08.04.2025

Порхает бабочка: Зачем порхают бабочки? Биология и символика | Животные

Зачем порхают бабочки? Биология и символика | Животные

На самом деле, перевоплотись знаменитый китайский философ в мотылька, беззаботность бы с него как рукой сняло. Потому что все это порхание имеет целью поиск самки и откладывание ею яиц, после чего жизнь бабочек теряет всяческий смысл. Нектар цветов — лишь средство подкрепления сил, сплошные углеводы и ни грамма белка.

Впрочем, некоторые бабочки (глазчатки, павлиноглазки) вообще ничего не едят. У самца бабочки-мешочницы даже хоботок не развит. Мало того, его самка — совершенно бескрылая, и красотой, соответственно, не отличается. Найдет он ее, дело сделает и на покой… А не найдет, ничего страшного. Некоторые виды мешочниц способны к партеногенезу, другими словами — размножению без оплодотворения. Поэтому их самки живут вообще несколько минут — отложила яйца и почила…

Мацуо Басе:
«Жадно пьет нектар
Бабочка-однодневка.
Осенний вечер».

Но подобных оригиналов, к счастью, немного. Большинство бабочек ищет самок весьма активно. Наибольшего профессионализма в этом нелегком труде достигли ночные бабочки. Ночью много не увидишь, поэтому «подруг жизни» они ищут в основном по запаху. И этот запах мотылек может «учуять» за сотни метров (а рекордсмены, вроде павлиньего глаза, даже более чем за 2 км!).

Правда, есть бабочки настолько «ослепленные страстью», что порой кидаются на все, что движется. Так, самец сатир семела может погнаться за мухами, листьями, а порой и за своей тенью. Зато и ухаживает он красиво: сперва склоняется перед самкой, а затем, трепеща крыльями, кружит около нее по земле.

Недаром у китайцев бабочки — это знак влюбленных, символ супружеского счастья. Правда, ассоциируется бабочка в первую очередь с мужчиной, который «пьет сок девушек-цветов».

В Японии же этот символ не столь оптимистичен: бабочка здесь означает чаще всего непостоянство, временную любовь, гейшу и т. п. Вот почему у японцев название оперы Д. Пуччини «Мадам Баттерфляй» (butterfly — англ. «бабочка») вызывает совершенно неверные ассоциации.

Впрочем, и отношение европейцев к бабочке не было однозначным. Нередко наряду с жизнерадостностью и счастьем она символизировала и преходящесть земных удовольствий, пустую любовь, ветреность, легкомыслие (вспомним хотя бы, кого называют «ночными бабочками»).

Е. Шварц «Обыкновенное чудо»:
«АДМИНИСТРАТОР: …Сегодня, например, вижу: летит бабочка. Головка крошечная, безмозглая. Крыльями бяк, бяк — дура дурой! Это зрелище на меня так подействовало, что я взял да украл у короля двести золотых…».

А. С. Пушкин:
«Закабалясь неосторожно,
Мы их любви в награду ждем,
Любовь в безумии зовем,
Как будто требовать возможно
От мотыльков иль от лилей
И чувств глубоких и страстей!»

Символическое значение бабочки как гибельной страсти усилилось и странной особенностью этих насекомых лететь на свет — свечу, лампу, лететь, чтобы в итоге погибнуть. Этот образ бабочки стал одним из самых распространенных в поэзии, популярных песнях.

Э. Рязанов:
«Я, словно бабочка, к огню
Стремилась так неодолимо
В любовь, в волшебную страну,
Где назовут меня любимой».

Х. Кортасар:
«Как в яблоко ты — жадным ртом,
как я в тебя — всем жадным телом,
так бабочка в окно влетела
свой танец станцевать с огнем».

С. Аксёненко:


«…Слышь… мотылек, тебе будет
Хуже,
Плохо внутри… ты побудь
Снаружи.
Верь, что дорога к цели
Лучше, чем сама цель…»

На самом деле бабочки, летя на свет, ищут не тепло и уж тем более не смерть. Причина в том, что многие летающие насекомые привыкли в своем полете ориентироваться по естественным источникам света — Солнцу и Луне. Лучи, исходящие от столь отдаленных объектов, долетая до Земли, для бабочек являются практически параллельными, и они летят, придерживаясь по отношению к ним определенного угла.

У искусственных же источников света, ввиду их близости, лучи расходятся резко радиально. Пытаясь выдержать определенный угол по отношению к ним, мотылек начинает кружить по спирали, неумолимо приближаясь к смертельному пламени.

Впрочем, на множестве античных изображений мы можем увидеть совершенно обратный сюжет — бабочку, вылетающую из костра, погребального костра… Дело в том, что у древних греков и римлян это насекомое олицетворяло человеческую душу. Древнегреческое слово «псюхе» одновременно обозначало и «бабочку», и «душу», и «дыхание».

Широко известен миф о Психее и Амуре, в котором переплелось множество вышеупомянутых аллегорий. В изложении Апулея он звучит так.

Царская дочь Психея стала возлюбленной знаменитого бога любви. И все бы было хорошо, если бы не одно из условий: она никогда не должна была видеть обличье своего суженого при свете.

Понятное дело, девушка не удержалась и однажды ночью зажгла светильник. Спящий Амур оказался действительно прекрасен, но пока Психея зачарованно смотрела на него, капля масла с лампы упала ему на кожу, и он исчез. Пройдя множество испытаний и страданий в поисках возлюбленного (так, Психея спускалась даже в мрачный Аид за живой водой), девушка все-таки добивается разрешения на брак у самого Зевса. Символом этой любви, способной проникнуть даже в загробное царство, и стала бабочка.

Олицетворение бабочки и человеческой души распространено у многих народов: племен Заира, новозеландских маори, мексиканских индейцев… А если во время погребения древнего кельта на похоронах появлялся белый мотылек, никто не сомневался, что это душа усопшего прилетела проведать свою старую «оболочку».

И здесь мы подходим к самому необычному свойству бабочки… См. «Легко ли превратиться в бабочку?» >>>

Теги: традиции, символика, животные, биология, искусство

Почему бабочки порхают?

Думали ли вы когда-нибудь о том, что бабочки, со своим порывистым порхающим полётом, являются «примитивным» и неумелыми летающим насекомыми? В конце концов, если сравнить крылышки бабочки с прекрасно обтекаемыми «летательными» крыльями птиц и самолётов, то они ничуть даже и не выглядят аэродинамическими.

И в самом деле, ещё 10 лет назад, традиционные законы аэродинамики не могли объяснить, каким образом насекомые, включая бабочек, вообще могут летать, не говоря уже о таких мастерских маневрах, которые они проделывает на маленьких скоростях — парят, летают назад и в стороны, сохраняя при этом полный контроль полёта.

Однако за последнее десятилетие исследователи обнаружили множество «нетрадиционных» способов, которые бабочки, эти лёгкие воздухоплаватели, используют для того, чтобы находиться в воздухе. Например, одно особое движение взмаха бабочки создаёт вихревой воздушный поток (вортекс) на краях крылышка, генерируя часть подъемной силы, которую «традиционная стационарная аэродинамика» не в состоянии была объяснить.

Но после того как исследователи сняли на плёнку и детально изучили полёт бабочки адмирала в «аэродинамической трубе», их удивил целый ряд сложных движений крылышка бабочки, которые позволяют генерировать больше подъемной силы, чем простое махание: «захват попутного воздушного потока, два различных типа вихревого потока (вортекса) на передней кромки крыла, активные и неактивные движения вверх».

И всё это в дополнение к использованию бабочкой вращательных движений и механизма «хлопок-флинг» Вайса — Фогга. Но более удивительным было то, что бабочка адмирал часто использовала совершенно разные механизмы при каждом последующем взмахе крылышка!

Теперь мы понимаем, что бабочки порхают не потому, что они «примитивные», а потому что они выбирают каждый взмах крыла из имеющегося набора поворотов, шлепков, хлопков и бросков. Говоря словами исследователей, «трепетное порхание бабочки – это не беспорядочное, неуправляемое блуждание в воздухе, а результат мастерства во множестве аэродинамических механизмах». Неудивительно, что бабочки настолько хороши во взлетах в воздух, маневрировании, сохранении ровного полёта и приземлении.

Аэроинженеры мечтают скопировать эти механизмы, например, для создания шпионских роботов «насекомых», однако им ещё очень далеко до того, когда они смогут подражать удивительным способностями бабочек.

Например, разработка программного обеспечения в летательном аппарате, созданном руками человека, требует долгих лет человеческих усилий и мощных компьютерных микросхем для её осуществления. Было подсчитано, что центр управления полётом в мозгу мухи насчитывает около 3000 нейронов, что «даёт насекомому меньше вычислительных возможностей, чем обычному тостеру. И всё же это насекомое проворнее в своих движениях, чем летательные аппараты, которые оснащены сверхбыстрой цифровой электроникой». Итак, как же насекомые осуществляют управление полётом при таком широком диапазоне пилотажных способностей? Один комментатор заметил, «Если инженерам когда-нибудь удастся понять, как работают эти механизмы, то произойдет революция в аэронавтике».

Источник: origins

« Вернуться назад | Все новости | Следующая новость »

Пролетела бабочка | Природа

  • Опубликовано:
  • Дэвид Балтимор 1 и
  • Амер А. Бег 1  

Природа том 373 , страницы 287–288 (1995 г. )Процитировать эту статью

  • 199 доступов

  • 27 цитирований

  • Сведения о показателях

Это предварительный просмотр содержимого подписки, доступ через ваше учреждение

Варианты доступа

Подписаться на этот журнал

Получите 51 печатный выпуск и доступ в Интернете

199,00 € в год

всего 3,90 € за выпуск

Узнайте больше

Арендуйте или купите эту статью

Получите только эту статью столько, сколько вам нужно

39,95 $

Узнать больше

Цены могут облагаться местными налогами, которые рассчитываются при оформлении заказа

Ссылки

  1. Ghosh, G. , Van Duyne, G., Ghosh, S. & Sigler, P.07 B. 373 , 303–310 (1995).

    Артикул ОБЪЯВЛЕНИЯ КАС Google Scholar

  2. Мюллер, К.В., Рей, Ф.А., Содеока, М., Вердин, Г.Л. и Харрисон, С.К. Nature 373 , 311–317 (1995).

    Артикул ОБЪЯВЛЕНИЯ Google Scholar

  3. Сен Р. и Балтимор Д. Cell 46 , 705–716 (1986).

    Артикул КАС Google Scholar

  4. Nolan, GP & Baltimore, D. Curr. мнение Жене. Дев. 2 , 211–220 (1992).

    Артикул КАС Google Scholar

  5. Ип, Ю. Т. и др. Сотовый 75 , 753–764 (1993).

    Артикул КАС Google Scholar

  6. Грилли, М. , Чиу, Дж.-С. & Lenardo, MJ Int. Преподобный Цитол. 143 , 1–63 (1993).

    Артикул КАС Google Scholar

  7. Фудзита Т., Нолан Г. П., Гош С. и Балтимор Д. Genes Dev. 6 , 775–787 (1992).

    Артикул КАС Google Scholar

  8. Thanos, D. & Maniatis, T. Cell 71 , 777–789 (1992).

    Артикул КАС Google Scholar

  9. Рубен С.М., Нараянан Р., Клемент Дж., Чен С.-Х. & Rosen, CA Molec. клетка. биол. 12 , 444–454 (1992).

    Артикул КАС Google Scholar

  10. Бег, А. А. и Болдуин, А. С. Genes Dev. 7 , 2064 (1993).

    Артикул КАС Google Scholar

  11. Zabel, U. & Baeuerle, P. A. Cell 61 , 255–265 (1990).

    Артикул КАС Google Scholar

  12. Ша, В., Лиоу, Х.-К., Туоманен, Э. И. и Балтимор, Д. Сотовый 80 , 321–330 (1995).

    Артикул КАС Google Scholar

Ссылки на скачивание

Информация об авторе

Авторы и организации

  1. Отдел биологии, Массачусетский технологический институт, Кембридж, Массачусетс, 02139, США

    Дэвид Балтимор и Амер А. Бег

Авторы

  1. Дэвид Балтимор

    Вы также можете искать этого автора в публикациях

    90 PubMed Google Scholar

  2. Amer A. Beg

    Просмотр публикаций автора

    Вы также можете искать этого автора в PubMed Google Академия

Права и разрешения

Перепечатка и разрешения

Об этой статье

Эта статья цитируется

  • Гемцитабин в сочетании с мастикой камеди вызывает мощное ингибирование роста и апоптоз раковых клеток поджелудочной железы.

    • Синь-юй Хуан
    • Хун-чэн Ван
    • Хуан-лун Цинь

    Acta Pharmacologica Sinica (2010)

  • Асимметричный димер NFAT1 на псевдопалиндромном κB-подобном сайте ДНК

    • Лэй Цзинь
    • Петр Слиз
    • Стивен С. Харрисон

    Природа Структурная и молекулярная биология (2003)

Them / I See the Butterfly as It порхает от Nervous Chill на Beatport

  • Дата выпуска 20. 01.2023
  • Этикетка Нервный озноб
  • Каталог NER25810

Выпуск

  • Ханна
  • Дата выпуска 20.01.2023
  • Этикетка Нервный озноб
  • Каталог NER25810

Люди также купили

  • 29″ data-ec-variant=»album» data-ec-id=»3983504″ data-ec-d1=»Tartan»>

    Манаус

    Тартан

    Тартан Рекордс

  • Сэй Намм, Том. 02

    БДК

    Скажи Намм

  • 16″ data-ec-variant=»album» data-ec-id=»3908249″ data-ec-d1=»BDK»>

    Сэй Намм 001

    БДК

    Скажи Намм

  • O.T» data-ec-creative=»Users Also Bought» data-ec-brand=»4 To The Floor Records» data-ec-category=»Releases» data-ec-list=»Users Also Bought» data-ec-price=»2.58″ data-ec-variant=»album» data-ec-id=»3384689″ data-ec-d1=»Todd Edwards, Nicole P»>

Еще с этой этикетки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *