28.04.2024

Отличие психики животных от человека: Отличия интеллекта человека от животного: главные признаки – физические способности, философия и обладание мышлением

Содержание

Отличия интеллекта человека от животного: главные признаки – физические способности, философия и обладание мышлением

В отношениях с природой у людей и зверей есть существенные различия. На первый взгляд они довольно просты и очевидны. Однако не каждый взрослый может назвать все сходства и отличия человека от животного. Что уже говорить о детях и подростках. Поэтому еще труднее сказать, чем первобытные люди отличались от обычных зверей….

Внешний вид

Любой ребенок может не задумываясь сказать, что главное отличие человека от животного во внешнем виде. Однако у всех млекопитающих есть сходные черты строения, которые говорят об имеющемся родстве. Все организмы состоят из клеток и тканей, имеют сходства в структуре скелета и во внутриутробном развитии.

Человека от животного отличает способность передвигаться вертикально на двух ногах и отсутствие шерстяного покрова.

Интересно! Несмотря на то, что по сравнению с многими млекопитающими, люди выглядят голыми, они обладают огромным количеством волосяных луковиц. Волос у них столько же, сколько и у приматов, просто они тоньше, короче и светлее.

Человек в отличие от животных обладает ловкостью и цепкой хваткой: он может соединять большой палец с любым другим. Это помогает умело держать инструменты и выполнять различную физическую работу. Homo Sapiens уникален тем, что носит одежду и может краснеть при определенных эмоциях.

Отличительным признаком также является различие в движении челюстями. Оно зависит от вида питания млекопитающего. У травоядных челюсть двигается горизонтально, у хищников – по вертикали, а Homo Sapiens имеет обе эти способности.

Человеческие дети дольше находятся под родительской опекой, чем детеныши четвероногих. Все дело в отличии необходимого времени для обучения, роста и развития. Млекопитающие звериного царства размножаются в течение всей жизни, а мужчины и женщины продолжают существовать после прекращения воспроизведения потомства.

Особенности мышления

Основные отличия человека от животного заключаются в умении мыслить и предвидеть. Известно, что у нас не самый большой размер мозга среди млекопитающих, но он дает необыкновенные возможности: творить, исследовать, учиться, рассуждать и т.д.

Человеку свойственно решать мыслительные задачи, такие как:

  1. Систематизация. В процессе этой деятельности происходит распределение объектов по группам в зависимости от их сходства и различия.
  2. Обобщение. Эта операция объединяет предметы и явления по общим признакам.
  3. Конкретизация. Представляет собой выделение у объекта индивидуальных особенностей, не связанных с теми, что присущи общему классу предметов.
  4. Сравнение. Эта операция устанавливает сходство и различие между предметами познания.
  5. Абстрагирование. В момент этой мыслительной деятельности происходит выделение одной стороны объекта или явления, которая не существует отдельно.
  6. Анализ. Представляет собой разделение целого по частям, в зависимости от свойств и признаков.
  7. Классификация. Это есть результат сравнения.

Человек действует, исходя из этих операций мышления, и ежедневно практикует их на работе, дома и на улице. Учеными было установлено, что человекообразные обезьяны имеют предрасположенность к синтезу и анализу.

На вопрос: «Чем человек отличается от животного?», наука философия находит ответ в умении мыслить и желании жить среди себе подобных.

Действительно, индивидуум может подстраивать свое поведение под определенные условия, играть любые социальные роли. Он в состоянии заранее осознать последствия своих поступков и действий, выражать ценностное отношение к реальности. В отличие от животных, любой человек действует сознательно.

Звери подчиняются своему инстинкту и не отделяют себя от естественной среды обитания. Их действия запрограммированы самой природой. Животные приноравливаются к окружающей обстановке, определяющей их образ жизни. Они не могут изменять условия своего обитания. Это выступает существенным фактором, отличающим человека от объектов изучения зоологии.

Членораздельная речь

Возможность разговаривать членораздельно дает Homo Sapiens умение выражать действительность с помощью речи, передавать информацию через современные средства связи. Человеку в отличие от обезьян, досталась низко расположенная гортань, которая позволяет ему говорить.

Речь зверей представляет собой различные звуки, понятные только их сородичам. Эти сигналы не несут информации об отрезках времени или абстрактных понятиях.

Это интересно! Какова связь между живой и неживой природой – схема и примеры

Блага имущественного и культурного характера

Каждому человеку, в отличие от любых животных, свойственно заниматься духовной деятельностью и трудом на благо общества. Современные люди воздействуют на природу средствами труда, которые сами изготовили.

Они возделывают искусственные объекты, усиливая тем самым свои физические возможности. Причем орудия труда создаются совместно с другими индивидуумами. Чем выше уровень развития коммуникации в обществе, тем выше организация и уровень развития психики каждой личности.

Высокоразвитые обезьяны хоть и способны использовать камни и палки для определенных целей, но не один из видов не может самостоятельно изготовить инвентарь или инструменты и начать использовать их на практике. Этим

человек отличается от животного.

Люди удовлетворяют не только биологические надобности, но потребности в духовном развитии. В нашем мире есть такие понятия, как религия, искусство и философия.

Интересно! Представители звериного царства способны удовлетворять лишь естественные потребности, которые связаны с их инстинктами.

Пещерные люди

Теперь осталось выяснить, чем первобытные люди отличались от зверей. Многие умения пещерных людей присущи некоторым особям дикой природы. Так, звери могут использовать ветки и камни для постройки жилища. Медведь, например, нагибает и запутывает верхушки деревьев для создания подобия шалаша. Различаются млекопитающие по следующим принципам:

  1. Главным признаком, отличающим древнего человека от животного, является использование огня. Звери не любят и бояться пламени, а пещерные люди, наоборот, боготворили его, грелись у костра, готовили на нем пищу.
  2. Среди внешних различий – прямохождение. Древние люди ходили не на четырех, а на двух ногах.
  3. Наши далекие предки обладали мышлением и со временем научились говорить членораздельно, после того, как у них сформировалась подъязычная кость.
  4. Звери не могут изготавливать механические средства труда, а пещерный человек способен был создавать различные инструменты для работы. Он также обладал духовными благами и ценностями.
  5. Творческое сознание наших предков выражается в настенных рисунках пещер, поделках из кости и дерева. Звери к такому проявлению талантов не склонны.
  6. Древние люди отличались от животных своим отношением друг к другу. Они всегда хоронили мертвых, практиковали религиозные обряды и обладали коммуникационными навыками.

ЕГЭ по обществознанию. Урок №2 «Отличия человека от животного»

Типы строя психики, или чем Человек отличается от животного

Вывод

Таким образом, основные отличия человека от животного в первобытные времена состояли в умении воздействовать на среду обитания, запоминать и передавать свой опыт последующим поколениям. Так наши далекие предки научили своих детей добывать огонь, шить одежду, строить жилища и т.д. Это сыграло большую роль в эволюции.

Главное отличие человека от животного заключается в том, что звери являются частью живой природы и приспосабливаются к окружающему миру благодаря инстинкту, а современный индивидуум это разумное существо, которое в определенной мере подчиняет природу себе, создавая для этого средства труда.

Это интересно! Как мы устроены: строение человека — внутренние органы в подробном описании и схема расположения

Отличие психики человека от психики животного

Сравнение психики животного с человеческой позволяет выделить следующие основные различия между ними.

1. Животное может действовать только в рамках ситуации, которая воспринимается непосредственно, а все осуществляемые им акты ограничены биологическими потребностями, то есть мотивация всегда биологическая.

Животные не делают ничего такого, что не обслуживает их биологических потребностей. Конкретное, практическое мышление животных делает их зависимыми от непосредственной ситуации. Лишь в процессе ориентированного манипулирования животное способно решить проблемные задачи. Человек же благодаря абстрактному, логическому мышлению может предвидеть события, делать согласно познавательной необходимости — сознательно.

Мышление тесно связано с вещанием. Животные лишь подают сигналы своим родственникам по поводу собственных эмоциональных состояний, тогда как человек с помощью языка информирует других во времени и пространстве, передавая общественный опыт. Благодаря языку каждый человек пользуется опытом, который выработан человечеством в течение тысячелетий и которого он никогда не воспринимал непосредственно.

2. Животные способны использовать предметы в качестве орудия, но ни одно животное не может создать орудие труда. Животные не живут в мире постоянных вещей, не выполняют коллективных действий. Даже наблюдая за действиями другого животного, они никогда не будут помогать друг другу, действовать сообща.

Только человек создает орудие по продуманному плану, использует их по назначению и сохраняет на будущее. Он живет в мире постоянных вещей, пользуется орудиями совместно с другими людьми, перенимает опыт пользования орудиями труда и передает его другим.

3. Отличие психики животных и человека состоит в чувствах. Животные также способны переживать положительные или отрицательные эмоции, но только человек может сочувствовать в горе или радости другому человеку, наслаждаться картинами природы, переживать интеллектуальные чувства.

4. Условия развития психики животных и человека являются четвертым отличием. Развитие психики в животном мире подчинено биологическим законам, а развитие психики человека детерминируется общественно-историческими условиями.

И человеку, и животному свойственны инстинктивные реакции на раздражители, способность приобретать опыт в жизненных ситуациях. Однако присваивать общественный опыт, который развивает психику, способен лишь человек.

С момента рождения ребенок овладевает способами использования орудий и навыками общения. Это, в свою очередь, развивает чувственную сферу, логическое мышление, формирует личность индивида. Обезьяна в любых условиях будет проявлять себя как обезьяна, а человек только тогда станет человеком, если его развитие проходит среди людей. Это подтверждают случаи воспитания человеческих детей среди животных.

Отличия психики животных от сознания человека


Сознание человека

Совсем иную форму психики, характеризующуюся  совершенно другими чертами, представляет собой психика человека – человеческое сознание.

Психика как отражение действительности в мозгу человека характеризуется разными уровнями. Высший уровень психики, свойственный человеку образует сознание.

Сознание  – высшая ступень развития психики, свойственная только человеку, которая возникла в процессе общественной трудовой деятельности людей при постоянном общении их между собой с помощью языка.

Какова же структура сознания, его важнейшие психологические характеристики?

Первая его характеристика дана уже в самом его наименовании: сознание. Человеческое сознание включает в себя совокупность знаний об окружающем нас мире. К. Маркс писал: “Способ, каким существует сознание и каким нечто существует для него, это — знание”1. В структуру сознания, таким образом, входят важнейшие познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания. К числу этих процессов могут быть отнесены ощущения и восприятия, память, воображение и мышление. С помощью ощущений и восприятий при непосредственном отражении воздействующих на мозг раздражителей в сознании складывается чувственная картина мира, каким он представляется человеку в данный момент.

Память позволяет возобновить в сознании образы прошлого, воображение — строить образные модели того, что является объектом потребностей, но отсутствует в настоящее время. Мышление обеспечивает решение задач путем использования обобщенных знаний. Нарушение, расстройство, не говоря уже о полном распаде любого из указанных психических познавательных процессов, неизбежно становятся расстройством сознания.

Вторая характеристика сознания — закрепленное в нем отчетливое различение субъекта и объекта, т. е. того, что принадлежит “я” человека и его ”не — я”. Человек, впервые в истории органического мира выделившийся из него и противопоставивший себя окружающему, продолжает сохранять в своем сознании это противопоставление и различие.

Он единственный среди живых существ способен осуществлять самопознание, т. е. обратить психическую деятельность на исследование самого себя. Человек производит сознательную самооценку своих поступков и самого себя в целом. Отделение “я” от ”не — я” — путь, который проходит каждый человек в детстве, осуществляется в процессе формирования самосознания человека.

Третья характеристика сознания - обеспечение целеполагающей деятельности человека. В функции сознания входит формирование целей деятельности, при этом складываются и взвешиваются ее мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход выполнения действий и вносятся в него необходимые коррективы и т. д. К. Маркс подчеркивал, что “человек не только изменяет форму того, что дано природой;  он осуществляет вместе с тем и свою сознательную цель, которая как закон определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинять свою волю”1. Всякое нарушение в результате болезни или по каким-то иным причинам возможности осуществлять целеполагающую деятельность, ее координацию и направленность рассматривается как нарушение сознания.

Наконец, четвертая характеристика сознания – включение в его состав определенного отношения. “Мое отношение к моей среде есть мое сознание”, – писал К. Маркс. В сознание человека неизбежно входит мир чувств, где находят отражение сложные объективные и прежде всего общественные отношения, в которые включен человек.

Главные черты отличия психики животных от сознания человека

 История развития человека – качественно новая ступень, которая коренным образом отличается от предшествующего пути биологического развития животных.

В настоящее время можно считать установленным, что род человеческий зародился в восточной Африке. В результате геологического катаклизма восточная часть этой области, представлявшая собой лесистое высокое плато, опустилась. Это событие разделило наших предков на две группы.

Члены группы, которые остались на возвышенности, продолжали вести древесный образ жизни, а их потомки – это наши ближайшие родичи, шимпанзе и гориллы. Таким образом, мутанты, способные передвигаться в вертикальном положении, смогли адаптироваться к происшедшему изменению среды.

Вертикальное положение тела оказалось существенной предпосылкой возникновения человека, так как приводило к расширению кругозора, усложнению функций передних и задних конечностей —  это в свою очередь приводило к развитию мозга. Произошло появление новых потребностей. Кроме пищевой, оборонительной, половой зарождается потребность в ориентировочно-поисковой деятельности. Эта потребность знаменует собой зарождение познавательного отношения к действительности, которое характерно только для человека.

Нет сомнения, что существует огромная разница между психикой человека и психикой животного.

Сознание, как и психика в целом, является процессом отражения, но этот процесс на уровне сознания совершается значительно сложнее. Для сознания характерен ряд специфических свойств, которые не наблюдаются в психике животных: у человека отражение окружающего мира различно на разных этапах исторического развития. Процесс отражения окружающего мира не остается неизменным. Меняется возраст, приобретается опыт, изменяются взгляды на жизнь. У животных тоже происходят подобные изменения, но они касаются одной особи, а человек может присвоить общественно-исторический опыт всего человечества.

У людей так же отличаются разные этапы познания, к  этому относится процесс перехода от незнания к знанию, от чувственного познания к логическому.

Единство исторического и онтогенетического в отражении человеком окружающего мира являются одной из главных черт, отличающей сознание человека от психики животных.

Психическое отражение обеспечивает животным приспособление к внешним условиям, но они могут лишь использовать то, что дает природа. Активное же человеческое сознание дает возможность преобразовывать действительность. “ Сознание человека – не только отражает объективный мир, но и творит его” – писал Ленин. 1

Еще одна отличительная черта психической деятельности человека - передача общественного опыта. И животное и человек имеют в своем арсенале известный опыт поколений в виде инстинктивных действий на определенного типа раздражитель. И тот и другой приобретают личный опыт во всевозможных ситуациях, которые предлагает им жизнь. Но только человек присваивает общественный опыт. Общественный опыт занимает доминирующее место в поведении отдельного человека. Психику человека в наибольшей мере развивает передаваемый ему общественный опыт. С момента рождения ребенок овладевает способами употребления орудий, способами общения. Психические функции человека качественно меняются благодаря овладению отдельным субъектом орудиями культурного развития человека. У человека развиваются высшие, собственно человеческие, функции (произвольная память, произвольное внимание, абстрактное мышление).

Отражение действительности присуще и животным, и человеку. Но оно обеспечивает животным лишь регуляцию поведения с целью приспособления к окружающему миру, и в борьбе за существование выживают те животные, которые успешно приспособились к внешним условиям. А для человека отражение мира является процессом познания мира в его существенных связях и отношениях. Обобщение накапливаемого опыта в слове, сравнивая прошлое и настоящее, человек устанавливает причинно-следственные связи, а зная их он может предвидеть будущее, прогнозировать его – в этом проявляется еще одно отличие психики животного от сознания человека.

Важное отличие сознания человека от психики животных заключается и в наличии самосознания, то есть способности познавать не только внешний мир, но и самого себя, свои типичные и индивидуальные особенности. Это открывает возможность совершенствования самого себя, самоконтроля и самовоспитания.

Человеческая психика подготавливалась всем ходом эволюции материи. Анализ развития психики позволяет нам говорить о биологических предпосылках возникновения сознания. Безусловно, предок человека обладал способностью к предметно-действенному мышлению, мог образовывать множество ассоциаций. Предчеловек, обладая конечностью типа руки, мог создавать элементарные орудия и использовать их в конкретной ситуации. Все это мы находим и у современных человекообразных обезьян.

Однако нельзя вывести сознание непосредственно из эволюции животных: человек — продукт общественных отношений. Биологической предпосылкой общественных отношений было стадо. Предки человека жили стадами, что позволяло всем особям наилучшим образом защищаться от врагов, оказывать взаимопомощь друг другу.

Фактором, влияющим на превращении обезьяны в человека, стада — в общество, была трудовая деятельность т. е. такая деятельность, которая совершается людьми при совместном изготовлении и употреблении орудий.

Отличие человека от животного заключается в его способности создавать и сохранять орудия. Энгельс отмечал, что нашим отдаленным предком была высокоразвитая древняя порода обезьян. Изменившийся образ жизни обезьян обусловил новый способ их передвижения – по поверхности земли, при которой они постепенно перестали пользоваться для этой цели руками и стали усваивать прямую походку. Руки, освободившись от передвижения, стали специализироваться на трудовых операциях. Первоначально рука человека мало чем отличалась от руки обезьяны и могла выполнять только примитивные действия – орудовать палкой, камнем. В дальнейшем рука постепенно совершенствовалась, приспособляясь к более сложным функциям, к трудовому процессу. “ Труд создал самого человека ” – говорил Энгельс — … но процесс труда начинается только при изготовлении орудий.”1 Некоторые предпосылки этого процесса уже имеются у высших животных. Например, обезьяна может использовать палку, что бы сбить фрукты с дерева, слон отламывает ветку и сгоняет ею насекомых с тела. Но животные используют палку случайно и эпизодически, поэтому они  не изготовляют своих орудий и не хранят их на будущее. Животное создает орудие в конкретной ситуации. Вне конкретной ситуации животное никогда не выделит орудие как орудие, не сохраняет его впрок. Как только орудие сыграло свою роль в данной ситуации, оно тут же перестанет существовать как орудие для обезьяны. Таким образом животные не живут в мире постоянных вещей. Кроме того, орудийная деятельность животных никогда не совершается коллективно — в лучшем случае обезьяны могут наблюдать деятельность своего собрата.

В отличии от животного человек создает орудие по заранее продуманному плану, использует его по назначению и сохраняет его. Он живет в мире относительно постоянных вещей. Человек, используя орудия труда, осознает и понимает их назначение, поэтому при их изготовлении, обдумывают из какого материала и какой формы оно должно быть изготовлено. Человек пользуется орудием сообща с другими людьми. Он заимствует опыт использования орудия у одних и передает его другим людям.

Именно изготовление орудий труда и является показателем появления человека. С момента изготовления орудий труда стали складываться иные отношения между людьми. Каждое новое поколение людей получает готовые орудия труда и опыт по их изготовлению, поэтому люди наследуют не только биологические признаки, но и социально-исторический опыт, накапливаемый и сохраняемый прежде всего в орудиях и средствах производства материальных благ.

Что бы передавать опыт из поколения в поколения, нужно общаться, поэтому в результате эволюции неразвитая гортань обезьяны медленно преобразовывалась для произнесения членораздельных звуков. У человека появляются центры речи, складывается звуковой язык – средство общения между людьми. У животных нет языка и членораздельной обобщенной речи. Общение животных выражается нередко в том, что одно животное действует на других с помощью звуков голоса.  Внешнее сходство с человеческой речью, конечно,  можно увидеть, но если посмотреть на эту проблему изнутри, то увидим принципиальные различия. Человек выражает в своей речи объективное содержание и отвечает на обращенную к нему речь. А животные, реагируя на голосовой сигнал другого животного отвечают не на то, что объективно означает данный голосовой сигнал, а  отвечают на сам этот сигнал, который приобрел для них определенный биологический смысл.

 Различные звуки, испускаемые дельфином, представляют собой систему простых сигналов, передающих чувство страха, боли, сигнализирующих о пище, бедствии, поисках особей противоположного пола. Попугай благодаря особому устройству ротовой полости способен подражать звукам, но он в отличие от человека не понимает то о чем говорит. Тревожный крик птицы  — это инстинктивная реакция на опасность.

Исследователи провели такой  эксперимент. Поймали цыпленка и насильно удерживали его, он начинал биться и пищать, его писк привлекал наседку, и она устремляется по направлению к этому звуку. Во второй части эксперимента привязанного цыпленка, который продолжал пищать, накрыли толстым стеклянным колпаком, заглушающим звуки. Наседка, видя цыпленка, но не слыша его криков, перестала проявлять по отношению к нему какую-либо активность. Таким образом можно сделать вывод о том, что курица реагирует не на то, что объективно значит крик цыпленка, а реагирует на звук крика. Можно сделать вывод о том, голосовое поведение животных является  их инстинктивной деятельностью.

Ни в какое сравнение не идет «язык» животных и язык человека. В то время как животное может лишь подать сигнал своим собратьям по поводу явлений, ограниченных данной, непосредственной ситуацией, человек может  с помощью языка информировать других людей о прошлом, настоящем и будущем, передавать им социальный опыт.

 Каждый отдельный человек благодаря языку пользуется опытом, выработанным в многовековой практике общества. Он  может получить знания о таких явлениях, с которыми  лично никогда не встречался. Кроме того, язык дает возможность человеку отдавать себе отчет в содержании большинства чувственных впечатлений.

Разница в «языке» животных и языке человека определяет различие и в мышлении. Это объясняется тем, что каждая отдельная психическая функция развивается во взаимодействии с другими функциями.

Многими экспериментами исследователей было показано, что высшим животным свойственно лишь практическое мышление. Только в процессе ориентировочного манипулирования обезьяна способна разрешить ту или иную ситуативную задачу. Абстрактные способы мышления еще не наблюдал у обезьян ни один исследователь.

Животное может действовать только в пределах наглядно воспринимаемой ситуации, оно не может выйти за ее пределы, абстрагироваться от нее. Животное — раб непосредственно воспринимаемой ситуации.

Поведение человека характеризуется способностью абстрагироваться от данной конкретной ситуации и предвосхищать последствия, которые могут возникнуть в связи с этой ситуацией.

Таким образом, конкретное, практическое мышление животных подчиняет их непосредственному  впечатлению от данной ситуации, способность человека к абстрактному мышлению устраняет его непосредственную зависимость от данной ситуации. Человек способен отражать не только непосредственные воздействия среды, но и те, которые его ожидают. Человек способен поступать соответственно познанной необходимости — сознательно. Это  существенное отличие психики человека от психики животного.

Развитие речи и абстрактного мышления на основе второй сигнальной системы есть то качественно новое, что отличает человека от высших животных. Это позволяет человеку предварительно обдумывать, планировать свои действия, сознательно ставить перед собой цели, достигать их, мысленно заранее представляя себе результат. К. Маркс говорил: “Пчела искусством постройки своих сот посрамляет некоторых людей архитекторов, но самый плохой архитектор отличается от наилучшей пчелы тем, что он заранее представляет себе результат, то есть предварительно “строит в своей голове”.

В развитии чувств, как и в развитии абстрактного мышления, заключен способ наиболее адекватного отражения действительности. Поэтому еще одним, весьма существенным различием между животными и человеком является различие в чувствах. Конечно, и человек и высшее животное не остаются безразличными к происходящему вокруг. Предметы и явления действительности могут вызвать у животных и у человека определенные виды отношения к тому, что воздействует — положительные или отрицательные эмоции. Однако только в человеке может быть заключена развитая способность сопереживать горе и радость другого человека.

Важнейшие отличия психики человека от психики животного заключаются в условиях их развития. Если на протяжении развития животного мира развитие психики шло по законам биологической эволюции, то развитие собственно человеческой психики, человеческого сознания подчиняется законам общественно-исторического развития. Без усвоения опыта человечества, без общения с себе подобными не будет развитых, собственно человеческих чувств, не разовьется способность к произвольному вниманию и памяти, способность к абстрактному мышлению, не сформируется человеческая личность. Об этом свидетельствуют случаи воспитания человеческий детей среди животных.  Все дети-маугли проявляли примитивные животные реакции, и у них нельзя было обнаружить те особенности, которые отличают человека от животного. В то время как маленькая обезьянка, волею случая оставшаяся одна, без стада, все равно будет проявлять себя как обезьянка, человек только тогда станет человеком, если его развитие проходит среди людей.



Психика и поведение животных их особенности и взаимосвязь.


Психика животных — свойство мозга воспринимать окружающую действительность и отражать ее в форме регулируемых функций нервной системы, внутренний субъективный мир животного, охватывающий весь комплекс субъективно переживаемых процессов и состояний: восприятие, память, мышление, намерения, сны и т. п., и включающий такие элементы психического опыта, как ощущения, образы, представления и эмоции.

О психике животных, в отличие от психики человека, нельзя получить сведений, основанных на отчетах об интроспекции. Все представления о существовании у животных субъективного опыта, о его содержании и о его связи с поведением и физиологическими процессами строятся по аналогии с нашими представлениями о психическом мире человека. П. ж. с древности вызывала глубокий интерес у философов и натуралистов, но ее систематическое целенаправленное исследование началось в конце XIX в. с появлением зоопсихологии. Споры о возможности изучать П. ж., которая принципиально недоступна наблюдению, разделили зоопсихологов на два противоположных научных лагеря. Сторонники такого изучения заявляли, что о П. ж. вполне можно делать научные заключения на основе наблюдений за поведением животных и данных об их физиологии. Отвергая любые варианты антропоморфизма, приверженцы объективистского подхода считали П. ж. недоступной для подлинно научного исследования и призывали ограничиться изучением только объективно наблюдаемых явлений поведения и физиологии. К середине 30-х гг. объективистское направление стало господствующим, исследование П. ж. за некоторым исключением практически прекратилось и возобновилось только на рубеже 70-х гг. нашего столетия. В настоящее время изучение П. ж. превратилось в новое активно развивающееся научное направление, которое чаще всего называют когнитивной этологией, реже психоэтологией или когнитивной сравнительной психологией. В рамках когнитивной этологии проблема П. ж. рассматривается одновременно в естествен-нонаучном, психологическом и философском плане.

Поведение животных — регулируемое психикой отражение окружающей действительности, присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредствованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью. Термин «поведение» применим как к отдельным особям, индивидам, так и к их совокупностям (поведение биологического вида, социальной группы). Первые попытки научно понять П. возникли на основе механистического детерминизма, в категориях которого П. трактовалась по типу взаимодействия физических тел. Эволюционное учение в биологии (Ч. Дарвин) позволило объяснить целесообразность П. живых существ, стимулировав разработку объективных методов исследования поведения в единстве его внешних и внутренних проявлений. На основе биологического детерминизма сложилось учение о высшей нервной деятельности животных, синонимом которой И. П. Павлов считал поведение. Бихевиоризм противопоставил П. сознанию, полагая, что предметом психологии является только поведение, которое было сведено к совокупности двигательных реакций на внешние стимулы. В дальнейшем сторонники бихевиоризма внесли в эту схему коррективы (Необихевиоризм). Своеобразие П. индивида зависит от характера его взаимоотношений с группами, членом которых он является, от групповых норм, ценностных ориентаций, ролевых предписаний.

Целостный комплекс всех проявлений поведения и психики животных, направленных на установление жизненно необходимых связей организма с окружающей средой составляет психическую деятельность животных — процесс психического отражения действительности как продукт и проявление активности животного в окружающем мире. Решающее значение имеют возрастающая активность, инициативность, лабильность, вариабельность, суверенность (по отношению к условиям среды) двигательной активности и соответствующие морфофункциональные преобразования в ходе филогенеза, особенно в эффекторно-сенсорной сфере (примат поведения в психическом отражении). Происходящие при этом ароморфозные или идиоадаптивные изменения строения и функции организмов обусловливают эволюционные преобразования психической деятельности животных, что, в свою очередь, обеспечивает возможность дальнейшей эволюции. У высших животных (на уровне перцептивной психики) ориентационный компонент психической деятельности осуществляется на основе формирования обобщенных психических образов, причем на высших филогенетических уровнях — на основе целостных образов всей среды обитания. Этим обеспечиваются наиболее адекватное, полноценное и биологически максимально адаптивное управление, корректировка и совершенствование внешней активности животного, в результате чего появляется возможность установления оптимальных для организма отношений с биологически значимым компонентом среды. В процессе эволюции (уже на низших этапах филогенеза) выделились и получили развитие два направления психической деятельности животных — локомоционное и манипуляционное (по К. Э. Фабри).

Итак, становится понятным то, что психика и поведение у животных – неотделимы друг от друга. Следовательно, психику в совокупности со всеми модусами и атрибутами поведения можно рассматривать как две стороны процесса адаптации.

С общебиологической и нейробиологической точек зрения всех представителей животного мира можно расположить в виде ряда (рядов), где порядок будет диктоваться возрастающей сложностью, разнообразием их внешней активности. Более всего известна схема классификации поведения, выделяющая пять типов адаптивных реакций: таксисы, рефлексы, инстинкты, рассудочная деятельность (иногда сюда же относят инсайт (интуиция)), разные формы научения. Этот список представляет собой пять способов решения задач жизнеобеспечения у животных. Каждый из перечисленных способов активного реагирования четко определяется принципом организации систем, которые управляют поведением. То есть за каждым из названных типов поведения стоит определенный тип устройства нервной системы. Такой ряд согласуется с эволюционной теорией прогресса.

Общая характеристика психики животных и ее отличие от психики человека

Современная наука, признавая естественную связь психики человека с его животными предками, в то же время считает, что закономерности ее развития являются в корне отличными. С появлением человека начинается история новой ступени психики — история развития человеческого сознания. Существует специальная отрасль психологии — сравнительная психология, предметом которой является изучение общего и различного в психике животных и человека, изучение становления человеческой психики в антропогенезе — процессе происхождения человека. В антропогенезе происходят глубокие качественные изменения поведения и психики и устанавливаются принципиально новые отношения индивида к окружающей действительности, происходит переход от биологической эволюции к сфере действия социально-исторических факторов.

Несмотря на то, что формы психического отражения и поведения животных, находящихся на разных стадиях развития, кардинально различаются, существуют общие для всех животных закономерности, управляющие их психическим развитием.

Развитие психики животных происходит в процессе их биологической эволюции и подчиняется общим законам этого процесса. Каждая новая ступень психического развития была обусловлена переходом к более сложным внешним условиям существования животных и обеспечивалась усложнением их физической организации. Движущей силой психического развития животных выступала необходимость приспособления к среде, в процессе чего формировались новые анатомические структуры, усложнялись их
функции, возникали более совершенные формы отражения и двигательной активности. Поведение животных, безотносительно к тому, на какой стадии развития психики они находятся, всегда является биологически значимым, т.е. может осуществляться лишь по отношению к предмету жизненной биологической потребности или по отношению к раздражителям, сигнализирующим о возможности ее удовлетворения. Развитие психики шло только по линии усложнения связи между сигнальными и биологически значимыми воздействиями. У животных не существует устойчивого объективно предметного отражения действительности.

Групповое поведение и общение у них также подчиняются биологическим закономерностям. В колониях и стаях животных не формируются общественные отношения и совместная деятельность. Наблюдаемые формы поведения, похожие на совместную деятельность, при более детальном их рассмотрении и изучении оказываются поведением, имеющим более простую организацию. Так, в приведенном выше примере совместного выполнения сложных действий муравьями общий путь не является результатом согласованных целенаправленных действий. Он представляет собой результат механического сложения усилий отдельных муравьев, каждый из которых действует так, как если бы он нес предмет самостоятельно. Такое поведение характерно и для животных, стоящих на более высоких ступенях развития. Если задача достать банан с помощью ящиков предлагается не одной, а нескольким обезьянам, между ними разворачивается борьба, и задача останется нерешенной.

Язык и общение у животных имеют с языком и речью человека только внешнее сходство. Для животного каждый сигнал имеет определенный биологический смысл и не несет объективного значения. Следующий пример наглядно это иллюстрирует. Цыпленка привязывают за лапку к маленькому колышку. На его звуковые сигналы подбегает курица и также начинает квохтать. Внешне это воспринимается почти как речевое общение. Однако если цыпленка накрыть прозрачным звуконепроницаемым колпаком, курица не
реагирует на его напрасные попытки освободиться, хотя видит их. Следовательно, курица реагирует не на объективное значение крика цыпленка (в данном случае опасности для него). Она реагирует на крик только как на жестко закрепленный для определенных условий биологически значимый сигнал. При усложнении условий жизни такой уровень организации психического отражения не может обеспечить адекватного поведения.

Не нашли что искали?

Преподаватели спешат на помощь

Некоторым видам животных (попугаи, скворцы и др.) анатомическое строение позволяет на основе подражания воспроизводить звуки, сходные со словами человеческой речи. На самом деле они не имеют с речью ничего общего, так как не несут в себе значений. В настоящее время интенсивно изучаются возможности общения у человекоподобных обезьян с помощью языка жестов. Есть предположения о существовании языка и сложных форм общения у дельфинов, но аналогов человеческой психики и человеческого общения у них пока не выявлено.

В процессе эволюции совершенствовались формы психического отражения и ориентировки в среде, но сохранялся общий тип взаимоотношений между индивидом и средой — приспособление к ней.
В основе перехода от психики животных к психике человека лежал другой принцип — не иметь к среде фиксированного приспособления и не передавать приспособительные механизмы в порядке биологического наследования или приобретения индивидуального опыта. Такой переход стал возможен только при смене образа жизни далеких предков человека, возникновения коллективных форм трудовой деятельности и речи.

Коллективный труд и речь явились главными условиями для появления качественно новой формы психического отражения, свойственной только человеку, — сознания. Сознание формировалось постепенно, когда первые люди стали выполнять сначала примитивные, а затем более сложные трудовые действия. Затем они стали использовать специально изготовленные орудия труда. Совместный труд и разделение трудовых действий породили первые общественные отношения и членораздельную речь, что сделало возможным фиксацию и передачу индивидуального опыта другим индивидам.

Переход от психики животных к сознанию человека А. Н. Леонтьев назвал вторым великим переломом в истории развития психического отражения. Первый перелом был связан с переходом живой материи, не обладающей психикой, к материи, имеющей это свойство. Второй означал развитие сознания как особой, высшей формы психического отражения, которая принципиально изменила взаимоотношения человека со средой. Сознание человека в отличие от психики животных — это отражение, выделяющее объективные устойчивые свойства предметной действительности, формирование общих для всех людей знаний о мире.

Движущими силами психического развития становится не фактор приспособления к среде, а жизнь индивида в обществе, процесс социализации как усвоения индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. В эволюции психики началась новая социокультурная эра развития человека и человеческого сознания.

Отличие психики человека от психики животного

Отличие психики человека от психики животного

Статья опубликована: 11. 07. 2014

Сравнение психики животного с человеческой позволяет выделить следующие основные различия между ними.
1. Животное может действовать только в рамках ситуации, которая воспринимается непосредственно, а все осуществляемые им акты ограничены биологическими потребностями, то есть мотивация всегда биологическая.
Животные не делают ничего такого, что не обслуживает их биологических потребностей. Конкретное, практическое мышление животных делает их зависимыми от непосредственной ситуации. Лишь в процессе ориентированного манипулирования животное способно решить проблемные задачи. Человек же благодаря абстрактному, логическому мышлению может предвидеть события, делать согласно познавательной необходимости — сознательно.
Мышление тесно связано с вещанием. Животные лишь подают сигналы своим родственникам по поводу собственных эмоциональных состояний, тогда как человек с помощью языка информирует других во времени и пространстве, передавая общественный опыт. Благодаря языку каждый человек пользуется опытом, который выработан человечеством в течение тысячелетий и которого он никогда не воспринимал непосредственно.
2. Животные способны использовать предметы в качестве орудия, но ни одно животное не может создать орудие труда. Животные не живут в мире постоянных вещей, не выполняют коллективных действий. Даже наблюдая за действиями другого животного, они никогда не будут помогать друг другу, действовать сообща.
Только человек создает орудие по продуманному плану, использует их по назначению и сохраняет на будущее. Он живет в мире постоянных вещей, пользуется орудиями совместно с другими людьми, перенимает опыт пользования орудиями труда и передает его другим.
3. Отличие психики животных и человека состоит в чувствах. Животные также способны переживать положительные или отрицательные эмоции, но только человек может сочувствовать в горе или радости другому человеку, наслаждаться картинами природы, переживать интеллектуальные чувства.
4. Условия развития психики животных и человека являются четвертым отличием. Развитие психики в животном мире подчинено биологическим законам, а развитие психики человека детерминируется общественно-историческими условиями.
И человеку, и животному свойственны инстинктивные реакции на раздражители, способность приобретать опыт в жизненных ситуациях. Однако присваивать общественный опыт, который развивает психику, способен лишь человек.
С момента рождения ребенок овладевает способами использования орудий и навыками общения. Это, в свою очередь, развивает чувственную сферу, логическое мышление, формирует личность индивида. Обезьяна в любых условиях будет проявлять себя как обезьяна, а человек только тогда станет человеком, если его развитие проходит среди людей. Это подтверждают случаи воспитания человеческих детей среди животных.

Общая характеристика психики животных и ее отличие от психики человека

Общая характеристика психики животных и ее отличие от психики человека

Современная наука, признавая естественную связь психики человека с поведением и психикой его животных предков, в то же время считает, что законы ее существования и развития радикально отличаются. С появлением человека начинается история нового этапа психики: развития человеческого сознания. Существует специальная отрасль психологии — сравнительная психология , предметом которой является изучение общих и различных животных и людей, психики человека в антропогенезе.

Антропогенез — это процесс человеческого происхождения, часть биологической эволюции, которая привела к появлению вида Homo sapiens.

В антропогенезе происходят глубокие качественные изменения поведения и психики и устанавливается принципиально новое отношение индивида к окружающей действительности, происходит переход от биологической эволюции к сфере действия социально-исторических факторов.

Несмотря на то, что формы мыслительной рефлексии и поведения животных на разных стадиях развития радикально различаются, существуют общие законы, регулирующие все животные паттерны, контролирующие их умственное развитие.

Развитие психики животных происходило в ходе их биологической эволюции и подчинялось общим законам этого процесса. Каждый новый этап психического развития был предопределен переходом к более сложным внешним условиям существования животных и обеспечивался усложнением их физической организации.Движущей силой психического развития животных была потребность в адаптации к окружающей среде, в результате чего формировались новые анатомические структуры, усложнялись их функции, появлялись более совершенные формы рефлексии и двигательной активности.

Таким образом, поведение животных, независимо от того, на какой стадии развития психики они находятся, всегда составляет биологически значимых, т.е. может проводиться только по отношению к предмету жизненной потребности или по отношению к раздражителям, сигнализирующим о возможности ее удовлетворения.

Животные не обладают устойчивым объективно-объективным отражением действительности. Их групповое поведение и общение также подчиняются биологическим законам. В колониях и стаях животных не складываются общественные отношения и совместная деятельность. Наблюдаемые формы командования, аналогичные совместной деятельности, с более детальным изучением и изучением — это поведение, которое имеет более простую организацию.

Пример

Итак, в приведенном выше примере совместного выполнения муравьями сложных действий общий путь русских является результатом согласованных, целенаправленных действий.Это результат механического сложения сил отдельных муравьев, каждый из которых действует так, как если бы он сам нес сам объект. Такое поведение характерно и для животных, находящихся на более высоких стадиях развития. Например, если одной и нескольким обезьянам предлагается получить банан с коробками, между ними разворачивается драка, и задача остается нерешенной.

Язык и общение животных имеют только внешнее сходство с языком и речью человека.Для животного каждый сигнал имеет определенное биологическое значение и не несет объективной ценности.

Пример

Цыпленок привязан за лапу к маленькому колышку. По его звуковым сигналам курица подбегает и тоже начинает квакать. Внешне это воспринимается почти как вербальное общение. Однако, если курицу накрыть прозрачной звуконепроницаемой крышкой, она никак не отреагирует на тщетные попытки освободиться, хотя и видит их. Следовательно, курица реагирует не на объективное значение крика курицы (в данном случае опасность для него), а на крик только как биологически значимый сигнал, закрепленный за определенными условиями .

Анатомическое строение некоторых видов животных (попугаев, скворцов и др.) Позволяет на основе имитации воспроизводить звуки, похожие на слова человеческой речи. На самом деле они не несут ценности. В настоящее время интенсивно изучаются возможности общения у человекоподобных обезьян с помощью языка жестов. Есть предположения о существовании языка и сложных форм общения у дельфинов, но они еще не были аналогами человеческой психики и человеческого общения.

В процессе эволюции совершенствовались формы психической рефлексии и ориентации в среде, сохранялся общий тип взаимоотношений индивида и среды — приспособление к ней.

Коллективная (совместная) работа и речь были главными факторами, условиями возникновения (и проявления) качественно новой формы психического отражения, свойственной только человеку, — сознания. Он формировался постепенно, когда первые люди стали выполнять сначала примитивные, а затем более сложные трудовые действия.

Переход от животной психики к человеческому сознанию А.Н. Леонтьев назвал год вторым большим прорывом в истории развития ментальной рефлексии. Первый поворотный момент связан с переходом живой материи, не обладающей психикой, в материю, обладающую ее свойством. Второй поворотный момент означал развитие сознания как особой, высшей формы мысленной рефлексии, коренным образом изменившей отношения человека с окружающей средой.

В чем разница между людьми и животными?

Люди издавна правили всем творением. Мы выше всех других животных на этой Земле. Мы полностью и полностью управляем всеми существами. Несмотря на то, что мы можем иметь некоторые общие характеристики и даже некоторые анатомические сходства, люди и животные сильно отличаются.

Различия между людьми (homosapiens) и животными (звери)

Есть несколько вещей, которые отличают людей от других животных.Большинство этих различий легко увидеть. Вот несколько небольших отличий:

  1. Люди хоронят своих мертвецов из уважения . Когда человек умирает, мы все испытываем печальные эмоции, если чувствуем сильную связь с этим человеком. Мы часто проводим сложные церемонии погребения, чтобы выразить уважение к нашим умершим. Однако животные редко поступают так. Было замечено лишь несколько животных, которые бросали листья на своих мертвецов. Но животные обычно не хоронят своих мертвецов, как мы, люди.
  2. Животные в основном руководствуются инстинктами .У людей тоже есть инстинкты, однако мы можем их гораздо лучше контролировать. В основном нами движет разум. Животные в гораздо большей степени движимы инстинктами и используют лишь некоторые рассуждения. Они с рождения запрограммировали, что им делать в большинстве ситуаций. Разве это не потрясающе? Большинство животных от рождения знают, какие продукты есть и как их есть. Они знают, как размножаться, куда мигрировать и многое другое. Даже детеныш черепахи вылезает из панциря и сразу же знает, как плыть к океану.Невероятно.
  3. Люди осознают «я» и созерцают загробную жизнь . Другие животные не думают о загробной жизни. Они склонны жить «сейчас». Они живут сгоряча. Их главные цели в течение всего дня — есть, спать, совокупляться и выжить. Однако люди тратят много времени на размышления о будущем, прошлом и настоящем. Мы думаем о себе и о том, как мы относимся к жизни. Мы думаем о том, что происходит, когда мы умираем.
  4. Люди чувствуют правильное и неправильное, добро и зло .У всех нас есть основная совесть. Животные убивают и никогда не думают дважды. Они убивают ради еды и убивают, руководствуясь инстинктами. Они не перестают думать, «согрешили ли они». Когда человек убивает другого человека, это происходит из-за злой умышленной медитации. Мы знаем лучше, но мы все равно кого-то убиваем. Это огромная разница. Большинство животных убивают исключительно для того, чтобы поесть или защитить себя.
  5. У людей сложный язык и метод общения — Люди могут говорить, писать, читать выражения лица, жесты и многое другое.Некоторые даже могут говорить на нескольких языках. Животные общаются, но не могут общаться с человеческим уровнем.
  6. Люди используют свой мозг гораздо более сложными способами — Когнитивные способности человека по сравнению с животным невероятны. Люди могут критически мыслить, изобретать, находить решения проблем и многое другое. Животные гораздо более простодушны. Муравьед весь день ищет муравьев. Медведь залезает в воду и выбивает лосося. Они никогда не перестают думать о более эффективном способе работы.Медведь никогда не создает сети и не конструирует удочку. Они находят то, что работает, и будут продолжать это делать. Люди всегда будут искать более эффективные способы и даже изобретать сложные инструменты. Опять же, это возвращается к нашим более сложным умственным способностям.
  7. Технологии — Мы, люди, можем быстро изучать новые технологии, а также адаптировать и использовать их. Мы можем создавать машины и компьютеры, которые помогают нам выполнять работу более эффективно. Этой особенности не обладают даже самые сложные животные.Единственный инструмент, который вы, вероятно, когда-либо увидите, — это палка или камень. И даже тогда они выглядят смущенными и неуклюжими.

Это всего лишь несколько примеров, но между людьми и животными так много различий. Эти различия варьируются от анатомических структур, физиологии и даже мощности мозга.

Однако остается ясным одно: люди очень отличаются от животных. Почему? Люди были созданы по образу Бога. Когда Бог создал Адама, он дал Адаму кое-что, чего не дал ни одному другому творению.Он создал Адама по Своему образу. Он дал Адаму господство и более высокий интеллект. Он дал нам способность думать, осмыслять, творить, рассуждать и духовно соединяться с Ним.

Наш разум устроен таким образом, что мы радикально отличаемся от всех животных. Даже обезьяны бледнеют по сравнению с человеком, и никакое другое существо никогда не сможет соперничать с нашим человеческим разумом.

После просмотра нескольких фильмов о животных становится ясно одно: они созданы, чтобы делать определенные вещи для Земли.С самого рождения они немедленно начинают делать то, что было запрограммировано в их сознании.

Многие животные могут стоять и ходить уже через несколько минут после рождения. Тем не менее, людям требуется год или больше, чтобы научиться ходить. Во многих случаях животные могут охотиться и убивать пищу практически сразу. Некоторые кормят грудью всего несколько дней, недель или месяцев. Затем они могут пойти и взять свою еду. Однако родители должны кормить людей годами.

Напротив, большинство людей умерло бы, если бы они не были обеспечены до 12-16 лет.Мы бы ничего не знали. Как вы думаете, сколько 10-летних детей смогут выжить в лесу или на необитаемом острове? Я вообще ни о чем не могу думать! Фактически, большинство подростков будут бороться. Я всегда находил это немного странным, учитывая, что мы самые умные существа из ныне живущих, но тем не менее, примерно до подросткового возраста мы нуждаемся в особой заботе.

Я думаю, причина в том, что Бог создал нас, чтобы мы были общительными, чтобы иметь семью и любить друг друга в общении. Он хочет, чтобы у нас была крепкая семья.Он хочет, чтобы у нас были прочные связи. Он хочет, чтобы мы любили друг друга и искали Его лица. Он хочет, чтобы мы полагались на Него.

Вывод:

Я всегда думаю о том, как это странно, что у людей нет других видов или животных, которые даже близки. Мы намного лучше любых других насекомых, животных или растений на этой Земле. Хотя животные могут делать то, что могут делать люди, и даже разделять часть нашей ДНК, различия между самым сложным животным и средним человеком огромны.

Сравнивать человека с животным — все равно что сравнивать машину с велосипедом. Мы можем сделать гораздо больше. У нас превосходный мозг, который позволяет нам все это делать. Мы были созданы по образу Бога. Животные — очень интересные создания. За ними очень интересно наблюдать, и они даже забавны как домашние животные. Но мы, люди, имеем преимущество.

Основная разница между животными и людьми

То, что наиболее четко отличает людей от животных, — это способность к саморефлексии.Хотя шимпанзе, нашего ближайшего генетического родственника, можно научить делать почти все, что может человек, хотя и на более примитивном уровне, они не могут саморефлексировать. Они не могут совершить этот мысленный скачок, чтобы выйти за пределы самих себя и изучить себя с другой точки зрения, даже имея отношения с самими собой — диалога со своим внутренним я, что они живы, что их сердце бьется, что их жизнь имеет цель и смысл , что они когда-нибудь умрут, и, в конечном итоге, что они могут вносить творческие, сознательные изменения в свою внутреннюю и внешнюю среду на основе того, что они узнают на своем жизненном пути.Это царство человечества — и, возможно, дельфинов и китов тоже, хотя, если это так, я бы согласился с Джоном Лилли, известным исследователем дельфинов, который называл дельфинов «людьми моря».

И все же так много людей так мало саморефлексируют. Сюда входят многие из самых интеллектуально продвинутых людей. Они работают на сложной работе, обладают глубокой памятью, изучают множество языков, но редко останавливаются, чтобы хоть как-то долго размышлять о своем существовании. Они живут как очень умные животные — умные и функциональные в своем стремлении к личным целям, но не очень мудрые.И, конечно же, это также применимо к Homo sapiens в массе: как вид мы, конечно, не очень саморефлексивны — мы, кто находимся в процессе разрушения нашей среды обитания и загоняем себя и множество других видов на границу вымирания. В этом смысле мы — наименее мудрое животное, возможно, уникальное — в высшей степени саморазрушительные паразиты.
Я вижу в этом отражение психологической травмы. Хотя как личности каждый из нас был создан со способностью развиваться в существа, которые глубоко знают себя и свой разум, мы оказываемся заблокированными, ранеными, подавленными, закрытыми, иногда даже сломанными и разбитыми.Неразрешенная травма может затуманить наш внутренний объектив и даже полностью разрушить нашу способность к саморефлексии. Часто это защищает наших травмирующих, включая родителей, которые боятся повышенного осознания и правды, идущих рука об руку с саморефлексией. Они чувствуют, даже знают, что дар слишком много саморефлексии в их личных сферах может свергнуть их самообман и заставить их проснуться от всей своей внутренней боли — и от уродливой реальности того, как далеко они отошли от своего похоронил человечество.Поэтому они пытаются его погасить.

И все же в некоторых, очень немногих душах, саморефлексия сильнее травмы. Эти люди, даже дети, отказываются отказываться от того, что в них самое особенное, и лелеют это, несмотря ни на что. В результате они становятся внутренне сильнее и лучше видят истину, как душераздирающую, так и прекрасную правду. Эти люди самые человечные, и я вижу в них наших будущих лидеров по мере нашего перехода к следующему, более высокому уровню человечества.

Фундаментальная разница между людьми и нечеловеческими животными

Джонатан Маркс — биологический антрополог, который недавно написал эссе о глубоких различиях между людьми и обезьянами.Пол Нельсон и Энн Гогер уже прокомментировали его и его статьи (здесь и здесь). Эссе Маркса вызвало некоторые споры, но его точка зрения верна.

Марок утверждений:

Аргумент о том, что «мы обезьяны» — неверный эволюционный аргумент. В конце концов, выдающийся биолог-эволюционист Джордж Гейлорд Симпсон в своей классической статье 1949 года написал: «Не факт, что человек — обезьяна, дополнительные уловки или нет».

Маркс принимает теорию общего предка и считает, что мы произошли от обезьян.Он указывает, что эволюционные отношения — это не то же самое, что идентичности. Происхождение от обезьяны не означает, что мы обезьяны. Таксономия — это не то же самое, что идентичность. Я согласен.

Маркс говорит об этом так:

Наука не больше говорит, что я обезьяна, потому что были мои предки, чем она говорит, что я раб, потому что мои предки были. Утверждение, что вы ваши предки, артикулирует биополитический факт, а не биологический факт.

Несмотря на сильные и слабые стороны эволюционного аргумента о том, что люди произошли от обезьян, различия между людьми и обезьянами настолько глубоки, что делают представление, что люди являются обезьянами, бессмысленным.

Важно понимать фундаментальную разницу между людьми и нечеловеческими животными. Нечеловеческие животные, такие как обезьяны, обладают материальных умственных способностей. Под материалом я имею в виду силы, которые воплощаются в мозгу и полностью зависят от материи в своей работе. Эти способности включают в себя ощущение, восприятие, воображение (способность формировать мысленные образы), память (восприятия и образов) и аппетит. Нечеловеческие животные обладают умственной способностью воспринимать и реагировать на деталей , которые представляют собой особые материальные объекты, такие как другие животные, еда, препятствия и хищники.

Человеческие существа обладают умственными способностями, которые включают в себя материальные умственные способности животных, но, кроме того, влекут за собой совершенно иной тип мышления. Люди мыслят абстрактно, а животные — нет. Люди обладают способностью созерцать универсалий , которые представляют собой концепции, не имеющие материального воплощения. Люди думают о математике, литературе, искусстве, языке, справедливости, милосердии и бесконечной библиотеке абстрактных понятий. Люди — это рациональных животных.

Человеческий разум — это не просто высокоразвитый вид животного восприятия. Человеческая рациональность качественно отлична — онтологически отлична — от восприятия животных. Человеческий разум отличается, потому что он нематериален. Созерцание универсалий не может иметь материального воплощения , потому что сами универсалии не материальны и не могут быть воплощены в материи.

Здесь я подчеркиваю разницу между представлением и созданием экземпляра.Представление — это карта вещи. Создание экземпляров — это сама вещь. Универсалии могут быть представлены в материи — слова, которые я пишу в этом посте, представляют собой представления концепций, — но универсалии не могут быть воплощены в материи. Я не могу отобразить сами концепции на экране компьютера или на листе бумаги, и концепции не могут физически существовать в моем мозгу. Понятия, являющиеся универсалиями, несущественны.

Нечеловеческие животные — чисто материальные существа. У них нет понятий. Они испытывают голод и боль.Они не задумываются о несправедливости страданий.

Человек материален и нематериален — существо составное. У нас есть материальные тела, а наше восприятие, воображение и аппетиты — это материальные силы, воплощенные в нашем мозгу. Но наш интеллект — наша способность мыслить абстрактно — это совершенно нематериальная сила, а наша воля, действующая в соответствии с нашим интеллектом, — нематериальная сила. Наш интеллект и наша воля зависят от материи в выполнении их обычных функций, в том смысле, что они зависят от восприятия, воображения и памяти, но сами они не сделаны из материи.Мы отличаемся от обезьян в нашей способности мыслить абстрактно. Это радикальное различие — неизмеримая качественная разница , а не количественная разница.

Мы больше отличаемся от обезьян, чем обезьяны от вирусов. Наше отличие — это метафизическая пропасть. Это очевидно и проявляется в нашей биологической природе. Мы разумные животные, и наша рациональность — это все, что нам нужно. Системы таксономии, которые подчеркивают физическое и генетическое сходство и игнорируют тот факт, что люди являются частично нематериальными существами, способными к абстрактному мышлению и созерцанию морального закона и вечности, прискорбно неадекватны для описания человека.

Утверждение, что человек — обезьяна, опровергает себя. Мы не смогли бы выразить такую ​​идею, даже если бы мы были обезьянами, а не людьми.

Изображение предоставлено: Джон Веттерли (первоначально опубликовано на Flickr как Суматранский орангутанг) [CC BY-SA 2.0], через Wikimedia Commons.

Крошечные различия ДНК человечества являются «средними» в царстве животных

Сегодняшнее исследование «Почему митохондрии должны определять виды?» опубликованная в виде статьи в открытом доступе в журнале Human Evolution , основанная на более ранней работе докторов.Stoeckle и Thayer, в том числе исследование митохондриального генетического разнообразия людей в сравнении с нашими ближайшими живыми и вымершими родственниками. Количество цветовых вариаций внутри каждого красного квадрата на диаграмме Кли показывает гораздо большее разнообразие митохондрий у шимпанзе и бонобо, чем у живых людей. Предоставлено: Университет Рокфеллера.

Исследователи сообщают о важных новых открытиях в области эволюции после изучения митохондриальной ДНК примерно из 5 миллионов образцов, охватывающих примерно 100 000 видов животных.

Изучая идеи «больших данных» из быстрорастущих мировых генетических баз данных и изучая обширную литературу по теории эволюции, исследователи из Университета Рокфеллера в Нью-Йорке и Биоцентра Базельского университета в Швейцарии опубликовали сегодня несколько выводов в журнал Human Evolution . Среди них:

  • С точки зрения генетического разнообразия, Земля 7.6 миллиардов людей в царстве животных совсем не особенные. Крошечная средняя генетическая разница в митохондриальных последовательностях между любыми двумя отдельными людьми на планете примерно такая же, как средняя генетическая разница между парой домашних воробьев, голубей или малиновок в мире. Типичная разница внутри вида, включая человека, составляет 0,1% или 1 из 1000 «букв», составляющих последовательность ДНК.
  • Генетическая изменчивость — средняя разница в ДНК митохондрий между двумя особями одного и того же вида — не увеличивается с увеличением размера популяции.Однако, поскольку эволюция неумолима, отсутствие генетической изменчивости дает представление о сроках появления вида и его сохранении.
  • Множество свидетельств подтверждают гипотезу о том, что большинство видов, будь то птицы, мотыльки или рыбы, как современные люди, возникли недавно и не успели развить большое генетическое разнообразие. Среднее генетическое разнообразие человечества в 0,1% сегодня соответствует расхождению современных людей как отдельного вида около 100 000–200 000 лет назад — не очень долго с точки зрения эволюции.То же самое, вероятно, верно для более чем 90% видов на Земле сегодня.
  • Генетически мир «не размытое место». У каждого вида есть своя специфическая митохондриальная последовательность, а другие представители одного и того же вида идентичны или очень похожи. Исследования показывают, что виды — это «острова в пространстве последовательностей» с несколькими промежуточными «ступеньками», которые выживают в процессе эволюции.

Среди первых выводов «больших данных» из растущей коллекции митохондриальной ДНК

«Штрих-кодирование ДНК» — это быстрый и простой метод для надежной идентификации видов с помощью короткой последовательности ДНК из определенной области организма.Для животных предпочтительные области штрих-кода находятся в митохондриях — клеточных органеллах, которые питают всю жизнь животных.

Новое исследование «Почему митохондрии должны определять виды?» в значительной степени опирается на накопление более 5 миллионов митохондриальных штрих-кодов от более чем 100 000 видов животных, собранных учеными всего мира за последние 15 лет в базе данных открытого доступа GenBank, поддерживаемой Национальным центром биотехнологической информации США.

Исследователи использовали коллекцию по-новому, чтобы изучить диапазон генетических различий внутри видов животных, от шмелей до птиц, и выявить удивительно незначительные генетические вариации внутри большинства видов животных, а также очень четкие генетические различия между данным видом и всеми другими.

«Если бы марсианин приземлился на Земле и встретил стаю голубей и толпу людей, один не показался бы более разнообразным, чем другой, в соответствии с основным показателем митохондриальной ДНК», — говорит Джесси Осубель, директор Программы для человека. Окружающая среда в Университете Рокфеллера, где исследованием руководили старший научный сотрудник Марк Стоукл и научный сотрудник Дэвид Талер из Базельского университета, Швейцария.

«В то время, когда люди уделяют так много внимания индивидуальным и групповым различиям, возможно, нам следует уделять больше времени тому, чем мы похожи друг на друга и на остальное животное царства.«

Говорит доктор Стокл: «Культура, жизненный опыт и другие вещи могут сделать людей очень разными, но с точки зрения базовой биологии мы как птицы».

Результаты исследования представляют собой сюрприз, учитывая предсказания, содержащиеся в учебниках и основанные на математических моделях эволюции, о том, что чем больше популяция вида, тем большую генетическую изменчивость можно ожидать. Фактически, митохондриальное разнообразие у 7,6 миллиарда человек, 500 миллионов домашних воробьев или 100 000 куликов со всего мира примерно одинаково.В документе, однако, отмечается, что эволюция безжалостна, что виды постоянно меняются, и, следовательно, степень изменчивости внутри данного вида дает ключ к разгадке того, как давно он отчетливо возник — другими словами, чем старше вид, тем сильнее он. больше средняя генетическая изменчивость между его членами. Предоставлено: Университет Рокфеллера.

«Определив генетическое разнообразие внутри видов животного мира, которое стало возможным лишь недавно благодаря растущему числу последовательностей ДНК, мы задокументировали отсутствие человеческой исключительности.«

Говорит. Д-р Талер: «Наш подход сочетает в себе широкие, но не глубокие штрих-коды ДНК всего животного мира с более подробной информацией о последовательностях, доступной для всего митохондриального генома современного человека и нескольких других видов. Мы проанализировали последовательности штрих-кода ДНК из тысяч современных людей так же, как и животных других видов ».

«Можно было подумать, что из-за большой численности населения и широкого географического распространения люди, возможно, привели к большему генетическому разнообразию, чем другие виды животных», — добавляет он.«По крайней мере, в отношении митохондриальной ДНК генетическое разнообразие людей оказывается низким или средним».

«Эксперты интерпретировали низкую генетическую изменчивость среди живых людей в результате нашего недавнего расширения из небольшой популяции, в которой последовательность от одной матери стала предком для всех современных человеческих митохондриальных последовательностей», — говорит д-р Талер.

«Наша статья усиливает аргумент о том, что низкая вариабельность митохондриальной ДНК современного человека также объясняет такую ​​же низкую вариабельность, обнаруженную у более чем 90% живых видов животных — все мы, вероятно, произошли в результате сходных процессов, и большинство видов животных, вероятно, молоды.«

Генетическая изменчивость не увеличивается с популяцией

Результаты исследования представляют собой сюрприз, учитывая предсказания, содержащиеся в учебниках и основанные на математических моделях эволюции, о том, что чем больше популяция вида, тем большую генетическую изменчивость можно ожидать.

«Связано ли генетическое разнообразие с размером популяции?» — спрашивает доктор Стоукл. Ответ — нет. Митохондриальное разнообразие у 7,6 миллиарда человек, 500 миллионов домашних воробьев или 100 000 куликов со всего мира примерно одинаково.«

Однако в документе отмечается, что эволюция безжалостна, что виды всегда меняются, и, следовательно, степень изменчивости внутри данного вида дает ключ к разгадке того, как давно он отчетливо появился — другими словами, чем старше вид, тем больше средняя генетическая изменчивость между его членами.

Генетически «мир не является расплывчатым местом». Трудно найти «промежуточные звенья» — эволюционные ступеньки между видами. Промежуточные продукты исчезают.Это исследование — новый способ показать, что виды — это «острова в пространстве последовательностей». У каждого вида есть своя узкая, очень специфическая согласованная последовательность, так же как наша телефонная система имеет короткие уникальные числовые коды, позволяющие различать города и страны. Предоставлено: Университет Рокфеллера.

Эволюционные узкие места: новое начало вида

Хотя астероиды и ледниковые периоды сыграли важную роль в истории эволюции, ученые предполагают, что еще одной важной движущей силой мог быть мир микробов, особенно вирусы, которые периодически отбирают популяции, оставляя позади только тех, кто способен выжить в смертельной опасности.

«Жизнь хрупка, подвержена сокращению населения в результате ледниковых периодов и других форм изменения окружающей среды, инфекций, хищничества, конкуренции со стороны других видов и за ограниченные ресурсы, а также взаимодействия между этими силами», — говорит д-р Талер. Д-р Талер добавляет: «Подобная вариация последовательности у многих видов предполагает, что вся животная жизнь испытывает импульсы роста и застоя или почти исчезновения в одинаковых временных масштабах».

«Ученые ранее утверждали, что 99% всех когда-либо существовавших видов животных теперь вымерли.Наша работа предполагает, что большинство видов животных, живущих сегодня, похожи на людей, потомков предков, которые возникли из небольших популяций, возможно, почти полностью исчезнувших за последние несколько сотен тысяч лет ».

‘Острова в пространстве последовательности’

Еще один интригующий вывод исследования, говорит г-н Осубель, заключается в том, что «генетически мир не является расплывчатым местом. Трудно найти« промежуточные звенья »- эволюционные ступени между видами. Промежуточные звенья исчезают.«

Доктор Талер отмечает: «Дарвин изо всех сил пытался понять отсутствие промежуточных звеньев, и его вопросы остаются плодотворными».

«Исследование — новый способ показать, что виды — это« острова в пространстве последовательностей ». У каждого вида есть своя узкая, очень специфическая согласованная последовательность, так же как наша телефонная система имеет короткие уникальные числовые коды, позволяющие различать города и страны ».

Д-р Талер добавляет: «Если люди являются звездами, то виды — галактиками. Они представляют собой компактные скопления в бескрайних пустых пространствах последовательностей.«

Исследователи говорят, что с помощью костей или зубов древних гоминидов, таких как те, что были найдены на юге Франции или севере Испании, ученые могли бы пролить дополнительный свет на скорость эволюции человеческого вида.

«Было бы очень интересно, если бы в течение следующих нескольких лет физические антропологи и другие специалисты смогли сравнить митохондриальную ДНК гоминид за последние 500 000 лет», — говорит д-р Стоукл.


Вирусы могут развиваться параллельно у родственных видов
Дополнительная информация: «Почему митохондрии должны определять виды?» Эволюция человека DOI: 10.14673 / HE2018121037 Предоставлено Рокфеллеровский университет

Ссылка : Вовсе нет ничего особенного: крошечные различия ДНК человечества являются «средними» в животном мире (2018, 21 мая) получено 9 января 2021 г. с https: // физ.org / news / 2018-05-special-humanity-tiny-dna-sizes.html

Этот документ защищен авторским правом. За исключением честных сделок с целью частного изучения или исследования, никакие часть может быть воспроизведена без письменного разрешения. Контент предоставляется только в информационных целях.

BBC — Этика — Этика животных: права животных

Дело против прав животных

Против идеи, что животные имеют права, выдвигается ряд аргументов.

  • Животные не думают
  • Животные не в сознании
  • Животные были посажены на Землю для служения людям
  • У животных нет души
  • Животные не ведут себя нравственно
  • Животные не являются членами «морального сообщества»
  • Животные неспособны к свободному нравственному суждению
  • Животные не думают

Святой Фома Аквинский учил, что животные действуют исключительно инстинктивно, в то время как люди занимаются рациональным мышлением.

Это различие обеспечивало границу между людьми и животными и считалось подходящим критерием для оценки морального статуса существа.

Животные не в сознании

Французский философ Рене Декарт и многие другие учили, что животные — не более чем сложные биологические роботы.

Это означало, что животные не имели права иметь какие-либо права — или вообще какие-либо моральные соображения.

Животные были посажены на Землю для служения людям

Этот взгляд взят из Библии, но, вероятно, отражает основное отношение человека к другим видам.

Христианские богословы развили эту идею — святой Августин учил, что «по самому справедливому постановлению Творца как их [животных] жизнь, так и их смерть являются предметом нашего использования».

Святой Фома Аквинский учил, что вселенная построена как иерархия, в которой существа более низкого уровня должны служить тем, кто выше них.

Поскольку люди были выше животных в этой иерархии, они имели право использовать животных так, как они хотели.

Однако, как указал К.С.Льюис:

У животных нет души

Христианские богословы учили, что только существа с душой заслуживают этического рассмотрения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *