Отношение современной молодёжи к религии | «Образование Ямала»
Улыбина Анна Александровна,
МБОУ «Сеяхинская школа-интернат»,
с. Сеяха, Ямальский район
Вначале сотворил Бог небо и землю.
Земля же была безвидна и пуста,
и тьма над бездною,
и Дух Божий носился над водою.
И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.
Невозможно себе представить развитие и формирование культуры российского общества, да и мира в целом, без христианства.
Молодежь… Почему именно молодежь рассматривается столь пристально? Да потому что именно современная молодежь является носителем культуры, в том числе и религиозной. Старшее поколение коренным образом отличается от молодых не только возрастом, но и взглядами на жизнь, отношением к людям, религии и многим другим. На сегодняшний день молодёжь России – это почти треть населения нашей страны. К категории молодёжи относятся граждане России от 14 до 30 лет.
Рассмотреть и понять отношение верующей и неверующей молодежи к религии, можно лишь учитывая наличие двух разнонаправленных тенденций. Повышение популярности религии, усиление ее роли и влияния религиозных институтов – это одна сторона, и развертывание процессов секуляризации и глобализации, утверждение в сознании людей в качестве глубинных мотивов жизнедеятельности нерелигиозных ценностей и идей – другая.
Начиная со второй половины XX века стали проводиться исследования религиозности молодежи. Одной из первых в постперестроечный период (февраль 1997 г.) всероссийских исследований религиозности современной российской молодежи стала работа С.А. Григоренко «Молодежные организации России и религия», в которой автор отмечал, что к верующим себя относят 39-46 % молодых россиян. Он указывал на размытость религиозных представлений, но не выделял, во что именно верят молодые люди.
Ретроспектива экономического кризиса 1998 года в России позволяет делать выводы по аналогии и прогнозировать развитие молодежи на данном этапе, ведь, как известно, в 2008 году вновь начался экономический кризис, причем уже мирового масштаба.
Кризис августа 1998 года и последующие социально-экономические процессы серьезно не повлияли на собственно мировоззренческие (религиозные или атеистические) воззрения групп молодежи, но они проявились в особенностях отношения к тем или иным политическим событиям, экономическим и нравственным реалиям [1].В XXI веке религиозная ситуация не претерпела сильных изменений, наблюдаются рост религиозности от самых маленьких до взрослых. Большая часть молодых людей заявляют о вере в Бога, идет ослабление позиции сознательного безверия, т.е. молодые люди не верят ни в какие сверхъестественные силы. Но все же религиозное мировоззрение у большей части молодых верующих, особенно тех, кто следует своеобразной «моде» (к примеру, стало «модным» посещать храм, носить крестик, поставить святым свечку в церкви, прилюдно перекрестится и т.д.) к внешней, показной религиозности, отличается нечеткостью и размытостью, неопределенностью, отсутствием ясного содержания.
На основании различных исследований можно сказать, что религиозность молодых людей значительно выросла. А что же исследования, которые мы с вами не проводили и в которых не участвовали?
Давайте сами попробуем разобраться и проанализировать сложившуюся ситуацию. У нас у всех есть родители, бабушки и дедушки, которые регулярно посещают церковь и соблюдают церковные обряды; практически у всех дома есть иконы, а в бумажниках и кошельках лежат всевозможные молитвы и обереги. С самого детства мы слышим от старших: «Не делай так, а то Боженька накажет». Неоднократно нам повторяли, что надо ходить в церковь, что надо чтить и жить по законам Божьим. Может поэтому в церкви можно увидеть столько молодёжи? Насильно никого не заставляют молиться, в церковь идут добровольно. Библия не была настольной книгой, но как-то само собой появляется интерес к ней. Появляется желание посетить службу, пообщаться с глубоко верующими людьми. Многое переняла молодежь у старшего поколения – значит ей это надо!
Молодёжь сохраняет веру в Бога, религию, которую пронёс русский народ через множество больших испытаний. Веру, которая выдержала период гонения, эру советского атеизма, период перестройки, когда молодое поколение было похоже на медведя-шатуна.
Но та ли это религиозность, которую нам проповедует православная церковь? Религии предписывают человеку определенные нормы поведения и ограничения; чтобы следовать какому-то из вероисповеданий, требуются усилия длиною в жизнь, как правило, каждое из них считает свои нормы лучшими, единственно спасительными и правильными. Сейчас же в молодежной среде с религией происходит любопытная трансформация. Во время сессии некоторые студенты бегут в церковь, чтобы поставить свечку об успешной сдаче экзаменов. Затем они вновь ведут типично «студенческий» образ жизни, не отличающийся от образа жизни средневековых студиозусов [2].
Отношение молодого поколения к религии перестало быть чем-то таинственным, высоко духовным, всё переросло в обыденное, никто уже не воспринимает религию как что-то сокровенное. Свободно говорим и пишем, а ведь это сокровенное – только МОЁ И БОГА…
В годы тяжелых испытаний тысячи солдат, идя в бой, тихо…молились…просили Бога о спасении и защите своих близких…
На уроках по окружающему миру и литературному чтению (4 класс) дети знакомятся с периодом почитания языческих богов, которых пытались задобрить на удачу, счастье, любовь, избавление от болезней.
Богов почитали, с ними советовались, шли за помощью, искали защиты, находили облегчение, а сейчас….Молодые люди начинают вести себя благочестиво лишь в критические моменты (или, как говорят, «когда петух клюнет») и считают себя глубоко верующими, при этом в повседневной жизни не соблюдают церковных канонов. И парадоксально то, что люди, считающие себя неверующими, с радостью отмечают такие церковные праздники, как пасха и рождество, ждут и задолго до наступления готовятся к ним. А в это время так называемые глубоко верующие пьют, наркоманят, сквернословят, иным словом ведут аморальный образ жизни.
Начиная с начальной школы, молодежь замечает в религии, а именно в христианстве, прежде всего, «красоту»: красивые одежды священнослужителей, храмы, купола, звон колоколов, горение свечей, крестик на шее. Молодёжь старше выбирает уже другое –венчание, красивый обряд, который сегодня становится все более и более популярным. Ведь это торжественный обряд под церковные песнопения и звон колоколов, и обряд «на удачу», который якобы «делает брак крепче».
Религия вышла на новую ступень, становится частью некой новой культуры. Но самое интересное, что мы не вспоминаем вековые устои и не восстанавливаем утраченное, а просто заимствуем из западных традиций. Например, не понятно, почему по российским просторам с размахом отмечают День святого Валентина, Хэллоуин и День святого Патрика, хотя большая часть молодежи не знает истории этих западных праздников и совершенно не задумывается об их изначальном христианском смысле; духовенство же называет эти праздники «кощунственными».
Религия играет значительную роль в жизни современной молодежи: естественные желания и воображения, проявление субъективных переживаний. Но, несмотря на то, что возрастает потребность в религиозности у молодых людей, можно отметить низкий уровень знания содержания религии, не систематический, а скорее стихийный характер приобщения к ее традициям и обрядам, неспособность осознания психологического потенциала религии в нравственном самосовершенствовании. Парадоксально – ХОЧУ ВЕРИТЬ, НО ПОЗНАВАТЬ НЕ ТОРОПЛЮСЬ И НЕ СТРЕМЛЮСЬ. Вот тут и надо помочь, подтолкнуть молодежь к познанию, переосмыслению себя, окружающих, мира…
Сейчас роль и значение религии в жизни людей и общества стремительно возрастает. Огромное внимание уделяется религиозному мировоззрению личности и ее влиянию на улучшение общественной, индивидуальной жизни и психического здоровья человека. Государство задумалось о том, что надо как можно больше внимания уделить духовному воспитанию молодых. Идет восстановление храмов, монастырей, открываются семинарии, проходят встречи священнослужителей с молодыми, по телевидению транслируют служения, передачи, которые помогают разобраться в тех или иных вопросах.
Как следствие незнания религии, у молодежи формируется неверное мнение о том, что в рай можно попасть, если «заслужить» или «получить» пропуск в загробную жизнь сейчас (в этой жизни), а это эгоизм, пусть и в несколько иной форме.
Бог может и есть, не отрицаю, но ему не надо преклонения и постоянного внимания со стороны людей. В Библии говорится, что он любит людей, он принял мучения за них, и он хотел бы, чтобы люди жили хорошо. И в наших руках быть добрыми, щедрыми, честными, справедливыми, толерантными, любящими и т.д. Церковь учит людей добру, справедливости, человеколюбию… И нам решать: ПРИНЯТЬ или НЕ ПРИНИМАТЬ БОГА в СВОЁ СЕРДЦЕ…
Молодые! Именно в их руках сделать наш Мир значительно лучше, чище; не забывать, вернее, руководствоваться заповедями Библии…
Мне в храме нужно шесть свечей зажечь.
Одна – здоровье близких охраняет,
Вторая – Мир от бед оберегает,
Стараясь небо голубым сберечь…
Пусть третья всех ушедших вспомнит,
Кто нам так близок стал, увы, далёк.
Четвертая – теплом согреет души,
Перенеся туда свой огонёк.
У пятой свечки не простая роль:
Должны в семье расти детишки,
Не знать, не ведать слово «боль»,
Иметь игрушки и цветные книжки.
Ну и последняя свеча осталась.
Её поставив, Богу помолюсь
Чтоб жили долго, улыбаясь.
Михаил Наими
Список литературы
-
Братусь Б. С. Русская, советская, российская психология: конспективное рассмотрение / Б.С. Братусь. – М.: Флинта, 2000. – 386 с.
-
Грановская Р. М. Психология веры/ Р.М. Грановская. – СПб.: Речь, 2004. – 376 с.
-
Фрейд З. Будущее одной иллюзии / Психоанализ. Религия. Культура.–М.: Ренессанс, 1991. – 168 с.
Отношение молодёжи к религии. | Медицинские интернет-конференции
ID: 2017-01-35-A-11499
Оригинальная статья (свободная структура)
Кагиров Ш.М., Тагиров М.А.
ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России кафедра философии, гуманитарных наук и психологии
Резюме
Статья посвящена изучению отношения молодёжи к религии.
Ключевые слова
Религиозная картина мира,молодёжь,общество.
Статья
Кагиров Ш.М., Тагиров М.А.
Отношение современной молодёжи к религии
Научный руководитель к.ф.н., доцент Е.В. Ермолаева
ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России
кафедра философии, гуманитарных наук и психологии.
Кагиров Ш.М., Тагиров М.А.
Отношение современной молодёжи к религии
Научный руководитель к.ф.н., доцент Е.В. Ермолаева
ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России
кафедра философии, гуманитарных наук и психологии.
Религия является важным элементом духовной культуры каждого народа. Это сложное и многогранное социальное явление, которое функционирует в неразрывной связи с жизнью общества. Интересным и перспективным, на наш взгляд, является изучение отношения к религии современной молодежи как социально-демографической группы общества, характеризующейся особым социальным положением. Она обусловлена различными социально психологическими свойствами, которые определяются уровнем социально-экономического и политического развития, особенностями социализации и т.д. Современная молодежь, безусловно, является носителем культуры, в том числе и религиозной [2, 3, 6].
В настоящее время молодёжь в России составляет около 39,6 миллиона граждан. Понять особенности сознания верующей и не верующей молодёжи в современном обществе можно лишь учитывая тенденции его развития: рост популярности религии, усиление её роли в обществе. Стирание национальных особенностей и различий, развитие процессов глобализация заставляет современного человека бережнее относиться к сохранению культуры собственного народа, восполняет ограниченность, зависимость человека, упорядочивает его помыслы, стремления и деятельность. Все это приводит к созданию новой религиозной картины мира и способствует осмысления места человека в нем [1, 7]. Приверженность к религии не всегда позволяет отдельным группам людей выбрать любую профессию. Например, люди, исповедующие религию ислам, не могут выбрать профессию пластического хирурга, гинеколог, поскольку соблюдение поста затрудняет проведение операций, длящихся много часов.
Кроме того, знание врачом хотя бы основ других религиозных учений поможет ему избежать неловких или даже конфликтных ситуаций при взаимодействии с пациентом. Религия способствует развитию духовной культуры общества, совершенствованию письменности, книгопечатания, архитектуры, живописи, а также осуществляет передачу накопленного опыта и знаний от поколения к поколению. Религия выполняет интегрирующую функцию в обществе, объединяя его в большие социальные группы [4, 5, 8].
Целью работы является анализ отношения современной молодёжи к религии.
Для этого было проведено анкетирование студентов 1 курса Саратовского государственного медицинского университета в возрасте от 17 до 19 лет (N=70). По результатам проведённого опроса более половины респондентов — 42 человек отметили, что исповедуют ислам, 23 человека ответили, что исповедуют христианство, 4 студента считают себя атеистами, и лишь один человек исповедует буддизм. 55 опрошенных соблюдают религиозные традиции в кругу семьи, а 15 человек признали, что не соблюдают религиозные традиции. На вопрос как часто вы посещаете религиозные службы, 23 респондента ответили, делают это раз в год, 7 опрошенных — раз в месяц, 20 респондентов — раз в неделю, 5 человек каждый день и 15 человек признали, что никогда их не посещают, 55 опрошенных регулярно отмечают религиозный праздники, а 15 молодых людей ответили, что человек редко. 31 респондентов относятся к другим религиям положительно и всегда рады возможности расширить кругозор, и узнать что-то новое, 35 человек относятся нейтрально, а 4 — отрицательно и не признают другие религии, кроме своей. 18 человек считают, что религия регулирует отношения в обществе, 40 респондентов полагают, что религия объединяет граждан, и 12 человек считают, что религия разделяет население на отдельные группы.
Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящее время роль и значение религии в жизни современной молодежи существенно возрастает. Все большее внимание уделяется религиозному воспитанию личности, что способствует улучшению общественной, индивидуальной жизни человека. Кроме того, реальность и ценность религиозной жизни для молодого человека способствует нравственному становлению его личности, становится ориентиром для него в общественной жизни
Религия как проявление субъективного переживания играет значительную роль в жизни современной молодежи. Однако, несмотря на возрастающую потребность в религии у молодых людей, необходимо отметить достаточно низкий уровень знания религиозных догматов, символов и ритуалов, произвольный характер приобщения к ее традициям. Но возрастающая потребность в религии и росте религиозности в современном обществе, безусловно сказывается и на отношении к религии современной молодежи.
Литература
1. Афанасьева А. Д., Ермолаева Е.В. Реклама в социальных медиа // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2015. Т. 5. № 12. С. 1465.
2. Бражникова А.Н. Отношение современной молодежи к религии // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2011. № 9 (79). С. 41-46.
3. Ермолаева Е.В. Пространственно-временной континуум политики: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук / Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского. Саратов, 2007
4. Лесина И.И., Антонова О.Н., Ермолаева Е.В. Факторы стабильности современной семьи // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2015. Т. 5. № 12. С. 1526.
5. Мазурина А.А., Тахохова А.А., Ермолаева Е.В. Проблема социального неравенства в современной России // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2015. Т. 5. № 12. С. 1513.
6. Мукатаева В.И. Отношение современной молодежи к религии // Вестник Науки и Творчества. 2016. № 5 (5). С. 303-308.
7. Нестерова И.В., Ермолаева Е.В. Взаимодействие медицины и религии // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2016. Т. 6. № 1. С. 239.
Файл
2017-01-35-A-11499.pdf
10 ключевых выводов о религиозной жизни американских подростков и их родителей
(Джеффри Гринберг/Universal Images Group через Getty Images)Родители имеют большое влияние на своих подростков, в том числе когда речь идет о религии. Но в то время как подростки в Соединенных Штатах религиозно следуют своим родителям во многих отношениях, они выделяются в некоторых других, согласно новому отчету Pew Research Center.
В отчете рассматривается религиозная жизнь американских подростков и то, как она отражает (или не отражает) религиозную жизнь их родителей. Он основан на опросе 1811 пар подростков в возрасте от 13 до 17 лет и их родителей, по одному подростку и одному родителю из каждой семьи. Каждый человек ответил на вопросы не только о своей религиозной принадлежности, убеждениях и практиках, но и о роли они думают, что религия играет роль в жизни другого человека, принимавшего участие в опросе.
Вот 10 основных выводов из отчета.
Как мы это сделали? Но меньше данных о религиозных взглядах и привычках молодых людей, а также о том, в какой степени они сформированы их воспитанием. Чтобы лучше понять эту динамику, исследовательский центр Pew Research Center опросил 1811 пар американских подростков и их родителей — по одному родителю и одному подростку из каждой семьи. Опрос проводился онлайн компанией Ipsos с 29 марта.по 14 апреля 2019 г. Компания Ipsos отобрала домохозяйства из своей Панели знаний, основанной на вероятности веб-панели, набранной путем случайной выборки адресов проживания и телефонных номеров (стационарных и мобильных телефонов) по всей стране, предназначенной для репрезентативности на национальном уровне.
Хотя многие опросы предназначены для измерения ответов отдельных лиц, этот также был разработан для измерения ответов пар. Цель состояла в том, чтобы измерить степень религиозной принадлежности между подростками и их родителями, отдельно задавая им аналогичные вопросы об их религиозной принадлежности, убеждениях и практиках.
Родителей, отвечающих требованиям для участия в исследовании, — тех, с кем проживает ребенок в возрасте от 13 до 17 лет, — попросили заполнить веб-опрос, при этом некоторые вопросы касались конкретно их подростка (или подростка, у которого ближайший день рождения, если есть в семье было больше одного человека). После ответа на последний вопрос ответившего родителя попросили передать опрос подростку, о котором их спрашивали, чтобы подросток мог заполнить свою часть; родителям было предложено разрешить подросткам самостоятельно отвечать на вопросы.
Хотя это исследование не предназначено для представления всего взрослого населения США, оно взвешено по , чтобы представить две разные группы населения: 1) родители с подростками в возрасте от 13 до 17 лет; и 2) подростки в возрасте от 13 до 17 лет. Он взвешивается, чтобы быть репрезентативным по возрасту и полу, расе, этнической принадлежности, образованию и другим категориям.
Вот вопросы, использованные в этом отчете, а также ответы и его методология.
Большинство подростков разделяют религию своих родителей или законных опекунов. У родителей-протестантов, скорее всего, есть подростки, которые идентифицируют себя как протестанты, в то время как у родителей-католиков в основном есть подростки, которые считают себя католиками. У подавляющего большинства нерелигиозных родителей есть подростки, которые также описывают свою религию как атеистическую, агностическую или «ничего особенного».
Однако в рамках широкой протестантской категории существуют резкие различия. У восьми из десяти родителей, принадлежащих к протестантской деноминации и , есть подросток, который также идентифицирует себя как протестант-евангелист. Но среди родителей, принадлежащих к mainline протестантских деноминаций, в 55% есть подросток, который идентифицирует себя так же, а в 24% есть подросток, не принадлежащий к религии.
В целом, подростки несколько реже, чем их родители, идентифицируют себя как христиане (63% против 72%), и несколько чаще говорят, что они не религиозны (32% против 24%).
Хотя в опросе участвовали родители и подростки из многих религиозных слоев, выборка не включала достаточное количество людей из более мелких групп, включая исторически сложившиеся чернокожие протестантские конфессии, православные христианские церкви и Церковь Иисуса Христа Святых последних дней, а также евреев. , мусульмане и представители других нехристианских конфессий – разрешить сообщать об их взглядах отдельно.
Примерно половина подростков (48%) говорят, что у них «все те же» религиозные убеждения, что и у их родителей. Среди другой половины подростков — тех, кто говорит, что они разделяют «некоторые из тех же» убеждений или имеют «совершенно отличные» убеждения от своих родителей — около одной трети (34%) говорят, что их родители не знают, что их религиозные различия . А 17% говорят, что эта разница вызывает хоть какие-то конфликты в их домохозяйстве.
В целом, большинство родителей и подростков хорошо понимают, насколько важна религия в жизни другого человека. Например, 73% подростков дают тот же ответ, что и их родители, о том, насколько религия важна для родителей, а 68% родителей дают тот же ответ, что и их подростки, о том, насколько важна религия для их подростка. Когда родители и подростки делают , а не дают один и тот же ответ, обычно это происходит потому, что родители переоценивают важность религии в жизни своего подростка, а не недооценивают ее.
Подростки так же часто, как и их родители, говорят, что они регулярно посещают религиозные службы, но когда дело доходит до более личных форм религиозного самовыражения, подростки кажутся менее религиозными, чем их родители. Родители примерно четырех из десяти подростков и говорят, что посещают службы по крайней мере один или два раза в месяц. И, возможно, из-за того, что посещение религиозных служб, как правило, является семейным занятием, подавляющее большинство (88%) родителей, которые говорят, что они регулярно посещают религиозные службы, также имеют подростков, которые сообщают, что посещают их так часто. (Опрос проводился до вспышки коронавируса, которая изменила привычки посещения многих людей.)
Однако подростки реже, чем их родители, ежедневно молятся (27% против 48%), верят в Бога с абсолютной уверенностью (40% против 63%) и считают религию «очень важной» в своей жизни ( 24% против 43%).
Большинство подростков сообщают, что посещают религиозные службы с обоими (40%) или с одним (25%) из родителей. Еще 7% говорят, что обычно посещают занятия вместе с другими людьми, такими как бабушка и дедушка, другие члены семьи или друзья. Всего 1% говорят, что посещают богослужения в одиночестве. Примерно четверть говорят, что никогда не посещают религиозные службы или отказываются отвечать на вопрос.
Многие подростки и их родители участвуют в религиозных обрядах всей семьей и другими способами. Около шести из десяти подростков (59%) говорят, что они «часто» или «иногда» говорят о религии со своей семьей, в то время как около половины подростков (48%) говорят о благодати — молитве или благословении перед едой — со своими детьми. семья хотя бы иногда. Меньшая доля подростков (25%) говорят, что они обычно читают религиозные писания всей семьей.
Подростки примерно так же часто говорят, что они ходят на религиозные службы в основном потому, что этого хотят их родители (38%), и говорят, что они ходят в основном потому, что хотят пойти сами (35%). Что касается религиозной деятельности в целом, около двух третей подростков, которые занимаются религиозными делами со своей семьей, говорят, что они делают это частично или в основном потому, что этого хотят их родители. Но даже если подростки участвуют, чтобы доставить удовольствие своим родителям, они, кажется, получают от этого что-то: около трех четвертей подростков, которые занимаются религиозной деятельностью со своей семьей, говорят, что эти занятия приносят им «много» удовольствия (27%). или «некоторое» удовольствие (51%). И многие подростки выражают оба мнения: среди подростков, которые говорят, что участвуют, потому что этого хотят их родители, 79% также говорят, что получают от этого хоть какое-то удовольствие.
Религиозное образование относительно распространено. Шесть из десяти подростков говорят, что они участвовали в программе религиозного образования, такой как воскресная школа или еврейская школа, в том числе 29%, которые говорят, что продолжают участвовать часто или иногда, и 31%, которые говорят, что редко участвуют или раньше, но нет дольше так делать. И около половины (51%) говорят, что были частью религиозной молодежной группы. Большинство нерелигиозных подростков говорят, что у них , а не участвовали в этих мероприятиях, хотя 32% говорят, что в какой-то момент они получили религиозное образование, а 27% говорят, что участвовали в религиозной молодежной группе, даже если они больше этого не делают.
По некоторым оценкам, подростки, чьи родители отождествляют себя с Республиканской партией или склоняются к ней, кажутся более религиозными, чем те, чьи родители являются демократами или склоняются к Демократической партии. Например, подростки с родителями-республиканцами с большей вероятностью заявят, что посещают религиозные службы еженедельно или чаще, часто или иногда участвуют в программах религиозного образования и хотя бы иногда посещают религиозную молодежную группу. Они также более склонны говорить со своей семьей о религии, молиться о благодати и хотя бы иногда читать Священные Писания со своей семьей. Эти закономерности сохраняются, даже если анализ ограничивается подростками, связанными с религией.
Подростки-евангелисты-протестанты более религиозны, чем другие подростки по традиционным меркам, а также чаще говорят, что они хотя бы иногда участвуют в религиозном образовании или в религиозных молодежных группах . Религия, по-видимому, более глубоко укоренилась в их жизни и в других отношениях: подростки-евангелисты чаще, чем подростки из других религиозных групп, говорят, что они регулярно испытывают глубокое чувство духовного покоя и благополучия (по крайней мере, один или два раза в месяц). ). Так говорят семь из десяти, по сравнению с примерно половиной или меньшим числом католиков, основных протестантов и неаффилированных подростков. Подростки-евангелисты также чаще, чем другие группы, обращаются к религиозным учениям и убеждениям при принятии этических решений. Что касается родителей-евангелистов, то они чаще, чем другие родители, говорят, что очень важно, чтобы их подросток воспитывался в соответствии с их религией (71%) и чтобы их подросток женился на члене их религии (53%). В целом, 55% родителей с религиозной принадлежностью говорят, что очень важно воспитывать своего подростка в соответствии с их религией, в то время как около трети (36%) считают важным, чтобы их ребенок в конечном итоге женился в соответствии с их верой.
Подростки, как правило, открыты для возможности того, что истина может быть в нескольких религиях и что люди могут быть нравственными, не веря в Бога . Многие подростки (45%) выражают веру в то, что многие религии могут быть истинными, а 31% говорят, что истинна только одна религия. Меньше подростков говорят, что ни в одной религии нет правды или мало правды.
Большинство подростков (61%) говорят, что не обязательно верить в Бога, чтобы быть нравственными и иметь хорошие ценности, а 38% считают, что верить в Бога необходимо, чтобы быть нравственными. Отношение родителей к этим вопросам во многом схоже.
Многие подростки в США сообщают о религиозном или духовном опыте по крайней мере один или два раза в месяц. Половина из них испытывают глубокое чувство духовного покоя и благополучия хотя бы раз в месяц, в то время как 46% говорят, что думают о смысле и цели жизни, а 40% сообщают, что испытывают глубокое чувство удивления Вселенной. Наиболее распространенным опытом является сильное чувство благодарности или благодарности, о котором сообщили 77% подростков в опросе.
В то время как нерелигиозные подростки так же часто, как и другие, говорят, что испытывают глубокое чувство удивления вселенной, они гораздо реже, чем подростки из других религиозных групп, сообщают об ощущении духовного покоя по крайней мере один или два раза в месяц.
Примечание. Вот вопросы, использованные в этом отчете, а также ответы и его методология.
Джефф Диамант — старший автор/редактор, специализирующийся на вопросах религии в Исследовательском центре Пью.
СООБЩЕНИЯ БИОЛОГИЧЕСКАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ПОЧТА
Религия среди миллениалов | Pew Research Center
Введение и обзор
МИЛЛЕНИАЛЫ
Это часть серии отчетов исследовательского центра Pew Research Center, посвященных поведению, ценностям и мнениям подростков и людей двадцатилетнего возраста, составляющих поколение миллениалов.
По некоторым ключевым показателям американцы в возрасте от 18 до 29 лет значительно менее религиозны, чем американцы старшего возраста. Меньше молодых людей принадлежат к какой-либо конкретной вере, чем сегодня пожилые люди. У них также меньше шансов быть аффилированными, чем у поколений их родителей, бабушек и дедушек, когда они были молоды. Каждый четвертый представитель поколения миллениалов, названных так потому, что они родились после 1980 года и начали достигать совершеннолетия примерно в 2000 году, не принадлежат к какой-либо конкретной вере. Действительно, миллениалы значительно более не аффилированы, чем представители поколения X в сопоставимый момент их жизненного цикла (20% в конце 19-го века). 90-х) и вдвое больше неаффилированных, чем бэби-бумеры в молодости (13% в конце 1970-х). Молодые люди также реже посещают религиозные службы, чем пожилые американцы. И по сравнению со старшими сегодня меньше молодых людей говорят, что религия очень важна в их жизни.
В остальном миллениалы остаются достаточно традиционными в своих религиозных верованиях и практиках. Опросы исследовательского центра Pew Research Center показывают, например, что убеждения молодых людей о жизни после смерти, о существовании рая, ада и чудес очень похожи на убеждения сегодняшних пожилых людей. Хотя молодые люди молятся сегодня реже, чем их старшие, количество молодых людей, которые говорят, что молятся каждый день, соперничает с долей молодых людей, которые говорили то же самое в предыдущие десятилетия. И хотя вера в Бога среди молодых людей ниже, чем среди пожилых людей, миллениалы говорят, что они верят в Бога с абсолютной уверенностью на уровне, аналогичном тому, который наблюдался среди представителей поколения X десять лет назад. Это говорит о том, что некоторые религиозные различия между молодыми и пожилыми американцами сегодня не полностью связаны с поколениями, а отчасти являются результатом склонности людей уделять больше внимания религии с возрастом.
Примечание об источниках и методах
Этот отчет основан на данных из различных источников, включая опросы Pew Research Center, которые используются в основном для сравнения современных молодых людей с пожилыми людьми. Общие социальные опросы и опросы Гэллапа используются в основном для когортного анализа, который сравнивает молодых людей сегодня с предыдущими поколениями, когда им было от 20 до 30 лет. Несмотря на то, что опросы посвящены схожим темам, точная формулировка вопросов и результаты варьируются от опроса к опросу.
Современные сравнения проводятся между взрослыми людьми в возрасте 18–29 лет и лицами в возрасте 30 лет и старше. Напротив, когортный анализ определяет поколения на основе года рождения респондентов. Существует значительное, но не полное совпадение между этими двумя подходами. То есть в современных анализах, в зависимости от года анализируемого опроса, некоторые в возрастной группе 18-29 лет на самом деле являются молодыми представителями поколения X (определяемыми здесь как те, кто родился с 1965 по 1980 год), а не истинными членами поколения миллениалов (определяемых здесь как те, кто родился после 1980).
В своих социальных и политических взглядах молодые люди явно более терпимо относятся к гомосексуализму, чем пожилые американцы, более склонны рассматривать эволюцию как лучшее объяснение человеческой жизни и менее склонны рассматривать Голливуд как угрозу их моральным ценностям. В то же время миллениалы не менее убеждены, чем их старшие, в том, что существуют абсолютные стандарты правильного и неправильного. И они немного больше, чем их старейшины, поддерживают усилия правительства по защите нравственности, а также несколько более комфортно относятся к участию в политике церквей и других молитвенных домов.
Эти и другие результаты более подробно обсуждаются в оставшейся части этого отчета Форума по вопросам религии и общественной жизни Исследовательского центра Пью. В нем исследуется, в какой степени религиозные характеристики и социальные взгляды молодых людей отличаются от взглядов пожилых людей сегодня, а также то, как миллениалы сравниваются с предыдущими поколениями, когда они были молоды.
Религиозная принадлежность
По сравнению с их сегодняшними пожилыми людьми, молодые люди гораздо реже присоединяются к какой-либо религиозной традиции или идентифицируют себя как часть христианской конфессии. Каждый четвертый взрослый в возрасте до 30 лет (25%) не является аффилированным, описывая свою религию как «атеистическую», «агностическую» или «ничего особенного». Это сопоставимо с менее чем одной пятой людей в возрасте 30 лет (19 лет).%), 15% в возрасте 40 лет, 14% в возрасте 50 лет и 10% и менее среди лиц в возрасте 60 лет и старше. Около двух третей молодых людей (68%) говорят, что они являются членами христианской конфессии, а 43% называют себя протестантами, по сравнению с 81% взрослых в возрасте 30 лет и старше, которые связаны с христианскими верованиями, и 53%, которые являются протестантами.
Большая доля молодых людей, не принадлежащих к какой-либо религии, отчасти является результатом решения многих молодых людей оставить религию, в которой они воспитывались, не приобщаясь к новой вере. В общей сложности почти каждый пятый взрослый в возрасте до 30 лет (18%) говорит, что вырос в религиозной среде, но в настоящее время не принадлежит ни к какой конкретной вере. Среди старших возрастных групп меньше тех, кто говорит, что теперь они не аффилированы после того, как были воспитаны в вере (13% в возрасте 30-49 лет)., 12% в возрасте 50–64 лет и 7% в возрасте 65 лет и старше).
Более низкий уровень религиозной принадлежности молодежи отражается в возрастном составе основных религиозных групп, при этом неаффилированные выделяются среди других религиозных групп своей относительной молодостью. Примерно треть неаффилированного населения моложе 30 лет (31%) по сравнению с 20% от общей численности населения.
Данные Всеобщих социальных обследований (GSS), которые регулярно проводятся с 1972 года, подтверждают, что молодые люди не только в большей степени не аффилированы, чем их старшие сегодня, но и более аффилиированы, чем молодые люди в последние десятилетия. В опросах GSS, проводимых с 2000 года, почти четверть людей в возрасте 18-29 летописали свою религию как «никакую». Для сравнения, в 1970-х и 1980-х годах только вдвое меньше молодых людей не имели членства.
Среди миллениалов , которые связаны с религией , интенсивность их религиозной принадлежности сегодня так же сильна, как и среди предыдущих поколений, когда они были молоды. Более трети представителей поколения миллениалов (37%) считают себя «сильными» приверженцами своей веры, так же, как и 37% представителей поколения X, которые заявили об этом в том же возрасте и незначительно отличаются от бэби-бумеров, когда они были молодыми (31%).
Посещаемость богослужений
Согласно исследованию религиозного ландшафта, проведенному Pew Forum за 2007 год, молодые люди сообщают, что сегодня посещают религиозные службы реже, чем их старшие. Треть лиц моложе 30 лет говорят, что посещают богослужения не реже одного раза в неделю, по сравнению с 41% взрослых в возрасте 30 лет и старше (включая более половины людей в возрасте 65 лет и старше). Но различия между поколениями в посещаемости богослужений, как правило, меньше внутри религиозных групп (за исключением католиков), чем среди населения в целом. Другими словами, в то время как молодые люди реже, чем их старшие, связаны с религией, среди тех, кто связаны с , разница между поколениями в посещаемости богослужений довольно мала.
Давний GSS также обнаружил, что молодые люди посещают религиозные службы реже, чем их старшие. Кроме того, миллениалы в настоящее время посещают церковь или богослужения реже, чем бэби-бумеры, когда они были моложе; 18% миллениалов в настоящее время сообщают, что посещают религиозные службы еженедельно или почти еженедельно, по сравнению с 26% бумеров в конце 1970-х годов. Но миллениалы очень похожи на представителей поколения X, когда им было от 20 до 30 лет, когда каждый пятый представитель поколения X (21%) сообщал, что еженедельно или почти еженедельно посещал религиозные службы.
Другие религиозные обряды
В соответствии с их более низким уровнем аффилиации молодые люди реже участвуют в ряде религиозных обрядов, чем пожилые американцы, особенно самая старая группа населения (65 лет и старше). Например, исследование религиозного ландшафта 2007 года показало, что 27% молодых людей говорят, что читают Писание еженедельно, по сравнению с 36% в возрасте 30 лет и старше. А четверть взрослых в возрасте до 30 лет говорят, что они медитируют еженедельно (26%), по сравнению с более чем четырьмя из десяти взрослых в возрасте 30 лет и старше (43%). Эти закономерности справедливы для различных религиозных групп.
Кроме того, менее половины взрослых моложе 30 лет говорят, что молятся каждый день (48%), по сравнению с 56% американцев в возрасте 30-49 лет, 61% людей в возрасте от 50 до 60 лет и более двух- трети лиц 65 лет и старше (68%). Возрастные различия в частоте молитвы наиболее выражены среди членов протестантских церквей, исторически принадлежавших к чернокожим (70 % моложе 30 лет молятся каждый день, по сравнению с 83 % среди старших членов) и католиков (47 % католиков моложе 30 лет молятся каждый день, по сравнению с с 60% среди пожилых католиков). Различия меньше среди евангелистов и основных протестантов.
Хотя миллениалы сообщают, что молятся реже, чем их старейшины сегодня, GSS показывает, что миллениалы синхронизированы с поколением X и бэби-бумерами, когда представители этих поколений были моложе. В опросе GSS 2008 года примерно четыре из десяти миллениалов сообщили, что ежедневно молятся (41%), как и 42% представителей поколения X в конце 1990-х годов. Бэби-бумеры сообщили, что молились с такой же частотой в начале 1980-х годов (47%), когда для них стали доступны первые данные. Данные GSS показывают, что количество ежедневных молитв увеличивается с возрастом.
Религиозные взгляды и убеждения
Менее половины взрослых в возрасте до 30 лет говорят, что религия очень важна в их жизни (45%), по сравнению с примерно шестью из десяти взрослых в возрасте 30 лет и старше (54% среди тех же возрастов). 30-49 лет, 59% среди лиц в возрасте 50-64 лет и 69% среди лиц в возрасте 65 лет и старше). По этому показателю молодые люди демонстрируют более низкий уровень религиозной активности, чем их старшие сегодня, и это справедливо для различных религиозных групп.
Опросы Гэллапа, проведенные за последние 30 лет и использующие аналогичную меру важности религии, подтверждают, что сегодня религия несколько менее важна для миллениалов, чем для представителей поколения X, когда они были в том же возрасте. В опросах Gallup в конце 2000-х годов 40% миллениалов заявили, что религия очень важна, как и 48% представителей поколения X в конце 19-го века.90-е. Однако современные молодые люди очень похожи на бэби-бумеров в тот же период своего жизненного цикла; в опросе Гэллапа 1978 года 39% бумеров заявили, что религия очень важна для них.
Точно так же молодые люди менее убеждены в существовании Бога, чем сегодня их пожилые люди; 64% молодых людей абсолютно уверены в существовании Бога, по сравнению с 73% в возрасте 30 лет и старше. В этом случае различия наиболее выражены среди католиков: молодые католики на 10 пунктов менее склонны верить в Бога с абсолютной уверенностью, чем католики старшего возраста. В других религиозных традициях возрастные различия меньше.
Но данные GSS показывают, что уровень веры миллениалов в Бога напоминает уровень веры представителей поколения X, когда они были примерно того же возраста. Чуть более половины миллениалов в опросе GSS 2008 года (53%) говорят, что не сомневаются в существовании Бога, и эта цифра очень похожа на цифру представителей поколения X в конце 1990-х (55%). Уровень уверенности в вере в Бога несколько вырос среди представителей поколения X и бэби-бумеров за последние десятилетия. (Данные по этому пункту относятся только к концу 1980-х годов, что делает невозможным сравнение миллениалов с бумерами, когда бумеры находились на аналогичном этапе своего жизненного цикла.)
Различия между молодыми людьми и их старшими сегодня также очевидны во взглядах на Библию, хотя различия несколько менее выражены. В целом молодые люди несколько менее склонны, чем представители старших возрастных групп, рассматривать Библию как буквальное слово Бога. Интересно, что возрастные различия по этому пункту наиболее значительны среди молодых евангелистов и практически отсутствуют в других группах. Хотя молодые евангелисты с такой же вероятностью, как и пожилые евангелисты (и чаще, чем представители большинства других религиозных групп), считают Библию словом Божьим, они реже, чем евангелисты старшего возраста, видят в ней буквальное слово Божье. Менее половины молодых евангелистов толкуют Библию буквально (47%), по сравнению с 61% евангелистов в возрасте 30 лет и старше.
По этому показателю миллениалы также демонстрируют убеждения, очень похожие на убеждения поколения X в конце 1990-х годов. В опросе GSS 2008 года примерно четверть миллениалов (27%) заявили, что Библия — это буквальное слово Бога, по сравнению с 28% представителей поколения X, когда они были молоды. Это лишь немного ниже, чем среди бэби-бумеров в начале 19 века.80-х (33%) и очень похоже на 29% бумеров в конце 1980-х, которые говорили, что рассматривают Библию как буквальное слово Бога.
Что касается других показателей религиозной веры, сегодня в убеждениях молодых людей мало различий по сравнению с их старшими. Взрослые моложе 30 лет, например, так же, как и пожилые люди, верят в жизнь после смерти (75% против 74%), рай (по 74%), ад (62% против 59%) и чудеса (78%). против 79%). На самом деле, по некоторым из этих пунктов молодые протестанты и члены протестантских церквей, исторически принадлежавших к чернокожим, демонстрируют несколько более высокий уровень веры, чем их старшие.
Молодые люди, исповедующие какую-либо религию, более склонны, чем их старшие, верить, что их собственная религия является единственным верным путем к вечной жизни (хотя во всех возрастных группах больше людей говорят, что многие религии могут вести к вечной жизни, чем говорят, что их собственная религия ведет к вечной жизни). единственная истинная вера). Почти трое из десяти верующих взрослых в возрасте до 30 лет (29%) говорят, что их собственная религия является единственной истинной верой, ведущей к вечной жизни, что выше, чем 23% религиозных людей в возрасте 30 лет и старше, которые говорят то же самое. Эта модель очевидна среди всех трех протестантских групп, но не среди католиков.
Интересно, что в то время как молодые американцы чаще, чем американцы старшего возраста, рассматривают свою веру как единственный путь к спасению, молодые люди также более открыты для различных способов интерпретации своей религии. Почти три четверти присоединившихся молодых людей (74%) говорят, что существует более одного правильного способа толкования учений их веры, по сравнению с 67% присоединившихся взрослых в возрасте 30 лет и старше.
Молодые люди больше принимают гомосексуальность и эволюцию, чем пожилые люди. Они также чувствуют себя более комфортно, имея более многочисленное правительство, и их меньше беспокоит, что Голливуд угрожает их ценностям. Но когда молодых людей спрашивают в целом о морали и религии, молодые люди так же, как и пожилые, убеждены в том, что существуют абсолютные стандарты добра и зла, применимые ко всем. Молодые люди также немного больше поддерживают усилия правительства по защите нравственности и усилия молитвенных домов по выражению своих социальных и политических взглядов.
Согласно исследованию религиозного ландшафта 2007 года, почти в два раза больше молодых людей говорят, что гомосексуальность должен быть принят обществом, чем люди в возрасте 65 лет и старше (63% против 35%). Молодые люди также значительно чаще, чем люди в возрасте 30-49 лет (51%) или 50-64 года (48%), говорят, что гомосексуальность следует принять. Резкие возрастные различия также существуют в рамках каждой из рассмотренных основных религиозных традиций. По сравнению со старшими членами их веры, значительно большая доля молодых людей говорит, что общество должно принять гомосексуальность.
В опросе GSS 2008 года чуть более четырех из десяти (43%) миллениалов заявили, что гомосексуальные отношения всегда неправильны, подобно 47% представителей поколения X, которые сказали то же самое в конце 1990-х годов. Эти две когорты значительно реже, чем представители предыдущих поколений, когда-либо говорили, что гомосексуальность всегда неправилен. Взгляды разных поколений на этот вопрос со временем менялись, часто в тандеме.
Примерно половина молодых людей (52%) считают, что аборты должны быть законными во всех или в большинстве случаев. По этому вопросу молодые люди выражают несколько более снисходительные взгляды, чем взрослые в возрасте 30 лет и старше. Тем не менее, группа, которая действительно выделяется в этом вопросе, — это люди в возрасте 65 лет и старше, только 37% из которых говорят, что аборты должны быть законными в большинстве или во всех случаях.
Интересно, что этот шаблон представляет собой значительное изменение по сравнению с предыдущим опросом. Раньше люди в средних возрастных категориях (т.е. в возрасте 30-49 лет и 50-64 лет), как правило, больше поддерживали легальные аборты, в то время как самые молодые и самые старые возрастные группы были более против. Однако в 2009 году отношение к абортам стало более консервативным среди большинства групп населения, за заметным исключением молодежи. Результатом этого консервативного поворота среди тех, кто в 30-49а возрастные группы 50–64 года означают, что их взгляды теперь больше напоминают взгляды самой молодой возрастной группы, в то время как представители группы 65 лет и старше теперь выражают самые консервативные взгляды на аборты среди всех возрастных групп.
Опросы также показывают, что большое количество молодых людей (67%) говорят, что они предпочли бы более крупное правительство, которое предоставляет больше услуг, чем правительство меньшего размера, которое предоставляет меньше услуг. Среди пожилых американцев так считают только 41%. Меньше молодых людей, чем пожилых людей, считают, что их моральные ценности подвергаются нападкам со стороны Голливуда; треть взрослых в возрасте до 30 лет согласны с тем, что Голливуд и индустрия развлечений угрожают их ценностям, по сравнению с 44% людей в возрасте 30 лет и старше. И более половины молодых людей (55%) считают эволюцию лучшим объяснением развития человеческой жизни по сравнению с 47% людей в более старших возрастных группах. Эти модели наблюдаются как в общей численности населения, так и в различных религиозных традициях, хотя связь между возрастом и взглядами на эволюцию наиболее сильна среди католиков и членов протестантских церквей, исторически принадлежавших к чернокожим.
Но различия между молодыми людьми и их старшими не так очевидны во всех моральных и социальных вопросах. Например, более трех четвертей молодых людей (76%) согласны с тем, что существуют абсолютные стандарты правильного и неправильного, уровень почти такой же, как и среди старших возрастных групп (77%). Более половины молодых людей (55%) говорят, что молитвенные дома должны высказываться по социальным и политическим вопросам, немного больше, чем среди пожилых людей (49%). А 45% молодых людей говорят, что правительство должно делать больше для защиты нравственности в обществе, по сравнению с 39%% людей в возрасте 30 лет и старше.
Опросы GSS показывают, что миллениалы сегодня более снисходительны, чем их старшие, в своих взглядах на порнографию, но их взгляды почти идентичны взглядам представителей поколения X и бэби-бумеров, когда представители этих поколений находились на одном и том же этапе своего жизненного цикла. Примерно каждый пятый миллениал сегодня говорит, что порнография должна быть запрещена для всех (21%), подобно 24% представителей поколения X, которые говорили об этом в конце 1990-х годов, и 22% представителей поколения бумеров, которые придерживались этой точки зрения в конце 19-го. 70-е годы. Данные для Молчаливого и Величайшего поколений в одинаковом возрасте недоступны, но данные с 1970-х годов позволяют предположить, что люди становятся более противными порнографии с возрастом.
Точно так же миллениалы в настоящее время выделяются среди других поколений своим противодействием чтению Библии и молитве в школах, но они менее заметны по сравнению с представителями поколения X или бэби-бумерами в сопоставимом возрасте. В раннем взрослом возрасте около половины бумеров (51%) и представителей поколения X (54%) заявили, что одобряют постановления Верховного суда США, запрещающие обязательное чтение молитвы «Отче наш» или библейских стихов в государственных школах; В 2008 году 56% миллениалов придерживались этой точки зрения. Поколение X и поколение бумеров со временем стали менее поддерживать позицию суда, в то время как структура взглядов молчаливого и величайшего поколений была менее ясной.
О других подходах к религии среди молодых людей в США и о том, как они сравниваются со старшими поколениями, см.