08.05.2024

Основные идеи когнитивная психология: Основные положения в когнитивной психологии

Содержание

15. Когнитивная психология. Основные идеи, экспериментальные исследования и перспективные направления развития.

Когнитивная психология— разделпсихологии, изучающий когнитивные, то есть познавательные процессы человеческой психики. Исследования в этой области обычно связаны с вопросамипамяти,внимания,чувств,представления информации,логического мышления,воображения, способности кпринятию решений. Многие положения когнитивной психологии лежат в основе современнойпсихолингвистики. Выводы когнитивной психологии широко используются в других разделах психологии, в частности социальной психологии, психологии личности, психологии образования.

Когнитивная психология на современном этапе развития во многом основывается на проведении аналогии между преобразованием информации в вычислительном устройстве и познавательными процессами у человека. Так были выделены многочисленные структурные составляющие (блоки) познавательных и исполнительных процессов, прежде всего памяти (Р. Аткинсон). Но важно помнить, что основы когнитивной психологии проводились до создания кибернетики и появления сложных вычислительно-информационных машин.

Наибольшее распространение получила концепция, представляющая психику в виде устройства с фиксированной способностью к преобразованию сигналов. Главная роль в этой концепции отводится внутренним когнитивным схемам и активности организма в процессе познания. Когнитивная система человека рассматривается как система, имеющая устройства ввода, хранения, вывода информации с учетом её пропускной способности.

В качестве базовой метафоры когнитивной психологии используется компьютерная метафора, уподобляющая функционирование человеческого мозга функционированию компьютерного процессора. Представители когнитивной психологии: Джордж Миллер,Джером Брунер, Герберт Саймон,Карл Прибрам,Борис Величковский.

    1. Связь когнитивной психологии и нейробиологии

Существует точка зрения, согласно которой когнитивная психология и нейробиологияв настоящее время развиваются параллельно, активно взаимодействуя друг с другом, но со временем когнитивная психология будет полностью редуцирована к нейробиологии.

    1. Вклад Карла Прибрама

Одно из вызывающих большой интерес у учёных направлений когнитивной психологии – разработка голографической модели функционировании психики. Эта модель получила широкую известность благодаря работам Карла Прибрама, которые стали результатом его сотрудничества с известным американским психологом и физиологом Карлом Спенсером Лешли. Прибрам оказывал ему помощь в систематизации результатов исследований по резекции части головного мозга у животных. В результате проделанной работы Прибрам сделал вывод, что память и имеющиеся навыки сохраняются у подвергшихся резекции животных и после удаления обширных участков мозга. Это означает, что память и выработанные навыки распределены по всему объёму мозга, а не локализованы в его определённых участках. Прибрам использовал работы физикаДэвида Бомаи уподобил функционирование памяти физической голограмме. Сущность голограммы состоит в сохранении в материальном носителе результатов интерференции двух электромагнитных волн, которые испускаются когерентными источниками.

Один из источников представляет собой отражение определённого объекта, а при интерференции этих двух источников происходит формирование интерференционного изображения в виде светлых и темных колец. Освещение голограммы лучом лазера приводит к появлению объёмного изображения объекта, зафиксированного в голограмме. Особенность голографической матрицы состоит в том, что при отделении от неё части любого размера в этой части сохраняется вся картина целиком, хотя и менее чёткая. Некоторые положения этих теоретических построений были экспериментально подтвержденыА. Лурией,Б. Величковским, В. Кучеренко. Хотя предложенная Прибрамом голографическая модель не получила всеобщего признания научного сообщества, она обсуждается многими известными психологами, а также играет важную роль втрансперсональной психологии.

Когнитивная психология: представители и основные идеи

Психология – это одна из самых молодых наук, которой не всегда уделяют должное внимание. Однако не заметить ее бурное развитие за последние годы просто невозможно. Но до сих пор ученые не считают ее единой наукой, ведь на сегодняшний момент она имеет множество направлений, которые выдвигают собственные теории организации и восприятия психической реальности человеком. Это мешает представителям разных направлений делиться знаниями и обогащать ими друг друга.

Когнитивная психология (представители этого течения активно работают над его развитием, разрабатывая методологию) является тем направлением, которое более остальных интересует научный мир. И это вовсе не удивительно, ведь оно раскрывает человека как существо мыслящее и постоянно анализирующее свою деятельность. На этом основывается вся когнитивно-поведенческая психология, зародившаяся в середине прошлого века и до сих пор находящаяся в стадии активного развития. Из статьи читатели получат возможность поближе познакомиться с этим относительно новым течением в науке. А также узнать об основных представителях когнитивной психологии, ее положениях и задачах.

Общая характеристика нового направления

Когнитивная психология (представители этого направления сделали очень многое для его популяризации и постановки основных задач) на сегодняшний момент занимает довольно большой раздел в психологии как в науке. Само название этого течения образовалось от латинского слова, обозначающего «знание». Ведь именно на него чаще всего ссылаются представители когнитивной психологии.

Выводы, которые были сделаны данным научным течением, в дальнейшем стали широко использоваться в других дисциплинах. В первую очередь, конечно, психологических. К ним регулярно обращаются социальная психология, психология образования и психолингвистика.

Главное отличие данного направления от других – это рассмотрение психики человека как определенный набор схем, образующихся в процессе познания мира. Последователи и представители когнитивной психологии, в отличие от своих предшественников, уделяют большое внимание познавательным процессам. Ведь именно они дают необходимый опыт и возможность проанализировать ситуацию, чтобы принять правильное решение. В дальнейшем этот же алгоритм действий будет применяться в подобных ситуациях. Однако при изменившихся условиях поменяется и он. То есть поведение человека определяется не столько заложенными в него склонностями и воздействиями внешней среды, сколько мыслительными процессами и способностями.

Когнитивная психология и ее представители (У. Найссер, к примеру) считают, что все знания, полученные человеком при жизни, преобразовываются в некие схемы. Они хранятся в определенных ячейках памяти и извлекаются оттуда при необходимости. Можно сказать, что вся деятельность индивида происходит именно в этих рамках. Но нельзя считать, что они статичны. Познавательная деятельность происходит постоянно, а значит, регулярно появляются новые схемы и обновляются старые. Представители когнитивной психологии не рассматривают внимание как нечто обособленное. Его изучают в совокупности всех познавательных процессов, таких как мышление, память, восприятие и так далее.

История возникновения научного направления

Можно сказать, что своим возникновением когнитивная психология обязана американским ученым. Именно они в сороковые годы прошлого века проявили серьезный интерес к человеческому сознанию.

Со временем этот интерес породил большое количество исследовательских работ, экспериментов и новых терминов. Постепенно в психологию прочно входит понятие познания. Оно начинает выступать как определяющая не только человеческого сознания, но и практически всех его поступков. Конечно, это еще не была когнитивная психология. Найссер положил начало серьезным исследованиям в данном направлении, которые в дальнейшем начали перекликаться с работами других ученых. Они также ставили на первое место знания человека о самом себе и окружающем мире, позволяющие создавать новые поведенческие схемы и приобретать определенные навыки.

Интересно, что изначально данное направление сложно было считать однородным. Эта тенденция сохранилась до сих пор, ведь когнитивная психология не является единой школой. Скорее, ее можно описать как широкий диапазон задач, объединенных общей терминологией и методологией изучения. С их помощью описываются и объясняются определенные феномены психологии.

Когнитивная психология: основные представители

Многие считают это направление психологии уникальным, ведь оно практически не имеет основателя, вдохновившего других. Можно сказать, что разные ученые создавали приблизительно в одно и то же время научные труды, объединенные единой идеей. В дальнейшем они стали базовыми для нового направления.

Поэтому среди представителей когнитивизма нужно выделять несколько имен, внесших серьезный вклад в развитие этого течения. К примеру, Джордж Миллер и Джером Брунер организовали пятьдесят семь лет назад специализированный научный центр, который занялся изучением проблем и постановкой задач нового направления. К ним относятся память, мышление, язык и другие познавательные процессы.

Спустя семь лет после начала исследований У. Найссер опубликовал книгу, в которой подробно рассказал о новом направлении в психологии и дал его теоретическое обоснование.

Большой вклад в середине прошлого века внес в когнитивную психологию и Саймон. Ее представители, хочется отметить, зачастую начинали заниматься своими исследованиями совершенно случайно. В когнитивизм их приводил интерес к тем или иным сторонам человеческого сознания. Именно так произошло и с Гербертом Саймоном. Он работал над созданием теории управленческих решений. Его очень интересовали процессы принятия решения и организационное поведение. Несмотря на то, что его научный труд был направлен на поддержание научной теории управления, его очень активно используют и представители когнитивной психологии.

Основные идеи

Чтобы более точно представлять себе, что входит в сферу интересов данного течения в психологии, необходимо обозначить его основные идеи:

  • Познавательные процессы. К ним традиционно относят мышление, память, речь, воображение и так далее. Помимо этого когнитивная психология рассматривает и эмоциональную сферу развития личности, ведь без нее невозможно создание поведенческих схем. В этом процессе принимает участие и интеллект, причем когнитивизм с большим интересом относится к изучению искусственного интеллекта.
  • Изучение познавательных процессов с точки зрения вычислительного устройства. Психологи проводят параллель между человеческими познавательными процессами и современными компьютерами. Дело в том, что электронное устройство собирает, обрабатывает, анализирует и хранит информацию практически так же, как психика людей.
  • Третья идея заключается в теории поэтапной обработки информации. Каждый человек работает с полученными данными в несколько этапов, большая часть этого процесса происходит бессознательно.
  • Выяснение емкости человеческой психики. Ученые считают, что она имеет определенный предел. Вот только от чего он зависит и насколько разнится у людей, на данный момент непонятно. Поэтому психологи пытаются отыскать механизмы, которые в дальнейшем позволят наиболее эффективно обрабатывать и хранить поступающую информацию.
  • Пятая идея заключается в кодировке всех обработанных данных. Когнитивная психология транслирует теорию о том, что любая информация получает особый код в человеческой психике и отправляется на хранение в определенную ячейку.
  • Одной из идей нового направления в психологи является необходимость проводить изыскания только с помощью хронометрических средств. В когнитивизме считается важным то время, которое человек тратит на поиски решения какой-либо поставленной задачи.

Перечисленные выше идеи лишь на первый взгляд кажутся очень простыми, в реальности они являются базой, на которой выстраивается сложная цепочка научных изысканий и исследований.

Когнитивизм: положения

Основные положения когнитивной психологии довольно просты и понятны даже человеку, далекому от науки. Примечательно, что главная цель данного направления заключается в нахождении объяснений человеческого поведения с точки зрения познавательных процессов. Ученые делают акцент не на заложенных чертах характера, а на опыте и знаниях, приобретенных в результате сознательной деятельности.

Основные положения когнитивной психологии можно представить в виде следующего списка:

  • изучение чувственного процесса познания мира;
  • исследование процесса присваивания людьми определенных качеств и характеристик другим индивидам;
  • изучение процессов памяти и создания определенной картины мира;
  • понимание бессознательного восприятия событий и так далее.

Мы решили не перечислять все положения данного научного течения, а выделили только основные. Но даже после их изучения становится понятно, что когнитивизм с разных сторон изучает процессы познания.

Методология

Практически любое исследование в рамках когнитивной психологии должно в первую очередь включать в себя лабораторный эксперимент. При этом выделяется ряд установок, чаще всего они состоят из трех компонентов:

  • все данные выделяются из ментальных образований;
  • поведение является следствием познания и опыта;
  • необходимость рассматривать поведение как нечто целостное и не расчленять его на составляющие элементы.

Особенности когнитивной психологии

Интересно, что ученые сумели выделить особую схему, которая и управляет поведением личности в определенных ситуациях. Когнитивисты считают, что первичным в познании человеком окружающего мира является впечатление. Именно чувственное восприятие запускает процессы, которые в дальнейшем преобразуют знания и впечатления в некую цепочку. Она регулирует поведение человека, в том числе и социальное.

Причем данные процессы находятся в постоянном движении. Дело в том, что человек стремится к внутренней гармонии. Но в связи с получением нового опыта и знаний личность начинает испытывать определенную дисгармонию. Поэтому стремится упорядочить систему и получить еще больше знаний.

Когнитивный диссонанс: определение

Стремление индивидуума к внутренней гармонии и переживаемый в этот момент дискомфорт в психологии называется «когнитивный диссонанс». Его испытывает в разные периоды жизни каждый человек.

Возникает он в результате противоречий между знаниями о ситуации и реальностью либо знаниями и поступками личности. При этом когнитивная картина мира нарушается, и возникает тот самый дискомфорт, толкающий человека на ряд поступков, чтобы вновь войти в состояние гармонии с собой.

Причины возникновения диссонанса

Как вы уже поняли, избежать этого состояния невозможно. К тому же причин его появления крайне много:

  • логическая непоследовательность;
  • несоответствия в поведении с образцами, принятыми за эталон;
  • противоречие ситуации прошлому опыту;
  • возникновение нарушений в привычной схеме когнитивного поведения.

Любой пункт списка может серьезно повлиять на поведение человека, который начинает активно искать пути выхода из неприятного для него состояния. При этом он рассматривает несколько возможных алгоритмов решения задачи.

Выход из когнитивного диссонанса

Как утверждают ученые, вариантов выхода довольно много. Но чаще всего человек выбирает следующие:

  • изменение поведенческой схемы на новую;
  • смена определенных элементов когнитивной схемы;
  • расширение схемы и включение в нее новых элементов.

Когнитивный подход: краткая характеристика

Ученых-когнитивистов очень интересует сознательное поведение человека. Именно оно становится основным предметом исследования научного направления. Но делается это с определенной точки зрения, чтобы как можно лучше раскрыть основные задачи, поставленные психологией.

Когнитивный подход позволяет понять, как именно человек воспринимает, расшифровывает и кодирует информацию, извлекаемую из окружающего мира. Так с помощью данного подхода раскрывается процесс сравнения и анализа полученных данных. В дальнейшем они помогают принимать решения и создавать поведенческие схемы.

Психология личностных конструкторов

Нельзя рассматривать когнитивизм без теории личностных конструкторов. Она является базовой при изучении поведения людей в разных ситуациях. Если описывать ее кратко, то можно сказать, что люди, воспитанные и живущие в разных условиях, не могут воспринимать и оценивать действительность одинаково. Поэтому при попадании в равные условия они зачастую абсолютно по-разному воспринимают ситуацию и принимают неодинаковые решения.

Это доказывает, что личность выступает в роли исследователя, который опирается только на свои знания, и это позволяет ей отыскать верное решение. К тому же индивид может просчитывать последующие события, вытекающие из принятого решения. Таким образом, образуются определенные схемы, называемые личностными конструкторами. Если они оправдывают себя, то в дальнейшем продолжают использоваться в идентичных ситуациях.

Теория Альберта Бандуры

Еще до появления когнитивной психологии ученый Альберт Бандура разработал теорию, которая сейчас легла в основу научного направления. Теория основывается на том, что основные познания об окружающем мире возникают в процессе наблюдения.

Бандура утверждал в своих трудах, что в первую очередь социальная среда дает личности стимул для роста. Из нее черпаются знания и выстраиваются первые цепочки, которые в дальнейшем будут выступать в роли регулятора поведения.

При этом благодаря наблюдениям человек может предугадать, каким образом его действия скажутся на других людях. Это позволяет самому регулировать себя и менять модель поведения в зависимости от той или иной ситуации.

В данной теории знания и способность к саморегуляции являются превалирующими по отношению к интуиции и заложенными от природы инстинктами. Все перечисленное как нельзя лучше перекликается с основными положениями когнитивизма. Потому самого Альберта Бандуру часто причисляют к основателям нового направления в психологии.

Когнитивная психология – это очень интересное научное течение, которое позволяет лучше понять человека и мотивы, побуждающие его поступать в соответствии с теми или иными правилами.

Что такое подход когнитивной психологии? 12 ключевых теорий

Когда я пересекаю оживленную дорогу, передо мной встает море информации разной степени важности.

Удерживать внимание на встречном транспорте имеет первостепенное значение, но я едва замечаю пролетающих над головой чаек.

Эти шумные птицы привлекают внимание только тогда, когда я благополучно иду по другой стороне дороги, их крики напоминают мне о детских каникулах на море.

Когнитивная психология фокусируется на внутренних психических процессах, необходимых для понимания окружающей среды и принятия решения о следующем подходящем действии (Eysenck & Keane, 2015).

В этой статье исследуется подход когнитивной психологии, его происхождение, а также несколько теорий и моделей, связанных с познанием.

Прежде чем вы продолжите, мы подумали, что вы можете бесплатно загрузить три наших упражнения по позитивной психологии. Эти научно обоснованные упражнения исследуют фундаментальные аспекты позитивной психологии, включая сильные стороны, ценности и сострадание к себе, и дадут вам инструменты для улучшения благополучия ваших клиентов, студентов или сотрудников.

Эта статья содержит:

  • Что такое подход когнитивной психологии?
  • Краткая история когнитивной психологии
  • Когнитивная психология против бихевиоризма
  • 12 ключевых теорий, концепций и моделей
  • Увлекательные исследовательские эксперименты
  • Взгляд на позитивную когнитивную психологию
  • Интересные ресурсы от PositivePsychology.com
  • Сообщение на вынос
  • Ссылки

Что такое подход когнитивной психологии?

В последние десятилетия всплеск исследований тайн человеческого мозга и разума был значительным благодаря признанию важности когнитивного процесса в клинической психологии и социальной психологии (Eysenck & Keane, 2015).

В результате когнитивная психология глубоко повлияла на область психологии и на наше понимание того, что значит быть человеком.

Возможно, еще более удивительно, что он имел такой эффект без четких границ, интегрированного набора предположений и концепций или узнаваемого представителя (Gross, 2020).

Итак, что же такое подход когнитивной психологии?

Когнитивная психология пытается понять человеческое познание, сосредотачиваясь на том, что кажется когнитивными задачами, требующими небольших усилий (Goldstein, 2011).

Вернемся к нашему примеру с прогулкой по дороге. Представьте теперь, что мы тоже принимаем вызов. Теперь мы объединяем несколько одновременных когнитивных задач:

  • Восприятие окружающей среды
    Различение автомобилей по сигналам светофора и определение их направления и скорости на дороге, а также людей впереди, стоящих, разговаривающих и перегораживающих тротуар.
  • Внимание
    Внимание к тому, что наш партнер спрашивает нас по телефону, сквозь шум уличного движения.
  • Визуализация
    Формирование мысленного образа предметов в доме, ответ на вопрос «Где ты оставил ключи от машины?»
  • Понимание и воспроизведение речи
    Понимание реального вопроса («Мне нужно взять машину. Где твои ключи?») из сказанного и формулирование подходящего ответа.
  • Решение проблем
    Выяснение того, как добраться до следующей встречи без машины.
  • Принятие решений
    Заключение о том, что время одной встречи не подходит, и решение перенести ее на другой день.

В то время как когнитивные психологи изначально сосредоточились на аналогии, сравнивающей разум с компьютером, их понимание продвинулось дальше.

В настоящее время существует четыре подхода, которые часто перекрываются и часто комбинируются, которые наука использует для понимания человеческого познания (Eysenck & Keane, 2015):

  • Когнитивная психология
    Попытка «понять человеческое познание с помощью поведенческих данных» (Eysenck & Keane, 2015, стр. 2).
  • Когнитивная нейропсихология
    Понимание «нормальных» когнитивных функций посредством изучения пациентов, живущих с черепно-мозговой травмой.
  • Когнитивная неврология
    Объединение данных, полученных из мозга, с поведением для формирования более полной картины когнитивных функций.
  • Вычислительная когнитивная наука
    Использование вычислительных моделей для понимания и проверки нашего понимания человеческого познания.

Когнитивная психология играет огромную и важную роль в понимании человеческого познания и сильнее благодаря своим тесным отношениям и взаимозависимости с другими академическими дисциплинами (Eysenck & Keane, 2015).

Краткая история когнитивной психологии

В 1800-х годах научное сообщество широко полагало, что «разум не может понять разум».

В 1868 году голландский физиолог Франциск Дондерс начал измерять время реакции — то, что мы сейчас рассматриваем как эксперимент в когнитивной психологии (Goldstein, 2011).

Дондерс понял, что ментальные реакции нельзя измерить напрямую, но можно вывести из поведения. Вскоре после этого Герман Эббингауз начал исследовать природу и внутреннюю работу человеческой памяти, используя бессмысленные слоги (Goldstein, 2011).

К концу 1800-х годов Вильгельм Вундт создал первую лабораторию, посвященную научному изучению разума. Его подход стал известен как

структурализм . Его смелой целью было построить периодическую таблицу ума , содержащую все ощущения, связанные с созданием любого опыта (Goldstein, 2011).

Однако от использования аналитического самоанализа для выявления скрытых психических процессов постепенно отказались, когда Джон Уотсон предложил новый психологический подход, который стал известен как бихевиоризм (Goldstein, 2011).

Уотсон отказался от интроспективного подхода и вместо этого сосредоточился на наблюдаемом поведении. Его идея классическое обусловливание — связь нового стимула с ранее нейтральным — позже была превзойдена идеей Б. Ф. Скиннера об оперантном обусловливании , которая была сосредоточена на положительном подкреплении (Goldstein, 2011).

Обе теории стремились понять взаимосвязь между стимулом и реакцией, а не внутреннюю работу мозга (Goldstein, 2011).

Под влиянием резких нападок лингвиста и когнитивиста Ноама Хомского к 1950-м годам бихевиоризм как доминирующая психологическая дисциплина пришел в упадок. Внедрение цифрового компьютера привело к подход к обработке информации , вдохновляющий психологов думать о разуме с точки зрения последовательности этапов обработки (Goldstein, 2011).

В 1967 году Ульрих Найссер опубликовал учебник под названием Когнитивная психология , в котором особое внимание уделялось обработке информации, и так родился новый термин. Действительно, как мы увидим, когнитивная психология в конечном итоге стала предпочтительным подходом в психологии для исследования и теоретизирования человеческого познания (Goldstein, 2011).

Когнитивная психология против бихевиоризма

Мур (1996) осознал напряженность, связанную со сдвигом парадигмы от бихевиоризма к когнитивной психологии.

Хотя исследования в области когнитивной психологии, когнитивной нейропсихологии, когнитивной нейробиологии и вычислительной когнитивной науки в настоящее время широко признаны в качестве движущей силы для понимания психических процессов (таких как память, восприятие, решение проблем и внимание), это не всегда было случай (Гросс, 2020).

Мур (1996) подчеркнул связь между бихевиоризмом и относительно новой областью когнитивной психологии, а также иногда ошибочные предположения относительно природы первого подхода:

  • Бихевиоризм обычно связан только с изучением публично наблюдаемого поведения.
    В отличие от бихевиоризма, когнитивная психология считается свободной от ограничений логического позитивизма, основанного на проверке посредством наблюдения.

С тех пор современная когнитивная психология объединила результаты многих других дисциплин, включая эволюционную психологию, информатику, искусственный интеллект и нейробиологию (Eysenck & Keane, 2015).

  • В отличие от бихевиоризма, когнитивная психология является теоретической и объяснительной.
    Бихевиоризм часто считают просто описательным, в то время как когнитивная психология рассматривается как способная объяснить, что стоит за поведением.

Особые непрерывные достижения в когнитивной психологии включают восприятие, понимание и производство речи, а также решение проблем (Eysenck & Keane, 2015).

  • Бихевиоризм не может включать теоретические термины.
    Хотя в то время некоторые бихевиористы возражали, утверждалось, что бихевиоризм не может включать теоретические термины, если они не связаны с непосредственно наблюдаемым поведением.

В то время когнитивные психологи также утверждали, что со стороны бихевиористов неправильно интерпретировать психические состояния в терминах состояний мозга.

Достижения в области неврологии, такие как новые методы визуализации, такие как функциональная МРТ, продолжают предлагать свежие идеи о взаимосвязи между мозгом и психическими состояниями (Eysenck & Keane, 2015).

Очевидно, что отношения между бихевиоризмом и развивающейся областью когнитивной психологии были сложными. Тем не менее, когнитивная психология превратилась в школу мысли, которая привела к значительному прогрессу в понимании познания, особенно в сочетании с другими разработками в области вычислительной техники и нейронауки.

Возможно, это было бы невозможно без смены доминирующих школ психологии (Gross, 2020; Goldstein, 2011; Eysenck & Keane, 2015).

12 Ключевые теории, концепции и модели

Когнитивная психология обратила свое внимание на все аспекты человеческого познания.

И хотя в рамках этой статьи невозможно охватить всю широту или глубину областей исследований, ниже мы перечисляем несколько наиболее важных и увлекательных специальностей и теорий.

Внимание

Вряд ли можно представить себе мир, в котором внимание не играет существенной роли в том, как мы взаимодействуем с окружающей средой, и тем не менее мы редко задумываемся о нем.

Согласно когнитивной психологии, внимание наиболее активно, когда оно управляется ожиданиями или целями человека, что известно как нисходящая обработка . С другой стороны, он более пассивен, когда контролируется внешними раздражителями, такими как громкий шум, называемый восходящей обработкой (Eysenck & Keane, 2015).

Существует еще одно различие между сфокусированным вниманием (избирательное) и разделенным вниманием . Исследование первого показывает, как мы можем сосредоточиться на одном объекте (шуме, изображении и т. д.), когда их несколько. Напротив, последний рассматривает, как мы можем удерживать внимание на двух или более стимулах одновременно.

Дональд Бродбент предложил модель узкого места , чтобы объяснить, как мы можем обращать внимание только на одно сообщение, когда представлено несколько, например, в экспериментах по дихотическому прослушиванию , где к каждому уху предъявляются разные слуховые стимулы. Модель Бродбента предполагает несколько этапов обработки, каждый из которых постепенно ограничивает поток информации (Goldstein, 2011).

Восприятие

Как и все другие области познания, восприятие гораздо сложнее, чем мы можем себе представить. Возьмем, к примеру, зрение. В то время как большое количество исследований «включало представление визуального стимула и оценку аспектов его обработки», существует также время аспект для рассмотрения (Eysenck & Keane, 2015, стр. 121).

Нам нужно не только воспринимать объекты, но и понимать их движение и обнаруживать изменения в визуальной среде с течением времени (Eysenck & Keane, 2015).

Исследования показывают, что восприятие, как и внимание, сочетает в себе восходящую и нисходящую обработку. Обработка снизу вверх включает нейроны, которые срабатывают в ответ на определенные элементы изображения — возможно, части лица, нос, брови, линию подбородка и т. д. Обработка сверху вниз рассматривает, как знания, которые кто-то приносит с собой, влияют на их восприятие.

Обработка снизу-вниз помогает объяснить, почему два человека, которым предъявляются одни и те же стимулы, испытывают различное восприятие в результате своих ожиданий и предшествующих знаний (Goldstein, 2011).

Сочетание восходящей и нисходящей обработки также позволяет человеку понимать как статические, так и движущиеся изображения, когда доступна ограниченная информация; мы можем отследить человека, идущего сквозь толпу, или самолет, исчезающий в облаках и исчезающий из них (Eysenck & Keane, 2015).

Система зеркальных нейронов невероятно интересна и оказывается полезной в наших попытках понять биологическое движение. Наблюдение за действиями активирует те же области мозга, что и их выполнение. Модель, по-видимому, объясняет, как мы можем имитировать действия другого человека, что имеет решающее значение для обучения (Eysenck & Keane, 2015).

Понимание языка

Понимание языка, написанного или устного, требует высокой степени многоуровневой обработки (Eysenck & Keane, 2015).

Понимание начинается с первоначального анализа структуры предложения (более крупные языковые единицы требуют дополнительной обработки). Помимо обработки синтаксиса (правила построения и анализа предложений), необходим анализ значения предложения ( семантика ), чтобы понять, должна ли интерпретация быть буквальной или включать иронию, метафору или сарказм (Eysenck & Keane, 2015).

Прагматика исследует предполагаемое значение. Например, крикнув: «Это звонок в дверь!» вряд ли будет простым наблюдением, а скорее просьбой открыть дверь (Eysenck & Keane, 2015).

Было предложено несколько моделей для понимания анализа и понимания предложений, известных как разбор , в том числе (Eysenck & Keane, 2015): двусмысленные (например, «Лошадь, промчавшаяся мимо сарая, упала»). Это говорит о том, что их сложно понять, потому что анализ выполняется для каждой отдельной единицы предложения с небольшой обратной связью, а исправление затруднено.

  • Модель на основе ограничений
    Интерпретации предложения могут быть ограничены несколькими ограничениями, включая синтаксические, семантические и общие знания о мире.
  • Модель неограниченной гонки
    Эта модель сочетает в себе модель садовой дорожки и модель, основанную на ограничениях, и предполагает, что все источники информации формируют синтаксическую структуру. Одна такая интерпретация выбирается до тех пор, пока от нее не отказываются по уважительной причине в пользу другой.
  • Достаточно хорошее представление
    Эта модель предполагает, что синтаксический анализ обеспечивает «достаточно хорошую» интерпретацию, а не что-то подробное, точное и полное.
  • Приведенные выше исследования и теории намекают на огромную сложность человеческого познания и объясняют, почему так много моделей и концепций пытаются ответить на вопрос, что происходит, когда это работает, и, что не менее важно, когда нет.

    Увлекательные исследовательские эксперименты

    В когнитивной психологии проводится множество исследовательских экспериментов, которые подчеркивают успехи и неудачи человеческого познания. Каждый из следующих трех дает представление о психических процессах, стоящих за нашим мышлением и поведением.

    Феномен коктейльной вечеринки

    Избирательное внимание — или в данном случае избирательное слушание — часто иллюстрируется тем, что стало известно как феномен коктейльной вечеринки  (Eysenck & Keane, 2015).

    Даже в оживленной комнате и, возможно, во время разговора мы часто можем услышать, если кто-то еще упомянет наше имя. Кажется, мы можем отфильтровать окружающий шум, комбинируя восходящую и нисходящую обработку, чтобы создать ситуацию «победитель получает все», когда обработка одного ценного слухового сигнала подавляет мозговую активность всех остальных (Goldstein, 2011). .

    Магия

    Хотя люди могут полагать, что скорость движения рук позволяет фокусникам обманывать нас, исследования показывают, что основным фактором является неправильное направление (Eysenck & Keane, 2015).

    Исследование трюка с исчезновением зажигалки, проведенное в 2010 году, показало, что когда зажигалку бросали (чтобы скрыть ее от более позднего финала с открытием руки), это было замаскировано путем направления внимания из точки фиксации — известного как скрытое внимание. – с удивительной эффективностью.

    Однако испытуемые смогли определить падение, когда их внимание было направлено на точку фиксации, известную как открытое внимание (Kuhn & Findlay, 2010).

    Свобода воли

    В наводящем на размышления исследовании, изучающем свободу воли, участников попросили сознательно решить, двигать ли им палец влево или вправо, в то время как функциональный МРТ-сканер контролировал их префронтальную кору и теменную кору (Soon, Brass, Heinze, & Haynes). , 2008).

    Мозговая активность предсказала направление движения за целых семь секунд до того, как они сознательно осознали свое решение. Хотя последующие исследования поставили под сомнение некоторые выводы, оказалось, что активность мозга может предшествовать сознательному мышлению (Eysenck & Keane, 2015).

    Взгляд на позитивную когнитивную психологию

    Несмотря на ограниченное количество доступной научной литературы, есть признаки новой тенденции, влияющей на терапию и исследования, известной как позитивная когнитивная психология .

    Были обнаружены связи между положительными эмоциями, творческим мышлением и общим благополучием, что свидетельствует об изменениях в окружающей среде, которые могут способствовать повышению производительности труда и внедрению инноваций на рабочем месте (Yuan, 2015).

    Исследуемые факторы включают создание климата, способствующего творчеству, стимулирование вызовов, доверия, свободы, готовности рисковать, низкий уровень конфликтов и даже благотворное влияние юмора.

    Несомненно, объединение двух мощных и привлекательных новых областей позитивной психологии и когнитивной психологии приведет к дальнейшим инновациям.

    Интересные ресурсы с сайта PositivePsychology.com

    У нас есть много инструментов, рабочих листов и упражнений для изучения и улучшения внимания, решения проблем и способности регулировать эмоции.

    Почему бы не загрузить наш бесплатный набор для изучения эмоционального интеллекта и не опробовать содержащиеся в нем мощные инструменты?

    • Развитие эмоционального сознания
      В этом упражнении мы развиваем эмоциональный интеллект, внимательно обращая внимание на существующие эмоциональные состояния.
    • Выявление ложных убеждений об эмоциях
      Наши убеждения часто действуют вне нашего сознания. В этом упражнении рассматриваются базовые и часто бессознательные предположения клиентов об их эмоциях.

    Другие бесплатные ресурсы включают:

    • Навыки регулирования эмоций
      Мы можем научиться управлять своими эмоциями, сосредотачиваясь больше на положительных переживаниях, чем на отрицательных.
    • Эмоциональное повторение и ремоделирование внимания
      Определение фраз, используемых для описания самих себя, может помочь снизить чувствительность к негативным чувствам.

    Более подробные версии следующих инструментов доступны при подписке на Инструментарий позитивной психологии©, но вот краткий обзор:

    • Создание ритуалов наслаждения
      Можно усилить положительные эмоции, обострив наше сенсорное восприятие посредством наслаждения .

    Обучение концентрации может помочь.

    Шаг первый. Определите повседневные занятия, которые приносят вам удовольствие.
    Шаг второй. Сосредоточьтесь на получении удовольствия, как это происходит при выполнении этих действий.

    В конце недели найдите время, чтобы записать свои размышления о создании ритуалов наслаждения.

    • Извлечение сильных сторон из проблем
      Удивительно, но чрезмерное использование наших сильных сторон может повредить нашей способности решать проблемы.

    В этом упражнении мы исследуем существующую проблему в жизни клиента:

    Шаг первый – Опишите текущую проблему.
    Шаг второй. Определите проблемный контекст или область жизни.
    Шаг третий. Определите проблемное поведение в себе.
    Шаг четвертый. Осознайте свою скрытую силу.
    Шаг пятый. Определите, что вы можете сделать, чтобы устранить проблему.

    • 17 упражнений по позитивной психологии
      Если вы ищете более научно обоснованные способы помочь другим улучшить свое самочувствие, ознакомьтесь с этой фирменной коллекцией из 17 проверенных инструментов позитивной психологии для практиков. Используйте их, чтобы помочь другим процветать и процветать.

    Важная информация

    Когнитивная психология играет решающую роль в нашем поиске понимания того, как мы взаимодействуем с постоянно меняющейся и потенциально опасной средой, и придаем ей смысл.

    Мало того, он дает представление о том, что происходит, когда что-то идет не так, и как это может повлиять на наше благополучие и способность справляться с жизненными событиями.

    Сила когнитивной психологии заключается в ее готовности использовать результаты исследований многих других дисциплин, комбинируя их с существующей психологической теорией для создания новых моделей познания.

    Задачи, которые мы выполняем неосознанно, намного сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Восприятие, внимание, решение проблем, понимание и производство речи, а также принятие решений часто происходят без преднамеренного обдумывания и тем не менее имеют огромные последствия для нашей жизни.

    Используйте эту статью в качестве отправной точки для изучения многочисленных и разнообразных аспектов когнитивной психологии. Рассмотрите их отношения с соответствующими областями исследований и подумайте о важности понимания познания для помощи клиентам в преодолении сложных событий или обстоятельств.

    Надеемся, вам понравилась эта статья. Не забудьте бесплатно скачать три наших упражнения по позитивной психологии.

    • Айзенк, М. В., и Кин, М. Т. (2015). Когнитивная психология: Учебник для студентов . Психология Пресс.
    • Гольдштейн, Э. Б. (2011). Когнитивная психология . Уодсворт, Cengage Learning.
    • Гросс, Р. Д. (2020). Психология: наука о разуме и поведении . Ходдер и Стоутон.
    • Кун, Г., и Финдли, Дж. М. (2010). Неправильное направление, внимание и осознание: слепота по невнимательности выявляет временную связь между движениями глаз и визуальным осознанием. Ежеквартальный журнал экспериментальной психологии , 63 (1), 136–146.
    • Мур, Дж. (1996). О связи между бихевиоризмом и когнитивной психологией. Journal of Mind and Behavior , 17 (4), 345–367
    • Сун, К.С., Брасс, М., Хайнце, Х., и Хейнс, Дж. (2008). Бессознательные детерминанты свободных решений в мозгу человека. Nature Neuroscience , 11 (5), 543–545.
    • Юань, Л. (2015). Чем счастливее человек, тем он более креативен: исследование вдохновляющих положительных эмоций как от субъективного благополучия, так и от удовлетворения на работе. Психология , 6 , 201–209.

    Как ученые изучают разум

    Автор Candina Jordan

    В этой статье

    • Чем занимается когнитивный психолог?
    • История когнитивной психологии.
    • Примеры когнитивной психологии. Когнитивная перспектива в психологии фокусируется на том, как взаимодействие мышления, эмоций, творчества и способности решать проблемы влияет на то, как и почему вы думаете так, как вы это делаете. Когнитивная психология пытается измерить различные типы интеллекта, определить, как вы организуете свои мысли, и сравнить различные компоненты познания.

      Чем занимается когнитивный психолог?

      Когнитивные психологи занимаются клиническими исследованиями, обучением, обучением и клинической практикой. Они используют информацию, полученную в результате изучения того, как люди думают и обрабатывают информацию, чтобы помочь людям разработать новые способы решения проблемного поведения и жить лучше. Когнитивные психологи обладают специальными знаниями в области прикладного анализа поведения, поведенческой терапии, теорий обучения и теорий обработки эмоций.

      Они знают, как применить эти знания к состоянию человека и использовать их при лечении: 

      • Тревожные расстройства
      • Академическая эффективность
      • расстройства личности
      • злоупотребление психоактивными веществами
      • Дипрессивные расстройства
      • . популярность в 1950–1970-х годах, когда исследователи стали больше интересоваться тем, как мышление влияет на поведение. Этот период называется «когнитивной революцией» и представляет собой сдвиг в мышлении и фокусах психологов. До этого времени в психологии доминировал бихевиористский подход. Бихевиористы изучали только внешнее поведение, которое можно было измерить.

        Бихевиористы полагали, что бессмысленно пытаться изучать разум, потому что невозможно увидеть или объективно измерить, что происходит в чьих-то мыслях. Разум рассматривался как черный ящик, который нельзя было измерить.

        Когнитивный подход породил идею о том, что внутреннее психическое поведение можно изучать с помощью экспериментов. Когнитивная психология предполагает, что между появлением стимула и моментом, когда вы на него реагируете, существует внутренний процесс.

        Эти процессы называются опосредованными и могут включать память, восприятие, внимание, решение проблем или другие процессы. Когнитивные психологи считают, что если вы хотите понять поведение, вы должны понять опосредующие процессы, которые его вызывают.

        Примеры когнитивной психологии

        Некоторые примеры исследований и работ в области когнитивной психологии включают: 

        Эксперты думают иначе. Новички думают буквально, когда пытаются решить проблему. Они склонны сосредотачиваться на поверхностных деталях, когда сталкиваются с незнакомой ситуацией. Эксперты могут видеть основные связи и рассматривать проблему более абстрактно.

        Кратковременная память. Ваша кратковременная память, вероятно, намного короче, чем вы думаете. Классическое исследование в области когнитивной психологии показало, что участники исследования могли вспомнить только 10% случайных строк из трех букв за 18 секунд. Через 3 секунды участники смогли вспомнить 80% буквенных цепочек, поэтому через 15 дополнительных секунд произошло значительное падение.

        Картирование мозга. Некоторые когнитивные психологи работают над Инициативой BRAIN (Исследования мозга посредством продвижения инновационных нейротехнологий). Этот проект сравнивают с проектом генома человека. Это попытка узнать больше о 100 миллиардах клеток мозга, в том числе о связях между ними и о том, как они связаны с поведением и здоровьем.

        Перспективы когнитивной психологии на практике

        Перспективы когнитивной психологии можно использовать для улучшения многих областей жизни, в том числе способов обучения детей. Исследователи Пуджа К. Агарвал и Генри Л. Редигер III использовали результаты своих исследований в области когнитивной психологии для разработки более эффективных методов поощрения обучения в классе. Они использовали эксперименты, чтобы определить, как студенты учатся и применяют свои знания, а также опровергали устаревшие теории.

        Раньше эксперты считали, что память можно улучшить с помощью практики, но эта теория была опровергнута. Другая популярная теория, которая была развенчана, состоит в том, что ошибки мешают обучению. На самом деле все наоборот. Вы учитесь на своих ошибках, поэтому совершение ошибок улучшает вашу способность учиться. В то время как большинство педагогов вышли за рамки этих теорий, все еще существуют недоказанные теории, такие как представление о том, что у разных людей разные стили обучения.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *