18.02.2025

Основные положения бихевиористской теории: Бихевиоризм. Основные теории

Бихевиоризм. Основные теории

30.04.2011

Первый этап эволюции бихевиоризма — бихевиоризм Уотсона — продолжался примерно с 1913 по 1930 г. Второй этап, или необихевиоризм, можно датировать примерно 1930-1960 годами. Он охватывает работы таких ученых, как Эдвард Толмен, Эдвин Гатри, Кларк Халл и Бересс Скиннер. Эти необихевиористы сходились во мнениях о некоторых основных положениях, которые использовались для объяснения полученных данных:

  1. сердцевиной психологии является исследование процесса научения;
  2. большинство видов поведения, независимо от их сложности, подчиняются законам условных рефлексов;
  3. психология должна принять принципы операционизма.

Третьим этапом эволюции бихевиоризма является необихевиоризм, или социальный бихевиоризм, начало которого приходится на 60-е годы XX века и который характеризуется возвратом к когнитивным процессам.

Предметом бихевиоризма стало поведение, которое исследовалось путем экспериментального изучения факторов, влияющих на его формирование, т.

е. на образование связей между стимулами и реакциями.

Основные теории бихевиоризма

Э. Торндайк
Экспериментальное исследование условий и динамики научения путем анализа способов решения задачи в проблемном ящике. Законы образования конвекции (связи), т.е. законы научения. Метод обучения путем проб и ошибок.

Д. Уотсон
Изучение поведения, анализ его формирования путем образования связи S-R. Наблюдение за естественным становлением поведения, эмоций, понятий, речи. Доказательство прижизненное образования основных знаний, умений, переживаний человека и возможности повлиять на их содержание.

Э. Толмен
Изучение деятельности системы организм — среда, формирование целостного, молярного подхода к проблеме поведения. Внутренняя переменная, опосредующая связь S — R, понятие о когнитивных картах и латентном обучении.

К. Халл
Формирование гипотстико-дедуктивного подхода к изучению поведения, анализу факторов, влияющих на характер связи S-R. Понятие первичного и вторичного подкрепления, закон редукции напряжения.

Б. Скиннер
Разработка методов целенаправленного обучения, управления и коррекции поведения. Изучение оперантного поведения. Законы оперантного обучения, программированное обучение, методы коррекции поведения.

Д. Мид
Исследование социальных взаимодействий, лежащих в основе образования «Я». Понятие роли и системы ролей как основы личности, раскрытие роли игры и ожиданий окружающих в становлении «Я».

А. Бандура
Исследование социального научения, изучение механизмов формирования социального поведения и подражания, а также способов коррекции поведения. Понятие косвенного подкрепления, раскрытие роли модели подражания, исследование самоэффективности, влияющей на регуляцию персонального поведения.

Ключевые слова: Бихевиоризм

Источник: Р.В. Петрунникова, И.И. Заяц, И.И. Ахременко. История психологии — Минск.: Изд-во МИУ, 2009

Материалы по теме

Бихевиористский (поведенческий) подход

. ..

Особенности необихевиористских подходов

Бихевиоризм и необихевиоризм

Исходные посылки бихевиоризма

Козубовский В. М. Общая психология: методология, сознание, деятельность. Мн., 2008.

Бихевиоризм: основные положения

Мельник С.Н., Психология личности

Социально когнитивная теория Бандуры

Мельник С.Н., Психология личности

Бихевиоризм

Рогов Е.И., Общая психология. Курс лекций

Субъективный бихевиоризм

Абдурахманов Р.А., История психологии

Идеи бихевиористов в современных дидактических подходах

Возникновение бихевиоризма было обусловлено исторической необходимостью пересмотра предмета психологии и ее методологических основ. Представители бихевиоризма (Дж. Уотсон, Э. Толмен, К. Халл, Б.Ф. Скинер и др) одними из первых решили разрушить все старые стереотипы и предложить в замен новый подход. Бихевиоризм дал психологии множество полезных идей и методик и оказал сильнейшее влияние на всю психологию в целом. Была создана наука о поведении, исследования которого способствовали утверждению объективного подхода в психологии.

В зарубежной психологии существует два подхода, две точки зрения на проблему психического развития и связи его с обучением:

1) теории, исходящие из признания независимости развития от обучения (воспитания). З.Фрейд, А.Л. Гезелл, Жан Пиаже

2) теории, отождествляющие эти два процесса, сводящие развитие к обучению. Теории научения. Нас интересует второй подход и идеи с ним связанные. Понятие в современной науке «научение» стало употребляться в педагогической психологии применительно к человеку для обозначения не столько процесса, сколько результата обучения (научение «учитель научил, а ученик научился»). Задача обучающего – учить с целью научиться.

Э. Торндайк «обучение — это и есть развитие». Им были сформулированы ряд законов научения, имеющих, по его мнению универсальный характер («закон упражнения», «закон эффекта», «закон готовности») Однако бихевиористов не интересовало, как психическое развитие связано с обучением, они считали, что все связанное с психикой недоступно для объективного научного исследования и отождествляли развитие и обучение. При этом следует отметить исторические достижения бихевиористов в области обучения:

  • Были установлены многие закономерности выработки навыков;
  • Разработаны практические методики обучения, основанные на контроле внешних воздействий, реакции организма на эти воздействия, а также получение разного рода подкрепления, обуславливающего в дальнейшем формирование той или иной реакции.

Однако все методики обучения строились на исключающем осознанность принципе подкрепления правильных актов поведения, ведущего к формированию необходимого навыка, что не могло развить внутреннюю познавательную деятельность индивида, т.

е. сформировать у него навык интеоризации деятельности. Т.о. из специфики обучения исключается один из его главнейших компонентов осознанность и интеоризация действий.

Методики активно разрабатывались Скиннером и получили название метода программированного обучения, который в короткие сроки позволяет осуществить процесс обучения необходимым знаниям и навыкам, а также корректировать нежелательное поведение. Программированное обучение составляет систему теоретических представлений и организационных форм, обеспечивающих возможности самостоятельного приобретения знания и навыков различными категориями учащихся. В настоящее время программированное обучение рассматривается как одно из средств самостоятельной работы школьников. Бихевиористами были разработаны основные системы программированного обучения: линейное (Скиннер), разветвленное (Краузер), адаптивное . Каждая из систем прежде всего решала вопрос об общем принципе управления, основанном на обратной связи и подкреплении как основных регуляторах процесса усвоения.

Принцип обратной связи был реализован в двух формах – управление без ошибок (линейное программированное обучение) и управление — на основе типичных ошибок (разветвленное программированное обучение). Программированное обучение исходит из необходимости максимальной индивидуализации процесса обучения, при котором каждый ученик может учиться в соответствии с индивидуальными особенностями, уровнем развития, индивидуальным темпом в обучении. В основе программированного обучения лежит обучающая программа, в которой строго систематизируются: 1) сам учебный материал; 2) действия учащегося по его усвоению; 3) формы контроля усвоения.

Можно выделить основные принципы и достоинства программированного обучения:

  • Дозированность учебного материала;
  • Активная самостоятельная работа самого ученика;
  • Постоянный контроль усвоения;
  • Индивидуальный темп обучения;
  • Возможность использования ТСО, АОС;
  • Возможность перевода на язык программирования любого материала.

Практический материал для анализа был представлен начальной образовательной школой (прогимназия) №10 г. Сарапула. В школе работает экспериментальная площадка по изучению и практическому применению системы развивающего обучения А.В. Занкова. В школе созданы образовательные программы по основным курсам начальных классов

Анализ программ на основе развивающего обучения Л.В. Занкова показывает наличие основных принципов программированного обучения, а именно:

  1. Каждая тема структурирована следующим образом: дается система заданий, вопросов поискового типа, которая ведет к раскрытию определенной единицы усвоения, после чего вводятся определения или правила.
  2. Происходит постоянная корректировка самостоятельной работы учащихся;
  3. Даются упражнения на применение знаний, полученных на предыдущих этапах;
  4. Многократное возвращение к теме (через определенные временные интервалы) ;
  5. Весь материал представлен в виде специальных единиц, соответствующих шагу усвоения;
  6. Шаг усвоения – минимальная единица учебной информации. В случае неправильного решения предоставляется правильная информация;
  7. Дается несколько вариантов усвоения. На более сложном уровне, в случае ошибки учащиеся получают разъяснение допущенной ошибки, и ему излагаются необходимые знания и дается указание о повторном выполнении того или иного учебного задания.

Был проведен психолого-педагогический мониторинг, результатов академической успеваемости прогимназии №10 г. Сарапула. Результаты представлены в таблице:

Академическая успеваемость

Мы видим, что эффективность обучения по системе Занкова выше, чем при обучении по другим программам. Такие же результаты получены и при сравнении по основным учебным курсам: русский язык, математика, литература, окружающий мир, технология.

Таким образом, целостная система Л.В. Занкова развивая и совершенствуя принципы лучших представителей деятельностного подхода и программированного обучения позволяет:

  • обучать на высоком уровне каждого ребенка;
  • осознавать процесс обучения;
  • оптимизировать общее развитие ребенка;
  • отдавать приоритет теоретическим знаниям.

Теория поведения: определение | StudySmarter

Овладение языком относится к тому, как люди могут развивать способность понимать и использовать язык. Теория Берхуса Фредерика Скиннера сосредоточена на бихевиоризме. Бихевиоризм — это идея о том, что мы можем объяснить такие явления, как язык, через призму обусловленности. Однако поведенческие теории, такие как языковая теория Б. Ф. Скиннера, имеют определенные ограничения.

Теория бихевиоризма Скиннера

Б. Ф. Скиннер был психологом, который специализировался на поведении в теории языка. Ему приписывают популяризацию идеи «радикального бихевиоризма», которая развила идеи бихевиоризма, предполагая, что наша идея «свободы воли» полностью определяется ситуационными факторами.

Например, чье-то решение нарушить закон зависит от ситуационных определяющих факторов и имеет мало общего с индивидуальной моралью или характером.

Рис. 1. — Теоретик Б. Ф. Скиннер предложил поведенческую теорию.

Теория обучения бихевиоризму

Так что же такое теория языка Скиннера? Теория имитации Скиннера предполагает, что язык развивается в результате того, что дети пытаются подражать своим воспитателям или окружающим. Теория предполагает, что у детей нет врожденной способности изучать язык, и они полагаются на оперантное обусловливание, чтобы сформировать и улучшить свое понимание и использование языка. Поведенческая теория считает, что дети рождаются «tabula rasa» — как «чистый лист».

Определение поведенческой теории

Подведем итоги, основанные на поведенческой теории Скиннера:

Бихевиористская теория предполагает, что язык изучается из окружающей среды и посредством обусловленности.

Что такое оперантное обусловливание?

Оперантное обусловливание заключается в том, что действия подкрепляются. В этой теории жизненно важны два типа подкрепления: p положительное подкрепление и отрицательное подкрепление . Согласно теории Скиннера, дети изменяют использование языка в ответ на это подкрепление.

Например, ребенок может правильно попросить еду (например, сказав что-то вроде «мама, поужинай»). Затем они получают положительное подкрепление, получая пищу, которую они просили, или когда их опекун говорит, что они умны. В качестве альтернативы, если ребенок использует язык неправильно, его могут просто проигнорировать или исправить воспитатель, что будет отрицательным подкреплением.

Теория предполагает, что, получая положительное подкрепление, ребенок понимает, какое использование языка приносит ему вознаграждение, и будет продолжать использовать язык таким образом в будущем. В случае отрицательного подкрепления ребенок меняет использование речи, чтобы соответствовать коррекции, данной воспитателем, или может самостоятельно попробовать что-то другое.

Рис. 2: оперантное обусловливание – это подкрепление поведения посредством положительного или отрицательного подкрепления.

Теория поведения: доказательства и ограничения

Рассматривая теорию поведения, важно учитывать ее сильные и слабые стороны. Это может помочь нам оценить теорию в целом и критически (аналитически) относиться к теории языка.

Доказательства теории Скиннера

Хотя теория овладения языком Скиннера сама по себе имеет ограниченную академическую поддержку по сравнению с нативистскими и когнитивными теориями, оперантное обусловливание хорошо понимается и поддерживается как бихевиористское объяснение многих вещей, и могут быть некоторые способы, которыми это может быть применяется для развития речи.

Например, дети могут усвоить, что определенные звуки или фразы дают определенные результаты, даже если это не способствует их языковому развитию в целом.

Дети также склонны улавливать акценты и разговорные выражения окружающих, что позволяет предположить, что подражание может играть определенную роль в овладении языком. В школьной жизни их использование языка станет более точным и сложным. Отчасти это можно объяснить тем, что учителя играют более активную роль, чем воспитатели, в исправлении ошибок, которые дети допускают во время разговора.

Еще одна критика, высказанная учеными, такими как Джин Эйчисон, заключается в том, что родители и опекуны склонны не исправлять использование языка, а правдивость . Если ребенок говорит что-то грамматически неправильное, но правдивое, воспитатель, скорее всего, похвалит ребенка. Но если ребенок говорит что-то грамматически правильное, но неверное, воспитатель, скорее всего, отреагирует отрицательно.

Для опекуна правда важнее точности языка. Это противоречит теории Скиннера. Использование языка не исправляется так часто, как думает Скиннер. Давайте рассмотрим еще некоторые ограничения поведенческой теории Скиннера.

Ограничения теории Скиннера

Поведенческая теория Скиннера имеет многочисленные ограничения, и некоторые из ее предположений были опровергнуты или подвергнуты сомнению другими теоретиками и исследователями.

Вехи развития

Вопреки поведенческой теории Скиннера, исследования показали, что дети проходят ряд вех развития примерно в одном возрасте. Это говорит о том, что может иметь место нечто большее, чем простое подражание и обусловливание, и что у детей действительно может быть внутренний механизм, облегчающий развитие речи.

Позднее Ноам Хомский описал его как «устройство для овладения языком» (LAD) . Согласно Хомскому, устройство для овладения языком — это часть мозга, которая кодирует язык, точно так же, как определенные части мозга кодируют звук.

Критический период овладения языком

Возраст 7 считается окончанием критического периода для овладения языком. Если к этому моменту ребенок не развил язык, он никогда не сможет полностью его понять. Это говорит о том, что среди людей может быть что-то универсальное, что управляет языковым развитием, поскольку это объясняет, почему критический период одинаков для всех, независимо от их родного языкового фона.

Джинн (согласно исследованию Curtiss et al., 1974)¹, возможно, является наиболее ярким примером человека, у которого не развился язык к критическому периоду. Джини была молодой девушкой, которая выросла в полной изоляции, и у нее никогда не было возможности развить язык из-за ее одиночества и плохих условий жизни.

Когда ее обнаружили в 1970 году, ей было двенадцать лет. Она пропустила критический период и поэтому не могла свободно говорить по-английски, несмотря на многочисленные попытки научить и перевоспитать ее.

Сложный характер языка

Также утверждалось, что язык и его развитие просто слишком сложны, чтобы их можно было в достаточной мере учить только за счет подкрепления. Дети усваивают грамматические правила и модели, по-видимому, независимо от положительного или отрицательного подкрепления, о чем свидетельствует склонность детей к чрезмерному или недостаточному применению лингвистических правил.

Например, ребенок мог бы назвать каждое четвероногое животное «собакой», если бы он выучил слово «собака» перед именами других животных. Или они могли говорить такие слова, как «пошел» вместо «пошел». Существует так много комбинаций слов, грамматических структур и предложений, что кажется невероятным, чтобы все это могло быть следствием только подражания и обусловленности. Это называется аргументом «бедности стимулов».

Таким образом, поведенческая теория Б. Ф. Скиннера является полезной теорией овладения языком для рассмотрения развития ребенка наряду с когнитивной и нативистской теорией.

Теория поведения – основные выводы

  • Б. Ф. Скиннер предположил, что овладение языком является результатом подражания и оперантного обусловливания.
  • Эта теория предполагает, что оперантное обусловливание отвечает за продвижение ребенка через этапы овладения языком.
  • Согласно теории, ребенок будет искать положительное подкрепление и желать избежать отрицательного подкрепления, в результате чего в ответ будет изменяться использование языка.
  • Тот факт, что дети имитируют акценты и разговорные выражения, изменяют использование языка при поступлении в школу и связывают некоторые звуки/фразы с положительными результатами, может свидетельствовать в пользу теории Скиннера.
  • Теория Скиннера ограничена. Он не может объяснить критический период, сравнительные вехи развития независимо от языкового фона и сложности языка.

1 Curtiss et al. Развитие языка в Genius: случай языка Приобретение после «критического периода» 1974.


Ссылки

  1. Рис. 1. Msanders nti, CC BY-SA 4.0, via Behavio Commons 0 Теория обучения и как ее могут использовать команды L&D?

    Б. Ф. Скиннер, американский психолог, использовал поведенческое обучение, чтобы научить голубей играть в пинг-понг. В его эксперименте голубь стоял на каждом конце стола для пинг-понга и клевал мяч в сторону своего противника. Каждый раз, когда мяч проходил мимо соперника и падал со стола, голубь, переклевавший его, мог есть.

    Повторив это, Скиннер помог птицам связать движение мяча к цели с наградой (едой для голубей). Он утверждал, что, как и у голубей, все человеческое поведение является результатом нашего окружения и обусловленности, которую мы получаем. Реальность немного сложнее, но Скиннер был прав. Мы учимся, делая.

    Теория поведенческого обучения — это школа мысли, которая считает, что люди учатся на своем опыте, связывая стимул либо с вознаграждением, либо с наказанием. Эта теория обучения помогает понять, как мотивировать людей — ваших сотрудников — учиться.

    Задача руководителей обучения и развития состоит в том, чтобы использовать теорию поведенческого обучения для создания надлежащей среды обучения, обеспечения надлежащего курса действий и помощи сотрудникам в формировании ассоциаций между наградами и результатами. Это имеет решающее значение для мотивации сотрудников учиться на протяжении всей жизни.

    Что такое поведенческая теория обучения?

    Теория поведенческого обучения утверждает, что любое обучение основано на опыте. От приучения к горшку до поощрения на работе, люди используют поведенческое обучение, чтобы научить и изменить поведение для достижения желаемого результата.

    Например, родители уже давно используют поведенческое обучение, чтобы научить малышей есть овощи. Если малышу постоянно давать наклейку каждый раз, когда он доедает горох, а не бросать его на землю, ребенок связывает награду (наклейку) с овощами и не только ожидает ее, но и будет стремиться к ней. Положительное подкрепление помогает сделать их здоровыми едоками на всю жизнь.

    В этом случае поведение обучается с помощью оперантного обусловливания, когда конкретное поведение приводит к последствию. Точно так же, когда сотрудников хвалят или даже награждают значком (или премией) каждый раз, когда они хорошо работают или превышают желаемую квоту, у них возникает мотивация повторять такое же поведение в надежде на вознаграждение.

    Поведению также можно научиться с помощью классического обусловливания, когда два события бессознательно связаны, даже если они не связаны друг с другом интуитивно. Исследование собак Павлова — известный бихевиористский эксперимент, в котором Павлов звонил в колокольчик каждый раз, когда группе собак собирались подать еду. Несмотря на то, что колокольчик был нейтральным раздражителем, собаки начали ассоциировать звук колокольчика с приемом пищи. Прежде чем они смогли увидеть или почувствовать запах еды, у них выделялась слюна.

    Классическое обусловливание полезно в обучении и развитии, чтобы понять модели поведения и предвзятые ассоциации, которые сотрудники могут удерживать из предыдущего опыта работы. Это понимание помогает вам продвигать желаемое поведение и препятствовать нежелательному поведению, создавая новые ассоциации.

    Применение поведенческого обучения в обучении и развитии

    Руководители обучения и развития могут применять поведенческое обучение на рабочем месте, чтобы повысить вовлеченность, повысить производительность и даже добиться изменения поведения менее вовлеченных сотрудников.

    Суть в том, чтобы создать правильную среду с «условным стимулом» — наградой, которая вызывает у сотрудников желаемую реакцию или поведение. Эта стратегия работает независимо от поведения, будь то любопытство, постоянное обучение или проявление инициативы. В конце концов, рост бизнеса и инновации зависят от непрерывного обучения. Настройте свою команду на успех, внедрив самостоятельное обучение и геймификацию, а также методы активного и социального обучения.

    Самостоятельное обучение

    Сотрудники мотивированы на поиск возможностей для обучения и дальнейшего профессионального развития, когда они неоднократно видят инициативы по самообучению, связанные с вознаграждением. Например, когда сотрудник добровольно соглашается пройти курс обучения или решить проблему, связанную с работой, работодатель может публично похвалить его или предоставить ему возможность специализированного обучения. Этот «условный стимул» создает прецедент для других сотрудников, которым предлагается взять на себя ответственность за собственное обучение.

    В сегодняшней рабочей среде теорию бихевиоризма применить еще проще. Поколение X, миллениалы и поколение Z считают, что обучение — это ключ к карьерному росту. В 2020 году, когда разразилась пандемия, представители поколения Z просмотрели на 50% больше часов обучения на одного учащегося, чем в 2019 году, и 69% сообщили, что планируют больше времени для обучения.

    Это классическое обусловливание дает критическое представление о том, как организации могут использовать возможности самостоятельного обучения, чтобы помочь сотрудникам развивать навыки и способствовать внутренней мобильности.

    Геймификация

    Когда вы сочетаете принципы поведенческого обучения с игровыми элементами, такими как очки, значки и таблицы лидеров, в контексте обучения, это дает явные преимущества. Играть в игры интересно и увлекательно — они мотивируют учащихся продолжать играть и улучшают усвоение знаний. Это принцип геймификации.

    По своей природе игры имеют встроенные награды и удовлетворение в виде рангов и признания. Это дает учащимся более осязаемые цели, а также дает им необходимое обучение. Когда учащиеся связывают эти осязаемые цели с чувством выполненного долга, это повышает качество и частоту участия, а в некоторых случаях даже сокращает время обучения.

    Активное обучение

    Предпосылки поведенческого обучения в какой-то мере совпадают с классической структурой обучения 70:20:10, которая гласит, что 70 % обучения происходит в процессе работы, 20 % — в результате взаимодействия со сверстниками и 10% от формального обучения. Поскольку области психологии и обучения и развития согласны с тем, что поведение зависит от обучения через наблюдение, важно предоставить сотрудникам возможности для активного обучения, которые позволят им учиться в процессе работы.

    Активное обучение может принимать форму живого обсуждения или сотрудничества со сверстником. Благодаря групповому взаимодействию сотрудники могут улучшить свое понимание концепций, поделиться своим опытом с коллегами и вместе решать проблемы. На самом деле, практики обмена навыками, такие как семинары по тактике продаж под руководством лучших сотрудников, имеют огромные преимущества, помогая организациям сохранить свои институциональные знания. Кроме того, в соответствии с концепцией поведенческого обучения «стимул-реакция» такие практики могут быть связаны с вознаграждениями и признанием, чтобы мотивировать сотрудников делиться своими навыками и знаниями.

    Социальное обучение посредством обратной связи, комментариев и реакций помогает создать учебную среду, в которой сотрудники чувствуют связь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *