27.11.2024

Притчи жертвенность: Притча о жертве (function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date();k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, «script», «https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js», «ym»); ym(79420654, «init», { clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true }); window.dataLayer = window.dataLayer || []; function gtag(){dataLayer.push(arguments);} gtag(‘js’, new Date()); gtag(‘config’, ‘G-ZC62QGBXCF’);

Жертвенность в дефиците. Святая сила слова. Не предать родной язык

Жертвенность в дефиците

В городском родительском клубе «Родительская забота» в Обнинске к писателю Василию Давыдовичу Ирзабекову после его выступления подошла одна девушка и сказала: «Я замужем была всего 4 месяца, а потом мы развелись… Ах, если бы раньше я узнала то, о чём Вы говорили сегодня!..»

Легко ли пожертвовать комфортом?

– Василий Давыдович, почему, на ваш взгляд, сегодня распадаются даже православные семьи?

– Супругам сейчас недостаёт жертвенности.

Что такое жертва? Я для себя вывел удивительную формулу жертвы для нашего немощного современника, вот для меня, например, очень немощного современного человека. Когда мы говорим «жертва», то представляем, что это какая-то казнь: человека чуть ли не распинают, пытают – ничего подобного. Для сегодняшнего человека жертва – я хочу, чтобы сие запомнилось как формула, – это добровольное лишение себя какого-либо комфорта.

Приведу классический пример: молодой человек едет в общественном транспорте, входит старенькая бабушка. Известная ситуация – конечно, надо уступить место. Но если человек молодой, это не значит, что он не устал. А если он едет после ночной смены? В том-то жертва и состоит, что надо, как барон Мюнхгаузен, взять себя за волосы и поднять со своего места, чтобы уступить его бабушке… Это вот такая маленькая «жертвочка». Вспомним, какие жертвы приносили святые ради Христа…

К сожалению, только с годами приходит понимание: любить – это прежде всего беречь того, кого любишь. Рождается в семье ребёнок, дети часто не спят ночью, болеют, кричат. Женщина ночью ухаживает за дитём, а ведь утром ей надо идти на работу. Очень часто считается, что если ребёнок плачет, то именно её обязанности – успокаивать и ухаживать за ним. А почему мужчина не может проявить мужество и сказать: « Миленькая, ты две ночи не спала. Давай, сегодня я с ним посижу». Разве от этого мужчины убудет – одну ночь всего недоспал… Великое в малом: здесь уступил, здесь за кем-то помыл посуду, здесь бессловесно просто вынес мусор.

Такие крошечные жертвы кому-то могут показаться смешными, но надо себя к этому приучить. Важно выработать привычку жертвовать.

Любовь и боль – одного духовного корня

Об этом нам говорит русский язык. Удивительная вещь. В русском языке понятия «любовь» и «боль» – вырастают из одного духовного корня. Без боли не бывает любви. Зачастую в нашем понимании боль – это когда тебя ударили или, например, порезал руку. Нет… Боль здесь – та самая жертва, то есть принесение себя понемногу в жертву. И когда жертвуешь ты, то надо быть очень жестокосердным человеком тому, кто рядом, чтобы в ответ не проявлять к тебе такие же чувства. Какой тогда красивой и благодатной становится наша жизнь. Разумеется, совершая эти жертвы, никогда не нужно задумываться, чтобы в ответ что-то получить… Всё надо делать бескорыстно, ради Христа!

Мне нравится древнеиндийская притча о том, как слон целый день перетаскивал брёвна и к вечеру так устал, что, казалось, вот-вот упадёт. Но подошла слониха и очень нежно хоботом сдула с него щепку. Слон сразу воспрянул духом и готов был снова таскать тяжеленные брёвна… Вот чего мы ждём в семье: соучастия, поддержки, ласки, заботы. Как мы бываем щедры на комплименты, на добрые слова всем, кому угодно: от вахтёрши до начальника, – но нам всегда катастрофически не хватает каких-то проявлений нежности по отношению к близким людям. Всего-то надо просто подойти, погладить, поцеловать в макушку и сказать тёплое слово, ободрить. Почему-то этого нам не хватает, а это так нужно в семейной жизни.

Ещё одна причина разводов, конечно, непонимание того, на чём должна строиться крепкая семья… Очень плохо, что, когда людей готовят к браку, об этом им не рассказывают. Никто не говорит молодому человеку или девушке, к чему им надо готовиться. К жертве! Семья – это ежедневная, ежеминутная жертва каждого друг другу.

– Каким должен быть православный мужчина и муж?

– Ответственным, надёжным. Я всегда был глубоко убеждён, что мужчина, вне зависимости от национальности, здоровья, рода занятий, достатка, социального положения и т.  д., всенепременно должен обладать таким качеством, как надёжность.

– Многие современные женщины даже в семье ведут себя как «сильный пол». Как мужчине стать сильным?

– Прийти в Церковь. Я другого выхода не знаю… Вообще, всё спасение наше – это прийти русскому человеку в храм.

Они ведут себя, как женщины

– «Прийти в храм» – в каком смысле, что вы вкладываете в эти слова? От некоторых священников слышал, что мужчин, ходящих в храм даже более 10 лет, невозможно о чём-либо попросить. Многие воцерковлённые мужчины не желают ничем помогать приходу, даже подвезти кого-то на своём автомобиле для них непосильная задача.

– Это не потому, что они не хотят помочь, а потому, что ведут себя, как женщины. В храм надо прийти не ногами, а сердцем. Все мы сначала приходим ногами, но главное – прийти сердцем. В Священном Писании об этом написано. Господь говорит: «Народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня» (Ис.  29, 13). Прийти в храм – значит, найти себя, своё место в жизни. Человеком становишься только в православном храме. Вернее, начинаешь становиться человеком. Это есть всегда начало, первый шаг в восхождении к Небу, к обожению. День, когда ты пришёл в храм, всегда можно обозначить. А конца этому нет.

– Зачастую женщины-педагоги унижают мальчиков, делают их закомплексованными… Не потому ли сейчас время слабых мужчин?

– Понимаете, в чём дело: они частенько вообще не любят свою профессию. Сегодня беда наша, что люди, которые работают с людьми: это может быть детский сад, могут быть ясли, это может быть школа, ЖЭК, поликлиника, больница – знаю об этом не понаслышке – везде, где требуется наиболее чуткое отношение, там человека ненавидят. Не просто не любят, а ненавидят…

Так вот, беда современной школы – это отсутствие мужского начала. Женщины-педагоги из рук в руки передают мальчишку, калечат его неправильным воспитанием, а через это они калечат и самих себя, потому что в генотипе женщины заложено быть слабой. У нас, к сожалению, большевики в этом плане сильно навредили. Они сказали:

«Все равны». Что значит «равны»? Только перед Богом. И женщина должна быть, конечно, слабой. Но беда наша в том, что когда мы говорим «слабая», мы ошибочно понимаем: ненормальная, больная, хилая. Женщина, конечно же, должна быть слабой, но не немощной, больной или хилой – нет. Это другая, возвышенная, «мудрая» слабость. Сила женщины в её слабости. Это то, что украшает женщину. Но она может позволить себе эту царственность только при одном условии: если рядом сильный мужчина.

И последнее. У нас мужчины постоянно упрекают женщин сегодня: она постоянно в брюках ходит, ты посмотри, как она разговаривает, она курит, она пьёт. Так извини, мужчина, тебе сказали: «Ты слабый» – и ты смирился с этой ролью. Ты отдал ей руль. И ты её втолкнул в этот мир мужчин, где курят, пьют, где ходят в брюках, «наезжают» друг на друга. Иди, веди бизнес! Она вынуждена быть таковой. У неё наступает такой момент, когда от подобной жизни она начинает выть волком.

И в результате несчастны как мужчины, так и женщины, а в итоге несчастно всё общество, потому что внутри семей разлад, или семьи и вовсе разрушаются.

– Что Вы думаете о роли отца в семье?

– Такие святые высокие понятия, как Отечество, Отчизна имеют один корень – отец. Невозможно поднять, укрепить Отечество, унижая при этом мужчину и сам институт отцовства. Сильное Отечество там, где достойные отцы. Одна из великих бед нашего дорогого Отечества сегодня – это инфантилизм. Кстати, и женщин, но прежде всего мужчин. Потому что мужчина должен быть куда более ответственным человеком, нежели женщина. Об этом сказано и в Священном Писании.

Как-то в Интернете, читая какую-то статью, я зацепил краем глаза одно объявление: молодая женщина, видимо, имеющая хорошее, правильное желание создать семью, ищет спутника жизни. На баннере высветилось всего одно предложение, но оно меня просто повергло в шок. Там было написано:

«Познакомлюсь с парнем в возрасте 26–40 лет»… Я был шокирован формулировкой «парень». Это значит, мы, мужчины, так себя сегодня ведём, или, как говорят образованные люди, так себя позиционируем в обществе, что женщинами 26-летние и 40-летние представители сильного пола воспринимаются как одна возрастная категория. Если этому 40-летнему прибавить пару-тройку годков, то он уже может стать отцом этого 26-летнего. Сейчас это называется «ранний брак» между прочим…

А ещё мне стало стыдно за мужчин и больно за женщин, потому что 40-летний мужчина, оказывается, так себя ведёт ныне, что молодые женщины воспринимают его как парня. Мы вообще разучились слышать наши слова.

Что значит 26 лет? Михаил Юрьевич Лермонтов отошёл к Богу в возрасте 27 лет абсолютно состоявшимся мужчиной, человек до Неба, так я его называю. И когда он погиб от подлой пули Мартынова, он ведь был командиром казачьей сотни. Вдумайтесь, командир казачьей сотни на Кавказе – это не просто мужчина, это ещё, ох, какой мужчина! А здесь

«парень 26–40 лет»…

«Я самодостаточна»

Причин тому очень много. В нашем журнале «Шестое чувство» вышла моя статья. Она многих задела за живое, и потом я даже встречал её практически на всех епархиальных сайтах. Материал называется «Мужское начало». Там я детально исследовал эту проблему… Дело в том, что беда сегодняшнего общества – то, что мужчину воспитывают женщины. Те самые неполные семьи. Сегодня женщина стала экономически состоятельна, она социальна. И, не находя себе достойного мужа, зачастую произносит такую фразу: «Я самодостаточна».

Это меня ввергает в ступор: самодостаточен только Господь, мы же все ущербны, в той или иной степени. Причём без Бога я никто и ничто, а с Богом

«всё могу в укрепляющем меня Иисусе Христе»… Христос говорит: «Без Меня не можете творити ничесоже» – о какой самодостаточности может идти речь? Это страшная вещь, это же бесовское. Как враг рода человеческого искушал наших прародителей в Эдемском саду? Вы имеете право, съешьте запретный плод – и всё, вот вы и самодостаточны. Еве что внушил лукавый? Самое главное – ты самодостаточна, зачем вы Его слушаете, вы сами, как боги… Понимаете, какая страшная вещь?

И когда «сильная женщина» говорит: «Что, я ребёнка не прокормлю?. .» – меня смущают два момента. Прокормить-то она прокормит, и двоих прокормит. Но «прокормить» – это всё-таки слово из лексикона животноводов. Кролика можно прокормить, поросёнка. Неужели мальчику – мы сейчас говорим о мужчинах – кроме как «кормления» не надо ничего, чтобы он стал мужчиной? А ты сможешь без отца, даже плохонького, воспитать из него мужчину? Каким образом? Конечно, нет. И когда собирается это общество разведённых подруг – все разговоры у них о чём? Простите, даже сериал есть такой, что все мужчины – сволочи, козлы и т. д. А у детей «ушки на макушке». И вот с детства у мальчишки комплекс неполноценности. Он заласкан бабушкой, мамой, назло отцу. Всё. Потом он идёт в садик. Кто воспитывает мальчика? Женщина. Потом он приходит в школу…

Теперь стоп! Школа, в которой учился ваш покорный слуга, – совсем не наша нынешняя школа. После войны восточный город, южная республика – у меня добрая половина учителей были мужчины. Даже литературу преподавал мужчина. Математика – мужчина, физкультура – мужчина. Мужчина, мужчина, мужчина… И когда мы, мальчики, поступали как-то не так, самое страшное, если ты ударил девочку, толкнул или, не дай Бог, оскорбил её – всё: тебя, в буквальном смысле этого слова, брали за шкирку и звучала эта сакраментальная фраза: «Идём, поговорим, как мужчина с мужчиной!» Многие из учителей были фронтовиками. И для нас это было целебно. Они могли дать взбучку. Как правило, на родительские собрания ходил мой отец, и не он один, многие мужчины тогда ходили. Сегодня на родительских собраниях нет мужчин. Когда моя дочка училась в школе, в их классе на собрания приходил лишь один мужчина. Мой же покойный отец всегда сам приходил в школу. Конечно, я папе всё рассказывал честно сам: всё равно он узнает про шалости – так лучше уж от меня. Он подходил к педагогу, который дал мне взбучку, и говорил: «Спасибо Вам большое, только у меня к Вам одна просьба: надо было ещё сильнее наказать». Я правильно это понимал… А как ещё воспитать мужчину?

Теперь давайте честно посмотрим на себя: кто из нас позволяет, чтобы его ребёнку кто-то просто замечание сделал?. . «Вы что моему ребёнку замечание делаете?!» – говорим мы. Да? Говорим! А уж чтобы взбучку дать… Тут сразу в милицию или к омбудсмену обратятся… Так каких плодов от такого «воспитания» мы хотим?

Какими видят нас дети?

Я часто размышлял: удивительно, русская деревенская крестьянская культура дала миру поэтов, писателей-классиков, тот же Есенин, Венецианов – художник, Никитин – поэт. Да вообще были замечательные русские люди… Это видно по старинным фотографиям: какие позы, какие благородные лица, какое достоинство в этих людях! Кстати, эти люди защищали Россию, они настоящие воины Христовы. И удивительная вещь: деревни, сёла – это, скажу холодное слово, населённые пункты, которые максимально удалены от центров культуры: театров, библиотек и т. д., а дети крестьянские были всегда очень воспитанные. Каким образом? Не было такого безбожного времени.

Думаю, всё дело в уникальном, замечательном устроении русской жизни. Это община, когда никто никому не чужой. Как было раньше? Вот идёт крестьянин, и если какой-то мальчишка пакостит, то хоть и живёт он на другом конце села, мужчина не пройдёт равнодушно мимо. Он подойдёт и уши отдерёт!.. И крестьянину – отцу этого проказника – в голову не пришло бы сказать: «Ты зачем моему Ваське подзатыльник дал?» Это было нормально, и поэтому каждый встреченный ребёнком взрослый был прообразом его отца. Маленький человек не оставался в одиночестве. И родитель, если его не было рядом со своим ребёнком, тоже не волновался, ведь тот всегда был под чьим-то присмотром. Это первое.

Второе – это личный пример. Несколько лет назад я вообще прекратил выпивать спиртное, решил, что ни капли в рот не возьму до конца жизни. Почему? Неким сигналом для этого стала моя дочь. И хотя об этом обычно не принято говорить, но ведь надо быть честным перед собой. У меня, как у восточного человека, проблем с алкоголем никогда не было, но когда ты живёшь в Москве… Я долго работал в приходе помощником настоятеля. Жена говорила: «Ты живёшь на МКАДе». На работу вставал рано утром: приход находился в 46-ти километрах от дома. Уходишь – ребёнок еще спит, возвращаешься – уже спит. И он тебя видит лишь в тот момент, когда гости приходят. И каким тебя видит чаще всего твой ребёнок? Общаешься, выпиваешь, веселишься… Но разве жизнь из этого состоит?

И вдруг гляжу: какие-то слова не те моя дочка говорит, чувствую некоторое изменение отношения ко мне. А все оттого, что она практически не видела меня « труждающимся и обремененным». Она меня видела только весёлым, за столом. И я подумал: нет, так дело не пойдёт… К счастью, сейчас у меня образ жизни немножко изменился, и я целый день могу дома писать, работать с почтой, с компьютером. Это работа такая – папа пишет. Раньше было не так…

А сейчас мы разделены с нашими детьми. Мы где-то там работаем, дома нас нет. А если ещё мама «умная» пару слов скажет: «Да, знаю я, как они там работают!..», то как после этого ребёнок будет воспринимать родителей?.. У крестьян такой проблемы не было. Крестьянин находился со своими детьми с раннего утра до позднего вечера, и они всегда трудились вместе. Дети всегда видели своих родителей труждающимися, они и сами им помогали. Такого разделения просто не могло возникнуть.

Конечно, самая крепкая семья – патриархальная – раньше была крестьянская. И сейчас понимаешь, почему Ленин и вся его камарилья направили свои ядовитые стрелы с начала революции в самое сердце русской семьи. Вождь мирового пролетариата ненавидел крестьянство, потому что оно являло собой ядро, духовную основу русского государства. Тогдашняя деревня – не город с его увеселениями, тут крестьяне добывали свой насущный хлеб тяжёлым физическим трудом.

Единственная страна в мире – Россия, где основное население определяло себя как «крестьяне» – христиане. Исторически она всегда была аграрной страной: основное население были крестьянами. Ни французы, ни испанцы, ни итальянцы – крестьяне, которые стали крестьянами гораздо раньше нас, о себе так никогда не говорили. И только русский говорил: «Я христианин». Чтобы возрождать дух христианства в семьях, нужно возродить институт отцовства. Если не будет возрождена роль мужчины, конечно, не без участия, в первую очередь, самого мужчины, то не произойдёт и восстановление института семьи, а значит, нравственно здоровым общество быть не сможет. Даже самого немощного мужчину, самого плохого отца нельзя унижать. Если женщина, жена думает, что она тем самым зарабатывает себе авторитет – она глубоко заблуждается.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

О жертве, жертвенности и ее пределах / Православие.Ru

В одной подмосковной обители прихожане, как-то утром придя на службу, увидели внутри монастырских стен резво скачущего барашка. Руководство обители обратило на него внимание не сразу, а потом долго думало, что же с ним теперь делать. Откуда же взялся барашек? Выяснилось, что какой-то уроженец Кавказа в связи с исполнением молитвенных просьб и следуя традиции своего народа решил пожертвовать барашка монастырю, для чего и выпустил его прямо внутри обители. Это была его благодарственная жертва! Но как, оказывается, по-разному мы все понимаем жертву и жертвенность!

В Евангелии упоминаются две сестры Лазаря – Мария и Марфа. Обе любили Господа, и каждая по-своему старалась Ему послужить. Отношения каждой из них к Спасителю были настолько различны, что это легло в основу различения в христианской аскетике двух видов служений – Марии и Марфы. Служение Марии – образ духовного делания, всецелого устремления души ко Христу с забвением всего земного. Служение Марфы – жертвенная забота о ближних ради Христа.

Зная текст Евангелия, можно предложить провокационный вопрос: а Сам-то Христос кого из двух сестер ставил на первое место? Конечно, никто из нас не способен измерить Божию любовь. Но непосредственные слова Господа словно бы свидетельствуют, что Он выделяет Марию, которая, как сказано в Евангелии, благую часть избрала (см.: Лк. 10: 42). Однако если мы всмотримся внимательнее в строки Священного текста, то увидим следующее: «Иисус же любил Марфу и сестру ее и Лазаря» (Ин. 11: 5), – первой упоминается именно Марфа!

Дело в том, что служение Марфы – это бескорыстное, жертвенное служение ближним по образу Самого Христа, Который «не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф. 20: 28).

Лишь та любовь есть любовь настоящая, которая выражается делом. А находясь в стороне от страдающих, не оказывая реальной помощи бедствующим – в общем, не вступив на стезю Марфы, – вряд ли можно говорить о любви и о своем внутреннем стремлении к Богу.

Но тут-то и возникают вопросы: а что есть подлинная жертвенность? как понимать жертвенную любовь? да и что такое жертва вообще?

Оказывается, мы далеко не всегда вкладываем в понятие жертвы одинаковый смысл. Например, одна женщина как-то сказала: «Я свою свекровь не люблю, я не могу с ней долго рядом находиться, но я привожу ей продукты, терпеливо жертвую своим временем». То есть любви в данном случае нет, зато человек что-то от себя отнимает, вынуждает себя отдать это другому и называет подобное отношение жертвой.

А и правда, если сказать, что жертва – это только когда отнимаешь у себя и добровольно отдаешь другому что-то для себя очень значимое, то, в таком случае, жертва может оказаться вообще без любви. Более того, получается, что в сознании многих людей подобная жертвенность как бы компенсирует необходимость любви. Ты как бы откупаешься от любви своей хладнокровной жертвой. Относительно такой жизненной позиции в Священном Писании есть бескомпромиссные слова: «Если я раздам все имение мое… а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1 Кор. 13: 3). Значит, жертвенность без любви не настолько угодна Богу и не приносит должной пользы нашей душе? Действительно, в Евангелии Христос говорил все-таки о любви как главном сокровище сердца, с которым должна быть неразрывна и жертвенность: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13: 34–35). «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15: 12–13). То есть, с позиции Христовых заповедей, любовь – естественный источник жертвенности, когда не жалко отдать любимому что-то свое. «Любовь… милосердствует» (1 Кор. 13: 4), и иначе просто не может быть, когда есть любовь.

Конечно, к любви невозможно принудить, и хорошо уже то, что упомянутая выше женщина ездит к свекрови, помогает ей в чем-то. Святые отцы говорят, что даже понуждение себя к исполнению заповедей без сочувствия сердца все равно полезно для нас. Потому что душа обретает навык делать добро, а со временем может откликнуться и сердце. Но в упомянутом случае скорее видится выполнение долга, обусловленного семейными узами, обманчивая в связи с тем успокоенность: «хоть и не люблю, но жертвую, значит, исполняю положенный долг».

Возможно, вы согласитесь с тем, что если мы любим кого-то, то нам не жалко отдать ему всё самое дорогое, что у нас есть. Жалко ли было Авелю принести в жертву Небесному Отцу перворожденное от стад своих? Наверно, не жалко, ибо Авель любил Бога. Каин же поступил по принципу: «на Тебе, Боже, что мне не гоже», ибо относился к Всевышнему соответственным образом. И, как гласит предание, дым от жертвы Авеля сразу взошел к небу, тогда как от жертвы Каина клубился внизу, распространяя вокруг себя смрадный чад. И когда в храм мы несем то, что не жалко, потому что не нужно, – это не жертва, а прагматичное освобождение от ненужных вещей. Когда же отдаем другим то, что нам дорого, так что нам по естественным чувствам и расположенности было бы жалко расстаться с этим, но по любви мы легко и с радостью отдаем, – это настоящая жертва.

И дело вовсе не в качестве принесенного, как думают многие, ибо Бог принял две жалкие лепты вдовы, отвергая богатые приношения фарисеев, а все дело в сердце и чувствах души, в отношении нашего духа к Богу и ближним. Не имея к Нему любви, благоговения и желания близости с Ним, человек напрасно несет свои жертвы – зачем они Богу, когда Ему нужны не бездушные приношения, а живые сердца людей?

Поэтому, когда мы говорим: «жертвенная любовь», то подразумеваем: «жертва по глубокой любви». Не томная самоотдача и жертвование чем-то своим: деньгами, силой, временем, – вызывающее в душе лишь скорбь, досаду и борьбу со своей раздражительностью, а то совершенно очевидное, исключающее всякое сомнение пожертвование собой, которое естественно является при горячей, бескомпромиссной любви к другому.

Увы, человек, посещающий ближнего в больнице только чтобы исполнить заповедь, – формалист, который выполняет букву закона, но совершаемое им не находит отклика в его душе. Богу нужна живая душа и живое отношение к ближнему, а не холодно-мертвое соблюдение приличий и правил. Стало быть, жертвенность, милосердие, бескорыстная помощь должны исходить из сострадания. А сострадание – это не обязательно даже слова и дела, но это, прежде всего, наше внутреннее отношение к другим людям.

Однажды четырехлетний малыш, чей старенький сосед недавно потерял жену, увидел, что тот сидит и плачет. Ребенок зашел в его двор, залез к нему на колени и так с ним долго сидел. Когда его мама спросила, что же такое он говорил соседу, мальчик ответил: «Ничего. Я просто помог ему плакать». Мы часто страдаем от того, что не видим никакого сострадания, сочувствия у наших ближних. Хотя бы и малое сопереживание способно вершить чудеса.

В «Луге духовном» рассказывается, как в монастыре святого Феодосия жили два брата, давшие друг другу клятвенное обещание не разлучаться ни в жизни, ни в смерти. В обители они для всех были примером благочестия. Но вот один из них подвергся плотской брани и, будучи не в силах превозмочь ее, сказал другому: «Я решился уйти в мир». Не желая отпустить его одного, брат пошел вместе с ним в город. Подвергшийся плотской брани зашел в дом блудницы, а другой брат стоял вне, молясь и сильно страдая душою. Впавший в блуд, выйдя из дома, сказал: «Я уже не могу возвращаться в пустыню. Ты иди туда, а я останусь в миру». И брат его решил остаться с согрешившим в миру, так что оба они начали трудиться для своего пропитания. Они нанялись работать на строительстве монастыря, который возводил авва Авраамий. Впавший в блуд получал плату за двоих и каждый день отправлялся в город, где тратил деньги на распутство. Между тем другой постился все эти дни, молча делал свое дело и не говорил ни с кем. Мастера, видя ежедневно, что он не ест и не пьет и сосредоточен в себе, доложили обо всем святому Авраамию. Авва Авраамий позвал труженика к себе в келью и обратился к нему с вопросом: «Откуда ты, брат, и каково у тебя занятие?» Тот открылся ему во всем, заключив: «Ради брата я терплю все это, да видит Бог скорбь мою и да спасет его». «И Господь даровал тебе душу брата твоего!» – выслушав все, произнес Авраамий. Лишь только авва отпустил работника и тот вышел из кельи, как перед ним оказался его брат. «Возьми меня в пустыню, – воскликнул он, – да спасется душа моя!» И немедленно они удалились в пещеру близ святого Иордана и затворились там. Так собственным состраданием и самопожертвованием брат приобрел для жизни вечной душу брата. Прошло немного времени, и согрешивший брат, усовершенствовавшись в духе перед Богом, скончался. А другой остался в той же пещере, согласно клятве, чтобы и самому скончаться там же.

Жертвенная любовь – это не просто милостыня, которую богатый щедро уделяет от обилия даров своих, а сердечное проникновение в положение другого человека, когда ты не можешь не помочь ближнему и потому не думаешь в этот момент о себе.

Это такое сопереживание ближнему, когда его проблема становится твоей, и потому ты принимаешь на себя его скорбь для ее уврачевания. Такую любовь явил людям Христос, восприняв страдания за наши грехи на Себя, щедро даруя нам вечные блага.

Почему же мы редко встречаем жертвенность, взаимопонимание и отзывчивость?

Потому что преобладающее большинство людей стремится в жизни к личному комфорту, старается окопаться и закрепиться на каких-то позициях, наивно думая построить на земле незыблемое личное счастье. Достигая определенных результатов – создавая семью, воспитывая детей, добиваясь успехов на работе, – человек погружается в эйфорию покоя, отгораживаясь от бед окружающих его людей. Для того же, чтобы чувствовать страдающих и скорбящих, нужно отвергать обманчивое самозабвение. Необходимо внутреннее движение, а не застой, активность, а не пассивное пребывание в тихой заводи своего болота. Когда человек, наслаждаясь, загорает под солнышком, ему, естественно, не до замерзающих.

Герой М.Ю. Лермонтова Печорин признавался: «Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил». А не жертвует человек только тогда, когда любит больше себя, чем других; а если он и любит кого, то разве что ради собственного удовольствия, для себя, своего эгоистичного комфорта, любит как некую новую вещь, которая может пригодиться на время, но которой ты сам не обязан ничем.

И все же, указывая на жертвенную любовь, христианство тем самым показывает планку, до которой дотянуться каждому из нас достаточно трудно.

Одна благочестивая девушка росла без мамы, воспитывала ее бабушка. Девушка вышла замуж за студента семинарии, который вскоре стал батюшкой. Зажили счастливо, но однажды бабушка упала, сильно ушиблась, а потом осталась парализованной. В семье рождались один за другим малыши, батюшка часто служил на приходе и практически не имел возможности помогать молодой супруге, а она, бедная, была вынуждена нянчиться не только с вечно кричащей ребятней, но и с прикованным к постели пожилым человеком. Еще на целых два года жизнь молодой матушки стала практически невыносимой: у бабушки оказалось онкологическое заболевание, да такое, что она уже не могла принимать относительно твердую пищу, и приходилось протирать для нее всю еду, а потом кормить страждущую с ложечки, но глотала она с трудом и большую часть положенного ей в рот выплевывала. Каждые два часа, в том числе и в ночное время, бабушку следовало переворачивать с боку на бок во избежание пролежней. Когда бабушка умерла, ухаживавшая за ней матушка вздохнула с облегчением: «Всё, похоронила бабушку».

Да, она вздохнула с облегчением. Но разве кто-то дерзнет сказать, что она не имела любви или будто бы игнорировала родного человека, ставшего инвалидом? Просто иногда нам бывает настолько трудно, невыносимо тяжело, что освобождение от заботы, словно от удушающей ноши, мы воспринимаем как Божию милость, и здесь уже не до философских рассуждений, не до патетики о высоких чувствах любви. Да ведь и Сам Христос в преддверии величайших страданий, принятых именно по жертвенной любви к человечеству, в душевном содрогании молился: «Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия» (Мф. 26: 39).

Но ведь только что мы говорили, что когда есть жертвенная любовь, то не жалко отдать что-то свое другому. Значит ли это, что жертвенность, исходящая из любви, не предполагает усилий, что она реализуется всегда так легко и свободно? Если жертвенность включает возможность страданий ради любимого, то значит, здесь очевидны и тяжесть, и муки, и колебания. Христос пострадал за людей по любви к ним, легко ли Ему было страдать?

Подлинная жертва, таким образом, может включать и подвиг, усилие. Святитель Николай Сербский очень точно сказал: «Любовь – это радость, а цена любви – жертва. Любовь – это жизнь, а цена любви – смерть».

В этой связи зададим и более сложный вопрос: а всегда ли мы способны на жертвенность? И всякая ли жертва посильна для нас?

Увы, во взаимоотношениях современных христиан время от времени можно заметить такую картину. Понимая, что надо жить по евангельским заповедям, христианин соглашается помочь ближнему в определенных проблемах. Пытаясь участвовать в жизни ближнего, он берет на себя нагрузки, связанные с заботой о нем. Чувствуя, что мера этих нагрузок в определенный момент становится для него непосильной, христианин загоняет свое недовольство внутрь себя, думая, что надо терпеть, исполняя заповедь.

Поднатужившись еще немного, он все равно не выдерживает. Наступает момент, когда его недовольство прорывается наружу, причем в достаточно грубой форме: «Ты не благодарен мне», «Я для тебя столько сделал, а ты…» В итоге вместо исполнения заповеди мы видим грех озлобленности, а ранее близкие люди разрывают отношения, наглядно демонстрируя мирской принцип: меньше видимся – больше любим друг друга.

Безрассудно принятые на себя непосильные нагрузки способны довести до озверения. Ноша, взятая не по плечу, делает сердце равнодушным, холодным и жестким. Итог – не христианская жертвенность, равнозначная бескорыстной любви, которая не ждет за свое доброе дело даже обыкновенного «спасибо», а злоба, психотравмирующая личность и вносящая дисбаланс в жизнь.

Мы все несем в себе свои немощи. Все мы можем сорваться в каких-то ситуациях, не справившись с собой. Парадокс взаимоотношений заключается в том, что вместо простого решения проблемы участники взаимоотношений подчас идут самым трудным, окольным путем. Не лучше ли попытаться исправить ситуацию в тот самый момент, когда ты почувствовал, что не справляешься? Просто и ясно, без раздражения, со смирением объяснить всё ближнему, не доводя себя до озлобленности и не коря другого своей невозмещенной жертвенностью. Лучше не принимать ношу не по плечу, не думать наивно о себе как о великом подвижнике, способном горы свернуть и изменить жизнь окружающих тебя людей.

Ожидание же от других людей соответствующего восполнения твоей жертвы окончательно опустошает душу. Обида на неблагодарность не знает границ и пределов, и нет уже внутри ничего, кроме шипов и колючек, уязвляющих самого обиженного.

Странно и жалко слышать от христианина: «Я ему столько сделал, а он неблагодарен», как будто его обманули, разрушив расчет на отдачу и прибыль. Евангельские истины бескомпромиссны: всё, что сделано в ожидании благодарности, уже не добро, а корысть. И если Христос говорил: «Когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая» (Мф. 6: 3), то как мы вообще можем помнить, какое добро кому сделали?

Как важно понять, что, делая добро другим людям, мы не стремимся превратить их в должников, не пытаемся возложить на их шею иго, которое они должны со временем скинуть, делая в ответ добро нам. Милосердие – не депозиты в банке, возвращающиеся нам с процентами; милосердие – добродетель, изнутри преображающая душу.

Подлинная любовь не закабаляет других; она, напротив, способна вдохновить их к свободному проявлению себя в добром, проявлению не ради принятой помощи, а потому, что душа их тоже полюбила добро.

Помню, как мой друг по семинарии, ныне священник, однажды кому-то из просивших на улице сказал: «Спасибо, что вы приняли милостыню». И он на самом деле так считал, вовсе не ожидая от кого-либо благодарности. Жертвуя чем-либо, мы не покупаем других, напротив, мы радуемся, что нам представилась возможность сделать кому-то бескорыстно добро.

Что еще можно сказать о жертвенности, так это, пожалуй, то, что внешне одинаковые поступки могут иметь совершенно разную сущность. Ибо при внешне одинаковых действиях один человек исполнен сострадания и любви, другой же движим расчетливостью или желанием самоутвердиться. Например, не великое ли дело – отдавать свою кровь ради спасения ближних? Но кто-то сдает кровь ради выгоды. А в 1990-е годы в одной воинской части солдаты договорились сдать кровь, чтобы на вырученные деньги купить видеомагнитофон и смотреть пошлые фильмы. Люди жертвуют материальным, чтобы причинить вред своей бессмертной душе: отказывают себе во всем, чтобы лишний раз выпить или принять дозу наркотика. На Западе в одной жившей гражданским браком паре юноша заразился вирусом иммунодефицита. Его подруга решила продолжить свою с ним плотскую связь по любви к нему. Она жертвует собой и своим здоровьем, но ради чего? Ради того, чтобы максимально продлить плотское содружество, понимаемое ими как счастье. Как уместно здесь вспомнить сравнение преподобного Исаака Сирина: «Пес, который лижет пилу, пьет собственную свою кровь и, по причине сладости крови своей, не сознает вреда себе».

Итак, ценность всех наших жертв и самой нашей жертвенности определяется состоянием нашей души, содержанием сердца, его ценностями и святынями: наполнено ли сердце добром и любовью или своекорыстием и формалистикой, не зря в Священном Писании сказано: «Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни» (Притч. 4: 23).

Богатый правитель. Опасность богатства. Награда за жертвоприношение. Притча о работниках в винограднике. Комментарий

C. БОГАТЫЙ ПРАВИТЕЛЬ. ОПАСНОСТЬ БОГАТСТВА. НАГРАДА ЗА ЖЕРТВУ. ПРИТЧА О ТРУДЯЩИХСЯ В ВИНОГРАДНИКЕ.
(В Перее.)
a MATT. 19:16-20; б МАРК 10:17-31; в ОТ ЛУКИ 18:18—30.

      б  17 И когда он выходил в путь, а  вот, б  там бежал { а  пришел} b  один c  некий правитель b  к нему, и преклонил колени перед ним, и спросил а  и сказал, { c  говоря,} b 9 00 Добрый Учитель, что хорошо, что мне делать, чтобы иметь { b  наследовать c  наследовать} вечную жизнь? [Поведение этого молодого человека, когда он бежал и преклонял колени, показывает, что он очень хотел получить ответ на свой вопрос, а также то, что он испытывал большое благоговение перед Иисусом. Однако он, казалось, думал, что небеса можно получить, совершив какой-нибудь достойный поступок. Он ошибся, думая, что вечная жизнь есть награда за делая вместо того, чтобы развивать учение о «излишних делах».]

  19 И сказал ему Иисус: что ты называешь Меня благим? никто не хорош, кроме одного, даже Бог: a  Почему ты спрашиваешь меня о том, что хорошо? Есть тот, кто хорош [На адрес молодого человека, а именно: «Добрый Учитель», Иисус отвечает: «Почему звонишь» и т. д., и на его вопрос: «Какая хорошая вещь» и т. д. Иисус отвечает: «Зачем спрашивать» и т. д. Правитель, используя невнимательный, условный язык легкомысленных, взял на себя необоснованную вольность со словом «хорошо». Иисус показывает, что, если бы его речь использовалась искренне, это побудило бы его провозгласить великую веру, ибо он обращался к Иисусу по титулу, который принадлежит только Богу, и задал Иисусу вопрос о том, чем является только Бог. приспособлен говорить. Поскольку правитель не использовал этот язык искренне, Иисус оспорил его слова. Вызов показал правителю, что он невольно исповедал божественность Иисуса, и таким образом заставил его задуматься над чудесным фактом, о котором заявили его собственные уста. Это сделано потому, что юноше нужно было верить в божественность Иисуса, чтобы выдержать испытание, которому он должен был подвергнуться — 1 Иоанна 5:5.] но если хочешь войти в жизнь, соблюди заповеди. [Отсылая правителя к заповедям, Иисус не только отвечал на вопрос о обретении жизни, но и подчеркивал исповедание своей божественности, содержащееся в вопросе: «Зачем спрашивать» и т. д. Бог, знающий добро, имел открыл это добро в заповедях, которые он дал. Тем не менее правитель просил Иисуса быть мудрее Божьего откровения и изложить закон или правило добра в дополнение к уже данному, и такого характера, чтобы более полно обеспечить достижение жизни, повинуясь ему. Вопрос правителя раскрывает ту общую слабость человека, которая побуждает его обращаться к своим ближним за религиозным и нравственным наставлением; забывая, что только Бог может установить абсолютные стандарты добра. Следует также отметить, что юноша, находясь под законом, данным через Моисея, получил повеление обрести жизнь. Если бы человек подождал до этого времени, он был бы направлен к этому новому закону, и от него потребовалось бы повиновение. Сравните Деяния 2:37 Деяния 2:38; 2 Фессалоникийцам 1:8, и др. ]

  18 Говорит Ему: какой? И сказал Иисус:

  c  20 Ты знаешь заповеди, твори { a  не прелюбодействуй} c  не прелюбодействуй, { a  не убий} 5 a 900,0 c 9000 c  не укради, { a  } c  не лжесвидетельствуй, b  не обманывай,

  a  19 Почитай отца твоего и мать твою; и возлюби ближнего твоего, как самого себя.

[Правитель по-прежнему искал какую-то выдающуюся заповедь, но ему сослались на последние шесть Декалога, которые в то время нарушались чаще, чем первые четыре. Вместо последней заповеди «Не пожелай» Иисус заменяет ее эквивалентом: «Не обижай» и «Возлюби ближнего твоего, как самого себя», причем последняя является кратким изложением всех шести — Римлянам 13:9. ]

  b  20 И он   a  20 Молодой человек говорит { b  сказал} ему: Учитель, c  Все это я наблюдал с юности. a  чего мне еще не хватает? [Он соблюдал эти заповеди, насколько знал свое сердце и насколько понимал их значение.]

  b  21 И Иисус c  когда услышал это, b глядя на него [пристально глядя искренне и испытующе на него] полюбил его агапан. » См. Раздел 93] , и сказал ему, c  Одного тебе еще не хватает [прямой ответ на прямой вопрос «Чего недостает» и т. д.]

a  Если хочешь быть совершенным [ i. e., в соблюдении заповедей и в обеспечении вечной жизни— Иакова 2:10 ] , иди, продай то, что имеешь, c  продай все b  все, что имеешь, c  и раздай { b  дай} c  { a  } бедным, и будете иметь сокровище на небесах: и приходите, следуйте за Мною. [Приказ продать все не общий, а особый приказ, необходимый в данном случае, 1. Чтобы рассеять самообман правителя. С отрицательной стороны его характер был хорошим, а с положительной — несовершенным. Он не причинил ближнему никакого вреда, но и добра ему сделал очень мало. 2. Проявить беспристрастность. Приглашение Иисуса показывает, что правитель желал подвергнуться испытанию, которое другие ученики приняли и о котором вскоре после этого говорит Петр. Павел также был богат самодовольством, как и этот человек, но с радостью пожертвовал всем, чтобы следовать за Христом (Филиппийцам 3:6-9).). Более того, ссылка на сокровище на небесах и приглашение следовать за Христом проверяли послушание правителя первым четырем заповедям Десятисловия, сжатым в большом резюме или первой заповеди. (Матфея 22:37. От Матфея 22:38.) Хотя правитель, возможно, не полностью осознавал это, те, кто слышал разговор, должны были впоследствии быть поражены великой истиной, что правитель был призван сделать свой выбор, будет ли он любить Христа. или миру, будет ли он служить Богу или маммоне. Вся эта сцена является иллюстрацией учения, выраженного Павлом, что законом не может быть оправдана никакая плоть (Римлянам 3:20), ибо совершенство требуется от тех, кто приближается к Богу на этом пути; поэтому те, кто все сделал, все еще нуждаются во Христе, чтобы вести их.]

  a  22 Но когда юноша услышал эти слова { c  эти вещи} b  лицо его упало при этих словах, c  , он очень огорчился; b  и ушел в печали: c  ибо он был очень богат. b  у него было большое имущество. [Он не обиделся на экстравагантность требований Иисуса, ибо он не был одним из самых закоренелых богачей. Он принадлежал к тому классу, который почти уравновешивает Христа и свое богатство. Это повествование показывает нам, как бескомпромиссно Иисус придерживался принципов. Хотя правителю было жаль отворачиваться, и хотя Иисус любил его, однако Господь ни на волосок не изменил его требования приобрести влиятельного ученика. ]

  c  24 Иисус, увидев его b  огляделся кругом и сказал { a  сказал} ученикам Своим, b  как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! a  Истинно говорю вам: трудно богатому войти в Царство Небесное. [ 1 Тимофею 6:9 1 Тимофею 6:10 1 Тимофею 6:17-19 . Следует помнить, что Иуда услышал эти слова всего за несколько дней до того, как продал своего Господа.]

  b  24 И дивились ученики словам Его. Но Иисус опять говорит им в ответ: дети! как трудно богатствам войти в Царствие Божие! [Христианину разрешено иметь и пользоваться богатством, но обладание им становится грехом, когда тот, кто им владеет, начинает доверять ему или каким-либо образом допускает, чтобы оно мешало его обязанностям или отношениям с Богом.]

  a  24 И еще говорю вам,

  c  25 Ибо удобнее верблюду войти в { b  пройти} сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие.

[Игольное ушко здесь — это ушко буквальной иглы, и выражение было вошло в пословицу, чтобы указать на то, что было абсолютно невозможно. Лорд Джордж Ньюджент (1845–1846) представил объяснение, согласно которому Иисус имел в виду двое городских ворот: большие для вьючного скота и малые для пешеходов. Этот меньший сейчас называется «Игольное ушко», но нет никаких свидетельств того, что он так назывался во времена нашего Спасителя. На самом деле, как замечает каноник Фаррар, у нас есть все основания полагать, что эти меньшие ворота получили свое название в последние годы из-за усилий тех, кто пытался смягчить это высказывание Иисуса.]

  a  25 Услышав это, ученики весьма изумились,

  c  26 И слышавшие сказали: { b  говоря} Ему, 05 b 900 6 a   Тогда кого можно спасти?

  a  26 И Иисус b  смотря на них, говорит:

{ c  27 Но Он сказал:} b  Человекам это невозможно, но не Богу: ибо все возможно Богу. c  Невозможное для людей возможно для Бога.

[Иудеи привыкли смотреть на обладание богатством как на свидетельство божественной милости, и головы апостолов были полны видениями богатств и почестей, которыми они будут наслаждаться, когда Иисус установит свое царство. Неудивительно поэтому, что они были поражены, обнаружив, что богатому невозможно войти в это царство, и что, кроме того и хуже всего, богатство как бы исключает из самого спасения: что даже этот добродетельный богач, этот образец совершенства, не мог иметь вечной жизни, потому что цеплялся за свое богатство. Но их утешало заверение Иисуса, что хотя для спасения некоторых людей может как бы потребоваться чудо, в то время как другим требуются только простые средства, все же можно доверить милостивому, могущественному Богу преодолеть препятствия. Ни один человек не может спасти себя сам, так что в каждом случае спасения Бог призван помочь человеку совершить невозможное. Бог может так воздействовать на сердце богатого человека, чтобы сделать его раздающим благословения. ]

A 27, затем ответил на Петр

C 28 и B начал говорить ему, { A и сказано ему,} B LO, мы оставили все, { C . наши,} b  и последовали за тобой. а  что тогда будем?

[Отрицательное поведение богача напомнило ученикам их собственное положительное поведение, когда они столкнулись с подобным кризисом (Луки 5:11), и «все», что они оставили, отнюдь не было презренным, хотя, возможно, ни один из них можно было бы сказать, что он владел большими владениями. Поэтому упоминание о сокровищах на небе заставило Петра задуматься о том, какое вознаграждение они получат, чтобы компенсировать их жертву.]

  28 И сказал им Иисус: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, в возрождении, когда Сын Человеческий сядет на престоле славы Своей, и вы сядете на двенадцати престолах, судить двенадцать племена Израиля. [Под термином «возрождение» Иисус в данном случае подразумевает период, в течение которого будет происходить процесс возрождения людей; я. э., г. период посреднического царствования. После своего вознесения Иисус сел на свой престол (Деяния 2:33–35; Евреям 1:13; Матфея 25:31; 1 Коринфянам 15:24–28). И в следующий день Пятидесятницы он начал этот процесс возрождения. Возведя себя на престол, Иисус возвел и апостолов не как царей, а как судей, обладающих юрисдикцией над всеми вопросами веры и практики в земном царстве. Во время своего личного служения они судили лично; и с тех пор они судят по своим писаниям. Правда, у нас есть письменные сообщения только от части из них, но приговоры, вынесенные одним из судейской коллегии с известным одобрением всех, являются приговорами всей судебной коллегии. Более того, судьи в церкви Христа — истинного Израиля — а не над буквальными двенадцатью коленами Иакова. И опять же, не все двенадцать, слышавшие тогда Иисуса, были на престоле, ибо Иуда упал со своего места до дня возведения на престол, а Матфий и Павел были впоследствии присоединены к этой группе. Здесь Иисус приводит число судей в соответствие с числом колен, чтобы показать, что будет достаточно суда, соизмеримого с необходимостью. ]

  29 И каждый { b  Нет человека, который} a  оставил дома, { b  дом,} c  или жену, или братьев, b , или мать, или сестру  отец, c  или родители, b  или дети, или земли, ради меня, { a  имени моего ради,} b  и ради Евангелия, c  ради Царства Божьего,

  30 кто не получит во много раз больше в это время и в мире грядущем жизни вечной.

  b  30 но он получит во стократ ныне, в это время, дома, и братьев, и сестер, и матерей, и детей, и земли, с гонениями; и в мире грядущем наследуют вечную жизнь.

[Награды христианского самоотречения здесь разделены на две части — временную и вечную. Земные радости — награды «в это время» — перевесят жертвы, принесенные во имя Царства. Возвращение, конечно, будет не в натуральной форме, дом за дом, отцы за отца и т. д., а духовные отношения и благословения, которые с избытком компенсируют все, что было отдано (Матфея 12:49). ; 1 Тимофею 4:8). Но эти радости смешаются с горечью гонений, ибо никакое наслаждение не может быть совершенным в этом мире, а только в наследии, которое лежит за его пределами— 1 Петра 1:4.]

  30 первый; и первые , которые последние.

  b  31 Но многие , которые первые, будут последними; а последний первый.

[Обещание большого воздаяния, которое только что дал Иисус, могло побудить некоторых трудиться не ради любви, а ради вознаграждения, которое можно было бы пожинать таким образом. Иисус исправляет этот дух своим утверждением и следующей притчей, иллюстрирующей его и заканчивающейся тем же смыслом. См. стих 16 ниже.]

  a  1 Ибо Царство Небесное подобно человеку, который был , который вышел рано утром нанять работников. [Он вставал рано, потому что рабочий день начинался с восходом солнца.]

  2 И когда он договорился с рабочими о шиллинге в день tfg.cgi?section=T#»>Section он послал их в свой виноградник. , шестой полдень, девятый около трех и двенадцатый около шести. Поскольку продолжительность дней различалась, продолжительность часов различалась. Самый длинный день в Палестине составляет четырнадцать часов и двенадцать минут, самый короткий — девять часов и сорок. — восемь минут, так что час самого длинного дня будет равен семидесяти одной минуте, а самого короткого — всего сорок девять минут, следовательно, ни один из часов не будет в точности соответствовать нашему, кроме шестого. или полдень] , и увидел других, стоящих на рынке без дела;

  4 а им сказал: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, дам вам. И они пошли своим путем.

  5 Опять вышел около шестого и девятого часа и сделал то же.

  6 И вышел около одиннадцатого часа и нашел других стоящих; и говорит им: что вы стоите здесь целый день праздно?

  7 Ему говорят: за то, что нас никто не нанял. Он говорит им: идите и вы в виноградник.

  8 И когда даже наступило

[время заселения — Левит 19:13 ; Второзаконие 24:15 ] , говорит господин виноградника управителю своему [смотрителю своему] , Позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых. [Таким образом, следуя порядку, указанному в стихе 30 выше. Лорд платил последним первым, чтобы показать, что они получают такую ​​же заработную плату, как и те, кто трудился весь день.]

  9 И когда они пришли, что были наняты около одиннадцатого часа, они получили каждый по шиллингу.

  10 И когда пришли первые, они предполагали, что получат больше

[видя щедрость господина к тем, кто проработал только один час, они ожидали, что они получат такую ​​же щедрость, пропорциональную их часам службы] ; , и они также получили по шиллингу на каждого.

  11 И, получив, возроптали на домохозяина,

  12 говоря: эти последние пробыли , но один час, и Ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной.

  13 Но он ответил и сказал одному из них

[ответ одного взят как пример того, что он сказал им всем] , Друг, я не сделал тебе ничего плохого: разве ты не согласился со мной за шиллинг?

  14 Возьми свое и иди своей дорогой

[не переставай спорить] ; я хочу дать этому последнему, как и тебе.

  15 Разве не позволено мне делать со своими, что хочу? Злой ли глаз твой, потому что я добрый?

[Сглаз — синоним ревности. Он возник из-за злобного взгляда, с которым зависть смотрит на свой объект (Марка 7:22; 1 Царств 18:9; Притчи 23:6–8; 28:22; Второзаконие 15:9). Господин не сделал ничего плохого тем, кто трудился дольше всех, ибо он заплатил им то, что они выторговали и заработали. Если он решил быть щедрым с теми, чьи несчастья помешали им быть нанятыми ранее в тот же день, ни у кого не было веских оснований роптать.]

  16 Итак, последние будут первыми, а первые последними [Смысл этой притчи часто неправильно понимают те, кто не обращает внимания на изречение, которым Иисус начинает и заканчивает ее. Эта максима действует как гарантия при ее толковании; притча также, в свою очередь, предохраняет от неправильного понимания максимы. Максима не может быть применена к Иуде; ибо, хотя он тогда был в почете, а потом впал в немилость, тем не менее он стоит вне пределов максимы, истолкованной притчей, ибо в притче и первый, и последний были приняты и вознаграждены их господином, тогда как Иуда был отвергнут Христом и не получил никакой награды. Следовательно, термин «последние» следует применять к тем, кто был включен в число принятых работников, а не к тем, кто был исключен из этого класса. вечная жизнь. Виноградник представляет поле работы Господа в мире. Вечер — это завершение христианского домостроительства и пришествие Христа на суд. Притча, как она разворачивается и развивается, предполагает, что награда ни в коем случае не была получена за врожденные заслуги и труды тружеников, а скорее была дарована из-за желания со стороны домохозяина в этом отношении, подобно тому, как даруется вечная жизнь. , не по заслугам, а по благодати завета (Римлянам 2:6 Римлянам 2:7; 4:3-5; 5:16-21). Основная цель притчи — показать, что более продолжительный труд не обязательно, как могли бы подумать апостолы и другие, дает право на получение более высокой награды. Степени различия, без сомнения, будут, но они не имеют значения в общем завете благодати, в котором всем нам предлагается один великий дар. В подарок может быть не меньше, чем вечная жизнь, должно быть по необходимости различие в соотношении услуг, оказываемых за нее, так как она будет дарована восьмидесятилетнему человеку и ребенку, Павлу, исповедовавшему свою веру на протяжении многих лет. труда и умирающего разбойника, перешедшего к своей награде, в то время как его голос исповеди как бы еще звенел в ушах тех, кто его слышал (1 Коринфянам 15:8-11; 2 Тимофею 4:6-9) . Ропот и зависть тех, кто трудился дольше всех, — это просто часть параболической драпировки, введенной для того, чтобы выявить ответ домохозяина и прояснить мысль, которую следует проиллюстрировать. Не будет зависти среди тех, кто унаследует жизнь вечную. Однако, говоря таким образом о зависти и показывая ее неэффективность, Иисус предупреждает нас, чтобы мы были готовы не лелеять ее. Притча не предназначена для того, чтобы научить тому, что характеры людей в грядущем мире будут точно такими же. Павел не будет Петром, а Мартин Лютер не будет тождественен Хью Латимеру и Джону Ноксу. Бог может даровать вечную жизнь характеру, который мы формируем, но мы должны быть осторожны с тем, какой характер мы привносим, ​​чтобы получить дар. Урок в том, что работы ценятся качественно , а не количественно. Притча также не может быть правильно использована для того, чтобы поощрить надежду на покаяние на смертном одре. Это, безусловно, учит тому, что, как бы мало труда ни выполнял человек в винограднике; то есть, если он действительно дитя Бога. Но действительно ли человек, раскаивающийся на смертном одре, становится чадом Божьим, это другой вопрос, и притча его не затрагивает. Конечно, одиннадцатичасовой работник, который простаивал весь день без дела только потому, что его никто не нанимал, и который пришел в виноградник, как только его призвали, не может представлять человека, который каждый час своей жизни был призван Евангелием. , но отвергал все призывы, пока его солнце не опустилось так низко, что он знал, что сможет сделать немногое, когда придет. Чтобы представить этот класс грешников, одиннадцатичасовые люди должны были быть приглашены рано утром и должны были ответить: «Нет, еще слишком рано, мы не пойдем сейчас». Затем их должны были позвать в третий, шестой и девятый час, и каждый раз они должны были оправдываться одинаково легкомысленно, затем, наконец, в одиннадцатом часу, они должны были сказать: «Ну, как вы платите человек столько же за час работы, сколько за дневную работу, и так как мы очень хотим получить ваши деньги, мы думаем, что мы сейчас идти «. Если бы они действовали таким образом, то маловероятно, что они вообще нашли бы ворота виноградника открытыми для себя. Однако такова жестокая практика, к которой некоторые люди пытаются обращаться с Богом.]

5 историй истинного библейского жертвоприношения

На протяжении всей жизни нам всем придется чем-то жертвовать. Мы жертвуем временем, чтобы построить важные для нас отношения. Мы жертвуем своими деньгами, чтобы инвестировать их во благо. Мы жертвуем своей энергией, чтобы служить другим, которые, возможно, не в состоянии служить себе. В конечном счете, жертва — один из лучших способов показать любовь. На протяжении всей Библии нам дается множество примеров людей, которые олицетворяют истинную жертву и вдохновляют нас жить лучше, чем мы сами.

Фото: © Getty Images/Kristi Linton

Прочитайте больше

Слайд 1 из 5

Авраам отпустил своего сына

Он сказал: «Возьми сына твоего, единственного твоего, Исаака, которого ты любишь, и пойди в землю Мориа, и принеси его там во всесожжение на одной из гор, на которой Я скажу тебе. Авраам встал рано утром, оседлал осла своего и взял с собою двух отроков своих и Исаака, сына своего. И нарубил дров для всесожжения, и встал, и пошел на место, о котором сказал ему Бог. (Бытие 22:2-3 ESV)

Аврааму было 100 лет, когда он увидел исполнение данного ему Богом обещания иметь сына. Представьте его удивление, когда Бог попросил его принести в жертву того самого сына. Без сомнения, Авраам встал, чтобы сделать именно то, к чему призвал его Господь.

Когда Авраам собирался принести в жертву своего сына, ангел воззвал, чтобы остановить его. Затем Бог уготовил барана в кустах, чтобы он принес его в жертву вместо своего сына. Хотя Аврааму не нужно было приносить в жертву своего сына, он был готов.

Авраам был готов пожертвовать своим благословением, чтобы быть послушным Тому, Кто благословил его в первую очередь. Он был готов отказаться от всех своих мечтаний, планов и надежд на будущее, потому что верил, что нет ничего, что он мог бы отдать ради Бога, чего Бог не мог бы восстановить.

Фото: © Getty Images/rudall30

Предыдущий

Слайд 2 из 5

Моисей отказался от оправданий

«И ныне, вот, вопль сынов Израилевых дошел до меня, и я также увидел притеснение, которым угнетают их египтяне.   Приди, я пошлю тебя к фараону, чтобы ты вывел народ Мой, сынов Израилевых, из Египта».   Но Моисей сказал Богу: «Кто я такой, чтобы мне идти к фараону и вывести сынов Израилевых из Египта?»   Он сказал: «Но Я буду с тобою, и вот тебе знамение, что Я послал тебя: когда ты выведешь народ из Египта, ты будешь служить Богу на этой горе. ” (Исход 3:9-12 ESV)

Хотя Моисей был евреем, он вырос в египетском дворце. Когда он стал старше и понял, как плохо обращаются с его народом, он набросился на египтянина, который бил еврея, и убил его. Затем он убежал и начал жить за пределами Египта, пока Бог не призвал его вернуться в Египет и спасти Свой народ.

У Моисея было несколько причин, по которым он не мог быть тем, кто освободит израильтян из Египта, но Бог не принял ни одного из его оправданий. В конце концов, Моисей набрался смелости, чтобы оставить новую удобную жизнь, которую он создал для себя, и ответить на призыв Бога избавить Свой народ из Египта. Моисей пожертвовал своим комфортом, своими планами и своим желанием. Результатом его жертвоприношения стало освобождение миллионов евреев из Египта.

Фото: © Getty Images

Предыдущий

Слайд 3 из 5

Руфь заложила свое будущее

Но Руфь сказала: «Не уговаривай меня оставить тебя или вернуться от следования за тобой. Ибо, куда вы пойдете, я пойду, и где вы ночуете, там я ночую. Твой народ будет моим народом, и твой Бог моим Богом.   Там, где ты умрешь, я умру, и там я буду похоронен. Да сделает со мной то же и еще больше Господь, если что-нибудь, кроме смерти, разлучит меня с тобой».   И когда Ноеминь увидела, что она полна решимости пойти с ней, она больше ничего не сказала». (Руфь 1:16-18 ESV)

После смерти мужа и свекра свекровь Руфи умоляла ее вернуться на родину. Ее свекровь, Наоми, рассудила, что у нее будет больше шансов найти мужа, если она уйдет, предлагая лучшую гарантию безопасности и защиты. Невестка Руфи ушла домой, а Руфь решила остаться с Ноеминь.

Руфь пожертвовала безопасностью своего будущего, чтобы остаться рядом с Наоми. Она была готова пожертвовать надеждой на будущие отношения с мужем, чтобы почтить отношения, которые у нее были с Наоми. В конце концов, Руфь выйдет замуж за Вооза, члена семьи Ноемини, и родит от него ребенка, который затем будет потомком Иисуса. В конце концов, Руфь получила все, чем была готова пожертвовать.

Фото: © Lightstock

Предыдущий

Слайд 4 из 5

Мария отдала свою репутацию в руки Божьи

И ангел ответил ей: «Дух Святой сойдет на тебя, и сила Всевышнего осенит тебя; поэтому родившийся ребенок будет назван святым — Сыном Божьим. Ибо для Бога нет ничего невозможного». И Мария сказала: «Вот, я раба Господня; да будет мне по слову твоему». И ангел удалился от нее. (Луки 1:35-37 ESV)

Мария была молодой женщиной, готовой выйти замуж за Иосифа. Вся ее жизнь была спланирована, пока ее не встретил ангел, чтобы сообщить ей, что она родит Мессию, которого долго ждал ее народ. Мэри не знала, как это произойдет, но она должна была знать, что это рождение изменит все.

Она была готова пожертвовать своими планами, удобством и даже своей репутацией. Только представьте, что другие думали о ней из-за того, что она забеременела до того, как вышла замуж за Иосифа. Даже Иосиф собирался отменить их брак, пока к нему во сне не явился ангел. Бог использовал готовность Марии пожертвовать своей жизнью, чтобы принести спасение миру.

Фото: © Getty Images

Предыдущий

Слайд 5 из 5

Иисус отдал свою жизнь

Нет большей любви, чем то, что кто положит душу свою за друзей своих. (Иоанна 15:13 ESV)

Жертвоприношения Авраама, Моисея, Руфи и Марии являются отражением большей жертвы, которая будет принесена. Иисус предлагает нам величайшую жертву из всех. Он не только пожертвовал Своей жизнью на кресте, но и принёс много жертв во время Своей жизни.

Послание к Филиппийцам 2:6-8 говорит нам: «Кто, хотя и был в образе Бога, не почитал равенства с Богом за что-то важное, но сделался ничем, приняв образ раба, родившись по подобию мужчин. И, оказавшись в человеческом образе, смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной». (Филиппийцам 2:6-8 ESV)

Иисус пожертвовал Своей божественной привилегией ходить по этой земле в качестве хрупкого человека, подобного нам, чтобы жить совершенной жизнью, которую Он затем пожертвовал бы ради прощения наших грехов и искупления наших душ . Его жертва показывает, что Он действительно предлагает величайшую любовь из всех.


Кристина Паттерсон  — жена и домохозяйка со страстью поощрять женщин в любви к Иисусу Христу и истине Божьего Слова. Когда она не складывает белье и не играет в кубики, вы найдете ее с головой, погруженной в Библию или комментарии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *