таблица ППП
Выполнила Галеева Ксения 1 курс 4 подгруппа
Таблица «Психические познавательные процессы»
ППП, определение | Функции(назначение) | Виды, формы, операции | Механизмы (физиологические основы) | Свойства, особенности, др. характеристики | Приемы развития | |||||||
3.Внимание— это направленность и сосредоточенность психической деятельности на объекте, имеющем для личности ситуативную или постоянную значимость, при одновременном отключении всего остального. | 1.отбор значимых раздражителей. 2.Удержание важных раздражителей. 3.Контроль и регуляция. | 1.Непроизвольное 2.Пропроизвольное 3.Послепроизвольное | Совместная деятельность коры головного мозга и подкорки(выпол. Функцию фильтра и генератора. | Свойства внимания: 1.Произвольное
2.Непроизвольное
Рассеянность- это свойство внимания. | —
Тест «Черно-красная таблица
Горбова-Шульте — Таблицы Шульте | |||||||
1. Ощущение – простейший психический процесс, отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений непосредственно воздействующих на органы чувств. | Источник познания мира. Доведение до ЦНС состояния внешней и внутренней среды. | 1. По рецепторам- зрительный, слуховой, обонятельный, вкусовой, осязательный. По воздействию-а)дистантные б) контактные 2.По Шерингтону А) Экстерорецептивные- отражают свойства предметов и явлений внешней среды. Б) Проприоцептивные- это ощущения отражения движений нашего тела. В) Интерорецептивные – отражают состояния внутренних органов. Доходят до подкорки в состоянии бодрствования
| Анализатор состоит: 1. Переферический отдел-рецепторы. 2.Проводящие пути: афферентные и эфирентные. 3.центральные корковые отдела анализаторов 4.органы чувств. | Закономерности ощущений: 1.Пороги:
2.Адаптация — привыкание воздействия раздражителя в течении длительного времени 3.Контраст- под влиянием предшествующего анализитора раздражителя изменяется чувствительность анализатора. 4.Сенсибилизация— повышение, обострение чувствительности в результате взаимодействия рецепторов, когда чувствительность одних органов чувств повышается путем действия на др. органы чувств слабыми или кратковременными, адекватными для них раздражителями 5. Синестезия- возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для др. анализатора | Трюк со стаканами разной температуры. Когда, при смене рук в емкостях мозг не может определить правильность ощущения, толи холод, толи кипяток. | |||||||
2.Восприятие- это целостное отражение предметов или явлений при из непосредственном воздействии на органы чувств. | Представление,выдвижение гипотез и их проверка. | 1.Внешненаправленное(внешний мир) 2.Внутринаправленное (внутренний мир, восприятие внутреннего состояния) | Ассоциативные отделы коры головного мозга ЦПС | Свойства восприятия: 1.Предметность 2.Избирательность 3. Апперцепция 4.Осмысленность 5.Контантность 6.Целостность 7.Структурность Физические особенности восприятия 1.Восприятие пространства 2.Восприятие времени 3.Восприятие движений 4.Зрительные иллюзии 5.Иллюзии восприятия времени. | Картинки по обмане зрения. | |||||||
4.Память-это психический процесс запечатления, сохранения и воспроизведения информации. | Накопление знаний и воспроизведение это на опыте. | 1.По характеру психической активности 2. По времени
3. По характеры целей деятельности | Деятельность мозга. Появление нервных связей | Процессы памяти: 1. Запоминание(запечатление) 2.Сохранение(переработка, забывание)
Забывание закономерно! Виды забывания: -длительная, кратковременная -норма, патология. Торможение –охранительное состояние 3.Воспроизведние | Приемы мнемотехники | |||||||
5.Мышление-высший психический познавательный процесс,- обобщенное, опосредованное целенаправленное отражение мира осуществляемое с помощью речи.
6.Речь- исторически сложившиеся в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком, средство общения между людьми. Воображение- высший психический процесс создания нового образа, предмета, ситуации, путем переработки имеющихся у человека представлений. | 1.Обработка информации 2.ощущение и восприятие +мышление 3.Аналитико- синтезирующая деятельность 4.связан с речью(2 сигн.сист) Значение мышления: направлено на решение задач с помощью анализа и синтеза. 1.передача и усвоения общественное и исторического опыта. 2.средство общения 3. орудие интеллектуальной деятельности 1.представление действительности в образах 2.регулирование эмоциональных состояний в связи с потребностями . 3.Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний(речь, внимание, восприятие) 4. Планирование и программирование деятельности. | Уровни мышления:
Операции мышления
Виды понимания: -истинное -субъективное -авторитарное Формы мышления:
Тесно связан с мышлением. Внешний показатель особенности мышления Виды речи:
1. Активное –направлено на решение творческих и личностных задач. Также направлено в будущее и оперирует временем. Виды активного воображения. А)артистическое воображение(взаимодействие со сценическими объектами) Б)творческое(создание нового) Включает диссициацию и ассоциацию В)антиципирующее (предвидение будущих своих действий) Г) критическое (поиск несовершенств и и варианты изменений) Д)воссоздающее (конструирование новых образов на основе ранее не воспринимаемых образов) 2.Пассивное воображение(грезы)-направлено на мнимое удовлетворение потребностей Формы создания новых образов: 1.Агглютинации-совмещение разных не совместимых объектов. 2.Расчленение-разъединение от целого объекта части . 3.Замещение-замена одной детали в целом 4.Схемотизация-сначало сходство, потом различное. 5.Акцентирование –выделение элемента или детали. 6.типизация- основа некий идеал или обобщенный образ. | Единство мышления и речи. Компоненты: -под контролем 2 сигн. систем -рефлекторная дуга(связь 1 и 2 сигн.сист) -является основой 1 синг.сист(ощущение и восприятие) Работа комплекса внешних и внутренних органов(артикуляционный аппарат)и центров в коре больших полушарий мозга Немота-патология! –отсутствие речи. Актуализация нервных связей , их перегруппировка и объединение в новые системы и комбинации. Совместная работа обеих сигнальных систем Источник воображения –активная реальность. | Мышление –это вершина познания. Это социально обусловлено(уровень развития общества связан с уровнем развития общества. Субъект мышления человек, обладающий языком, понятиями, логикой Мыслительная задача- порождает проблемную ситуацию – возникает познавательная мотивация, противоречие между прежними и новыми знаниями. Свойства речи: 1.Содержательность(количество выраж.мыслей) 2.Понятность 3.Выразительность(эмоц.насыщ) 4.Действительность (влияние на мысли) Слово- основная структура языка. Значение слова- средство абстракции и обобщения Смысл слова- процесс выбора из множества значений. Характеристики Вообращения: 1.Высший психический процесс ,свойственен только человеку. 2.аналитико синтезирующая деятельность 3.Предвидение будущего 4.Обычно возникает при проблемной ситуации 5.Это произвольный процесс 6. Оперирование образами 7.Основа прошлый опыт | Чтение книг, IQ-тест. Чтение книг. Скороговорки. Чтение книг. Просмотр фильмов Неудовлетворение жизнью |
Основные психические процессы: таблица
Одними из самых сложных, многообразных в своих проявлениях и наименее изученных в человеческом организме являются психические процессы. Таблица, представленная в данной статье, чётко разделяет явления, происходящие в нашей психике, на три основные группы: по свойствам, состояниям и процессам. Всё это является отражением действительности, прослеживающейся в динамике, то есть каждое такое явление имеет своё начало, развивается и заканчивается вытекающей из этого реакцией. Психические процессы (таблица наглядно это демонстрирует) чрезвычайно тесно взаимодействуют друг с другом. Психическая деятельность непрерывно перетекает из одного процесса в другой, когда человек бодрствует.
Психические состояния
Процессы, происходящие в психике человека, могут быть вызваны внешними воздействиями, раздражающими нервную систему, а также рождаться непосредственно во внутренней среде организма, в зависимости от состояния, в котором он находится в этот момент. Психические процессы таблица подразделяет на три основные группы: познавательные, эмоциональные и волевые. Здесь же подробно классифицированы их составляющие: восприятие и ощущения, память и представление, воображение и мышление относятся к познавательным процессам, а переживания активные и пассивные — к эмоциональным. Волевые психические процессы таблица раскрывает как способность к решениям, исполнению и волевому усилию.
Рассмотрим внимательно графу, где представлены состояния психики человека. Мотивационные, то есть познавательные психические процессы таблица представляет наиболее широко, вплоть до актуализации потребностей. Причины ясны: именно они могут обеспечить правильную деятельность человека, помогают формировать знания и регулируют поведение. В едином потоке сознания сливаются разнообразные познавательные психические процессы, таблица которых представлена в статье, поскольку человек — весьма сложный организм, а психическая составляющая является основой для любой жизнедеятельности. Именно она обеспечивает адекватность в отражении действительности, контролируя все виды занятий человека.
Уровень деятельности
То, что процессы человеческой психики протекают неравномерно, с разной интенсивностью и быстротой, показывают самые первые таблицы по общей психологии. Психические процессы зависят целиком и полностью от состояния личности и внешних воздействий на нее. Что такое психическое состояние? Грубо говоря, это относительная устойчивость уровня психической деятельности, что проявляется в пониженной или повышенной активности. Состояния человек может испытывать самые разнообразные. Любой может вспомнить, что иногда физическая и умственная работа казалась лёгкой и протекала продуктивно, а в другие моменты те же самые действия требовали большого труда и всё равно не достигали нужного эффекта.
В зависимости от состояния личности меняется и характеристика психических процессов, таблица четко это показывает. Природа процессов, происходящих в психике, рефлекторна, они возникают и изменяются в зависимости от физиологических факторов, обстановки, хода работы, даже от словесных воздействий (от похвал и порицаний состояние личности явно приобретает новые качества). Сравнительная таблица психические познавательные процессы личности раскладывает по пунктам. Она содержит наиболее изученные факторы таких перемен. Например, уровень внимания может колебаться от сосредоточенности до рассеянности, характеризуя общее психическое состояние, а эмоциональные настроения особенно ярко меняют общий фон всех характеристик — от печали или раздражительности до жизнерадостности и восторженности. Особенно много исследований касается главного творческого состояния личности — вдохновения.
Свойства личности
Психические свойства личности — устойчивые образования, высшие регуляторы деятельности, которые определяют уровень состояния в качестве и количестве его компонентов, что наблюдается в поведении и деятельности, типичных для конкретной личности. Сравнительная таблица психических познавательных процессов каждое постепенно формируемое свойство психики связывает с результатом практической и отражательной деятельности. Многообразие таких свойств достаточно сложно классифицировать, даже согласуясь с основами всех уже сгруппированных психических процессов.
Однако интеллектуальная, то есть познавательная, волевая и эмоциональная деятельность личности достаточно глубоко изучены и рассмотрены во многих сложных взаимодействиях их синтеза. Таким образом, показывает разнообразные психические процессы таблица. Свойства, функции и роль этих составляющих в жизни человека будут рассмотрены нами в рамках этого материала. Из познавательных функций, например, стоит отметить наблюдательность и гибкий ум, к волевым относятся настойчивость и решительность, а к эмоциональным — чуткость, страстность. Свойства и функции психических процессов отличаются, однако все они играют важную роль в нашей повседневной жизни.
Синтез
Свойства психики человеческой личности не существуют по отдельности, они действуют в синтезе, образуя сложнейшие структурные комплексы. Существует классификация проявлений бессознательного по психическим процессам. Таблица таких состояний представлена ниже.
Туда входят следующие процессы, синтезирующиеся друг с другом:
- Жизненная позиция: потребности, интересы, убеждения, идеалы, активность личности и избирательность.
- Темперамент — природные свойства личности: уравновешенность, подвижность, тонус, другие поведенческие особенности, всё то, что характеризует динамику поведения.
- Способности: целая система интеллектуальных, волевых, эмоциональных свойств личности, которые могут определять творческие возможности.
- Характер — система способов поведения и отношений.
Взаимосвязанные нервно-психические акты в их устойчивой и целенаправленной совокупности имеют определённую схему преобразования деятельности для получения определённого результата. Это и есть психические процессы, свойственные каждой личности, представляющие основную ценность для изучения. Например, память как психический процесс требует запоминания информации, это её потребность — сознательная и бессознательная. Здесь входом в процесс будет именно это требование как свойство, а выходом или конечным результатом — оставшаяся в памяти информация.
Психические явления
Наиболее распространённые психические процессы были перечислены выше, но давайте остановимся на этих списках подробнее. У разных авторов они в значительной мере разнятся. Распространёнными и отмеченными всеми являются внимание, эмоции, память, чувства, ощущения, воля, мышление, восприятие, речь. В категории психических явлений они доступны любому непосредственному и неквалифицированному наблюдению.
Интересен чаще всего даже не сам наблюдаемый процесс, а его отклонения от нормы, то есть характеристики. Здесь обычно студентам помогает разобраться с классификацией обычная таблица особенностей психических процессов. Детей всех категорий изучают особенно внимательно, но и у них познавательные процессы достаточно легко можно отличить от эмоциональных или волевых.
Особенности личности
Люди бывают наделены абсолютно разными возможностями: один рассеян, а другой внимателен, этот прекрасно запоминает лица, а тот — только мелодии. Кроме этого, поведение характеризует любое психическое явление и степень уравновешенности: кого-то сюрприз обрадует, кого-то удивит, а некоторых оставит равнодушными. Люди и друг к другу относятся по-разному: одни любят окружающих, а другим человечество кажется отвратительным. Существуют люди настойчивые, даже упрямые в достижении поставленной цели, а также и такие, которым всё безразлично — они всегда остаются апатичными и вялыми.
Отношение к науке
Отечественная психология все психические явления разделяет на три вида: свойства, состояния и процессы. Различия между ними не так велики и относятся к временным. Процессы обычно проходят быстро, а вот свойства более устойчивы и длительны. Современные психологи считают, что посредством взаимосвязанности психических процессов образуется, собственно, психика, которую разделить на составляющие можно разве что весьма условно, поскольку нет для этого исследования теоретического обоснования. Тем не менее достаточно широко выявлены и изучаются не только крупные явления работы психики, но и основные психические процессы, сравнительная таблица для которых существует далеко не в единственном числе.
Но поскольку психология стала наукой, учеными разрабатываются методы её познания, где главным постулатом является интегративный подход к человеческой психике, а все классификации в таблицах — это ценность пропедевтическая и педагогическая. Аналогично происходят процессы в обществе. Так же, как и в психике отдельной личности, они предельно взаимосвязаны в социуме: дети учатся, родители воспитывают их, работают, спортсмены тренируются, алкоголики пьют, полиция ловит преступников и так далее. Насколько бы ни казались эти процессы параллельными, рано или поздно все они друг с другом каким-то образом пересекаются.
Воля и эмоции
Человек на протяжении всей своей жизни воспроизводит имеющиеся у него умения, знания, навыки, пытаясь связывать разнообразные формы поведения с имеющимся эмоциональным состоянием. Таким образом выстраивается актуализация связей между различными психическими процессами, осуществляется переход их из латентной в активную форму. Среди эмоциональных состояний самое яркое — аффект. Это бурная, стремительно протекающая огромной силы эмоция, которая похожа на взрыв, поэтому сознанию она неподконтрольна и часто бывает патологической.
А вот процесс, концентрирующий сознание на реальном или идеальном объекте, — это внимание. Но оно не является эмоциональным. Особенная способность регулирует и самодетерминирует собственную деятельность. Это воля. Все психические процессы могут быть подчинены ей. Её основные свойства и функции — точный выбор цели и мотивов, регуляция побуждений к определённым действиям, даже если ощущается недостаток мотивации, организация тех психических процессов, которые способны вписаться в систему адекватно выполняемой деятельности, мобилизация психических и физических возможностей, если требуется преодоление препятствий на пути к поставленной цели.
Познание и интеллект
Инструментами для адекватного отражения и проецирования мира, окружающего человека, служат представление и воображение. Они теснейшим образом связаны с неспецифическими структурами мозга на корковом уровне и позволяют выстроить динамические характеристики назревающих психических процессов. Это скоростные и количественные показатели тех или других действий и их реализация. Состояние, в котором находится психика личности, может быть разным, отсюда и высокая вариативность результатов деятельности.
Речь находится в теснейшей связи с мышлением, примерно столь же тесно, как ощущения и восприятие, — одно вытекает из другого. Эти познавательные процессы психики свойственны любой деятельности, так как именно они обеспечивают её эффективность. С помощью основных познавательных процессов человек может заранее намечать нужные цели, строить планы, наполнять содержанием предстоящую деятельность, прогнозировать результаты и манипулировать ими по мере продвижения работы. Психические познавательные процессы и их характеристики таблица, представленная в статье, демонстрирует как интеллектуальные.
Выводы
Психологический процесс проще всего объяснить способностью человека вспоминать, думать и предвидеть. Чаще всего это понятие связывается с получением знаний. Познавательные психические процессы имеют всегда творческий и активный характер, не столько отражающий окружающий мир, сколько его преобразующий. Существуют два способа познания — специфический и неспецифический. Первый пользуется процессами чувственными и рациональными — это ощущения, восприятие и мышление, в последнем разделяют понятие, суждение и умозаключение.
Универсальные, или неспецифические, процессы психики — это память, воля, воображение, внимание. Действуют они сквозным методом, обеспечивая связи на всём протяжении действия познавательного процесса, и именно от них зависят все процессы поведенческого плана, находящиеся в синтезе. Так поддерживается познавательная деятельность и практическая предметная активность личности, которая получает не только индивидуальность, но и своеобразие и уникальность.
Пересмотренная таксономия Блума — Центр передового опыта в обучении и преподавании
Essential Resources
Пересмотренная таксономическая модель Блума (отзывчивая версия)
Пересмотренная таксономическая модель Блума (Flash-версия)
Загрузить пересмотренную таксономию Блума (PDF) теоретики и исследователи в области образования, а также специалисты по тестированию и оценке опубликовали в 2001 г. пересмотренную версию таксономии Блума под названием 9.0014 Таксономия преподавания, обучения и оценивания . Это название отвлекает внимание от несколько статичного понятия «образовательные цели» (в оригинальном названии Блума) и указывает на более динамичную концепцию классификации.
Обзор
Авторы пересмотренной таксономии подчеркивают этот динамизм, используя глаголы и герундии для обозначения своих категорий и подкатегорий (вместо существительных исходной таксономии). Эти «слова действия» описывают когнитивные процессы, с помощью которых мыслители сталкиваются со знаниями и работают со знаниями.
Утверждение цели обучения содержит глагол (действие) и объект (обычно существительное).
- Глагол обычно относится к [действиям, связанным с] предполагаемым когнитивным процессом .
- Объект обычно описывает знания, которые учащихся должны приобрести или создать. (Anderson and Krathwohl, 2001, стр. 4–5)
Измерение когнитивного процесса представляет собой континуум возрастающей когнитивной сложности — от запоминания до создания. Андерсон и Кратвол идентифицируют 19специфические когнитивные процессы, дополнительно уточняющие границы шести категорий (табл. 1).
Таблица 1. Измерение когнитивного процесса – категории, когнитивные процессы (и альтернативные названия)
Помнить
распознавать (идентифицировать)
вспоминать (извлекать)
Понимать
интерпретировать (прояснять, перефразировать, представлять, переводить)
иллюстрировать (иллюстрировать, иллюстрировать)0006
классификация (категоризация, подведение)
резюмирование (абстрагирование, обобщение)
вывод (заключение, экстраполяция, интерполяция, предсказание)
сравнение (сопоставление, сопоставление, сопоставление)
объяснение (построение моделей)
6 вне)
осуществление (использование)
анализ
дифференциация (различение, различение, фокусирование, отбор)
организация (нахождение, согласованность, объединение, выделение, разбор, структурирование)
Атрибутирование (деконструкция)
Оценка
Проверка (координация, обнаружение, мониторинг, тестирование)
Критика (суждение)
.
конструкция)Измерение знаний представляет диапазон от конкретных (фактических) до абстрактных (метакогнитивных) (таблица 2). Представление измерения знаний в виде ряда дискретных шагов может ввести в заблуждение. Например, все процедурные знания не могут быть более абстрактными, чем все концептуальные знания. И метакогнитивное знание — это особый случай. В этой модели « метакогнитивное знание — это знание [собственного] познания и о себе по отношению к различным предметам. . . (Андерсон и Кратвол, 2001, стр. 44).
Таблица 2. Измерение знаний
Фактическое
- знание терминологии
- знание конкретных деталей и элементов
Концептуальные
- знание классификаций и категорий
- знание принципов и обобщений
- знание теорий, моделей и структур
Процедурные
- знание предметных навыков и алгоритмов
- знание предметных техник и методов
- знание критериев для определения того, когда следует использовать соответствующие процедуры
Метакогнитивные
- стратегические знания
- знания о когнитивных задачах, включая соответствующие контекстуальные и условные знания
- самопознание
Пересмотренная модель таксономии Блума (отзывчивая)
Примечание: Это целей обучения , а не учебных действий . Может быть полезно подумать о том, чтобы перед каждой задачей было что-то вроде: «Студенты смогут…»:
Измерение знаний
Фактические данные
Основные элементы, которые студент должен знать, чтобы ознакомиться с дисциплиной или решить проблемы в этом.
Измерение знаний
Концептуальное
Взаимосвязи между основными элементами в более крупной структуре, которые позволяют им функционировать вместе.
Измерение знаний
Процедурное
Как что-то делать, методы исследования и критерии использования навыков, алгоритмов, приемов и методов.
Измерение знания
Метакогнитивный
Знание познания в целом, а также осознание и знание собственного познания
Измерение когнитивного процесса
Запоминание
Извлечение соответствующих знаний из долговременной памяти.
Запомнить + Фактический
Список первичных и вторичных цветов.
Запомнить + Понятие
Распознать симптомов истощения.
Запомнить + Процедура
Вспомнить как проводить сердечно-легочную реанимацию.
Запоминание + Метапознание
Определить стратегий сохранения информации.
Измерение когнитивного процесса
Понимание
Создание смысла из обучающих сообщений, включая устную, письменную и графическую коммуникацию.
Понимание + Факты
Суммируйте особенностей нового продукта.
Понимание + Концептуальное
Классифицировать клеи по токсичности.
Понимание + Процедура
Разъяснение инструкции по сборке.
Понимание + Метапознание
Предсказать свою реакцию на культурный шок.
Измерение когнитивного процесса
Применить
Выполнить или использовать процедуру в заданной ситуации.
Подать заявку + Факт
Ответить на часто задаваемые вопросы.
Применить + Концептуальное
Дать совет новичкам.
Применить + Процедура
Проведение pH-тестов проб воды.
Применить + Метапознание
Используйте техник, которые соответствуют вашим сильным сторонам.
Измерение когнитивного процесса
Анализ
Разбейте материал на основные части и определите, как части связаны друг с другом и с общей структурой или целью
Анализ + факт
Выберите наиболее полный список действий.
Анализ + Концептуальное
Различие Высокая и низкая культура.
Анализ + Процедура
Интеграция в соответствии с правилами.
Анализ + Метапознание
Деконструкция своих предубеждений.
Измерение когнитивного процесса
Оценка
Вынесение суждений на основе критериев и стандартов.
Оценка + Факт
Проверить на согласованность между источниками.
Оценить + Концептуальное
Определить релевантность результатов.
Оценка + Процедура
Судья эффективность методов выборки.
Оценка + Метапознание
Рефлексия о своем прогрессе.
Измерение когнитивного процесса
Создание
Соедините элементы, чтобы сформировать связное целое; реорганизоваться в новый паттерн или структуру.
Создать + Фактический
Создать журнал ежедневных действий.
Создать + Концептуальное
Собрать команду экспертов.
Создание + Процедурный
Дизайн Эффективный рабочий процесс проекта.
Создать + Метакогнитивный
Создать учебный портфель.
Рекомендуемые ресурсы
- Разработка заявлений о результатах обучения учащихся (Технологический институт Джорджии), стр.
- Churches, A. (2008). Цифровая таксономия Блума. Тщательная ориентация на пересмотренную таксономию; практические рекомендации по широкому спектру способов сопоставления таксономии с использованием современных онлайн-технологий; и связанные рубрики
- Загрузите плакат Blooms Digital Taxonomy of Verbs (Wasabi Learning)
- Bloom et al. Таксономия когнитивной области (доктор Уильям Г. Хьюитт, Государственный университет Валдоста)
- Stanny, C. J. (2016). Переоценка таксономии Блума: что измеримые глаголы могут и не могут сказать об обучении учащихся. Образовательные науки, 6 (4). https://doi.org/10.3390/educsci6040037
- Лучшие ресурсы, помогающие учителям использовать таксономию Блума в классе (веб-сайты дня Ларри Ферлаццо…)
*Андерсон, Л.В. (ред.), Krathwohl, D.R. (Ред.), Айразиан, П.В., Круикшанк, К.А., Майер, Р.Э., Пинтрих, П.Р., Ратс, Дж., и Виттрок, М.К. (2001). Таксономия обучения, преподавания и оценки: пересмотренная версия таксономии образовательных целей Блума (полное издание). Нью-Йорк: Лонгман.
8.3 Когнитивные процессы, которые могут привести к неточностям — Психология — 1-е канадское издание
- Понять, почему используются когнитивные искажения.
- Объясните предвзятость подтверждения, как ее избежать и ее роль в стереотипах.
- Объясните предвзятость задним числом.
- Объясните функциональную неподвижность.
- Объясните эффект кадрирования.
- Объясните когнитивный диссонанс.
Мы видели, как наши когнитивные усилия по решению проблем могут использовать эвристики и алгоритмы. Исследования показали, что человеческое мышление подвержено ряду когнитивных процессов; мы все используем их регулярно, хотя мы можем не знать, что мы. Хотя эти процессы обеспечивают нам определенный уровень когнитивной эффективности с точки зрения времени и усилий, они могут привести к ошибочному решению проблем и принятию решений. В этом разделе мы обнаружим ряд таких процессов.
Когнитивные искажения — это ошибки в памяти или суждениях, вызванные неправильным использованием когнитивных процессов. Конкретные примеры см. в таблице ниже. Изучение когнитивных искажений важно как потому, что оно связано с важной психологической темой точности и неточности в восприятии, так и потому, что знание типов ошибок, которые мы можем совершить, может помочь нам избежать их, тем самым улучшая наши навыки принятия решений.
Когнитивный процесс | Описание | Примеры угроз для точных рассуждений |
---|---|---|
Предвзятость подтверждения | Тенденция проверять и подтверждать наши существующие воспоминания, а не оспаривать и опровергать их | Как только убеждения укореняются, они становятся самовоспроизводящимися и их трудно изменить, независимо от их точности. |
Функциональная неподвижность | Когда схемы мешают нам видеть и использовать информацию новыми и нетрадиционными способами | Креативность может быть подорвана чрезмерным использованием традиционного мышления, основанного на ожиданиях. |
Контрфактическое мышление | Когда мы «воспроизводим» события таким образом, что они разворачиваются по-другому, особенно когда лишь незначительные изменения в событиях, предшествующих им, имеют значение | Мы можем чувствовать себя особенно плохо из-за событий, которые могли бы не произойти, если бы до них произошло небольшое изменение. |
Предвзятость задним числом | Склонность реконструировать повествование о прошлом, включающее нашу способность предсказывать, что произошло | Знание реконструирует. |
Заметность | Когда некоторые стимулы (например, красочные, движущиеся или неожиданные) привлекают наше внимание, что повышает вероятность их запоминания | Мы можем основывать свои суждения на одном заметном событии, игнорируя при этом сотни других столь же информативных событий, которых мы не видим. |
Предвзятость подтверждения — это тенденция проверять и подтверждать наши существующие убеждения и игнорировать или обесценивать информацию, которая их опровергает. Например, можно полагать, что органические продукты по своей природе лучше: больше питательных веществ, меньше пестицидов и так далее. Придерживаться предвзятости подтверждения означало бы обращать внимание на информацию, подтверждающую превосходство органических продуктов, и игнорировать или не верить любым утверждениям, утверждающим обратное. Предвзятость подтверждения психологически удобна, так что мы можем продолжать принимать решения, не подвергая сомнению наши взгляды. Однако только потому, что что-то «кажется» правильным, не обязательно делает его таковым. Предвзятость подтверждения может заставить людей принимать неверные решения, потому что они не обращают внимания на противоположные доказательства.
Хорошим примером предвзятости подтверждения является внимание людей к политическим сообщениям. Джереми Фример, Линда Скитка и Мэтт Мотил (2017) обнаружили, что как либеральные, так и консервативные избиратели в Канаде и США не хотели слышать о взглядах своих идеологических оппонентов. Кроме того, участники их исследований указали, что их отвращение было вызвано не тем, что они чувствовали себя хорошо информированными, а скорее тем, что они стратегически избегали изучения информации, которая могла бы поставить под сомнение их ранее существовавшие взгляды. Как отмечают исследователи, предвзятость подтверждения может привести к тому, что люди со всех сторон политической сцены останутся внутри своих идеологических пузырей, избегают диалога с противоположными взглядами и становятся все более укоренившимися и узколобыми в своих позициях.
Чтобы избежать предвзятости подтверждения и ее влияния на рассуждения, необходимо, во-первых, понять ее существование и, во-вторых, работать над уменьшением ее последствий путем активного и систематического анализа опровергающих доказательств (Lord, Lepper, & Preston, 1984). Например, тот, кто считает, что прививки опасны, может изменить свое мнение, если запишет аргументы в пользу вакцинации после рассмотрения некоторых доказательств.
Должно быть очевидно, что предвзятость подтверждения играет определенную роль в стереотипы , которые представляют собой набор убеждений или схем о характеристиках группы. Джон Дарли и Пэджет Гросс (1983) продемонстрировали, как схемы социального класса могут влиять на память. В своем исследовании они дали участникам фотографию и некоторую информацию об ученице 4-го класса по имени Ханна. Чтобы активировать схему о ее социальном классе, Ханна была изображена сидящей перед красивым загородным домом для одной половины участников и изображена перед бедным домом в городской местности для другой половины. Затем участники посмотрели видео, на котором Ханна проходила тест на интеллект. По ходу теста Ханна ответила на некоторые вопросы правильно, а на некоторые неправильно, но количество правильных и неправильных ответов было одинаковым в обоих условиях. Затем участников попросили вспомнить, на сколько вопросов Ханна ответила правильно и неправильно. Демонстрируя, что стереотипы влияют на память, участники, которые думали, что Ханна происходила из высшего общества, вспомнили, что она получила больше правильных ответов, чем те, кто думал, что она из низшего класса. Вы можете себе представить, как стереотипы, которые у нас есть в отношении определенных групп, могут повлиять на наше поведение с членами этих групп.
Всех нас время от времени охватывает чувство: «Я всегда это знал!» Эта тенденция называется предвзятостью ретроспективного взгляда , и она относится к повествованию, построенному о чем-то, что произошло в прошлом, что помогает нам понять событие. Ошибка ретроспективного взгляда — это склонность мозга переписывать свои знания об истории после того, как она произошла. Тенденция чувствовать, что «я знал это все время» сочетается с неспособностью восстановить нехватку знаний, которая существовала раньше. Таким образом, мы переоцениваем нашу способность предсказывать будущее, потому что реконструировали иллюзорное прошлое (Kahneman, 2011).
Функциональная фиксированность возникает, когда схемы людей не позволяют им использовать объект новыми и нетрадиционными способами. Карл Дункер (1945) дал участникам свечу, коробку кнопок и коробок спичек; затем участников попросили прикрепить свечу к стене так, чтобы она не капала на стол под ней (см. рис. 8.9). Мало кто из участников понял, что коробку можно прикрепить к стене и использовать как платформу для свечи. Проблема снова в том, что наши существующие воспоминания очень сильны, и они влияют на то, как мы думаем о новой информации. Поскольку участники были зациклены на обычной функции коробки — держать кнопки, они не могли увидеть ее альтернативное использование.
Рисунок 8.9. В задаче о свече-прищепке функциональная неподвижность может привести к тому, что мы будем рассматривать коробку только как коробку, а не как потенциальный подсвечник.
Люди склонны избегать риска при принятии решений. Эффект кадрирования — это тенденция к тому, чтобы на суждения влияла формулировка или формулировка проблемы. Когда людей просят выбрать между двумя альтернативами, одна из которых направлена на предотвращение потерь, а вторая на максимизацию выигрыша, люди будут делать разные выборы в отношении одной и той же проблемы. Кроме того, различны и эмоциональные реакции на одно и то же событие, оформленное по-разному. Например, вероятность выздоровления от болезни равна 9.0% более обнадеживает, чем сообщение о том, что смертность от болезни составляет 10% (Kahneman, 2011). Амос Тверски и Даниэль Канеман (1981) разработали пример, теперь известный как «проблема азиатских болезней», чтобы продемонстрировать эффект кадрирования:
Представьте, что США готовятся к вспышке необычной азиатской болезни, которая, как ожидается, унесет жизни 600 человек. Были предложены две альтернативные программы борьбы с болезнью. Предположим, что точная научная оценка последствий программ такова:
- Если Программа А будет принята, 200 человек будут спасены. [72%]
- Если будет принята Программа Б, то вероятность спасения 600 человек составит 1/3, а вероятность спасения 2/3 не будет спасена. [28%]
Какую из двух программ вы бы предпочли?
Большинство участников выбрали программу А как лучший выбор. Ясно, что они предпочли верную вещь азартной игре. В другом варианте той же задачи варианты были оформлены иначе:
- Если будет принята Программа С, погибнет 400 человек. [22%]
- Если будет принята программа D, вероятность того, что никто не умрет, составляет 1/3, а вероятность 2/3, что погибнет 600 человек. [78%]
Какую из двух программ вы бы предпочли?
На этот раз большинство участников выбрали неопределенный ответ программы D как лучший выбор, но присмотритесь внимательно, и вы заметите, что последствия программ A и C идентичны, как и последствия программ B и D. Первая проблема заключалась в том, что участники предпочли верный выигрыш более рискованному, хотя и потенциально более спасительному варианту. Во второй задаче был сделан противоположный выбор; на этот раз участники отдали предпочтение рискованному варианту смерти 600 человек, а не уверенному варианту, что умрут 400 человек. Другими словами, выбор, связанный с потенциальными потерями, является рискованным, тогда как выбор, связанный с выигрышем, не связан с риском. Важным выводом здесь является то, что только постановка проблемы заставляет людей переходить от неприятия риска к принятию риска; проблемы идентичны. Как указал Даниэль Канеман (2011), даже подготовленные специалисты в области медицины и политики рассуждают, используя описанные выше эффекты фреймирования, демонстрируя, что образование и опыт могут быть недостаточно мощными, чтобы преодолеть эти когнитивные тенденции.
Все мы склонны думать о прошлых событиях и представлять, что они могли обернуться иначе. Если мы можем легко представить себе результат, который лучше того, что произошло на самом деле, то мы можем испытать печаль и разочарование; с другой стороны, если мы можем легко представить, что результат мог быть хуже, чем то, что произошло на самом деле, мы с большей вероятностью испытаем счастье и удовлетворение. Тенденция думать и переживать события в соответствии с тем, «что могло бы быть», известна как контрфактическое мышление (Kahneman & Miller, 1986; Roese, 2005).
Представьте, например, что вы участвуете в важном соревновании и заняли второе место, завоевав серебряную медаль. Как бы вы себя чувствовали? Конечно, вы были бы счастливы, что выиграли серебряную медаль, но разве вы не думали бы также о том, что могло бы случиться, если бы вы были чуть лучше — вы могли бы выиграть золотую медаль! С другой стороны, как бы вы себя чувствовали, если бы завоевали бронзовую медаль за третье место? Если бы вы думали о контрфактуале — то есть о том, «что могло бы быть», — возможно, идея вообще не получить никакой медали была бы весьма доступной; вы были бы счастливы, что получили медаль, которую получили, а не заняли четвертое место.
Виктория Медвек, Скотт Мадей и Томас Гилович (1995) исследовали эту идею, записав на видео реакцию спортсменов, завоевавших медали на летних Олимпийских играх 1992 года (см. рис. 8.10). Они сняли на видео спортсменов, когда они узнавали, что завоевали серебряную или бронзовую медаль, и еще раз, когда им вручали медаль. Затем исследователи показали эти видео без звука оценщикам, которые не знали, какую медаль завоевал тот или иной спортсмен. Оценщиков попросили указать, что, по их мнению, чувствовал спортсмен, используя диапазон чувств от «агонии» до «экстаза». Результаты показали, что бронзовые медалисты в среднем были более счастливы, чем серебряные медалисты. В последующем исследовании оценщики смотрели интервью со многими из этих же спортсменов, рассказывая о своих выступлениях. Оценщики указали то, что мы могли бы ожидать на основе контрфактического мышления: серебряные медалисты говорили о своем разочаровании из-за того, что финишировали вторыми, а не первыми, в то время как бронзовые медалисты сосредоточились на том, как они были счастливы финишировать третьими, а не четвертыми.
Рисунок 8.10. Контрфактическое мышление может быть фактором здесь. Бронзовый призер кажется вам более счастливым, чем серебряный? Медвек, Мадей и Гилович (1995) обнаружили, что в среднем бронзовые медалисты были счастливее.
В других ситуациях вы могли столкнуться с неверным мышлением. Если вы ехали через всю страну, и у вашего автомобиля возникли проблемы с двигателем, вы можете почувствовать повышенное желание вернуться домой по мере приближения к концу путешествия; вы были бы крайне разочарованы, если бы машина сломалась недалеко от вашего дома. Возможно, вы замечали, что как только вы приближаетесь к тому, чтобы что-то закончить, вы чувствуете, что вам действительно нужно это сделать. Контрфактическое мышление наблюдалось даже у присяжных. Присяжные, которых просили присудить денежную компенсацию другим участникам аварии, предлагали им гораздо большую компенсацию, если они едва избежали травм, чем они предлагали, если авария казалась неизбежной (Miller, Turnbull, & McFarland, 19).88).
Когнитивный диссонанс и поведение
Одно из важнейших открытий в области социально-когнитивной психологии было сделано Леоном Фестингером более 60 лет назад. Фестингер (1957) обнаружил, что наличие двух противоречащих друг другу взглядов или убеждений одновременно или действия, противоречащие ранее существовавшему отношению, создают состояние когнитивного диссонанса , то есть чувство дискомфорта или напряжения, которое люди активно проявляют. попробуй уменьшить. Уменьшение диссонанса может быть достигнуто либо изменением поведения, либо изменением того, во что верят. Например, человек, курящий сигареты и в то же время верящий в их вредное воздействие, испытывает несоответствие между действиями и поведением; это вызывает когнитивный диссонанс. Человек может уменьшить диссонанс, либо изменив свое поведение (например, бросив курить), либо изменив свои убеждения (например, убедив себя, что курение не так уж плохо, рационализируя тот факт, что многие люди курят без вреда для здоровья, или отрицая доказательства). против курения). Другим примером может быть родитель, который шлепает своего ребенка, одновременно выражая убеждение, что шлепать неправильно. Диссонанс, возникающий здесь, может быть уменьшен либо путем изменения их поведения (например, отказа от порки), либо путем изменения их убеждений (например, обоснования того, что порка была разовой ситуацией, принятия точки зрения, что порка иногда была оправдана, или рационализации того, что многих взрослых шлепали в детстве).
Когнитивный диссонанс является одновременно когнитивным и социальным, поскольку он включает мышление, а иногда и социальное поведение. Фестингер (1957) хотел посмотреть, как отреагируют верующие в культ судного дня, когда им сообщат, что приближается конец света, а затем, когда этого не произойдет. Проникнув в настоящий культ, Фестингер смог расширить свои исследования на реальный мир. Члены культа свято верили, что конец близок, но их спасет инопланетный космический корабль, как им было сказано в пророчестве лидера культа. Соответственно, они раздали свое имущество, уволились с работы и стали ждать спасения. Когда предсказанный конец и спасение не осуществились, можно было подумать, что члены культа испытали огромный диссонанс; их твердые убеждения, подкрепленные их поведением, были несовместимы со спасением и концом, который так и не материализовался. Однако вместо того, чтобы уменьшить свой диссонанс, перестав верить в то, что конец света близок, члены культа фактически увеличили свою веру, изменив ее, включив в нее представление о том, что мир действительно был спасен демонстрацией их веры. Они стали еще более евангельскими.
Вам может быть интересно, как возникает когнитивный диссонанс, когда возникает несоответствие между двумя установками или убеждениями. Например, предположим, что наемный работник семьи является стойким сторонником Партии зеленых, верит в науку об изменении климата и в целом осведомлен об экологических проблемах. В то же время семья наемного работника теряет работу. Они рассылают множество заявлений о приеме на работу, но ничего не происходит, пока крупная нефтяная компания не предлагает работу на полный рабочий день для управления городской заправочной станцией. Здесь мы увидим, как чьи-то экологические убеждения противопоставляются необходимости работать на заправочной станции: когнитивный диссонанс в процессе становления. Как бы вы уменьшили свой когнитивный диссонанс в этой ситуации? Возьмите работу и объясните, что на этот раз можно отбросить экологические убеждения, что одна заправка не так уж плоха или что других вакансий нет? Отказаться от работы, зная, что вашей семье нужны деньги, но сохраняя при этом свои экологические убеждения?
- Различные когнитивные искажения влияют на точность наших суждений.
- Для преодоления когнитивных искажений может потребоваться осознание их существования и активная работа.
- Когнитивный диссонанс возникает, когда существует несоответствие между двумя познаниями или между познанием и поведением. Люди мотивированы уменьшить когнитивный диссонанс.
Поздравляем с завершением главы 8! Не забудьте вернуться к разделу «Подход и педагогика» в начале книги, чтобы узнать больше о том, как извлечь максимальную пользу из чтения и изучения материала в этом учебнике.
Атрибуты изображений
Рисунок 8. 9. Используется по лицензии CC BY-NC-SA 4.0.
Рисунок 8.10. Призеры зимних Олимпийских игр 2010 года в сноуборд-кроссе среди мужчин Лори Киннибург используется по лицензии CC BY 2.0.
Ссылки
Дарли, Дж. М., и Гросс, П. Х. (1983). Подтверждающая гипотеза предвзятость в маркировке эффектов. Журнал личности и социальной психологии, 44 , 20–33.
Дункер, К. (1945). По решению проблем. Психологические монографии, 58 (5), i–113.
Фестингер, Л. (1957). Теория когнитивного диссонанса . Эванстон, Иллинойс: Роу, Петерсон.
Frimer, J. A., Skitka, L. J., & Motyl, M. (2017) Либералы и консерваторы одинаково заинтересованы в том, чтобы не подвергать сомнению мнения друг друга. Журнал экспериментальной социальной психологии, 72 , 1–12.
Канеман, Д. (2011). Мышление быстрое и медленное. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Фаррар, Штраус и Жиру.
Канеман Д. и Миллер Д. Т. (1986).