26.07.2024

Ошибки межличностного восприятия: Охарактеризуйте основные ошибки межличностного восприятия. — Студопедия

Охарактеризуйте основные ошибки межличностного восприятия. — Студопедия

Поделись с друзьями

Контрольные вопросы и задания

 

Сформулируйте, в чем состоят особенности перцептивной функции профессионального общения.

     Перцептивная функция — это межличностное восприятие. Необходимо отметить, что восприятие социальных объектов обладает такими многочисленными специфическими чертами, что само употребление слова «восприятие» в традиционном общепсихологическом смысле является не совсем точным. К таким чертам относится восприятие не только внешних характеристик объекта, но и его поведенческих и психологических характеристик: целей, мотивов, мыслей, способностей, эмоций и т. д. Кажется, вполне оправданным в качестве синонима «восприятие другого человека» использовать выражение «познание другого человека»

Специфика межличностного восприятия при коммуникации включает следующие моменты:

— сообщения воспринимаются и оцениваются в свете актуальных потребностей адресата;

— всегда неизбежно искажение смысла сообщения в силу различий в опыте адресанта и адресата;

— информация, не находящаяся в области опыта адресата, воспринимается медленнее, чем информация, ему знакомая;

— в незнакомой ситуации работники склонны ориентироваться на те решения, которые уже были ими опробованы в похожих ситуациях;

— решить проблему точности интерпретации сообщения с помощью одних лишь языковых средств невозможно.

Учет всех этих обстоятельств представляется особенно важным, когда познание другого человека рассматривается как составная часть процесса общения, как основание не только для понимания партнера, но для установления с ним согласованных действий, а также отношений близости, привязанности или дружбы. Таким образом, можно сказать, что восприятие адресата означает восприятие его внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками и интерпретацию его поступков на этой основе. На основе

внешней стороны поведения мы, по словам С.Рубинштейна, как бы «читаем» другого человека, расшифровываем значение его внешних данных.

 

 

Какова роль первого впечатления в профессиональном общении и что необходимо делать для формирования позитивного первого впечатления?

Первое впечатление – это оценочное восприятие образа человека в первые секунды знакомства. Роль первого впечатления трудно переоценить, ведь говорят: «Требуются считанные секунды, чтобы произвести первое впечатление, и вся оставшаяся жизнь, чтобы его исправить».

Человеческому мозгу требуются доли секунды, чтобы составить мнение о характере и способностях незнакомого человека. В результате сканирования головного мозга установлено, что возникновение симпатии или антипатии к незнакомому человеку при первом впечатлении происходит практически без участия интеллекта. В этом процессе задействован отдел мозга, отвечающий за ощущение страха, – мозжечковая миндалина.

Психологии выделяют три основных фактора возникновения первого впечатления: фактор привлекательности , фактор превосходства и фактор отношения . Эти факторы действуют в тесной взаимосвязи.

Фактор привлекательности означает, насколько приятен и симпатичен нам объект знакомства. По отношению к внешне привлекательному человеку люди склонны переносить приятные внешние данные на внутренний мир и черты характера; хотя известно, что связь между чертами лица и особенностями характера может быть минимальной или отсутствовать вообще.

Фактор превосходства означает подсознательное сравнение себя с новым объектом знакомства. Если этот объект превосходит воспринимающего по какому-либо параметру, то значительно выше оцениваются и другие его качества. Иными словами, происходит общая завышенная личностная оценка.

Фактор отношения означает реакцию человека па отношение к нему объекта знакомства. Людей, которые проявили при первой встрече искреннее внимание, доброжелательность, человек склонен воспринимать лучше, чем они есть на самом деле. И наоборот, проявленные с первых секунд невнимание, заносчивость, грубость создают отрицательное впечатление об объекте знакомства.

Какие существуют механизмы взаимопонимания в профессиональном общении?

Механизмы восприятия взаимопонимания между людьми выглядят следующим образом:

Идентификация – буквально означает отождествление себя с другим, выражает установленный эмпирический факт, что одним из самых простых способов понимания другого человека является уподобление себя ему.

Идентификация выступает в качестве одного из механизмов познания и понимания другого человека. Существует тесная связь между идентификацией и эмпатией.

Эмпатия — определяется как особый способ понимания другого человека, стремление эмоционально откликнуться на проблемы другого человека. Механизм эмпатии в определенных чертах сходен с механизмом идентификации: присутствует умение поставить себя на место другого человека, взглянуть на вещи с его точки зрения. Но процесс понимания друг друга осложняется явлением рефлексии.

 Под рефлексией понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это уже знание того, как другой понимает меня, своеобразный удвоенный процесс зеркального отражения друг друга.

Охарактеризуйте основные ошибки межличностного восприятия.

· Предрассудки и предубеждения (в основе предрассудков лежит предубеждение, т. е. необоснованное негативное представление о других людях, очень устойчивы)

· «Эффект ореола» (тенденция переносить благоприятное (и нет) впечатление об одном качестве на все другие его качества, ярко проявляется при формировании первого впечатления, мешает видеть действительные черты)

· Эффект первичности (проявляется в том, что при восприятии незнакомого человека преобладает та информация о нем, которая предъявлялась раньше)

· Эффект новизны (действует в ситуациях восприятия знакомого человека и более новая информация оказывается наиболее значимой)

· Фактор превосходства (большинство людей склонны систематически переоценивать различные психологические качества тех, кто превосходит их по какому-то существенному для них достоинству; имея дело с человеком, которого он сам в чем-то превосходит, наоборот, старается недооценить его, порой даже принизить его возможности; оценивается человек по внешним атрибутам и манере поведения)

· Фактор статуса (во многих случаях оценка личностных качеств человека зависит от его социального статуса)

· Фактор «отношение к нам» (зачастую в практике общения люди неправильно оценивают тех людей, которые к ним относятся плохо; чем ближе чужое мнение к собственному, тем выше оценка высказавшего это мнение человека, и наоборот, чем выше оценивался некто, тем большее сходство его взглядов с собственными)

· Проекция (неосознанное, непроизвольное приписывание другим своих собственных психологических, нравственных качеств и состояний, суждение о людях по аналогии с самим собой; также мы приписываем другим людям те собственные качества и характеристики, обладателями которых быть не слишком приятно)

· Фактор привлекательности (так называемый стереотип привлекательности: что красиво — то хорошо)

· Эффект снисходительности (заключается в том, что мы оцениваем другого человека чаще положительно, чем негативно, и используем по отношению к нему позитивные характеристики тогда, когда он по отношению к нам не конкурентоспособен или вызывает чувство жалости из-за неуверенности в себе, закомплексованности, ущербности)

· Эффект «фаворитизма» (те, кто чувствуют себя любимцами, фаворитами в группе, чаще воспринимают новичков с чувством превосходства — «сверху вниз»; фаворитов также порой неадекватно оценивают, завышая их возможности из-за высокой уверенности в себе)

· Казуальная атрибуция (приписывание другому человеку причин его поведения в том случае, когда информация об этих причинах отсутствует; осуществляется либо на основе сходства поведения воспринимаемого лица с каким-то другим образцом, имевшимся в

прошлом опыте субъекта восприятия, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в аналогичной ситуации; существует целая система способов атрибуции)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Билет №1 Психология как наука.

Предмет психологии. Психические явления и психологические факты шпоры психология


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2023
обратиться к администрации


Билет №1

1.Психология как наука. Предмет психологии. Психические явления и психологические факты.

Психология – это наука, целью которой является изучение механизмов функционирования человеческой психики. Она рассматривает закономерности поведения людей в различных ситуациях, возникающие при этом мысли, чувства и переживания.

Как самостоятельная наука психология сформировалась лишь к концу XIX в. Однако как особая отрасль знаний она существовала еще со времен древней истории. Обычно основоположником психологии принято считать Аристотеля, который написал первый систематический трактат о душе. Но «знание о душе» (а именно таков дословный перевод термина «психология» с греческого языка – «психе» и «логос», т. е. «душа» и «слово, знание») долгое время относили к области философии, религии или медицины.

В течение многих столетий предметом психологии так и считалась душа. Представления о ней во все века были неопределенны. Каждый исследователь предлагал свою концепцию. Так, например, в Древней Греции философ Гераклит считал душу и разум состоящими из мирового огня – первоначала всего сущего; Анаксимен – из воздуха; Эмпедокл – из слияния корней всего сущего, четырех вечных стихий: земли, воды, воздуха и огня. Алкмеон впервые предположил, что «органом души» является мозг. До него считали, что душа «размещается» в сердце, в крови или вообще существует отдельно от тела. Все эти концепции очень далеки от современных представлений о психологии, однако так или иначе они способствовали накапливанию знаний о человеке.

Аристотель был тем, кто впервые сказал о неотделимости души от тела. Он также говорил о существовании трех видов души: растительной, животной и разумной. По его мнению, у человека все эти три вида сосуществовали вместе. Это был большой прорыв в познании о психике. Ведь если перевести эти представления на язык современной психологии, то можно сказать, что Аристотель открыл существование трех уровней – элементарного способа отражения на уровне простейших реакций на внешние раздражители, психофизиологии, за деятельность которой отвечает вегетативная нервная система и сознания – продукта активной деятельности головного мозга.

Таким образом, у Аристотеля душа есть активное целесообразное начало живого тела, неотделимое от него.

Помимо философов, свое представление о душе имели и теологи. Согласно теистическим воззрениям душа человека – созданное Богом, неповторимое бессмертное духовное начало. Пантеизм определял душу как индивидуальное проявление единой духовной субстанции (микрокосм как отражение макрокосма).

В Новое время Рене Декарт предложил дуалистическое воззрение, которое разделяет душу и тело как две самостоятельные субстанции. В новоевропейской же философии термин «душа» стал преимущественно употребляться для обозначения внутреннего мира человека.

Таким образом, в настоящее время предметом психологии как науки является не размытое в своем толковании понятие души, а более строгое понятие психики. Объектом же исследования психологической науки являются закономерности возникновения и развития, а также проявления человеческой психики. Кроме того, к объекту исследования психологии относятся психические процессы и состояния человека, психические качества человека как биосоциальной системы, т. е. уникального существа, представляющего собой сложный сплав биологических и социальных свойств.

Под психикой в современной науке понимают свойство высокоорганизованной материи активно и адекватно отражать реалии окружающего мира.

Чтобы понять сущность психики, необходимо обратиться к рефлекторной теории отражения. Эта теория является естественно-научным фундаментом современной психологии. Согласно данной теории в основе высшей нервной деятельности лежит рефлекс, посредством которого осуществляются все жизненно важные акты.

Рефлекс имеет пятизвенную структуру. Первым звеном является преобразование внешнего или внутреннего раздражения в нервный импульс, который передается в мозг афферентным (центростремительным) потоком. Вторым и наиболее важным звеном является переработка переданного нервного импульса в ощущение, вызывающее соответствующий образ, мысль, эмоцию. Далее следует действие эфферентного (центробежного) потока нервных импульсов, которые передают команду от мозга в соответствующий орган. Четвертое звено – реакция этого органа на мозговой импульс. Завершающее звено – «отчет» о выполнении, поступающий от органа в мозг. Вот элементарный пример – кожный рецептор руки передает болевой импульс. Мозг расшифровывает его как жжение от горячего предмета, посылает команду мышцам руки, она отдергивается от предмета. Мозг получает ответный сигнал об исполнении команды. Как вы понимаете, в действительности это происходит в десятки раз быстрее, чем можно прочитать описание данного примера. Рефлексы делят на безусловные и условные. Безусловные рефлексы врожденны. Отдергивание руки от обжигающего предмета как раз является рефлексом безусловным – он является непосредственной реакцией на болевое раздражение. Условные рефлексы приобретаются в процессе жизни спонтанно или формируются искусственно при многократном повторении реакции на раздражитель. Например, условным рефлексом можно назвать реакцию матери, которая способна спокойно спать при любом шуме, но мгновенно просыпается, услышав хныканье своего малыша. Создание искусственных условных рефлексов применялось лишь в лабораторных условиях на животных. Подобные эксперименты описаны в трудах И. П. Павлова, который ввел в психологию понятие условного рефлекса.

Теория рефлекторного отражения позволила выделить одну из важнейших категорий психологии – сознание. Чтобы подойти к этому понятию, следует сказать несколько слов о филогенезе психики, который можно проследить именно на теории отражения.

Скачать 476.06 Kb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

Ошибки восприятия и их виды

Перейти к основному содержанию

Ошибки восприятия Лакшмисри Гош

Лакшмисри Гош

Старший помощник по подбору персонала Synechron

Опубликовано 20 мая 2020 г.

+ Подписаться

ошибка восприятия  – это неспособность справедливо и точно судить о людях, вещах или ситуациях. Примеры могут включать такие вещи, как предвзятость, предрассудки, стереотипы, которые всегда заставляли людей ошибаться в различных аспектах своей жизни.

Ошибка восприятия оказывает сильное влияние на организацию и препятствует правильному принятию решений при приеме на работу, аттестации, обзоре, обратной связи и т. д.

Существует много типов ошибок восприятия на рабочем месте

1. Избирательное восприятие -Люди обычно интерпретируют в соответствии со своими интересами, идеями и опытом. Это тенденция не замечать и забывать стимулы, которые вызывают эмоциональный дискомфорт. Например, мы можем подумать, что первокурсники с оценками выше 80 % исключительно хорошо справятся с техническими собеседованиями по соответствующим предметам. неточный результат большую часть времени. Например, у нас всегда создается впечатление, что ленивый человек никогда не может быть пунктуальным ни в каком случае.

3. Стереотипы — У нас всегда есть тенденция классифицировать людей по общим группам / категориям, чтобы упростить вопрос. Например — Женщины всегда хорошие домохозяйки и могут преуспеть в балансе между работой и личной жизнью

4. Эффект контраста — Мы снова иногда судим о людях по сравнению с другими. Этот пример обычно встречается в спорте, академических науках и обзорах производительности. честно.

6. Впечатление -Все мы знаем термин «первое впечатление — это последнее впечатление» и мы его тоже применяем. Например-Во время приема на работу думали так «Самый порядочный и скромный человек на собеседовании может всегда хорошо справляться со всеми ролями и обязанностями.

Стратегии улучшения навыков восприятия: 7 стратегий

  1. Точное знание себя: Один из действенных способов свести к минимуму искажения восприятия — это познать себя.
  2. Подчеркнут с другими:
  3. . Положительно:
  4. Откройте формирование впечатлений:
  5. Общение открыто:
  6. Сравнение одного восприятия с восприятием других:
  7. . Программы управления разнообразием

.com,

Википедия

Pinterest

www.managementnote.com

Другие также смотрели

Исследуйте темы

Восприятие: процесс и ошибки

Восприятие — это процесс, посредством которого люди рассматривают, анализируют, извлекают и реагируют на любую информацию из окружающей среды. Например, одни люди чувствуют себя счастливыми, зарабатывая деньги, а другие — тратя деньги.

Восприятие можно определить как «процесс интерпретации настоящего стимула на основе прошлого опыта».

Восприятие не так просто, как здесь сказано. Это комплексный подход. Это синтетический процесс, в который вовлечены различные физиологические и психологические процессы. Например, точность органов чувств, четкость ощущений, психический склад личности и т. д. Иначе наше восприятие может пойти не так.

Процесс восприятия
  • Восприятие: В этом процессе человек получает информацию через раздражители.
  • Выбор: Это регулируется двумя типами факторов:
  • Внешние факторы: Это размер, интенсивность, близость, движение и новизна.
  • Внутренние факторы: Это отношение, мотивы, переживания, интересы и ожидания.
  • Организация: Это процесс, посредством которого мы сортируем стимулы по осмысленной схеме. Это включает в себя следующее:
  • Группировка: Сборка стимулов по признаку сходства.
  • Близость: Близость стимулов друг к другу, влияющая на восприятие.
  • Замыкание: Способность упорядочивать стимулы таким образом, чтобы вместе они образовывали цельный паттерн.
  • Интерпретация: Это формирование представления о воспринятой, отобранной и организованной информации. Он включает в себя следующие явления: эффект первичности, избирательное восприятие, стереотипизация, эффект ореола, эффект проекции и ожидания. Это типы ошибок восприятия.
  • Эффект первенства/новизна: Первое впечатление производит самое важное, известное как эффект первенства. Эффект новизны, с другой стороны, заключается в том, что люди помнят последние события больше, чем менее недавние.
  • Стереотипирование: Это эффект, вызванный формированием определенного мнения о категории стимулов и обобщением этого представления на встречи с каждым членом этой категории. На самом деле существует разница между воспринимаемым понятием каждой категории и фактическими чертами членов. Это может повлиять на процесс собеседования в организации.
  • Эффект ореола: Это процесс обобщения всестороннего анализа до одного атрибута или черты. Эффект отрицательного ореола известен как эффект обратного ореола. Это влияет на оценку работы сотрудников в компании.
  • Проекция: Это психологический защитный механизм, который заставляет человека сравнивать свои негативные черты с другими людьми и делать вывод, что они лучше других. Проверка восприятия сводит к минимуму негативные последствия проекции.
  • Избирательное восприятие: Это означает, что человек видит, чувствует или слышит то, что он хочет, и пропускает другую информацию, несовместимую с его точкой зрения.
  • Эффект ожидания: Это склонность человека интерпретировать любое лицо или объект, основываясь на том, как он ожидает, что человек или объект будет в первую очередь. Его также называют эффектом Пигмалиона.

Факторы, влияющие на восприятие

Факторы, влияющие на восприятие, показаны на рисунке ниже:

Ошибки восприятия
  1. Стереопечать

«Создание положительных или отрицательных обобщений о группе или категории людей, обычно основанных на неточных предположениях и убеждениях, и применение этих обобщений к отдельному члену группы». Например, Девушки очень разговорчивы, Богатые жестоки к бедным.

  1. Эффект ореола

Составление общего впечатления о человеке на основе одной характеристики. т.е. если кто-то хорош в одном измерении, он/она считается хорошим и в других измерениях.

  1. Эффект недавности

Когда самая ПОСЛЕДНЯЯ информация влияет на наше суждение, даже если у нас есть вся другая информация о Человеке.

  1. Эффект подобия мне

Мы склонны благосклонно относиться к тем, кто похож на нас. Например, на собеседование пришли два кандидата, один из Дели, а другой из Бихара. Поскольку интервьюер из Дели, он склонен выбирать кандидата из Дели с лучшей оценкой.

  1. Фундаментальная ошибка атрибуции

Склонность недооценивать влияние внешних факторов и переоценивать влияние внутренних факторов при вынесении суждений о поведении других.

  1. Корыстный уклон

Склонность людей приписывать свои успехи внутренним факторам, возлагая вину за неудачи на внешние факторы.

  1. Самосбывающееся пророчество

Предвзятые ожидания и убеждения людей определяют их поведение, таким образом, служа реализации их ожиданий Пример, когда учитель назвал ребенка глупым (потому что у него неразборчивый почерк). Вскоре пацан поверил учителю и стал вести себя соответственно.

  1. Перцептивная защита

Люди склонны защищать то, как они воспринимают вещи. Однажды сложившись, взгляд человека на мир может стать крайне устойчивым к изменениям. Иногда перцептивная защита может иметь негативные последствия. Эта ошибка восприятия может привести к неспособности менеджера осознать необходимость творческого подхода к решению проблем. В результате человек просто продолжает действовать, как и раньше, даже перед лицом доказательств того, что обычный бизнес не приносит ничего стоящего 9.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *