Социальные потребности: общение, труд, общность
Социальная потребность: понятие и признаки
В науке рассматривается два основных вида потребностей:
- естественные, которые напрямую связаны с потребностью индивида поддерживать жизнедеятельность своего организма;
- социальные – потребности, искусственно созданные обществом для того, чтобы индивид могу социализироваться, расширять свой кругозор.
Определение 1
Социальная потребность – это потребность индивида в различных продуктах и результатах общественной жизни. К таковым потребностям относятся: потребность в труде, потребность в духовном развитии и культуре, потребность в социально-экономической и политической активности, потребность во включении в семейную жизнь и отношения.
Последняя из перечисленных потребностей определяется не столько естественным желанием размножаться и продолжать род, сколько тем, что в семье человек по-особенному социализируется, получает новый опыт.
Социальные потребности возникают не спонтанно – они формируются на основе естественных потребностей индивида.
Классификация социальных потребностей и их роль в обществе
В зависимости от того, каковы мотивы социального действия и каков социальный институт, через который социальные потребности удовлетворяются, выстраивается классификация социальных потребностей индивидов.
Еще Т. Парсонс выделил основные типовые переменные действия, которые влияют на выбор индивида и на то, какие социальные или естественные потребности будут удовлетворены им. Эти пары формируются между действием в своих личных интересах и действии с учетом потребностей окружающих. В данном случае определяется степень эгоизма и эгоцентричности индивида.
У человека присутствуют потребности в общении, в труде, в общности.
Общение – неотъемлемая часть жизни каждого индивида. В общении он может не только получить необходимую информацию и удовлетворить свою потребность в коммуникациях. Через общение пополняется жизненный опыт индивида, расширяются его связи, происходит образовательный процесс. Общение позволяет человеку параллельно реализовывать еще множество своих потребностей и функций.
Труд – через него человек самоактуализируется, реализует свой потенциал, применяет полученные теоретические знания на практике. Труд помогает достигать статуса, о котором человек мечтает, при этом, труд – социальная потребность.
Говоря о социальных институтах, через которые человек реализует свои социальные потребности, можно говорить о двух их категориях:
- социальная норма;
- социальный обмен.
Социальные нормы – это общие правила взаимодействия между участниками социальных отношений.
Социальный обмен – это обмен, который складывается между членами единого общества, между организациями и отраслями. в обмене могут отсутствовать личностные составляющие, а нормы всегда ориентированы на поддержание единого стандарта, при котором все члены общества будут чувствовать себя в безопасности и не будут испытывать очевидного напряжения и волнения.
В целом, все социальные потребности, которые существуют в общественной жизни, можно разделить на: жизненно-важные потребности, потребности на уровне социальных норм и потребности на уровне минимальных социальных норм. Неудовлетворение жизненно необходимых потребностей может привести за собой ликвидацию социального субъекта или его кардинальные революционные изменения. Как правило, человек, который не может удовлетворить первичные социальные потребности, становится асоциален. Он опасен для общества, для него нет ценности в общении или труде, поэтому он готов другими способами добиваться поставленных целей, что негативно сказывается и на нем, и на его окружении.
Потребности на уровне социальных норм – это эволюционное развитие социальных институтов. Жизнь не стоит на месте, у человека есть необходимость в том, чтобы постоянно развиваться. Глобализационные процессы затрагивают самые разные сферы жизни человека, и поэтому ему крайне важно постоянно поддерживать свою жизнь на высоком уровне в соответствии с мировыми стандартами. И здесь идет актуализация эволюционных процессов, которые происходят в развитии социальных институтов.
Потребности на уровне минимальных социальных норм – это сохранение социального субъекта без его развития. Социальные потребности этого уровня присущи слабо развитым государствам, где отсутствует четкая стратегия развития. потребности комфортного функционирования и развития также отличаются низким уровнем перспектив. Поэтому они чаще отмечаются или в очень узких социальных группах, или в примитивных сообществах, где отсутствует четкая социальная стратегия и позиция относительно того, каким образом должны удовлетворяться социальные потребности.
Самой важной потребностью социальной группы является расширение ее сфер деятельности и преобразование окружающей среди и социальных отношений. Наряду с этим можно говорить и о таких особенностях потребностей социальных групп, как устойчивость в пространстве, устойчивость во времени и массовость, взаимосопряженность и взаимозависимость. Но это может играть негативную роль, поскольку отрицательные тенденции в одной части сообщества влекут за собой отрицательные тенденции в развитии всех остальных частей и составляющих.
К социальным потребностям относится потребность в.

Что такое потребности? Если говорить простым и понятным языком, это объективная нужда человека в чем-то, что является ему необходимым для осуществления полноценной жизнедеятельности. К социальным потребностям относится потребность выражать самого себя, общаться с другими людьми, быть нужным кому-то, иметь друзей и товарищей. Много чего можно перечислить. Но обо всём – по порядку.
О внутренних ощущениях
Вообще данная тема является излюбленной у многих психологов и социологов. Ей было посвящено немало работ. Взять, к примеру, таких ученых, как Генри Мюррей или Борис Додонов. На основании их работ можно сделать немало интересных выводов.
Например, что к социальным потребностям относится потребность в автономии, независимости и свободе. Человеку свойственно желать избавиться от рамок, если у него таковые есть. И многие это ощущают. Другой вопрос: признаются ли? Кстати, нередко это обусловливается материально-практическим интересом.
Также всем людям свойственен гедонизм. Они испытывают потребность в безмятежности и комфорте – материальном, телесном и духовном. Но опять-таки многие это отрицают. Хотя на уровне подсознания понимают, что от желания получить от жизни как можно больше благ не убежать. Но их отрицание можно понять. Ведь когда человек не может добиться желаемого (в данном случае безмятежности и комфорта), то он ищет оправдания и убеждает себя, что ему это не нужно.
Еще к социальным потребностям относится потребность в упорядоченности и организованности. Человеку сложно сохранять гармонию в душе, когда вокруг царит хаос. А ещё многие люди нуждаются в накопительстве. Кода у человека есть сбережения чего-либо, он ощущает приятную надежность и уверенность. Потому многие так любят собирать коллекции или считать проценты, «накапавшие» от вложений.
Негатив
Утверждение о том, что человеческая жизнь — это сплошной позитив и радость, было бы обманом. Наша реальность изобилует негативом. Который касается и человеческих нужд, как бы то ни было.
К социальным потребностям относится потребность в агрессии. Многие спросят: но как? Ведь она обычно способствует разрушению! Да, но такие ученые, как Фрейд, Юнг, Гартман, Крис, Лоренц, Моррис и Ардри, рассматривали агрессию как врожденное и неотъемлемое свойство каждого из нас. Кто-то уверял, что она связана с «инстинктом смерти». Другие считали агрессию самопроизвольным стремлением, как и у других позвоночных животных.
Так в чём же суть? В том, что агрессия способствует самоудовлетворению, возникновению ощущения собственного превосходство и правоты.
Добро
Но не всё так плохо. К социальным потребностям относится потребность человека в совершении бескорыстных действий. В желании поставить чьи-либо интересы выше других. Может быть, кто-то поспорит. Но стоит задуматься. У каждого ведь бывало внезапное, спонтанное желание помочь вот этому человеку. Просто так. Вот это оно и есть. И всё естественно. Ведь после этого человек ощущает себя благородным, уступчивым, заботливым и нужным.
Общение
Всё вышеперечисленное, конечно, тем или иным образом касается окружающих человека людей. Но вот общение – это уже главная тема. Которая касается остальных непосредственно.
К социальным потребностям относится потребность в аффилиации. То есть в создании тёплых и доверительных отношений с окружающими. Человеку важно делиться своими переживаниями, эмоциями, мыслями и получать ответную реакцию.
Также каждому нужно хоть иногда быть в центре внимания, чтобы производить впечатление и чувствовать себя ценным. Тут имеет место даже не хвастовство или эгоизм, а желание поднять свой авторитет в собственных же глазах.
Ещё каждый нуждается в защите и поддержке. Сколько бы человек сам ни отстаивал свои интересы, не сохранял лицо, имидж, не доказывал правильность своих поступков, он устанет. У него опустятся руки. Он утонет в этом. И ему нужна поддержка близкого, а ещё его свежий взгляд и совет. Благодаря этому у него получится избежать неудач, осуждений, позора или обязанности считаться с другими. А это, между прочим, тоже потребность. Которая влияет на внутренний комфорт личности.
Лидерство
К социальным потребностям относят ещё желание человека ощущать себя успешным. Личность полноценна тогда, когда она осознает собственную ценность и полезность. Если человек лидирует, держит какой-либо процесс под контролем, главенствует в той или иной группе людей, направляет их поведение словом, убеждает в чем-то, он чувствует себя знающим и доминирующим.
Из этого вытекает и следующая потребность, заключающаяся в нужде добиваться целей, осуществлять мечты и собирать достижения. Выше говорилось: человеку приятно знать, что у него нечто накоплено. С достижениями – то же самое. Простой пример: человек заработал сам на квартиру, купил машину, мощный телефон, отправился отдыхать к морю, за границу. Он лежит на пляже, улыбается и думает: я молодец. У него получилось достичь желаемого. Возможно, он даже кого-то опередил и сделал лучше. Купил более дорогую машину или лучшую квартиру. И он признал собственную значимость, самоутвердился. А человеку это очень важно. Потому что всё перечисленное – лишний повод полюбить себя сильней. А самоуважение – это не только важнейшая психологическая характеристика, но и потребность.
Деятельность
К социальным потребностям относится потребность в труде. Ведь это единственная форма самовыражения. И имеется в виду не только работа, но и в целом всё, к осуществлению чего человек прикладывает усилия.
Личность, воплощая в труде собственные достоинства и особенности, обретает общественное признание. И утверждается за счет этого.
Труд – это по сути условие для поддержания жизни человека. Деятельность личности и отличает её от мира животных. Активность человека требует физических и мыслительных затрат, прилагая которые он реализует своё сознание.
Труд разный. По характеру, усилиям, интенсивности, ощущениям, которые он приносит. Как и сами индивиды. Но одно стоит заявить с уверенностью: он нужен. Человек может пролежать перед телевизором неделю, две, три, месяц, полгода. Но потом это ему надоест. Он устанет чувствовать себя бесполезным биологическим существом вне этого мира. И ему захочется что-то делать.
Расслабление
Труд – это важно, но ещё к социальным потребностям относится потребность в отдыхе. Причем на это имеются причины как духовного, так и физиологического характера.
Итак, жизнедеятельность организма обусловливается обменом веществ. И его интенсивность зависит от уровня активности человека. Тяжелый труд влечёт большие нервные и энергетические затраты. Чтобы восстановить ресурсы и избавиться от утомления, нужно отдыхать.
Но! Важно делать это правильно. Пассивный отдых – это сон. Человек спит, просыпается, идёт на работу, возвращается, снова спит. Следствие – рутина, гнёт, отсутствие желания что-либо делать, так как всё одно и то же. Нужно отдыхать так, чтобы времяпрепровождение приносило эмоции. Жизнь создана для удовольствий! Человек должен себя вознаграждать и радовать. Тогда у него будет желание осуществлять свою деятельность, добиваться новых вершин и улучшать свой социальный статус.
Чувства
Ко всем ранее перечисленным потребностям нужно отнести романтику, лирические переживания, радость, чувственные впечатления и эротические взаимоотношения. Это нужно человеку как на эмоциональном, так и на физиологическом уровне. Многие ученые подтверждают данный факт. Зигмунд Фрейд, например, говорил, что сексуальное отклонение существует только одно. И это отсутствие секса.
Ещё в эту категорию можно занести потребность в риске и преодолении опасности. На основании этого у человека образуется интерес к борьбе и проявлении своей силы, упорства, бесстрашия и умений. Многие именно через это подавляют свои страхи и компенсируют неудачи, что тоже важно. Ведь всё перечисленное приводит к гордости за себя.
И конечно же, человеку необходима игра. Но вот именно этого большинству в наше время не хватает. Люди стали слишком серьёзными. Они забыли о беззаботности, кутеже, страсти, забавах, бесцельном поведении. А ведёт это всё к скоплению в душе уныния, гнёта и печали.
Напоследок
В завершение стоит сказать пару слов о кое-каких важных нюансах, которые не были отмечены отдельным вниманием. Желание узнавать что-то новое, обучаться, стремиться осознавать какую-либо информацию, делиться знаниями с другими, применять навыки, создавать, творить, импровизировать, ощущать пользу от прошедшего дня – всё это и многое другое напрямую к социальным потребностям относится.
Потребность в еде, жилье, утолении жажды, кислороде естественна. Это то, без чего никто не сможет прожить. Потому потребности и были названы естественными. Вот только социальные по своей сущности являются намного более сложными.
Что ж, тема непростая, но интересная. И в качестве завершения хотелось бы сказать: не стоит ни в коем случае ограничивать себя в чём-то из вышеперечисленного. У нас одна жизнь. И не хотелось бы в конце неё о чём-то жалеть.
Социальная работа сегодня — Зачем нашему миру нужна социальная работа
Фредерик Г. В январе пришло тревожное и болезненное известие о том, что знаменитый чикагский Hull House, основанный более 120 лет назад пионером социальной работы и лауреатом Нобелевской премии мира Джейн Аддамс, закрыл свои двери из-за постоянных и непрекращающихся финансовых проблем. Для социальных работников, которые по-настоящему понимают легендарную историю профессии и ее вдохновляющую миссию, новости о закрытом корпусе Халл-Хаус обрушились, как неожиданный и разрушительный торнадо, разорвав на части воспоминания и драгоценное имущество всей жизни. В важных отношениях Hull House служил духовным домом и тотемом социальной работы. Что особенно трогательно, так это то, что Халл-Хаус — самый известный из домов-поселений этой страны, которые множились в конце 19-го и начале 20-го веков — и Аддамс напоминают нам о том, что такое социальная работа и чем она должна быть. Аддамс был одним из главных путеводных звезд социальной работы, с поразительной прозорливостью понимая, как уникальное место социальной работы в мире будет корениться в одновременной приверженности профессии индивидуальному благополучию и более широким вопросам социальной справедливости. Действительно, социальная работа — это та профессия, которая помогает людям, чей уважаемый этический кодекс ясно указывает на ее моральную миссию по расширению прав и возможностей клиентов и решению как личных проблем, так и общественных проблем, особенно для тех, кто наименее обеспечен: Основной миссией профессии социального работника является повышение благосостояния людей и помощь в удовлетворении основных человеческих потребностей всех людей, с особым вниманием к потребностям и расширению прав и возможностей людей, которые уязвимы, угнетены и живут в бедности. Исторической и определяющей чертой социальной работы является ориентация профессии на индивидуальное благополучие в социальном контексте и благополучие общества. Основой социальной работы является внимание к силам окружающей среды, которые создают, способствуют и решают жизненные проблемы. Прошлое как пролог • По данным Бюро переписи населения США, почти 15% американцев живут за чертой бедности. Люди, живущие в бедности, нуждаются в социальных работниках, чтобы помочь им справиться с непреодолимыми проблемами бездомности, безработицы, неполной занятости и плохого здоровья. • Немногие семьи не затронуты психическими заболеваниями. По данным главного хирурга США, около 20% населения США страдают психическими заболеваниями в течение определенного года. Социальные работники являются критически важными поставщиками клинических услуг для людей, которые борются с расстройствами настроения, тревогой, психозами, злоупотреблением психоактивными веществами и другими серьезными формами психических заболеваний. В то же время социальные работники должны быть в авангарде амбициозных усилий по обеспечению надлежащего финансирования служб охраны психического здоровья, содействию паритету в страховом покрытии медицинских и служб охраны психического здоровья и противодействию дискриминации по отношению к людям с психическими заболеваниями. • По данным Министерства здравоохранения и социальных служб США, в 2010 г. • Центр Пью по Штатам сообщает, что впервые в истории более одного из 100 взрослых в Соединенных Штатах находятся в тюрьме или тюрьме. Социальные работники, работающие в исправительных учреждениях, предоставляют жизненно важные социальные и консультационные услуги заключенным, чья личная борьба привела их к проблемам с законом. Социальная работа как призвание С практической точки зрения, сегодняшние социальные работники должны продемонстрировать свою постоянную приверженность как «делу», так и «делу», включая как служение отдельным лицам, так и стремление к широкой социальной реформе. Аддамс понял, почему важна социальная работа. Более века спустя сегодняшние социальные работники являются хранилищем знаний о сложных отношениях между личными проблемами и общественными проблемами, а также между случаем и причиной. Ни одна другая профессия в сфере обслуживания людей не строится на фундаменте, который по замыслу включает в себя эту уникальную связь. Это , почему социальная работа так важна. Есть ли лучший способ почтить память Халл Хауса, чем нести этот факел вперед с той же энергией, которую Аддамс проявлял в зачаточном состоянии социальной работы более века назад? Думаю, нет. — Фредерик Дж. Ример, доктор философии, профессор аспирантской программы Школы социальной работы Род-Айлендского колледжа. Он является автором многих книг и статей, а его исследования касаются психического здоровья, здравоохранения, уголовного правосудия и профессиональной этики. |
Человеческие потребности — Социальная работа
Введение
Социальная работа уже давно связана с соответствующими ролями профессии социального работника и системы социального обеспечения в удовлетворении человеческих потребностей. Социальные работники участвуют в оценке потребностей вместе с клиентскими системами. Они обеспечивают и защищают потребности клиентов, а также позволяют клиентам и сообществам удовлетворять их потребности. Они также выступают за социальные пособия и услуги, а также за общую социальную политику, учитывающую потребности человека. Признавая центральное место человеческих потребностей, преамбула Этический кодекс Национальной ассоциации социальных работников (см. Национальную ассоциацию социальных работников, 1996 г., указанный в разделе «Общие обзоры») гласит: «Основная миссия профессии социального работника заключается в улучшении человеческого благополучия и помощи в удовлетворении основных человеческих потребностей. всех людей, уделяя особое внимание потребностям и расширению прав и возможностей уязвимых, угнетенных и живущих в бедности людей». Однако явное этическое содержание не присутствовало в более ранних Кодексах этики Национальной ассоциации социальных работников. Кроме того, до недавнего времени в рецензируемых журналах было опубликовано мало литературы, посвященной теориям человеческих потребностей, которые могли бы направлять модели практики социальной работы или информировать об исследованиях в области социальной работы.
Универсалистские предположения о человеческих потребностях уже давно встречаются в литературе по социальной работе по человеческому развитию (см. Jani and Reisch, 2011, в разделе «Общие обзоры»). Однако эти предположения часто были неясными. Они не полностью использовали теории человеческих потребностей, которые давно признали, что, хотя человеческие потребности могут быть универсальными, они удовлетворяются культурно и экологически специфичными способами. Кроме того, на практике социальные работники часто смешивали человеческие потребности с потребностью в услугах или льготах, доступных в любой момент времени. Эта библиография исследует историю и эволюцию междисциплинарной теории человеческих потребностей и исследований, на которые исторически опиралась социальная работа, с особым вниманием к недавнему всплеску интереса к теориям человеческих потребностей. При этом в статье будет обсуждаться ряд ключевых дискуссий, возникших в отношении потребностей, в том числе о том, являются ли они универсальными или специфическими для конкретных культур; какова связь между человеческими потребностями, правами человека и социальной справедливостью; и как согласовать теории человеческих потребностей и человеческих возможностей.
Общий обзор
Общие человеческие потребности (Towle 1945) — так называлась одна из основополагающих книг по социальной работе, хотя основное внимание в ней уделялось человеческому развитию, а не человеческим потребностям. Включение этического содержания человеческих потребностей было впервые предложено комитетом под председательством Фредерика Дж. Римера, который в другом месте утверждал, что концепции человеческих потребностей укрепляют давнюю практическую приверженность социальной работы удовлетворению основных потребностей (Reamer 1998). Помимо диссертации Джеймса Ифе (Ife 1980) и обширной ранней работе Дэвида Г. Гила (Gil 1992), только в 21 веке литература начала более полно обсуждать человеческие потребности. Первая запись о потребностях человека в Энциклопедии социальной работы основывалась прежде всего на междисциплинарной базе литературы (Dover and Joseph 2008). В более поздней работе Ife 2013 расширил предыдущее признание ценности дискурса о взаимосвязи потребностей и прав (2002). Jani and Reisch 2011, первая рецензируемая статья о человеческих потребностях, опубликованная в крупном журнале по социальной работе, подвергла критике неявные универсалистские предположения о человеческих потребностях, обнаруженные в литературе по социальной работе. Однако авторы также подготовили почву для будущих дискуссий по социальной работе, представив модель включения критического мышления о человеческих потребностях в теории практики социальной работы и человеческого развития.
Довер, Майкл А. и Барбара Хантер Рэндалл Джозеф. 2008. Человеческие потребности: обзор. В Энциклопедия социальной работы , 20-е изд. Под редакцией Терри Мизрахи и Ларри Э. Дэвиса, 398–406. Нью-Йорк: Оксфордский ун-т. Пресса и Национальная ассоциация социальных работников.
Авторы дают обзор концепций потребностей в социальной работе. Они охватывают теории человеческих потребностей, которые использовались в образовании, практике и исследованиях социальной работы, а также в политике социального обеспечения.
Они обсуждают актуальность человеческих потребностей для ценностей и этики социальной работы, а также для социальных и политических действий.
Гил, Дэвид. 1992. Предисловие. В Права человека и социальная политика в 21 веке . Джозеф Вронка. Нью-Йорк: ун-т. Пресса Америки.
Объясняет, что универсальные потребности человека являются продуктом биологии, но также и продуктом аффекта, и на них влияет культурная и социальная эволюция, обеспечивающая изменение их характера с течением времени. Права человека развивались в ответ на потребности. Права человека социально сконструированы и варьируются в зависимости от человеческих групп.
Ифе, Джеймс. 1980. Определение социальной потребности. Австралийский журнал социальных проблем 15.2: 92–107.
В этой статье, основанной на диссертации, утверждается, что услуги часто разрабатываются на основе оценки потребностей человека, при этом природа самих человеческих потребностей относительно неопределенна и требует дальнейшего концептуального развития.
Ифе, Джеймс. 2013. Развитие сообщества в нестабильном мире: видение, анализ и практика . Кембридж, Великобритания: Кембриджский унив. Нажимать.
Указывает на то, что социальная справедливость часто обсуждается с точки зрения потребностей, и что это имеет основополагающее значение для социальной политики и планирования. Представляет новый подход к определению потребностей с использованием нормативных и описательных заявлений о потребностях. Подчеркивает центральное место дискурса о потребностях в определении и формулировании прав.
Яни, Джейшри и Майкл Райш. 2011. Общие человеческие потребности, необычные решения: применение критической основы к взглядам на человеческое поведение. Семьи в обществе: Журнал современных социальных служб 92.1: 13–20.
DOI: 10.1606/1044-3894.4065
Отмечается, что в книге Таула « общих человеческих потребностей » (Towle 1945) постулируются как универсальные потребности, так и культурно-специфические социальные контексты.
Утверждает, что в основе теории человеческого поведения лежат лежащие в основе универсалистские предположения о человеческих потребностях. Опирается на психоаналитическую психологию и эго-психологию, чтобы сформулировать шесть аспектов человеческих потребностей, которые могут повлиять на практику социальной работы.
Национальная ассоциация социальных работников. 1996. Этический кодекс Национальной ассоциации социальных работников . Вашингтон, округ Колумбия: Национальная ассоциация социальных работников.
Основной задачей социальной работы как профессии является «повышение благосостояния людей», а также «помощь в удовлетворении основных человеческих потребностей всех людей».
Ример, Фредерик Г. 1998. Эволюция этики социальной работы. Социальная работа 43.6: 488–500.
DOI: 10.1093/sw/43.6.488
Определяет общие человеческие потребности как устоявшуюся концепцию, которая укрепляет историческую приверженность социальной работы удовлетворению основных потребностей и повышению благосостояния.