16.04.2025

Почему болит душа у человека: Почему болит душа? | Правмир

Почему болит душа? | Правмир

Что такое душа? И как человеку понять, все ли в порядке с его душой? Размышляет священник Стивен Фриман – клирик Православной Церкви в Америке, настоятель храма святой Анны в городе Оук Ридж, штат Теннесси, создатель православного блога Glory To God For All Things («Слава Богу за все»), автор многочисленных статей и книги Everywhere Present: Christianity in a One-Storey Universe («Вездесущий: Христианство в одноэтажной вселенной»).

Скажите-ка – доводилось ли вам в последнее время слышать, чтобы кто-то беспокоился: а все ли у него в порядке с душой? Зато, наверное, вам не придется напрягать память, чтобы вспомнить, как вы выслушивали жалобы друга на трудности психологического или эмоционального плана.

Священник Стивен Фриман

Разница есть, согласитесь. Мы стали «обездушенным», зацикленным на своих психологических проблемах обществом. Обычная раньше, традиционная забота о «душевном здоровье» у нас сейчас подменена всепоглощающим интересом к своему психологическому и эмоциональному благополучию.

Мы превратились в «хорошо отлаженное» – как некий механизм – общество.

А душа… она всегда была чем-то таинственным, не поддающимся анализу. По-гречески слово «душа» (psyche – от psykhein – «дуть, дышать») означало самую жизнь человека. Значение этого слова близко к значению слова «pneuma» («дух», spirit), означающее «дыхание», «дуновение».

Тело, которое больше не дышит, – мертво. В Книге Бытия Господь именно вдунул жизнь в Адама:

«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Бытие, 2:7).

Психологический термин «self», «самость» или, для простоты, «Я» — очень модный нынче концепт. Классические труды Фрейда были написаны в конце 19 – начале 20 веков. Его идеи были моментально подхвачены поп-культурой, «популярной психологией» после Первой мировой войны. В «ревущие двадцатые», в эпоху возвращения к мирной жизни после ужасов войны, люди повально увлекались учением Фрейда.

Его рассуждения о том, что нравственные и сексуальные запреты «опасны и вредны», стали особенно популярны. Это было десятилетие, ставшее свидетелем первых всполохов приближающейся сексуальной революции.

Современные, с головы до ног исследованные психологами, зацикленные на своих психологических проблемах люди просто зачарованы собой. Мы анализируем, квалифицируем, классифицируем, со всех сторон рассматриваем мельчайшие составляющие нашего «Я».

«Работа над своим «Я», «психологическая самопомощь», «стань психологом самому себе» – такие типичные выражения из арсенала «кухонной психологии». Однако цель этого насквозь «психологизированного» подхода к человеку имеет мало отношения к тому, что называется «душевным здоровьем».

Современное христианство подхватило это мировосприятие и приспособило Писание к современным требованиям. Всевозможные варианты «Евангелия благосостояния» (идеология, главный посыл которой – Бог заинтересован в том, чтобы люди были финансово обеспечены, имели крепкое здоровье, счастливые браки и в целом жили хорошо.

Сторонники этой идеологии утверждают, что люди, по Библии, должны быть богатыми и обеспеченными. Согласно этому учению, к материальному процветанию ведет подлинная вера, и оно является признаком Божьего благословения – прим. ред.) – все они основаны на «психологизированной» картине мира. Даже в популярных евангелических церквях считается, что «рожденная свыше» жизнь, жизнь воцерковленного человека должна быть счастливее прежней. Христос стал средством для достижения более успешного в социуме, более довольного собой, более благополучного психологически «Я».

«Психологизированное Я» включает в себя и то, как мы зациклены на «успешности». Но говорить о том, что, вот, мол, дела у меня стали получше – совершенно некстати на исповеди. «Все ли хорошо у меня с душой?» — вот гораздо более уместный вопрос. И душа должна быть очень сильна, чтобы мы могли справиться с гневом, разочарованиями, соблазнами, неудачами.

«Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется. Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу, когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно» (2 Кор 16:18)

Святые вовсе не были «хорошо сбалансированными», «уравновешенными» людьми.

«Психологизированное Я» отлично сочетается с нашей потребительской культурой – уместнее было бы назвать его «потребительское Я». Когда мы покупаем что-то ради удовольствия, ради комфорта – мы покупаем это для нашего «Я», для того чтобы оно стало, как сейчас считается, «более здоровым». Никто не спорит, душевные страдания должны быть облегчены, но не ценой же наших душ. Современное понятие «Я» — это блеклое подмена понятия «душа».

А что же такое «душа»?

Душа – это то, чем мы живы. Она нематериальна, она как бы растворена в нас.

Святой Григорий Нисский предложил такое определение: «Душа есть сущность рожденная, сущность живая, умственная, сама собою сообщающая органическому и чувственному телу силу жизненную и способность воспринимать чувственное, доколе соприсутствует природа, способная к принятию того».

Многое из того, что мы описываем как «личность», «индивидуальность», чем мы так страстно интересуемся и о чем так усиленно заботимся – по большей части всего лишь работа тела. Тело можно лечить, изменять, оно может даже исчезнуть при определенных обстоятельствах. Наша память, желания, страсти, наш «стиль общения» — это не наша личность, не то, что нас определяет.

Скажем, мой мозг может быть подвержен синдрому дефицита внимания с гиперактивностью, но к моей душе это никакого отношения не имеет. Мозг – это инструмент, с помощью которого душа выражает себя (говоря словами современного афонского старца), но мозг и его деятельность – это не душа.

Фото Джаспера Джеймса

Мне представляется интересным поразмышлять над опытом тех, кто претерпел великие мучения за веру – и над их наблюдениями над природой души. Один их таких достойных внимания примеров – воспоминания отца Романа Брага, румынского монаха, 10 лет проведшего в заключении в тюрьмах при коммунистическом режиме. Он подвергался там пыткам, сильнейшему психологическому давлению.

Он писал: «Никуда нельзя пойти, нельзя даже выглянуть в окно – в камере-одиночке окон нет. Но все равно нужно куда-то двигаться. И ты идешь вглубь себя, вглубь своего сердца и разума. Спрашиваешь себя – кто я? зачем Господь привел тебя в этот мир? Даже сомневаешься – есть ли Господь и какие у меня с Ним отношения?

Когда мы свободны, у нас нет времени задаваться такими вопросами, и вера наша поверхностна. Можно ведь очень много знать, и ум твой может быть подобен энциклопедии, но если ты самого себя не знаешь, в себе самом не разберешься – даже если ты все на свете знаешь – ты скользишь по поверхности, если не спрашиваешь себя: «Зачем я живу?», «В чем смысл моей жизни?», «Зачем Господь создал меня?», «Если я верю в Бога, чего Он хочет от меня?».

Такие вопросы, особенно задаваемые человеком самому себе в ситуации, которая кажется безвыходной, в окружении врагов, могут свести с ума.

Или, как в случае с отцом Романом, дать истинное знание о душе и пролить свет подлинного знания о чуде дарованной нам жизни.

На вопрос «Зачем я живу?» нельзя ответить, используя ресурсы только лишь своей личности. Велики ли возможности личности в камере-одиночке?

Эти вопросы направляют наше внимание напрямую к душе. Когда св. Григорий писал о душе, он начал с апофатического подхода, признавая с самого начала, что душа принадлежит, как и сам Господь, к области непознаваемого с помощью одного только разума. Вопрос «Зачем я живу?» требует тишины и молчания.

И эта тишина – лучший звук для души. Шум же разума – болтовня, пустая болтовня.

Когда Святые Отцы говорили о разуме по отношению к душе, они называли его «nous» (термин, введенный Платоном для обозначения Высшего Разума. «Nous» — это проявление божественного сознания в человеке – прим. ред.). То, что это слово считается синонимом к слову «интеллект» — часть печальной истории утраты понимания нами значения этого понятия.

Nous, конечно, тоже разумеет и воспринимает, но совсем не так, как интеллект.

И это разочаровывает современный ум, — ведь нам надо все увидеть, взвесить, измерить и сравнить. Мы даже сомневаемся, что душа на самом деле есть, — мол, может, так просто принято называть что-то другое, например, некую функцию мозга? И все, чего мы хотим от души – это чувство самоощущения, самосознания. Нам подавай некое селфи души – неоспоримое и самое убедительное подтверждение существования чего-либо в современном мире.

Наша жизнь – это нечто большее, чем просто описание метаболических процессов в клетках наших тел. Душа, в которой заключается наша жизнь, воплощает, несет в себе смысл, цель нашего бытия. Душа была создана, чтобы познать Бога, и все ее внимание направлено именно на Него. Нам становится яснее, что такое nous, божественное сознание, когда мы искренне молимся, когда мы ощущаем присутствие Господа. Самосознание в nous – оно в раскаянии, покаянии, когда мы «возвращаемся к себе».

Искреннее раскаяние – это не когда ты чувствуешь себя плохо из-за того, что сделал что-то не так, некая грусть, которая может быть просто нашими эмоциями. На самом деле это осознание, глубокое осознание того, что без Бога, отдаленные от Него – мы ничто. В монашеской традиции это называется «память смертная». Это знание души о ее истинном состоянии. И именно в этом состоянии душа жаждет вернуться к Господу.

Вспомните слова из Великого покаянного канона Андрея Критского, которые поют в самом начале Великого Поста, обращающие наше внимание на это: «Душе моя, душе моя, восстани, что спиши? Конец приближается, и имаши смутитися: воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог, везде сый и вся исполняяй».

Душа – это наша жизнь, это в буквальном смысле якорь нашего бытия.

«Потребительское Я» плохо приспособлено для истинного бытия. Стоит такому «Я» столкнуться с невозможностью выбора, как присущий ему нарциссизм повергает «потребительское Я» в отчаяние. Люди в современном мире часто делают покупки, чтобы хоть немного «приглушить» депрессию.

Но наше истинное бытие – это душа. Только в душе неизбежные в нашем мире боль, страдания, недуги обретают смысл. «Потребительское Я» не выносит страданий и цепляется за всякую ложную надежду, обещающую избавление от страданий.

Но вот послушайте снова отца Романа: «Страдания полезны не только для христианина, но и вообще для всякого человека. Если ты не знаешь страданий – ты ничего не знаешь». Это говорит человек, который был заключен в тюрьму режимом, который Солженицын описывал как «страшнейшее варварство современного мира».

Господь Сам прямо говорил, что спасение души подразумевает страдания. Он говорил – те, кто последуют за Ним, должны будут «принять свой крест». И говорил Он не о широкой дороге, по которой нужно идти к самореализации, но об узенькой тропинке, где уничижается собственная воля, это пресловутое «Я» и достигается всецелое послушание совершенной воле Господа.

Современный мир душу свою потерял. К счастью, мир в любой момент готов предоставить нам сколько угодно боли и страданий и тем самым дать нам шанс вновь обрести ее.

Проснись, восстани, душа моя.

ancientfaith. com 

Перевод Анны Барабаш

Словарь «Правмира» — Душа

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

Почему болит душа | PSYCHOLOGIES

45 118

Познать себя

Есть люди, которых поражает наличие коленного рефлекса. Доктор бьет молоточком чуть ниже коленки, нога подпрыгивает сама по себе, и ее не удержать. Как это?! Ничего не поделаешь, безусловный рефлекс. Так же многие искренне верят, что наша внутренняя цензура может и обязана контролировать мысли. Большинство живет так, словно текущее сознание и память представляют собой единственные реальности нашего «Я». Но это не так. Неожиданная забывчивость, путаница в важных вещах, опоздания, странные совпадения, травмы «на ровном месте» — напоминания о той могучей силе, которая действует внутри нас и определяет течение жизни не меньше, чем сознательные усилия.

Наличие бессознательного — плохая и хорошая новость одновременно. Плохая, потому что из него, подобно чертику из табакерки, выскакивают неуверенность, страх, печаль, эйфория и гнев, иногда настолько мощные, что они затапливают сознание и подчиняют его себе. «Не мог совладать с собой», «Не пойму, что на меня нашло» — как раз об этом, как и безумная влюбленность или неконтролируемая паника.

Хорошая новость в том, что бессознательное — не только склад вытесненных и отторгнутых переживаний, но и хранилище того неведомого «Я», которое питает наше настоящее. Интуиция, озарение, творческая игра — вряд ли кто-то возьмется утверждать, будто вызывает эти силы посредством концентрации воли.

Трудно оказаться лицом к лицу со своей болью, кажется, легче делать вид, что ее нет

Не в наших силах напрямую воздействовать на область бессознательного: трудно управлять тем, что для нашего сознания невидимо. Но психотерапия — тот инструмент, который может показать нам те части личности, что остались неузнанными, а значит, отторгнутыми.

Мы говорим: «душа болит», и это не метафора. Душа обладает знанием о своей целостности, и если она нарушена, мы испытываем боль и тревогу, которые вынуждают нас обратиться к своему внутреннему миру. Собственно, в этом и состоит смысл боли — она указывает на конфликт, причины которого скрываются в бессознательном.

К сожалению, вместо того чтобы восстанавливать целостность души, некоторые прибегают к распространенным «обезболивающим»: это алкоголь и хронические телесные заболевания, которые подменяют смыслы и уводят нас от ситуации, которая требует внимания. Это объяснимо: трудно оказаться лицом к лицу со своей болью, кажется, легче делать вид, что ее нет. Но если мы хотим чувствовать себя живыми и наслаждаться жизнью, нет иного пути, кроме как признать, что психическое «Я» существует, что душа болит сильнее тела и что нам предстоит заняться наведением внутренних мостов между сознанием и бессознательным.

Об авторе

Григорий Горшунин — психотерапевт, психиатр, преподаватель Центра cистемной cемейной психотерапии

Текст:Григорий ГоршунинИсточник фотографий:Getty Images

Новое на сайте

Вы часто извиняетесь? Ученые узнали, как к этому относятся окружающие

3 этапа развития либидо: от первой любви до счастливого брака

«Некрасивых женщин не бывает…»: как связаны алкоголь и сексуализированные преступления

Восстание нейросетей: главы техкомпаний призвали приостановить ИИ-эксперименты из-за потенциальной опасности

Бум на жиротопку в соцсетях: китайское упражнение, которое сделает ваш живот плоским

«Свекровь говорит, что я нагуляла ребенка, а муж не заступается за меня и не помогает»

Как повысить креативность: советы от маркетолога Nike

Двойные стандарты: почему людям не нравится, когда жена старше мужа

Узнайте больше о травме души и о том, как ее преодолеть

ДОМ / Общий

Автор Терри Бентлер, BSN, RN, OCN, CN-BN

2 августа 2017 г.

Чтение через 4 мин.

ДОМ / Общий

После того, как название сразу же привлекло мое внимание, я недавно посмотрел вебинар под названием «Травма души». Дебора Грассман, APRN, генеральный директор Opus Peace, модерировала вебинар и описала душевную травму как:

  • Ноющая рана, увековеченная потерей без скорби и вины или стыда без прощения, которая часто проявляется как чувство пустоты, потеря смысла или ощущение, что части себя не хватает.
  • Проникающая рана, которая отделяет человека от ощущения себя.
  • Рана, простирающаяся за пределы тела и разума в глубины человеческого существа.
  • Длительная реакция на человека или ситуацию, которая заставляет человека чувствовать себя неполноценным, неадекватным или недостойным.

Она изложила причины душевной травмы. Они могут иметь место после острой травмы, но могут быть и скрытым вариантом, медленно просачивающимся в самоощущение человека. Душевная травма может проявляться множеством способов, включая стоицизм, гнев, отчаяние, насилие, чрезмерную приверженность, оцепенение, страх и отсутствие эмоций. Душевная травма вынуждает часть человека уйти, оставив после себя неполное «я».

Дебора вспомнила себя маленькой девочкой, смотрящей по телевизору серию «Лесси». Она испугалась за благополучие Лесси во время одного из своих приключений и заплакала. Дебора сказала, что ее отец вошел в комнату, заметил ее слезы и усмехнулся про себя. Затем она услышала, как он сказал ее матери, что Дебора плакала из-за телевизионной собаки, и он засмеялся. Дебора продолжила, сказав, что ее реакция на действия отца заключалась в том, чтобы сдерживать слезы, пока ей не исполнилось 30 лет. Она объяснила, что ее отец был очень любящим человеком и не собирался причинять ей боль, но нанес ей душевную травму, которую она осознала позже в жизни как длившуюся много лет. Затем она описала, как снова начала испытывать эмоции, возвращая потерянную часть своей души.

Понятие о травме души и процесс ее исцеления ценны в любой жизни. Услышав слова «у вас рак», вы, безусловно, можете нанести душевную травму. Признание этого и присвоение чувству потери имени может помочь в процессе исцеления. Я считаю, что каждый из нас когда-либо испытывал душевную травму. Это очень интересная концепция, и я нахожу ее обнадеживающей, зная, что потеря не обязательно должна быть постоянной.

Дебора Грассман — автор книг «Внутренний герой: искупление судьбы, ради которой мы были рождены» и «Наконец-то мир: истории надежды и исцеления для ветеранов и их семей». У нее 30-летний опыт работы медсестрой. с Управлением по делам ветеранов, работающим с пациентами хосписа.

Опубликовано в Общая информация, медицинская информация

Хроническая душевная боль — Лори Криг

Автор: Лори Криг

19 января 2018 г.

Страдаете хронической душевной болью?

Да.

Хроническая душевная боль (сущ.): Постоянная, нефизическая, внутренняя боль.

Нам часто нравится заканчивать общение с друзьями радостной фразой: «Но Бог благ!» Или читайте блоги, где есть проблема но урок усвоен . (ура!)

Но это не настоящая жизнь. Часто после того, как мы нажимаем «Опубликовать» в Instagram или покидаем личный разговор, у нас остается непрекращающаяся боль: длительная боль в браке или одиночестве, непрекращающаяся борьба с тревогой, борьба с финансами, жесткая война с греховным поведением, или борьба с незаживающими ранами прошлого.

Наша боль неизлечима. Это не прошедшее время.

Если вы похожи на меня, вы бы предпочли хороший чистый перелом кости, а не хроническую душевную боль. Мы хотели бы вычеркнуть «исцеленную руку» из списка. Мы не хотим смотреть на непроверенный «постоянно разбитое сердце».

Я чувствую тебя.

И ничего страшного, что сегодня мы не в порядке.

Остин Бан

«Страдание — это учебник, который продолжает учить нас тому, кто мы есть на самом деле», — сказала Джони Эрексон Тада. «Страдания обнажают нас, обнажают, лишают нас наших греховных путей, оставляя нас сырыми и незащищенными… [чтобы] мы могли быть лучше связаны со Спасителем».

Джони Эриксон Тада сказал это. Это сказал парализованный. Она десятилетиями не могла пользоваться руками или ногами, недавно пережила интенсивную борьбу с раком, борется с хронической физической болью, и ищет через него сердце Иисуса.

Ее тело (и душа) находятся в процессе. Ее боль не прошедшего времени. Это хроническое.

Хотя она страдает гораздо больше , чем я, я понимаю постоянную боль, даже если она нефизическая.

Ты тоже?

Почему мы так жестко осуждаем себя за то, что мы (более чем) немного не в себе?

Хроническая душевная боль только усугубляется нашим суждением о ней.

Такие слова, как «Я не должен этого чувствовать», или «Я ненавижу себя», или «Если бы я только не был таким…» берут на себя тяжесть «легкого и легкого» бремени, о котором говорит Иисус, и делают его невыносимо.

Это отвлекает нас от взгляда на Него и заставляет смотреть на нашу боль. Поклоняйтесь этому.

Как лучше?  Просто обратите внимание.  «Ага. У меня постоянная боль. Я держу руку Иисуса, хотя она постоянно болит».

А потом… если это грех? Начните обращаться с ним изящно . Если это болезненное воспоминание? Отнесите его Советнику и, возможно, в кабинет мудрого человека-советника. Если это то, что вы не можете изменить? Отдайте его Единственному, чьи руки достаточно сильны, чтобы удержать его.​

А потом просто сидеть. Бе. Будьте в процессе.

Присцилла Дю През

И быть в процессе с людьми.

Исследования показывают доброту друг к другу среди боли является противоядием против боли. В невероятной книге о влиянии травм на организм человека  Тело ведет счет, автор Бессель Ван Дер Колк говорит, что мы нуждаемся друг в друге.

«Многочисленные исследования реагирования на стихийные бедствия по всему миру показывают, что социальная поддержка является самой мощной защитой от стресса и травм» ( Van Der Kolk, 81).

«Я молюсь, чтобы все они были едины, как Ты и я едины — как Ты во мне, Отец, и Я в тебе». — Иисус

Но что такое «социальная поддержка»?

«Социальная поддержка — это не то же самое, что просто быть в присутствии других», — сказал Ван Дер Колк. «Критическая проблема — взаимность:   быть по-настоящему услышанным и увиденным людьми вокруг нас, чувствуя, что мы находимся в чьем-то разуме и сердце. Чтобы наша физиология успокоилась, исцелилась и росла, нам необходимо интуитивное чувство безопасности. Ни один врач не может выписать рецепт дружбы и любви» (81).

Мы должны быть известными, принятыми и любимыми друг другом. Нам нужно отражать знание, принятие и любовь Христа к нам , пока мы еще находимся в процессе.

«Прежде всего облачитесь в любовь, которая связывает всех нас в совершенной гармонии». —Пол

У меня хроническая душевная боль.

Думаю, мы все такие.

Давайте перестанем притворяться, что мы этого не делаем, и перестанем притворяться, находясь в сообществе.

  1. Ответить: Кому вы можете сказать: «У меня хроническая душевная боль» на этой неделе? Если вы хотите с чего-то начать, начните со меня. Моя электронная почта: [email protected]. Я услышу тебя. Я понимаю. Я могу сказать «я тоже».
  2. Слушайте : Эта цитата Джони Эрексон Тада взята из ее выступления под названием «Когда Бог допускает страдания». Это действительно послужило мне на этой неделе.
  3. Проверка : Откуда вы знаете, поклоняетесь ли вы своей боли вместо Бога через нее? Посмотрите этот «Тест на обнаружение идолов». Это невероятно.
  4. Рассмотрим : Если внутри вы не чувствуете постоянной боли, а только хроническую тоску, возможно, вы желаете того, чего все мы желаем: рая. К. С. Льюис хорошо сказал: «Если у нас возникает желание, которое ничто в этом мире не может удовлетворить, наиболее вероятным объяснением будет то, что мы созданы для другого мира».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *