21.09.2024

Перцептивное общение: Перцептивная сторона общения в психологии

Содержание

Перцептивная сторона общения: понятие, примеры, значение

Перцептивная сторона общения – фундамент коммуникации между индивидами. С ее помощью люди могут «читать» своих собеседников, предсказывать их поведение в определенных ситуациях, находить к ним подход с целью выстраивания эффективной коммуникации. Если человек неправильно интерпретирует информацию, полученную в ходе оценки поведения и слов собеседника, то это может привести к возникновению недопонимания или конфликта.

Что такое перцептивная сторона общения?

Перцептивная сторона общения (от лат. perceptio — восприятие) — это особый процесс, который проявляется в ходе взаимодействия между индивидами на основании естественного общения, благодаря чему участники коммуникации могут правильно воспринимать действия и поступки друг друга. Говоря простым языком, в рамках перцептивной стороны общения люди «считывают» друг друга, что позволяет получить гораздо больше информации, выйти за пределы простого словесного обмена.

Перцепция характеризует собой восприятие одного человека другим, когда участники коммуникации получают возможность сформировать представление о себе и собеседнике. Это стало возможным благодаря пониманию целевых установок и мотивов, что не менее важно, чем слова, сказанные вслух. Человек в рамках диалога осуществляют объективную оценку собеседника, внутренние качества которого могут не соответствовать его собственным качествам. Такой формат позволяет людям понимать друга и обозначать возможности и перспективы коммуникации на основе совпадения интересов, взглядов и мировоззрения.

В психологии перцепция рассматривается, как способность человека отображать на познавательном уровне предметы окружающего мира, с которыми он сталкивается на протяжении всей своей жизни. Среди проявлений перцепции можно выделить понимание и принятие. Эта особенность позволяет людям находить общий язык и выстраивать прочную коммуникацию.

Примеры социальной перцепции

Навыки перцептивного общения начинают формироваться с первых лет жизни, когда ребенок начинает различать мимику родителей и распознавать их эмоции. Чем сложнее механизмы восприятия, тем больше факторов воспринимает человек в рамках коммуникации с другими людьми. С их помощью он получает возможность для формирования полноценного впечатления о собеседнике и его характеристиках на основании полученной информации.

Если у человека проявляется интерес к новому знакомому, то предпринимает активные действия для получения как можно большего количества информации о нем посредством вопросов — такой подход позволяет лучше понять его внутренний мир и взгляды. Перцептивное общение заметно ускоряет адаптацию индивида в новой социальной группе, потому что в процесс коммуникации человек доносит до других сведения о себе и получает обратную связь от других участников группы.

Компоненты перцептивной стороны общения

Перцептивная сторона включает в себя совокупность процессов, среди них можно выделить:

  • Оценка невербальных сигналов, транслируемых собеседником;
  • Наблюдение за поведенческими установками;
  • Формирование на основе полученной информации представлений о внутреннем мире собеседника;
  • Формирование восприятия субъекта на эмоциональном уровне;
  • Создание эффективной и прочной коммуникации.

Практическая реализация перцепции

Рассматриваемый элемент позволяет человеку грамотно интерпретировать внешний вид и поведение собеседника. На основе полученных сведений человека формирует собственное заключение об отличительных чертах личности, мотивах поступков. Перцепция оказывает большое влияние на результативность коммуникации. С ее помощью анализируется внутреннее состояние собеседника.

Социальная перцепция позволяет правильно воспринимать окружающие объекты, налаживать коммуникацию с ними. Эффективность социальной перцепции напрямую зависит от того, насколько человек не подвержен влиянию стереотипов, они оказывают негативное влияние на объективное оценивание собеседника, результатом является формирование искаженного образа в сознании.

Механизмы социальной перцепции

Перцептивная сторона коммуникации состоит из совокупности инструментов, с их помощью человек может наладить эффективное взаимодействие с собеседником.

  • Рефлексия – это способность человека к самоанализу. С ее помощью человек может понять то, каким его видит собеседник. В рамках коммуникации нам важно знать, как мы выглядим в глазах собеседника, какое впечатление произвели на него, и как он воспринимает наши слова;
  • Идентификация – это механизм, за счет которого человек может поставить себя на место собеседника с целью формирования взгляда на проблему с позиции. Это дает возможность полностью или частично разделить мнение собеседника и его взгляды;
  • Эмпатия – это способность к неподдельному сочувствию и сопереживанию другому человеку, базируется на полном понимании и принятии переживаний и внутреннего мира собеседника;
  • Аттракция – это механизм, с помощью которого формируется предварительное отношение к человеку. Позитивный формат мышления выступает в качестве фундаментальной основы для создания эффективной и прочной коммуникации. Аттракция строится на общих интересах, ценностях.
  • Казуальная атрибуция – это механизм, с помощью которого человек может формировать представление о поведении и словах собеседников, опираясь на собственные предположения и данные, полученные в ходе наблюдения.

Функции социальной перцепции

Существует несколько основных функций, которые реализуются в рамках перцептивной стороны общения:

  • Развитие взаимопонимания. Эта функция выступает в качестве обязательного условия для построения продуктивной коммуникации между индивидами. Наличие общих интересов, разделение одинаковых ценностей и убеждений – это фундамент для получения пользы от общения. Также это дает возможность для поиска компромиссов в спорных ситуациях;
  • Развитие эмоционального взаимодействия. Неотъемлемой частью отношений являются чувства и эмоции. Положительные чувства и эмоции формируют симпатию, негативные чувства и эмоции приводят к враждебности.
  • Формирование представлений о себе. Участник коммуникации может получать информацию о себе с помощью выводов, полученных в ходе диалога с другими людьми. В рамках взаимодействия с собеседником, человек может ретранслировать его установки и взгляды на себя.
    В результате человек может самостоятельно выявить то, что было скрыто в его сознании.
  • Формирование представлений о собеседнике. Это проявляется в понимании взглядов, мировоззрения людей из ближайшего социального окружения. В таких условиях человек может формировать полноценное представление о собеседнике. Альтернативных путей нет. Коммуникация выступает в качестве фундаментальной основы для любого вида отношений;
  • Организация совместной деятельности. Если люди, вступающие в коммуникацию, понимают и принимают друг друга, то это помогает им вести совместную деятельность с ориентацией на качественный результат. Знания о собеседнике дают возможность выстроить стратегию общения с ним в любых ситуациях. Перцепция приобретает новое значение, когда речь заходит о коммуникации в масштабах целой социальной группы. Продуктивная совместная деятельность может осуществляться только при наличии полного понимания и принятия между членами группы.

Заключение

Уровень перцептивных навыков у личности оказывает прямое влияние на ее способность к формированию продуктивной коммуникации с другими членами социума, социальными группами и объединениями. Понимание особенностей субъектов коммуникации позволяет налаживать качественное взаимодействие.

Среди особенностей этого процесса можно выделить зависимость от возрастных, профессиональных, половых, эмоциональных и психологических факторов. Перцептивная сторона общения оказывает большое влияние на коммуникацию между людьми. Чем лучше один человек понимает другого, тем крепче будут их отношения.

Перцептивная сторона общения — функциональные особенности

Отношения между людьми строятся по-разному: это может быть дружба, сотрудничество, соперничество, но все эти виды предусматривают общение между собой. Общение строится на вербальной и невербальной основе, состоит из трех компонентов: обмена информацией, взаимодействия, восприятия. О важности перцептивной стороны общения, пойдет речь в этой статье.

На этой странице читаем:

  1. Понятие перцептивного общения
  2. Цели, задачи и функции
  3. Ошибки первого впечатления
  4. Механизмы социальной перцепции

Понятие перцептивного общения

Слово «перцепция» пришло из латинского языка и означает «восприятие», которое в психологии подразумевает образ человека, формирующийся на основе оценки его другими людьми. От того, какие образы создаются в их сознании, зависит коммуникация.

Термин «перцептивное общение» ориентирован на умение строить контакт. Для этого понадобится не только талант рассказчика, но и умение чувствовать внутреннее состояние других людей, замечать едва уловимые телодвижения, говорящие лучше слов.

Внешние стороны поведения человека — материал для анализа и выстраивания определенного маршрута поведения. Здесь все взаимосвязано. Отслеживая жесты, мимику, интонацию, манеру говорить, собеседники составляют образы друг друга, вникают в мотивы действий. Составив образ, они настраиваются на его волну и стараются понять, какое впечатление производят друг на друга.

Чтобы общение развивалось в благоприятном направлении, важно не допустить ошибки в оценке собеседника и правильно выстроить линию поведения. Гибкость, готовность к изменениям – залог взаимовыгодного диалога.

Цели, задачи и функции

Главная цель перцептивного общения – достижение взаимопонимания партнеров.

Отсюда вытекают следующие задачи:

  • составить содержание межличностного восприятия;
  • содействовать взаимопониманию;
  • обеспечить взаимное влияние собеседников.

Перцептивное общение строится по принципу отражения, что напоминает сценку из детского мультфильма о Крошке Еноте, который наблюдал за своим отражением в воде, оценивал его и делал выводы. Процесс коммуникации предполагает перцепцию следующих элементов:

  • собеседника;
  • самого себя;
  • контекста общения.

Ведя диалог, нужно предполагать, какие чувства вызывают слова, эмоции, выражение лица, интонации у собеседника. Восприятие проходит на социальном и межличностном уровнях общения.

Основная функция перцептивного общения заключается в достижении самого факта коммуникации, установлении взаимопонимания. Способность расположить к себе собеседника, понять его внутренний мир помогает внести гармонию в личную жизнь, правильно выстраивать отношения в деловой сфере.

Ошибки первого впечатления

К первой встрече люди готовятся особенно тщательно: от этого зависит, насколько продолжительным будет общение. При знакомстве сначала обращают внимание на внешность, потом на умение говорить.

Оценка внешности формировалась в человеке веками, но играет важную роль только на первых порах, «провожают» все-таки по уму. Основываясь только на внешней оценке, легко ошибиться, приписать партнеру несвойственные ему качества и неправильно построить коммуникативный контакт. Такое восприятие психологи считают искаженным, адекватное – вполне соответствует действительности.

На отражение другого человека влияют индивидуальные особенности личности, недостаточно развитые навыки общения, неумение замечать невербальные, телесные сигналы. Далеко не каждый после первого контакта в состоянии точно вспомнить рост, черты лица, одежду, голос, жесты собеседника, но то впечатление, которое испытал человек при знакомстве, запоминается надолго.

Личные качества субъекта влияют на его восприятие: одни замечают физические черты, другие обращают внимание на качества характера. Первое впечатление во многом зависит и от того, соответствует ли объект имеющемуся у субъекта идеалу красоты. Один и тот же человек вызывает симпатию и антипатию у разных людей.

На формирование первоначального мнения влияют установки и стереотипы. Если перед знакомством было сказано, что человек во всем ищет выгоду, то все его слова будут толковаться с этой точки зрения. Если есть мнение, что только аккуратные люди имеют высокий уровень интеллекта, то человека в грязных ботинках трудно будет воспринимать как интеллектуала.

Так проявляется эффект первого впечатления, когда все последующие исключаются. Его разрушает предупреждение не доверять первым ощущениям, так называемый эффект новизны. Дав себе однажды слово не решать ничего после первой встречи, человек начинает искать новые привлекательные черты в партнере.

Эффект края позволяет лучше запомнить все, что было в начале и в конце. Эффект ореола появляется, когда созданный образ мешает видеть реальные черты. Благодаря эффекту проецирования, субъект переносит свои качества на объект.

Когда не хватает информации о человеке, начинают делать свои предположения, приписывать ему чувства, мотивы, мысли на свое усмотрение. Такое явление получило название каузальной атрибуции.

При личностной атрибуции причины поступков приписываются тем, кто их совершил, при объективной – тому на кого направлено действие, при обстоятельственной – обстоятельствам. Себе субъект обычно приписывает заслуги, а в неудачах винит других и сложившиеся обстоятельства.

Первое впечатление может быть ошибочным, настоящую оценку личности дают только в ходе межличностного взаимодействия.

Механизмы социальной перцепции

Восприятие основывается на разных психологических механизмах.

В межгрупповом общении действуют такие механизмы, как превосходство, привлекательность. Для определения превосходства используют внешность, поведение, социальный статус. К внешним критериям относятся физические характеристики, одежда, вкус, аксессуары, машина, дом.

Особенности поведения раскрываются в действиях, поступках, эмоциональных реакциях, тембре голоса. Должность, дорогая машина, большой дом, уверенный голос, манеры выглядят привлекательно и вызывают уважение. При близком знакомстве эти качества могут потерять значимость, если человек внутренне непорядочен.

Для межличностного общения характерны идентификация, рефлексия, эмпатия, аттракция.

В процесс коммуникации включается по меньшей мере два активных субъекта. Сопоставление себя и другого участника диалога идет с двух сторон, что подразумевает идентификацию и рефлексию. Идентификация реализуется через рассуждение и сопереживание. Рефлексия достигается, когда приходит осознание того, что субъект понят другим участником диалога.

Механизм эмпатии – это правильное представление того, что происходит в душе другого человека, эмоциональный отклик на его чувства. Сопереживание и сочувствие заставляет смотреть на вещи со стороны партнера.

Аттракция – это умение нравиться, вызывать взаимную симпатию, что является ключевым фактором отношений. Она обуславливается эмоциональным состоянием: переживающий положительные эмоции, относится к окружающим доброжелательно. Пространственная близость, потребность в признании способствуют взаимной симпатии. Физическая привлекательность при близком контакте проигрывает внутренней красоте. Аттракция проявляется, когда речь идет о любви и дружбе.

При общении людей из разных социальных слоев возникают противоречия, которые мешают решению общих задач. Владение механизмами перцептивного общения открывает многие двери. Оно позволит предсказать поведение собеседника, разработать стратегию своего поведения с разными людьми, чтобы достичь цели.

Преодоление перцептивных барьеров в общении

В этой серии мы обсудим семь барьеров в общении. Этот пост посвящен барьерам восприятия. Оставайтесь с нами, пока мы обсуждаем каждую.

Некоторые коммуникативные барьеры очевидны, например, физические препятствия и языковые различия. Другие, такие как то, как мы ведем себя и интерпретируем других, гораздо труднее обнаружить. Перцептивные барьеры для общения труднее распознать и расшифровать именно потому, что они возникают внутри. Во многих случаях мы даже не осознаем, что создаем их.

Что такое барьеры восприятия при общении?

К сожалению, люди не являются объективными наблюдателями, путешествующими по миру со способностью извлекать «истинную» природу друг друга. То, как мы воспринимаем мир и взаимодействуем с ним, во многом определяется нашим экономическим и социальным статусом, культурой, в которой мы выросли, уровнем нашего образования и т. д. или события . Используя предвзятые представления, мы быстро интерпретируем ситуации и принимаем быстрые решения. Однако здоровое общение становится трудным, когда мы развиваем ментальный блок и отвергаем новую информацию.

Основываясь на нашей среде и годах подкрепления, наше понимание мира и то, как мы действуем, формируются. Это социальное, культурное и экологическое развитие часто называют «обусловливанием».

Обусловливание может привести к предположениям, формированию стереотипов или неправильному пониманию других, чей жизненный опыт отличается от нашего собственного. Хотя объединение различных мировоззрений на рабочем месте помогает вдохновлять на творчество и инновации, оно также может создавать проблемы в общении, когда мы ошибочно принимаем наши индивидуальные выражения за универсальные истины.

Примеры перцептивных барьеров

Существует два основных типа перцептивных барьеров:

  1. Перцептивные фильтры : личные предпочтения, ценности, отношения, происхождение и жизненный опыт, которые создают «фильтры», через которые мы рассматриваем других людей , события и информация.
  2. Триггеры и сигналы : невербальные сигналы, такие как язык тела и мимика, влияют на то, как люди воспринимают то, что мы говорим.

Давайте рассмотрим краткий пример того, как могут работать эти барьеры:

У Энди есть новая идея для маркетинговой кампании, которая ему очень нравится. Ему нужны дизайнерские навыки его коллеги по команде Бет, чтобы разработать официальную презентацию для своего босса.

Однако недавно Энди услышал, как Бет критикует аналогичную кампанию другой компании.

Подходя к Бет, чтобы поделиться своей идеей и попросить о помощи, Энди уже убедил себя, что кампания ей не понравится. Следовательно, он использует защитный язык и жесты тела. Когда он пытается объяснить, почему его идея так хороша, а ее предыдущая критика подобной кампании была ошибочной, она интерпретирует его просьбу о помощи как высокомерие и чувствует себя униженной.

Несмотря на то, что Бет нравится идея кампании, она предпочитает не работать с кем-то, кто говорит с ней свысока. Она говорит, что слишком занята, и предлагает Энди обратиться за помощью к другому дизайнеру. В конечном итоге проект страдает, потому что Бет — лучший дизайнер агентства, а босс Энди отвергает эту идею.

Мы можем подсознательно саботировать себя, когда предполагаем, что люди не поймут нас или не согласятся с нами, основываясь на наших (часто ложных) представлениях об их происхождении, личных вкусах или предполагаемых интересах.

Опасность плохой коммуникации на рабочем месте

Барьеры восприятия представляют серьезную угрозу для совместной работы. Они могут быстро укорениться в корпоративной культуре, если вы не будете активно с ними бороться. Почему? Когда кто-то формирует негативное мнение после взаимодействия, он часто развивает и выражает другие идеи с той же точки зрения.

Люди, имеющие влияние на рабочем месте, могут распространять свои предубеждения на других. Если барьер восприятия разделяет достаточное количество людей, они могут несправедливо нацеливаться на другие группы людей и отталкивать их. Рассмотрим следующий пример.

Одри — недавно назначенный молодой менеджер, который нервничает из-за того, что берет на себя инициативу. Она предполагает, что коллеги могут не воспринимать ее всерьез из-за ее возраста. Чтобы не показаться неподготовленной, Одри планирует изложить все свои ожидания и цели в отношении предстоящего проекта на собрании команды.

Натали — работница средних лет, которая сейчас подчиняется Одри. У Натали стиль работы, который, по-видимому, противоречит целям, которые ставит Одри, и она беспокоится, что не сможет поддерживать тот же уровень производительности. Боясь выразить свои истинные опасения, Натали критикует планы Одри как нереалистичные и отказывается соглашаться с ними.

Поскольку Одри уже думала, что ее возраст будет сдерживающим фактором, она считает, что Натали не уважает ее авторитет. Одри предполагает, что все пожилые работники будут чувствовать то же самое, и начинает жаловаться на них другим. Как менеджер, ее слова имеют вес. Ее пренебрежительное отношение к пожилым работникам побуждает других делать то же самое.

Хотя прямое общение могло решить эту проблему, обе стороны принимали решения, основанные на неуверенности и предположениях. Мы не только должны избегать полагаться на фильтры восприятия. Когда мы сталкиваемся с этими предубеждениями у наших сверстников, не менее важно отговорить их от того, чтобы они придерживались вредных негативных мнений.

Преодоление барьеров восприятия

На рабочем месте важно устранять барьеры восприятия, чтобы способствовать более тесному сотрудничеству в команде. Вот несколько вещей, которые вы можете сделать:

1. Оспорить свои собственные предположения

Мы все формируем убеждения друг о друге, и было бы невозможно каждый день ходить по офису, подходя к каждому человеку как к чистому листу. Однако вы никогда не должны оставлять эти убеждения и предположения непроверенными.

Старайтесь не предполагать, что ваши доводы в пользу того или иного чувства верны (даже если это было раньше). Вместо этого изучите, как кто-то другой мог бы интерпретировать поведение и ситуации вокруг вас с другой точки зрения.

2. Практикуйте позитивный язык тела

Невербальные аспекты вашего взаимодействия с другими людьми (например, поза, зрительный контакт и положение тела) могут многое сказать о том, насколько вы уверены, заинтересованы или вовлечены в разговор или тему.

Поскольку на язык тела может легко повлиять стресс или усталость, важно следить за тем, как ваше физическое поведение может быть неверно истолковано. Практикуйте положительный язык тела при общении с другими, чтобы убедиться, что вы непреднамеренно не проявляете неуважение к окружающим и не отправляете неправильное сообщение.

3. Будьте честны, открыты и тактичны

Как часто вы плохо реагируете на стрессовые ситуации, потому что опасаетесь выражать свои опасения? Защитное поведение типично, когда кто-то боится показаться слабым, глупым или невежественным. Избегайте набрасываться на других, когда у вас нет ответов.

Задавайте вопросы, чтобы прояснить то, чего вы не понимаете. Дайте понять, что вы не критикуете точку зрения другого человека и просто хотите получить больше информации. Одна из тактик — использовать язык, который фокусируется на вашем восприятии, а не на действиях другого человека. Вместо того, чтобы говорить: «Вы не понимаете смысла», подумайте что-то вроде: «У меня проблемы с пониманием этого. Было бы полезно, если бы вы могли объяснить это по-другому.

4. Определите свои барьеры восприятия

Лучшее, что вы можете сделать для улучшения коммуникации, — это распознать источники предубеждений. Найдите время, чтобы подумать о прошлых недоразумениях, чтобы вы могли подумать о том, что делать по-другому в будущем. Спросите себя, постоянно ли вы неправильно судите об определенных ситуациях или людях, основываясь на своем прошлом или ценностях. Двигаясь вперед, помните об этих осознаниях, когда сталкиваетесь с потенциальным триггером.

Заключительные мысли

Такая простая вещь, как громкость чьего-то голоса, поза или выражение лица, может коренным образом изменить то, как другие люди воспринимают их сообщение, независимо от намерений говорящего. Точно так же то, как человек вырос или как его воспитали, может повлиять на то, как он интерпретирует шутку или обобщение, независимо от намерения.

Когда члены команды регулярно взаимодействуют друг с другом, они, скорее всего, будут четко понимать точку зрения другого человека. И со временем они станут лучше интерпретировать истинные (и часто безобидные) намерения, стоящие за вербальными и невербальными сигналами. Один из способов улучшить общение — предоставить программное обеспечение для командного чата, независимо от того, работаете ли вы лично или удаленно.

Приложения для чата могут работать с различными типами коммуникаторов. Например, людям, которые предпочитают письменное общение, может быть легче выражать свои мысли. А члены команды, которым нравится часто общаться, могут оставаться на связи с помощью различных тем чата, даже если они работают в разных отделах или географических точках.

Прежде всего, мы должны сопереживать, понимая, что другие могут смотреть на вещи иначе, чем мы. Мы все ежедневно ходим с убеждениями и мнениями, противоречащими тем, кто нас окружает. Разрушая и подвергая сомнению наши предположения, мы можем преодолеть пробелы в общении, возникающие из-за различий в восприятии.

Этот пост был первоначально опубликован 14 декабря 2016 г. и последний раз обновлен 8 февраля 2022 г.

Барьеры восприятия на пути к эффективному общению

То, как человек воспринимает предмет или событие, влияет на то, как преобразуются его/ее мысли об этом во время общения — отправки, получения, интерпретации или анализа сообщения.

Барьеры восприятия — это ментальные блоки, которые мы создаем из-за нашего восприятия определенных людей, ситуаций или событий вокруг нас.

Барьер восприятия — один из многочисленных барьеров в подклассе внутриличностных барьеровОткрывается в новом окне