17.02.2025

Почему одни люди умные а другие нет: Ученые наконец-то поняли, почему одни люди очень умные, а другие не очень

Ученые наконец-то поняли, почему одни люди очень умные, а другие не очень

Комсомольская правда

Клуб любознательныхНаука: Клуб любознательных

Владимир ЛАГОВСКИЙ

10 мая 2018 14:10

Впервые в мире удалось разгядеть в мозгах «носители» повышенного интеллекта

Размер нейронов, как выяснилось, имеет значение.

Если человек гений, то и мозг у него должен быть каким-то особенным — отличаться от мозга обычных людей со средними умственными способностями. Эта здравая идея несколько десятилетий воодушевляла неврологов, которые силились найти хоть какие-то характерные отличия. Но не находили — к собственному недоумению. И вот успех: впервые в мире удалось увидели в мозгах особенности, которые, судя по всему, свидетельствуют о том, что человек, как минимум, не дурак.

Если верить авторам эпохального открытия — ученым из Свободного университета Амстердама ( Free University in Amsterdam), то у тех, кто умнее, нейроны крупнее.

Группа голландских неврологов, ведомых нашей соотечественницей Натальей Горюновой (Natalia Goriounova), взяли образцы нервных клеток у нескольких десятков пациентов из числа тех, которым были сделаны операции на мозге.

Потом те же пациенты прошли тесты на IQ. Ученые соотнесли полученные результаты со строением нервных клеток , их видом и особенностями работы.

Толщина «мыслящего слоя» мозга тоже влияет на уровееь интеллекта.

У всех высоко интеллектуальных испытуемых нейроны оказались крупнее, чем у их не столь сообразительных коллег. Нейроны умников были еще и более разветвленными. И «работали» на более высоких частотах. В комплексе, по мнению ученых, подобное сочетание физических и физиологических особенностей и позволяет мыслить более продуктивно.

Возрастная категория сайта 18+

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г.

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР — НОСОВА ОЛЕСЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА.

ШЕФ-РЕДАКТОР САЙТА — КАНСКИЙ ВИКТОР ФЕДОРОВИЧ.

АВТОР СОВРЕМЕННОЙ ВЕРСИИ ИЗДАНИЯ — СУНГОРКИН ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

АО «ИД «Комсомольская правда». ИНН: 7714037217 ОГРН: 1027739295781 127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.

Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте www.kp.ru, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат АО «Издательский дом «Комсомольская правда», и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.

Приобретение авторских прав и связь с редакцией: [email protected]

Почему одни люди умные, а другие

Мы привыкли воспринимать ум как данность, ну, вроде внешности. Мол, вот этот умный, а тот дурак, и ничего тут не поделать. «Опытные педагоги» хвалятся, что могут уже у ребенка выявить таланты или – увы – полную бесталанность. В противовес им «прогрессивные педагоги» толкуют, что люди созданы равными, а если кто отстает от сверстников – это можно поправить. Как ни парадоксально, «прогрессивные педагоги» правы. Так называемый ум – дело чистой физики, а раз так, на физические процессы можно воздействовать физическими процессами.

Если повторить опыт Ганнибала Лектера, снять черепную коробку у живого и посмотреть, как там все работает (вы удивитесь, но ученые так делали не раз – правда, на животных), можно убедиться, что по поверхности коры головного мозга, как по океану, пробегают электромагнитные волны. Эти волны генерируют нейроны – клетки нервной системы. Вот от этих волн, и только он них, зависит так называемый ум.

Есть несколько видов волн. В зависимости от того, какие волны у вас преобладают, формируется ваш характер, ум, сообразительность и так далее. Общее правило: чем более высокочастотная волна у вас в мозгу сейчас, тем лучше вы соображаете.

Дельта-волны – частотой всего 4 герца (колебаний в секунду), это базовые волны, которые у взрослых бывают в состоянии очень глубокого сна, или, простите, в состоянии комы. Только дельта-волны есть у младенцев – почему, собственно, они писают в подгузники и не могут разговаривать. Потом у детей постепенно появляются и другие виды волн.

Тета-волны с частотой 4-7 герц – это уже получше, чем дельта (по крайней мере, вы не в коме), но смахивает на идиотию. Когда вы видите, как человек или сильно пьяный, или просто уставший заснул, и у него рот открылся, слюнки капают – у него в этот момент преобладают именно тета-волны. Собственно, весь кайф от алкоголя в том, чтобы подавить более высокочастотные колебания мозга, опуститься до тета-волн, и «расслабиться», хотя совсем не факт, что мозг «отдыхает» в таком состоянии.

Альфа-волны – 8-12 герц – характерны для «просто людей», которые «просто живут» и звезд с неба не хватают. В состоянии бодрствования частота колебаний электромагнитного поля мозга у них именно такова. То есть, если вы видите неспособного сотрудника, который «тупит» — это всего-навсего значит, что электромагнитное поле его башки не поднимается выше 12 герц.

Наконец, волны, характерные для умных – это гамма-волны с частотой до 40 герц, причем 40 герц – это гений в состоянии интенсивной работы. Даже у гения мозг не работает все время с такой частотой, но у гения мозг МОЖЕТ работать с такой частотой, а у простого человека нет.

Что же, если с черепушкой не повезло, валить все на альфа-волны и в дураках оставаться? К счастью, нет. Замечено, что гамма-волны наблюдаются даже у посредственных умственно людей в состоянии быстрого сна. Это когда вы видите интенсивные сны, и мозгу приходится рисовать вам картинки. Недаром говорят, что у умных сны цветные – если ваш мозг привык работать на высоких частотах, картинка будет цветной, нет – он скорее всего на цвете сэкономит. Но этот факт означает, что мозг каждого человека может работать как угодно интенсивно, надо его только приучить.

Наиболее высокие частоты наблюдаются у тех, кто занимается медитацией, причем в самом деле занимается, а не трещит об этом по курилкам. Оказалось, что методики, как поднять частоту мозга, очень просты – например, в свое время им научили студентов музыкальной школы, и они пролетели трехлетнюю программу за год. Надо только уметь расслаблять тело, «освобождать разум», а дальше – делайте то, что говорят вам гуру по медитации, и что вы без труда отыщете в интернете.

При этом надо понимать, что хорошая христианская (иудейская, исламская) молитва – та же медитация. Молитва делает умнее? Вижу, что атеисты уже рвут на части бумагу, на которой это написано, но к счастью это написано не на бумаге. Молитва мало отличается от медитации, если заниматься делом всерьез.

Что ж, итог таков, что так называемые духовные практики – дело не вполне глупое, напротив, именно с их помощью вы можете стать умней. Ученые не до конца понимают, как это работает, но на Западе уже лет 40 успешно лечат эпилепсию, обучая больного силой воли подавлять «лишние» колебания мозга, а именно они – причина этого недуга.

Определяется ли интеллект генетикой?: MedlinePlus Genetics

Как и большинство аспектов человеческого поведения и познания, интеллект представляет собой сложную черту, на которую влияют как генетические факторы, так и факторы окружающей среды.

Интеллект сложно изучать, отчасти потому, что его можно определять и измерять по-разному. Большинство определений интеллекта включают способность учиться на собственном опыте и адаптироваться к изменяющимся условиям. Элементы интеллекта включают способность рассуждать, планировать, решать проблемы, мыслить абстрактно и понимать сложные идеи. Многие исследования полагаются на показатель интеллекта, называемый коэффициентом интеллекта (IQ).

Исследователи провели множество исследований, чтобы найти гены, влияющие на интеллект. Многие из этих исследований были сосредоточены на сходствах и различиях IQ в семьях, особенно на усыновленных детях и близнецах. В других исследованиях изучались вариации во всех геномах многих людей (подход, называемый полногеномными ассоциативными исследованиями или GWAS), чтобы определить, связаны ли какие-либо конкретные области генома с IQ. Исследования не выявили окончательно какие-либо гены, которые играют важную роль в различиях в интеллекте.

Вполне вероятно, что задействовано большое количество генов, каждый из которых вносит лишь небольшой вклад в интеллект человека. Другие области, влияющие на интеллект, такие как память и вербальные способности, включают дополнительные генетические факторы.

Интеллект также сильно зависит от окружающей среды. Во время развития ребенка факторы, влияющие на интеллект, включают домашнюю среду и воспитание детей, образование и доступность учебных ресурсов, а также здравоохранение и питание. Окружающая среда человека и гены влияют друг на друга, и бывает сложно отделить влияние окружающей среды от влияния генетики. Например, если уровень интеллекта человека подобен уровню интеллекта его родителей, связано ли это сходство с генетическими факторами, передающимися от родителей к ребенку, с общими факторами окружающей среды или (что наиболее вероятно) с комбинацией того и другого? Ясно, что как экологические, так и генетические факторы играют роль в определении интеллекта.

Пломин Р. , Дорогой И.Дж. Различия в генетике и интеллекте: пять особых открытий. Мол Психиатрия. 2015 фев; 20 (1): 98-108. doi: 10.1038/mp.2014.105. Epub 2014, 16 сентября. Обзор. PubMed: 25224258. Бесплатный полный текст доступен в PubMed Central: PMC4270739.

Пломин Р., фон Штумм С. Новая генетика интеллекта. Нат Рев Жене. 2018 март; 19(3):148-159. doi: 10.1038/nrg.2017.104. Epub 2018, 8 января. PubMed: 29335645. Бесплатный полный текст доступен в PubMed Central: PMC5985927.

Сникерс С., Стрингер С., Ватанабэ К., Янсен П.Р., Коулман Дж.Р.И., Краполь Э., Таскесен Э., Хаммершлаг А.Р., Окбай А., Забанех Д., Амин Н., Брин Г., Чезарини Д., Чабрис С.Ф., Яконо В.Г., Икрам М.А., Йоханнессон М., Келлингер П., Ли Дж. Дж., Магнуссон П.К.Е., МакГью М., Миллер М.Б., Оллиер В.Э.Р., Пейтон А., Пендлтон Н., Пломин Р., Ритвельд К.А., Тимейер Х., ван Дуйн К.М., Постхума Д. Мета-анализ ассоциации всего генома из 78 308 человек идентифицирует новые локусы и гены, влияющие на интеллект человека. Нат Жене. 2017 июль;49(7):1107-1112. дои: 10.1038/ng.3869. Epub 2017, 22 мая. Опечатка в: Nat Genet. 2017 Сентябрь 27;49(10):1558. PubMed: 28530673. Бесплатный полный текст доступен в PubMed Central: PMC5665562

Sternberg RJ. Интеллект. Диалоги Clin Neurosci. 2012 март; 14(1):19-27. Обзор. PubMed: 22577301. Бесплатный полный текст доступен в PubMed Central: PMC3341646

  

    

Почему одни люди умнее других?

Концепция интеллекта до сих пор вызывает дискуссии в научном сообществе. Кажется, существует столько же определений интеллекта, сколько и исследователей, изучающих его. Тесты IQ были разработаны, чтобы предоставить средства измерения интеллекта, но даже они подлежат разным шкалам измерения, поскольку они зависят от конкретных концепций интеллекта. (1) Независимо от научных споров на эту тему, для всех очевидно, что одни люди умнее других. Несмотря на то, что мы не знаем результатов IQ окружающих нас людей и не можем точно определить, что мы считаем умным, некоторые люди выделяются для нас своим интеллектом и быстрым мышлением.

Тогда вопрос: почему так происходит? Почему некоторые люди умнее других?

Генетика как определяющий фактор интеллекта

Согласно многим недавним исследованиям, генетика играет более важную роль в определении умственного развития человека, чем предполагалось изначально или на что надеялись.

Несколько исследований с участием близнецов 2 и исследований с разнояйцевыми братьями и сестрами определили интеллект как одну из самых высоких наследственных черт. 3  

Другими словами, так же, как человек с высокими родителями, скорее всего, будет высоким, так и человек с умными родителями также, вероятно, будет более умным.

Эта взаимосвязь между наследственностью и интеллектом была несколько спорной темой по двум основным причинам: (1) она может привести к дискриминации, особенно если она используется для разделения рас и полов, и (2) она препятствует понятию свободы. и «человек, который сделал себя сам».

Ведь если все уже решено с рождения, зачем заморачиваться? Если я рождаюсь умнее других, то нет смысла прилагать усилия, и если я не самый острый инструмент в сарае, то я буду тратить свою жизнь на то, чтобы догнать других, без всякой надежды добраться до них. вершина.

Вес факторов окружающей среды

Хотя генетика, кажется, играет большую роль в интеллекте, она не является достаточным объяснением того, почему одни люди умнее других. Человек может родиться с предрасположенностью к разуму, но это не означает, что эта предрасположенность будет перенесена в его повседневную реальность. Несколько факторов могут способствовать или отрицательно влиять на развитие интеллекта.

В данном случае уместен пример с ростом, так как это тоже очень наследуемая черта. У высоких родителей выше вероятность рождения высокого потомства, но реальный рост детей будет зависеть от других факторов, таких как болезни и питание. У недоедающих детей меньше шансов вырасти высокими, независимо от их генетической предрасположенности.

Генетика и окружающая среда как взаимосвязанные факторы

Истина в том, почему одни люди умнее других, похоже, лежит где-то во взаимосвязи между генетикой и факторами окружающей среды.

Например, хотя исследования с близнецами использовались для доказательства важности генетики в развитии интеллекта, они также показали, что IQ братьев и сестер менее похожи, когда они растут отдельно и в разных условиях. 4

Точно так же некоторые исследования показали, что IQ первенцев, как правило, выше, чем у их братьев и сестер, скорее всего, потому, что родители обожают их больше внимания и стимуляции. 5

Образование также постоянно связано с повышением IQ. 6

Следует также учитывать эффект Флинна. Даже несмотря на то, что в последние годы она подвергалась тщательной проверке и критике, многие исследователи по-прежнему находят ее основные аргументы уместными и доказуемыми. 7

Согласно эффекту Флинна, постоянное увеличение показателей IQ для населения в целом после 1900 года может быть связано с улучшением здравоохранения, питания и доступа к образованию, а не обязательно с генетикой.

Тем не менее, очень сложно точно определить, что делает кого-то умнее других, или хотя бы причину такой разницы.

Например, предположим, что A генетически предрасположен быть более умным, чем B, но B заинтересован в повышении своего IQ и хочет получить высшее образование, ведет здоровый образ жизни и любит стимулировать свой мозг. В результате может получиться так, что даже если А изначально был умнее В, В в течение своей жизни обогнал А.

Заключение

Кажется очевидным, что ответ на вопрос, почему одни люди умнее других, немного сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Генетика действительно играет большую роль в том, чтобы сделать кого-то более предрасположенным или неразумным, но нельзя сбрасывать со счетов и факторы окружающей среды.

Даже если кто-то рождается с более высокими шансами быть умным, его образование, здоровье и питание будут влиять на общее когнитивное развитие человека.

Каталожные номера

1 Карсон, Дж. (2015). Интеллект: история концепции. В Райт, Джеймс Д. (редактор), Международная энциклопедия социальных и поведенческих наук (второе издание), Elsevier, страницы 309–312. https://doi.org/10.1016/B978-0-08-097086-8.03094-4.

2 Уиллоуби, Эмили А. и др. (2021). Генетический и экологический вклад в IQ в приемных и биологических семьях с 30-летним потомством.

Разведка, том 88, https://doi.org/10.1016/j.intell.2021.101579; Брайли, Д.А., и Такер-Дроб, Э.М. (2013). Объяснение возрастающей наследуемости когнитивных способностей в процессе развития: метаанализ лонгитюдных исследований близнецов и усыновления. Психологическая наука, 24 (9), страницы 1704–1713. https://doi.org/10.1177/0956797613478618

3 Пломин Р. и Дири И. Дж. (2015). Различия в генетике и интеллекте: пять особых открытий. Молекулярная психиатрия, 20 (1), страницы 98–108. https://doi.org/10.1038/mp.2014.105

4 Ооммен, А. (2014). Факторы, влияющие на коэффициент интеллекта. J Neurol Stroke 1(4): 00023. DOI: 10.15406/jnsk.2014.01.00023

5 Lehmann, J-YK, Nuevo-Chiquero, A., Vidal-Fernandez, M. (2018). Раннее происхождение различий в порядке рождения детей и поведения родителей. J. Отдел кадров, зима 2018 г., том. 53 нет. 1, страницы 123-156. DOI:10.3368/jhr.53.1.0816-8177

6 Ричи, С.Дж., и Такер-Дроб, Э.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *