Итоговое сочинение по литературе: Верность и измена
- Итоговое сочинение. Примеры сочинений
Мы довольно часто в жизни слышим эти антонимы: верность и измена. И все понимают эти слова по-своему. Почему? Верность определяется как постоянство в чувствах, привязанностях, убеждениях. Но редко, кто вспоминает о значении корня слова – вера. Вера – это убеждение в чём-то, что является незыблемым в ваших представлениях, понимании. А вот измена есть не что иное, как нарушение верности кому- или чему-либо. Согласно христианской этике измена является особенно серьезным грехом. Но измена не обязательно должна быть в области веры. Есть такое понятие как супружеская измена, измена Родине, измена убеждениям. Всё это разновидности этого всеобъемлющего понятия.
Я хочу обратиться к пониманию супружеской измены и верности. И в связи с этим вспомнить произведения нашей литературы. В драме А.Н. Островского «Гроза» поднимается эта проблема. Главная героиня драмы Катерина Кабанова изменила своему мужу с молодым человеком, приехавшим из столицы. Необычный, не похожий на жителей города Калинова Борис в своём партикулярном платье кажется Катерине таким ярким и неповторимым. Она влюбляется в него буквально с первого взгляда. Его деликатность и такт совсем не вяжется с темнотой, необразованностью, грубостью и хамством местных жителей. Однако Катерина, которая ещё никого никогда не любила, выбирает Бориса, как суженого, человека, посланного богом. Она, однажды сделав шаг в сторону своего избранника, решает, что именно он и есть её судьба. Измена мужу в её понимании – не измена вовсе. Она никогда не любила Бориса, хотя старалась быть ему верной. По сути, это он изменил, потому что оставил её одну в этом злобном мире. Но её мучает факт клятвы во время обряда венчания. Однако Тихон не воспринимает измену Катерины, она для него любимая жена, главное, чтобы никто ничего не знал.
В поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» Матрёна Корчагина остаётся верной своему мужу в самых сложных жизненных ситуациях. Когда её супруга Филиппа забирают в рекруты, а она остаётся беременной в ожидании ребёнка, без мужа, она решает идти к губернаторше за помощью, в стремлении найти защиту. Ей посчастливилось: начались роды, и губернаторша стала крёстной матерью для её ребёнка. Она помогла в освобождении её мужа от рекрутской повинности. Редкая женщина способна на такое самопожертвование во имя любимого мужа, на такую верность своей венчальной клятве.
Измена и верность — взаимоисключающие понятия, но в последнее время никто не придаёт им особого значения. Никто особенно не старается блюсти верность, никто не считает измену страшным грехом. Стёрлись границы. Всё в человеческой нравственности, в том, как оценивать поступки свои и других людей.
- Назад
- Вперед
Верность и измена: аргументы к итоговому сочинению
Одной из тем итогового сочинения по литературе для выпускников 2023 года может оказаться тема «Верность и измена».
Ошибочно школьники начинают при написании работы рассматривать и сопоставлять эти два понятия – верность и измену – исключительно с точки зрения романтических отношений. На самом деле они весьма широки и универсальны. Верность – это не только стойкость в чувствах, но и выполнение своих обязанностей и долга, ответственность, стойкость, преданность и постоянство. А измена – не только нарушение верности любимому, но и в целом предательство, неверность, вероломство, отступничество.
В сочинении, как того рекомендует ФИПИ, следует сравнить верность и измену как противоположности, а рассматривать их можно с любой точки зрения: этической, философской, психологической. Шанс повысить оценку имеют те ученики, которые не ограничатся лишь скупыми рассуждениями, но и приведут в сочинении разнообразные жизненные, исторические и литературные примеры. Последнее будет несложным: верность и измена встречаются в сюжетах множества произведений. Повысит оценку и использование цитат. Причем цитировать можно, как мыслителей древности («Только один раз мы теряем жизнь и доверие» – древнеримский поэт Публилий Сир), так и современных авторов. К примеру, можно привести слова барда Владимира Высоцкого: «В этом мире я ценю только верность. Без этого ты никто и у тебя нет никого. В жизни это единственная валюта, которая никогда не обесценится».
О чем может быть ваше сочинение на тему «Верность и измена»? Можно рассматривать эти два понятия в самом широком смысле, а можно обратиться лишь к любовной сфере. Возможно, кто-то захочет писать о верности своей Родине и государственной измене, а другой решит описать эти чувства по отношению к друзьям или просто человеку, который вам доверился. Конкретные темы такого сочинения могут быть и максимально узкими: о верности и измене по отношению к самому себе, своим целям, моральным принципам, религиозным убеждениям, а также, к примеру, о верности домашних животных своим владельцам.
Примерный список литературных произведений и носителей проблем по направлению «Верность и измена»
Направление | Примерный список литературных произведений | Носители проблемы |
---|---|---|
Верность и измена | А. С. Пушкин. «Евгений Онегин» | Татьяна Ларина – верна своей любви, верна своему мужу, верна себе. |
А. С. Пушкин «Капитанская дочка» | Петр Гринев (верен отцовскому наказу), капитан Миронов (верен долгу), супруга капитана Миронова (верна мужу), Маша Миронова (верна своей любви и готова ее защищать), Швабрин (измена долгу, дружбе). | |
М. Ю. Лермонтов «Беглец» | Беглец, покинувший поле боя достоин только презрения. | |
А. И. Куприн. «Гранатовый браслет» | Господин Желтков (верен любви). | |
М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита» | Иешуа Га-Ноцри (верность своим убеждениям), Маргарита (верность своей любви). | |
А. Н. Островский. «Гроза» | Катерина (верность своей любви, измена мужу). | |
Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание» | Сонечка Мармеладова (верность своим убеждениям, бескорыстная помощь окружающим). | |
Н. В. Гоголь «Тарас Бульба» | Тарас Бульба, Остап – верность товариществу, верность родине. Андрий – предательство ради любви. | |
Л. Н. Толстой «Кавказский пленник» | Жилин – верность долгу, дому, надежда только на себя. | |
И. Бунин «Темные аллеи» | Надежда (верность своей любви к Николаю). | |
А. Грин «Алые паруса» | Ассоль (верность мечте). | |
М. Шолохов. «Судьба человека». | Андрей Соколов (верность Родине, себе и своим представлениям о чести). |
Другие направления итогового сочинения:
- Человек и общество
- Равнодушие и отзывчивость
- Смелость и трусость
- Цели и средства
Колотые раны власти
В сфере политики в основе понятий лояльности и предательства лежит глубокая сложность. Можно даже сказать, что одно без другого существовать не может. Лояльность и предательство политических лидеров и партий, а также государства — явление общемировое.
Даже если мы вернемся во времена Юлия Цезаря, верность вождю не будет чем-то автоматическим, как естественное положение дел. Лидеров как в монархиях, так и в демократиях всегда предавали самые близкие им люди.
Однако понятие лояльности не так просто. Частота, с которой происходит разделение лояльности, является обычным явлением. В демократических государствах электорат и сами избиратели часто сильно расходятся во мнениях относительно своих идеологий и выбора того, кого они хотели бы представлять. Единственный случай, когда люди склонны к коллективному согласию, — это когда угроза, стоящая перед всем населением, повсеместно признается угрожающей выживанию нации.
Контраст между понятиями верности и предательства часто рассматривается как разительный или суждения с небольшой золотой серединой. Лояльность к одной группе или идее может, как и в случае разделенной лояльности, быть ценой предательства какой-либо другой ценности или группы. Но в отличие от многих других часто рекламируемых добродетелей, таких как терпение и так далее, лояльность парадоксальна. Она легко может превратиться в порок, если будет заложена не тому режиму или опасной идеологии. Именно тогда преданность превращается в слепую веру и фанатизм.
Был ли единственным решением предполагаемых «преступлений» Цезаря удар в спину? Любой думающий, рациональный и разумный человек скажет нет.
Но в случае предательства люди когда-нибудь думают здраво?
Падение Цезаря
«En tu, Brute, тогда пади Цезарь», — воскликнул Юлий Цезарь в шекспировской пьесе, когда ему неоднократно наносили ножевые ранения в спину люди, которых он когда-то считал друзьями. В одной из самых драматических, жестоких и кровавых сцен группа убийц, включая зятя Цезаря Брута, нападает на своего лидера, фактически запачкав его кровью свои руки.
Даже ты, Брут?
Задать этот нагруженный и тяжелый вопрос своему шурину, который собирается вас убить, должно быть одним из самых трогательных высказываний, когда-либо сделанных.
Но зачем они это сделали?
В мартовские иды 44 г. до н. э. группа римских сенаторов убила Юлия Цезаря, когда он сидел на трибуне на заседании сената. Цезарь, генерал, ставший государственным деятелем, упал, истекая кровью, на глазах у остальных в ужасе. Зрители на месте преступления еще не знали этого, но они были свидетелями последних часов прославленной Римской республики.
Они – заговорщики – заманили его в столицу, где Цезарь пошел вопреки своему здравому смыслу и мольбам жены, которой приснился сон, в котором она увидела своего мужа убитым. Заговорщики эффективно использовали лесть и призывы, чтобы потешить самолюбие Цезаря, чтобы заманить его на смерть. Как только он оказался в здании, его окружили и нанесли ему 23 ножевых ранения.
Падение Цезаря часто связывают с его непреодолимыми амбициями и желанием стать императором Рима. В шекспировской пьесе Цезарь говорит о себе в третьем лице, единственный человек во всей пьесе, который делает это, что приводит комментаторов к выводу, что его эго стало слишком большим. Группа сенаторов, в которую входил и хороший друг Цезаря Брут, решила, что единственным решением проблемы необузданного нарциссизма и амбиций Цезаря является его убийство.
Еще раз, в случаях предательства люди всегда думают здраво?
Сенаторы окружают Цезаря Карл Теодор фон ПилотиКоренная причина предательства
Независимо от того, включает ли акт предательства ложь, обман или неверность, одним из важных аспектов опыта, который усиливает его тяжесть и болезненность, является унижение или восприятие что кто-то был опозорен и с ним обращались неуважительно, особенно на публике.
Предательство — сильное слово, и оно предназначено для описания худших типов людей. Предать — предать что-то или кого-то в руки врага предательством. Под этим подразумевается предательство чужого доверия. Люди, которые предают других, склонны чувствовать необходимость скрывать то, что они делают или собираются сделать. В частности, в политике это также означает, что отдельное лицо или группа людей прямо или косвенно привели другого человека или народы к опасности.
Лидеры не могут и никогда не могли управлять в одиночку. И все же многие из самых знаменитых лидеров в истории либо предали других, либо были преданы своими ближайшими союзниками. Наиболее распространенная тактика: изгнание, лишение богатства и положения, тюремное заключение, казнь, а в некоторых случаях и покушение.
Чего можно добиться посредством внутрипартийных политических чисток? Как может лидер или любой последующий лидер оставаться у власти после того, как он сверг и вызвал недовольство тех самых людей, которые поставили его на этот пост?
Лидеры демократий и монархий обычно зависят от коалиции сторонников, которые помогают создавать и поддерживать их, пока они находятся у власти. Эти сторонники могут попытаться добиться уступок от лидера, угрожая отказаться от своей поддержки, если лидер откажется сотрудничать.
В демократических странах достаточно большая группа граждан может проголосовать за увольнение лидера. В монархиях и династиях, где политическая власть, как правило, сосредоточена вокруг лидера и где правила наследования могут задушить более жизнеспособных кандидатов; небольшие группы элит иногда прибегают к применению насильственной силы для устранения «плохих лидеров» с постов.
Таким образом, лидеры должны опасаться нелояльных элементов внутри режима не меньше, чем любого внешнего источника оппозиции.
В свете всех этих уловок, заговоров и интриг — зачем вообще кому-то руководить или хотеть, чтобы кто-то их возглавлял?
Клеопатра и Цезарь (1866 г.) Картина Жана-Леона ЖеромаСтрах
Юлий Цезарь пользовался огромной популярностью у жителей Рима. Он был успешным генералом, который расширил Римскую республику, включив в нее части современной Испании, Франции, Германии, Швейцарии и Бельгии. Цезарь также был популярным писателем, который писал о своих путешествиях, теориях и политических взглядах.
Многие римляне боялись силы, которую накопил Цезарь. Теоретически Рим был конституционной республикой. Однако на практике Рим десятилетиями балансировал на грани военной диктатуры. Говорят, что Цезарь фактически стал первым царем Рима во всем, кроме имени. У него даже был ребенок от царицы Египта Клеопатры.
Многие члены Сената, которые представляли собой группу назначенных политических лидеров, возмущались популярностью и высокомерием Цезаря. После того, как Цезарь получил статус пожизненного диктатора, эти чиновники решили нанести решающий удар по его власти. Хотя удар Брута был назван самым болезненным из 23 ударов в спину, полученных Цезарем, многие хотели, чтобы Цезарь ушел, — от его протеже до племянника.
К сожалению, смерть Цезаря возымела эффект, противоположный тому, на что надеялись его заговорщики. Население возненавидело сенаторов за это убийство, и за этим последовала серия гражданских войн. В конце концов внучатый племянник и приемный сын Цезаря Октавиан стал лидером Рима. Его правление ознаменовало конец Республики и начало Империи.
Акты предательства имеют общую основную тему. В частности, нарушение баланса сил между двумя взаимозависимыми сторонами. Когда предательство сопровождается обманом или унижением, предатель фактически занимает позицию «один на один» по отношению к обманутому, которого успешно обманули и унижали.
Преданная сторона теперь находится в невыгодном положении по сравнению с предателем, который поставил свои интересы на первое место и не принял во внимание потребности и заботы преданной стороны, которой в случае убийства Цезаря является как сам диктатор, так и римская общественность, которая позже включает их.
Настоящий преступник
В то время как предательство Брута вошло в общественное мнение как самая большая ножевая рана в спине Цезаря; На самом деле настоящим главарем был гораздо менее известный генерал по имени Децимус. Именно Децим переубедил Цезаря и убедил его пойти в Сенат, несмотря на просьбы его жены не делать этого. Децим сказал: «Что скажешь, Цезарь? Будет ли кто-нибудь вашего уровня обращать внимание на сны женщины и приметы глупых мужчин?»
Послужной список и поведение Децимуса показали, насколько хорошо организованными и тактическими были заговорщики. Децим был протеже Цезаря. В гражданской войне между Цезарем и Помпеем Брут и Кассий поддержали Помпея, а затем перешли на другую сторону. Напротив, Децим с самого начала поддерживал Цезаря.
Однако в какой-то момент их отношения изменились. Неизвестно, почему это произошло, но, по-видимому, это было больше связано с силой, чем с принципом. Письма Децима к Цицерону раскрывают вежливого и немногословного человека с нюхом на предательство и способностью к мести. Мы можем предположить, что было много факторов: например, регулярное пренебрежение Цезарем римских обычаев, назначение Октавиана своим заместителем, а также собственные личные амбиции Децима, которые Цезарь неоднократно игнорировал.
Будучи единственным заговорщиком в ближайшем окружении Цезаря, Децим был незаменимым кротом, способным сообщать, а также влиять на мысли Цезаря. Кроме того, Децим контролировал отряд гладиаторов, сыгравших ключевую роль в Идах. По сути, он был и начальником службы безопасности заговорщиков, и их главным шпионом. Изображение Брута как любимого друга Цезаря, хотя и прекрасно для театрального эффекта, также является исторически неточным.
Заговор с целью убийства Цезаря «удался» благодаря планированию и осуществлению. При поддержке тех из высших слоев общества, которые ненавидели Цезаря, можно было ожидать не меньшего успеха. Убийцы предпочли покончить с жизнью Цезаря сами, а не нанять убийц — решение, которое показало их целеустремленность и серьезность намерений. Нанеся забастовку на заседании Сената, они превратили его в публичный акт, а не в личную вендетту.
При всем своем театральном и стратегическом блеске убийство Цезаря не оказалось панацеей, на которую надеялись убийцы. Хотя им удалось убить Цезаря, их убийство только ускорило конец Республики. Разразилась гражданская война, и, прежде чем они узнали об этом, Республика, которую они утверждали, что защищают, умерла и возродилась как империя.
Возможно, дело было не столько в том, что заговорщики были патриотами или что их политическая хватка не соответствовала их военному мастерству. Возможно, они преследовали власть Цезаря. Скорее всего, они думали, что, убив его, их личная власть увеличится. Еще раз, в случаях предательства люди когда-либо думают здраво?
История, однако, как один из великих учителей жизни, напоминает нам, что иногда наши попытки ниспровергнуть порядок могут привести только к тому, чего мы больше всего хотим избежать.
Нравится:
Нравится Загрузка. ..
Тирания как микроскоп для верности и предательства в «Антигоне» Софокла
«Антигона» Софокла — основополагающее произведение классической греческой литературы. В этом образце политического эссе исследуются темы верности и предательства в произведении, а также то, как эти понятия переплетаются.
Тирания, верность и предательство исследуются в «Антигоне» Софокла
В «Антигоне», последней из трех фиванских пьес, Софокл использует властный стиль руководства Креонта, чтобы подчеркнуть, каким образом тиранические методы правления выявляют или провоцируют выражения верности и предательства; Основные черты монархического строя.
Таким образом, Софокл иллюстрирует смешанную природу этих центральных характеристик, поскольку часто бывает трудно отличить одну от другой до тех пор, пока сторона, наиболее затронутая ими, не будет так затронута. Для Креона неспособность успешно справиться с этой трудностью не только поучительна, но и разрушительна.
Царь Фив как тиранический лидер
Царь Фив, Креонт, определяет, что из двух братьев, восставших против него, должен быть пристыжен, решив, что умерший Полиник не будет удостоен ритуального погребения или, более того, , любые захоронения. Нам представлены сестры Полиника, Антигона и Исмена, которые обсуждают относительное бесчестье, оказанное их брату Креонтом.
Антигона и Исмена участвуют в этом диалоге, который представлен как своего рода тайная встреча, при этом Антигона решительно выступает за нарушение приказа Креонта. Похоронить ее брата означало бы продемонстрировать семейную верность в ущерб политической (Маккей 169).). Другими словами, Антигона предлагает ей предать один приказ, чтобы выразить свою верность тому, что она считает высшей причиной, или так кажется.
По мере того, как Софоклис продолжает это разъяснение парадоксальной связи между предательством и верностью, Антигона в конце концов попадает в плен за попытку похоронить своего брата. Ее приводят к Креонту и просят объяснить свои действия, что она делает таким образом, что выражает как семейную верность, которой она привержена, так и своего рода лояльность к монархии Креонта.
Анитгона в роли героини, которая предает тирана
Анитгона делает это, сначала насильно взяв на себя ответственность за свое решение похоронить своего брата в предательстве директивы Креонта, а затем умоляя Креонта признать безнравственность самой директивы. Таким образом, Софокл, кажется, предполагает, что верность и предательство здесь настолько неразрывно связаны, что их невозможно различить в том, что выражение Антигоной семейной верности действует на тот же эффект в отношении защиты институциональной целостности царства ее правителя, несмотря на то, что Креон идентифицирует Антигону как предал его в этом отношении.
Затем мы видим, как Гемон воплощает это сочетание верности и предательства, приближаясь к Креону, своему отцу, с целью избавить Антигону от безвременной участи. Гемон деликатно пытается пройти тонкую грань между предательством правления своего отца и сохранением верности своей возлюбленной Антигоне, от имени которой он выражает не только свою поддержку, но и поддержку подданных Креонта.
Таким образом, аргументируя свое личное дело так же, как это делала Антигона, Гемон показывает, что его собственная лояльность в этом отношении не противоречит интересам царства Креонта. Тем не менее, точно так же, как Креонт не желает принимать это совмещенное выражение верности Антигоны, он видит в Гемоне своего рода предательство, которое в конечном итоге провоцирует самоубийство Гемона.
Тиран Софокла не может завоевать лояльность
В конце концов, Креонт сурово наказан за то, что не смог отличить искреннее выражение предательства от личного выражения лояльности, не противоречащего его правлению; действительно, выражения героинь Антигоны и Гемона принципиально лояльны в том смысле, что они умоляют Креона принять решения, которые эффективно обеспечили бы моральный порядок и сплоченность его королевства.
Конечно, эти выражения лояльности имеют нюансы, но они относятся к тому типу, который обычно выражается ребенком, поскольку они стремятся вызвать сочувствие к своим личным несчастьям, в то же время предполагая, что отсутствие такового будет равносильно семейному предательству. часть Креонта в том, что он откажет своим детям в том, что, по его мнению, он должен отказать им, чтобы сохранить свою верность социальному порядку своего собственного королевства.
И все же Креонт не делает ничего, кроме предательства своих граждан, пытаясь обеспечить общественно-политический порядок, призванный их защитить (Шклар 181). Наказанием Креонта является потеря не только его биологического сына, но и дочери, тестем которой он стал бы через женитьбу на Гемоне: Антигона. Это как если бы Софокл намеревался, чтобы самоубийство Эвридики послужило обвинением Креонту как отцу и правителю.
Действительно, Хониг предлагает Эвридику как воплощение этой дихотомии семья-царство: «Подобно Антигоне, Эвридика проклинает и призывает к мести; в отличие от Антигоны, Эвридика плачет в помещении» (Honig 23).
Таким образом, смерть Эвридики символизирует смерть порядка, в котором могут сосуществовать семейная и политическая лояльность. Таким образом, возникает вопрос, сможет ли царство, в котором эти два фактора не могут действовать одновременно, поддерживать себя в долгосрочной перспективе.
Наказание тирана
Символическая смерть в литературе представляет собой смерть порядка, в котором семейная и политическая лояльность могут сосуществовать. Таким образом, возникает вопрос, сможет ли царство, в котором эти два фактора не могут действовать одновременно, поддерживать себя в долгосрочной перспективе.