03.05.2024

Православие смерть души: ДУША ПОСЛЕ СМЕРТИ. ГЛАВА 10. КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ПРАВОСЛАВНОГО УЧЕНИЯ О ПОСМЕРТНОЙ СУДЬБЕ ДУШИ.

Сайт Горловской и Славянской епархии

Протоиерей Константин Лисняк

«Думают люди в Ленинграде и Риме, что смерть — это то, что бывает с другими», — пела когда-то группа «Сплин» и была абсолютно права: никто из нас не верит в возможность внезапной смерти, хотя несчастные случаи происходят повсюду. Влияет ли каким-то образом такая смерть на душу человека и его загробную жизнь? Выясняли у протоиерея Константина Лисняка, благочинного Соледарского округа.

 

Смерть неестественна

Размышляя над нашей сегодняшней темой, невольно вспоминаешь слова из известного романа Михаила Афанасьевича Булгакова: «Да, человек смертен, но это было бы ещё полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен». Смерть противоестественна. Священники практически каждый день совершают отпевания, видят человеческое горе, стресс, душевные травмы. Люди не представляют, как и зачем дальше жить без своих близких. Это вновь и вновь подтверждает мою мысль: смерть неестественна, человек был создан Богом для жизни. Потому так отвратителен оскал смерти, вырывающей его из жизни, семьи и общества, разрывающий его естество. Бессмертная душа без тела — это уже не человек, и тело без души — тоже не человек, а останки. Я думаю, что помнить о смерти надо всегда, по крайней мере, важно почаще себе о ней напоминать — это дисциплинирующий фактор жизни христианина, который помогает правильно выбрать цель жизни.

 

Чему учит Евангелие

Что о внезапной смерти говорит Христос? «В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их. Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете. Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете» (Лк. 13:1-5).

Господь обращает наше внимание на то, о чём должен задуматься человек, когда видит людей, внезапно погибших от несчастного случая. Надо думать о смерти и покаянии, о том, что можем так же погибнуть. Человеку свойственна убеждённость, что с ним ничего плохого не случится, потому что с ним никогда ничего не случалось — для этого есть даже какой-то специальный психологический термин. Но несчастные случаи происходят, даже если мы в них не верим. Происходят часто и регулярно. К слову, совсем недавно, 15 ноября, наша Церковь молилась о жертвах дорожно-транспортных происшествий.

 

Вопросы без ответов

У человека, чей родственник или близкий погиб от несчастного случая, конечно же, возникает множество вопросов: по какой причине это произошло, почему именно с этим человеком, а не с кем-то другим? Каждый день падают самолёты, сталкиваются автомобили, случаются землетрясения или какие-то иные природные катаклизмы. Можно выйти за хлебом и не вернуться, потому что сосулька на голову упадёт. Почему, зачем так происходит?

У одного из богословов я читал мнение, что есть ряд вопросов, на которые ответа просто нет. Смерть детей, несчастные случаи, теракты — мы не знаем, почему Господь попускает их. Бог есть любовь, и вдруг такое. Мы как люди верующие понимаем, что тот, кто верит в случай, отрицает бытие Божие. Весь мир объят и пропитан действием Промысла Божия, всеблагого и спасительного для всех нас. Но есть вопросы, на которые невозможно найти ответ даже в религии — как с точки зрения Священного Писания, так и из учения святых отцов. Дерзнём надеяться, что ответы на них мы получим, когда предстанем пред Богом — если у нас будет возможность спрашивать и говорить.

 

Можно ли быть готовым к внезапной смерти?

В церковном языке есть понятие «наглой смерти». В покаянном каноне есть такое прошение: «Сохрани мя от наглыя смерти», — то есть смерти внезапной, неожиданной, такой, к которой человек не готов. Мы должны молиться, чтобы вместо неё Господь дал нам христианскую кончину — «непостыдну, мирну», — чтобы помиловал нас на Страшном суде. Верующие люди об этом просят по несколько раз на каждом богослужении. Почему? — потому что Господь в чём застанет, в том и судить будет.

Вспомним Евангелие: «Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш придет» (Мф. 24:42). Бодрствование — это покаянное настроение души, внимание к себе, внутренняя духовная концентрация. Всё перечисленное плюс молитва и добродетельная христианская жизнь — вот база, на которой зиждется наша надежда на мирную непостыдную смерть. Остальное — как Бог даст. Конечно, когда молишься, надеешься на милость Божию, уповаешь, что Господь сохранит.

 

Не все несчастные случаи случайны

Современные люди живут диаметрально противоположно. Руферы, которые бегают по крышам, всевозможные блогеры, которые снимают себя на краю пропастей и небоскрёбов, любители экстремальных видов спорта рискуют жизнью ради эффектного снимка или поста в соцсетях. Почему так происходит? Наверное, во многом виновата молодость. У молодёжи нет страха смерти. Чем человек моложе, тем меньше он понимает всю серьёзность и ценность жизни. Почему и в армию берут молодых — они не боятся расстаться с жизнью, потому что в смерть не верят. У них какой-то внутренний психологический иммунитет ко всему этому. А вот человек пожилой уже понимает ценность жизни, у него другое отношение.

Современный мир сходит с ума. Он ищет адреналин, где может, всеми возможными способами: парашюты, мотоциклы, байки. От потери смысла жизни люди вытворяют страшные вещи с бесценным даром жизни, относятся к нему абсолютно безответственно, что приводит к катастрофическим последствиям. Здесь нельзя не упомянуть алкоголь и наркоманию. Раньше священники не отпевали утопленников, которые погибли в состоянии алкогольного опьянения, потому что такая смерть приравнивалась к самоубийству — а ведь всё это ничем не отличается от экстремальных развлечений, о которых мы упомянули. Поэтому можно смело сказать, что несчастные случаи отличаются не только своей формой, но и сутью. Порой оказывается, что не такие уж они и случайные: человек сам предопределил эту плачевную участь.

 

Чья вина?

Нередко смерть — это не только итог жизни человека, но и её визитная карточка: как человек жил, так он и умирает. Святые угодники Божии, будто засыпая, тихо и мирно отходили ко Господу. А грешные люди, особенно закоренелые грешники, умирают, как правило, тяжело, в муках и страшных болезнях.

Смерть от несчастного случая может очень сильно влиять на душу человека, если учитывать, по чьей вине это несчастный случай произошёл. В зависимости от этого ответственность перед Богом человек будет нести разную. Одно дело, если пьяный водитель сбивает мирных людей на пешеходном переходе, и другое — пешеход, который решил испытать судьбу и перебежать дорогу в неположенном месте. В каждом случае пешеход умирает от несчастного случая, но в первом случае он невиновен, а во втором вина на нём. Ещё страшнее, если из-за беспечности человека вместе с ним гибнут те, кто был рядом. Жизнь человека бесценна, и тот, по чьей вине гибнут невинные люди, будет нести особый ответ после смерти.

 

О тайне Промысла Божия

Но бывает в несчастном случае и иной смысл. Мне вспоминается эпизод из жития о молодом послушнике одного старца-подвижника. Юноша ушёл в город, чтобы купить хлеба и пополнить скудные запасы. Там он встретил пышную похоронную процессию: хоронили вельможу, человека порочного и недостойного. Звучала музыка, за гробом шли плакальщицы — словом, всё было организовано на широкую ногу. Послушник удивился увиденному. Вернувшись в келью, он обнаружил, что случился ужасный несчастный случай: его духовного отца растерзал дикий зверь. Он возопил в небо: «Господи, не сойду с этого места, пока Ты мне не объяснишь, что происходит! Бессовестный нечестивец, порочный сребролюбец удостоен таких похорон и почестей, а старец, который усиленно молился пятьдесят лет и каялся в грехах, умирает так ужасно!»

Господь послал юноше ангела, который сказал: «У этого богача было в жизни одно доброе дело, за которое ему Господь воздал такими пышными похоронами. А у старца твоего был один грех с юных лет, который он оплакивал всю жизнь. Господь, попуская такую кончину, даровал ему прощение и пребывание в обителях Его». Эта притча показывает, насколько всё сложно у Бога. Мы не можем знать, почему люди умирают так или иначе. Слава Богу, что нам не дано никого судить, что это не наша прерогатива, не наши полномочия. Мы можем только, увидев какие-то ситуации, ужаснуться и сделать из них какие-то выводы, приобретать жизненный опыт и стараться не попадать в те или иные обстоятельства.

Записала Екатерина Щербакова

О СМЕРТИ И ПОМИНОВЕНИИ УСОПШИХ

Как выдержать горе при смерти близкого человека? 

Горевать не надо. Надо усиленно молиться за умершего, и станет легче – почувствуется связь с ним. Ведь близкий человек не умер, а перешѐл в другой, вечный мир, ибо бессмертная душа человека – от Бога, к Богу и уходит. 

Эта жизнь временна и наполнена разными скорбями, и никто не может их избежать. А близкий человек теперь избавился от всех этих земных скорбей, и будет вечно жить в другом мире, где «нет ни болезни, ни печали, но жизнь бесконечная». Весь род человеческий идѐт туда – здесь никто остаться не может. 

Надо ли закрывать зеркало, если кто-то из родных умер? 

Если зеркало возбуждает заботу о внешности, отвлекает внимание от молитвы о усопшем, то его можно закрыть. 

Как совершается последнее целование умершего? Надо ли при этом креститься? 

Прощальное целование умершего происходит после его отпевания храме. Целуют в венчик, положенный на лоб покойного или прикладываются к иконе в его руках. Крестятся при этом на икону. 

Что делать с иконой, которая была в руках умершего при отпевании? 

После отпевания умершего икону можно взять домой, а можно оставить в храме. В гробу икону не оставляют. 

Что положено употреблять в пищу на поминках? 

По традиции после погребения собирается поминальный стол. На поминках вкушают особую пищу – кутью (рис с мѐдом или изюмом), блины, кисель. В постный день и пища должна быть постной. 

К сожалению, укоренился дурной обычай поминать за этим столом усопшего вином и водкой с обильной закуской. То же самое повторяется и 
девятый, и в сороковой дни. Это грешно и постыдно со стороны христиан – совершать такое поминовение, приносящее невыразимую скорбь новопреставленной душе, которой в эти дни выносится решение Божьего Суда, и она жаждет особенно усердной молитвы к Богу. 

Как помочь усопшему? 

Облегчить наказание умершего грешника вполне возможно, если творить за него частые молитвы и раздавать милостыню. Хорошо ради усопшего потрудиться для Церкви или в монастыре. 

Что читать по усопшему на Пасхальной неделе? 

На Пасхальной неделе по усопшему не следует читать Псалтирь, а заменить еѐ чтением пасхального канона и пасхальных песнопений, повторяя их, или Святого Евангелия, даже и у гроба мирянина. 

Существует поверье, что до сорокового дня нельзя ничего отдавать из вещей умершего.

Верно ли это? 

А когда надо ходатайствовать за подсудимого – до суда или после него? Так и здесь: душа проходит мытарства, совершается суд, надо ходатайствовать за неѐ: молиться и совершать дела милосердия. Надо 
делать добро за усопшего: жертвовать в монастырь, в церковь, раздавать вещи умершего, покупать священные книги и дарить верующим до сорокового дня, а не после него. 

Для чего нужна смерть тела? 

Для многих людей смерть является средством спасения от духовной гибели. Так, например, дети, умирающие в раннем возрасте, не знают греха. 

Смерть сокращает сумму общего зла на земле. Что представляла бы из себя жизнь, если бы вечно существовали убийцы-Каины, предающие Господа Иуды, люди-звери Нероны и другие им подобные? Поэтому смерть тела не «нелепа», как про неѐ говорят люди мира, а необходима и целесообразна. 

Для чего совершается поминовение усопших? 

Пока человек жив, он способен каяться в грехах и творить добро. Но после смерти эта возможность исчезает, остаѐтся лишь надежда на молитвы живых. После смерти тела и частного суда душа находится в преддверии вечного блаженства или вечных мук. Это зависит от того, как была прожита краткая земная жизнь. Но многое зависит и от молитвы за умершего. Жития святых угодников Божиих содержат множество примеров того, как по молитве праведников облегчалась посмертная участь грешников – вплоть до их полного оправдания. 

Какое поминовение усопших является самым важным? 

Самое важное поминовение – проскомидия, ибо вынутые из просфоры частички за усопших погружаются в Кровь Христову и этой великой жертвой очищаются грехи. 

Что означают 3-й, 9-й, 40-й дни после кончины человека? Что необходимо делать в эти дни? 

Согласно учению Православной Церкви, в третий день после кончины душа проходит страшный путь воздушных мытарств, где злые духи истязают еѐ во всех греховных делах, словах и помышлениях. Этот путь труден и прискорбен даже для праведника. В этот день Церковь молится о душе, чтобы по грехам своим она не была низведена в место мучения. 

В девятый день после кончины душа предстаѐт на поклонение Богу. это время Церковь молится о почившем, прося причислить его к девяти ликам ангельским. 

В сороковой день душа в последний раз является к Богу для поклонения и получения от Него определѐнного места, в котором она будет находиться до времени Страшного Суда Божия. 

Во все эти дни очень важно заказывать поминание усопшего в Церкви, подав записки на Литургию и (или) панихиду – более короткую заупокойную службу. 

Можно ли заказать панихиду по усопшему, если он католик? 

Частная, келейная (домашняя) молитва об инославном усопшем не запрещается – можно поминать его дома, у гроба прочесть псалмы. Но чин отпевания и панихиды составлены с уверенностью, что умерший и отпеваемый был верным членом Православной Церкви. Будучи вне Церкви при жизни, еретики и раскольники ещѐ дальше отстоят от неѐ после смерти, ибо тогда для них закрывается сама возможность покаяния 
обращения к свету истины. Вполне естественно поэтому, что Церковь не может приносить за них умилостивительной бескровной жертвы и никакой молитвы вообще. 

Можно ли заказать панихиду по усопшему некрещѐному? 

Некрещѐных Церковь не может поминать по той причине, что они жили и умерли вне Церкви – не были еѐ членами, не были возрождены к новой, духовной жизни в Таинстве Крещения, не исповедовали Господа Иисуса Христа и не могут быть причастны к тем благам, которые Он обещал любящим Его. 

Об облегчении участи душ умерших, не сподобившихся Святого Крещения, и младенцев, умерших во чреве матери или при родах, православные христиане молятся (обычно читают канон) святому мученику Уару, испрашивая его ходатайства перед Богом и веря в силу его заступления. Подобное поминовение усопших, по смирению и послушанию Церкви перенесѐнное на нашу домашнюю молитву, будет намного ценнее в очах Божиих и отраднее для самих усопших, чем совершѐнное в храме, но с нарушением Церковного Устава.

 

Кто такой новопреставленный, приснопоминаемый? 

В течение сорока дней после кончины усопшего называют новопреставленным. В памятные для усопшего дни (кончины, именин, рождения) он именуется приснопоминаемым или приснопамятным. 

Что можно сделать для усопшего, если его погребли без отпевания?

Надо прийти в храм и заказать заочное отпевание, а также сорокоуст, панихиду. 

Молятся ли за нас усопшие?

Мѐртвые уже не молятся, а требуют молитв и забот об их душах от живых. Но когда их грехи очищены молитвами, верой и делами живых, тогда молитва поминовения обращается на пользу души поминающего. 

Надо ли служить панихиду по младенцу? 

По младенцам не надо служить панихид – достаточно поминать их на проскомидии. Панихиды служат о прощении грехов, а на проскомидии приносится жертва. Так как у младенцев нет сознательных грехов, то при их погребении просят не о прощении грехов, а об упокоении.

 

Можно ли молиться о упокоении самоубийц и поминать их храме? 

В основе самоубийства лежит неверие в Промысл Божий и отчаяние – это смертные грехи. Смертные потому, что не дают места покаянию, удаляют от человека спасающую Божию благодать. Человек добровольно и всецело отдаѐт себя во власть диавола, преграждает к себе все пути для благодати. Как же для него будет возможно воздействие этой благодати? Вполне естественно, что Церковь не может приносить за таких людей умилостивляющей бескровной жертвы и никакой молитвы вообще. 

Единственное исключение – когда самоубийство совершено в состоянии невменяемости (психическое заболевание). Но в каждом отдельном случае вопрос о том, можно ли допускать церковное поминовение самоубийцы (в частности, его отпевание), должна решать церковная власть в лице епархиального архиерея. 

Частная, домашняя молитва об упокоении самоубийц не запрещается, но лучше это делать с благословения духовника.  

Можно ли заочно отпеть погибшего в войну, если неизвестно место его захоронения? 

Можно, а полученную после заочного отпевания землю надо крестообразно посыпать на любую могилку. 

Правда ли, что на 40-й день поминовение усопшего надо обязательно заказать сразу в трѐх храмах, либо в одном, но последовательно три службы? 

Сразу после смерти принято заказывать в Церкви сорокоуст. Это ежедневное усиленное поминовение новопреставленного в течение первых сорока дней – до частного суда, определяющего участь души за гробом.

Сорокоуст можно заказать в нескольких храмах, монастырях. Чем больше будет молитвенников за усопшего, тем лучше. 

Можно ли заказать панихиду по не отпетому усопшему?

Можно заказать панихиду, но надо и отпеть заочно. 

Правда ли, что на Радоницу поминают самоубийц? Что делать, если, поверив этому, регулярно подавали в храм записки о поминовении самоубийц?

За самоубийц Церковь не молится никогда. Надо покаяться в содеянном на Исповеди и больше так не поступать. Все сомнительные вопросы следует разрешать со священником, а не верить слухам. 

Что такое родительская суббота? 

В определѐнные дни года Церковь творит поминовение всех почивших христиан. Панихиды, которые совершаются в такие дни, именуются вселенскими, а сами дни – Вселенскими родительскими субботами. Утром в родительские субботы обязательно служится заупокойная Литургия, во время которой поминаются все усопшие христиане. После такой Литургии бывают и общие панихиды. 

Когда бывают родительские субботы? 

Почти все родительские субботы не имеют постоянного числа, а связаны с переходящим днѐм празднования Пасхи. Суббота мясопустная бывает за восемь дней до начала Великого поста. Родительские субботы бывают на 2, 3 и 4-й седмицах Великого поста. Троицкая родительская суббота – накануне дня Святой Троицы, на девятый день после Вознесения. В субботу, предшествующую дню памяти великомученика Димитрия Солунского (8 ноября по новому стилю) бывает Димитриевская родительская суббота.  

Можно ли молиться о упокоении после родительской субботы? 

Молиться о упокоении можно и нужно всегда. Это долг живых перед усопшими, выражение любви к ним, так как сами усопшие уже не могут за себя молиться.

 

Какие ещѐ есть дни поминовений усопших? 

Радоница – через девять дней после Пасхи, во вторник после Светлой седмицы. В Радоницу с усопшими делятся радостью Воскресения Господа, выражая надежду и на их воскресение. Сам Спаситель сошѐл во ад проповедовать победу над смертью и извѐл оттуда души ветхозаветных праведников. От этой великой духовной радости день этого поминовения носит название «радуница», или «радоница». 

Поминовение усопших воинов совершается Православной Церковью 9 мая, в праздник Победы над фашистской Германией. Воины, на поле брани убиенные, поминаются и в день Усекновения главы Иоанна Предтечи (11 сентября).  

Зачем надо приносить в храм продукты? 

Верующие приносят в храм различную снедь для того, чтобы служители Церкви помянули усопших за трапезой. 

В прежние времена во дворе дома, где был усопший, в наиболее значимые для души дни (3-й, 9-й, 40-й) накрывали поминальные столы, за которыми кормили нищих, бездомных, сирот, чтобы было много молитвенников за умершего. За молитву и, особенно, за милостыню прощаются многие грехи, и облегчается загробная участь. Затем эти поминальные столы стали ставить в храмах в дни вселенского поминовения всех от века скончавшихся христиан с той же целью – помянуть усопших. 

Что такое канун?

Канун (или канунник) – это специальный стол, на котором стоит Крест с Распятием и устроены лунки для свечей. Перед кануном служат панихиды. Здесь ставят свечи и можно положить продукты для поминовения усопших. 

Какие продукты можно положить на канун? 

Обычно на канун кладут хлеб, печенье, сахар – всѐ то, что не противоречит посту (так как может быть и постный день). Можно пожертвовать на канун лампадное масло, кагор.   

Если человек умер в сплошную седмицу перед Петровым постом, это что-либо означает?

Ничего не означает. Господь только тогда прекращает жизнь человека, когда видит его готовым к переходу в вечность или же когда не видит никакой надежды на его исправление. 

Как садовник знает, когда вызрел плод (ибо никуда не годен как недозрелый, так и перезрелый плод), так и Бог знает наилучшее время перехода человеческой души в вечность. Душа должна проявиться в добре или во зле подобно фотографии в проявителе. Благодаря этому химическому реактиву на одном фото видно омрачѐнное лицо, а другое с течением жизни проявляет красоту души, становится ликом. Такое фото ставят на почѐтное место и любуются им. С проявителем можно сравнить жизнь, в течение которой своими делами каждый «проявляется» в сторону добра или зла, спасения или погибели. 

Какая душа не проходит мытарств после смерти? 

От воздушных мытарств бывает избавлена только та душа, которую Господь сподобил с полной верой причаститься в час смерти.  

Говорят, что умершие на Светлой седмице получают Царствие Небесное. Так ли это? 

Это верно не для всех. Тот, кто жил благочестиво, делал добрые дела, носил крест, каялся, причащался в Великом посту – тот действительно сподобляется блаженной жизни в вечности. 

Почему надо причащаться в дни памяти родных: в девятый, сороковой дни после кончины? 

Особое поминовение усопших совершают в 3-й, 9-й, 40-й день, а далее в годовщины смерти и в дни тезоименитства (именины). Молитва будет действеннее, если поминающий в эти дни сам причастится Тела и Крови Христовых. 

Сколько дней носят траур по усопшему? 

Существует традиция сорокадневного ношения траура по усопшему близкому человеку, так как на сороковой день душа умершего получает определѐнное место, в котором она будет находиться до времени Страшного Суда Божия. Именно поэтому до сорокового дня требуется усиленная молитва о прощении грехов усопшего, и внешнее ношение траура призвано способствовать внутренней сосредоточенности и вниманию к молитве, удерживать от активного вовлечения в прежние житейские дела.  

Надо ли в годовщину смерти близкого родственника идти на кладбище?

Главными днями памяти усопшего являются годовщины кончины тезоименитства. День кончины – это день второго рождения, но уже для новой – не земной, а вечной жизни. Прежде чем посетить кладбище, следует прийти в храм к началу службы и подать записку с именем усопшего для поминовения в алтаре (лучше, если это будет поминание на проскомидии). 

Можно ли кремировать усопших? 

Тело усопшего желательно предать земле. Кремация – это чуждый Православию обычай, заимствованный от восточных культов. Даже если усопший завещал кремировать себя, нарушить эту предсмертную волю не грешно. 

Можно ли в году смерти матери выходить замуж?

Как можно веселиться на свадьбе, если недавно умерла мать? Лучше перенести свадьбу на время после годовщины смерти матери. Ведь выйдя замуж, дочь будет занята проблемами своей семьи, а самый близкий человек – усопшая мать – останется без еѐ молитвенной помощи.  

Не надо забывать, что вечно живая душа усопшего испытывает великую потребность в постоянной молитве за нее, потому что сама уже не может творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Бога.

Поэтому молитва за усопших близких – долг каждого православного христианина. 

Что делать, если снится умерший человек? 

Это означает, что его душа просит молитвы. Если бы разверзлась бездна, в которой находятся души усопших, то открылась бы трогательная картина их безмолвной мольбы к живым – мольбы о том, чтобы помогли им молитвами. Поэтому надо пойти в храм и подать записки о поминовении, лучше на длительный срок. 

Что делать, если после смерти близкого человека мучает совесть о неправильном отношении к нему при жизни? 

Для умершего человека живущий может сделать гораздо больше, чем когда тот был жив. Усопшие очень нуждаются в молитве и подаваемой за них милостыне. Поэтому надо все свои силы отдать молитве: читать дома Псалтирь, подавать в храм записки о поминовении, кормить нищих и бездомных, помогать старым и больным и просить их поминать усопшего. А чтобы успокоилась совесть, надо пойти в храм на Исповедь и искренне рассказать священнику все, в чем она обличает. 

Что делать при посещении кладбища? 

Придя на кладбище, надо прибрать могилу. Можно зажечь свечу. Если есть возможность, пригласить священника для совершения литии. Если такой возможности нет, то можно самостоятельно прочитать краткий чин литии, предварительно приобретя в храме или православном магазине соответствующую брошюру. По желанию можно прочитать акафист о упокоении усопших. Просто помолчать, вспомнить покойного. 

Можно ли устраивать «поминки» на кладбище? 

Не следует есть или пить на кладбище. Особенно недопустимо лить водку в могильный холм – этим оскорбляется память покойного. 

Обычай оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба «для усопшего» является пережитком язычества и не должен соблюдаться православными. 

Не надо оставлять на могиле еду – лучше отдать еѐ нищему или голодному.  

Надо ли в Пасху, Троицу, День Святого Духа идти на кладбище? 

Воскресные и праздничные дни следует проводить в молитве в храме Божием, а для посещения кладбища существуют особые дни поминовения усопших – родительские субботы, Радоница, а также годовщины кончины и дни тезоименитства усопших. 

Можно ли при посещении кладбища брать с собой собаку? 

На кладбище, особенно в ограду, где находится храм, брать собак нельзя.


Есть ли жизнь после смерти?

Что такое смерть?

Люди психосоматичны, мы союз души и тела. Смерть есть расторжение этого союза, отделение тела от души. Наши тела составные — состоят из разных частей — и поэтому после момента смерти тело начинает распадаться и распадаться на составные элементы, возвращаясь в землю, из которой оно было взято. Душа же проста — она не состоит из частей — и поэтому не претерпевает тления, как тело, а остается неповрежденной и после смерти.

Библия ясно говорит, что «Бог не сотворил смерти и не любит губить живых. Ибо Он сотворил все, чтобы они имели свое бытие […] Ибо праведность бессмертна: а нечестивые люди своими делами и словами призвали ее к себе» (Премудрость Соломона 1:13-16). Мы не были созданы для смерти, но навлекли на себя смерть грехом (т. е. отвержением от Источника Жизни, которым является Бог). Бог не сделал нас естественно смертными или бессмертными по своей природе, но дал нам выбор между смертностью и бессмертием. Когда человечество выбрало смерть, он допустил это, «чтобы зло не существовало вечно». Однако он не оставил нас на смерть, но дал нам также возможность восстановления и бессмертия, вочеловечившись в лице Иисуса Христа.

Что Библия говорит о жизни после смерти?

Хотя в Библии часто говорится о грядущем воскресении мертвых, в ней мало внимания уделяется опыту души после физической смерти (т. е. в ожидании воссоединения с телом при воскресении). Однако это не совсем молчание, и история о богаче и Лазаре (Луки 16), в частности, дает нам некоторые важные идеи:

  1. Душу праведника сопровождают ангелы (16:22). В другом месте у Луки мы видим душу неправедного человека, требуемую бесами (12:20).
  2. Душа остается в сознании и сохраняет свою личность.
  3. Он испытывает состояние утешения — «Лоно Авраамово» — или мучение, описанное как Аид (16:23).
  4. Помнит свою жизнь на земле (16:25) и сохраняет привязанность к близким (16:27-28).

Момент смерти

Во время полунощницы в субботу молимся:

«О Владыка, да укроет меня рука Твоя и да сойдет на меня милость Твоя, ибо душа моя рассеяна и скорбит при выходе ее из сего убогого и оскверненного тела моего, дабы злой замысел супостата не постиг ее и не заставил споткнуться в мрак за неведомые и известные мне грехи, накопленные мною в этой жизни. Будь милостив ко мне, Владыка, и да не увидит душа моя темных ликов злых духов, но да примут ее Ангелы Твои светлые и сияющие».

По существу, мы продолжаем поддерживать в смерти компанию, которую мы сохранили при жизни. Если мы провели свою жизнь в обществе ангелов, то есть жизнь в вере во Христа, то те же самые ангелы придут, чтобы сопровождать нашу душу в момент смерти; если мы провели свою жизнь в компании демонов — жизнь эгоизма, отвержения Бога и безразличия к ближнему — это «друзья», которых мы встретим после смерти.

Это, конечно, происходит не только при смерти. Невидимый мир всегда окружает нас. Однако мы, как правило, не осознаем этого факта, потому что воспринимаем окружающий мир через физические ощущения тела. Однако, когда душа покидает тело, она может видеть только своими «чувствами» и поэтому осознает это ангельское присутствие.

Частный суд

Присутствие ангелов и демонов в момент смерти также представляет собой напоминание нашей совести о наших хороших и плохих делах и характерах. Больше не ослепленные ложными удобствами и тщетными заботами этого мира, мы внезапно способны — по крайней мере, до некоторой степени — увидеть правду о том, кто мы есть. Если мы еще не раскаялись и не смирились со своими недостатками и недостатками, это будет неприятный опыт; форма суждения.

Этот частный суд совести — в отличие от общего суда, где все предстанут перед судилищем Христовым — определит, будет ли это временное состояние души, ожидающей воссоединения с телом, переживаться как блаженство или мучение. Оба эти переживания не рай и не ад, а частичное предвкушение этих двух состояний.

Молитва об умерших

Как души умерших остаются в сознании и сохраняют осознание (или хотя бы память) о тех, кого они оставили, так и мы осознаем тех, кто ушел от нас, и молимся для них: чтобы им был дан покой со святыми, и чтобы они не понесли осуждения в Судный день.

В отличие от латинской церкви, Православная церковь не имеет концепции чистилища, где это промежуточное состояние представляет собой процесс очищения огнем.

Воскресение и суд

В Символе веры мы исповедуем, что Иисус «снова грядет во славе судить живых и мертвых, и Его царство будет иметь один конец». Мы также добавляем: «Я жду воскресения мертвых и жизни будущего века». 0063 все человека — живые на тот момент и уже умершие — могут «сойтись с Господом на воздухе» (1 Фессалоникийцам 4:15-17), как это было принято у жителей города выйти и встретить короля, когда он приблизится.

Подобно тому, как воскресение Христа было физическим воскресением (Луки 24:39), так и это общее воскресение мертвых будет также физическим воскресением, воссоединением души и тела и возвращением человеческой личности в ее естественное единое состояние.

Суд, таким образом, есть не суд душ, а суд всей человеческой личности — тела и души, — потому что жизнь, за которую нас судят, была прожита не только душой, но и всей человеческой личностью. Более того, вечность, в которую мы вступаем после того Суда, есть не бестелесная духовная реальность, а бытие, включающее и тело (хотя и в преображенном и совершенном виде). Это относится не только к нашим телам, но и ко всему физическому миру, который будет обновлен: «Ибо вот, Я творю новое небо и новую землю» (Исайя 65:17).

Рай и Ад

Бог совершенен и самодостаточен, он не подвержен изменениям, и мы не можем говорить о том, что Бог имеет человеческие эмоции. Библия использует антропоморфный язык и приписывает эмоции Богу — например, гнев Бога, — но это поэтические приемы. Бог есть любовь в самом Своем существе, и наши действия не могут повлиять на эту совершенную любовь. Вот почему Христос говорит: «Любите врагов ваших и молитесь за гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного». Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5:45). Бог одинаково любит самого святого и самого страшного грешника.

Это относится и к православному представлению о рае и аде. Когда мы говорим о суде, это подразумевает наше прибытие в присутствие Бога, видение Его таким, каков Он есть (1 Иоанна 3:2), и одновременное видение самих себя такими, какие мы есть на самом деле. То, как мы переживаем эту встречу и сопутствующую самореализацию, мы описываем как «рай» и «ад».

Как учат Отцы Церкви, свет небесный и адский огонь суть одно и то же: присутствие Божие. Человеку, который провел свою жизнь в кромешной тьме, а потом вдруг вышел на яркий свет, этот свет покажется невыносимым и мучительным. Напротив, человек, чьи глаза приспособлены к свету, будет воспринимать тот же самый свет как нечто радостное и приятное. Так и со светом Божиим.

Таким образом, ад — это не проявление Божьей ненависти или отсутствия прощения, а скорее Его абсолютное уважение к человеческой свободе, без которой любовь — и, следовательно, рай — была бы невозможна. Как однажды написал писатель К. С. Льюис: «Врата ада заперты изнутри».

Выдержки из Души после смерти


МОЛИТВА ЗА МЕРТВЫХ

Насколько важно поминовение за Литургией, видно из следующего случая: До обретения мощей преподобного Феодосия Черниговского (189 г.6), священник-монах (прославленный старец Алексий Голосеевской Пустыни Киево-Печерской Лавры, умерший в 1916 г.), проводивший облачение мощей, утомившись, сидя у мощей, задремал и увидел перед собой святого, который сказал ему: «Благодарю тебя за трудя меня. Умоляю и вас, когда будете служить Литургию, помянуть мою родителей» и дать им имена (иереи Никита и Мария). Святитель, испроси моих молитв, когда сам станешь у Престола Небесного и даруешь милостью Божией? — спросил священник-монах. — Да, это правда, — ответил св. Феодосия, «но приношение на Литургии сильнее моего молитва».

Поэтому им благотворны панихиды и молитва приюту усопших, как и добрые дела, сделанные в их память, такие как милостыня или пожертвования в церковь. Но особенно полезно для них поминовение за Божественной литургией. Там были многочисленные явления мертвых и другие события, которые подтверждают, насколько благотворно поминовение умерших. Многие умершие в покаянии, но не сумевшие явить это пока они были живы, освободились от мучений и обрели покой. в Церковные молитвы всегда возносятся об упокоении усопших, а в день Сошествия Святого Духа, в коленопреклоненных молитвах за вечерней есть даже особое прошение «для тех, кто в аду».

Св. Григорий Великий, отвечая в своих «Диалогах» на вопрос: «Есть ли что-либо, что может принести пользу душам после смерти?» учит: «Святой Жертва Христа, нашей спасительной Жертвы, приносит великую пользу душам и после смерти, при условии, что их грехи (таковы), что они могут быть прощены в грядущей жизни. По этой причине души умерших иногда просят, чтобы за них вознесли Литургии… Чем безопаснее путь, естественно, состоит в том, чтобы делать для себя в течение жизни то, что, как мы надеемся, сделают для нас другие после смерть. Лучше уйти свободным человеком, чем искать свободы после того, как цепи. Поэтому мы должны презирать этот мир всем сердцем, как если бы его слава уже израсходованы, и каждый день приносим свою жертву Богу со слезами, когда мы приносим в жертву Его священная Плоть и Кровь. Только эта Жертва имеет силу спасти душу от вечного смерти, ибо она таинственно представляет нам смерть Единородного Сына» (9).0092 Диалоги IV: 57, 60, стр. 266, 272-3).

Св. Григорий приводит несколько примеров того, как умершие являлись живым и просили или благодарить их за совершение Литургии об их упокоении; когда-то тоже а пленника, которого его жена считала мертвым и по которому она велела отслужить Литургию в определенный дней, вернулся из плена и рассказал ей, как был освобожден от цепей на несколько дней — те самые дни, когда за него была отслужена Литургия. ( Диалоги IV: 57, 59, стр. 267, 270).

Протестанты вообще считают церковную молитву об умерших чем-то несовместимым с необходимостью найти спасение прежде всего в этой жизни: «Если можешь быть спасен Церковью после смерти, то зачем бороться или искать веру в этой Жизни? Будем есть, пить и веселиться…» Конечно, никто, придерживающийся такой философии, не когда-либо достигал спасения по молитве Церкви, и очевидно, что такой аргумент довольно искусственно и даже лицемерно. Молитва Церкви не может спасти того, кто не желающий спасения, или который сам никогда при жизни не боролся за него. В некотором смысле можно сказать, что молитва Церкви или отдельных христиан о мертвый человек — всего лишь еще один результат жизни этого человека: за него не будут молиться, если он сделал что-то в течение своей жизни, чтобы вдохновить такую ​​молитву после его смерти.

Святой Марк Эфесский также обсуждает этот вопрос церковной молитвы об умерших и улучшение, которое она приносит в их состоянии, приводя в пример молитву св. Григорий Двоеслов за римского императора Траяна – молитва, вдохновленная добрым делом этого языческого императора.

* Эти имена были неизвестны до этого видения. Через несколько лет после канонизации В монастыре, где он когда-то был настоятелем, что подтвердило эти имена и подтвердило видение. Увидеть жизнь старейшины Алексис в Православный Благовестник , Сан-Франциско, 1967, № I.

ЧТО МЫ МОЖЕМ СДЕЛАТЬ ДЛЯ МЕРТВЫХ

Каждый из нас, кто желает проявить свою любовь к мертвым и оказать им реальную помощь, лучше всего может сделать это через молитву о них, и в особенности через поминовение их на Литургии, когда частицы, вырезанные для живых и мертвых, пасть в Кровь Господню со словами: «Омой, Господи, грехи тех, здесь поминается Твоей Драгоценной Кровью, молитвами Твоих святых». нет ничего лучше или большего для умерших, чем молиться за них, вознося поминовение их на Литургии, В этом они всегда нуждаются, а особенно в те сорок дни, когда душа умершего идет своим путем к вечным обителям. Тело тогда ничего не чувствует: оно не видит своих близких, собравшихся, не чует аромат цветов, не слышит надгробных речей. Но душа чувствует возносимые за него молитвы и благодарен тем, кто их возносит, и духовно близки им.

О родные и близкие умерших! Делайте для них то, что им нужно и что это в ваших силах. Трать свои деньги не на внешнее украшение гроба и могилы, но для того, чтобы помочь нуждающимся, в память о своих близких, которые умерли, за церкви, где за них возносятся молитвы. Прояви милосердие к мертвым, позаботься об их души. Перед всеми нами стоит один и тот же путь, и как мы будем желать вспомнил в молитве! Поэтому будем сами милосердны к мертвым.

Как только кто-то скончался, немедленно позвоните или сообщите священнику, чтобы он прочитал «Молитвы об исходе души», которые положено читать над всеми Православные христиане после смерти. Постарайтесь, если возможно, устроить отпевание в церкви и чтение Псалтири над усопшим до похорон. Похороны не обязательно выполнено тщательно, но обязательно должно быть полным, без сокращений; думай в это время не о себе и своем удобстве, а о покойнике, с которым ты расстаешься навсегда. Если в храме одновременно находятся несколько усопших, не отказывайтесь, если вам предложат отпевать всех вместе. Это лучше для отпевание двух и более усопших одновременно, когда совершается молитва собравшиеся близкие будут тем пылче, чем на несколько похорон обслуживаться по очереди и услуги из-за нехватки времени и энергии, сокращенный; потому что каждое слово молитвы об усопшем подобно капле воды для жаждущий человек. Непременно устройте тотчас же отслужение сорокадневной поминки, то есть ежедневное поминовение за Литургией в течение сорока дней. Обычно в церкви, в которых идут ежедневные службы, умершие, чьи отпевания отслужили там поминают сорок дней и дольше. Но если отпевание в церкви, где ежедневных служб нет, родственники сами должны позаботиться о заказе сорокадневное поминовение везде, где есть ежедневные службы. Также хорошо отправить взносы на поминовение в монастыри, а также в Иерусалим, где есть постоянная молитва на святых местах. Но сорокадневный мемориал он должен начать немедленно после смерти, когда душа особенно нуждается в помощи в молитве, и поэтому следует начинать поминки в ближайшем месте, где совершаются ежедневные службы.

Позаботимся о тех, кто ушел в мир иной прежде, как, чтобы сделать для них все, что можем, помня, что «блаженны милостивые, ибо они

ВОСКРЕСЕНИЕ ТЕЛА

Однажды всему этому тленному миру придет конец, и вечное Царство Рассвет Неба, где души искупленных, соединенные со своими воскресшими телами, пребудет вечно со Христом, бессмертным и нетленным. Тогда частичная радость и слава которую души знают и теперь на небесах, сменится полнотой радости нового творение, для которого был создан человек; но те, которые не приняли спасения, которое Христос пришли на землю, чтобы предложить человечеству вечно мучиться вместе со своими воскресшими тела в аду. Св. Иоанн Дамаскин в последней главе своего Точная экспозиция Православной Веры , хорошо описывает это конечное состояние души после смерти:

«Мы также верим в воскресение мертвых, ибо действительно будет одно, будет воскресение мертвых. Теперь, когда мы говорим воскресение, мы имеем в виду воскрешение тел. Ибо воскресение есть воскресение падшего. Но, поскольку души бессмертны, как они воскреснут? Ну, если смерть определяется как отделение души от тела, воскресение есть совершенное воссоединение души и тела, и воскресение растворившегося и падшего живого существа. Следовательно, очень тело, испорченное и разложившееся, само восстанет нетленным. Для того, кто образовал оно в начале из праха земного не в силах поднять его снова после того, как оно снова было растворено и возвращено в землю, откуда оно было взято решение его Творца…

«Вот, если бы душа одна участвовала в состязании за добродетель, то она бы тоже быть коронованным в одиночку; и если бы оно одно предавалось удовольствиям, то оно одно могло бы быть справедливо наказан. Но так как душа без тела не следовала ни за добродетелью, ни за пороком, то она будет как раз для того, чтобы они получили свое возмездие вместе…

«И так, с нашими душами снова соединились с нашими телами. которые станут нетленным и отложим тление, мы снова восстанем и предстанем перед страшным судилище Христово.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *