что это и диагностика эмоций
Психоэмоциональное состояние является обобщающим понятием для всех переживаний, возникающих в жизни, они помогают мотивировать человека, корректируют его поведение, влияют на мышление. Как именно это происходит, попробуем разобраться.
Для большинства людей чувства и эмоции очень похожи. Однако, несмотря на то, что они зависят друг от друга, это довольно разные вещи. Эмоции описывают физиологические состояния, генерируются подсознательно. Обычно они являются автономными телесными реакциями на определенные внешние или внутренние события.
Чувства являются субъективными переживаниями эмоций, движимы сознательными мыслями и размышлениями. Чувство − это психическое состояние человека, который выражает свое отношение к конкретным событиям, людям, различным элементам реальности. Это означает, что у нас могут быть эмоции без чувств, но не чувства без эмоций.
Что такое психоэмоциональное состояние?
Психоэмоциональное состояние — это сложный набор изменений, происходящих в теле и психике, включающий физиологическое возбуждение, чувства, когнитивные процессы, поведенческие реакции на ситуацию, воспринимаемую как важную для данного человека.
Социализация человека приводит к созданию определенных структур и норм поведения. Они часто побуждают к тому, чтобы не выражать чувства, которые считаются в обществе «неправильными». Неадекватное восприятие реальности окружающего мира проявляется в подавлении сложных или неприятных чувств и эмоций. Как свидетельствует ряд исследований, такое поведение влияет на здоровье, часто приводя к расстройствам или психосоматическим заболеваниям: язве желудка, двенадцатиперстной кишки, заболеваниям кожи, сердца, кровообращения и многим другим.
Эмоции являются частью очень чувствительной системы обратной связи. Таким образом, они все, даже те, о которых мы склонны думать, как о негативных (гнев, ревность, скука и т.д.), дают ценную информацию.
Нет единой области мозга, где обрабатываются все положительные или отрицательные эмоции
. Тем не менее, несколько исследований выявили области мозга, которые явно участвуют в этом процессе. Эмоции генерируются путем синхронизации нейронных сетей по всему человеческому мозгу, включая зрительные и слуховые центры в затылочной и височной областях, которые расшифровывают поступающую информацию. Во время обработки, например, радостных раздражителей эти области тесно взаимодействуют с медиальной орбитофронтальной корой. Кроме того, было доказано, что прилежащее ядро активно при ощущении желания.С другой стороны, негативные эмоции, такие как стресс, страх, отвращение, обычно связаны с более глубокими и древними структурами мозга, такими как миндалина или островковая кора.
Пройти тест на эмоциональный интеллект EQ
Действительно ли эмоциональные процессы бессознательны?
Возьмем, например, просмотр фильма ужасов дома. Даже находясь в безопасной обстановке, человек начинает нервничать или бояться. Тело реагирует более сильным дыханием, учащенным сердцебиением, расширением зрачков.
Прежде чем зритель сможет начать осознавать страх, автономная нервная система уже потянула рычаги и спровоцировала все телесные изменения. Это еще раз показывает, что эмоции не приводят автоматически к чувствам, но они определенно управляют нашими действиями.
Влияют ли эмоции на мышление?
Эмоции имеют определенную власть над нашими мыслями. По сути, наше первое «прочтение» новой ситуации всегда сосредоточено на эмоциях, чувствах и ощущениях. Таким образом эмоциональное состояние закладывает основу для предстоящего вывода.
Тот факт, что эмоции появляются быстрее мыслей весьма полезен. Под надвигающимися угрозами просто нет времени думать. Вместо этого эмоции «овладевают» человеком, вызывая мгновенные поведенческие реакции за доли секунды, предотвращая негативные последствия.
Зачем нужны эмоции?
Эмоции помогают:
- действовать;
- выживать;
- нападать или избегать опасности;
- принимать решения;
- понимать других.
Они помогают другим людям понять нас.
С эволюционной точки зрения, структуры мозга, которые обрабатывают когнитивную информацию (например, неокортекс), намного моложе, чем другие области мозга. Из этого можно заключить, что влияние эмоций на поведение человека намного сильнее по сравнению с познанием или логикой.
Кроме того, эмоциональные состояния других людей влияют на наше собственное благодаря информации, которую они передают. Когда мы видим чье-то испуганное выражение лица, то склонны немедленно высматривать опасность вокруг. Точно так же люди чувствуют себя комфортно и в безопасности, ощущая счастье в других. Эмоциональные состояния могут легко влиять на поведение людей.
Диагностика эмоциональной сферы.
Темп жизни, постоянный стресс, чрезмерные амбиции или отсутствие баланса между личной и профессиональной жизнью приводят к тому, что люди разного возраста и социального статуса испытывают проблемы в эмоциональной сфере.
Шкала эмоций Абрахама Хикса описывает диапазон от самых отрицательных до самых положительных чувств.
Главное, что нужно понять в шкале, которая используется для диагностики и улучшения эмоциональных состояний, это то, что изменения могут быть сделаны только постепенно. Движение вправо по шкале − это поэтапный процесс. Это не обязательно означает, что прогресс будет медленным, но вы никогда не сможете пропустить шаги по шкале.
Невозможно перейти от полного страдания к полной радости, потому что вы даже не можете представить себе концепцию полного счастья в нынешнем состоянии. Но можете понять и прочувствовать гнев. Прогресс включает в себя такие чувства, как негодование или злость, которые должны быть прожиты, а не подавлены. Они также дают возможность почувствовать себя лучше.
Все чувства, негативные и позитивные, выстроены по шкале из семи цветных зон, от самой низкой до самой высокой. Три отрицательные зоны находятся слева, нейтральная зона (зеленая) − посередине, а три положительные − справа. Цвета − от красного до фиолетового. Очень важно быть честным с самим собой и начинать с соответствующей зоны.
1. Красная.
Самая низкая по эмоциональной шкале, включает негативные чувства, такие как:
Пройти тест на неуверенность в себе
Движение от отрицательных эмоций к положительным является постепенным. Вот почему находясь в красной зоне нужно признать и выразить свои негативные переживания − это важный шаг к позитивным чувствам.
2. Оранжевая.
Она менее негативна, чем красная, однако человек все еще чувствует себя очень плохо:
- злым;
- недооцененным;
- возмущенным;
- мстительным;
- испуганным;
- отстраненным;
- недоверчивым;
- виноватым;
- обиженным;
- обескураженными;
- ненавидимым.
Повышение эмоциональной шкалы − это сложный процесс, поэтому будьте терпеливы с самим собой. Есть некоторая сила в том, чтобы злиться, а не быть в депрессии. Когда вы рисуете мстительные картины в своем уме, то чувствуете себя лучше. Часто месть или обвинение других освобождает. Так что просто нужно выразить это. Примите это как временный шаг к дальнейшему облегчению.
3. Желтая.
Это зона разочарования. Она включает в себя такие чувства:
- разочарование;
- грусть;
- беспокойство;
- сомнение;
- раздражение;
- жалость к себе;
- тревогу;
- отвергнутость;
- подавленность;
- сожаление;
- одиночество.
В этой зоне интенсивность негативных чувств уменьшается по сравнению с красной и оранжевой. Это хорошее время, чтобы перенаправить фокус мыслей на оптимизм, попробовав строить планы на будущее.
4. Зеленая.
Начинает проявляться скука. Переход между отрицательными и положительными эмоциями довольно тонкий. Это нейтральная зона, где чувства смешаны. Человек не чувствует себя плохо и не чувствует себя хорошо, он может описать свои ощущения следующим образом:
- скучно;
- пусто;
- нерешительно;
- безразлично.
У человека появляется ощущение, что он застрял и устал. На этом этапе можно позволить себе перерыв и ничего не чувствовать. Это часть постепенного процесса продвижения вверх по эмоциональной шкале. Теперь важно осознать, что после привычки негативно мыслить, вы готовитесь к получению положительных впечатлений.
Пройти тест на депрессию
5. Голубая.
Появляется надежда. Ощущается большое облегчение, первая зона положительных эмоций. Человек чувствует себя:
- ценным;
- миролюбивым;
- доверчивым;
- веселым;
- благодарным;
- заинтересованным;
- принятым.
Вы на верном пути и будете чувствовать себя еще лучше.
6. Синяя.
Появляется вера в себя. Цель на этом этапе − перейти от надежды к вере. Нужно тонко настраиваться на то, что с вами случатся хорошие вещи. Это означает искреннюю веру в себя, в свою доброту и в заслуженное счастье. Человек чувствует себя:
- уважаемым;
- одобряемым;
- уверенным;
- предвкушающим интересные события.
Это уровень прощения, безопасности, удовлетворения, энтузиазма, желания, ясности.
7. Фиолетовая.
Возникает ощущение непобедимости. В фиолетовой зоне человек чувствует себя достойным восхищения, радостным, любимым. Если остаться в этой эмоциональной зоне хотя бы на три дня, то можно заметить позитивные изменения. Если такое эмоциональное состояние человека будет доминирующим в течение месяца, изменится образ мысли, жизненная позиция, перемены станут реальными (например, смена работы, места жительства, семейного статуса и т.д.).
Эмоциональная информация о нашей жизненной ситуации тем более ценна, что она остается независимой от воли, убеждений, ожиданий или желаний. Никто из нас не имеет прямой власти над эмоциями. Ни один человек не может просто управлять ими силой. Если мы хотим действовать ответственно, необходимо с умом использовать информацию о себе и своем положении, которая достигает нас эмоциональным путем. Это шанс повзрослеть и управлять своей жизнью самостоятельно.
Здоровое психоэмоциональное состояние требует работы, предполагающей внимание к себе и тонкую настройку мыслей, чувств, поведения.
Пройти тест на самооценку
Влияние стресса на здоровье, как избавиться от стресса
Любой грамотный врач вам сообщит, что нужно владеть своим психоэмоциональным состоянием, если не получается сделать это самостоятельно – могут назначаться даже медикаментозные препараты. Почему это так важно? При стрессе выделяется гормон кортизол. Он оказывает влияние на работу всех систем организма. Из-за этого нарушается работа сердечно-сосудистой и нервной системы, что может привести к ухудшению самочувствия, проблемах со сном, неполадках в работе ЖКТ.
Люди, которые умеют справляться со стрессами и обходить конфликтные ситуации, как правило, ведут полноценную жизнь. У них достаточно сил на работу, друзей и увлечения. Психически уравновешенные люди заводят счастливые семьи, рожают здоровых детей и воспитывают их такими же психологически уравновешенными.
Влияние стресса на здоровье человека
Ученые доказали, что организм людей, постоянно подвергающихся воздействию стресса, изнашивается на 40% быстрее, чем у тех людей, которые живут в спокойствии. Частые стрессовые ситуации вызывают следующие симптомы:
- Покраснение кожного покрова, различные высыпания;
- Ощущение усталости и разбитости даже после полноценного сна;
- Снижение или увеличение массы тела;
- Постоянное чувство тревоги;
- Тремор (дрожь) конечностей;
- Расстройство стула.
Если ничего не предпринимать, велик шанс развития таких патологических процессов:
- Панические атаки;
- Депрессия;
- Сбои в работе сердца;
- Язва желудка;
- Гипертония;
- Анорексия;
- Также стресс может вызвать снижение полового влечения как у женщин, так и у мужчин.
Сон как основа хорошего самочувствия
Полноценный отдых и здоровый сон – первое правило стабильной психики. Выспавшийся человек более устойчив к стрессу. Нормой принято считать 7-8 часов сна (и не менее 9 часов – если человек тяжело тренируется или его работа проходит «на ногах»).
Если сна недостаточно, устойчивость нервной системы снижается. Вы наверняка наблюдали, как капризничают маленькие дети, если устали и хотят спать. Похожее состояние наблюдается и у взрослых, которые регулярно не досыпают – им становится сложно контролировать свои эмоции, они ощущают раздражение и агрессию.
Чтобы повысить качество сна, обязательно создайте в спальне комфортную обстановку для сна – затемните комнату, проветрите её перед сном, постарайтесь сделать так, чтобы в комнате было тихо. Соблюдайте режим сна – постарайтесь ложиться спать и проспаться примерно в одно и то же время каждый день и не сильно выбиваться из этого графика даже в выходные. Если эти меры не помогают – обратитесь к неврологу или сомнологу. Врач поможет улучшить ваш сон и качество ночного отдыха.
Медитация и психотерапия, их влияние на здоровье
Медитация – отличный способ справится с депрессией и стрессом без медикаментозных препаратов.
Влияние медитации на организм – это:
- Улучшение работы головного мозга. Научно доказано, что курс медитации способствует восстановлению клеток головного мозга;
- Снижение риска развития заболеваний сердца;
- Устранение чувства тревоги;
- Выработка устойчивости психики к стрессу;
- Повышение иммунитета и усиление защитных сил организма.
Ученые из Вашингтона провели интересное исследование. 15 коллег с одного предприятия добровольно в нем поучаствовали. Перед курсом реабилитации каждый из добровольцев прошел тест на стрессоустойчивость. Выяснилось, что 14 из 15 работников живут в постоянном стрессе и не могут эффективно справляться с нервирующими ситуациями.
Работники прошли восьминедельный курс медитации под контролем специалиста – и повторный тест показал, что работники стали намного спокойнее и научились контролировать эмоции. Хороший результат также демонстрирует психотерапия – она помогает решать проблемы и бороться с тревожностью.
Как научиться контролировать психоэмоциональное состояние?
Как сохранить здоровье и повысить стрессоустойчивость?
- Не беритесь сразу за несколько дел. Доводите каждое начатое задание до конца, не отвлекаясь на посторонние факторы. Если работа не позволяет заниматься только одним делом – составьте расписание очередности задач и в выделенное на задачу время занимайтесь только ей.
- Если вы нервничаете из-за какой-то ситуации – спросите себя, можете ли вы что-то сделать. Если нет – то вам нужно смириться с тем, что эта ситуация и ее результат – вне зоны вашего контроля и постараться отвлечься на что-то другое. Если же можете – не нужно переживать, просто делайте.
- Постарайтесь выработать независимую самооценку. Конечно, слушать негативную оценку и ругань неприятно – но, если подумать, эта оценка вас никак не касается. Это просто мнение другого человека, которое можно учитывать, если человек для вас важен, но не стоит воспринимать как объективную реальность. Оценивайте себя сами.
- Ставьте перед собой реалистичные задачи. Не самые простые, но достижимые. Определяя срок выполнения задачи, закладывайте 15-20% времени на форс-мажорные ситуации и человеческий фактор, тогда проволочки не будут выбивать вас из колеи.
- Легкая физическая активность способствует стабилизации психоэмоционального состояния – ничто так не успокаивает, как легкая пробежка или плавание.
- Ложитесь спать не позднее 23 часов, старайтесь спать не менее 8 часов.
- Организуйте свое рабочее место таким образом, чтобы там было приятно находиться и легко было найти все необходимое.
- Питайтесь правильной пищей. Для стабильности психоэмоционального состояния очень важно питаться сбалансированно. Особенно важны витамины группы B.
- Хотя бы один раз в неделю делайте то, что приятно вам. Встречайтесь с друзьями, танцуйте, ешьте вкусную еду, играйте в компьютерные или настольные игры.
Если ничего не помогает, и вы чувствуете, что вам тяжело самостоятельно справиться со стрессом – обратитесь к специалисту, возможно, у вас депрессия. В этом случае вам требуется квалифицированное лечение.
Эмоциональные состояния в психологии: виды, основы, характеристика
Эмоции, переживания, чувства — факторы, отвечающие за психоэмоциональное состояние индивида. Оно меняется каждый день и влияет на работоспособность человека. Эмоциональные состояния в психологии регулируют поведение человека, его мышление, желание, мотивации. Зависимо от настроения субъект может быстро достигать поставленных целей или ничего не делать, вести аморальный образ жизни.
Понятие и значение
Эмоции — элементарные переживания. Они могут возникать под воздействием внешних или внутренних раздражителей. Характер проявления зависит от степени удовлетворенности собственных желаний, ожиданий.
Эмоции выполняют огромную роль. От эмоционального состояния зависит:
- продвижение в карьере;
- развитие личных интересов;
- общение с родными;
- физическое здоровье.
Если человек подавлен, могут начаться проблемы со здоровьем, снизится физическая активность.
Виды и характеристики
Психологи выделяют несколько видов проявлений — эмоции, аффекты, чувства, настроения, стрессы, фрустрация. Каждое из них имеет определенные характеристики.
Эмоции
Сложные психические явления. Наиболее значимые — стрессы, чувства, настроения. От аффектов эмоции можно отличить по длительности. Аффекты — кратковременные проявления. Эмоции могут на длительное время изменить психическое состояние.
Аффекты
Аффекты — мощное проявление психологических реакций. Их можно сравнить с эмоциональными вспышками, которые на короткий промежуток времени изменяют психическое состояние. Примеры аффектов:
- ужас;
- ярость;
- гнев;
- глубокое горе;
- бурная радость;
- отчаяние.
При возникновении аффекты полностью захватывают психику. Подобные вспышки полностью подавляют волю. Аффекты непреодолимы, они навязывают человеку какое-либо действие, которое чаще имеет дурные последствия.
Чувства
Чувства — эмоциональные процессы, которые длятся дольше, чем аффекты, но менее интенсивны. Могут проявляться по отношению к какому-либо предмету, животному, другому человеку. Чувства мотивируют человека к каким-либо действиям.
Настроения
Настроения — эмоциональные процессы, которые длятся дольше аффектов. Интенсивность крайне слабая. К подобным проявлениям можно отнести скуку, нейтралитет, безразличие, недовольство, удовлетворение.
Стрессы
Стресс — эмоциональное состояние, которое возникает как реакция на различные события, экстремальные воздействия. Возникают из-за неудач, потерь, череды тяжелых жизненных моментов, конфликтных ситуаций, испытаний.
Стрессы знакомы людям, которые занимаются ответственной работой, развивают бизнес. Они постоянно нервничают, и напряжение накапливается, вызывая нервный срыв.
Одно из известных эмоциональных состояний, которое похоже на затяжной стресс — эмоциональное выгорание.
Фрустрация
Фрустрация возникает при систематическом разрушении планов, расстройстве, обмане. Чаще вызвано непреодолимыми трудностями, барьерами, затруднениями, которые возникают при достижении определенной цели.
Фрустрации сопровождают негативные чувства. Они способны разрушить деятельность, сознание. Виды:
- внешняя, внутренняя агрессия;
- подавленность;
- озлобленность;
- огорчение;
- неудовлетворенность.
Фрустрация усиливается, если в разных сферах жизни постоянно возникают неудачи, окружающие корят за это человека, обвиняют, унижают, критикуют.
Функции
Психологи выделяют ряд функций, которые выполняют эмоции:
- Мобилизация. Эта функция проявляется на физиологическом уровне. Основные проявления — выброс в кровь адреналина, притупление ощущений, сужение сознания. Описанные проявления помогают отбросить лишние мысли, действовать согласно конкретной ситуации.
- Оценка. С помощью эмоций можно моментально оценить сложившуюся ситуацию или внешний раздражитель. Эмоциональная оценка появляется прежде, чем будет составлен развернутый ответ. Первое впечатление о новом человеке крайне сложно разрушить.
- Компенсация. Эмоции можно назвать высшим порядком интеллекта. Они не идут вразрез с разумом. Психологи называют их ресурсом для решения разных задач. Например, с помощью положительных эмоций можно усилить потребности, а с помощью отрицательных — снизить их эффективность.
- Следообразование. Часто случаются ситуации, когда эмоции проявляются слишком поздно, когда все закончилось, ничего серьезного изменить невозможно. Созданный эмоциональный эффект закрепляется в памяти, будет возникать при появлении подобных ситуаций.
- Коммуникация. Эмоции имеют экспрессивный компонент. Они прозрачны для социума. Например, когда один человек выражает боль, горечь утраты, у окружающих возникает альтруистическая мотивация, желание помочь. Часто подобные проявления приводят к новым знакомствам, которые могут сыграть значительную роль в жизни.
Применение шкалы Абрахама Хикса для оценки состояния
Чтобы составить точную психологическую характеристику эмоциональных состояний человека, выявить нарушения эмоциональной сферы, можно воспользоваться шкалой Абрахама Хикса. С ее помощью можно описать обширный диапазон чувств — от негативных до положительных. Чувства в шкале разделяются по цветам.
Важно запомнить особенность шкалы. Невозможно передвигаться по шкале с одной стороны к другой, минуя промежуточные этапы. Например, невозможно перейти от страдания сразу к радости. Цвета идут от красного до фиолетового. Нейтральная зона, которая расположена по центру обозначается зеленым цветом.
Красная зона
Проявления:
- безнадежность;
- бессилие;
- депрессия;
- отчаяние;
- неуверенность;
- горечь;
- зависть;
- несчастье;
- унижение;
- страх;
- стыд;
- заброшенность.
Чтобы продвигаться по негативной зоне, нужно испытать негатив, стараться выражать его, чтобы двигаться к положительным эмоциям.
Оранжевая
Оранжевая зона менее негативная, но ощущения остаются плохими:
- испуг;
- отстраненность;
- возмущенность;
- недооцененность;
- злость;
- жажда мести;
- вина;
- недоверие;
- обида;
- ненависть;
- обескураженность.
Важно быть терпеливым при преодолении различных зон шкалы. Чтобы избавиться от негативных чувств, можно пользоваться естественными механизмами психологической защиты, например, перекладыванием вины на других. Это помогает освободиться от негатива.
Желтая
Это зона разочарования. Чувства:
- беспокойство;
- грусть;
- разочарование;
- раздражение;
- сомнение;
- жалость к себе;
- одиночество;
- подавленность;
- тревога;
- сожаление.
При прохождении этой и следующе зоны психологи рекомендуют перенастраиваться на положительные мысли.
Зеленая
Нейтральная зона. Главное проявление — скука. Чувства становятся смешанными, поскольку происходит переход между положительными и отрицательными эмоциями. Субъект не может точно охарактеризовать свое состояние. Ему не хорошо, но и не плохо. Ему:
- скучно;
- пусто;
- нормально;
- безразлично.
На этом этапе важно расслабиться, попытаться отречься от любых чувств. Временно появится ощущение усталости. Человек не знает, что ему делать дальше. Главное не поддаваться негативу. Нужно попробовать отдохнуть.
Голубая
На этом этапе у субъекта появляется надежда. Характеризуется:
- доверием;
- ценностью;
- благородностью;
- весельем;
- принятием;
- заинтересованностью.
Синяя
С каждым этапом чувства будут становиться лучше. На этом этапе появляется вера в себя. Ее цель — продвинуться от надежды к вере. Важно правильно настроиться, чтобы происходили только хорошие вещи. Синяя зона характеризуется:
- уверенностью;
- одобрением;
- уважением;
- предвкушением интересных событий.
На этом уровне человек чувствует безопасность, удовлетворение. У него появляется энтузиазм, силы к достижению поставленных целей.
Фиолетовая
Последняя зона — фиолетовая. Для этого этапа характерно чувство непобедимости. Чтобы почувствовать глобальные позитивные изменения, нужно оставаться в этой зоне не менее трех дней подряд. Если подобное состояние будет сохраняться на протяжении месяца и больше, поменяется жизненная позиция, ход мыслей. Скорее всего произойдут материальные изменения — смена работы, переезд на новое место жительства, продвижение по карьерной лестнице.
Психологическая саморегуляция
Психологическая саморегуляция — совокупность методов управления собственным психическим состоянием. Субъект воздействует на себя с помощью силы воли. С помощью методик психологической саморегуляции можно легко добиться необходимого результата.
Эффекты психологической саморегуляции:
- Успокоение — достигается после устранения эмоциональной напряженности.
- Восстановление — начинается после полного успокоения, качественного отдыха.
- Активация — начинается при повышении психофизиологической активности.
Способы психологической саморегуляции делятся на две больших группы:
- Естественные — происходят сами по себе, без определенной цели.
- Направленный — применяются человеком для достижения определенного психического состояния.
Естественные:
- сон, еда;
- взаимодействие с животными, природой;
- массаж, танцы;
- музыка, развлечения.
Доступные методы психологической саморегуляции:
- Смех, улыбка, юмор.
- Созерцание панорам, пейзажей.
- Концентрация внимания на приятном, например, на любимых цветах, старых фотографиях.
- Вдыхание свежего воздуха.
- Размышление о хорошем.
- Мышечное расслабление.
- Выражение похвал, комплиментов.
От эмоционального состояния человека зависят многие аспекты его жизни. Невозможно продуктивно работать при плохом настроении, депрессии, стрессе. Проще достичь поставленной цели в хорошем расположении духа. Важно научиться контролировать собственное эмоциональное состояние, знать, как правильно выходить из стресса.
Понятие психоэмоциональное состояние, факторы его определяющие
Понятие психоэмоциональное состояние, факторы его определяющие
Психоэмоциональное состояние — особая форма психических состояний человека с преобладанием эмоционального реагирования по типу доминанты (Маклаков А.Г., 2012).
Эмоции необходимы человеку, так как они помогают регулировать его самочувствие или функциональное состояние. Дефицит эмоций снижает активность центральной нервной системы и может явиться причиной снижения работоспособности. Чрезмерное влияние эмоциогенных факторов может вызвать состояние нервно-психического напряжения и срыв высшей нервной деятельности. Оптимальное эмоциональное возбуждение — условие готовности к деятельности и ее благоприятному для здоровья осуществлению (Фельштейн И.Д., 1987).
Эмоции – это реакции человека и животного на воздействие внутренних и внешних раздражителей, которые имеют ярко выраженную субъективную окраску и охватывают все виды чувственности и переживаний (Крылов А.А.,1998) .
Различают две основные группы эмоций: положительные и отрицательные.
Положительные эмоции – эмоции, связанные с удовлетворением тех или иных потребностей организма. Они вызываются возбуждением центров удовольствия центральной нервной системы.
Отрицательные эмоции – эмоции, связанные с неудовлетворением тех или иных потребностей организма. Отрицательные эмоции вызываются возбуждением центров неудовольствия центральной нервной системы.
При решении вопроса классификации эмоций, необходимо отделять сами эмоции от других эмоционально окрашенных состояний, настроений, аффектов, эмоциональных черт. К основным , фундаментальным эмоциям относится удовольствие, радость, страдание, удивление, отвращение, гнев, презрение, стыд, интерес, страх (Бреслав Г.М., 1984).
Радость — положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого момента была невелика или неопределенна.
Страдание — отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей, которое до этого момента представлялось более или менее вероятным, чаще всего протекает в форме эмоционального стресса (Карвасарадский Б.Д., 2002).
Удивление — эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства, не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака.
Отвращение — отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами, соприкосновение с которыми вступает в противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами субъекта. В межличностных отношениях если отвращение сочетается с гневом, то может мотивировать агрессивное поведение (Хомская Е.Д., 2011).
Гнев — отрицательное эмоциональное состояние, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.
Презрение — отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций субъекта с жизненными позициями объекта чувства. Последние представляются субъекту как низменные, не соответствующие принятым нравственным нормам и эстетическим критериям (Вартанян Г.А., Петров Е.С., 1989).
Стыд — отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных поступков и внешности ожиданиям окружающих или собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике (Андреева И.Н., 2012).
Интерес (как эмоция) — положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний, мотивирующее обучение.
Страх — отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся под влиянием информации о возможной реальной или воображаемой опасности.
Удовольствие – это чувство, переживание, сопровождающее удовлетворение потребности или интереса. С функциональной точки зрения удовольствие знаменует различные по характеру и смыслу опыты преодоления недостатка, освобождения от давления, личностного значимого самосуществования и самоутверждения (Ильин Е.П., 2001).
Исходя из этих представлений об эмоциональной сфере человека, эмоциональное благополучие – это субъективная характеристика для качественной оценки эмоционального состояния человека. Показателями эмоционального благополучия человека являются нормальный уровень ситуативной и личностной тревоги, оптимальный уровень активности и работоспособности, возможность и готовность адекватно действовать в различных жизненных ситуациях. Немаловажными являются и особенности самооценки личности. Также компонентами эмоционального благополучия человека можно считать степень реализованности его коммуникативных потребностей, степень сплоченности коллектива, в котором он работает, учится, общается (Нартова-Бочавер С.К., Потапова А.В.,2011).
По форме протекания все эмоциональные состояния делятся на чувственный тон, настроение, эмоции, аффект, стресс, фрустрацию, страсть, высшие чувства (Михайлов Л.А., 2009).
Под настроением понимают общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение длительного времени все поведение человека. Настроение является эмоциональной реакцией не на непосредственные события, а на их значение для человека в контексте его общих жизненных планов. Это не специальное переживание, приуроченное к какому-то частному событию, а разлитое, общее состояние. Настроение может быть радостным или печальным, веселым или угнетенным, бодрым или подавленным, спокойным или раздраженным и т.д. настроения могут различаться по продолжительности. Устойчивость настроения зависит от многих причин: возраста человека, индивидуальных особенностей его характера и темперамента, силы воли, уровня развития ведущих мотивов поведения. Настроение может стать устойчивой чертой личности — на этой основе людей делят на оптимистов и пессимистов (Смирнова Е.О., 2012).
Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс. Эмоциональный стресс представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека. Они представляют собой главные «факторы риска» при появлении и обострении таких заболеваний, как сердечнососудистые и заболевания желудочно-кишечного тракта (Волков Б.С., Волкова Н.В., 2005).
Большое распространение получила потребностно-информационная теория, согласно которой возникновение эмоций определяется некоторой потребностью и оценкой возможности удовлетворения этой потребности. Данная теория определяет, что сила эмоций и её знак (положительная или отрицательная) прямым образом зависит от наличия информации о возможности удовлетворения той или иной потребности. Если существует избыток информации о возможности удовлетворения потребности, то возникает положительная эмоция, если недостаток информации, то отрицательная эмоция. Считается, что многообразие эмоций определяется многообразием потребностей. То есть, чем больше потребностей у человека о способах удовлетворения которых он знает, и которые он может удовлетворить, тем насыщенней и положительней его эмоциональная сфера.
Одна и та же потребность может вызывать разные эмоции и одна и та же эмоция может вызываться разными потребностями. Также необходимо понимать, что эмоции, которые относятся к определённому виду, проявляются у разных людей по-разному (Почебут Л.Г., 2010).
Эмоциональное благополучие, психологический комфорт школьника являются детерминантами психологического здоровья, а «психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности, условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей, обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей его жизни». Центральным процессом юности, является формирование личностной идентичности, чувства преемственности, единства, открытие собственного “Я”. Новым и главным видом психологической деятельности для юношей становится рефлексия, самосознание. Вот почему старшеклассников так привлекает возможность узнать что-то новое о себе, о своих способностях. В плане умственного развития этот возраст не показывает каких-либо качественных новообразований: здесь укрепляются и совершенствуются те процессы развития формального интеллекта, которые начались в подростковом возрасте. Однако определенная специфика здесь имеется и вызывается она своеобразием развития личности старшего школьника (Симонов П.В., 1964).
В юности нередко встречается обостренное чувство одиночества. Как отмечал Э. Фромм (1990): «Если оно длится долго и не исчезает с переходом в новый возраст, может привести к психическому разрушению так же, как физический голод – к смерти. Моральное одиночество так же непереносимо, как и физическое; более того, физическое одиночество становится невыносимым лишь в том случае, если оно влечет за собой и одиночество моральное» . К счастью, это чувство в юности не является стабильным. При установлении личных контактов с окружающими людьми оно быстро исчезает (Почебут Л.Г., 2010).
Психологическое состояние человека (личности). Лечение
В настоящий момент понятие относится к общеметодологическим категориям. Оно в настоящий момент востребовано во многих областях человеческой деятельности. В том числе учитывать психологическое состояние на профессиональном уровне требуется при подготовке представителей многих специальностей. В том числе космонавтов, спортсменов, сотрудников силовых ведомств, специалистов в области трудовой и педагогической деятельности. Оно лежит в основе формирования общечеловеческих норм и правил поведения. Эта категория плотно изучается с середины ХХ века. Первоначальной причиной его изучения стало формирования учета при формировании норм трудовой деятельности. Под этим понятием в настоящий момент определяется своеобразие конкретной деятельности конкретного индивида
Виды психологических состояний
В настоящий момент выделяются следующие виды психологических состояний:
- Определяемые по источнику формирования как личностные и ситуативные.
- Выделенные в отдельный вид по уровню выраженности как поверхностные и глубокие.
- Могут отличаться по длительности, в такой ситуации выделяются кратковременные, длительные, средней продолжительности.
- Отличающиеся по степени осознанности как неосознанные и осознанные.
- Характеризуемые по эмоциональному признаку, как нейтральные, положительные и отрицательные.
- Выделенные по степени влияния угнетающие (астенические), активизирующие (стенические), отрицательные и положительные.
- Разделяемые по уровню проявления психологические, физиологические и психофизиологические.
Если максимально упростить все указанные виды то все психологические состояния подразделяются на три ведущих группы: положительные, отрицательные и специфические.
- В перечень положительных входит любовь, доброта, интерес к учебе, счастье и другие позитивные факторы. Они характеризуются повышенным уровнем социальной активности, положительным настроением, высокой степенью работоспособности.
- К отрицательным относится злость, зависть, страх, гнев и другие проявления состояний, полностью противостоящие положительным видам, соответственно они приводят к снижению уровня работоспособности, позитивного восприятия жизни.
- В перечень специфических состояний входит бодрствование, сон, состояние измененного сознания и аналогичные состояния.
В большинстве случаев свое состояние человек способен определить самостоятельно и оценить причину его возникновения. Нарушение самоопределения показывает наличие психологических нарушений. В настоящий момент психологические состояния только начинают плотно изучаться как отдельное направление. Многие критерии пока четко не идентифицированы.
Диагностика психологических состояний
В настоящий момент в специализированной практике выделяется три основных метода диагностического определения психологических состояний:
- Субъективно-оценочный, базирующиеся на изучении сопутствующие оснований, характерных для психологических состояний. Определяются пациентом самостоятельно. Учитывается то, что наблюдаемый способен описать. Как правило, используются специализированные шкалы-графики. В том числе «Шкала-график эмоционального состояния», САН, АСС, «Рельеф психологического состояния».
- Изучение неосознаваемых психологических состояний, проводимое на основании данных специально разработанных опросников. Пациент самостоятельно оценивает, насколько каждый приведенный в опроснике принцип соответствует его самовосприятию. Используются, например, «Шкала реактивной и личностной оценки тревожности», разработанная Ч.Д. Спилбергом и Ю.Д. Ханиным.
- Исследование экспрессивного (поведенческого) компонента.
При проведении исследований учитываются данные Релаксационно-активационного теста (РАТ). Учитываются параметры вегетативных функций, такие, как частота сердцебиения, дыхания, энцефалограмма мозга, КГР, ЭКГ и другие исследования.
Физиологические исследования позволяют объективно описывать непосредственные сдвиги в психоэмоциональном состоянии пациента. Часто именно такой вариант исследований признается специалистами как наиболее надежный и показательный. При исследовании проводится анализ действий нескольких людей, поставленных в аналогичные условия.
Проведение достоверных тестов рекомендовано только после достижения взрослого возраста. Показатели в детском и подростковом периоде высокой показательностью не отличаются.
Оценка психологического состояния
В настоящий момент оценка психического состояния проводится с помощью предоставлению пациенту возможности пройти определенные тесты. В них рассматриваются показатели состояния здоровья человека. Предлагается оценить уровень сердечной деятельности, наличие болей, например, головных или в желудке. Пациенту нужно оценить со своей точки зрения состояние и цвет кожных покровов, терморегуляции организма.
После обработки полученных результатов врач обязательно проводит с каждым пациентом индивидуальную беседу. В её ходе в равной мере учитываются как непосредственно ответы, которые дает человек, проходящий исследование, так и личные наблюдения специалиста. Медик оценивает поведение собеседника, уровень его уверенности в себе, готовности идти на контакт со специалистом.
Сопоставление полученных результатов позволяют дать максимально объективную оценку. Также у специалиста появляются данные о подтверждении или опровержении нарушений психологического состояния и вообще психологического здоровья. Проведение исследования необходимо с целью максимально полного понимания психической деятельности человека.
Проблемы психологических состояний
Проблем психологических состояний в настоящий момент только начинают плотно изучаться. Возникновение нарушений часто бывает связано с внешними симптомами. Но они способны становиться основанием дискомфорта и возникновения ощущения психологического неблагополучия.
Возникновение проблем психических состояний приводит к резкому снижению качества жизни. Пациенты ощущают общую неудовлетворенность. Психологические проблемы способны становиться основанием формирования психосоматических заболеваний. На уровне общей неудовлетворенности жизнью пациенты часто чувствуют бессимптомные головные боли или боли в ЖКТ. Часто возникает бессонница. Психосоматические состояния способны проявляться в виде головокружений и обмороков, приводить к нарушениям в питании. Самым частым нарушением становится снижение уровня работоспособности и готовности к социальной адаптации в коллективе.
Психологические состояния личности
В настоящий момент выделяется несколько основных видов психологических состояний личности. До середины ХХ века этот фактор не оценивался и не был четко определен для формирования психосоматического портрета отдельного человека. Хотя именно эти показатели часто готовы стать определяющими в определении многих ведущих факторов формирования комфортного повседневного образа жизни человека, его готовности заниматься различными видами деятельности.
Морально психологическое состояние
Определяется на основании сопоставления взаимодействия окружающей действительности с душевными переживаниями, генерируемыми на уровне психики индивида. Важным фактором, который требуется учитывать при формировании психологического портрета, в такой ситуации становится соответствие внутренних переживаний и состояния окружения.
Большая роль уделяется включению в рассматриваемые характеристики психотипа индивида, его личностных особенностей. Часто большую роль в адекватной оценке морально психологического состояния становится готовность учитывать природные склад характера. Оценка происходящего сангвиником всегда будет отличаться от взгляда на аналогичную ситуацию холерика.
Психологические состояния человека
При анализе рассматривается структурная организация всех психических компонентов конкретного человека. Она определяется с учетом позиций личностных и ориентационных установок. Такой анализ помогает сопоставлять личное состояние состоянию среды, способной удовлетворять личные потребности, субъективные реальности в отношении конкретных потребностей. Главную роль в такой ситуации имеют персональные установки и убеждения. Анализируется, с использованием каких компонентов человек приходит к оптимальному уровню удовлетворению потребностей и способна ли окружающая его среда предоставить возможность формирования необходимых показателей.
Психологическое состояние ребенка
До позднего подросткового возраста объективно оценивать психологическое состояние ребенка достаточно сложно. Неокончательно сформированная психика склонна к резким перепадам настроения и восприятия окружающей действительности.
При этом проведение анализа психологического состояния несовершеннолетнего становится адекватным способом оценки психологического состояния его окружения. Психологическое состояние ребенка страдает и это хорошо заметно специалисту в случае нарушения контакта с взрослыми родственниками, сверстниками. Негативные тенденции способны приводить к существенным когнитивным нарушениям. Снижается готовность восприятия знаний, ухудшается самочувствие, падает самооценка. Все эти показатели способны негативно отразиться взрослой жизни.
Социально психологическое состояние
Социально психологическое состояние способно оказывать значительное влияние на положительное или отрицательное восприятие жизни в целом. В этой ситуации специалисты рассматривают все отношения, в которые в разной мере вступает индивид, то, насколько он в них себя уверенно чувствует. Способно ли окружение формировать поддержку действий индивида или оно становится провокатором формирования нарушений.
Отрицательное социально психологическое состояние способно стать основанием формирования психосоматических нарушений.
Уровни психологического состояния
При анализе психологического состояния индивида учитываются различные уровни психологического состояния. В настоящий момент специалисты выделяют несколько параметров, ложащихся в основу этой характеристики:
- Социально-психологический, при определении которого учитываются показатели личности, деятельности, межличностных отношений.
- Психологический, от которого непосредственно зависит формирование психологических функций и изменение настроения.
- Психофизиологический, от которого зависят вегетативные реакции организма, возможные изменения, происходящие в сенсорике и психомоторике.
- Физиологический, показывающий нейрофизиологические характеристики, сдвиги физиологических функций, морфологические и биохимические изменения в организме.
При изучении влияния уровней психологического состояния базовой характеристикой берется состояние индивида в хорошем настроении, в момент, когда он полностью удовлетворен исполнением своих физиологических и моральных потребностей. При рассмотрении ситуации в каждом конкретном случае требуется обязательно учитывать параметры «изменчивость-постоянство» и «долговременность-ситуативность». Такой анализ позволяет определять уровни и параметры психологического состояния при сопоставлении устойчивых черт личности и характера и психических процессов. Оценивается готовность кратковременного параметра переходить в стадию стабильного показателя.
В случае выявления долговременного нарушения уровней на любом этапе может быть рекомендовано обращение к психотерапевту для корректировки восприятия окружающей действительности и выявления возможного наличия психологических заболеваний.
Факторы психологических состояний
Ведущим фактором психологического состояния человека в первую очередь становится состояние его здоровья. Параметры определяются при учете уровня стрессогенной среды на повседневную жизнедеятельность.
Кроме здоровья к таким факторам относится удовлетворение личной жизнью, межличностными отношениями, финансовым положением и иными моментами, показывающими степень удовлетворенности окружающей действительностью.
Сочетание нескольких отрицательных факторов или длительное негативное влияние одного из них приводит к ухудшению психологического состояния. В случае, когда такое восприятие происходящего длится продолжительный период или является избыточно волнующим, рекомендуется обращение к специалисту.
В ходе индивидуальных или групповых сеансов психотерапии, психотренингов психологи и, при необходимости, психиатры, формируют готовность к преодолению уровня влияния неблагоприятных состояний, оказывают помощь в активации необходимых волевых качеств, позволяющих преодолевать сложные периоды и устранять проблемы с минимальными психологическими нарушениями состояния. Формируется:
- фокус контроля;
- адекватная высокая самооценка;
- психологическая активность;
- доминирование позитивных эмоций без ажитации.
Люди, отличающиеся высокой силой нервной системы, легче переносят неизбежные жизненные трудности, чем лица со слабой волей.
Характеристика психологического состояния
Используется для оценки психической деятельности конкретного индивида. Она обычно рассматривается за определенный период времени. Предпочтение отдается длительной продолжительности проводимого исследования, занимающего минимум несколько дней.
На результаты краткосрочного анализа слишком значительное влияние способны оказывать временные факторы. Включая мелкие неприятности, просто плохое самочувствие, неуверенность от выполнения нового направления деятельности. Пролонгированное наблюдение позволяет оценивать склонность индивида к радости или грусти, апатии и активности. В этой ситуации проще учитывать обязательное сочетание индивидуальных особенностей человека и факторов среды, которая его окружает. Точное определение возможно только при адекватном сопоставлении указанных факторов.
После тщательного анализа определяют довлеющие характеристики психологического состояния. Учитываются изменения, захватывающие психологические, эмоциональные и физические параметры. Длительный период проведения наблюдений позволяет определить основные характеристики, свойственные конкретному индивиду. Например, преобладание склонности к доминированию и интенсивности положительных и отрицательных эмоций, печали или радости.
За счет этого может быть сформирован психотип конкретного персонажа. Это может использоваться при наличии или подозрении на присутствии определенных психологических заболеваний в разработке курса терапии. Также психотип может учитываться при определении соответствия к той или мной профессиональной деятельности, соответствия характера требованиям, предъявляемым к занимаемой должности. Это особенно важно ля военнослужащих, педагогов, медиков, сотрудников социальных служб.
Эмоционально психологическое состояние
При учете этого фактора учитывается сочетание эмоционального и психологического состояния индивида. В число наиболее распространенных эмоций входит:
- настроение;
- аффекты;
- стрессовые ситуации;
- страсть;
- фрустрация.
Одним из ведущих показателей в этом перечне является настроение. Именно оно способно меняться достаточно часто и оказывать большое влияние на краткосрочное психологическое состояние. Этот показатель индивидуален для каждого человека. Есть люди, почти постоянно пребывающие в хорошем настроении, те, кто склонен к преобладанию плохого.
Это определяется видом темперамента. В зависимости от этого показателя люди подразделяются на сангвиников, холериков, меланхоликов и флегматиков. Наиболее часто в позитивном настроении находятся, как показали исследования, сангвиники. Флегматики являются холодными и мало эмоциональными людьми, которые способны контролировать ситуацию за счет умения сдерживать свои эмоции, что называется «держать себя в руках». Максиму отрицательных эмоций испытывает меланхолик. Холерики подвержены частым перепадам эмоционального состояния.
Из перечисленных видов настроения наиболее опасной для возникновения патологических состояний в психоэмоциональной сфере относится фрустрация. Она возникает в период череды неуспехов, приводит к потере уверенности в себе, апатии. Для вывода их этого состояния часто может потребоваться помощь психотерапевта, готового настроить пациента на волну успеха.
К длительным состояниям, часто требующим вмешательства специалиста, становится стресс. Это состояние часто становится основанием формирования психосоматических диагнозов, в некоторых патологических ситуациях длительный стресс может привести к формированию аффективных нарушений, других психологических болезней.
На психоэмоциональном состоянии, хотя и, как правило, краткосрочно, сказываются такие эмоции, как страсть и аффект.
При оценке психо-эмоционального состояния обязательно учитываются испытываемые индивидом чувства. Они могут быть нравственными, интеллектуальными, моральными, эстетическим и познавательными. Каждое чувство является кратковременным, но склонность к переживанию определенных чувств формирует личность.
Только сочетание чувств и эмоций, преобладание определенных показателей этих характеристик, формируют каждого человека как отдельный уникальный индивид, которому свойственно определенное психологическое состояние, которое определяет поведение и реакции в различных ситуациях. Эти факторы формируют духовную жизнь, без которой каждой из нас не являлся бы личностью.
Эмоциональное состояние это в психологии: определение, примеры, виды
В психологии долгое время не уделялось достаточного внимания изучению природы эмоциональных состояний, их видов, свойств и механизмов проявления. Исследование данного нейрофизиологического феномена началось в 50-60 годы 20 века.
Первым, кто уделил должное внимание изучению эмоциональных состояний личности, стал советский ученый Н.Д. Левитов, который относил их к проявлению общих психических состояний человека. Это дало толчок к дальнейшему развитию психологических исследований, посвященных эмоциональной сфере.
Содержание записи:
Определение
Эмоциональное состояние в психологии — это отдельный психофизиологический процесс, который оказывает непосредственное влияние на поведение человека, мотивацию к совершению тех или иных действий, регулирует скорость мышления, восприятия объектов окружающей среды.
Формирование определенного эмоционального состояния тесно связано с ситуацией, в которой находится человек, а также событиями, происходящими в его жизни.
В научном мире существует огромное количество взглядов на природу возникновения эмоциональных состояний. В настоящее время не существует единого общепринятого определения, которое характеризует данное состояние человеческой психики.
Психологи, которые занимались изучением психоэмоциональной составляющей личности, высказывают свои собственные теории происхождения эмоциональных состояний.
Теория психолога А.Н. Леонтьева
Психолог А.Н. Леонтьев связывает возникновение эмоциональных состояний человека с тем, какие жизненные условия и прочие факторы воздействуют на личность в процессе выполнения тех или иных действий.
Во время проявления базовых эмоций в виде страха, робости, чувства радости, недовольства, происходит развитие эмоциональных процессов, которые в конечном итоге приобретают форму определенного состояния.
На данном этапе возникает изменение двигательной активности, повышается функциональная активность желез внутренней секреции, отвечающих за синтез дополнительного количества гормональных веществ.
Согласно теории психолога А. Н. Леонтьева, во время формирования эмоционального состояния человек теряет прямую инстинктивную природу своих эмоций, так как они дифференцируются, приобретают многообразные виды и сложнообусловленный характер.
По мнению данного ученого в жизни людей преобладают высшие эмоциональные состояния, подвергающиеся воздействию социальных, эстетических и интеллектуальных аспектов.
В определении А. Н. Леонтьева указано, что природа происхождения эмоционального состояния и процесса его формирования имеет двойственный характер, включая в себя физиологическую и психическую составляющую.
Теория психолога П.В. Симонова
Психолог П.В. Симонов развивал свою собственную теорию информационной природы эмоций и состояний, которые связаны с их проявлением. Мнение данного ученого базируется на том, что эмоциональное состояние человека формируется на основе эмоций, которые фактически являются отражением его индивидуальной потребности, а также потенциальных возможностей их удовлетворения.
При этом в каждом конкретном случае центры головного мозга проводят оценку сложившейся ситуации, используя информацию об индивидуальном и генетическом опыте.
Теория К.Э. Изард
Американский психолог К.Э. Изард не разделяет эмоции и состояния психики, которые формируются на основе их проявления. Данный ученый считает, что эмоциональные процессы и состояния тесно связаны с сознанием человека, а также переживаниями, которые возникают в той или иной ситуации.
Определяя природу происхождения эмоциональных состояний К.Э. Изард смещает акценты на мотивирующий аспект человеческой личности, в процессе реализации которого задействованы восприятие происходящего в окружающей среде, мышление, а также выполнение конкретных действий.
Классификация
Эмоциональное состояние (в психологии это отражается тесной связью между эмоциями, чувствами и дальнейшими действиями человека, которые их испытывает) — душевное волнение, возникающее под воздействием внешних и внутренних факторов, которые являются не постоянными.
После изменения основополагающих обстоятельств данное состояние человека меняется, что влечет за собой изменение мотивировочной части дальнейших действий. В таблице ниже описаны классификационные виды эмоциональных состояний человека.
Вид | Характеристика психофизиологического процесса |
Настроение | Настроение — это особый вид эмоционального состояния, которое влияет на мыслительный процесс, мотивировочную часть поведения и действий, проявляющихся в той или иной ситуации. Возникновение данного психоэмоционального состояния тесно связано с событиями в жизни человека, его здоровьем, временем года, кругом общения. Большинство психологов считает, что настроение относится к числу одних из наиболее слабых эмоциональных состояний, которое легко меняется под воздействием факторов окружающей среды. Данный вид психоэмоционального состояния может быть насыщен положительными или отрицательными эмоциями, чувствами, наличие которых является неотъемлемой составляющей настроения. |
Аффект | Аффект — это одно из наиболее динамично развивающихся эмоциональных состояний, которое возникает по типу одновременной реализации взрыва эмоций. Данный вид психоэмоционального состояния возникает внезапно, динамично развивается, но также очень быстро меняется. Основным характеризующим признаком аффекта является то, что в подобной ситуации сознание человека теряет контроль над действиями и процессом принятия решения. Этот вид эмоционального состояния может быть положительным, либо же несет в себе негативные последствия для самого человека, находящегося под его воздействием. Аффект становится причиной провалов в памяти, отсутствия воспоминаний о целом ряде происходящих событий. |
Фрустрация | Фрустрация — это сложное эмоциональное состояние человека, которое возникает по причине сильного психологического и физического напряжения. Основным фактором раздражителем выступает то или иное препятствие, из-за воздействия которого человек не может достичь поставленных целей и задач. Нарастающий эмоциональный порыв в виде недовольства и сильного негодования превышает границы терпения. Психоэмоциональное состояние фрустрации характеризуется наличием выраженного раздражения, гнева, разочарования в происходящих событиях. Изменение этого эмоционального состояния возможно только в том случае, если человек сможет преодолеть условное препятствие, найдет другие пути достижения поставленных целей, либо же перенаправит свое внимание на другие объекты окружающей среды. |
Страсть | Страсть — это сильное, продолжительное и устойчивое эмоциональное состояние человека, которое вызывает максимальную концентрацию мыслительного процесса, а также перенаправляет все энергетические резервы организма для достижения поставленных целей. Данный вид психоэмоционального состояния может иметь краткосрочный характер, либо же сопровождает человека на протяжении всей жизни. Например, короткий порыв страсти, который реализуется во время признания в любовных чувствах к близкому человеку. Длящийся тип этого эмоционального состояния свойственен людям, которые одержимы маниакальными идеями, имеют пагубные зависимости, различного рода мании. |
Стресс | Стресс — это особое эмоциональное состояние человека, которое является защитной реакцией организма на воздействие агрессивных факторов окружающей среды. Выделяют несколько подвидов этого психоэмоционального состояния, в котором хотя бы 1 раз, но оказывался каждый взрослый человек. В первом случае возможно возникновение стресса, когда происходящие события и возникающие факторы, оказывают положительное влияние на дальнейшее развитие личности, способствуя ее адаптации к радикально новым условиям и стандартам жизни. Дистресс действует прямо противоположно, препятствуя дальнейшей деятельности человека, отрицательно влияет на функции нервной системы, провоцирует развитие тяжелых заболеваний. Длительное нахождение в данном эмоциональном состоянии способно приводить к появлению хронического чувства тревоги, нарушениям процесса сна и засыпания, возникновению продолжительных депрессий. |
Эмоциональное состояние (в психологии этот термин является синонимом определений «эмоциональный процесс, феномен») – особый способ проявления чувств, который зависит от стечения множества факторов. Поэтому не исключается, что положительное настроение человека может резко поменяться под воздействием стрессовой ситуации, сопровождаться страстью или перейти на стадию аффекта.
Характеристики и свойства
Каждый вид психоэмоционального состояния имеет основные свойства, которые непосредственно связаны с тем, какие чувства человек переживает в той или иной ситуации, а именно:
- эмоциональная окраска, которая придает неповторимость переживанию хороших или плохих жизненных событий, определяет дальнейшее формирование настроения, мотивирует к выполнению конкретных действий;
- интенсивность проявляемых эмоций, а также их количественный показатель, возникающий в течение короткого промежутка времени;
- длительность, которая характеризуется наличием продолжительного или короткого психоэмоционального состояния определенного вида.
По своему проявлению свойства эмоциональных состояний человека могут быть более или менее выраженными, что зависит от конкретных условий и влияния факторов окружающей среды, в которой находится человек.
Функции и роль
Эмоциональное состояние (в психологии это определение предусматривает обязательное наличие чувств и душевного волнения) — неотъемлемая составляющая жизненного процесса, которая выполняет целый комплекс необходимых функций.
Адаптационная функция
Адаптационная функция эмоционального состояния проявляется в предоставлении возможности индивиду приспособиться к новым обстоятельствам и условиям окружающей среды.
При этом в организме запускаются защитные механизмы, позволяющие человеку пережить данный период жизни, сохранив физическое и психическое здоровье. Например, максимально быстро обустроить свой быт после переезда на новое место жительства, начать профессиональную или учебную деятельность.
Коммуникативная функция
Реализация коммуникативной функции происходит путем общения человека с окружающими его людьми. Используя дар речи, индивид получает возможность выразить свое эмоциональное состояние, рассказав о наличии положительных или негативных чувств.
Отличительной особенностью коммуникативной функции является то, что она является двухсторонней. В процессе своей жизнедеятельности человек постоянно сталкивается с ситуациями, когда на качество его психоэмоционального состояния влияет коммуникация с окружающими людьми.
Отражательная функция
Отражательная функция эмоционального состояния характеризуется тем, что за счет совокупности душевных переживаний и объема окружающей информации человек получает обобщенную оценку об определенных событиях, людях, а также их текущей деятельности.
Побудительная функция
Побудительная функция психоэмоционального состояния определяет направление и мотивацию действий одного человека или группы людей, которые способны привести к достижению общей цели. Без наличия данной функции невозможно преодоление препятствий, дальнейшее прогрессирование в личностном развитии.
Предпочтительная
Реализация предпочтительной функции происходит в тех ситуациях, когда у человека возникает конфликт нескольких мотивов к выполнению определенных действий, среди которых необходимо выбрать наиболее выгодный вариант.
Регулятивная
Регулятивная функция эмоционального состояния обеспечивает контроль и лабильность возникающих взаимоотношений между индивидом и окружающими его людьми. На процесс реализации данного механизма влияет уровень общественной культуры, моральные нормы и нравы, свойственные для конкретного общества или местности проживания человека.
Формы проявлений
Эмоциональное состояние (в психологии это понятие означает наличие определенных переживаний, которые возникают под воздействием положительных и отрицательных факторов) — порыв чувств, которые могут меняться в зависимости от тех или иных жизненных обстоятельств. Выделяют 9 основных форм проявления эмоциональных состояний.
Интерес
Интерес, как одна из форм проявления эмоционального состояния человека, является механизмом реализации познавательной потребности, которая обеспечивает полноценное развитие личности. В данном случае происходит возбуждение нейронов головного мозга.
Проявление эмоционального состояния в форме интереса обусловлено обязательным наличием нового объекта, вызывающего желание к его изучению. Аналогичная психоэмоциональная реакция возникает после резкого изменения условий окружающей среды. Например, переезд на новое место жительства, путешествие.
Удивление
Проявление эмоционального состояния в форме удивления может возникнуть под воздействием отрицательных или положительных переживаний. Обязательным условием является наличие внезапного события, наступление которого не ожидалось и не предполагалось самим человеком, либо же его ближайшим окружением.
Радость
Форма проявления эмоционального состояния в виде радости возможна только под влиянием положительных факторов и событий. В данном случае человек одновременно чувствует удовлетворенность своих потребностей, уверенность в себе, ощущает свою значимость. Проявление радости носит краткосрочный характер, так как длительное выражение положительных эмоций является стрессом для нервной системы.
Страдания
Страдания всегда насыщены большим количеством негативных переживаний. Данная форма проявления эмоционального состояния играет важную роль в мотивировании человека к дальнейшим действиям по изменению своего образа жизни, достижению целей, которые в конечном итоге приведут к радости, удовлетворению, ощущению счастья.
Пренебрежение
Пренебрежение тесно связано с выражением чувства личного преимущества.Данная форма проявления эмоционального состояния становится основой для выражения других негативных эмоций, большая часть из которых приводит к конфликтам и разрушению социальных связей.
Враждебность
Проявление эмоционального состояния в форме враждебности возможно только при условии одновременной комбинации чувства гнева, пренебрежения и отвращения к определенному объекту. В данном случае не исключается возникновение агрессии, которая выражается в физическом и словесном воздействии.
Страх
Эмоциональное состояние, проявляющееся в форме страха, возникает после того, как мозг получает информацию о потенциальной опасности. Это может быть реальная угроза жизни или воображаемая ситуация, которая моделируется в сознании на основании ранее пережитых эмоций. Например, страх перед походом к стоматологу, боязнь темноты, плавания на большой глубине.
Тревога
Тревога является той формой проявления эмоционального состояния, которая оказывает непосредственное влияние на развитие неврозов. В данном случае нервная система человека находится в состоянии постоянного возбуждения и стимуляции одним, либо же целым рядом негативных факторов. Это может быть сопутствующее чувство стыда, обиды, гнева, интереса.
Стыд
Ощущение стыда формируется из комплекса отрицательных эмоций, которые возникают под влиянием негативных событий. Данная форма проявления эмоционального состояния возникает на почве несоответствия поступков, внешности и мнения субъекта по отношению к ожиданиям большинства окружающих.
Довольно часто чувство стыда провоцирует сильное душевное волнение, которое приводит к продолжительным страданиям и состоянию депрессии.
Методы управления
Существует 3 наиболее надежных и проверенных методик, с помощью которых можно осуществлять эффективный контроль эмоциональных состояний.
Психоэмоциональная регуляция
Данный метод контроля над эмоциональным состоянием предусматривает активацию воспоминаний о хороших или плохих событиях, которые были пережиты ранее. Например, для подавления чувства гнева, раздражения, ярости, достаточно подумать о жизненной ситуации, в которой присутствовало избыточное количество положительных эмоций, ощущение счастья, радости.
Регуляция умственного процесса
Этот способ управления эмоциональными состояниями является более сложным, так как требует осуществления контроля над мыслительным процессом и сознанием.
Реализация данного метода проводится следующим образом:
- необходимо отвлечь свои мысли от негативных событий, которые происходят в окружающей среде;
- переключить внимание на другие объекты и предметы, не вызывающие негативных эмоций;
- из каждой ситуации следует выбирать только ту эмоциональную составляющую, которая не вызывает состояние стресса;
- всегда придерживаться принципа позитивной интерпретации любого события;
- придавать сложившейся ситуации несущественное значение, как будто она не оказывает никакого влияния на жизненные процессы.
Рекомендуется всегда перенаправлять негативные эмоциональные порывы в различные сферы жизни, профессиональной деятельности.
Телесная регуляция
Данный вид контроля над эмоциональным состоянием предусматривает выполнение отвлекающих действий, которые не позволяют сосредоточиться на возникших чувствах и душевном волнении.
Например, счет бусин, расположенных на ручных четках. В этом случае происходит тактильный контакт пальцев, который создает эффект отвлечения. В тот же момент из-за постоянного подсчета происходит рассеивание внимания.
Эмоциональное состояние — это совокупность чувств, ощущений, душевных волнений, которые испытываются на протяжении длительного или короткого периода времени. В психологии изучением психоэмоциональных состояний человека занимались ученые П.В. Симонов, К.Э. Изард, А.Н. Леонтьев.
Изменение эмоционального состояния происходит под воздействием положительных или негативных факторов окружающей среды, а его формы проявления тесно связаны со всеми видами жизненных процессов. Психоэмоциональные состояния человека наполнены хорошими и плохими переживаниями, ситуациями, которые оказывают влияние на его личностное развитие, мотивацию к действиям.
Видео об эмоциональных состояниях
Эмоции и эмоциональные состояния:
Нестабильное психоэмоциональное состояние – причины заболевания, методы, профилактика
Если человек испытывает стресс – сжимаются многие мышечные группы, следуя древним законам спасения своей жизни, наш организм готовится к защите или к атаке. После того, как стрессовый фактор прекращает свое действие, полного осознания этого на уровне центральной нервной системы может не наступить. Как результат — мышечный спазм сохранится, но в более слабом, подпороговом качестве. А любой спазм – это нарушение кровообращения, это – фактор, тянущий на себя окружающие фасции, способствующий смещению органов, костей позвонков.
Последствия
Нестабильное психоэмоциональное состояние может вызвать нарушения в работе любых органов. Далее следует несколько примеров подобных нарушений:
- Желудочно-кишечная система: стресс часто ведет к хроническим расстройствам желудка, «нервным» болям в животе, язвам пищеварительного тракта.
- Сердечно-сосудистая система: основными проявлениями стресса в этой системе обычно являются частые боли в области грудной клетки.
- Кожа: стресс может вызвать покраснение кожи, появление прыщей, а в острой форме это может привести и к экземе либо другим заболеваниям кожи.
Перечисленные негативные последствия стресса могут поочередно сменять друг друга. Кроме того, стресс является причиной интенсивного старения, так как оставляет необратимые изменения в биохимических процессах и обуславливает старение тканей.
Остеопатия и нестабильное психоэмоциональное состояние
В современной остеопатии придается очень большое значение психо-эмоциональным аспектам, влияющим на функционирование тела. Старая поговорка о том, что «все болезни от нервов», не утратила своей актуальности и сегодня, более того, подтверждена многими клиническими испытаниями в остеопатии, клинике нервных болезней и психиатрии пограничных состояний. Вот почему многие остеопаты все чаще обращают свой взор на проблему «эмоционального» компонента телесной дисфункции.
Человеческое тело чутко реагирует на эмоции.
Если в момент травмы человек испытывал сильные деструктивные (разрушительные) эмоции, то кроме повреждения на уровне тканей тела у него формируется очаг патологической стресс имульсии на уровне головного мозга-психики. Остеопаты называют это состояние – неотреагированной (подавленной или не высвободившейся по каким-либо причинам), непереосознанной эмоцией. Примером может быть автокатастрофа с резким торможением и хлыстовой травмой шейного отдела позвоночника и черепа. Обратившийся к остеопату за помощью пациент уже не помнит того страха-стресса-гнева, который он испытывал в момент дорожного происшествия, но об этом помнит его тело. В подобном случае, если идти только с позиций телесного лечения, можно долго вправлять смещенные позвонки и удивляться, почему они вновь принимают неправильное положение. Причина в том, что человек до сих пор не вышел из состояния психо-телесной травмы во время аварии. Он все время неосознанно возвращается туда, он продолжает испытывать стресс и страх, он вспоминает свою боль и, как следствие, в теле вновь напрягаются мышцы и связки, вновь повторяется механизм травматизации. Задача остеопата, помочь пациенту переосознать травматическое происшествие, позволить психике-телу понять, что «все уже закончилось», опыт получен и нет никакой необходимости к нему возвращаться. Не нужно обдумывать, радоваться, сомневаться или волноваться, просто позволить сознанию (как будет далее рассказано) высвободить уже лишние (они были актуальны лишь на момент травмы), патологические эмоции. В остеопатии подобный процесс запускается через тело, по обратной сомато-психической связи. Остеопат не занимается психологическими изысками, он не расспрашивает пациента, он просто помогает особыми телесными приемами и вербальной акцентуацией запустить самостоятельный процесс телесно-эмоционального высвобождения и переосознания. На самом деле пациент может даже ничего не рассказывать своему доктору-остеопату, его задача – позволить сознанию признать эмоциональную травму, выпустить ее из подпороговой импульсации, подсознательно-телесной фиксации, в активные слои сознания. В этот момент в центральной нервной системе включаются особые механизмы изменения работы нервных клеток, актуальность патологической эмоции тормозится, в сознании наступает умиротворение, а в теле расслабляются мышечно-сухожильно-органные спазмы и фиксации.
Подобный подход в остеопатии может быть использован и при других неблагоприятных психических фиксациях.
Часто бывает, что болезнь обостряется или манифестируется (начинается) после каких-то тяжелых негативных переживаний. Здесь могут быть: несчастная любовь, обида на родителей, ссора с близкими, разочарование в чем-то важном, в своем прошлом выборе, гнев на сотрудников, сложности в работе с сильным задействованием внутреннего «чувства долга» и многие другие состояния. Как правило, после таких переживаний в теле что-то «ломается», начинаются боли в спине или шее, расстройства работы печени или почек, межреберные невралгии, приступы артериальной гипертензии и многие другие неприятности. Если подходить к такому заболеванию формально, оценивая только физические факторы смещений, мышечных спазмов или нарушений биохимического баланса тела – потребуется очень много времени на лечение и эффект часто остается не стойким, так как – не устранена причина заболевания. Психо-эмоциональная причина, разрушавшая гармонию тела. Задача остеопата — помочь своему пациенту, а значит, способствовать осознанию и последующему освобождению от негативного переживания.
В тех случаях, когда человек пытался «примерить» на себя проблемы, эмоциональные переживания своих близких, также необходимо переосознание. В процессе остеопатического телесно-психического диалога между сознанием пациента и его «внутренним я», происходит осознание чужеродности этих привнесенных эмоций и их неактуальности. При этом, человек понимает, что послужило к патологическому резонансу и в дальнейшем может изменить свои реакции в подобных психотравматических ситуациях.
Не менее важно в остеопатии — переосознание пациентом телеснофиксированных страхов идущих из прошлого. Очень часто страх – это ведущий фактор многих физических заболеваний. Китайские врачеватели не даром считали энергию холода-страха – основной причиной не только болевого синдрома позвоночника, но и камнеобразования, разрушения органов, многих других патологических состояний. Неосознанный страх прошлого может не позволять жить в настоящем и двигаться в будущее. Устранение актуальности подобного страха на сеансах остеопатии, позволят пациентам буквально начать «новую жизнь», открывает для них множество удивительных возможностей.
В настоящее время в остеопатии и биодинамике существует достаточно много различных приемов взаимодействия остеопат – пациент для достижения эффекта эмоционального релизинга (расслабления).
Разработка и исследование устройства на основе наносенсора для оценки психоэмоционального состояния человека
@article {396a571de3e9494f9d6e2bdc119f876b,
title = «Разработка и исследование устройства на основе наносенсора для оценки психоэмоционального состояния человека. person «,
abstract =» Психоэмоциональное состояние является одним из факторов, влияющих на здоровье человека. Его оценка позволяет выявить скрытые психологические травмы, которые могут быть причиной хронического стресса, депрессии или психосоматических расстройств.Современные методики объективной оценки психоэмоционального состояния включают устройство, определяющее электрофизиологические параметры человеческого тела, связанные с эмоциональной реакцией и психологическим состоянием. Настоящее исследование посвящено разработке и тестированию устройства оценки психоэмоционального состояния. В разработанном устройстве используются три метода оценки электрофизиологической активности: электрокардиография, электроэнцефалография и определение кожно-гальванической реакции. Устройство представляет собой программно-аппаратный комплекс, состоящий из наносенсоров, измерительного блока, подводящих проводов и ноутбука.Фильтры исключены из измерительной схемы по метрологическим параметрам и помехозащищенности реализованных наносенсоров. Это решение минимизирует искажение сигнала и позволяет измерять сигналы от 0,3 мкВ и выше в широком диапазоне частот (0-10000 Гц) с минимальной потерей данных. Кроме того, описаны результаты предварительных медицинских исследований, направленных на установление соответствия между различными психоэмоциональными состояниями и электрофизиологическими параметрами. Изучено влияние фильтров на электрофизиологические исследования.Согласно результатам, обычные фильтры существенно искажают информацию канала ЭЭГ. Дальнейшие исследования будут направлены на создание полной базы электрофизиологических параметров, относящихся к той или иной эмоции »,
автор =« Авдеева, {Д. К.} и Иванов, {М. Л.} и Наталинова, {Н. М.} и Нгуен, {Д. К.} и Рыбалка, {С. А.} и Турушев, {Н. V.} «,
год =» 2017 «,
месяц = авг,
день =» 30 «,
doi =» 10.1088 / 1742-6596 / 881/1/012004 «,
language =» English «,
volume =» 881 «,
journal =» Journal of Physics: Conference Series «,
issn =» 1742-6588 «,
publisher =» IOP Publishing Ltd. «,
number =» 1 «,
note =» Международная конференция по инновациям в неразрушающем контроле, SibTest 2017; Дата конференции: с 27.06.2017 по 30.06.2017 «,
}
.Разработка и исследование устройства на основе наносенсора для оценки психоэмоционального состояния человека
@article {396a571de3e9494f9d6e2bdc119f876b,
title = «Разработка и исследование устройства на основе наносенсора для оценки психоэмоционального состояния человека. person «,
abstract =» Психоэмоциональное состояние является одним из факторов, влияющих на здоровье человека. Его оценка позволяет выявить скрытые психологические травмы, которые могут быть причиной хронического стресса, депрессии или психосоматических расстройств.Современные методики объективной оценки психоэмоционального состояния включают устройство, определяющее электрофизиологические параметры человеческого тела, связанные с эмоциональной реакцией и психологическим состоянием. Настоящее исследование посвящено разработке и тестированию устройства оценки психоэмоционального состояния. В разработанном устройстве используются три метода оценки электрофизиологической активности: электрокардиография, электроэнцефалография и определение кожно-гальванической реакции. Устройство представляет собой программно-аппаратный комплекс, состоящий из наносенсоров, измерительного блока, подводящих проводов и ноутбука.Фильтры исключены из измерительной схемы по метрологическим параметрам и помехозащищенности реализованных наносенсоров. Это решение минимизирует искажение сигнала и позволяет измерять сигналы от 0,3 мкВ и выше в широком диапазоне частот (0-10000 Гц) с минимальной потерей данных. Кроме того, описаны результаты предварительных медицинских исследований, направленных на установление соответствия между различными психоэмоциональными состояниями и электрофизиологическими параметрами. Изучено влияние фильтров на электрофизиологические исследования.Согласно результатам, обычные фильтры существенно искажают информацию канала ЭЭГ. Дальнейшие исследования будут направлены на создание полной базы электрофизиологических параметров, относящихся к той или иной эмоции »,
автор =« Авдеева, {Д. К.} и Иванов, {М. Л.} и Наталинова, {Н. М.} и Нгуен, {Д. К.} и Рыбалка, {С. А.} и Турушев, {Н. V.} «,
год =» 2017 «,
месяц = авг,
день =» 30 «,
doi =» 10.1088 / 1742-6596 / 881/1/012004 «,
language =» English «,
volume =» 881 «,
journal =» Journal of Physics: Conference Series «,
issn =» 1742-6588 «,
publisher =» IOP Publishing Ltd. «,
number =» 1 «,
note =» Международная конференция по инновациям в неразрушающем контроле, SibTest 2017; Дата конференции: с 27.06.2017 по 30.06.2017 «,
}
.