньше искушений.

Третья часть модели процесса проповедует «избирательное внимание» — смотреть прямо на учителя, а не в окно, как это делают, например, ученики чартерных школ KIPP. (В тесте с зефиром некоторые подростки использовали эту тактику, отводя взгляд от рассматриваемого лакомства.) Четвертая стратегия — переформулировать ситуацию; например, исследование, проведенное в сотрудничестве с Мишелем, показало, что пятиклассникам было легче справляться с затянувшимися негативными эмоциями, когда они воспроизводили событие от третьего, а не от первого лица, как будто наблюдая, как это происходит с кем-то другим.

Пятый и последний подход — это «модуляция реакции», которую Дакворт описал как «просто старое доброе «не делай этого». это не безнадежное дело. Дакворт завершил симпозиум цитатой Уолтера Мишеля: «Самое важное научное открытие о самоконтроле заключается в том, что ему можно научить».

Ссылки

Ацил, С., Хендлер, Т., и Фельдман, Р. (2011). Определение нейробиологической основы человеческой привязанности: мозг, гормоны и поведение синхронных и навязчивых матерей. Нейропсихофармакология , 36 , 2603–2615. doi: 10.1038/npp.2011.172

Блэр, К., Грейнджер, Д. А., Кивлиган, К. Т., Миллс-Кунс, Р., Уиллоуби, М., Гринберг, М. Т., … следователи ФЛП. (2008). Вклад матери и ребенка в реакцию кортизола на эмоциональное возбуждение у маленьких детей из малообеспеченных сельских общин. Психология развития , 44 , 1095–1109. doi: 10.1037/0012-1649.44.4.1095

Блэр, К., Грейнджер, Д. А., Уиллоуби, М., Миллс-Кунс, Р., Кокс, М., Гринберг, М. Т., … следователи ФЛП. (2011). Слюнный кортизол опосредует влияние бедности и воспитания на исполнительные функции в раннем детстве. Развитие ребенка , 82 , 1970–1984. doi: 10.1111/j.1467-8624.2011.01643.x

Кейси, Б.Дж. (2015). От простых моделей самоконтроля до описаний подросткового поведения на основе цепей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *