18.02.2025

Произвольное и непроизвольное внимание у дошкольников: Развитие произвольного внимания дошкольников в игровой деятельности

Содержание

Развитие произвольного внимания дошкольников в игровой деятельности

Автор: Глазова Яна Алексеевна

     Статья:Глазовой Я.А
Развитие произвольного внимания дошкольников в игровой деятельности

 

Проблема внимания считается одной из самых важных и сложных проблем психологии. От ее решения зависит развитие всей системы психологического знания – как фундаментального, так и прикладного характера.

Значимость внимания в жизни человека, его определяющая роль в отборе содержаний сознательного опыта, запоминании и научении очевидны. Трудно усомниться также в необходимости всестороннего и детального исследования его феноменов.

В отличие от таких познавательных процессов как мышление, память, восприятие, внимание своего особого содержания не имеет, оно проявляется как бы внутри этих процессов и неотделимо от них. Внимание характеризует динамику протекания психических процессов. Таким образом, этот психический процесс является условием успешного осуществления любой деятельности как внешней, так и внутренней, а его продуктом – ее качественное выполнение. Главным условием развития произвольного внимания детей-дошкольников может стать игра как основной вид деятельности ребенка. В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них — серьезная форма воспитания. Игра приучает его к наблюдательности, к выполнению определенных правил, дисциплинирует его волю. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки.

Произвольное внимание — одна из важнейших характеристик познавательной деятельности детей. Наряду с мышлением, восприятием, памятью, воображением произвольное внимание является важнейшим приобретением личности на данном этапе онтогенеза. Оно связано с формированием у ребенка волевых качеств и находится в теснейшем взаимодействии с общим умственным развитием ребенка.

Существует несколько подходов к пониманию произвольности. Первый из них разграничивает произвольные и волевые действия. Волевые действия, по мнению исследователей первого подхода (Г.С. Костюк, В.И. Аснин), «происходят в ситуации перестройки стереотипов, при наличии трудностей» .

Произвольное поведение, считают авторы, можно сформировать путем целенаправленного развития волевой сферы. Данные исследователи под волей понимают стремления, желания, цели, решения человека, его сознательные целенаправленные действия, поступки, его настойчивость, решительность, выдержку и другие качества. Воля — один из способов сознательной регуляции деятельности, поведения, приобретенная человеком способность сознательно ставить перед собой цели, принимать решения и подчинять им свои действия и поступки .

Третья точка зрения на механизм возникновения произвольного поведения принадлежит А.Р. Лурия и А.В. Запорожцу . Исследователи считают, что свое поведение дошкольники подчиняют не слову, а ситуативным обстоятельствам. Т.е. для того, чтобы ребенок в своих действиях руководствовался словесной инструкцией, необходимо создать специальные условия.

Становление произвольности поведения в дошкольном возрасте идет от «до-ситуативной» свободы малышей к появлению преград и приложению усилий, а затем, в старшем дошкольном возрасте к обретению «над-ситуативной» свободы. Эти данные позволяют предположить, что психологическим механизмом становления произвольности, и в частности произвольного внимания, является постепенное «оволивание» поведения, последовательное проникновение в поведение детей воли, ведущей через применение ребенком усилии к обретению свободы в действии.

Высокого развития достигает непроизвольное внимание в дошкольном возрасте. Появление новых интересов, участие в новых видах деятельности заставляют ребёнка сосредоточиваться на таких сторонах действительности, которые раньше оставались незамеченными.

У дошкольника возрастает устойчивость внимания, способность длительно заниматься определённым делом или определённым предметом. Дошкольники могут часами играть в какую-нибудь интересную игру, рисовать или конструировать.

Решающее значение в развитии непроизвольного внимания имеет организация воспитательной работы. Знакомя дошкольника с окружающей действительностью, побуждая его активно отображать эту действительность в своих играх, занятиях, изобразительной деятельности, воспитатель вызывает интерес к новым предметам и явлениям, заставляет ребёнка непроизвольно сосредоточить на них своё внимание.

Если непроизвольное внимание достигает у детей дошкольного возраста высокой ступени развития, то внимание произвольное начинает у них ещё только формироваться.

Выполняя поручения взрослых, неся некоторые обязанности в детском саду и дома, принимая участие в коллективных играх, дошкольник всё чаще сталкивается с такими условиями, где приходится обращать внимание на то, что необходимо для осуществления намеченного задания, что соответствует словесным указаниям взрослого или требованиям детского коллектива. Таким образом, новые жизненные условия, специально организуемые родителями и воспитателями, приводят к формированию произвольного внимания.

Ф. Шиллер считал, что «игра возникла для удовольствия… Только играя, можно стать человеком». Торндайк утверждал: «Игра — это наследственный инстинкт». Бюхер: «Игра — как форма избытка энергии». Кант: «Игра — незаинтересованная деятельность… Занятие — само по себе».

Швейцарский ученый К. Гросс считал игры изначальной школой поведения [39, 106]. Для него, какими бы внешними или внутренними факторами игры не мотивировались, смысл их именно в том, чтобы стать для детей школой жизни. Данный подход прост и мудр. Игра объективно — первичная стихийная школа, кажущийся хаос которой предоставляет ребенку возможность ознакомления с традициями поведения людей, его окружающих. Природа как бы специально предоставила высшим животным и человеку длительный период детства, чтобы, играя, они развивали жизненно важные органы и функции.

Основатель психоанализа 3. Фрейд развил мысль о компенсаторном характере игры, связав ее с бессознательными механизмами психики. Первая функция игры, по Фрейду, — это символическая реализация бессознательных влечений, что дает очищение и оздоровление психики. Вторая функция игры связана с тем, что в ней разрешаются, снимаются травматические ситуации, являющиеся источником невроза.

В современных языках понятие игры также чрезвычайно многозначно. Видный теоретик игры Хёйзинга определяет это понятие следующей формулой: «Игра есть добровольное действие либо занятие, совершаемое внутри установленных границ места и времени по добровольно принятым, но абсолютно обязательным правилам с целью, заключенной в нем самом, сопровождаемое чувством напряжения и радости, а также сознанием «иного бытия», нежели «обыденная жизнь» [68,10]. Идеи Хёйзинга не потеряли актуальности. Ученый своей книгой «Человек играющий» доказывает, что творчество человека есть момент игры как момент истины. Рассматривая игровое действие в разных исторических пластах, Хёйзенга приходит к важнейшим обобщениям: игра — необходимый способ социальной жизни, объективная основа нашего существовани].

Блестящий исследователь игры Д.Б.Эльконин полагает, что игра организует с помощью культовых символов деятельность и, значит, учит ориентироваться в явлениях культуры, помогает использовать их соответствующим образом. Специальными исследованиями установлено, что первые потребности ребенка социальны. Д.Б. Эльконин пишет: «Мир ребенка — это, прежде всего взрослый человек как важнейшая часть окружающей ребенка действительности, часть мира взрослых». Значит, игра социальна по своей природе и непосредственному насыщению и спроецирована на отражение мира взрослых.

Через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. Можно считать, что в игре ребенок получает впервые урок коллективного мышления. Это обстоятельство имеет принципиально важное значение, если принять во внимание, что будущее ребенка связано с общественно полезным трудом, главнейшее качество которого — совместное, коллективное решение задач, направленных на достижение общей цели.

Итак, игра выполняет существенные функции в формировании личности ребенка. В ней отражаются и развиваются знания и умения, полученные на занятиях в ДОУ, закрепляются правила поведения, к которым приучают детей в жизни. Игра выступает как основной ведущий вид детской деятельности и как важнейшее условие общественного воспитания. В игре развиваются необходимые каждому ребенку умственные способности, уровень развития которых, безусловно, сказывается в процессе школьного обучения. Именно поэтому необходимо особое внимание уделять игровой деятельности старших дошкольников.

Говоря об игре как ведущей деятельности дошкольника, мы имеем в виду преимущественно совместную сюжетно-ролевую игру. Другие виды игр — подвижные, дидактические, строительные,— хотя и широко используются в дошкольном воспитании, служат для реализации частных воспитательных задач.

Для развития произвольного внимания необходимо вызвать у ребенка эмоциональный интерес к своей деятельности, что становится возможным при использовании, в первую очередь, ведущей деятельности дошкольника — игры. Детям еще трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности, в то время как в процессе эмоционально окрашенной игры они могут достаточно долго оставаться внимательными.

В игре происходит оформление основных элементов волевого действия: ребенок ставит цель, принимает решение, намечает план действия, исполняет его, проявляет определенное усилие при преодолении препятствий, оценивает результат своего действия.

Произвольная регуляция поведения состоит в подчинении поведения ребенка задаче, то есть в его способности сосредоточиться на том, что предложил взрослый, на попытках активного решения задачи, на преодолении всего, что не относится к основной деятельности. Произвольность, в свою очередь, обеспечивает достаточный уровень игровой мотивации.

Недостаточная произвольность внимания — ребенок затрудняется сосредоточивать внимание по требованию.

Подобные недостатки не могут быть устранены фрагментарно включаемыми «упражнениями на внимание» в процессе занятий с ребенком и требуют для их преодоления специально организованной работы.

Основное изменение внимания в дошкольном возрасте состоит в том, что дети в возрасте 6-7 лет впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления, удерживаться на них, используя для этого некоторые средства, т. е. возникает так называемое произвольное внимание.

Возрастными особенностями развития произвольного внимания старших дошкольников являются сравнительная слабость произвольного внимания и его небольшая устойчивость. Дети еще не умеют длительно сосредоточиваться на задании, особенно если оно неинтересно и однообразно, их внимание легко отвлекается. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в старшем дошкольном возрасте весьма ограниченные. Перед воспитателями и родителями стоит сложнейшая задача — продумывать специальную работу по организации внимания детей, иначе оно окажется во власти окружающих вещей и случайного стечения обстоятельств.

Развитие произвольного внимания — важнейшая задача дошкольного воспитания. В дальнейшем оно обеспечит успешность обучения ребенка в школе, поможет ему выполнять указания учителя и контролировать себя.

Произвольное внимание формируется благодаря тому, что взрослые включают ребенка в новые виды деятельности как игры по правилам, конструирование и т. п., и при помощи определенных средств направляют и организуют его внимание. Вводя ребенка в эти виды деятельности, взрослые организуют его внимание при помощи словесных указаний. Ребенка направляют на необходимость выполнять заданные действия, учитывая те или иные обстоятельства.

Одним из основных средств развития произвольного внимания является игра, выступающая как основной ведущий вид детской деятельности и как важнейшее условие общественного воспитания. Особую роль в формировании произвольного внимания играют игры с правилами, которые кроме повышения уровня развития основных качеств произвольного внимания содействуют воспитанию в детях волевых черт характера, активности, самостоятельности и целеустремленности.

Источники:

Бармашова Е. Игровая мозаика: программа занятий по развитию внимания у детей дошкольного возраста [Текст] / Елена Бармашова// Школьный психолог. — 2005. — № 5. — С. 8-14.

Баскакова И.Л. Внимание дошкольника, методы его изучения и развития. Изучение внимания школьников [Текст] /И. Л. Баскакова. — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж-НПО «МОДЭК», 1995. — 64 с.

Игра дошкольника [Текст] /Л.А. Абрамян, Т.В. Антонова, Л.В. Артемова и др.; Под ред. С.Л. Новоселовой.— М.: Просвещение, 1989.— 286 с.: ил.— (Б-ка воспитателя дет. сада).

 

 

Развитие внимания у дошкольников — игры и методики для развития внимания у дошкольников

«Ты вполне мог сделать задание без ошибок, если бы был внимательнее!». Обычно эту фразу родители произносят с сожалением, когда мамы и папы понимают, что малыш уже способен на большее, и проблема вовсе не в интеллектуальных способностях, а в отсутствии у него внимания. Только вот мало у кого из родителей есть чёткое целостное представление о том, что же такое внимание и как его тренировать.

Каким бывает внимание?

Вниманием называют способность человека сосредоточиться на чём-либо. Эта способность начинает проявляться у детей уже в первые месяцы жизни. Подобное это внимание называют непроизвольным, потому что возникает оно под влиянием внешних и внутренних раздражителей, таких как громкие звуки, яркий свет, непривычный запах. Непроизвольное внимание заложено в нас природой и служит нашей безопасности, ведь услышав непривычный шум за спиной, мы обязательно обернемся посмотреть, в чём дело.

Со временем на основе этого генетически исходного внимания у ребёнка начинает формироваться произвольное внимание – то есть умение сосредоточиться на определенном действии или предмете с помощью собственной силы воли.

Ученые выделяют и третий тип – послепроизвольное внимание, которое возникает на основе интереса и вдохновения. Простой пример: на начальном этапе чтение требует от ребёнка постоянной сосредоточенности (произвольное внимание), но в какой-то момент, незаметно для самого себя, ребёнок начинает читать без напряжения, чтение захватывает и увлекает его (послепроизвольное внимание).

Узнайте уровень подготовки ребёнка к школе

Особенности внимания у дошкольников

Перечислим несколько ярких особенностей внимания у дошкольников:

  1. Внимание ребенка младшего дошкольного возраста пробуждают привлекательные внешне предметы, события и люди.
    До тех пор, пока у него сохраняется непосредственный интерес к воспринимаемым объектам, ребёнок остаётся сосредоточенным. Ближе к школе произвольное внимание формируется активно, но даже к концу дошкольного периода ребёнку ещё сложно заставить себя быть внимательным, поэтому ему необходима помощь взрослого.
  2. В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте происходит постепенный переход от верховенства непроизвольного внимания к преобладанию внимания произвольного. Так, младшие дошкольники рассматривают картинки в течение 6-8 секунд, а старшие дошкольники способны удерживать внимание на иллюстрациях уже 12-20 секунд. Внимание — это залог успешной учёбы, поэтому стоит обязательно выделить время для тренировки этой психической функции, иначе в школе ребёнку будет сложно вписаться в распорядок дня, требующий длительной сосредоточенности  и высокой концентрации.
  3. Развитие произвольного внимания у ребёнка зависит от многих факторов —  состояния здоровья, индивидуальных особенностей, темперамента и пр. Например, дети-флегматики способны удерживать внимание до завершения любой деятельности, а меланхоликам трудно сосредоточиться из-за неуверенности в себе.

Читайте также: «Первый класс и темперамент ребёнка»

В чём проявляется нарушение внимания

Различные нарушения внимания напрямую связаны со свойствами внимания. Их всего семь.

Устойчивость — это способность ребенка направлять свое внимание на какие-то предметы или действия, не переключая его.

Концентрация — умение не отвлекаться на посторонние звуки, шорохи и тому подобные раздражители во время собственной сосредоточенной деятельности. Например, дошкольник рисует и вдруг слышит звуковой сигнал о получении смс. Ребенка с развитой концентрацией внимания это не отвлечёт — он будет продолжать рисовать.

Сосредоточенность — это способность удерживать внимание на одном объекте или виде деятельности при отвлечении от всего остального, касающегося этой темы. Сосредоточенность очень похожа на концентрацию, но считается навыком более глубинного анализа и направления внимания на важные мелочи.  

С этими свойствами внимания связаны следующие его нарушения:

  • недостаточность концентрации внимания, при которой ребенку трудно не отвлекаться на посторонние раздражители;
  • недостаточная избирательность, при которой малыш не может сконцентрироваться на нужном объекте или занятии;
  • недостаточная произвольность, при которой дошкольнику сложно по требованию сосредоточиться;
  • рассеянность —  другими словами, неспособность сконцентрироваться на объекте деятельности.

Распределение — это способность помещать в своё внимание не один объект, а несколько. Например, узнав о том, что деревья бывают хвойные и лиственные, дошкольники способны удерживать в голове несколько названий тех и других.

  • Неумение одновременно выполнять несколько дел, а иначе плохая распределяемость — еще одно нарушение внимания.

Переключаемость — это свойство внимания особенно ярко проявляется в школе. Например, учитель что-то говорит, а потом просит посмотреть в учебник или на доску и переписать предложение.

 

  • Дети с плохой переключаемостью внимания будут и дальше слушать, что говорит учитель, им сложно «вдруг» переключиться с одного вида деятельности на другой, то есть со слов учителя на книгу или доску. 

Предметность — это умение переводить внимание на конкретный фокус предмета. Например, узнав, что два плюс два будет четыре и увидев под примером картинку с яблоками, ребёнок с развитой предметностью сразу поймёт что 2 + 2 = 4 относится не только к числам и яблокам, но и к морковкам, и к любым другим предметам.

Объем внимания — это то количество предметов или процессов, на которых ребёнок может одновременно  сфокусироваться. Как показывают последние исследования, объём внимания ребёнка — это 4-6 предметов.

 

  • Маленький объём внимания — невозможность сконцентрироваться на нескольких объектах, удерживать их — ещё одно нарушение внимания, которое непременно вызовет у ребёнка трудности при обучении в школе.

Принципы развития внимания у дошкольников

Во время дошкольного обучения очень важно тренировать все перечисленные свойства внимания. Если есть проблемы хотя бы с одним, ребёнок будет казаться невнимательным. Для развития внимания важно учитывать возраст ребёнка и подбирать соответствующие игры и упражнения. Тренировки произвольного внимания должны быть построены по принципу «от простого к сложному» и проходить регулярно — так эффект от занятий появится уже через пару недель. Если у малыша что-то не получается, следует отложить задание и предложить ему вариант попроще.

Родителям стоит помнить: проявление произвольного внимания всегда связано с борьбой между «хочу» и «надо», и чтобы детское «надо» стало осознанным, а не навязанным, развивать внимание ребенка лучше в процессе активной игровой деятельности («Съедобное-несъедобное», «Барыня»/«Вы поедете на бал?») и занимательных упражнений вроде нахождения отличий и прохождения лабиринтов.  

Игры и упражнения: развиваем внимание дошкольников

«Найди букву». Это упражнение ребёнок дошкольного возраста может делать раз в день. Понадобится старый журнал или ненужная книга. Откройте любую страницу или разворот и попросите ребёнка найти все буквы «О» (буква может быть любой знакомой ему), зачеркнуть их или подчеркнуть карандашом. Пусть малыш попробует выполнить задание как можно быстрее — засеките время, а после проверьте. Хорошо, если ребёнок пропустил не более 3-4 букв.

«Найди цифры». На листе бумаги напишите вразброс разными шрифтами и с разным наклоном числа от 1 до 10 (для старших дошкольников от 1 до 20). Задача ребёнка считать, максимально быстро отыскивая нужное число.

«Абракадабра». На листочке напишите набор произвольных букв, например, «ОММОДОМ БРЕЕЕЕГАРД УКЛЯЯЯЛ» и попросите ребёнка максимально быстро переписать. Изюминка задания в том, что переписать понятную фразу или слово — просто, ребёнку нужно лишь запомнить его и записать.

С несвязным набором букв всё гораздо сложнее — здесь нужно сконцентрироваться.

«Прятки». Среди набора букв попросите ребёнка отыскать спрятавшиеся слова. Например, в этом ряду первое слово «фартук»: ОЛРВФАРТУКОПАКНРУКАИНОГАОРАВВОРОНА

«Топ – хлоп». Правила просты: услышав правильное утверждение, ребёнок должен хлопнуть, услышав неправильное – топнуть. Взрослый может говорить всё, что приходит в голову: зимой расцвели розы, в июне выпал снег, огурцы растут на ёлках, кукушка – это маленькая рыбка и так далее.

«Часы». Слежка за секундой стрелкой — отличное упражнение на развитие концентрации внимания, но вот только просто так ребёнок следить за стрелкой не будет, поэтому лучше провести тренировку в формате игры. Для этого понадобятся большие настенные часы с секундной стрелкой. С ними нужно сделать небольшие преобразования: между цифрами наклеить любые буквы. После чего попросите ребенка следить за секундной стрелкой.

Периодически – несколько раз за игру – спрашивайте, на какой цифре или букве находится стрелка. Так у ребёнка появляется мотивация следить внимательно. Играть можно от 1 до 3 минут. Если ребенок за 3 минуты не ошибается 7-8 раз, вы добились отличных результатов.

«Перед этим я…». Это упражнение можно делать прямо перед сном. Попросите ребенка рассказать, как прошел его день, только «задом наперед». «Сейчас ты ложишься спать, а перед этим ты…» Ребёнок вспоминает и говорит: «Чистил зубы, а перед этим я ужинал, а перед этим я гулял…»

Выполняя это упражнение каждый день, вы будете решать сразу несколько задач:

  • во-первых, будете общаться с ребенком (общение перед сном, даже в формате игры, полезно для детско-родительских отношений),
  • во-вторых, с третьего-четвертого раза ребенок начнет осознавать, что он делает в течение дня и периодически ловить себя на мысли  «я сейчас играю — надо запомнить»,
  • в-третьих, поймав себя за «ничегонеделанием», ребенок захочет сосредоточиться на какой-то  более созидательной деятельности,
  • в-четвертых, во время длительной концентрации на своих воспоминаниях ребёнок будет тренировать не только внимание, но и память.

Мария Березовская


Развитие непроизвольного и произвольного внимания от детства до взрослой жизни: комбинированное исследование потенциала, связанного с поведением и событиями

. 2006 г., октябрь; 117 (10): 2191-203.

doi: 10.1016/j.clinph.2006.06.717. Epub 2006 22 августа.

Николь Ветцель 1 , Андреас Видманн, Стефан Берти, Эрих Шрёгер

принадлежность

  • 1 Институт психологии I Лейпцигского университета, Германия. [email protected]
  • PMID: 16926109
  • DOI: 10. 1016/j.clinph.2006.06.717

Николь Ветцель и др. Клин Нейрофизиол. 2006 9 октября0003

. 2006 г., октябрь; 117 (10): 2191-203.

doi: 10.1016/j.clinph.2006.06.717. Epub 2006 22 августа.

Авторы

Николь Ветцель 1 , Андреас Видманн, Стефан Берти, Эрих Шрегер

принадлежность

  • 1 Институт психологии I Лейпцигского университета, Германия. [email protected]
  • PMID: 16926109
  • DOI: 10. 1016/j.clinph.2006.06.717

Абстрактный

Цель: В этом исследовании изучалось слуховое непроизвольное и произвольное внимание у детей в возрасте 6-8, 10-12 лет и молодых людей. Варьировали силу отвлекающих стимулов (20% и 5% изменения высоты тона) и степень выделения внимания.

Методы: В парадигме слухового отвлечения потенциалы, связанные с событием (ERP), и поведенческие данные измерялись у испытуемых, либо выполняющих задание на различение продолжительности звука, либо просматривающих немое видео.

Полученные результаты: Звуки с измененной высотой звука вызывали удлинение времени реакции и снижение частоты попаданий во всех возрастных группах. Более крупные дистракторы (20%) вызывали более сильную дистракцию у детей, но не у взрослых. Амплитуды негативизма несоответствия (MMN), P3a и негативизма переориентации (RON) модулировались возрастом и произвольным вниманием. На P3a дополнительно влияла сила дистрактора. Возрастные изменения также наблюдались в амплитудах P1 (уменьшение с возрастом) и N1 (увеличение с возрастом). Р2-модуляция произвольным вниманием была противоположной у детей раннего возраста и взрослых.

Выводы: Результаты свидетельствуют о количественных и качественных изменениях слухового произвольного и непроизвольного внимания и отвлечения в процессе развития. Этапы обработки, связанные с отвлечением (обнаружение изменений до внимания, переключение внимания, переориентация), функциональны у детей в возрасте 6–8 лет, но обнаруживают характерные отличия от таковых у молодых людей. В целом, отвлекаемость, на которую указывают поведенческие и ERP-меры, уменьшается с детства до зрелого возраста.

Значение: Поведенческие маркеры и маркеры ERP для различных стадий обработки, вовлеченных в произвольное и непроизвольное внимание, выявляют характерные изменения развития от детства до юношеской взрослой жизни.

Похожие статьи

  • Слуховое восприятие и внимание, отраженные потенциалами мозга, связанными с событиями, у детей с синдромом Аспергера.

    Леписто Т., Силокаллио С., Ниеминен-фон Вендт Т., Алку П., Няятанен Р., Куяла Т. Леписто Т. и др. Клин Нейрофизиол. 2006 г., октябрь; 117 (10): 2161-71. doi: 10.1016/j.clinph.2006.06.709. Epub 2006 4 августа. Клин Нейрофизиол. 2006. PMID: 168

  • Возрастные различия в отвлечении внимания и переориентации в слуховой задаче.

    Хорват Дж., Циглер И., Биркас Э., Винклер И., Герваи Дж. Хорват Дж. и др. Нейробиол Старение. 2009 г.30 июля (7): 1157-72. doi: 10.1016/j.neurobiolaging.2007.10.003. Epub 2007 26 ноября. Нейробиол Старение. 2009. PMID: 18023507

  • Оптимизация парадигмы слухового отвлечения: поведенческие и связанные с событиями потенциальные эффекты в латерализованном мультидевиантном подходе.

    Гримм С., Шрёгер Э., Бендиксен А., Басс П., Рой А., Деуэлл Л.И. Гримм С. и др. Клин Нейрофизиол. 2008 Апрель; 119(4):934-47. doi: 10.1016/j.clinph.2007.12.011. Epub 2008 4 марта. Клин Нейрофизиол. 2008. PMID: 18289933

  • Комбинация магнито- и электроэнцефалографии в исследованиях моноаминовой модуляции внимания.

    Кяхконен С., Ахвенинен Й. Кахконен С. и соавт. Методы Find Exp Clin Pharmacol. 2002; 24 Приложение C:27-34. Методы Find Exp Clin Pharmacol. 2002. PMID: 12575485 Обзор.

  • Непроизвольное внимание и отвлекаемость по оценке потенциалов мозга, связанных с событиями.

    Эстера К., Альхо К., Шрёгер Э., Винклер И. Эстера С. и др. Аудиол Нейротол. 2000 г., май-август; 5(3-4):151-66. дои: 10.1159/000013877. Аудиол Нейротол. 2000. PMID: 10859410 Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Развитие корковой обработки речи различается у детей с кохлеарными имплантами и нормальным слухом и изменяется при пении родителей.

    Торппа Р., Куулувайнен С., Липсанен Дж. Торппа Р. и соавт. Фронтальные нейроски. 2022 18 ноя; 16:976767. doi: 10.3389/fnins.2022.976767. Электронная коллекция 2022. Фронтальные нейроски. 2022. PMID: 36507354 Бесплатная статья ЧВК.

  • Навыки торможения у детей связаны с их латентностью P3a — результатами исследовательского исследования.

    Линнавалли Т., Лахти О., Торманен М., Терваниеми М., Коули БУ. Линнавалли Т. и др. Поведение Мозг Функц. 2022 1 декабря; 18 (1): 13. doi: 10.1186/s12993-022-00202-7. Поведение Мозг Функц. 2022. PMID: 36456950 Бесплатная статья ЧВК.

  • Изучение электрофизиологических маркеров слуховых прогностических процессов и патологического старения у взрослых с синдромом Дауна.

    Аванчини С., Дженнингс С., Ченну С., Норейка В., Ле А., Бекинштейн Т.А., Уолперт М.Дж., Клэр И.Ч., Холланд А.Дж., Заман С.Х., Ринг Х. Аванчини С. и соавт. Евр Джей Нейроски. 2022 ноябрь;56(9):5615-5636. doi: 10.1111/ejn.15762. Epub 2022 24 июля. Евр Джей Нейроски. 2022. PMID: 35799324 Бесплатная статья ЧВК.

  • Использование планшетного ПК напрямую влияет на восприятие и внимание детей.

    Ветцель Н., Кунке Д., Видманн А. Ветцель Н. и соавт. Научный представитель 2021 г. 27 октября; 11 (1): 21215. doi: 10.1038/s41598-021-00551-9. Научный представитель 2021. PMID: 34707134 Бесплатная статья ЧВК.

  • Отслеживание различий в развитии социального внимания в реальном мире в подростковом, юношеском и пожилом возрасте.

    Де Лилло М., Фоли Р., Фиш М.С., Стимсон А., Брэдфорд ЭЭФ, Вудро-Хилл С., Фергюсон Х.Дж. Де Лилло М. и др. Нат Хум Бехав. 2021 Окт;5(10):1381-1390. doi: 10.1038/s41562-021-01113-9. Epub 2021 13 мая. Нат Хум Бехав. 2021. PMID: 33986520 Бесплатная статья ЧВК.

Просмотреть все статьи «Цитируется по»

Типы публикаций

термины MeSH

Развитие непроизвольного и произвольного внимания от детства до взрослой жизни: комбинированное исследование потенциала, связанного с поведением и событиями

  • title={Развитие непроизвольного и произвольного внимания от детства до взрослой жизни: комбинированное потенциальное исследование, связанное с поведением и событиями}, автор = {Николь Ветцель и Андреас Видманн и Стефан Берти и Эрих Шр{\»о}гер}, Journal={Клиническая нейрофизиология}, год = {2006}, объем = {117}, страницы={2191-2203} }
    • N. Wetzel, A. Widmann, E. Schröger
    • Опубликовано 1 октября 2006 г.
    • Психология
    • Клиническая нейрофизиология

    Посмотреть на Elsevier

    Doi.org

    возрастной адаптации и рельси. задание

    • Й. Хорват, И. Циглер, Э. Биркас, И. Винклер, Дж. Герваи
    • Психология

      Нейробиология старения

    • 2009
    • 9 выбора канала и обнаружения цели.
      • H. Gomes, Martin Duff, Jack Barnhardt, S. Barrett, W. Ritter
      • Психология, биология

        Психофизиология

      • 2007

      электрофизиологические (Nd, P3b) и поведенческие показатели у двух групп детей (9 и 12 лет)…

      Поведенческие и вызванные потенциальные показатели дистракции у 5-летних детей, рожденных недоношенными.

      • К. Миккола, Н. Ветцель, В. Феллман
      • Психология

        Международный журнал психофизиологии: официальный журнал Международной организации психофизиологии

      • 2010
      • 9017
        • Виктор Мюллер, Ивонн Бремер, Тимо фон Эрцен, Шу-Чен Ли, У. Линденбергер
        • Психология

          BMC Neuroscience

        • 2007

        Настоящие результаты свидетельствуют о том, что паттерны мозговых потенциалов, связанных с событиями, очень изменчивы у отдельных людей и претерпевают глубокую реорганизацию от детства до взрослой жизни и старости.

        Развитие внимания и отвлекаемости у дошкольников более высокого и более низкого социально-экономического статуса

        • Р. Хойер, Э. Пакулак, А. Биде-Коле, К. Карнс
        • Психология

        • 2021
        • 0019

          Обнаружено, что 4-летние дети из группы с более низким уровнем СЭС демонстрировали значительно более высокую вариабельность времени реакции, давали более импульсивные ответы и пропускали больше целей, чем группа с более высоким уровнем СЭС.

          Обработка сложных отвлекающих звуков у детей школьного возраста и взрослых: данные ЭЭГ и МЭГ

          • P. Ruhnau, Björn Herrmann, B. Maess, J. Brauer, A. Friederici, E. Schröger
          • Психология

            Перед. Психол.

          • 2013

          Нейрофизиологические данные выявили как раннюю, так и позднюю реакцию несоответствия, вызванную отвлекающими стимулами в обеих возрастных группах, что указывает на то, что обнаружение отклонений осуществляется иерархическим образом в слуховой системе.

          Модуляция непроизвольного внимания продолжительностью новых звуков и звуков с отклонением высоты тона у детей и подростков

          Более быстрое созревание избирательного внимания у детей и подростков с музыкальным образованием: конвергенция потенциальных данных, связанных с поведением и событиями

          Представлены новые конвергентные поведенческие и электрофизиологические данные кросс-модальной парадигмы ускоренного созревания избирательного внимания у детей и подростков, обученных музыке, и подтверждена связь между музыкальным обучением и усиленным торможением и сменой установок.

          ОТВЛЕКАЕМОСТЬ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1 Поведенческая отвлекаемость у дошкольников разного социально-экономического происхождения

          • Биде-Коле
          • Психология

          • 2022

          Устойчивое внимание улучшается с 4 до 5 лет, в то время как произвольная ориентация внимания остается стабильной, и независимо от возраста звуки, не относящиеся к задаче, вызывают отвлечение и фазовое возбуждение, а также повышенную импульсивность.

          Роль возраста, рабочей памяти и торможения реакции в отвлечении от отклонения: поперечное исследование.

          • А. Лейва, П. Андрес, М. Сервера, Ф. Вербрюгген, Ф. Парментье
          • Психология

            Психология развития

          • 2016

          Результаты показывают, что, хотя наблюдаемое в пожилом возрасте увеличение девиантного отвлечения может частично отражать относительное ухудшение механизмов рабочей памяти, не существует прямой и стабильной связи между объемом рабочей памяти и девиантное отвлечение на протяжении всей жизни.

          ПОКАЗАНЫ 1-10 ИЗ 87 ССЫЛОК

          СОРТИРОВАТЬ ПОРелевантность Наиболее влиятельные документыНедавность

          Слуховое отвлечение у молодых и средних взрослых: потенциальное исследование, связанное с поведением и событиями

          • R. Mager, M. Falkenstein, R. Störmer, S. Brand, F. Müller-Spahn, A. Bullinger
          • Психология

            Journal of Neural Transmission

          • 2004
          связанный с ранним возрастным снижением производительности, а измерения ERP после девиантных стимулов выявили последовательность негативного несоответствия, P3a и негативного переориентации, указывающего на неизменное обнаружение девиантности.

          Влияние слухового отвлечения на электрофизиологическую активность и работоспособность мозга у детей в возрасте 8–13 лет.

          • В. Гуменюк, О. Корзюков, К. Альхо, К. Эскера, Р. Няэтэнен
          • Психология

            Психофизиология

          • 2004
          9000 LN, вызванный этими звуками, предположил, что Ln связан со степенью внимания, привлекаемой отвлекающими звуками.

          Потенциальные показатели повышенной отвлекаемости, связанные со слуховыми событиями, у детей с большой депрессией

          • T. Lepistö, M. Soininen, R. čeponien≐, F. Almqvist, R. Näätänen, E. Aronen
          • Medicine, Psychology

            Clinical Neurophysiology

          • 2004

          666666666666666666666666666666666666666666666666666666666666666666666666666666666666666666666666666666666666666666666666666666666666666666666. отражается событийными потенциалами мозга.

          Связанные с возрастом сдвиги в распределении как раннего, так и позднего Nd в скальпе были сочтены согласующимися соответственно с возрастными изменениями в том, как внимание распределялось на два входных канала, и в том, как след внимания поддерживался с помощью выборочная репетиция.

          Электрофизиологические данные об изменениях продолжительности слуховой сенсорной памяти в процессе развития.

          Имеются данные о том, что существуют возрастные изменения продолжительности слуховой сенсорной памяти, о чем свидетельствует негативность несоответствия (MMN) — слуховой потенциал, связанный с событием, который считается нечувствительным к вниманию.

          Слуховое отвлечение: потенциал, связанный с событием, и поведенческие индексы

          Непроизвольное внимание у детей как функция местоположения источника звука: данные, связанные с потенциалом, связанным с событием

          • A. Shestakova, R. čeponien≐, M. Huotilainen, K. Yaguchi
          • Психология

            Клиническая нейрофизиология

          • 2002

          Нейральный механизм. Изотационные изменения. участие двух разных нейронных механизмов в запуске непроизвольного внимания к акустической новизне и изменению: механизм обнаружения переходных процессов, активируемый новыми звуками и отражающийся в N1, и механизм обнаружения изменения стимула, активируемый в MMN.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *